Парастас: схема совершения в Димитриевскую родительскую субботу (2013 г.) скачать. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским. Приглашаем помолиться об усопших православных христиан в пятницу 29 марта на службу Парастас, в субботу 30 марта на Панихиду и Божественную (заупокойную) литургию. На 25 марта приходится третий особый поминальный день за время Великого поста — Родительская суббота. парастас (от греч. «стояние возле»).
Заказать требы
Ведь заупокойная молитва в кладбищенских храмах и часовнях совершается, согласно Служебнику, о «зде лежащих и повсюду православных». За «зде лежащих иноверцев» Церковь не молится. Подобным образом Церковь не молится и за самоубийц. Правило святого Тимофея Александрийского, приведенное в Книге правил, запрещает церковное поминовение тех лиц, кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца» Ответ 14.
Святитель Тимофей даже предостерегает пресвитера, который подобные случаи «непременно должен со всяким тщанием испытывати, да не подпадет осуждению». Примечательно, что в то время, как Святые Отцы запрещают молиться за живых и мертвых еретиков, они положительно решают вопрос о возможности церковной молитвы за отступников, по немощи и малодушию не выдержавших испытания во время гонений: «или пострадавших в темнице и побежденных гладом и жаждею, или вне темницы на судилище измученных, строганием и биением и напоследок преодоленных немощию плоти». Мотивируется это тем, что «сострадати и соболезновати плачущим и стенящим о преодоленных в подвиге… нимало не вредно ни для кого» [Там же].
Церковные канонические Правила не допускают возможности молиться за еретиков и язычников, но объявляют им анафему и тем самым лишают как при жизни, так и после смерти молитвенного общения с Соборной Апостольской Церковью. Единственный случай литургического предстательства за некрещеных - молитвы и ектеньи за оглашенных. Но это исключение лишь подтверждает правило, так как оглашенные - это как раз те люди, которых Церковь не считает чужими по вере, поскольку они выразили сознательное желание стать православными христианами и готовятся к святому Крещению.
При этом содержание молитв об оглашенных, очевидно, относится только к живым. Молитвенных чинов об умерших оглашенных не встречается. Блаженный Августин писал: «Нимало не должно сомневаться, что молитвы св.
Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни приносят пользу умершим, — но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным. Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев. Итак, не новыя заслуги приобретают для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знаемые, а только извлекают последствия из прежде положенных ими начал» В Русской Православной Церкви Святейший Синод впервые разрешил в 1797 году православным священникам при сопровождении в известных случаях тела усопшего неправославного ограничиваться только пением Трисвятого.
Святитель Филарет Московский в этой связи замечает: «По правилам церковным было бы справедливо, если бы Св. Синод и сего не разрешил. Разрешая сие, он употребил снисхождение и оказал уважение душе, имеющей на себе печать крещения во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Более требовать нет права. Синода 24 авг. Синода 1847 г.
Такая норма благочестия, запрещающая отпевать инославных, соблюдалась повсеместно во всех поместных Православных Церквах. Однако в середине XIX века это положение было нарушено. Константинопольский патриарх Григорий VI в 1869 году установил особый чин погребения усопших неправославных, принятый и Еллинским Синодом.
Чин этот состоит из Трисвятого, 17-й кафизмы с обычными припевами, Апостола, Евангелия и малого отпуста. В самом принятии этого чина нельзя не усмотреть отступления от святоотеческой традиции. Данное нововведение проводилось у греков параллельно с принятием нового, изданного в Афинах в 1864 году так называемого «Типикона Великой Константинопольской Церкви», суть которого сводилась к реформированию и сокращению уставного богослужения.
Дух модернизма, расшатывающий устои Православия, подвигал составлять подобные чинопоследования и в Русской Православной Церкви. Этот чин указывается совершать и вместо панихиды, с опущением прокимна, Апостола и Евангелия». Само это «Чинопоследование над усопшим неправославным» появилось в нашей Церкви как проявление революционно-демократических и обновленческих умонастроений, пленявших в начале XX века умы иных богословов и священнослужителей.
Его текст совершенно не может быть оправдан с позиции церковно-канонической. Текст этого «Чинопоследования» в Требнике содержит ряд нелепостей. Так, например, в начале «Чинопоследования» сказано: «Аще некия ради благословныя вины, прилучится священнику православному совершати погребение тела усопшаго неправославного».
Выше мы уже показали, что церковные каноны никакой «благословныя вины» здесь не допускают. После обычного молитвенного начала «Чинопоследование» приводит Псалом 87, в котором содержатся, в частности, такие слова: "Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели; еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней" Пс.
Мясопустная Вселенская родительская суббота празднуется православными людьми в субботу, за неделю до начала Великого поста в 2024 году он начнется 18 марта. Всего две родительские субботы в календаре называются Вселенскими — перед мясопустной неделей и перед Троицей отмечается в этом году 22 июня. История возникновения родительской субботы такова. Старинные церковные документы IV- V века свидетельствуют о традициях христиан, которые собирались на кладбищах в определенные дни, поминали умерших.
Парастас по усопшим - это одно из наиболее действенных средств помощи нашим близким. Особое значение парастаса для наших усопших родственников Неоднократно приходится встречаться с утверждениями далёких от православия адептов различных культов: парастас - отмаливание рода, восходящее к древним языческим практикам и замещающее их. На чём основано это утверждение? На Литургии православная проскомидия поименна, молитва возносится за тех наших родственников, кто перечислен в подаваемых к началу службы записках. Благочестивая традиция знать и передавать из поколения в поколение имена своего рода многими из нас давно утрачена. Парастас - это возможность усиленной соборной молитвой достичь тех глубин наших родословных, память о которых не запечатлелась ни в нашем разуме, ни в семейных преданиях. Но дело здесь не в "особого рода мистериях".
Кратко об особенностях парастаса: После обычного начала читается 90-й псалом вместо шестопсалмия , после которого произносится великая ектения за упокой. На панихиде поется канон глас 6-й: «Яко по суху пешешествовав Израиль…» или 8-го гласа: «Воду прошед…» На парастасе поется канон 8-го гласа: «Воду прошед…», вместо чтения тропарей на каждую песнь поется священнослужителями и повторяется хором припев: «Упокой или — покой , Господи, души усопших раб Твоих». После 3-й песни поется седален, после 6-й — кондак «Со святыми упокой…» и икос: «Сам Един еси Безсмертный…» После канона панихида, а также и парастас заканчивается литиёй: читается Трисвятое и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже…», после которой бывает отпуст, и поется «Вечная память».
К родительской субботе 26 марта готовлюсь заранее, чтобы позаботиться о душах всех почивших близких
Вселенских родительских суббот две – это Троицкая суббота и Мясопустная суббота. Вселенская мясопустная родительская суббота. Парастас (заупокойное богослужение) в Казанском кафедральном соборе города Санкт-Петербурга накануне Мясопустной родительской субботы. Парастас (от греч. παράστᾰσις — предстояние с целью ходатайства, прошения о ком-либо) – заупокойное богослужение, совершаемое на утрени Родительских суббот.
Родительские субботы Великого поста
С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после окончания эпохи гонений, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия. Все песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Основное содержание парастаса составляет 17-я кафизма, называемая также заупокойной. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим. Смысл и значение 118 псалма «Блажени непорочнии» раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец странник аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя». Толковая Библия под редакцией А. Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: «Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания.
Поминается имя автора литургии — архиепископа Иоанна Златоуста. Из заздравной четвертой просфоры сперва вырезают две крупные частицы: одна в честь живущих представителей духовенства, а другая за страну, где проводится литургия. Затем из нее вынимаются маленькие частицы с поминовением живых. Они располагаются снизу от Агнца.
Наконец частицы из заупокойной пятой просфоры, вырезанные в память ушедших на тот свет, кладутся на нижнюю часть дискоса. Когда иерей вынимает частицы из 4 и 5 просфор, он зачитывает записки, поданные верующими перед началом литургии. Заупокойные записки можно подавать только за членов православной церкви, а при написании обязательно нужно использовать имя, данное умершему при крещении. Частные молитвы за некрещеных не запрещаются и даже поощряются церковью, однако Бескровная жертва евхаристии за них приноситься не может. Одна из частей Агнца опускается в потир, остальные используются для причащения сначала священнослужителей, затем мирян. Остатки просфор после литургии верующие съедают или уносят домой. Просфора — это священный хлеб, поэтому выкидывать его или скармливать собакам строго запрещено. Поминовение умерших обычно также совершается ближе к концу во время литургии верных. Интерцессия — ходатайственная молитва за все человечество и мир — начинается с тайных молитв в честь святых и апостолов, затем священнослужителей, всю церковь и страну, а в конце следуют молитвенные прошения за здравие всех живых и упокой умерших людей. Однако во время великопостных литургических богослужений все песнопения, тропари и стихиры посвящены памяти покойных.
После окончания литургии в родительские субботы читают общую панихиду.
И если фраза "родительская суббота" знакома всем - это время, когда Церковь поминает умерших, а слово "вселенская", как известно, говорит о том, что в этот родительский день вспоминают не только своих усопших близких, то эпитет "мясопустная" нуждается в пояснении. Об этом чуть позже, сначала отмечу, что на Вселенскую родительскую мясопустную субботу в православных храмах чтут память всех усопших и особенно тех, кто не получил церковного отпевания или церковной молитвы.
То есть "похищенных внезапной смертью" на чужбине, пропавших без вести, погибших от мора и голода, в пожарах или от стужи. А теперь давайте по порядку разберемся, зачем нужно такое длинное и непривычное название: Вселенская мясопустная родительская суббота. В Церкви усопших поминают каждую субботу - ведь впереди воскресенье, день, напоминающий нам о Воскресении Христа и о том, что отныне смерть побеждена поэтому мы чаще и употребляем слово "усопшие", а не "умершие".
Среди этих суббот есть такие, когда во время богослужения мы особенным образом поминаем наших усопших близких - эти субботы и называются "родительские". Таких суббот шесть: Церковь осознает важность наших молитв за тех, кто уже не может молиться сам и напоминает верующим о нашем долге перед ушедшими родными и близкими. Заметим, что этими шестью родительскими субботами Церковь не ограничивает молитвенного поминовения тех, кто уже по ту сторону дыханья - о них молились и 5 февраля 2023 г.
И вот среди всех этих дней памяти два раза в году во время богослужения верующие молитвенно поминают не только тех усопших, память о которых еще жива в роде человеческом, не только наших предков, родных и любимых, но и всех "от века усопших православных христиан, как сподобившихся христианской кончины, так и тех, кто не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви". Эти две родительские субботы и называют вселенскими. Теперь про слово "мясопустная" в названии субботы 18 февраля 2023 года.
Церковнославянское слово "мясопуст" эквивалентно греческому глаголу, переводимому как "мясо оставляю", "мясо отпускаю", то есть ем его последний раз.
В Родительские субботы верующие приносят в церковь продукты, предназначенные для поминовения. Продукты должны быть постными: крупы, кутья, мед, фрукты и овощи. Все, что принесено, выкладывают на специальный столик-«канун». Что делать, если побывать в церкви в Родительский день не удается? Обстоятельства могут быть разными: болезнь, работа, учеба, срочные поездки, встречи, которые невозможно перенести. В таких ситуациях надо вспомнить об усопших родственниках дома, прочитать молитву, зажечь свечу. Задача Родительских суббот — отдать дань память людям, которых уже нет рядом.
Архиепископ Фома совершил парастас накануне Троицкой Родительской субботы
это заупокойная утреня, в Храме она служится накануне родительских суббот (например завтра будет служиться парастас под Троицкую субботу). Рассказываем, когда будут родительские субботы в 2024 году, что принято делать в родительскую субботу 13 апреля, какие есть запреты в этот день и как правильно поминать усопших. — Отец Павел, накануне родительской субботы служится Парастас, что это за служба? — Это вечернее богослужение перед заупокойной Литургией. Родительскую субботу.
Что это за служба парастас и отличия от панихиды, полный текст
Парастас накануне Троицкой Родительской субботы, 2 июня 2023 года, в Георгиевском кафедральном соборе города Одинцово совершил архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским. В ночь перед Вселенской мясопустной родительской субботой принято ходить на специальное заупокойное богослужение, великую панихиду, называемую "парастас". Поскольку в родительские субботы необходимо вспоминать всех ушедших христиан, то на кладбище посетители могут помочь с очисткой соседних могил. Димитриевская родительская суббота Это суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября по новому стилю.
Парастас — особенное заупокойное богослужение
Всего две родительские субботы в календаре называются Вселенскими — перед мясопустной неделей и перед Троицей (отмечается в этом году 22 июня). Димитриевская родительская суббота Это суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября по новому стилю. Их называют родительскими субботами. Родительская суббота 11 марта 2023 года — одна из первых в Великий пост, когда можно помянуть усопших. Мясопустная суббота — первый в году Вселенский родительский день, который наступает в субботу Мясопустной недели или Недели перед страшным судом. Парастас — церковная служба, которая совершается по всем умершим православным христианам. Поминальное богослужение проходит на утренней, в канун Всемирного Родительского Дня (в субботу).
В чем традиция празднования родительской субботы 30 марта?
Нередко можно увидеть также захоронения крещенных людей, на которых «заботливые» близкие оставили продукты обычай именуется «кормлением покойников» или даже стопку водки по языческим воззрениям это — «вода» в другом мире. Все эти полумагические суеверия неполезны душе самого такого «молитвенника», и, конечно причиняют скорбь почившим. Что нельзя делать по церковным правилам Церковь категорически не рекомендует: следовать языческим суевериям, посещая кладбища оставлять на могиле водку и продукты , делать то же дома, ставя, например, рюмку водки для усопшего, пустую тарелку; вообще совершать поминки с использованием спиртного. Как правильно поминать дома Поминальное застолье желательно начинать с молитвы и ею же завершать, особенно, если большая часть собравшихся — верующие. Во время самих поминок вспоминают добрые дела почившего человека, дорогие близким моменты его земной жизни. Однако, нельзя предаваться чрезмерной скорби. Стоит помнить слова, которые часто писали христиане первых веков на надгробиях — напутствие почившему брату или сестре: «Живи с Богом!
Это — и твердая уверенность, что душа бессмертна, и радость от того, что христианин встретился со Христом, начался новый этап его жизни. Приметы и суеверия Большей части дней в календаре соответствуют свои народные приметы и суеверия. Многие из них связаны и с родительскими субботами.
Во всех храмах будут ставить заупокойные свечи, служить заупокойную Божественную литургию, а затем и панихиду. В следующий раз общецерковная заупокойная молитва будет совершаться уже после Пасхи, на Радоницу, которая в 2024 году выпадает на 14 мая. В храм на заупокойную Божественную литургию можно принести записку с именами тех, кого следует упомянуть во время богослужения. Также у православных распространена традиция приносить в храм продукты для помощи нуждающимся.
Их раскладывают на специальном канунном столе. Это могут быть крупы, овощи, хлеб, макаронные изделия, конфеты. Мясные продукты передавать не принято. Подношения предназначены и для служителей храма. Что можно делать в родительскую субботу После посещения храма семья собирается дома за поминальным столом. Одно место оставляют для умерших родственников. В родительские субботы готовят специальное блюдо — кутью.
Это каша из риса или пшена с медом и изюмом. В родительскую субботу принято навестить могилы усопших на кладбище. Многие православные в этот день прибираются на могилах своих родственников: очищают их от старых растений и травы, красят оградки. Принесенную на кладбище еду, которую не удалось съесть или раздать, необходимо забрать домой. Однако если продукты коснулись земли, их уже не стоит подбирать. Какие есть молитвы в родительскую субботу Существует особая молитва, которую читают в родительскую субботу. Это молитва за упокоение душ всех умерших христиан.
Не секрет, что для многих это не знакомо. Не только слово, но и само богослужение. Попробуем в этом разобраться. Исторически богослужение появилось примерно с середины XVII в. По присоединении этих земель к Русскому государству, традиция получает уже более широкое распространение, наконец, богослужение становится уставным, получив наименование «Великой Панихиды», ввиду значительной продолжительности, объема.
Название «родительская» скорее всего произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия — «родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей. Среди прочих родительских суббот а их в году семь выделяют "Вселенские", в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная за неделю до Великого поста и Троицкая накануне праздника Пятидесятницы.
Остальные родительсике субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей. В календаре Русской Православной Церкви семь дней особого поминовения усопших. Все, кроме одного 9 мая — Поминовение усопших воинов , имеют переходящую дату. Среди прочих родительских суббот а их в году семь выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан.
В эти два дня совершаются особые богослужения —вселенские панихиды. В родительские субботы Православная Церковь совершает вселенские или родительские панихиды. Словом «панихида» христиане называют заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов. Панихида в переводе с греческого значит «всенощный».
Это заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов. Мясопустной она называется, потому что приходится на Мясопустную неделю неделя перед Масленицей. Называют ее также Малой масленицей. В этот день православные христиане поминают всех крещеных усопших от Адама до наших дней.
В храмах служится вселенская панихида — «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших». Приходится она на субботу, предшествующую празднику Троицы, или Пятидесятницы.
Почему Церковь установила дни особого поминовения усопших?
Мясопустная Вселенская родительская суббота празднуется православными людьми в субботу, за неделю до начала Великого поста в 2024 году он начнется 18 марта. Всего две родительские субботы в календаре называются Вселенскими — перед мясопустной неделей и перед Троицей отмечается в этом году 22 июня. История возникновения родительской субботы такова. Старинные церковные документы IV- V века свидетельствуют о традициях христиан, которые собирались на кладбищах в определенные дни, поминали умерших.
Поминальное богослужение проходит на утренней, в канун Всемирного Родительского Дня в субботу. Всеобщий парастас служится накануне важных праздников. Служба проходит для всех усопших. Парастас в переводе с греческого означает ходатайство. Это молитвенная просьба живых христиан, обращенная к Богу от лица умерших. Вместо усопших людей к Всевышнему обращается Церковь. Великая отличительная разница этой службы — это полное прочтение священнослужителем 17 кафизмы.
Это не просто поминальное богослужение. В песнопениях проповедуется христианское вероисповедание, печаль о нарушении заповедей божьих, прошение о милости и терпении к людским слабостям. Небесного Царя молят простить прегрешения живых и мертвых, взывают к его человеколюбию. На службе все прихожане просят Бога помиловать их и восхваляют Всевышнего.
Ни в коем случае нельзя приносит к парастасу с собой мясные и молочные продукты, яйца, а также алкоголь и какие-либо вещи, которые связаны с грехами. Принесённые или приобретенные в храме свечи необходимо поставить и зажечь за упокой родственной души, помолиться о них и помянуть таким образом, чтобы успокоить покойного и дать ему понять, что на этом свете его все еще ценят и помнят. После посещения храма необходимо посетить кладбище. На местах захоронения необходимо навести порядок, убрать листву и мусор, заменить цветы, привести в порядок памятники, очистив их от грязи и пыли.
После этого можно еще раз помянуть усопшего в добрых односторонних разговорах с ним на месте захоронения. Важно понимать, что на кладбище нельзя употреблять что-либо в пищу, а также распивать алкогольные напитки и курить.
Мне кажется, это добрый обычай — помогать нуждающимся или облегчать бремя людей, которые служат в храме конечно, это не только священнослужители, но и свечницы и все те, кто бесплатно, по воле сердца помогает в Доме Божием. Принося продукты в храм, мы и служим ближнему, и поминаем наших усопших. Нашим умершим родным и близким людям гораздно важнее наша молитва, чем посещение могилы. Так что попробуйте проникнуться богослужением, вслушайтесь в песнопения в храме, обратите ваше сердце к Господу. Простой люд шел к могилкам родственников перед большими праздниками — накануне Масленицы, Троицы Пятидесятницы , Покрова Пресвятой Богородицы и дня памяти святого великомученика Димитрия Солунского.
Больше всего в народе почитали Дммитриевскую родительскую субботу. В 1903 году император Николай II даже издал указ о совершении особой панихиды по павшим за Отечество воинам — «За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». На Украине и в Белоруссии дни особого поминовения усопших называли «Дедами». Таких «Дедов» было до шести в году. Народ суеверно считал, что в эти дни к семейной поминальной трапезе незримо присоединяются все умершие родственники. Радоницу называли «Радостными дедами», день этот в народе очень любили, потому что к могилам близких шли со счастливой вестью о Воскресении Христовом. Еще были Пoкровские, Никольские Деды и другие.
Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков. Необходимо помнить: Любовь к умершим родственникам возлагает на живущих святую обязанность — молиться о спасении их души. Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Не забывайте, что писать в записках надо только те имена умерших, которые даны им в святом крещении. Не крещеного человека, как и самовольно ушедшего из жизни в Церкви не поминают, однако домашнюю молитву за них возносить не только можно, но и нужно.
Димитриевская родительская суббота 28 октября 2023: что нельзя делать, а что можно
Такие моменты наталкивают на переосмысление жизни, и показывают главные ее ценности. Просьба в молитве направлена на то, чтобы усопшему простились его земные грехи, и ему было бы дозволено присоединиться к царствию небесному. Это время, чтобы живые в спокойном состоянии могли задуматься и о своих деяниях на земле. В родительскую субботу нужно идти в церковь, если есть такая возможность. На утренней службе читается Божественная литургия, когда вспоминаются имена усопших. Их подают прихожане в записках, которые передаются священнику. Услышав имена своих родных, можно также про себя произнести краткую молитву за упокой, и перекреститься.
В нашем нынешнем сознании святые — это особый класс людей: они, во-первых, умерли, а во-вторых, их святость засвидетельстована формальным церковным актом — канонизацией. Однако такое понимание святости — довольно позднее. Если мы обратимся к Новому Завету, то святыми там именуются не «особые» люди, а христиане — просто по факту их принадлежности к Церкви: «А теперь я иду в Иерусалим, — говорит апостол Павел, — чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме» Рим15:25. Такое наименование христиан сохраняется и в богослужении. Священник, совершая малый вход на литургии, произносит к сожалению, почти всегда тихо, про себя : «Благословен вход святых Твоих — всегда, ныне и присно и во веки веков. Святых — каких? Николая Чудотворца и Георгия Победоносца? Нет, но просто христиан, верных, которые в древности в этот момент входили в храм.
Над гробом святого Клеопатра зажигала свечи и молилась ему, веря, что за его мужество Бог исполнит все просьбы святого. А когда гонение закончилось, Клеопатра построила храм, в котором положила мощи св. К его гробу стали приходить и другие люди и получали просимое. Однажды святой Уар явился Клеопатре и сказал, что даже все ее некрещенные близкие! Поэтому в Церкви за некрещенных усопших молятся именно мученику Уару. Как Церковь поминает усопших? За усопших крещеных пишутся заказные записки за упокой, священник читает их перед литургией они же читаются и на панихиде. Поэтому записки надо отдавать вечером накануне или утром перед службой. Что происходит после того, как записки отнесут в алтарь? Церковь верит, что Христос омыл Своей кровью грехи всех людей, живых и умерших. Церковь — Тело Христово, что символически означает особый церковный хлеб — просфоры, на котором служится Литургия. Богослужебных просфор — девять. Перед началом службы священник готовит хлеб и вино к Причастию и при этом совершает поминовение всех членов Церкви, живых и усопших, вынимая маленькие частицы из этих просфор. Частица из просфоры — символ души поминаемого. Когда вынимаются частицы за упокой, священник читает записки об упокоении. Вынутые из просфор частицы после причащения верующих погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник читает молитву «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих» После этого они потребляются диаконом или священником.
Попробуем в этом разобраться. Исторически богослужение появилось примерно с середины XVII в. По присоединении этих земель к Русскому государству, традиция получает уже более широкое распространение, наконец, богослужение становится уставным, получив наименование «Великой Панихиды», ввиду значительной продолжительности, объема. Впрочем, иногда «парастасом» также именуют: вообще заупокойные службы Родительских Суббот; это именование, однако, неуставное, собственно Парастасом можно назвать только Великую Панихиду; всенощное бдение памяти усопших; этот чин появился с XIX в. Парастас совершается во время Утрени Родительской Субботы.