Партесное пение берет свое название от слова «голоса», поскольку оно разделяется на голоса или партию. Партесное пение – одна из основных форм музицирования, которая широко распространена в различных музыкальных жанрах и стилях. Игнатия (Брянчанинова) о неканоничных иконах и партесном пении, обличающие официальную (послереформенную) позицию церкви. В случае партесного пения часто создаётся романтическое настроение, в результате чего ум рассеивается, блуждает тут и там, нигде не находя удовлетворения. делить, разделять, partes - часть, partesy - партии, голоса) - новый тип многоголосия, во многом чуждый древнерусским певческим традициям, был быстро и прочно усвоен певцами и приобрёл свои национальные особенности.
Почему вместо молитвы в храмах концертное партесное пение?
Иеромонах Павел (Коротких). Беседы о церковном пении за 2009 год № 7-8 | Партесное пение – стиль многоголосного пения и название, объединяющее совокупность жанров русско-украинской хоровой церковной музыки, возникшей в семнадцатом, восемнадцатом веках. |
Партесное пение, обиходное пение - что это? Слушать аудио бесплатно | часть, участие), стиль русского многоголосного хорового искусства. |
О партесном и обиходном пении (+аудио) | муз. церковное хоровое, многоголосное пение, в отличие от обиходного, одноголосного пения Далее, при содействии юго-западных монахов он ввёл на место древнего московского унисонного пения новое киевское партесное. |
Храмовое пение • Arzamas | Обосновывается необходимость формирования у певцов в процессе обучения партесному пению как гармонического, так знаменно-попевочного мышления. |
Виды церковного пения, церковное пение в 21 веке | Отсюда и произошло название – партесное пение, что значит пение по партиям. |
Что такое партесное пение
Партесное пение | Партесное пение – стиль многоголосного пения и название, объединяющее совокупность жанров русско-украинской хоровой церковной музыки, возникшей в семнадцатом, восемнадцатом веках. |
Вы точно человек? | муз. церковное хоровое, многоголосное пение, в отличие от обиходного, одноголосного пения Далее, при содействии юго-западных монахов он ввёл на место древнего московского унисонного пения новое киевское партесное. |
Вы точно человек? | Это так называемое "партесное пение", которое, как лавина обрушилось на Русь в конце XVII века. |
Партесное пение — Что такое Партесное пение | Знаменный распев был запрещен патриархом Никоном и введено партесное пение Родина партесного пения католическая Италия. |
20. Партесное пение
Количество голосов в П. Особенно развитая фактура отличает партесные концерты. Дилецкий различал 2 вида многоголосия в П. В первом случае подразумевалось постоянное многоголосие при непрерывном пении всех голосов и одновременном произнесении ими текста; во втором - переменный склад многоголосия, сопоставления tutti и группы голосов, имитации кратких мелодич. Ведущая мелодия помещалась в теноре, верхние голоса дополняли её до образования трезвучий, иногда неполных; бас, служивший основанием гармонии, характеризовался развитым мелодич. В таком же роде создавались и светские хоровые произведения, примером чему может служить застольная песня анонимного автора: Смотреть значение Партесное пение в других словарях Пение — пения, мн. Действие по глаг. Звонче жаворонка пенье, ярче вешние цветы. Чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели и пеньем........ Толковый словарь Ушакова Пение — см. Толковый словарь Даля Пение Ср.
Процесс действия по знач. Исполнение песен, арий и т. Толковый словарь Ефремовой Партесное — пение "многоголосое п. Благой 22.
Их обучают созданию гармонии в исполнении богослужебных песнопений. Также духовные школы помогают ученикам практиковать свои знания и повышать искусство пения. То же относится и к партесному исполнению. Партесное пение и звукозапись Партесное пение Если вам требуется качественная запись большого хорового коллектива, то наша студия может предложить услуги выездной звукозаписи.
Мы имеет необходимое переносное оборудование для записи хора в любом зале.
Quadratnotation, Quadratschrift — система невменно-линейной музыкальной нотации, главным образом, для записи богослужебной монодии у католиков латинского обряда. Более поздние силлабические и силлабо-тонические стихи именовались словом кант или канта от лат. Дефиниция по БРЭ: исполнение относительно длинного мелодического фрагмента на один слог текста. Исторически наиболее ранняя форма европейской многоголосной музыки. Мосарабское пение , мозарабский распев исп. Молитвословные и поэтические тексты в формах паралитургической музыки являются новосочинёнными небиблейскими , в типичном случае прославляют Господа Иисуса Христа, Богородицу, христианских святых, библейских пророков, парафразируют ходовые библейские сюжеты... Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими например, в Реквиеме В.
Мелодическая формула англ. Melodieformel, Intonationsformel — устойчивый мелодический оборот, переходящий из одного музыкального сочинения в другое. Мелодическая формула — одна из важнейших категорий монодического лада модального типа, характерного для западного григорианского пения, древнерусского знаменного распева, арабского и турецкого макама, индийской раги и т. Из отдельных формул по принципу центонизации могут складываться целостные типизированные... Ранние восточнославянские вирши носили тонический характер, впоследствии под польским влиянием стали силлабическими, и этот термин стал ассоциироваться прежде всего с силлабикой. Впоследствии в разговорном русском... Различают монастырский антифонарий и антифонарий, используемый в богослужении для мирян «приходской», или «канонический» ; богослужение по монастырскому антифонарию более детализированное, протяжённое и несколько иное по структуре.
Дегтярев 1766-1813 С. Давыдов 1777-1825 , И. Турчанинов 1779-1856 ; Д. Бортнянский 1751-1825 был учеником Б. Галуппи 1706-1785 ; у Цоппи, бывшего придворным композитором в 1756 году, и Мартин-и-Солер 1754-1806 учился М. Березовский 1745-1777. Эти талантливые воспитанники итальянцев в свою очередь вырастили плеяду второстепенных церковных композиторов, которые, следуя по стопам учителей, сочиняли многочисленную церковную музыку концертного типа в вычурной театральной манере, не имевшую ничего общего с церковным осмогласием и древними распевами. Впрочем, нельзя не отметить, что итальянская музыка имела и свое благотворное влияние на общее дело нашего церковного пения. Оно выразилось и в развитии музыкально-творческих сил русских талантов, и главным образом в пробуждении ясного сознания, что свободные духовные сочинения, не имеющие непосредственной связи с древними православными распевами, не есть образцы православного церковного пения и никогда таковыми быть не могут. Понимание этого впервые практически было проявлено Бортнянским и Турчаниновым. Дав полную свободу развернуться своим дарованиям и на поприще сочинительства произведений в итальянском стиле и духе, они сумели приложить их и к делу гармонизации древних церковных распевов, — делу совершенно новому, если не считать не имевших почти никакого значения и не оставивших следов попыток, проявленных в этом направлении отчасти в «строчном» пении и частично в гармонизации киевских напевов в духе польской «мусикии». Вполне естественно, что гармонизация древних распевных песнопений как у Бортнянского, так и у Турчанинова носит западный характер. Они не учитывали, что наши древние песнопения не имеют симметричного ритма, а поэтому не могут вместиться в европейскую симметричную ритмику. Обходя эту существенно важную особенность, они искусственно подгоняли к ней древние песнопения, а в результате изменялась и сама мелодия распева, что особенно относится к Бортнянскому, и поэтому его переложения рассматриваются лишь как свободные сочинения в духе того или другого древнего напева, а не как гармонизация в строгом смысле. Турчанинов по дарованию и композиторской технике ниже Бортнянского, однако его гармонизации, несмотря на западный характер, значительно ближе к древним напевам и более удерживают их дух и стиль. По примеру Бортнянского и Турчанинова большой вклад в дело гармонизации древних распевов внес А. Львов 1798-1870 , но его направление резко отличалось от стиля гармонизации Бортнянского и Турчанинова. Будучи воспитан в культуре немецкой классической музыки, он приложил к нашим древним распевам немецкую гармоническую оправу со всеми ее характерными особенностями хроматизмы, диссонансы, модуляции и пр. Находясь на должности директора Придворной певческой капеллы 1837-1861 , Львов при сотрудничестве композиторов Г. Ломакина 1812-1885 и Л. Воротникова 1804-1876 гармонизовал в немецком духе и издал «Полный круг простого нотного пения Обиход на 4 голоса». Гармонизация и издание Обихода были большим событием, ибо до этого весь цикл осмогласных песнопений исполнялся церковными хорами без нот и изучался по слуху. Нотное издание Обихода быстро распространилось по храмам России как «образцовое придворное пение». Преемник Львова по должности, директор капеллы — Н. Бахметев 1861-1883 переиздал Обиход и еще резче подчеркнул все музыкальные особенности немецкого стиля своего предшественника, доведя их до крайности. Гармонизация Львовым древних церковных распевов и его приемы гармонизации вызвали ожесточенную борьбу со стороны многих композиторов и практиков церковного пения, которая получила широкую огласку в посвященной музыке литературе того периода. Однако решительный удар львовской гармонизации, а вместе с ней и всему существовавшему методу применения европейской гармонии к нашим древним церковным распевам был нанесен М. Глинкой 1804-1857 и князем В. Одоевским 1804-1869. Путем глубокого изучения древних церковных распевов они пришли к убеждению, что гармонизация наших древних распевов, а также оригинальные сочинения, предназначающиеся для церкви, должны основываться не на общеевропейских мажорной и минорной гаммах, а на древних церковных ладах; и что по свойству древних церковных мелодий в них нет места для диссонансов, нет и ни чисто мажорного, ни чисто минорного сочетания звуков; и что всякий диссонанс и хроматизм в нашем церковном пении недопустим, так как искажает особенность и самобытность древних распевов.
Партесный концерт
Главный идеолог церковных реформ патриарх Никон приветствовал многоголосное пение. Партесы получили поддержку и со стороны царя Алексея Михайловича, который в начале 1652 г. Пригласил из Киева «творцов» композиторов партесного пения и хор певчих , профессионально владеющих искусством многоголосия. Однако и в период властвования Никона, и позднее изменения в церковнопевческой практике встречали сопротивление деятелей старообрядческого движения.
Так, старообрядец о. Лазарь писал: «И патриарх Никон, и власти возлюбили языческое пение и в церквах поют многие стихи ни по-гречески, ни по-славянски, а как звучит орган». Новое многоголосие первоначально исполнялось под руководством приглашенных украинских и белорусских регентов.
Они требовали от «спиваков» то есть певчих более мягкого и проникновенного стиля пения, противоставляя его «густому басистому» исполнению «московитов». Записывались партесные песнопения с помощью пятилинейной нотации. Правда, ноты были не круглыми, а квадратными так называемое «киевское знамя».
Крюковая же нотация постепенно уходит из церковного обихода. Официальное призвание многоголосного пения в Русской Православной Церкви состоялось в 1668 г.
Наиболее продолжительные стихиры обычно первая и последняя меняют литургическую функцию, их начинают копировать по одной и помещают в сборниках среди других концертов. Как именно это происходило, уже рассмотрено нами на примере стихир Успения [7, 73—74]. Хотя жанр задостойника сложился до появления партеса, в партесной музыке каким-то необъяснимым образом отразился процесс его формирования. Изменение функции песнопений и перенос их с утрени на литургию можно проследить на примере «Ангел вопияше» на восемь голосов. В уже рассмотренной рукописи 1680—1690-х годов28 песнопение фигурирует в качестве девятой песни Пасхального канона и сопровождается латинской монограммой «WT» Василий Титов. А в датирующемся 1716—1719 годами сборнике из Череповца29 оно становится частью анонимного цикла праздничных задостойников. Это первый сохранившийся образец подобного цикла, рассчитанного на исполнение в течение целого года. Впоследствии он неоднократно копировался.
При этом первые разделы задостойников — припевы «Величай, душе моя»30 — часто заменялись новыми. Вариантность припевов объясняется тем, что в партесной музыке они появляются сравнительно поздно. Так, катавасии из Тобольской рукописи, датируемой 1680—1690-ми годами31, их не содержат. В ином списке тех же катавасий32 их изначально также не было, затем они были вписаны на отдельных листках и вклеены в рукопись. По этой причине одни и те же ирмосы получали различные по музыке припевы. В одной из рукописей первой половины XVIII века задостойник Рождеству Богородицы имеет два различных припева, второй из которых сопровождается указанием «Большой роспев»33. Рукописей этого периода для большего числа голосов, нежели 12, пока не удалось обнаружить, хотя дошедшая до нас в более поздних источниках Служба Титова на 24 голоса явно должна была появиться не позднее 1710-х годов. Совершенно иной вид приобретает жанровая система партесного пения в 1740—1760-е годы — время правления Елизаветы Петровны и начала царствования Екатерины II. Елизавета любила партесное пение и, обладая высоким сопрано, пела партию первого дисканта. Неудивительно, что при ней партесная музыка переживала расцвет.
К первой годовщине коронации Елизаветы был изготовлен сборник на шесть, восемь, 12, 16 голосов: переплеты партий представляют собой «памятник петербургского ювелирного искусства XVIII века» [12, 169]. Помимо них в рукописи находятся два цикла задостойников на восемь и на 12 голосов и цикл 12-голосных киноников причастных стихов. Это отражает основные особенности периода: выход на первый план 12-голосия, количественное преобладание концерта среди других жанров и создание «сверхциклов» для исполнения в течение недели или даже целого года. В почти полуторавековой истории русского барокко нет другого периода, от которого до нас дошло бы столь внушительное число источников. Полная идентичность двух 12-голосных сборников35 говорит о практике «тиражирования» объемных рукописей в скрипториях. В рассматриваемый период также записаны все сохранившиеся до наших дней образцы 16-голосия за исключением двух , все известные 24-голосные источники и оба 48-голосных. Всенощное бдение представлено единственным сочинением, которое в различных списках имеет разную структуру. Копиисты переписывали все эти части либо некоторые из них и дополняли вновь сочиненными. В середине столетия новое поколение композиторов обратилось к многохорным службам Божиим. В этот период появились либо дошли до нас в рукописях этого времени литургии Василия Виноградского, Ивана Игнатьева, Леонтия, Фёдора Редрикова, Фатьянова и других авторов.
Композиция служб претерпела значительные изменения. Все чаще в партесном стиле распевались только три части: «Слава… Единородный Сыне», Херувимская и «Достойно есть». Копиисты в этот период не только сокращали «Бемулярную» службу, но и неоднократно транспонировали ее на тон выше, чтобы избежать бемоля при ключе. Это явление связано с эволюцией ладовой системы русского барокко. Также в рукописях середины века некоторые части служб помещаются вне цикла, по отдельности. Если партесные службы начинают «распадаться» на отдельные части, некоторые другие жанры — наоборот — группируются в устойчивые циклы. Таковы причастные стихи киноники. В общей сложности сохранилось более трех десятков многохорных партесных сочинений в этом жанре. Чаще, нежели отдельные стихи, в источниках середины XVIII века встречаются два 12-голосных цикла: «Причастны дневные» иеродьякона Исавра и анонимные «Причастны праздничные». В первом цикле девять сочинений, предназначенных для пения на протяжении недели см.
Структура второго цикла изменчива, в различных списках он включает от трех до 14 киноников, расположенных в различном порядке [5, 90—92]. Государственный исторический музей. Синодальное певческое собрание. Этот жанр претерпел большие изменения, его структура стабилизировалась: исчезла вариантность, каждый ирмос теперь всегда предваряется одним и тем же припевом. В рукописях данного периода записаны два авторских цикла задостойников на 12 голосов. Первый, включающий 15 песнопений, в ряде источников атрибутирован Василию Титову см. Из-за скудости ранних 12-голосных источников трудно утверждать, был ли этот цикл составлен самим Титовым или же скомпилирован десятилетия спустя после смерти мастера. В пользу последней версии говорит тот факт, что в двух упомянутых источниках цикл предстает в одном случае в усеченном виде без задостойников Рождеству и обоих пасхальных , в другом случае — с заменой пяти песнопений иными. В позднейших же рукописях его состав стабилизируется. Второй авторский цикл на 12 голосов принадлежит Иоанну Колпенскому.
В позднейших списках присутствуют задостойники в Лазареву субботу «Чистую славно почтим» , в Великий четверг «Странствия Владычня» и в Великую субботу «Не рыдай Мене, Мати» , которые ранее в партесном стиле не распевались. Гласовых песнопений в партесном стиле в этот период почти не появляется. Сохранились также Блаженны на восемь гласов в вариантах на четыре и на 12 голосов.
Фото vladivostok. Или на обычной всенощной не шесть стихир на «Господи воззвах», а всего две. Неужели мы должны приучать молящихся только к красивым, песнопениям, слова которых все и так знают? Или мы призваны максимально вовлечь человека в службу, открыть своим пением ее смысл, а может быть, иногда, привлечь красотой слова, заставить человека начать молиться?
Если мы этого не делаем, то грош нам цена. Тогда мы просто профессиональный хор, умеющий читать с листа и «кверху ногами», но хор не церковный. Хотя я ни в коей мере не отрицаю и даже поддерживаю исполнение авторских произведений, ведь никуда мы не денемся от своей музыкальной культуры. Нельзя несколько веков развития нашей духовной музыки просто выкинуть и начать петь все знаменным распевом. Где же та грань, которую нельзя переступать, руководствуясь желанием уйти поскорее домой? Думаю, что регент не может быть просто дирижером , а певчие — людьми, лишь работающими на клиросе.
Спаси Христос! Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Добрый день!
Она так прижилась, что сложно от нее сразу отказаться, но есть немало храмов, в которых постоянно или время от времени практикуют именно знаменное пение. Да, когда есть певчие, которые прошли школу партесного пения, бывает, что в храме нет сил и возможностей искать других певчих или переучивать тех, которые есть. Кроме того, есть очень много людей, которым нравится именно пение партесное. А уж как его исполняют, очень зависит от регента и певчих. Можно и знаменным распевом петь так, что слушать не захочешь, а можно партии для партесного пения подобрать насколько вдумчиво и аккуратно, что никакого диссонанса возникать не будет. Все зависит от людей, в конечно счете. О том, что можно с этим сделать, напишу в конце ответа, а теперь скажу о другом.
Что такое партесное пение кратко
Виды церковного пения | Свое название новый вид храмового пения получил от латинского слова partes — партии; партесное пение, — пение по голосам, по хоровым партиям в отличие от древнерусского унисона. |
Знаменный распев и Партесное пение | Знаменный распев был запрещен патриархом Никоном и введено партесное пение Родина партесного пения католическая Италия. |
Партесное пение | ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от позднелат. partes - голоса), стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки 17-18 вв. |
Партесное пение - православная энциклопедия «Азбука веры» | В истории нашего церковного пения партесное пение составляет целую эпоху. |
Что называется партесным пением
Партесное духовное пение это. Основу многоголосного партесного пения составляло. Жанры партесного пения. Сообщение на тему партесное пение. Виды церковного пения. Виды церковных песнопений. Древнейший вид церковного пения. Типы богослужебного пения. Духовной музыки в древней Руси. Духовное песнопение презентация. Особенности церковного пения.
Хоровая партитура. Партесное пение Ноты. Виды многоголосного пения. Многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра. Знаменное строчное пение. Троестрочное пение. Партесный распев. Церковное пение. Песнопение в церкви. Песнопение в соборе.
До Глинкинская эпоха музыки. Основу многоголосного партесного пения составляло сколько. Музыкальная интерпретация. Н П Дилецкий. Николай Павлович Дилецкий русская музыка Барокко. Стили пения список. Партесный распев Ноты. Литургия знаменного распева. Партесное пение картинки. Строчное пение.
Певческому делу книги. Маковский певчие на клиросе. Картина певчие на клиросе Маковского. Церковное пение в древней Руси. Церковный хор в древности. Патриарший хор ХХС. Хор Патриарших певчих Дьяков. Хор храма Христа Спасителя. Регент храма Христа Спасителя. Крюковая нотация знаменного пения.
Музыкальный крюк. Знаменный распев и партесное пение. Intrada ансамбль. Хор Интрада.
Поэтому при письме на восемь или 16 голосов не возникает противопоставления двух и более хоров, и при составлении партитур естественно следовать принятому в практике тесситурному принципу сначала все дисканты, затем все альты и так далее. Напротив, партесная музыка на восемь и более голосов является подлинно многохорной. Уже в рукописях XVII века встречаются указания «первого хору альт», «второго хору бас» и подобные им. Вообще, партитурная запись для музыки русского барокко крайне нехарактерна. Образцы простого многоголосия в виде партитур хоть в небольшом числе, но существуют [17, 13]. Из всего же партесного репертуара в виде партитуры записаны лишь два фрагмента: уже упомянутый из трактата Дилецкого и столь же краткий отрывок из концерта Василия Титова «Богоотец убо Давид»6 — с произвольным расположением партий. Простое многоголосие является хоровым: для него характерно исполнение одной партии несколькими певцами. Напротив, в партесных комплектах всегда имеется лишь по одной партии на каждый голос. Многочисленные маргиналии певчих «пел сего голоса имярек » также говорят о практике исполнения каждой партии одним человеком. Партесная музыка не знает приема divisi, равно как и указаний solo и tutti, которые появляются только в эпоху классицизма, — применялись лишь термины «тихо» и «голосно». Об ансамблевом по преимуществу характере этой музыки свидетельствует изумительная виртуозность всех партий, примером чему могут служить два концерта Ивана Хоржевского7. По этой причине при увеличении числа певцов росло и число партий. Если простое многоголосие в своем развитии ограничилось 16 голосами, то в партесе их количество достигло 48. Столь пространное вступление потребовалось, поскольку в разные периоды эпохи барокко два вида русского многоголосия занимали различные жанровые области. Обратимся теперь к хронологическим рамкам партесного пения. Знакомство с ним русских музыкантов датируется серединой XVII века. В 1657 году в Москву приехал один из первых авторов музыки в новом стиле — Ян Календа. В наиболее ранней из посвященных ему словарных статей говорится: «Коленда8, Ян, поляк, регент царского певческ[ого] хора в Москве, в конце XVII в[ека,] сочинитель концертов 38-ми, 12 и 24-хголосных» [1, 419]. Скорее всего, имелись в виду трех- и восьмиголосные концерты9. О том, что Календа действительно владел техникой многохорного письма, свидетельствует его «Литоргия Божия на двенадцать и на шестнадцать голосов Треумфальная»10. Слова «на двенадцать и на шестнадцать», по-видимому, указывают на возможность исполнения службы разными составами. Так, «Шестнадцатая» то есть 16-голосная служба Василия Титова в одном из списков названа «Службой Божией на 8, на 12 и на 16 голосов»11, и она действительно дошла до нас в нескольких переложениях. Наиболее ранняя среди сохранившихся рукописей, в которых записан многохорный партес, — сборник четырехголосных сочинений из Суздаля, созданный на рубеже 1660—1670-х годов12. Здесь помещены три партии анонимного концерта на восемь голосов «Воскликните Господеви». Сочинение партесной музыки продолжалось вплоть до 1770-х годов. Копирование партеса продолжалось вплоть до 1794 года, когда был завершен последний из монументальных сводов барочного репертуара14. Непрерывная традиция исполнения этой музыки в большинстве певческих центров России ушла в прошлое — в период между концом XVIII и серединой XIX века — и только на Урале жила гораздо дольше. Одна из рукописей, в XIX веке принадлежавшая Пермскому архиерейскому дому, несет на себе следующую маргиналию: «Пел сего голоса Михаил Соболев 1849 года ноября 24 число»15. Однако на этом пение на Урале старинных партесных сочинений не завершилось. Она начала петь в правом хоре Преображенского собора в 1923 году, в 12 лет. Пропела всю жизнь в Невьянске, а с 1990 по 1994 год в Верхнейвинске. Я спрашивал о нем Александру Ивановну. Пели в 1920—1930-х годах». Много ли в мире известно других случаев, когда непрерывная традиция исполнения барочной музыки дожила бы до 1930-х годов? На протяжении полутора столетий жанровая система партеса прошла четыре стадии развития. Каждый период характерен также предпочтением того или иного числа голосов в многохорной музыке — от восьми до 48. В 1670—1690-е годы в этой сфере наблюдается взрыв творческой активности. Создается огромное количество сочинений, партес захватывает едва ли не все литургические и паралитургические жанры. Лучше всего их система как целое представлена в монументальном своде восьмиголосных сочинений, от которого до нас дошло пять партий19, каждая — объемом более 250 листов, то есть более 500 страниц. Таким образом, в полном виде сборник заключал более 4 000 страниц музыки. В нем 89 сочинений — от циклов до кратких песнопений, многие из которых встречаются также в других рукописях, благодаря чему можно составить их партитуры. Рукопись представляет собой конволют. При переплете часто срезались поля листов с маргиналиями, что, возможно, лишило нас нескольких композиторских имен. Датировать части сборника позволяют три многолетия. В одном упомянуты царь Пётр, царица, царевич Алексей, патриарх Адриан и архиепископ Гавриил. Ключевым для датировки является упоминание Адриана, бывшего патриархом с 1690 по 1700 год. Упоминание архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила Кичигина позволяет определить место создания сборника. В другом многолетии упомянуты те же лица, за исключением Гавриила. В третьем — царь Феодор и царица Агафия Грушецкая , что заставляет отнести его к 1680—1681 годам. Сборник открывается группой песнопений Всенощного бдения. Помещены вечерни «Свете тихий», прокимен, сугубая ектения и «Ныне отпущаеши» 20 общим числом семь, включая одну Дилецкого и две Титова.
Он придает большое значение так называемой «диспозиции»- расположение частей произведения в соответствии с содержанием литературной основы. Именно поэтому в партесных концертах редко встречается реприза и лишь в тех случаях, если есть повторы текста. Не менее важным считал Дилецкий концертный принцип организации музыкального материала путем сопоставления полного звучания хора и выделенной ансаблевой группой. В истории культуры имя Дилецкого долгое время оставалось забытым, а его музыка - неизвестной. Лишь сравнительнонедавно рукописи композитора привлекли внимание исследователей. Основная масса сочинений Дилецкого написана для восьмиголосного хора, трактуемого как два хоровых состава по четыре голоса в каждом. Крупнейшим его произведением является Воскресенский канон, где композитор продемонстрировал мастерское владениеразличными приемами партесного многоголосия. Воскресный канон. В отличие от внеличностного содержания знаменных распевов, партесные композиции воплощали разнообразные человеческие переживания. Спектр этих образов был чрезвычайно широк - от выразительной лирики до масштабных народных ликований. Большая часть русских концертов отмечена чертами торжественности и праздности. Композиторы в партесном пении. В процессе развития Партесное многоголосие постепенно менялось: усложнялись полифоническая техника и интонационный строй композиций. С введением партесного пения храмовая музыка приобрела авторство. Талантливыми творцами партесных концертов были такие композиторы, как Федор Редриков, Николай Калашников и др. Самой же большой популярностью пользовались сочинения «государева певчего дьяка» Василия Поликарповича Титова , в творчестве которого партесный концерт достигает наивысшего развития. Биография Титова известна лишь по отрывочным данным. Впервые его имя упоминается среди певчих дьяков в 1682 г. Через четыре года он уже числится первым певцом , что свидетельствует о необычайной одаренности мастера. Подтверждением сказанному является огромное творческое наследие Титова- им создано более двухсот различных сочинений. Музыка Титова отличается мелодическим богатством и разнообразием форм. Композитор тяготел к монументальным композициям и праздничным музыкальным образам. В отличии от своих предшественников Титов смело использовал разнообразные приемы полифонического развития, преодолевая статистику чисто аккордового склада. Композитор, следуя заветам Дилецкого, постоянно искал средства музыкальной выразительности, отражающие содержательную сторону текста. Так, в концерте «Радуйтесь Богу, Помощнику нашему» имитация в верхних голосах хора передает восторженные возгласы людей, а в концерте «Днесь Христос на Иордан прииде» волнообразные вокальные фигурации иллюстрируют набегающие речные волны: В. Титов «Днесь Христос На Иордан прииде» Замечательным образцом музыки Титова является восьмиголосный концерт «Златокованую трубу…», созданный в честь св. Иоанна Златоуста. В основу концерта положен текст стихиры из пяти строф с условным разделением на строки. Каждой строфе соответствует завершенный раздел музыкальной формы, заканчивающийся полной каденцией. Однако в пределах части композитор достаточно свободно обращается с текстом, целиком подчиняя его музыкальному замыслу. Это свидетельствует о постепенном становлении в русском многоголосии чисто музыкальных закономерностей, не подвластных абсолютному диктату слова: В. Концерт «Златокованую трубу…» 7.
В Новое время композиторы, как правило, задумывали мессу сразу как законченное концертное сочинение, вне всякой связи с богослужением. Хотя проприальными могут быть песнопения и мессы и оффиция службы часов , на практике термин проприй чаще относят только к мессе лат. Староримский распев , староримское пение фр. Церковная музыка — вокальная и инструментальная музыка христианской церкви католической, протестантской и православной , сопровождающая христианское богослужение. Троп лат. Формульные мелодии ветхозаветных и новозаветных библейских песней например, магнификата , Плача Иеремии и некоторых других молитв оффиция — те же псалмовые тоны, с несколько более широким распевом. В больших монастырях, где богослужение совершалось сразу в нескольких храмах, количество головщиков увеличивалось до четырёх и более. Коммунио относится к наиболее загадочным и неоднородным жанрам григорианики. Domine miserere, ивр. Господи, помилуй — молитвенное призывание, часто используемое в молитвословии и богослужении как песнопение в исторических церквях. Григорианский хорал. Исполняется в мессе во время дароприношения. Литургически относится к изменяемым в зависимости от церковного праздника песнопениям мессы см. Stimmbuch — книга, содержащая одну нотированную партию многоголосного музыкального сочинения. Quadratnotation, Quadratschrift — система невменно-линейной музыкальной нотации, главным образом, для записи богослужебной монодии у католиков латинского обряда.
Почему вместо молитвы в храмах концертное партесное пение?
голоса) - стиль русской иукраинской многоголосной хоровой музыки 17-18 вв. В истории нашего церковного пения партесное пение составляет целую эпоху. Партесное пение требует от исполнителей особых навыков в области слуха, музыкальной техники и ощущения ритма.
Виды церковного пения
Партесное пение берет свое название от слова «голоса», поскольку оно разделяется на голоса или партию. В работах Владимира Васильевича Протопопова две основные ветви русского многоголосного пения второй половины XVII — XVIII века названы «постоянным партесным» и «переменным партесным» многоголосием. В богослужебное употребление партесное пение введено в 1668 году с согласия восточных патриархов. ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от позднелатинского partes – голоса, мн. ч. от лат. pars – часть, участие, также хоровая партия), стиль многоголосного пения, а также общее наименование разл. видов и жанров рус. и укр. многоголосной хоровой музыки 2-й пол. ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ. род многоголосной богослужебной и духовной (внебогослужебной) музыки для хора или вокального ансамбля. Партесное пение – это один из основных приемов, используемых в хоровом и камерном исполнительстве, при котором каждому голосу исполнителей отводится своя.
ЗНАМЕННЫЙ РОСПЕВ
многоголосная песня под названием п с а л ь м а. Подобно стихам покаянным, псальма была основана на поэзии духовного содержания. Отличительные черты партесного концерта: Полнота звучания Насыщенность Яркие динамические контрасты. голоса) стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки 17-18 вв. это незаметное принятие антихриста. ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ. род многоголосной богослужебной и духовной (внебогослужебной) музыки для хора или вокального ансамбля.
Введение линейной нотации в Российском государстве в XVII в. — Катаев П.Г.
В партесном пении различают исполнение композиций с постоянным и переменным многоголосием. Переменное многоголосие предполагает чередование звучания полного хорового состава и отдельных групп голосов. В борьбе с унией и католичеством православные христиане Юго-Западной Руси стремились разработать тип пения, отличный от католического органного звучания «органного гудения».
В первом случае подразумевалось постоянное многоголосие при непрерывном пении всех голосов и одновременном произнесении ими текста; во втором - переменный склад многоголосия, сопоставления tutti и группы голосов, имитации кратких мелодич.
Ведущая мелодия помещалась в теноре, верхние голоса дополняли её до образования трезвучий, иногда неполных; бас, служивший основанием гармонии, характеризовался развитым мелодич. В таком же роде создавались и светские хоровые произведения, примером чему может служить застольная песня анонимного автора: Произв. В таких случаях композитор обычно не прибегал к заимствованию мелодии, сочиняя всю музыку произведения.
Протяжённые мелодии старинных распевов редко использовались в произв. Их тематизм интонационно восходил к кантам, фанфарным оборотам инстр. Большую роль играли и общие формы движения.
При тематич. Большую роль в сочленении формы играли кадансы, разграничивавшие её разделы. Широкое распространение получила форма цикла "Службы божьей", "Всенощного бдения" и пр.
Институт рыцарства развился на средневековом Западе на феодальной основе отношений между сеньором и вассалом, построенных на обете верности своему господину со стороны вассала и на обете покровительства со стороны сеньора. Это были динамичные отношения, требовавшие активности в этом мире и беспрекословного следования вассала за своим сеньором для постоянного служения ему. Сами же корни рыцарского служения находятся еще глубже - в языческой народной культуре германских, франкских, галльских и др. Это соединение дало пышный плод, и в средние века в Западной Европе получили широкое распространение героические поэмы - немецкая "Песнь о нибелунгах", французкая "Песнь о Роланде", испанская "Песнь о Сиде" и др. В поэмах этих, записанных и обработанных индивидуальными авторами, большей частью профессиональными певцами и поэтами, чьи имена в то же время остались неизвестными, использованы древние сказания, мифы, легенды и предания кельтов, германцев, франков, галлов. Общие черты у всего эпоса - героическое содержание песен. В центре их всех - личность одного героя-воина, совершающего подвиги, ведущего борьбу со стоящими на его пути препятствиями.
Человеческая личность, ее самостоятельность и самоутверждение, ее притязания на победу и могущество и в то же время ее способность на величайшее самопожертвование, получает высокое признание в обществе. Причем эта "сильная личность" важна не сама по себе, но ей дано выявить себя только в своей социальной роли, в своем служении верного слуги своему господину. Во времена Крестовых Походов, когда сеньор надолго уходил в далекие земли, в замке оставалась его жена или сестра, или дочь, которые также поручались для охранения верному вассалу. В это время возникают песни с мотивами служения Прекрасной Даме и Госпоже, составляющие фонд средневековой любовной лирики. В живописных полотнах того времени исполнители этих песен обычно изображались с каким-либо музыкальным инструментом, роль которого, как предполагается, сводилась к кратким импровизационным вступлениям, интерлюдиям и заключениям. Такие песни исполняли профессиональные и большей частью бродячие певцы на празднествах и пирах в замках феодалов, на площадях городов и сел во время храмовых праздников или ярмарок. Зачастую песни и слагались такими певцами, которые были одновременно и поэтами труверы, трубадуры, менестрели.
Основная форма этих песен - баллада. Это была стихия народной светской культуры. Постепенно светские образы некоторых песен были заменены религиозными. Мотив служения приобрел религиозную окраску, но вместе с тем в нем осталось глубоко личностное отношение к Иисусу Христу и Деве Марии, граничащее с чувством земной любви. В житии св. Франциска Ассизского есть такой эпизод: услышав бродячего певца, распевающего на городской площади "песнь о Роланде", св. Франциск, у которого был чарующий голос, вышел на следующий день на эту же площадь и стал петь сложенную им песнь о Христе и о божественной любви.
Новая религиозная тематика песен не помешала инструментальному сопровождению. Позднее, в творчестве композитора Гийома Дюфе, положившего начало высокому подъему мессы, в отличие от раннего пения а cappella или с органом, стали использоваться и такие музыкальные инструменты, как блок-флейта, гобой, виола. В духовной музыке инструменты, вероятно, дублировали вокальные партии, а также исполняли интерлюдии, лишенные текста. Эти опыты подготовили появление в Венеции в конце XVI веке новой формы духовного песнопения с инструментальным оркестровым сопровождением под названием концерт. Композиторы, работавшие при соборе св. Марка в Венеции, сосредоточились на проблеме сочетания голосов и инструментов, нередко сочиняя грандиозные произведения для нескольких полных хоров в так называемом многохорном стиле. Эти произведения назывались концертом concerto - совместное исполнение для голосов и инструментов.
XVI-е столетие ознаменовалось бурными изменениями в духовной жизни Запада. Реформация, возникшая в начале XVI в. Во второй половине XVI столетия на почве католической реакции в Италии и Испании возникает стиль барокко, который получает распространение в большинстве европейских стран и становится господствующим художественным стилем целой исторической эпохи, следовавшей за Возрождением. В противоположность ясному, гармоничному характеру ренессансного искусства, барокко отличается динамизмом, склонностью к сопоставлению контрастных, часто антагонистических начал, к яркой декоративности, обилию орнаментальных элементов. В искусстве барокко совмещаются тяготение к мучительному, потрясающему - с радостным жизнеутверждением, напряженный драматизм, даже трагизм - с пышным великолепием, торжественностью, избыточной роскошью красок. Основную роль в их концертах играет чисто колористический эффект противопоставления двух хоров на основе антифонного принципа и контрастирования мощного звучания всего хора tutti группе солирующих голосов. Красочность звучания усиливалась участием инструментов, дублировавших хоровые голоса.
В первой половине XVII в. Мельчевского, Я. Ружицкого, Г. Имена этих мастеров мы встречаем в грамматике Николая Дилецкого - русского композитора и музыкального теоретика. Но заимствованные из католической Польши барочные формы получили самостоятельное развитие на русско-украинской почве в хорах, создаваемых при православных братствах и братских школах, организованных во многих городах юго-западной России. Сформировавшееся здесь с начала XVII века и признанное всем православным населением западных областей России партесное пение, уже полностью сложившееся, в середине XVII века появляется в Москве. Историческая роль барокко в России была иной, чем в странах западной Европы.
Если там оно вырастало из Ренессанса, одновременно противопоставляя ему свои позиции, свою эстетику и развивая некоторые его идеи, - то в России не было Ренессанса, и русское искусство не прошло через эту стадию. Пришедшее в Россию при посредстве польско-украинско-белорусского влияния барокко приняло на себя функции Ренессанса, сильно изменившись и приобретя русские формы и русское содержание. Для русского барокко мало характерны драматические настроения, мотивы бренности земного существования, занимающие большое место в западном барочном искусстве. Большинство русских партесных концертов мажорно, проникнуто чувством торжества, радости, ликования. В этом отношении они представляют аналогию к русской архитектуре того же времени, ярким представителем которой, например, является собор Донской иконы Божией Матери Донского монастыря в Москве, - особенно его внутреннее убранство, дающее ощущение праздничности, ясности, простора. Музыковед С. Скребков, изучая русскую хоровую культуру XVII-XVIII столетий, пришел к выводу, что русская хоровая музыка XVII века хотя и прошла основные этапы исторического развития многоголосия, что и на Западе, но путь ее был своеобразен - он был быстр, но, вместе с тем, глубоко органичен и не отклонялся далеко от традиций народной музыки.
Таким образом, "чужое пришло и стало своим" - как заметил по этому поводу академик Д. Развитие русского партесного пения Первое непосредственное соприкосновение москвичей с католической музыкой имело место в 1605-1606 гг. Мнение об этом пении выразил святой патриарх Гермоген, говоря Салтыкову: "вижу попрание истинной веры от еретиков и от вас, изменников, и разорение святых Божиих церквей; и не могу более слышать пения латинского в Москве". Такое неприятие гармонического пения вполне понятно - ведь тогда оно было связано с иноземной военной агрессией. В течение последующих десятилетий теснимые со всех сторон унией, возникшей на границе с католической Польшей, многие православные южноруссы стали искать защиты в православной Великороссии и, покинув родину, устремлялись в Московию. Вполне естественно, что они приносили с собою и то партесное пение, которое уже было привычно в их краю. Это пение вызвало сочувствие и интерес в среде высшего духовенства и русской аристократии.
Один из передовых иерархов русской Церкви, будущий патриарх Никон, еще в бытность свою митрополитом Новгородским, первым ввел в Новгороде киевское партесное пение. По словам его биографа, клирика Шушерина, - "пение одушевленное, паче органа бездушного, и таковаго пения, якоже у митрополита Никона, ни у кого не было". Патриарх Никон был поборником многоголосного строчного пения, которое уже давно звучало в Новгороде, поэтому и партесное пение ему сразу же очень понравилось.
Учение исихастов сосредоточивалось на внутреннем мире человека. Целью духовной деятельности считалось не познание Бога через разум путем изучения внешнего мира, а соединение с ним внутренне через очищение сердца, избавление от страстей. Исихазм впитал сокровенные учения восточного монашества. Он звал к удалению от мира, исполненного зла и насилия, к служению Богу в уединении и тишине. Институт рыцарства развился на средневековом Западе на феодальной основе отношений между сеньором и вассалом, построенных на обете верности своему господину со стороны вассала и на обете покровительства со стороны сеньора. Это были динамичные отношения, требовавшие активности в этом мире и беспрекословного следования вассала за своим сеньором для постоянного служения ему. Сами же корни рыцарского служения находятся еще глубже - в языческой народной культуре германских, франкских, галльских и др. Это соединение дало пышный плод, и в средние века в Западной Европе получили широкое распространение героические поэмы - немецкая "Песнь о нибелунгах", французкая "Песнь о Роланде", испанская "Песнь о Сиде" и др. В поэмах этих, записанных и обработанных индивидуальными авторами, большей частью профессиональными певцами и поэтами, чьи имена в то же время остались неизвестными, использованы древние сказания, мифы, легенды и предания кельтов, германцев, франков, галлов. Общие черты у всего эпоса - героическое содержание песен. В центре их всех - личность одного героя-воина, совершающего подвиги, ведущего борьбу со стоящими на его пути препятствиями. Человеческая личность, ее самостоятельность и самоутверждение, ее притязания на победу и могущество и в то же время ее способность на величайшее самопожертвование, получает высокое признание в обществе. Причем эта "сильная личность" важна не сама по себе, но ей дано выявить себя только в своей социальной роли, в своем служении верного слуги своему господину. Во времена Крестовых Походов, когда сеньор надолго уходил в далекие земли, в замке оставалась его жена или сестра, или дочь, которые также поручались для охранения верному вассалу. В это время возникают песни с мотивами служения Прекрасной Даме и Госпоже, составляющие фонд средневековой любовной лирики. В живописных полотнах того времени исполнители этих песен обычно изображались с каким-либо музыкальным инструментом, роль которого, как предполагается, сводилась к кратким импровизационным вступлениям, интерлюдиям и заключениям. Такие песни исполняли профессиональные и большей частью бродячие певцы на празднествах и пирах в замках феодалов, на площадях городов и сел во время храмовых праздников или ярмарок. Зачастую песни и слагались такими певцами, которые были одновременно и поэтами труверы, трубадуры, менестрели. Основная форма этих песен - баллада. Это была стихия народной светской культуры. Постепенно светские образы некоторых песен были заменены религиозными. Мотив служения приобрел религиозную окраску, но вместе с тем в нем осталось глубоко личностное отношение к Иисусу Христу и Деве Марии, граничащее с чувством земной любви. В житии св. Франциска Ассизского есть такой эпизод: услышав бродячего певца, распевающего на городской площади "песнь о Роланде", св. Франциск, у которого был чарующий голос, вышел на следующий день на эту же площадь и стал петь сложенную им песнь о Христе и о божественной любви. Новая религиозная тематика песен не помешала инструментальному сопровождению. Позднее, в творчестве композитора Гийома Дюфе, положившего начало высокому подъему мессы, в отличие от раннего пения а cappella или с органом, стали использоваться и такие музыкальные инструменты, как блок-флейта, гобой, виола. В духовной музыке инструменты, вероятно, дублировали вокальные партии, а также исполняли интерлюдии, лишенные текста. Эти опыты подготовили появление в Венеции в конце XVI веке новой формы духовного песнопения с инструментальным оркестровым сопровождением под названием концерт. Композиторы, работавшие при соборе св. Марка в Венеции, сосредоточились на проблеме сочетания голосов и инструментов, нередко сочиняя грандиозные произведения для нескольких полных хоров в так называемом многохорном стиле. Эти произведения назывались концертом concerto - совместное исполнение для голосов и инструментов. XVI-е столетие ознаменовалось бурными изменениями в духовной жизни Запада. Реформация, возникшая в начале XVI в. Во второй половине XVI столетия на почве католической реакции в Италии и Испании возникает стиль барокко, который получает распространение в большинстве европейских стран и становится господствующим художественным стилем целой исторической эпохи, следовавшей за Возрождением. В противоположность ясному, гармоничному характеру ренессансного искусства, барокко отличается динамизмом, склонностью к сопоставлению контрастных, часто антагонистических начал, к яркой декоративности, обилию орнаментальных элементов. В искусстве барокко совмещаются тяготение к мучительному, потрясающему - с радостным жизнеутверждением, напряженный драматизм, даже трагизм - с пышным великолепием, торжественностью, избыточной роскошью красок. Основную роль в их концертах играет чисто колористический эффект противопоставления двух хоров на основе антифонного принципа и контрастирования мощного звучания всего хора tutti группе солирующих голосов. Красочность звучания усиливалась участием инструментов, дублировавших хоровые голоса. В первой половине XVII в. Мельчевского, Я. Ружицкого, Г. Имена этих мастеров мы встречаем в грамматике Николая Дилецкого - русского композитора и музыкального теоретика. Но заимствованные из католической Польши барочные формы получили самостоятельное развитие на русско-украинской почве в хорах, создаваемых при православных братствах и братских школах, организованных во многих городах юго-западной России. Сформировавшееся здесь с начала XVII века и признанное всем православным населением западных областей России партесное пение, уже полностью сложившееся, в середине XVII века появляется в Москве. Историческая роль барокко в России была иной, чем в странах западной Европы. Если там оно вырастало из Ренессанса, одновременно противопоставляя ему свои позиции, свою эстетику и развивая некоторые его идеи, - то в России не было Ренессанса, и русское искусство не прошло через эту стадию. Пришедшее в Россию при посредстве польско-украинско-белорусского влияния барокко приняло на себя функции Ренессанса, сильно изменившись и приобретя русские формы и русское содержание. Для русского барокко мало характерны драматические настроения, мотивы бренности земного существования, занимающие большое место в западном барочном искусстве. Большинство русских партесных концертов мажорно, проникнуто чувством торжества, радости, ликования. В этом отношении они представляют аналогию к русской архитектуре того же времени, ярким представителем которой, например, является собор Донской иконы Божией Матери Донского монастыря в Москве, - особенно его внутреннее убранство, дающее ощущение праздничности, ясности, простора. Музыковед С. Скребков, изучая русскую хоровую культуру XVII-XVIII столетий, пришел к выводу, что русская хоровая музыка XVII века хотя и прошла основные этапы исторического развития многоголосия, что и на Западе, но путь ее был своеобразен - он был быстр, но, вместе с тем, глубоко органичен и не отклонялся далеко от традиций народной музыки. Таким образом, "чужое пришло и стало своим" - как заметил по этому поводу академик Д. Развитие русского партесного пения Первое непосредственное соприкосновение москвичей с католической музыкой имело место в 1605-1606 гг. Мнение об этом пении выразил святой патриарх Гермоген, говоря Салтыкову: "вижу попрание истинной веры от еретиков и от вас, изменников, и разорение святых Божиих церквей; и не могу более слышать пения латинского в Москве". Такое неприятие гармонического пения вполне понятно - ведь тогда оно было связано с иноземной военной агрессией. В течение последующих десятилетий теснимые со всех сторон унией, возникшей на границе с католической Польшей, многие православные южноруссы стали искать защиты в православной Великороссии и, покинув родину, устремлялись в Московию. Вполне естественно, что они приносили с собою и то партесное пение, которое уже было привычно в их краю.