Уже на первом этапе развития актерской карьеры Вера Пашенная сумела продемонстрировать на сцене весь свой незаурядный актерский талант. Вера ПашеннаяПримечательно, что в момент экзаменационного прослушивания Пашенная вообще не отдавала себе отчет в том, что делает.
Вера Пашенная и театр ее имени
Вера Пашенная: великая актриса, обладала кипучей энергией, темпераментом, харизмой | Вера Пашенная ‑ народная артистка СССР (1937), лауреат Сталинской премии (1943), лауреат Ленинской премии (1961). |
Пашенная, Вера Николаевна — Википедия | Вера Николаевна Пашенная – выдающаяся русская и советская актриса театра и кино; легенда Малого театра. О ней говорили, что в этой актрисе чудесным образом сошлись все лучшие качества актёров Малого театра. |
Биография Веры Пашенной – читайте об авторе на Литрес | В 1913 году Вера Пашенная вышла замуж во второй раз. |
Актриса Пашенная: биография, фото (много фото!) | Вера Пашенная в 1943 году награждена Сталинской премией первой степени — за многолетние выдающиеся достижения в области театрально-драматического искусства и Ленинской премией в 1961 году. |
ПАШЕ́ННАЯ ВЕРА НИКОЛАЕВНА
Пожалуй, нет крупного театрального города, где не работали бы ученики и ученицы Пашенной. Многие из них имеют звания лауреатов, профессоров, народных артистов Из воспоминаний народного артиста СССР Юрия Соломина: «Пашенная никогда не жаловалась на свои болезни, хотя в конце жизни очень серьёзно болела. Мы не понимали, почему, репетируя "Грозу" Пашенная репетировала этот спектакль как режиссёр и играла Кабаниху , она делает перерывы на 40 минут или на час. Потом, когда её не стало, дочь Веры Николаевны, которая была у нас педагогом, рассказала: когда у Пашенной начинались страшные боли, дочь делала ей укол, Вера Николаевна отлёживалась в гримёрке, а потом снова продолжала репетировать». Всякий день, уже с утра, начинала мучиться странным ощущением непривычной вялости, разбитости. Словно воду на мне возили»,- сердито говорила Вера Николаевна. Сперва лишь появились, а потом уж открыто дали себя знать грозные симптомы неизлечимой страшной болезни, видимо, уже давно таившейся, незримо подтачивавшей здоровье актрисы.
Впрочем, тогда Вера Николаевна ещё сопротивлялась. Преодолевая мучительную, «каменную», как говорила она, усталость, изнеможение, впервые в жизни тянувшие прилечь, закрыть глаза и ни о чём не думать, Пашенная всё же не соглашалась признать себя больной. Она не уступала врачам ни одного дня и работала «как обычно», то есть много и без отдыха. Приходя из театра после спектакля, даже поздней ночью, усаживалась за свои записи: «Всё равно сна нет». Великая актриса никому не позволяла себя жалеть. При всей перегруженности и нездоровье Вера Николаевна не оставляла работу над книгой «Ступени творчества», уже давно ею задуманной.
Книга эта вышла в свет после смерти великой актрисы. В работе над рукописью обычно наступало успокоение. Но всё равно отдыха не было, потому что ранними утрами Вера Николаевна всё равно уезжала в театр репетировать. Таков был её обычный распорядок восемнадцатичасового рабочего дня. Внезапно он был нарушен, когда однажды Вере Николаевне сделалось совсем плохо. Врач «скорой помощи» необдуманно назвал страшную болезнь вслух...
Вера Николаевна согласилась лечь в больницу, но от операции отказалась наотрез. А уже через несколько дней стала категорически требовать: «Выпустите меня отсюда». Она не могла и не умела, не привыкла быть без театра. Да и не хотела оставаться со своей болезнью с глазу на глаз. Она ведь знала, что приговорена, хотя вслух решительно отвергала страшный диагноз, оспаривала его и врачам делала только одну уступку: «Так и быть, утром до репетиции буду облучаться рентгеном. Если уж вы так на этом настаиваете».
Играя своих сильных, мужественных женщин, Пашенная сама никогда не притворялась мужественной. Она просто была ею. Пунктуальная, как всегда, без минуты опоздания, подтянутая, аккуратно причёсанная, она приезжает в свой родной Малый театр. Она приветлива и общительна с друзьями. По вечерам играет «Афродиту» и «Каменное гнездо», утром репетирует «Честность» и ещё продумывает как режиссёр «Грозу», которую хочет непременно успеть поставить.
Делала это для того, чтобы молодые люди могли репетировать и готовиться к следующему поступлению, а не шли работать на завод ради куска хлеба. Помогала Пашенная и малоимущим пожилым актерам, но всегда тайно. Просто просила знакомых: «Пожалуйста, отнесите 200 рублей такому-то, я слышала, он нуждается».
При этом талант самой актрисы держался по большей части на трудолюбии. Она плохо запоминала текст, очень много времени посвящала репетициям, буквально выматывая своих партнеров. По воспоминаниям актера Юрия Соломина, одна репетиция могла длиться 5 — 6 часов, с огромными перерывами. При этом Пашенная, становясь на место зрителя, говорила: — Я заплатила рубль и хочу все видеть, слышать и понимать! Любимыми темами для обсуждения в театре была конкуренция Пашенной с другими актрисами. Рассказывают такую байку. Малый театр отправился на гастроли. В тамбуре у туалета актриса Варвара Массалитинова провела четверть часа.
Подождешь, Варька. Личная жизнь Пашенной не складывалась, может быть, потому, что в мужья она всегда выбирала актеров, которые точно так же, как и она, отдавали себя театру. В браке с Витольдом Полонским у нее родилась дочь Ирина, которая много лет была ее надежной опорой и подарила двоих внуков. Все они — и дочь, и внуки — пошли по стопам великой бабушки. А когда Пашенная заболела, Ирина стала ее сиделкой. Болезнь подступала медленно, незаметно.
Но, часто бывая в солдатских казармах и рабочих общежитиях, актриса «подсмотрела», увидела свою Яровую. Актрису интересовал нелегкий путь женщины, порывавшей с прошлым ради будущего. Конечно же, Пашенной хотелось играть современную роль, хотя в пьесе было немало композиционных несовершенств. Тренев, тогда еще начинающий драматург, не видел свое произведение «режиссерским глазом». Исполнители центральных ролей Пашенная, Ольховский, Кузнецов что-то исправляли в тексте, дописывали реплики, по сути став соавторами пьесы. Актриса создала образ глубоким, с богатым внутренним миром, сложными душевными коллизиями. Таким убедительным и ярким, что многие исполнительницы по всей стране эту роль играли «под Пашенную». Вера Николаевна пытается создать новую семью, ее мужем становится Виктор Родионович Ольховский. Но совместная жизнь супругов продлилась лишь год. В день смерти Ольховского Пашенная играла Любовь Яровую. Созданные актрисой комические образы вызывали ту неповторимую смесь осуждения и подспудного восторга перед почти ошарашивающими, но внутренне оправданными красками. Автором инсценировки и постановщиком спектакля был Михаил Нароков. Ее Маланья, с лицом куклы-матрешки, сродни ярмарочному шаржу. Эдакая Венера Растеряевой улицы, будто сошедшая с полотен Рубенса или Кустодиева — пышнотелая, чудовищно неподвижная, чувственная. Актриса уловила этот ленивый ритм жизни с лузганием семечек кстати, которых она терпеть не могла в доме, но для роли виртуозно выучилась щелкать , наглый хохот Маланьи, ее манеру с удовольствием смачно сплетничать. Таких людей, как Пашенная, неофициально называли государственными артистами. Они приглашались в президиумы, представительствовали на собраниях трудящихся, писателей, ученых. Их подписи ставились под письмами во славу или, напротив, в порицание чего-то и кого-нибудь. Сегодня мы понимаем, что постигнуть эти судьбы, в данном случае судьбу Пашенной, по их публичным высказываниям и поступкам нельзя. Вера Николаевна являлась членом художественной коллегии театра и членом художественного совета. Горячо, почти с неистовой, гневной требовательностью, часто нелицеприятно выступала она на заседаниях. Натура властная, она высказывала свои суждения громко и открыто, никого не боясь. Могла себе позволить не угодничать, не предавать своего художественного вкуса, своего понимания мира. И была непредсказуема во всем: в поступках, в оценках. Удивляла, притягивала, органически совмещая в себе множество противоречий. Человек необычайной душевной доброты, она обладала колоссальным женским обаянием, не поддаться которому было невозможно. Весь коллектив Малого театра тех лет а это более 700 человек она знала по именам и отчествам. И когда ее удивленно спрашивали: «Зачем Вам это? И никакими силами ее оттуда невозможно было выманить, пока не смолкали последние раскаты грома. Окружающие смеялись, а она говорила: «Я боюсь, она меня убьет». Это не шутка, а быль. Боялся же руководитель Малого театра князь Сумбатов-Южин — мужчина весьма представительный — мышей! В годы войны, в эвакуации в Челябинске Пашенная выезжает с творческими программами на крупные заводы, в госпитали. Незабываемые впечатления от встреч с героями, наблюдения военном времени глубоко западали в душу, ложились в актерскую копилку. Пригодятся они и Пашенной в роли Талановой в спектакле «Нашествие» Л. Леонова, поставленном в военном 1943 году. Во время Великой Отечественной войны в семью Пашенной пришло горе. Очень скоро вести с фронта от него перестали приходить. Пашенная в своей книге напишет о том, что зять погиб на фронте в 1941 году, Ирина Витольдовна в своих воспоминаниях — пропал без вести. На самом деле Сверчков попал в окружение, был взят в плен. После войны Сверчкова разыскивала советская военная администрация Германии, требуя у американцев его выдачи. В Мюнхене в 53-м году он становится первым диктором радиостанции «Освобождение». Коллеги называли его «Наш ответ Левитану». Любимый зять очень «подпортил» анкету Вере Николаевне. К «проклятым вопросам» «о происхождении» и «есть ли родственники заграницей», прибавилась еще одна статья — «измена Родине». Живым свидетельством необыкновенной актерской работы Пашенной остался кинофильм «Васса Железнова» режиссер Л. И по сей день кто же из зрителей мгновенно рядом с ее именем не поставит имя Вассы Железновой? Хотя видевшие спектакль Малого театра считают, что фильм намного слабее и не следует по нему судить об игре Пашенной в этой роли. Но он запечатлел живую Пашенную! Зубов и Е. Велихов без сомнения, одна из вершин в творческой биографии актрисы. Пашенная хотела быть в этой роли «человеческой женщиной», сыграть жизнь погубленную, похожую в чем-то на свою. Но режиссеры предлагали ей сыграть в первую очередь хозяйку-накопительницу, а уж потом «человеческую женщину». Создателям спектакля важнее было придать социально-политическую окраску образу. Ум и власть — две черты, которые выбрала актриса, создавая свою Вассу. Но Пашенная играла так, что заставляла думать и о трагедии этой женщины. О трагедии ума, направленного на иссушающую, меркантильную цель, и трагедии власти, в своем ослеплении ломающей жизнь дорогих для нее людей. Ее Васса была и хозяйкой, и пленницей владеющих ею страстей. Замечательно играла Пашенная последние минуты жизни Вассы. Падала она «мертвая», как валится срубленное под корень кряжистое и раскидистое дерево, которое еще за секунду перед тем было полно жизни. С внутренним сопротивлением она приступает к работе над ролью Хозяйки Нискавуори в пьесе Х. Вуолийоки «Каменное гнездо» режиссер В. Хохряков , боясь повторить в чем-то «родственную» ей Вассу Железнову. Но в этом удивительном, мягком и в то же самое время масштабном создании Пашенной, в печальном образе старой и одинокой женщины была такая человеческая красота, глубина, сила воли и мысли, что зрительный зал охватывало ощущение светлой радости от встречи с ней. Всем, кто знал Веру Николаевну в эти годы, невдомек было, что эта удивительная женщина — средоточие энергии, воли, оптимизма — уже нездорова. Врачи поставили Пашенной страшный диагноз, но она решительно отказывалась от операции. Столько еще нужно успеть сделать, а если болезнь опасна, тем более! Жить в пол накала Пашенная не умела. И когда врачи запрещали ей играть спектакль, она вопреки всему оставляла дома записку: «В моей смерти прошу никого не винить. Еду играть спектакль по своему желанию». Сама же репетирует роль Кабанихи. На роль Катерины назначается Руфина Нифонтова, актриса, уже полюбившаяся Пашенной по спектаклю «Каменное гнездо». В молодости сама игравшая Катерину, Пашенная старается снять с образа малейшие намеки на декламационность, с какой часто произносились монологи героини. Пытается изменить традиционное представление о героях этой архаической пьесы.
Но это совсем не так. Вера Николаевна с трудом запоминала текст. Она могла по 5-6 часов репетировать, изматывая себя и партнеров. Требовательной и властной актриса была не только на сцене, но и в жизни. Мужей выбирала себе под стать, таких же творческих людей, как и она. Брак с артистом Витольдом Полонским долго не продлился. Даже рождение дочери Ирины, не сблизило супругов, оба пропадали на подмостках, и личная жизнь отходила на второй план. Второй раз вышла замуж за артиста Владимира Грибунина. Муж умер 1 апреля 1933 года, не дожив всего три дня до своего 60-летия. Она пережила супруга почти на тридцать лет и, если бы не болезнь, могла еще долгое время выходить на свою любимую сцену. Владимир Грибунин Владимир Грибунин Вера Николаевна и не догадывалась, что болезнь начала разрушать ее организм. Всегда энергичная и быстрая, начала по утрам чувствовать усталость, ноги и руки немели, постоянно клонило на сон. Диагноз врачей был страшным — онкология. Однако, актриса приняла все стойко, ни один мускул не дрогнул на ее лице. Решила: будет выходить на подмостки пока хватил сил, а если не сможет — в тот же день лишит себя жизни. Свои мысли никому не доверяла, но однажды все-таки призналась актрисе Панковой, с которой очень дружила. Шла репетиция спектакля, обе женщины сидели рядом и тут Вера Николаевна шепнула Панковой: - Татьяна Петровна, вот так жить я не хочу! Мне удалось заполучить ампулу, я её в вино — фьють, и нет актрисы Пашенной! Вера Пашенная и Николай Соловьев-Незнамов в спектакле «Без вины виноватые» Вера Пашенная и Николай Соловьев-Незнамов в спектакле «Без вины виноватые» От таких слов у коллеги внутри все похолодело, предложила актрисе свою помощь.
чПКФЙ ОБ УБКФ
Актриса Вера Пашенная появилась на свет в сентябре 1887 года в Москве. Вера Николаевна Пашенная ушла из жизни 28 октября 1962 года в Москве. Узнайте всё о знаменитой актрисе Пашенной: её невероятную биографию, уникальные фотографии и талант, который завораживает многих (много фото!). Вера Николаевна Пашенная. Народная артистка СССР, Лауреат Государственной премии СССР, Профессор, Лауреат Ленинской премии.
135 лет Вере Пашенной!
Пашенная, М. Чехова — Варя; «На дне» М. Горького — Василиса; «Три сестры» А. Режиссёр: Ф. Гюго — Тизба; «Анна Каренина» по Л. Урванцева — Вера Мирцева; «Вишни цветут» И.
Чекина — Зина; «В новой семье» В. Александрова — Наталья Николаевна; «Всех скорбящих» Г. Гейерманса — Рита; «Гибель Содома» Г. Зудермана — Китти Гаттенберг; «Дни нашей жизни» Л. Чехова — Соня; «Евреи» Е.
Островского и Н. Соловьева — Елена Кармина; «Живой труп» Л. Толстого — Лиза; «Забава» «Без любви» А. Шницлера — Христина; «За океаном» Я. Гордина — Эсфирь; «Идиот» по Ф.
Достоевскому — Настасья Филипповна; «Казнь» Г. Ге — Кэт; «Канцлер и слесарь» А. Луначарского — Анна Клейнбауэр; «Лес» А. Сарду и Э. Гюго — Марион; «Огни Ивановой ночи» Г.
Зудермана — Марикка; «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Дуня; «Привидения» Г. Ибсена — Фру Альвинг; «Рабочая слободка» Е. Карпова — Лукерья; «Склеп» В. В 1924 году вместе с Н.
Смирновой организовала из первого выпуска Драматических курсов при Малом театре Театр-студию и стала его директором. С 1933 года руководила несколькими курсами Театрального училища им. Щепкина при Малом театре, с 1941 — профессор. С 1945 года — руководитель кафедры актерского мастерства училища. В 1936 году, оставшись на гастроли в Игарке, основала там Народный театр.
В кино снималась с 1912 года, дебютировав с роли Ларисы Огудаловой в «Бесприданнице». Вера Пашенная в фильме «Поликушка» С 1920-го сниматься перестала, сосредоточившись на работе в театре. Позже стала появляться на экране в 1950-е — в фильмах-спектаклях и кино. Вера Пашенная в фильме-спектакле «Васса Железнова» Вера Пашенная в фильме «Идиот» Награды и звания Веры Пашенной: — Заслуженная артистка Республики 1925 ; — Народная артистка СССР 1937 ; — Сталинская премия первой степени 1943 — за многолетние выдающиеся достижения в области театрально-драматического искусства; — Ленинская премия 1961 — за исполнение заглавной роли в спектакле «Васса Железнова» М. Горького и роли хозяйки Нискаувори вспектакле «Каменное гнездо» Х.
Смотришь на Вассу Пашенной и догадываешься, сколько горя и несправедливости надо было перенести ей, чтобы самой рождать только горе и несправедливость. В 1959-м году «Огонёк» писал о роли актрисы в «Вассе Железновой»: «Потрясающее по глубине художественного обобщения, реалистическое горьковское неприятие Вассы, вобравшей в себя все черты старого мира, нашло у Пашенной трактовку, не побоимся сказать, совершенную». В 1950-е — 1960-е годы среди наиболее заметных ролей Пашенной и ещё две роли — Старая хозяйка Нискавуори «Каменное гнездо», 1957 , Кабаниха «Гроза», 1962. Хозяйка Нискавуори. Роль Вассы Железновой в исполнении актрисы и в настоящее время считается непревзойдённой. Она руководила Студией Малого театра. С 1941 года стала профессором «Щепки», с 1945 года руководила здесь кафедрой актёрского мастерства.
За годы своего преподавания в «Щепке» Пашенная выпустила блистательную плеяду артистов. Только когда Веры Николаевны не стало, многие узнали, что это она негласно сама назначала стипендию студентам, зная, что они нуждаются, помогала деньгами наиболее талантливым. Юрий Мефодьевич сам преподаёт актёрское мастерство, с благодарностью рассказывает о своём любимом педагоге студентам. Вера Пашенная со своими студентами. Первый слева — Юрий Соломин В беседе со мной в своём кабинете в Малом театре Юрий Соломин вспоминал: «Само собой разумеется, что её все уважали и побаивались. Строгость её знали. Вернее, знали её мощь — она была сильная женщина.
И в то же время я никогда не слышал, чтобы она причинила кому-то зло или даже просто на ком-то сорвала злость. Вера Николаевна была справедливым человеком и очень помогала студентам». По словам Юрия Мефодьевича, Вера Николаевна добивалась от студентов полного перевоплощения на сцене. Она любила повторять: зритель, заплативший деньги за билет, имеет право всё видеть, хорошо слышать и осознавать, что происходит на сцене. Юрий Мефодьевич вспоминает, что однажды Вера Николаевна дала такие советы студентам, и они не знали, что это их последняя репетиция. Прощаясь, Пашенная сказала: «…уходя со сцены после спектакля, актёр должен оставить там кусочек своего сердца, тогда всё получится». Поначалу казалось, что это обычное переутомление.
Всякий день, уже с утра, начинала мучиться странным ощущением непривычной вялости, разбитости. Словно воду на мне возили», — сердито говорила Вера Николаевна. Пашенная обратилась к врачам, чей вердикт был беспощадным — онкология. Сперва лишь появились, а потом уж открыто дали себя знать грозные симптомы неизлечимой страшной болезни, видимо, уже давно таившейся, незримо подтачивавшей здоровье актрисы.
Народная артистка СССР. Не так-то просто бывает определить самое главное, самое яркое качество художника, отличающее его от других... Пашенная была рождена в искусстве не для «звуков сладких», а для «битв». В этом зерно ее дарования...
Ленского в Московском театральном училище. С 1907 года — в Малом театре. С 1918 — преподавала на драматичесих курсах при театре. В 1924 с Н. Смирновой организовала из первого выпуска курсов Театр-студию и стала её директором. С 1933 руководила несколькими курсами в Театральном училище при Малом театре. Профессор 1941.
Пашенная Вера Николаевна (1887—1962)
Вера Николаевна Пашенная родилась в Москве (7) 19 сентября 1887 года, в семье знаменитого актёра Николая Рощина-Инсарова. В 1904 году Вера Пашенная окончила гимназию. Вера Николаевна Пашенная ушла из жизни 28 октября 1962 года в Москве. Пашенная Вера Николаевна (1887, Москва — 1962, там же), актриса, народная артистка СССР (1937).
Вера пашенная: биография и личная жизнь
Пашенный).[1] Ее сестра, актриса Екатерина Рощина-Инсарова, эмигрировала в 1919 году. Вера Пашенная родилась в Москве в семье известного актёра Николая Петровича Рощина-Инсарова (настоящая фамилия Пашенный), происходившего из помещичьей семьи. Всего на театральной сцене Вера Пашенная сыграла более 100 ролей.
Об актрисе Вера Пашенной
Чирикова — Липа 1909 — «Жены» Д. Айзмана — Наденька 1909 — «Бедная невеста» А. Островского — Марья Андреевна 1910 — «В старые годы» И. Шпажинского — Клавдия 1910 — «Старый обряд» А. Тренёва — Любовь Яровая 1943 — «Нашествие» Л.
Леонова — Таланова 1949 — «Ревизор» Н. Вуолийоки — хозяйка Нискаувори 1960 — «Остров Афродиты» А. Режиссёр: В. Комиссаржевский — Ламбрини 1961 — «Гроза» А.
Режиссёры: Вера Пашенная, М.
Незадолго до выпускных экзаменов Вера Николаевна обручилась с актером Витольдом Полонским. Летом 1905 года Пашенная и Полонский обвенчались.
Они сняли комнатку на Петровке. Вера Николаевна была полностью занята театром, а кроме того, готовилась стать матерью. Молодой муж был недоволен этим, и они стали ссориться. Но рождение ребенка не смогло укрепить разваливающуюся семью.
Дочери было 3 года, когда супруги разошлись. В 1913 году Вера Николаевна Пашенная вышла замуж за актера В. В это же время была возобновлена постановка пьесы В. Немировича-Данченко «Цена жизни», в которой Пашенная играла свою первую роль.
После этого она получила роль в пьесе А. Толстого «Насильники». Оба этих образа, следуя один за другим, каждый по-своему дают Пашенной счастливое ощущение творческой самостоятельности и уверенности. К 1919 году Пашенная освоила практически весь классический репертуар.
Казалось, что ни Горький, ни Чехов, ни Шекспир, ни Островский уже не могли поставить актрисе непреодолимых преград — таких, какие возникли перед ней в пору обучения в Театральном училище. Она тогда должна была сыграть Джульетту и Катерину. Но у Веры Николаевны, как и у всех творческих людей, были свои взлеты и падения. А причины неудач были те же, что и успеха.
Если актриса находила для себя возможность размахнуться во всю свою русскую, ширь и удаль, то к ней приходили успех, признание и победа. Если же она не находила подходящих условий для своеобразного решения роли, то все в ней меркло, блекло и «смазывалось», как говорила она сама. В зрелые сценические годы актриса научилась справляться с собой, подчинять всю себя образу. И все-таки самое ничтожное давление на собственные симпатии неизбежно тянуло вниз стрелку на этой необычайно чуткой шкале эмоций.
В 1922 году Вера Николаевна вместе с мужем и всеми «стариками» Художественного театра уехала на гастроли в Америку. Такая, словно с неба свалившаяся, поездка представлялась переутомленной, измотанной, недосыпающей и недоедающей Вере Николаевне буквально подарком судьбы. Пригласил Пашенную лично К. Более того, даже Василиса — эта могучая, талантливая, загубленная женская судьба в горьковской пьесе «На дне», кажется, написанная специально для Пашенной, — прошла, не оставив следа.
Что же мешало Пашенной играть? Как говорила сама актриса: «На сцене играть — не сапоги тачать. Что хочешь делай — не выходит, да и все тут. Хоть совсем со сцены уходи!
Получалось нечто среднее — ни рыба ни мясо. Внутреннее торможение, которое возникало у Пашенной всегда, если режиссер вел ее по пьесе, вместо того чтобы, доверившись ее дарованию, дать актрисе возможность самостоятельно искать сущность роли, дало себя знать и в поездке с МХАТом. И хотя внешне все выглядело как нельзя лучше, Станиславский, казалось, был доволен и любезен, роли репетировались, спектакли игрались, сама Пашенная лучше всех понимала, что ожидаемого «слияния» с МХАТом не произошло. И только ее муж, актер МХАТа Грибунин, все еще продолжал надеяться, потому что театр и Пашенная являлись двумя его святынями.
Втайне от всех он страдал от того, что они разобщены.
Искусство Пашенной, выступавшей на сцене с Ленским, Южиным, Садовской, Ермоловой, Остужевым, — ярчайшее проявление верности традициям Малого театра. Роли последнего десятилетия жизни стали ее высшими творческими достижениями: Васса Железнова 1952 , Хозяйка Нискавуори Каменное гнездо Х. Вуолийоки 1957 , Кабаниха в Грозе, поставленной ею самой совместно с М.
Гладковым 1962. Почти полвека Пашенная вела педагогическую работу: в начале 1920-х годов принимала активное участие в организации Студии Малого театра, с 1918 преподавала в Училище им. Щепкина с 1941 — профессор , где в 1945—1960 руководила кафедрой мастерства актера. Умерла Пашенная в Москве 28 октября 1962.
Также по теме:.
Она — художник-борец, глубоко верящий в могучую воспитательную силу театра, неутомимо и страстно защищающий всем своим творчеством правду жизни». В 1920-е годы актриса выступала и в других московских театрах, участвовала в зарубежных гастролях МХАТа по приглашению Станиславского. В 1924 году вместе с Н. Смирновой организовала из первого выпуска курсов Театр-студию и стала его директором. С 1933 года руководила несколькими курсами, а с 1941 года — профессор Театрального училища им. Всего на театральной сцене Пашенная сыграла более ста ролей.
Пашенная, Вера Николаевна
Вера Пашенная в роли Любовь Яровая Вся долгая жизнь Пашенной в театре подтвердила этот прогноз. Биография. Вера Пашенная родилась в семье известного актёра Николая Рощина-Инсарова (реальная фамилия — Пашенный); её сестра,Екатерина Рощина-Инсарова, в 1919 году эмигрировала. И все эти лучшие качества актеров Малого театра чудесным образом сошлись в Вере Николаевне Пашенной. биография, новости, личная жизнь, фото. Всё про советскую актрису Веру Пашенную. Актриса Вера Пашенная появилась на свет в сентябре 1887 года в Москве. актриса Малого театра: биография, фото в хорошем качестве, личная жизнь, фильмы и роли, много интересных фактов из жизни, причина смерти.
Пашенная Вера Николаевна (1887—1962)
ПАШЕННАЯ Вера Николаевна, фото, биография | Сменив на сцене великую Марию Ермолову, Вера Пашенная быстро добилась признания и стала ведущей актрисой главного драматического театра России. |
Две сестры: nashe_nasledie — LiveJournal | Вера Николаевна Пашенная родилась 19 сентября 1887 года в Москве в семье знаменитого актёра Николая Петровича Рощина-Инсарова (настоящая фамилия Пашенный). |
Актриса «Пашенная, Вера Николаевна» | Вера ПашеннаяПримечательно, что в момент экзаменационного прослушивания Пашенная вообще не отдавала себе отчет в том, что делает. |
Пашенная Вера Николаевна — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья | Пашенная, Вера Николаевна — статья из Интернет-энциклопедии для |
Вера Пашенная подавала пример советским воинам
Вера Николаевна Пашенная | Вера Николаевна Пашенная довольно быстро стала ведущей актрисой Малого театра, а потом – и его легендой. |
Пашенная, Вера Николаевна — Что такое Пашенная, Вера Николаевна | Вера Николаевна Пашенная довольно быстро стала ведущей актрисой Малого театра, а потом – и его легендой. |
Официальный сайт Малого театра | Вера Пашенная родилась в Москве 7 (19) сентября 1887 года, дочь знаменитого актёра Николая Рощина-Инсарова. |
Пашенная Вера Николаевна Биография - фильмография | смотреть фото и новости из личной жизни (Биография). |
Вера Николаевна Пашенная
Вера Николаевна Пашенная родилась в Москве (7) 19 сентября 1887 года в семье знаменитого актёра Николая Рощина-Инсарова. Витольд Полонский, как и Вера Пашенная, также принят в труппу Малого театра. Вера ПашеннаяПримечательно, что в момент экзаменационного прослушивания Пашенная вообще не отдавала себе отчет в том, что делает.
Две сестры
Имя великой Пашенной рождает множество эпитетов: мощная, грозная, неистовая, мудрая, лукавая, наивная, озорная... Но роли, созданные актрисой, остались в истории театра. Пашенная продолжает жить в учениках, книгах, легендах. Ее заветы, творческие напутствия переходят из поколения в поколение актеров Малого театра, и главное из них: самое лучшее в актерской игре — это художественная простота. Сама Пашенная добивалась предельной выразительности, не прибегая ни к каким, даже самым скромным, эффектам.
Вскользь брошенный взгляд, взлет бровей — и зрителю все ясно. Завораживал и ее низкий, богатый обертонами голос. Беспокойный XX век обошелся с ней без милосердия и сентиментальности. Революция резко прошлась по семье Пашенной, расколов ее на две непримиримые стороны.
Вера Николаевна — дворянка по происхождению, долго не размышляла, к какому берегу пристать. Выбрала советский. Ее сестра Рощина-Инсарова, ненавидящая новый режим, вынуждена была эмигрировать за рубеж. Опасность существовала и в лице собственного зятя, оказавшегося в годы Великой Отечественной войны в армии генерала Власова.
Не попав под массивный каток репрессий, Пашенная жила в страхе, опасаясь за судьбу близких ей людей. Вера Пашенная родилась в Москве, в театральной семье. Ее отец — Николай Петрович Пашенный —дворянин, корнет, бросивший военную службу и отдавший себя служению театру — взял для сцены звучный псевдоним Рощин-Инсаров. Обладая прекрасными манерами, умением носить фрак, он занимал на сцене положение теперь уже несуществующего амплуа героя-любовника.
Долгое время актер считался в Москве и по всей провинции лучшим исполнителем роли Чацкого. О матери актрисы, Евгении Николаевне, сохранилось мало сведений. Она пробовала свои силы на любительской сцене и не без успеха. И если бы не бремя семьи, наверное, стала бы неплохой профессиональной актрисой.
На одном из спектаклей она и познакомилась с Рощиным-Инсаровым. Они поженились, но после рождения старшей дочери Екатерины Евгения Николаевна оставила сцену. Вера родилась 7 19 сентября1887 года, через четыре года после сестры. Николай Петрович кочевал из города в город, посылая семье буквально гроши на содержание дочерей.
Блестящий «сумский гусар» был не создан для семейной жизни. Родители Веры расстались. Старшая сестра Веры Николаевны Екатерина в пятнадцатилетнем возрасте оставляет мать и уезжает к отцу. И надо отдать ей должное, брошенная в водоворот жестоких будней провинции, она отнеслась к своему труду с недетской серьезностью.
Проявила поразительное упорство и страстную, непобедимую любовь к театру. Екатерина Николаевна получила известность под театральным именем отца — Рощиной—Инсаровой. Она будет блистать на сцене Малого театра, в санкт-петербургских Суворинском, Незлобина и Александринском театрах. Первый выход на театральные подмостки юной Пашенной ей тогда одиннадцать лет связан с Кусковым, где в любительском спектакле играла Евгения Николаевна.
Обнаружилось, что не хватает актрисы на роль ребенка, выбор пал на Веру. Еще в гимназии заметили умение девочки изображать подруг, да и старших, поразительно точно. О ней говорили, что она упряма, храбра, категорична. Наделенная обостренным чувством справедливости, Вера считалась бунтаркой.
Классная дама, отдавая Пашенной свою фотографию, написала: «В память семилетней войны». В те далекие годы она не думает о театре всерьез, а мечтает поступить на медицинские курсы, стать врачом. Но на курсы принимают не моложе восемнадцати лет, Вере только шестнадцать. Судьба распорядилась по-своему.
Как вспоминала Пашенная, на Неглинной улице ей бросилась в глаза надпись «Императорское театральное училище». Решение пришло мгновенно. В 1904 году, успешно сдав вступительные экзамены в училище, Вера по желанию Александра Павловича Ленского — знаменитого актера, режиссера, театрального деятеля и педагога — зачислена в его класс. Среди 24 учеников курса по классу Ленского, на котором были юный Александр Остужев, первой ученицей являлась Вера Пашенная.
Всю свою жизнь Вера Николаевна помнила и следовала заветам любимого учителя, важнейшему из них: искусство должно отражать жизнь. Ученики часто слышали от Ленского: «Зритель должен в театре все видеть, все слышать, все понимать». Сегодня сквозь годы ощущаешь удивительную связь учителя и ученицы. Вера Николаевна, цитируя Ленского, любила повторять своим ученикам: «Зритель купил за рубль двадцать билет, он приходит на спектакль: должно быть все видно, слышно и понятно».
Он пришел в училище из университета и считался, что называется, «шикарным» молодым человеком. А именно, был занят только своими многочисленными любовными победами. Но Пашенной казалось, что впереди их ожидает долгая семейная жизнь. Училище Малого театра блистательно окончено.
На выпускном экзамене побывал Константин Сергеевич Станиславский, предложивший юной актрисе поступить к ним в театр. Но с одним условием: не играть ничего пять лет, с тем чтобы за это время присмотреться, привыкнуть к Московскому Художественному театру, воспринять его школу, манеру. Вера Николаевна горячо поблагодарила и... Надо играть, играть и играть, но только на родной сцене Малого театра!
Ленский видит в своей ученице будущую трагическую актрису, мечтает, что она продолжит традицию великой Ермоловой. Осенью 1907 года актриса принята в Малый театр. Екатерина Рощина-Инсарова запретила младшей сестре брать фамилию, под которой сама играла на сцене. Прошло много лет, прежде чем Вера Николаевна призналась, что такое отношение сестры было ей очень горько, заметив: «Ну, что же.
Если я буду из себя что-то представлять, то и моя фамилия будет что-нибудь значить, а нет — ничего не поделаешь! Любви и уважения в их семейной жизни уже нет. В своем выборе между семьей и сумасбродствами вольной жизни он выбрал последнее. Даже рождение дочери не укрепит семью.
Ирине исполнилось три года, когда родители расстались. Витольд Полонский еще несколько лет будет служить в Малом театре, играя роли второго плана, а позже станет знаменитым актером немого кино, партнером Веры Холодной. Дебют Пашенной на сцене Малого театра состоялся в пьесе И. Колышко «Дельцы».
Критики, несомненно, заметили присутствие большого драматического таланта у самой молодой актрисы Малого театра. Свои первые роли Вера Николаевна играет еще при Ленском. Впереди — серия экзаменов в ролях героинь, ранее исполнявшихся Марией Николаевной Ермоловой. Это требует мастерства от начинающей актрисы, которым она, увы, пока не владеет.
В роли ее отца, учителя физики Гореева — Ленский.
Деятельность в послевоенный период В 50-х годах Вере Пашенной предлагали все более серьезные роли, женщин в возрасте, с большим жизненным опытом и тяжелой судьбой. Она играла Кабаниху в "Грозе", старую хозяйку Нискавуори в "Каменном гнезде". А самая выдающаяся роль, по мнению самой актрисы, была непревзойденная Васса Железнова из одноименной пьесы Горького. Спектакль даже был снят на пленку. Всего на сцене Вера Пашенная сыграла больше ста ролей. Многие роли приносили ей настоящее вдохновение и несказанное удовольствие. К примеру, чаще всего ставились спектакли с ее участием по Островскому: "Волки и овцы", "Доходное место", "На бойком месте", "Без вины виноватые".
Кроме театральных работ, Веру Пашенную приглашали на радио, она участвовала в озвучивании спектаклей для детей и взрослых. Кроме того, из-под пера Веры Пашенной ее детища вышли книги о театральной деятельности. Их было три: "Моя работа над ролью", "Искусство актрисы", "Ступени творчества", которые в настоящее время стали настольными книгами большинства театральных актеров. Вера Пашенная: дети, мужья В браке актриса была дважды. Как и у большинства актрис темпераментных, волевых и мужественных, личная жизнь Веры Пашенной сложилась не с первого раза. Сначала ее избранником стал Витольд Полонский, актер немого кино. Брак был студенческим.
А самая выдающаяся роль, по мнению самой актрисы, была непревзойденная Васса Железнова из одноименной пьесы Горького.
Спектакль даже был снят на пленку. Всего на сцене Вера Пашенная сыграла больше ста ролей. Многие роли приносили ей настоящее вдохновение и несказанное удовольствие. К примеру, чаще всего ставились спектакли с ее участием по Островскому: "Волки и овцы", "Доходное место", "На бойком месте", "Без вины виноватые". Кроме театральных работ, Веру Пашенную приглашали на радио, она участвовала в озвучивании спектаклей для детей и взрослых. Кроме того, из-под пера Веры Пашенной ее детища вышли книги о театральной деятельности. Их было три: "Моя работа над ролью", "Искусство актрисы", "Ступени творчества", которые в настоящее время стали настольными книгами большинства театральных актеров. Вера Пашенная: дети, мужья В браке актриса была дважды.
Как и у большинства актрис темпераментных, волевых и мужественных, личная жизнь Веры Пашенной сложилась не с первого раза. Сначала ее избранником стал Витольд Полонский, актер немого кино. Брак был студенческим. Через год после росписи влюбленные обвенчались в церкви. В этом супружестве у них родилась дочь Ирина.
Тренева , а также Вассу из бессмертного произведения М. Горького «Васса Железнова». Читая биографию этой величайшей актрисы невольно задаешься вопросом, откуда же к юной девушке, почти девочке, пришли мысли о сцене, которые вытеснили прочное, давнее, не раз обдуманное решение стать врачом? В свое время родные Веры сулили ей прекрасную врачебную карьеру, которая, впрочем, не интересовала будущую актрису.
В ранние гимназические годы у Пашенной возникла тяга к театру, которая впоследствии и определила судьбу девушки. В 1904 году Вера Пашенная окончила гимназию. Готовясь стать врачом, она зубрит на даче у подруги латынь и химию.