Она считает, что художникам группы «13» уделяется незаслуженно мало внимания. Молодые художники Елена Хайлова и Артем и Сергей Дороженко, объединившиеся в творческий и явно не суеверный союз «Группа 13», смотрят на обыденную реальность через призму цветового формализма. Мир раннесоветских интеллектуалов и эстетов – художников группы «13» – предстанет перед посетителями Музея русского импрессионизма начиная с 8 февраля. Группа «13» действовала вразрез с как раз зарождавшимся в конце 1920-ых годов соцреализмом.
Откройте свой Мир!
Они ввели в графический обиход тему быстрого рисунка с натуры, который не дорабатывался в мастерской и целиком зависел от навыков и таланта художника. Их интересовала атмосфера, которая отражала эпоху. В этом они также похожи на импрессионистов. Ведь первыми вышли из мастерской на улицу и стали работать на свежем воздухе, именно импрессионисты».
Художников группы «13» интересовала меняющаяся повседневность: городские улицы и перекрестки с трамваями и бегущими по делам людьми, парки и ипподромы, водные станции и пляжи, а не парадные сюжеты. Десять тематических разделов выставки познакомят с главными представителями «Тринадцати».
Милашевский, Даниил Даран, Николай Кузьмин, Татьяна Маврина, Борис Рыбченков, Валентин Юстицкий предпочитали писать спонтанно, свободно, неформально, передавая непосредственные эмоции и избегая пафосной серьезности, нарочитого щеголяния мастерством. И на выставке эти параллели постоянно проводятся. Вот, например, акварель «Антиб. Такая же воздушная, динамичная, полная «дыхания» оживленного города. С определенной натяжкой группу «13» действительно можно назвать русскими импрессионистами. И этого европейского следа они не скрывали. Но вместе с тем в некоторых своих проявлениях, экспериментах с формой, цветом, самим образом герои экспозиции зачастую вплотную подходят к авангарду.
Самый яркий пример, конечно, Александр Древин. Работ его здесь совсем немного — всего три, зато каких! Холсты «Куст», «Газели» и «Две купальщицы» представила Третьяковская галерея, и они неизбежно оказываются кульминацией повествования, резко сменяя его чуть легкомысленную интонацию, будто призванную показать, что вокруг всё хорошо и беззаботно хотя такую цель живописцы перед собой не ставили , мрачным пророчеством. Предметы и само пространство у Древина почти теряют связь с реальностью, растворяясь в серо-землистом мареве.
Отчасти этот горький оптимизм связан с тем, что ядро группы «13» — Милашевский, Даран, Кузьмин, Маврина — не только уцелело, но и продолжило работать, главным образом — в книжной иллюстрации: пусть золотой век их сотрудничества с издательством Academia был недолог, а в пору борьбы с космополитизмом им, западникам-космополитам, пришлось прикусить язык, но после смерти Сталина они ожили. Лучшую обложку к «Оттепели» Эренбурга, «совписательского» издания 1956 года, нарисовал Даран, самый нежный лирик среди «13-ти». На выставке будет много поздних работ, по которым видно, что ядро «13-ти» умудрялось не изменять себе и в самых тяжелых обстоятельствах. Например, в годы войны — военных лишений и военной мобилизации художников: Милашевский сквозь «Окна ТАСС» разглядит воздух Парижа, Маврина, рисуя агитплакаты, станет упражняться в стилизациях примитива, благо русский лубок подходил тематически, а Москва, посеревшая и обезлюдевшая, все равно сохранит в их акварелях свой интимно-переулочный, лишенный всякого пафоса и патриотического подъема дух.
Конечно, избежать официозного ангажемента удавалось не всем. Борис Рыбченков, фантастически одаренный участник всех трех выставок «13-ти», не выдержит травли, покается, станет как все, но на старости лет, почти ослепнув в начале 1980-х, вдруг напишет чудную серию «Москва двадцатых годов» — вернется в свою вхутемасовскую юность. Надежда Кашина, участвовавшая лишь в первой выставке «13-ти», дважды съездила в творческие командировки в Узбекистан и решила остаться там навсегда — ей потом крепко досталось, ее как следует «прорабатывали», так что в 1940-е и 1950-е она погонными метрами гнала холсты про хлеборобов и хлопководов в стиле триумфального ликования, но в годы оттепели оттаяла и вернулась к тому мелодичному фовизму, за какой ее и позвали в «13». Многие из художников «13-ти» были литературно одарены: дивные мемуары оставил Милашевский, дивные дневники — Маврина. А Кашина писала стихи — отводила душу. Вот из одного ее стихотворения 1943 года: «... В переулках эпохи».
Была проделана большая работа — акцент сделан не только на первых годах группы, но и на развитии каждого автора после её вынужденного распада. Можно посмотреть, как «13» существовали после своего принудительного закрытия. Короткий видеообзор выставки вы можете увидеть ниже. Авторы влияли друг на друга, обменивались идеями, наработками в разных сферах — книжной графике, живописи, литературе. Выставка развенчивает распространенное представление о советских художественных группах как о чем-то устарелом, относящемся к прошлому. Авторы проекта поставили перед собой непростую экспозиционную задачу — поразмышлять о том, как сегодня показать художественную группу в рамках одного проекта, не скучно и понятно.
Им это удалось, хотя с некоторыми оговорками: материал, представленный в экспозиции, огромен. Потребуется не один визит в музей, чтобы досконально изучить детали картин и взаимосвязи их творцов друг с другом», - дали оценку «Ведомости». Один из примеров, как спустя время художник вернулся к истокам, стали работы Бориса Рыбченкова. В 80-летнем возрасте, почти утратив зрение, художник стремился восстановить атмосферу этих пейзажей в интуитивных набросках фломастером и акварелью. Борис Рыбченков Такие примеры показывают, что если бы не запреты советской власти, то художники смогли бы дальше развивать свой стиль. И больше всего повезло тем, кто все-таки дожил до оттепели или даже перестройки.
Они смогли закрыть гештальт. Тот же Борис Рыбченков застал даже создание России — он умер в 1994 году.
Похожие новости
- Выставка "Группа 13. В переулках эпохи"
- Соединить французское с советским
- Группа «13». Как в России выставляют картины художников, гонимых в СССР — Арт на DTF
- Москва в творчестве художников «Группы 13» |
рефлексия: группа «13» как хорошая примета
Ее участников считали то ли студенческой группировкой, то ли маргиналами от искусства, то ли основоположниками нового стиля, ставшего одним из ведущих в книжной и журнальной иллюстрации. Изначально названная по числу состоявших в ней художников, она несколько раз меняла свой состав, поэтому искусствоведы причисляют к ней, в общей сложности, двадцати одного художника, в разное время встававших под ее знамена. Существование Группы «13» как художественного объединения было почти мимолетным — с 1927 по 1931. За это время состоялось всего 2 выставки, которые, однако, получили широкий резонанс и мгновенное признание. Стремительным взлетом и быстрым исчезновением Группа «13» лишь доказала истинность одного из своих основных творческих мотивов — бег времени, скорость жизни и желание художника быть адекватным современности, дышать с ней одним воздухом, рисовать «в темпе натуры». Уверенное намерение идти в шаг с жизнью виден и в художественной манере — свобода и гибкость каждой линии: свободна каждая «Обнаженная», свободны «Пушкин и декабристы», свободен «Всадник», скачущий по чистому листу. Сначала в группу входили преимущественно графики, но позже естественным образом влились и живописцы. Группа «13» действовала вразрез с как раз зарождавшимся в конце 1920-ых годов соцреализмом.
В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. По формальным признакам экспозиция, посвященная московской арт-группе рубежа 1920—1930-х, получилась одним из самых масштабных музейных проектов зимы: несколько сотен работ из 33 государственных и частных собраний, включая крупнейшие Третьяковка, ГМИИ имени Пушкина , заняли два этажа, причем с довольно плотной развеской. Но парадоксальным образом это повествование воспринимается отнюдь не монументальным, а как раз таки камерным, неформальным. Что созвучно искусству самих художников. Вспомнить все Музей русского импрессионизма уже давно не фокусируется на одном стиле. Начав с отечественных последователей французов, эта сравнительно молодая институция сделала шаг в другую сторону и посвятила целый ряд выставок авангарду первой трети XX века. И еще одна важная линия — возрождение забытых имен. Будто наперекор существующему тренду на привлечение аудитории за счет «звезд» МРИ раз за разом рискует делать ставку на фигуры, оставшиеся в тени гениев, и как минимум создает тем самым объемный портрет эпохи, а как максимум — предлагает пересмотреть сложившуюся «табель о рангах». Участники художественного объединения — группа «13», появившегося в 1929-м и просуществовавшего всего три года, не особо известны широкой публике. Разве что творчество Владимира Милашевского узнаваемо благодаря оформлению книг это, например, многотиражные советские издания «Конек-Горбунок» Ершова и «Уральские сказки» Бажова , ну а об Александре Древине и Надежде Удальцовой в последнее время много говорят в контексте истории послереволюционного авангарда. Забегая вперед, скажем: пути героев проекта в искусстве и жизни оказались во многом различными, но даже те, кто отошел от первоначальных принципов группы, занялись чем-то другим, потом нет-нет да и возвращались к мотивам своей юности.
Нередко наброски делались спичкой, а в рисунках с натуры использовались приемы старых мастеров и европейских модернистов. Новая выставка, организованная совместно с ярмаркой современного искусства Art Russia, открылась в столичном метрополитене. В рамках экспозиции можно увидеть картины художников гобелена братьев Валерия и Виталия Либа, а также работы Александры Елисеевой и других.
Радищева по научной и экспозиционно-выставочной работе. Особая культурная атмосфера города — с уникальным Радищевским музеем, открытым художником-моряком Алексеем Боголюбовым, и зародившимся здесь символистским объединением «Голубая роза» — повлияла и на новое поколение художников. Правда, свои таланты они реализовали уже в столице — на московских изогнутых улицах, вдали от любых магистральных путей: в переулках эпохи, как подчеркивает название проекта. Первая выставка объединения в 1929 году собрала ровно 13 участников. В их числе была, например, Надежда Кашина, впоследствии связавшая свою жизнь с Самаркандом. К сожалению, в годы борьбы с формализмом она оставила свои эксперименты и превратилась во вполне традиционного художника-соцреалиста. Вернуться к истокам Кашина решилась лишь в годы оттепели. На третьем этаже музея, где представлено послевоенное творчество «Тринадцати», можно увидеть изысканное, сотканное из цветовых пятен полотно «У чайханы», а также рисунок, где стремительно — в духе принципов «Тринадцати» — буквально одной линией изображен «Караван-сарай». Вообще «Тринадцать» были неоднородным объединением, включавшим в себя и любителей — актрису Ольгу Гильдебрандт и писателя Юрия Юркуна. К тому же состав группы варьировался: в третьей и последней выставке в 1931 году участвовали, например, Давид Бурлюк, Антонина Софронова, а также Александр Древин и Надежда Удальцова. Само название «Тринадцать», как вспоминала Татьяна Маврина, выглядело провокационно: «Что-то бодлеровское. Интересно и даже восторженно-хорошо — «13» — чертова дюжина. Несчастливое роковое число, его все боятся, а тут на афише — «13», на каталоге — «13», в статьях — «13». Многие из них ушли в книжную графику и недолгое время сотрудничали с изданием Academia — на выставке этой теме посвящен отдельный зал. Некоторые даже преуспели, как, например, Николай Кузьмин, вдохновлявшийся завитушками на полях рукописей Пушкина: его «Евгений Онегин» получил медаль парижской Всемирной выставки 1937 года. Впрочем, Кузьмину все равно приходилось нелегко.
Переулок тринадцати
В собрании музея хранится уникальная коллекция рисунков двух замечательных художников ХХ века Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина, жизнь которых связана с «Группой 13». Это касается как раз действительно региональных художников, потому что то, что художник должен голодать, — это очень устаревшая парадигма. Молодые художники Елена Хайлова и Артем и Сергей Дороженко, объединившиеся в творческий и явно не суеверный союз «Группа 13», смотрят на обыденную реальность через призму цветового формализма. С 1 по 30 апреля 2024 года Музей русского импрессионизма и Парк Горького представляют фотовыставку о раннесоветских интеллектуалах и эстетах — участниках группы «13».
В Музее русского импрессионизма открылась новая выставка
С группой «13» связана не одна история любви: роман художников Татьяны Лебедевой (Мавриной) и Николая Кузьмина начался как раз в 1930-е. В разговоре о группе «13» нельзя не упомянуть об их увлечении европейским искусством. В Музее русского импрессионизма — выставка работ советских художников, объединившихся в конце 1920-х годов в группу «13».
Партнеры и друзья
- «Группа “13”. В переулках эпохи»: право художника на поиск себя и своего стиля
- Лекция о художниках группы «Тринадцать»
- «Группа «13»: нечетные художники в диалоге с миром
- О выставке
- Subscription levels
Фотовыставка о художниках группы «13» откроется в парке искусств «Музеон»
«Группа «13» получила название по количеству участников дебютной выставки (1929 г.) и просуществовала несколько лет, но оказывала влияние на многие течения в искусстве вплоть до 1970-х гг. Первый костяк группы, в который вошли Николай Кузьмин. С 1 по 30 апреля 2024 года Музей русского импрессионизма и Парк Горького представляют фотовыставку о раннесоветских интеллектуалах и эстетах — участниках группы «13». С 8 февраля по 2 июня 2024 посетители Музея русского импрессионизма смогут заглянуть в «переулки» отечественного искусства 1930-х годов — мир раннесоветских интеллектуалов и эстетов — художников группы «13». Репродукции работ и архивные фото познакомят с представителями «Тринадцати»: основателями группы Владимиром Милашевским и Даниилом Дараном, творческой парой Николаем Кузьминым и Татьяной Мавриной, ленинградскими художниками-самоучками. В творческих поисках художники группы «Тринадцать» опирались на постимпрессионизм и фовизм.
Художники группы «13»
Выставка Группа 13 в Музее Русского Импрессионизма Выставка проходит с 8 февраля по 2 июня 2024 года в Москве, в Музее Русского Импрессионизма. В Москве открылась выставка художников из знаменитой «Группы 13». И она рассказывает о "Группе 13" не просто как о конкретной группе, а как об интеллектуальном сообществе, причем очень разностороннем. «Группа 13» — одно из ключевых творческих объединений в советском искусстве рубежа 1920–1930-х годов — была названа «фатальной» цифрой по первоначальному числу ее участников.