Закончив карьеру в Большом, Наталия Касаткина вместе с мужем Владимиром Василевым ушли в мир хореографии. Первой специальной «Золотой маской» наградили Наталью Касаткину, легендарная артистка балета и педагог не дожила до церемонии всего месяц. Народная артистка РСФСР, руководитель Государственного академического театра классического балета Наталия Касаткина почти до самой смерти много.
В Москве простились с Наталией Касаткиной
Сын Наталии Касаткиной назвал причину ее смерти | С 22 по 24 апреля на сцене Астраханского государственного театра оперы и балета состоятся гастроли Театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василева, известного за рубежом как Moscow Classical Ballet. |
Прощание с народной артисткой РСФСР Наталией Дмитриевной Касаткиной | 13 марта ушла из жизни художественный руководитель Театра Классического балета Наталия Дмитриевна Касаткина. |
Скончалась руководитель московского Театра классического балета | Сегодня ночью, 14 марта, в Москве на 90-м году жизни скончалась народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина. Об этом сообщила РИА «Новости» её помощница Валентина Бурьянова. |
Народная артистка России Наталия Касаткина отпразднует юбилей на гастролях в Китае
В Москве умерла балерина Наталия Касаткина | Мировая звезда балета Наталия Касаткина: Наталии Касаткиной было присвоено звание народной артистки РСФСР, она является лауреатом Государственной премии СССР. |
Скончалась народная артистка РФ Наталия Касаткина | Руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина помогла раскрыться таланту многих мировых звезд, в ее постановках блистали Юрий Соловьев, Екатерина Максимова и Михаил Барышников. |
Наталия Касаткина. Жизнь в танце
С 1992 — Государственный академический театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. В 1997 Касаткина и Василёв поставили спектакль «Наша древняя столица» в честь 850-летия Москвы. О жизни и творчестве супругов были сняты документальные фильмы «Двое» и «Балетный роман. Касаткина плюс Василёв». Лауреат Национальной балетной премии «Душа танца» 1996 и почетной премии Российского авторского общества 2003. Внучка Наталии Касаткиной и Владимира Василёва — известный оперный режиссер Екатерина Василёва, в 2014—2018 главный режиссер Челябинского театра оперы и балета, с 2017 — художественный руководитель лаборатории молодых композиторов и драматургов «КоОPЕRАция».
Когда-то они «пошли в хореографию», потому что так им было ближе к дому. На последнем курсе они не знали основных, базовых элементов, некоторые из них впервые стали к балетному станку. Мы танцовщики и трудились десяток лет перед тем, как прийти в ГИТИС, а эти не владели элементарной хореографией.
Я ставила для них дипломные номера, после чего эти балетмейстеры выпускались с золотыми медалями и получали высокие назначения в лучших театрах Советского Союза. Разумеется, долго такие «специалисты» проработать не могли. Началась другая эпоха, возникли симфонические балеты, стали появляться талантливые люди новых поколений.
Но сейчас хожу по залу и репетирую как раньше. У меня врожденные проблемы с вестибулярным аппаратом, с этим ничего не сделаешь. Неужели с каким-то подобным врожденным «минусом» можно добиться того, чего достигли вы?
Это не годилось для ведущей балерины Большого театра. Я могла сделать без остановки всего 28 фуэте, потом теряла равновесие и падала. Поэтому я отказывалась от некоторых главных ролей, хотя многие балетмейстеры Большого театра хотели, чтобы я участвовала в их спектаклях.
Они не могли понять, почему, а мне было стыдно. Я могла делать неограниченное количество вращений по кругу, исполняла любые пируэты, но не «тянула» 32 фуэте на месте. А потом я заинтересовалась и всерьез увлеклась характерным танцем.
Каждый такой танец — как балет. Сны после жизни», композитор Андрей Петров. Спектакль предполагает оркестр, хор с солисткой, чтение стихов Пушкина.
О себе Пушкин писал: «Потомок негров безобразный, взращенный в дикой простоте…» Полагаю, нас за строки классика не запретят в США. Стихи читаются по-русски, они не поймут. Замечу, в группе у нас работает самый настоящий мулат, красивый мальчик, но Пушкина будет играть другой.
Он задействован в кордебалете, в русских танцах. Она выслушала нас, вникла в проблемы балета. Появилась надежда, что театр Касаткиной и Василёва обретет собственную сцену.
На сцене Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского столичный театр представит три спектакля. Билеты уже в продаже. Основу репертуара театра составляют собственные постановки Касаткиной и Василёва солистов балета и хореографов. Самые ранние были впервые поставлены на сценах Большого и Мариинского театров. В репертуаре театра сегодня 28 спектаклей классической и неоклассической хореографии. Это рассказанная языком танца захватывающая и трогательная история любви куртизанки и представителя высшего света на музыку из оперы «Травиата» Джузеппе Верди.
После окончания училища ее сразу приняли в балетную труппу Большого театра, и она всю жизнь вспоминала необыкновенную атмосферу творчества, в которую она тогда попала, и главное, непередаваемое ощущения духа, запаха Большого театра, о котором многим рассказывала: — У меня было даже не впечатление от каких-то спектаклей, а впечатление от самого Большого театра. Когда выходишь на сцену и ощущаешь запах смешанных духов… У меня не только абсолютный слух, но еще и абсолютный нюх тоже.
Запах Большого театра я именно чувствовала. Из зрительного зала вы чувствуете каждого, а здесь это все собирается и идет на сцену. С 1954 по 1976 годы Наталия Дмитриевна — солистка балетной труппы Большого театра. Она была яркой исполнительницей характерного репертуара в таких спектаклях, как «Лебединое озеро», «Раймонда», «Золушка», «Дон Кихот», «Весна священная». Была первой исполнительницей партии Рока в легендарном балете кубинского хореографа Альберто Алонсо «Кармен-сюита», поставленного в 1967 году в Большом театре на Майю Плисецкую. Но главное: в Большом театре она встретила человека, который стал ее постоянным спутником и в творчестве, и в жизни — Владимира Василева. Их так и называли, смешивая обе фамилии — КасВасы. И даже потом, когда в 2017 году Владимир Юдич ушел из жизни, Наталия Дмитриевна всегда говорила «мы», даже не поясняя, кого она имеет в виду.
Они были неотделимы друг от друга. Так вместе они и вошли в историю балета своими знаковыми для времени «оттепели» спектаклями «Ванина Ванини» Николая Каретникова, поставленного в Большом театре в 1962 году, балетом «Геологи» Героическая поэма , выпущенным в главном театре страны два года спустя, балетом «Сотворение мира» в Кировском ныне Мариинском театре, где на премьере в 1971 году в главных ролях выходили такие великие артисты, как Михаил Барышников и Юрий Соловьев. А в 1977 году Наталия Дмитриевна вместе со своим мужем возглавили Театр классического балета, созданный за одиннадцать лет до этого Игорем Моисеевым как Хореографический концертный ансамбль СССР «Молодой балет». Именно Наталия Дмитриевна и Владимир Юдич были первыми в СССР хореографами, кто в 1965 году поставил балет на музыку Стравинского «Весна священная», вошедшим в историю мирового балетного театра. И там был такой отель, в котором останавливался Гитлер во время войны, и у нас номер был, конечно, не тот же, но колоссальный! Там была шикарная кровать, и мы валялись на этой кровати и слушали музыку.
Наталия Касаткина. Жизнь в танце
В постановке Наталии Касаткиной и Владимира Василёва к темпераментным танцам, ярким нарядам и звонким кастаньетам балетмейстеры добавили новых гротескных персонажей и остроумные постановочные решения. Балет состоит как из хореографии самих основателей театра, так и легендарных Мариуса Петипа и Александра Горского в их редакции: история здесь рассказывается через каскад зрелищных балетных номеров с невероятно сложными прыжками и фантастическими фуэте. Первый исполнитель роли Адама — Михаил Барышников. Для него после репетиций Владимир Василёв придумывал новые движения, такие как знаменитый «прыжок Адама». Сегодня его узнают во всем мире как «прыжок Барышникова». Смешению классического балета со свободной пластикой «Сотворение мира» во многом обязано партитуре.
Оператор фильма «Простые вещи» с Леонидом Броневым и Сергеем Пускепалисом в последние года боролась с онкологией. Актриса фильмов «Уроки французского» и «Женщины» Галина Яцкина скончалась в монастыре. Звезде советского и российского кино было 79 лет. Еще больше интересных материалов в нашем телеграм-канале.
Кстати, с «Весной священной» Людмилу Дмитриевну связывало также и то, что в девяностые годы именно Касаткина популяризировала Игоря Стравинского в 60-х и была большой поклонницей творчества композитора. Это и неудивительно: стиль её танца и танца её мужа Владимира Василёва, в браке с которым она провела 64 года, идеально подходил для необузданного либретто Стравинского. Она вела передачи про балет, преподавала балет, в 70-х стала руководительницей Театра классического балета — и находилась в должности вплоть до самой смерти. Под её руководством артисты театра стали самой прогрессивной труппой по стране, в том числе исполнявшими фрагменты из зарубежных постановок. Актрису похоронили на семейном кладбище деревни Зеленково.
Москва, ул. Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Больше фото в нашем репортаже
- Другие сюжеты
- В Большом театре состоялась церемония вручения премии «Золотая маска»
- Скончалась народная артистка РСФСР Наталия Касаткина — РТ на русском
- 13 марта ушла из жизни Художественный Руководитель театра Наталия Дмитриевна Касаткна
В Большом театре прощаются с балериной Наталией Касаткиной
И как только мы приехали в Англию, тут же с Володей начали бегать по музеям. Я была безумно увлечена Египтом и помню, что голова Аменхотепа IV в Британском музее совершенно меня потрясла. Конечно, на всех произвело большое впечатление, что на наши спектакли «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Бахчисарайский фонтан» пришла королева Елизавета с внуком. После спектакля мы выстроились, Елизавета спрашивает: «Кто-нибудь знает английский язык? Французский мы знали, но в анкете писали: «Владею слабо». И тогда вышел Ваня Покровский, мой партнер по венгерскому танцу в «Лебедином озере», и сказал: «I love you! Вот так состоялось наше знакомство. Потом нас возили ко дворцу Букингемскому, и нынешняя Елизавета, одетая в мундир, гарцевала на лошади по красной дорожке до нас и обратно. Конечно, прием, который нам там оказывали, произвел колоссальное впечатление. Вы тоже выучили языки в школе и могли говорить, с кем хотели? Наверное, здесь сыграли роль гены.
У моей бабушки Шервуд-Бромлей не было ни одной капли русской крови, что не помешало ей вместе с дедушкой, художником и скульптором, пойти в ополчение защищать Москву, а ведь тогда они уже были людьми далеко не юного возраста. Но немцев отогнали, и они вернулись. У бабушки была привязанность к России. Ее предки были англичанами в основном, также были и французы, и голландцы, и немцы. Они были морскими инженерами, приплыли в Россию, и им здесь очень понравилось. Шервуд построил Исторический музей, а два брата Бромлея создали всю промышленность России. А когда после революции их вызвал Ленин и сказал: «Вы можете уехать», они ответили: «Мы не хотим уезжать, мы привязались к России и хотим остаться». Бабушка знала русскую литературу лучше русских. И вот один из Бромлеев — не помню, то ли мой прадед, то ли прадядя, — строил Турксиб. Естественно, их фамилии нигде не фигурировали, там везде были партийные люди, но один из моих прадедов — вроде бы это он, Николай Эдуардович, — докладывал о строительстве Турксиба, а потом сказал: «Товарищи, я умер».
И упал — и умер, действительно. Так рассказывала бабушка. В общем, это были люди-патриоты, для них не существовало разделения Европа — не Европа. Они влюбились в Россию, где я уже родилась как прямой потомок того Шервуда, который построил музей. А мой папа Дмитрий Алексеевич Касаткин в 1938 году строил советский павильон в Париже. Это грустная история, потому что на него донесли из-за того, что он общался с иностранцами. Павильон строили французы, и он не мог с ними не общаться. Он инженер-строитель, но и архитектор, как говорили, гениальный, недаром он потом построил пол-Москвы, в том числе Московский государственный университет. И вот в 1958 году после Лондона мы поехали в Париж. Там сейчас ничего этого нет, но я видела папин павильон.
И это было главным впечатлением для меня лично. Вы упомянули школу, Вашими педагогами были Мессерер и Кожухова? Кожухова мне говорила: «Тебе вообще надо не танцевать, а фонари в Лондоне зажигать». Она что-то прослышала про мое происхождение. Она была жестокой, но учила хорошо, за что я ей благодарна, но она меня загнала внутрь себя, а Суламифь, наоборот, меня растанцевала. Все балетмейстеры, которые были в Большом театре, в том числе Григорович, хотели сделать из меня балерину. Я отказывалась, а они не могли понять, в чем дело. Григорович хотел, чтобы в его первой «Спящей красавице» я исполняла Фею Карабос, но там было вращение, и я ему сразу сказала: «Юрий Николаевич, я не смогу». Дело в том, что у меня слабые сосуды головного мозга, поэтому вращение всегда было плохим, хотя меня очень хорошо учили. Я могла сделать 28 фуэте, но потом зал перед глазами ходил ходуном и я падала.
Суламифь научила меня с четвертой позиции на пальцах делать шесть пируэтов. Только на навыке. Она научила меня прыгать, научила меня свободе, я ей за это очень благодарна. В театре я попала сразу к Елизавете Павловне Гердт, а затем к Марине Тимофеевне Семеновой, уже полностью осознав, что мне нужно. И Елизавета Павловна на меня не обиделась, когда я уходила от нее, она сказала: «Я тебя понимаю». У Семеновой я выучилась всему, что умею. Мы — семеновский полк, и то, что мы умеем, не умеет никто. Последний ее ученик — Коля Цискаридзе. Возможно ли рассказать, в чем заключалась семеновская выучка, или это такие нюансы, которые можно только показать? Я могу рассказать… но это непросто.
Когда мы стояли у станка, то были похожи на беременных, глядящих на своего ребенка, который внутри. Мы видели себя изнутри — она вот этому научила. Она научила нас стоять не на ноге, что мы использовали в своих постановках как хореографы, — но именно стоять, не падать. Мы знали каждую крошечную деталь своего тела снаружи и изнутри. Марина Тимофеевна на моих глазах одну очень хорошую, но плотненькую балерину выстроила от самых кончиков пальцев.
Его репертуар составляли как классические балеты в авторских редакциях руководителей театра, так и собственные оригинальные спектакли Касаткиной и Васильева. После смерти Владимира Василёва в 2017 году Наталия Касаткина продолжила руководить театром.
В 2023 году Наталия Касаткина стала лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в почётной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Похоронят народную артистку рядом с супругом Владимиром Василёвым на Зеленковском кладбище Истринского района Подмосковья. RU, classicalmusicnews.
Пока готов первый акт, пояснил он. В период с 1954 по 1976 год Касаткина была солисткой Большого театра. С 1960-х стала работать как балетмейстер, спектакли ставила вместе с мужем Владимиром Василёвым.
С 1977 года супруги руководили труппой концертного ансамбля «Классический балет», позже переименованного в Государственный академический театр классического балета.
Владимир Василёв скончался в 2017 году, после чего Касаткина продолжала руководить театром одна. Она не дожила двух месяцев до 90-летнего юбилея, празднование которого должно было состояться в июле на сцене Большого театра. Как говорится на сайте театра, в свой последний день Наталия Дмитриевна провела репетицию премьерной постановки «Пушкин.
Сны после жизни», которую готовила к своему юбилею. В декабре 2023 года Наталия Касаткина стала лауреатом «Золотой Маски» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
Умерла руководитель Московского театра классического балета Наталия Касаткина
Известная артистка балета и балетмейстер Наталия Касаткина до последних дней много работала в театре. В атриуме Большого театра проходит церемония прощания с народной артисткой РСФСР Наталией Касаткиной, передают РИА Новости. На 90-м году жизни умерла народная артистка РСФСР и руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина.
Ушла из жизни Наталия Касаткина, лидер Театра классического балета в Москве
В возрасте 87 лет скончалась народная артистка РСФСР Наталия Касаткина, которая возглавляла московский Театр классического балета. Вчера, в ночь на 14 марта, в возрасте 89 лет умерла балерина, народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина. Умерла экс-руководитель Московского театра классического балета, Народная артистка РСФСР Наталия Касаткина. Об этом сообщает РИА Новости, приводя слова ее помощницы. Народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина, умерла сегодня ночью, 14 марта, сообщила «РИА Новости» ее помощница Валентина Бурьянова. Руководитель Московского театра классического балета, народная артистка РСФСР Наталия Касаткина скончалась на 90-м году жизни. Вечером 13 марта ушла из жизни народная артистка РСФСР, художественный руководитель Театра классического балета в Москве, танцовщица Наталия Касаткина.
Наталия Касаткина: «Мы видели себя изнутри»
Народная артистка РСФСР, руководитель Государственного академического театра классического балета Наталия Касаткина почти до самой смерти много. На 90-м году жизни умерла народная артистка РСФСР и руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина. На 90-м году жизни скончалась народная артистка РСФСР и руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина. Об этом сообщила её помощница Валентина Бурьянова, пишет РИА Новости. – Наталия Дмитриевна, труппа Государственного академического театра классического балета впервые выступит на исторической сцене Александринского театра.
Ушла из жизни легенда российского балета Наталия Касаткина
Мы постарались обойтись без традиционной советской постановки, которая была больше историей про классовую борьбу: «Карл Маркс сказал, что Спартак был хороший парень», — поделился Иван Василёв. А в самой известной постановке «Спартака» партитура была урезана вдвое. В 2003 году к 100-летию со дня рождения композитора Касаткина и Василёв представили свою версию «Спартака», почти наполовину состоящую из музыки, не использованной прежде. В «Спартаке» и непривычно много солистов: в постановке их шесть и в танце каждого — свой характер, своя собственная пластическая и психологическая линия.
Но мы обычные люди, улица недалека от нас, и мы умеем и вступать в драки и обороняться, — рассказал исполнитель партии Спартака Игорь Цыганков. Цыганков добавил, что классические балеты сложнее с физической точки зрения, но проще по наполнению. А хореографию «Спартака», вложенные в него чувства, отношения надо пропускать через себя, проживать.
Мне очень дорог этот балет. Этот балет — настоящее хулиганство с нашей стороны. Эти два спектакля — наши любимые. Или отличий нет? А вот между школами — московской и петербургской — действительно есть разница. Двенадцать лет я провела в Петербурге на Мариинской сцене, где мы поставили четыре спектакля — два балета и две оперы. И я вспоминаю моего педагога — Марину Тимофеевну Семенову. Это самое главное, что подарила мне жизнь.
Как раз она была олицетворением сразу двух школ балета — московской и петербургской. Она приехала к нам из Петербурга со школой Мариинского театра и Академии русского балета имени А. Она репетировала все наши спектакли и входила в них так, как будто это поставлено именно для нее. Все благодаря таланту, невероятному и фантастическому. Я не могу ничего выделить. Обожаю Петербург! Для меня это волшебная страна. Очень его люблю.
Вот вы спрашивали о разности подхода.
Это и неудивительно: стиль её танца и танца её мужа Владимира Василёва, в браке с которым она провела 64 года, идеально подходил для необузданного либретто Стравинского. Она вела передачи про балет, преподавала балет, в 70-х стала руководительницей Театра классического балета — и находилась в должности вплоть до самой смерти. Под её руководством артисты театра стали самой прогрессивной труппой по стране, в том числе исполнявшими фрагменты из зарубежных постановок. Актрису похоронили на семейном кладбище деревни Зеленково.
Их покажут на основной сцене Александринского театра. Наталия Касаткина и Владимир Василёв начинали как балетмейстеры Большого и Мариинского тогда Кировского театров, а в 1970-х основали собственную школу. Гастроли в этом году открыли балетом «Спартак».
Его заявили ни много ни мало как «эротическую драму». О том, что эротические элементы в балетах Касаткиной и Василёва были всегда, рассказал их сын Иван Василёв. По его словам, родители придумывали спектакли дома, в его присутствии. А потом он видел, как они платили за чрезмерную чувственность высокую цену.