Anonymous Quiz. Александр I не оставил наследников. Константин отрёкся от престола заранее. Николая не очень хотели видеть на престоле.
Последняя борьба Царя-Мученика Николая II - отрекся ли Государь от престола?
Соединиться с ней законными узами не позволяли национальность и вероисповедание, а также его статус женатого человека. Однако Жанетта была воспитана в строгих правилах, и ничто не могло заставить её стать обычной содержанкой. Добиваясь взаимности, Константин выучил польский язык, получил развод с Юлианной. Став перед выбором: российский престол или возлюбленная, он подписал документ об отречении и предпочёл морганатический брак с Грудзинской, осознавая, что рождённые в этом союзе дети не смогут унаследовать титул отца. Интересно, что Константину пришлось несколько раз официально заявлять о своём отречении, тем не менее, 1 декабря 1825 года в Петербурге и Москве госучреждения присягнули ему на верность.
После такого поворота событий императору пришлось буквально требовать, чтобы с него сняли эту «повинность». В итоге 25 декабря «тяжкий труд» управления Российском империей взял на себя его брат Николай. Совместная жизнь Константина и Жанетты, которая стала именоваться княгиней Лович, была образцом нежных супружеских отношений. Жена благотворно влияла на мужа и сумела обуздать его некогда неукротимый нрав.
А он до конца дней обожал свою избранницу и поклонялся ей. О таких людях говорят: «Они не могут существовать друг без друга». И княгиня доказала это, не сумев жить без супруга.
Канкрина на монетном дворе начали чеканить пробные рубли с профилем нового императора и надписью «Б. И САМ. Сам Николай впоследствии описывал эту ситуацию так: Константин, мой Государь, отверг присягу, которую я и вся Россия ему принесли. Я был его подданный: я должен был ему повиноваться. Окончательный текст манифеста, подготовленного М. Сперанским и подписанного Николаем, датирован 12 24 декабря. В тексте манифеста датой начала царствования Николая задним числом указана дата кончины Александра I — 19 ноября 1 декабря , соответственно, все события междуцарствия были отнесены к правлению Николая, а присяга и иные меры, исходившие из того, что царствует Константин, стали недействительными. Присяга Николаю[ править править код ] 13 25 декабря на вечернем чрезвычайном заседании Государственного Совета Николай Павлович объявил о своём вступлении с 19 ноября 1 декабря 1825 г. Присяга была назначена на 14 26 декабря. В Москве присягу приняли 18 декабря. О том как разворачивались события в провинции, оставил воспоминания писатель С. Аксаков , живший в то время в Оренбургской губернии [8]. Из литературных и театральных воспоминаний С. Аксакова 6 декабря, на именинах у кого-то из соседей, где находились, между прочим, все белебеевские чиновники и живший в этом городке прежний наш губернатор М. Наврозов, получили мы известие, что государь Александр Павлович скончался в Таганроге... Когда мы несколько опомнились и вышли из оцепенения, первая мысль представилась: кто будет царём?
Ситуацию междуцарствия использовали декабристы в качестве повода к восстанию на Сенатской площади 1825 г. Оценки в историографии В историографии существуют другие версии этих событий. Согласно гипотезе М. Сафонова, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна стремилась сама занять престол, для чего пыталась создать ситуацию, в которой Николай Павлович присягнул бы тем самым отрекаясь от собственных прав уже формально отказавшемуся от престола Константину Сафонов. По другой версии, которую разделяют В. Брюханов и А. Бондаренко, Николай знал о своих правах на престол, но считал Манифест 1823 г. Вследствие этого, опасаясь неполной легитимности своей власти, Николай хотел принять её из рук Константина Брюханов. В этой связи роль военного генерал-губернатора Санкт-Петербурга графа М. Милорадовича в происходивших событиях также недостаточно ясна. По мемуарным свидетельствам ряда декабристов князя С. Трубецкого , барона В.
Двору предстояло решить вопрос с престолонаследием. Задолго до смерти императора в 1825 году Великий князь Константин заявил, что не хочет садиться на трон. Мол, он не способен править Россией, ему это не по нутру. Брак с польской графиней лишь укрепил его в этом решении. То, что для общественности оказалось шоком, за кулисами знали загодя. Константин заранее написал тайный манифест об отречении от престола, который был зачитан после кончины Александра I. Любопытно, что для младшего брата Николая I, который в итоге стал следующим императором, новость стала сюрпризом.
Подвиг исповедничества царя-страстотерпца Николая II в его отречении от престола
В 1825г. законный наследник престола великий князь Константин Павлович отказался от трона. Константин заранее написал тайный манифест об отречении от престола, который был зачитан после кончины Александра I. Любопытно, что для младшего брата Николая I, который в итоге стал следующим императором, новость стала сюрпризом. Что касается Константина Павловича, то еще при жизни Александра I он тайно отрекся от престола. Что касается Константина Павловича, то еще при жизни Александра I он тайно отрекся от престола.
Истинная причина смерти Константина Константинова. Почему GOB не назвал ее
Причиной было несогласие рабочих, ожидавших, что Николай II отречется от престола полностью, а не в пользу брата. Мог ли Николай II отречься от престола от имени малолетнего сына Алексея? Константин Павлович, впрочем, решил отказаться от своего права на наследование престола, о чем уведомил Александра I в письме от 14 января 1822 года. Отрекаясь от наследования престола после кончины старшего брата Александра в качестве официального повода Константин Павлович назвал морганатический брак с польской графиней Грудзинской. Отречение великого князя от престола оказалось удобным поводом для мятежа. Отречение великого князя от престола оказалось удобным поводом для мятежа.
Престол был отдан Николаю, так как Константин отказался от него.
В тайных актах говорилось от отречении Константина от престола в пользу Николая. Отречение Константина от престола в пользу младшего брата произошло слишком поздно. Там прекрасно знали об отречении Константина 1822 года и о его нынешнем отказе занять престол. Что касается Константина Павловича, то еще при жизни Александра I он тайно отрекся от престола. Почему Константин отрекся от престола. Мог ли Николай II отречься от престола от имени малолетнего сына Алексея?
Почему король Испании Хуан Карлос отрекся от престола
Отрекаясь от наследования престола после кончины старшего брата Александра в качестве официального повода Константин Павлович назвал морганатический брак с польской графиней Грудзинской. Почему Константин отрекся от престола. Причиной первого в истории русской монархии добровольного отречения от престола провозглашённого, но так и не приступившего к властвованию императора России Константина Павловича, стала любовь. Константин II не признавал итоги обоих референдумов и от престола не отрекся.
Император на 25 дней: Почему великий князь Константин Романов отрёкся от российского престола
Но Константин от престола отрекся, причем об этом факте знали очень немногие люди во всем государстве. Возможной причиной отречения Константина Великого от престола был его желание уделить больше времени религиозным вопросам. Причиной первого в истории русской монархии добровольного отречения от престола провозглашённого, но так и не приступившего к властвованию императора России, Константина Павловича, стала любовь. Зачем понадобилось это дополнение, если Константин сам хотел отречься от прав на престол? Почему Константин отрекся от престола. Вместо того чтобы рассмотреть законность отречения Константина и юридическую состоятельность последней воли Александра о передаче престола Николаю, минуя Константина, Госсовет умилился великодушному «подвигу» Николая и принял решение.
Междуцарствие 1825
Константин уступал свое право на престол брату Николаю, сославшись на свой морганатический брак. Константин, согласовав предварительно свои действия с Александром I, написал письмо, проект которого был рассмотрен императором и собственноручно им исправлен. В ответном письме от 2 февраля 1822 г.
Однако позже в жизни Константина Павловича произошли события, которые перечеркнули все былые заслуги, ведь всеобщих ожиданий он оправдать не смог. Тень убиенного отца — Павла I — постоянно стояла перед ним.
Поэтому повторить его судьбу не хотелось, и он совсем не горел желанием занять императорский трон. После внезапной смерти Александра I, случившейся в Таганроге, сложилась странная ситуация. По всем раскладам место старшего брата должен был занять Константин Павлович. В политических кругах России это было бы воспринято как вполне приемлемое событие.
Однако завещание почившего в бозе царя спутало все карты. Оказывается, в его завещании были обнаружены любопытные документы. В тайных актах говорилось от отречении Константина от престола в пользу Николая.
Одни считали решение Константина правильным и смелым, поскольку принц стремился к обычной жизни и личной свободе. Другие считали его выбор ошибочным и жалели, что принц не принял на себя роль государственного деятеля и лидера нации.
После отказа от престола Константин Павлович ушел в себя и начал заниматься благотворительной деятельностью, попытался найти свое место в обществе и стать полноценным гражданином. В то же время, его поступок стал предметом дискуссий и разговоров в обществе, вызывая интерес и уважение у некоторых и недоверие и непонимание у других. Личные мотивы Константина Павловича В 1825 году Константин Павлович, старший брат императора Александра I, был вынужден отказаться от престола Российской империи. Это решение было вызвано рядом личных мотивов и обстоятельств, которые повлияли на принятие его исторического решения. Одним из ключевых мотивов Константина Павловича было его желание уйти от политической ответственности и предоставить возможность молодому брату Александру II занять престол.
Константин Павлович осознавал свои ограниченные навыки в политической сфере и верил, что Александр II будет способен эффективнее управлять государством. Другим важным фактором, влияющим на решение Константина Павловича, была его любовь к свободной жизни и неофициальному образу жизни. Он предпочитал проводить время за пределами дворца, увлекался литературой и искусством, а также интересовался наукой и техникой. Престолная жизнь и все формальности, связанные с царствованием, казалась ему угнетающей. Отказ Константина Павловича от престола был также связан с его семейными обстоятельствами.
У него были проблемы с женой, которая склонялась к бурной социальной жизни и не проявляла интереса к традиционным обязанностям царской супруги. Это создавало напряженность в семейных отношениях и усиливало желание Константина Павловича уйти от тяжелого и ответственного политического груза. Таким образом, личные мотивы Константина Павловича включали его неудовлетворенность политическими обязательствами, желание свободной жизни, а также проблемы в личной жизни. Все это привело к его решению отказаться от престола и передать его младшему брату Александру II. Последствия и итоги принятого решения Отказ Константина Павловича от престола имел далеко идущие последствия для России и самого Константина.
Во-первых, этот шаг вызвал глубокое потрясение в обществе. Многие русские принцы и дворяне были ошеломлены его решением и считали его предательством национальных интересов. Во-вторых, отказ от престола означал полное лишение Константина Павловича политической власти и привел к его изгнанию из русской империи. Он был вынужден покинуть свою родину и провести остаток своей жизни в эмиграции. Отказ Константина также оказал негативное влияние на общественную стабильность в России.
Его отказ привел к возникновению политического вакуума, что повлекло за собой усиление борьбы за власть между различными группировками и представителями верховной власти. Наконец, отказ Константина имел серьезные последствия для самого Константина и его семьи.
С 175] М.
Милорадович, Дж. Дэйв, 1819-1821 гг. Сергей Петрович Трубецкой, которого мы скоро узнаем как неудачливого диктатора декабристов, со слов Фёдора Петровича Опочинина, действительного тайного советника, обер-гофмейстера двора, любимого адъютанта Константина Павловича, пишет о том, что происходило в дальнейшем: «Великий князь Николай Павлович в тот день 25 ноября , когда узнал об опасной болезни Государя, собрал к себе вечером князей Лопухина и Алексея Куракина и графа Милорадовича.
Великий князь объявил им свои права на престол вследствие отречения Константина Павловича…» То есть Великий князь сказал собравшимся, что Константин править не хочет, и все бумаги о том, что он, Николай, должен взойти на престол, уже заготовлены. И это были абсолютно законные слова. Всем надо было подождать, убедиться в этом и потом действовать.
Но граф Милорадович тут же заявил, «что великий князь не может и не должен никак надеяться наследовать брату своему Александру в случае его смерти, что законы Империи не дозволяют располагать престолом по завещанию, что при том завещание Александра известно только некоторым лицам, а неизвестно в народе, что отречение Константина также неявное и осталось необнародованным; что Александр, если хотел, чтобы Николай наследовал после него Престол, должен был обнародовать при жизни волю свою и согласие на неё Константина, что ни народ, ни войско не поймут отречения и припишут всё измене, тем более что ни Государя самого, ни наследника по первородству нет в столице… что гвардия, наконец, решительно откажется принести Николаю присягу в таких обстоятельствах и неминуемым потом последствием будет возмущение. Совещание продолжалось до двух часов ночи. Великий князь доказывал свои права, но граф Милорадович признать их не хотел и отказал в своем содействии.
На том и разошлись». Записки СПб: Тип. Возможно, Опочинин перепутал каких-то действующих лиц, но то, что там был Милорадович, — совершенно точно, это зафиксировано ещё целым рядом документов, о которых мы будем говорить.
Милорадович напугал Николая и отсоветовал ему принимать престол. Как командующий войсками Санкт-Петербургского гарнизона он сказал, что войска Николаю присягать не будут, и в случае смерти Александра они будут присягать только Константину. Обычно историки объясняют это тем, что Константина военные хорошо знали и любили за то, что он был им близок, возглавлял Военный комитет, был храбрым генералом, командовал армией в Польше, то есть был свой для армии, особенно для гвардии.
Его в этой среде любили, а Николая и Михаила, молодых людей двадцати девяти и двадцати семи лет с большим самомнением, ещё неустоявшихся, очень придирчивых к гвардейским офицерам, — нет. И вроде бы именно поэтому так себя повёл Милорадович. Но, конечно, это смешные аргументы.
Другие думают, что Милорадович чуть ли не мечтал в смуте захватить престол. Это тоже смешной разговор. А третьи предполагают, что Милорадович был связан с заговорщиками.
И это уже разговор не смешной - этому вскоре будет одно очень серьёзное доказательство. А возможно Милорадович был связан и с заговорщиками, и с Александром. И страшно предположить, что Александр был сам одним из заговорщиков.
По крайней мере, это очень тёмное дело. Но Николая толкнули на путь, казалось бы, очень благородный — «не ищи царства для себя» — но, на самом деле, на путь совершенно катастрофический, о котором в тот момент он ещё совершенно не подозревал. Общественное мнение Общественное мнение склонялось к Константину оно ведь тогда ещё не знало, что Николай имеет право на престол.
Былое и думы. Захаров, 2003. Герцен в молодости, ГИМ, Москва Мария Дмитриевна Нессельроде, урождённая Гурьева, сестра министра экономики и финансов пишет своему брату Николаю Гурьеву, «что любопытно, так это то, что в общем предпочитают отсутствующего», то есть Константина Николаю.
А сама же считает, что Николай будет лучше: «Ему 29 лет; быть может, сделавшись главою государства он отрешился бы от мелочей военной службы, выделился бы как администратор, стал бы принимать советы людей опытных, и я утверждаю, что все-таки в его царствование дышалось бы вольнее, мы пользовались бы большею свободою, чем в царствование государя… которого можно сравнить только с деспотичным вихрем речь о припадках Константина — А. Нессельроде, литография по оригиналу А. Брюллова, 1825 г.
Я должен вам сказать, и мы увидим это в будущих лекциях есть все основания предполагать, что при Николае, несмотря на уроки Карамзина, могло бы дышаться легче, чем при Константине Павловиче, могло бы дышаться почти также как при Александре. Но жизнь и возмущение 14 декабря многое изменили. Александр Сергеевич Пушкин 4 16 декабря 1825 года, то есть за десять дней до возмущения декабристов, когда ещё про Николая как про возможного императора мало кто знал, писал Катенину: «Как верный подданный, должен я, конечно, печалиться о смерти Государя; но, как поэт, радуюсь восшествию на престол Константина I.
В нём очень много романтизма; бурная его молодость, походы с Суворовым, вражда с немцем Барклаем напоминают Генриха V Английский король и полководец эпохи Столетней войны. Пушкин, Е,И. Вивьен, 1825 г.
О том же говорит Сергей Петрович Трубецкой, уже выйдя из сибирских руд, в своих воспоминаниях: «Хотя Цесаревич последние десять лет находился в Варшаве и сделался почти чужим для русских, но предав прежние неблагоприятные о нем воспоминания то есть, забыв — А. Им молодые великие князья надоели… Однако же большая часть высшего круга желали иметь императором Николая. Надеялись, что при нем двор возвысится, что придворная служба получит опять прежний почет и выйдет из того ничтожества, в котором была при покойном Государе и в которое еще бы более погрузилась при Константине».
Николай… с. Трубецкой, Н. Бестужев, 1828-1830 гг.
Тогда Его Императорское Высочество предложил свое мнение, дабы в одно время при объявлении о сей неизречимой потере провозгласить и восшедшего на престол Императора, и что он первый присягнет старшему своему брату, как законному наследнику престола». То же в ту ночь Николай говорил и своему адъютанту генералу Адлербергу. Известие о смерти Александра пришло в Петербург 27 ноября 1825 года.
Как раз во время молебна о здравии Александра. Милорадович вывел Николая Павловича со словами: «Все кончено. Будьте мужественны, подайте пример»… «Я упал на стул — все силы меня оставили», — вспоминает Николай.
Он попросил духовника Марии Фёдоровны отца Павла Криницкого принести аналой, подписной лист и крест и со слезами, но внятно и громко принес присягу Константину и подписал присяжный лист. Об этом вспоминает поэт Василий Андреевич Жуковский, который случайно стал свидетелем происходившего. Жуковский, П.
Соколов, 1820-е гг. Жуковский тоже был тогда в храме и, узнав, что умер Александр, настолько растерялся, что вместо того, чтобы выйти из дворцовой церкви, случайно вошёл в алтарь. И, войдя, увидел принесение присяги Николаем, о чём оставил воспоминание.
В новом варианте описания тех событий, которым пользовались большинство историков, всё иначе. Жуковский позднее сильно изменил текст, указал, что во время присяги Николая присутствовали Милорадович и другие люди. Но ведь там не было никого, кроме отца Павла Криницкого и самого Жуковского… В первоначальных воспоминаниях он пишет следующее: «Отвержение власти, и какой власти!
Полное собрание... Том 11, полутом 1. Когда он приказал привести к присяге Константину гвардию в Петербурге, сказал об этом Милорадовичу, генералу Воинову, князю Трубецкому, Голенищеву-Кутузову, дежурному генералу Потапову, и войска стали приходить к присяге, он пошёл к матери и сообщил ей о своём решении.
Воинов, Дж. Доу, 1820-1825 гг. Голенищев-Кутузов, Дж.
Доу, 1824 г. Мария Фёдоровна, Дж. Дэйв, 1825-1827 гг.
Акта никто не знает, а закон знают все, и то, что Константина все именовали цесаревичем, тоже знали все. Тот же Дибич, ближайший к императору Александру генерал-адъютант, пишет Константину из Таганрога: «С покорностью ожидаю повеления от нового нашего законного Государя, Императора Константина Павловича…» [Цит. Позднее, в своём первом манифесте, Николай объяснял это своё решение.
Он боялся этого как огня. Князь А. Голицын, можно сказать, наперсник Александра, узнав о смерти Императора, тут же поспешил во дворец.
Двое других, знавших о воле покойного Императора, митрополит Филарет и Аракчеев, пока ещё были вне Петербурга. Присяга уже закончилась. Голицын, П.
Об этом в записке так пишет Николай: «В исступлении, вне себя от горя, но и от вести во дворце, что все присягнули Константину Павловичу, он Голицын начал мне выговаривать, зачем я брату присягнул и других сим завлек, и повторил мне, что слышал я от матушки, и требовал, чтобы я повиновался мне неизвестной воле покойного Государя. Я отверг сие неуместное требование положительно, и мы расстались с князем. Я очень недовольный его вмешательством, он — столь же моею неуступчивостью».
Министр внутренних дел князь Лобанов-Ростовский сказал: «Покойные воли не имеют! И отказался вскрывать конверт. Шишков в этом его поддержал: «Империя и часа не может быть без Государя».
Император Николай впоследствии написал: «Он прав». Записка Сперанского о событиях 27 ноября 1825 г. Но Совет все же попросил государственного секретаря академика Алексея Николаевича Оленина принести из архива пакет, вскрыть его и прочесть содержимое.
Совет попросил Великого князя прийти в Совет и удостоверить его своей волей. Милорадович взялся исполнить эту просьбу. Николай отказался прийти, но пригласил Совет in corpore к нему.
Оленин, А. Варнек, 1824 г. Оленин пишет: «Николай сказал членам Совета, держа правую руку и палец простертый над головой «Господа, я вас прошу, я вас убеждаю, для спокойствия государства, немедленно, по примеру моему и войска, принять присягу на верное подданство Государю Императору Константину Павловичу.
Я никакого другого предложения не приму и ничего другого и слушать не стану». В моем поступке нет другого побуждения, как только исполнить священный долг мой перед старшим братом. Ни какая сила земная не может переменить мыслей моих по сему предмету и в этом деле.
Я ни с кем советоваться не буду и ничего не вижу достойного похвалы…» [Цит. Что воле его никто препятствовать не может, и что августейшая его родительница, которой всё это дело также совершенно известно, вполне одобряет его поступок». Как вы видите, здесь довольно много неправды.
Мы же помним, как Николай несколько часов убеждал Милорадовича в том, что надо действовать по завещанию Александра. И Мария Фёдоровна не то, что не одобряла, она пришла в ужас от того, что сделал Николай. Но в присутствии членов Государственного Совета Николай утверждает совсем обратное.
Приведём весьма интересное воспоминание литератора Рафаила Михайловича Зотова. Зотов, 1830-е гг. Когда Зотов находился у драматурга Александра Александровича Шаховского, к нему вошёл Милорадович во всех орденах, прямо из дворца, и рассказал о случившемся там историческом событии.
Он рассказал, что убедил Николая присягнуть императору Константину, и продолжил: «Николай Павлович несколько поколебался и сказал, что, по словам его матери императрицы Марии Фёдоровны в Государственном совете, в Сенате и в московском Успенском соборе есть запечатанные пакеты, которые в случае смерти Александра повелено было распечатать, прочесть и исполнить прежде всякого другого распоряжения. Говорят, что некоторые из придворных и министров знали это; но народу, и войску и должностным лицам это было не известно. Я первый не знал этого.
Мог ли я допустить, чтоб произнесена была какая-нибудь присяга, кроме той, которая следовала? Мой первый долг был требовать этого и я почитаю счастливым, что Великий князь тотчас же согласился на это как мы знаем, не тотчас — А. Прочесть бумаги всегда успеем, а присяга в верности прежде всего.
Так решил и Великий князь. У кого шестьдесят тысяч штыков в кармане, тот может смело говорить — заключил Милорадович, ударив себя по карману. Вот прямая и торная дорога, по которой я всегда иду.
Исполнение долга — мой боевой конь». Рукопись, которая полнее записок Зотова, напечатана в Историческом Вестнике, т. Что он имел в виду?
Почему он не мог поступить иначе? Потому что в кармане у Милорадовича были шестьдесят тысяч штыков? Потому что гвардия бы не присягнула?
Опять загадка. В 1848 году Государь писал, что содержание манифеста ему было вовсе неизвестно, но он слышал, что где-то есть отречение Константина. То ли забыл, то ли счел неприличным сказать правду.
Когда члены Совета согласились с его мнением, Николай Павлович расцеловал их, особенно князя Голицына, которого он, схватив обеими руками за голову, как пишет Оленин, целовал в уста и в очи, и в лоб. После этого повёл всех на присягу. То есть почему-то ему огромную радость доставило, что присягают Константину.
Возможно, и скорее всего, это была радость чистой жертвы. Он пока ещё не понимал, куда ведут эти события. После присяги всех приняла Мария Фёдоровна и подтвердила, что знала и решение Александра, и отречение Константина и одобряет решение Николая не искать престола.
Вечером, читая подписанный журнал, Николай сказал Оленину: «Кажется мы всё наше дело сделали, и совесть наша чиста и может быть спокойна». К концу дня Сенат разослал приказ приводить по всей стране народ к присяге Константину и наследнику престола, который назначен будет. То есть форма сохранилась та же — «который назначен будет» как у Александра.
В Совфеде объяснили законность отречения Николая II статусом помазанника божьего
Добрынин добавил, что после 2 марта 1917 года Николай почти полтора года нигде не заявлял о принуждении к отречению. Ранее в июле Поклонская утверждала, что «копия бумаги, которую в учебниках по истории преподносили как якобы отречение от власти, не имеет никакого юридического смысла», поскольку она была подписана карандашом без соблюдения юридических норм. После этого последний русский император вместе с семьей находился под домашним арестом в Царскосельском дворце. В июле 1918 года семья Николая II была расстреляна в Екатеринбурге.
После расцвета жизни во Христе и падения первых трех показана Россия, после России иной страны не будет. И преподобный Амвросий пишет: «Если и в России ради презрения заповедей Божиих и ради ослабления правил и постановлений Православной Церкви, и ради других причин оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в конце Библии, то есть в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова». Присутствие «тайны беззакония» зримо даже во внешних обстоятельствах екатеринбургского злодеяния. Как отмечал еще генерал Дитерихс, династия Романовых началась в Ипатьевском монастыре Костромской губернии и кончилась в Ипатьевском доме города Екатеринбурга. Слугами веельзевула, которые скоро будут строить общественные туалеты на месте алтарей и взорванных храмов, сознательно было выбрано и место, и день преступления, совпавший с днем памяти святого князя Андрея Боголюбского — того князя, который если не по имени, то по существу был первым русским царем. Враги прекрасно понимали, что уничтожение «всей великой ектении», по выражению Ленина и Троцкого , явится поруганием той клятвы верности перед Крестом и Евангелием, которой поклялся русский народ на соборе 1613 года, строить жизнь во всех ее сферах, в том числе государственной и политической, на христианских принципах. К великому сожалению, для многих, несмотря ни на какие объяснения, в вопросе канонизации это до сих пор остается камнем преткновения и соблазна, в то время, как это явилось величайшим проявлением его святости. Говоря о святости царя Николая Александровича, мы обычно имеем в виду его мученический подвиг, связанный, разумеется, со всей его благочестивой жизнью.
Но следовало бы внимательнее всмотреться именно в подвиг его отречения — подвиг исповедничества. Мы не раз говорили о том, что здесь раскрылся его подвиг смиренного принятия воли Божией. Но исключительное значение имеет и то, что это подвиг сохранения в чистоте церковного учения о православной монархии. Чтобы яснее это понять, вспомним, кто добивался отречения государя. В первую очередь — те, кто добивался поворота русской истории к европейской демократии или, по крайней мере, к конституционной монархии. Социалисты и большевики явились уже следствием и крайним проявлением материалистического понимания истории. Известно, что многие из тогдашних разрушителей России действовали во имя ее созидания. Среди них много было по-своему честных, мудрых людей, которые уже тогда искали, «как обустроить Россию».
Но это была, как говорит Писание, «мудрость земная, душевная, бесовская». Камень, который отвергли тогда строители, был Христос и Христово помазание. Помазание Божие означает, что земная власть государя имеет источником Божественную. Отречение от православной монархии было отречением от божественной власти. От власти на земле, которая призвана направлять общее течение жизни к духовным и нравственным целям — к созданию условий, максимально благоприятных для спасения многих, власти, которая «не от мира сего», но служит миру именно в этом, высшем смысле. Разумеется, «любящим Бога все содействует ко благу», и Церковь Христова совершает спасение при любых внешних условиях. Но тоталитарный режим и, в особенности, демократия создают атмосферу, в которой, как мы видим, среднему человеку не выжить. И предпочтение иного рода власти, обеспечивающей прежде всего земное величие, жизнь по своей, а не по Божией воле, по своим похотям что называется «свободой» не может не привести к восстанию на Богом установленную власть, на помазанника Божия.
Произошла революция — переворот божественного и нравственного порядка, и на какой глубине эта революция раскрывается сегодня, не надо никому объяснять. Большинство участников революции действовали как бы бессознательно, однако это было сознательное отвержение Богом данного порядка жизни и Богом установленной власти в лице царя, помазанника Божия, как сознательным было отвержение Христа Царя духовными вождями Израиля, как это описано в евангельской притче о злых виноградарях. Они убили Его не потому, что не знали, что Он Мессия, Христос, а именно потому, что знали это. Не потому, что они думали, что это лжемессия, который должен быть устранен, а именно потому, что видели, что это подлинный Мессия: «Придем, убьем Его, и наследство будет наше». Тот же тайный синедрион, вдохновляемый диаволом, направляет человечество к тому, чтобы оно имело жизнь, свободную от Бога и от заповедей Его — чтобы ничто не мешало им жить, как им хочется. В этом смысл «измены, трусости и обмана», окружавших государя. Точно так же сам диавол собственной персоной присутствовал здесь, искушая царя и весь народ вместе с ним, и все человечество, по слову П. Жильяра , как некогда он искушал Самого Христа в пустыне, царством мира сего.
В течение столетий приближалась Россия к Екатеринбургской Голгофе. И вот, здесь древний соблазн раскрылся в полноте. Как диавол искал уловить Христа через саддукеев и фарисеев, ставя Ему неразрываемые никакими человеческими ухищрениями сети, так через социалистов и кадетов диавол ставит царя Николая перед безысходным выбором: либо отступничество, либо смерть.
Текст отречения «Всемилостивейший Государь! Обнадеженный опытами неограниченного благосклонного расположения вашего императорского величества ко мне, осмеливаюсь еще раз прибегнуть к оному, и изложить у ног ваших, всемилостивейший государь, всенижайшую просьбу мою. Не чувствуя в себе ни тех дарований, ни тех сил, ни того духа, чтоб быть когда бы то ни было возведен на то достоинство, к которому по рождению моему могу иметь право, осмеливаюсь просить ваше императорское величество передать сие право тому, кому оно принадлежит после меня, и тем самым утвердить навсегда непоколебимое положение нашего государства. Сим могу я прибавить еще новый залог и новую силу тому обязательству, которое дал я непринужденно и торжественно при случае развода моего с первою моею женою. Все обстоятельства моего нынешнего положения меня наиболее к сему убеждают и будут пред государством нашим и всем светом новым доказательством моих искренних чувств. Всемилостивейший государь! Я же потщусь всегда, поступая в партикулярную жизнь, быть примером ваших верноподданных и верных сынов любезнейшего государства нашего.
Кстати, Константином его назвали неслучайно! Греческий проект Екатерины, по которому Александр должен был править в Петербурге, а Константин - в Константинополе, не выдумка, а реальный исторический факт, который А.
Подвиг исповедничества царя-страстотерпца Николая II в его отречении от престола
Сто лет убийству царской семьи: праздник, который всегда с тобой | Мог ли Николай II отречься от престола от имени малолетнего сына Алексея? |
Междуцарствие 1825 года | Мог ли Николай II отречься от престола от имени малолетнего сына Алексея? |