Новости биография достоевского федора михайловича

Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве, в семье Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. Фёдор Достоевский уже в раннем детстве отличался живостью характера и изобретательностью ума. Захватывающая биография Федора Достоевского: избежал смертной казни, стал игроком и увяз в больных отношениях Портрет Достоевского художник Василий Перов – тогда автору знаменитых романов был 51 год. Федор Михайлович Достоевский родился (30 октября) 11 ноября 1821 года в Москве, в многодетной семье военного медика. Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москв.

Поиск по сайту

  • Жизнь Ф.М. Достоевского
  • Федор Достоевский: биография, личная жизнь, фото и видео
  • Достоевский за 30 минут. Биография Ф. М. Достоевского (1821 – 1881) (Группа авторов)
  • Родители. Детство. Воспитание.
  • ' + title + '
  • Жизнь Ф.М. Достоевского

Юность Достоевского

  • Краткая биография в датах
  • Долитературная жизнь
  • Достоевский Фёдор Михайлович, биография — РУВИКИ
  • Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
  • Достоевский, Фёдор Михайлович — Википедия

Федор Достоевский. Биография Достоевского. Интересные Факты о Достоевском. Жизнь Достоевского Кратк

Но окрестности района Марьиной Рощи и соприкосновение с бытом бедных уже тогда отложили отпечаток на мировоззрение будущего писателя. Достоевский примерно половину жизни прожил в Петербурге , в городе написана бОльшая часть его произведений. Он жил и обучался в Главном инженерном училище ныне Михайловский, или Инженерный замок. На нынешней Пионерской площади находился Семеновский плац, где писателя должны были казнить по делу Петрашевцев, однако в последний момент приговор был изменен и писатель был отправлен на каторгу и ссылку в Семипалатинск и Омск.

После возвращения в Петербург из ссылки писатель живет на разных съемных квартирах, в основном, в районе Сенной площади, где обитают герои его романа «Преступление и Наказание» 1866. После женитьбы и возвращения из-за границы писатель жил в других районах столицы, в частности, по адресу Греческий проспект, 6 1875-78. Поблизости расположен памятник писателю.

Состояние Творчество Федора Достоевского известно по всему миру, он один из наиболее читаемых не только русских писателей, но и деятелей литературы XIX века в целом.

В начале 1860-х у писателя были сложные романтические отношения с юной младше его на 20 лет Аполлинарией Сусловой. Он стал первым ее мужчиной. После смерти Исаевой от чахотки в 1864 году литератор предлагал ей выйти за него, но девушка к тому времени уже завела роман с новым любовником. Федор Достоевский и Аполлинария Суслова В 1866 году, не успевая написать в срок роман, что грозило ему потерей авторских прав на собственные сочинения, Достоевский нанял стенографистку, 20-летнюю Неточку Сниткину. Она помогла ему сдать вовремя новое произведение — «Игрок» — и стала верной супругой и любовью всей жизни. Они поженились в 1867 и прожили вместе 14 лет. Супруга родила писателю четырех детей. Двое из них умерли в детстве. Дочь когда отец умер, ей было 11 была сложным в общении человеком.

Посмертный интерес к книгам Достоевского обеспечил семье финансовую стабильность, поэтому она ни в чем не нуждалась, пыталась попасть в светское общество, писала пьесы, однако, не оцененные литературными критиками высоко. Любовь унаследовала от отца слабое здоровье, много болела, лечилась на европейских курортах. Накануне начала Первой мировой она эмигрировала из России и больше не вернулась. За рубежом она издала книгу воспоминаний об отце. Мужа и детей у наследницы писателя не было. Скончалась в 1926 году от малокровия. С детства он восхищался лошадьми и связал свою жизнь с коневодством, получил два высших образования: он изучал биологию и право. В повседневной жизни он, как и сестра, был тяжелым, вспыльчивым и неулыбчивым человеком. Повзрослев, он пристрастился к азартным играм и поставил под угрозу финансовое благополучие семьи. Федор пробовал писать, но понимал, что нелестных сравнений с отцом ему не избежать, поэтому писал «в стол».

Свет увидели лишь его статьи, посвященные коневодству. После Октябрьской революции сын Федора Михайловича разорился, кое-как сводил концы с концами, читая лекции. В 1920 году он умер, по некоторым данным, от голода. Сын Достоевского Супруга родила сыну писателя двоих детей. Одного по традиции назвали Федором. В 16 лет подросток умер от брюшного тифа. Младший сын Андрей выжил и дожил до глубоких лет.

Максимум их "революционной деятельности" — это открытие какой-нибудь полуподпольной типографии и размножение прокламаций и воззваний. Для большего у них не было ни возможностей, ни связей, ни влияния. Между тем за кружком давно следили.

Генерал Липранди, служивший чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел, давно уже внедрил в общество агента, который сообщал ему обо всех крамольных разговорах, ведущихся в кружке. Надо добавить, что царствование императора Николая началось с выступления декабристов, но следующие 20 лет никаких значимых политических тайных обществ практически не возникало, и, по сути, петрашевцы стали вторым значимым явлением в политическом подполье со времён декабристов. Вполне возможно, что за обществом так и продолжали бы следить и дальше, содержание крамольных разговоров ложилось бы на стол к Липранди и никто бы не пострадал, но неожиданно случилась "Весна народов" — мощные революционные процессы, по принципу домино охватившие всю континентальную Европу. Кроме того, беспокойство вызывало наличие в кружке некоторого количества молодых офицеров, поскольку всем ещё памятны были события декабристского восстания. В конечном счёте император принял решение прекратить деятельность кружка. Арестованы были не все, лишь самые активные участники, входившие в состав "тайного общества", а не просто приходившие поболтать по пятницам. В их числе оказался Достоевский. Группа самых активных петрашевцев, включая Достоевского, была приговорена к расстрелу. Правда, почти сразу же смертная казнь была заменена всем каторгой на различные сроки, а затем император ещё смягчил наказание почти всем осуждённым. Однако они об этом не знали.

Вероятно, император, смягчая им приговор, решил заодно припугнуть их. И в историю петрашевцы вошли в первую очередь благодаря инсценировке казни. В зимний день осуждённых вывели на Семёновский плац и объявили смертный приговор, а про помилование сообщили в самый последний момент, когда уже были взведены ружья расстрельной команды. Вероятно, этот экзистенциальный предсмертный опыт оказал огромное влияние на всё будущее творчество Достоевского. Правда, самого Достоевского к расстрельному столбу не привязывали, "расстреливать" должны были по трое, и Достоевский был во второй тройке по списку, но к тому моменту уже стало известно, что всех помиловали. Вместо смертной казни он был приговорён к 4 годам каторги и отдаче в солдаты то есть он лишался звания поручика. Каторга в те времена очень сильно отличалась от современной тюрьмы. За мелкие преступления на каторгу не отправляли, нужно было совершить действительно большое злодейство или государственное преступление, чтобы угодить туда. Но если уж человек попадал на каторгу, возврата не было. И вовсе не потому, что каторга была бессрочной.

Просто после освобождения человек превращался в ссыльнопоселенца и всю последующую жизнь волен был заниматься чем угодно, но только в пределах Сибири. В столицу и губернские города европейской части России он уже не мог вернуться. Отправка на каторгу означала вычёркивание человека из его прежнего общества: его лишали всех сословных званий, чинов и привилегий, его автоматически разводили с супругом и т. Теоретически, вернуться было можно, но для этого требовалось обратиться с ходатайством к самому императору. Достоевскому удалось невозможное. Он подружился в Семипалатинске с работавшим там бароном Александром Врангелем, который попросил своего знакомого, знаменитого тогда генерала Тотлебена, лично ходатайствовать у нового императора Александра II прощения для Достоевского. Прощение Достоевскому и группе других петрашевцев было даровано. Через 10 лет после ареста Достоевский вновь возвращается в Петербург, ему возвращают дворянский титул, а сам он возвращается как мученик, пострадавший за "народную правду". Достоевский уехал из Петербурга в 40-х, а вернулся в Петербург в 60-х. Это были совершенно разные эпохи, отличавшиеся друг от друга так же сильно, как советские 70-е и российские 90-е.

В воздухе витал ветер перемен, Россия вставала на капиталистические рельсы и стремительно менялась, новый император в сравнении с предыдущим был почти вольнодумцем. Общество жило ожиданием грядущих грандиозных реформ. После возвращения Достоевский уговаривает старшего брата открыть журнал. В те времена не было принято печатать отдельные книги, как это делается сейчас. Книжный рынок почти отсутствовал, печатать свои сочинения могли себе позволить только самые-самые знаменитые авторы. Большинство произведений печаталось в различных журналах, распространявшихся по подписке среди узкой аудитории. Издатели журналов были царями и богами, они решали, сколько платить авторам, они решали, что печатать, они договаривались с цензурными ведомствами по поводу возможных щекотливых моментов. Достоевские открывают журнал "Время", в котором они печатают "Записки из мёртвого дома", которые произвели эффект разорвавшейся бомбы. Это было первое в истории русской литературы произведение, героями которого были каторжане. Более того, Достоевский стал первым русским писателем, побывавшим на каторге.

Это уникальное произведение вмиг вернуло писателю утраченные за предыдущие годы позиции. Достоевский твёрдо намерен стать профессиональным писателем, то есть зарабатывать литературным трудом.

Журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864—1865 , сотрудниками которых стали критики Н. Страхов и А. Григорьев , дали трибуну Достоевскому как романисту, публицисту, полемисту. В журнале «Время» был опубликован роман «Униженные и оскорблённые» 1861 , утверждающий отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему. Роман связал раннее творчество Достоевского с сюжетами поздних произведений, а его название стало символом гуманистического таланта писателя. Огромный успех имели «Записки из Мёртвого дома» 1861—1862 , отразившие впечатления Достоевского от четырёхлетнего пребывания на каторге. В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагическом отчуждении русского образованного сословия от основной массы народа, его идеалов. Крах социалистических иллюзий, пережитый Достоевским, обострил его восприимчивость к человеческому страданию, усилил напряжённый поиск социальной справедливости.

Суть перемен писатель формулировал как возврат к народным истокам, как узнавание русской души. На страницах журнала Достоевский выступил идеологом почвенничества. Скептически относясь к революционным путям преобразования России, он ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый исторический путь развития России, который даст ей шанс избежать революционных потрясений и крайностей капитализма. В «Ряде статей о русской литературе» 1861 Достоевский, полемизируя с революционно-демократической программой Н. Чернышевского и Н. Добролюбова , отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против искусства для искусства , так и против утилитаризма в эстетике. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» 1863 остро критиковал лицемерие, фальшь и буржуазный порядок Западной Европы, в которой невозможно преобразование общества на братских, христианских началах; осуществить его, считал он, можно лишь в России, где народ, несмотря на вековое рабство, сохранил в душе нравственный идеал. Прелюдией к поздним романам Достоевского стала повесть «Записки из подполья» 1864 , утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания. В саморазоблачительных признаниях героя-парадоксалиста, «первого героя-идеолога в творчестве Достоевского» М. Бахтин , сочетавшего в себе черты романтика и циника, психологию социально униженного, бедного чиновника с демонизмом и эгоистическими амбициями «лишнего человека» , выразился протест писателя против разделявшегося социалистами убеждения о возможности познания законов человеческой природы и управления ими.

Летом 1862 г. Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А. В 1863 г. Сусловой, драматические отношения с которой 1861—1866 найдут отражение в его произведениях. За границей началось «игорное десятилетие» Достоевского 1862—1871 : рулетка захватила его целиком. В 1864 г. В основе сюжета печатавшегося в журнале «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» 1866 — «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы». Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархической злобой и мстительностью. Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру. Роман стал ответом Достоевского демократической литературе, изображавшей нигилистов и мечтателей как общественных борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи.

Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» 1866. В целях ускорения работы над ним Достоевский пригласил стенографистку А. Сниткину, которая зимой 1867 г. Новая женитьба принесла писателю семейное счастье, которого он был лишён в первом браке. С весны 1867 г. В 1868 г. В первые годы за границей Достоевский работал над романом «Идиот» 1868 , идея которого, по его словам, состояла в изображении «положительно прекрасного человека». Главный герой романа — князь Лев Николаевич Мышкин в черновиках «Князь Христос» , наделённый целомудрием, кротостью, детской добротой, но слабый и беспомощный, оказывается не в состоянии спасти падшие души, возродить поруганную красоту: под удар поставлена сама идея спасительной христианской любви. Мир зависти, ревности, гордыни и злобы ломает и выталкивает самого прекрасного, самого хрупкого своего гостя, его проповедь «практического христианства» — прощения и сострадания — оказывается несостоятельной и терпит крах.

Однако, несмотря на неудачу миссии князя Мышкина, он оставил в мире, как писал Достоевский в подготовительных материалах к роману, «неисследимую черту», а значит, не погибнет и великая христианская идея. К 1869—1870 гг. Рукопись романа «Бесы» Фёдора Достоевского. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. В 1870 г.

Федор Достоевский. Биография Достоевского. Интересные Факты о Достоевском. Жизнь Достоевского Кратк

В 1868 г. Позже писатель признавался в том, что данная книга давалась ему крайне тяжело. Рабочий кабинет Достоевского в последней квартире в Петербурге Следующими его произведениями стали не менее известные «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы» эту книгу многие считают важнейшей в биографии Достоевского. После выхода этих романов Федора Михайловича начали считать совершенным знатоком человеческой психологии , способным в подробностях передать глубинные чувства и подлинные переживания любого человека. Их брачный союз продлился 7 лет, вплоть до ее смерти. В 60-е годы, во время своего пребывания за рубежом, Достоевский познакомился с Аполлинарией Сусловой, с которой у него завязались романтические отношения.

Интересно, что девушка стала прототипом Настасьи Филипповны в «Идиоте». Второй и последний супругой писателя стала Анна Сниткина. Их брак длился 14 лет, до самой смерти Федора Михайловича. У них родилось два сына и две дочери. Анна Григорьевна Достоевская урождённая Сниткина , «главная» женщина в жизни писателя Для Достоевского Анна Григорьевна была не только верной женой, но и незаменимой помощницей в его писательской деятельности.

Более того, на ее плечах лежали все финансовые вопросы, которые она мастерски решала, благодаря своей дальновидности и проницательности. Интересен факт, что Лев Толстой , с которым Достоевский всю жизнь мечтал познакомиться, очень высоко отзывался об Анне. Вот его цитата: «Многие русские писатели чувствовали бы себя лучше, если бы у них были такие жены, как у Достоевского». После смерти мужа Анна Григорьевна издала «Воспоминания» и «Дневник 1867 года». Если вы хотите узнать более подробные факты биографии Федора Достоевского, обязательно прочитайте эти необыкновенные книги.

В них великий и всеми любимый писатель предстает в обыкновенном человеческом облике, с разными недостатками и бытовыми особенностями жизни. Смерть В последние годы жизни Достоевский страдал от хронического бронхита и туберкулеза легких. Несомненно, большую роль в этом сыграло то, что он много курил. Проводить его в последний путь пришло огромное количество людей. Возможно, тогда еще никто не догадывался, что они являются современниками одного из самых выдающихся писателей человечества.

Все лучшие, редкие и уникальные фотографии Достоевского смотрите здесь. Если вам понравилась биография Достоевского — поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты и биографии великих людей — подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty. С нами всегда интересно! Понравился пост?

Нажми любую кнопку: Интересные факты:.

Федор Михайлович находился под следствием восемь месяцев, затем был приговорен к смертной казни. Приговор был связан именно с петрашевцами, о радикальном кружке Спешнева следствие ничего не узнало. В последний момент по распоряжению императора Николая I петрашевцам объявили о замене расстрела различными сроками каторги.

Достоевский был отправлен на четырехлетнюю каторгу с последующей воинской службой в звании рядового. После каторги С января 1854 года он служил в Семипалатинске. В 1857 году Федору Михайловичу было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на Марии Исаевой, принимавшей еще до брака участие в его судьбе.

В 1859 году Достоевский вышел в отставку и получил разрешение жить в Твери. В конце года писатель переехал в Петербург. В 1861 году он вместе с братом Михаилом основывает журналы "Время" и "Эпоха", где печатает романы "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома", "Записки из подполья". В 1864 году скончались жена и брат Достоевского.

Писатель продолжает издавать "Эпоху", принимая на себя долги умершего брата. Игрок В 1866 году был написан его знаменитый роман "Преступление и наказание", ставший одним из величайших произведений мировой литературы. Этот роман вызвал бурю восторгов и негодования. Но шумный успех не изменил тяжелого материального положения автора будучи еще в 1862 году первый раз на лечении в Германии, писатель увлекся игрой в рулетку.

Достоевский уезжает за границу со своей второй супругой, Анной Сниткиной, где проведет четыре года.

По документам, умер от апоплексического удара; по воспоминаниям родственников и устным преданиям, был убит своими крестьянами. Мать, Мария Фёдоровна урожденная Нечаева; 1800—1837.

В семье Достоевских было еще шестеро детей: Михаил, Варвара 1822—1893 , Андрей, Вера 1829—1896 , Николай 1831—1883 , Александра 1835—1889. В 1833 Достоевский был отдан в полупансион Н. Драшусова; туда он и брат Михаил ездили «ежедневно по утрам и возвращались к обеду».

С осени 1834 по весну 1837 Достоевский посещал частный пансион Л. Чермака, в котором преподавали астроном Д. Перевощиков, палеолог А.

Учитель русского языка Н. Билевич сыграл определенную роль в духовном развитии Достоевского. Воспоминания о пансионе послужили материалом для многих произведений писателя.

Тяжело пережив смерть матери, совпавшую с известием о смерти А. Пушкина которую он воспринял как личную потерю , Достоевский в мае 1837 едет с братом Михаилом в Санкт-Петербург и поступает в приготовительный пансион К. Тогда же состоялось его знакомство с И.

Шидловским, чья религиозно-романтическая настроенность увлекла Достоевского. С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище, обычный день в котором описывал так: «... Нас посылают на фрунтовое ученье, нам дают уроки фехтованья, танцев, пенья...

Тяжелое впечатление о «каторжных годах» учения частично скрашивали приятельские отношения с В. Григоровичем, врачом А. Ризенкампфом, дежурным офицером А.

Савельевым, художником К. Еще по дороге в Петербург Достоевский мысленно «сочинял роман из венецианской жизни», а Ризенкампфу в 1838 рассказывал «о своих собственных литературных опытах». Вокруг Достоевского в училище образуется литературный кружок.

О работе над драмой «Жид Янкель» Достоевский сообщал брату в январе 1844. Рукописи драм не сохранились, но уже из их названий вырисовываются литературные увлечения начинающего писателя: Шиллер , Пушкин , Гоголь. После смерти отца родственники матери писателя взяли на себя попечение о младших братьях и сестрах Достоевского, а Фёдор и Михаил получили небольшое наследство.

По окончании училища конец 1843 г. В январе 1844 Достоевский закончил перевод повести «Евгения Гранде» Бальзака, которым тогда он особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского.

В 1844 он начинает и в мае 1845 после многочисленных переделок заканчивает роман «Бедные люди». Роман «Бедные люди», связь которого со «Станционным смотрителем» Пушкина и «Шинелью» Гоголя подчеркнул сам Достоевский , имел исключительный успех. Опираясь на традиции физиологического очерка, Достоевский создает реалистическую картину жизни «забитых» обитателей «петербургских углов», галерею социальных типов от уличного нищего до «его превосходительства».

Лето 1845 как и следующее Достоевский провел в Ревеле у брата Михаила. Осенью 1845 по возвращении в Петербург часто встречается с Белинским. Рассказ «Господин Прохарчин» 1846 и повесть «Хозяйка» 1847 , в которых эскизно намечены многие мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского 1860—1870-х гг.

Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский , осудивший «фантастический» элемент, «вычурность», «манерность» этих произведений. В других произведениях молодого Достоевского — в повестях «Слабое сердце», «Белые ночи», цикле острых социально-психологических фельетонов «Петербургская летопись» и незаконченном романе «Неточка Незванова» — расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений. В конце 1846 в отношениях Достоевского и Белинского наступило охлаждение.

Позднее возникает у него конфликт и с редакцией « Современника »: большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем недавних друзей особенно Тургенева , Некрасова , резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С.

Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии. Тяготит писателя изнуряющий труд для « Отечественных записок ». Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу в частности, он редактировал статьи для «Справочного энциклопедического словаря» А.

В 1846 Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В. Майков , а постоянными участниками были А. Майков и А.

Плещеев — друзья Достоевского.

Петрашевцы говорили о многих «крамольных» вещах: отмене крепостного права и освобождении крепостных крестяьн свободе книгопечатания прогрессивных изменениях в системе судопроизводства и прочих злободневных вопросах. Помимо «пятниц» Петрашевского Достоевский посещал также кружок Николая Спешнева. Николай Александрович из восьми самых рьяных петрашевцев составил кружок, куда попал и Достоевский. Эта восьмерка составила самое настоящее тайное общество, члены которого ратовали за самые серьёзные действия вплоть до переворота.

На этих встречах Достоевский множество раз зачитывал вслух «Письмо Белинского Гоголю », которое носило явный революционный характер и было запрещено к печати и распространению. Достоевский: Роман «Белые ночи» В 1848 году вышел еще один роман Достоевского «Белые ночи», который снова был принят с восторгом. Но насладиться заслуженной славой писателю не пришлось: за петрашевцами уже давно наблюдала тайная полиция, и в апреле 49-го года молодого писателя арестовали. Арест Достоевского О н провел 8 месяцев в Петропавловской крепости. Достоевский держался достойно, в камере много читал и даже написал рассказ «Маленький герой».

На допросах вел себя сдержанно, не оговаривал своих товарищей, всеми силами защищал брата которого тоже арестовали, но через месяц отпустили , но вину свою не признавал. Достоевский называл себя вольнодумцем и настаивал на том, что все петрашевцы желают добра своему Отечеству и действуют из любви к оному. Очевидно, что писатель верил в положительный исход всей этой истории. Приговор Однако в начале 1850 года был оглашен приговор — казнить петрашевцев. Приговоренные не знали, что император Николай I задумал очень коварный эксперимент: расстрел был заменен каторгой, однако заключенным об этом не сказали заранее.

Достоевский под арестом на гауптвахте, здание которой располагалось на Сенной площади. Здесь он был 21 и 22 марта 1874 г. Достоевский попал во вторую «тройку». Их облачили в специальные рубахи, опустили капюшоны, солдатам дали приказ «пли». Но выстрела не последовало.

Несколько мгновений оглушающей тишины. Затем — топот копыт и адъютант вручает генералу Сумарокову пакет от императора, где сообщается о помиловании… Федор Достоевский писал, что этот момент перевернул всю его жизнь. Те несколько минут, которые отделяли его от, казалось бы, неминуемой смерти, навсегда изменили мировосприятие писателя. Григорьев тронулся умом… Еще несколько арестантов разрыдались прямо на плацу, узнав о помиловании… Это был тяжелый момент. Достоевский на каторге Ф едор Достоевский был лишен всех званий и привилегий и сослан отбывать наказание в Омскую крепость.

Сначала писатель тяжело переживал каторгу. Так как он не владел никакими ремеслами, его посылали на все виды черных работ, другие арестанты относились к нему враждебно и даже с ненавистью из-за его дворянского происхождения, надсмотрщики были грубы и жестоки. Но чуть позже он по-другому взглянул на все, что его окружало. После писатель напишет: «Ведь этот народ необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего.

Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват? Фёдор Достоевский Там, на каторге и рождается новый Достоевский: он пересмотрел всю свою жизнь, изменилось его мировоззрение… Достоевский после каторги И так, 8 лет каторги были заменены на 4 года, при этом Достоевский был лишен дворянского звания и своего состояния.

Личная жизнь

  • Юность Достоевского
  • Хронология жизни и творчества Достоевского, даты и события, биография
  • День рождения Достоевского Федора Михайловича. Биография и творчество Достоевского
  • Достоевский, Фёдор Михайлович — Википедия
  • Форма поиска

Хронология жизни и творчества

Эти впечатления легли в основу одного из монологов князя Мышкина, знаменитого романа «Идиот». Ссылку Достоевский отбывал в городе Омск и спустя четыре года отправился служить рядовым в Семипалатинскую крепость, где познакомился со своей будущей женой Марией Дмитриевной Исаевой. Через два года после женитьбы пара вернулась в город Санкт-Петербург. Далее, Федор вместе с братом основал журнал «Время», который оказался запрещен спустя три года. В 1860-е годы написал произведения «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Зимние заметки о летних впечатлениях». Склонность к азартным играм вскоре разоряет писателя, а в 1864 году умирают сразу и жена, и брат. Свое знаменитое «Преступление и наказание» Достоевский создает именно в этот трудный период. Писателю грозила долговая тюрьма, поэтому летом 1866 года ему пришлось заключить кабальный договор с издателем Федором Стелловским о продаже тому прав на публикацию полного трехтомного собрания своих сочинений и нового романа «Игрок», который требовалось представить в ограниченные сроки. Чтобы успеть, писатель берет в помощь стенографистку Анну Григорьевну Сниткину, которая позже становится его второй женой. С 1872 года Достоевский жил в городе Старая Русса Новгородской области.

Достоевский никогда не останавливался на полдороге, всегда идею доводил до последней черты, не боялся заглядывать ни в какие бездны, которые за этой чертой открывались. И он показал со всей ужасающей реальностью — куда ведёт человеческую душу провозглашение себя, своего желания, своей воли высшим мерилом всего. Ведёт к преступлению. К страшному надрыву, к безмерным страданиям человеческим. He только в русской, но и во всемирной литературе нет «такой силы атеистических выражений», как в Иване Карамазове. В Раскольникове Достоевский бесстрашно доводит до конца идею человека-Бога, в Иване Карамазове — идею отрицания. Перед отрицанием и неверием Ивана Карамазова — детским лепетом кажутся наши обычные «интеллигентские» «непризнавания» Бога.

Иван Карамазов отрицает не по «недомыслию» и даже не по «неверию», а с точки зрения высшей правды. Здесь против Бога — Бог же. Добро и жизнь низвергаются своим же собственным оружием. Такое отрицание правды — во имя правды же, самое сильное, самое безнадёжное отрицание, какое можно только себе представить. Это не наивный атеизм «недоучек», не признающих Бога потому, что его «не видно», это самая высшая точка отрицания, отрицающая не по «внешним» соображениям, a по внутренней сущности. Иван Карамазов готов признать Бога, готов допустить, что когда-нибудь наступит рай на земле и вся тварь восхвалит Господа, он даже «вечную гармонию» признаёт в конце мировой истории, — и всё-таки ни гармонии, ни мира не принимает. И не принимает в силу требований совести, а не по легкомыслию, опять-таки, и не по гордости.

А именно во имя правды. Вот эти, воистину огненные, строки «Братьев Карамазовых»: Разговор происходит между братьями Иваном и Алёшей. Алёша верующий, «тихий» ученик старца Зосимы. Братья росли врозь и почти не знают друг друга. Они знакомятся. И вот тут-то Иван и признаётся в своём «бунте». Он рисует перед Алёшей целый ряд бессмысленных и чудовищных страданий детей.

Маленький дворовый мальчик зашиб ногу любимой собаки генерала помещика. Мальчика взяли, вывели в поле. Притащили и мать его. Затравили в глазах матери и псы растерзали ребёнка в клочки! Секут пять, десять минут, дальше, больше, чаще. Ребёнок кричит, ребёнок, наконец, не может кричать, задыхается: «папа, папа, папочка, папочка! Они били её, секли, пинали ногами.

Понимаешь ли ты это, когда маленькое существо, ещё не умеющее даже осмыслить, что с ней делается, бьёт себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слёзками к «Боженьке», чтобы Тот защитил его, — понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой Божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Взрослые согрешили. Съели «яблоко». Но дети невинны. И страдания их кажутся ему полнейшей «ахинеей», попранием самых элементарных требований правды. И вот, основываясь на всех этих чудовищных и бессмысленных страданиях, на этой неправде, он не хочет и не может принять ни Бога, ни мира, ни гармонии, — если бы они и существовали. Пока ещё время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь.

He стоит она слезинки, хотя бы одного только того замученного ребёнка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слёзками своими к «Боженьке»! И если страдания детей пошли на пополнение той суммы страданий, которая необходима была для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина не стоит такой цены. He хочу я, наконец, чтобы мать обнималась с мучителем, растерзавшим её сына псами! He смеет она прощать ему! Если хочет, пусть простит за себя, пусть простит мучителю материнское, безмерное страдание своё; но страданий своего растерзанного ребёнка она не имеет права простить, не смеет простить мучителя, хотя бы сам ребёнок простил ему! Лучше уж я останусь при неотмщённом страдании моём и неутолённом негодовании моём, хотя бы я был и неправ. Да и слишком дорого оценили гармонию, не по карману нашему столько платить за вход.

А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно. He Бога я не принимаю, Алёша, а только билет Ему почтительнейше возвращаю» 23. Но если пережить до конца, вместе с его героями их муку, как пережил её Достоевский, то не к отчаянию придёшь, а к «гимну», к осанне! Это не будет «самодовольная» религия обычного христианства, — это будет религия христианства голгофского. Гимн и осанна не будут приятно услаждать слух, — пройдя через «горнило сомнений», они будут подымать душу на великий жизненный подвиг. Пусть человек «из подполья» обозлился на жизнь и оплевал всё самое светлое в человеческом сердце. Пусть Раскольников пролил кровь, чтобы стать человекобогом, пусть Иван Карамазов «билет свой почтительнейше возвращает».

Все они и десятки других, измученных и страшных героев Достоевского, взятые в целом, поют хвалу Богу, ибо в страдании их лучшее и неопровержимейшее свидетельство — о живом Боге. He задыхался бы от тоски человек, превративший мир в подполье, если бы не было в душе его бессмертной души; не измучила бы «преступника» Раскольникова совесть, если бы не было неправды в его гордом посягательстве на обожествление личности; не восставал бы на Бога, не «бунтовал» бы Иван Карамазов, если бы не любил людей и не верил в правду. Голгофским страданием своим поют они гимн Богу, думая, что хулят его. И их мученическая песнь сливается с светлой и радостной песнью других, светлых образов Достоевского: кн. Мышкина, старца Зосимы и Алёши Карамазова. А в общем получается гимн полнозвучный, получается именно то всеобъемлющее содержание, которое и должно быть в настоящем христианстве, где мука Голгофы соединяется с радостью Воскресения. И услышал эту великую песнь Достоевский, потому что как никто глубоко заглянул в человеческую душу.

Об его творчестве можно сказать его же собственными словами: «При полном реализме найти в человеке человека. Это русская черта по преимуществу, и в этом смысле я конечно народен ибо направление моё истекает из глубины христианского духа народного , хотя и неизвестен русскому народу теперешнему, но буду известен будущему. Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т. Но ему хотелось не только разгадать душу человеческую, ему хотелось схватить судьбы человеческие в целом. Ему хотелось осмыслить ход мировых событий и уяснить, какая роль в них принадлежит русскому народу. Отсюда публицистика Достоевского, органически связанная с его общим религиозным миропониманием. Достоевского принято считать «консерватором».

Какое грубейшее недоразумение! He в ту монархическую форму, какой она фактически является в истории, а в идеализованную, где между царём и народом, как между отцом и детьми, нет никаких «средостений». Эта вера в царя вытекла у Достоевского из религиозных начал и из желания согласовать свои взгляды с духом народным. А он убеждён был, что народ только такую форму правления и согласится признать. Но только эта идея и была в нём «консервативной». Все же остальные черты общественных идеалов, вполне ужившиеся в нём с монархизмом, до того резко расходятся с обычными консервативными взглядами, что, я думаю, уж скорей можно называть его «революционером», чем «консерватором». Хотя, конечно, Достоевский не был ни тем, ни другим.

Недаром в «Дневнике писателя» он говорит о себе: «Вообще, скажу, что считаю себя всех либеральнее, хотя бы по тому одному, что совсем не желаю успокоиваться» 25. И действительно, «одного этого» было бы вполне достаточно, чтобы раз навсегда освободиться от нелепых обвинений в «консерватизме». Консерватор тот, кто хочет остановить жизнь в одном положении, кто хочет, чтобы она застыла, «консервировалась», потому что не верит в её движение. Достоевский же весь стремление вперёд. Перед ним рисовались такие широкие, такие несбыточные перспективы человеческого счастья, что ни одному, самому радикальному реформатору жизни без Бога, на почве социализма, и во сне не снилось. Посмотрим же, каковы были общественные идеалы «консерватора» Достоевского. Прежде всего Достоевского занимал вопрос религиозный.

И вот что пишет он о «свободе совести»: «Полная свобода вероисповедания и свобода совести есть дух настоящего христианства. Уверуй свободно — вот наша формула. He сошёл Господь с креста, чтобы насильно уверить внешним чудом, а хотел именно свободы совести. Вот дух народа и христианства, если же есть уклонения, то мы их оплакиваем» 26. Едва ли хоть один из наших современных консерваторов подписался бы под этими словами! С глубоким и подлинно религиозным негодованием относился Достоевский ко всякому деспотизму, и тем более к деспотизму религиозному. Сожигающего еретиков я не могу признать нравственным человеком, ибо не признаю тезис, что нравственность есть согласие с внутренними убеждениями.

Это лишь честность русский язык богат , но не нравственность. Нравственный образец и идеал есть у меня — Христос. Спрашиваю: сжёг ли бы Он еретиков? Ну, так значит, сжигать еретиков есть поступок безнравственный. Инквизитор уже тем одним безнравственен, что в сердце его, в совести его могла ужиться идея о необходимости сожигать людей» 27. Таким образом, «консерватор» Достоевский прежде всего требовал религиозной свободы. Но мало освободить совесть.

Надо дать просвещение. И вот опять-таки Достоевский является, как и должен истинный христианин, самым передовым человеком. У него есть даже «набросок» плана первоначальной школы. Кто грамотен, тот уже двинулся, тот уже пошёл и поехал, тот уже вооружился, и увидите, как в несколько лет у вас уже сами собой явятся школы для крестьян повыше: потребность вырастет, охота родится и школы сами произойдут». Религиозная свобода, просвещение, — и третье, что нужно для народа, это — кусок хлеба. Надо, чтобы народ перестал голодать. И Достоевский говорит: «Облегчить народ...

Где взять денег? Для этого непременно и неотложно обложить налогом высшие богатые классы и тем снять тягость с бедного класса... Аксиома, что там и благосостояние, где твёрдо стоит земледелие... He будет земледелия — не будет и финансов». He придут ли в ужас ото всех этих требований Достоевского настоящие консерваторы? Но это ещё не всё. Достоевский верил в народную правду.

Он был убеждён, что настоящее, живое религиозное чувство живёт только у простого народа. А оно и есть высшая человеческая мудрость. Народ — вор, пьяница, груб, не развит, но в страданиях своих, в терпении своём, — он познал сердцем живого Христа. Достоевский призывал интеллигенцию выслушать эту народную правду. Трудно найти в нашей литературе что-либо более «демократическое», в смысле истинной любви и доверия к народу, чем эти замечательные строки из «Дневника писателя». Позовите серые зипуны и спросите их самих об их нуждах, о том, чего им надо, и они скажут вам правду, и мы все в первый раз, может быть, услышим настоящую правду. И не нужно никаких великих подъёмов и сборов; народ можно спросить по местам, по уездам, по хижинам.

Ибо народ наш, и по местам сидя, скажет точь-в-точь всё то же, что сказал бы и весь вкупе,... Надо только соблюсти, чтобы высказался пока именно только мужик, один только заправский мужик. О, не из каких-либо политических целей я предложил бы устранить на время нашу интеллигенцию, — не приписывайте мне их, пожалуйста, — но предложил бы я это уж извините, пожалуйста из целей лишь чисто педагогических. Да, пускай в сторонке пока постоим и послушаем, как ясно и толково сумеет народ свою правду сказать, совсем без нашей помощи, и об деле, именно об заправском деле, в самую точку попадёт, да и нас не обидит, коли об нас речь зайдёт. Пусть постоим и поучимся у народа, как надо правду говорить. Я желал бы только, чтоб поняли беспристрастно, что я лишь за народ стою прежде всего, в его душу, в его великие силы, которых никто ещё из нас не знает во всём объёме и величии их, — как в святыню верую, главное, в спасительное их назначение, в великий народный охранительный и зиждительный дух, и жажду лишь одного: да узрят их все. Только что узрят, тотчас же начнут понимать и всё остальное» 28.

В чём же эта народная правда? Как понимал её сам Достоевский? Ответ на этот вопрос тесно связан с его всемирно-историческими идеалами. Идея католическая, идея протестантская и идея славянская.

В 1857 году женился на Марии Исаевой.

В 1867 году женился на Анне Сниткиной, от которой у него было 4 детей. Умер 9 февраля 1881 года, в возрасте 59 лет. Похоронен на Тихвинском кладбище в Петербурге. Краткая биография подробно Фёдор Михайлович Достоевский — величайший писатель, один из самых значимых и влиятельных писателей и мыслителей в мире русской литературы. Он родился 11 ноября 1821 года в Москве, в семье потомственного дворянина и штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского.

Помимо Фёдора в семье было ещё шестеро детей. Мать писателя, Мария Фёдоровна, умерла, когда ему было 16 лет. Сразу после этого события, Фёдор, вместе со своим старшим братом Михаилом, уехал в Петербург поступать в Главное инженерное училище. Через два года пришло известие об убийстве их отца крепостными. На тот момент Достоевский работал в кружке Белинского.

В 1843 году писатель впервые перевёл и издал роман Оноре де Бальзака — «Евгения Гранде».

Смерть отца Загадочная смерть Михаила Андреевича Достоевского в 1839 году до сих пор вызывает дискуссии среди биографов писателя. Существует две версии его смерти. Согласно официальной версии отец писателя умер в поле от апоплексического удара.

Другая версия основана на слухах: М. Достоевского убили собственные крепостные мужики. Обе версии подробно описаны биографом Достоевского Л. Исследователи, придерживающиеся версии убийства, ссылаются на воспоминания младшего брата писателя Андрея Михайловича: « Пристрастие его к спиртным напиткам видимо увеличилось, и он почти постоянно бывал не в нормальном положении.

Настала весна , мало обещавшая хорошего… Вот в это-то время в деревне Чермашне на полях под опушкою леса работала артель мужиков, в десяток или полтора десятка человек ; дело , значит, было вдали от жилья. Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а может быть , только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий , ответил на этот крик сильною грубостью и вслед за тем, убоявшись этой грубости, крикнул: « Ребята , карачун ему!.. И с этим возгласом все крестьяне, в числе до 15 человек , кинулись на отца и в одно мгновенье, конечно , покончили с ним… — Из воспоминаний А.

Достоевского » Кроме этого биографы приводят цитату из воспоминаний дочери писателя Л. Достоевской: «Мой дед Михаил обращался всегда очень строго со своими крепостными. Чем больше он пил, тем свирепее становился, до тех пор, пока они, в конце концов, не убили его». Достоевский , ни Л.

Достоевская не были свидетелями происшедшего. При этом достоевист Н. Наседкин считает, что «книга дочери Достоевского содержит немало фактических неточностей, ошибок и спорных утверждений, но, вместе с тем, содержит немало интересного и нового для исследователей творчества писателя». Тем не менее , версия убийства крепостными поддерживалась многими исследователями жизни и творчества Достоевского и, в частности, разделяется французским издательством словарей Ларусс: « Однажды утром 1839 года доктор Достоевский был обнаружен на обочине дороги, его тело было истерзано, вне всяких сомнений он был убит мужиками, которых сильно раздражала его жестокость ».

Так или иначе , мотив отцеубийства в качестве публичного возмездия всплывает на страницах романа «Братья Карамазовы»: «Кто не желает смерти отца?.. Смерть отца произвела тяжкое и неизгладимое впечатление на юношу. Достоевская писала: «Семейное предание гласит, что с Достоевским при первом известии о смерти отца сделался первый припадок эпилепсии». Французский словарь Лярусс, ссылаясь на воспоминания писателя Д.

Григоровича, сообщает, что припадок эпилепсии случился через 2 месяца после смерти отца. Однако по собственным воспоминаниям Д. Григоровича следует, что он стал свидетелем припадка не падучей не в 1839 году, а гораздо позже — после «вторичного сближения с Достоевским», т. В своей известной статье Фрейд писал, что « ненависть Достоевского к отцу, желание смерти этому злому отцу» вытеснялась в Эдипов комплекс.

Преодолевая вину при известии о смерти или убийстве отца, что совпадало с собственными наиболее тайными и невыносимыми желаниями, сын наказал себя первым эпилептическим припадком. В действительности нет достоверных источников, подтверждающих эпилепсию Достоевского ни в детстве, ни в юности. По свидетельству самого писателя первый припадок падучей он испытал в более позднее время — на каторге. Автор пятитомной биографии Достоевского Джозеф Франк оппонирует австрийскому психоаналитику: «В качестве доказательств Фрейд приводит «факты», в лучшем случае расцениваемые как сомнительные, а в худшем — как обычные заблуждения.

История болезни Достоевского, выстраиваемая Фрейдом в попытке её «объяснения» психоаналитическими терминами, является фикцией». Точную дату смерти Михаила Андреевича Достоевского — 6 июня 1839 года — впервые определил Г. Фёдоров в 1975 году. После исследования архивов Фёдоров обнародовал новые факты, удостоверяющие естественную смерть отца писателя, которая была зафиксирована двумя врачами независимо друг от друга.

Слухи об убийстве крестьянами распространил помещик соседнего имения П. Поскольку эта версия разделялась родственниками Достоевского, некоторые биографы писателя утвердились в факте насильственной смерти Михаила Андреевича Достоевского. До сих пор биографы Достоевского разделены на два лагеря в зависимости от приверженности той или иной версии кончины отца писателя. Фёдор Михайлович договорился со старшим братом Михаилом о наложении табу на любые обсуждения смерти отца, о которой они впервые упомянули только через много лет после трагического события.

Инженерное училище было одним из лучших учебных заведений своего времени, которое предоставляло не только узкоспециальное военное, но и широкое гуманитарное образование. Согласно воспоминаниям русского географа Семёнова-Тян-Шанского Достоевский был «образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например , Некрасова, Панаева, Григоровича, Плещеева и даже самого Гоголя». Учёба в училище тяготила юношу. Он не испытывал никакого призвания к будущей службе.

Всё своё свободное от занятий время Достоевский уделял чтению, а по ночам сочинял. Осенью 1838 года товарищи по учёбе в Инженерном училище под влиянием Достоевского составили литературный кружок , в который вошли И. Бережецкий, Д. Григорович, А.

Бекетов и Н. По окончании училища в 1843 году Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета следующего года, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и 19 октября 1844 года получил увольнение от военной службы в чине поручика. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы Ещё во время учёбы в училище Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов». В январе 1844 года Достоевский писал брату, что закончил драму «Жид Янкель».

Эти первые юношеские произведения не сохранились.

Достоевский, Федор Михайлович

Фёдор Михайлович Достоевский — чем известен, биография, библиография и творческое наследие — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. С трибуны же Аксаков произнес: «Я считаю речь Федора Михайловича Достоевского событием в нашей литературе. (1912) Письма Федора Михайловича Достоевского к его семье и друзьям Федора Михайловича Достоевского (Автора), переводчицы Этель Колберн Издательство Мэйн Кессинджер, ООО (26 мая 2006) ISBN 978-1-4286-1333-1. Подробнее о выдающимся русском писателе Федоре Михайловиче Достоевском читайте в справке РИА Новости. Достоевский Фёдор Михайлович. Достоевский Фёдор Михайлович [30.10(11.11).1821, Москва – 28.1(9.2).1881, Санкт-Петербург], русский писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук (1877). Федор Михайлович Достоевский умер на 60-м году жизни, 28 января 1881 года, от туберкулеза легких — вслед за своей матерью и первой женой.

Что запрещал писатель своей жене и кем работал его правнук. 10 любопытных фактов о Достоевском

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве на улице Новая Божедомка в правом флигеле Мариинской больницы для бедных Московского воспитательного дома. Федор Михайлович Достоевский родился в Москве в конце октября 1821 года. русский писатель, мыслитель, философ и публицист. В этом высоком юноше не сразу узнаешь Федора Михайловича. Федор Михайлович Достоевский — классик русской литературы XIX века, писатель-романист мирового уровня.

Биография Федора Достоевского

Биография Федора Михайловича Достоевского началась 11 ноября 1821 года. Жизнь Федора Михайловича Достоевского была переполнена событиями. Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве, в семье Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. 3 вариант. Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве. Достоевский Фёдор Михайлович. Достоевский Фёдор Михайлович [30.10(11.11).1821, Москва – 28.1(9.2).1881, Санкт-Петербург], русский писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук (1877).

Что запрещал писатель своей жене и кем работал его правнук. 10 любопытных фактов о Достоевском

Федор Михайлович Достоевский. Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье! Федор Михайлович Достоевский родился в Москве в холодный день 11 ноября 1821 года. Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве на улице Новая Божедомка в правом флигеле Мариинской больницы для бедных Московского воспитательного дома. почетным членом Общества любителей российской словесности. Биография. Мочульский К. В. Достоевский.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий