Народный промысел. Важнейшие изделия народного творчества, отражающие культуру и традиции. В этой номинации ещё нет ни одного номинанта. Многие названия народных промыслов связаны именно с местностью происхождения (Дымковская игрушка – с. Дымково, Городецкая роспись – г. Городец и т. д.). Культура народных промыслов не теряет актуальности на протяжении многих веков и продолжает жить в современном мире. одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов.
Портал «Культура.РФ» запустил путеводитель по народным промыслам
Между тем это невероятно жизнерадостный, яркий народный промысел, заслуживающий того, чтобы им интересовались. Изначально жанровыми сценками, фигурами лошадей, курочек и петухов украшали у прялок донца часть прялки, на которой сидит пряха во время работы. Позже так стали расписывать сани, мебель, бытовые принадлежности. Рисунок наносят непосредственно на деревянную основу без долгих подготовительных процедур. Иногда изделие предварительно покрывают грунтовой краской черного, желтого или красного цвета, но это зависит исключительно от желания самого мастера.
Затем карандашом намечают размеры и основные элементы будущего рисунка, а после наносят краску. Городецкие узоры, как правило, пестры, броски. В городецкой росписи есть три вида канонической композиции. Первая — цветочная роспись, где изображаются только цветы.
Она наиболее проста в исполнении: живописцы пишут букеты, гирлянды, венки, цветочные окантовки. Вторая — также цветочная роспись, но уже с добавлением птиц или коней. Такие работы наиболее часто встречаются на разделочных досках, и у них есть своя трактовка: предметы быта с конями и петухами символизируют благополучие и счастье, защищают от сглаза. Наконец, третий вид росписи — это жанровые сцены, от которых невозможно отвести глаз.
На городецких тарелочках, шкатулках, сундуках выведен целый мир, где гуляют, веселятся, пьют чай, женятся, танцуют. И это далеко не весь список!
В ходе беседы желающие нарисовали чувашские узоры. В завершение библиотекарь ознакомила детей с книжной мини-выставкой и прочитала им сказку «Принцесса Иголочка». В библиотеке семейного чтения им. Маршака каникулы продолжились путешествием по городам народных промыслов «Русские чудеса». Путешествуя по Кировской и Нижегородской областям с посещением уникальных мест, знакомством со знаменитыми людьми и, конечно же, народными художественными промыслами, ребята получили много новых эмоций. Капокорешковский промысел, дымковская игрушка, вятская и семеновская матрешки, хохломская и городецкая росписи — это та малая часть, с которой познакомились участники путешествия. А затем сами, как русские народные мастера, попробовали расписать кухонные предметы и лошадки-свистульки.
С легкостью собрали пазл «Дымковская барыня» и ответили на вопросы, спрятанные в матрешках. В путешествии участвовали 63 человека. В детско-юношеской библиотеке для ребят Новочебоксарского социально-реабилитационного центра 37 человек состоялись литературные курсы «Школа Карандаша и Самоделкина», посвященные творчеству детского писателя Юрия Дружкова. Занятия вел знаменитый добрый художник Карандаш. После знакомства с удивительной судьбой писателя, веселый человечек рассказал ребятам о знаменитой Волшебной школе. Присутствующие успешно прошли отборочный тур и стали учениками «Школы Карандаша и Самоделкина». Здесь их ждали необычные уроки — уроки фантазии, доброты, весёлого чтения. На уроке умелых рук дети познакомились с инструментами Самоделкина и их предназначением, а музыкальный аукцион на уроке окружающего мира показал, что мир полон ярких разноцветных красок.
Больше всего ценилось кружево из шелка. В качестве материала также закупали хлопок и лен. Промысел зародился в конце XVII века, когда Петр I направил в Балахну иностранцев-кораблестроителей, которые привезли с собой моду на европейский костюм с кружевами. Местные жительницы перерабатывали французские и бельгийские орнаменты — и так постепенно сложился «балахонский манер», особый местный стиль плетения кружев. По другой версии, — правда, не подтвержденной документами, — вместе с мастерами приехали их жены, умевшие плести кружева и обучившие этому ремеслу местных жительниц. В 1880 году в Балахне трудились более тысячи кружевниц — почти каждая взрослая женщина из мещанского или духовного сословия. Летом женщины стояли за станком с 5 утра до 8 вечера, зимой — с 8 утра до полуночи. Тонкая работа требовала напрягать зрение, и со временем оно ухудшалось — приходилось носить очки. Отсюда поговорка: «Балахонки до слепу кружева плетут». Братья Брабец д. Поповка Муромского уезда. Из коллекции И. Товарищество производства стальных изделий Л. Завьяловых с. Новоселки Муромского уезда. Почти всякий из нас обедает с павловским ножом и вилкою, чинит перо павловским ножичком, носит платье, скроенное павловскими ножницами, запирает свои пожитки павловским замком; с некоторых пор и бриться стали павловскими бритвами». Павел Мельников-Печерский. Черт задумал устроить ад на земле, обернулся немцем, явился к графу Шереметеву, который владел селениями в Павловском округе, и предложил устроить железный завод. Граф согласился, построил завод и как-то решил посмотреть на работу крепостных. Увидев чудовищные условия, Шереметев велел разрушить завод, чтоб «камня на камне не осталось от этого адского здания» В. Кустарное замочно-ножевое производство Павловского района.
Встречаются изображения полурыб-полудев, львов, коней, сиринов. Эти образы мастера видели на резных иконостасах и в рукописных старообрядческих книгах — и оттуда заимствовали. Больше всего домов с глухой резьбой сохранилось в Городце, поэтому ее и называют городецкой. Считается, что промысел зародился в начале XIX века: самый ранний образец датирован 1814 годом. Его привезли из Варнавинского уезда Костромской губернии, и сейчас он хранится в Русском музее. Расцвет глухой резьбы пришелся на 1850—70-е годы, а с 1880-х ее начала вытеснять пропильная резьба со сквозным фоном, которая была проще в исполнении и доступнее по цене. Лекции об истории нижегородских земель и путеводитель по самым интересным местам 2Хохломская роспись Александра Павловна Савинова за работой в цехе фабрики «Хохломская роспись». Ковшик малый. Из комплекта «Ковш-утка» хохломская роспись. Комплект: братина «Птица» с ковшиками хохломская роспись. Впереди на деревне заиграл в рожок пастух… Почти перед каждой избой сидел ложкарь и долбил ложки. Ярко-белые стружки в изобилии лежали кругом, свидетельствуя о том, что работа тут началась раньше солнышка». Анатолий Леман. Впечатления и заметки». Оно было одним из ранних староверческих центров. Раскольники скрывались в глухих лесах по всему Заволжью и часто меняли места жительства.. Ложкари жили отдельными селениями и уже с десяти лет начинали осваивать ремесло. В работе участвовала вся семья: старики, дети и подростки делали заготовку, мужчины обрабатывали ее с помощью резца, женщины скоблили. На ложках рисовали деревья, цветы, птиц, барынь, башни и колокольни. Делали их, как правило, из березы, реже — из клена, осины и других пород дерева. Обычная, знакомая нам ложка называлась межеумок, а были еще «носатые», чайные, сливочные, горчичные, даже складные — до сорока видов разных форм и окрасок.
Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов
Народные промыслы, ремёсла и традиционные искусства, которые пережили войны, революции, советскую власть и перестройку, в новой России оказались на грани вымирания: производство падает год от года, сбыт не растёт, число мастеров неумолимо сокращается. Дата возникновения этого народного промысла известна точно — 1921 год. — истинно русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (сейчас это районный центр в Вологодской области). Варенцова Л. Ю. Ремесла и промыслы Нижегородского Поволжья в XVI–XIX веках. Гжель — русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, отметившего недавно своё 670-летие. Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы.
«Народные промыслы Центральной России» (Д-22)
Не случайно, что народных промыслов, связанных с ним, было великое множество. Не все из них были четко оформившимися. Например, изготовление резных наличников, хотя оно имеет ярко выраженные региональные традиции, народным промыслом обычно не называют. Деревянные наличники Томска, конец XIX — нач. Специфика богородской мелкой пластики во многом обусловлена материалом, преимущественно липой. Мягкая древесина неплохо держит детали, но не годится для тонкого ажура и острых углов, плохо полируется. Богородская игрушка выразительна по пластике, отличается меткостью образных характеристик, проникнута юмором. Часто следы резца не зашлифовываются, а создают специфическую фактуру. Символами богородской резьбы можно назвать фигурку медведя, и подвижную композицию «Кузнецы», еще недавно почти обязательную для ребенка в каждой российской семье.
Богородская резная игрушка «Кузнецы» В конце XIX века в Подмосковье возникает другой художественный промысел — абрамцевско-кудринская резьба по дереву. Промысел строился на сочетании геометрической и плоскорельефной резьбы для создания растительного орнамента, призванного украсить предметы быта. Художественная выразительность орнамента достигается то мягкими переходами от рельефа к фону, то резким контуром порезок, направленных вглубь. Орнамент плотный, равномерно заполняющий плоскость и объемную форму вещи. Матовый фон изделий контрастирует с блестящей отполированной поверхностью узора. Абрамцевско-кудринская резьба На рубеже XXI века в России появилось направление художественной резьбы по дереву, хотя и не претендующее на статус народного промысла, но по характеру являющееся таковым. Основатель направления Шамиль Сасыков назвал его «Татьянка». В основе его стиля плотное, без фона, реалистичное изображение растительности, преимущественно листьев и цветов, реже животных, практически без последующей за резьбой обработки.
Резьба в технике «Татьянка» Нельзя обойти вниманием и такой самобытный промысел, как резьба по бересте. Орнаменты шемогодских шире - вологодских резчиков использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Шемогодская резьба по бересте Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках — круглые розетки, ягоды, трилистники. Окаймляют узор различные геометрические орнаменты. Сегодня серьезную конкуренцию шемогодским мастерам составляют изделия из Сибири, особенно из Томска и области. Кроме прорезных узоров по многослойной бересте сибирские мастера внесли в изделия местные мотивы — изображение веток кедра, глухаря и т. Большое развитие получают и берестяные картины с изображением местных достопримечательностей.
Многослойная береста, прорезная резьба по бересте, Томск Самым известным промыслом, связанным с резьбой по кости, является холмогорский, распространенный в селах Холмогорского района Архангельской области. Промысел впитал в себя различные русские, европейские и северные традиции резьбы по кости и к XVIII веку сформировал собственный стиль. К нему относится, например, сочетание образованного сквозными отверстиями орнамента и рельефных сюжетных изображений, использование цветной гравировки, подкраска. Холмогорская резьба по кости Росписи и эмали Даже сам перечень русских промыслов, связанных с росписью, может занять очень много времени. Не все эти промыслы одинаково известны и не все дожили до наших дней.
Про игрушку-матрёшку поговорили более подробно, так как она вызвала больший интерес у ребят, а в творческой мастерской они побывали в роли мастеров-умельцев и с удовольствием раскрасили сувенир-матрёшку в полх-майданской технике. Завершилось мероприятие викториной «Чудеса народных промыслов».
Эти изделия пользуются популярностью как внутри страны, так и за её пределами.
Еще одной важной частью современных народных промыслов является производство национальных кулинарных продуктов и напитков. Например, русская и сибирская гастрономия привлекает внимание своими уникальными вкусами и рецептами, а многие мастера изготавливают традиционные кондитерские изделия и напитки вручную, сохраняя вкусы прошлого. Современные народные промыслы также активно присутствуют в российском региональном туризме. Многие регионы стремятся показать свою уникальность через народные промыслы и мастер-классы, предлагая туристам возможность не только увидеть, но и участвовать в создании этих удивительных изделий. Сохранение и развитие современных народных промыслов в России не только способствует сохранению культурного наследия, но и создает новые возможности для мастеров и предпринимателей, а также привлекает внимание к богатству культурного многообразия этой страны. Обществу следует также обратить внимание на важность поддержки современных народных промыслов в России. Государство, неправительственные организации и предприниматели могут содействовать сохранению и развитию этих промыслов через финансовую поддержку, организацию мастер-классов и ярмарок, а также создание маркетинговых кампаний для продвижения продукции мастеров. Современные народные промыслы также могут стать интересной темой для журналистских расследований и статей.
Исследование истории и творчества мастеров, рассказы о традициях и инновациях в народных промыслах, а также обзоры мест, где можно приобрести эти уникальные изделия, могут привлечь внимание читателей и поддержать мастеров в их усилиях сохранения культурного наследия.
На фабрике производят разнообразную продукцию: от одежды и текстиля до живописных панно, книг и настенных часов с вышивкой. Искусство получило развитие на фабрике «Тарусская вышивка», где выпускаются украшения для интерьера, элементы одежды и сувениры. Единственное в России цветное кружево плетут в старинном городе Михайлове Рязанской области.
Мастерицы с помощью специальных деревянных палочек-коклюшек создают удивительные по фактуре узоры. Еще одна фабрика «Елецкие кружева» существует уже более двух столетий и является ведущим производителем кружевных и строчевышитых изделий. В ее ассортименте более 2000 наименований — от детских тканых вещей до постельного белья в кружевах тончайшего плетения. По мнению члена Совета Гильдии маркетологов Николаса Коро, традиционные промыслы уже не первый год пробуют по-новому применять ремесло: «Жостовская роспись и гжель достаточно успешно показали, каким образом можно выйти за предел восприятия избы.
Лет 5 назад Жостово предложило расписывать лифты в дорогих офисах, домах, а также расписывать холодильники и чайники, переключившись исключительно с подносов и посконных самоваров». Этот тренд поддержали и крупные бренды электроники, например, один из самых дорогих в мире чайников фирмы Smeg расписан в скандинавком стиле. Другой пример современного применения ремесла — музей-галерея текстиля и войлока Александра Пилина в селе Бураново Удмуртской области. Многие страны принимают усилия по сохранению и развитию народных художественных промыслов.
Так, в Болгарии функционирует Национальная палата ремесел и торговли, в Германии в 1947 г. Немалую роль в возрождении и поддержании ремесленной отрасли играют государственная поддержка и гранты.
Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить
Художественные, или народные промыслы делают культуру любой страны богатой и неповторимой. Народные промыслы – это культурный код страны, заявила сенатор Святенко. Берестяные работы, гутный промысел, иконы из бересты, художественная ковка, мстёрская вышивка, мстёрская лаковая миниатюра, глиняная игрушка, народный костюм, гончарное ремесло, этнографические куклы, покровский пряник, владимирские узоры. Павловопосадский и оренбургский пуховой платок являются одними из самых известных текстильных изделий в России, основой для появления которых стали народные промыслы. В Московской области немало известных народных художественных промыслов.
10 самых народных промыслов
Изначально «разными чудовищами» украшали военные корабли. К XIX веку резчики взялись и за торговые суда, которые, однако, быстро ломались и расходились на строительные материалы. Судя по всему, резные доски покупали для украшения домов — так промысел постепенно перебрался на берег. Глухая резьба — это объемный рисунок без прорезей, с орнаментом из ростков, побегов, листьев, ветвей, цветов, ягод и шишек.
Встречаются изображения полурыб-полудев, львов, коней, сиринов. Эти образы мастера видели на резных иконостасах и в рукописных старообрядческих книгах — и оттуда заимствовали. Больше всего домов с глухой резьбой сохранилось в Городце, поэтому ее и называют городецкой.
Считается, что промысел зародился в начале XIX века: самый ранний образец датирован 1814 годом. Его привезли из Варнавинского уезда Костромской губернии, и сейчас он хранится в Русском музее. Расцвет глухой резьбы пришелся на 1850—70-е годы, а с 1880-х ее начала вытеснять пропильная резьба со сквозным фоном, которая была проще в исполнении и доступнее по цене.
Лекции об истории нижегородских земель и путеводитель по самым интересным местам 2Хохломская роспись Александра Павловна Савинова за работой в цехе фабрики «Хохломская роспись». Ковшик малый. Из комплекта «Ковш-утка» хохломская роспись.
Комплект: братина «Птица» с ковшиками хохломская роспись. Впереди на деревне заиграл в рожок пастух… Почти перед каждой избой сидел ложкарь и долбил ложки. Ярко-белые стружки в изобилии лежали кругом, свидетельствуя о том, что работа тут началась раньше солнышка».
Анатолий Леман. Впечатления и заметки». Оно было одним из ранних староверческих центров.
Раскольники скрывались в глухих лесах по всему Заволжью и часто меняли места жительства.. Ложкари жили отдельными селениями и уже с десяти лет начинали осваивать ремесло.
Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь.
Не кашу варить, а для просушки, для «закалки ». И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь. Известно всем в народе ее название — Гжель. Гордятся в Гжели жители небесной синевой, Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку легко перенесла. У каждого художника есть свой узор любимый И в каждом отражается сторонушка родимая. Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики, находящихся под Москвой.
Секреты красоты таятся в самой природе. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел. Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты в 14 веке.
Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного. Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17века.
В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу для медицинской посуды. Мастера Гжели постоянно находились в поиске нового.
Гусевской хрусталь, город Гусь-Хрустальный Владимирской области Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный, можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, её обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя. Матрёшка, Подольск Московской области Круглолицая и полненькая весёлая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. Звёздочкину в 1890-ых годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов. Финифть, Вологодская область Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.
Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля. Тульский самовар, Тула В свободное время работник Тульского оружейного завода Фёдор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.
А медный самовар водогрей, самогрей , оказался очень удобным и выгодным для выпуска небольшими ремесленными заведениями. Мастерские множились, кустари превращались в фабрикантов, мастерские - в фабрики. Первая из известных по архивным источникам самоварных фабрик в Туле была основана в 1778 году и принадлежала братьям Ивану и Назару Лисицыным. Возникла она на базе частного предприятия их отца, Федора Ивановича Лисицына, бывшего оружейника, мастера по меди. Ко второй половине XIX века Тула являлась крупнейшим производителем самоваров в России, а чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией. Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проник во все слои населения и стал непременным атрибутом каждой русской семьи. В 1890 году в Тульской губернии действовало 77 фабрик с 1362 рабочими. На каждой из них трудилось от 3 до 127 человек. По переписи 1912-1913 годов количество самоварных фабрик в одной только Туле равнялось 50, а ежегодный выпуск составлял 660 000 самоваров. Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Высокое качество Тульских самоваров было оценено не только в России, но и за рубежом. Тульские самовары славились многообразием форм и отделок: в виде бочонков, ваз, в форме яйца, рюмки, украшенные чеканкой и гравировкой, с петлеобразными ручками и причудливой формы кранами. Самовар с круглым туловом называли «шаром», или «персидским» - именно такая форма пользовалась популярностью в странах востока: Персии, Турции. Делали водогреи из листовой латуни, меди, томпака, мельхиора, серебра, иногда золотили.
Традиционные промыслы снова стали модными: собрали реально крутые сувениры из путешествий по России
В стране трудились десятки тысячи промкооперативов, сотни тысяч кустарей. Все производственные артели и кустари относились не к государственной, а к так называемой «местной промышленности». Если в брежневские времена, например, в некоем городке не хватало конфет, то, чтобы удовлетворить спрос, нужно было вносить изменения в пятилетние планы. В сталинском СССР вопрос решался самостоятельно, на местном уровне. Через месяц город бы заполнили торговцы, изготавливающие конфеты кустарным способом, а через два месяца к ним присоединились бы производственные артели. Хрущёв в 1956 году «волевым решением» ликвидировал этот мощный сектор народного хозяйства вместе с приусадебными участками которые, кстати, при Сталине были до 1 гектара. Хрущёв постановил к 1960 году полностью передать государству тем самым «красным директорам» партократам все артельные предприятия.
Исключение составляли только мелкие артели бытового обслуживания, художественных промыслов, и артели инвалидов, причём им запрещалось осуществлять регулярную розничную торговлю своей продукции. Артельная собственность отчуждалась безвозмездно. Пайщики теряли все взносы, кроме тех, что подлежали возврату по результатам 1956 года. Ссуды, выданные артелями своим членам, зачислялись в доход бюджета. Торговая сеть и предприятия общественного питания в городах отчуждались безвозмездно, в сельской местности — за символическую плату. Причём отбиралась материальная, трудовая собственность артелей, созданная и накопленная не финансовыми спекуляциями, собственность в виде станков, машин и помещений, которые зачастую собственноручно строились самими артельщиками.
По сути именно Сталин сформировал и вырастил эффективно работающую систему предпринимательства — честного, производственного, а не спекулятивно-ростовщического. И надежно защитил её, как от злоупотреблений и коррупции госчиновников, так и от ростовщического частного капитала. Артели и кооперативы прививают принципиально иную этику, чем обычные частные предприятия, подрывается эксплуатация трудящихся. Работники, выступающие одновременно собственниками и выгодоприобретателями предприятия — отличная база для среднего класса, только не паразитического, а трудового. И даже в годы войны для артелей была сохранена половина налоговых льгот, а после войны их было предоставлено больше, чем в 41-м году, особенно артелям инвалидов, которых много стало после войны. В трудные послевоенные годы развитие артелей считалось важнейшей государственной задачей.
Источник Оказывается, при Сталине не делалась разница между теми, кто трудился на государственных и частных предприятиях, всякий труд был почётен, и в законодательстве о правах, о трудовом стаже и прочем обязательно была формулировка «…или член артели промысловой кооперации». В 1960 году при Хрущёве в связи с ликвидацией промысловой кооперации основная масса предприятий художественных промыслов была присоединена к местной промышленности, а бывшие художественные артели были переименованы в фабрики и комбинаты. При этом художественные народные промыслы оказались смешаны с мелкой фабричной промышленностью, выпускающей изделия ширпотреба. Чем артели не нравились некоторым руководителям? Они позволяли хорошо зарабатывать трудолюбивым, талантливым и предприимчивым людям. Зарабатывать гораздо больше чем, на госпредприятиях.
Лучшие кадры уходили в артели. Да, там надо было работать не редко сверх нормы — 8 часов , но и платили много. Иногда квалифицированный рабочий в артеле зарабатывал больше чем директор госпредприятия, или чиновник, возглавляющий город. Уничтожение артелей вылилось в подпольное цеховое движение , привело к дефициту потребительских товаров, способствовало коллапсу плановой системы управления. Управление предприятиями народных промыслов в 60—80-е годы С 1958 года предприятия по изготовлению художественных изделий были переданы из системы хозяйства промысловой кооперации в состав государственной промышленности местного значения. Мелкие же предприятия, находившиеся в ведении местных органов, не получили необходимой экономической помощи.
В связи с этим развитие их происходило не на должном уровне, а некоторые народные промыслы были совсем забыты. После сентябрьского 1965 г. Постановление предусматривало увеличение выпуска разнообразных изделий при непременном повышении их идейного и художественного уровня. Были отмечены успехи, достигнутые в развитии народного декоративно-прикладного искусства, и вместе с тем вскрыты недостатки, препятствующие дальнейшему его развитию. Постановление помогло улучшить материально-техническое обеспечение народных художественных промыслов, расширить применение надомного труда. Вся эта работа была нарушена с приходом к власти М.
Каждый предмет уникален и неповторим, имеет свой характер, творческую энергию и историю. Такие товары станут необычным подарком по любому поводу и красивым дополнением интерьера. Народные художественные промыслы — ремёсла, которые основывались на изготовлении изделий из различных материалов глины, дерева, металла и украшении их ручной росписью. Любой промысел берёт своё начало от домашнего или сельского ремесла, в рамках которого умельцы создавали предметы первой необходимости — посуду, прялки, сундуки и др. Ремёсла совершенствовались с изобретением инструментов, поиском новых материалов и развитием науки и техники.
Сейчас можно встретить товары народных промыслов необычайной красоты цвета, формы и качества. Но единственно неизменным остаётся процесс создания — изделия по-прежнему расписываются вручную с помощью красок и кистей. Он направлен на поддержку и сохранение художественных ремёсел страны.
Рязань славится своими народными промыслами. Всему миру известны михайловское кружево, кадомский вениз. Широкую популярность получила скопинская керамика, александро-прасковьинская и вырковская игрушки. Промыслы развивались благодаря наличию на Рязанщине крупных залежей белой глины.
Палехские мастера покрывают чёрным лаком шкатулки, броши, кулоны и расписывают их. Весёлые тройки с нарядными ездоками, жницы в золотом пшеничном поле, праздничные хороводы, задорные пляски, сказочные сцены — все картинки озарены волшебным светом. Богородские игрушки: Тут клюют зерно пеструшки, Тут медведь и мужичок, Тут лошадка и ездок!
Богородская игрушка Богородская игрушка — народный промысел, который возник в селе Богородское, около Сергиева Посада. Богородские мастера вырезают из дерева игрушки, которые приходят в движение при помощи верёвочек, планок, пружинок. Например, курочки клюют зёрнышки , мишка ловит рыбу. Символом этого промысла считается игрушка «Мужик и медведь» в разных вариантах: они и куют, и пилят, и воду возят, и на балалайках играют. Поколдую я немножко. У меня одна матрёшка. На столе она стояла... А теперь их десять стало. Матрешка Матрёшка — русская деревянная игрушка, состоящая из нескольких разрисованных кукол, вложенных одна в другую. Каждая кукла, кроме последней, раскладывается на две части.
Существует несколько традиций росписи матрёшек.
«Народные промыслы Центральной России» (Д-22)
Один из примеров современных народных промыслов — это ручное изготовление матрёшек. Мастера создают эти символы России с использованием традиционных техник, но также добавляют современные элементы дизайна, что делает каждую матрёшку уникальной и привлекательной для коллекционеров и туристов. Другим популярным направлением является производство украшений, вдохновленных русской природой и культурой. Мастера используют различные материалы, включая дерево, металл, и камни, чтобы создавать уникальные украшения, которые воплощают дух русской национальности. Важно отметить, что современные народные промыслы также сталкиваются с вызовами, такими как конкуренция от массового производства и изменения в потребительских предпочтениях. Однако, благодаря поддержке государства и растущему интересу к национальной культуре, многие мастера продолжают существовать и развиваться, сохраняя великолепное наследие народных промыслов в России. Современные народные промыслы в России также включают ремесла, связанные с текстилем и одеждой. Множество мастеров создают уникальные ткани, вышивку и национальную одежду, сохраняя при этом традиционные узоры и мотивы. Эти изделия пользуются популярностью как внутри страны, так и за её пределами. Еще одной важной частью современных народных промыслов является производство национальных кулинарных продуктов и напитков.
Посуда, декоративные подсвечники, подарочные наборы, скульптуры и фигурки, а также многое другое все наделено душой и наполнено магией, источаемой руками художников. Казариновская керамика, […] Городецкая золотная вышивка Городецкая золотная вышивка — старинный промысел, сохранившийся на фабрике с одноименным названием. Общество с ограниченной ответственностью «Городецкая золотная вышивка» — предприятие, которое унаследовало традиции основанного в 2003 году ЗАО «Татьяна», преемника Городецкой строчевышивальной фабрики. В 1960 году Городецкая строчевышивальная фабрика объединила производственные артели, которые кучковались вокруг созданной в 1930 году городецкой артели «Красный швейник», насчитывающей […] Стеклянная елочная игрушка Елочные игрушки фабрики «Ариель» — совершенно уникальные по дизайну произведения, их не перепутаешь ни с каким другим новогодним украшением. Это отдельный самостоятельный вид прикладного искусства, где каждая из игрушек — завершенное художественное произведение, выполненное вручную.
В 1890 году в Тульской губернии действовало 77 фабрик с 1362 рабочими. На каждой из них трудилось от 3 до 127 человек. По переписи 1912-1913 годов количество самоварных фабрик в одной только Туле равнялось 50, а ежегодный выпуск составлял 660 000 самоваров. Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Высокое качество Тульских самоваров было оценено не только в России, но и за рубежом. Тульские самовары славились многообразием форм и отделок: в виде бочонков, ваз, в форме яйца, рюмки, украшенные чеканкой и гравировкой, с петлеобразными ручками и причудливой формы кранами.
Самовар с круглым туловом называли «шаром», или «персидским» - именно такая форма пользовалась популярностью в странах востока: Персии, Турции. Делали водогреи из листовой латуни, меди, томпака, мельхиора, серебра, иногда золотили. В конце XIX века самовары стали никелировать. Такие самовары, блестящие как зеркало, полюбились покупателям и расходились в разные края. Ручки и самоварные шишки хватки на простых самоварах изготовляли из орехового или яблоневого дерева, на парадных, подарочных изделиях для знати и царских особ — из слоновой кости. Украшались самовары и цветной эмалью.
С 1964 года на Тульском заводе «Штамп», единственном заводе, который в послевоенное время занимался производством самоваров, уже электрических, начали выпускать самовары-сувениры, оформленные художественной росписью в национальных мотивах, часто имитируя и гжель, и хохлому, и жостовскую роспись, что увеличивало их коллекционную ценность. Знаменитая русская «Матрёшка».
Но вначале XX века они объединились и открыли школу художественной резьбы по дереву. В дальнейшем артель «Богородский резчик» преобразовалась в фабрику. В наше время изделия, изготовленные на местной фабрике, встречаются в столичных магазинах, различных музеях и на выставках, причем не только в России, но и за рубежом. В музее богородской игрушки можно заказать экскурсию или записаться на мастер-класс, чтобы сделать деревянную игрушку своими руками.
Жостовская роспись Русский народный художественный промысел росписи кованых металлических подносов зародился в подмосковной деревне Жостово в 1825 году.
7 народных промыслов в России, доживших до нашего времени
Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали | Народных промыслов очень много и без названий местности (городов, поселений и проч.) тут не обойтись, иначе просто не звучит. |
Искусство ремесла: как бизнес спасает и возрождает народные промыслы | Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей". |
7 народных промыслов в России, доживших до нашего времени | В России существует несколько сотен народных промыслов, при этом, народные ремесла как и люди, рождаются и умирают. |
Русское декоративно-прикладное искусство: виды, произведения. | Народные художественные промыслы (народное ремесло) — изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. |
Художественные промыслы России | В СССР продукция народных художественных промыслов (НХП) была одним из основных источников поступления валюты в страну. |
Нижегородская область
- Неотъемлемая часть русской культуры или всё, что нужно знать о народных промыслах
- Народный промысел Центральной России. Русские народные промыслы
- Абрам Рейтблат: «Философия — это не наука»
- Народный промысел
- Столица народных художественных промыслов
Каков уровень развития народных промыслов после развала СССР?
- Получите, распишитесь: история русских народных промыслов
- Тула. Пряники
- Города и регионы России с самыми красивыми видами народного искусства
- Современные народные промыслы в России
- Самое популярное за месяц 😍
История народных промыслов
настоящий кладезь уникальных презентов. Когда речь заходит о народных промыслах России, то кажется, что они родились в глубокой старине вместе с лаптями и коромыслом. Олеся Максимова, главный редактор портала «»: «Народные промыслы – неотъемлемая часть нашего культурного кода: особые художественные традиции столетиями развивались в разных частях страны. Народные промыслы — особые художественные традиции, столетиями складывавшиеся в разных регионах. В СССР продукция народных художественных промыслов (НХП) была одним из основных источников поступления валюты в страну. Хохлома Самый узнаваемый народный промысел в России Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является Хохломская роспись.
Мастер-класс «Народные промыслы России» (Чурачикская с/б)
Следующий вид народного промысла был завезен из Византии, известен он с XIII века, но наибольшее развитие получил только во второй половине XVIII века. Статья о самых известных художественных промыслах России: хохломская, гжельская, городецкая росписи и др. Ведущие в русских народных костюмах познакомили гостей библиотеки с историей зарождения народных промыслов и их особенностями. Русские народные промыслы и ремёсла, возникшие в давние времена, интересны и востребованы в современном обществе.
История народных промыслов
Из этой статьи вы узнаете, какой народный промысел Центральной России был наиболее популярен. Гончарное ремесло – старинный вид народных промыслов Нижегородского края. Вдогонку за публикациями старинных фотографий в русских национальных костюмах хочу поделиться с вами фотографиями ремесленников в России и немного рассказать о традиционных промыслах и ремеслах. 2022 год объявлен «Годом Народного искусства и нематериального культурного наследия». С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». В настоящее время Ассоциация объединяет около 250 организаций промыслов, расположенных в 64 регионах Российской Федерации. О происхождении самых известных промыслов и их месте в отечественной культуре хорошо рассказано в книге Алексея Клиентова «Народные промыслы».