Что характерно для икебаны и как сделать новогоднюю композицию в домашних условиях?
Искусство икебаны
Однажды по стране прокатился ураган, во время которого в результате сильного ветра и дождя погибло много растений и цветов. Монахи-буддисты собрали все обломанные цветы из сада и пришли в храм с молитвой, прося бога о милости восстановить сады. Будда внял просьбам священнослужителей, и сады вновь стали радовать людей красивыми растениями. С тех пор монахи с благодарностью приносят в храм красиво составленные асимметричные букеты, стараясь угодить божеству. Философия икебаны Перед тем, как сделать икебану, японцы тщательно продумывают идею композиции, ведь, по заверениям монахов, они служили связующим звеном между миром живых и мертвых. Ритуальное приношение цветов к Будде было регулярным. В Индии буддисты только рассыпали цветы около статуи бога в храмах, а японцы вкладывали философский смысл в каждое произведение цветочного искусства. Основное значение икебаны — это противостояние сил тьмы и света. Это символы Неба и Земли. Состояли букеты поэтому из двух веток. Позже, когда монахи посетили Китай, под влиянием учения конфуцианства добавилась еще одна ветвь, символизирующая Человека.
Сильное влияние на философское значение построения композиции оказало учение Дзен, которое отметило важность бытия. Оно отрицало пышные ритуалы, а предпочитало сиюминутную данность и обыденность существования. Японские школы икебаны Помимо традиционной Икэнобо, есть еще и более современные методики составления букетов. В 1897 году появился новый стиль икебаны — это морибана. Эта школа обучает мастеров создавать композиции в плоских сосудах, низких вазах. Там используются металлические наколки — кэндзаны. Стебли растений или цветов накалываются на вертикальные иглы, что обеспечивает фиксацию в нужном положении. Кэндзан обычно располагают в низком сосуде, скрывают его растительным материалом, а чтобы цветы не вяли, ваза заливается водой. Самая современная школа искусства икебаны — это Согуцэ. Она относительно молода, возникла в 1927 году.
Отличается от остальных методик тем, что в ней используются не только цветы и растения, а разнообразный другой природный материал. Это камни и пластик, ткань и даже металл. Главным цветочным скульптором, который является инициатором создания данной школы, является Софу Тэсигахара. Он считается новатором и художником. В Европе и Америке его прозвали Пикассо цветов. Популярные современные стили В настоящее время обучают искусству икебаны гейш. Есть специальные курсы и в нашей стране. Хоть в России термин появился только в ХХ веке, но составление композиций увлекло многих. Сейчас старинные техники редко можно встретить, полюбились мастерам только некоторые из них. Перечислим только самые популярные и то, чем они отличаются от остальных.
Стиль Нагэирэ или Хэйка характеризуется нахождением цветов в высоких вазах, имеющих узкую горловину. Для правильного расположения растений пользуются опорой на край вазы.
Философский смысл икебаны- это обращение живых через мёртвые растения к душам своих предков, некое подношение, с целью их умилостивить и попросить о помощи.
Надо понимать, что для Японии культ поклонения предков - это не просто традиция, это неотъемлимая часть древней культуры, которую в силу своей исторической обособленности от остального мира, японцы впитывают буквально с молоком матери. Первые преподаватели и студенты были священниками и благородными членами общества. Однако, поскольку то время прошло, много различных школ возникло на основе старой, изменились стили, и Икебана стала реальной для всех представителей японского общества.
Часть поклонения предполагало возложение цветов на алтарь в честь Будды. В Индии, в стране зарождения Буддизма, цветы возлагались на алтарь не регулярно, а иногда только лепестки рассыпались вокруг. В средневековой Японии к X в.
Возложения подношения на алтарь были обязанностью только священников данного храма. Происхождение Икебаны: Икенобо Сенкеи создал стиль «рикка» постоянные цветы. Этот стиль был развит как выражение буддистами красоты природы, с семью отделениями, представляющими холмы, водопады, долины и другие виды природы, расположенные формализованным способом.
Среди священников и аристократов этот стиль становился все более утонченным до конца XVII века, в то время как растущий класс торговцев развил более простой стиль, названный «seika» или «shoka». Другая старая форма икебаны —«nageire» — используется только в чайной церемонии. Школа Охара обычно делает «moribana» сложенные сверху цветы в мелком, плоском контейнере.
Школа была открыта, когда западная культура начала влиять на Японию, и стиль морибана часто использовал западные растения. Но это был все еще формальный стиль. Влияние художественных движений начала XX в.
Несмотря на все изменения, икебана была все еще только искусством для высших сословий и монахов, простой народ не имел доступа к данному виду искусства. В 1930-х годах и затем больше в послевоенный период, интерес к икебане стал намного более широко распространенным. Открывались школы икебаны, которые привлекали людей всех социальных классов.
В течение занятий, многие жены американских служащих, жившие в Японии, подняли это старинное искуство на новый уровень и позже помогли ему распространиться за границу.
Так, школа Икэнобо творит в основном в стиле китайского происхождения Рикка — он отличается строгостью и сложностью композиции. Стиль Нагэирэ был создан в противовес стилю Рикка: вдохновленные им композиции славятся своей простотой и отсутствием строгой формы. Такой непринужденный стиль был удобен для мастеров чайной церемонии, они его, собственно, и сформировали. У Нагэирэ есть свое ответвление под названием Чабана — это особый, ныне уже самостоятельный стиль икебаны, также тесно связанный с чайной церемонией.
Чабана считается утонченным искусством, достаточно сложным в освоении. В стиле Сёка сочетаются три составляющие: небо, земля и человек. Впоследствии именно такое сочетание оказало влияние и на искусство каменных садов, и на организацию пространства в традиционной японской архитектуре. Фото: iStock По мере открытия Японии внешнему миру на ее территории становилось все больше различных цветов. Так, например, для того чтобы комбинировать новые заморские растения гладиолусы, розы, нарциссы , была создана Морибана — особый стиль, где композиция ставилась на плоской поверхности, а не в вазе.
Иногда мастер в порыве вдохновения не придерживается какого-либо стиля, и это называется Дзиюка, или свободный стиль. При постановке такой композиции икебанист опирается исключительно на свои идеи и желания. Зародившись как традиционное японское искусство, икебана распространилась по всему миру, исключением не стала и Россия. Школа Согэцу также набирает учеников в Москве и с радостью делится секретами постановки композиций в своем стиле.
Цветы гибли на глазах у монахов. Служители Будды обратились к своему Богу и возложили к его статуе ветки цветов и деревья, которые были поломаны градом. Они просили его восстановить сады и растения, которые повредила плохая погода. Будда сжалился над монахами и восстановил деревья и цветы, которые вскоре начали цвести. В знак благодарности люди начали благодарить небеса, устанавливая цветочные композиции в храмах, букеты должны были быть ассиметричными и эффектными.
Они получили название икебан, что значило возрождение цветов. Другими словами такие композиции назывались «kado» или дорога цветов. В западных странах основой букетов являются цветы разного количества и разных сортов, в японской культуре для этого используются не только цветы, но и веточки, прутья, листья. Сами цветы не являются главной составляющей икебаны. Одним из важных элементов цветочных композиции у японцев является контейнер. Он представляет собой треугольник, в котором углы обозначают небо, человека и землю. Они выделялись прутьями или ветками. Икебаной занимаются уже на протяжении шести веков, это традиционное японское искусство. По мнению буддийских монахов, такой ритуал связывал души мертвых с цветами.
После XV века, во времена появления первых стилей в дизайне икебану стали использовать не только с религиозной точки зрения, она достигла художественного значения, сохраняя свое первоначальное предназначение и философский аспект. Первыми учителями, студентами и преподавателями были священниками. Они являлись членами благородных обществ. Со временем благодаря старой школе возникли различные направления, икебана начала распространяться по всему японскому обществу. Буддизм и его влияние на развитие искусства икебаны Ритуал монахов требовал регулярного возношения цветов Будде. Если в Индии буддисты могли ограничиться рассыпанием цветочных листков около статуи Будды, то японцы старались собирать цветы в композиционном виде, используя для этого контейнеры.
Икебана 生 花
Дзиюка | Икэбана Икэнобо Россия | Мы познакомились с председателем «Hagakure» Святославом ГАЕВСКИМ и героем нашего интервью Анатолием ЕРЫШЕВЫМ, белорусским сэнсэем по части икебаны. |
ИКЕБАНА цветы которые живут - YouTube | это древнее искусство составления композиций из каждое сочетан. |
Как правильно пишется слово «икебана» | Повествуется о японском искусстве создания икебаны, как неотъемлемой части современного интерьера. |
Икебана в Японии (62 фото) | Посмотрите больше идей на темы «цветочные композиции, флористика, икебана». |
Экибана зимняя в интерьере (60 фото) | Чтобы икебана "задевала струны души", в ней должны быть символы, часть нашего культурного кода, которые будут переносить зрителя через мою работу в личное пространство, в воспоминания, - говорит Т. Аниськина. |
Икебана: что это такое, история и правила создания
И совсем не похожи на банальную вазу с фруктами. А если вы, будучи подписчиком нашего канала, поставите лайк и напишете любой комментарий под видео — то автоматически будете участвовать в розыгрыше четырех замечательных ваз для икебана. Впрочем , наши вазы будут хороши и для европейских букетов. По всем вопросам обращайтесь по адресу: info greentips.
Сама Урана Куулар посвятила себя школе Согэцу — авангардной школе икебаны. Школа Согэцу была основана в XX веке, после Второй мировой войны. Икэнобо считается самой первой школой икебаны: ей в этом году исполнилось 462 года.
Каждая школа, продолжает Урана Куулар, придерживается своих взглядов, но основой для всего становятся уже существующие стили. Так, школа Икэнобо творит в основном в стиле китайского происхождения Рикка — он отличается строгостью и сложностью композиции. Стиль Нагэирэ был создан в противовес стилю Рикка: вдохновленные им композиции славятся своей простотой и отсутствием строгой формы. Такой непринужденный стиль был удобен для мастеров чайной церемонии, они его, собственно, и сформировали. У Нагэирэ есть свое ответвление под названием Чабана — это особый, ныне уже самостоятельный стиль икебаны, также тесно связанный с чайной церемонией. Чабана считается утонченным искусством, достаточно сложным в освоении.
В стиле Сёка сочетаются три составляющие: небо, земля и человек. Впоследствии именно такое сочетание оказало влияние и на искусство каменных садов, и на организацию пространства в традиционной японской архитектуре. Фото: iStock По мере открытия Японии внешнему миру на ее территории становилось все больше различных цветов. Так, например, для того чтобы комбинировать новые заморские растения гладиолусы, розы, нарциссы , была создана Морибана — особый стиль, где композиция ставилась на плоской поверхности, а не в вазе.
В японском алфавите нет звука «к», поэтому он заменяется на «к». Таким образом, правильная транслитерация слова будет «экибана». Экибана — это не только формирование композиции из цветов, но и воплощение философии и эстетики в одном объекте.
Это искусство учит нас обращать внимание на простую красоту в окружающем нас мире и создавать гармонию через композицию и распределение пространства. Читайте также: Как пишется не видя или невидя Правильное написание слова и его употребление История экибаны История икебаны уходит своими корнями в древнюю Японию. Это искусство возникло в буддийских храмах в VI веке. В те времена икебана была использована для оформления церемонийных алтарей. Постепенно, икебана распространилась населе Особенности экибаны Преимущество экибаны заключается в том, что она позволяет выразить глубокое значение и символическую силу цветов. Каждый элемент композиции, от цветов и веток до вазы и поставленного на нее практического элемента, имеет свое значение и символическую функцию. Экибана напоминает о скромности и естественной красоте природы, придают особый шарм и атмосферу комнате, радуют глаз и душу.
Также экибана может использоваться не только для украшения интерьера, но и в особых ритуалах и церемониях, которые сопровождаются символическими жестами и действиями. Таким образом, экибана является не только искусством, но и духовным опытом, который помогает ощутить красоту, гармонию и покой. Различия между икебаной и экибаной Экибана, в свою очередь, — это стиль или техника аранжировки цветов в Японии, который отличается от классической икебаны. Он считается более свободным и современным, позволяет использовать не только цветы, но и другие материалы, такие как ветки, камни, металл и т. Основное отличие между икебаной и экибаной заключается в подходе к композиции и выборе материалов. Икебана стремится к созданию баланса и гармонии с использованием минимального количества материалов. Экибана же позволяет больше экспериментировать и объединять разнообразные элементы в своих композициях.
Итак, правильно пишется «икебана», и это искусство композиции цветов, а «экибана» — это стиль аранжировки цветов, отличающийся от классической икебаны. Оба понятия имеют свои особенности и подходы к созданию композиций. Этимология слов «икебана» и «экибана» Икебана — это искусство композиции живых растений, создания цветочных композиций.
Примеры предложений Определение и разбор Икебана яп. Это искусство имеет более чем 600-летнюю историю и является одним из символов японской культуры. Как правильно пишется На русском языке слово «икебана» пишется с буквой «и». Это подтверждается орфографическим словарем русского языка. Какое правило применяется Правильно пишется слово «икебана» в соответствии с правилами русского языка, которые определяют правила написания иностранных слов.
Икэбана - философия и искусство
В этот период композиции обучались как одному из элементов религиозного служения. Первые икебаны имели высокую основную линию 1-1,5 м в высоту. В пространстве храма они символизировали стремление человека к богам. Стиль Рикка отличался грандиозными конструкциями, точностью линий. За основу брали бамбуковые стебли и сосновые ветви, а прочие растительные элементы считались дополнительными. В стиле Рикка растения символизировали священную гору. Над одним произведением работало одновременно несколько мастеров. Учились в школе Икэнобо всю жизнь, а звания мастера достигали только через 20 лет обучения. В XXI веке икебану Рикка составляют для больших религиозных светских праздников.
Нагэирэ Простые и лаконичные композиции в высоких вазах появляются в XVI веке вместе с чайной церемонией. В простоте и натурализме стиля прослеживалось влияние школы Икенобо: высота сосуда с одним возвышающимся цветком составляла до 1,5 м. В нем отражается традиционный принцип треугольника. Линейные формы указывают на символическое взаимодействие человека с землей и небом. Растения помещали как в низкие, так и высокие вазы. Морибана В 1897 году Унсин Охара основал новую школу, названную его именем. В ней выделились стили Морибана и Хейка. Их не использовали в традиционных школах.
Под влиянием западной культуры появился новый стиль. В нем сочетался натурализм и особенности местности, естественная красота живых растений. Для стиля Хейка берут узкие вазы, а для Морибаны — низкие плошки. Растения опирают на края вазы или на специально предусмотренные деревянные подпорки. В емкости с цветами допустимо добавлять воду. Кроме традиционных материалов появляются камни, мхи и ветви. Кензан — держатель для закрепления цветов помещают на дно плошки. Согэцу После двух мировых войн под влиянием европейской культуры сформировался свободный стиль и авангардная молодая школа, основанная в 1929 году художником Софу Тэсигахара.
В старых школах было недопустимо использовать элементы неживой природы или искусственные материалы. Но художник и скульптор решил осовременить японское прикладное искусство. Он использует стекло, камни, металл, фарфор и даже веревки с цепями. У мастеров XXI века на первое место выходит необычность формы, новизна и динамичность. Например, ветви должны быть изогнуты необычным и даже причудливым образом, чтобы привлечь внимание зрителя Новогодняя экибана своими руками из веток хвои Наиболее популярной считается экибана из веток хвои, ведь именно хвойные ветки являются символом Нового Года. Сделать такую композицию можно в разных вариациях, все зависит от желания семьи и от наличия нужных материалов. К примеру, можно сделать композицию из искусственных шишек, но при этом их можно соединить с настоящими хвойными ветками, это будет очень оригинальное сочетание. Шишки можно купить в магазине декора, а можно использовать и те, которые собрали осенью в лесу.
Их можно покрасить в разные цвета, посыпать блестками, нарисовать какие-то новогодние рисунки, и сложить в корзину или большую вазу, а ветки хвои нужно вставить так, чтобы казалось, будто это одна композиция с шишками. Дерево экибана, пошаговая инструкция с фото В японской традиции существует обычай составления аутентичных экибан, среди которых одно из первых мест занимает хвойная композиция. Для создания такого великолепия понадобятся: инструменты; устойчивая емкость и цветы. Порядок работы: Чтобы подготовить ветки к работе, необходимо надрезать их нижнюю часть таким образом, чтобы зафиксировать в специальном отверстии посуды.
Некоторые исследователи считают, что это слово происходит от японского глагола «икэру», который означает «собрать, украсить».
Другие исследователи утверждают, что слово «икэнэн» появилось благодаря китайским иероглифам, которые используются для обозначения этого искусства. Экибана или икебана? Так как же правильно писать это слово — «экибана» или «икебана»?
Но постепенно изысканные букеты стали востребованы практически во многих сферах жизнедеятельности человека, с некоторым отличием в подходе создания цветочных шедевров. К примеру, в Европе предпочитают более пышные формы, а вот азиатские мастера придерживаются простоты и выразительности в создании композиций. Учитывая эти отличия, существует ряд особенностей, которые отличают экибану от обычного букета цветов.
Среди самых основных: Выразительность произведения, передающая настроение аранжировщика, его сдержанность идей и художесвенную взаимосвязь между элементами. Объемность, позволяющая любоваться композицией со всех сторон, независимо от планировки помещения. Баланс играет немаловажную роль как в цветовой гамме, так и расположении цветов — темные и крупные цветы предпочтительней располагать в нижней части, а мелкие и светлые подальше от центральной части композиции. Акцент должен быть сосредоточен на одном из необычных элементов — экзотическом цветке или изогнутом стволе дерева, а вот остальные составляющие должны дополнять и усиливать впечатление от произведения. Гармоничность экибаны зависит не только от формы и размера растений, но и подходящего сосуда подставки , фона и освещения, которые должны составлять единое целое. Ветки сосны и кипариса, цветки роз и лотоса — первые растительные элементы для аранжировки.
Растения помещали в бронзовые сосуды. В Х-XII вв. Икебанамиукрашали дворец императора и имения аристократов. При дворе императора проводились соревнования по аранжировке. В XVI веке появляется чайная церемония. Икебана в сдержанных, спокойных оттенках и простых формах находится в беседках во время чаепития.
Что же такое экибана? Экибана — это японское искусство соединения и компоновки цветов и побегов. Суть этого искусства — подчеркнуть красоту живых растений, их сиюминутную свежесть, дыхание их короткой жизни. В японском языке иероглиф «цветок» означает «то, что растет на земле, живет и умирает». Прелесть и капризной красавицы розы, и скромного полевого вьюнка — в скоротечности и мимолетности их красоты. Задание мастера экибаны заключается не только в том, чтобы соорудить оригинальную композицию, но и в том, чтобы наиболее красочно передать в ней собственные мысли о человеческой жизни и сущности бытия.
Поэтому экибаны не имеют названий: каждый может увидеть в них то, что созвучно его настроению. Розочки из бумаги для экибаны Если вы не хотите срывать живые цветы, то можно заменить их искусственными. Для этого делаем розы на основе гофрированной бумаги. Используем такие материалы и инструменты: Клей и ножницы; Гофробумагу красного цвета в длину около 75 см ; Зеленую гофробумагу 30 см длиной. Описание пошагово: Сложим пополам красную бумагу горизонтально до образования тонких полосок; Отмерим около 8 см и загнем один конец бумажки книзу. Так получим серединку цветка; Чтобы сформировать лепестки, изделие сворачиваем и в конце сгибаем; Нижняя часть цветочка должна быть плотной, чтобы он не болтался и был «в форме»; Когда наша розочка будет почти сформирована, оставим свободными восемь сантиметров и этим концом хорошенько зафиксируем бутончик на стебле; Проволоку зеленого цвета вставим в розу и аккуратненько проткнем ее снизу; Далее нужно нарисовать и вырезать из зеленой гофрированной бумаги элемент для чашелистиков, надеть на проволоку, подтянуть к цветку и клеем приклеить на заднюю часть бутона; Разрежем остаток зеленой бумаги тонкими полосками 15 см в длину.
С одной стороны, смажем немного клеем и плотно намотаем полосу на стебель — от розы по направлению вниз. Эти замечательные розочки отлично подойдут для декорирования композиции. Можно также изготовить гвоздики, ромашки, хризантемы, пионы. Икебана из бумаги прекрасно будет смотреться с этими цветами. Экибана из сухоцветов Самодельная ваза Букет в пивном бокале Осенняя композиция Сухоцветы хороши тем, что с их помощью можно создать достаточно много разных объектов. Это могут быть букеты, венки, картины и оригинальные панно.
Самой простой экибаной, конечно же, является букет. Его можно сделать двумя способами. В случае если будете самостоятельно заготавливать цветы, тогда просто соберите растения, которые вам нравятся, сложите из них букет, хорошо обвяжите стебли и подвесьте сушиться в темном, хорошо проветриваемом месте бутонами вниз. Если вы все сделаете правильно, то осенью ваш дом будет украшать не только красивая и приятно пахнущая композиция.
Вертикаль отражает прежде всего полёт, радостные эмоции, взлёт настроения. Горизонталь — спокойствие до равнодушия, отстранённое отношение, меланхолию. Понятие цвета также способно многое выразить, например, оттенки тёплого спектра — жёлтый, апельсин — символизируют радостное настроение и позитив, миролюбие, расположенность к другим. Холодная гамма — синий, голубой, серый — выражает спокойствие, сдержанность. Есть нейтральные палитры, например, зелень, которая соединяет все другие тональности в единый сюжет.
Мастер умеет поиграть с оттенками и контрастами, чтобы выразить свои эмоции пробудить их в других. Виды и стили Философия буддизма, религия наложили определённый отпечаток на основную композицию икебаны, которая традиционно создавалась из двух ветвей — добра и зла, затем из трёх, когда к ним присоединился образ человека. Этот треугольник ляжет в основу всех стилей и видов икебаны. Современное искусство претерпело определённые изменения: очень большую роль стал играть интерьер, в который вписывают икебану, гамма окружающего цвета, свет. Японцы — весьма дотошная нация, они считают, что составление икебаны, это практика, схожая с медитативными, поэтому продумывать необходимо всё до мелочей. За всю историю искусства «живых цветов» родились сотни школ и разных направлений, но наиболее признанных и влиятельных немного. Специалисты выделяют всего три направления. Это самая первая школа, которая была сформирована в XV веке сенсеем Икэнобо. Этот монах составлял уникальные композиции для храмов: не слишком броские, сдержанные, но невероятно содержательные по смыслу.
Размер их, правда, был очень велик. Среди стилей основными были сека и рикка. Более поздняя школа, родившаяся уже в XIX веке и подарившая новую стилистику, завоевавшую любовь во всём мире — морибану. Её отличительные черты — использование низких сосудов, ваз с водой и днищем плоского типа. Эта школа «луна и трава» была основана в прошлом веке, основал её Софу Тэсигахара. Именно этот мастер впервые применил в икебане сторонние материалы типа металла, пластика, ткани. Теперь естественные элементы композиции органично соседствовали с натуральными. Благодаря этому икебана вышла из помещений в парки, скверы, городские улицы, метрополитены. Школы икебаны с разными стилистическими направлениями есть во многих странах мира, в том числе и в России.
В нашу страну это искусство пришло довольно поздно, в XX веке. Чаще всего там преподают не старинные методики, а современные стили. Специалисты выделяют следующие основные стилевые направления в искусстве «живые цветы»: нагэирэ хэйка , отличительная черта — расположение элементов в вазах высокого типа с опорой по краям; морибана, отличительная черта — низко расположенные элементы по горизонтали, используются плоские сосуды, подносы; дзиюка — позволяет располагать элементы в свободном порядке и любом направлении. Рассмотрим подробнее каждую из трёх основных разновидностей. Морибана старается отобразить принципы натуралистической философии; отличается объёмностью исполнения; используются сосуды только низкого типа, но разных форм: квадрат, круг, прямоугольник, овал. Выделяют три составляющих композиции в этой стилистике, пропорциональное соотношение которых должно строго соблюдаться: Небо, Человек, Земля 7: 5: 3. Важно опираться на размер сосуда, порядок размещения элементов. Первое действие — расположение основных предметов на стержни, затем добиваются объёма, внося дополнительные элементы, завершающие сюжет. Существуют три основных формы стиля морибана.
Текутай — вертикаль, позволяющая применять длинные, выпрямленные элементы, стебли цветов растений. Часто это бамбук, нарциссы, гладиолусы. Основа может быть установлена строго по вертикали с максимальным отклонением на 30 градусов в любую сторону.
Японские истории: икебана в современном интерьере
Икебана – это что такое? | икебана стоковые фото и изображения. |
Всё о Икебана – история, школы, принципы, материалы | Мы познакомились с председателем «Hagakure» Святославом ГАЕВСКИМ и героем нашего интервью Анатолием ЕРЫШЕВЫМ, белорусским сэнсэем по части икебаны. |
Икебана, или «живой цветок»: интервью с преподавателем - ALOVAK magazine | Икебана — икеб'ана, -ы. |
Икебана - что это такое | Мы познакомились с председателем «Hagakure» Святославом ГАЕВСКИМ и героем нашего интервью Анатолием ЕРЫШЕВЫМ, белорусским сэнсэем по части икебаны. |
Новогодняя икебана — как сделать новогоднюю икебану из еловых веток своими руками | Если возникает трудность, как пишется: «икебана» или «экибана», нужно помнить, что правильным вариантом будет «икебана», а также «икэбана». |
Не только из цветов: древнее японское искусство икебана
Этот стиль можно назвать свободным только от внешней формы, многовековые традиции искусства икэбана, его эстетика влияют на внутреннее содержание работ. Составление такой композиции начинается с главной идеи, которая должна быть новой, необычной и являться акцентом работы. Это может быть как природная красота растений, так и новый взгляд на них, например, в свободном стиле можно видоизменять привычную для всех форму листьев, цветов. В таких работах автор использует живой материал как художник краски или скульптор мрамор.
Огромные перемены охватили все сферы жизни страны, разумеется, процесс коснулся и икебаны. Во-первых, японцы столкнулись с непривычным для себя взглядом на жизнь, человека, неизвестной доселе философией. А это как раз то, что икебанисты отражают в своих произведениях. И пусть большинство откровенно не понимало западного человека а кто-то и проникся идеями, привезенными из-за океана , в цветочных композициях стали появляться новые нотки. Во-вторых и, наверное, в главных, в Японию стали привозить новые цветы, использование которых просто не было прописано в старых догматах. Пришлось пересматривать правила.
Так немного насильственно искусство икебаны стало развиваться. К концу XIX столетия бывший представитель школы Икэнобо по имени Унсин Охара начал применять для своих произведений непривычные сосуды и «дал жизнь» новым стилям это был настоящий прорыв! Мастер открыл свою школу Охара. Это вторая классическая школа икебаны. Икебана в стиле морибана Икебана в высокой узкой вазе Наконец, в 1927 году открылась школа Согэцу — третья основная школа икебаны. Ее представители, с одной стороны, не отказываются от традиционной японской философии она была, есть и будет обязательной незримой составляющей любой композиции, иначе это уже и не икебана вовсе получится, а обычный букет , но с другой — открыты всему новому. Именно икебанисты этой школы стали активно использовать современные материалы, и если таковые появляются в наши дни, не преминут ими воспользоваться. По мнению приверженцев школы Согэцу, икебана не должна стоять на месте, ее задача — развиваться вместе с меняющимся миром. Правила прошлого хороши, но только как основа, трамплин, от которого нужно отталкиваться.
Скорее всего, именно благодаря этой школе икебана стала завоевывать популярность среди неяпонцев. Новый взгляд на икебану Сегодня в Стране восходящего солнца множество стилей икебан, но классическими, основными, считаются те, которые практикуются в первых трех школах: Икэнобо, Охара и Согэцу. Они существуют по сей день, у каждой есть свои приверженцы, между ними идет здоровая конкуренция, что в конечном итоге всем только на пользу. Русский, но пояпонистей. Создаем свою икебану В нашей стране зафиксирована, можно сказать, официальная дата знакомства с икебаной. Японки в основном, конечно, развитием культурных связей занимались женщины из дипломатических семей обучали наших соотечественниц древнему, но живому искусству составления цветочных композиций. А чтобы об этом узнало население всей нашей огромной страны, подключился журнал «Цветоводство», в котором выходили заочные уроки для всех желающих. Раритетные номера журнала «Цветоводство». У вас не сохранились?
Кстати, клуб существует по сей день, в нем можно пройти обучение. Вообще приобщиться к японскому искусству икебаны легко, если есть желание: на различных флористических курсах, даже онлайн, с помощью любителей икебаны, которые есть, наверное, в большинстве городов. Зачем нужна икебана современному неяпонцу? Для тех, кто уже увлекся этим искусством, полюбил его, вопрос странный. Это и хобби, и дело, которое может принести пользу.
Обряд цветочных приношений не исчез с приходом новой философии. Первыми мастерами были мужчины монахи. К XV веку икебана превращается в светское прикладное искусство. Искусство или философия Правильно оформляет японский букет только натура, склонная к созерцанию окружающего мира. Мастер передает взгляд на человеческую жизнь, окружающий мир и место человека в вечно меняющемся круговороте бытия. Символический язык цветов помогает выразить чувства радости, скорби, печали, тоски или надежды. Композиция — ритуальное действо, что требует навыков и высокого художественного чутья. Икебана отображает модель мироздания, говорит о чувствах или преподает урок нравственного поведения. Икебана может передавать любовное послание или заверение в дружбе. Символизм В отличие от букетов западного образца, икебана подчиняется строгим законам линейного построения. Заранее определено число цветков, цветовая комбинация и ритм. Композицию имеет три символические линии: Основная длинная линия Син — означает человека мужского пола и его высокое призвание. Вторая линия Сое — символизирует творческое и детское начало. Третья, наиболее короткая линия Хикае — говорит о женском и земном начале. Дзюси — короткие вспомогательные линии. Три главные оси связывают воедино человека, небо и землю или три человеческие ипостаси. Равнодушие или безразличие мастер передает горизонтальными линиями. Радость или душевный подъем — диагональными изгибами. Скорбь отображают поникшие или нисходящие штрихи. Листовые и цветочные массы должны гармонировать с вазой, также с ней должен сочетаться один из основных оттенков массива. Образный язык отдельных цветов и оттенков: Черный цвет символизирует холод, тьму, ночь. Зеленый — молодость, возрождение. Красный — страстные чувства, огонь. Чтобы передать положительные эмоции, требуются цветы теплых, насыщенных оттенков: алого, оранжевого, желтого. Для основного фона часто подбирают желтый или золотой оттенок цвет императорского величия. Золотой подсвечивает цветы и травы, излучая тепло. Синий, голубой и фиолетовый оттенки уместны для сдержанных или траурных композиций. Классический для народного творчества цветовой контраст отобразился в японском искусстве. Основная цветочная масса напоминает фон картины. На заданный фон художник наносит контрастные штрихи. Базовые оттенки не должны вступать в противоречие между собой. Язык цветов и растений Язык цветов повествует о течении времени из прошлого в вечность. Передать ощущение прошлого мастеру помогают распустившиеся цветы, сухие ветки, гербарии, стручки семян. О будущем говорят почки, молодые побеги, а о настоящем — едва раскрывшиеся бутоны. Цветы розы и ветви сосны символизируют цветущую молодость и долголетие. Пион и сосна — молодость, процветание. Бамбук — мир, долголетие, почитание отца сыном. Орхидея — радость. Ветка абрикосового дерева — женское изящество. Цветки жасмина — наслаждение жизнью. Символический язык элементов раскрывает зрителю детали ландшафта: цветок хризантемы — это тонкие ручейки рек, сосновая ветвь — скалы или камни.
Осенью можно сделать экибану из листьев, астр, хризантем, каштанов, а зимой — из еловых или сосновых веток, украшенных шишками. Крепятся компоненты экибаны при помощи пластилина, пенопласта, проволоки, мокрого песка или гипсового раствора. Подготовку к ее созданию начинают заранее — в конце лета — начале осени, так как ранние заморозки или дождливая погода могут испортить материалы для композиции. Поэтому август-сентябрь — прекрасное время для сбора желтых, зеленых и красных листьев, коры деревьев, сухих трав, желудей и каштанов. Живые осенние цветы — астры, хризантемы, георгины и т. Сделать основу для осенней экибаны можно из коряги, корзинки или высушенной тыквы. Можно использовать и искусственные материалы — пластик, стекло, пенопласт и т. Добавить композиции оригинальности поможет грейпфрутовая или апельсиновая кожура, которую тоже можно использовать вместо вазы. Составление экибаны — тонкий и кропотливый процесс. Однако в результате можно создать настоящий шедевр, который принесет радость окружающим и гармонично впишется в любое пространство. Поэтому стоит приложить совсем немного усилий, и ответ на вопрос, как своими руками сделать экибану, окажется не таким уж и сложным, а чудесное японское искусство раскроет все свои секреты, даря вдохновение и освежая чувства. Удачного вам творчества и отличного настроения! Youtube content is not displayed due to your cookie settings.
Как сделать экибану из веток. Что такое икебана и почему стоит ей заниматься
Японская традиция. ремесло, получило широкое распространение в 15 веке, и использовалось для приношения богам в храмах, как цветы - символ вечной жизни. Новости. Обучение. Цветочная экибана как нельзя лучше дополнит торжество, и наполнит праздник особым смыслом, особенно если соорудить ее самостоятельно. дизайнерская мебель для сада и аксессуары Еще больше информации в Instagram в FaceBook: Людмила Воронкова, президент филиала школы Согецу в МАРХИ, вместе с Еленой Турчак с. Смотрите онлайн видео «Икебана своими руками из. Икебана может стать замечательным подарком и альтернативой обычному букету.
Искусство составления букетов в Японии: что такое икебана
Новости. Обучение. Экибана, сделанная своими руками, способна создать в доме тёплую атмосферу и улучшить настроение. Экибана, сделанная своими руками, способна создать в доме тёплую атмосферу и улучшить настроение. Экибана из цветов. Главная» Новости» Экибана или икебана как правильно.
Экибана или икебана: как правильно пишется слово
Икебаной занимаются уже на протяжении шести веков, это традиционное японское искусство. Японская традиция. ремесло, получило широкое распространение в 15 веке, и использовалось для приношения богам в храмах, как цветы - символ вечной жизни. Посмотрите больше идей на темы «цветочные композиции, флористика, икебана». Икебана сосредоточена на гармонии и естественности, в то время как экибана открыта для экспериментов и инноваций.
Икебана: фото, цвета, как правильно сделать
По произношению есть звуковое сходство, смысл тоже одинаковый, но по написанию слова выходят совершенно разные. Получается так, что правильно говорить все-таки Икебана, в соответствии с происхождением слова, но если вы не общаетесь с японцем, то можно для нашего люда и экибана говорить. Однако, я считаю, опытный флорист будет придерживаться истинного происхождения слова Икебана, и тем самым приучать наше общество говорить слова правильно. Для того, чтобы определиться, как правильно писать: «Икебана» или «Экибана«, нам следует разобраться в этимологии этого слова. Интересующее нас существительное заимствовано из японского языка.
Поскольку слово «Икебана» является словарным, его правописание следует запомнить а в случае сомнений обратиться к орфографическому словарю. При составлении Икебаны постарайтесь располагать самые яркие и массивные цветы в центре композиции. Икебана придает уникальность даже помещению со стандартной мебелью. Правильно говорить и писать — «Икебана«.
В том, что можно засомневаться, нет ни капли удивительного, потому что звук «и» в русском языке способен редуцироваться до [и] с заметным призвуком [э]. А если произносить имя существительное «икебана» достаточно бегло, с частичным сглатыванием слогов, отдалённых от ударного, то [и] превратится в [ь] и создаст множество гипотез по поводу того, какую букву нужно написать. Случай осложняется ещё и отсутствием проверочных слов, да и не слишком характерным для русского языка составом слова. И нам подсознательно хочется написать «икебана» по примеру «экипаж» или «экивоки».
Но это будут ложные ассоциации. Всегда знала, что правильное название русская транскрипция начинается с буквы «и», правда, допускается во втором слоге и «е» и «э».
Альбом Творчество-часть 3. В Японии очень ценят красоту живой и неживой природы. Причем эстетическое восприятие действительности закладывается малышам с самого раннего возраста. Кроме того, японцы считают, что изящество, яркость и оригинальность окружающих предметов способны повысить настроение, освежить эмоции и стать постоянным источником позитива. Лучшим примером тому может служить древнейшее японское искусство составления букетов — экибана икебана. Европейские психологи подтверждают, что оформление внутреннего пространства своего дома или квартиры такими композициями из природных материалов не только помогает создать уют в помещении, но и развивает творческий потенциал, дарит вдохновение и помогает бороться с депрессией многим людям — от домохозяек до успешных бизнесменов.
Несомненным достоинством экибаны является ее дешевизна. Конечно же, можно покупать дорогие стильные вазочки и вспомогательные декорирующие элементы, если такая возможность есть. Но, если финансы подлежат строгому учету, то все вполне реально сделать самостоятельно — и основу для букета, и украшения, и центральные элементы композиции. Единственное, что придется потратить — это время, необходимое как для выбора поделочных материалов — шишек, сухоцветов, коряг, листьев, ветвей, живых цветов, так и для разработки уникальной концепции единственного в своем роде букета. Обязательно должна быть особо подчеркнута красота одного единственного цветка листка, ветки , даже если композиция состоит из нескольких схожих элементов; Динамика. Чтобы отобразить ее в букете, необходимо ветви, цветы или стебли располагать не ровно, а под определенным наклоном. Кроме того, желательно, чтобы стебли цветов и ветки были изогнуты, так как это, по мнению японцев, наполняет композицию эмоциями; Асимметрия.
За всю историю искусства «живых цветов» родились сотни школ и разных направлений, но наиболее признанных и влиятельных немного. Специалисты выделяют всего три направления.
Это самая первая школа, которая была сформирована в XV веке сенсеем Икэнобо. Этот монах составлял уникальные композиции для храмов: не слишком броские, сдержанные, но невероятно содержательные по смыслу. Размер их, правда, был очень велик. Среди стилей основными были сека и рикка. Более поздняя школа, родившаяся уже в XIX веке и подарившая новую стилистику, завоевавшую любовь во всём мире — морибану. Её отличительные черты — использование низких сосудов, ваз с водой и днищем плоского типа. Эта школа «луна и трава» была основана в прошлом веке, основал её Софу Тэсигахара. Именно этот мастер впервые применил в икебане сторонние материалы типа металла, пластика, ткани. Теперь естественные элементы композиции органично соседствовали с натуральными.
Благодаря этому икебана вышла из помещений в парки, скверы, городские улицы, метрополитены. Школы икебаны с разными стилистическими направлениями есть во многих странах мира, в том числе и в России. В нашу страну это искусство пришло довольно поздно, в XX веке. Чаще всего там преподают не старинные методики, а современные стили. Специалисты выделяют следующие основные стилевые направления в искусстве «живые цветы»: нагэирэ хэйка , отличительная черта — расположение элементов в вазах высокого типа с опорой по краям; морибана, отличительная черта — низко расположенные элементы по горизонтали, используются плоские сосуды, подносы; дзиюка — позволяет располагать элементы в свободном порядке и любом направлении. Рассмотрим подробнее каждую из трёх основных разновидностей. Морибана старается отобразить принципы натуралистической философии; отличается объёмностью исполнения; используются сосуды только низкого типа, но разных форм: квадрат, круг, прямоугольник, овал. Выделяют три составляющих композиции в этой стилистике, пропорциональное соотношение которых должно строго соблюдаться: Небо, Человек, Земля 7: 5: 3. Важно опираться на размер сосуда, порядок размещения элементов.
Первое действие — расположение основных предметов на стержни, затем добиваются объёма, внося дополнительные элементы, завершающие сюжет. Существуют три основных формы стиля морибана. Текутай — вертикаль, позволяющая применять длинные, выпрямленные элементы, стебли цветов растений. Часто это бамбук, нарциссы, гладиолусы. Основа может быть установлена строго по вертикали с максимальным отклонением на 30 градусов в любую сторону. Сятай — допускает наклонение форм и поперечные линии. Часто используются необычно изогнутые материалы, ветви. Здесь отклонение допускается больше, чем в текутай. Получается эффект склонившегося букета.
Суйтай — каскадный метод расположения. Здесь применяются растения струящегося типа. Основные элементы композиции могут свисать ниже сосуда. Роскошно выглядят на подставках, полках. Нагэирэ Пропорциональное соотношение и форма самого сюжета схожа с предыдущим стилем, здесь принципиальная разница наблюдается в вазах, точнее, их форме. Здесь используются сосуды высокого типа с зауженным горлом, в котором и составляется ансамбль.
Часто для этих целей используется бамбук. А сами композиции состоят из одного, максимум двух видов растений.
Тябана Весьма популярным является стиль икэбаны нагэирэ или хэйка. Икэбана стиля нагэирэ Икэбана стиля нагэирэ Его легко можно узнать по высоким вазам, с узкими горлышками. Композициям в таких сосудах иногда даже требуются специальные подпорки. В этом стиле подчёркивается не значительность мира и природы, а скорее изящество и красота самих растений - составляющих композиции. Икэбана стиля нагэирэ. Икебаны отличаются не только стилем, но и школами. Одним из самых известных направлений искусства икэбаны долгое время была школа Икэнобо, названная так по имени мастера Икэнобо Сэнъэй. Характерной особенностью этой школы, является то, что в основе композиции — низкие сосуды, с плоским дном.
Икэбана в стиле морибана. В них обязательно присутствует открытая вода - символизирующее водоём или озеро. А расположенные в таких вазах растения, словно стелются горизонтально над ними. Икэбана школа Охара, направление морибана Икэбана школа Охара, направление морибана В начале XX века появилась школа Согэцу «Трава и Луна» , ставшая весьма популярной не только в Японии, но и в других странах мира. Само слово «Согэцу» состоит из иероглифов - «трава» и «луна». Здесь отразилось представление о бесконечности природы, гармонии и противоположности её элементов. Её основатель художник и скульптор Софу Тэсигахара, считал, что искусство икэбаны должно динамично развиваться, следуя за всеми изменениями в культуре. Икэбана школы Согэцу Икэбана школы Согэцу Он первым ввёл в композиции икэбаны искусственные материалы.
Кроме того, с его подачи, икэбаны вышли за пределы домов, начав свою жизнь в общественных местах и на улицах городов. Икэбана в метро в Киото. Количество школ и направлений этого, очень японского, вида искусства непрестанно множится. Самым актуальным сегодня считается стиль дзюика - свободный стиль, впитывающий тенденции современного искусства. Икэбана школы Согэцу в стиле Дзюика.