Календарь татарских праздников. – У татар сохранились пережитки языческого верования, и это – естественное явление. Религиозные Праздники и Обряды Татары отмечают все ключевые мусульманские праздники, включая Рамадан, Ураза-байрам и Курбан-байрам. – У татар сохранились пережитки языческого верования, и это – естественное явление. Главная» Новости» 5 января праздник татар.
Татарские праздники
- «Не совсем понятно, для чего возрождать обряды, если они уже ушли из повседневного мира»
- Как связаны Курбан-байрам и хадж?
- Минниханов прокомментировал решение ряда регионов не проводить массовые события 9 Мая
- Новый фильм Гая Ричи выходит в кинопрокат
- Производственный календарь Татарстана 2024
Татары: интересные обычаи и особенности быта
Главный из них — Сабантуй, или «Праздник плуга». В старину он сопровождал начало посевных работ. Крестьяне мылись в бане, чтобы очиститься перед выходом в поле, а в пашню бросали яйцо, чтобы зёрна были такими же крупными. Сабантуй отмечался песнями, конными и беговыми состязаниями, борьбой. Победители народных игрищ получали награды: полотенца, украшенные национальной вышивкой, над которыми девушки трудились зимними вечерами. Сегодня многие традиции сохранились, а в современную программу празднований добавлены концерты и ярмарки.
Праздник в наши дни стал общим для татар по всей стране. Правда, сейчас им отмечают не начало посевных работ, а их окончание. Празднование Сабантуя. В старину праздник отмечался чуть раньше поздней осенью и заключался в коллективном ощипывании гусей, чтобы заготовить птицу, пух и перо на зиму. В ритуале принимали участие все молодые девушки: они демонстрировали старшим хозяйкам своё мастерство, чтобы заслужить похвалу.
А заодно общались с юношами: молодые люди могли присмотреться друг к другу, чтобы в дальнейшем создать семью. После обеда ели оладьи на гусином жиру и пили чай. Имена Они делятся на несколько групп. Прежде всего в татарском этносе распространены мусульманские имена, образованные от «имён Аллаха» с различными значениями. Здесь можно выделить Рахима «милосердный» , Газиза «всемогущий» или Гайнутдина «богатый верой».
Вторая группа — доисламские тюркские имена. Они долгое время были почти забыты, но вернулись в обиход во времена СССР. Причина была политической: после прихода к власти большевики боролись с любым проявлением веры и не приветствовали религиозные мусульманские имена. Сюда относятся Айгуль «лунный цветок» , Арслан «лев» или, например, Ильсур «герой страны».
И в том числе — татарского населения. В наше непростое время, так же, как тогда, нам следует сплотиться, вместе укреплять братство народов России! Голоса родного края После официальной части началась обширная концертная программа Сабантуя. В ней были представлены свыше 80 номеров художественной самодеятельности в исполнении почти 50 фольклорных творческих коллективов. Они представляли не только районы Волгоградской области, в том числе самые отдаленные, но также Республики Татарстан и Калмыкию.
Начался концерт с вокально-хореографической композиции «Сохрани, Земля» хореографического коллектива «Данзар» и вокального ансамбля «Забава». Затем на сцену вышли гости праздника из Татарстана — эстрадная группа «Казин егетляре». Ее сменили ансамбль русской песни «Лада» из Калачевского района, народный самодеятельный ансамбль «Русская душа» из Иловлинского района, самодеятельный ансамбль «Родные напевы» из Урюпинского района. Хозяев праздника, жителей села Малые Чапурники, здесь представлял самодеятельный татарский вокальный ансамбль «Туган Як», что в переводе на русский означает «Родной край». Гость из Калмыкии Баатр Манджиев зачитал собравшимся отрывки из калмыцкого национального эпоса «Джангар». Неподалеку от сцены работала выставка декоративно-прикладного творчества народных умельцев.
Основной задачей участника было обхватить противника полотенцем за талию и, с помощью некоторых телодвижений во время борьбы, положить его на лопатки. В этом соревновании могли брать участие мальчики от шести лет. Возраст участником менялся по нарастающей, пока последний бой не закончат старики. Позже победители соревновались между собой, пока не определялся победитель в каждой возрастной категории.
Этих победителей называли батырами и также награждали полотенцами. Таким образом проходил Сабантуй в сельской местности. Праздник Сабантуй в Татарстане сегодня не обходится без шуточных конкурсов: бег с ложкой во рту, на которой находиться яйцо Праздник Сабантуй в Татарстане сегодня не обходится без шуточных конкурсов: бег с ложкой во рту, на которой находиться яйцо. Главная задача этого конкурса — добежать первым не уронив при этом и не разбив яйцо. Также бегают с полными водой ведрами, где целью есть не разлить воду. Бегают в мешках. Увлекательной есть борьба наполненными соломой мешками. Еще одно забавное состязание — это попытка первым с завязанными глазами разбить палкой горшок, который находиться на земле Еще одно забавное состязание — это попытка первым с завязанными глазами разбить палкой горшок, который находиться на земле. Эти конкурсы придуманы больше не для того, чтобы проверить силу или прыть участников, а для того, чтобы развеселить толпу создать веселую атмосферу на празднике. Также праздник сопровождается танцами, песнями и хороводами.
После празднования начинался посев разнообразных культур. Его празднуют после того, как собрали урожай. Этот праздник имеет очень древний корень, еще давние предки праздновали его, радуясь, что закончились все полевые работы. В праздник Сэмбеле люди отдыхали после длительных сложных работ на полях. Этот праздник передовал свадебной поре, поэтому он частично служил для того, чтобы молодые девушки и парни собирались и присматривались друг к другу. Они пели, танцевали и общались.
В религиозные праздники принято собирать в одном доме всех родственников. Считается, что в праздник разговения жилище посещают души умерших. После того как закончится праздничный намаз, принято отправляться на кладбища и в усыпальницы. А в тех семьях, где кто-то умер за последний год, устраивают поминки, на которые приглашаются все близкие и родственники, а также мулла. Ураза-байрам - это радостный и светлый праздник. С окончанием поста у людей появляется надежда на то, что Всевышний отблагодарит их за терпение. Праздник жертвоприношения Курбан-байрам Рассматривая религиозные праздники мусульман, первое, что приходит на ум - это Курбан-байрам. Это самое главное торжество, в ходе которого осуществляется жертвоприношение во имя Всевышнего. Обычно, праздник символизирует окончание Хаджа паломничества в Мекку. Главный обряд - это заклание животного. Эту традицию связывают с именем Пророка Ибрахима. Коран повествует о том, что Всевышний ниспослал испытание Ибрахиму. Во имя своей веры, он должен был принести в жертву любимого сына. Пророк был непоколебим в своей вере, а потому без каких-либо промедлений принял волю Аллаха. В награду за веру и покорность, Всевышний разрешил Ибрахиму отвести на заклание животное вместо ребенка. С тех пор все верующие последовали примеру Пророка, принося в жертву овец. Мясо животного нужно разделить на 3 равные части. Первой мусульманин обязан накормить бедняков. Вторую готовят в качестве угощения для соседей и родственников. А четвертую часть можно оставить на собственные нужды. Ат-Ташрик - продолжение Курбан Байрама Татарские народные праздники тесно взаимосвязаны между собой. Так, в качестве продолжения Курбан-байрама выступает Ат-Ташрик. Это 11-13 дни месяца Зульхиджа по мусульманскому календарю. В это время верующие осуществляют паломничество к долине Мина, где нужно бросать камни в 3 столба, которые символизируют дьявола. На следующее утро проводится коллективная молитва. Татарский праздник Сабантуй Помимо религиозных, стоит отметить ряд народных праздников, которые занимают важное место в татарской Культуре. Сабантуй - это главный из них. Ранее дату праздника определяли аксакалы. Незадолго до назначенного дня дети начинали ходить по домам, собирая крупы, яйца, масло и другие продукты. Из них ребята варили кашу в огромном котле. Также накануне праздника собирали подарки, которые предназначены для победителей состязаний, которые должны были проводиться на следующий день. Татарский праздник Сабантуй начинается с того, что ранним утром дети начинают собирать крашеные яйца. Все добытые яйца складывают в одну корзину и относят торговцу, а на вырученные деньги покупают угощения, которые едят прямо в поле или у кого-то дома. Также в каждом доме пекутся особые шарики из теста. К сожалению, на сегодняшний день эта традиция практически нигде не поддерживается.
В Татарстане стартовал праздник «Изге Болгар жыены»
Главная» Новости» 5 января праздник татар. В Москве десятки тысяч верующих пришли совершить праздничный намаз к Соборной мечети. Этот праздник, по словам мусульман, — символ духовного и нравственного обновления. К народным праздникам крымских татар относятся: Наврез, Хыдырлез и Дервиза.
21 марта крымские татары празднуют красивый весенний праздник «Навруз».
В Татарстане назначили даты празднования Сабантуя — РБК | У татар есть два основных слова, которые означают какое-то торжество. Свои религиозные праздники они называют словом «гает», а все народные праздники. |
10 традиционных праздников разных народов, которые отмечают в республике | мишары этот праздник называют "Раштуа". |
«Навруз не наш праздник»: новосибирский имам высказался о национальных традициях татар | Появление праздника связано с традиционным календарём скотоводов: раньше в этот день якуты торжественно встречали айыы — покровителей скотоводства и коневодства. |
21 марта крымские татары празднуют красивый весенний праздник «Навруз». | Сегодня во время праздника татары устраивают гулянья, посиделки, общаются и исполняют народные песни. |
В Татарстане утверждены даты празднования Ураза-байрам и Курбан-байрам
Национальные праздники и обряды у татар представляют собой важную область духовной культуры народа. Новогодние праздники. Страну ждёт 8 дней отдыха; 23 февраля - День. В Татарстане отметили праздник «Изге Болгар жыены» — День принятия ислама Волжской Булгарией. Об этом в воскресенье, 21 мая, сообщает «Татар-информ». В Татарстане местные жители получили шестидневную рабочую неделю из-за приближающихся праздников. Сабантуй — это уникальный праздник, который объединяет татар во всем мире и демонстрирует их богатую и разнообразную культуру.
«Без барана Сабантуй не сделать». Из чего состоит главный фольклорный праздник татар
Сегодня на телеканале ТНВ состоится прямая трансляция праздника поэзии, посвященного 138-летию со дня рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая, которое пройдет в Казани. Другие праздничные дни: В Республике Татарстан по случаю окончания весенне-полевых работ отмечаются национальный народный праздник "Сабантуй" и русский народный праздник. Как у русских, так и у татар есть свои праздники и обычаи, уходящие корнями вглубь веков. Новогодние праздники. Страну ждёт 8 дней отдыха; 23 февраля - День.
«Навруз не наш праздник»: новосибирский имам высказался о национальных традициях татар
Оно неразрывно связано с башкирским культом птиц. Праздник, обычно, проводится в период с апреля до июля. Точная дата устанавливалась по времени прилета кукушек. Организатором торжества должна выступать пожилая и мудрая женщина, которая досконально знает традиции.
Он надевает яркое платье, а также красный кафтан, который украшен звенящими монетками. На голову женщина надевает платок и специальную высокую шапочку. Остальные женщины и дети также должны были одеться ярко и празднично.
Все собирались на горе, на лужайке или у водоема для чаепития с беляшами, блинами, чак-чаком и прочими угощениями. Праздник начинается с особого обряда, который призван умилостивить кукушек. Под корни деревьев дети выливают молоко и кладут яйца, а на ветки повязывают яркие ленты.
Пожилые женщины в это время читают особые молитвы, прося у кукушек изобилия и благополучия. Следующим этапом является сбор хвороста и разведение костра для приготовления чая. Молодежь в это время устраивает игры и развлечения.
Во время чаепития все внимательно слушают пожилых женщин, которые рассказывают легенды и поучительные истории. После этого все занимаются гаданием и загадывают желания. Остатки еды раскладывают по земле и по веткам, чтобы задобрить кукушку.
Нардуган Нардуган — это крупный праздник, который отмечают 21-22 декабря после дня зимнего солнцестояния. Считается, что именно в это время рождается главное светило, а значит, дни будут становиться все более длинными. В этот день принято готовить угощения для родных и соседей.
Также проводятся веселые гуляния с театрализованными постановками. Пожалуй, самая интригующая часть праздника — это гадания на судьбу. День образования Республики Татарские национальные праздники не менее важны, чем религиозные и обрядовые.
Эта дата и считается днем основания. Несмотря на то что после распада Советского Союза Татарстан продолжает существовать, как субъект Российской Федерации, праздник остается важным и значимым для жителей. День образования Республики Татарстан является выходным.
Кроме того, эта дата также считается днем рождения Казани. Все города и села в этот день украшают, а жители выходят на гуляния и участвуют в многочисленных массовых мероприятиях, и концертах. Ночью жителей Республики радуют праздничными салютами.
Заключение Праздники татарского народа представляют огромный интерес для историков и для простых людей, которые интересуются культурой и обычаями данной местности. Все этапы истории народа нашли свое отражение в торжествах. И Казанское ханство, и Московское государство, и Русское государство, и СССР — все эти периоды наложили свой неповторимый отпечаток на местные обычаи.
Здесь есть место как традиционным мусульманским праздникам, так и языческим обрядам. Каждый из них таит в себе глубокий смысл. Источник Россия — многонациональная страна, в ней живет более ста народов.
Большинство из них — коренные народы и народности, для которых Россия — основное или даже единственное место обитания. Фундаментом любой национальности является народная культура. Знание основ народной жизни, обрядов, традиций, литературы и искусства, помогает воспитывать интерес и уважение к родной культуре других народов и является одной из сторон воспитания человеческой культуры вообще.
Изучая национальную литературу, мы соприкасаемся с миропониманием людей разных народов и их ценностным отношением. На Касимовской земле почти шесть веков совместно живут русские и татары, именно поэтому наш край известен яркой историей мирного сосуществования этих народов, совершенно разных по происхождению, вере и обычаям. Недаром наш знаменитый поэт Евгений Маркин подчеркнул, что «Касимов — памятник не игу, а братству русских и татар».
В настоящее время в Касимовском района и городе проживают около двух тысяч татар. Активно действуют мусульманские организации в городе Касимове и Касимовском районе. Как у русских, так и у татар есть свои праздники и обычаи, уходящие корнями вглубь веков.
Русские праздники, традиции и обычаи. Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество, Масленица. Рождество Христово 7 января весь православный мир отмечает Рождество Христово.
В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий Иисус Христос. Придя на землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища — Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.
Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю.
В это время с дарами Царю Мира шли волхвы с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен, прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим. Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну.
Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть благовонное масло. Для православного народа это стало большим праздником. Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост накануне праздника соблюдается строгий пост.
После Рождества наступают святки — святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник. После наступления Рождества люди не спали, а ходили по домам, пели колядки обрядовые песни , за которые гостей угощали разными вкусностями. Сейчас этот обычай по-прежнему сохранился, в былые времена ими пользовались цари и дворяне, которые обычно переодевались в карнавальные костюмы.
Бедняки же выворачивали свои одежды наизнанку и надевали маски животных. Особенно в коляде нравилось участвовать детям, которых за песенки обязательно угощали сладостями. И сейчас продолжается этот обряд, дети ходят по домам и прославляют Иисуса Христа.
Крещение У православного народа есть оно из таинств — обряд Крещения. Оно означает принятие человека в лоно христианской церкви. После крещения говорят: «Он стал божьим человеком», то есть приобщился к религии.
В православной церкви младенца трижды окунают в воду. На крестины в России принято приглашать родных и близких, накрывать праздничный стол. Кроме того, в России на крестинах младенца выбирают крестных отца и мать, которых в дальнейшем называют «кум» и «кума», и которые призваны всю дальнейшую жизнь ребенка помогать ему во всех трудностях, а самое главное молиться за него.
Со временем этот обряд не изменился: люди по-прежнему идут в церковь, где священник произносит согласительную молитву, благословляет воду, одевает младенца в крестильную рубашку, вручает нательный крест, совершает таинства миропомазания и крещения. Масленица В старину Масленица считалась праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы — это ее похороны, а блины — это поминальное угощение.
Но прошло время, и русский люд превратил грустный праздник в разудалую Масленицу. Но осталась традиция печь блины — круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая.
Пасха И одним из главных православных праздников, конечно, является Пасха. Во время празднования Пасхи русские вспоминают о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. В домах хозяйки выпекают куличи сладкий хлеб и красят яйца.
Яйцо, которое традиционно красилось в красные цвета и его оттенки, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи с ХII века. А кулич всегда выпекали из дрожжевого теста круглой формы, которая символизирует собой саван Христа по преданиям имеющий такую же круглую форму. Во время еды кулич разрезают не вдоль, а поперек, сохраняя верхушку целой, чтобы покрывать ею оставшуюся часть сладкого блюда.
Утром после того, как во всех храмах прошли праздничные службы и крестные ходы вокруг церквей, люди собираю тся к своим родственникам или близким, чтобы подарить кулич или покрашенное яйцо. Подарки преподносятся со словами: «Христос воскресе! Этот обычай именуется «Христосование».
Свадебные обряды С древних времен русская свадьба была одним из самых ярких и своеобразных ритуалов культуры Руси. Молодых на Руси было принято женить в раннем возрасте, начиная с 12 лет. При этом в порядке вещей было то, что жених и невеста до своей свадьбы не знали друг друга достаточно хорошо, а зачастую вообще друг друга ни разу не видели.
Решение за молодого человека принималось родителями, и ему только сообщалась «его судьба» незадолго до самой свадьбы. Но в некоторых районах страны для потенциального жениха было не все так строго например, в нашем районе. Приглядевший невесту парень должен был, прежде всего, сказать об этом своему отцу.
Если он получал от него одобрение, то в дом девушки направляли двух сватов с хлебом. Вообще свадьбы длились в среднем 3 дня. Иногда они продолжались и по неделе.
Но любой свадьбе, конечно, предшествовали так называемые «сговор» и «сватовство». Бывали случаи, когда инициировали свадьбу именно родители будущей невесты. Они засылали в дом к жениху близкого им человека, и тот выступал в роли свата.
Если он получал согласие, то будущие родственники приступали к сватовству в обычном порядке. Иногда родители невесты прибегали к хитрости: если их дочь была не особо красива и хороша, они на время смотрин подменяли ее на служанку. Жених не имел права видеть свою невесту до свадьбы, поэтому, когда обман все же раскрывался, то брак мог быть расторгнут.
Впрочем, случалось это очень редко. В дом к невесте обычно ходили свататься вместе с родственниками. Родителям невесты преподносились различные подарки.
По традиции отец невесты некоторое время не должен был соглашаться отдавать свою дочь. Но следуя результатам сговора, в конце концов, он благословлял ее на свадьбу. Уговор между семьями происходил так: перед тем как подписать бумагу о подробностях предстоящего торжества, родители усаживались напротив друг друга и некоторое время молчали.
В договоре также указывалось приданое, отдаваемое вместе с невестой. Обычно оно состояло из вещей невесты, разных мелочей для дома и если позволял достаток, то и денег, людей и некоторой недвижимости. В том случае, если невеста происходила из бедной семьи, то жених был обязан передать родителям невесты определенную сумму денег для создания видимости приданого.
Накануне свадьбы в домах жениха и невесты устраивались соответственно мальчишник и девишник. На мальчишник отец или брат жениха созывали многочисленных друзей. В качестве «зватых» они ходили по домам с подарками и приглашали на мальчишник.
На девишнике невеста готовилась к предстоящей свадьбе: подружки заговаривали злых духов. Нередко невеста причитала, прощаясь с родной семьей и девичьей долей, страшась неизвестного будущего в чужой семье. Иногда подруги невесты исполняли хоровые песни.
После всех приготовлений к свадьбе проходил обряд венчания.
Праздник уходит корнями в народные традиции. По мнению историков, ему более трех тысяч лет, а появился он на Хорасане в Центральной Азии. Слово Навруз в переводе с фарси значит «новый день», то есть приход Нового года по солнечному летоисчислению, который совпадает с весенним равноденствием. Есть страны, которые отмечают этот день на государственном уровне.
Юноши окуривали дымом хозяйственные постройки. Народ собирался в удобном для проведения праздника месте, которое обычно находилось рядом с источниками воды или рядом со святым местом — Азизом. Дети надевали вывернутые мехом наружу овчинные тулупы, олицетворяя приближение зимы, и одновременно сообщая о начале праздника. Женщины готовили национальные угощения, обязательным среди которых было «кобете». Мужчины состязались в бросании камней вдаль, приговаривая: «Къара куньлер таш къайткъанда къайтып кельсинлер» — «Пусть черные дни возвратятся тогда, когда возвратится этот камень» то есть — никогда. Непременным элементом праздника была национальная борьба «куреш». Для девушек на ветви высокого дерева подвешивали качели, перевивая их цветами.
Они разъезжали по аулу на украшенных конях, пели песни, веселили хозяев прибаутками. Собранные яйца складывались в плетёную корзину. На следующий день - кульминация праздника. У каждого аула было свое излюбленное место его проведения - Майдан, имеющее ровную, хорошую просматриваемую площадку, окруженную деревьями, кустарником.
Все желающие жители аула а это были все, кто мог присутствовать! Основные состязания - борьба на кушаках - курэш борьба. В качестве кушака используется полотенце. Борцы обхватывают друг друга за талию полотенцем, и таким образом ведут борьбу.
Начинали состязание два мальчика 5-6 лет или два старика. Их одаривали. Это зачин, затравка. Затем поочередно борются мальчики постарше, юноши, мужчины среднего возраста.
Тот, кто сумел положить на лопатки своего противника, получал подарок. Поединок продолжался до тех пор, пока один из борцов не становился побежденным. После нескольких удачных схваток победитель становился претендентом на звание сильнейшего борца - батыра. Таких набиралось несколько человек.
И их борьба становилась кульминационным моментом схваток. Батыр получал одно из лучших полотенец, подаренных молодушками, один из лучших призов. В настоящее время батыру вручают ковры, стиральные машины, автомобиль и так далее. Иногда батыр по традиции получает живого барана.
Пока набирала силу борьба, чуть в стороне проводились состязания по бегу. Участники подразделялись по возрасту - мальчики, мужчины,старики. Дистанция была не длинной - 1-2 км. Завершали состязания скачки.
Участие в них считалось престижным, поэтому на скачки выставляли коней все, кто мог. В целях безопасности финиш располагался в стороне от основного места состязаний, однако награждение проходило на Майдане.
Татарский праздник Сабантуй объединил жителей всей Волгоградской области
О том, что суббота будет рабочей напомнили и в пресс-службе минтруда РТ в связи с обращениями сотрудников различных предприятий и компаний. В ведомстве объяснили, что шестидневная рабочая неделя стала из-за «рационального использования выходных». Так, отдых был назначен с 27 на 29 апреля, а с субботы 2 ноября на 30 апреля.
В Казани праздник назначен на 24 июня. В прошлом году празднования начались в те же даты. В Казани Сабантуй отмечали 19 июня.
Считалось, что она плачет - елый, имеш. А вечером на поле-майдане проводятся молодёжные игрища с хороводами, плясками, играми в догонялки, катанием на подводах.
Их устраивали либо на месте Майдана , либо на традиционных места игрищ, где-нибудь за околицей, на лугах. Сабантуй прекрасен ещё и тем, что на этом празднике все не только зрители, но и участники — они поют, танцуют, показывают ловкость в играх. Каз Омэсе Каз Омэсе - "Гусиное перо" древний татарский молодежный праздник, когда татарские молодые люди и девушки за работой совместным ощипыванием гусей - отсюда и название присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи. Праздник проводится в деревнях и селах в холодную погоду, после того как выпадет снег, в основном, в первые недели ноября-декабря Каз омэс являлся и является знаменательным событием в жизни любой татарской деревни. Особенно его ждут девушки. Девушки, которые ощипывают гусей, ведут разговоры на разные темы. Ощипанных гусей несут к реке или источнику воды, повесив их на коромысло.
На берегу реки девушки ждут деревенских парней. Здесь во время мытья гусей они общаются, поют песни. Затем парни на гармонях, исполняют мелодии, провожая девушек до самого дома. Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность. С древнейших времен поздней осенью, обычно с первым ледоставом, жителями татарского села проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух - на подушки, которые пойдут на приданое невестам. Парни и девушки собираются на посиделки, поют песни.
Гусь — один из древнейших домашних птиц, предки знали в ней толк. Татарской душе очень нравится весело гогочущий гусь с белым оперением. Гусь, не утруждая свою хозяйку, сам идет к реке и, возвращаясь, домой, ест корм. Из гусиного пуха делают подушки, одеяла. Когда пекут что-нибудь из теста, используют кисточку из гусиного крылышка. Ни одну девушку на выданье не представишь без горы подушек, набитых гусиным пером. Да татарский дом без этих подушек — не дом.
За год до свадьбы солят и сушат гуся, готовя его в качестве приданого. Этих гусей выносят к свадебному столу на красивых блюдах и гости, не отказываясь, приступают к еде.
Это зачин, затравка. Затем поочередно борются мальчики постарше, юноши, мужчины среднего возраста. Тот, кто сумел положить на лопатки своего противника, получал подарок.
Поединок продолжался до тех пор, пока один из борцов не становился побежденным. После нескольких удачных схваток победитель становился претендентом на звание сильнейшего борца - батыра. Таких набиралось несколько человек. И их борьба становилась кульминационным моментом схваток. Батыр получал одно из лучших полотенец, подаренных молодушками, один из лучших призов. В настоящее время батыру вручают ковры, стиральные машины, автомобиль и так далее.
Иногда батыр по традиции получает живого барана. Пока набирала силу борьба, чуть в стороне проводились состязания по бегу. Участники подразделялись по возрасту - мальчики, мужчины,старики. Дистанция была не длинной - 1-2 км. Завершали состязания скачки. Участие в них считалось престижным, поэтому на скачки выставляли коней все, кто мог.
В целях безопасности финиш располагался в стороне от основного места состязаний, однако награждение проходило на Майдане. Кстати, награждали всех участниковскачек, правда, ценность подарков была различной. Пришедшей последней лошади, как правило, привязывали полотенце, специально оговоренное дарительницей, чтобы "утешить ее". Считалось, что она плачет - елый, имеш. А вечером на поле-майдане проводятся молодёжные игрища с хороводами, плясками, играми в догонялки, катанием на подводах. Их устраивали либо на месте Майдана , либо на традиционных места игрищ, где-нибудь за околицей, на лугах.
Сабантуй прекрасен ещё и тем, что на этом празднике все не только зрители, но и участники — они поют, танцуют, показывают ловкость в играх. Каз Омэсе Каз Омэсе - "Гусиное перо" древний татарский молодежный праздник, когда татарские молодые люди и девушки за работой совместным ощипыванием гусей - отсюда и название присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи. Праздник проводится в деревнях и селах в холодную погоду, после того как выпадет снег, в основном, в первые недели ноября-декабря Каз омэс являлся и является знаменательным событием в жизни любой татарской деревни. Особенно его ждут девушки. Девушки, которые ощипывают гусей, ведут разговоры на разные темы.
Курсы валюты:
- В Татарстане стартовал праздник «Изге Болгар жыены» - МК Казань
- Полный календарь мусульманских праздников 2023
- 10 традиционных праздников разных народов, которые отмечают в республике
- Мусульманские праздники в 2024 году
- Курбан байрам – 2023: все о главном мусульманском празднике в Татарстане
- Курсы валюты:
Курсы валюты:
- Обряды и праздники: традиции и современность
- 1. Гостеприимство
- Как DAR Team готовит юных казахстанских бойцов к мировой арене
- В Ишимбайском районе отметили древний фольклорный праздник
- Когда впервые начали отмечать Сабантуй
- Татарский праздник Сабантуй объединил жителей всей Волгоградской области
Татарстанцам напомнили о рабочей субботе
– Сабантуй – это большой праздник наших друзей – татар, – рассказал руководитель молодежного крыла Волгоградской областной общественной организации «Дом дружбы». появившиеся после принятия ислама татарами и международные - отмечаемые не только татарами. Праздновать татарский народный праздник Сабантуй в 2023 году начнут с 10 июня, в столице региона он пройдет 24 июня. Производственный календарь 2024 Татарстана с праздниками показывает актуальные выходные дни в Татарстане, все нерабочие праздничные дни 2024 года. Сегодня во время праздника татары устраивают гулянья, посиделки, общаются и исполняют народные песни.
Татарские праздники: национальные, религиозные. Культура Татарстана
Масленица В старину Масленица считалась праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы — это ее похороны, а блины — это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд превратил грустный праздник в разудалую Масленицу. Но осталась традиция печь блины — круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая. Пасха И одним из главных православных праздников, конечно, является Пасха. Во время празднования Пасхи русские вспоминают о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. В домах хозяйки выпекают куличи сладкий хлеб и красят яйца.
Яйцо, которое традиционно красилось в красные цвета и его оттенки, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи с ХII века. А кулич всегда выпекали из дрожжевого теста круглой формы, которая символизирует собой саван Христа по преданиям имеющий такую же круглую форму. Во время еды кулич разрезают не вдоль, а поперек, сохраняя верхушку целой, чтобы покрывать ею оставшуюся часть сладкого блюда. Утром после того, как во всех храмах прошли праздничные службы и крестные ходы вокруг церквей, люди собираю тся к своим родственникам или близким, чтобы подарить кулич или покрашенное яйцо. Подарки преподносятся со словами: «Христос воскресе! Этот обычай именуется «Христосование». Свадебные обряды С древних времен русская свадьба была одним из самых ярких и своеобразных ритуалов культуры Руси.
Молодых на Руси было принято женить в раннем возрасте, начиная с 12 лет. При этом в порядке вещей было то, что жених и невеста до своей свадьбы не знали друг друга достаточно хорошо, а зачастую вообще друг друга ни разу не видели. Решение за молодого человека принималось родителями, и ему только сообщалась «его судьба» незадолго до самой свадьбы. Но в некоторых районах страны для потенциального жениха было не все так строго например, в нашем районе. Приглядевший невесту парень должен был, прежде всего, сказать об этом своему отцу. Если он получал от него одобрение, то в дом девушки направляли двух сватов с хлебом. Вообще свадьбы длились в среднем 3 дня.
Иногда они продолжались и по неделе. Но любой свадьбе, конечно, предшествовали так называемые «сговор» и «сватовство». Бывали случаи, когда инициировали свадьбу именно родители будущей невесты. Они засылали в дом к жениху близкого им человека, и тот выступал в роли свата. Если он получал согласие, то будущие родственники приступали к сватовству в обычном порядке. Иногда родители невесты прибегали к хитрости: если их дочь была не особо красива и хороша, они на время смотрин подменяли ее на служанку. Жених не имел права видеть свою невесту до свадьбы, поэтому, когда обман все же раскрывался, то брак мог быть расторгнут.
Впрочем, случалось это очень редко. В дом к невесте обычно ходили свататься вместе с родственниками. Родителям невесты преподносились различные подарки. По традиции отец невесты некоторое время не должен был соглашаться отдавать свою дочь. Но следуя результатам сговора, в конце концов, он благословлял ее на свадьбу. Уговор между семьями происходил так: перед тем как подписать бумагу о подробностях предстоящего торжества, родители усаживались напротив друг друга и некоторое время молчали. В договоре также указывалось приданое, отдаваемое вместе с невестой.
Обычно оно состояло из вещей невесты, разных мелочей для дома и если позволял достаток, то и денег, людей и некоторой недвижимости. В том случае, если невеста происходила из бедной семьи, то жених был обязан передать родителям невесты определенную сумму денег для создания видимости приданого. Накануне свадьбы в домах жениха и невесты устраивались соответственно мальчишник и девишник. На мальчишник отец или брат жениха созывали многочисленных друзей. В качестве «зватых» они ходили по домам с подарками и приглашали на мальчишник. На девишнике невеста готовилась к предстоящей свадьбе: подружки заговаривали злых духов. Нередко невеста причитала, прощаясь с родной семьей и девичьей долей, страшась неизвестного будущего в чужой семье.
Иногда подруги невесты исполняли хоровые песни. После всех приготовлений к свадьбе проходил обряд венчания. У молодых с собой было хлебное вино, которое священник три раза давал им испить. Далее по одной традиции молодые не спешили к столу, а расходились по домам — каждый обедал у себя. Получив последнее благословение родителей, жених ехал к невесте. Вот тогда и начинались свадебные игры. Что получить невесту, жених платил выкуп, после чего несколько раз хлестал девушку плетью, чтобы отныне слушалась мужа.
С этого момента празднеств перемещалось в дом жениха. По другой традиции в первый день пиршества свадебный обед проводился в доме невесты. Молодые практически ничего не должны были есть и пить. На второй день свадьба переезжала в дом жениха. На третий день уже невеста хвасталась своим мастерством готовить и угощала гостей своими пирогами. Существовало верование, что нечистые силы наносят порчу на тот дом, где празднуют свадьбу. Поэтому первую ночь молодожены никогда не спали внутри самого дома.
Обычно для этого они использовали сенник. Вот примерно так происходила старинная русская свадьба. Некоторые традиции сохранились до сих пор, и в разных вариациях успешно используются и по сей день. Татарские праздники, традиции и обычаи. Мавлид Мавлид — празднование дня рождения пророка Мухаммада. Проводится 12 числа третьего месяца мусульманского лунного календаря. В некоторых мусульманских странах отмечается достаточно пышно и в течение всего месяца: в городах развешивают плакаты с аятами из Священного Корана, в мечетях собираются люди, поются религиозные песнопения нашиды , читаются проповеди о жизни пророка Мухаммеда и т.
Мавлидом также называют собрания мусульман, на которых собирающиеся делают тоже, что и в праздник, однако такие собрания не приурочиваются к какой-то конкретной дате. В некоторых народах, традиционно исповедующих ислам, мавлидами также принято называть и собрания по случаю свадьбы, рождения ребёнка и т. Впервые мавлид начали праздновать в XII веке по указанию Музаффауд-дина ибн Заинуд-дина, правителя сирийской местности Ирбиль. Для проведения первого мавлида он собрал известных учёных и суфиев, хорошо знающих хадисы. Мавлид состоит из чтения молитв и слов поминания Аллаха, славословия пророку, стихотворных повествований и лекций о его жизни и рождении. На мавлиде принято выражать радость по поводу прихода в этот мир Мухаммеда, которого мусульмане считают последним посланником Аллаха, и возносить за это благодарность Всевышнему, обращаться к Аллаху с мольбами, раздавать милостыню бедным и вести благочестивые разговоры друг с другом. Ураза — Байрам После завершения священного месяца Рамадан наступает один из двух крупных праздников ислама, называемый праздником разговения Ид уль-Фитр.
Праздник разговения для мусульманина — это, в первую очередь, прощание с благословенными днями месяца Рамадан, когда для каждого мусульманина предоставлялась хорошая возможность вырасти духовно, усмирить страсти посредством соблюдения поста, большего стремления к благочестию, оказания помощи нуждающимся. В Ураза-Байрам мусульманам предписывается предаваться настроению праздника, вкушая пищу и питье, поститься же в этот благословенный день нельзя. В этот день мусульмане всего мира, совершив омовение, надевают праздничную одежду и спешат в мечеть на коллективную молитву. После этого верующие обмениваются поздравлениями, идут в гости или приглашают к себе на праздничную трапезу. Праздник также отмечен крайне важным предписанием религии: в этот день мусульмане выплачивают нуждающимся людям обязательное пожертвование, называющееся закят уль-фитр. Также в этот день принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших, читать над могилами отрывки из Священного Корана и просить Всевышнего об облегчении их участи. Свадебные обряды Основная свадьба у татарского народа проводится в доме невесты.
Особыми приглашенными являются родители жениха, они привозят с собой калым и угощения. Все это доставляется в красивом сундуке и на особой подводе. Вместе с родителями жениха приезжают и его близкие: братья и сестры, тетки и дядьки. Начиналась свадьба с религиозного бракосочетания. Приглашенный мулла записывал в книгу регистрации условия заключаемого брака, размер калыма. Свадебное застолье начиналось с выноса меда и масла. Гости угощались и клали на блюда деньги, которые передавались молодой паре.
После подачи мяса на стол выносили угощения, привезенные женихом. Свадьба в доме невесты продолжалась два или три дня. На третий день устраивалась прощальная трапеза; основным угощением в этот день были пельмени и пшенная каша. Свадьба в доме жениха устраивалась попозже. При переезде молодой жены в дом мужа, встречать молодоженов собирались не только родственники, но и соседи. Всем хотелось посмотреть на молодую жену и оценить по своему: умна ли, хороша собой, щедрая ли? Молодых осыпали хмелем, изюмом, монетами, а у касимовских татар рисом и мукой.
Существовал обычай обряжения дома, когда в день приезда молодой жены в доме снимали занавески и настенные матерчатые украшения и вешали новые из ее приданого. Все сопровождалось веселыми шутками, а за каждую вещь умудрялись получить выкуп. Был еще обряд передачи молодой жене живности, обычно это была овца или телка. Молодая жена в ответ дарила родителям мужа шитое полотенце. Вводя жену в дом, ей в руки давали уздечку, и она держала ее до тех пор, пока свекор не объявлял, что подаренная живность становиться собственностью молодой жены. Затем молодых сажали за стол, а молодой жене предлагали съесть горбушку хлеба, помазанного маслом и медом, для того, чтобы она была покладистой и уживчивой в доме мужа, а жизнь ее была мягкой, как масло и сладкой как мед. Она выпивала пару чашек чая, после чего ее руки погружали в муку, чтобы не знала бедности и недостатка ни в чем.
Вот так проходила церемония встречи жены в доме мужа. Строительство дома Очень важное событие в татарской семье — это строительство собственного дома. Дом для одной семьи по традиции не должен быть слишком большим, как амбар, но и не слишком маленьким. При строительстве дома не принято спешить: согласно древним обычаям за один день следует возводить один ряд кирпичной или каменной кладки и рубить не более одного венца деревянного сруба. Новый дом обычно украшается резными наличниками и карнизом. По татарским обычаям запрещается держать в доме собаку, в виде исключения допускается иметь ее для охраны дома или охоты. При входе в дом нельзя наступать на порог — это запрещает древний обычай.
В доме должна быть комната для гостей или отдельно стоящий гостевой домик. Рождение детей Главное действующее лицо в этом обряде — специально приглашенная бабка-повитуха. Когда ребенок рождался, она его купала в специально приготовленной воде. В эту воду обязательно добавлялась соль и опускалась серебряная монетка, которая после купания доставалась бабке-повитухе. Затем дитя заворачивали в чистую рубашку отца, чтобы новорожденный был любим родителем. Произнося подобающие молитвы, повитуха смазывала ротик младенца медом или маслом и желала ему благополучия и удачи в жизни. Самой почетной гостьей в день родов была мать роженицы.
Для первенца она приносила детское приданое: одеяло, подушку, пеленки и угощения. На седьмой день рождения ребенку давали имя. Сабантуй Касимовский Сабантуй ежегодно отмечается 12 июня на День России и стал многонациональным праздником единения всех народов.
Под занавес года впервые в истории российского музыкального театра команда Леонида Кипниса выпустит мюзикл... Государство сэкономит 14 тысяч рублей, выплатив новосибирскому банкиру 24 миллиона 27 апреля, 2024 Новосибирский областной суд уменьшили компенсацию бывшему топ-менеджеру разорившегося банка «Пушкино» Павлу Чернявскому за уголовное преследование. Однако изменения малозаметны — государство как было должно 24... Отказали в перелете пятерым: Новосибирскую авиакомпанию S7 опять оштрафовали за овербукинг 27 апреля, 2024 В Новосибирске в очередной раз оштрафовали авиакомпанию «Сибирь» S7 Airlines за овербукинг. Это уже далеко не первый раз, когда новосибирский перевозчик отказывает группе пассажиров...
Набережная, 31. Хыдырлез — национальный праздник крымских татар, который символизирует плодородие, достаток и благополучие. Название праздника происходит от имён мусульманских святых Хыдыра и Ильяса, которые путешествуют по всему свету и помогают людям. Читайте также Хотите быть в курсе самых интересных туристических новостей Крыма? Подписаться Поздравляем! Письмо с подтверждением отправлено на ваш электронный адрес.
После весёлых игр и развлечений все собрались за столом. Первую порцию каши отдали земле, желая ей мира, спокойствия и обильного урожая. Вторую порцию отдали воде, чтобы она сохраняла живность на планете. Третью порцию отдали небу, желая ему множества солнечных дней и своевременных дождей, а четвёртую — грачам в знак благодарности за то, что они принесли весну. После этого угощение получили все участники праздника.