Алексей Петрович Боголюбов – «моряк-художник», был замечательным пейзажистом и не менее замечательным человеком. О художнике Алексее Петровиче Боголюбове рассказала Татьяна Львовна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе. Алексей Боголюбов, ставший мэтром при жизни, всегда им и оставался – классиком-реалистом, мастером документальной маринистики, просветителем. не только художник-маринист, но и автор масштабных батальных картин, которые посвящены сражениям русского военно-морского флота. К 200-летию со дня рождения великого русского живописца А.П. Боголюбова Третьяковская галерея организует показ его наследия.
Настройки шрифта:
- Другие сюжеты
- Саратов ожидают большие торжества в честь 200-летия Алексея Боголюбова — Регион 64
- Ретроспектива Алексея Боголюбова: море волнуется два
- В экспозиции представлены акварели и графические рисунки.
Императорский живописец «два в одном»: путешествия Алексея Боголюбова
В России откроется год А.П. Боголюбова — Интернет-газета «Вестник» | О художнике Алексее Петровиче Боголюбове рассказала Татьяна Львовна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе. |
Саратов ожидают большие торжества в честь 200-летия Алексея Боголюбова — Регион 64 | мариниста Алексея Петровича Боголюбова. |
Выставки. Стихия воды – Тосненский вестник | Алексей Боголюбов — замечательная и яркая фигура в русской культуре, но, к сожалению, художника знают далеко не все ценители живописи, поэтому пользуясь возможностью, хочу немного поведать о его жизни и показать замечательные картины, которые он создавал. |
Художник-моряк | Алексей Боголюбов был основателем рисовального училища (с 1897 года — его имени) и Художественного музея имени А. Н. Радищева в 1885 году в Саратове, обладающего ныне наиболее значительным собранием работ художника. |
Выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения»
художника, просветителя, мецената, общественного деятеля, основателя. Под влиянием Боголюбова работы европейских художников покупал в личное собрание и император Александр III. главный научный сотрудник отдела живописи II половины. Окончив Морской кадетский корпус, Алексей Боголюбов (1824–1896) поступил на флот. Художник-маринист Алексей Петрович Боголюбов (16 марта 1824 — 27 октября 1896) —известный русский живописец, маринист, работал в технике рисунка и акварели, исполнял литографии и гравюры. Алексей Боголюбов — замечательная и яркая фигура в русской культуре, но, к сожалению, художника знают далеко не все ценители живописи, поэтому пользуясь возможностью, хочу немного поведать о его жизни и показать замечательные картины, которые он создавал.
Встреча с искусством «Художник-маринист Алексей Боголюбов»
Третьяковка запланировала выставки Николая Рериха и Алексея Боголюбова | Дача бова и ой. |
Ассоциация искусствоведов | Она посвящена Алексею Боголюбову — художнику-маринисту, основателю Радищевского музея, и приурочена к 200-летию со дня его рождения. |
«АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ: 200 лет великому послу русской живописи» | Боголюбов, ставший художником Главного морского штаба, воссоздавал на полотнах историю и современные ему будни российского флота, от кораблекрушений до военных парадов. |
Сквер возле музея в Саратове назовут в честь художника Алексея Боголюбова
биография художника и его самые известные работы. Подробную информацию о художнике и его произведениях читайте в Артхиве. Алексей Боголюбов — не только художник, но и профессиональный моряк, топограф и путешественник. Наибольшую известность ему принесли батальные полотна, изображающие сцены сражений российского флота. Это Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896) Многое изменилось в жизни юного Алёши Боголюбова после. О личности и жизни Алексея Боголюбова рассказывают во время экскурсии. Алексей Петрович Боголюбов, внук Александра Николаевича Радищева по материнской линии, стал художником волею счастливого случая.
Русский француз — судьба русского за 100 лет до русского Парижа
О художнике Алексее Петровиче Боголюбове рассказала Татьяна Львовна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе. Биография и творчество художника Алексея Петровича Боголюбова. Алексей Боголюбов в 1880 году был избран почетным гражданином Саратова. Алексей Боголюбов (Aleksej Bogolyubov; 1824-1896 гг.) — известный русский художник-маринист XIX века, мастер батального жанра, тонкий колорист. Из статьи вы узнаете, кто такой Алексей Боголюбов, где и когда он родился, что было интересного в его жизни.
7 запоминающихся шедевров Алексея Боголюбова (КАРТИНЫ)
Ангела в Риме" 1859 передний план, выдержанный в коричнево-черных тонах, силуэтом выделяется на светлом втором плане, третий план тонет в голубой дымке. Работы Боголюбова на натуре являются поисками собственного стиля в искусстве. Из Швейцарии Боголюбов едет в Италию, где, переезжая из города в город, с большим прилежанием зарисовывает всевозможные колонны, капители и карнизы дворцов и зданий. Таким образом, доехав до Рима, где уже были его товарищи: Сорокин, Железнов, Максугов, Лагорио, Чернышев, Бронников, Давыдов, Кабанов и целый ряд других русских художников, Боголюбов останавливается там. Результатом этого путешествия были картины: "Римская ночь", "Бурный вид о-ва Капри", "Вечер в Неаполе" и другие. Дело сначала не шло. Пришлось написать десять этюдов - и только тогда в Риме я мог окончить эту работу". В Риме судьба свела Боголюбова с художником Франсуа, который познакомил его с работами французских пенсионеров академии "Villa Мedici". Это "разом сделало во мне переворот, - пишет Боголюбов, - и я стал вглядываться, как этот народ, выросший в школе Энгра, Руссо, Коро и прочих новых светил, тогда только открывших новую эру французского пейзажа, глядит на натуру". Первая встреча с представителями французской реалистической живописи очень скоро дала свои результаты: Боголюбов "все больше и больше вдавался в простоту линий пейзажа, писал очень мало, но зато чертовски много рисовал и пером и карандашом". Это помогло ему овладеть перспективой.
Работа над выполнением царского заказа заставила Боголюбова осенью 1856 года отправиться на Дунай, чтобы написать этюды с натуры для всех боевых морских эпизодов на Черном море. Начав с зарисовок корабельных маневров, уборки парусов и пушечных учений у крепости Исакчи, Боголюбов сделал множество этюдов Константинополя и, наконец, прибыл в Синоп, уже "подготовленный всеми реляциями известного боя". В Синопе Боголюбов пробыл месяц, нарисовал и написал его "со всех сторон". Работать было трудно - война едва отшумела, и обстановка повсюду была еще очень тревожной. Боголюбов едет в Париж, где поступает в школу Кутюра, а затем, познакомившись с известным французским художником-маринистом Евгением Изабе, решает заниматься у него. Пользуясь советами опытного мариниста и работая в его мастерской, Боголюбов постигает "науку живописи" и вместе с тем сближается со многими известными французскими художниками: Орасом Верно, Энгром, Полем Деларош, а позже и с Коро, Добиньи, Руссо, Тройоном. В 1859 году Боголюбов переезжает в Дюссельдорф и начинаем работать под руководством Андрея Ахенбаха. Ахенбах сразу же направляет Боголюбова на этюды в Шевенинген, рекомендует забыть его картины и руководствоваться только своими собственными взглядами на природу. В Дюссельдорфе Боголюбов по Этюдам написал ряд больших картин, среди которых выделялась "Ярмарка в Амстердаме". По своему сюжету она еще тяготеет к романтическому пейзажу: борьба лунного света со светом факелов, готический силуэт Гарлемских ворот, остроконечные вышки домов, блеск в окнах и на воде, темные силуэты сонных кораблей.
Но эта картина поразила всех своим высоким техническим мастерством исполнения и реалистической убедительностью в решении столь сложной задачи. По этой картине можно судить о том, насколько окреп Боголюбов в рисунке, насколько возросло его мастерство, позволившее ему с реалистической убедительностью решать сложные живописные задачи, правдиво передавать природные и световые эффекты. В этом Боголюбов сумел подняться до уровня современных ему голландских и французских художников, писавших картины на сходные темы. Трезвый реализм Боголюбова удивлял многих западноевропейских мастеров и внушал им доверие к их русскому собрату, замечательному и большому художнику. Не случайно поэтому в мастерской Боголюбова "часто сиживал старик Коро, покуривал свою коротенькую трубку", а художник Добиньи, который очень полюбил Боголюбова, хвалил его работы и менялся с ним этюдами. В конце 1860 года Боголюбов возвратился из заграничной командировки с большим количеством картин и массой необычно свежих и интересных этюдов. И когда Академия художеств устроила выставку этих работ, то стало ясно, что Боголюбов не только ученик Воробьева и не только подражатель Айвазовского, каким был шесть лет назад, а своеобразный, интересный и большой мастер, какого Россия еще не знала. Крамской, вспоминая эту выставка писал о Боголюбове: "До 61-го года о нем ничего не было слышно. В 1861 году он устроил большую выставку из всего сделанного им за границей и сразу стал тем Боголюбовым, которого мы знаем: огромная, хорошо усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа. Это было положительно прекрасно, особенно для нас, тогда еще мало знакомых с современными европейскими мастерами".
Академией художеств Боголюбову было присвоено звание профессора и объявлена благодарность Совета, "так как, - говорилось в постановлении Совета, - до того времени ни один из пенсионеров Академии при возвращении в Россию не привозил такого большого количества отличных этюдов и картин, доказывающих, кроме таланта, особенные труды и старание совершенствоваться". Я составил себе имя, которым честно живу и теперь". Александр II купил все картины из истории Крымской войны и "Ярмарку в Амстердаме", щедро оплатив эти работы. В 1861 году Боголюбов был утвержден в звании профессора и получил новый царский заказ - написать историю морских сражений Петра Великого. После закрытия выставки, принесшей ему такой успех, Боголюбов побывал в Москве и, вернувшись в Петербург, вошел в круг художников, группировавшихся вокруг Академии и Общества поощрения художников. По поручению гидрографического департамента морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева. В 1864 году такой же атлас Финского залива был выполнен им вместе с капитанами Баженовым и Кроуном. В связи с необходимостью побывать на Каспийском море Боголюбов совместно с братом предпринял в 1861 году путешествие по Волге. Результатом явились иллюстрации к книге Н. Боголюбова "Волга от Твери до Астрахани" и этюды волжских городов.
Впоследствии они легли в основу нескольких видовых полотен Боголюбова. К этой поездке, вероятно, относится этюд "Закат солнца в Нижнем" Русский музей. Боголюбов изобразил берег Волги, вдоль которого тянется к городу дорога. По ней идут люди; поднимая столбы пыли, проезжают крестьянские телеги Заходящее солнце окрашивает в красновато-желтые тона небосклон и силуэт далекого города. Колорит этого этюда и его настроение очень напоминают известное полотно Третьяковской галереи "Ипатьевский монастырь близ Костромы", датируемое 1861 годом. В нем снова повторяется тот же мотив вечернего закатного освещения. Вода блестит в желтовато-зеленых лучах заходящего солнца. На высветленном летнем небе резким красноватым силуэтом вырисовываются главы церквей и стены древнего русского города. На опустевшем берегу - женщины, встречающие запоздалую рыбачью лодку. Наибольший интерес для выяснения эволюции пейзажей Боголюбова представляют итальянские этюды, написанные в городе Пизе Русский музей , датировка которых до сих пор оставалась неясной.
Между тем они могут быть датированы абсолютно точно благодаря записям в дневниках художника. Ощущением грусти, навеваемой обликом осенней природы, проникнуты все пизанские этюды. Они безусловно могут быть названы пейзажами настроения. В них уже угадываются черты пленэрного и интимного начал, которые станут характерны для пейзажных полотен Боголюбова, так контрастно противоположных его видовой и батальной живописи. В 1863 году Боголюбов вторично совершает поездку по Волге и третью, правда непродолжительную, в 1869 году. Результатом этих поездок явился ряд больших картин: "Вид Казани в разлив", "Нижний Новгород с колокольного базара", "Ипатьевский монастырь" н другие, а также огромное количество рисунков. В 1863 году Боголюбов побывал также на Дону и в Крыму. Вернувшись в Петербург, Боголюбов закончил работу над альбомами путешествия и в марте 1864 года представил наследнику 250 рисунков и 25 этюдов. Пора было подумать и об исполнении заказа на морские баталии петровского времени. В 1865 году Боголюбов уехал в Швейцарию, а затем в Дюссельдорф, где в следующем году и приступил к этой работе.
Большая часть полотен была создана им тогда же, но весь цикл был завершен только в 1876 году. Второй цикл морских баталий состоит из следующих известных нам картин: "Абордажное дело со шведами в устье Невы 6 мая 1720 г. Картины "Гангутский бой" и "Бой у о. Эзель 24 мая 1719 г. В 50-х годах, воссоздавая историю Крымской войны, Боголюбов многословно и сухо воспроизводил исторически-документальную правду. Теперь он приходит к новым и самостоятельным композиционным решениям, достигает большой смысловой и живописной выразительности. Это ставит его работы на одно из первых мест среди произведений батально-исторического жанра второй половины XIX века.
Многое говорят о Боголюбове и «Записки моряка-художника» — яркие воспоминания о событиях из жизни автора и о судьбах окружавших его людей. И всё же следует признать, что широкому кругу зрителей Боголюбов знаком явно недостаточно. Выставку в Третьяковской галерее, приуроченную к 200-летнему юбилею мастера, можно назвать уникальной: она впервые объединяет работы из многих музейных и архивных собраний и позволяет по-новому взглянуть на личность этого замечательного художника. Боголюбов — один из немногих русских живописцев XIX века, посвятивших себя жанру марины, который и стал ядром выставочной экспозиции. Достойный соперник И. Айвазовского, А. Боголюбов также являлся художником Главного морского штаба, но его марины и батальные полотна получили признание не за артистический драматизм передачи колористических эффектов. Сдержанные, даже строгие в своём художественном решении, они привлекают прежде всего исторической достоверностью. Полотна из батальных серий, посвящённых морским походам Петра I, событиям Крымской Восточной и русско-турецкой войны 1877—1878 годов, до настоящего времени воспринимаются как документальные реконструкции и словно бы свидетельства очевидца. Военный моряк, знаток кораблей, Боголюбов тщателен во всём: от показа диспозиций флотов во время боя до малейших деталей оснастки кораблей и формы матросов. На картинах изображены подлинные ландшафты, где происходили сражения; они основаны на натурных рисунках и этюдах. При этом, батальный жанр — наиболее официальная часть наследия мастера, и его академичес-кая сдержанность вполне соответствует заказному характеру работ, выполненных по желанию русских императоров Николая I и Александра II. Пристань Уши в Лозанне. Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея. Москва А. Первое сражение русского флота под командой Н. Сенявина около острова Эзель со шведским флотом. Холст, масло. Радищева А. Синопское сражение 18 ноября 1853 года. Между 1857—1859. Санкт-Петербург Боголюбов предстаёт на выставке не только как маринист: его пейзажное наследие не менее обширно и значительно. Примечательно, что первыми ученическими работами в Академии художеств стали виды Петербурга.
На торгах холст ушел за 680 тыс. Увидев в коллекции Боголюбова эту картину с видом строительства судов в нидерландском порту Арнем, император Александр III тут же купил ее, заплатив художнику 450 рублей. После этого она украшала петербургский Аничков дворец и Александровский дворец в Царском селе. С 1917 по 1931 годы картина находилась в Александровском дворце-музее. На торгах она ушла за 601 тыс. Она происходит из коллекции королевской семьи: принадлежала королеве Дании и королю Христиану IX, затем перешла по наследству их дочери, королеве Александре. Именитая картина с изображением венецианской купольной церкви имела успех на торгах и была продана за 881 тыс. Вид на собор Христа Спасителя из Кремля». Эта работа имеет еще более интересную историю, поскольку является настоящим шедевром картин Боголюбова и получила высокую оценку общественности еще в год ее создания. Картина тут же попала в руки промышленника барона Гинзубурга, однако пробыла у него недолго, поскольку ее пожелал заполучить в свою коллекцию русского искусства император Александр III. Так как Гинзбург не посмел отказать императору, холст оказался в Аничковом дворце. До настоящих торгов картине предстояло еще не раз сменить владельца. После революции она перешла в Эрмитаж, в 1930 году ее отдали в Государственный Русский музей, а в голодном 1933 году продали в частную американскую коллекцию. На торгах работа имела большой успех и побила рекорд продаж художника. Ее выставили с эстимейтом 600-800 тыс. Однако лишь по самым крупным продажам нельзя судить о том, сколько стоят картины Боголюбова на арт-рынке. Поэтому приведем еще несколько примеров уходов по другим ценам. Далее мы рассмотрим, где и как продать картину Боголюбова, как ее оценить и подготовить к продаже. Экспертиза и продажа картин Боголюбова Как оценить картину Боголюбова Экспертиза нужна не только для того, чтобы установить подлинность холста, но и для выяснения многого другого.
Экспонаты для выставки предоставили Новгородский музей-заповедник, Музейное агентство Ленинградской области, Сосновоборский и Тосненский музеи, Дом-музей Н. Художники разных эпох и стран часто обращались к теме водной стихии. Самые ранние работы, представленные на выставке, принадлежат кисти художников-реалистов конца XIX — начала ХХ века: русских мастеров Алексея Боголюбова и Василия Сварога, немецкого живописца Августа фон Сигена. Андрей Харшак и Вадим Ковалев представляют советскую школу книжной графики. Виктор Васин продолжает живописные традиции Александра Дейнеки и Георгия Нисского, Иван Годлевский и Анатолий Завьялов используют приемы французских постимпрессионистов. Работы Владислава Афоничева навеяны упрощенными формами и геометрической абстракцией Пикассо, а Виктор Тузов работает в технике абстрактного экспрессионизма.
В России откроется год А.П. Боголюбова
Именно по заказу штаба он писал серии картин, посвященных битвам Крымской и Русско-турецкой войн, а также ряд исторических полотен на тему морских сражений XVIII века. В заказе особо отмечалось, что важна точность в изображении оснастки кораблей, с чем выпускник Морского кадетского корпуса справился без труда. Пленение фрегатом «Владимиром» турецкого парохода "Перваз-Бахри"», картина Боголюбова из серии, посвящённых Русско-турецкой войне, написанная им в 1858 году. В Женеве консультировался у чрезвычайно популярного в те годы пейзажиста Александра Калама, в Париже работал в мастерской мариниста Луи Габриэля Эжена Изабэ и два года обучался у представителя дюссельдорфской школы Андреаса Ахенбаха. Императорский маринист Картины живописца привлекли внимание царя Николая I, и он заказал Боголюбову картины Синопского сражения и пяти других боевых морских эпизодов на Черном море. Живописец отправился делать этюды с натуры.
Далось ему это нелегко, приключений в путешествии выдалось порядком. Для начала художник остановился в Галаце, где ему надо было запечатлеть крепость Исакча. Боголюбов нанял лодку и взялся за кисти. Подплывал даже какой-то чиновник и угрожал, что отведет меня к коменданту крепости, но, получив 5 франков, оставил в покое, прося только на ночь поглубже забираться в камыши, а главное — не жечь огней. Таким образом я промаялся два дня и две ночи.
На второй день все лице мое и руки были в огромных волдырях от комаров, готовых, как мне казалось, выпить кровь целого человека». Алексей Боголюбов «Записки моряка-художника» По пути в Константинополь его обокрали. Чемодан разрезали и утащили деньги, паспорт, рекомендательные письма. Боголюбов сразу заподозрил некого офицера Пиотровича, который достаточно бесцеремонно подсел к нему на пароходе и угостил подозрительным вином — выпив его, художник спал беспробудно. Боголюбов потребовал разбирательства у капитана, и тот настоял, чтобы все пассажиры показали содержимое карманов и кошельков.
Дело в том, что среди похищенного у художника был редкий полуимпериал 1824 года, который тот носил при себе как талисман. Он обнаружился у Пиотровича, но последний упорно отрицал свою вину. На помощь пришел турецкий полковник, с которым Боголюбов успел познакомиться в путешествии. Все согласились есть яйцо за исключением офицера, который опять запротестовал и не притронулся к нему».
Радищева, Саратов В 1856 году Боголюбов побывал в Константинополе, на Дунае и в Синопе, с целью написать несколько этюдов для картин, заказанных ему императором Николаем Павловичем. И когда Академия художеств устроила выставку этих работ, то стало ясно, что Боголюбов не только ученик Воробьева и не только подражатель Айвазовского, каким был шесть лет назад, а своеобразный, интересный и большой мастер, какого Россия еще не знала. Знойный день».
Холст, масло, Государственный художественный музей имени А. Радищева Саратов Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики обратили на себя картины из истории нашего флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». Результатом этих поездок явился ряд больших картин: «Вид Казани в разлив», «Нижний Новгород с колокольного базара», «Ипатьевский монастырь» н другие, а также огромное количество рисунков. Нижний базар». Вернувшись в Петербург, Боголюбов закончил работу над альбомами путешествия и в марте 1864 года представил наследнику 250 рисунков и 25 этюдов. Частное собрание Вторую половину 60-х годов Боголюбов провел в беспрерывных странствиях: 1866 год — путешествие по России, затем — Дюссельдорф, Дания.
После ее закрытия Боголюбов снова путешествует по России, а затем уезжает в Голландию, Бельгию и Германию. В тихой лесной роще — темный заросший пруд, на поверхность которого ложатся легкие тени. Сквозь верхушки деревьев проглядывает серенькое небо. Густая листва кажется погруженной в прозрачную атмосферу. Это «безлюдная» природа, но кажется, что здесь незримо присутствует человек. Тональная живопись этой картины строится на тончайших переходах и сочетаниях зеленого цвета, она роднит этот пленэрный пейзаж с лучшими произведениями барбизонской школы. Тем не менее, он участвовал во всех передвижных выставках, начиная с первой — 1871 года, в следующем году стал одним из самых деятельных, влиятельных членов правления Товарищества и умело использовал свое положение, связи и авторитет в официальных кругах для дела художников-передвижников.
Радищева в 1885 году в Саратове, завещал в этот музей свои произведения, ныне составляющие наиболее значительное собрание его работ.
Алексей Боголюбов должен был переносить на бумагу берега Балтийского моря. Зарисовки были настолько точны, что стали частью навигации для моряков. Художник Алексей Боголюбов 1824 — 1896 Бесконечные поездки за океан показали художнику не только прелесть водной стихии, но и познакомили с творчеством европейских мастеров. Со временем живопись все больше затягивала его, и он начал посещать классы Петербургской академии художеств.
В тот момент Боголюбов еще не решался оставить службу и совмещал ее с обучением. Когда он окончил академию, то получил золотую медаль. Нет однозначного ответа на вопрос, за какую именно картину художника удостоили медали. Если верить самой популярной версии, то это «Вид Ревеля. Даже человек, который совсем далек от искусства, поймет, чей след есть в этом произведении.
Много лет Боголюбов вдохновлялся Айвазовским. В штрихах русского француза виден почерк великого мариниста. Эта картина — одно из ранних произведений Боголюбова. Со временем манера автора менялась, но одно осталось неизменным — документальная точность. Он всегда в мельчайших подробностях изображал пейзаж и корабли в любом их состоянии.
Прекрасный пример — картина «Маяк.
Специально к выставке будет отреставрирован задник к "Половецким пляскам", которые Сергей Дягилев представил в 1909 году в Париже. Открытие выставки запланировано в октябре 2023 года. Вторая часть выставки "Моя Третьяковка.
От виртуального к реальному" объединит офлайн- и онлайн-площадки музея и познакомит аудиторию с собранием галереи. Из новых поступлений", на которой покажут около 200 работ, поступивших в собрание музея за последние 20 лет.
Платный контент
- Столичный вор сдал в полицию украденную картину известного художника // Новости НТВ
- «Боголюбовские чтения»: лекция о жизни и творчестве выдающегося художника Алексея Боголюбова
- Выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения»
- В Воронеже открылась выставка художника-мариниста Алексея Боголюбова
- Боголюбов, Алексей Петрович — Википедия
Летописец флота: в Омске открылась выставка художника-мариниста Алексея Боголюбова
Выдающийся художник-маринист Алексей Боголюбов - Виртуальный Pусский музей | В Государственной Третьяковской галерее представили выставку «Алексей Боголюбов. |
«АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ: 200 лет великому послу русской живописи» | Боголюбов не случайно потеснил Айвазовского на поприще мариниста, заняв в 1853 году вслед за маститым живописцем должность художника Главного Морского штаба, а затем Морского министерства. |
Анна Семененко: о выставке «Алексей Боголюбов: моряк и художник»
Алексей Боголюбов скончался в 1896 году во Франции, но захоронен в Санкт-Петербурге – том городе, что был сотворён, дабы стоять на море, грозить Западу и одновременно – удивлять всех роскошествами дворцов. Хорошие новости сети от Анны Алексеевой: Шкаф гладит белье, а новый сервис помогает путешественникам в поисках жилья. 28 марта 2024 года исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского художника-мариниста, академика Императорской Академии художеств Алексея Петровича Боголюбова (1824—1896). В пятницу, 6 октября 2023 г., в 19:00 Дом ученых ОИЯИ приглашает на лекцию «Алексей Петрович Боголюбов – моряк-художник». 28 марта 2024 года исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского художника-мариниста, академика Императорской Академии художеств Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896).
«Боголюбовские чтения»: лекция о жизни и творчестве выдающегося художника Алексея Боголюбова
Среди заказов, которые он выполняет, было и составление атласов Каспийского моря, Финского залива и ближних шхер, с промерами глубины… И сегодня впечатляет точность рисунков в альбоме видов Балтийского моря и Финского залива. К слову, этот альбом, хранящийся сегодня в архиве военно-морского флота, - один из самых драгоценных раритетов выставки. К работе над картинами морских сражений во время Северной войны, Крымской войны и Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Боголюбов подходил с такой же тщательностью, как к подготовке атласов для лоцманов. Изучал карты, делал зарисовки на местах боев, читал воспоминания современников событий… Но любопытно, что при всей почти документальной точности изображения в его картинах морских сражений живет не фотографический XIX век, а скорее восемнадцатый, знавший толк в расчисленных композициях, точности перспективы и эффектном расположении групп героев.
Точно так же отзвуки школы итальянской ведуты ощутимы в видах европейских и русских городов, которые выпускник академии, получивший пенсионерскую поездку, с увлечением запечатлевает в своих работах. Художник побеждает моряка, как ни странно, не в видах моря, а в картинах неба. Даже в ранних работах, как "Вид на Смольный монастырь с Большой Охты" до странности похожий на Венецию , небо и облака не выглядят декорацией.
Они завораживают беспокойством, неправильностью, богатством цвета… А в более поздних работах Боголюбов обретает то поэтическое видение природы, которое отличало "барбизонцев". А надо ли удивляться, что основным жанром у него оказывается жанр пейзажа, а вроде бы камерные этюды к картинам начинают выглядеть прологом к лирическому пейзажу Поленова? Традиция заказа картин на тему морских побед русского флота была распространенной практикой Интересно, что он избегает соблазна идти по стопам Айвазовского.
А судя по его "Запискам моряка-художника", этот соблазн был, когда в 1849 году он впервые познакомился с Айвазовским. Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня слепили. Я увлекся ими до гадости, стал подражать и увидел, что это дело на руку легкое и скорое", - вспоминал Боголюбов.
Имя Тёрнера тут не менее интересно, чем отказ от дела "легкого и скорого".
Учили там превосходно, а летом ходили в плавание на учебных фрегатах. К 12 годам будущий художник досконально знал устройство корабля, при этом любую свободную минуту использовал, чтобы сделать этюд.
А потом получил чин лейтенанта. И тоже высоко оценил его дарование. Внук императрицы Жозефины похлопотал за лейтенанта и того приняли слушателем в Академию художеств, сохранив за ним место военного, что было нонсенсом — по правила он должен был уйти в отставку.
Дальше карьера Алексея Боголюбова шла только в вверх. Академию художеств он окончил с «Золотой медалью» и был поощрен командировкой в Италию. Но перед отъездом поступил заказ от самого императора Николая I — сделать зарисовки Крымской войны.
На дворе стоял 1853 год. Поездка в Италию была плодотворной и написанные там картины вызвали восторг. Боголюбову было присвоено звание профессора, он стал художником Главного морского штаба.
Получал много заказов ещё и потому, что профессионально разбирался в морском деле и даже исторические события мог передать очень натурально. Сам художник никогда в сражениях не участвовал, но, чтобы добиться точности изображения, специально для него взрывали мины на воде. Художник много путешествовал, как по Европе, так и по России, и его путевые зарисовки и картины, написанные после поездок, не только живописны, но и являются документальным свидетельством того, как выглядели эти места в его время.
Особенно интересен волжский цикл, который мастер сделал, когда направлялся на Каспийское море, чтобы сделать подробный атлас по заданию Гидрографического департамента.
В Петрозаводске и окрестностях Боголюбов сделал пять рисунков, где показал, как цесаревич следил за отливкой орудия на Александровском заводе, посетил церковь в Соломенном и восхищался водопадом Кивач. Одна из акварелей показывает, как когда-то выглядела Соборная площадь, в том числе, и Олонецкая мужская гимназия, где сейчас расположен Музей изобразительных искусств Карелии. Марина Гусева, посетительница выставки: «Меня удивила тщательная проработка всех деталей и перспектива, как он умеет намечать, как он кладёт мазки, чтобы подчеркнуть тот или иной элемент дома, например, или церкви». Работы выполнены в разных техниках, в основном используя графитный карандаш и акварель. Рассматривая их, главное — не торопиться, чтобы увидеть нюансы исполнения, технические особенности, ну и найти для себя интересные сюжеты. Алексей Гузанов, главный хранитель музея-заповедника «Павловск»: «Графика — это такой материал, который безумно интересный, но который показывать и экспонировать больше 2-х месяцев нельзя из соображения сохранности предметов».
На картинах изображены подлинные ландшафты, где происходили сражения; они основаны на натурных рисунках и этюдах. При этом, батальный жанр — наиболее официальная часть наследия мастера, и его академичес-кая сдержанность вполне соответствует заказному характеру работ, выполненных по желанию русских императоров Николая I и Александра II. Пристань Уши в Лозанне. Бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея. Москва А. Первое сражение русского флота под командой Н. Сенявина около острова Эзель со шведским флотом. Холст, масло. Радищева А. Синопское сражение 18 ноября 1853 года. Между 1857—1859. Санкт-Петербург Боголюбов предстаёт на выставке не только как маринист: его пейзажное наследие не менее обширно и значительно. Примечательно, что первыми ученическими работами в Академии художеств стали виды Петербурга. Воспитанник академика перспективной живописи М. Воробьёва, Боголюбов развивает в них тематику и пространственные концепции наставника, стремясь передать целостность природного ландшафта и архитектуры, и ощутимость световоздушной среды. Этой цели он достигает уже в таких ранних работах, как «Петербург при заходе солнца» начало 1850-х годов, ГРМ и «Вид на Смольный монастырь с Большой Охты» 1851? Эффекты ночного освещения, воспринимавшиеся в середине XIX века как один из характерных признаков романтического пейзажного образа, в произведениях Боголюбова приобретают иной характер. Картины «Ярмарка в Амстердаме» 1859, ГРМ и «Венеция ночью» 1850-е годы, Тульский областной художественный музей выглядят настолько убедительными, что становится ясно: перед нами художник, ступивший на путь реалистического искусства. Городские виды и в дальнейшем остались для Боголюбова одной из основных сфер пейзажного творчества, и это при том что жанр городского пейзажа переживает в русском искусстве второй половины XIX века явный кризис. Подобные картины неизменно сохраняют в себе живые впечатления, являясь итогами многочисленных путешествий художника. Представленные на выставке виды Казани и Нижнего Новгорода, Ярославля и Костромы выполнены после неоднократных поездок Боголюбова по Волге, в том числе в свите цесаревича Николая Александровича, затем его брата — великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III. К любому из волжских пейзажей можно отнести слова из «Записок», сказанные Боголюбовым цесаревичу Николаю: «…Вся Саксонская Швейцария, пресловутый Рейн от Бонна до Майнца — всё это жалко перед нашей родной волжской природой, где десятками вёрст тянутся Жигули, Столбичи, и никто не охает, а тихо любуется, если есть сознание величия и красоты местностей»1. Боголюбова трудно в этот момент заподозрить лишь в желании угодить высочайшему лицу.