почитать молитвы и акафисты, чтобы голову от посторонних мыслей. молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем. На богослужении прихожане с молитвой обращаются к Богу об отпущении грехов, после чего совершается помазание принимающего таинство освященным маслом — елеем», — сказал протоиерей Антоний Шварев. Сегодня, 23 апреля, в Вознесенском кафедральном соборе по окончании утреннего богослужения было совершено последнее Великим постом 2024 года Таинство Соборования. Часто в церковной практике все это разделено на два дня: соборование проводится вечером, а утром пособоровавшийся посещает литургию и причащается.
Что такое Соборование
Чинопоследование Таинства Елеосвящения | Вопреки расхожему мнению, что к Елеосвящению прибегают только больные, воцерковленные люди по возможности раз в год приходят на Соборование в пост. |
Соборование в Великий пост в 2024 году | молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем. |
Соборование: какие грехи прощаются? | В день Соборования причащаться не надо, но можно исповедоваться (напомним, Литургия у нас в 10:00 начинается, а Соборование – в 14:00). |
Лазарева суббота — Покровский кафедральный собор | Главная > Новости > Московское благочиние > Благочинный и клирики Московского округа совершили причастие и соборование в православном детском саду. |
Чинопоследование Святого елея (Соборование)
Митрополит Амвросий совершил Таинство Соборования | Известно, что Елеосвящение способно простить человеку некоторые грехи, но не те, которые он, надеясь именно на это, просто-напросто утаил, скажем, из-за стыда. |
Чинопоследование Таинства Елеосвящения | По окончании же сего больный, приемляй елеосвящение, аще может, сам входит посреде священников, или держимь от своих си стоит, или седит. |
Все о таинстве соборования | Таинство елеосвящения установлено Иисусом Христом. |
Общее расписание богослужений | Московский Данилов монастырь | Соборование — это более народное название, поскольку по смыслу чинопоследования оно должно совершаться "собором священников", то есть несколькими священниками. |
Расписание богослужений
В пятом евангельском чтении Мф. Притча заканчивается призывом: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Шестое чтение Гал. В шестом Евангелии Мф. Седьмое, заключительное, чтение 1 Фес.
Оно заканчивается словами: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Евангелие седьмое Мф.
Оно же приводит слова Иисуса Христа к роптавшим на Него фарисеям: Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. По совершении последнего, седьмого, помазания священнослужители становятся в центре и принимавшие Таинство верующие окружают их, а предстоятель, открыв Святое Евангелие, кладет его письменами на их головы и произносит молитву к Господу Иисусу: «... Сам и раба Твоего рабу Твою, имярек , кающагося кающуюся о своих си согрешениих, приими обычным Твоим человеколюбием, презираяй вся его ея прегрешения...
Затем священник, сняв Евангелие, дает его поцеловать всем, принявшим Таинство Соборования. Затем следует краткая ектенья о милости, жизни, здравии и спасении и оставлении грехов предстоящих. Поются стихиры святым бессребреникам-целителям и Божьей Матери и бывает отпуст. После этого принявшие Таинство должны трижды поклониться его совершителям со словами: «Благословите, отцы святии или: отче святый и простите мя, грешнаго грешную » трижды и получить иерейское благословение.
Пономарев Вячеслав].
Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования.
Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти.
Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно.
Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. Протоиерей Валентин Асмус Во время Великого Поста проходит Соборование, скажите, как правильно собороваться, нужно ли исповедываться перед этим или это не обязательно? И всем ли можно собороваться?
Юлия Ответ: Уважаемая Юлия, соборование бывает не только Великим постом, но и другими постами. Бывает и по обращению людей в тех или иных недугах, ибо это таинство, которое и установлено в Церкви для того, чтобы мы получали исцеление в наших недугах душевных и телесных. Безусловно, полезно и разумно будет соединять таинство соборования с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу в таинстве покаяния, тот с большей для себя пользой и пособоруется.
Что касается того, кому можно, кому нельзя приступать к таинству соборования, то, конечно, к соборованию должны приступать люди, живущие регулярной церковной жизнью, для которых это не просто случайный заход в церковь, а часть их духовного в ней пребывания. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству. Максим Козлов Скажите, пожалуйста, как использовать елей и пшеницу, полученные после Соборования?
Может ли елей использоваться не участвовавшим в таинстве? Этого я как раз хотел бы спросить у Вас — как Вы собираетесь пользоваться елеем и пшеницей, полученными после Соборования? Потому что мы их раздаем только по усиленным просьбам прихожан.
А в древности ничего после соборования не раздавали, но все сжигалось. Можно мазать этим елеем больные места. Можно им пользоваться и тем, кто не соборовался нет никаких указаний в уставе о том, что это запрещено , но только это не заменяет участия в Таинстве.
Но обычно никто ничего не мажет, а потом люди спрашивают, куда девать прогоркшее масло. Так что в другой раз не смущайтесь, если все будут брать, а у Вас не будет такой необходимости — это не обязательно. С уважением, священник Михаил Немнонов.
Как часто можно собороваться? По традиции соборуемся ежегодно. Более частое соборование едва ли уместно, если мы не заболели какой-либо внезапной и тяжелой болезнью.
Знаю, что соборование проводят для тяжелобольных людей. Зачем это нужно здоровым? Сергей Федорович По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно во время Великого Поста, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения.
Как писал православный писатель XIX века Евгений Поселянин, «вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, — я могу прибегать к соборованию. Но и в телесной болезни человеку необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божиего Промысла».
Кроме исцеления от болезней, Таинство Елеосвящения дарует нам прощение забытых грехов но не сокрытых сознательно. Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе.
Перед Соборованием желательно исповедаться, а сразу после Соборования причаститься. Олег Кудряков Я уже 3-й год принимаю участие в таинстве соборования Великим постом. В предыдущие годы прихожане всегда уносили с собой свечу, чтобы потом при необходимости молиться с этой свечой о здравии.
В этом 2010 году священник сказал прихожанам, чтобы все оставили свои свечи в соборе. Некоторые объясняют это тем, что на службе присутствует много нездоровых людей, а свеча впитывает весь негатив, и при повторном использовании от нее будет уже не польза, а вред. Если можно ответьте пожалуйста так ли это?
С уважением, Евгения. Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко: Здравствуйте, Евгения! Нет, это суеверие: свеча не впитывает никакого негатива, да и не приносит сама по себе ни вреда, ни пользы.
Пользу мы получаем от молитвы, а не от свечи. Можно забрать свечу домой, можно оставить в храме — это неважно: традиции могут быть разными, и то, и другое допустимо. Дай Бог Вам здоровья!
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко. Меня мама заставляет идти на Соборование, а я не хочу. Ведь после этого нужно исповедоваться.
Но ведь для того, чтобы исповедоваться, нужно ощущать потребность душевную, как я думаю. А я на данный момент её не ощущаю. И считаю, что без этого исповедоваться нет смысла.
Подскажите, пожалуйста, что мне делать? Любовь, 17 лет. Отвечает священник Антоний Скрынников: Здравствуйте, Любовь!
Исповедь, как правило, происходит до соборования, а не после. Заставлять вас идти на соборование против вашей воли, конечно же, неправильно. Но с другой стороны, вы должны понимать, что ни одна мать не пожелает своему ребенку ничего плохого.
Никакой первоклашка не хочет ходить в школу. Гораздо веселее играть целыми днями в солдатики и машинки. Когда мы вырастаем, мы начинаем понимать, какое же доброе дело сделали наши родители, дав нам образование.
Если вы не испытываете духовную потребность в покаянии, то это серьезный повод задуматься, что с вашей душей что-то происходит. Если мы не видим своих грехов и потребности в избавлении от них, то наша душа мертва. Если мы считаем нашу совесть чистой, то это признак короткой памяти.
Чтобы пробудить свою совесть, нужно читать Евангелие, духовную литературу, в том числе и об исповеди. На нашем сайте вы сможете найти большое количество литературы на эти темы О соборовании , об исповеди. С уважением, священник Антоний Скрынников.
Можно ли молиться при общем соборовании о человеке, который там не присутствует? Дело в том, что мой сыночек ему 2 года никак не может выстоять всё соборование, нам уже приходилось уходить раньше.
Лик: Тебе, Господи. Возглашает священник: Яко подобает Тебе всякая слава, честь, и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь.
Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь. Псалом 50 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти.
Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Он может одежду постирать — все равно рана будет кровоточить, все равно кровавое пятно будет выступать. Поэтому и важно исцеление духовное. Если мы физически исцелились, а духовно нет, это все равно, что постирать рубашку, а рану, которая под ней скрывается, не залечить. Перед началом Таинства необходимо записаться в свечной лавке, чтобы Ваше имя успели передать священнику. В день Соборования можно есть. Во время совершения Таинства на человеке обязательно должен быть крест. Тело и одежда должны быть чистыми и доступыми для помазания: воротник следует глубоко расстегнуть и засучить рукава. Нужно стараться, чтобы елей не попал на одежду — из благоговения к святыне.
С собой желательно иметь бумажные салфетки для отирания лишнего масла, которые потом сжигаются или оставляются в церкви. После Соборования необходимо хранить себя в тишине, следует посвятить время молитве, почитать что-то душеполезное, посетить кого-то, нуждающегося в помощи и поддержке. Не следует сразу умываться, чтобы не смыть освященное масло. В соборовании прощаются грехи забытые, неосознанные. Но надо помнить, что соборование приносит плоды лишь тогда, когда человек живет по Евангелию, регулярно исповедуется, причащается и действительно хочет изменить свою жизнь. Филарет Дроздов ]. По словам святителя Симеона Солунского, «елей [таинства] есть елей святой по силе священнодействия, и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его» Блж. Симеон Солунский. Разговор о св. Симеона, архиеп.
В древности елей, то есть масло оливкового дерева, использовался очень широко. В Ветхом Завете о нем говорится и как о важнейшем продукте питания, и как о неотъемлемой принадлежности храмового богослужения хлеб, входивший в состав жертвоприношений, изготовлялся с добавлением елея, елей горел в лампадах Храма, им помазывались священники при их поставлении, а также жертвенники и принадлежности Храма и т. Помимо того, елей наделялся символическим значением — как знак милости Божией и радости о жизни по заповедям. В культуре античности елей также занимал важное место, особенно в медицинской практике. Именно елей, а также вино, описаны как врачебное средство в притче Господа нашего Иисуса Христа о милосердном самарянине: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым … Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» Лк. Итак, с внешней стороны таинство Елеосвящения тесно связано с древней практикой врачевания ран и болезней при помощи помазания елеем. Но церковное таинство к этой практике отнюдь не сводится. Согласно Евангелию, апостолы, по повелению Христову, «многих больных мазали маслом и исцеляли» Мк. Очевидно, что эти исцеления совершались не просто благодаря медицинским свойствам елея, но благодатью Божией, так как апостолы исцеляли силой и властью, полученной от Самого Христа. Об исцелении через Елеосвящение пишет апостол Иаков, брат Господень: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
Это свидетельство лежит в основе церковного таинства Елеосвящения. Болящего в таинстве исцеляет не елей как таковой, а молитва веры, и восставляет больного Сам Господь. Помазание служит лишь внешним знаком, указывающим на внутренее содержание таинства — молитву веры и отпущение грехов. Отпущение грехов является неотъемлемым аспектом таинства Елеосвящения. Болезнь и грех связаны между собой — об этой связи пишет сам апостол Иаков в начале своего послания: «Сделанный грех рождает смерть» Иак. Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни.
Соборования и Пассии великим постом
В дни Рождественского поста в нашем храме будет совершаться Таинство Соборования. Соборование в церкви (Елеосвящение) совершается во время поста: Рождественского, Великого, Петрова, Успенского. Расписание богослужений. См. также: Статьи и фоторассказ о Таинстве Елеосвящения (Соборования).
7 отрывков Евангелия и Апостола, читаемые на Соборовании
13:00 — Таинство Соборования (Елеосвящения) в Казанском храме 17:00 — Утреня, 1-й час. Расписание Богослужений. Новости сестричества. Соборование в церкви (Елеосвящение) совершается во время поста: Рождественского, Великого, Петрова, Успенского. Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей).
Последование елеосвящения над больными
Чинопоследование Таинства Елеосвящения - Храм Архангела Михаила в Летове | Новости / Новости Воскресной школы | Вчера, 20:11. |
Расписание богослужений | Благовещенский кафедральный собор | Таинство Елеосвящения (Соборование) совершается только во время Великого поста (кроме первой седмицы) по четвергам в 17:00 в Троицком соборе. |
7 отрывков Евангелия и Апостола, читаемые на Соборовании
С XV века особые песнопения Елеосвящения отделились от специальных вечерни и утрени и образовали начальную часть чинопоследования, которое окончательно приобрело свой современный вид: 1 серия псалмов и песнопений о болящем; 2 молитва освящения елея; 3 цикл из семи помазаний с молитвой «Отче Святый…», предваряемых чтением Апостола и Евангелия которые, как на литургии, обрамлены прокимном, аллилуиарием и сугубой ектенией и очередной молитвой; 4 возложение Евангелия на голову больного, с чтением молитвы, и отпуст. При этом выбор конкретных молитв и чтений из Апостола и Евангелия был предметом постоянных изменений, вплоть до наступления эпохи печатных изданий. Последование Елеосвящения Чин Елеосвящения, представленный в современном Требнике, должен совершаться без сокращений и с благоговением. Следует обратить особое внимание на качество елея, используемого в таинстве. По той причине, что символизм этого вещества в Священном Писании и у святых отцов Церкви связан только и исключительно с плодом масличного дерева, а не других растений, масло Елеосвящения должно быть оливковым. Смешение его с маслами, полученных из иных растений, а тем более — замена оливкового масла иным, допускается лишь в крайнем случае. Елей в таинстве смешивается, согласно традиции ранней Церкви, с водой — или, как указано в Требнике, с вином, вытеснившим в византийской практике воду в чине Елеосвящения. По Требнику, чин Елеосвящения совершается над больным, возле его одра. Весьма желательно совершение чина Елеосвящения, или Соборования, собором пресвитеров, то есть несколькими в идеале — семью священниками вместе. Согласно церковной традиции, принимать Елеосвящение можно только один раз в течение одного заболевания. Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение может быть преподано лишь в виде исключения — если та приняла особенно затяжной характер.
В пастырской практике встречаются случаи невозможности совершить над больным полный чин Елеосвящения — например, в условиях реанимационного отделения. В связи с этим Священный Синод благословляет совершение в таких случаях сокращенного чина Елеосвящения, в котором канон и прочие песнопения, некогда входившие в совершавшиеся отдельно вечерню и утреню о болящем, прочитываются священником заранее или же опускаются , а цикл из семи помазаний, восходящих к практике совершения семи литургий, заменяется одним. Текст краткого чина соборования приведен в приложении к настоящему документу. Поскольку существенной стороной таинства Елеосвящения является отпущение грехов, при решении вопроса об участии в этом таинстве детей следует руководствоваться теми же правилами, какие относятся к таинству Покаяния. В частности, таинство Елеосвящения не должно преподаваться детям младше семилетнего возраста без особой необходимости. Общее соборование В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над единственным человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. Однако в Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися, в том числе здоровыми. В современной греческой традиции общее Елеосвящение совершается лишь раз или два в году: после утрени Великого четверга, а также, как правило, в навечерие Рождества Христова. Оно отличается от обычного порядка Елеосвящения тем, что, поскольку в нем могут участвовать все верные, а не только тяжело больные, оно происходит в храме, и во время него седмеричный цикл Апостолов, Евангелий и молитв не сопровождается помазаниями, но помазание бывает лишь одно: в конце чина все молящиеся поочередно подходят к Евангелию для целования, и тогда предстоятель однократно помазывает им лоб и руки. Сходная практика совершения общего Елеосвящения — с однократным помазанием вместо семикратного — была широко распространена на Руси до середины XVII века.
Правом совершать общее Елеосвящение обладали только архиереи и игумены важнейших монастырей. После XVII века общее Елеосвящение стало особенностью богослужения крупнейших соборов — например, Успенского собора Московского Кремля, — где это священнодействие вплоть до 1917 года продолжало совершаться раз в году, в Великий четверг. Практика совершения общего Елеосвящения только единожды в году, после утрени Великого четверга — обычно вечером в Великую среду — сохранилась и в зарубежных приходах русской традиции, а также в некоторых храмах в России. В частности, в храмах РПЦ общее Елеосвящение сохранило характер исключительно архиерейского священнодействия. Однако во 2-й половине XX века в Русской Православной Церкви широко распространился новый обычай совершения общего Елеосвящения не только на Страстной седмице, но и на других седмицах Великого поста, причем общее Елеосвящение стало совершаться не с одним, а с семью помазаниями. В свете сказанного о русской дореволюционной и современной греческой традициях допускается совершение общего Елеосвящения с прочтением всех положенных по чину Апостолов, Евангелий и молитв без сопровождения их помазаниями, но с совершением каждым из участвующих в чине иереев однократного помазания молящихся в конце последования. Учитывая тесную связь общего Елеосвящения с празднованием Пасхи, совершение этого чина дозволяется только в период Великого поста или, в случае обоснованной пастырской необходимости множество желающих и в виде особого исключения, в дни предпразднства Рождества Христова, когда устав предписывает особенно строгий пост, — но не в прочие посты и обычные дни года. Принимать общее Елеосвящение можно не более одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания таинства и неверном отношении к нему. Заключение Исцеление — неотъемлемая часть христианского благовестия.
Согласно Евангелию, оно является знамением , сопровождающим проповедь о Христе по всему миру Мк. Поэтому Елеосвящение, в какой бы форме оно ни совершалось, служит и будет служить к созиданию Церкви Христовой и спасению отдельных ее членов.
Поскольку в греческих церквях исповедь принимают только заслуженные монашествующие священники и, как правило, после продолжительной епитимии в монастыре , то верующим дозволяется приступать к причащению без исповеди. Поэтому для облегчения бремени грехов у греков может использоваться таинство елеосвящения, которое традиционно совершается накануне массового причащения в Великий четверг и в Великую субботу в качестве средства воссоединения с Православной церковью накануне Пасхи [5].
Кроме собственно исцеления от болезней, в таинстве елеосвящения у Бога испрашивается отпущение больному грехов, которые больной забыл но не сознательно утаил на исповеди. Прецеденты такого толкования прослеживаются со второй половины XIX века, но в те времена этот смысл не считался главным, таинство совершалось прежде всего во исцеление души и тела и было сопряжено с таинством Покаяния. В настоящее время в практике Русской православной церкви оно часто преподносится как избавление от забытых грехов, и такое толкование начинает доминировать над остальными [6]. Протоиерей Вадим Леонов так оценил данное понимание елеосвящения: «Если в таинстве Елеосвящения отпущение грехов возможно без сознательных покаянных усилий со стороны человека, но лишь в силу того, что над ним прочитали молитвы и помазали святым маслом, то не только таинство Покаяния, но и в целом принцип покаяния как основа христианской духовной жизни ставится под большое сомнение.
Желательно незадолго до или сразу после Соборования исповедаться. Нужно понимать, что в этом таинстве мы просим о прощении забытых, но не скрытых грехов, и участвовать в нем надо с чистым сердцем и верой, что Господь поможет избавиться от пагубных привычек и навязчивых соблазнов, подняться после падений и что Он излечит духовные раны и изъяны. Молитвы перед соборованием в Великий пост Специальных молитв для чтения перед Соборованием нет, и как-то особым образом готовиться к этому таинству необязательно, но, чтобы обрести нужный настрой, верующие накануне могут обратиться ко Христу, Богородице и святым. Необходимо понимать, что, приходя на Соборование, мы не в праве требовать от Бога исцеления от всех болезней и крепкого здоровья, но можем попросить у Господа помощи. Верующие просят в первую очередь избавления от душевных недугов, потому как они гораздо больше вреда приносят человеку, чем телесные, но по Своему милосердию Создатель может вылечить и последние. Что, конечно, никак не отменяет необходимость прибегать к медицинским методам.
Перед соборованием желательно исповедаться, а настроиться на глубокое и искреннее покаяние помогает Покаянный канон, который читается вместе с ещё двумя канонами во время подготовки к Причастию. В ближайшие к Соборованию дни принято причащаться, так что как раз в этот период можно прочесть также Каноны к Богородице и Ангелу Хранителю. В дни постов верующие стараются более внимательно относиться к своему ежедневному молитвенному правилу, так и перед Соборованием в Великий пост молитва должна быть вдумчивой и идущей от самого сердца. Общее соборование в Великий пост Часто священника приглашают для Соборования специально к постели больного, но в дни Великого поста во многих храмах это таинство совершается для большого количества верующих. Расписание служб на разных приходах разное: где-то общее Соборование в Великий пост бывает в будни, где-то — в выходные, но в больших городах любой желающий в дни Четыредесятницы и даже на Страстной седмице может выбрать подходящее для себя время в той или иной церкви или монастыре.
Важное примечание: в таинстве Соборования не должен использоваться стручец, который употребляется для обычного помазания мирян благословенным елеем во время Всенощного бдения. Затем само Елеопомазание происходит следующим образом: В первую очередь помазывается духовенство. Архиерей стоит у подножия амвона и помазывается каждым из священников по очереди, от старшего к младшему. Каждый из них подходит к владыке и помазывает его брови, ноздри, щеки, губы, грудь шею и обе стороны каждой руки. После этого архиерей таким же образом помазывает священника, а затем оба обмениваются поцелуем мира, при этом священник лобызает архиерейскую десницу.
Затем он переходит вправо к северу от архиерея, и второй священник приближается к Преосвященному, чтобы проделать тот же процесс; по завершении второй священник переходит к первому и помазывает его, затем он так же соборует собрата, в то время как к архиерею приступает третий священнослужитель — и так до тех пор, пока каждый священник не будет взаимно помазан архиереем и каждым из собратьев. Они выстраиваются в линию, которая протягивается по правую руку от владыки. Мирян начинают елеопомазывать только после того, как будет полностью завершено соборование духовенства. Существует постоянное искушение начать помазывать верных, как только архиерей соборовал последнего священника, но это в конечном итоге вызывает «затор», поскольку священникам требуется больше времени, чтобы помазать друг друга, ведь они делают это взаимно, в то время как соборование одного мирянина происходит быстрее. Лучше всего подождать, пока помазание духовенства закончится полностью, а затем выдвинуть вперед первых из верующих, которые пойдут сначала к архиерею, а затем по очереди к каждому из священников, будучи соборованы таким же образом брови, ноздри и д. Среди верующих первыми должны стоять иподиаконы, затем чтецы и алтарники, согласно старшинства. Всем следует снять стихари если они носили их во время службы ; иподиаконы и чтецы остаются в подрясниках. Любые неслужащие священники или диаконы в храме должны подходить в первую очередь. Они приступают к Таинству без облачений, только в подрясниках и рясах. Кроме того, при совершении Таинства Елеосвящения необходимо учитывать следующие общие замечания: Поскольку служба является предусмотренным собранием всей общины, когда она проводится в определенном храме, духовенство всех близлежащих приходов должно присутствовать и участвовать в Таинстве на данном приходе.
Это правило в качестве предвидения и послушания распространяется на всех священников, диаконов, иподиаконов и чтецов наших приходов в пределах разумного расстояния. По благословению архиерея к совершению Таинства может подключаться также духовенство близлежащих приходов других православных юрисдикций. Соборование — это Таинство Церкви, поэтому к нему приступают только православные христиане. Все члены прихода должны стремиться принять участие в Таинстве. Все должны подготовиться надлежащим образом, совершив заранее Исповедь.
Соборование в пост
25 апреля 2024г., в дни Великого поста, в храме в честь Зачатия Иоанна Предтечи села Губино Козельского района настоятель прихода иерей Максим Изопов совершил таинство Соборования. Таинство Соборования точнее раскрывается в послании апостола Иакова, где указаны совершители его: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается, как правило, несколько священников — собор. Затем священник, сняв Евангелие, дает его поцеловать всем, принявшим Таинство Соборования.