Новости юлий осипович мартов

Главная» Новости» Мартов юлий. Юлий Осипович Мартов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков. Ю́лий О́сипович Ма́ртов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков.

Трагедия Мартова

Большая часть сознательной жизни Ю. Мартова была посвящена исследованию, а также пропаганде марксизма, совместно с созданием в России марксистской партии по примеру немецкой социально-демократической организации СДПГ. Как в теоретическом социализме, так и в практике партийной жизни, политик был сторонником умеренных взглядов, хотя и не отрицал возможность проведения революции, совместно с выстраиванием в России социализма. Замечание 3 Как в партийной работе, так и в теоретических размышлениях, Ю. Мартов был идейным противником большевизма, а также его лидера В. Прежде всего, он отвергал стремление большевиков к немедленному вводу социалистического строя в России, их негативное отношение к наличию других партий, включая социалистическую. Классификация российских партий Мартова В качестве теоретического исследователя партий, Мартов прославился прежде всего созданием классификации отечественных партий, которая была им издана в монографии «Политические партии России» в 1906 году. В этом труде, все партии России он разделил на: Реакционно-консервативные, правые, к которым отнеслись Союз русского народа, Русская монархическая партия и Русское собрание. Данные партии отстаивали идеи монархического строя, вопросы самодержавия, а также традиционные русские ценности. Либерально-демократические партии. К ним относились Партия демократических реформ, Партия народной свободы, или конституционно-демократическая партия, Партия свободомыслящих, которые выступали за введение идеи конституционного порядка: свободы вероисповедания и совести, равенства всех перед законом, свободы союзов и собраний, свободы печати и слова, свободы неприкосновенности жилища и личности, свободы подачи петиций, свободы передвижения.

Революционные партии. К их числу принято относить партию социалистов-революционеров, РСДРП, которые добивались полной демократической республики, либо полного народовластия, совместно с представлением вопросов самоуправления отдельным народам и обеспечением выборности всех чиновников. Центристские партии, к которым относились партия «Союз 17 октября» и Торгово-промышленная партия. Данные партии настаивали на необходимости конституционной монархии и выступали за введение в России основных прав и свобод, включая политические, а также всеобщих избирательных прав. Согласно позиции Мартова выходит, что вся система партий России точно на момент 1906 года обладала своеобразным сдвоенным центром, чьи партии были разделены по двум основаниям. Прежде всего, это отношение к самодержавию. Партии центра, которые очевидно были правоцентристскими, хотели ограничить вопросы самодержавия Конституцией, однако законодательная роль парламента будущего должна была быть сведена к законосовещательной.

Как в теоретическом социализме, так и в практике партийной жизни, политик был сторонником умеренных взглядов, хотя и не отрицал возможность проведения революции, совместно с выстраиванием в России социализма. Замечание 3 Как в партийной работе, так и в теоретических размышлениях, Ю. Мартов был идейным противником большевизма, а также его лидера В. Прежде всего, он отвергал стремление большевиков к немедленному вводу социалистического строя в России, их негативное отношение к наличию других партий, включая социалистическую. Классификация российских партий Мартова В качестве теоретического исследователя партий, Мартов прославился прежде всего созданием классификации отечественных партий, которая была им издана в монографии «Политические партии России» в 1906 году. В этом труде, все партии России он разделил на: Реакционно-консервативные, правые, к которым отнеслись Союз русского народа, Русская монархическая партия и Русское собрание. Данные партии отстаивали идеи монархического строя, вопросы самодержавия, а также традиционные русские ценности. Либерально-демократические партии. К ним относились Партия демократических реформ, Партия народной свободы, или конституционно-демократическая партия, Партия свободомыслящих, которые выступали за введение идеи конституционного порядка: свободы вероисповедания и совести, равенства всех перед законом, свободы союзов и собраний, свободы печати и слова, свободы неприкосновенности жилища и личности, свободы подачи петиций, свободы передвижения. Революционные партии. К их числу принято относить партию социалистов-революционеров, РСДРП, которые добивались полной демократической республики, либо полного народовластия, совместно с представлением вопросов самоуправления отдельным народам и обеспечением выборности всех чиновников. Центристские партии, к которым относились партия «Союз 17 октября» и Торгово-промышленная партия. Данные партии настаивали на необходимости конституционной монархии и выступали за введение в России основных прав и свобод, включая политические, а также всеобщих избирательных прав. Согласно позиции Мартова выходит, что вся система партий России точно на момент 1906 года обладала своеобразным сдвоенным центром, чьи партии были разделены по двум основаниям. Прежде всего, это отношение к самодержавию. Партии центра, которые очевидно были правоцентристскими, хотели ограничить вопросы самодержавия Конституцией, однако законодательная роль парламента будущего должна была быть сведена к законосовещательной. Во-вторых, фактор социального состава парламента. Правоцентристские партии хотели и для будущего парламента сохранить аристократические нотки представительства.

Лауреат премии «Северная Пальмира» 1995. Цена: 200 руб. Основной корпус сборника, в который вошли стихи последних лет и избранные стихи из «Розовощекого павлина» подготовлен самим поэтом. Вторая часть, составленная по заметкам автора, - это в основном ранние стихи и экспромты, или, как называл их сам поэт, «трепливые стихи», но они придают творчеству Сергея Вольфа дополнительную окраску и подчеркивают трагизм его более поздних стихов. Предисловие Андрея Арьева. Цена: 350 руб. В восьмой книге Аси Векслер стихам и маленьким поэмам сопутствуют миниатюры к «Свитку Эстер» - у них один и тот же автор и общее время появления на свет: 2013-2022 годы. Цена: 300 руб. Вячеслав Вербин Вячеслав Михайлович Дреер — драматург, поэт, сценарист.

В январе 1900 г. Затем заключил «тройственный союз» в поддержку газеты с А. Потресовым и В. Он активно работал по подготовке к изданию газеты « Искра » и журнала « Заря », был сотрудником редакции, также привлекал к участию своих соратников и родственников. В Германии базировалась редакция газеты с 1901 г. В августе 1901 г. За границей помимо работы по изданию « Искры », в редакции которой он был по существу самым активным сотрудником, он читал лекции в Высшей русской школе общественных наук в Париже , поддерживал тесный контакт с Лениным. Ленинизм и политические взгляды[ править править код ] Мартов в 1896 году. Сторонников Ленина стали называть большевиками , а мартовцев — меньшевиками. После съезда Мартов вошёл в бюро меньшевиков и в редакцию новой «Искры». Участвовал в революции 1905 , член Петербургского совета. На Женевской конференции меньшевиков апрель — май 1905 г. Что же касается его отношения к Ленину , то в статье «На очереди» впервые для определения взглядов Ленина он ввёл термин « ленинизм ». Вернувшись в октябре 1905 г. Даном , Мартов участвовал в работе Петербургского Совета рабочих депутатов , вошёл в Организационный комитет меньшевистский партийный центр , работал в редакциях газет «Начало» и «Партийные известия». С декабря 1905 г. В 1906 году он дважды подвергался аресту. В феврале содержался в одиночной камере, затем — под надзором полиции. А в июле по решению Особого совещания был приговорён к трёхгодичной ссылке в Нарымский край , которая в сентябре была заменена высылкой за границу. Эмиграция[ править править код ] C 1907 года жил в эмиграции, примыкал к сторонникам легальной деятельности РСДРП так называемым «голосовцам». На Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала вместе с Лениным и Р. Люксембург он внёс радикальные поправки в резолюцию об отношении к войне. В 1912 году Мартов участвовал в Августовской конференции социал-демократов в Вене , где выступал с докладом об избирательной тактике. В 1913 году вошёл в Заграничный секретариат Организационного комитета.

Юлий Мартов - кратко

Остальные ответы Мартов-это псевдоним ЮО Цедербаума. Ищите его родственников под этой фамилиейЭто была большая и известная в Одессе семья Жены и детей у него не было Похожие вопросы.

Салтыкова-Щедрина, олицетворявшему ложь, несправедливость, неравенство и ненависть между людьми. Обладая задатками лидера, он организовал игру в «Приличенск», которая состояла в том, что дети представляли в диалогах все, что читали или о чем слышали. В этой игре создавался какой-то иной мир, параллельный реальному, но для детей вполне осязаемый.

Там были свои законы, которым они подчинялись. Если кто-нибудь поступал в каком-то смысле неправильно, то замечание «так в Приличенске не поступают» было самым большим осуждением… Через три десятилетия основные участники этой игры запечатлели себя на фотографиях. Детство давно закончилось. Мартов, уже умудренный жизнью и тяжко болеющий. Туберкулез горла почти лишил его возможности говорить.

Но он по-прежнему лидер партии и непререкаемый авторитет для окружающей его группы. В особенности выразительны глаза Мартова, в которых есть и горение одержимости, и вселенская скорбь. А вот игра в «Приличенск» вместе с детством не закончилась, она только трансформировалась во взрослую Большую игру за политическую власть, необходимую для преобразования общественного строя. За три десятилетия она прошла много этапов: вместе с В. Лениным, параллельно с Лениным и в конкуренции с ним и, наконец, против Ленина.

В своих работах 1920 г. Она представлялась ему длительным по времени глобальным преобразованием всего мира, темпы и фазы которого различны в отдельных странах. Причем переход к социальной революции в каждой конкретной стране вовсе не обязательно связан с гражданской войной. Мартов считал, что решающим условием социальной революции является насильственное установление диктатуры пролетариата в капиталистически развитых странах, а в отсталых — раздел власти между пролетариатом и другими трудящимися классами города и деревни. Диктатура пролетариата, на его взгляд, давала возможность полного и последовательного применения принципов демократии: сведения к минимуму привилегий должностных лиц, их всеобщей выборности и подотчетности избирателям, максимального развития самоуправления.

Не отрицая значения Советов, как органов организации трудящихся, Мартов полагал возможным использование и старых демократических учреждений. Таким образом, при сильной позиции в области критики действительности, Мартов оставался, безусловно, утопистом в сфере прогноза будущего. Любопытно, что в то же время, 6 октября 1920 г.

В ней он впервые рассказал о своей позиции по повыду положения в Советской России. Критикуя политику большевиков, Мартов считал наилучшим проявлением международной солидарности по отношению к русской революции защиту мирового рабочего движения. Это заявление было основано на анализе экономической ситуации в России, которая характеризовалась полным хозяйственным развалом, отсутствии правовых гарантий и гражданских свобод. К 1921 г.

В местных партийных организациях в России в этот период усилилось влияние правого крыла партии, что нашло отражение в решениях Августовской Всероссийской конференции РСДРП 1921 г.. Делегаты согласились с тезисом Мартова о необходимости соглашения между пролетариатом и крестьянством, высказывались за первоочередное предоставление демократических свобод только «трудящимся классам». В 1922 г. Мартов при помощи М. Горького пытался предотвратить расправу над правыми эсерами в России. Юлий Осипович умер в одном из санаториев Шварцвальда 4 апреля 1923 г. После смерти он был кремирован и похоронен в присутствии М.

Горького в Берлине. Сочинения[ Мартов Л. Мартов Ю. Литература[ ] Мартов и его близкие: Сб. Аронсон, Л. Дан, Б. Двинов, Б.

Getzler J. Martov: a political biography of a Russian social democrat. Урилов И. Савельев П. Казарова Н. Liebich A. Ольховский Е.

Мартов в Москве легально, никуда не прятался. Один раз его арестовали, но в тюрьму не увезли, а был просто домашний арест, но сразу же освободили. Мартов уехал на съезд Независимой социалистической партии, где он должен был выступить.

Получил паспорт в Наркоминделе и билет. На время процесса над эсерами Л. Мартов хотел приехать и выступить в защиту их, но Советское правительство не дало ему визы.

Скончался Л. Мартов в санатории в Шварцвальде в Германии 4 апреля 1923 года от туберкулеза горла. Кремация была 10 апреля, 11 июня 1923 года на кладбище при крематории в Берлине поставили бронзовую урну с надписью по-немецки на цоколе: "Л.

Мартов — борец за освобождение рабочего класса". При фашизме могила была разрушена, после окончания 2-й мировой войны была восстановлена. Я, к сожалению, не знаю, кто восстановил - 17 - ее, но это было при В.

Пике, О. Гротеволе и Э. Хонеккере, за что я им всем благодарна.

В фонде Л. Из писем видно, что она была влюблена в него, ее знали все его братья и сестры, дружили с ней, жаль, что его писем к ней нет. Мне рассказывала Виктория Сергеевна Кранихфельд, что в Париже должна была быть их свадьба.

Поля и гости ждали, а Юлий Осипович приехал с опозданием на несколько часов. Он утром, как привык, зашел в кафе выпить кофе, а там начался спор, он увлекся и все забыл. Поля после этого сказала, что Юлий Осипович не может быть мужем, он партийный деятель.

Так Л. Мартов остался один и не имел семьи и детей. Я читала письма Поли Гордон после этих событий, это были совершенно официальные письма о целях партии.

Сама я не видела Л. Мартова, он умер в 1923 г. Баранской, Р.

Абрамовича, Луначарского и многих других. Во всех воспоминаниях упоминается его невероятная трудовая энергия, невероятные честность и тактичность. Я горжусь, что отношусь к клану родных Л.

Никогда все мои бабушки и дедушки, дяди не кривили душой, не предавали Россию, не думали о своем обогащении. Старалась и я так прожить жизнь свою, только жаль, что уже в 9 лет я фактически осталась одна. Даном, она скончалась в Нью-Йорке 28 марта 1963 года.

Другая сестра Мартова Надежда Осиповна по мужу Кранихфельд. Она родилась в 1875 г. Об этом партия большевиков помнила, но когда Надежда Осиповна умерла, по-человечески поступить не смогли: во-первых, на глазах умирающей был сделан обыск, хотели выпустить на похороны Сергея Иосифовича Цедербаума, из тюрьмы велась большая переписка, и пока она велась, похороны состоялись и его не пустили, а ее старшего сына Андрея Сергеевича Кранихфельда даже и не собирались выпускать на похороны, это не нашли нужным.

Ее две дочери Виктория Сергеевна и Людмила Сергеевна впоследствии были арестованы, сидели на Лубянке, были высланы. Мартова, родилась 29 мая 1904 года в г. По постановлению Центральной комиссии по пересмотру уголовных дел на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления, от 29 ноября 1954 постановлением Особого совещания при МГБ СССР от 17 февраля 1956 г.

Умерла Людмила Сергеевна 3 января 1990 г. Во время ареста находилась на Лубянке. Людмила Сергеевна рассказывала, что ее камера на Лубянке была такая узкая, что нельзя было сесть, можно было только слегка согнуть ноги, и она была счастлива, когда ее однажды заставили мыть пол в камере и около нее, так как это был отдых.

Я вспоминаю книгу "Испанские и португальские поэты — жертвы инквизиции", М. Лубянка в 30-е годы, а вернее, и в 20-е годы уже повторяла все, что было придумано инквизицией, но, конечно, гораздо более жестоко. Жаль, что НКВД не смогло придумать костров, если б решились, то, наверное, по всей России пылали бы костры.

Конечно, у них были придуманные обвинения, так Людмила Сергеевна, оказывается, рыла подземный туннель до Индии. Мы дома после 1956 г. Во время обыска у Людмилы Сергеевны была изъята грамота XVIII века, данная Иоганну Кранихфельду, о том, что он переведен из лютеранства в православие, крещен и назначен лейб-медиком Двора.

Из Музея истории г. Тарту мне сообщили, что Иоганн Кранихфельд был профессором гигиены в Берлинском университете. В архиве КГБ мне не нашли эту грамоту, а люди, которые производили обыск, уже не работали в КГБ и найти их мне не удалось.

Так грамота, написанная на большом листе пергамента, и пропала. Меньшевик с 1917 г. Работал начальником планового отдела Свер- - 19 - дловского треста столовых, был арестован в Свердловске 29 мая 1937 г.

Военный коллегией Верховного суда СССР 20 июля 1938 года приговорен к расстрелу, и приговор приведен в исполнение в тот же день в Красноярске. Реабилитирован посмертно. Старший корректор типографии бюро технической информации Министерства промышленности средств связи СССР.

По постановлению Особого совещания при МГБ от 9 июня 1951 г. Кранихфельд B. Умерла В.

Кранихфельд 20 марта 1883 г. Мартова партийные псевдонимы — В. Ежов, Яков, К.

Августовский , родился 15 августа 1879 года в Одессе. Обучался в 5-й гимназии в С. Петербурге, после окончания которой поступил на естественное отделение физико-математического факультета С.

Петербургского университета в 1898 г. Просидев шесть месяцев до окончания следствия, был выслан в Полтаву под надзор полиции. Успел до своего ареста провести объединение всех социал-демократических организаций в С.

Петербурге, став во главе с. Отсидев 3 месяца в Полтавской тюрьме, был освобожден и направлен отбывать воинскую повинность, так как пришло предписание забрать его в армию. Он скрылся из казармы и перешел на нелегальное существование.

Стал агентом газеты "Искра". Жил по паспорту Самуила Шехтмана и Гирша Ступеля, наладил переправу "Искры" через границу Литвы в Каунас, получая посылку с нелегальной литературой в Каунасе Ковно , был арестован, затем переведен в Петропавловскую крепость 4 января 1902 г. Для получения решения суда о его побеге из армии переправлен в Екатеринославль.

По приговору он должен был служить в армии уже 3 года как штрафник, без льгот по образованию, но в это время пришел приговор по делу "Искры", его отправили в Якутскую область на 10 лет. Он содержался в Александровской пересыльной тюрьме до 9 октября 1903 года, откуда вместе со своей будущей женой Конкордией Ивановной Захаровой бежал. Об этом ими была написана книга "Из эпохи «Искры»".

По решению ЦК б поехал работать в Екатеринославль, где был арестован, но I ноября 1903 года бежал из Белостоцкой тюрьмы. В 1904 году вместе с женой эмигрировал в Женеву, где работал в редакции "Искры" секретарем газеты. В конце мая 1905 года с чемоданом "Искры" вернулся в Россию.

Вскоре арестован, сидел в "Крестах" в С. Петербурге и по амнистии 1906 года освобожден, перешел на легальную деятельность. Став видным деятелем меньшевистской партии, одним из представителей "ликвидаторства", работал редактором партийной газеты "Курьер", за что был привлечен к суду.

Пришлось перейти на нелегальное положение, из-за чего переехал в 1907 году из Москвы в Баку, где активно участвовал в издании партийных газет. В 1908 году работал секретарем редакции журнала "Нефтяное дело" в Баку и иностранным корреспондентом Нефтяного Комитета Шибаева. Почувствовав интерес полиции к себе, уехал в Москву, где стал работать заведующим издательско-рекламного отдела международной компании жатвенных машин.

Переехал в С. Петербург в 1911 году, работал редактором художественного отдела в издательстве "Деятель". Был арестован, но вскоре освобожден.

В 1913 году на собрании инициативной рабочей группы арестован за принадлежность к РСДРП, судим, приговорен к 12 годам крепости, но по амнистии вместо крепости дали ссылку в Чердынь Пермской губернии, где жил вместе с женой до 1915 года. Летом 1915 года вернулся в С. Петербург, за попытку организовать газету "Утро" был выслан из С.

Петербурга командующим округа. Перебрался в Москву. Создал Группу интернационалистов, они выпускали антивоенную литературу.

Принимал участие в перевороте в Москве, был членом Революционного комитета по созданию Московского Совета рабочих депутатов, избран в президиум Исполкома. В мае 1917 года на партийной конференции избран членом ЦК м , вследствие чего переехал в Петроград. Цедербаум был против коалиции правительства, выступал за немедленное прекращение войны, примыкал к левому крылу интернационалистов.

Весной 1918 года вместе с ЦК м переехал в Москву. С декабря 1917 — в должности товарища Председателя Совета рабочей кооперации. С августа 1919 года, с разрастанием Гражданской войны, стал работать начальником Центрального управления красноармейских лавок, которые занимались обеспечением продуктами демобилизованных солдат и детей на железнодорожных станциях.

Затем работал в Главснабпродарме по снабжению Красной Армии. Снова в августе 1920 года арестован, через три недели освобожден, и вновь без предъявления обвинения. С отъездом Л.

Будучи в командировке в Ростове-на-Дону, за якобы меньшевистскую работу в ноябре 1920 года арестован как член ЦК[м] встречался с членами партии в Ростове. Через 4 дня отправлен в Москву, где его тут же освободили. Но уже 25 февраля 1921 года на собрании меньшевиков в партийном клубе "Вперед" Мясницкая, 31 был снова арестован без предъявления обвинения.

Начальник просил скорейшего выяснения причин ареста. Это письмо я нашла в деле. Кроме работы в Центральном управлении Красноармейских лавок Сергей Осипович служил в институте Маркса и Энгельса научным сотрудником, и даже в тюрьме делал переводы английских книг для института.

В это время вышел Указ Советского Правительства о запрещении всех партий, в том числе и меньшевистской. С этого момента начались преследования большевиками своих идеологических противников. Находясь в 1921 году на Лубянке, Сергей Осипович писал: "Минуя официальные инстанции, обращаюсь непосредственно в ЦК РКП, который фактически является вершителем судеб страны и ответственен за действия органов власти.

ЦК счел целесообразным заключить нас, с. Пусть так. Но принимая решение, думал ли ЦК о том, в каких условиях будет он содержать своих пленников?

Не предъявляя им никаких формальных обвинений, не придавая их суду, ограничится ли он лишь "обезвреживанием" своих политических противников, лишив их свободы, или станет мстить им, как это делало самодержавие, станет подвергать их физическим лишениям, разрушающим их здоровье, моральным унижениям и стеснениям, которые в интересах преследуемой ЦК цели не нужны и целиком напоминают сладострастие тюремщиков. Не буду говорить о том, что испытывают увезенные из Москвы в тюрьмы Ярославля, Казани, Орла, Владимира мои товарищи, — ограничусь хотя бы лишь указанием на то, что систематически арестовывают их родственников, старающихся спасти их от голодания и везущих им продовольствие Петренко, Васильева, Мельвитова и др. Хочу довести до сведения ЦК — если он этого не знает, как хотел бы думать, — о том, что испытал я вместе с другими за время своего ареста...

Цедербаума — особоуполномоченному гр. Вчера ночью во время прогулки мы случайно встретились с одной нашей знакомой, старым товарищем по партии, с которой мы, естественно, поздоровались, не подходя к ней. Возможно, что это является нарушением тюремных правил, но за- - 24 - ботиться о предупреждении подобных встреч дело тюремной администрации.

Но всякий революционер, хотя раз в жизни сидевший в тюрьме, поймет, что нельзя требовать от заключенного, чтобы он не раскланивался со своими товарищами при таких встречах. Между тем, сопровождающий нас надзиратель в грубой форме и на "ты" набросился на нас и нашу знакомую, крикнув конвойному: "дай ей пинка", он выхватил револьвер, угрожая нам, потребовал от нас прекращения прогулки до истечения положенного и без того краткого срока. Не желая вступать в спор с подобным господином, мы подчинились его требованию, но требовали, чтобы он назвал свою фамилию, чего он сделать не пожелал.

Сообщая Вам о происшедшем, мы требуем расследовать этот случай и, если Вы не исполните данного Вами свыше двух недель тому назад обещания о переводе нас в Бутырскую или Таганскую тюрьму, то во всяком случае должны оградить нас от грубого обращения каждого безусого мальчишки". Потом он лежал в больнице Бутырской тюрьмы. Берет ли на себя ЦК ответственность за все перечисленные мною безобразия?

Считает ли он нормальным, что люди, десятки лет своей жизни отдавшие делу социализма и рабочего класса, ныне, при господстве вчера еще гонимой партии которая так возмущается гонениями на своих единомышленников со стороны буржуазных правительств , содержатся в условиях, заставляющих порою с сожалением вспоминать тюрьмы, в которых мы сидели вместе с нынешними правителями. Неужели поколеблется диктатура коммунистической партии от того, что плененные социалисты внутри тюрьмы внутри тюрьмы — подчеркнуто будут не под замком, смогут обращаться между собой, смогут пользоваться уборными, будут дышать свежим воздухом не 1 час в сутки, а несколько часов. Будут ли потрясены основы этой диктатуры, если они будут видеть своих жен, матерей и детей не раз в неделю, а два раза, не по часу, а больше?

ЦК РКП очень занят, конечно, важными государственными делами. Но, право, если он дорожит честью и достоинством своей партии, он хорошо бы сделал, если бы заглянул во внутреннюю тюрьму ВЧК и в одиночный корпус Бутырской тюрьмы, чтобы ознакомиться с тем, что делают тут во имя революции и коммунизма". Позднее он говорил, что в это время большевики еще стеснялись доводить до самоубийства, и его отправили в Вятку на 6 месяцев, а оттуда 26 мая 1923 года в Кашин на 2 года.

Я пыталась выяснить имена тех, кто изображен на помещенной мной фотографии, но помочь не смогли ни в Грузии, ни в России. Тогда в Кашине семья Цедербаумов и грузинские товарищи жили коммуной. Решением Особого совещания ОГПУ 3 апреля 1925 года должны были отправить в исправительно-трудовой лагерь на 3 года, учитывая его болезненное состояние, лагерь был заменен ссылкой в Минусинск на тот же срок.

В Минусинске проживали Цедербаумы всей семьей. Отпустили из Минусинска с задержкой в 5 месяцев. Переехали жить в Саратов, с января 1928 года.

Я была у бабушки и дедушки в Саратове, они жили в небольшом деревянном доме, Тулупная улица, дом 2, занимались переводами. Я помню книгу Джека Лондона "Бывалый" "Белый клык". Бабушка говорила, что у них собралась небольшая библиотека переводных вещей, но все это пропало и найти невозможно.

Обидно, что переводчики книг в библиотеках не указаны, и мои попытки найти книги с переводами бабушки и дедушки — тщетны, так как "нежелательных" переводчиков вообще не указывали, и собрать библиографию работ невозможно. В декабре 1930 г. В 1995 году мне посчастливилось познакомиться с профессором Щелкачевым В.

Щелкачев рассказывал, что, сидя в Бутырке, он занимался организацией бесед или докладов в камере, так как сидели очень интересные люди и, несомненно, специалисты своего дела. Щелкачев также отметил, что для Цедербаума было в первую очередь главным в отношениях с людьми их личные качества, а не их религиозные убеждения, он ценил в людях порядочность и щедрость. Со мной играл Андрей Сергеевич Кранихфельд подробнее о нем будет ниже , он был очень добрый и любил детей.

И мне — ребенку — тюрьма не показалась страшным местом. Однако совсем другое ощущение у меня осталось от посещений приемной НКВД на Кузнецком мосту во дворе, где было очень жутко , а у окошка в Матросской тишине все выглядело проще, но всегда давали ложный ответ, но и после 1956 г. Будучи тяжело больным, он 2 месяца находился в тюремной больнице.

По выздоровлении отправлен в Верхнеуральский, затем переведен в Ярославский политизолятор. В декабре 1931 года заключение в политизоляторе было заменено 5 годами ссылки в Казань, где Цедербаум работал экономистом. В 1932 г.

В Казани Цедербаумы жили в соседних домах Цедербаум С. У нас в доме всегда бывало много людей, так как мои родители имели заработок в отличие от других сосланных, которые часто приходили в наш дом обедать. Также и С.

За столом было не менее 10—15 человек. Обеды были простые, а после чая часто пели. Я с детских лет усвоила, что дом должен быть приветливым и гостеприимным.

Все ссыльные обязаны были отмечаться в НКВД один раз в неделю. И это место стало для них своеобразным клубом, где они встречались и обменивались новостями. Вскоре НКВД "расформировало" этот клуб, разнеся дни отметки.

Паулина Степановна Мясникова, вспоминая то время, отмечала, что чета Цедербаумов С. Я привожу ниже два письма, повествующие о жизни в 30-е годы. Год тянется за годом...

Много мы путешествовали за это время, много перевидали, — но общий фон почти всюду один и тот же. Стоим мы, конечно, вне жизни — нас к себе и за версту не подпускают: являемся своего рода сторонними наблюдателями. Встречаемся только с товарищами по положению.

Среди них есть и "старики", но больше молодежи, выросшей уже после 17 года и - 27 - даже 20 года. Ведь и наши ребята стали "взрослыми": сыну 22 года, дочери 18 лет. Для них, конечно, наши условия жизни гораздо более тягостны, чем для нас, уже поживших и видавших всякое.

Большинству приходится вести очень тяжелую борьбу за существование — мало у кого есть родные, могущие помогать. Мы в этом отношении находимся еще в хорошем положении: с неизбежными перерывами почти все время имели литературную работу, главным образом — переводную; из книг, переведенных за эти годы Конкордией Ивановной и мной, можно составить целую библиотеку. Теперь, правда, стало много хуже — играет роль и отсутствие бумаги, и сокращение выпуска переводной литературы.

Приходится переходить на другие рельсы — писать самостоятельные работы: популярные и для юношества. Кое-что уже издалось, кое-что имеем в виду. У нас здесь все личные неприятности и передряги отошли на задний план — очень остро и болезненно переживаем происходящее в Германии.

Лично я был к этому — или приблизительно к этому — подготовлен, давно уже не видел других перспектив, но, конечно, действительность превзошла предположения и опасения. А для большинства друзей, все время одобрявших практику европейских геноссен, происшедшее явилось полной неожиданностью, настоящей катастрофой, и многие из них бросаются сейчас в противоположную крайность. Мне хочется думать, что это не "всерьез и надолго", Германия сейчас не в том положении, в каком была Италия в 1921—22 гг.

Таковы вероятные итоги... На исходе второй месяц, как я без работы — ликвидирован научный институт, в котором я работал ровно год. Безрезультатно посещаю биржу труда — точнее, отдел кадров Наркомтруда, ибо биржи давно у нас упразднены, поскольку не существует безработицы, — вижу там сотни и тысячи мне подобных...

Заявляю откровенно, что я не чувствую в себе достаточно физических сил, чтобы дальше вести ту жизнь, на какую меня обрекают органы НКВД, а так как покоя я не желаю покупать от- 7 Несмотря на такие ужасные условия С. Мне, к сожалению, приходится прибегнуть к самому варварскому способу самоубийства — к истязанию себя голодом. Другими средствами я не располагаю.

С 12 часов утра 17 февраля я прекратил прием пищи и воды. Знаю, что администрация будет прибегать к искусственному питанию и пр. Я рассчитываю на свое плохое сердце и на то, что двух-трех экспериментов на протяжении короткого времени оно не выдержит.

В деле Сергея Осиповича есть запись, что он считает положение СССР исключительно тяжелым, он считает, что большевики держатся на насилии, что в стране существует голод, население задавлено, бесправно, диктатура России нисколько не отличается от германского и итальянского фашизма. Цедербаум-Ежов С. Больница Новосибирской тюрьмы 23 марта 1937 г.

Он понял, что это конец. Ввиду этого считаю нужным поставить Вас в известность, что поскольку не совершено никаких 9 Действительно, он пошел на эту вынужденную меру осознанно, так как по рассказу Шелкачева еще в 1930 году Цедербаум отговорил тогда еще совсем юного Щелкачева от этого шага и объяснил всю тщетность предприятия, так как к существенным изменениям в положении вещей это не приведет; при Советской власти властям наплевать, а здоровье может сильно пошатнуться. Я не приму никакого участия в следственной процедуре, а также не буду давать никаких показаний.

Поэтому следствие по моему делу может продолжаться независимо от моей голодовки". В 1937 г. Цедербаум-Ежов ".

Из Новосибирска был переведен на Лубянку потому, что в Сибири не смогли заставить подписать протоколы допросов, а в Москве палачи работали более опытные, умели пытать и выбивать показания, придуманные ими. В делах КГБ я нашла его заявление от 18 октября 1938 года из Бутырской тюрьмы на имя Берия: "Заявление На семнадцатом месяце заключения я вынужден был под влиянием особых мер воздействия со стороны следствия дать ложные показания и признать предъявленные мне обвинения и ложные оговоры других лиц, подписав вымышленный протокол допроса. На заседании Коллегии 26 сентября при слушании моего дела я признал себя виновным исключительно потому, что опасался при направлении дела к доследованию повторения тех мер воздействия, которым подвергся во время следствия.

Ввиду получения для настоящего заявления маленького листочка бумаги действительно в деле лежит листок из маленькой записной книжки в клетку. Должен поэтому ограничиться следующим: Мне ставится в вину, будто в 1934 г. Союзный Центр меньшевистской нелегальной организации, включив в задачу также и террор.

Обвинение это основывается на показании Либера, очная ставка с которым мне не была дана, равно как и с другими оговорившими меня людьми. Само обвинение по существу представляется неправдоподобным, поскольку, по словам следствия, этот Центр был составлен нами преимущественно из лиц, находившихся в это время в ссылке в различных городах Со- - 30 - юза Уфа. Я выступал самым принципиальным противником террора во всех формах.

Меньшевистская партия, в принадлежности к которой я обвиняюсь, до сего дня является противником террора. Такой же неправдоподобный, не подкрепленный фактами, придуманный характер носят обвинения меня в получении директив загранделегации меньшевистской партии. Меня вынудят подписать никогда не применявшиеся мною способы нелегальной переписки из мест ссылки, где я находился в связи с 1930 г.

Всесоюзное ЦК меньшевиков через гр. Суханова, хотя в процессе этого Бюро Суханов согласно газетной стенограмме процесса категорически заявил обратное и т. Кроме того, все обвинения относятся к тому времени 1925, 1930, 1935 гг.

Ввиду изложенного прошу Военную Коллегию направить мое дело к доследованию, обеспечив при этом соблюдение требований У ПК и предписав дать мне очную ставку с лицами, давшими против меня показания. Я готов понести любую кару за свои убеждения как меньшевик, но протестую против приписывания ко мне действий, идущих в разрез с моими убеждениями. Он не "догадывался", как видно, что все процессы были спланированы, весь сценарий был придуман, чем больше глупостей, тем приятнее работникам НКВД.

А людей, о которых он пишет, уже давно не было в живых. Его заявление на имя Берия никто не читал, оно лежало в деле. Берия его не видел, это никому не было нужно.

Приговор приведен в исполнение 25 февраля 1939 года. Я видела расстрельную книгу в КГБ, читала акты опознания, когда забирали его из камеры, потом акт во дворе, перед расстрелом и акт врача о том, что он мертв. Есть запись, что трупы отвезли в крематорий, следовательно, пепел моего дедушки лежит или во рву вокруг изгороди Донского крематория, или был отправлен на капустные поля в Коломенское.

Мартов интервью

Люксембург внёс радикальные поправки в его резолюцию об отношении социалистов к войне, в частности о том, что они обязаны в случае начала военных действий стремиться использовать вызванный войной экономический и политический кризис для политического пробуждения народа и ускорения свержения капитализма. Вторая эмиграция 1907—1913 В конце 1907 г. Жил в Женеве, с 1909 г. Один из основателей, редакторов и ведущий публицист журнала «Голос социал-демократа» Женева; Париж, 1908—1911 , занимавшего в меньшевизме позицию центра между «партийцами» и «ликвидаторами» был ближе к последним. Взгляды Мартова на партийную тактику и организацию привели его к политическому и личному разрыву с Г. Один из редакторов крупного обобщающего коллективного труда «Общественное движение в России в начале ХХ века» Тома 1—4, книги 1—6, Санкт-Петербург, 1909—1914 , автор глав по истории РСДРП в 1918 были опубликованы отдельным изданием под названием «История российской социал-демократии». В 1908—1911 гг. В результате опыта работы в объединённых партийных органах Мартов убедился в невозможности сосуществования меньшевиков и большевиков в одной партии, изложил свою позицию в брошюре «Спасители или упразднители? Отрицательно оценивал существовавшие формы подпольных партийных организаций, считал необходимым создание легальной рабочей партии, которая бы опиралась на фракцию РСДРП в Государственной думе, профессиональные союзы, общества самообразования, кооперативы. Но в отличие от последовательных «ликвидаторов» не призывал к немедленному разрушению нелегальных структур партии.

Последовательно отрицал тактику заговора в боевой тактике социал-демократов, противопоставляя им завоевание народом демократических свобод вследствие дезорганизации государственного аппарата и использование любой возможности легальной организации масс. При этом скептически относился к революционному потенциалу крестьянства. Поддержал Л. Троцкого в деле организационного объединения социал-демократии на антибольшевистской основе на конференции в Вене август — сентябрь 1912; проходила вслед за состоявшейся в январе того же года конференцией большевиков в Праге. С 1913 г. Деятельность в России 1913—1914 Воспользовавшись амнистией по случаю 300-летия Дома Романовых , в 1913 г. В конце 1913 — 1-й половине 1914 гг. Третья эмиграция 1914—1917 Летом 1914 г. Остался в Париже, а в 1915 г.

Решительно выступал за прекращение войны, осуждал «патриотов» и, не желая победы ни одному буржуазному правительству, связывал завершение войны с демократическими преобразованиями во всём мире и возрождением международной организации социалистов. Одним из первых в социал-демократической литературе например, в письме редакции и сотрудникам журнала «Наша заря» под названием «Русский марксизм и война», 1914 охарактеризовал империализм как важнейшее общественное явление начала 20 в. Делал акцент не на определении империализма как стадии «загнивания» и «умирания» капитализма или кануна социалистической революции, а на перспективах его развития как экономической и политической системы. Полагал, что возможности саморегулирования и приспособления капитализма к новым историческим условиям далеко ещё не исчерпаны. В то же время ожидал новую демократическую революцию в России, считая, что политическая система в стране мало изменилась в результате революции 1905—1907 гг. Один из редакторов газеты интернационалистского направления «Голос» 1914—1915 ; вышел из состава редакции, разойдясь во взглядах с Л. Троцким, который всё ближе сходился с большевиками. Участник Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций, на которых произошло объединение осуждавших войну социал-демократов — интернационалистов. После Февральской революции 1917 г.

Возвращение в Россию май — октябрь 1917 Вернулся в Россию тем же путём 9 22 мая. Редактор журнала «Интернационал», газет «Летучий листок», «Искра», сотрудник газеты «Новая жизнь». Последовательно отстаивал идею поэтапного перехода власти к левым силам революции, включая большевиков. Критиковал вхождение социалистов во Временное правительство , считая его неспособным решать революционные задачи, осуждал «революционное оборончество» идею продолжать войну во имя защиты завоеваний революции , возглавил Временное центральное бюро меньшевиков-интернационалистов, оппозиционное руководящим органам меньшевиков. В связи с июльскими событиями 1917 г. Не соглашаясь с большевистской стратегией и тактикой, в то же время осуждал правительственные репрессии по отношению к большевикам.

Срок ссылки закончился в 1900 году, на следующий год он выехал в Германию. В эмиграции он снова встретился с Ульяновым.

Вместе с другими социал-демократами друзья разработали план создания нелегальной марксистской газеты «Искра». Цедербаум стал одним из редакторов и авторов газеты. Свои статьи он подписывал псевдонимом «Л. Мартов» — в честь месяца марта, первого весеннего месяца, времени обновления природы. Без Мартова «Искры» могло бы не быть. И не потому, что он был талантливым публицистом. А потому, что на издание газеты нужны были деньги. Их пожертвовали его родственники.

Сестра Юлия Надежда была замужем за Сергеем Кранихфельдом, который получил огромное наследство — 20 000 рублей золотом. Съезда, на котором произошел раскол партии и разрыв дружеских отношений между Мартовым и Лениным. Яблоком раздора стал вопрос о членстве в партии. Ленин предлагал следующую формулировку: «членом партии считается всякий, признающий ее программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций». Мартов предлагал, чтобы членом партии считался «всякий, принимающий ее программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из ее организаций». По идее Ленина, партия должна была состоять пусть из меньшего количества членов, но все они должны быть единомышленниками и активистами. Формулировка Мартова позволила бы привлечь большее число сторонников. При голосовании на съезде большинство делегатов поддержали формулировку Ленина.

Их стали называть «большевиками», сторонников Мартова — «меньшевиками». Такое соотношение сил существовало только по одному вопросу, до прихода к власти в 1917 году большевики пользовались меньшей поддержкой. Более умеренная программа меньшевиков привлекала большее число сочувствующих.

Мартова не сохранился. После смерти Мартова он оказался в руках его сестры Лидии Дан в Берлине. Она ревностно охраняла свое право на это наследство. Последнему удалось лишь скопировать некоторое количество писем Мартова. Когда в Германии в 1933 г.

Личные архивы Мартова и Дана оказались в руках нацистов и погибли. Ныне более или менее крупные коллекции документов Мартова и членов его семьи имеются в архиве Гуверовского института войны, мира и революции в США коллекция Б. Мартов вошел в историю под своим псевдонимом. Его настоящая фамилия — Цедербаум. Патриархом семейства был Александр Осипович Иосифович Цедербаум 1816—1893 — крупный российский общественный деятель, гаскал — еврейский просветитель, один из основателей в России газет, пропагандировавших эмансипацию и ассимиляцию евреев. Родители Мартова — Осип Иосиф Александрович и Ревекка Юльевна общественной деятельностью не занимались, на первое место ставя семью, отец получил звание потомственного почетного гражданина. Их дети росли в обстановке полной обеспеченности, жили в большой хорошей квартире, летом ездили на дачу, всегда сытно питались. В доме было много прислуги, у девочек — гувернантки.

Молодые Цедербаумы учились в гимназии, им был открыт путь в университет, несмотря на ограничения для евреев, которые существовали в Российской империи. Однако они выбрали тернистый путь революционной борьбы. Первым на этот путь вступил Юлий, вслед за ним пошли остальные. На фотографиях — внуки Александра Цедербаума, в обоих случаях в центре за столом сидит Мартов. Фотографии сделаны в Москве не ранее конца августа — не позднее 21 сентября 1920 г. Владимир отсутствует на этих фотографиях потому, что в это время он ожидал в тюрьме пересмотра своего приговора по делу «Тактического центра». Нет здесь и старшей из сестер Мартова Надежды — жены гимназического приятеля Мартова С. Кранихфельда, умершего еще в 1914 г.

Работая в середине девяностых годов в еврейских организациях Вильно, Мартов верил в жизненность еврейского социалистического движения. Если смотреть на количественную сторону, то в начале века Бунд был весьма внушительной общественной силой. Как сообщвет историк Бунда М. Рафес, в 1904 году общее количество членов рабочей еврейской партии насчитывало более 20 тысяч человек, более чем в два раза превосходя русские партийные организации. В конце девяностых годов Ю. Мартов видел в Бунде едва ли не важнейшее условие достижения евреями равноправия в области гражданских прав125.

Для Мартова политическая «мягкость» это не только склонность и способность к компромиссам, но и понимание необходимости в любых условиях! Именно это обстоятельство, а не «пункт первый» устава, развело Мартова с Лениным со временем навсегда. Возможно, в конфликте Мартова с Лениным лежали не столько политические императивы, сколько нравственные. Приведу одно любопытное свидетельство, упоминаемое Б. Двиновым в «Новом журнале». Как рассказывала сестра Мартова Лидия Дан, в детстве дети Цедербаумов своими играми создали некий идеальный мир, который именовали «Приличенск».

Игры, где особо ценятся честь, достоинство, совесть, составляют основу человеческого приличия. Сестра Мартова вспоминала, что в семье произошел случай, потрясший всех, и особенно Юлия. Для младшего брата Владимира взяли кормилицу из деревни. Какое-то время спустя кормилица получила письмо, в котором сообщалось, что ее родной ребенок дома от плохого питания умер. Видя горе несчастной женщины, маленький обитатель «Приличенска» взял с сестер клятву, что они никогда больше «не допустят такой подлости». Будучи взрослым человеком, Мартов не раз вспоминал этот случай, который оставил в его душе глубокий шрам126.

Для ребенка, гимназиста, студента, а затем и социал-демократа Мартова моральное кредо значило слишком много, чтобы его игнорировать. В отношениях с молодым Владимиром Ульяновым Юлий Мартов вначале вскользь, а затем более рельефно рассмотрел черты, которые создали в конце концов непреодолимый водораздел между ними. В своих «Записках социал-демократа», которые успели выйти в Берлине при жизни Мартова, автор вспоминал, что в конце века В. Ульянов «оставлял при первом знакомстве несколько иное впечатление, чем то, которое неизменно производил в позднейшую эпоху. В нем еще не было, или по меньшей мере не сквозило, той уверенности в своей силе — не говорю уже в своем историческом призвании, — которая заметно выступала в более зрелый период его жизни. Ему было тогда 25—26 лет… Ульянов еще не пропитался тем презрением и недоверием к людям, которое, сдается мне, больше всего способствовало выработке из него определенного типа вождя».

Правда, Мартов тут же замечает, что «элементов личного тщеславия в характере В. Ульянова я никогда не замечал»127. Свидетельства Мартова о моральной эволюции Ленина весьма интересны. В генетических корнях нравственности этого человека проявляются многие особенности его натуры, наложившие глубокий отпечаток на деятельность созданной им партии. Решительным и беспощадным Ленин стал не сразу. Вернемся еще раз к воспоминаниям Мартова.

На одной студенческой вечеринке в Петербурге Ульянов «выступал с речью против народничества, в которой, между прочим, со свойственной ему полемической резкостью, переходящей в грубость, обрушился на В. Речь имела успех. Но когда по окончании ее Ульянов от знакомых узнал, что атакованный им Воронцов находится среди публики, он переконфузился и сбежал с собрания»128. Со временем, с годами Ленин перестанет «конфузиться» и обретет твердость и непреклонность, переходящие в жестокость. Познакомившись с материалами о положении на вязально-текстильной фабрике Мостекстиля, в записке И. Сталину и И.

Уншлихту он советует «созвать из архинадежных людей совещание тайное» для выработки мер борьбы с расхитителями, кои должны быть весьма просты: «поимка нескольких случаев и расстрел»129. Судьба отношений Мартова и Ленина — это судьба двух концепций революционного развития в России: гуманной — демократической и силовой — тоталитарной. Вопрос далеко выходит за рамки личных отношений и отражает драму борьбы двух начал: политики в союзе с моралью и политики, подчинившей мораль. Борьба в редакции «Искры» и вокруг нее означала для Мартова нечто большее, нежели просто фракционная борьба. Он видел в ней прообраз власти, утверждающей себя «любой ценой». Поддерживая высказывания Плеханова о «бонапартизме» Ленина, Мартов написал специальную брошюру против монополии центра с его контролем и жесткими директивами.

Это положение автор работы назвал «осадным положением в партии»130. А оно, это «осадное положение», создавалось с самого начала. Этого не скрывал и Ленин. В своем «Ответе Розе Люксембург», написанном в сентябре 1904 года, он указывает: «Каутский ошибается, если он думает, что при русском полицейском режиме существует такое большое различие между принадлежностью к партийной организации и просто работой под контролем партийной организации»131. До революции 1917 года Ленин, по сути, борется за свою главную идею: создать монолитную, централизованную партию, с помощью которой можно прийти к власти. Он не задается мыслью, что будет потом?

Мартов Юлий Осипович

Патриархом семейства был Александр Осипович Иосифович Цедербаум 1816—1893 — крупный российский общественный деятель, гаскал — еврейский просветитель, один из основателей в России газет, пропагандировавших эмансипацию и ассимиляцию евреев. Родители Мартова — Осип Иосиф Александрович и Ревекка Юльевна общественной деятельностью не занимались, на первое место ставя семью, отец получил звание потомственного почетного гражданина. Их дети росли в обстановке полной обеспеченности, жили в большой хорошей квартире, летом ездили на дачу, всегда сытно питались. В доме было много прислуги, у девочек — гувернантки. Молодые Цедербаумы учились в гимназии, им был открыт путь в университет, несмотря на ограничения для евреев, которые существовали в Российской империи. Однако они выбрали тернистый путь революционной борьбы. Первым на этот путь вступил Юлий, вслед за ним пошли остальные. На фотографиях — внуки Александра Цедербаума, в обоих случаях в центре за столом сидит Мартов.

Фотографии сделаны в Москве не ранее конца августа — не позднее 21 сентября 1920 г. Владимир отсутствует на этих фотографиях потому, что в это время он ожидал в тюрьме пересмотра своего приговора по делу «Тактического центра». Нет здесь и старшей из сестер Мартова Надежды — жены гимназического приятеля Мартова С. Кранихфельда, умершего еще в 1914 г. Ее отсутствие, возможно, связано с интригами сестер. Надежда, будучи старшей из них, считала себя обязанной воспитывать младших. Делала она это с огромным рвением и чувством ответственности, но, судя по всему, без достаточного такта.

С точки зрения Надежды, сестры впадали в «смертный грех», полируя ногти, пудря нос, стремясь одеться покрасивей, вместо того чтобы ходить «по нигилястячьи» и читать К. Они рано вышли замуж, а мужей выбрали, по мнению Надежды, неправильно. Такое давление и диктат не могли не вызвать протеста. Кроме того, младшие сестры считали Надежду ответственной за раннюю смерть отца. Когда он заболел крупозным воспалением легких, она пригласила лечить его доктора Н. Вигдорчика, потому что он был социал-демократом вместо того, чтобы пригласить дорогого специалиста по легочным заболеваниям.

Переехав в 1877 г. Интересный факт из жизни Юлия Цедербаума В детстве Юлий Осипович по вине гувернантки, которая его уронила, получил тяжелый перелом ноги. Следствием этого стала хромота на всю жизнь, из-за неправильно сросшейся кости. Однако это никак не помешало Цедербауму добиться высокого положения в обществе, стать одним из лидеров освободительного революционного движения, а также совместно с Лениным создать РСДРП.

Начало освободительного движения, первый срок и знакомство с В. Ульяновым Свою революционную деятельность Цедербаум начал еще будучи студентом Петербургского университета. Свой первый срок с последующей ссылкой Юлий получил в 1892 г. Начало 1895 г. Однако первые начинания не увенчались успехом, и все участники организации оказались арестованными полицией. Лидеры движения получили сроки на каторге, по окончании которых были сосланы.

На четвертом Чрезвычайном съезде Советов, Ю. Мартов выступил с речью, в которой высказался против заключения Брестского мира, и вместе с этим выступил за создание однородного социалистического правительства вместо Совета комиссаров «новой власти». При этом, в декабре 1918 года, на Всероссийском партийном совещании большевиков он поддержал политику советского правительства по вопросам борьбы с контрреволюцией, и провозгласил идею снятия требования Учредительного собрания. Являясь настоящим политиком, Мартовым был принят факт наличия советского строя, однако он остался приверженцем демократической республики и продолжил критиковать советское правительство.

В октябре 1920 года Мартовым, по поручению ЦК партии меньшевиков которая была легализована 30 ноября 1919 года был совершен выезд за границу, где он выступал в качестве представителя партии во втором Интернационале, с сохранением советского гражданства. В 1921 году он стал создателем Венского, либо, как это называется — второго Интернационала. Он умер от туберкулеза и был захоронен в Берлине. Большая часть сознательной жизни Ю. Мартова была посвящена исследованию, а также пропаганде марксизма, совместно с созданием в России марксистской партии по примеру немецкой социально-демократической организации СДПГ. Как в теоретическом социализме, так и в практике партийной жизни, политик был сторонником умеренных взглядов, хотя и не отрицал возможность проведения революции, совместно с выстраиванием в России социализма. Замечание 3 Как в партийной работе, так и в теоретических размышлениях, Ю. Мартов был идейным противником большевизма, а также его лидера В. Прежде всего, он отвергал стремление большевиков к немедленному вводу социалистического строя в России, их негативное отношение к наличию других партий, включая социалистическую. Классификация российских партий Мартова В качестве теоретического исследователя партий, Мартов прославился прежде всего созданием классификации отечественных партий, которая была им издана в монографии «Политические партии России» в 1906 году.

В этом труде, все партии России он разделил на: Реакционно-консервативные, правые, к которым отнеслись Союз русского народа, Русская монархическая партия и Русское собрание. Данные партии отстаивали идеи монархического строя, вопросы самодержавия, а также традиционные русские ценности. Либерально-демократические партии. К ним относились Партия демократических реформ, Партия народной свободы, или конституционно-демократическая партия, Партия свободомыслящих, которые выступали за введение идеи конституционного порядка: свободы вероисповедания и совести, равенства всех перед законом, свободы союзов и собраний, свободы печати и слова, свободы неприкосновенности жилища и личности, свободы подачи петиций, свободы передвижения.

Участник Псковского совещания искровцев с П. Струве и М. Туган-Барановским с целью привлечения их к сотрудничеству март — апрель 1900. Впоследствии возглавлял группу содействия газете «Искра» на Юге России Полтава, 1900—1901.

Первая эмиграция 1901—1905 В марте 1901 г. Редактор и ведущий публицист газеты «Искра». Участвовал совместно с П. Аксельродом и В. Засулич в согласовании подготовленных Г. Плехановым и В. Разошёлся с Лениным во взглядах на соотношение морали и политики дело Н. Баумана и по вопросам партийного строительства, в отличие от него считал, что переход от кружковой организации социал-демократического движения к партийной должен происходить «снизу», а не усилиями только «вождей», с участием и антиискровских элементов социал-демократии.

Делегат II съезда РСДРП июль — август 1903, Брюссель, Лондон , на котором внёс альтернативное ленинскому определение условий членства в партии — работа под контролем и руководством одной из партийных организаций вместо обязательного личного участия в деятельности низовой организации, на чём настаивал Ленин. Мартов требовал также ослабления полномочий центральных учреждений партии. Вокруг Мартова объединились все противники Ленина, в дальнейшем получившие название меньшевиков. От других признанных идеологов меньшевизма отличался неприятием бернштейнианства , однако активно поддержал идею А. Потресова о союзе РСДРП с либералами в борьбе за демократию, а также, хотя и с некоторыми оговорками, предложенный Аксельродом план участия социал-демократии в «банкетной кампании» 1904 г. Рассматривал начавшуюся революцию 1905—1907 гг. Категорически отрицал выдвинутую В. Лениным идею революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства как возможный итог победы революции, считая пока максимумом возможного установление буржуазно-демократической республики.

Противник действий, направленных на «организацию» революции, подготовку вооружённого восстания силами подпольщиков. Снова в России 1905—1907 После издания Манифеста 17 октября 1905 г. Участвовал в работе Санкт-Петербургского совета рабочих депутатов, член редакции легальной меньшевистской газеты «Начало». Юлий Мартов. Начало 20 в. Поддержал объединительные устремления большевиков и меньшевиков. На рубеже 1905—1906 гг. Сторонник идеи «рабочего съезда», выдвинутой в 1905 г.

Аксельродом предполагалось, что съезд, организованный передовыми элементами пролетариата, создаст базу для коренного реформирования РСДРП на основе всех социалистических течений, представленных в рабочем классе, и по образцу легальных европейских социал-демократических партий. В феврале и июле 1906 г. В сентябре того же года выслан за границу. Около месяца находился в Германии, затем нелегально вернулся в Россию, проживал в Финляндии. Вместе с Лениным и Р. Люксембург внёс радикальные поправки в его резолюцию об отношении социалистов к войне, в частности о том, что они обязаны в случае начала военных действий стремиться использовать вызванный войной экономический и политический кризис для политического пробуждения народа и ускорения свержения капитализма.

Революционные взгляды и идеи Мартова после событий Первой мировой войны

  • Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году
  • Ю.О. Мартов. Стыдно!
  • Биография — Юлий Мартов
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Правоверный марксист
  • 10 фактов о ... Юлий Мартов: друг и враг Ленина

Юлий Мартов - кратко

В восьмой книге Аси Векслер стихам и маленьким поэмам сопутствуют миниатюры к «Свитку Эстер» - у них один и тот же автор и общее время появления на свет: 2013-2022 годы. Цена: 300 руб. Вячеслав Вербин Вячеслав Михайлович Дреер — драматург, поэт, сценарист. Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии по специальности «театроведение». Работал заведующим литературной частью Ленинградского Малого театра оперы и балета, Ленинградской областной филармонии, заведующим редакционно-издательским отделом Ленинградского областного управления культуры, преподавал в Ленинградском государственном институте культуры и Музыкальном училище при Ленинградской государственной консерватории. Автор многочисленных пьес, кино-и телесценариев, либретто для опер и оперетт, произведений для детей, песен для театральных постановок и кинофильмов.

Цена: 500 руб. В издательстве журнала «Звезда» вышел третий сборник стихов эстонского поэта Калле Каспера «Да, я люблю, но не людей» в переводе Алексея Пурина. Ранее в нашем издательстве выходили книги Каспера «Песни Орфея» 2018 и «Ночь — мой божественный анклав» 2019.

Какая гнусность! Какая ненужно-жестокая гнусность, какое бессовестное компрометирование великой русской революции новым потоком бессмысленно пролитой крови! Как будто недостаточно было уральской драмы — убийства членов семьи Николая Романова! Как будто недостаточно, что кровавая баня помогла русским контрреволюционерам и их агитации в Западной Европе против революции. В момент, когда всеми силами надо помогать европейским друзьям русской революции в их кампании против вооруженного вмешательства и против блокады, усердные не по разуму террористы доставляют худшим врагам революции такой благодарный материал, как сообщение о бесцельном и безмотивном убийстве нескольких пленников! Когда в августе они были взяты заложниками, Социалистическая академия, которую вряд ли заподозрят в антибольшевизме, протестовала против ареста Николая Михайловича как ученого историка , чуждого политики.

Во время революции 1905 года Мартов вернулся в Россию, дважды был арестован, выслан сначала в Нарымский край, потом за границу. Снова вернулся в Россию он уже в 1917 году в знаменитом «пломбированном вагоне». Юлик против Ленина Членство в партии было не единственным вопросом, показавшим разницу во взглядах двух лидеров социал-демократии. В марте 1902 года в «Искре» был опубликован некролог: «В Орлове Вятской губернии окончила жизнь самоубийством Клавдия Николаевна Приходькова, сосланная на 4 года по социал-демократическому делу 1897 года в Петербурге». Осенью того же года на редколлегии «Искры» в Лондоне обсуждалось личное дело Николая Баумана, в честь которого названа станция московского метро «Бауманская». Вдовец покойной Василий Митров обвинял Баумана в доведении Приходьковой до самоубийства. Дело выглядело так. Бауман, отбывая ссылку в Орлове, сошелся с Приходьковой, но затем она ушла от него к Митрову. После того как она забеременела, Бауман начал преследовать ее карикатурами, намекая на то, что является отцом ребенка. К издевательствам присоединился другой известный революционер — Вацлав Воровский. Мартов потребовал исключения Баумана из партии. Ленин выступил против исключения, заявив, что случившееся — частное дело, которое партийная организация не должна разбирать. Еще сильнее два бывших друга разошлись во взглядах по так называемому «делу Малиновского». Роман Малиновский был видной фигурой во фракции большевиков. В том же году он стал председателем большевистской фракции в Государственной думе, яростно обличая власти в своих выступлениях. Он неоднократно выезжал в Европу, встречаясь там с Лениным. При этом с 1910 года Малиновский был агентом-осведомителем охранки. В 1914 году недавно назначенный командующим Отдельным корпусом жандармов Владимир Джунковский потребовал, чтобы Малиновский ушел из Госдумы и выехал за границу. Джунковский опасался скандала, который вспыхнет, если вдруг выяснится, что депутат от оппозиционной партии является сотрудником полиции. Скандал действительно случился, но в среде социал-демократов. Когда Малиновский сдал депутатский мандат, меньшевики обвинили его в предательстве.

Драбкиной, видевшей сцену исключения меньшевиков из управляющего эшелона революции. После проведенного Я. Свердловым голосования, исключившего правых эсеров и меньшевиков из Советов, и предложения покинуть зал заседаний ВЦИК вскочил Мартов и, посылая проклятья «диктаторам», «бонапартистам», «узурпаторам», «захватчикам», пытался надеть свое поношенное пальто, но никак не попадал в рукав. Ленин стоял бледный и молча смотрел на выразительную сцену. Сидевший рядом левый эсер весело смеялся, тыча пальцем в кашляющего и ругающегося Мартова. Тот наконец справился с пальто и, уходя, обернувшись, пророчески бросил хохочущему революционеру: — Вы напрасно веселитесь, молодой человек. Не пройдет и трех месяцев, как вы последуете за нами136. Вспоминая трагедию Мартова, которая лишь рельефнее оттеняет трагедию русской революции и большевистскую одномерность Ленина, нельзя вместе с тем смотреть на поверженного лидера меньшевиков как на лицо, олицетворяющее только историческую правоту. Он верил, что социалистческая революция может быть обновляющим и освежающим актом созидания. Мартов не мог принять лишь ленинского монополизма, ставки большевиков на насилие и террор. Правда, это весьма немало. Потерпевший поражение революционер наивно верил, что революция может быть чистой, моральной, светлой. В дни, когда белый и красный террор, столкнувшись, образовали чудовищную волну насилия, Мартов быстро написал брошюру: «Долой смертную казнь». На одном дыхании он писал строки, подобные этим: «Как только большевики стали у власти, с первого же дня, объявив об отмене смертной казни, они начали убивать пленников, захваченных после боя в гражданской войне, как это делают все дикари. Убивать врагов, которые после боя сдались на слово, на обещание, что им будет дарована жизнь… Смертная казнь объявлялась отмененной, но в каждом городе, в каждом уезде разные чрезвычайные комиссии и военно-революционные комитеты приказывали расстреливать сотни и сотни людей… Этот кровавый разврат совершается именем социализма, именем того учения, которое провозгласило братство людей в труде высшей целью человечества… Партия смертных казней — такой же враг рабочего класса, как и партия погромов»137. Как бы «доказывая» правоту слов Мартова, уже после его смерти, в ноябре 1923 года, Политбюро рассматривало «Туркестанский вопрос». Докладывал Рудзутак. Он сообщил «вождям», что в Туркестане пригласили на переговоры с советской властью руководителей отрядов басмачей. Им обещалось, что жизни их не угрожает опасность и что на специальной конференции будут рассмотрены пути мирного решения конфликта. Приехало 183 главаря. Всех их немедленно арестовали и 151 человека приговорили к расстрелу. Первых из списка уже поставили к стенке и расстреляли, но тут вмешалась Москва. Нет, Политбюро не сочло этот акт проявлением коварства, а просто пока «несвоевременным»138. У Мартова были аргументы нравственные, у Ленина — аргументы политического прагматизма. Призывы к «моральности» Ленин считал проявлением «буржуазного либерализма». На такие сентенции отвечал записками наподобие той, которую он написал И. Уншлихту: «Никак не могу быть в Политбюро. У меня ухудшение. Думаю, что во мне и нет надобности. Дело теперь только в чисто технических мерах, ведущих к тому, чтобы наши суды усилили и сделали более быстрой репрессию против меньшевиков… С ком. Террор, репрессии, насилие для Ленина были чисто «техническим» делом. У Мартова не было шансов повлиять на большевистское руководство в сторону гуманизации его политики. Ее сутью было насильственное переустройство общества и всего мира. Моральная наивность российского Дон Кихота поднимает его на большую нравственную высоту, недоступную людям, одержавшим над ним и его единомышленниками победу. Политически Мартов умирал бурно. Физически он погас тихо и печально, как сгоревшая свеча. Уже будучи тяжелобольным, он смог по разрешению Политбюро ЦК РКП осенью 1920 года уехать в Германию, успел создать печатный орган меньшевиков в Берлине «Социалистический вестник». В последней своей статье, которую он смог с трудом написать, пока смерть не похитила его у жизни, Мартов верит в неизбежный уход с исторической сцены большевизма и замену его в России «правовым режимом демократии». Может быть, мы только сейчас находимся на пороге свершения его вещего желания? Или вновь новая волна большевизма захлестнет несчастную российскую демократию? Не дожив до своего пятидесятилетия полгода, 24 апреля 1923 года Мартов скончался от туберкулеза. Пожалуй, не столько безмерное курение добило лидера меньшевиков, сколько крах всех его надежд. Свеча русской демократии горестно погасла. Личная трагедия революционера весьма символична для всего социалистического эксперимента в России140. И Ленин, и Мартов стояли у истоков рождения революционной партии. Возникнув, партия, как горный ключ, стала метаться то влево, то вправо в стремлении проложить себе историческое русло. Такие люди, как Мартов, хотели, чтобы поток был спокойным, широким, плавным. Сторонники Ленина видели революционную партию как водопад, низвергающийся с высоты.

Мартовский код

Юлий Осипович Мартов (Цедербаум)749 родился в 1873 г. в Константинополе, где его отец служил агентом Русского общества пароходства и торговли. На родину Юлий Осипович Мартов больше не вернулся. Он продолжал жадно ловить все новости из Москвы. В марте 1901 года Юлий Осипович приехал в Мюнхен и сразу стал соредактором выходившей уже газеты «Искра».

Трагедия Мартова

Трагедия русского казачества (март 2014 г.). Автор: Мартов Юлий Осипович (1873—1923, настоящая фамилия Цедербаум) — политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, публицист. Определение термина «Мартов, Юлий Осипович» с точки зрения коммунистов.

Мартов Юлий Осипович

Ю́лий О́сипович Ма́ртов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков. 1923) - русский социал-демократ, один из лидеров меньшевизма. Россия Мартов Юлий Осипович Цедербаум социал-демократы Меньшевизм Революция 1919 текст Читать полностью бесплатно онлайн.

Они начинали как соратники

Мартов Ю. О. Мартов (Цедербаум) Юлий Осипович (1873-1923) — вместе с В. И. Лениным — основатель Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». 4 апреля 1923 года Юлий Осипович Мартов умер в туберкулезном санатории в Шварцвальде. Юлий Осипович Мартов (Цедербаум) известный деятель революционного движения, один из лидеров фракции, а затем и партии «меньшевиков», образовавшейся в результате раскола РСДРП. Главная» Новости» Юлий осипович мартов революционеры россии. Юлий Осипович Мартов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков. Мартов Юлий Осипович (настоящая фамилия Цедербаум) 12 ноября 1873, Константинополь – 4 апреля 1923 г. Шемберг, Германия) Из зажиточной семьи служащего Русского общества. Образ ведущего новостей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий