Об истинной сути Крещения и правилах безопасных купаний вчера шла речь на встрече в пресс-центре Самарского областного вещательного агентства.
Праздник Крещения: история, традиции
Во время совершения этого таинства случилось чудо: открылись небеса, а на Христа сошел Святой Дух в виде голубя. Крещенские купания олицетворяют воспоминания о том, как Иисус Христос освятил иорданские воды своим омовением. Традиция дошла и до наших дней. Существует мнение, что купания в ледяной проруби помогают смыть все грехи. Вот только у священников другая позиция на этот счет.
Крещенские купания в прорубях и купелях остаются для верующих исключительно добровольным делом и не имеют ничего общего с церковными обрядами, рассказал телеканалу ОТР русский православный священник Андрей Лоргус Отец Андрей. По его словам, воду в иорданях освящают для того, чтобы люди могли набрать ее домой. Это максимум. Купание в проруби — это уже народная традиция, но не церковная», — подчеркнул Лоргус.
Смыть грехи в ледяной проруби невозможно, уверен священник. Церковь учит, что избавиться от грехов можно только покаянием через таинство исповеди. Вместо того, чтобы окунаться в прорубь, лучше отправиться на службу в храм. На нее нужно идти уже вечером 18 января.
Предназначались они тому, кто последним возвращался с реки, поэтому все старались успеть к столу вовремя. Как приготовить кутью 200 г целой очищенной пшеницы сварить до мягкости на медленном огне, добавляя горячую воду. Соединить с готовой пшеницей, разбавляя взваром компотом из копченых груш, чернослива, других сухофруктов без сахара. Подавать холодной в керамической посуде. Хранить все праздники на покути на сене в святом углу. Русские традиции празднования Крещения Праздник Крещения традициями и обычаями очень богат, сам день буквально расписан: когда праздновать, когда пищу вкушать, когда спать. И все это — с пользой для тела и души. В сочельник хозяйки пекли обрядовую еду — печенье «Кресты». Утром полагалось первым съесть именно его, запивая святой водой. Некоторые печенья были именными: хозяйка для себя помечала тмином, маком, изюмом каждое.
Готовые печеньки могли рассказать, какой жизненный крест в этом году придется нести каждому члену семьи. Ровно выпеченный румяный крест говорил о достатке и благополучии. У того, кому предназначался такой крест, можно было искать в этом году совета и помощи. Раскрошившееся горелое печенье предсказывало не самые светлые перемены в судьбе. Полусырой крест вещал о болезнях. Неудачные кресты есть не полагалось. Их скармливали птицам, чтобы они унесли печаль в небо. Все это происходило втайне от тех, кому они предназначались. Взамен им выдавались запасные красивые и благополучные печенюшки — кресты. Рецепт печенья «Кресты» Из 250 г муки, 1 яйца и 125 г масла, 65 г сахара, рюмки рома или коньяка, соли и ванилина замешивалось пресное тесто, раскатывалось и разрезалось на небольшие цилиндры — пальчики, которые накладывались друг на друга крестообразно и отправлялись в печь.
По традиции празднования Крещения в течение всех новогодних праздников до Иордана женщины за водой не ходили это было мужской обязанностью и белье в речке не полоскали: считалось, что там сидят черти и можно их в дом прихватить. Из уважения к таинству Крещения было дурным тоном еще неделю после праздника стирать на речке, помогая бесам вернуться после изгнания. По православному обычаю на Богоявление на дверях, окнах, воротах, у печи углем или мелом рисовали кресты: защищались от бесов, изгоняемых из храмов на службе. Перед воротами жгли вязанки соломы, чтобы Христос из проруби мог погреться у огня. По возвращении с проруби хозяин отпивал глоток целебной воды, брал за иконами вербу-оберег с вербного воскресенья — и кропил дом и все хозяйство, спасая их от напасти и дурного глаза. Потом вливал воду в колодец, обезвреживая его от нечистой силы в этот день воду в колодце можно было брать только после «освящения» , кропил всю живность, угощая специальной обрядовой едой. Гадания на Крещение и другие обряды В ночь на Крещение ближе к утренней звезде по преданиям небо открывается, и Бог внимает всем нашим молитвам и желаниям — можно смело дожидаться условленного часа и загадывать, вглядываясь в небо.
Крещение Господа Иисуса Христа православные верующие празднуют 19 января.
Этот день посвящен воспоминанию евангельского события о том, как пророк Иоанн Предтеча крестил Христа в водах реки Иордан. Второе же название, Богоявление, дано Церковью в память о чуде, случившемся во время крещения. Праздник Богоявления олицетворяет свидетельство явления Христа не только как Сына Человеческого, но и как Бога. История праздника Крещение Господне является двунадесятым праздником. Таковыми называются памятные даты, которые догматически связаны с событиями земной жизни Спасителя и Его Пречистой Матери.
Начиная с ночи 18 января и на следующий день, утром 19 января, люди купаются в проруби. Обычно прорубь имеет форму креста. Чуть реже — круга.
Именно в такой воде смывают грехи. Однако стоит помнить, что окунаться следует не с головой. Особенно если у вас проблемы с сосудами. Это может быть крайне вредно. Будьте осторожны. Кроме этого, в Крещение необходимо соблюдать ряд запретов: 19 января воспрещается убираться, стирать, шить, вязать и выносить мусор из дома. Также крайне важно избегать ссор, сквернословия и злобы в отношении окружающих. Почему люди крестятся?
Как мы уже выяснили, крещение в виде купания во освященной воде — традиция, пришедшая к нам от Христа.
5 вопросов о празднике Крещения Господня
Зачем Владимир крестил Русь и почему он выбрал именно православие. По словам церковных служителей, в Крещение Господне освященной становится даже вода из крана. Разбираемся, зачем люди купаются на Крещение в ночь с 18 на 19 января, кто их научил, и что об этом всем думают священники | myDecor.
Крещение Господне. История и традиции праздника
История праздника Крещения и обычая окунаться в Иордань | Телеканал «Санкт-Петербург» рассказывает, откуда произошел праздник и какие у него традиции. |
Мария Городова: Крещение - одно из таинств церкви - Российская газета | Крещение Господне 2022 года: история, традиции и приметы. |
Как родился праздник Крещения Господня / | Крещение господне положило начало обычаю крестить каждого верующего человека. |
Традиции и современность — Крещение Господне | государственный праздник в Швеции, где оно известно как "trettondedag jul" ("Тринадцатый день Йоля"), так как 6 января - тринадцатый день после Сочельника, главного дня, в который Рождество празднуется в Швеции. |
Суть крещения человека и его смысл (согласно Библии)
Крещение Господне, или Богоявление, празднуется Русской Православной церковью 19 января по новому стилю. Совершив крещение, Христос, ведомый Святым Духом, удалился в пустыню, где голодал сорок дней и сопротивлялся искушениям дьявола, который пытался соблазнить его на грех голодом, гордыней и верой. Согласно религиозной традиции, люди в память об этом крещении ежегодно совершают крестные ходы к источникам, где совершается великий чин освящения воды.
19 января Крещение Господне: почему у праздника два названия?
В крещенскую ночь. Картина Giorgetti. Согласно евангельской истории о крещении Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, во время обряда омовения на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя и одновременно глас Всевышнего с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таким образом Иоанн всенародно засвидетельствовал предназначение Иисуса Христа как Мессии, пришедшего на землю спасти мир. Альбани 1578 -1660. Крещение Христа. И согласно священному писанию, после своего крещения Иисус, ведомый Святым Духом, ушел в пустыню, дабы в одиночестве, молясь и постясь подготовить себя к выполнению миссии, ради которой он был послан на землю. Сорок дней он ничего не пил и не ел.
Сорок дней и ночей его искушал дьявол голодом, гордыней и верой, пытаясь обольстить и соблазнить на грех. Художник Иван Крамской. Христос в пустыне. Богоявление и Крещение Господне Олифиров Григорий. Крещение Господне завершает Рождественские святки и является двунадесятым не переходящим праздником. Однако католики и православные чтят это событие в разные дни, что связано с разным календарным летоисчислением. В народе его также называют праздником Иордана, так как именно на этой реке Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в 30-летнем возрасте.
Теодор Аксентович. Swieto Jordanu 1893 г В это время особое внимание уделяется воде, которая в крещенский день приобретает магическую чудотворную силу.
У, международное движение «М. Культ Убийств, «Маньяки. Реалии» Кавказ. Реалии Крым.
Так, например, Русская церковь только в 1667 году окончательно постановила святить воду дважды — и в Навечерие, и в сам праздник Богоявления. Как правило, первый раз освящение совершается в храмах, а во второй — на реках, озерах, прудах. Притом два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с порядком, установленным у ранних христиан: крестить новообращенных в Навечерие праздника. Именно поэтому праздник когда-то имел третье имя: его называли «днем Просвещения» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Но впоследствии тех, кто хотел принять Христову веру, стало так много, что одного дня для этого оказалось явно недостаточно. Крещение стали совершать и по другим датам. Обычай же святить воду в Навечерие — даже если никого из новообращенных нет в храме — сохранился. Сначала ее святили только один раз, в полночь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал о водосвятии так: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». Лишь с X века водосвятие перенесли с полуночи на Навечерие. Традиция святить воду во второй раз имеет другие корни. Изначально она касалась только Иерусалимской церкви. Там второе освящение воды начали совершать в IV — V веках, поскольку существовал обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в память о Крещении самого Спасителя. Оттуда обычай второго освящения воды постепенно распространился по всему Православному миру.
Как использовать крещенскую воду Верующие считают крещенскую воду святыней и верят, что у нее есть целебные силы. Набрав Великую Агиасму на Крещение, люди используют ее круглый год. Для чего используют святую воду пьют для исцеления от недугов и очищения от грехов; окропляют дома и храмы; дают пить людям, которые не могут быть допущены ко Святому Причастию. Крещенскую воду нельзя использовать для уборки или стирки, а также других бытовых нужд. Держать ее советуют в специально отведенном месте в квартире, не ставить емкости с водой на пол. Лучше всего расположить ее рядом с иконами. Чтобы случайно не перепутать святую воду с обычной, стоит подписать емкость. Также утилизировать ее можно в горшки с домашними цветами или под корни деревьев на улице. При этом любое растение не подойдет: нужно выбрать то место, где не ходят люди и не гуляют собаки. В раковину или туалет выливать святую воду нельзя, потому что так она окажется в канализации вместе с различными нечистотами Крещенские купания По традиции в ночь с 18 на 19 января православные верующие окунаются в специальные проруби — иордани, которые заранее делают на водоемах. Считается, что крещенские купания служат символом закрепления очищения от грехов. Однако аналогом покаяния или крещения этот обычай не является. Как проходят крещенские купания Выбор места Прежде всего, нужно выбрать правильное место. Окунаться можно только в иордань, которую подготовили для крещенских купаний специалисты. Возле проруби должны дежурить медики и спасатели, способные оказать помощь при необходимости. Использовать самодельные проруби опасно для жизни: есть риск, что в водоеме будут течения, которые унесут окунувшегося человека под лед. Одежда Окунаться в иордань можно в длинной белой рубахе, а также в купальнике или плавках. На ноги лучше обуть резиновые тапочки или валенки — их нужно снять перед погружением в воду. Также в ожидании своей очереди к купели можно закутаться в махровый халат. После выхода из купели нужно максимально быстро вытереться, одеться и обуться Молитва Перед погружением в воду верующим рекомендуют молиться Богу, прося его об исцелении и укреплении тела и духа. В иордань нужно заходить быстро и не оставаться там надолго. Окунаться в воду принято три раза, сопровождая это крестным знамением и словами «Во имя Отца. Аминь», «И Сына. Аминь», «И Святого Духа. Этот обряд возник из народной среды — россияне самостоятельно начали окунаться в воду в память о крещении Иисуса Христа в Иордане. При этом широкое распространение традиция получила не так давно: не существует упоминаний о том, что православные окунались в прорубь в древние времена. Первые отрывочные рассказы о крещенских купаниях появились лишь в произведениях XIX века, причем речь в них шла только о локальных традициях. До революции как таковой традиции погружаться в прорубь не было. Это пришло к нам совсем недавно из Израиля. Дело в том, что там после освящения воды принято погружаться в реку Иордан протоиерей Николай Ельчев Особую популярность крещенские купания обрели только в конце 1990-х.
Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение
А крестить себя Духом никакой человек не может, и никто из верующих не скажет о себе: «Я крестился Духом». Так что Павел здесь говорил именно о крещении водой, которое совершили все ученики Христа по своей инициативе. И из его слов мы можем сделать вывод о том, что в результате водного крещения человек принимает внутрь себя Святого Духа, Который соединяет всех верующих в одно тело — Церковь Христову. В качестве заключительного подтверждения вспомним ещё раз уже хорошо знакомый нам текст: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» Тит. Здесь мы лишний раз видим, что Бог изливает на человека Святого Духа во время «бани», то есть водного крещения. Таким образом, в этом отношении крещение христиан действительно подобно крещению Иисуса Христа и сопровождается сошествием на них Святого Духа.
Что же Библия говорит на эту тему? Как видно из предыдущего текста, в результате водного крещения человек становится наследником вечной жизни, а это почти однозначно подразумевает усыновление. В другом месте апостол Павел писал: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий» Гал. Очевидно, верна и обратная связь: если ученик получил право наследства, значит он стал Божьим сыном. Во всяком случае, о другом способе стать наследником Бога в Новом Завете нет ни единого слова.
Зато есть ещё одно место, прямо и ясно говорящее о связи усыновления с крещением: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» Гал. Здесь Павел показывает механизм усыновления: посредством водного крещения по вере человек облекается во Христа и таким образом становится Божьим сыном. Так что Писанием подтверждается и второе наше предположение: подобно тому как Бог объявил Иисуса Своим Сыном во время Его крещения, так и верующие в Иисуса становятся детьми Божьими при своём крещении. Заметим, что мы находили в Библии доказательства для всех наших пунктов даже без учёта их взаимосвязей. А ведь все они теснейшим образом соединены между собой, и нам было бы достаточно установить однозначную зависимость от водного крещения лишь одного из них.
В самом деле, когда человек получает Святого Духа — «Духа усыновления» Рим. Это возрождение заключается в смерти для греха и воскресении со Христом, в результате чего человек облекается во Христа, грехи его очищаются и он получает оправдание и становится спасённым. Отличной иллюстрацией этому может служить всё тот же отрывок Тит. Не бывает одного без другого, и новозаветный верующий, получивший одно из этих благословений, тем самым автоматически получает и все остальные. И как мы видели, происходит это тогда, когда человек посредством водного крещения принимает веру в искупительную жертву Иисуса Христа и отдаёт себя в собственность Господа, становясь Его учеником.
Таким образом, христианское крещение превосходит по значению всех своих предшественников и является высшей точкой предопределённого Богом пути человека к получению спасения. Всякий раскаявшийся грешник, уверовавший в Иисуса Христа как своего Спасителя, в результате крещения становится новым творением и начинает жить обновлённой жизнью чада Божьего. После же их смерти у христиан не осталось письменных инструкций о том, каким образом совершать крещение и как действовать в каких-либо особых ситуациях. Поэтому в поместных церквах верующие зачастую поступали по собственному разумению и по общему рассуждению. Таким образом и появлялись различные отклонения от апостольского учения и практики.
Каким же тогда образом они могли бы стать учениками Христа и получить все спасительные благословения, связанные с водным крещением? В поисках выхода из такой ситуации отдельные христиане в подобных случаях использовали для крещения вместо воды какую-либо другую доступную им жидкость, например, виноградный сок, кровь животных или молоко. А некоторые вообще пользовались песком пустыни: лежащего человека засыпали им, а потом поднимали как из могилы. Можно понять их желание во что бы то ни стало совершить акт крещения, имеющий огромное значение для последователей Иисуса Христа. Вопрос только в том, правильно ли это и стоит ли так поступать в подобных исключительных ситуациях.
Давайте попробуем ответить на этот вопрос на основании Священного Писания. Итак, почему для христианского крещения используется именно вода? На это мы можем найти в Библии две символические причины. Во-первых, вода имеет очищающее действие, и как тело человека очищается водой от грязи, так и душа его при крещении очищается от греха. Немало мест Писания говорят об этой символической стороне крещения: «крестись и омой грехи твои» Деян.
Другие же вещества — сок, кровь или молоко — не применяются в повседневной жизни для смывания грязи с тела и потому не могут служить приемлемой заменой воде при совершении крещения. Вторая же причина заключается в том, что вода является одним из библейских символов Святого Духа. Именно этот прообраз лежит в основе высказывания Иисуса Христа о рождении «от воды и Духа» Иоан. Как тело человека при крещении погружается в воду, так его дух в этот момент погружается в Духа Святого и соединяется с Ним, результатом чего и является возрождение. Так что и с этой точки зрения другие жидкости не подходят в качестве заменителя воды для крещения.
Разве что елей как ветхозаветный прообраз Святого Духа мог бы претендовать на эту роль, но опять-таки елеем невозможно мыться, так что и это была бы плохая замена. К тому же думается, что человек, у которого есть бочка дорогого елея, уж как-нибудь нашёл бы для крещения бочку воды. Таким образом, замена воды иным веществом является серьёзным нарушением символики христианского крещения и потому не может быть рекомендована. Поэтому при отсутствии воды лучше вообще не совершать крещения, как это было у первых христиан. Они верили, что человеку, не имеющему возможности креститься водой, Бог даёт все обещанные блага просто по его прошению.
Возможно, его стали практиковать также в поисках выхода из ситуаций с нехваткой воды для полного погружения человека. Вместо этого ему на голову выливали немного воды или окропляли его несколькими её каплями. А может быть, данный способ ввели для облегчения и ускорения акта крещения в случаях экстренного или массового совершения этого ритуала. Однако впоследствии для такой практики некоторые богословы стали подыскивать основание в Библии и утверждали, будто именно так крестили людей апостолы, а ещё раньше Иоанн Креститель. Наверно, многие христиане видели картины крещения Господня, где Иоанн держит руку над головой Иисуса.
Так вот, Иоанн там не молится и не делает некий символический жест рукой, а просто льёт воду Иисусу на голову. Немного забавно, что в протестантских церквах, где крещение совершается через полное погружение, служители как правило принимают такую же позу, не сознавая, что в её основе лежит вымысел художника о крещении обливанием. Какие же доводы находят в Библии сторонники этого способа крещения? Да пожалуй, всего лишь один: в Деяниях есть случай массового обращения в веру, когда крестилось три тысячи человек Деян. И вот некоторые толкователи говорят, что в той местности не хватило бы воды для погружения всех этих людей.
Однако это совсем не так: в Иерусалиме имелось несколько больших водоёмов, куда эти ученики могли прийти для совершения крещения. Один из них упомянут и в Евангелиях — это купальня Силоам Иоан. Он сохранился до наших дней и имеет размеры около 17х5 м, а в древности был ещё больше. Так что в день Пятидесятницы с 9 до 18 часов в нём запросто могло креститься три тысячи человек. Теперь рассмотрим возражения, которые можно выдвинуть против крещения обливанием или окроплением.
Во-первых, в Новом Завете есть несколько мест, указывающих на то, что для крещения требуется большое количество воды. Для обливания же достаточно было бы небольшого ручейка. Два других текста показывают, что для крещения люди заходили в воду: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» Матф. Есть ли смысл искать глубокое место и заходить туда лишь для того, чтобы вылить на голову человека пригоршню воды? Вряд ли люди тогда были настолько неразумными, что не замечали нелепость такого странного способа.
Во-вторых, при крещении обливанием теряется символический смысл омытия грехов, поэтому оно было бы плохой иллюстрацией для библейских текстов, например следующего: «кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою» Евр. Здесь отчётливо видно по крайней мере то, что форма крещения отличается от окропления; также слова «омывши тело» вряд ли можно отнести к струйке воды, пролитой на голову. Да и назвать такую процедуру «баней» тоже мало у кого повернулся бы язык. В ветхозаветное время прокажённый при очищении должен был омыться полностью Лев. Поэтому для исцеления грешника от «проказы греха» ученики наверняка не стали бы использовать другую форму водного крещения.
Наконец, пожалуй, самое серьёзное нарушение при крещении обливанием заключается в том, что оно не соответствует символике смерти и воскресения. Оно вовсе не похоже на погребение, и к нему не подходят слова апостола Павла: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть» Рим. Оно не отображает собой принятие смерти как наказания за грех, и потому для Иисуса крещение обливанием не имело бы никакого смысла, как мы это видели ранее при анализе этого события. На основе всего сказанного мы можем сделать вывод о том, что обливание и окропление не являются приемлемыми формами водного крещения. Оно должно совершаться только через полное погружение, и лишь такое крещение является действительным.
Поэтому если человек был крещён посредством обливания, то ему необходимо принять повторное — а фактически первое настоящее — крещение погружением кстати, это предписание относится также и к рассмотренному ранее случаю крещения не водой. В последующие же времена появилось много лжеучений, для защиты от которых в практику крещения вошёл обычай задавать человеку три вопроса о его вере в каждую ипостась триединого Бога. И зачастую после каждого утвердительного ответа его погружали в воду. Этот способ дожил и до наших дней, и в некоторых церквах сегодня крещение совершают троекратным погружением, произнося при этом фразы «во имя Отца», «во имя Сына» и «во имя Святого Духа». Существует и другой вариант, когда традиционная фраза произносится целиком, но человека погружают в воду три раза подряд.
А иные толкователи говорят, что это отображает воскресение Христа после трёх дней пребывания в могиле. Какую же оценку следует дать троекратному крещению? В первую очередь бросается в глаза то, что данная форма опять-таки является искажением символики смерти и воскресения. Человек умирает для греха не три раза, а один, и воскресает к новой жизни тоже однажды. Так что с этой точки зрения два последних погружения являются просто лишними.
Также поручение Иисуса подразумевает крещение не «в имена», а в одно имя Бога, и в этой фразе личности Отца, Сына и Святого Духа связаны между собой лишь простым союзом «и», что подчёркивает их неразрывное единство. Вспомним также, что по своему смыслу крещение — это акт самоотдачи человека в собственность Бога. Он не отдаётся сначала Отцу, потом Сыну и наконец Духу, а сразу становится собственностью триединого Бога. Он поступает в ученики не к трём учителям, а к одному Наставнику, и принимает веру не в трёх отдельных Богов, а в единого Бога. Таким образом, при троекратном погружении происходит нарушение как символической стороны крещения, так и его смысла.
И кстати, Иисус уж точно погружался в воду не три раза. Поэтому от такой практики лучше отказаться и не пытаться приукрасить и без того выразительный ритуал водного крещения. Но вместе с тем троекратное крещение нельзя считать недействительным. Ведь в нём наличествует по крайней мере одно полное погружение, которое является полноценным прообразом омытия греха, смерти и воскресения. Поэтому если человек принял такое крещение, то он не должен перекрещиваться заново, даже если ему захочется сделать это более правильным образом.
Бог уже принял его и даровал все обещанные блага, так что он может радоваться этому без сомнений. Сторонники данного способа обращают внимание на то, что в Новом Завете не описан ни один случай крещения в триединого Бога, зато дважды упоминается крещение «во имя Иисуса Христа» Деян. На этом основании они утверждают, что повеление Иисуса крестить людей «во имя Отца и Сына и Святого Духа» не означает, будто при крещении надо произносить именно данные слова, и что апостолы правильно понимали и исполняли это повеление, а значит крещение нужно совершать по их примеру, то есть во имя Христа. Давайте рассудим, верно ли такое толкование. Используя ту же самую логику, можно сказать, что упоминание о крещении «во имя Иисуса Христа» тоже не означает, будто при этом произносились именно такие слова.
Вполне вероятно, что библейские авторы называли так для краткости крещение, которое ввёл Иисус Христос, то есть во имя триединого Бога. Заметим, что две различные формулы крещения встречаются в разном контексте: Матфей в своём Евангелии цитирует прямую речь Христа, в то время как Лука в Деяниях описывает события от своего лица. Это позволяет нам сделать обоснованный вывод о том, что именно у Матфея записаны слова, которые Иисус заповедал произносить при крещении. В пользу этого говорит и тот факт, что в Евангелии от Матфея содержатся наиболее многочисленные, подробные и стройные пересказы речей Иисуса. Для примера можно сравнить хотя бы тексты знаменитой Нагорной проповеди, записанные в Матф.
Из сопоставления этих отрывков отчётливо видно, насколько расширенные и отточенные формулировки Матфея отличаются от сокращённого и упрощённого рассказа Луки. Поэтому Матфей наверняка привёл поручение Христа дословно, а если бы Иисус велел апостолам совершать крещение «во имя Моё», то он так бы и записал. Так что использование фразы «во имя Отца и Сына и Святого Духа» является не искажением, а самым прямым и правильным исполнением повеления Христа. Таким образом, вполне вероятно, что именно эта фраза произносилась при крещении в случаях, описанных в Деяниях. Однако не исключено, что апостолы действительно крестили людей со словами «во имя Иисуса Христа».
Причиной для такого способа могло быть то, что отличительной чертой и сущностью христианства является вера в Иисуса как Бога. Иудеи и до этого поклонялись истинному Богу, и народы Римской империи тоже много слышали об их едином Боге. Но теперь такой веры было недостаточно для вхождения в вечную жизнь, необходимо стало также поверить в искупительную смерть Иисуса Христа и Его воскресение из мёртвых. В связи с этим апостолы могли делать особый акцент на личности Господа Иисуса и крестить учеников в Его имя. И фактически такое крещение равнозначно крещению в триединого Бога, так как сохраняет весь свой смысл: принятие веры в Иисуса как Бога, самоотдача в Его собственность, соединение с Ним в смерти и воскресении, получение от Него Святого Духа и всё остальное.
Поэтому крещение во имя Иисуса является действительным и не требует перекрещивания, хотя во избежание разделений между верующими желательно использовать традиционную фразу, заповеданную Христом. Однако главная проблема заключается не в самом различии этих способов крещения, а в том, что в последние времена появились религиозные лидеры, объявляющие обычное крещение в триединого Бога недействительным. Они говорят, что Отец, Сын и Святой Дух — это не имена, а титулы, которые могут относиться и к какой-нибудь другой личности; имя же Бога в Новом Завете лишь одно — Иисус Христос. Поэтому крещение в титулы является неправильным и не имеет силы, и всем крещённым таким образом христианам нужно креститься повторно во имя Иисуса Христа. Вот так, дёшево и сердито: оказывается, подавляющее большинство верующих со второго века и до наших дней не были крещены по-настоящему и на самом деле не являются Божьими детьми, членами Церкви Христовой, а потому в лучшем случае будут где-нибудь у порога в Царстве Небесном.
Так, что ли, получается по мнению подобных учителей? Любой благоразумный человек может лишь посмеяться над их абсурдными взглядами, но давайте всё же выявим ошибки в их логике. Хорошо, мы крестились в титулы. Пускай титул «отец» может носить любой родитель, титул «сын» годится для любого человека, а «святым духом» можно назвать ангела. Но к кому могут относиться все эти три титула одновременно?
Человек не может называться «духом» — у него есть тело, а ангелы не могут быть «отцами» и «сынами» — они не размножаются. Поэтому фраза «во имя Отца и Сына и Святого Духа» однозначно указывает на Бога, а значит крещение связывает нас именно с Ним, а не с кем-то там другим. Мы приняли веру в Него, стали Его собственностью, родились от Него и получили Духа от Него, так что лишиться смысла и силы наше крещение никак не могло. А самое смешное то, что такие дотошные толкователи, требуя от верующих точного исполнения Писания, сами же его и нарушают, даже не замечая этого. Ведь они заявляют, что при крещении обязательно нужно произносить слова «во имя Господа Иисуса Христа», так как господ много 1Кор.
Но они совершенно упускают из вида, что в Новом Завете нет ни одного случая такого крещения. Как мы видели, там упоминается крещение «во имя Иисуса Христа» — но не «Господа», а также «во имя Господа Иисуса» — но не «Христа». Таким образом, их обязательная и незаменимая формула крещения не имеет основания в Библии и является всего лишь плодом их фантазии. Напоследок приведём цитату из апологии Иустина Мученика, написанной около 155 г. В ней сказано, что при крещении ученики «омываются водою во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого».
Стало быть уже в середине второго века христиане повсеместно совершали крещение во имя триединого Бога. Совершенно невероятно, чтобы к этому времени все верующие забыли заветы апостолов и поголовно отступили от истины. Нет, это современные деятели проповедуют свои заблуждения. И даже более того, их требование креститься заново является ересью, так как отрицает уже совершённую Богом спасительную работу в жизни верующего и потому подпадает под предостережение апостола Петра: «и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» 2Пет. Таковых берегитесь.
История свидетельствует, что оно совершалось отдельными верующими ещё в период раннего христианства, то есть до того как в IV веке римский император Константин уверовал в Иисуса и стал главой тогдашней церкви. С этого времени крещение детей приобрело массовый и даже почти обязательный характер и сохранилось до наших дней в практике ортодоксальных церквей — католической и православной. Для чего же священники крестят детей? Как мы видели, крещение является условием для прощения грехов, возрождения, получения Святого Духа, спасения и вхождения в Царство Небесное. В связи с этим богословы спрашивают: почему же маленькие дети должны лишаться всех этих благ?
Разве им это не нужно? А если они умрут без крещения — что тогда? Как они тогда попадут на небеса? И приводят случай из жизни Христа: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» Лук.
Отсюда ортодоксы делают вывод, что детей тоже нужно крестить, чтобы и они вошли в Божье Царство. Однако данный вывод не имеет в описанном случае никакого обоснования. Ведь младенцев приносили к Иисусу не для крещения, а для того «чтобы Он возложил на них руки и помолился» Матф. Именно так Он и поступил и не поручил ученикам крестить их, а значит слова «пустите детей приходить ко Мне» не относятся к их крещению. Более того, фраза «ибо таковых есть Царствие Божие» подразумевает, что дети автоматически попадают на небеса в случае ранней смерти.
В Библии два раза упоминается некая возрастная граница для детей, «не умеющих отличить правой руки от левой» Ион. Так что, по всей видимости, ответственность ребёнка за свои поступки наступает с момента достаточного развития его разума и совести, а до этого он не нуждается в прощении грехов, хотя и родился грешником. К этому случаю применимы слова апостола Павла: «Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона» Рим. Поэтому несмышлёным детям, ещё не имеющим сознания греха, преподавать крещение абсолютно не нужно. А имеет ли вообще смысл крещение детей и приводит ли оно к получению каких-нибудь спасительных благ?
Очевидно нет, ведь оно не является актом принятия христианской веры и добровольной самоотдачи в собственность Бога. В Новом Завете указаны два обязательных условия для крещения — покаяние и вера: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас» Деян. А в случае с младенцами нет ни покаяния, то есть осознания и оставления греха, ни веры в Иисуса Христа, о Котором дети ничего не знают. Поэтому они не могут в результате крещения умереть для греха и воскреснуть со Христом, стать чадами Божьими, получить Святого Духа и достичь состояния спасённого человека. Таким образом, они не присоединяются к телу Церкви и не становятся истинными христианами, а только номинальными.
Так что их крещение является пустым и бессмысленным обрядом, не имеющим никакой силы. А потому всем людям, которые были крещены в младенчестве и впоследствии уверовали в Иисуса, необходимо заново принять крещение, чтобы получить спасительные благословения, приготовленные для них Богом. Сторонники детокрещения говорят, что вместо самих детей отречение от греха совершают их «крёстные родители» восприемники , которые дают обещание научить их основам христианской веры и наставить в праведной жизни, чтобы дети с возрастом стали настоящими христианами и присоединились к Церкви. Но это опять-таки не придаёт смысла крещению младенцев, и непонятно, почему это нельзя сделать без крещения, а крестить уже наставленного верующего человека. Можно провести аналогию крещения с бракосочетанием, так как эти события сходны по значению.
Как писал апостол Павел: «Я обручил вас единому мужу» 2Кор. Так вот, представим, будто родители решили поженить своих детей и сыграли их свадьбу. И что же, теперь эти младенцы являются супругами? Конечно же нет, и государство не зарегистрирует их брак, так как он заключён без их согласия и прежде достижения ими дееспособного возраста. А если дети вырастут и будут согласны на этот брак, то станут ли они супругами автоматически, без нового бракосочетания?
Тоже нет, им обязательно потребуется заново а фактически впервые совершить акт заключения брака. Ну а если дети откажутся от сговора родителей и возьмут себе других супругов, то будут ли их браки законными? Разумеется, ведь в их поступке нет никакого нарушения закона. Подобным образом обстоит дело и в случае с крещением детей. Человек, крещённый в младенчестве, на самом деле не стал членом Церкви — Невесты Христа.
Для этого ему, согласно Божьему закону, будет необходимо вновь принять крещение в сознательном возрасте при условии его отказа от греха и наличия у него веры в Иисуса Христа. И если он, к примеру, был крещён младенцем в православии, а захочет присоединиться к евангельской церкви и примет новое крещение в ней, то его поступок не будет грехом или «предательством веры», а наоборот, станет истинным принятием христианской веры и исполнением Божьего закона. Некоторые толкователи пытаются доказать, что апостолы крестили не только взрослых, но и детей, и в качестве подтверждения ссылаются на два случая из Деяний, когда крещение приняли целые семьи — сотника Корнилия и темничного стража. Ну что же, давайте посмотрим, так ли это.
Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии , увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес , глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение! Таким образом, при участии Иоанна, всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса Христа.
Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается как первое событие его общественного служения [4]. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» Ин. Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» Ин. Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» Лк. Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех , как всякого человека.
Современный православный храм Иоанна Предтечи.
В этот праздник не следует заниматься домашними делами и тяжелой работой. Также рекомендуют отказаться от шумных застолий, переедания и алкоголя. Богослужение длится от заката до рассвета. Утренняя и вечерняя службы в православных храмах проходят по уставу великого праздника.
В полдень как правило звучит праздничный колокольный звон. Также 28 июля по всей России люди участвуют в крестных ходах. Один из них — крестный ход к памятнику князю Владимиру на Боровицком холме в Москве. В храмах проходят праздничные службы, которые транслируют на православных телеканалах. Также выступают официальные лица и устраиваются лекции, концерты и народные гуляния.
Крещение Руси в живописи русских художников Одна из первых картин, посвященная Крещению Руси, была написана уроженцем Курляндской губернии Иваном Эггинком.
И на Руси этот момент воспринялся с особенной остротой, произвел особое впечатление — не столько погружение в воду, сколько приобретение креста. Поэтому и все таинство стало называться крещением. Но в действительности в таинстве крещения надевание креста не занимает такого большого места, которое придается ей русской традицией, русским словом. В чинопоследовании таинства крещении о надевании креста вообще ничего не говорится, это есть уже поздний обряд. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это таинство не повторяется.
Язычники, а не православные: почему купания в проруби имеют мало общего с церковью?
Об этом было сказано в княжеских уставах, которые существовали в X—XII веках. Важным считалось, чтобы в храмах служили русские священники. Чтобы так было, наследников высших слоёв общества силой забирали, чтобы они проходили «учение книжное». Также храмы стремились обеспечить богослужебными книгами. Христианство в XI—XII веках Главные направления христианизации страны, а также её жителей обозначили во время крещения Руси и продолжили в последующих веках. На тот момент Епархиальная структура стала более дробной, а количество епархий увеличилось до 12. По поводу приходской системы и её формирования в данный период нельзя ничего сказать, потому как точные сведения отсутствуют. Можно предположить, что это последовало за развитием государственного управления.
Такой вывод можно сделать по той причине, что приходской храм обычно располагался в главном населенном пункте. Вносились новшества во взаимодействия церкви и государства в сфере проведения судов. Увеличивался спрос на богослужебную литературу, и его удовлетворяли за счёт скрипторий, работающих при больших монастырях. Вероятно, что мастерские по переписке рукописей также находились при епископских кафедрах. Благодаря этому население начало значительно активнее принимать новую веру. Согласно имеющимся данным, языческие выступления в больших городах проводились в последний раз в 1070-х годах. Они были в Ярославле, Новгороде и Ростове.
После этого язычество пошло на спад, и оно вызывало всё меньше интереса у общества. Что значило крещение Руси Благодаря принятию христианства возникли ощутимые последствия в области политики. Это позволило значительно повысить престиж Руси. После этого получилось укрепить, а также расширить и без того крепкие связи с Византией. Удалось установить контакт с южнославянским миром. Также улучшилась связь с государствами, находящимися на Западе. Помимо этого, проведение крещения сказалось также на социальной жизни людей.
Важным стал принцип божественной природы верховной власти. Церковь стала сильной опорой для правительства. Удавалось за счёт этого соединить в духовном плане все государства. Активно освящалась вся система общественных отношений. Благодаря принятию христианства удалось быстро укрепить государственные институты. Именно крещение способствовало объединению нации, а также помогало развивать культурную сферу. Это способствовало улучшению зодчества и живописи.
Стала проникать византийская культура, которая являлась наследницей античной традиции.
Однако самые известные языческие выступления случились спустя 50 лет после событий в Суздале. На сей раз в 1071 году восстал люд Ростова и Новгорода, причём бунт случился ровно по тем же причинам, что и в Суздале — засуха, неурожай и недоверие к знатным людям. Беднякам казалось, что они утаивают съестные припасы. В обоих случаях выступления возглавили волхвы, вышедшие из подполья. Это говорит о том, что языческая вера ещё глубоко сидела в народе, ведь после крещения Руси прошло чуть меньше ста лет.
Фантазия современного художника. Летописец сообщает, что на стороне христианского клирика оставался лишь князь Глеб со своей дружиной — спустя 80 лет после крещения города Добрыней подавляющая часть горожан симпатизировала или хотя бы сочувственно относилась к языческим культам. В Новгороде чуть не начались уличные бои, но князь быстро пресёк возможное выступление, убив волхва. Интересно, что после смерти своего лидера недовольные просто разошлись по домам. Андрей Рябушкин. Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече.
Источник: wikimedia. Собрав некоторое число сподвижников, язычники приступили к разорению окрестных погостов, особым образом указывая на знатных женщин, обвиняя их в сокрытии продовольствия. Восставшие и отряд Яна столкнулись недалеко от города, но сражение окончилось ничем. Тогда воевода обратился к жителям Белоозера и потребовал от них самостоятельно разбираться с волхвами, пока его отряд будет собирать дань. Горожане вскоре выполнили просьбу княжеского посланника, языческие священнослужители были пойманы, допрошены, а затем отданы родственникам убитых женщин. Сергей Иванов.
Ян Вышатич и язычники.
Первоисточник знаний о крещении — Библия Библия — вот первоисточник знаний о крещении. Если вы не изучали Библию на эту тему, если вы просто посоветовались «со знающими» родственниками или знакомыми или даже сходили в храм — у вас все еще нет необходимых знаний о крещении и его смысле. Вот несколько отрывков из Библии о крещении если у вас есть дома Библия — посмотрите там : Кто поверит и примет крещение, тот будет спасён, а кто не поверит, будет осуждён. Евангелие от Марка 16:16 Услышав это, они были поражены в самое сердце и сказали Петру и другим апостолам: «Братья, что же нам делать?
Что такое водное крещение в христианстве и кто его принимает 4:00:18 0 В праздник Крещения Господня традиционным священнодействием считается освящение водоемов и окунание в прорубь. Традиция окунаться в воду для омовения от скопившихся грехов идет в глубину веков. Еще в дохристианские временя таким образом старались очистить себя от неминуемо накопления грязных и порочных поступков. Но Иисус был непорочен, и своим крещением в святой реке Иордан он показал смирение которого ждут от праведного человека. Он усмирил свою гордыню, принял на себя свое предназначение и под руководством Иоанна Крестителя вошел в воду. Этим действием он показал готовность взять на себя грехи человеческие и тогда снизошел к нему святой дух в виде голубя и Глас Бога Отца возвестил о пришествии любимого Сына Его на землю. Священники из церквей в эту ночь совершают крестный ход к реке где погружением креста, и чтением молитвы благословляют воду.
19 января Крещение Господне: почему у праздника два названия?
Крещение 19 января 2024 года: история, традиции, символы праздника | Вероятно, незадолго до этого представители папы уже пытались крестить Русь, но княгиня Ольга, бабушка Владимира, крестилась по восточному обряду. |
Как крещение появилось в христианстве | ТРИКСТЕР | Научно о религии | Дзен | Двунадесятый праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявления, – один из наиболее важных и торжественных праздников Православной Церкви. |
Крещение. Откуда все это появилось? | По Преданию, вся вода в ночь на Крещение освящается и как бы приобретает сущность вод Иордана, в котором крестился Иисус Христос. |
Предыдущие выпуски
- История христианского крещения (Игорь Булышов) / Проза.ру
- Когда отмечают Крещение Господне в 2024 году
- Что за праздник Крещение Господне
- Крещенские приметы
- Крещение — не просто обряд
- Навигация по записям
Водное крещение — Библейское основание
- Крещение Господне: история появления и традиции
- Как родился праздник Крещения Господня
- Крещение 19 января 2024 года: история, традиции, символы праздника
- Крещение Господне — Википедия
Принятие христианства на Руси
А после того, как Иисус попросил крестить его, Иоанн Предтеча возразил: «Мне надобно креститься от тебя!». Откуда пошло Крещение? Рассказываем, откуда появилась традиция погружения в ледяную купель на Крещение, как она соотносится с церковным уставом и насколько безопасно для здоровья нырять зимой в прорубь (особенно для детей). То есть обряд "крещения" это обряд "хрищения", принятия в христиане, термин "крестить" вероятно выводится не от "крест", а от "Христос".
Архипастырь. Крещение Господне и Рождение человека свыше
Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. При крещении мы крестимся, чтобы подобно Христу потом воскреснуть из мертвых. Крестил его Иоанн Предтеча, названный потом Крестителем, пророк, который знал о своем предназначении – крестить сына Божьего.
История праздника Крещения и обычая окунаться в Иордань
Креще́ние Госпо́дне — христианский праздник, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Вероятно, незадолго до этого представители папы уже пытались крестить Русь, но княгиня Ольга, бабушка Владимира, крестилась по восточному обряду. Крещение Господне положило начало обычаю крестить каждого верующего человека. На Крещение верующие окунаются в прорубь, чтобы погрузиться в святую воду.