Ровно 30 лет назад завершилась последняя война, в которой участвовал СССР: 15 февраля 1989 года из Афганистана были полностью выведены советские войска.
"Наверное, я под Богом ходил". Воспоминания одного афганца
Имя Быкова, как и Ильшата Гарайханова, внесено на мемориал. Хамбал Гамбаров был родом из Актанышского района. По словам Рустама Хабибуллина, историю Хамбала Гамбарова он нашел случайно. Хабибуллин в очередной раз приехал в Афганистан, там он встретился с местными жителями и людьми из российской диаспоры. Местные рассказали ему историю про солдат, которые попали в окружение и погибли в 1980 году.
Однако часть военных тогда взяли в плен — обычное дело для душманов, ведь те не умели пользоваться американским оружием, которое им поставляли. Плененные советские солдаты как раз должны были учить афганцев в нем разбираться. Но как узнали общественники, Хамбал всё же погиб в той самой засаде. Его фотографии вешали на столбах, искали как преступника, родню вызывали в КГБ, родственники даже не могли устроиться на работу, потому что семья считалась неблагонадежной, — сказал наш собеседник.
Хамбал Гамбаров Источник: предоставлено Рустамом Хабибуллиным Но и на этом история Гамбарова не заканчивается, всё дело в том, что Координационный совет Татарстана по вопросам ветеранов боевых действий уже 9 месяцев отказывается вносить на мемориал воинам-интернационалистам его имя. Причиной отказа называют тот факт, что в армию его призвали в Казахстане, а к Татарстану он вообще никакого отношения не имеет. За честь Гамбарова и бьется Хабибуллин. А ведь у солдата до сих пор жива мама.
Сейчас она живет в городе Агидель, который находится на границе Башкирии и Актанышского района.
Ron Hubbard Library» «Библиотека Л. Минина и Д. Кушкуль г.
Другой вариант — попросить лояльных к России афганцев нам помочь, естественно, не бесплатно. Такие проверенные люди у нас есть, они могут туда доехать, собрать информацию на месте, чтобы уже потом мы решали, как быть дальше. В идеале, конечно, если удастся, найти какие-то останки, чтобы после молекулярных исследований мы смогли установить личности погибших, о которых у нас пока никаких данных нет. Убийца 14 советских пленных просил никогда не упоминать его имени — Что вы узнали о втором восстании, о котором информации пока ещё меньше? В той группе было 14 наших пленных. Здесь я не хочу даже примерно говорить о географии. Мы узнали об этих событиях от человека, который тогда отвечал за безопасность этого лагеря. Он просил никогда и нигде не упоминать его имя, потому что не скрывает, что в итоге ему самому пришлось убить наших солдат. Поэтому, может, это и прозвучит странно, мы сейчас должны быть осторожны, чтобы не поставить его жизнь под угрозу. Но в итоге к утру моджахеды всех поймали. Так как в памяти были ещё свежи события в Бадабере, которые нанесли им огромный урон, то они понимали, что за недосмотр у охраны лагеря могут быть проблемы. И чтобы о факте побега никто не узнал, этот начальник охраны без согласования со своим руководством принял решение всех советских пленников расстрелять. Каковы шансы туда добраться и найти останки? Как только коронавирус отступит и возобновятся авиаперелёты, можно будет попытаться встретиться с этим человеком или его представителем, возможно, даже в третьей стране. Это наша ниточка, конкретное место захоронения знает только он. Будем стараться прийти к компромиссу, но и здесь всё будет упираться в деньги. От «красного тюльпана» до эмиграции на Запад — Судьба попавших в плен советских солдат складывалась по-разному. Разбираясь в этой теме, узнал, что около двух десятков наших пленных, которых моджахеды переправили в Пакистан, в итоге попали в США, Канаду, Европу, остались там навсегда. Их освобождал Красный Крест или порой буквально выкупали из плена западные правозащитники. Больше всего в этом отношении известна американка русского происхождения Людмила Торн. Как вы относитесь к этой категории пленных? В работе с военнопленным это второе правило после «не навреди». И если на кону стояла человеческая жизнь, то, конечно, лучше уехать насовсем туда, начав жизнь с нуля, чем остаться навсегда в афганской земле. Поэтому я не скажу ничего плохого ни про Людмилу Торн, ни про других правозащитников. Да, их работа имела определённый идеологический окрас, после освобождения ребята делали публичные политические выступления, обращались к Рейгану, играли на той стороне, грубо говоря, но, как мне кажется, сами эти женщины спасали наших ребят из плена по велению своего сердца, а наши люди ехали туда добровольно. Они не в сфере нашего внимания и интереса, но с некоторыми из них я бы хотел пообщаться, так как они могут обладать информацией о других пленных, которые ещё не найдены. И только через два года часть из них вернулась в СССР. Что это за история? СССР требовал у Красного Креста, чтобы солдат, освобождённых благодаря усилиям этой организации, сразу вернули на родину. Западные правозащитники воспротивились. В итоге нашли компромисс. Договорились, что после двухлетней «отсидки» под надзором в нейтральной Швейцарии их отправят в СССР. Но ближе к окончанию срока правозащитники снова начали заявлять, что отправлять принудительно людей нельзя. Добились, чтобы им дали возможность выбирать самим. В итоге из 11 человек восемь вернулись домой, а остальные попросили политического убежища: один буквально сбежал в Германию, двое остались в Швейцарии и затем, вроде бы, попали в США. Есть мнение, что в первые годы войны шансов выжить у них было меньше и только потом моджахеды поняли, что пленные «шурави» — это ценный актив. Так ли это? Но какие-то общие тенденции действительно были. Если человека брали в плен в бою, в котором кто-то из моджахедов погиб, или если в этой группе есть «кровники», у кого кто-то погиб раньше, то шансов уцелеть почти не было. Нашему военнослужащему Виктору Грязнову решением шариатского суда в феврале 1981 года сделали «красный тюльпан». Это чудовищная средневековая казнь, даже от описания которой становится жутко, кому очень интересно, наверное, смогут найти в интернете про это. Во многом такая расправа использовалась в пропагандистских целях. Плюс тут был и элемент жертвоприношения, когда человек переживает эти предсмертные муки страшные. Таких казнённых подкидывали, и без вести пропавшими они не считаются — их, как правило, опознавали.
Вначале получу его, а там посмотрим — если будут деньги, то съезжу домой — РП. Мать у меня уже совсем состарилась, я ей иногда звоню, а один раз она даже приезжала. Был брат, но его убили в пьяной драке — толкнули, и он ударился головой об асфальт. Здесь мстят кровь за кровь, а в России таких законов нет». Сергей Красноперов: «После того, как американцы совсем уйдут, станет лучше. Литовцы нас, правда, не очень любят... Я ведь считаю себя русским, а как раньше в СССР было? Все равны! А американцы считают, что кроме них все второго сорта. Даже негры для них лучше, чем афганцы. Я бы никому не пожелал оказаться на моем месте». Сергей Красноперов: «Хочу купить участок в городке. Мне губернатор и мой начальник обещали помочь, стою в очереди. Государственная цена небольшая — тысяча долларов, а продать потом можно тысяч за шесть. Выгодно, если все-таки захочу уехать. Как сейчас в России говорят — это бизнес». Гостиничный номер в Чагчаране.
Бывший военный СССР рассказал, как солдаты попадали в Афганистан
Они развернулись зимой 1979–1980 годов: советские войска вошли в Афганистан, подразделения военнослужащих рассредоточились по стратегически важным объектам инфраструктуры и гарнизонам. По оценкам Минобороны СССР, в разные годы численность боевиков, противостоявших в Афганистане советским и афганским правительственным войскам, варьировалась от 47 тыс. до 173 тыс. человек. Вторая жизнь советских солдат, пропавших в Афганистане. Десять лет советская армия сражалась в Афганистане против моджахедов. Среди советских солдат, воевавших в Афганистане, история восстания в Бадабере передавалась из уст в уста. «В эйфории разделения Советского Союза никто особо не думал о боевом потенциале уже бывшей Советской армии, – говорит последний командующий 40-й армии, который ее и выводил из Афганистана, генерал-полковник Борис Громов. Книга Памяти: Военнослужащие органов и войск КГБ СССР, погибшие в Республике Афганистан (1979-1989)/Ред. колл.
Афганцы: «Никто про нас не вспоминает и никому мы не нужны»
Однако розыском советских солдат в Афганистане не занимается никто, кроме Комитета СНГ по делам воинов-интернационалистов. Против солдат и офицеров Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) была развернута настоящая пропагандистская война, главным инструментом в которой выступало «Радио «Свободный Кабул». , афганистан: 30 лет в ожидании мира, безопасность, афганская война (1979—1989), афганец, воспоминания, новости беларуси. Чуть не расстреляли своих: воспоминания спецназовца, прошедшего ужас Афгана. Последний советский солдат покинул Афганистан 15 февраля 1989 года. Чем была для СССР афганская война – героической миссией или роковой ошибкой? Сегодня мы публикуем статью нашего читателя Максима Фоменко о быте советских солдат, участвовавших в войне в Афганистане.
Афганская война: приказы Родины не обсуждаются
Сотни советских военнослужащих, пропавших без вести в войне, продолжавшейся без малого десятилетие. Во время нахождения контингента советских войск в Афганистане немало наших солдат по разным причинам оказалось в лагере моджахедов. Вторжение в Афганистан привело к гибели около 15 тысяч советских солдат и специалистов между 1979 и 1989 годами. Если сравнить американских и советских военнослужащих, то в Афганистане уверены, что войска СССР намного лучше.
Война в Афгане. Фото
сказал Громов и добавил, что советские солдаты. Во время Афганской войны в тоннеле произошли два случая массовой гибели советских военнослужащих: 23 февраля 1980 года из-за ДТП остановилась советская колонна, и 16 военнослужащих задохнулись выхлопными газами. 15 февраля последний советский солдат перешел мост, соединявший Союз и Афганистан. После вывода советских войск из Афганистана прошло более 30 лет, но пропавшими без вести до сих пор числятся 264 участника этой кампании. Против солдат и офицеров Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) была развернута настоящая пропагандистская война, главным инструментом в которой выступало «Радио «Свободный Кабул».
В Афгане выбывали из строя чаще от болезней, чем от ранений в боях
так советские солдаты в Афганистане называли местность, покрытую густой растительностью. — В чем главное отличие процесса подготовки мобилизованных от того обучения, которое проходили советские солдаты-срочники перед отправкой в Афганистан? Во время нахождения контингента советских войск в Афганистане немало наших солдат по разным причинам оказалось в лагере моджахедов. Однако в Афганистане и после 15 февраля до апреля 1989 года оставались советские военнослужащие и подразделения пограничников, прикрывавшие вывод войск. Вот эта встроенность русского солдата в афганскую память и мешает сегодня американцам добиться своего контроля над Центральной Азией.
«Кому нужна была эта ваша война?» Воспоминания афганца
Обезболивающие лекарства, в том числе содержащие опиаты, помогали подавить страх. На войне мало кто задумывался о зависимости и о том, что будет делать со своим пороком в мирной жизни. Те у кого не было под рукой обезболивающих, использовали местные наркотики. Афганистан — настоящий рай для наркоманов и солдаты брали от его щедрот все что могли. В ходу были как обычная марихуана, так и опиум. Но популярнее всего оказался чарас — необработанная смола, собранная с соцветий конопли. Бывшие офицеры сейчас вспоминают, что в отдельных подразделениях любителей чараса было 90 процентов. Страшнее, чем смерть Советские солдаты боялись не только погибнуть, но и попасть в плен. Моджахеды редко убивали захваченных солдат сразу.
Обычно они предлагали пленным принять ислам. Если боец соглашался, его отправляли в горные поселки, где он годами выполнял грязную работу за еду, или в пакистанские лагеря для военнопленных. Отказавшихся принять чужую веру жестоко убивали, нередко после пыток. В редких случаях происходил «жест доброй воли», то есть обмен пленными. Так как все хорошо знали, что моджахеды не признают конвенции, плена боялись иногда больше смерти. В Пакистане наши солдаты находились в невыносимых условиях. Свирепствовали и местные жители. Раненых афганские крестьяне часто добивали палками и мотыгами.
Совет ветеранов МПГУ обращается к профессорско-преподавательскому составу, сотрудникам и студентам нашего университета с просьбой: Расскажите о тех, кто прошёл через горнило «тех самых лет», кто продолжает жить среди нас, кто погиб на «афганской войне». Нам дороги все, кто прямо или косвенно имеет отношение к нашему университету! Нам дорого всё, что касается истории нашего университета! Немного об истории вопроса. В 1973 году в Афганистане был свергнут король Захир-шах. Власть перешла к его родственнику Мухаммеду Дауду, объявившему Королевство Афганистан республикой. Однако просуществовал режим Дауда недолго. Афганистан, по заявлениям партийного руководства, начал строить социализм. Фактически же в стране господствовали феодальные отношения, противостояние различных этносов, кланов, родов и племен, нищета, безграмотность и фанатическая религиозность.
Оппозиция укрепляла свои ряды. Недовольство нарастало. Восстали пуштунские племена. Усилился поток беженцев в сопредельные страны. Началось вторжение бандформирований из Пакистана, заполыхала гражданская война, кульминацией которой стал антиправительственный мятеж 15 марта 1979 года в Герате — третьем по величине городе Афганистана.
Афганский конфликт закончился четверть века назад, но мы не знаем даже о судьбе тех советских воинов, кто после вывода войск остался в плену у моджахедов. Данные разнятся. Из 417 пропавших без вести 130 были освобождены до развала СССР, более сотни погибли, восемь человек были завербованы противником, 21 стали «невозвращенцами». Такова официальная статистика. В 1992 году США предоставили России информацию еще о 163 российских гражданах, пропавших в Афганистане.
Судьба десятков солдат остается неизвестной. Бахретдин Хакимов, Герат. Его призвали в армию в 1979 году. В 1980-м пропал без вести во время боя в провинции Герат, был официально назван убитым. На деле оказался тяжело ранен в голову. Местные жители подобрали его и выходили. Скорее всего, именно ранение привело к тому, что Хакимов практически забыл русский язык, путает даты и названия. Иногда называет себя офицером разведки. Психологи объясняют, что при таких ранениях огромна вероятность формирования ложной памяти, перестановка дат и имен. Бахретдин Хакимов сейчас живет в Герате на территории музея Джихада в маленькой комнате.
Фотограф Алексей Николаев отыскал бывших советских солдат, которые рассказали ему свои удивительные истории о жизни в неволе и после, в миру. Все они долгое время прожили в Афганистане, приняли ислам, обзавелись семьями, говорят и думают на дари — восточном варианте персидского языка, одном из двух государственных языков Афганистана. Кто-то успел повоевать на стороне моджахедов. Кто-то совершил хадж. Некоторые вернулись на Родину, но иногда их тянет обратно в страну, которая дала им вторую жизнь. Он служил в западной провинции Герат, сражался в районе Шинданда. Мне он практически ничего не рассказывал о той войне, но к нам часто приезжали его сослуживцы. Тогда табу на Афган временно снималось, и я заслушивался историями с далекого удивительного Востока — одновременно забавными и печальными, героическими и трогательными. Иногда спокойные и сдержанные разговоры перерастали в жаркие споры, но о чем — в том возрасте я понять не мог. Николай Быстров попал в плен в 1982 году: старослужащие отправили в самоволку за анашой.
Раненого и плененного, Быстрова увели в Панджшер, на базу моджахедов, где произошла его встреча с Амад Шахом Масудом. В дальнейшем Николай принял ислам и стал личным телохранителем Ахмад Шаха. Вернулся в Россию в 1999 году с афганской женой и дочерью. Николай Быстров с семьёй живёт в краснодарскомм крае, станица Усть-Лабинская. Афганистан вернулся в мою жизнь много позже, после разговора с фоторедактором Олесей Емельяновой. Мы задумались о судьбе советских военнопленных, пропавших без вести в ходе войны 1979-1989 годов.
Таким шёл в армию 18-летний Леонид Жильников. Шёл в армию, а попал на войну в Афганистан в 1979 году. Сегодня, в день 40-летней годовщины ввода войск в Афганистан, Леонид рассказал, как он увидел ту войну. Именно после этого интервью особенно остро понимаешь, чем не должны заниматься 18-летние парни, если только они сознательно не выбрали военную профессию. Не должны! Равно как и войны быть не должно. Началась Афганская война, которая длилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней, всего 3338 дней. Но тогда даже и мысли в голову не приходило, что для тебя — человека, выросшего и живущего в мирное время, — очень скоро и совершенно внезапно начнется самая настоящая война и нечеловеческая борьба за выживание, — рассказывает Леонид Жильников. Нас не готовили К войне именно нас, первый поток солдат, не готовили — это потом стали учебки создавать, а у нас просто было: автомат освоили, постреляли по мишеням, собственно, и всё. Уезжали мы без оружия. И вот первое предчувствие, что предстоит что-то действительно серьезное, появилось, когда нам стали выдавать оружие. Как в Великую Отечественную — открывают ящик и раздают винтовки, шапку снимаешь, а туда тебе в коробках — патроны. Первый кошмар перед моими глазами 18-летнего пацана был, когда мы проезжали мимо населенного пункта, где наших обстреляли. Тогда я увидел кровь и первые трупы, прикрытые плащ-палатками. Трупы грузили в резиновые бочки… Это как страшный сон. Потом понимаешь, что это реальность и что никуда ты не денешься. Надо как-то выживать. Вши и глиняный пол вместо кровати У солдат не всегда была еда Источник: архив Леонида Жильникова Снег на перевале в Саланге идет круглый год, даже летом. Проклятое место… Именно здесь началась самая суровая борьба за выживание. Спали прямо на глиняном полу, помыться нет возможности — в холодной горной реке мыло не мылится, бриться нельзя в горах: порезался — и кровь не остановить. Естественно, с такой гигиеной завелись вши.
Опиум для народа: как советских солдат подсаживали на наркотики в Афганистане
По штату у нас было около семи тысяч солдат и еще примерно десять тысяч душманов, которые перешли на сторону государства. Они считались штатным подразделением дивизии хотя носили обычную, гражданскую, одежду , а располагались вокруг Герата и даже в районе Колайи-Нау, у советской границы. У них были очень сильны племенные влияния: например, командир батальона — он же вождь маленького племени. Мы им поставляли оружие, деньги, боеприпасы. Скажем, они представляют список из пятисот человек, но как-то мы пытались их построить — набрали человек пятьдесят.
Нам сказали, что остальные несут службу на постах. Когда мы их пытались брать на боевые действия, они занимались только грабежом в своих кишлаках и были не управляемы своими командирами. Танки Т-62. Современного ничего не было.
Правда, 76-миллиметровые горные гаубицы я увидел впервые. Были 76-миллиметровые пушки времен Отечественной войны. Автоматы и пулеметы тоже наши. Оружия там всякого — хоть отбавляй.
На трофейном складе — от автоматов ППШ и маузеров до современного оружия. Мы еще до ввода войск поставляли в Афганистан много оружия и боеприпасов в рамках военно-технического сотрудничества. Еженедельно, по четвергам, у нас, советников, были учебные стрельбы с использованием всех видов стрелкового оружия, включая трофейное — зарубежного производства. В «туристической поездке» — Чаще говорят об армейских буднях, намного реже — о том, как устроен быт советников...
Продукты, медикаменты, гражданскую одежду покупали за свой счет, сами готовили себе еду. Закупка продуктов велась организованно — раз в месяц отправляли продовольственную команду в Кабул, там был специальный магазин военторга для советников. Продукты разнообразные, о многих мы в Союзе даже не слышали — например, сухая колбаса, заливные языки в банках. Советник-офицер ежемесячно получал около 1000 инвалютных рублей чеков — втрое больше, чем офицеры наших войск, дислоцированных тогда в Афганистане.
Солдаты, служившие вместе с советниками, получали по 500 инвалютных рублей. Но и риска находиться среди афганцев было, конечно, больше, чем среди своих. Правда, в Союзе офицерам основного контингента Советской армии за время службы в Афгане начислялся двойной оклад, были и другие льготы, а советникам кроме чеков полагался только обычный оклад. Но они не могли получить начисленные в Союзе деньги до возвращения из Афганистана, а советники могли.
По желанию можно было официально обменять часть своего оклада на афгани, чтобы кроме основных закупок продовольствия каждый мог еще что-то купить и у местного населения. Опять же питание для офицеров и солдат контингента наших войск, в отличие от советников, было бесплатным. Жили мы в городке на окраине Герата, построенном раньше немцами для строителей дороги Кушка — Герат — Кандагар. Это двухэтажные домики, наподобие таун-хаусов, из местного, крепкого, как камень, кирпича.
В домике три комнаты, кухня, туалет. Каждому советнику полагалось по комнате, ее площадь зависела от его должности. Охраняла наш городок рота солдат из афганской дивизии. Когда не было боевых действий, рабочий день у нас продолжался с 8 до 17 часов.
Четверг был предвыходным, пятница джума , согласно мусульманским традициям, выходным, а суббота и воскресенье — рабочими днями. Климат там непростой: летом жара до 50 градусов, и за два года моей службы ни разу не было дождя. Советникам и специалистам разрешалось брать в Афганистан жен. Но я был там один, так как младшему сыну, когда я уехал в Афганистан, было всего четыре месяца.
Через год пребывания в Афганистане предоставлялся двухмесячный отпуск в Союз.
Сергей Красноперов — Нурмухаммад Источник: gzt. Принял ислам, стал личным охранником генерала Рашида Дустума.
Женился на местной девушке, имеет 6 детей. О возвращении на родину никогда и не помышлял. Работает автослесарем в местном отделении министерства энергетики, живет в небольшом кишлаке в полусотне километров от города Чагчаран.
Ему предложили смерть или ислам, он выбрал второе. В 2016 году телевизионный канал для Геннадия организовали визит в его родной Донецк, он посетил могилы родителей. Его оставшаяся в Кундузе жена и 3 детей плакали, думая, что больше не увидят его.
Но повидавшись с родственниками, Цевма вернулся к семье. Николай Выродов — Насратулла Мухамадулла Источник: gzt.
Кто-то сливался c местным населением, а кому-то приходилось воевать против своих бывших сослуживцев. За моей спиной нет ни одного советского солдата». Это была официальная информация, а по неофициальным данным с другой стороны моста могло находиться до 400 граждан Советского Союза. Об Афганской войне написано множество книг и мемуаров, однако тема дезертирства в них практически не затрагивается. Видимо ни у кого не было желания писать о бывших товарищах, в силу разных причин нарушивших свой воинский долг.
Наиболее частая причина, по которой советские солдаты оказывались по ту сторону линии огня — попадание в плен. По данным заместителя председателя Госкомитета Украины по делам ветеранов Валерия Аблазова, за весь период участия СССР в афганском конфликте было пленено 417 советских военнослужащих. Их судьбы сложились по-разному. Более 60 солдат стали невозвращенцами: они приняли ислам, обзавелись семьями и полностью ассимилировались в афганской среде. Некоторые из них были завербованы моджахедами и обратили оружие против своих бывших сограждан. Часть перебежчиков до сих пор живет в Афганистане под мусульманскими именами. По данным Российского Союза ветеранов Афганистана по состоянию на 15 февраля 1989 года насчитывалось 64 военнослужащих, воевавших против СССР в отрядах моджахедов в Афганистане.
Однако по версии журнала The Times, подобных «афганцев» может быть более сотни. В декабре 1989 года Верховный Совет СССР принял постановление «Об амнистии совершивших преступление бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане». С точки зрения закона изменников на афганской войне не было. Однако и после амнистии советские «афганцы» не торопились на родину. Сотрудники Комитета по делам воинов-интернационалистов при совете глав государств-участников СНГ Александр Лаврентьев и Николай Быстров до последнего времени вели поиски оставшихся в Афганистане бывших советских военных. Николай Быстров, сам находившийся в афганском плену 12 лет, выступал в роли своеобразного проводника в этой крайне опасной стране.
Более того, принимала участие и Франция. Потому что французский спецназ из Иностранного легиона — это было такое вот элитное подразделение мирового уровня, которое вот в таких горячих точках и должно было воевать. Было даже несколько случаев, когда ловили этих французских легионеров на территории Афганистана. Более того, забывают, что Советский Союз воевал и с Ираном. Иран тоже оказывал помощь. Он где-то в течение двух-трех лет занимал выжидательную позицию. И с 1983-1984 года активную поддержку моджахедам стал предоставлять Иран. И все забывают, я еще раз повторю, про Китай. Первые партии оружия афганским моджахедам пошли из Китая. То есть пока вот США развернули свою эту разведывательную сеть, сеть подготовки моджахедов, поставку войск, то есть первый год — поставки вооружения, связи, взрывчатки — помощью моджахедам занимался Китай. То есть это была широкая коалиция, в отличие от Вьетнама, где, в общем, США только имели таких, ну, скажем так, давних союзников. Ту же Австралию, там ряд европейских стран. А здесь была такая совершенно разношерстная необычная коалиция, которая выступила. То есть никогда до этого таких союзов не образовывалось. И, наверное, сейчас мы вряд ли увидим в союзниках Америки Иран в каких-либо конфликтах. Ее главное отличие от предыдущих образцов состоит в том, что в летний вариант в качестве головного убора входила кепка, а для самых жарких районов — панама. Стоит отметить, что в самом Афганистане эту форму называли «эксперименталкой». Потому что она проходила испытания именно на афганской войне. Виктор Баранец, военный обозреватель «Комсомольской правды»: Однажды пропагандист мотострелкового полка подполковник Владимир Гара пригласил меня на любопытную выставку оружия, боеприпасов, захваченных во время боев с душманами. Почти половина плаца была завалена этим добром — от переносных зенитных комплексов США «Стингер» и Blowpipe, до крохотных итальянских противопехотных мин. Душманов вооружает полмира, - сказал мне мрачно Гара. Они на это денег не жалеют. Об американской помощи моджахедам стало известно уже в первый год афганской войны. С каждым годом эта помощь увеличивалась. Но истинные ее масштабы тогда оценить не могла даже советская разведка. Захваченные в плен пакистанские и английские инструкторы признавались на допросах, что помощь шла через третьи страны. О том, как США накачивали душманские отряды оружием и боеприпасами, я узнал значительно позже, когда прочел книгу Джорджа Крайла «Война Чарли Уилсона». Уилсон был конгрессменом, сыгравшим особую роль в финансировании и вооружении душманской армии. И в годы войны, и после у меня была возможность знакомиться с документами наших спецслужб. Но это были отрывочные сведения. Книга Крайла — своего рода энциклопедия американской тайной войны того времени на земле Афганистана, яркое свидетельство того, что многие ее ключи скрывались не в афганских горах, а в кабинетах Белого дома и Конгресса США, Пентагона и ЦРУ. Борис Громов, бывший командующий 40-й армии, она еще называлась ограниченным контингентом советских войск, генерал-полковник в отставке: С одной стороны, средства финансовые, материальные были огромными, которые уходили на содержание, на поддержание этой армии 40-й. Но это не являлось ни в коей мере вот такой критической, что ли, массой, которая повлияла на развал Советского Союза. А если говорить про политику или идеологию, которая бы повлияла на развал Советского Союза со стороны 40-й армии, ну, это смешно об этом говорить. Потому что люди, которые были в Афганистане и которые там воевали, не только в 40-й армии, а, скажем, тот же дипломатический корпус, торговое представительство, другие ведомства Советского Союза, это люди, наоборот, были государственно мыслящими, включая абсолютное большинство военнослужащих. Мы, когда были там, ведь перестройка эта началась без нас, слава богу, нас не было в Советском Союзе в это время, но мы слышали, конечно, и переживали, и мы были на сто процентов, абсолютное большинство, абсолютное, хочу подчеркнуть, были не за перестройку. Мы были за изменения жизни нашей на сто процентов, но не за такую перестройку, вот которая началась. Владимир Снегирев, первый собственный корреспондент «Комсомольской правды» в Афганистане: Мне не дает покоя до сих пор одна мысль. Я вел дневник с первых же дней. И я там писал, особенно в первые дни, какие-то наивные записи. Вот сейчас, когда поднимаю, думаю: господи, какой же я был дурак! Записи, в которых я писал о том, что вот я сейчас присутствую при величайшем событии, что это вот революция, что она освобождает людей, что она помогает людям обрести себя, стать гражданином, обрести свободу. Это было наивным. Вот я хочу понять до сих пор, так это было или все-таки это было не так. Афганистан жил и сейчас живет в феодализме. И наши ребята, когда пришли, наши солдаты, да и афганские революционеры тоже, офицеры молодые, они ведь что хотели, они не хотели решить какие-то шкурные вопросы. Они хотели дать людям возможность жить свободно, счастливо. Ну, как живут люди во всех других странах мира цивилизованных. Что в этом плохого? Ничего плохого нет. Но вопрос остается. Все-таки много всяких «но». Стоит отметить, что уже в 1989 году на Свердловской киностудии был снят фильм под названием «Груз-300», один из первых фильмов об афганской войне. Часть 4. Вскоре этот термин стали использовать и воины-интернационалисты для обозначения выходного дня. Для мусульман пятница считается священным днем. В Афганистане местное население в этот день выходило на прогулку или сидело в чайных и шашлычных. Виктор Баранец, военный обозреватель «Комсомольской правды»: В полутемной охраняемой двумя автоматчиками комнате штаба афганской части мне разрешили поговорить с раненым диверсантом в присутствии переводчика. У пленника было почти русское имя — Назар. Ему было около тридцати. Черная борода и крысиные глаза, брызжущие ненавистью. Назар был хорошо образованным, отлично знал историю своей страны. Он гордо сказал мне, что еще ни один завоеватель не покорял Афганистан. Даже Македонский. Что русские зря поддерживают неверную власть. Что для каждого моджахеда большая часть — умереть в бою с советскими оккупантами. Здесь каждый младенец и каждый камень мечтает убить русского. Ошпаривая меня презренным взглядом, говорил невольник: «Уходите из нашего дома! Мы сами наведем тут порядок. Мы повесим всех ваших марионеток». Афганский переводчик неохотно переводил мне слова страстного оратора в наручниках. Очухавшись от могучей атаки бородача, я выскреб из растерянных мозгов лучшие, как мне показалось, аргументы, и стал доказывать Назару, что советский солдат пришел в его дома, держа в одной руке автомат, а в другой — хлеб. Афганский офицер, который пришел за мной, слышал последние слова арестованного и, сурово взглянув на него, спросил у меня: «Хотите сами прикончить этого подлеца, или как? Когда я беседовал с начальником афганской разведки, во дворе управления раздался выстрел. А еще через неделю он же мрачно сообщил мне, что офицер, расстрелявший пленника-душмана, убит неизвестными. Справка «Зеленка» - так советские солдаты в Афганистане называли местность, покрытую густой растительностью. Весной и летом такие места были крайне опасны. В них прятались душманы. Михаил Кожухов, телеведущий, с 1985 по 1989 годы — собственный корреспондент «Комсомольской правды» в Афганистане: Там море нашей техники. Вертолеты, самолеты, танки, все, что угодно. Сейчас их свезли в некоторые точки. И вот на одной как раз такой точке я был. И там вот это вот железо охраняют «духи». Вот реальные дядьки, которые тогда воевали. И когда выяснилось, что они — «духи», а я был там в этой Рухе много лет назад, они бросились обниматься. Это было очень странно. Я был готов к этому. Мне все говорили, что афганцы, типа, очень хорошо реагируют. Но это было очень странно, вот когда типа: да, вот мы в вас стреляли, но вы нас кормили. Дарья Асламова, специальный корреспондент «Комсомольской правды»: Долгое время в Афганистане существовал культ шурави — культ Советского Союза. С кем мы только ни воевали. И вот как бы с теми, с кем мы воевали, обычно остались старые обиды, старые занозы. Вот Афганистан потрясал всегда меня тем, что он способен простить обиды, если он ценит врага. Долгое время после того уже, когда был свергнут даже режим талибов, пришли американцы, возник настоящий культ Советского Союза. Культ шурави, потрясающий культ. Я помню мой самый первый визит после входа американцев, когда мы с местным командиром ехали в горах, там было несколько солдат, и наша машина, мы чуть не свалились в пропасть. И я, как всякая женщина, закричала от ужаса. Потому что горы очень страшные в Афганистане. Вот подо мной пропасть. Я закричала. Мы еле-еле вытащили эту машину. И солдат начал надо мной смеяться. Мол, женщина, она же боится. И к ним повернулся командир и что-то так им резко сказал, что они все заткнулись. Я спросила: что ты ему такое сказал? Потому что он говорил по-русски. Он немножко понимал русский. Он воевал с русскими, он понимал русский. Он сказал: «Ты понимаешь, я им сказал: она — шурави. Это вы, дураки, боитесь.
Последние новости
- Кургинян: советские солдаты в Афганистане спасли СССР от терроризма
- «Эта тема до сих пор волнует множество людей»
- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
- «Живая история»: ветераны войны в Афганистане и на Северном Кавказе встретились со студентами СКФУ