Новости восстановление ленинграда после войны

Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе. Было поручено восстановить Ленинград как столичный город, а также центр военной промышленности и точечного машиностроения.

Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады

На выставке можно увидеть личные вещи куртку и спортивные туфли и портрет Фирсовой под названием "Память", выполненный Борисом Лесовым в 1985 году. Дополняют экспозицию документы, которые свидетельствуют о вкладе органов власти и учреждений Ленинграда в восстановление жизненно важных и значимых областей экономики, культуры, образования города. Отдельный раздел выставки рассказывает о возвращении в Ленинград эвакуированных в годы блокады заводов и фабрик, театров и музеев, научно-исследовательских институтов и вузов. О возрождении культурной жизни города, об открытии театров и музеев, о проведении спектаклей, концертов, выставок, спортивных мероприятий напоминают многочисленные афиши и фотографии тех лет. Читайте нас в.

Разрушения в ходе военных действий За годы войны и блокады был нанесен значительный ущерб историческому центру Ленинграда, его зданиям и памятникам. Этот ущерб мог бы оказаться еще более масштабным, если бы не инженерные работы по маскировке значимых культурных объектов и вывозу наиболее ценных экспонатов из музеев и дворцов. Стоит сказать о том, что план маскировки существовал до начала военных действий, его разработала команда архитекторов под управлением главного архитектора Николая Баранова. Ценные исторические объекты, памятники закапывались в землю, их прятали под мешками с песком. Наибольший ущерб был причинен тем объектам, которые были расположены на занятых вражескими восками территориях или находились вблизи линии фронта.

И в то же время все три цитаты указывали в первую очередь путь в будущее. Победы воинов и мужество тружеников тыла представлялись теми славными традициями города, которые призывали продолжать их новыми подвигами на трудовом фронте послевоенного восстановления страны. Гордость великим городом также должна была побуждать ленинградцев к необходимости его быстрейшего восстановления. В день годовщины прорыва блокады,18 января иногда 17-го или 19-го, если праздничная дата выпадала на выходной день издания , во всех трех основных ленинградских газетах обычно помещалось, во-первых, по одной большой статье, посвященной годовщине победной наступательной операции советских войск в 1943 году. Обычно эта статья была подписана кем-то из представителей высшего или среднего командного состава Советской Армии чаще всего, командирами, принимавшими непосредственное участие в боях за освобождение города от блокады, или представителями высшего командного состава в послевоенное время. Содержание этих статей в «Ленинградской правде», «Смене» и «Вечернем Ленинграде» не слишком отличалось друг от друга и выстраивалось по общей схеме. Чаще всего рассказ начинался с описания процветающего довоенного города, затем следовали слова об огромном стратегическом значении, которое придавалось захвату Ленинграда в немецких военных планах начала войны, и о том, как планы молниеносного захвата города были сорваны защитниками Ленинграда. Далее приводилась общая схема хода обороны города, битвы за Ленинград. Подробно говорилось о подготовке войск к операции по прорыву блокады, об учениях, предшествовавших началу операции, о ее успешной реализации и огромном политическом, военном и хозяйственном значении. Чаще всего приводился рассказ о подвиге одного или нескольких комсомольцев и коммунистов в ходе победного наступления см. В обязательном порядке упоминались факторы, позволившие городу выстоять и победить. В большинстве случаев среди таких «победных факторов» назывались: стойкость и мужество ленинградцев, забота Сталина, поддержка страны, умелое руководство Ленинградской партийной организации см. Завершал статью обязательный абзац об идущем в городе восстановлении хозяйства, успешном залечивании военных ран, досрочном выполнении планов и финальный призыв к тому, чтобы подвиги защитников города «вдохновляли нас на новые успехи в труде» Одинцов 1947. Абсолютно аналогичные статьи, посвященные военной операции по полному освобождению города от блокады, помещались в ленинградских газетах 27 января. Они сопровождались обычно целым комплексом материалов, посвященных празднованию годовщины освобождения Ленинграда от блокады. Обычно передовицы «Ленинградской правды» и «Смены» 27 января содержали лишь общие слова о героической обороне Ленинграда, основной же акцент делался на восстановлении города — на том, что уже сделано в этом направлении и что еще предстоит. Таким образом, передовые статьи основных ленинградских изданий прямо говорили об основных целях, которым должно было служить воспоминание о военном прошлом. В них чаще всего использовались в разной форме три упомянутые выше «установочные» цитаты. Передовица «Смены» 27 января 1946 года приводит сразу все три высказывания: слова «Великая победа» вынесены в заголовок, в тексте приведена цитата из речи М. Калинина, заканчивается статья традиционным обращением к нынешним трудовым будням: «Мы не только вспоминаем суровую пору войны, но и радуемся возрождению нашего города как крупнейшего индустриального и культурного центра страны» Великая победа 1946. Цитаты из газетных материалов этих лет, в которых трудовые подвиги рассматриваются как продолжение славных военных традиций, можно приводить до бесконечности. В передовице «Ленинградской правды» от 27 января 1948 года эта тема по-прежнему остается главной: «Трудящиеся города с гордостью оглядываются на пройденный путь. Вспоминая о пережитом, они отдают дань всенародной любви и уважения участникам исторической битвы. Перелистывая героические страницы священной летописи Великой Отечественной войны, они видят наглядные примеры выдающейся самоотверженности в труде и в бою, умножающие сейчас наши силы в борьбе за расцвет родного города, за послевоенную сталинскую пятилетку» Ленинградская правда. Каждый год 27 января в Ленинграде, в помещении Театра оперы и балета имени Кирова, проходило торжественное заседание, посвященное дню полного освобождения города от блокады. В собрании принимали участие депутаты Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся, представители партийных и общественных организаций города, члены командования Ленинградского военного округа и частей ВМФ, герои обороны Ленинграда. На заседании выступал с докладом представитель руководства городской партийной организации или командного состава Ленинградского военного округа, завершалось собрание большим концертом.

В тех домах, где частичной заменой перекрытий ограничиться было нельзя, меняли все балки перекрытий. При этом деревянные балки заменялись опять-таки деревянными, но на объекты капитального ремонта поступал и прокатный металл. Районным жилищным управлениям выделялись наряду с двутавровыми балками бывшие в употреблении железнодорожные и трамвайные рельсы, которые после соответствующей сварки использовались в качестве балок перекрытий. Вначале заполнение между балками делали дощатое и новые балки заводили в старые гнезда. В последующем на производственных базах ремонтно-строительных контор было освоено производство мелкоразмерных шлакобетонный, а затем и железобетонных плит. Их укладывали на нижние полки балок взамен деревянных подборов. Это явилось первым шагом к массовому применению железобетона в капитальном ремонте и индустриализации ремонтно-строительного производства. После укладки новых перекрытий планировку квартир восстанавливали не по инвентаризационным планам, а по проектам. Проектами предусматривалось при наличии двух лестниц разделение больших квартир на две. В тех домах, где до ремонта имелись ванные комнаты, их восстанавливали вновь. Особенности жилищного фонда и разрушения, причиненные в годы войны, были различными. Поэтому вопросы новой планировки квартир в каждом административном районе города решались по-разному, в том числе восстанавливались и многокомнатные квартиры без ванных помещений, в отдельных случаях с двумя уборными. Обязательным для всех районов было только то, что после комплексного капитального ремонта кухни и уборные должны быть по одной вертикали. В домах оставалось печное отопление. В кухнях устраивали огневые очаги, в ванных ставили дровяные водогрейные колонки, печи присоединяли к существующим в стенах дымоходам; когда это не удавалось, пробивали в кирпичных стенах новые каналы или возводили из кирпича новые дымовые стояки. В 1947-1948 гг. Это позволило уже в кухнях не ставить огневых очагов и газифицировать ванные комнаты, для газоходов и вентиляции по-прежнему использовались каналы в стенах. Газификация жилищного фонда осуществлялась быстрыми темпами. С 1949 г. Газоснабжение осуществлялось на базе коксогазового завода, восстановленного в январе 1946 г. Сланцы , оттуда были проложены магистральные газопроводы протяженностью около 250 км. В домах, где проводился капитальный ремонт, уже не восстанавливались не только кухонные очаги, но и печи в комнатах. Одновременно с капитальным ремонтом квартир прокладывались сети горячего водоснабжения, подача воды была организована несколько позднее. Источником теплофикации являлась расположенная на Новгородской улице ТЭЦ. Основные работы по капитальному ремонту жилищного фонда выполнялись силами ремонтно-строительных контор райжилуправлений. В 1948 г. Вновь созданные тресты находились в подчинении райисполкомов. Подготовкой проектно-сметной документации для капитального ремонта жилищного фонда и зданий, используемых организациями, подведомственными райисполкомам, занимались районные проектно-сметные бюро райжилуправлений. Проекты составлялись по заказам и техническим заданиям, выдаваемым райжилуправлениями. В задании четко регламентировались состав и содержание проекта. В тех случаях, когда заказывалась только смета, объемы необходимых ремонтных работ определялись сметчиками после проведения технического обследования объекта. При этом сметчиками составлялся поквартирный перечень работ, выдававшийся в дальнейшем вместе со сметой ремонтно-строительным организациям. В сложных случаях замены деревянных жилых мансард на обычный этаж, комплексного капитального ремонта со сплошной заменой перекрытий и перепланировкой, восстановления разрушенной в период войны части дома и т. В эти годы в аппарате Управления по делам строительства и архитектуры Исполкома Ленгорсовета имелось хозрасчетное подразделение, выполнявшее техническую экспертизу зданий и состоявшее из опытных инженеров, прежде лично участвовавших в проектировании и строительстве многих ленинградских зданий.

Подземка на Политбюро. Как возобновилось строительство метро после войны

Восстановление Ленинграда началось сразу же после освобождения. В первые месяцы здания ремонтировали кирпичом, который собирали у разрушенных домов. Трудились все: опытные специалисты и мастера, студенты и школьники, и даже токари, пекари и профессора после работы становились строителями. В первую очередь восстанавливали малоповреждённые дома, затем отстраивали здания на главных магистралях, площадях и набережных Ленинграда.

Петербурга мы встретились с пожилыми горожанками, отметившими 100-летний юбилей.

У них особенно интересное восприятие родного мегаполиса. Нина Георгиевна Сахарнова по документам родилась в 1924-м , но на самом деле, — в 1921 году. Не в Ленинграде, а в Петрограде. На улице Звенигородской, дом 4, квартира 9.

Нина Сахарнова: «Недалеко был Большой драматический театр. Я всегда ходила на каждую премьеру и всех артистов там знала. Я не была поклонником, но я любила театр». Так что символичнее случиться не могло: когда Нина Георгиевна в 1961 году переехала со Звенигородской, это как будто ознаменовалось возведением неподалеку нового театра юных зрителей.

Однако с некоторых пор в этих краях Нина Георгиевна бывать перестала.

Устройство потолочных перекрытий оказалось очень подходящим для долгой жизни живописных плафонов в подобных условиях. Они состоят из деревянных балок, довольно тонкой дощатой подшивки 2,5—5,0 см , под которой расположена дранка из щипаных березовых прутьев. На дранку нанесены известковый намет, гипсовый грунт, а затем живопись. Кроме того, на чердаке дворца не сделано утепление, что также сыграло существенную роль в сохранении расписанных потолков. На некоторые росписи негативно повлияло неблагоприятное время их исполнения. Так, работы в западной галерее и люстгаузах проводились в холодное время года с февраля по апрель. Поэтому спустя всего лишь 17 месяцев, в октябре 1722 г. Бушуев, М.

Хотя мастера заранее предупреждали, что в зимнее время в холодном помещении работать нельзя, «а ежели де держать в ней жар или печь поставить, и оттого де сверху угар велик и в морозы от тепла станет мокнуть, а внизу де теплу быть не можно…». В 1725 г. Спустя 27 лет в документах Гоф-интендантской конторы указывается, что в 1752 г. Местоположение Монплезира на самом берегу Финского залива, где от бушующих волн его отделяла лишь подпорная стенка из валунов и небольшая терраса, также обусловило необходимость частых ремонтных работ из-за сырости и после неоднократных наводнений. В 1902 г. Успенский отметил, что «после наводнения в 1770 году Монплезир капитально ремонтируется. Надо отдать справедливость — весьма толково. Характер петровского времени сохранен вполне. По документам известно, что в 1823 г.

В 1856 г. Комаров сообщил в Петергофское дворцовое управление, что «на будущее необходимо иметь в виду в Монплезире правку плафонов». В 1898 г. Министерство Императорского Двора даже утвердило план по капитальному ремонту всех зданий Монплезира, который начали претворять в жизнь в начале XX в. В 1913 г. В то время плафоны Пильмана по своему колориту были уже неузнаваемы. Нет данных о проведении каких-либо работ в Голландском домике до 40-х гг. Петергоф оккупировали фашистские войска. Через два года и четыре месяца, 19 января 1944 г.

В последнем акте Дирекции дворцов-музеев от 22 сентября 1941 г. Оконные и дверные проемы зашиты досками. Комнаты освобождены от убранства…. Совсем иную картину увидели сотрудники музея 31 января 1944 г. Даже маленькие павильоны на концах галерей кажутся совсем целыми…». Однако Монплезир оказался «поврежден гораздо серьезнее, чем это казалось с первого взгляда. Боковые галереи лишились не только рам своих больших окон-дверей, но и части подпорных столбов. Вопреки стихиям и невзгодам Монплезир опять выстоял, уцелел. Из его подвалов саперы вынули пять мин замедленного действия.

На морской террасе фашисты построили дзот, а рядом установили орудие. В Монплезирском саду расположили несколько блиндажей. Парадный зал дворца использовали в качестве прохода между террасой и садом, а жилые комнаты — в качестве караульного помещения: здесь соорудили двухъярусные нары, для отопления установили печки-времянки, их трубы вывели в дымоходы через изящную лепку каминов. Сначала показалось, что росписи сильно пострадали, но уже в процессе реставрационных работ обнаружилось, что повреждения некоторых плафонов незначительны. Удалось установить, по каким причинам они возникли: протечки, конденсат, перепады температур, механические повреждения, в том числе от взрывной волны, осколочных попаданий и вандализма оккупантов. Самые значительные утраты произошли из-за протечек кровли: были повреждены известковый намет и гипсовый грунт, в некоторых местах было ослаблено их сцепление с дранкой, и появились осыпания вместе с красочным слоем. В некоторых местах, наоборот, известковый намет и гипсовый грунт с красочным слоем оставались целыми, а дранка была поражена гнилью и жучком-точильщиком. В этом случае поздние поновления росписей масляными красками отрицательно сказались на их сохранности. При кратковременных протечках отсутствие утепления чердака дает возможность известковому намету и гипсовому грунту просохнуть самостоятельно.

Кроме того, свойство темперных красок позволяет испаряться влаге с их поверхности. Масляный красочный слой, наоборот, задерживает испарение, и, если протечка не устранена, сначала разрушаются гипсовый грунт и известковый намет, а потом гниет древесина, на которой они держатся. В Монплезире от протечек пострадали кессонированные потолочные перекрытия и три падуги в Парадном зале, значительная часть плафона в Спальне Петра I, северо-западный медальон в Секретарской, а также росписи в галереях и люстгаузах. Плафон Буфетной до реставрации. Северо-западный угол дворца разрушился от взрывной волны, и часть росписи в Морском кабинете Петра I погибла. Провалилась крыша восточного люстгауза. Фигура Аполлона в куполе центрального зала была изрешечена пулями. Поскольку потолочные перекрытия достаточно тонкие, на чердаке можно передвигаться исключительно по балкам. Хождение по дощатой подшивке неизменно приводило к образованию трещин на живописи и даже к осыпанию красочного слоя, что и произошло во время войны.

На состоянии росписей негативно сказалось использование печек-времянок, размещенных фашистами в Спальне и Кабинете Петра I, Секретарской, Лаковом кабинете. При нагревании помещений разогревались росписи, гипсовый грунт, известковый намет, а со стороны чердака, наоборот, происходило сильное охлаждение. Все это способствовало появлению конденсата. Длительный срок такого состояния ослабил грунт, и он начал отслаиваться вместе с росписями в виде небольших чешуек. Кроме того, плафоны в указанных интерьерах покрылись копотью и потемнели. Жар, исходивший от печек, отрицательно повлиял и на живопись Парадного зала, хотя он не отапливался. Дело в том, что теплый и влажный воздух вырывался из теплых помещений и, соприкасаясь с холодными потолками в зале, конденсировался. При низкой температуре эта влага намерзала на росписях, ослабляя красочный слой. Летом 1945 г.

К сожалению, имена многих реставраторов остались неизвестными для потомков, сведения о других ограничены только фамилией и инициалами. Поскольку самые большие повреждения случились из-за протечек, в первую очередь на крыше промазали все щели. Параллельно архитекторы четвертой мастерской Ленпроекта Л. Гольдвассер и Б. Кикин составили проект реставрации Парадного зала, галерей и люстгаузов21. В следующем году отремонтировали перекрытия, соорудили временную кровлю, после чего произвели консервацию дворца, а в восточной галерее поставили поддерживающую конструкцию перекрытий, чтобы избежать их обвала вместе с росписями. В 1947 г. Казанская и А. Гессен начали работу над проектом пяти жилых комнат и кухни.

В восточной галерее была проведена консервация живописи. Научные сотрудники Петергофа Н. Архипов, М. Андреева, Н. Удаленков, М. Тихомирова собирали необходимые для реставрации рисунки, чертежи и фотографии по архивам, музеям и библиотекам. Без этих данных выполнять реставрационные работы было невозможно. Все это требовало времени, но живопись не могла ждать, она могла погибнуть. Поэтому первоочередной задачей специалисты считали «не удаление поздних записей, которые можно удалить в любое время, а сохранение и консервацию разрушающегося красочного слоя росписей такими, какими они сохранились на сегодняшний день».

Эти работы были проведены в 1950 г. Слева Плафон Морского кабинета Петра I до реставрации. Конец 1940-х. Какие цели теперь преследовали реставраторы? С 25 июля до 23 октября 1951 г. С наступлением холодной погоды все работы пришлось приостановить. Следующий период начался только через четыре года и продолжался шесть лет 1955—1961. Перед реставраторами стояла задача не только укрепить живопись, но и расчистить ее от поздних записей. Здесь возникает довольно деликатный вопрос о том, насколько правомерны подобные методы.

Дело в том, что в прошлом некоторые ученые доказывали «недопустимость удаления позднейших наслоений для возвращения первоначального вида сооружению» и призывали «сохранять изменения, которые объект претерпел на протяжении веков». Подобной точки зрения до сих пор придерживаются отдельные специалисты. Нередко это оправдано. Однако, как можно убедиться на примере росписей сей Монплезира, расчистки от старых ремесленных записей бывают необходимы для того, чтобы сохранить и не утратить бесценный памятник. Новый этап реставрации начался с обстоятельного осмотра и фиксации росписей. Специалисты выполнили подробное фотографирование и копирование на кальки. В основном тогда подновили фоновые части, покрыв их масляными красками, выполнили обводку фигур, орнамента, элементов пейзажа; часть облетевшей или поблекшей позолоты покрасили бронзовой краской. Самые значительные изменения претерпели плафоны в галереях и люстгаузах, где местами были переписаны орнамент и некоторые композиции. Менее всего во время войны пострадали росписи в Лаковом кабинете, Буфетной и купольной части Парадного зала: незначительные выпады и шелушение красочного слоя, мелкие кракелюры, волосяные трещины по штукатурке.

В юго-восточном клейме отставала гипсовая накрывка, а вставка северо-западного угла сильно повредилась от протечек: дранка и подшивка сгнили, штукатурка разрушилась и не имела прочности, красочный слой отставал и шелушился. Серьезные вопросы возникли в связи с сильно испорченными из-за протечек плафоном в Спальне и тремя падугами центрального зала. Западная падуга погибла полностью, превратившись в «расплывшееся грязно-серое пятно». Вызывало тревогу и состояние Морского кабинета: треть плафона была целиком потеряна от взрывной волны. Следует особо отметить реставрацию потолочных перекрытий в галереях и люстгаузах. При первых визуальных осмотрах казалось, что «из всех помещений Монплезира, состояние росписей наиболее благополучно в восточной и западной галереях, которые не отапливались и меньше имели протечек, хорошо проветривались и одновременно с наружной температурой нагревались и охлаждались». Однако именно здесь дранка и подшивка в местах протечек не только сгнили и превратились в труху, но и были поражены жучком-точильщиком, в этих местах штукатурка и грунт оказались полностью утрачены. Эти скрытые серьезные разрушения потребовали локальной замены подшивки и дранки.

Но в той книге производившей впечатление серьёзной! И как реально могли бы люди, умирая от голода, заниматься тяжелыми реставрационными работами, а не только самым насущным - строительством оборонительных сооружений, танков на Кировском Заводе и т. Оно было встречено с радостью и недоумением. Откровенно говоря, мы считали это скорее политическим актом, чем реальным делом. Не до того ведь было.

Ленинград в 1946-1947 годах

Сразу же после полного снятия блокады Ленинграда, освобождения Мурманской области и Карелии широко развернулись восстановительные работы на всех электростанциях, подстанциях и линиях электропередач, разрушенных во время войны. Послевоенная жизнь жителей Ленинграда Образ жизни ленинградцев. Победа была великим событием и в жизни страны, и в жизни каждой семьи, и каждого. Через несколько дней после начала операции к наступлению должна была подключиться 67-я армия, которая освободит Мгу, Ульяновку, Тосно и вместе с Волховским фронтом восстановит контроль над другими населенными пунктами. Текст научной работы на тему «Новаторство как дискуссионная тема послевоенного восстановления Ленинграда».

Восстановление Ленинграда после вражеской осады

Конспект урока: «Проекты восстановления пригородов Ленинграда после Великой Отечественной войны (1944-2003 годы)». В данной статье вы расскажете о восстановлении и реконструкции Ленинграда в послевоенные годы. Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной Войны---пример для всех руководителей. После снятия блокады Ленинграда, жители города освобождают памятник Петру l от защитных укрытий. История восстановления послевоенного Ленинграда символична — это поучительный пример, показывающий способность России к экономической и социокультурной регенерации после пережитых потрясений, считает политолог. это, прежде всего, восстановление от тяжелейшего удара - фашистской блокады.

Tg: СОЛОВЬЕВ

История восстановления послевоенного Ленинграда символична — это поучительный пример, показывающий способность России к экономической и социокультурной регенерации после пережитых потрясений, считает политолог. Спустя два дня после освобождения города провели заседание «Об отмене ограничений, установленных в связи с вражескими артиллерийскими обстрелами города Ленинграда». «От войны к миру: восстановление исторического центра Ленинграда после блокады». Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. Так, после снятия блокады Ленинграда обострился жилищный вопрос, так как началась путаница с жильем и квартир просто не хватало для всех.

Похожие презентации

  • Возвращение Невского проспекта. Взлет и гибель идеи «русской России» при Сталине
  • Кривая преступности
  • Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
  • Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев — Новости Санкт-Петербурга ›

Лекция Восстановление Ленинграда после Великой Отечественной войны

Послевоенное строительство Еще во время блокады был разработан план восстановления Ленинграда. Восстановление Ленинграда после вражеской осады потребовало от ленинградцев много сил и времени. Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной Войны---пример для всех руководителей. Данная разработка урока посвящена восстановлению пригородных императорских резиденций Санкт-Петербурга после ВОВ, восстановлению пригородов Ленинграда. Интересует тема "Восстановление Ленинграда"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь!

Восстановление и преображение: Ленинград после войны

Перед вами снимки главных зданий Ленинграда в конце войны: его дворцы после нескольких лет оккупации оказались в руинах, и на их восстановление ушло не одно десятилетие. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. Государственный комитет обороны Советского Союза 29 марта 1944 года принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1. Государственный комитет обороны Советского Союза 29 марта 1944 года принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году». Сразу после войны парк начали восстанавливать: его разминировали, а завалы расчистили.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий