популярный рассказ о царе Шахрияре. В сюжеты также входят и других сказки – о приключениях Синдбада-морехода, о птице Рухх, об Аладдине и принцессе Будур. Балет «Тысяча и одна ночь» стал квинтэссенцией его исканий и достижений на этом пути. Но балет на музыку Амирова в постановке Алиева мне хвалили, и именно «Тысячу и одну ночь» я выбрала для знакомства с труппой.
“Тысяча и одна ночь” в столице Катара
Сказки Шехерезады нужно не рассказать, а станцевать. Ни в одном балете для танцовщика нет такого количества верхних поддержек. Хореограф Эльдар Алиев сделал новую и более сложную хореографию. Сказки с Синдбадом, прицессой Будур и, конечно, Али-Бабой знают все. Герои киновоплощений у нас и в Голливуде теперь оказались в одном балете. Красоту «Тысячи и одной ночи» художник Пётр Окунев передает и через персидскую миниатюру, и через колорит восточного орнамента. И, конечно, в сказках должно быть много чудес.
Народная артистка Бурятии Лия Балданова выйдет на сцену 11 февраля и исполнит партию прекрасной Шехерезады. Первая супруга Шахрияра была ему не верна, и он её убил. Он разуверился в женщинах и перестал верить в любовь. Он считал, что надо всех женщин казнить. Шехерезаде выпала миссия - доказать Шахрияру, что любовь существует. И вот она ему рассказывает эти сказки. Первые сказка, вторая, третья, где показано, что любовь сильнее всего. Он начинает задумываться, но решил проверить её: ушёл на охоту, возвращается, а Шехерезада в окружении всех сказок его ждёт. Естественно, он поверил в любовь. Она доказала всем ,что добро побеждает зло», - рассказывает Лия Балданова. Впервые балет был поставлен в 1979 году на сцене Азербайджанского академического театра оперы и балета в Баку. На сцену Бурятского театра оперы и балета спектакль пришел в 1992 году. Его хореографом стал Музаффар Бурханов. Это азербайджанский балет, и у нас он сначала шёл в такой же редакции. Когда постановка появилась, я ещё в училище училась. Ходила в театр, смотрела на ведущих балерин и всегда хотела станцевать партию Шехерезады.
Сказочный Восток, мир реальный и фантастический, тонкий юмор и озорство в хореографии Анатолия Дементьева сложились в единое праздничное зрелище, эмоциональное и выразительное. Зрители овациями встретили премьерную работу балетной труппы театра и постановщиков спектакля — дирижера Медета Тургумбаева, балетмейстеров-репетиторов Веру Шарипову, Елену Захарову, Галину Егорову, сценографа Сергея Болдырева, художника по костюмам Ольгу Колесникову, художника по свету Екатерину Чернощекову.
Как рассказал главный балетмейстер театра Эльдар Алиев, репетиции проходили малыми группами, спектакль собирался из множества небольших частей. По словам руководителя балетной труппы, при всех минусах работы в пандемию, был и один плюс: артисты не отвлекались на ежедневный репертуар, который театр представляет зрителю в обычных условиях.
Театр «Кремлёвский балет» представляет балет «Тысяча и одна ночь»
Никакого отношения к моему балету «Тысяча и одна ночь» — этот прекрасный арабский литературный памятник — не имеет. 26-27 сентября на исторической сцене Большого театра с огромным успехом прошли показы балета «Тысяча и одна ночь» великого азербайджанского композитора. На самом деле, благодаря балету «1001 ночь» у меня очень много друзей, близких, из мира танца. Камнем преткновения стал балет Фикрета Амирова "Тысяча и одна ночь", поставленный в филиале Мариинского театра — на Приморской сцене (Владивосток). В театре оперы и балета прошла сдача премьерного спектакля "1001 ночь" юбилейного фестиваля "Сыктывкарса тулыс".
Загадки Таира Салахова. В Кремле показали балет "Тысяча и одна ночь" с декорациями художника
С начала сезона артисты уже представили свои спектакли на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в рамках традиционных летних гастролей, в сентябре выступили на исторической сцене Большого театра в Москве и филиале Мариинского театра во Владикавказе, в октябре приняли участие в насыщенной программе Дней культуры Приморского края в Харбине. Мы стремились отразить в нем лучшие традиции восточной культуры, а потому очень надеемся, что все спектакли пройдут с успехом.
Пресс-центр Новости Студенты ЧПК посетили балет "Тысяча и одна ночь" в постановке Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. Соловьяненко Студенты Чебоксарского профессионального колледжа имени Н.
Премьера на Приморской сцене Мариинского театра состоялась 14 августа 2020 года. Продолжительность — 1 час 50 минут. Спектакль идет с одним антрактом.
Ближайшие показы состоятся 26 сентября в 19:00, 27 сентября в 18:00.
В пресс-службе отметили, что либретто более поздней редакции этого спектакля 1975 года, соавтором которой являлась Нела Назирова, в данной постановке не использовалось. Могут ли дискредитирующие РФ артисты и писатели потерять деньги с интеллектуальной собственности Ранее, 6 марта, издание «Деловой Петербург» сообщило, что Октябрьский райсуд Санкт-Петербурга назначил проведение культуроведческой экспертизы по поводу спора, который возник у 86-летнего балетмейстера и хореографа Нелы Назировой с Мариинским театром.
Театральные эксперты высоко оценили балет «Тысяча и одна ночь»
Музыку к балету «Тысяча и одна ночь» написал азербайджанский композитор Фикрет Амиров. Балет "Тысяча и одна ночь" поставлен главным балетмейстером труппы Приморской сцены, заслуженным деятелем искусств России, нашим соотечественником Эльдаром Алиевым. Премьера балета "Тысяча и одна ночь" с большим успехом состоялась в 2021 году.
Светлана НОСКОВА: «Тысяча и одна ночь» — это спектакль-праздник!»
Хореограф-постановщик — основатель театра «Кремлевский балет» Андрей Петров сочинил хореографическую сказку, красочную феерию, в основе которой гармоничное сочетание образной музыки и классической хореографии. С детства любимые — Синдбад, Алладин, Джин и Царевна Будур, пряное очарование арабского востока… Сценограф спектакля выдающийся художник Таир Салахов создал мощные декорации в свойственной ему особой благородной манере, где стройность линий соседствует с контрастностью и сочностью цвета. Костюмы художника Ольги Полянской отмечены тонким вкусом, чувством стиля, гармонично сочетаются с декорациями. Музыку к балету создал композитор Фикрет Амиров. Спектакль идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей». Балет «Тысяча и одна ночь» — это захватывающий спектакль, основанный на знаменитом одноимённом сборнике сказок и притч, который является важным памятником средневековой арабской литературы. Это произведение объединяет множество историй о царе Шахрияре и его красавице жене Шехерезаде, которая пленяем своей красотой и глубиной.
Говорят, что такими овациями катарская публика не одаривала ни один из выступавших здесь ранее коллективов. После завершения спектакля зрители приветствовали артистов стоя.
Публика по всему миру одинаково реагирует на красоту и гармонию. Это так или ситуация совсем иная? Но повторюсь: при достижении гармонии музыки с хореографией и художественным оформлением, при полной отдаче артистов со сцены в зрительный зал движется лавина мощнейшей энергетики. В свою очередь, из зрительного зала, в ответ, возвращается такая же энергетика. Столкнувшись, они создают эффект, который невозможно описать, а называется он просто — успех. Свидетелями тому мы и являемся на проходящих в Дохе гастролях. И какими вы видите перспективы русского балета в арабском мире? После того как решение о гастрольной поездке принимается, начинается соответствующая подготовка.
В случае с проведением гастролей балета Приморской сцены Мариинского театра в Катаре исключений не было. Гастроли проходят при финансовой поддержке «Роснефти», а работа по организации гастролей осуществлялась московской компанией NWA, и я благодарен обеим компаниям за успешное осуществление данного проекта.
В ходе представления зрители смогут проникнуться атмосферой загадочного Востока и полюбоваться потрясающими костюмами и декорациями, оценить мастерство артистов Мариинского театра. На премьерном выступлении балета в Дохе будут присутствовать политические деятели и представители бизнес-сообщества Государства Катар. Благодаря Компании реализуются масштабные проекты, направленные на возрождение духовных и национальных ценностей.
Сюжеты других сказок, входящих в балет, - об Аладдине, Птице Рух и другие - переплетаются с основным, объединяясь в общую идею победы добра над злом, торжества и всепобеждающей любви», - пояснил балетмейстер Игорь Стецюр-Мова. Художник-постановщик Сергей Болдырев охарактеризовал декорации как строгие по форме, благородные по интонациям и линиям, живописные по насыщенности красок и контрастности цвета. В день премьеры зрители высоко оценили новую постановку. Бурными аплодисментами они долго не отпускали артистов со сцены.
Нуриевский фестиваль открылся «не по уставу», но сказочно
Зрители овациями встретили премьерную работу балетной труппы театра и постановщиков спектакля — дирижера Медета Тургумбаева, балетмейстеров-репетиторов Веру Шарипову, Елену Захарову, Галину Егорову, сценографа Сергея Болдырева, художника по костюмам Ольгу Колесникову, художника по свету Екатерину Чернощекову. Фоторепортаж с премьерных показов балета подготовил Юрий Кабанов.
И вот та стилизация, которая вплетена в исполнение обычных традиционных элементов, и вызывает особую сложность для артистов. Но дополняет по колориту и насыщает сам спектакль», — говорит балетмейстер Приморской сцены Мариинского театра, хореограф балета «Тысяча и одна ночь» Эльдар Алиев. В этом танце фольклор и этника на первом месте. Солисткам приходится учитывать много различных нюансов, имея богатый опыт русской балетной школы. Отсюда главная сложность — положение рук в танце на восточный манер, признается исполнительница главной роли Анна Самострелова.
Именно ей предстоит растопить сердце обезумевшего от предательства жены царя. Нужно, чтобы пальцы были вместе. Но у меня, бывает, что от эмоций пальцы начинают вылезать.
Нам действительно есть что показать и чем гордиться», - сказал Эльдар Алиев. После серии показов в Катаре балет вновь покажут в Санкт-Петербурге, где постановка будет представлена в феврале-марте на традиционных зимних гастролях в Мариинском театре.
Затем планируются показы в Пекине и, конечно, на родной сцене во Владивостоке, ближе к концу сезона. Балет со дня премьеры, состоявшейся два года назад во Владивостоке, снискал феноменальный успех у российской публики. В сентябре его показывали на исторической сцене Большого театра и в филиале Мариинского театра во Владикавказе, в октябре он побывал в Китае на Днях культуры Приморского края в Харбине. На каждом спектакле был аншлаг, неизменно звучали заслуженные овации. Мастерство российских артистов, которые языком танца рассказывали восточные сказки, покоряло точностью и изяществом исполнения.
Казалось, что они сливались с музыкой, обладающей магической силой, об авторе которой Дмитрий Шостакович в свое время сказал: «Мелодия - душа его творчества». В балете «Тысяча и одна ночь» восточный колорит и таинственную атмосферу передает богатая палитра ударных инструментов: бонго, там-тамы, ксилофон, вибрафон, барабаны, колокольчики, цимбалы и гонги, звучит азербайджанский струнный инструмент тар.
Например, в спектакле есть сцены, в которых исполнители танцуют босиком — тогда это было очень необычное что-то. Были и волнения в балетном коллективе - им было сложно, но все преодолели. Он рассказал, как под Новый год, в 20-градусный мороз, в Воронеж приехала группа постановщиков из Азербайджана — ведущий танцовщик азербайджанского театра Владимир Плетнев и его жена Чимназ Бабаева провели всю черновую работу, перенося постановку на новую сцену. На премьере я работал Атамана, и у нас с Плетневым получилось такое содружество: мы вместе искали краски для этого образа, я предлагал что-то свое, и в результате получилась партия с воронежским акцентом.
В азербайджанском спектакле атаман такой сдержанный, у него очень аккуратные движения. Может быть, это национальное что-то, но в нашем представлении восточный мужчина, разбойник — он совсем другой, он более резкий, экспрессивный! И Назирова это восприняла, не стала менять. В то же время она делала замечания к другим па, настаивала, что она вот так поставила, к некоторым хореографическим кускам была очень щепетильна. Было очень непривычно, хотя у нас были восточные танцы в «Щелкунчике», «Гаяне» была и даже премию за него получили , то есть какой-то национальный колорит мы исполняли, но здесь все было совершенно другим. Был, например, забавный случай, когда Наиля Назирова выстроила труппу в ряд, встала в дверях и объявила, что не выпустит никого из зала, пока он не исполнит па правильно, и вот все по очереди проходили перед ней и повторяли, повторяли эти движения.
Но если она видела, что артист предлагает что-то свое, то это очень поддерживала, Петр Попов первый исполнитель партии Атамана Секс на сцене По рассказам, подготовка новаторской постановки была окружена слухами и волнениями. Артистов беспокоила необходимость учиться непривычной хореографии, а зрители по-разному отнеслись к тому, что на сцене классического театра готовятся показать восточные сказки — а ведь там и оргия, и метафорический «секс на сцене», да и сама эстетика — яркая и чувственная — была довольно непривычной для балета. Когда «классическим» артистам пришлось работать с совершенно новым хореографическим языком, это, конечно, было очень трудно. И наши товарищи даже ходили в управление культуры, жаловались, что им это не нравится. Но начальником управления культуры в то время был Олег Застрожный, личность легендарная, человек очень грамотный и культурный, и он сам решил разобраться в ситуации: две недели он ходил на сценические репетиции как на работу, и в конце концов сказал, что не видит в постановке ничего страшного. После этого шепот прекратился.
«В полном восторге». Иркутский зритель посмотрел балет «Тысяча и одна ночь»
Какие сюрпризы приготовил нынешний Нуриевский своему взыскательному зрителю, чем поразил казанский оркестр бакинского дирижера и как переосмыслил восточную сказку друг Рудольфа Нуриева — в рассказе «Реального времени». Он полностью переосмыслил этот балет, написанный азербайджанским композитором Фикретом Амировым и поставленный в Баку впервые в 1979 году. Сегодня, через 42 года после первой премьеры, Алиев показывает принципиально новый балет, с совсем другой хореографией — ничего общего с теми постановками, которые были до сих пор, она не имеет. Балетмейстер рассказывает: — Этот спектакль уже ставили, в том числе и в Казани, но здесь принципиально новая хореография. Ставил его раньше и я — но на труппу в 40 человек, и это был камерный, теплый спектакль. А здесь у нас танцуют почти 100 человек, и балет приобрел массовость, стал большим красочным полотном.
Здесь другая энергетика и концепция спектакля. Конечно, и тот спектакль тоже работал. Но я не знаю еще спектаклей, в которые не вносились бы изменения. Балет — искусство, которое коренным образом отличается от живописи и от того, что мы видим в музее. Идет время, меняется эстетика, взгляд, техника, фигура артиста, восприятие.
Если раньше спектакли шли по 6 часов, потому что господам некуда было себя деть, то сейчас больше двух актов зритель не любит. Посмотрите, сколько балетов дошло до наших дней от Мариуса Петипа: он создал их больше сотни, а мы сейчас ставим максимум десяток. И значит, этот десяток спектаклей время от времени пересматривались талантливыми людьми и доделывались под ту аудиторию, которая хотела их смотреть. Так и с этим спектаклем — я не брал за основу ни одну из тех интерпретаций, которые ставились раньше. Это совершенно новая постановка.
Эльдар Алиев рассказывает, что открывать фестиваль имени Рудольфа Нуриева для него — особенное событие. Дело в том, что он, в прошлом тоже прославленный танцовщик, лично знал Нуриева и даже говорит, что дружил с ним: — К этому человеку у меня особенное отношение. Мы дружили с Рудиком и, когда выезжали за границу, всегда проводили вместе много времени. Поэтому для меня участие в фестивале его имени несколько иное, чем для кого бы то ни было. Не просто участие, но особая ответственность.
Но почему же «Тысяча и одна ночь» все-таки открывает фестиваль, ломая все традиции, ведь обычно первой идет премьера Татарского государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, а гости представляют свои шедевры потом? Этот ларчик открывается очень просто: у труппы Приморской сцены каждый день на счету, ей скоро давать премьеру «Баядерки» в собственном театре, поэтому другого времени для этого спектакля не было.
Саратовский театр оперы и балета выпустил новый яркий спектакль, предназначенный для семейного просмотра, в котором есть все, чтобы снискать любовь как самой искушенной, так и абсолютно неподготовленной публики. Сказочный Восток, мир реальный и фантастический, тонкий юмор и озорство в хореографии Анатолия Дементьева сложились в единое праздничное зрелище, эмоциональное и выразительное.
Партию народного инструмента Азербайджана исполняли два солиста из двух разных музыкальных коллективов - Рамин Азимов музыкант Азербайджанского государственного оперного театра и Надежда Медведева Приморская сцена Мариинского театра. Звучание женского хора и человеческого голоса сопрано в трактовке Анастасии Кикоть также произвели сильное впечатление на всех зрителей. Подчеркнем, что все спектакли прошли при полном аншлаге и при огромном интересе меломанов и любителей балетного искусства - специально на показ балета азербайджанского композитора в Большом театре собрались лучшие критики балетного искусства.
Душу спасает только любовь! Шехерезада Саки Нисида , юная, веселая, очаровательная, жизнерадостная, светлая, летающая в танце, как перышко, смогла привлечь мрачного султана и умолить послушать ее истории, которые раскрывают лучшие качества женщин. Сцена помилования Шехерезады трогает до слез. Оркестр под управлением Эйюба Кулиева, который и так творил чудеса выразительности, дополняет голос Анастасии Кикоть, словно провозвестник судьбы.
Это делает финал первого действия выворачивающим душу. Музыка, пение и танец рождают такой непередаваемый восторг, что слезы сами тихо струятся из глаз, от любви и страсти, разлитой словно в воздухе, как аромат чувственных восточных духов, от роскоши и красоты в чертогах безжалостных властителей, от смелой беззащитности и неувядающей мудрости, от всесильной мощи любви! Палачи держат Шехерезаду на вытянутых руках, словно подчеркивая: казнь лишь отложена, ты в наших руках. Этим стоп-кадром завершается первое действие и начинается второе, сказочное. Очень хорош Шахрияр Сергей Уманец. Он пластичен, выразителен, точно передает движениями все настроения своего героя. При этом у него безумно сложная силовая партия.
Такие замысловатые поддержки партнерши и контактные мягкие переходы с ней из одной скульптурной позы в другую - требуют огромной выносливости. Немало у него и вариаций с ураганными вращениями и непростыми прыжками. Эти сложности партии не влияют на выразительность его героя. Он величественен, грозен, суров, но любовь к Шехерезаде смягчает его, делая лиричным. Второе действие - это три из тысячи сказок, которыми Шехерезада занимала султана длинными ночами, каждый раз выигравая еще день у смерти. Все эти истории полны зажигательных танцев кордебалета, борьбы и спасений, впечатляющих вариаций главных героев. Особенно запомнилась Марджана Наталья Демьянова , служанка Али-бабы, спасающая его от разбойников и их атамана.
Ох, уж этот обольстительный танец томной восточной красавицы! Призывные движения бедер, как в традиционном арабском танце живота, провоцирующе выступающих в резком движении-ударе, красиво подрагивающих в тряске-шимми, плавно извивающиеся руки. Глаз не отвести, как хороша девушка, как изящен ее танец, как красивы движения! И все истории Шехерезады заканчиваются торжеством взаимной любви и преданности.
Добавить комментарий
- Первая полоса
- «Тысяча и одна ночь» из Мариинки накрыла столицу Катара
- Форма поиска
- Эльдар Алиев: «Сила искусства – явление особенное» - Ведомости
Добавить комментарий
- Подпишитесь на нашу рассылку
- Что еще почитать
- Студенты и их наставники посетили балет «Тысяча и одна ночь» в Воронежском театре оперы и балета
- “Müstəqilliyimiz əbədidir, daimidir, dönməzdir”
Труппа Приморской сцены Мариинского театра представит балет «Тысяча и одна ночь» в Казани
- Нуриевский фестиваль открылся «не по уставу», но сказочно
- Последние события
- Наши проекты
- Добавить комментарий
- Тысяча и одна ночь, отзывы на Балет – Афиша-Театры
Новая сцена Мариинского театра встретила балет из Владивостока «Тысяча и одна ночь»
Коллектив Приморской сцены Мариинского театра представит зрителям балет по мотивам арабских и персидских сказок «Тысяча и одна ночь» на музыку азербайджанского композитора Фикрета Амирова. Прима-балерина Бурятского театра оперы и балета Лия Балданова рассказала о балете «Тысяча и одна ночь», увидеть который можно 11 и 12 февраля. Представление Балет «Тысяча и одна ночь»: место проведения Саранск, Государственный музыкальный театр им. И. М. Яушева, продажа билетов на спектакль в Саранске. Коллектив Приморской сцены Мариинского театра представит зрителям балет по мотивам арабских и персидских сказок «Тысяча и одна ночь» на музыку азербайджанского композитора Фикрета Амирова.
Приморская Мариинка покажет балет "Тысяча и одна ночь" в Катаре
Премьера балета "Тысяча и одна ночь" с большим успехом состоялась в 2021 году. Коллектив Приморской сцены представляет красочный балет по мотивам арабских и персидских сказок «Тысяча и одна ночь». В театре оперы и балета прошла сдача премьерного спектакля "1001 ночь" юбилейного фестиваля "Сыктывкарса тулыс". Саратовский театр оперы и балета 16 апреля представил премьеру балета «Тысяча и одна ночь».
Светлана НОСКОВА: «Тысяча и одна ночь» — это спектакль-праздник!»
Представление Балет «Тысяча и одна ночь»: место проведения Саранск, Государственный музыкальный театр им. И. М. Яушева, продажа билетов на спектакль в Саранске. Артисты Приморской сцены Мариинского театра представляют в столице Катара — Дохе балет Фикрета Амирова «Тысяча и одна ночь». Однако, «Тысяча и одна ночь» в исполнении Театра «Кремлевский балет» — это первая постановка знаменитого балета на московской сцене.