Именно смерть Ленина подтолкнет эту борьбу за власть, которая, начавшись с вполне товарищеских дискуссий и споров, через 13 лет выльется в кровавый террор. Этапы внутрипартийной борьбы после смерти Ленина. Таблица внутрипартийная борьба в СССР В 20-Е годы. В 1920-е годы внутри большевистской партии происходит очень серьезная, очень острая борьба за власть и влияние.
Последние годы жизни Ленина. Борьба за власть
Ликвидация остатков многопартийности К 1921 г. Замечание 2 Арестам подвергались активные представители анархистов и правых эсеров, процесс по делу которых закончился к середине 1922 г. Можно сказать, что упоминавшаяся Резолюция X съезда РКП б о запрете фракции в коммунистической партии имела вес при условии наличия активного лидера в лице Ленина. Но, как известно, его здоровье оставляло желать лучшего с конца 1921 г. Перестановки в высшем руководстве Сложившаяся ситуация предполагала проведение перестановок в высшем политическом руководстве, значимых для будущего страны. На пленуме ЦК в апреле 1922 г.
Приход Сталина к власти характеризовался сочетанием политической хитрости, стратегических союзов и идеологического подавления его противников. Великая чистка: устранение оппозиции и укрепление контроля Решимость Сталина укрепить свою власть привела к Великой чистке, организованной всей группой троцкистов. Период, отмеченный массовыми репрессиями, политическими преследованиями и казнями многих выдающихся личностей среди большевиков и соратников Сталина. Тысячи членов партии и интеллигенции подверглись репрессиям, многие постигли показательные судебные процессы, включая принуждение к признанию вины. Репрессии фактически устранили любую оставшуюся оппозицию руководству троцкистов, позволив им установить тоталитарное правление в Советском Союзе. Был выбит основной костяк большевистской партии, который был способен поднять политическое и экономическое развитие СССР на запредельную высоту. Лишь спустя некоторое время, Сталину удалось перехватить управление этим репрессивным процессом и обратить его против его организаторов — троцкистов. Те вопли и визг о незаконно репрессированных все годы спустя идут именно от потомков тех троцкистов, которые были репрессированы. Потому что те, кого репрессировали из числа ученых, интеллигенции, военных и сотрудников органов, поддерживающих линию Сталина, не позволяли себе подобного поведения. Да, было тяжело, но люди терпеливо переносили невзгоды и лишения, будучи за решеткой. Борьба за власть после смерти Ленина имела множество причин, включая идеологические разногласия, личные амбиции и отсутствие явного преемника, избранного Лениным. Эти факторы создали высококонкурентную среду внутри партии, что привело к острой борьбе. Кто были ключевыми участниками борьбы за власть? Ключевыми участниками борьбы за власть были Иосиф Сталин, Лев Троцкий, а также различные фракции внутри партии, включая меньшевиков. Но Сталин одержал победу, установив над троцкистами. Как Сталину удалось укрепить свою власть?
Это был новый принципиально путь. Сегодня, по прошествии 100 лет после смерти Ленина, многие его прогнозы, казавшиеся провалившимися в свое время, обретают новую актуальность. Например, концепция империализма как следствие экстремального капиталистического развития, идеи о разрушительной сущности капиталистических отношений. Вардан Багдасарян Историк отметил, что сегодняшние события наталкивают снова обратиться к ленинскому наследию. Пусть у него и были стратегические просчеты, противоречия, но это может быть адресовано к любой исторической личности. Именно на предложенную им альтернативу зашедшей в тупик западной модели развития уповает человечество. Для коммунистической идеологии им являлась идея построения коммунистического общества. Это не значит, что идеал может быть в стопроцентной версии когда-то достигнут. Это некий вектор движения», —добавил Багдасарян. А ведь толчком к этому стала именно ленинская революция. Причем многие ее идеи, как ни парадоксально, заимствованы у Евангелия. Как у апостола Павла: «Нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, но все и во всем Христос». Вот эта идея фундаментального равенства, она по большому счету, в общем-то, была воспринята, развита русской мыслью, и из нее вышел и Ленин, и большевизм, который соединил эту русскую мысль с идеями марксизма. Вардан Багдасарян Идеи человеческого равенства, социальной справедливости, жизни без конкуренции наций и борьбы друг с другом за существование, интернационализма — все эти идеалы и в XXI веке остаются вечными ориентирами человечества, заключил историк. Известно, что впервые «Н. Точная причина появления этого имени неизвестна, зато версий хоть отбавляй. Например, говорили, что Лениным Ульянов стал в память расстрела бастующих рабочих на приисках Ленского золотопромышленного товарищества. Однако эта трагедия случилась намного позже — в апреле 1912 года. Или Ульянов просто назвался по имени реки Лены — также Георгий Плеханов использовал псевдоним Волгин. Есть предположение, что это искаженная фамилия Ульянов: Ульянин — Ленин. Но наиболее вероятна другая история: в 1900 году жена вождя революции Надежда Крупская попросила коллегу отдать паспорт ее тяжелобольного отца — коллежского асессора Николая Ленина. Однако все покушения на его жизнь произошли уже после Октябрьской революции. Первое случилось 1 января 1918 года в Петрограде. Стрелявший до их пор нет точных известий, кто это был промазал и лишь слегка задел стоявшего рядом Фридриха Платтена. Второе покушение вовсе сорвалось: в середине того же января на прием к члену комитета революционной обороны Петрограда Михаилу Бонч-Бруевичу явился с повинной солдат Спиридонов. Он признался, что состоит в заговоре «Союза георгиевских кавалеров» и получил задание убить Ленина. Туда их и отправили, причем как минимум двое перебежали на сторону белых. Самым известным и самым результативным было покушение 30 августа 1918 года. Ленин прибыл на завод Михельсона в Москве без охраны. После выступления перед заводчанами он уже намеревался сесть в автомобиль, когда подошла полуслепая эсерка Фанни Каплан и трижды выстрелила из револьвера, завернутого в платок. Каплан на допросе и не думала отпираться: заявила, что считает Ленина предателем революции и решение о покушении приняла сама.
Приходите или присоединяйтесь к онлайн-просмотру! Администрация портала « Культура. Администрация портала оставляет за собой право без предупреждения отменить трансляцию, не соответствующую критериям качества. С полным перечнем критериев можно ознакомиться здесь.
Заговоры и борьба за власть. От Ленина до Хрущева
Тайна Смерти Ленина. Шокирующая Правда О Борьбе За Власть Сталин-Ленин-Троцкий. | Борьба за власть у кладбищенских вор. |
Внутрипартийная борьба за власть после смерти Ленина кратко: причины и участники | Борьба за власть после смерти В. И. Ленина». Шесть минут оцифрованной хроники демонстрируют траурную Москву, бесконечный поток людей, проходящих вдоль гроба Ленина, красноармейцев в почётном карауле. |
Владимир Ильич Ленин (Ульянов) | В данной статье Вы рассмотрите взгляды лидеров того периода на мирную жизнь, деятельность Л.Д. Троцкого, сложившийся триумвират власти, ликвидацию остатков многопартийности, перестановки в высшем руководстве, а также события после смерти В.И. Ленина. |
Как Сталин пришел к власти после смерти Ленина | ОБСТАНОВКА ПОСЛЕ СМЕРТИ ЛЕНИНА Во время болезни В. И. Ленина и после его кончины в верхах большевистской партии развернулась ожесточенная борьба за власть. |
Вопрос 82 Смерть Ленина и борьба в советском руководстве за власть | Именно такой вывод сделала историк и писатель Хелен Раппопорт после подробного изучения обстоятельств смерти Ленина. |
Борьба за власть после смерти Сталина
Вот этот человек говорит речь на собрании рабочих, он говорит удивительно простыми словами, железным языком, с логикой топора, но в его суровых словах я никогда не слыхал ни грубой демагогии, ни пошлого франтовства красивой фразой». Сам автор книги о своём учителе и соратнике, с которым они после событий 1917 года вместе скрывались в Разливе от Временного правительства, говорит так: «В течение месяцев и годов мы будем пытаться отдавать себе отчёт в том, что сделал для нашей страны В. В книге «В. Ленин: очерк жизни и деятельности» 1924 , размещённой на портале Президентской библиотеки, член Политбюро Лев Каменев писал: «Нечеловеческая, неудержимая жажда работы, неустанная мысль и беспощадная растрата своей энергии сломили этот богатырский организм и погасили навсегда жизнь любимейшего из любимых — нашего Ильича. Но его физическая смерть не есть смерть его дела.
Ленин живёт в сердце каждого крестьянина-бедняка. Ленин живёт среди миллионов колониальных рабов». Также на портале Президентской библиотеки можно увидеть фрагменты кинохроники «Похороны В. Ленина, 23—27 января 1924 года.
Борьба за власть после смерти В. Шесть минут оцифрованной хроники демонстрируют траурную Москву, бесконечный поток людей, проходящих вдоль гроба Ленина, красноармейцев в почётном карауле. На экране видна траурная процессия на Красной площади, возглавляемая Вячеславом Молотовым. У гроба сменяется почетный караул, но продолжает стоять вдова Ленина, Надежда Константиновна Крупская.
Помимо церемонии похорон видеозапись дает представление о внутрипартийной борьбе, вызванной смертью Ленина, о членах и кандидатах в члены Политбюро: И. Сталине, Ф. Дзержинском, М. Калинине, Л.
Дзержинском, М. Калинине, Л. Каменеве, Г. Зиновьеве, М. Томском, А. Рыкове, М. Фрунзе, К.
Радеке, Г. Петровском, Л. Троцком, В. Куйбышеве и др. На кадрах кинохроники будущие политические оппоненты Каменев, Зиновьев, Сталин находятся «по одну сторону баррикад». Это потом Сталин возглавит страну, а Зиновьев и Каменев будут объявлены врагами народа. Троцкого на похоронах не было: «вождь Красной армии нуждался в лечении», приступы болезни, «которыми Троцкий страдал с юных лет, свалили его в самый ответственный момент борьбы за власть».
Спустя пять лет он будет выслан за пределы СССР, ещё через три года лишён советского гражданства. На портале Президентской библиотеки размещена коллекция «В. Ленин 1870—1924 » , в которую вошли сочинения российского революционера, советского государственного деятеля, создателя первого в истории социалистического государства, а также труды его соратников, исследования, архивные документы и изобразительные материалы.
Очевиден страх перед переменами, которые могут пойти по негативному, по мнению тех или иных социальных групп, сценарию. С другой стороны, это событие можно рассматривать как переход к нормальной жизни после периода Гражданской войны, для которой была характерна «рутинизация» смерти. Булдаков отмечает: «Годы Гражданской войны изменили взгляд на ценности жизни и смерти - ушло таинство, стали меняться представления о человеческом организме соответственно и "душе" »10. В послевоенное время реакция на смерть человека становится более естественной и вписывается в отечественную гуманистическую традицию. Эннкер пишет: «Все современники были поражены тем резонансом, который она [смерть Ленина. Как руководители Коммунистической партии, так и пропагандисты были потрясены и захвачены зрелищем участия масс в траурных событиях.
Зиновьев следующим образом суммировал эти многократно повторяющиеся впечатления: "Простой народ, одухотворенный идеями Ленина, сымпровизировал эти похороны вместе с нами"»11. Валентинов Вольский , - пишет Б. Эннкер, - при всей своей враждебности к коммунистическому режиму вынужден был прийти к такого же рода выводам. Он сообщает, что большая часть населения в Москве, "без всякого сомнения, с печалью и с чувством какой-то значимой потери", отреагировала на смерть Ленина». Далее Валентинов отмечает, что это «чувство скорби превалирует в рабочей среде, но отмечено также среди мелких служащих и беспартийной интеллигенции»12. Булдаков обращает внимание на кумулятивный эффект, который был спровоцирован совпадением двух дат: «О смерти Ленина люди узнали 22 января - день был нерабочим в память о "Кровавом воскресенье" 9 января по старому стилю. Уже сложился обычай - по крайней мере на предприятиях - устраивать в связи с этой датой собрания, петь революционные песни в траурно оформленных помещениях. Получалось, что одна жертва рабочая масса символично наложилась на другую вождь , что оказывало дополнительное эмоцио- 13 нальное воздействие»13. В материалах периодической печати прослеживается стремление охватить трауром весь социальный спектр - от пионеров до пенсионеров, от пролетариев до нэпманов, от индустриальных рабочих до безработных, от Союза воинствующих безбожников до синода Русской православной церкви.
Эннкер приводит данные о трауре среди детей14, которым совершенно не свойственно столь глубокое осознание конечности бытия и смерти. Формирование культа Ленина в Советском Союзе. Утопия, агрессия, власть... Формирование культа Ленина. Эннкер также отмечает некоторые аспекты конструирования траура: «Эти реальные чувства - скорбь и участие - превратились в руках большевиков в ту "бесхитростную народную почву", которую можно было обрабатывать и получать с нее плоды. В процессе организации "публичного траура" большевики последовательно занимали место, оставленное для трудящихся. Они делали это из осознания своей авангардной роли, которая не могла позволить обществу самостоятельно "носить траур"; наоборот, их цель состояла в том, чтобы траурные переживания перевести в "политику". Благодаря этому событие публичного траура по случаю смерти Ленина приобрело характер политического "плебисцита", в который были вовлечены сотни и миллионы людей. Подобное впечатление от политизированного траура могло сложиться не только у сторонних критически настроенных наблюдателей.
Принудительному воздействию "плебисцита" оказались подвержены, прежде всего, сами его субъекты, то есть "трудящиеся"»15. Тенденции на дезинтеграцию, разделение, классовую дифференциацию, разобщенность, атомизацию общества, которые доминировали в годы Гражданской войны и были вызваны как идеологическими установками властей, так и повседневной борьбой граждан за свое существование, должны были смениться периодом единения и консолидации. Поводом или причиной для этого могли являться внешние или внутренние угрозы, события, которые осознавались большинством населения как судьбоносные: как правило, это были минорные, трагические обстоятельства - ситуации, при которых «горе объединяет». Таким событием была смерть В. Не абсолютизируя степень единения всех граждан СССР, можно утверждать, что это событие выполняло задачу консолидации общества. Несмотря на различные идеологические установки и отношение к советской власти, к этому периоду созрела потребность или появился спрос на общенациональное действо, символизирующее национальное единство как своего рода антитезу Гражданской войне, как зримый символ ее завершения. Смерть человека, которого воспринимали как первопричину изменений, могла быть такой точкой, означавшей завершение определенного этапа революции. Без такого рода контрастов и сопоставлений, без чередования периодов консолидации и размежевания ни тот ни другой механизм не мог быть эффективным и достигать заданной цели. Этот механизм описал еще Аристотель в «Политике»16.
Миф о «великом Ленине» как инструмент стабилизации. Год 1924-й - время, когда в хозяйственную деятельность был возвращен здравый смысл, наметились очевидные признаки стабилизации системы в экономическом и политическом плане. Была проведена денежная реформа, которая воспринималась как материализованное проявление устойчивости большевистской системы. Именно эти обстоятельства являлись фоном, на котором формировался миф о Ленине. Смерть «первого лица государства» всегда является определенным рубежом, определяющим границы того или иного исторического периода. Уместно вспомнить отечественную традицию «нарезать» историческое полотно отечественной истории по периодам правления монархов, генеральных секретарей ЦК КПСС или президентов. Вождизм был значимой составной частью конструирования раннесоветского общества. Этому способствовала как дореволюционная практика, персонализирующая исторические процессы, так и милитаристская идеология Гражданской войны и образ СССР как осажденной крепости. Задача состояла в том, чтобы, сформировав у населения образ «великого Ленина», объяснить, как страна будет существовать без его руководства и что его смерть не приведет к анархии.
Вопрос «Кто, если не Ленин? Излишняя драматизация события могла внушить гражданам чувство беспокойства и неуверенности, ослабить контроль со стороны государства. Формирование культа Ленина... Сочинения: в 4 т. Следует обратить внимание на тот факт, что естественная смерть лидера могла рассматриваться элитами как самый предпочтительный вариант для транзита власти. Стабильность режима обеспечивалась процедурой преемственности и формированием культа вождя, носителями и верными толкователями наследия которого являлись его соратники. В этой ситуации смерть В. Ленина была использована максимально эффективно для легитимации и сакрализации власти тех людей, которые «находились в тени» Ленина или «грелись в лучах» его популярности. Преемникам необходимо было по максимуму использовать авторитет ушедшего вождя в своих интересах, обеспечить устойчивость существующего режима и закрепление власти за господствующим социальным слоем.
Несмотря на то, что целый ряд лидеров большевистского движения ушел из жизни до В. Ленина, устоявшегося канона, сценария церемонии прощания так и не сложилось. При этом существовало противоречие в идеологии траурных мероприятий. С одной стороны, ставилась цель поднять на наивысшую высоту умершего вождя, использовать его смерть для консолидации общества вокруг декларируемых ценностей и господствующей идеологии, с другой - потеря столь значительной исторической личности невольно наводила людей на мысли о неизбежных изменениях и невозможности продолжения прежней политики без его непосредственного участия. В условиях коллегиального управления эта проблема не столь остра, поскольку ротация и сменяемость в составе коллективного руководства является рутинной практикой. Официальный дискурс по своим целевым установкам был направлен именно на это, но форма его представления была весьма разнообразна и, на наш взгляд, противоречива. Помимо традиционных и ожидаемых, вполне устоявшихся формулировок, он включал тексты соратников Ленина, которые были полны искренних, интимных, неформальных выражений, откровенно экзальтированные по своей форме и не вписывающиеся в традиционные представления о некрологе. Напротив, сам факт смерти и описание ее причин, сообщения медицинского характера наполнены конкретикой, холодной, рассудочной констатацией фактов, физиологизмами и натурализмом. Мы связываем это с антирелигиозной кампанией, выработкой подчеркнуто материалистического отношения к смерти в рамках официальной идеологической доктрины.
Эти фрагменты контрастируют с доверительной и камерной манерой изложения, характерной для соратников Ленина. Контраст мифологичности, образности и конкретики, натуралистичности обращает на себя внимание как на уровне официальной пропаганды, так и при описании событий и настроений населения в сводках ОГПУ. В своей работе Б. Эннкер цитирует немецкого философа и культуролога Эрнста Касси-рера, посвятившего ряд своих работ феномену мифа: «И только там, где не ограничиваются спокойным созерцанием божественного присутствия, но дают божественному развернуть свое наличное бытие и свою природу во времени, где совершен переход от образа божества к божественной истории, мы имеем дело с мифом в подлинном смысле слова». Кассирер поясняет, что «подлинный характер мифологического бытия раскрывается только там, где оно выступает как бытие причины, и исток присущего бытию священного начала следует видеть, в конечном счете, в его происхождении, а не выводить его из присущих мифу свойств и качеств. В силу этого мощь мифа - это мощь его истоков»17. Одним из истоков являлась жертвенная смерть вождя. Ленина приобретала сакральный характер, поскольку происходила экстраполяция культа жертвенной смерти Иисуса Христа на образ Ленина. Была очевидна востребованность данного культа, воспроизводимого с различными вариациями применительно к погибшим в Гражданскую войну.
Слёзкин, рассматривая партию большевиков как милленаристскую секту, пишет: «Ленин стал основателем и вождем, потому что был 17 Эннкер Б. Булдаков отмечает: «Показательно, что партийное предписание вождю - "жить вечно" в забальзамированном виде - было встречено в народе без всякого изумле- 20 ния». Источники исследования. Оценка знаменательного исторического события является маркером лояльности граждан по отношению к существующей власти, поскольку В. Ленин воспринимался как создатель, демиург нового строя. В результате лояльность оценивалась не только через реакцию на саму смерть, но и стремление, желание участвовать в траурных мероприятиях, предпринимать конкретные шаги к увековечиванию памяти о Ленине коммеморативные практики. Общественное мнение воспроизводится нами не с опорой на первоисточник письма, дневники, воспоминания , а на основе данных официальных источников, как созданных для публикации периодические издания , так и не предназначенных для широкого круга лиц делопроизводственные и отчетные документы , в частности, сводки ОГПУ. Периодическая печать. В материалах периодической печати преобладают тексты, которые дублируют официальные документы, с включением более эмоционально окрашенных оценок.
В газетах публиковались различные «народные инициативы», связанные с формами и способами увековечивания имени В. Номер «Уральского рабочего» от 25 января 1924 г. Помимо воззваний высших партийных органов, на страницах газеты опубликована статья Л. Троцкого, а также выдержки из резолюций различных организаций. Обращает на себя внимание консолидированная позиция социальных антиподов, например тех, кто охраняет, и тех, кого охраняют. С одной стороны: «Сотрудники ПП [полномочного представительства. Ленина, клянутся неустанно нести красное знамя борьбы рабочего класса все вперед и вперед до окончательной победы труда над капиталом». Сотрудники областной и окружной милиции: «Смерть нашего учителя сплотит еще сильнее наши ряды, и дружной боевой цепью пойдем мы в поход против капитала. Победа будет лучшим памятником тов.
Достоверность данных источников вызывает сомнение в связи с невозможностью определить их авторство, поскольку тексты стандартизированы и тотальны в плане охвата организаций. Сводки ОГПУ. Анализ сводок ОГПУ как исторического источника является предметом специального исследования22. В данной работе мы сосредоточим свое внимание на палитре оценок смерти Ленина как со стороны социального состава респондентов, так и на основе сюжетной классификации, которые нашли отражение в сводках. Нами были рассмотрены информационные сводки 16 округов Уральской области и сводные информационные сводки по Уральской области за 1924 г. Дом правительства: сага о русской революции. В большинстве сводок, относящихся к периоду январь-март 1924 г. Ленина сюжеты, упомянуты связанные с этим событием мемориальные мероприятия. Эннкера, в частности как источник информации об оценках факта смерти В.
Ленина представителями различных социальных групп. Основное внимание было сосредоточено на сводках столичных полномочных представительств, по этой причине могут представлять определенный интерес сводки региональных, провинциальных подразделений ОГПУ. Разумеется, в документах политической полиции смерть лидера должна была быть оценена «антисоветскими элементами» как праздник, как шанс на скорое свержение советской власти, что, в свою очередь, позволило обосновать необходимость существования, а также особую значимость в текущей ситуации органов политического сыска. Можно критически оценивать степень достоверности приведенных фраз и выражений, которыми описывалась сложившаяся ситуация, но даже если допустить, что эти тексты отчасти являлись плодом воображения самих сотрудников информационных отделов ОГПУ, они не утрачивают исторической ценности и не умаляют ценность этого исторического источника, поскольку дают представление о процессе конструирования социальных образов как «чужих», так и «своих» - лояльных сторонников советской власти, а также проясняют содержание самой категории «лояльность». Степень достоверности данных повышается в случае персонификации источника информации, когда те или иные высказывания приписываются конкретному человеку указаны фамилия, имя и отчество респондента, место его работы или жительства. Сводки ОГПУ являются, с одной стороны, альтернативным каналом сбора и передачи информации в сопоставлении с данными общественных организаций и государственных органов как воспринимают их некоторые исследователи , соответственно содержащих информацию более высокой степени достоверности, с другой - это документы, которые являются отчетными и служат цели продемонстрировать эффективность деятельности политической полиции. Вторая задача предопределяет, во-первых, необходимость обосновать широкое поле деятельности для политического сыска, значительное число контрреволюционных элементов, с которыми необходимо бороться, и, во-вторых, показать, что ситуация находится под контролем и ОГПУ «не дремлет». Этим, возможно, и предопределяется значительная доля негативных и провокационных отзывов на смерть Ленина, которые содержатся в сводках ОГПУ. Эннкер отмечает: «Сводки ГПУ о настроениях среди народа, ежедневно присылаемые агентами ГПУ из различных районов и предприятий Москвы с момента смерти Ленина, с лихвой подтверждают впечатления Валентинова [об общей скорби.
И напротив, враждебные настроения, о которых также регулярно обязаны были сообщать, регистрировались довольно редко»24. Соотношение «правильных» и «неправильных» реакций на смерть В. Ленина можно определить как 3:1. Эннкер, - если смерть Ленина и сопровождалась какими-то политическими комментариями со стороны рабочих, то они ограничивались домыслами относительно предстоящего или совершившегося вследствие смерти Ленина переворота. Людей волновал вопрос о персональных альтернативах среди его наследников, интерес к которым подогревался слухами о вспыхивавших в политическом руководстве конфликтах. Эти материалы представляют типичный пример "раздвоенного рабочего сознания", того сознания, которое после шести лет опыта жизни при большевистском режиме и вопреки нарисованной в вышеприведенных манифестах картине основывается на убеждении в непреодолимом разделении общества на "верхи" и "низы". Оно не видит для себя никакой возможности для вмешательства в политическую жизнь, для участия в ней или принятия на себя политической ответственности»25. Материалы информационных сводок ОГПУ по Уральской области подтверждают вывод о том, что в раннесоветском обществе значительная часть «класса гегемона» не воспринимала себя в качестве актора политических процессов, была лишена политической субъектности. Это обстоятельство позволяет говорить о тотальной маргинализации ранне-советского общества, поскольку «деклассированными» ощущали себя не только пролетарии, но и иные социальные группы, в особенности непривилегированные и дискриминируемые.
Спектр оценок и индикаторы лояльности к советской власти. Особо ценна информация об отношении к факту смерти В. Ленина со стороны антагонистов существующего строя. В частности, оценка гражданами, содержащимися в заключении, частными торговцами, нэпманами, а также «бывшими» - теми слоями общества, чья нисходящая социальная мобильность явилась непосредственным следствием революции. Закономерно, что эта часть населения - «молчуны» - оставила наименьший след в исторических источниках. По косвенным данным, в том числе отраженным в сводках ОГПУ, можно утверждать, что «болото», «чистые обыватели» или «обывательщина» составляли абсолютное большинство, но, судя по реакции властей, все же меньше, чем при оценке иных событий. Ленина будут изменения, этому событию нисколько не сожалеют, а даже радуются, на этой почве строят разные планы, рогатки, распространяя всевозможные нелепые слухи. Необходимо сказать, что умы "чистых" обывателей смерть т.
Надежда стала его соратницей, а вскоре и спутницей жизни. В декабре 1895 г. Ульянов, как и многие другие члены «Союза борьбы», был арестован и более года содержался в тюрьме. В марте 1897 г. В сибирской ссылке он проживал, главным образом, на выплачиваемое властями пособие политического ссыльного, литературные заработки и средства матери. В Сибири Ульянов написал несколько десятков работ, в том числе одно из наиболее известных своих произведений, направленное против народнических идей, — книгу «Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности», которая увидит свет в 1899 г. Здесь же, в Сибири, Ульянов, к тому времени ставший последовательным атеистом, венчался в местной православной Петропавловской церкви с тем, чтобы «гражданская» жена Н. Крупская могла с ним остаться. В феврале 1900 г. Но официальная легальная деятельность стала лишь формальным прикрытием. На самом деле Ульянов занялся подготовкой к выпуску социал-демократической газеты «Искра» и журнала «Заря». В апреле 1900 г. В проекте заявления редакции «Искры» и «Зари», который напишет Ульянов, будет сформулировано его представление о первоочередных задачах: «…Необходимо нам, русским социал-демократам, объединиться и направить все усилия на образование единой и крепкой партии, ведущей борьбу под знаменем революционной социал-демократической программы…». Русской социал-демократии, — заявит он, — «пора уже выйти на дорогу открытой проповеди социализма, на дорогу открытой политической борьбы, — и создание общерусского социал-демократического органа должно быть первым шагом на этом пути». Подчеркнет Ульянов и радикализм своих представлений о социал-демократическом движении. Вскоре Ульянову удалось выехать за границу, где сначала в Мюнхене, а затем в Лондоне и Женеве обосновалась редакция газеты «Искра». С небольшим перерывом он прожил в эмиграции почти 17 лет. Именно в это время появляется его знаменитый псевдоним «Ленин». По подложному заграничному паспорту, выписанному именно на эту фамилию, Владимиру Ульянову удалось покинуть территорию Российской империи. Первая работа, которую Ульянов подписал этим псевдонимом — статья «Гг. Очерк первый» — появилась в журнале «Заря» в декабре 1901 г. В ноябре 1903 г. Ульянов выйдет из состава редакции «Искры» из-за разногласий с Г. Плехановым и его сторонниками. В книге «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения», увидевшей свет в 1902 г. В этой работе он писал: «Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернём Россию! Политические противники Ленина, в том числе бывшие соратники, усмотрят в его предложениях попытку создать не партию рабочего класса, а секту заговорщиков, не обремененных моральными нормами. В июле — августе 1903 г. На его заседаниях Ленин последовательно отстаивал свои взгляды на принципы создания «партии нового типа». При обсуждении пункта 1-го Устава партии о членстве произошел раскол между сторонниками Ленина и Мартова. Ленин предлагал считать членом партии всякого, кто признает партийную программу, поддерживает партию финансово и лично участвует в деятельности одной из партийных организаций. Мартов выступал против формулировки о личном участии. При голосовании Мартов получил 28 голосов, а Ленин — 22 при 1 воздержавшемся. Эти голосования сначала условно, а затем идеологически и политически разделили партию на «большевиков» сторонников Ленина и «меньшевиков» сторонников Мартова. Большевистская фракция станет организационно самостоятельной после Пражской конференции в январе 1912 г. Первая русская революция 1905—1907 гг. На проходившем в апреле 1905 г. Эти идеи Ленин изложил в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции», написанной в июне — июле 1905 г. В этой работе он настаивал на необходимости вооруженного восстания масс и гегемонии пролетариата в революции. По его мнению, пролетариат должен был не только «провести до конца демократический переворот», но и «совершить социалистический переворот, …чтобы сломить силой сопротивление буржуазии…». В ноябре 1905 г. Ленин нелегально, под чужой фамилией, приехал в Санкт-Петербург, где возглавил выпуск нелегальной газеты большевиков «Новая жизнь». Накануне возвращения в Россию, в начале октября 1905 г. В нем Ленин напишет: «Убийство шпионов, полицейских, жандармов, взрывы полицейских участков, освобождение арестованных, отнятие правительственных денежных средств для обращения их на нужды восстания, — каждый отряд революционной армии должен быть немедленно готов к таким операциям». Художник П. Белоусов Вслед за представителями другой левой организации — партии социалистов-революционеров эсеров — большевики начали регулярно прибегать к экспроприациям сокращенно именовавшихся эксами , то есть актам вооруженного насилия с целью изъятия денежных средств, прежде всего, государственных учреждений, для финансирования своей подпольной деятельности. Ранее относившийся скептически к террористической практике эсеров, Ленин теперь обращался к партийцам: «Когда я вижу социал-демократов, горделиво и самодовольно заявляющих: Мы не анархисты, не воры, не грабители, мы выше этого, мы отвергаем партизанскую войну», — тогда я спрашиваю себя: понимают ли эти люди, что они говорят? Деятельность руководящей «тройки» так называемого «Большевистского центра», включавшей Ленина, А. Богданова Малиновского и Л. Красина, позволила решить многие насущные проблемы партии, в том числе задачу её финансирования. Сформированные боевые группы занимались экспроприациями, а затем высылали полученные таким образом деньги на нужды Центра. Наиболее значительными эксами стали ограбления отделений Государственного банка в Гельсингфорсе и Тифлисе в 1906 и 1907 гг. Поражение революции и опасность ареста вынудили лидера большевиков покинуть пределы Российской империи. Через Гельсингфорс и Стокгольм в январе 1908 г. Возникшие отношения Ленин вскоре разорвал, или, как напишет Арманд в письме к нему, «провел» расставание. Дружеские отношения с Арманд вождь большевиков, однако, сохранил, вплоть до её смерти от холеры в 1920 г. В эмиграции возможность руководить деятельностью большевистской фракции в России и за рубежом оказалась сужена. В этих условиях Ленин продолжил редактировать партийные издания, сотрудничал в заграничных и российских газетах, написал и выпустил в свет в 1908 г. В мае 1912 г. Лидер большевиков будет регулярно писать в «Правду», посылать в редакцию письма, давать советы и указания. За два года в этой газете было опубликовано около 270 ленинских статей и заметок. В октябре 1905 г. Ленин использовал это как дополнительную возможность легальной борьбы с существующим политическим режимом. В IV Государственной Думе 1912 — 1917 гг. Царская власть, конечно, всячески препятствовала деятельности оппозиции, боролась с радикальными проявлениями оппозиционной деятельности. Одним из средств борьбы с подпольными революционными организациями была политическая провокация, внедрение в ряды революционеров агентов, вербовка слабых и сомневающихся. С его подачи полиция в 1910 — 1913 гг. Бухарина, С. Орджоникидзе, Я. Свердлова, И. Ленин высоко ценил Малиновского и доверял ему. В июле 1914 г. Ленин вошел в состав партийной «следственной комиссии по поводу слухов о политической нечестности Р. Малиновского» и сделал все, чтобы вывести его из-под подозрений товарищей. Вплоть до начала 1917 г. Малиновского с полицией, Ленин упорствовал, настаивая на невиновности своего доверенного лица. Ленин в эмиграции. Художник Э. Визель Когда в августе 1914 г. Российского поданного арестовали, но вскоре, после вмешательства депутата-социалиста австрийского парламента В. Адлера, освободили, и Ленин смог уехать в нейтральную Швейцарию. Здесь он активно участвовал в различных мероприятиях социал-демократов, в международных социалистических собраниях. На конференциях в Циммервальде 1915 г. Из факта мировой войны Ленин сделал вывод о близости гибели мировой капиталистической системы. В книге «Империализм, как высшая стадия капитализма. Популярный очерк», написанной в 1916 г. Массовый патриотический подъем в начале войны, в том числе в России Ленин считал преходящим, а бедствия войны — способными создать в каждом из воюющих государств революционную ситуацию. Ленин полагал доказанным, что первая мировая война «была с обеих сторон империалистской то есть захватной, грабительской, разбойнической ». Курс Ленина на мировую революцию нашел выражение в лозунгах превращения войны империалистической в войну гражданскую и содействия поражению своих правительств. Вождь большевиков доказывал, что «пораженчество» не противоречит патриотизму «сознательных пролетариев», так как «худшими врагами родины» являются монархия, помещики и капиталисты. Накануне падения монархии в России Ленин предполагал, что до революции остается «5, 10 и более лет». Всего за пару месяцев до Февральской революции 1917 года, выступая в Цюрихе на собрании швейцарской рабочей молодежи с докладом о революции 1905 года, Ленин заявил: «Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв этой грядущей революции…». Неожиданную новость о Февральской революции и свержении самодержавия вождь большевиков воспринял с крайним воодушевлением. Он счел необходимым срочно возвращаться на родину, чтобы не упустить момент и запустить процесс завоевания политической власти для реализации в России идей социализма. Причем о «завоевании» речь шла в прямом и недвусмысленном значении. В написанных в Цюрихе в начале марта 1917 года «Письмах издалека» Ленин настаивал на необходимости вооружения пролетариата, укреплении, расширении, развитии роли, значения силы Совета рабочих депутатов, как единственной гарантии свободы и разрушения царизма «до конца». При прямом содействии германского правительства в составе группы социал-демократов, многие из которых являлись большевиками, Ленин через Германию, а затем Швецию направился в Россию в экстерриториальном железнодорожном вагоне как писала русская буржуазная пресса, «пломбированном вагоне» , так как не видел иной возможности быстрого возвращения. В другом таком вагоне, в сопровождении германских офицеров, без пограничного контроля паспортов и права выхода на перрон в пределах неприятельской Германии, в мае 1917 г. Ленин приехал в Петроград. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, большинство в котором составляли меньшевики и эсеры, устроил ему торжественную встречу на Финляндском вокзале. Вождя большевиков лично встретил председатель исполкома Петроградского совета меньшевик Н. Чхеидзе, выразивший надежду на «сплочение рядов всей демократии». Выступив с броневика на привокзальной площади, Ленин, вопреки ожиданиям организаторов встречи, призвал собравшихся к немедленному продолжению «социальной революции». На следующий день, 4 17 апреля, состоялось его знаменитое выступление с докладом о задачах пролетариата в данной революции, тезисы которого «Апрельские тезисы» вскоре были опубликованы в газете «Правда». Ленин резко выступил против господствовавших среди социал-демократов, в том числе большевиков, настроений о дальнейшем расширении буржуазно-демократических реформ, поддержке Временного правительства и защите революционного отечества. Партии была предложена программа радикальных действий. Ленин указал на «своеобразие текущего момента», который состоял «в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии… ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства». В задачу дня Ленин поставил проведение аграрной реформы с конфискацией всех помещичьих земель и национализацией всех земель в стране; банковскую реформу и слияние всех банков страны в один общенациональный банк; осуществление контроля Советов за производством и распределением продуктов. Не парламентская республика, а республика Советов с упразднением полиции, армии, бюрократического аппарата и замена постоянной армии всеобщим вооружением народа. В статье «О двоевластии», опубликованной 9 апреля 1917 г. Ленину потребовалось приложить максимум усилий, чтобы убедить большевистское руководство принять его программу действий и курс на социалистическую революцию. В развернувшейся полемике о судьбах социализма в России Ленин отверг аргументы политических противников, которые утверждали, что страна не готова к социализму из-за её экономической отсталости и недостаточной культурности трудящихся масс, заявляли об опасности раскола демократических сил, неизбежности в этом случае диктатуры и гражданской войны. Накануне октябрьского переворота Г. Плеханов вновь обратился к этой теме: «Социалистической строй предполагает, по крайней мере, два непременных условия: во-первых, высокую степень развития производительных сил, так называемой техники; во-вторых, весьма высокий уровень сознательности в трудящемся населении страны.
Похороны и перерождение Ленина. Как обессмертили вождя
Константин Колонтаев Ленин и борьба за власть в руководстве большевиков в 1917-1923 годах. Получив известие о смерти Ленина, отпуск он прерывать не стал. И это была чуть ли не решающая ошибка Троцкого в борьбе за власть. После смерти Ленина, якобы й планировал совершение государственного переворота направленного на свержение Сталина и его сторонников. Смерть Ленина ускорила и обострила в руководстве страны процесс борьбы за преемничество, начавшийся еще при жизни вождя.
"Порядочный трус". Как Зиновьев потерял власть и жизнь в борьбе со Сталиным
Почему Ленин ненавидел Россию и свой народ? Дневник смерти Ленина: Как умирал кровавый вождь? Удар по России: За что Ленин истреблял христиан? В 1920-е годы внутри большевистской партии происходит очень серьезная, очень острая борьба за власть и влияние. После смерти Ленина Троцкий стал, пожалуй, самой популярной, известной и влиятельной политической фигурой Советского Союза.
История России: Борьба за власть после смерти Ленина и роль Сталина в итоговой победе
Смерть Ленина и последовавшая за этим борьба за власть в партии | Главная» Новости» К столетию смерти ленина. |
Борьба за власть после смерти Сталина | Однако в политической борьбе за власть, развернувшейся после смерти Ленина, Зиновьев в конце концов проиграл человеку, которого сам же и возвысил в стратегических целях — Иосифу Сталину. |
Лекция «Борьба за власть после смерти Ленина: были ли альтернативы?»
Но история отвергает лживые измышления и воспроизводит объективную картину причины смерти Ленина. Проект посвящен анализу борьбы за власть, начавшейся еще при жизни Ленина и обретшей особую силу после его смерти. Смерть и борьба за власть. Вот что зафиксировало ОГПУ в политсводке для руководства страны о реакции народа на смерть вождя: «Ленин умер уже шесть месяцев назад, и всё это время хранился в замороженном виде». Борьба за власть среди лидеров большевистской партии началась еще в последние годы жизни В.И. Ленина. После смерти Ленина внутри руководства коммунистической партии развернулась борьба за власть.
Борьба за власть после смерти Ленина
Но они не догадываются о том, что уже после смерти на Ленина было совершено семь покушений. Когда из Горок сообщили о смерти Ленина, первым в курс дела поставили Сталина. Именно смерть Ленина подтолкнет эту борьбу за власть, которая, начавшись с вполне товарищеских дискуссий и споров, через 13 лет выльется в кровавый террор. Главная» Новости» К столетию смерти ленина.