Новости откуда пошло крещение

Но откуда идут истоки традиции окунаться в прорубь и почему они носят языческий характер? Каким бы ни был ответ, вам точно будет интересно почитать нашу статью: узнаете, когда и где купаются на Крещение, откуда пошла такая традиция, и что обо всем этом говорят священники.

Традиции и современность — Крещение Господне

Купаются и просто так, «для здоровья», хотя здоровье прыжок в ледяную воду приносит не всем. Но, как говорится, каждому дается по вере его. Генри Дафф Линтон. Фото Legion Media После революции новая власть начала отчаянную борьбу с православной верой — советский народ должен был молиться только на Маркса-Ленина-Сталина. Купание в проруби не поощрялось, как, кстати, и обычай ставить на Новый год дома елку. Потому что елка — это напоминание о Рождестве, она не новогодняя, а рождественская. И только в конце 1980-х вместе с гласностью и перестройкой в страну вернулась и традиция в праздник Крещения вырубать во льду купель. Фото Legion Media Представители Русской Православной церкви к любимому народом обряду относятся осторожно: кто-то его одобряет, кто-то нет. Некоторые иерархи подчеркивают, что крещенские купания не имеют отношения к церковному уставу и к содержанию праздника Крещения Господня. Другие считают, что человек во время такого обряда не только поддерживает традиции предков, но и ощущает себя приобщившимся к чему-то высокому, чему, может быть, и не в силах дать точное определение. Но и священнослужители, и врачи призывают взвешивать свои силы и реально оценивать состояние своего здоровья, чтобы не навредить себе ледяным купанием.

После крещения на Иисуса снизошел Святой Дух в виде голубя. Иоанн Златоуст был одним из первых, кто в IV веке н. В России традиция делать прорубь на Крещение и освящать воду существовала издавна. Но купаться в холодной воде верующие начали относительно недавно — в начале XXI века. Как празднуют Крещение Раньше — по «старому» стилю — праздник отмечали 6 января.

На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес , глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение! Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается как первое событие его общественного служения [4]. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» Ин. Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» Ин. Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» Лк.

Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех , как всякого человека. Современный православный храм Иоанна Предтечи. Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно.

Восточный фасад собора сохранил свой исторический вид, нетронутые узкие окна в первом ярусе оформленные своего рода порталами позволяют оценить толщину стен подцерковья и понять, как выглядели все оконные проемы четверика — часть из них была растесана в ходе ремонтов в XVII и XVIII веках. Собор увенчан тяжеловесным пятиглавием — нынешнюю форму главы получили после поновления 1818 года, вместо шлемовидных. Храм стоит на высоком подклете, посему к трем входным, высоко расположенным порталам изначально вели лестницы. Западный вход в собор пролегал через притвор с пристроенным к нему парадным крыльцом с тремя всходами не сохранилось. К южному порталу вела каменная галерея, также с крыльцом не сохранились. Богоявленский собор Авраамиева монастыря Во имя Богоявления освящен собор Богоявленско-Анастасьинского женского монастыря в Костроме.

Богоявленский собор — древнейшее из сохранившихся в Костроме каменных монументальных зданий. Заложен в 1559 г. Представляет собой пример сооружения старого соборного типа, отличаясь величием форм и пропорций. Красное-на-Волге Костромской области имеет богатейшую историю. В советское время церковь служила складом для зерна, хранилищем овощей, библиотекой и клубом. В конце 1950-х годов под руководством архитектора И. Шевелева в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. Богоявленский храм в пос. Красное-на-Волге Костромской области В честь Богоявления освящена церковь в с.

Челмужи Республики Карелия. Храм был построен в 1605 г. Церковь имеет необычную композицию: большой шатер располагается не на стенах четверика главного помещения церкви, как обычно, а частично над трапезной, частично над основным помещением храма, то есть ось шатра приходится примерно на внутреннюю стену церкви. Таким образом, наружные стены четверика, западная и восточная, опираются не на стены, а на систему балок, передающих нагрузку от них на южную и северную стены церкви. Очень своеобразно крыльцо с двумя всходами, с резными столбами. Это уникальный памятник архитектуры, так как шестигранных деревянных церквей больше не сохранилось. Построена в 1617 году. Основу церкви составляет бревенчатый шестигранный сруб. Его верх перекрыт пологой шестискатной крышей с небольшой главкой и крестом.

С востока в шестерик врублена прямоугольная алтарная апсида, верх которой расширен повалами и перекрыт двускатной крышей. Для освещения в стенах прорублены квадратные и прямоугольные окна. Описанный вид церкви не является изначальным. Шестерик на подклете он убран в начале XX века завершался открытым ярусом звона и высоким шатром. Церковь Богоявления Господня в с. Пянтег в Пермской области В д. Кодлозеро Архангельской области существовала Богоявленская церковь. Приход располагался по обоим берегам реки Пуксы, впадающей в Мехреньгу, и по реке Мехреньге, в 200 верстах от Холмогор. Церковь, вероятно, была построена одновременно с возникновением здесь пустыни в 1618 г.

В 1933 г. Церковь Богоявления Господня располагалась в г. Мценске Орловской области. Первое упоминание о храме содержится в Писцовой книге писца Василия Васильевича Чернышева и подьячего Осипа Богданова 1625-1626 гг. Позднее в Сметных книгах и Росписных списках г. Мценска второй половины XVII в. Богоявленская церковь была закрыта в 30-е годы XX в. Храм сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, и вскоре после ее окончания руины церкви снесли. На берегу Елгомского озера в бассейне реки Моша Каргопольского уезда ныне Няндомский район Архангельской области при впадении речки Елгома в озеро располагалась Елгомская пустынь.

Точное появление обители неизвестно. Первое упоминание относится к середине XVII века и связано со строителем храмов пустыни старцем Тарасием Москвитиным 1631-1642 гг. В книге «Русское деревянное зодчество» 1942 г. Позднее церковь была обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом. До наших дней Елгомская пустынь с ее храмами не сохранилась. Богоявленская церковь в Елгомской пустыни. Фото из книги И. Грабаря «История русского искусства» Т. Труфановская Архангельской области.

В состав Красновского погоста, наряду с пятиглавой Богоявленской церковью 1640 года постройки, входила церковь Параскевы Пятницы. Богоявленская церковь на Красновском погосте. Фото из архива Мининых Во имя Богоявления освящен один из храмом Ферапонтова монастыря, который располагается в с. Ферапонтово Вологодской области. Храм датируется 1649 годом.

Исторический контекст возникновения праздника

  • Навигация по записям
  • Крещение Господне в 2024 году: дата, история и традиции Богоявления: Общество: Россия:
  • Водное крещение - Библейское основание. Церковь Неемия
  • Содержание
  • Приметы праздника
  • Что такое крещение

Богоявление — Крещение Господне: два названия одного христианского праздника+суть

Но я считаю, что это грех, это недостаток самих восприемников, крестных. Они, наверное, не задумываются и не задумывались, что наступит такой момент, когда нужно будет ответить за каждого, для кого ты стал крестным. Это произойдет. Поэтому нужно просто подумать об этом. Или лучше тогда не соглашаться на таинство Крещения, если понимаешь, что по каким-то обстоятельствам не сможешь исполнять эту роль. Вы считаете, что уместно и дозволено отказывать от предложения стать восприемником? Лучше пусть родители озаботятся и постараются найти кого-то более достойного. Поэтому здесь нужно, конечно, очень хорошо подумать. Если ты вступаешь на этот путь, то не должен уже с этого пути сворачивать. По возрасту или, может быть, по болезни.

Если человек уже в возрасте, ему не нужны восприемники. Он уже сам вполне способен дать ответ за свои поступки и узнавать то, что может узнать о духовной жизни. Наконец, он уже способен приходить на таинство Исповеди, на таинство Причастия. И в таком порядке — проходя таинство Исповеди, через обретение духовного отца в лице священника, пастыря, он дальше уже возрастает сам. Конечно, есть какие-то критические ситуации, связанные, как я уже говорил, с темой «страха ради смертного», когда некогда искать и размышлять, просто нужно крестить младенца, который, может быть, через некоторое время покинет этот мир... Здесь мы уже уповаем на милость и волю Божию и на такое сопровождение вот этого младенца. А взрослый человек не нуждается в крестных. А может ли священник по какой-то причине отказать в крещении? Священник, узнав о желании человека принять крещение, может посчитать его слабо подготовленным.

Хотя в крещении отказать невозможно. Господь сказал: «Пустите детей приходить ко Мне». То есть дайте возможность прийти к Богу. Разве что есть какие-то причины, которые известны священнику... Но отказать он не может — может перенести на более поздний срок, как бы отодвинуть временные рамки. Но отказать прийти ко Христу не может ни один священник. Что за сила движет ими? Ведь те, кто ходит в храм, знают, что можно спокойно взять освященную воду и в навечерие Богоявления, в крещенский Сочельник, накануне Богоявления, в сам день Крещения, 19 января. Почему год из года происходит это явление?

Как-то больше похоже на язычество, чем на христианство. В чем тут дело? Люди не понимают, что водой не спасешься? Не спасешься водой… Но дело в том, что современные люди через средства массовой информации, особенно через Интернет, порой читают такие бредни... В том числе и о воде, о том, что вода от 18-го числа для одних житейских обстоятельств, 19-го — для других... Это все невежество. Здесь самое главное, что в силе, которая сообщается этому физическому водному естеству, — сила благодати Божией. И мы эту Великую агиасму храним у себя дома как великую святыню и прибегаем к этой святыне в различных случаях: окропляем свои жилища, потребляем внутрь. Поэтому с благоговением черпать воду в эти дни обязательно нужно, но нужно и понимать то, что самое главное — это таинство Святой Евхаристии.

И что делать, если это все-таки произошло по ошибке? Не считается ли таинство Крещения каким-то неправильным? Ведь ты же приходишь, что-то оформляешь, какие-то делают записи... Здесь нужно обращать внимание на что? Как ты будешь воспитывать ребенка в православной вере, если не принадлежишь к этой вере? Если ты не принадлежишь к этой традиции? Если ты ничего не знаешь? То есть это какой-то формализм. Поэтому здесь, конечно, если возникает этот вопрос, священник может и отказать в том, чтобы эти люди были крестными родителями.

Но если таинство совершилось — как можно отнять Дары Духа Святого от того же младенца? Нет такой формулы, такого действа. То же самое касается темы брака. Говорят: «развенчать». Если это совершено, то ошибка ложится на плечи и того священника, и тех людей, кто довел это до такого состояния. Конечно, инославный или иноверный сам должен понимать и знать: как и чему он может научить младенца, если сам не принадлежит к этой религиозной традиции, к этой вере? Самое главное, чтобы в этом не было безумства. Ведь окунание в купель или возможность облиться святой водой — это обычай, здесь нет ничего такого сакраментального. Очень многие рассуждают: я вот могу грешить целый год, самое главное — окунусь в купель, и все грехи с меня сойдут.

Вот это — ложь. Это — бесовское наваждение, никакие грехи с тебя не сойдут, хоть ты сиди целые сутки в крещенской воде в проруби. Все грехи прощаются в таинстве Покаяния, в таинстве Исповеди, через личное участие, через личный подвиг. И еще. Когда мы приходим в храм за святой водой, мы должны брать эту воду с благоговением, молитвой. Стоя в очереди, человек должен молиться и просить, чтобы Господь сподобил его прикоснуться к этой святыне. Потому что Сам Бог снисходит в эти воды во время совершения таинства Великой агиасмы. Просто представь, что ты подходишь к Самому Спасителю — через вот эти воды. Поэтому как окунание, даже как просто обычай кто-то может исполнить этот обычай, кто-то не может исполнить — здесь нет ничего предосудительного или обязательного , должно нести в себе какой-то смысл, так и взятие воды должно сопровождаться молитвой, благоговением и страхом Божиим.

Это зависит, наверное, от правильного подвига служения. И священники должны объяснять и говорить людям, что вся сила — в таинстве Евхаристии, в таинстве Святого Причащения. Храмы должны быть переполнены, должны быть очереди, чтобы прикоснуться к великому таинству. Может быть, подумают, что я против святой воды… Нет. Но вся жизнь христианина, от вхождения в Церковь и до самой последней минуты перехода в вечность, должна основываться на таинстве Святой Евхаристии, на Причащении Тела и Крови. Только тогда мы можем быть с Богом в мире.

Крещение русских городов После возвращения в столицу Владимир призвал славян отказаться от язычества и принять православие, последовав его примеру. Он приказал уничтожить все языческие святилища, а статуи богов изрубить топором. После этого князь приказал всем киевлянам собраться у берега Днепра, где и состоялось массовое крещение. Несколько сотен людей одновременно зашли в воду, где их крестили приехавшие из Херсонеса священники. После Киева православие было принято и в других городах Руси. Однако не везде крещение проходило мирно. В Новгороде местные язычники оказали яростное сопротивление: они не желали отказываться от своей веры и давать в обиду языческих идолов. Wikimedia Commons Что дало Крещение Руси Принятие православия оказало большое влияние на развитие культуры и просвещения — искусство иконописи, книжное дело и градостроительство. Русь стала единым государством, а христианская вера стала важным элементом этого объединения. Также улучшились нравы общества, люди стали образованнее.

Пророк был изумлен и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Христос настаивал и принял Крещение от Иоанна. Второе название дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения: на Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя. Это было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики апостолы. Традиции празднования Крещения Крещение Господне начали праздновать еще в те времена, когда были живы апостолы. Но сначала Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление. Начиная примерно с конца IV века, Крещение стало праздноваться отдельно. В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных, поэтому этот день часто называли «днем Просвещения» — в знак того, что таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах. Сейчас в Православной Церкви оба эти праздника, соединенные Святками с 7 по 17 января , составляют единый период. Накануне праздника, как и в рождественский сочельник, православные христиане соблюдают строгий пост. Он установлен в знак особого почитания Крещенской воды как великой святыни: не принято ничего есть до ее освящения. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из отваренной пшеницы или риса, добавив мед, изюм, сухофрукты, орехи, мак.

Православные в этот день обязательно посещали храмы, где проводилось освещение святой воды — агиасмы, а в ночь с 18 на 19 января всем приходом шли к ближайшему водоёму — на иордань. Там священник проводил обряд освящения воды, и по сложившемуся на Руси обычаю желающие окунались в прорубь, подобно самому Христу, принявшему крещение на Иордане. День в Церкви начинается с вечера накануне, поэтому сам праздник Крещения начинается после вечерней службы 18 января. В Сибири многие крестьяне верили, что эта ночь самая волшебная в году. Одни выходили на крыльцо в надежде увидеть в разверстых небесах Бога. Верили: если в этот момент попросить у него Царствия Небесного — обязательно душа попадёт после смерти в рай. Другие ставили на окна крынки с водой, веря, что в полночь вода в них заволнуется и можно будет увидеть ангелов, которые плещутся в ней. Старики в Крещенский сочельник рисовали на дверях и притолоках кресты — в надежде, что их дом обойдут черти. А в Поволжье считали, что в вечер под Крещение лютует Огненный Змей. Этот демон проникал в избу через трубу и очень любил молодых вдовушек. Если к какой повадился летать, обязательно замучает до смерти. А вдовушка и рада: вместо чёрта с копытами видит она в Змее умершего мужа. Спасение от Змея одно — в молитве. В городах в Крещенский сочельник приглашали в дома священников для освящения жилья и молебна. Приметы праздника В ночь на Крещение крестьяне обязательно смотрели в небо: россыпь ярких звёзд предвещала пополнение стада овец. Звёздочки здесь выступали в роли овечек Христовых. Но, если было ясно всю ночь, ждали неурожая. Если на Крещение была метель, то снегу до весны ещё навалит — будь здоров!

Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение

Именно он первым начал крестить людей. Иоанн Предтеча знал, что скоро мир увидит Спасителя. Пророк взывал к людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Израильтяне приходили к реке Иордан, исповедовались Иоанну и окунались в воду. В этом и заключалось таинство крещения. Настал день, когда к Предтече пришел Иисус. Пророк сразу узнал в подошедшем человеке Мессию и удивился его намерению креститься.

Он воскликнул: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Христос, не знавший греха, настоял на необходимости пройти таинство. Он видел в этом волю Божью и понимал, что должен стать примером для других людей. Иоахим Патинир. Источник: pravmir. С момента крещения началась проповедническая деятельность Иисуса Христа.

Традиции Крещения 19 января За день до праздника, 18 января, отмечается Крещенский сочельник, или Навечерие. В храмах проходят службы и совершается первое водосвятие. Второй раз воду освящают на следующий день, 19 января.

Из исторических летописей известен факт о Иване Грозном, любившем похвастаться перед изумленными иностранными послами доблестью и удалью своих бояр. Он заставлял их в морозные дни снимать шубы и окунаться в прорубь, всем своим видом показывая удовольствие. Причем, все это делалось не в рамках традиций православия, а именно в традициях воинской доблести. Купание на Крещение. Автор: Панцырева Е. Любопытным фактом является то, что обычай массово окунаться в Крещенскую прорубь появилась совсем недавно. Со слов протоиерея Георгия Рощина: «...

Покровско-Татианинский собор в Крещенскую ночь. Автор: Анатолий Данилов. На самом деле масса людей, которая не ходит в Храм Божий и не задумывается о глубочайшем смысле праздника — Богоявления Господня. Думая, что единожды в году, окунувшись трижды в прорубь, можно считать, что ведут они христианский образ жизни. А так как купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь становится святой - это способ очиститься от грехов и на себе проверить Божественную силу. Однако это глубокое заблуждение - человек не может грешить целый год, а потом, окунувшись в прорубь, освобождаться от греха. Это может быть для него лишь символом обновления. Гайдеров Михаил. Крещенские морозы. Звонят колокола.

Хранить ее следует в доме, желательно возле икон. Существует примета, что не только вода, но и снег в этот день обладает целительной силой. Поэтому им можно растереть лицо и руки, чтобы придать коже сияющий вид и укрепить здоровье. В деревнях часто кидают снег в колодцы и подмешивают в корм домашнему скоту и птице. Крещение Господне — 2024: народные приметы С праздником в народе связано немало примет. По погоде на Крещение определяли, какими будут предстоящие месяцы. Так, если в ночь на 19 января ясно и морозно — лето будет сухим и жарким. Если на дворе почти нет снега — большого урожая осенью не жди. А если днем падает снег, то в текущем году будет много хлеба и достатка.

Освящают воду два дня — на Крещенский сочельник 18 января и на само Крещение. Воду, освященную по великому чину великого освящения, можно пить только натощак, после особой молитвы.

Окунаться в прорубь — это в честь Иисуса? Они не «смывают грехи», как принято верить в народе. Еще в 1892 году русский духовный писатель Сергей Булгаков отмечал: «Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и прочее, суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов».

Кстати, в Санкт-Петербурге во время водосвятия возле Зимнего дворца, на котором присутствовала царская семья, освященную воду пили прямо из Невы, но никто не купался. Современные историки считают, что эти купания, вероятно, наследство более древнего, языческого праздника воды, связанного с зимним солнцестоянием. Что праздник Крещения значил в русской деревне?

Народное название праздника — Водокрещи, и центральную роль в нем играет освященная вода. Ей кропили дом, людей, двор, скот, ульи, огороды, лили ее в колодец, добавляли в корм скоту, в бочки с вином.

Алексей Куликов эмоционально поделился мнением о трагедии

  • Крещение Господне: праздник церковный 19 января – суть, история и традиции полуязыческие
  • Что можно и чего нельзя делать на Крещение
  • 19 января Крещение Господне: почему у праздника два названия?
  • История праздника Крещения и обычая окунаться в Иордань
  • Крещение Господне: история появления и традиции

Крещение Господне

А вот сердце православного христианина требовало, чтобы на Крещение было какое-то действо, - разъяснил отец Герасим. Ну нет священника в каком-нибудь 1937 году, что делать? И тогда верующие сами вырубали прорубь и окунались в нее. Прошли те времена, практически в каждом населенном пункте есть церковь, батюшка, устраивать такие дополнительные гулянья уже нет никакой необходимости. Но народ привык. Это особенность человеческой психологии: если это было достаточно давно, лет 30 или 40 назад, то кажется, что это было всегда. Ночные купания воспринимаются в широком сознании как глубочайшая древность, хотя это события XX века. В Самаре в этом году только одна официальная купель на открытом водоеме - на Полевом спуске. В Тольятти обустроена прорубь в парке Сахарова, в Сызрани на Волге. Всего же в губернии их 33.

На всех до вечера среды будут дежурить спасатели, медики и полиция. Фото: Дмитрий Бурлаков - На всей территории Самарской области организованы как стационарные спасательные посты, так и передвижные дежурные. Наша первоочередная задача - обеспечить безопасность граждан, поэтому сотрудники будут присутствовать и там, где раньше были официальные купели, а в этом году их нет, - сообщил Александр Старов, начальник центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС по Самарской области. Не толкаться и не торопиться, ведь на льду можно поскользнуться и травмироваться. Праздник этот святой, не должно быть никакой агрессии. Фото: Дмитрий Бурлаков - У настоящего закаливания есть определенные принципы: постепенность, непрерывность, общедоступность.

Для большей уверенности в ошибочности Синодального перевода проведём несколько дополнительных проверок греческого текста. Возьмём похожий корень ephrwt, который отличается от исходного одной гласной буквой — «эта» вместо «эпсилон» они произносятся одинаково, подобно старорусским «е» и «ять». Найдём в Новом Завете все слова с этим корнем и в результате получим список из целых 43 стихов. В 40 из них используются опять-таки формы глагола «спросить», лишь в Мар.

И в Лук. Ну и наконец, в Матф. В данном тексте слово с корнем «эперот» имеет отчётливое значение просьбы и даже почти требования, как в параллельном рассказе Луки об этом случае Лук. Теперь поищем в Новом Завете все слова с корнем «обещ» и посмотрим, как они пишутся по-гречески и нет ли у них сходства с исходным словом Петра eperwthma. Однако из найденных 22 слов самое «близкое» по написанию — это ephggeltai «эпеггелтаи» , соответствующее слову «обещание» из Евр. Как мы видим, совпадают только первые две буквы или по звучанию три, то есть слишком мало. И в других случаях используются похожие формы ephggeilato «эпеггеилато» — «обещал» Деян. Сам же Пётр в другом своём послании использовал слово epaggellomenoi «эпаггелломенои» — «обещают» 2Пет. Наконец, даже родственное слово «обет» Деян. Таким образом, все встречающиеся в греческом тексте слова со значением обещания совершенно не похожи на слово «эперотема», и потому просто невозможно, чтобы Пётр употребил его в таком смысле.

Итак, несложный контекстный анализ греческого оригинала показывает, что слово «обещание» в 1Пет. Именно так выглядит этот стих в современном переводе: «просьба к Богу о чистой совести» а если быть ещё более точными, то данное выражение состоит из пяти слов, расположенных в следующем порядке: «доброй совести прошение к Богу». Эта фраза вдобавок ко всему прекрасно вписывается в контекст: она имеет смысл избавления от духовной нечистоты и потому является гармоничным противопоставлением предыдущему выражению «не плотской нечистоты омытие» в отличие от «обещания», которое не имеет никакой логической связи с предшествующим текстом. Так что на самом деле крещение — это не какое-то неясное «обещание хранить добрую совесть», а просьба к Богу об очищении совести. Причём подразумевается, что эта просьба не словесная, а безмолвная. То есть во время крещения не нужно говорить: «Господи, очисти мою совесть», так как оно само по сути является просьбой о прощении кстати, равным образом и при крещении по «теории завета» является излишним вопрос: «Обещаешь ли служить Богу доброй совестью? Это подобно тому, как при подаче заявления о приёме на работу нет нужды устно говорить начальнику, что вы хотите у него работать. Таким образом, мы показали, что взгляды на крещение как на «завет» или «обещание» не соответствуют Библии. Остаётся рассмотреть ещё один смысл, который сторонники «теории завета» зачастую пытаются приписать крещению: они говорят, что крещение — это свидетельство о том, что человек умер для греха и воскрес к новой жизни. На каком же месте Писания основано это утверждение?

Ответ очень простой: ни на каком. Нигде не говорится, будто при крещении человек «свидетельствует», «подтверждает», «показывает», «демонстрирует», «отображает» или на худой конец «символизирует». Такие выражения часто встречаются в протестантской печати и проповедях, вот только в Библии не сказано ничего подобного. Некоторые толкователи ссылаются на стих: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни» Рим. Но разве здесь есть хотя бы намёк на какое-либо свидетельство или демонстрацию? Тут же прямым текстом написано, что при крещении происходит погребение со Христом, а после начинается новая жизнь. Та же самая картина наблюдается и в параллельном стихе: «Бывши погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли» Кол. Как можно толковать этот текст в том смысле, будто воскресение человека со Христом на самом деле совершается до крещения? Для этого нужно решительно отринуть грамматику, логику и здравый смысл. Ну и последний притягиваемый за уши отрывок: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение...

Здесь тоже ясно сказано, что крещение «спасает», а не «свидетельствует о полученном спасении». Все три указанных текста однозначно говорят, что крещение — это момент чудесных перемен в человеке, а вовсе не свидетельство о том, что они уже когда-то совершились. И внешняя форма крещения является сопутствующим символическим отображением того, что происходит с человеком в настоящий момент времени, а не имело место полгода назад. Затруднения вызывает и дополнительный вопрос: если крещение является свидетельством, то для кого? Возможны три варианта ответа: для неверующих, для церкви или для духовного мира. Первый вариант отпадает сразу, так как крещение часто совершается без посторонних зрителей особенно в условиях гонений. Второй также выглядит неудовлетворительно, ведь свидетелями крещения являются не все члены поместной церкви, а лишь некоторые, а иногда и вовсе один только креститель. И почему при переезде в другое место человек не может ещё раз креститься перед тамошними христианами, если никто из них не был свидетелем его крещения и не может получить никакого подтверждения этому событию? Что это за странное одноразовое свидетельство, которое человек ничем не может доказать и однако не имеет права повторить? Нет, абсолютно очевидно, что крещение совершается не для человеческих зрителей.

Остаётся последний вариант: крещение — это свидетельство для духовного мира. Но зачем тогда оно нужно, если и ангелы, и бесы давным-давно уже видели, что человек стал верующим и служит Богу? Ангелы радовались его покаянию Лук. Ровным счётом ничего. Так что смысл крещения никак не может заключаться в свидетельстве кому-то. Это дело только между человеком и Богом, и совершается оно лишь для самого человека; больше оно не нужно никому, и никакие свидетели для него не нужны. Некоторые христиане, не находя ничего лучшего, говорят, что крещение — это просто исполнение Божьей заповеди и совершается оно для того, чтобы проявить послушание Богу. Однако это не может являться единственной целью крещения, оно обязательно должно иметь собственный смысл. Представьте, насколько было бы странно, если бы Бог вдруг сказал человеку: «Ты должен один раз в жизни окунуться в воду в белой одежде. Для чего?

Просто чтобы исполнить то, что Я тебе повелел». Похожий абсурдный пример приводил Иоанн Златоуст по поводу запретного плода: «Древо доброе, но не касайся его. Потому что Я Господь, а ты раб, вот вся причина». Не правда ли, это нелепо и смешно? На самом же деле Божий запрет не есть от дерева познания добра и зла имел целью не проверку послушания человека, а предохранение его от плохих последствий, о чём и сказал Адаму Бог: «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» Быт. Так и ни одна из Божьих заповедей не представляет собой повеление совершить какое-либо бессмысленное действие ради угождения Богу. Поэтому и крещение должно совершаться для достижения конкретной разумной цели, однако «теория завета» не в состоянии указать для крещения такую цель. Теперь рассмотрим два основных возражения сторонников «теории завета» против традиционной точки зрения на крещение как на условие для получения спасения. Чаще всего они ссылаются на слова апостола Павла: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» Еф. На основании этого текста они говорят, что человек не может спастись посредством соблюдения заповедей или совершения каких-либо «хороших дел».

Однако они упускают из вида или же просто не понимают, что крещение не относится к данной категории человеческих деяний. Здесь отчётливо видно, что крещение не входит в число всех заповедей и повелений, которые были даны христианам для соблюдения. Оно стоит отдельно и предшествует всему, что ученики должны были узнать и исполнять в своей христианской жизни. Поэтому совершенно очевидно, что крещение коренным образом отличается от всех других действий человека и причислять его к «делам праведности» никак нельзя. Иначе к тому же разряду нужно будет отнести и покаяние, ведь апостол Павел однажды сказал: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» Деян. И по той же самой логике получается, что раз покаяние является исполнением одного из Божьих повелений, то оно не может быть условием для получения спасения, которое человек обретает через одну лишь веру. Но ведь никто из верующих не придерживается такой абсурдной точки зрения, и все богословы соглашаются, что покаяние наряду с верой входит в понятие «человеческая сторона спасения». Только почему-то многие никак не могут понять и принять, что аналогичным образом сюда же входит и крещение. Оно не относится к категории «дел закона», а ближе к обетованиям, как это видно из фразы апостола Петра: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» Деян. Эти отрывки ясно свидетельствуют о том, что крещение стоит в одном ряду с покаянием и верой и вместе с ними является условием для получения человеком спасения.

Когда библейские аргументы неожиданно быстро заканчиваются, в ход идёт второе возражение, основанное на уже упомянутых ранее случаях кардинальных перемен в жизни людей, обращавшихся к Богу с молитвой о прощении грехов. Вот, допустим, человек помолился: «Господи, прости меня, грешника», ощутил Божье прикосновение, мгновенно освободился от желания пить и курить, начал славить Бога и ходить в церковь, стал делать людям добро — так неужели он ещё не получил возрождения и должен для этого дополнительно принять крещение? В это бывает трудно поверить многим христианам, особенно пережившим на личном опыте нечто подобное. Они считают, что без получения Святого Духа такие изменения невозможны. Однако в Библии описано несколько случаев такого рода, когда в жизни людей совершился коренной переворот ещё в период до воскресения Христа и сошествия Святого Духа на апостолов. Самый яркий пример — Закхей, начальник сборщиков пошлин, наживший богатство явно не самым честным образом. Так вот, когда Иисус был у него в гостях, произошло следующее: «Закхей же став сказал Господу: Господи! Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» Лук. То есть Закхей из жадного вымогателя превратился в благотворителя и честного человека, и с его стороны это был не просто временный порыв под наплывом чувств, а начало новой жизни, истинное обращение, которое Иисус расценил как переход от состояния погибели ко спасению. Современные христиане при виде подобных событий наверняка решили бы, что здесь имело место возрождение, но ведь в то время оно ещё не было возможным.

Не менее удивителен и случай с призванием будущего евангелиста Матфея, о котором написано так: «После сего Иисус вышел, и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним» Лук. Это ведь совсем не легко — уволиться с прибыльной должности, чтобы стать учеником бродячего проповедника. Так что перемена образа жизни пришедшего к Богу человека обусловлена не принятием возрождающего Святого Духа, а является следствием покаяния — переворота в сознании грешника. Об этом сказал и Христос, когда Матфей чуть позднее сделал угощение для Него и своих сотоварищей: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию» Лук. Благодаря личной встрече с Богом у человека меняется мировоззрение, и тогда он, естественно, начинает по-другому относиться к людям и стремиться к новым праведным целям. Что же касается освобождения от греховных зависимостей, то оно тоже ещё не свидетельствует о получении человеком новой природы от Святого Духа. Оно сродни исцелению от болезни, которое люди могут получить по молитве к Богу даже без личного обращения в веру, как это было с девятью прокажёнными Лук. Ведь для избавления пьяницы от пристрастия к спиртному Богу достаточно разрушить в его мозге несколько нервных клеток, образующих так называемый «центр алкоголя», а у хронического алкоголика ещё и перевести искажённый обмен веществ с доминирующего спирта обратно на глюкозу. То есть результат может быть достигнут Божьим воздействием на тело человека, а не на душу или дух.

Поэтому никакие перемены в образе мыслей и жизни некрещёного человека не являются доказательством того, что он родился свыше, принял Святого Духа и стал спасённым. А теперь в качестве встречного возражения рассмотрим похожий пример, но с небольшим отличием. Однажды наркоману опротивела его беспросветная жизнь и он возопил: «Бог, если Ты есть — спаси меня! В реальной жизни подобные взывания являются достаточно частыми, и многие христиане слышали или читали свидетельства такого рода. И если попросить сторонников «теории завета» объяснить случившееся с этим наркоманом после его молитвы, то они наверняка скажут, что Бог откликнулся на его просьбу и даровал ему возрождение и спасение. Тогда вопрос на засыпку: а каким это образом он получил спасение при отсутствии веры? Он ведь даже не верил в существование Бога, а по этому поводу Писание ясно говорит: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт» Евр. Как же он мог угодить Богу настолько, что в воздаяние получил спасение? Его слова «если Ты есть» являются выражением неверия или в лучшем случае сомнения, но уж никак не веры. А больше он не совершил никакого действия, которое пусть даже и с некоторой натяжкой можно было бы расценить как деяние веры например, если бы он исповедал свои грехи или хотя бы просто попросил у Бога прощения.

И это ещё не говоря о том, что для спасения человеку нужна вера не просто в Бога, а в благую весть о прощении грехов благодаря искупительной смерти Иисуса Христа. Этот же человек вообще ничего не знал о Христе, ему лишь кто-то из верующих когда-то сказал, что Бог может его спасти. Поэтому все произошедшие с ним перемены никак не могли быть результатом получения спасения, а были всего лишь проявлением Божьей милости. Настоящая спасающая вера появилась у него гораздо позднее, когда он узнал о главных основах христианского учения: сотворении мира, грехопадении и наказании за него, миссии Иисуса Христа и Божьих обетованиях о прощении и даровании Святого Духа. И только после этого он мог принять спасение, для чего ему, очевидно, необходимо было выразить свою веру в некотором сознательном действии, а именно в крещении, как это следует из того же Великого Поручения: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет» Мар. Таким образом, в христианстве не действует стереотипный примитивный принцип «если хочешь стать спасённым — помолись и Бог спасёт». И довольно забавно, что многие христиане, уверенные в получении ими спасения после «молитвы покаяния», на самом деле пришли к истинной вере в Евангелие лишь на занятиях по подготовке к крещению, спасительное значение которого они отрицают. Такая вот у них получилась ирония судьбы с этой водной баней возрождения и обновления. Мы подошли к последнему пункту нашего анализа — толкованию спорного текста: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» Иоан. Он уже рассматривался нами в разделе о связи крещения с возрождением, и теперь наконец пришло время исполнить данное там обещание и исследовать его альтернативное толкование с точки зрения учения о крещении возрождённых.

Вообще у сторонников данного учения существует несколько различных точек зрения на этот стих, но в российских протестантских церквах христиане обычно придерживаются одного объяснения, согласно которому слово «вода» здесь относится не к крещению, а является символическим указанием на Слово Божие. И многие проповедники зачастую прямо так и говорят, что человек рождается свыше «от Слова Божия и Духа Святого». В основе данного толкования лежит утверждение о том, будто в Библии вода является одним из прообразов Слова Божия. Однако на самом деле это всего лишь ложная догма, не имеющая здравого обоснования в Писании. И чтобы убедиться в этом, давайте детальнее исследуем вопрос о прообразном значении воды. Начать нужно с Ветхого Завета, ведь если Иисус под словом «вода» имел в виду Слово Божие, то Никодим мог понять Его правильно лишь в том случае, если такое уподобление встречалось в существовавших в то время ветхозаветных книгах. Но в них есть лишь один стих, в котором вода и слово сопоставляются вместе: «Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток» Пр. Данный стих не может служить основанием для вывода о прообразной связи воды и Слова Божия по трём причинам. Во-первых, здесь говорится о человеческих словах, а не о Божьих. Во-вторых, вода здесь имеется в виду не как вещество, а как содержимое большого водоёма, то есть внимание обращается не на её способность напоять или омывать, а на объём.

Ну и в-третьих, через две главы имеется аналогичный стих: «Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычёрпывает их» Пр. Здесь тот же самый образ глубоких вод относится к помыслам людей, однако никто исходя отсюда не заявляет, что вода является прообразом помышлений. В Писании также есть один стих, где Слово Божие противопоставляется воде: «Вот, наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» Ам. Имеющаяся здесь связь Слова Божия с жаждой тоже ещё не значит, что вода является его символом. В Библии слово «жажда» зачастую означает не желание напиться воды, а сильное стремление к чему-либо. Так, в некоторых текстах упоминается о жажде имущества Иов. Однако никто не считает воду прообразом чего-либо из этого списка, поэтому равным образом некорректно приписывать ей символическую связь со Словом Божьим. Наконец, ещё в двух местах слово связывается не с водой, а с атмосферными осадками. Вот первый из этих отрывков: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю, и делает её способною раждать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» Ис. Нетрудно увидеть, что здесь параллель Слова Божия с дождём основана опять-таки не на подобии их воздействия на объект, а лишь на их способности достигать нужных Богу результатов.

Аналогия такого же типа имеется и в другом тексте: «Слово Моё не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? Тем не менее прообразом Слова Божия не считается ни молот, ни огонь, который однозначно воспринимается толкователями как символ Святого Духа Деян. Что же касается исходного стиха, то думается, что образы дождя и снега взяты лишь потому, что вряд ли можно найти какой-нибудь другой наглядный пример того, что сходит с неба и производит эффективное действие. А свойства воды утолять жажду и очищать от грязи Слову Божьему здесь также не приписываются. Так что данный текст не устанавливает прообразной связи Слова Божия с дождём и снегом, а уж тем более с водой. А второе место находится в песни, данной Господом Моисею: «Польётся, как дождь, учение моё, как роса, речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву» Вт. Здесь вообще говорится не о слове как источнике информации, а о процессе речи, который имеет некоторую протяжённость во времени и потому может быть уподоблен выпадению осадков. Само же слово в данном стихе даже не упоминается впрямую, равно как и вода, поэтому отсюда нельзя сделать никаких выводов о символическом значении воды или прообразах Слова Божия. Вот и все ветхозаветные тексты, в которых каким-либо образом соседствуют вода и слово или их близнецы. Негусто, правда?

И как мы видели, ни в одном из данных отрывков нет прямого и ясного уподобления Слова Божия воде. Поэтому когда Никодим услышал фразу Иисуса о рождении от воды и Духа, то у него не было никакого основания придавать слову «вода» символический смысл, не установленный в Писании, и он наверняка воспринял это слово в его прямом значении, то есть как указание на водное крещение. В этом случае можно было бы считать, что Никодим смог бы понять Его правильно если не сразу, то хотя бы впоследствии. Однако в Библии есть лишь одно объяснённое образное высказывание Иисуса, в котором слово «вода» имеет совершенно другое значение: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Таким образом, здесь слово «вода» в устах Иисуса является указанием на Духа Святого. Более того, подобная аналогия имеется и в Ветхом Завете в Божьем обетовании: «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твоё и благословение Моё на потомков твоих» Ис. Это тоже пример прямой параллели между водой и Божьим Духом. Поэтому мы вправе сделать вывод, что в Библии вода является одним из прообразов Святого Духа. И если бы Никодим попытался истолковать слова «от воды и Духа» в символическом смысле, то у него получилась бы неуклюжая тавтология «от Духа Святого и Духа», что показало бы ему ошибочность такого понимания. Зато ему было бы нетрудно заключить, что рождение свыше происходит в тот момент, когда человек подвергается одновременному воздействию Святого Духа и Его физического прообраза — воды, то есть при крещении.

И это вовсе не показалось бы ему странным, как многим современным верующим, потому что он как «учитель Израилев» привык к тому, что Бог многие Свои благодатные действия — отпущение грехов, очищение прокажённых, посвящение на служение и т. Некоторые толкователи говорят, что Иисус всё же уподоблял Слово Божие воде, и ссылаются при этом на стих: «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам» Иоан. На основании этой фразы они делают заявления типа «Господь очищает Свою Церковь, омывает её водой Своего Слова». Однако они почему-то — либо по невнимательности, либо из осознанного лицемерия — игнорируют предыдущие слова Христа, из которых ясно видно, что речь здесь идёт о совсем другом способе очищения: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — Виноградарь; всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» Иоан. Чтобы очистить виноградные ветви, садовник не моет их водой, а срезает с них лишние побеги. Так что Иисус сравнивает здесь Слово Божие не с водой, а с острым режущим инструментом — ножницами или мечом. Впоследствии этот образ использовали и апостолы: «меч духовный, который есть Слово Божие» Еф. Поэтому видеть в аллегории о виноградной лозе воду вместо меча — это всё равно что путать Божий дар с яичницей. Таким образом, Иисус никогда не проводил аналогии между водой и Словом Божьим, равно как и авторы ветхозаветных Писаний. Поэтому предлагаемое сторонниками «теории завета» толкование Его фразы о рождении от воды и Духа является грубейшей натяжкой.

Пытаясь хоть как-то обосновать свою точку зрения, они обычно ссылаются на отрывок из послания апостола Петра: «Как возрождённые не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век» 1Пет. И они говорят, что поскольку возрождение происходит от Слова Божия, то значит именно оно скрывается под словом «вода» в высказывании Иисуса. Но неужели они не видят, что Пётр уподобляет Слово Божие не воде, а совершенно другому прообразу — семени? Иисус тоже не раз использовал этот образ, например, в притче о сеятеле: «Семя есть слово Божие» Лук. Данная аналогия основана на способности семени быть носителем генетической информации и произращать новую жизнь. У воды же подобные свойства отсутствуют, и потому её никак нельзя отождествлять с семенем. Кроме того, так как Пётр вполне однозначно уподобил Слово Божие мужским половым клеткам нетленное Божье семя , то выражение «родится от Слова Божия и Духа» было бы столь же абсурдным и ошибочным, как и фраза «ребёнок рождается от сперматозоида и отца». То есть по сути Слово Божие является неотделимой принадлежностью Духа Святого и не может выступать в качестве второго, отличного от Духа средства для возрождения человека. Об их тождественности вполне ясно говорят и многие другие места Писания, например: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — всё воинство их» Пс. Таким образом, в исходной фразе Иисуса Он уподобляет духовное рождение физическому, где с отцовской стороны выступает Дух Святой, дающий жизнь через Слово Божие, а с материнской — вода крещения как окружающая среда, утроба, из которой новая жизнь выходит на свет.

Причём сама вода не принимает прямого участия в процессе зарождения духовной жизни, как Иисус сказал далее: «рождённое от Духа есть дух» Иоан. Поэтому присутствие воды не является абсолютно необходимым, и в исключительных случаях человек может родиться свыше без водного крещения. Наконец, последний довод в пользу толкования «теории завета» основан на высказывании апостола Павла о Церкви: «чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова» Еф. Разве из этого стиха не следует, что вода всё же является символом Слова Божия? Ничуть, ведь в данной аллегории слово вовсе не уподобляется воде, а опять-таки является вторым средством для очищения от греха. Иисус говорил о воде и Духе, а Павел — о воде и слове, что фактически одно и то же, как мы только что видели. Чтобы лучше понять роль воды и Слова Божия в возрождении, рассмотрим ветхозаветную историю исцеления Неемана, которая во многом аналогична новозаветной практике крещения. Итак, сирийский военачальник Нееман был прокажённым и однажды услышал, что израильский пророк может его исцелить. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твоё у тебя, и будешь чист» 4Цар. В переложении на христианский лад ситуация обычная: грешник услышал, что Бог может его спасти, и пришёл в дом Божий, а там служитель сказал ему, что он получит рождение свыше, когда примет водное крещение.

Далее описана не вполне адекватная реакция Неемана на такое благовестие: «И разгневался Нееман, и пошёл, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет, и призовёт имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место, и снимет проказу.

К крещенской освященной воде христиане с древних времен относятся с большим почтением. По традиции, крещенскую воду хранят год, до следующего праздника Крещения. Пьют ее обычно натощак, благоговейно и с молитвой. С освященной водой священники в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя жилища и их самих. Сейчас среди православных христиан принято самим в день праздника окроплять святой водой свои дома. В праздник Крещения издавна было принято освящать воду в любом местном водоеме: реке, озере.

Во льду прорубалась «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест. После литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, трижды опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду. Например, есть описание шведского посланника в Москве о том, как освящали воду в реке Неглинной 6 января 1699 года, в присутствии самого Петра I. Многие даже окунаются в ледяную купель, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов.

Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения.

Есть и иная традиция, которая тоже датируется XI веком. Считается, что крещение князя произошло за 2 года до того, как произошло им взятие Корсуни. Крещение русских городов Когда произошло крещение самого князя и его дружины, правительство начало организовывать крещение людей из крупных городов. В первую очередь через эту процедуру прошли люди, находящиеся в Новгороде и Киеве. В первые годы после того, как крестили Русь, учредили митрополию с центром в Киеве. Она подчинялась Константинопольскому патриархату. Вместе с ней учредили минимум 3 епархии. Они располагались в Полоцке, Новгороде, а также в Белгороде. По некоторым данным ещё одна епархия могла находиться в Чернигове.

Среди первых епископов были представители греческих народов. По традиции митрополитом Киевским считается свт. При этом в некоторых документах говорится о том, что первым митрополитом выступил Феофилакт. Его перевели на территорию Руси из Севастийской митрополии. С 990-х годов начали строить храмы из дерева. Также именно во времена правления князя Владимира впервые появились монастыри. Примерно в 996 году на территории Киева освятили Десятинную церковь, выполненную из камня. Именно она являлась княжеским собором. После проведения крещения Руси возникло деление в сфере закона по византийскому стандарту церковной и княжеской юрисдикции. В области церковного права были брачные отношения, а также злодеяния, совершенные против нравственности.

Там судили клириков и их близких родственников. Об этом было сказано в княжеских уставах, которые существовали в X—XII веках. Важным считалось, чтобы в храмах служили русские священники. Чтобы так было, наследников высших слоёв общества силой забирали, чтобы они проходили «учение книжное». Также храмы стремились обеспечить богослужебными книгами. Христианство в XI—XII веках Главные направления христианизации страны, а также её жителей обозначили во время крещения Руси и продолжили в последующих веках. На тот момент Епархиальная структура стала более дробной, а количество епархий увеличилось до 12. По поводу приходской системы и её формирования в данный период нельзя ничего сказать, потому как точные сведения отсутствуют. Можно предположить, что это последовало за развитием государственного управления. Такой вывод можно сделать по той причине, что приходской храм обычно располагался в главном населенном пункте.

Вносились новшества во взаимодействия церкви и государства в сфере проведения судов.

История христианского крещения

Рассказываем, откуда появилась традиция погружения в ледяную купель на Крещение, как она соотносится с церковным уставом и насколько безопасно для здоровья нырять зимой в прорубь (особенно для детей). Крещение Господне 2022 года: история, традиции и приметы. В этот день вспоминают предание, как Иисуса Христа крестили в реке Иордан.

История христианского крещения

Как свидетельствуют исторические источники, воду на Крещение, действительно, издавна святили на реке в проруби. Чтобы не заболеть после купания на Крещение господне в 2025 году, нужно как следует подготовиться. Ведь крещение Руси, согласно официальным данным, проводилось «огнем и мечом», т.к. коренные жители очень противились навязыванию новой иноземной религии.

Крещение Руси

По Преданию, вся вода в ночь на Крещение освящается и как бы приобретает сущность вод Иордана, в котором крестился Иисус Христос. Крещение Руси произошло в 988 году, когда князь Владимир Красное Солнце принял христианство и распорядился о крещении всего населения Киевской Руси. В Крещение Господне проходит праздничная литургия, нередко проводят крестины. Почему воду освящают дважды и откуда пошел обычай окунаться в прорубь? Крещение Господне является двунадесятым праздником.

Крещение-2024. Что это за праздник и нужно ли нырять в прорубь. Простыми словами

В православной традиции Крещение Господне является одним из великих праздников и отмечается 19 января. В этот день вспоминают предание, как Иисуса Христа крестили в реке Иордан. Откуда появился в христианстве этот обряд? О том, откуда пошел этот праздник и что в этот день нужно делать всем верующим, читайте в материале "ТОЛКа". «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?». купаться в лютый мороз в проруби.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий