Новости достоевский образование

Добро пожаловать в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа имени Ф.М. Достоевского".

Начало писательской деятельности

  • Комитет по образованию
  • «Новый Гоголь»
  • Лекторий Dостоевский - YouTube
  • Потомки Достоевского посетили премьеру спектакля "Идиот" в Минске
  • Биография Федора Достоевского: родители, арест, жены, дети, смерть и похороны писателя

Первый роман

  • В Миланском университете хотели запретить изучение творчества Достоевского
  • Биография Федора Достоевского: родители, арест, жены, дети, смерть и похороны писателя
  • ОмГУ им. Ф.М. Достоевского - 50 лет
  • Биография — Фёдор Достоевский

Мединский считает, что Достоевского не надо навязывать школьникам

Писатель полагает, что само по себе наказание - продукт родительской лени, ее неизбежный результат: «Все, что можно бы сделать трудом и любовью, неустанной работой над детьми и с детьми, все, чего можно достигнуть рассудком, разъяснением, внушением, терпением, воспитанием и примером, - всего того слабые, ленивые, но нетерпеливые отцы полагают всего чаще достигнуть розгой: "Не разъясню, а прикажу, не внушу, а заставлю"» 1, 25; 190. Результатом такого воспитания становится не исправление, а развращение ребенка: хитрый, скрытный, он «непременно покорится и обманет» 1, 25; 190. Ребенка же «слабого, трусливого и сердцем нежного» просто забьют. Обращаясь к родителям, Достоевский говорит от имени общества, государства, отечества: «Вы отцы, они ваши дети, вы современная Россия, они будущая: что же будет с Россией, если русские отцы будут уклоняться от своего гражданского долга и станут искать уединения или, лучше сказать, отъединения, ленивого и цинического, от общества, народа своего и самых первейших обязанностей. Всего ужаснее то, что это так распространено... Таким образом, в воспитании подрастающего поколения Достоевский видит не только личное дело родителей, но их гражданский долг, который они обязаны выполнять со всем подобающим старанием и ответственностью за будущее своей страны: «Пусть мы умрем, но останутся дети наши, а после них - их дети», - писал Достоевский в романе «Подросток». Самое страшное для будущего России - молодое поколение, выросшее без идеалов, без высшей идеи. Воспитание верований и убеждений тем более важно, что, как полагал Достоевский, «теперешний юный народ» очень сильно отличается от предшествующих поколений: они «как-то решительнее и гораздо короче на сомнения и размышления». Если «прежние», надумав какие-нибудь фантастические проекты, их «не исполняли и много что поверяли их под клятвою какому-нибудь товарищу, а теперешние надумают да и выполнят».

Если прежнее поколение «связывало и чувство их долга, ощущение обязанности, - к отцам, к матерям, к известным верованиям и принципам», то в нынешнем «связи эти и ощущения стали несколько слабее. Меньше удержу и внешнего и пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя внутреннего, в себе самом заключающегося». Поэтому из современной молодежи очень легко сделать «настеганное стадо» 1, 24; 51 , лишь уверив молодых людей в том, что «они собраны во имя чего-то высшего и прекрасного, во имя какого-то удивительного самопожертвования для величайших целей» 1, 24; 52. Появление разрушительных нигилистических и революционных идей Достоевский напрямую связывал с идейным крахом старшего поколения, оставившего в воспоминаниях «цинизм, глумление, безжалостные посягновения на первые нежные святые верования детей» 1, 22; 102. Такое «либеральное воспитание» произвело «совсем обратные следствия», и юноши и подростки стали искать новых путей, прямо начав с «отпора тому ненавистному циклу идей, которые встретили они в детстве, в своих жалких родных гнездах» 1, 22; 102. Достоевский предупреждал, что «во времена переходные, во времена потрясений в жизни людей, сомнений и отрицаний, скептицизма и шатости в основных общественных убеждениях» 1, 21; 131 особенно сильна опасность «заражения» ложными, губительными «идейками», позволяющими человеку, не считая себя мерзавцем и даже не будучи им, делать «явную и бесспорную мерзость». В этом видит Достоевский «самую болезненную и грустную черту» своего времени. В таких условиях бессмысленно требовать от молодежи «стойкости» и «зрелости убеждений» - ведь их не было даже у их отцов, «а теперь менее чем когда-нибудь есть».

Что можно ожидать от юношей, если «с самого первого детства своего эти дети встречали в семействах своих один лишь цинизм, высокомерное и равнодушное большею частию отрицание; если слово "отечество" произносилось перед ними не иначе как с насмешливой складкой, если к делу России все воспитывающее их относились с презрением или равнодушием; если великодушнейшие из отцов и воспитателей их твердили им лишь об идеях "общечеловеческих"; если еще в детстве их прогоняли их нянек за то, что те над колыбельками их читали "Богородицу"» 1, 21; 134-135. Достоевский был убежден, что будущее страны, ее свобода и независимость зависят от степени развития науки и образования, и потому одной из главных государственных задач писатель полагал создание истинно национальной системы образования, без которой невозможно будет противостоять все более динамично развивающимся «западным соседям»: «Воюют не столько оружием, сколько умом». Чтобы изобретать «такие машины», которые смогут обеспечить свободу и независимость страны, нужна, как утверждает Достоевский, «наука самостоятельная, а не покупная; своя, а не выписанная; укоренившаяся и свободная». А для того, чтобы такая наука появилась в стране, нужна развитая и мощная система образования, на которую нужно затрачивать «по пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя крайней мере столько же, как и на войско, если мы хотим догнать хоть какую-нибудь из великих держав» - иначе будет только «потрясение, а не просвещение» 1, 21; 92-93. Великий мыслитель был убежден: «Чем богаче духовно нация, тем она и матерьяльно богаче» 1, 26; 31. Поэтому образование в деле нравственного и духовного возрождения нации должно сыграть, по мнению Достоевского, огромную роль. Полагая, что труд является «самым сильным средством перевоспитания, переделки оскорбленной и опороченной души в ясную и честную» 1, 22; 20 , писатель предупреждает, что напрасно «вся педагогика ушла теперь в заботу об облегчении», так как «облегчение вовсе не есть развитие, а, даже напротив, есть отупение». Получение знаний должно стать для ребенка первой поистине трудовой школой: «Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве, собственным усилием а если хотите, так и страданием , проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа, из которой сплошь да рядом выходит ни то ни се, ни доброе, ни злое даже и в разврате не развратное и в добродетели не добродетельное» 1, 22; 9.

Особое место в системе национального образования писатель уделяет изучению русского языка и литературы. Достоевский утверждал: «Язык - народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая глубокая мысль! Утверждая, что «язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли... Слово для Достоевского является оглашением мира, Вседержительным началом, в котором воплощена святая святых нации - деятельность народного духа. Мыслительная деятельность человека напрямую зависит от языка, ведь человек мыслит «стихийной основной силой языка», и потому «чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль» 23; 80. Достоевский убежден, что в школе нужно непременно «заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен - из летописей, из былин и даже с церковнославянского языка, - и непременно наизусть, невзирая даже на ретроградство заучивания наизусть». Только изучив родной язык, приучив себя на этом языке мыслить, можно извлечь пользу из «оригинальной русской способности европейского языкознания и многоязычия», ведь «только лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде».

Старший брат в училище не был принят. Младший же учился с тяготою, не испытывая никакого призвания к будущей службе.

В том же году их отец в чине коллежского советника оставил службу за время которой был награждён орденами Св. Владимира 4-й степени — 1829 и Св. Анны 2-й степени — 1832 [87] и поселился в Даровом, где в 1839 году, при до конца не выясненных обстоятельствах скончался. Всё своё свободное от занятий время Достоевский уделял чтению сочинений Гомера , Корнеля , Расина , Бальзака , Гюго , Гёте , Гофмана , Шиллера , Шекспира , Байрона , из русских авторов — Державина , Лермонтова , Гоголя , а почти все произведения Пушкина знал наизусть. Согласно воспоминаниям русского географа Семёнова-Тян-Шанского [88] , Достоевский был «образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например, Некрасова , Панаева , Григоровича , Плещеева и даже самого Гоголя » [89]. Вдохновлённый прочитанным, юноша по ночам осуществлял собственные первые шаги в литературном творчестве. Осенью 1838 года товарищи по учёбе в Инженерном училище под влиянием Достоевского организовали литературный кружок, в который вошли И. Бережецкий [90] , Н. Витковский, А.

Бекетов [91] [4] и Д. В июне 1839 года Фёдор получил трагическое известие о скоропостижной смерти своего отца, последовавшей от апоплексического удара , спровоцированного конфликтом с собственными крестьянами [92]. По окончании училища в 1843 году Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета следующего года, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и 19 октября 1844 года получил увольнение от военной службы в чине поручика [93]. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы Ещё во время учёбы в училище Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», отрывки из которых читал брату в 1841 году [94]. В январе 1844 года Достоевский писал брату, что закончил драму «Жид Янкель» [95]. Эти первые юношеские произведения не сохранились. В конце 1843 и начале 1844 года Достоевский переводил роман Эжена Сю «Матильда» и, немного позднее, роман Жорж Санд «Последняя из Альдини», одновременно начав работу над собственным романом « Бедные люди » [96]. Оба перевода не были завершены. В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены.

Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа « Евгения Гранде » Бальзака [97] , опубликованный в журнале « Репертуар и пантеон » в 1844 году без указания имени переводчика [98]. В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди» [4]. При посредничестве Д. Григоровича [99] с рукописью ознакомились Н. Некрасов и В. Белинский [94]. Достоевский радушно был принят в кружок Белинского [101] и стал знаменитым до публикации романа Н. Некрасовым в январе 1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе ».

Я в каторге, вспоминая её, укреплялся духом. По словам Д. Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики « натуральной школы » [103] писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М. Бахтин написал только спустя много лет. Кроме «неистового Виссариона», положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В. Майков [104] [105].

Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с И. Тургеневым [106] в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией « Современника » в лице Н. Некрасова [4] и стал публиковаться в « Отечественных записках » А. Краевского [107]. Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств. Многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя, с другими связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика. В январе — феврале 1846 года Достоевский по приглашению критика В. Майкова посещал литературный салон Н.

Майкова [108] , где познакомился с И.

В июне в Институте среднего профессионального образования и довузовской подготовки ОмГУ был пройден этап приема Центров проведения демонстрационного экзамена. Сегодня идеи писателя приобретают особую актуальность, поэтому очень важно приобщать молодежь к его творческому наследию. Получить образование в другой стране — кто хоть раз в жизни не думал об этом?

Кстати, сама идея постановки, вспоминает министр, зародилась во время знакомства с прекрасной сербской актрисой Иваной Жигон, которая и стала режиссером спектакля. В кулуарах Министерства культуры два года назад была намечена протокольная встреча, которая растянулась на три с половиной часа, настолько обе стороны прониклись идеей совместных проектов.

А уже весной прошлого года года была осуществлена серьезная детализация, поиск театра и труппы. У профессионала, признается Маркевич, взор пал именно на театр имени Горького, в котором она осталась в восторге от великолепной жизненной игры актеров на сцене.

Миланский университет отменил курсы о Достоевском

Приговор был связан именно с петрашевцами, о радикальном кружке Спешнева следствие ничего не узнало. В последний момент по распоряжению императора Николая I петрашевцам объявили о замене расстрела различными сроками каторги. Достоевский был отправлен на четырехлетнюю каторгу с последующей воинской службой в звании рядового. После каторги С января 1854 года он служил в Семипалатинске. В 1857 году Федору Михайловичу было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на Марии Исаевой, принимавшей еще до брака участие в его судьбе. В 1859 году Достоевский вышел в отставку и получил разрешение жить в Твери. В конце года писатель переехал в Петербург. В 1861 году он вместе с братом Михаилом основывает журналы "Время" и "Эпоха", где печатает романы "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома", "Записки из подполья".

В 1864 году скончались жена и брат Достоевского. Писатель продолжает издавать "Эпоху", принимая на себя долги умершего брата. Игрок В 1866 году был написан его знаменитый роман "Преступление и наказание", ставший одним из величайших произведений мировой литературы. Этот роман вызвал бурю восторгов и негодования. Но шумный успех не изменил тяжелого материального положения автора будучи еще в 1862 году первый раз на лечении в Германии, писатель увлекся игрой в рулетку. Достоевский уезжает за границу со своей второй супругой, Анной Сниткиной, где проведет четыре года. В этот период произошло много событий в их жизни.

То же можно сказать и о романах Достоевского, которые имеют более чем вековую историю изучения и интерпретации, и так же порой истолковываются превратно и ошибочно», — отметил Павел Фокин. В ходе встречи учителя отметили, что узнали много новых и интересных фактов из жизни и творчества писателя, которыми уже в ближайшее время поделятся с учениками на уроках. В апреле участников Клуба полезного досуга ждет ряд мероприятий. В течение всего года проходят мероприятия, направленные на повышение престижа учительской профессии и поддержку педагогов, преподавателей дошкольного, дополнительного и среднего профессионального образования. Педагоги могут поучаствовать в профессиональных конкурсах, конференциях и форумах. Среди ключевых мероприятий в столице — конкурс «Педагоги года Москвы», X Педагогический форум и большой праздничный концерт в Государственном Кремлевском дворце. Кроме того, в этом году исполняется 200 лет со дня рождения основателя российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. В честь этого праздника также запланированы масштабные мероприятия.

Арест и ссылка В середине 1840-х гг. В 1846 году он познакомился с М. Петрашевским, объединившим вокруг себя революционно настроенную молодёжь. В обществе петрашевцев распространялись опальные тексты и обсуждались идеи государственного переворота. В 1849 году деятельность кружка была раскрыта, его участники арестованы, в их числе и Фёдор Достоевский, признанный одним из опаснейших преступников. Как и другие петрашевцы, он провёл 8 месяцев в одиночной камере Петропавловской крепости, а затем выдержал процедуру смертной казни, которую отменили в последний момент. После мучительного ожидания смерти их оповестили о помиловании и замене казни на каторгу. Император Николай I назначил Достоевскому наказание в виде четырёх лет каторжных работ. Годы сибирской ссылки писатель провёл в Омске, где, несмотря на запреты, тайно вёл дневник, известный впоследствии как «Сибирская тетрадь». Каторжный опыт писателя впоследствии лёг в основу «Записок из Мёртвого дома». После четырёх лет в сибирском остроге Достоевский отправился на службу в Семипалатинск. Лишь после смерти императора Николая I писатель, как и другие петрашевцы, был помилован Александром II, но вернуться в Петербург смог только в 1859 году. В том же году в печати появились его произведения — повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». Негласный полицейский надзор продолжался вплоть до 1875 года. Арест и годы, проведённые в ссылке, перевернули сознание Достоевского. Из Сибири Фёдор Михайлович вернулся глубоко верующим человеком, для которого до конца жизни будет важен поиск идеалов христианства и приближение к заветам Иисуса Христа. Расцвет творчества С 1861 года Фёдор Михайлович вместе со старшим братом Михаилом издавал литературные журналы: сначала «Время», затем «Эпоха». На их страницах, разумеется, появлялись и произведения писателя: «Униженные и оскорблённые», «Скверный анекдот», «Записки из подполья» и др. Опубликованные в 1861—1862 гг. Тема положения каторжан стала для русских читателей откровением. В 1862 и 1863 гг. После очередного разорительного проигрыша он, наконец, избавился от игромании. Впечатления этого периода, как и многие другие факты биографии Достоевского, нашли отражение в его творчестве — в сюжете романа «Игрок». Фёдор Михайлович посетил Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию и Австрию, однако, в отличие от многих своих соотечественников, не влюбился в Европу и не принял распространённых на западе либерально-буржуазных ценностей и идей. В 1860-е гг. В 1864 году скончался старший брат писателя и его издатель Михаил Михайлович, и на плечи Фёдора Михайловича легли все долги журнала.

Пять минут до расстрела На Семёновском плацу арестованным петрашевцам, включая Достоевского, зачитали смертный приговор, приготовили всё необходимое для расстрела, но в последний момент объявили о высочайшей милости. Казнь была инсценирована: Николай I заранее принял решение заменить её каторжными работами и ссылкой. Главным обвинением против писателя было чтение вслух знаменитого зальцбруннского письма Белинского Гоголю. Достоевский признался, что действительно читал его 15 апреля. Письмо Белинского, возмущённого православной и монархической книгой Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», действительно содержало очень резкие места. Впрочем, власти, судя по всему, реагировали не на чтение письма само по себе. После волны революций, прокатившихся по Европе в 1848 году, российское правительство очень опасалось тайных заговоров. В этой обстановке полиции и Третьему отделению очень хотелось раскрыть хоть какую-нибудь тайную организацию, и петрашевцы прекрасно подошли на эту роль. Вся сцена произвела на Достоевского сильнейшее впечатление. По воспоминаниям свидетелей, Достоевский «был несколько восторжен, вспоминал «Последний день осуждённого на смерть» Повесть французского писателя Виктора Гюго, опубликованная в 1829 году. Написана от лица человека, осуждённого на смерть. Вина приговорённого неизвестна, но по косвенным деталям можно предположить, что он отцеубийца. Произведение оказало большое влияние на Чарльза Диккенса и Фёдора Достоевского, исследователи подчёркивают параллели и с «Приглашением на казнь» Владимира Набокова. В 1846 году начал посещать собрания у Петрашевского и стал членом кружка Николая Кашкина. Оказал большое влияние на Фёдора Достоевского, которого тот называл «своим Мефистофелем». Подобно другим петрашевцам, был приговорён к смертной казни расстрелянием, но по императорской конфирмации отправлен в ссылку на каторжную работу в рудниках на 10 лет. Стал прототипом Николая Ставрогина, главного героя романа Достоевского «Бесы». Свой личный опыт и впечатления от чтения Гюго сольются в знаменитом монологе князя Мышкина : Выходило, что остаётся жить минут пять, не больше. Он говорил, что эти пять минут казались ему бесконечным сроком, огромным богатством; ему казалось, что в эти пять минут он проживёт столько жизней, что ещё сейчас нечего и думать о последнем мгновении, так что он ещё распоряжения разные сделал: рассчитал время, чтобы проститься с товарищами, на это положил минуты две, потом две минуты ещё положил, чтобы подумать в последний раз про себя, а потом, чтобы в последний раз кругом поглядеть. Что, если бы воротить жизнь, — какая бесконечность! И всё это было бы моё! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счётом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил! Мемориальный дом-музей Фёдора Достоевского в Семипалатинске 6 февраля 1857 года. С будущей женой он познакомился ещё весной 1854 года, вскоре после окончания своих каторжных работ и освобождения из острога. Мария Дмитриевна в это время жила со своим мужем в Семипалатинске, где Достоевский, согласно приговору, должен был служить рядовым. У неё был сын Павел, который станет пасынком писателя. Я походил на больного, который начинает выздоравливать после долгой болезни и, быв у смерти, ещё сильнее чувствует наслаждение жить в первые дни выздоровления. Надежды было у меня много. Я хотел жить. Что сказать тебе? Я не заметил, как прошёл первый год моей жизни здесь. Я был очень счастлив. Бог послал мне знакомство одного семейства, которое я никогда не забуду. Это семейство Исаевых, о котором я тебе, кажется, писал несколько, даже поручал тебе одну комиссию для них. Это дама, ещё молодая, 28 лет, хорошенькая, очень образованная, очень умная, добра, мила, грациозна, с превосходным, великодушным сердцем. Участь эту она перенесла гордо, безропотно, сама исправляла должность служанки, ходя за беспечным мужем, которому я, по праву дружбы, много читал наставлений, и за маленьким сыном. Она только сделалась больна, впечатлительна и раздражительна. Характер её, впрочем, был весёлый и резвый. Я почти не выходил из их дома. Что за счастливые вечера проводил я в её обществе! Я редко встречал такую женщину. С ними почти все раззнакомились, частию через мужа. Да они и не могли поддерживать знакомств. Она осталась на чужой стороне, одна, измученная и истерзанная долгим горем, с семилетним ребёнком и без куска хлеба. Даже похоронить было мужа нечем. Жить без неё я не могу, и потому, если только обстоятельства мои переменятся хотя несколько к лучшему и положительному, я женюсь на ней. Я знаю, что она мне не откажет. Но не могу же я теперь, не имея ничего, воспользоваться расположением ко мне этого благороднейшего существа и теперь склонить её к этому браку. С мая месяца, когда я расстался с ней, моя жизнь была ад. Каждую неделю мы переписываемся. Александр II в своём кабинете в Зимнем дворце. Около 1880 года. Фотография Сергея Левицкого 17 апреля 1857 года. Достоевский помилован Выходит Высочайший указ о помиловании политических преступников, в том числе Достоевского: Желая явить новое милосердие подданным нашим, омрачившим себя политическими преступлениями и после того безукоризненным поведением доказавшим своё раскаяние, равно тем, которые ещё в прежнее время, до дня нашего коронования, возвращены из мест ссылки или иным образом помилованы... Вообще амнистии в честь коронации нового императора были для Российской империи обычным делом. Однако решение Александра II обладало особой важностью: возвращение из ссылки политических преступников, включая декабристов, воспринималось как отказ от наследия Николая I и один из шагов к решительным переменам в жизни страны. Через два года Достоевский воспользуется вновь обретённым правом на свободу перемещения и покинет Сибирь, а после вернётся в бурную общественную и литературную жизнь Санкт-Петербурга.

M. DOSTOEVSKY ABOUT OF UPBRINGING, EDUCATION AND "NATIONAL TEACHER"

  • Маленький Достоевский: 9 интересных фактов из детства писателя - Православный журнал «Фома»
  • ПРИГЛАШАЕМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ!
  • Презентация книги: «Достоевский в средней и высшей школе: проблемы и новые подходы»
  • В Миланском университете хотели запретить изучение творчества Достоевского
  • Обсуждение (4)
  • «Достоевский. Insight»

В Миланском университете хотели запретить изучение творчества Достоевского

Обо всем этом и о многом другом нам поведал Мозес, студент-магистрант экономического факультета. Он приехал в Россию из Лусаки, столицы Замбии, 7 лет назад, и ему есть, что нам рассказать.

Ответ для всех очевиден. Поэтому финал истории Мышкина выглядит закономерным — возвращение в Швейцарию. И это третья крайность, которой стоит избегать — «жизнь только для других».

Ваш совет сильно мне помог. Как бы банально сейчас ни звучали эти слова, но эти романы изменили мою жизнь. И я уверен, что они могут поменять ещё много жизней, ведь хватает в мире похожих на меня людей, а потому такая литература просто необходима. С благодарностью, К. Екатерина Рылова.

Витебский государственный университет имени Петра Мироновича Машерова, факультет гуманитаристики и языковых коммуникаций, 3 курс, 19 лет. Зачем нам нужен Достоевский? Одни говорят, что этот человек — великий христианин. Другие помнят его как революционера, участвовавшего в заговоре петрашевцев. Вот он в белом халате и в колпаке смертника, который стоит в жестокий мороз на Семеновском плацу и слушает приговор: «Расстрелять!

Но, как он сам писал об этом через несколько десятилетий, именно тогда, на эшафоте, он считал себя правым и ни в чем не раскаивался. Вот человек с такой странной и тяжелой судьбой: бедный, загнанный, работающий до изнеможения. Гений, у которого не хватало денег на еду. Живший на плохом чае за границей и просящий в России 15 рублей авансом у одного из издателей. Это Федор Михайлович Достоевский - человек, преодолевавший все несчастья, сострадающий к «униженным и оскобленным», гениальный писатель.

Теперь, когда открываешь для себя творчество Достоевского, пронизанное глубокой философией и тонким психологизмом, становится понятно, что такое мог написать только человек, который сам познал ужас крайней нищеты, человек, который прошел сквозь тюрьму и каторгу. Стиль его письма пугающе реалистичен, так как Достоевский сам пережил многие драматические и трагические ситуации, которые нас потрясают в его произведениях. Его повести и романы — о добре и зле, подлинном счастье, поисках Бога, обретении свободы воли, о человеческих страданиях. По-моему, никто так много не писал о человеческих страданиях. И это один из самых христианских писателей в русской литературе.

Мы думаем, что страдать плохо, никто не хочет, хотят веселиться, получать только удовольствия. А он нам говорит: в страдании рождается Человек. Как у Пушкина: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» Нужен ли нам Достоевский сегодня, 21-ом веке? Нас пугают «толстые» романы, они нам кажутся анахронизмом, мы живем быстро, читаем короткие тексты если читаем вообще! Что мы поймем в его произведениях?

Может, он нам зачем-то необходим? Действительно ли его творчество так устарело? В первую очередь, Достоевский писал о человеке и для человека. У него был дар: он обращался к каждому читателю, вступая с ним в контакт. Но у читателя есть абсолютная свобода: соглашаться, спорить, доказывать свое, при этом открывая что-то в себе.

Гениальность состоит в том, что позиция писателя определенна и ясна, но он никого не принуждает безоговорочно ее принимать. В наше время разве не об этом все кричат: честный диалог, демократия, свобода мысли и слова. Свобода — вот, что дает нам Достоевский. Цель писателя — не столько согласие с ним читателя, сколько неравнодушие. Достоевский ориентировался на многогранность читателей, на множественное восприятие.

Он понимал, что его произведения могут быть восприняты на разных уровнях понимания. В том числе, всякий раз, читая классика, ты вступаешь на путь самопознания и познания людей вокруг себя. Так как именно Достоевский открывает неисчерпаемость и многомерность человеческой души. Писатель показывает возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, ничтожного и великого, подлого и благородного. Человек — вот тайна, которую хочется раскрыть в каждом произведении.

Его романы о противоречиях, которые существуют в человеческой душе. Он не создает шаблоны злых или добрых персонажей. Он предоставляет широчайший спектр двойственных эмоций, так свойственных и нашему поколению. Ужас и сострадание, стыд и боль, любовь и ненависть умещаются в одном персонаже, будь то Раскольников, Настасья Филипповна, Аглая… Это и есть могучее средство покорения сердец, с помощью которого читатели видят в персонажах живых людей, так похожих на них самих. Разбираясь в сложных судьбах героев Достоевского, мы, сегодняшние читатели, пытаемся распутать и свой собственный эмоциональный клубок.

Ведь у Достоевского не было равных в умении обнажить человека, заставить персонажа испытать все страсти, при этом представляя его большой и значимой личностью. Сюжет также непредсказуем, как и человеческая жизнь. Это непрерывная цепь, которая движется то вперед, то назад, включая в себя спасения и катастрофы. Катастрофы… Слово, которое крепко засело в умах современного человека. Трагедии на воде, в воздухе и под землей, упад экономики, проблемы в образовании и здравоохранении, падение культуры и нравственности.

Разве это все мы не встречаем в произведениях Федора Михайловича? Кризис человеческих взаимоотношений, брошенные старики и дети, алкоголизм, наркомания, суицид, нищета — темы, не прекращающие раскрываться от романа к роману. Болевой эффект мощно вовлекает нас в сопереживание герою как в его бунте против себя и мира, так и в катастрофе, идущей как последствие. Но Достоевский не показывает обреченность ситуации, он бесстрашно взирает на хаос, пытается найти следы утраченной гармонии, веря в возможность ее восстановления. Именно поэтому на писателя откликаются души беспокойные, сомневающиеся, а главное, ищущие.

Мне кажется, что именно в 21 веке искать ответы на вопросы нужно у Достоевского. Потому что Федор Михайлович спустя 200 лет смог через свои произведения показать реалии нашего общества, душевные распри индивида, нравственное и духовное падение человечества. Те вопросы, над которыми размышлял писатель не устарели, а наоборот, все более обостряются. Но главное, это найти ответы и подсказки, которые оставлял нам автор. Мы сейчас существуем в «Преступлении и наказании», а именно во сне Раскольникова о «трихинах» раздора: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу.

Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей.

И хотя он не закончил курса обучения в семинарии, весь строй его личности был глубоко религиозным. Михаил Андреевич Достоевский, отец Федора Михайловича.

Фотография 1866 г. В соответствии с этим был организован и весь быт семьи Достоевских. Дневной обиход, как во всех православных семьях, сопровождала молитва. Регулярно соблюдались посты. Православие было впитано душой Достоевского с раннего детства в доме отца и оставалось неколебимым во все последующие годы его жизни, несмотря на испытания и искушения, с которыми ему пришлось столкнуться.

Достоевский с раннего детства видел страдающих людей Квартира детства Достоевского располагалась во флигеле московской Мариинской больницы для бедных, где служил врачом отец писателя. Больница была основана вдовствующей императрицей Марией Федоровной в 1803 году и стала не только одним из первых бесплатных медицинских учреждений России, но и зримым воплощением идей христианского сострадания, милосердия, бескорыстной помощи ближнему, равно как и воспринятым от европейского Просвещения идей гуманизма и уважения к человеческому достоинству. В больнице бесплатную врачебную помощь могли получить представители всех сословий кроме крепостных вне зависимости от их имущественного состояния. Мариинская больница литография 1820-х гг. Родители не разрешали детям прямого общения с посетителями больницы, но невозможно было утаить от чуткого и наблюдательного ребенка, каким был Федор Достоевский, мир, который ежедневно, в течении пятнадцати лет, открывался из выходивших в больничный двор окон квартиры, который, без сомнения, возникал в разговорах родителей и домочадцев, соседей.

Это был мир людей страждущих, ищущих помощи и поддержки, надеющихся и обреченных. Можно только представить, сколько лиц и судеб повидал в своем детстве Достоевский. Мир московской Мариинской больницы для бедных стал для него настоящим жизненным университетом. Его совсем из ряда выдающаяся доброта известна всем близко знавшим его», — писал о Достоевском его друг А. Неподдельный демократизм Достоевского и его душевная отзывчивость к людям — воспитывались здесь.

И неслучайно первое слово, которое услышал русский читатель от Достоевского, было слово «бедные» в названии романа «Бедные люди» — слово из наименования Мариинской больницы. Достоевского с детства приучали помогать ближним Первые уроки благотворительности Достоевский получил еще в детстве. Так, во время ежедневных летних прогулок вместе с родителями, вспоминает А. Деревянный дом флигель , состоявший при Достоевских из господской части и людской избы. Рядом обозначен археологический раскоп на месте предполагаемой «мазанки», первого жилища Достоевских в 1832 году.

Оклады врачей, что сейчас, что тогда отличались скромностью. Писатель был еще шестилетним ребенком, когда его отец получил потомственное дворянство. Больших доходов дворянство не приносило, но прибавляло чести. Сначала для учебы сыну отец выбрал "Московский университетский благородный пансион".

Но там учеников наказывали физически. А Михаил Андреевич был человеком гуманным. Тогда отец нанял для старших сыновей репетитора. А потом была учеба в частном пансионе Чермака, который располагался на Новой Басманной улице.

Здесь Достоевский прошел курс 3-х классов различных наук, в том числе математики и физики. Это важно, потому что в мае 1837 года отец отвез Федора и его брата Михаила в Петербург и определил в пансион, который готовил к тому, чтобы поступить в Главное инженерное училище. Здание Главного инженерного училища, в котором учился Достоевский. Фото Яндекс.

Картинки Здание Главного инженерного училища, в котором учился Достоевский.

Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях

Достоевский почти прямо говорит, что эта идея не могла зародиться в другом окружении. Кому надо, чтобы школьник заучивал какие-то прописные истины только ради того, чтобы получить отметку? Лучше пусть Достоевский и Толстой пройдут мимо. Ася подчеркивает: Достоевский следил за новостями, был в курсе происходящего.

Комитет по образованию

Достоевский Ф.М. в 1863 году (с) Wikimedia В российских школах не нужно навязывать изучение книг Федора Достоевского. С 2009 по 2014 год вектор развития ОмГУ им. Достоевского определял Владимир Струнин, который также был выходцем с физического факультета. 15 мая 2021 года в институте состоялась Международная студенческая онлайн-олимпиада «Достоевский и мы». Проект лекторий «Достоевский» реализуется и успешно развивается с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».

Достоевский Фёдор

Тегив каком училище учился достоевский, достоевский самый читаемый писатель в мире, в каком учебном заведении учился достоевский. В акции «Наш Достоевский» приняли участие представители правительства Омской области и губернатор Александр Бурков, который с выражением цитирует Достоевского. Лекторий Достоевский — это универсальная медиатека, в которой собрана актуальная и полезная информация, представленная в доступной и понятной форме. образовательный портал c видео и аудио материалами. В ходе общения кадеты смогли задать митрополиту Аристарху и Алексею Дмитриевичу Достоевскому свои вопросы и получить на них ответы. Ректором Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского с 20 декабря назначен Сергей Замятин.

Потомки Достоевского посетили премьеру спектакля "Идиот" в Минске

И ценность его творчества еще и в том, что мы сами начинаем задавать вопросы, сомневаться, видеть, как Макар Девушкин, себя и свое общество в страдающих героях. Читатель все больше осознает весь ужас этого мира. И тогда… пытается найти ответы и решения. В романе «Волхв» [1] английского писателя Джона Фаулза есть очень занимательный диалог: «- Род человеческий - ерунда. Главное - не изменить самому себе. Повернулся ко мне. Не изменял. Но миллионы немцев себе изменили. Вот в чем трагедия.

Не в том, что одиночка осмелился стать проводником зла. А в том, что миллионы окружающих не осмелились принять сторону добра». Достоевский в романе «Бесы» дважды [2] вложил в уста своих героев такие слова: «Если хочешь победить весь мир, победи себя». Для меня это выражение — ключ к ответам на большинство вопросов. Ведь никакая великая идея не стоит отказа от морали и совести. Только работая над собой, только неся ответственность за все свои слова и действия, уважая личность в себе и в других, «владея собой» можно «принять сторону добра» и преобразить жизнь хотя бы тех, кто рядом с нами. Я прекрасно понимаю, что мир нельзя взять и изменить по мановению волшебной палочки. Будучи добрым и высоконравственным человеком, выжить очень сложно, практически невозможно, но есть ли у нас другие достойные пути?

Можно ненавидеть своего отца, но невозможно сделать так, чтобы не унаследовать его гены, не повторить его черты» [3] , значит нам остается признать ошибки «отцов», принять свое темное начало и совершенствоваться, все-таки «человек — это поле битвы между Богом и дьяволом». Всегда так было, всегда так будет. Проблемы, которые в своих произведениях поднимает Ф. Достоевский вне пространства и времени. Предсказанное в «Бесах» сбывается с пугающей частотой. Общество деградирует, фанатики продолжают разрушать жизни, люди заняты самолюбованием, лелеяньем своих комплексов и не признают важности чужих жизней и чувств. Список смертных грехов давно пора расширять. Свои «Бесы» и «бесы» есть в каждой стране.

Например, роман Тагора Рабиндраната «Дом и мир» считается бенгальскими «Бесами». И каждой стране нужен свой Достоевский Рюноске Акутагаву называют «японским Достоевским». После всего сказанного выше, для меня вопроса «Нужен ли Достоевский» не существует, ведь ответ очевиден — несомненно нужен! Полина Петрова Новгородский государственный университет, Гуманитарный институт, кафедра журналистики, 1 курс, 18 лет Нужен ли нам Достоевский? Фёдор Михайлович Достоевский великий писатель 19 века, произведениями которого зачитываются по сей день. Его работы до сих пор экранизируют, ставят спектакли, билеты на которые раскупаются молниеносно. Я люблю Ф. Достоевского за живые образы воссоздаваемые писателем, за его откровенность по отношению к читателю: на каждой странице произведений содержатся если не ответы на вечные вопросы жизни, то по крайней мере прямые указания на то, каким путём к ним дойти.

Повествование ведётся без приукрашиваний, Ф. Достоевский раскрыл нам одну из истин, а именно: «зло является составляющей частью человеческой личности, вечно сопровождающей человечество; демон может проснуться в любой момент в душе человека». Чтобы быть максимально объективной, я провела опрос у людей разного возраста и национальности. Шатунова Тамара, 18 лет, Великий Новгород. Поколение Z. Благодаря школьной программе в моей памяти отложились такие авторы, как: Гоголь, Добролюбов, Достоевский. Потому что, именно это произведение раскрывает в полной мере такую, казалось бы простую тему, как добро и зло. Также, меня зацепил сюжет романа, который постоянно в движении, вихрем кружится вокруг тебя, не разрешая отложить книгу.

Несмотря на юный возраст данная героиня обладает мудростью и умом, а также импонирует то, что она заботится о своей семье. Творчество Фёдора Михайловича - это достояние нашей культуры и поэтому оно заслуживает того, чтобы жить вечно не только на наших полках, но и в наших сердцах. Создать общероссийский, бесплатный банк книг Достоевского. Открывать новые музеи, памятники и поддерживать старые. Близнюк Юрий, 26 лет , Одесса. Поколение Y. Полное разочарование и бездуховность, потеря веры и самобичевание. Гениальное описание поведения среднестатистического человека.

Он был человеком тихим, скромным и спокойным, но несмотря на это люди всё равно его отвергали и не принимали, вероятнее всего из-за инфантильности. Но как по мне, она ему не мешала. Это чувство будет появляться в разных поколениях сама по себе. Думаю, что люди, которые ищут себя и пытаются понять смысл своего существования сами обратят внимание на его творчество. О нем знают в СНГ и за рубежом. Упоминают в фильмах и сериалах, к примеру «Металлист». Читать и обсуждать произведения Достоевского будет ещё много поколений. Лясун Лариса Ибрагимовна, 75, Татарстан.

В каждом заложен глубокий смысл, который дано понять не каждому. Такая же статная, гордая и красивая, даже с простой причёской и платьем. При этом с крайне тяжелым характером, что несомненно не может не привлекать. Думаю, что его произведения никогда не потеряют своей уникальности. Разными поколениями они будут восприняты по-своему. Но, на мой взгляд, это явление свойственно любой литературе. Поэтому, однозначно, да. Прививать любовь и знакомить современное поколение с творчеством Ф.

Достоевского необходимо.

Гениальность состоит в том, что позиция писателя определенна и ясна, но он никого не принуждает безоговорочно ее принимать. В наше время разве не об этом все кричат: честный диалог, демократия, свобода мысли и слова. Свобода — вот, что дает нам Достоевский. Цель писателя — не столько согласие с ним читателя, сколько неравнодушие. Достоевский ориентировался на многогранность читателей, на множественное восприятие.

Он понимал, что его произведения могут быть восприняты на разных уровнях понимания. В том числе, всякий раз, читая классика, ты вступаешь на путь самопознания и познания людей вокруг себя. Так как именно Достоевский открывает неисчерпаемость и многомерность человеческой души. Писатель показывает возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, ничтожного и великого, подлого и благородного. Человек — вот тайна, которую хочется раскрыть в каждом произведении. Его романы о противоречиях, которые существуют в человеческой душе.

Он не создает шаблоны злых или добрых персонажей. Он предоставляет широчайший спектр двойственных эмоций, так свойственных и нашему поколению. Ужас и сострадание, стыд и боль, любовь и ненависть умещаются в одном персонаже, будь то Раскольников, Настасья Филипповна, Аглая… Это и есть могучее средство покорения сердец, с помощью которого читатели видят в персонажах живых людей, так похожих на них самих. Разбираясь в сложных судьбах героев Достоевского, мы, сегодняшние читатели, пытаемся распутать и свой собственный эмоциональный клубок. Ведь у Достоевского не было равных в умении обнажить человека, заставить персонажа испытать все страсти, при этом представляя его большой и значимой личностью. Сюжет также непредсказуем, как и человеческая жизнь.

Это непрерывная цепь, которая движется то вперед, то назад, включая в себя спасения и катастрофы. Катастрофы… Слово, которое крепко засело в умах современного человека. Трагедии на воде, в воздухе и под землей, упад экономики, проблемы в образовании и здравоохранении, падение культуры и нравственности. Разве это все мы не встречаем в произведениях Федора Михайловича? Кризис человеческих взаимоотношений, брошенные старики и дети, алкоголизм, наркомания, суицид, нищета — темы, не прекращающие раскрываться от романа к роману. Болевой эффект мощно вовлекает нас в сопереживание герою как в его бунте против себя и мира, так и в катастрофе, идущей как последствие.

Но Достоевский не показывает обреченность ситуации, он бесстрашно взирает на хаос, пытается найти следы утраченной гармонии, веря в возможность ее восстановления. Именно поэтому на писателя откликаются души беспокойные, сомневающиеся, а главное, ищущие. Мне кажется, что именно в 21 веке искать ответы на вопросы нужно у Достоевского. Потому что Федор Михайлович спустя 200 лет смог через свои произведения показать реалии нашего общества, душевные распри индивида, нравственное и духовное падение человечества. Те вопросы, над которыми размышлял писатель не устарели, а наоборот, все более обостряются. Но главное, это найти ответы и подсказки, которые оставлял нам автор.

Мы сейчас существуем в «Преступлении и наказании», а именно во сне Раскольникова о «трихинах» раздора: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные.

Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать…». Главное, пробудиться от этого сна, как подсказывает нам каждый раз Федор Михайлович Достоевский.

Арина Коновалова. Новгородский государственный университет, Гуманитарный институт, кафедра филологии, 3 курс, 20 лет Нужен ли нам Достоевский? Стрельба в пермском университете произошла как раз в тот день в то же время , когда мы на лекциях проходили «Преступление и наказание». Два студента-юриста из разных веков вместе переступили через грань. Разрешили «кровь по совести». Также как и Родион Романович Раскольников, пермский стрелок убил больше людей, чем значится официально.

Кроме знакомых нам имен, сколько людей было убито горем, сколько душ искалечено. После таких страшных совпадений, как не прошептать слова кота Бегемота: «Достоевский бессмертен». Действительно, бессмертен... Столько лет в школе изучают «Преступление и наказание», столько лет учителя литературы в унисон Библии взывают «не убий! Но почему человечество все также жестоко, почему мы постоянно повторяем одни и те же ошибки? Герои Ф.

Достоевского среди нас. Все мы встречаем таких людей, как Фома Опискин, гадких жестоких манипуляторов, компенсирующих свою ущербность за счет других. Практически у каждого в жизни был или есть страдающий эгоист, разбивающий сердце, терзающий душу. В нашем мире царствуют князья Волковские, «карамазовщина» - норма жизни. Добро все также «трагично», оно не ценится, люди, его несущие, не нужны обществу. Человечество все больше становится одержимо деньгами, эта больная любовь к «капиталу» распространяется подобно опухоли.

А «право на бесчестие» скоро станет культом. Каждая аномалия нашей жизни, каждая язва — знак того, что все опять «сбывается по Достоевскому». Иван Петрович повествователь в романе «Униженные и Оскорбленные» пишет: «Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни…» и у нас возникает вопрос: «это точно Россия XIX века? Не XX-го? Не XXI-го? Почему же описание так подходит?

Становится страшно.

Приветствовал собравшихся и праправнук Ф. Интересно, что здание РХГА удивительным образом связано с судьбой и именем писателя. Когда Достоевского арестовали, то из дома на Вознесенском проспекте его отвезли именно на Фонтанку, где в то время находилось III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. С тех пор поменялись местами четная и нечетная стороны реки: тогда это был дом номер 16 по набережной Фонтанки, а сейчас — 15. На сегодняшний день РХГА — значимый для города центр гуманитарной культуры, духовного просвещения, межконфессионального и межрелигиозного сотрудничества, который работает с 1989 года.

Когда первую «тройку» облачили в саваны, а солдаты с заряженными ружьями встали напротив них, «вдруг» прискакал фельдъегерь и объявил помилование. Один из осужденных, Николай Григорьев, который ждал выстрела уже с мешком на голове, сошел с ума. В тот же день Федор Михайлович написал брату из Петропавловской крепости: «Ведь был же я сегодня у смерти, три четверти часа прожил с этой мыслью, был у последнего мгновения и теперь еще раз живу… Жизнь — дар, жизнь — счастье, каждая минута могла быть веком счастья…» Ощущения, которые Достоевский мог испытывать у эшафота, пронзительно передал герой романа «Идиот» князь Мышкин в одном из своих монологов. Провел четыре года на каторге в Омске Смертная казнь писателю была заменена ссылкой в Сибирь. Условия жизни в исправительно-трудовом лагере легко себе представить: там было больше причин умереть, чем выжить. Холод, недоедание, произвол со стороны надсмотрщиков и отъявленных преступников, тяжелый физический труд — все это, наложенное на ослабленное здоровье, могло уничтожить Достоевского в несколько месяцев. Однако тем удивительней, что Федор Михайлович не только выжил там, но и находил в себе силы поддерживать других. Осмысление опыта, полученного во время пребывания на каторге, нашло отражение в «Записках из Мертвого дома». Герцен был убежден, что в этом произведении Достоевский предстал русским Данте, который спускался в ад. В феврале 1854 года писатель был отправлен рядовым в Семипалатинск. Ровно через год, узнав о смерти императора Николая I, Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвященное вдове императрице Александре Федоровне. В день коронации Александра II 26 августа 1856 года бывшим петрашевцам было объявлено прощение. Считается, что начало приходу Достоевского к Богу положило его «стояние у эшафота», а каторга этот приход окончательно утвердила. Писатель отказался от социалистических мечтаний о том, что можно справедливо переустроить общество и мир в целом. Даля Он пришел к выводу, что главное зло — не во внешних факторах, а внутри человека: «зло таится в человеке глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, ни в каком устройстве общества не избегнете зла, душа человеческая останется та же, ненормальность и грех исходят из нее самой» из «Дневника писателя». Страдал эпилепсией Диагноз «падучая» эпилепсия Достоевскому поставили в Сибири. Первый припадок случился в 1850 году. Он сопровождался «вскрикиванием, потерею сознания, судорогами конечностей и лица, пеною пред ртом, хрипучим дыханием, с малым, скорым сокращенным пульсом. Припадок продолжался 15 минут». Во второй раз это случилось в 1853 году. После приступы стали повторяться регулярно. Эта болезнь накладывала серьезный отпечаток на сам тип его поведения, психологические особенности и самочувствие. Был женат дважды С первой женой — Марией Исаевой — Достоевский познакомился во время армейской службы. В то время она была замужем за офицером, страдавшим алкоголизмом. После его смерти в 1855 году Федор и Мария окончательно сблизились и в 1857 году поженились. Вопреки ожиданиям писателя, этот брак не был счастливым. Шаткость положения усугублялась частыми приступами эпилепсии Федора. Вместе они прожили семь лет. Мария умерла в 1864 году, как и мама писателя, от туберкулеза. Вторая жена была младше Достоевского на 25 лет. Всем известна история, как простая стенографистка Анна Сниткина, нанятая для набора романов под диктовку, стала другом писателя, возлюбленной, а затем и женой. Федор Михайлович и Анна Григорьевна Впрочем, до наших дней дошли сведения, что Достоевский был очень ревнив — он даже разработал свод специальных правил для своей жены: например, не красить губы вообще не пользоваться косметикой , не улыбаться мужчинам. Может быть, такое «закрепощение» супруги было отчасти нормой в то время — по крайней мере, сама Анна не бунтовала против такого формата отношений и оставалась верной спутницей до конца жизни. Был страстным игроком Во время своей первой поездки в Европу в 1862—1863 годах писатель так проигрался, что денег не хватало не только на поездку в другой город, но и на еду. Во время другой заграничной поездки дело дошло до закладки украшений и одежды жены. А свое обручальное кольцо он закладывал и выкупал восемь раз. Письменные свидетельства указывают на то, что он больше всего увлекался рулеткой, но периодически играл в бильярд. Почти четыре года Достоевский скрывался в Европе, прячась от своих кредиторов. За это время отчасти вынужденного туризма он успел побывать в большинстве европейских государств. Окончательно побороть пагубную страсть писателю удалось только в 1871 году благодаря молитвам, участию и деликатности его жены. Десять лет или, лучше, с смерти брата, когда я был вдруг подавлен долгами я все мечтал выиграть. Мечтал серьезно, страстно. Теперь же все кончено!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий