В атриуме Большого театра начинается церемония прощания с народной артисткой РСФСР балериной Наталией Касаткиной. Похороны состоятся на кладбище подмосковной деревни Зеленково. 13 марта в клинике Москвы при Институте скорой помощи имени Склифосовского ушла из жизни балерина, руководительница московского Театра классического балета и преподавательница классического танца Людмила Касаткина.
Ушла из жизни Наталия Дмитриевна Касаткина
В 1992 году он преобразовался в Государственный театр классического балета. Среди постановок Касаткиной в театре — «Гаянэ», «Волшебный камзол», «Золушка», «Чудесный мандарин», «Жизель» и другие. Театром классического балета Касаткина руководила до конца своей жизни.
Наша культура очень нуждается во внимании, но, к сожалению, для этого мало делается, на мой взгляд. Надеюсь, что с приходом Гергиева многое изменится к лучшему», — отметила Наталья Касаткина. Балерина добавила, что творческий человек у руля Большого театра — это хорошая традиция. Наталья Касаткина уверена, что Валерий Гергиев ее продолжит. Напомним, сообщения о том, что Валерий Гергиев будет назначен по пост директора Большого театра, появились несколько дней назад.
Бурьянова назвала усопшую жемчужиной русского балета и отметила, что её уход просто невосполним. Причины её смерти не уточняются, информация о дате и месте прощания с актрисой будет опубликована позднее. Наталия Касаткина — советская и российская артистка балета и балетмейстер, солистка Большого театра 1954—1976. Начиная с 1977 года и до конца жизни вместе с мужем — танцовщиком Владимиром Василёвым — руководила Театром классического балета Н.
Проститься с артисткой пришли десятки родственников, учеников, коллег. Могила Касаткиной усыпана цветами. Траурные венки прислали учреждения и ведомства. Отпевание балерины прошло в храме Рождества Христова в деревне Рождествено.
Умерла народная артистка СССР Наталия Касаткина: что она сделала для балета
Наталья Касаткина родилась 7 июня 1934 года в Москве. Народную артистку РСФСР, художественного руководителя и главного балетмейстера Государственного академического театра классического балета Наталию Касаткину похоронили на Зеленковском кладбище в Истринском районе Московской области. Сегодня ночью, 14 марта, в Москве на 90-м году жизни скончалась народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина.
Спорила с Фурцевой, открыла Барышникова. Ушла балерина Наталия Касаткина
Интерфакс: Народная артистка РСФСР, артистка балета и балетмейстер, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина скончалась на 90-м году жизни, сообщила в четверг "Интерфаксу" ее помощница Валентина Бурьянова. Великая женщина, легендарная балерина, народная артистка России, педагог, хореограф, режиссер, лауреат Государственной премии СССР, автор либретто и популяризатор балета Наталия Дмитриевна Касаткина не дожила двух месяцев до своего 90-летнего юбилея. Балет Хачатуряна «Спартак» – особенный в творческой биографии балерины и хореографа Натальи Касаткиной. С начала 1960-х годов Касаткина работала в творческом союзе вместе с мужем, танцовщиком и балетмейстером Владимиром Василевым, была балетмейстером и сценаристом. Наталья Касаткина (англ.) на сайте Internet Movie Database (I).
«Балет или материнство?» Так вопрос уже не стоит
Ушла из жизни народная артистка РСФСР, артистка балета и балетмейстер, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина Наталия Касаткина. В 1953 году Наталья Касаткина окончила Московское хореографическое училище, после чего выступала в Большом театре. Как балерина Касаткина известна исполнением партий в балетах «Щелкунчик» Петра Чайковского (партия Индийской куклы). Народная артистка РСФСР, руководитель Государственного академического театра классического балета Наталия Касаткина скончалась на 90-м году жизни. Ушла из жизни народная артистка РСФСР, артистка балета и балетмейстер, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина Наталия Касаткина. Какие спектакли увидят зрители, Наталия Касаткина рассказала «Петербургскому дневнику». Смотрите видео онлайн «Церемония прощания с балериной Наталией Касаткиной» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 18 марта 2024 года в 11:42, длительностью 00:00:08, на видеохостинге RUTUBE.
Умерла балерина Наталия Касаткина — руководитель московского Театра классического балета
В их руках театр перешел от концертных программ к большим спектаклям, ориентируясь на строго оригинальный репертуар. Притом Кас-Васы не узурпировали художественную власть: например, театр удивлял Москву балетом "Натали, или Швейцарская молочница" Пьера Лакотта с дивной Екатериной Максимовой. А еще Касаткина и Василев заслужили славу воспитателей отвергнутых талантов. Кто-то не рассмотрел в юнцах способностей, а они были пристальней - в их театре начинали будущие мировые звезды Ирек Мухамедов, Галина Степаненко, Станислав Исаев, Владимир Малахов. Можно было бы подводить итоги на высокой ноте, но есть проблема - и после ухода Наталии Дмитриевны она наверняка обострится. Государственный академический театр классического балета под руководством Н. Да, они привыкли кочевать по сценам театров - "Новой оперы", Кремлевского дворца, Большого. Но после ухода Владимира Василева и Наталии Дмитриевны театр рискует потеряться, и на фоне больших изменений в этой сфере его проблему надо решать. Понятно же, что театры должны быть разными, закрыть намного проще, чем создать, а шестидесятые - такое же ценное наследие в истории страны, как и золотой век Мариуса Петипа - Петра Чайковского. Душа и локомотив выдающейся пары, Наталия Касаткина никогда не почивала на лаврах - вела цикл программ о балете, интересовалась новичками, думала над афишей.
Дата и место прощания с ней будет объявлено позднее. Наталия Касаткина родилась 7 июня 1934 года в Москве. После окончания Московского хореографического училища в 1954—1976 годах работала в Большом театре. Затем руководила московским Театром классического балета.
Отец же, Дмитрий Касаткин, был инженером-строителем, по словам Людмилы Дмитриевной, «построившим пол-Москвы». В 10 лет Людмила Дмитриевна связала свою жизнь с балетным театром: она училась сначала у балерины О. Ильиной, а позже — у выдающегося педагога Суламифь Мессерер, приёмной матери Майи Плисецкой. Она стала солисткой Большого театра, и исполнила почти все крупные роли: в «Лебедином озере», «Доне Жуане», «Золушке», «Весне священной» и многих других балетов. Кстати, с «Весной священной» Людмилу Дмитриевну связывало также и то, что в девяностые годы именно Касаткина популяризировала Игоря Стравинского в 60-х и была большой поклонницей творчества композитора.
В 1953-м окончила Московское хореографическое училище. В 1954-1976 годах танцевала в Большом театре. В 1977 году супруги стали художественными руководителями концертного ансамбля «Классический балет», с 1992-го — Государственного театра классического балета. Народный артист России Владимир Василев умер в ночь на 24 августа 2017 года. Похоронен на Зеленковском кладбище в Истринском районе Подмосковья.
В Москве простились с Наталией Касаткиной
Она рассказывала, что Константин Сергеевич очаровательно оговаривался: «свечка тухлится», «маятник мочается», «бижор и манор». Его мысль всегда бежала впереди слов. Мой дядя Давид Кардашов был доктором технических наук и изобрел суперклей, которым скрепляли даже лопасти вертолетов. Давид был женат на дочке Демьяна Бедного Тамаре. В своей книге мама вспоминает, как бывала в гостях у поэта: он жил в Кремле, в просторных апартаментах, стены которых украшали подлинники работ известных художников. Семейство держало прислугу, сам глава, сменивший, как известно, «неправильную» для советского времени фамилию Придворов на пролетарский псевдоним Бедный, ездил на роскошной машине. Правда, его дочь после замужества почему-то ушла жить в семью Давида. Среди нашей родни — но уже дальней — Лев Толстой, художник Владимир Фаворский, профессор Московской консерватории скрипач Иван Гржимали, которому поэт Андрей Белый посвятил такие строки: Мои мистические дали Смычком плаксивым и родным — Смычком профессора Гржимали... Бабушка Вера Николаевна хотела сделать из меня скрипачку, поскольку хоть и преподавала во Внешторге немецкий, обожала музыку и в свободное время играла в любительском ансамбле на скрипке.
Но в шесть лет я заболела балетом — при том, что никогда не видела его на сцене! В войну мы уехали в эвакуацию на Урал. Там в журнале попалась картинка: тоненькая танцовщица-фея в пышной юбочке и атласных пуантах. И все — с тех пор мечтала парить вот так, на пальчиках. Вскоре в пионерлагере состоялось первое выступление на публике. Мне сшили из марли голубую пачку с розовыми цветами, и я кружилась у огромного костра. До сих пор помню, как танцевала, а вокруг летали искры... Папа Дмитрий Алексеевич Касаткин — выдающийся инженер-строитель, проектировал Тимирязевскую академию, участвовал в разработке планов реконструкции Москвы, Ашхабада и Куйбышева.
Касаткиной Когда мы вернулись в Москву, поступила в хореографическое училище. Конкурс — пятьсот человек на тридцать пять мест! Но я прошла: была живая и очень худая. Шутили даже, что Касаткина — это «полкило костей и кружка крови». Прежде в Большой ходили в том числе и чтобы полюбоваться на девушек с формами, но наше поколение — уже костлявое. В этом смысле мне повезло: ела всегда мало и не страдала от чувства голода. Хотя до сих пор помню запах любительской колбасы, который сводил в детстве с ума. В училище не было столовой, и ребята приносили обеды из дома — у кого что было.
С нами учились обеспеченные дети руководителей союзных республик — потом почти все вернулись на родину и стали ведущими танцорами. Они доставали из портфелей ломти белого хлеба, на которых лежали розовые овальчики колбасы с кусочками жира. Я чуть сознание не теряла, даже выбегала из класса, чтобы не чувствовать одуряющего запаха... Я-то походила на крысенка, а она — писаная красавица, да еще одаренная. К сожалению, в старших классах Света травмировала ногу и с балетом пришлось завязать. Зато она стала выдающимся режиссером.
Его репертуар составляли как классические балеты в авторских редакциях руководителей театра, так и собственные оригинальные спектакли Касаткиной и Васильева. После смерти Владимира Василёва в 2017 году Наталия Касаткина продолжила руководить театром. В 2023 году Наталия Касаткина стала лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в почётной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Похоронят народную артистку рядом с супругом Владимиром Василёвым на Зеленковском кладбище Истринского района Подмосковья.
RU, classicalmusicnews.
У бабушки была привязанность к России. Ее предки были англичанами в основном, также были и французы, и голландцы, и немцы. Они были морскими инженерами, приплыли в Россию, и им здесь очень понравилось. Шервуд построил Исторический музей, а два брата Бромлея создали всю промышленность России. А когда после революции их вызвал Ленин и сказал: «Вы можете уехать», они ответили: «Мы не хотим уезжать, мы привязались к России и хотим остаться». Бабушка знала русскую литературу лучше русских.
И вот один из Бромлеев — не помню, то ли мой прадед, то ли прадядя, — строил Турксиб. Естественно, их фамилии нигде не фигурировали, там везде были партийные люди, но один из моих прадедов — вроде бы это он, Николай Эдуардович, — докладывал о строительстве Турксиба, а потом сказал: «Товарищи, я умер». И упал — и умер, действительно. Так рассказывала бабушка. В общем, это были люди-патриоты, для них не существовало разделения Европа — не Европа. Они влюбились в Россию, где я уже родилась как прямой потомок того Шервуда, который построил музей. А мой папа Дмитрий Алексеевич Касаткин в 1938 году строил советский павильон в Париже.
Это грустная история, потому что на него донесли из-за того, что он общался с иностранцами. Павильон строили французы, и он не мог с ними не общаться. Он инженер-строитель, но и архитектор, как говорили, гениальный, недаром он потом построил пол-Москвы, в том числе Московский государственный университет. И вот в 1958 году после Лондона мы поехали в Париж. Там сейчас ничего этого нет, но я видела папин павильон. И это было главным впечатлением для меня лично. Вы упомянули школу, Вашими педагогами были Мессерер и Кожухова?
Кожухова мне говорила: «Тебе вообще надо не танцевать, а фонари в Лондоне зажигать». Она что-то прослышала про мое происхождение. Она была жестокой, но учила хорошо, за что я ей благодарна, но она меня загнала внутрь себя, а Суламифь, наоборот, меня растанцевала. Все балетмейстеры, которые были в Большом театре, в том числе Григорович, хотели сделать из меня балерину. Я отказывалась, а они не могли понять, в чем дело. Григорович хотел, чтобы в его первой «Спящей красавице» я исполняла Фею Карабос, но там было вращение, и я ему сразу сказала: «Юрий Николаевич, я не смогу». Дело в том, что у меня слабые сосуды головного мозга, поэтому вращение всегда было плохим, хотя меня очень хорошо учили.
Я могла сделать 28 фуэте, но потом зал перед глазами ходил ходуном и я падала. Суламифь научила меня с четвертой позиции на пальцах делать шесть пируэтов. Только на навыке. Она научила меня прыгать, научила меня свободе, я ей за это очень благодарна. В театре я попала сразу к Елизавете Павловне Гердт, а затем к Марине Тимофеевне Семеновой, уже полностью осознав, что мне нужно. И Елизавета Павловна на меня не обиделась, когда я уходила от нее, она сказала: «Я тебя понимаю». У Семеновой я выучилась всему, что умею.
Мы — семеновский полк, и то, что мы умеем, не умеет никто. Последний ее ученик — Коля Цискаридзе. Возможно ли рассказать, в чем заключалась семеновская выучка, или это такие нюансы, которые можно только показать? Я могу рассказать… но это непросто. Когда мы стояли у станка, то были похожи на беременных, глядящих на своего ребенка, который внутри. Мы видели себя изнутри — она вот этому научила. Она научила нас стоять не на ноге, что мы использовали в своих постановках как хореографы, — но именно стоять, не падать.
Мы знали каждую крошечную деталь своего тела снаружи и изнутри. Марина Тимофеевна на моих глазах одну очень хорошую, но плотненькую балерину выстроила от самых кончиков пальцев. Когда дошло до самого верха, она сказала: «А теперь сделай «прозрачные ноги». И я видела эти прозрачные ноги, хотя на самом деле это были две кувалды. Она вот это умела. Ее дразнили «Здесь возьми, а там отпусти». Потому что вот тут вот нужно взять, а тут отпустить.
Мы плакали, если она нас не ругала: значит, неинтересно. Она абсолютно гениальная. Она нас учила взмывать в небо. Она лепила из нас балерин. Была такая артистка кордебалета Нонна Чинкина, которая очень понимала Семенову, воспринимала ее приемы. И Семенова кричала во время класса: «Чинкина молодец! Когда мы начали делать свои спектакли, я помню, как она Нину Сорокину сделала гениальной.
Первый наш спектакль с участием Нины был «Геологи».
Он был инженером-строителем. Касаткины перебрались в Москву на рубеже XIX—XX веков и обосновались на Каретном Ряду, где открыли мастерскую по изготовлению повозок и карет", — поделилась звезда балета в одном из интервью.
Поначалу она попала к опытному педагогу О. Ильиной, а в старших классах занималась у блистательной Суламифь Мессерер. Уже в школе Наталия зарекомендовала себя как талантливая классическая танцовщица.
На выпускных спектаклях в 1953 году Касаткина танцевала партии из "Щелкунчика", "Лебединого озера" и "Баядерки". Она наделена редким музыкальным вкусом. Ее чувство стиля безупречно", — отмечал в свое время знаменитый балетмейстер Асаф Мессерер.
Вскоре Касаткину приняли в Большой театр. С 1954 по 1976 годы она была ведущей характерной солисткой труппы. Карьера балетмейстера, награды и самые яркие постановки Наталия Дмитриевна прославилась не только как танцовщица, но и как талантливый балетмейстер.