Новости всеволод мейерхольд биография

Родился в обрусевшей немецкой семье владельца водочного завода Эмилия Федоровича Мейерхольда и его жены Альвины Даниловны (урожденной Неезе). Всеволод Мейерхольд считался личностью пускай и одиозной, но крайне талантливой. Всеволод Мейерхольд с выпускниками первого набора ГЭКТЕМАСа, 1926. Мейерхольд работал ответственным руководителем и заведующим художественной частью (главным режиссером) в 1922-1924 гг. Дети Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх сиротами стали трижды – когда в 1925 году повесился их настоящий отец Сергей Есенин, когда в 1939-м, через несколько дней после ареста отчима, была жестоко убита их мать, и когда был убит сам Мейерхольд.

Великие истории любви. Любовное помешательство Мейерхольда

Такое радикальное видение театрального действа прекрасно вписалось в реалии «новой» России, сотрясавшейся от революции. Тогда приветствовалось все, что не вписывалось в рамки прежней буржуазной морали. Периодически Мейерхольд на пару с Маяковским ставил агитационные спектакли. Когда революционный пыл стал затухать, гротеск Мейерхольда уже не вписывался в социалистический реализм. Постановки режиссера-новатора стали раздражать новое правительство. Да еще и Всеволод Эмильевич «подливал масла в огонь», то отправляясь на длительные гастроли заграницу, то используя в своих постановках музыку Шостаковича. Мейерхольд играет в фильме «Портрет Дориана Грея», 1915 год. Портрет Мейерхольда. Григорьев, 1916 год. Фото: ru. В 1937 году Всеволод Мейерхольд работал над постановкой спектакля «Одна жизнь» по мотивам романа Николая Островского «Как закалялась сталь».

Он хотел приурочить его премьеру к 20-летию Октябрьской революции. Показ состоялась в ноябре 1937 года. Советские чиновники очень холодно восприняли революционный романтизм, воплощенный на сцене. Обычный зритель так и не увидел постановку. На Мейерхольда началась настоящая травля, что в конечном итоге привело к закрытию его театра. Всеволод Мейерхольд со своей супругой и актрисой Зинаидой Райх в постановке «Ревизор». Многие отвернулись от опального режиссера, и только Станиславский не побоялся помочь давнему сопернику.

Было ещё много мелочей, например, музыка Шостаковича в спектаклях.

Но самое главное — как идеолог, к тому же слишком талантливый, он Сталину не подходил. В эпоху социалистического реализма экспериментам режиссёра просто нет места. На него ополчаются коллеги — все, кроме Станиславского. Премьера так и не состоялась; в спектакле ясно ощущалась апология 1920-х годов, революционный подъем, который в 1930-х сменился всеобщим упорным, монотонным трудом ради социалистического счастья. Особняком стоял и спектакль «Дама с камелиями». Главную роль в этой постановке исполнила супруга Мейерхольда Зинаида Райх. История любви парижской куртизанки, когда советский народ гнёт спины в пятилетке? Арест режиссёра был делом времени.

В 1938 году театр Мейерхольда закрыли как чуждый советскому искусству. Всеволода Эмильевича забрали в июне 1939-го. Постановление об его аресте подписал Лаврентий Берия. Режиссёра арестовали в Ленинграде и спешно перевезли в Москву. Сначала держали на Лубянке, затем отправили в Бутырскую тюрьму. В июле была убита неизвестными Зинаида Райх. После допросов Мейерхольд дал показания о том, что сотрудничал с троцкистами и был шпионом. Позже от этих показаний отказался, заявив, что они были даны под воздействием пыток.

В феврале 1940-го его расстреляли. Позже детям Мейерхольда выдали свидетельство о его смерти, в качестве причины указывался упадок сердечной деятельности. Всеволода Эмильевича реабилитировали в 1955 году.

Летом 1918 в Петрограде затевает «Инструкторские курсы по обучению мастерству сценических постановок», затем возникают «Курсы мастерства сценических постановок» Курмасцеп. Многие выпускники курсов стали профессиональными сценографами — Дмитриев, Е. Якунина, М. Левин, Б. Эрбштейн, Е. В 1921 Мейерхольд организовал Государственные высшие режиссёрские мастерские Гвырм, затем — Гвытм , и на первый курс пришли С.

Эйзенштейн, С. Юткевич, В. Фёдоров, В. Люце, З. Райх, Э. Гарин, Х. Локшина, годом позже — И. Обучение предметам изобразительного цикла вели Попова, Н. Для оформления «Мистерии-буфф» В. Маяковского 1918 Мейерхольд приглашает Малевича.

Петрова-Водкина учеником Дмитриевым, работа которого носила следы ощутимого влияния В. Татлина, его контррельефов. Последствия этого визита оказались глобальными: спектакль «Великодушный рогоносец» Фернана Кроммелинка премьера 25 апреля 1922 и сценография участницы выставки Поповой положили начало театральному конструктивизму как явлению мирового порядка. Родовые черты конструктивистского оформления, заявленные в «Великодушном рогоносце», — пространственность трёхмерность , функционализм «аппарат для игры актёра» , подчёркнутость конструктивной схемы. Важнейшей была идея внесценности оформления. Попова делала такую установку, которую можно было бы использовать не только на любой площадке, но и на любой площади. Закономерность пришествия конструктивизма очевидна. Но столь же закономерным был и скорый отказ от него. Его главная задача — сломать стереотип зрительского восприятия, и он её выполнил. Буржуазные театры превратили конструктивизм всего лишь в новый стиль оформления.

Поэтому театры, отрицающие натурализм, «поставлены перед дилеммой: либо искать неоконструктивный стиль, либо вовсе отказаться от конструктивного оформления сцены».

Прямо из полуподвальчика он побежал к Всеволоду Эмильевичу, моля небо, чтобы тот был дома. Небо услышало эти молитвы. Зяма изложил суть дела — он уже пригласил женщину на сегодняшний спектакль, и Зямина честь в руках Мастера! Мейерхольд взял со стола блокнот, написал в нем волшебные слова «подателю сего выдать два места в партере», не без шика расписался и, выдрав листок, вручил его юноше. И Зяма полетел в театр, к администратору. От содержания записки администратор пришел в ужас. Никакого партера, пущу постоять на галерку… Но обнаглевший от счастья Зяма требовал выполнения условий! Наконец компромисс был найден: подойди перед спектаклем, сказал администратор, может, кто-нибудь не придет… Ожидался съезд важных гостей. Рассказывая эту историю спустя шестьдесят с лишним лет, Зиновий Ефимович помнил имя своего невольного благодетеля: не пришел поэт Джек Алтаузен!

И вместе с женщиной своей мечты шестнадцатилетний Зяма оказался в партере мейерхольдовского «Леса» на юбилейном спектакле. И тут же проклял все на свете. Вокруг сидел советский бомонд: тут Бухарин, там Качалов… А рядом сидела женщина в вечернем платье, невозможной красоты. На нее засматривались все гости — и обнаруживали возле красавицы щуплого подростка в сборном гардеробе: пиджак от одного брата, ботинки от другого… По всем параметрам, именно этот подросток и был лишним здесь, возле этой женщины, в этом зале… Гердт, одаренный самоиронией от природы, понял это первым. Его милая спутница, хотя вела себя безукоризненно, тоже явно тяготилась ситуацией. Наступил антракт; в фойе зрителей ждал фуршет. В ярком свете диссонанс между Зямой и его спутницей стал невыносимым. Он молил бога о скорейшем окончании позора, когда в фойе появился Мейерхольд. Принимая поздравления, Всеволод Эмильевич прошелся по бомонду, поговорил с самыми ценными гостями… И тут беглый взгляд режиссера зацепился за несчастную пару. Мейерхольд мгновенно оценил мизансцену — и вошел в нее с безошибочностью гения.

История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера

биография Биография Один из первых театральных режиссеров-авангардистов Советского Союза, рискнувший использовать в сценическом. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля 1940, Москва) — русский советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). – Всеволод Мейерхольд родился 28 января 1874 года по старому стилю.

Рыцарь и Мученик театра: Всеволод Мейерхольд

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940) — русский и советский режиссёр и актёр. 9 февраля исполняется 150 лет со дня рождения актера, режиссера, театрального деятеля Всеволода Мейерхольда. В 1937 году Всеволод Мейерхольд работал над постановкой спектакля «Одна жизнь» по мотивам романа Николая Островского «Как закалялась сталь». 20 июня 1939 года в биографии Всеволода Эмильевича Мейерхольда наступило страшное время.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

Всеволод Мейерхольд: биография, творческий путь. Будущий режиссер-постановщик появился на свет в Пензе, в 1874-м году, девятого февраля, в многодетной немецкой лютеранской семье. Краткая биография Всеволода Мейерхольда, ссылки на некоторые его работы (eng). Всеволод Эмильевич Мейерхольд (настоящее имя – Карл Казимир Теодор Мейергольд) родился (28 января) 9 февраля 1874 года в Пензе, в обрусевшей немецкой семье, где воспитывалось восемь детей – у Карла было пять братьев и две сестры. Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года в Пензе в лютеранской семье винозаводчика Эмиля Фёдоровича Мейергольда, выходца из старинного рода немецкого рода, и его жены, балтийской немки Альвины Даниловны.

Всеволод Мейерхольд: авангардистские опыты, биомеханика и след в литературе

В 1920-е гг. Всеволод Мейерхольд – один из самых востребованных советских режиссёров. смотреть фото и новости из личной жизни (Биография). Всеволод Эмильевич Мейерхольд, великий авангардист, революционер искусства, заложивший основные принципы режиссерского театра, родился 10 февраля 1874 года, а умер 2 февраля 1940-го. Мейерхольд Всеволод Эмильевич – актер, режиссер, педагог, создатель авангардного театра. Вскоре Всеволод Мейерхольд оставил юридический факультет и перешел на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества — в класс Владимира Немировича-Данченко. Всеволод Эмильевич Мейерхольд, великий авангардист, революционер искусства, заложивший основные принципы режиссерского театра, родился 10 февраля 1874 года, а умер 2 февраля 1940-го.

Рыцарь и Мученик театра: Всеволод Мейерхольд

Предательство Итак, летом 1939 года Мейерхольд исчез. Его не стало в реальной жизни огромного числа людей, которых он учил, раздражал, провоцировал, восхищал, воодушевлял, которым он просто-напросто давал работу. Он исчез для своих актеров, для критиков, для своей публики, для своих друзей. Ни о каком расстреле в феврале 1940-го никто не знал — ходили лишь противоречивые слухи. Тот же Гладков пересказывает аккуратно, ничему особенно не веря: говорили, что в одной из Ленинградских тюрем и болеет. Что умер от заболевания печени, что сослан без права переписки. Сам Гладков не перестает надеяться увидеть Мейерхольда живым — до середины 1950-х. Предположительно 1930 Актеры, драматурги, художники, композиторы перестают упоминать спектакли Мейерхольда в своих биографиях — а в очень многих биографиях это главные спектакли, вычеркнуть их означает лишиться большой части жизни. Совершить предательство не только по отношению к нему, но и по отношению к себе. В воспоминаниях самого Юрьева из рассказа о некоторых спектаклях исчезает режиссер, что превращает текст в сплошной конфуз в «оттепельном» переиздании, вышедшем после смерти Юрьева, редакторы тратят огромные силы на то, чтобы из его архива восстановить изначальный текст.

Похожее происходит повсеместно. Эксцентрик Игорь Ильинский и герой-любовник Михаил Царев десятилетиями выходят на сцену суперконсервативного Малого театра, а часть зала постепенно сокращающаяся помнит, что оба они — мейерхольдовцы. Фигура умолчания — не иметь возможности назвать то, что знаешь,— увеличивает прореху. И в 1940-е, и в 1950-е, и в 1960-е, и в 1970-е, и в 1980-е любого человека в театральном мире да и вообще в мире искусства от Мейерхольда отделяли никакие не шесть рукопожатий, а едва ли одно. Но до 1960-х никто не говорил о нем публично, да и непублично немногие. Ни его постановки, ни его опыт, ни его метод не называли по имени. Мейерхольд был призраком. Возвращение Реабилитация Мейерхольда случилась формально очень быстро, в 1955 году, даже до ХХ съезда театр был реабилитирован позже, в 1961-м ,— и это отдельная история, удивительная, почти невообразимая. Люди, благодаря которым она произошла,— падчерица Мейерхольда Татьяна Есенина и его внучка Мария Валентей — принадлежали как раз к тому самому, частному, человеческому, семейному миру, в котором Мейерхольд «реально существовал, ел, пил, спал, носил пиджак».

Это они начали собирать свидетельства того, что обвинения против него были ложными — и смогли добиться поддержки от следователя военной прокуратуры Ряжского. Всеволод Мейерхольд на репетиции спектакля «Ревизор», 1930 Возвращение означало в первую очередь, что его смерть для огромного числа людей превратилась в определенность. Большая часть свидетельствующих только в этот момент узнала, что Мейерхольд уже 15 лет как расстрелян. Шостакович, которому показали письмо Мейерхольда из тюрьмы с описанием пыток, упал в обморок. Ряжский, для которого изначально все народные и заслуженные артисты были на одно лицо и который считал, что Шостакович, как и Мейерхольд, давно расстрелян, позже будет вспоминать свое изумление от того, что нашлось достаточное количество людей, готовых подписать свидетельства в пользу репрессированного режиссера. Он не понимал, что они свидетельствуют не только за него, но и за себя, и, может быть, в первую очередь за себя. Ряжскому потом поставят на вид превышение полномочий и переведут на несколько лет из Москвы, но постановление о реабилитации будет уже утверждено. Реабилитация не была равна возвращению. История театра без Мейерхольда уже была написана заново.

Уже была придумана историческая логика, по которой его никогда не существовало, а то, что существовало, было ошибкой.

То, что оно написано невменяемым человеком, бросалось в глаза, но Сталин отнесся к нему всерьез: "... Я с Вами все время спорю в своей голове, все время доказываю Вашу неправоту порой в искусстве".

Еще строки из злополучных писем: "... Задумала я еще на 5 мая свидание с Вами... Об организации этого свидания напишу сейчас Николаю Ивановичу Ежову и пошлю ему вместе с этим письмом.

Пожалуйста, телеграфируйте мне коротенько в Ленинград... Мейерхольда арестовали, пытали и расстреляли. Когда на одном из кремлевских приемов за него пытался вступиться артист Художественного театра Москвин, Сталин ответил ему коротко и злобно, сказал, что Мейерхольд был агентом царской охранки.

В его следственном деле ничего подобного не было. Райх зарезали в их московской квартире, когда Мейерхольд был еще жив. Затем квартиру разделили на две половины: в одной поселилась секретарша Берии, в другой - его шофер.

В смерти Зинаиды Райх обвинили вора-домушника Варнакова и двух его дружков. Человек, сидевший с Варнаковым в одной камере, вспоминал, как тот клялся в своей невиновности и говорил, что в квартире Мейерхольда не был, а признание из него выбили резиновыми палками.

Эти впечатления, навсегда врезавшиеся в детскую память, прорастут образами блоковского «Балаганчика». Быт губернского города средней полосы России, с помещичьими усадьбами, тихого, пыльного, торгующего лесом, спиртом, хлебом, знаменитым «бессоновским луком», угадывается в знаменитом «Ревизоре». Именно в Пензе закладывался фундамент знаний, взглядов, интересов будущего режиссера-новатора. Размеренный купеческий быт всегда соседствовал с активной интеллектуальной жизнью, наверное, потому эта земля дала миру великого Лермонтова, Белинского, Мозжухина и Мейерхольда. Здесь формируется увлечение литературой и музыкой, не ставшие основными профессиями, но превратившиеся в необходимый инструмент для творчества. Для Карла Теодора Казимира все впервые в этом городе: первые шаги, первый сценический опыт, первая режиссерская работа и первая любовь, — казалось, что раз и на всю жизнь. Здесь же взращивается и бунтарский дух, потому Всеволод Мейерхольд примет революцию и будет счастлив умчаться в вихре долгожданных перемен, приведшем в итоге к роковому финалу. Но до этого еще далеко.

Пока энергия бьет через край, свобода — главная цель, а мечты — реальны, безудержное желание действовать захлестывает, все пути открыты, а впереди весь мир.

В 1920 Мейерхольд провозгласил «Театральный Октябрь», основные задачи которого — служение революции и полное обновление сценического искусства. Назначенный в том же году заведующим театральным отделом ТЕО Наркомпроса, он занял экстремистскую позицию по отношению к старым академическим театрам, и через год А. Луначарский отстранил его от руководства ТЕО. Однако в своей творческой практике уже в начале 1920-х Мейерхольд продемонстрировал большие возможности нового искусства. Верхарна 1920, вместе с В. Бебутовым и новая редакция «Мистерии-буфф» 1921 , существовал недолго, но его спектакли вызвали большой резонанс.

В 1922 в «Великодушном рогоносце» Ф. Кроммелинка этот легендарный спектакль называют «Чайкой» театра Мейерхольда и в «Смерти Тарелкина» А. Сухово-Кобылина были впервые и с блеском опробованы методы сценического конструктивизма и «циркизации театра». В 1923 труппа получила название «Театр им. Мейерхольда»; с 1926 — Государственный театр им. Мейерхольд стремился сообщить сценическому зрелищу геометрическую чистоту форм, акробатическую легкость и ловкость, спортивную выправку. С этой целью актеры проходили специальное обучение в руководимой им «мастерской», в 1923-1931 называвшейся ГЭКТЕМАС Государственная экспериментальная театральная мастерская.

Основным предметом была биомеханика — разработанная Мейерхольдом система актерского тренажа, позволявшая идти от внешнего к внутреннему, от точно найденного движения и верной интонации к эмоциональной правде. Эта система и сегодня вызывает острый интерес театральных деятелей во всем мире. Этапным событием стал «Лес» Островского 1924 в свободной режиссерской интерпретации Мейерхольда. Персонажи были представлены по принципу «социальной маски». Вдохновенное сплетение карнавальной веселости и щемящей интонации принесли спектаклю громадный успех 1338 представлений за 14 лет. Однако уже в «Мандате» Н. Эрдмана 1925 Мейерхольд изменил курс и поставил современную обличительную сатиру, сочетая бытовую достоверность с гротескной эксцентриадой.

Как писал российский театровед Б. Зингерман, «авангардные, аскетические, бодрые смеховые формы спектаклей Мейерхольда первых лет революции идеально соответствуют духу коммунистической утопии». И спала пелена Однако уже с середины 1920-х в искусстве Мейерхольда все сильнее ощутимы трагедийные мотивы. Они отчетливо дали себя знать в «Ревизоре» Н. Гоголя 1926 , причем обрели фантасмагорически-гиперболизированный характер. В «Горе уму» 1928 комедия А. Грибоедова «Горе от ума» была понята как трагедия одинокого романтика.

Вновь прорвавшиеся в «Клопе» 1929 и «Бане» 1930 Маяковского сатирические интонации были уже скорее горькой сатирой — без запальчивой веселости прежних лет. Гениальное художественное чутье, метафорическое мышление, склонность к поэтическим обобщениям, гиперболе и гротеску осложняли взаимоотношения Мейерхольда с советской драматургией. В «Командарме-2» И. Сельвинского 1929 , «Последнем решительном» Вс. Вишневского 1931 , «Списке благодеяний» Ю. Олеши 1931 , «Вступлении» Ю. Германа 1933 режиссеру удались лишь отдельные, преимущественно трагедийные моменты.

Многие замыслы, в том числе и постановку «Гамлета» Шекспира, ему так и не удалось осуществить. В 1935 Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» А. Дюма-сына — спектакль высочайшей изобразительной культуры и культуры чувств, гимн любви и красоте, прозвучавший еще мало кем осмысленным, но явно ощутимым диссонансом времени. Райх, жена и муза Мейерхольда. В том же 1935 году он поставил «Пиковую даму» П. Чайковского в Ленинградском Малом оперном театре. Этот спектакль Д.

Шостакович считал вершиной не только творчества самого Мастера, но и замечательным достижением оперной сцены вообще. Мейерхольд внес существенный вклад в оперную режиссуру, добиваясь контрапункта музыки и пластики, ритмической свободы актера внутри музыкальной фразы, свободы, построенной на разрушении точного соответствия движений и жестов темпу и ритму музыки. Во второй половине 1930-х в прессе началась откровенная травля Мейерхольда, его искусство было названо чуждым народу и враждебным советской действительности.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий