Ни одна чайхана в Азербайджане не подаст чай в обычных чашках или в стаканах, это считается плохим тоном. Посещение чайханы восточными гостями считается проявлением гостеприимства. На Востоке, на Востоке, что за жизнь без чайханы?! 11 декабря в библиотеке «Центр семейного чтения» прошли восточные посиделки «Чайхана по-турецки». это место, где собираются мужчины с целью общения и проведения свободного времени. Чайхана «Рохат» останется в столице и будет продолжать принимать гостей, как делала это с 1958 года.
Узбекское Чаепитие, Что За Жизнь (Без Чайханы) На Востоке?
Что такое чайхана? Особенности чайханы «Павлин» | Чайхана предназначена преимущественно для чаепития, которое для восточных народов является настоящим обрядом. |
Что такое чайхана? История, значение слова, правила поведения — Нескучные Домохозяйки | Чайхана Восток Ташкент. Интерьер Восточный Чайхана. |
Чайхана: вчера и сегодня… | Чайхана — это традиционное южно-азиатское заведение, где можно отведать национальные блюда и насладиться атмосферой восточного гостеприимства. |
Чайхана: что русские делают в ней неправильно
Традиционная чайхана ориентирована на тех, кто предпочитает достаточно колоритный восточный интерьер и прежде всего чайхана ассоциируется с арабской культурой. Чайхана — это традиционное заведение в странах Средней Азии и на Ближнем Востоке. Чайхана предназначена преимущественно для чаепития, которое для восточных народов является настоящим обрядом. Узбекская чайхана славится не только своим подходом к гостям, но и традициями, которые новичку не следует нарушать. Чайхана Восток Ташкент. Интерьер Восточный Чайхана.
Специфика восточного заведения
- Чайхана: особенности и преимущества ресторанов | Летопись Белогорья
- Чайхона перевод на русский - Научные работы на
- Чайхана: что русские делают в ней неправильно
- Чайхана - воплощение восточных традиций
- Чайхана - неторопливая песня восточной жизни 1 | Вестник Кавказа
- Чайхана в Узбекистане: описание места, особенности
Что такое чайхана на востоке?
быть большой радости. На Востоке чайхана являлась одним из самых популярных и посещаемых мест после Мечети. Это сегодня чайхана выглядит как милый и уютный восточный ресторанчик, в котором принято мирно наслаждаться ароматными напитками и угощаться вкусностями. Посещение чайханы восточными гостями считается проявлением гостеприимства. быть большой радости.
Узбекское Чаепитие, Что За Жизнь (Без Чайханы) На Востоке?
Гости беседуют, делятся новостями, отдыхают. История чайханы Долгие неспешные чаепития — это важная часть восточной культуры. Созданный согласно традициям ресторан чайхана существенно отличается от обычных чайных. Первые чайханы открывались на базарах. Владельцы таких заведений были очень почитаемыми людьми. Они не просто владели заведениями, но и знали все секреты приготовления чая и даже могли ими поделиться. Около входа всегда лежало огромное количество обуви, так как, согласно традиции, в чайхану следует входить босиком. Чтобы гостям было комфортно, полы устилали войлоком.
В столь сложные времена интеллигенция собиралась за стаканом чая, поскольку чайхана всегда была нечто вроде оазиса свободы. Однако после 1921 года этот оазис стал непригодным для откровенных разговоров... Такое положение дел сохранялось не одно десятилетие. Муса Гасымлы вспоминает, что второй президент постсоветского Азербайджана Абульфаз Эльчибей в своих книгах указывает, что политические диспуты в чайхане возобновились в 1980-х годах. Советская власть не поощряла чайные политические дебаты, но для развития азербайджанского чаеводства сделало довольно много. В 1932 году в городе Ленкаране был создан первый чаеводческий совхоз. Как отмечают специалисты, азербайджанский чай по крепости ближе к китайскому и отличается ровным вкусом. Чаеводство здесь считается перспективной отраслью, несмотря на то, что она сильно пострадала в постсоветское время.
Секрет такого блюда состоит в тонком умении придать ему «букет» из четырех основных вкусовых качеств — горького, соленого, кислого и сладкого. Для этого кроме обязательных риса и мяса используется крупный горох, изюм, барбарис, овощи, горький перец. После настоящего «Бунафша» обязательно подается небольшая порция щербета, а потом — опять чай, сколько захочешь. К чаю предлагаются различные сладости, конфеты [1]. Баку, 1888 год. Здесь местные жители, встречались с путешественниками, купцами и учёными и от них узнавали свежие новости о жизни в других странах. В настоящее время среднеазиатская культура, как и любая другая, постепенно расходится по миру с её носителями. Сегодня чайхану можно найти во многих городах мира. Чайхана: история, особенности, интересные факты Чайхана — заведение родом из Центральной Азии, ставшее популярным на территории России. Там можно ознакомиться с восточными традициями и открыть для себя новые блюда. Интересный дизайн помещения, щедрые порции, богатый выбор лакомств, демократичные цены — все это делает чайхану удобным местом для проведения праздников и встреч с друзьями. История Жаркий климат Средней Азии, повышенная нужда во влаге, запрет на распитие алкоголя, согласно исламским верованиям, привели к появлению чайной комнаты. В Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане кафе выглядит одинаково — это открытая терраса с беседками и топчанами. Там можно отведать горячий напиток из пиалы, съесть вкусные блюда, пообщаться и спокойно отдохнуть за короткой молитвой. Обычно чайные находились в оживленных районах крупных городов и привлекали всех, проходящих мимо. Строили их на Востоке с тех времен, как там появились чай, постоялые дворы для караванов на торговых путях, базары. Для возведения кафе выбирали место в тени деревьев рядом с прудом. Хозяин столовой считался уважаемым человеком. От размера чайханы зависел заработок. Как правило, в небольших придорожных кафе владелец выполнял функции повара, официанта и уборщика. Часто ему в этом помогали сыновья и другие члены семейства. В древние времена заведение посещали только мужчины, повара и официанты тоже подбирались по гендерному признаку. Женщины собирались собственным гапом дома, чтобы обсудить насущные проблемы, отведать чаю и помолиться. В дословном переводе «гап» — разговор, своеобразные посиделки. Чайхана сейчас Сегодня чайхана — это не просто заведение на открытой террасе, где можно отведать горячий напиток, а полноценный ресторан с внутренним помещением для проведения мероприятий в осенне-зимние сезоны. Строят его с учетом вековых традиций оседлых и кочевых народов Средней Азии. Мягкие топчаны с небольшими столиками, богато расписанные орнаментом стены или дорогие ковры, обслуживающий персонал в национальных костюмах — место располагает к длительной беседе. Неотъемлемые атрибуты чайной — самовар современный электрический , фоновая музыка узбекского вокально-инструментального ансамбля «Ялла», а также клетки с перепелками. Там можно курить кальян.
Чайханы существовали издревле среди таджиков , узбеков и туркмен , которые живут в основном в центре и на юге этого региона, и издревле ведут оседлой городской и сельский образ жизни, в отличие от казахов , киргизов и каракалпаков , которые вплоть до начала XX века вели в основном кочевой образ жизни, и следовательно не имели традиционные для этого региона чайханы[ источник не указан 66 дней ]. Традицию иметь чайхану эти часть этих народов переняли от узбеков, таджиков и туркмен лишь к середине прошлого столетия[ источник не указан 66 дней ]. Азербайджанская чайхана В отличие от всех остальных чайхан, в чайхане азербайджанцев и Азербайджана азерб. В Азербайджане пьют в основном чёрный байховый листовой чай. Пьют его из грушевидных стаканов «армуды». К чаю предлагаются различные традиционные азербайджанские сладости [1]. Афганская и иранская и чайхана В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Чайханы популярны и в Иране с Афганистаном. Так как в Иране живут в основном издревле оседлые народы, такие как персы , азербайджанцы , туркмены , луры , мазендеранцы , гилянцы и другие, традиция иметь чайхану появилась несколько сотен лет назад, также как и в Афганистане, основную часть населения которого составляют издревле оседлые таджики, узбеки, туркмены, хазарейцы , пашаи. В этих странах живут и исторически кочевые и полукочевые народы, такие как белуджи , пуштуны , чараймаки , хорасанские тюрки , которые позднее частично переняли традицию иметь чайхану. В чайханах этих двух стран как и в среднеазиатской чайхане, помимо чая могут подаваться и различные блюда и кушанья. Наибольшее распространение чайханы имеют в северных, северо-восточных, северо-западных и центральных останах провинциях Ирана. В Афганистане наибольшее распространение чайханы имеют в северных, центральных, северо-западных и северо-восточных вилоятах провинциях этой страны. Казахская, каракалпакская и киргизская чайхана В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Чайхана: что русские делают в ней неправильно
хана чаю.))Это такое помещение которое обычно ассоциируется со Средней Азией в котором мужчины в халатах за беседой не торопясь пьют чай из пиал, курят кальян, можно и поо. На Востоке по традиции чайхану посещали преимущественно мужчины. Чайхана нынешнего времени также оформлена по восточным мотивам, гостей встречают одетые в национальные одежды сотрудники ресторана.
Узбекская чайхана
Нельзя заставлять ждать уважаемых людей! И не дай Аллах перепутать пиалы и вернуть чужую — хотя они все 50! Нельзя доливать чай туда, где есть остатки заварки. Их сливают в специальную посуду, стоящую тут же — у заварников. И непременно следить за объемом — чая в пиале должно быть ровно на два глотка. Чтобы не успевал остыть. А дальше — по кругу. Рядом сидит свекровь и строго следит, все ли правильно делает сноха. Если нет, ей потом может и влететь… В Казахстане есть еще одна традиция. И все домочадцы с удовольствием бегут к столу.
Кыргызстан «Скажи мне, как ты пьешь чай, и я скажу, кто ты», - так можно охарактеризовать особенности чаепития в Кыргызстане. На юге страны предпочитают терпкий зеленый чай, который заваривают в фарфоровых пузатых чайниках, предварительно прогретых, причем желательно на древесных углях, тогда чай приобретает дополнительный аромат. Чай пьют и дома, и в гостях, и в чайхане — круглый год. Как бы странно ни звучало, но именно обжигающий горячий чай помогает спастись от раскаленного летнего зноя, характерного для южных областей Кыргызстана. Здесь пьют чай неторопливо, за степенными разговорами — без сахара и других добавок. Когда приходят гости, то чай разливает сам хозяин. Он наливает яркий золотистый напиток в небольшие пиалки и так, чтобы он только немного прикрывал донышко. Считается, что чем меньше чая тебе налили, тем больше уважают. А вот на севере страны — в Таласской и Нарынской областях — предпочитают крепкий черный чай, воду для которого кипятят в самоварах кыргызская интерпретация — самоор.
Здесь в чай добавляют кусковой сахар кумшекер и жирное домашнее молоко, а иногда и сливочное масло сары май. И наливает его келин сноха. Если в семье снохой обзавестись еще не успели, то чай гостям будет подносить младшая девушка или даже девочка - главное, чтобы она уже могла удержать чайник в руках. Джордж Оруэлл тот самый, автор «Скотного двора» и романа «1984» в своей книге «Чашка отменного чая» недоумевал: «Как может именовать себя чаёвником человек, способный убить вкус чая сахаром? С таким же успехом можно сдобрить чай перцем или солью». Кстати, в некоторых регионах Кыргызстана чай пьют именно с солью. А на Иссык-Куле чай наливают в большие чыны пиалы, похожие на миски , нередко ручной работы. Словом, всех без исключения кыргызстанцев чай сопровождает всю жизнь. Его подают на свадьбах, крестинах, похоронах, поминках...
Запрет на употребление спиртного для приверженцев ислама сделал именно чай тем напитком, употребление которого структурировало и узбекское застолье, и формы гостеприимства, и варианты досуга. Прибавьте к этому жаркий климат — и воображение само нарисует вам топчаны или беседки, устроенные на берегу хауза или арыка, под кружевной тенью раскидистых чинар или тутовника, под сводами айвана, терассы. В частности, в чайхану — это была мужская вотчина». Женщины вели домашний, достаточно закрытый образ жизни, встречаясь с подругами в родных стенах.
Эти формы проведения досуга, когда свои встречаются со своими, мужчины — в квартальной чайхане, женщины — дома, актуальны для Узбекистана до сих пор. Женщин пускали в чайханы общего назначения, расположенные на базарах или рассчитанные на путников. Но в чайхане не только пили чай, в ней еще и ели.
Это, по моему мнению, важнейшее положительное значение чайханы и «гапа» в деле воспитания толерантности. То есть, если, например, в вашей компании есть кореец — буддист, то, пообщавшись с ним в чайхане на «гапе», где нет никаких национальных или религиозных ограничений, вы не станете «странно» смотреть например, на других буддистов в реальной жизни, на работе, на базаре и т. Свое отношение к представителям других религий в общественной жизни вы будете сравнивать с опытом неформального общения с представителями других религий и национальностей — членами «гапа» — , с которыми вы общаетесь в чайхане. Как правило, общение на «гапе» проходит спокойно и в дружеской атмосфере, поэтому и выйдя из чайханы вы также будете спокойно смотреть на представителей других религий. Складывается простое человеческое понимание, например: мой друг кореец — буддист — нормальный парень, компанейский мужчина, сидит с нами на гапе», с чего мне вдруг плохо относиться, например, к буддистам или представителям другой религии? Ведь в чайхане мы общаемся нормально и на равных. То есть предвзятость или предрассудки в отношении представителей других религий стираются и исчезают. Это, на мой взгляд, важный и основной момент в деле воспитания толерантности. Я общаюсь с ребятами в Израиле, выходцами из Узбекистана, которые также пытаются там организовать подобные встречи. То есть чайхана и «гап» уже давно покинули границы Узбекистана, и данные социальные институты с теми или иными отличиями встречаются везде, куда судьба занесла выходцев из нашей страны. Марков Игорь: Я уроженец города Каттакургана Самаркандской области, по национальности я русский, по вероисповеданию православный. До 2020 года я проживал в городе Каттакургане, сейчас живу и работаю в городе Ташкенте. Во время проживания в городе Каттакургане я посещал чайхану, в народе она называется «Космос». Мы собирались в основном с одноклассниками и друзьями по улице. Общение всегда носило неформальный характер. В нашей компании были мужчины разных национальностей и вероисповеданий и никаких ограничений в этом плане не было. Неформальное общение укрепляет дружбу народов и позволяет глубже проникнуть в культуру человека, с которым общаешься годами; исчезают предрассудки, ксенофобии; национализму, религиозному экстремизму в общении на «гапе» нет места, и эту модель поведения мы переносим в реальную общественную жизнь. Таким образом, традиция чайханы и «гапа» позволяет нам воспитывать чувство толерантности при общении. Сложно взглянуть предвзято на представителя другой религии или национальности, с которым не знаком лично, при этом имея постоянное общение на «гапе» с таким же представителем этой же самой религии. Разговоры о религии возникают не часто, но зная основные принципы представителя другой религии, стараешься их не нарушать на «гапе», чтобы не обидеть кого — либо. Однозначно чайхана и «гап» стирают национальные и религиозные различия между людьми, в этом я вижу положительное влияние данного института в деле воспитания и продвижения толерантности и межнационального согласия. Сейчас, оказавшись вдали от дома, я не могу посещать «нашу» чайхану. Однако при этом в Ташкенте оказалось много земляков, с которыми мы периодически встречаемся.
Казахская, каракалпакская и киргизская чайхана В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Чайхана в казахстанском Уральске Казахская, киргизская и каракалпакские чайханы достаточно неизвестны и малочисленны. Лишь часть этих народов в основном живущие на юге Казахстана и Кыргызстана , и соседствующие с узбеками и таджиками имеют чайханы. Помимо чая и напитков, подаются и традиционные блюда этих народов. Алкогольные напитки также отсутствуют, хотя в некоторых чайханах этих народов подается напиток кумыс. Она аналогична устроена и обставлена, имеет почти все вышеперечисленные в узбекской чайхане блюда, напитки, закуски и сладости[ источник не указан 66 дней ], и вдобавок имеет такое блюдо как курутоб — один из самых известных блюд таджикской кухни. Крупнейшая в мире чайхана находится в столице Таджикистана — Душанбе [ источник не указан 66 дней ]. Она называется «Кохи Навруз» Дворец Навруза , который был открыт в 2015 году , имеет несколько крупных залов. Самой известной и легендарной чайханой Таджикистана является Чайхана «Рохат» Наслаждение , открытое в 1958 году и раскрученное в советское время по всему СССР [ источник не указан 66 дней ]. Чайханы в Таджикистане распространены повсеместно, особенно в Согдийском вилояте , в нохиях районах республиканского подчинения , а также ограниченно в Хатлонском вилояте и Горно-Бадахшанском автономном вилояте. Туркменская чайхана В северных и восточных частях Туркмении туркменская чайхана весьма похожа на узбекскую, в южных и западных частях страны имеет несколько другой, более самобытный вид[ источник не указан 66 дней ]. Помимо чая в основном зелёного , подаются и блюда, в основном мясные говурма, говурдак, кебап, шашлык, аш, плов. В чайханах, расположенных вблизи Каспийского моря , а также у берегов реки Амударья , подают также блюда из рыбы балык говурдак, балык пули, гаплама, чеме, балык берек. Алкогольные напитки отсутствуют, но может подаваться кумыс , большое количество которого имеет свойство опьянять человека[ источник не указан 66 дней ].