«Волны Мартено» — англофильский поп-рок в объятьях волжской меланхолии. 6 октября в Малом зале состоится российская премьера «Праздника прекрасных вод» для шести волн Мартено Оливье Мессиана.
Волны Мартено (найдено 80 песен)
К 30-м годам прошлого века почтовый рожок перестал использоваться по прямому назначению, услышать его можно лишь в редких оркестрах и исторических фильмах. Вотерфон — инструмент, в которой для правильного звучания необходимо налить воду. По краю наполненной чаши расположены стержни различной длины. Играть на нем можно смычком, резиновым молоточком. Изобретен в 1968-м году. Использовался для создания саундтрека для культовой "Матрицы" и для хоррора "Чужие". Фото из источников: vplate.
И был отмечен американской киноакадемией еще раз в 2021 году за музыку к драме «Власть пса» Джейн Кэмпион. Джонни и вдохновение Музыкальный кругозор Гринвуда охватывает диапазон, наглядно иллюстрируемый его расширенной дискографией: от даба и регги он курировал отличную компиляцию для лейбла Trojan до классического минимализма одно из сочинений Стива Райха Джонни в прошлом году не только записал, но и исполнил живьем в присутствии самого Райха. Джонни и Пендерецкий Сходство «OK Computer» и «Bitches Brew» по поводу которого Гринвуд прожужжал все уши сначала Йорку, а затем и всем, кто его когда-либо интервьюировал — вопрос спорный, а вот другого своего кумира, титулованного польского композитора Кшиштофа Пендерецкого, Джонни скопировал настолько очевидно и небездарно, что три года назад у них вышел совместный альбом.
На нем сам классик дирижирует оркестром, исполняющим два его канонических произведения, а ученик не стесняется поставить рядом пьесы, написанные по их мотивам включая, что ты будешь делать, все тот же «Popcorn Superhet Receiver». Звучит материал его совместного с Гринвудом альбома. Джонни и волны Мартено Если любимым композитором Гринвуда является именно Пендерецкий, то своим любимым музыкальным произведением Джонни исправно называет «Турангалила-симфонию» француза Оливье Мессиана — пожалуй, самый известный пример использования волн Мартено. Этот электронный музыкальный инструмент — своеобразный гибрид фортепиано и скрипки — настолько впечатлил Джонни, что он стал использовать его и в студии волны Мартено звучат на всех альбомах Radiohead, начиная с «Kid A» , и на концертах, а также в большинстве своих сольных проектов.
Используемый Гринвудом инструмент был изготовлен по его личному заказу и доводился до ума почти четыре года.
С помощью источниковедческих методов выявляются архивы и фонды, где представлены тексты и напевы осетинского фольклора, даются сведения о рукописях и публикациях народных песен, обозначены имеющиеся нотировки песенных образцов, приводятся характеристики фонозаписей и исследовательских работ. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся деятельности собирателей осетинского музыкального фольклора с конца XIX в. Автор прослеживает этапы становления научной мысли в отношении музыкального фольклора осетин, выделяет работы, непосредственно посвященные религиозно-мифологическим песням. Основные выводы проведенного исследования касаются наблюдений над собирательской и исследовательской деятельностью, развернутой в 1920—1930-е гг.
Проанализированные данные свидетельствуют о всплеске интереса к осетинской песенной традиции в целом и данному жанру в частности. Благодаря фольклорным и этнографическим экспедициям 1920-х гг. Прорывом в собирательской детальности стало использование фонографа, который, начиная с 1930-х гг. Вклад автора настоящей публикации связан с систематизацией информационных источников по религиозно-мифологическим песням в связи с этапами становления осетинской музыкальной фольклористики, что определяет научную новизну данной исследовательской работы и ее теоретическую значимость. Искусство джаза Овчинников П.
Саульского, Эстрадного оркестра под управлением О. В статье обобщены результаты исследования отечественного джазового искусства 1950-1960-х гг. Обоснована гипотеза влияния на развитие отечественного джазового искусства 1950-1960-х гг. Дана характеристика исполнительских стилей ведущих столичных солистов и коллективов, определена их роль в развитии московской джазовой школы. Научная новизна заключается в проведении анализа исполнительских стилей ведущих московских джазовых солистов и ансамблей 1970-1980-х гг.
Но примечательно, что одно из легендарных российских исполнений — это уральская премьера середины 90-х годов, организованная тем же дирижером, который теперь вернул Москве мессиановскую музыку предельной степени радужности, изысканности и изощренности. Раритетный статус симфонии принято объяснять главным образом необходимостью иметь в распоряжении редкий инструмент. Волны Мартено изобретены в 1928 году радистом и виолончелистом Морисом Мартено и представляют собой не что иное, как усложненную клавиатуру наподобие фортепианной, соединенную с электрическим генератором звука и акустической системой. Теплое ламповое звучание волн Мартено отсылает одновременно к органу, струнным и терменвоксу изобретенному в то же самое время и нередко присутствует во французской музыке, в особенности 1930—1940 годов. А когда это случалось раньше — старожилы плохо помнят.
Между тем исполнительская сложность «Турангалилы» объясняется еще и грандиозными масштабами, витиеватой конструкцией, сложной идеологией и большой виртуозностью.
История музыкального инструмента Волны мартено, кто его придумал и когда
«Изюма» в фестиваль добавит приезд в Петербург редкого электронного музыкального инструмента Волны Мартено. Главная» Новости» Новости кача севастополь сегодня. Музыканты охотнее принимали именно “Волны мартено”, а не Терменвокс, техника игры на котором была гораздо сложнее. Жанна Лорио, игравшая на ондесе мартено, редком электронном инструменте, известном своим навязчивым воем, скончалась в возрасте 73 лет. Для её исполнения нужно собрать огромный состав оркестра, двух солистов: фортепиано и волны Мартено. Артюр Онеггер использовал волны Мартено в балете-пантомиме "Семирамида" 1931, в музыке к фильму "Идея" реж.
Фестиваль “Притяжение” пройдет в Московской консерватории
И композитор «изменяет» органу, для которого создавал циклы в предшествующее десятилетие, и выдвигает теперь рояль в солисты. Владимир Вербицкий, впрочем, решил сделать свою компоновку частей и даже попытался испросить благословение у Мессиана: написал письмо, по-французски, но ответа не получил. Кто знает, может бдительные блюстители идеологии «по дороге» письмо потеряли… Но пересечение с кругом композитора все же произошло — позднее, в Братиславе. А ответ на вопрос, что сподвигло сейчас дирижера на такой жест, с учетом всех сложностей, обезоружил простотой: «Для меня Мессиан — гений, таких звуков никто не создавал. И у него все обращено в космос». Действительно, композитор мыслил это сочинение как мистерию, где понятия «ликование», «радость» носят внеличностный, вселенский масштаб и обращены к Богу. И оркестр замечательно это воплотил: несмотря на то, что струнная группа тут на 90 процентов женская, объем звука она выдавала колоссальный. Приперченная джазовыми гармониями и синкопами вперемешку с пентатоникой, окутанная мистическими подвываниями «волн Мартено» и «птичьими» руладами духовых, музыка «Турангалилы» отправила слушателей в таинственное путешествие во внеземные цивилизации. Грозные, оглушающие рыками медных духовых образы сменялись гипнотически-завораживающими медитациями «Сада любви», бурлящими контрастами двух «Песней любви», подводя к главной кульминации — «Кровавому ликованию звезд», где эффектно солировал на фортепиано любимец воронежцев, московский пианист Яков Кацнельсон.
Этот дикий «коктейль» опьянил публику, которая в финале вечера стоя аплодировала геройству оркестра и дирижера. Реплики уходящих слушателей, возможно, заставят филармонию призадуматься. С одной стороны, были неофиты, пришедшие в первый раз.
В тридцатые был разработан целый ряд инструментов, работа над которыми сформировала теоретический и практический базис для более чем существенных успехов в этой области в послевоенное время. Среди перспективных разработок особенно удачными были клавишные: «экводин» прототипы: В-5, В-7, В-8 конструкции А. Володина, «компанола» и «ними» И.
Кроме того, были разработаны грифовый инструмент «сонар» инженера Н. Ананьева, «виолена» В. Каждый из этих инструментов вносил с вой в вклад в дело создания полноценного синтезатора. Инструменты проектировались на основе радиоламп и осцилляторов, обладали достаточно интересными возможностями управления тембральной окраской звука. Модели были скорее экспериментальными, но практическая база нарабатывалась именно при их создании. Наиболее успешными конструкциями того периода считаются «эмиритон» А.
Иванова и А. Римского-Корсакова, доработанный вариант инструмента «Экводин» «В-9» А. Володина, а также оригинальный полифонический проект, созданный рижским радиолюбителем Л. Работа над этими инструментами была завершена уже в 50-е, хотя проектирование и экспериментальное прототипирование, например, аппарата, «Экводин» началось ещё в начале 30-х. Создатель этого аппарата, Андрей Володин, заслуживает отдельного внимания как физик, инженер, музыкальный теоретик, а главное, как один из наиболее внушительных советских исследователей в области психоакустики. Достаточно полно о разработках электронных инструментов этого периода рассказывает статья «Электромузыкальные инструменты» В.
Островского и А. Помимо уже упомянутых выше советских разработок в ней упоминаются такие инструменты как «Шумофон», «Кристадин», «Компанофон» и другие. Ниже привожу таблицу, опубликованную в этой статье, которая даёт некоторые представления о возможностях советских разработок описываемого периода хронология в таблице возможно искажена, из номеров «Техники молодежи» 30-хгодов можно сделать предположение, что «Виолена» и «Сонар» появились позже 28-го года. Траутониум — триумф Фридриха Тортвейна и Оскара Сала В 1930 году Фридрих Тротвейн создал один из известнейших электроинструментов того времени — Траутониум. Аналоговый синтезатор , построенный на базе нескольких ламповых генераторов и колебательного контура. Вместо клавиатуры, траутониум был оснащён чувствительными резистивными полосами, выполняющими функцию реостата.
Наиболее существенным преимуществом инструмента была невероятно богатая палитра звуков, которая формировалась за счет большого количества генераторов, регуляторов, а также специальных фильтров, влияющих на форму сигнала. Первая версия инструмента была выпущена легендарной компанией Telefunken.
Поэтому после смерти музыканта выпуск остановился. Сегодня насчитывается около 50 экземпляров волн, несколько из них были сохранены сыном Мартено. Звучание Во время презентации на выставке в Париже в 1928 году волны Мартено были названы «поющим» инструментом. Современная его версия звучит практически так же, как и классическая.
Исполнитель может создавать музыку, напоминающую свист, мягкое завывание и даже рычащий бас. Современное электроакустическое звучание во многом напоминает музыку диджея Скриллекса с тонким мяуканьем струн и резким раздуванием динамиков. Музыка же, исполняемая на классических волнах Мартено, ассоциируется больше с оперным пением. При этом хранит в себе нечто таинственное, даже мистическое. Музыка С самого появления волны Мартено вызвали массу любопытства со стороны композиторов. В 1946 году Оливье Мессиан написал симфонию «Турангалила».
В ней волнам отводилась второстепенная часть исполнения. Фантастическое звучание волн можно услышать в саундтреках к футуристическим фильмам «Лоуренс Аравийский» 1962 и «Безумный Макс» 1979. Сам Морис Мартено владел исключительным мастерством игры на своем инструменте. Он даже открыл класс по обучению. К слову, музыкантов, овладевших мастерством игры на инструменте, называли ондистами. Музыку волн Мартено в современном звучании можно услышать у американского певца и композитора Тома Уэйтса, французского мультиинструменталиста Янна Тьерсена и электронного дуэта Duft Punk.
Особую любовь к волнам Мартено продемонстрировала группа Radiohead. Музыканты на одном изживых концертов использовали одновременно шесть инструментов.
Факт, но сочинения Мессиана звучат в России редко, а симфонию "Турангалила" исполняли лишь несколько дирижеров, среди них Евгений Светланов и Дмитрий Китаенко. В Екатеринбурге Дмитрий Лисс уже играл это грандиозное творение, написанное в 1948 году и представляющее экстатическую мистерию любви и смерти, вдохновленную древнеиндийским ритмическим трактатом и мифом о Тристане и Изольде. Сложнейший, пронизанный философской символикой текст Мессиана "туранга" на санскрите означает движение, ритм времени, "лила" - божественную игру жизни и смерти, песню любви , написанный авангардным музыкальным языком, представляет собой полуторачасовое действо с участием гигантского состава оркестра только в перкуссионной группе полтора десятка музыкантов, воспроизводящих экзотические звукосочетания вибрафона, металлофонов, китайских и турецких тарелок, маракасов и др. Его космический звук, волнующий, словно голос мировой души, абсолютно ирреальным тембром, в России мало кто слышал, хотя инструмент был создан Морисом Мартено почти 100 лет назад.
Нотный архив Бориса Тараканова
Самые актуальные новости за сегодня в сфере экономики, общества, политики, спорта и культуры. Наиболее активно использовал волны Мартено в своих сочинениях Оливье Мессиан, среди которых «Празднество прекрасных вод» для секстета волн Мартено (1937). Возможно один из самых таинственных музыкальных инструментов всех времен, Волны Мартено (Ondes Martenot или Martenot Waves). На начальном этапе терменвокс и волны Мартено были очень схожи, поскольку основаны на одних и тех же принципах: бесконтактная игра, использование лампового электричества.
Энергетика вокруг
И неразрезан счастья том Того гляди махнёт хвостом Спадёт как волны Мартено Где в подоплёке водяной. Наиболее активно использовал волны Мартено в своих сочинениях Оливье Мессиан, среди которых «Празднество прекрасных вод» для секстета волн Мартено (1937). «Волны Мартено» стали очень популярным музыкальным инструментом, который, кстати, используется в эстрадно-симфонических оркестрах и в наши дни. Боль, Волны Мартено - Украина и другие музыкальные треки в хорошем качестве (128-320kbps). В России практически ничего не известно о волнах Мартено, так что нас будут интересовать все детали. Самый удивительный из таких – “Волны Мартено”.
История музыкального инструмента Волны мартено, кто его придумал и когда
Электроакустический инструмент Волны Мартено был сконстрирован в 1928 году французским изобретателем Морисом Мартено. Но приверженцы аутентичного электронного звука тоже существуют, таким является Такаши Харада, сочинивший произведение Fuku-in для шести волн Мартено. Телармониум, терменвокс и волны Мартено: история приручения электричества музыкантами. «Волны Мартено» стали очень популярным музыкальным инструментом, который, кстати, используется в эстрадно-симфонических оркестрах и в наши дни. В 1928 году французский изобретатель Морис Мартено создал клавишный электромузыкальный инструмент Волны Мартено. Интернет-издание – это онлайн-газета, которая ежедневно представляет своим читателям последние новости России и Санкт-Петербурга.
История музыкального инструмента Волны мартено, кто его придумал и когда
Большинство «новинок» так и не войдет в компанию инструментов с почтенной, вековой историей — скрипок, флейт, литавр…. Одним из исключений стало изобретение француза Мориса Мартено: его электронный музыкальный инструмент «волны Мартено» навсегда прописался в партитурах ХХ века. В этом есть несомненная заслуга современника Мартено, композитора Оливье Мессиана и его свояченицы Жанны Лорио. Она родилась спустя пару месяцев после того, как Мартено впервые представил свой инструмент публике.
Тим Бертон нас «обслуживал» — приносил курицу поесть, что-то попить, так что я не поняла на тот момент, кто там главный. Лидия Кавина Не так давно я играла на открытии выставки его рисунков в Германии, он выскочил на сцену, в радости обнимался, он очень душевный и простой человек, не чувствует себя заоблачной звездой. О Тиме Бартоне я стала складывать впечатление, знакомясь с его творчеством, через его фильмы, которые я обожаю. Он ведь изначально мультипликатор, и на выставке были представлены его рисунки и эскизы к фильмам. Я была абсолютно поражена и увлечена его рисовальным творчеством, его невероятной замечательной фантазией. Все это сделано в оригинальном стиле, именно как он выглядит с растрепанными волосами, все его рисунки немножко как его растрепанные волосы. Вы как-то соприкасались с волнами Мартено? Это же один из ранних прототипов электронных инструментов. Волны Мартено и терменвокс исторически близки, бывали концерты, когда участвовали оба инструмента, мы играли вместе. Я обожаю этот инструмент, у него красивейший звук, в частности, за счет свершено уникальных динамиков специальной формы, с резонирующими струнами. Этот инструмент сейчас, к сожалению, стал намного более редок, чем терменвокс. Раньше было наоборот: терменвокс был редким, а на волнах Мартено хотя бы где-то кто-то играл. Волны Мартено строить трудно, это дорогие и сложные в устройстве и исполнении инструменты. Звук волн Мартено часто напоминает терменвокс, но способ исполнения совсем другой, это все-таки клавиатура, вдоль которой есть ещё одна струна, по которой можно делать, ориентируясь на клавиши. Там есть своя техника игры, чтобы играть красиво, виртуозно. Первый раз я смогла пощупать этот инструмент и поиграть вместе с волнами Мартено в 1999м году в Берлине во время исполнения произведения Эдгара Вареза «Экваториал». Это сочинение было изначально написано для электронных виолончелей Льва Термена, которые он специально создал для этого произведения. Электронная виолончель выглядит как обычная, но там струн нет, и надо глиссандировать, перемещать левую руку вдоль электронного грифа, а правой рукой управлять рычагом, управляющим громкостью звука. По звуку получается несколько похоже на звук волн Мартено, где есть глиссандирующая струна и клавиша, нажатием которой ты даешь громкость. Опыт исполнения на электронной виолончели был не совсем удачный, и в дальнейшем это произведение исполнялось двумя Волнами Мартено, плюс оркестр и группа солистов бас-голосов. В оркестре было огромное количество духовых и ни одного струнного инструмента. В Берлине была одна исполнительница на волнах Мартено, а в качестве второго инструмента пригласили меня с терменвоксом. Таким образом мы замещали полноценно те электронные виолончели Термена. Эти партии отлично звучат в исполнении Волн Мартено и терменвокса. Сейчас, когда Вы много работаете в разных странах и составах интересно, как складывается Ваш репертуар в академической, экспериментальной, современной музыке? Интересно наблюдать за эволюцией отношения композиторов к терменвоксу. Эдгар Варез был не самым первым, гораздо более ранним, но малоизвестным, был австралийский композитор Перси Грейнжер, работавший в первой половине прошлого века. Первую партитуру он написал в 1906 году, ещё до всякого терменвокса, в виде волн на миллиметровой бумаге. У каждого звука было обозначено две волны — волна высоты звука и волна громкости, и так для четырех инструментов. Потом он стал думать о том, кто это может исполнить, и были попытки это исполнить квартетом струнных инструментов. Когда он узнал о терменвоксе, то решил, что терменвокс — это то, что должно исполнять его «Free music», и он написал три графические партитуры, первую — для четырех терменвоксов и две для шести терменвоксов. Никто тогда на терменвоксах это не сыграл, сыграть это довольно трудно. Грэйнджер создал некую электрическую машину, которая по его графике издавала эти звуки каким-то образом. Но сам он писал, что терменвокс — это идеальный инструмент для исполнения его музыки. Позднее я сама записала эти пьесы Перси Грэйнджера для своего диска, все линии путем наложения. Это была огромная работа, чтобы понять, как все это сыграть вместе и слажено. На самом деле, музыка очень интересная, и там очень много композиторской работы за этими графиками спрятано. Лидия Кавина и The Lochrian Ensemble, с концерта в Бристоле, 2016 Помимо Грейнжера, первого экспериментатора, большинство композиторов относились к терменвоксу как к новому тембру в оркестре, это было вообще веяние композиторов того времени, поскольку терменвокс был первым электронным тембром. Сами же мелодические линии были довольно традиционны. Многие композиторы создавали партии для терменвокса: Люси Розен, чешский композитор Богуслав Мортину написал фантазию для терменвокса, струнного квартета, гобоя и фортепиано. Это одно из красивейших произведений, при том что сама партия терменвокса — традиционная инструментальная линия, и весь смысл состоит в тембре терменвокса. В киномузыке были исключения — в фильме «Одна» с музыкой Шостаковича терменвокс изображает завывание вьюги, в голливудских фильмах он изображает инопланетян за счет своего глиссандо. Только в шестидесятые годы, начиная с Кейджа, с того времени, когда начали появляться первые Муговские синтезаторы, композиторы, проникаясь новыми идеями конкретной и электронной музыки, стали и к терменвоксу по-другому подходить. В частности, бразильский композитор Жорж Антунас — один из основоположников бразильской электронной музыки — начиная с шестидесятых годов писал графические партитуры и сам играл на терменвоксе в своих ранних электронных композициях. Сейчас это очень разные направления подхода к терменвоксу в композиторской музыке. Выступление c Игорем Гитаркиным, Messer Chups, 2004 Мы привлекали композиторов, чтобы они писали произведения для нашего дуэта терменвоксов и ансамбля «Neue music Berlin» ансамбль современной музыки. Для нас написали пьесы двадцать композиторов, и большинство из этих произведений мы исполнили. Идеей этого проекта было отсутствие ограничений, мы не говорили им, что на терменвоксе что-то невозможно, у нас было желание, чтобы нам подали как можно больше новых идей. Получив эти идеи в виде нот, мы должны были сами догадываться, копаться, додумывать, как мы это будем исполнять. Большинство партитур были наисложнейшие, и поначалу мы немножко впадали в панику. В частности, произведения московского академического композитора — авангардиста Володи Николаева, Ираиды Юсуповой, Ольги Бачихиной, остальные композиторы из Германии. Подходы у всех оказались разные, Владимир Николаев написал графические партитуры, в них мало традиционных нот. Это графика, которую надо выразить движением, и это движение рук должно быть мелодически слышно как некий рисунок интонации. Графика Николаева требует много объяснений, авторских комментариев. В произведении Ираиды Юсуповой, если взять партию терменвокса, то можно увидеть, что там только одна нота, которая повторяется огромное количество раз. Казалось бы, терменвокс с его семиоктавным диапазоном, а тут на протяжении десятиминутной пьесы играет одну повторяющуюся ноту с развивающейся драматургией. Это как азбука Морзе, как маяк, который светит одним лучом света в невероятной силы произведении под названием «Китеж — 19» для терменвокса и компьютерной подложки. Там создается атмосфера нахождения в одном из секретных закрытых городов, у которых есть только номера, но нет названий, которые как бы невидимы, потому что их нет на карте; люди, живущие там, ощущают некоторое одиночество, замкнутость, изолированность от внешнего мира и посылают свой сигнал в этот мир. Во многих произведениях использовался сонорность, звук терменвокса как краска: пуантилизм и длинные пласты, звуковые подушки — очень разные направления. Одна из партитур выглядела как арабская вязь, и надо было найти способ как это сыграть соло на терменвоксе. Экспериментирование мне всегда интересно, оно позволяет находить новые приемы, новые звучания, раскрывает новые стороны инструмента. В моем окружении первым экспериментатором был Хорхе Кампос, композитор из Эквадора, учился в московской Консерватории со мной на одном курсе. В 1996м году он написал произведение «Глиссандии» для нескольких терменвоксов, от трех до шести, с помощью графической партитуры. Там есть сочетание нотированных мотивов и графики нарисованных жестов — изображены цифры, спирали, и в этом есть идея сочетания музыкального жеста и пантомимы, которая связана с музыкальной линией терменвокса. Когда слушатель видит этот перформанс, у него происходит синтез того, что он слышит с тем, что он видит. В первый раз мне было непонятно, как такое играть. Я должна была распознать, что мне делать с такой экспериментальной партитурой, и, поскольку, композитор репетировал со мной, он буквально меня раскачал на это новое понимание исполнительства на терменвоксе. Лидия Кавина на выступлении с Messer Chups. Сначала мы сделали для «Messer Chups» запись, выпустили диски, потом, года с 2000го я участвовала в некоторых их концертах, и мы успешно гастролировали за рубежом. Для меня было интересно, поиграть эту музыку, но немного. На гастролях выдерживала не больше чем три-четыре концерта этой громкой музыки, клубного настроения, это все-таки не совсем моя стезя. Хотелось бы узнать, как эволюционировал сам инструмент и каково его место в современном мире? Терменвокс эволюционировал так: сначала был взлет терменвокса, потом было некоторое забвение, и где-то в девяностые годы снова начался подъем устойчивого интереса, такой, что можно сказать, что забвения больше не будет. Я бы сказала, терменвокс был изобретен немножко раньше своего времени, когда только электричество зачиналось, и этот новый способ управления по воздуху был ещё не понятен для людей.
Jacques Charpentier. Suite karnatique: I. Jalavarali - II. Vagaprya - III. Почему цитирую, а не "сую" ссылку она приводится в конце? А потому, что по ссылке просто текст, а хочется его должным образом проиллюстрировать - музыкой, фотографиями, видео материалами. Что я с удовольствием и делаю. История инструмента, о котором пойдёт речь в этой статье, берёт свое начало в период окончания Первой мировой войны, когда молодой французский радист Морис Мартено Maurice Martenot, 1898—1980 , открыл для себя удивительную возможность музыкальных экспериментов с прибором, для этих целей, казалось бы, совершенно не предназначенным, а именно — с военной радиостанцией. Его внимание привлёк необычайно чистый звук, производимый лампами оборудования, к тому же частотой этих колебаний можно было с лёгкостью управлять, извлекая мелодии своеобразным, «поющим» звуком подобный «радиосвист», появляющийся при настройке какого-нибудь старого приёмника, в наше время знаком, пожалуй, каждому. Здесь следует отметить, что Мортено был скорее музыкантом, нежели изобретателем: он с детства увлекался всем, что было так или иначе связано с созданием музыки, в совершенстве владел игрой на скрипке, кроме того, вместе со своей сестрой разрабатывал собственный метод обучения музыкальному искусству. Идея «музыкального» электричества захватила талантливого молодого человека, и в 1919 году, вернувшись со службы после окончания войны, Мартено вплотную приступил к работе над новым проектом. На исследования и разработку ушло девять лет, и только в 1928 году на парижской выставке Морис Мортено впервые представил миру своё детище — Ondes Martenot в дословном переводе — Электрические Волны Мартено. Тогда, на заре двадцатого столетия, электричество ещё не успело широко «проникнуть» в музыку — Ondes Martenot был одним из первых электроинструментов, именно по этой причине изобретение французского таланта заслужило исключительное внимание. В этом же году Морис Мартено и его Волны отправляются в мировое демонстрационное турне. Октет Волн Мартено с двумя ф-но. Дирижирует Ginette Martenot примерно 1935г. Знакомство с публикой Ondes Martenot представлял собой монофонический синтезатор, отличительной особенностью которого был необычный способ извлечения звука и, как следствие, характерное звучание. Звук фиксированной частоты генерировался посредством электрической схемы, собранной на транзисторах; исполнитель, в свою очередь, имел возможность управлять амплитудой и длиной волны сигнала. Сам прибор был довольно сложной конструкции и состоял из нескольких элементов: собственно инструмент, изначально — продолговатый деревянный футляр с электросхемами внутри плюс два впоследствии — три различных по природе действия резонатора, которые превращали электрические колебания в акустические. Громкость и тональность звучания маэстро изменял посредством переключателей, вынесенных на левую сторону инструмента, а правой рукой исполнитель был… «прикован», вернее сказать, «прикольцован» к источнику необычного, свистящего звука с помощью туго натянутой прочной нити. Кольцо с нитью одевалось на указательный палец музыканта, и, приближая или удаляя руку относительно прибора, играющий задавал новую тональность, притом открывалась возможность делать это с чрезвычайно разнообразной динамикой: начиная от резких «взлётов» и «провалов» и заканчивая тончайшими музыкальными нюансами. Tristan Murail. Tigres de Verre 1974 исполняют Nadia Ratsimandresy-волны и Matteo Ramon Arevalos — ф-но Maurice Martenot играет на самой первой модели 1928 и модели 1940 года Все это, безусловно, напомнит вам небезызвестный терменвокс Theremin — инструмент, появившийся на свет стараниями Льва Термена, который строился на тех же свойствах, что и Ondes Martenot. Кстати сказать, терменвокс и Ondes были представлены публике буквально в одно и то же время, исследования принципов и разработка устройств велись пионерами электромузыки параллельно, притом во время Первой мировой войны Лев Термен так же служил в радиовойсках, но уже в рядах Красной Армии в 20-е годы Лев Термен покинул Россию и изменил своё имя на Leon Theremin.
Мессиан очень много написал для этого инструмента: и сольные произведения, и симфонические — для волн с оркестром. Но он — не единственный композитор, писавший для волн. Я хочу показать пермякам во время своего концерта, что волны — это не только Мессиан, были и другие композиторы, которые писали для них. Конечно, музыка Мессиана будет в нашем концерте, но не самые известные его произведения. Это очень эффектный приём. Алёна Ужегова — Много ли в мире волнистов? Есть еще определённое движение в этом направлении в Японии, множество инструменталистов в Токио интересуются волнами, там этот инструмент и музыка для него стремительно развиваются. Существует определенный круг в Лондоне. На самом деле очень сложно сказать, сколько в мире существует волнистов, потому что есть множество направлений, в которых волнисты могут исполнять свою музыку: фильмы, поп-музыка, классический репертуар. Каждый из волнистов выбирает свою Вселенную и в ней существует, в ней развивается. Игра на этом инструменте требует большой технической подготовки, предварительной работы. Волнистом нельзя стать за несколько дней. Необходимо посвятить много времени саморазвитию и созданию своей собственной манеры игры. Конечно же, сначала училась играть на фортепиано, затем была скрипка — и барочная, и современная; потом курс музыковедения, во время его прохождения я получила возможность выбрать вводный курс владения ещё одним инструментом — и выбрала волны Мартено. Я полюбила этот инструмент, я влюбилась в звучание его усилителей и поняла, что этот инструмент был создан для меня, а я создана для него.
Что такое волны Мартено
Для извлечения звука, музыканту необходимо нажать клавишу на клавиатуре, либо натянуть нить до соответствующей позиции и нажать левую кнопку. Рядом имеется переключатель режимов управления и тембра. Его часто использовал и Оливье Мессиан. Симфония Турангалила - одно из наиболее известных сочинений, включающих партию Волн Мартено.
У него есть клавиатура, как у органа, а также металлическое кольцо, от которого тянется проволока. Чем сильнее она натянута, тем громче будет звук. Слышать этот необычный инструмент вы могли, если смотрели фильм 80-х "Охотники за привидениями". Почтовый рожок — это не только символ почты. Конечно, сигнальный духовой инструмент на протяжении многих столетий в первую очередь использовали гонцы, перевозящие письма и донесения. Но для него писал оркестровые партии сам Моцарт и некоторые другие композиторы.
К 30-м годам прошлого века почтовый рожок перестал использоваться по прямому назначению, услышать его можно лишь в редких оркестрах и исторических фильмах. Вотерфон — инструмент, в которой для правильного звучания необходимо налить воду.
Всего было построено 3 теллармониума, третий самый большой и самый мощный увидел свет 1911-м году. Связавшись с New England Electric Music Company после кратковременного презентационного успеха, Кэхилл планировал транслировать музыку инструмента повсюду, где есть телефон. Планам изобретателя не суждено было сбыться. Аппарат подавал в каждый телефонный аппарат сигнал с силой тока около одного ампера, это позволяло прослушивать музыку даже не поднося трубку к уху, но крайне губительно воздействовало на телефонные линии того времени. В итоге, в место повсеместного распространения концертов первого синтезатора он получил внушительный иск от телефонной компании, а также бурю недовольства от пользователей телефонных сетей, так как концерты инструмента сопровождались серьёзными помехами. Концерты теллармониума окончательно прекратились в 1916-м году, а изобретатель на годы опередивший свою эпоху, умер в нищете в 1932-м году.
Звезда Льва Термена — рождение электронной музыки Успех русского физика, изобретателя и музыканта Льва Термена в 1921-м создавшего, первый электромузыкальный инструмент — терменвокс, стал катализатором развития исследований по созданию ЭМИ. Подробное описание его изобретений вы можете найти в одном из наших материалов. Продолжая свои работы в этой области, в 1931-м году Термен создаёт «ритмикон» — первый аналоговый синтезатор ритма, по сути, первую драм-машину. Ondes Martenot — это монофонический электронный музыкальный инструмент, созданный 1928 году французским виолончелистом и педагогом Морисом Мартено. Инструмент имеет 7-октавную клавиатуру фортепианного типа, а также нить с кольцом, благодаря которой можно также извлекать звуки. Электрическим «сердцем» инструмента был «теплый» ламповый генератор, управление которым реализовывалось через клавиатуру или натягиванием нити до определённой позиции и одновременным нажатием специальной кнопки, которая выполняла роль смычка. Динамические особенности исполнения регулировались также через «смычковую» кнопку, от силы нажатия на которую зависела атака и громкость. Характерно, что музыкант заложил в конструкцию несколько необычных приёмов звукоизвлечения, характерных для струнных инструментов, например, вибрато получалось смещением клавиши в сторону, а глиссандо при плавном перемещение пальца с кольцом вдоль клавиш.
Волны, не смотря на ограниченный коммерческий успех, оказались долгожителями. Инструмент несколько раз модернизировался, в 70-е появилась транзисторная версия, в 90-е, благодаря группе Radiohead, был выпущен цифровой аналог устройства. Коллектив дал инструменту вторую жизнь, впервые исполнив с его помощью композицию How To Disappear Completely в 2000-м году. Как и терменвокс, «волны Мартено» были не массовым, но популярным инструментом своего времени. Видные композиторы 30-х — 40-х написали несколько произведений для инструмента. Вареза, А. Жоливе, Ш. Кёклена, Д.
Мийо, А.
Корпус волн Мартено состоит из клавиатуры, нити с кольцом, которое надевается на палец правой руки, и кнопки, играющей роль смычка. Волны Мартено. Нёйи-сюр-Сен, 1970. Фотография, отправленная в качестве приложения к письму от М. Мартено к Г. На протяжении жизни Вышнеградский создавал собственную звуковую вселенную, воплощение которой приносило ему немало трудностей. Мне всегда этого не хватало — иметь возможность послушать свое сочинение сразу после того, как оно было написано» [7, с. Например, знаковое для творчества Вышнеградского сочинение «День Бытия», ставшее главным воплощением его философских идей, было создано в 1916 году, а исполнено более, чем через шестьдесят лет. Пока автор ждал премьеры, подзаголовок произведения: «Исповедь жизни перед жизнью» обрёл символическое значение — впервые на сцене эта музыка прозвучала незадолго до смерти композитора.
Последние 8 лет своей жизни овдовевший Вышнеградский провел наедине с самим собой. Его портрет тех лет воспроизводится в устах Феншо — главного героя романа американского писателя Пола Остера «Запертая комната»: «Вот перед нами возникает нищенствующий русский композитор Иван Вышнеградский, восьмидесятилетний вдовец, сиротливо живущий в своей убогой квартирке на рю Мадемуазель. Зато следует подробнейшее описание уникального четвертитонового пианино-монстра с несколькими клавиатурами, одного из трех во всей Европе, сделанного для старика на заказ в Праге полвека назад». Несмотря на несколько неприглядный портрет «нищенствующего русского композитора», Иван Вышнеградский до последнего дня оставался верен своим грандиозным мировоззренческим установкам. На его надгробии выгравированы строки из текста «Дня Бытия», отражающие кредо музыканта: «Я есмь жизнь! Я есмь Всё и Ничто! Список литературы: 1. Адэр Л.
Волны Мартено
- Королевство виртуозных гитар
- Волны Мартено. Большая российская энциклопедия
- Волны мартено: описание музыкального инструмента
- Волны Мартено - Скорости
- Топ-6 удивительных музыкальных инструментов, о которых вы могли и не знать | СмартПресс
- Волны мартено: история создания, конструкция, использование, звучание