Новости сколько аятов и сур в коране священном

В одной суре может быть 3 до 286 аятов. Как я уже сказал, люди расходятся во мнениях, сколько всего аятов в Коране. Священный Коран состоит из аятов, которые объединены в 114 сур.

КОРАН. ИЗУЧЕНИЕ. НУМЕРАЦИЯ. ЧТО ТАКОЕ ДЖУЗ И АЯТ? КОЛИЧЕСТВО АЯТОВ. ХИЗБ

Существует мнение, что переписанных копий было на три больше. В любом случае, все современные издания Корана соответствуют именно тому выверенному списку, который принято называть «кодексом Усмана». Судьба большинства рукописей, составленных в период правления Усмана, остаётся неизвестной. По мнению ряда исследователей, экземпляр Корана, оставленный в Медине, был вывезен оттуда в Андалусию. Впоследствии его перевезли в Марокко, а в 1485 г. В 1869 г. При советской власти манускрипт был возвращён обратно и в 1924 г. Добавление огласовок и диакритических символов. В VII веке она состояла из основных символов, обозначавших одну согласную или группу согласных. Сегодня такие буквы, как «ба», «та», «са» и «йа», легко отличить друг от друга благодаря диакритическим точкам, однако во времена ниспослания Корана эти буквы имели одинаковое написание и обозначались прямой горизонтальной чёрточкой.

Первые списки Корана были записаны со всей тщательностью, но не имели диакритических точек и огласовок знаков, обозначающих гласные звуки. Иными словами, такая запись сохраняла только согласные звуки, причём один знак мог обозначать несколько звуков. Преобразование коранического письма в ту форму, в которой оно существует в настоящее время, прошло в два основных этапа, связанных с распространением ислама среди народов, не говоривших на арабском языке. На первом этапе в тексте Корана были расставлены огласовки. По приказу губернатора Басры Зияда бин Сумейи ум. Поначалу огласовки представляли собой жирные точки, расставляемые либо над буквой фатха , либо под буквой кясра , либо после буквы дамма. Современный вид огласовки приобрели во времена аль-Халила бин Ахмада ум. На втором этапе были расставлены диакритические точки и разработаны обозначения для долгих и кратких гласных. По приказу губернатора Ирака аль-Хаджжаджа бин Юсуфа ум.

Тогда же ввели знаки, разделяющие текст Корана на 30 частей джузов. Такое деление диктовалось практической целесообразностью и облегчало чтение Корана во время ночных молитв в рамадане. В современных изданиях каждый джуз принято делить на две части на два хизба , а каждый хизб — на четыре четверти руб. Структура Корана. Текст Корана делится на суры и аяты.

Также он был первым, кто уверовал в пророка мир ему и благословение Аллаха из его родственников. Он известен под этим именем, а его кунья — Абу-ль-Хасан или Абу Тураб. Он родился за десять лет до пророчества Мухаммада мир ему и благословение Аллаха и воспитывался в доме пророка мир ему и благословение Аллаха. Он пропустил лишь битву Табук, потому что пророк мир ему и благословение Аллаха оставил его присматривать за семейством. Относительно него передается столько достоинств и похвальных качеств, сколько не передается о других. Что значит погибли из-за него? Что касается насыбитов, то они проявили к нему вражду и постарались скрыть его достоинства. Что же касается рафидитов, то они перешли границы в любви к нему и выдумали относительно него такие достоинства, в которых он не нуждается. Более того, те достоинства, что они ему приписали, являются на самом деле недостатками. Он известен своей храбростью и проницательностью, знанием и чистотой сердца. Спрашивайте меня!

В пользу этого также свидетельствуют несколько преданий. Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Я спросил Усмана: «Почему вы поместили рядом суру «аль-Анфаль», которая относится к часто повторяемым сурам, и суру «ат-Тауба», которая относится к ясным сурам, и не поместили между ними строки «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного»? Он ответил: «Когда несколько сур ниспосылалось сразу, и посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , ниспосылась какое-нибудь откровение, он звал к себе одного из писарей и говорил: «Поместите это в суру, в которой говорится о том-то». Сура «аль-Анфаль» была одной из первых сур, ниспосланных в Медине, а сура «Бараат» была ниспослана в конце, но их содержание настолько похоже, что я думал, что она является ее продолжением. Но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , скончался, так и не сказав нам, что она является ее продолжением». Из этого хадиса совершенно ясно, что последовательность аятов в сурах была установлена самим пророком, да благословит его Аллах и приветствует , тогда как при определении расположения суры в писании Аллаха сподвижники иногда прибегали к самостоятельным суждениям. В другом хадисе, переданном Ахмадом, Абу Давудом и другими со слов Ауса б. Абу Ауса ас-Сакафи, говорится: «Я был в составе делегации сакифитов, обратившихся в Ислам… Посланник Аллаха сказал нам: «Мне хотелось прочесть положенную мне часть Корана, и я решил не выходить, пока не закончу ее». Тогда мы спросили у сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует : «Как вы делите Коран на части? Из этого хадиса следует, что порядок расположения многих сур был установлен еще при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Но существует предположение, что эта последовательность была установлена только для так называемых «расчлененных» сур, к которым относятся все суры от «Каф» до конца Корана. В любом случае, порядок сур в кодексе Усмана является наилучшим, поскольку с ним согласилось большинство сподвижников. Это подтверждается и следующим хадисом, переданным со слов Йусуфа б. Он рассказывал, что находился возле матери правоверных Аиши, когда к ней подошел мужчина из Ирака и спросил: «Какой саван лучше? Разве он может навредить тебе? Покажи мне свой свиток Корана». Она спросила: «Зачем? Она сказала: «Нет никакой разницы, что ты будешь читать прежде, потому что самой первой была ниспослана одна из коротких сур, в которой упоминается о Рае и Аде. Когда же люди обратились в Ислам, были ниспосланы откровения о дозволенном и запрещенном. Если бы вначале был ниспослан запрет на употребление вина, то они бы сказали: «Мы никогда не откажемся от вина! Я тогда была еще девочкой и любила играться. А вот сура «аль-Бакара» была ниспослана ему, когда я уже жила с ним». Затем она вытащила свиток Корана и продиктовала ему аяты коранических сур. Этот хадис передал аль-Бухари. Комментаторы хадисов отмечали, что человек, который подошел к Аише, был жителем Ирака и обучался Корану по свитку Ибн Масуда. Известно, что Ибн Масуд отказался уничтожить свои записи, когда Усман разослал размноженные экземпляры Корана в провинции. Тем не менее, мусульманам было известно, что последовательность сур в его свитке была несовершенной, и поэтому тот мужчина сказал, что в его свитке нет порядка. Возможно также, что он попросил Аишу разъяснить ему не только порядок сур в Коране, но и начало и конец коранических аятов, потому что в хадисе сообщается, что она продиктовала ему аяты сур. Из всего сказанного следует, что порядок расположения некоторых сур был определен самим пророком, да благословит его Аллах и приветствует , тогда как последовательность остальных сур установили сподвижники, опираясь на самостоятельное суждение. А лучше всего об этом известно Аллаху! Ибн Баттал сказал: «Мы не знаем никого, кто считал бы обязательным соблюдать последовательность сур при чтении Корана в намазе или в другое время. Напротив, разрешается читать, например, суру «аль-Кахф» до суры «аль-Бакара», а суру «аль-Хаджж» до суры «аль-Кахф». Что же касается того, что ранние богословы запрещали читать Коран в обратном порядке, то под этим подразумевается чтение аятов одной суры в обратном порядке. Некоторые люди поступали так, читая касиды, чтобы их можно было легче заучить и чтобы они легче ложились на язык. Но ранние богословы запретили читать Коран таким образом». Хронология Корана. Период пророческого служения делится на две части хиджрой — переселением пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует , вместе с небольшой группой единоверцев из Мекки в расположенный неподалеку город Ясриб, который впоследствии стал называться Мединой — городом пророка. Как отмечают историки, хиджра стала важной вехой в истории Ислама. Она отделяет период Ислама слабого и гонимого от Ислама торжествующего, и не случайно, что именно хиджра стала началом мусульманского летоисчисления.

Например, 1-я сура имеет 7 аятов - это одна точка, 2-я - 286 аятов - это вторая точка и т. Таким образом, получим множество точек на координатной плоскости. Какое жалкое это занятие — тратить время, дарованное Всевышним, на сокрытие Истины, придумывая для этого всякие ложные гипотезы! Оказалось, что всего эта сура состоит всего из 47 букв; в ней использовано 13 букв арабского алфавита, некоторые из них повторяются. Так, буквы, и в суре встречаются всего по одному разу, буквы и - по 2 раза, - 3 раза, и - по 4 раза, и - по 5 раз, - 6 раз и - 12 раз. Эти 13 букв, в соответствии с их расположением в суре, я выстроил в ряд перпендикулярно, то есть первая буква - на самом верху, под ней вторая буква, а под ней третья буква и т. Последней из участвующих в суре букв встречается, ее расположил ниже всех. А внизу - горизонтально, в соответствии с чтением Корана - справа налево, расположил цифры, которые обозначают, сколько раз эти буквы повторялись в данной суре.

Графики, образующие слово Аллах

Священный Коран. Священный Коран. Его первая сура была ниспослана в пещере Хира, когда был явлен аят: “Читай! В священном Коране 114 сур. А по поводу количества аятов в Коране, среди учёных есть разные мнения и это вопрос, по поводу которого не.

Этимология и значение терминов «аят» и «сура»

Одной из причин этих отличий являются разногласия по поводу того, где начинаются и где заканчиваются некоторые аяты. А эти разногласия в свою очередь возникли из-за различных риваятов, которые дошли до имамов кыраата. А различные риваяты появились вследствие того, что в разное время посланник Аллаха салаллаху алейхи ва саллям по-разному читал эти аяты. Для обозначения начала нового аята посланник Аллаха салаллаху алейхи ва саллям делал небольшую остановку после каждого прочитанного аята.

Видео-ответы Отвечает Аполлинария Меркулова Текст современных изданий Корана Саудовская Аравия, Египет, Иран разделён на аяты согласно куфийской школе, в которой следуют тому, что... Сколько сура и аят в Коране? Коран состоит из 114 сур глав , которые в свою очередь делятся на аяты стихи. Количество аятов в сурах различно: от 3-х суры «аль-Аср», «аль-Каусар», «ан-Наср» до 286-ти сура «аль-Бакара». За исключением первой по порядку суры «аль-Фатиха» , суры Корана организованы по убыванию их длины.

Ответы пользователей Отвечает Алексей Панов 7 В соответствии с одним из мнений, в Куръане состоит из 6666 аятов, однако это мнение является слабым. Отвечает Ирина Курганова В священном Коране 114 сур. А по поводу количества аятов в Коране, среди учёных есть разные мнения и это вопрос, по поводу которого не...

В соответствии с двумя периодами в жизни пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, аяты Корана делятся на мекканские 610-622гг. Большинство мекканских аятов повествуют о вероучении, а мединские аяты содержат предписания и запреты. Для удобства чтения текст Корана делят на 30 приблизительно равных между собой частей, которые называются «джуз». Многие сподвижники Пророка запоминали прочитанные аяты наизусть.

Таким образом, со времени начала ниспослания и до сегодняшнего дня Коран сохранялся одновременно двумя способами — записыванием и запоминанием. Так как на протяжении жизни пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, вплоть до его смерти продолжалось ниспослание аятов, они не были собраны в единую книгу. Коран стал завершенным с ниспосланием последнего откровения не за долго до смерти пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. После смерти пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, главой мусульманской общины — халифом, стал Абу Бакр, который собрал комиссию из авторитетных сподвижников для составления единой книги Корана из записанных при жизни Пророка аятов. Собранные в одно целое страницы называются «Мусхаф». Порядок расположения сур в Коране был указан самим пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, еще при жизни. Таким образом, Коран был сохранен от любых искажений и дошел до нас в том в виде, в котором был ниспослан Аллахом пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.

В таком первозданном виде он будет сохранен вплоть до Судного дня.

Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него [не выполняя и не следуя обязательствам, предписанным Тобою]. Читая эту суру-мольбу на языке оригинала и только Всевышнему истинно известно, почему именно арабский язык был выбран Им как язык заключительного Писания , верующий вступает в диалог с Богом. Да, Господь участвует в диалоге с человеком, но Его речь — в мире сверхчувственной реальности. Об этом свидетельствуют следующие слова Всевышнего, переданные пророком Мухаммадом да благословит его Аллах и приветствует : «Я [Господь Бог] разделил молитву [богословы считают, что под словом «молитва» подразумевается чтение суры «аль-Фатиха» в любом из намазов] между Мною и молящимся человеком на две части. Раб Мой получит то, что просит. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него» , то скажу: «Это — рабу Моему.

Название сур Корана по порядку (список)

2. Сколько сур в Коране? "Я провел исследование 112 суры Корана "Ихлас" (Искренность) и вывел количество букв, употребленных в суре. ↑ Священный Коран, сура "Совет", аят 51. Сколько сур и аятов в священном коране? Сколько же всего аятов в Священном Коране? Сколько сур и аятов в Коране?

Корановедение: Распределение аятов по сурам

Есть разные мнения ученых о количестве аятов в Священном Писании, но они единодушны в том, что в Коране точно есть 6000 аятов. Все суры Священного Корана с транскрипцией аятов и переводом на русский язык для. аят (аналог библейского стиха). Каждое предложение в Священном Коране также называется аятом, так как в арабском оригинале является словом Творца и знаменует собой чудо. Количество аятов и сур в Коране неизменно и остается одним из важных аспектов его священности и непреложности.

О Священном Коране

К вашему вниманию все названия сур Священного Корана по порядку, по номерам. В священном Коране 114 сур. А по поводу количества аятов в Коране, среди учёных есть разные мнения и это вопрос, по поводу которого не. Сколько сур и аятов в священном коране? Сколько же всего аятов в Священном Коране? Количество аятов в сурах варьируется от 3 (суры аль-Аср, аль-Каусар, ан-Наср) до 286 (сура Аль-Бакара).

Священный Коран

Частое нахождение рядом с пророком мир ему и благословение Аллаха повлияло на него и на его поведение. Родился за три года до хиджры и постоянно сопровождал пророка мир ему и благословение Аллаха , так как был его двоюродным братом. К тому же его тетя по материнской линии Маймуна была женой пророка мир ему и благословение Аллаха. Потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Кто поставил здесь это? Посредством этой благословенной мольбы в исламской общине вырос учёный муж, который хорошо знал тафсир и фикх.

Всевышний Аллах направил его к стремлению к знаниям и к старанию при их получении. Также Аллах дал ему терпение при требовании знаний и их распространении. Воистину, Он - Принимающий покаяния"? Сура ан-Наср, аяты 1-3 ».

Часть из них ответила: «Всевышний Аллах приказал нам восхвалять Его и просить прощения, если к нам придёт победа». Всевышний Аллах сообщил о том, что когда придет помощь от Аллаха и открытие Мекки, то это станет признаком скорой смерти пророка мир ему и благословение Аллаха , поэтому Всевышний повелел пророку мир ему и благословение Аллаха восхвалять хвалой его Господа и просить прощения».

Все суры, за исключением 9-й, начинаются с басмалы — формулы, традиционно переводимой как «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Первоначально суры не имели названий. В ранних рукописях одну суру от другой отделял пробел, позднее часто заполнявшийся орнаментом. Однако требования удобства обращения к тексту привели к возникновению названий.

Обычно сура получала название не по содержанию, а по ключевым словам того или иного фрагмента. Часто названием становилось слово или выражение, встречающееся только в данной суре. Существование разных традиций передачи текста привело и к возникновению различных названий для одной суры. Так, например, у 98-й суры зафиксировано 7 названий. По времени произнесения, в соответствии с мусульманской традицией, суры подразделяются на мекканские 610—622; 90 сур и мединские 622—632; 24 суры, которые в большинстве своём длиннее мекканских. Европейские учёные на основании анализа намеков на исторические события, развития стиля и словоупотребления, эволюции идей в проповеди Мухаммеда предложили ряд более детальных хронологий, которые тем не менее остаются условными.

Все эти вопросы возникают в мусульманской умме с постоянной периодичностью, и все они нуждаются в ответах. О сурах Корана Для мусульман Священная Книга Коран является главной книгой верующего и средоточием главных мыслей и положений Ислама. В переводе с арабского языка слово «Коран» означает «чтение вслух» или «назидание». Это произошло в Ночь могущества, которая приходится на месяц Рамадан. Всего в Коране сто четырнадцать глав, каждая из которых состоит из аятов. С самого момента ниспослания откровения вид их не менялся, в течение четырнадцати веков они оставались в неизмененном виде, и в них не менялось ни одного знака и ни одной буквы. Короткие суры из Корана которые следует выучить наизусть Мусульманину, который только начинает знакомиться с исламской религией, следует для начала выучить суру «аль-Фатиха», которую следует прочесть во время намаза.

В переводе название означает «Открывающая книгу». Она в Коране расположена первой по порядку. Она является величайшей в Священной Книге, одной из самых всесторонних молитв Корана. Еще одна сура, которую обязательно должен знать мусульманин в числе первых, это «Аль-Аср», и ее название в переводе означает «Предвечернее время». Упоминая ее, имам аш-Шафии отмечал, что людям было бы достаточно, если бы они задумывались даже над одной этой сурой. Одной из важнейших сур, которые следует знать мусульманину, является «Аль-Хумаза», и название это в переводе означает «Клеветник». Слово «хумаза», имеет арабское происхождение и с арабского языка переводится как «хулитель».

Так называют человека, который высмеивает других людей, порочит их своими словами или делами. Есть также слово «лумаза», которое в переводе с арабского означает «поноситель». Так говорят о людях, которые злословят в адрес других людей, который своими скверными речами поносит других людей.

Деятельность на этом благословенном поле охватывает языки урду, суахили, хауса — человек даже за всю свою жизнь не в состоянии прочесть всего этого. Когда был жив Пророк С. Пророк С. Они также умели различать насих отмененные и мансух не отмененные аяты. Сахаба, со своей стороны, рассказывали своим последователям табиун не только о том, как именно Пророк объяснял различные стихи, но и о других толкованиях, которые получили молчаливое одобрение Пророка.

Многие из этих сахаба были высокообразованными людьми. Сахаба, как отмечено выше, передали Сунну Пророка своим последователям табиун , а те в свою очередь передали ее своим собственным последователям таб табиун. Абу Абд аль-Рахман аль-Сулами аль-Табии ум. Абдаллах бин Аббас ум. Абдаллах бин Масуд ум. Убайи бин Каб ум. Зайд бин Сабит ум. Абу Муса аль-Ашари ум.

Абдаллах бин аль-Зубайр ум. Первые места по ривайат [1] в области тафсира занимают, в порядке соответственно количеству рассказанного ими, Ибн Аббас, Ибн Масуд, Али и Убайи бин Каб. Рассказывали, что Гавриил сказал Пророку С. Глубокие познания во многих областях помогали ему в его трудной работе. Его знание арабского языка и литературы также было весьма обширно, что видно из нижеследующего случая. Ибн Аббас в доказательство своей точки зрения привел в каждом случае значение двухсот слов и стих из доисламской поэзии. Даже сайидна [2] Али, четвертый халиф ислама, признавал глубину его знаний. Эти четверо Сподвижников были величейшими из Сподвижников в области тафсира, и они многое пересказали другим.

Некоторые Сподвижники пересказали предания, касающиеся вопросов тафсира; это Аиша ум. И таким образом задача развития науки тафсира легла на табиун преемников сахаба , которых наставляли благородные сподвижники Пророка.

Святая Земля, чья она? На вопрос отвечает Коран

Наиболее распространённые среди них следующие: 1. Фуркан Различение Данное наименование означает, что Коран служит различением между «халялем» разрешённым и «харамом» запрещённым. Зикр Напоминание Подразумевается, что текст Священного Писания — это одновременно и напоминание, предостережение для всех верующих. Танзиль Ниспослание Суть данного наименования заключается в том, что Коран был ниспослан нашим Творцом в качестве Его непосредственной милости для миров. Нур Свет Это характеризует Откровение как свет Всевышнего. Структура Корана Священная Книга мусульман включает в себя 114 сур. Каждая из них имеет свой особый смысл и свою историю ниспослания. Все суры состоят из аятов, так же несущих в себе определённый смысл.

Число аятов в каждой суре разнится, в связи с чем различают относительно длинные суры и короткие. Сами коранические суры, в зависимости от периода их ниспослания, подразделяются на так называемые «мекканские» то есть ниспосланные Посланнику Всевышнего Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, в период осуществления его пророческой миссии в Мекке и «мединские» соответственно, в Медине. Помимо сур Коран ещё делят на джузы — их тридцать, причём каждый из них состоит из двух хизбов. На практике данное деление применяется для удобства чтения Корана в ходе намазов таравих в Священный месяц Рамазан хатм , так как прочтение всего текста Книги Аллаха с первого по последний аяты является желательным действием в благословенный месяц. История Корана Процесс ниспослания Откровения происходил частями и довольно продолжительное время — на протяжении 23 лет.

Первая глава Корана — сура «Аль-Фатиха» «Открывающая» содержит квинтэссенцию всех коранических смыслов — единобожие, вероучение, поклонение и история предыдущих народов. В соответствии с двумя периодами в жизни пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, аяты Корана делятся на мекканские 610-622гг. Большинство мекканских аятов повествуют о вероучении, а мединские аяты содержат предписания и запреты. Для удобства чтения текст Корана делят на 30 приблизительно равных между собой частей, которые называются «джуз». Многие сподвижники Пророка запоминали прочитанные аяты наизусть. Таким образом, со времени начала ниспослания и до сегодняшнего дня Коран сохранялся одновременно двумя способами — записыванием и запоминанием. Так как на протяжении жизни пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, вплоть до его смерти продолжалось ниспослание аятов, они не были собраны в единую книгу. Коран стал завершенным с ниспосланием последнего откровения не за долго до смерти пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. После смерти пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, главой мусульманской общины — халифом, стал Абу Бакр, который собрал комиссию из авторитетных сподвижников для составления единой книги Корана из записанных при жизни Пророка аятов. Собранные в одно целое страницы называются «Мусхаф». Порядок расположения сур в Коране был указан самим пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, еще при жизни. Таким образом, Коран был сохранен от любых искажений и дошел до нас в том в виде, в котором был ниспослан Аллахом пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.

Он родился за десять лет до пророчества Мухаммада мир ему и благословение Аллаха и воспитывался в доме пророка мир ему и благословение Аллаха. Он пропустил лишь битву Табук, потому что пророк мир ему и благословение Аллаха оставил его присматривать за семейством. Относительно него передается столько достоинств и похвальных качеств, сколько не передается о других. Что значит погибли из-за него? Что касается насыбитов, то они проявили к нему вражду и постарались скрыть его достоинства. Что же касается рафидитов, то они перешли границы в любви к нему и выдумали относительно него такие достоинства, в которых он не нуждается. Более того, те достоинства, что они ему приписали, являются на самом деле недостатками. Он известен своей храбростью и проницательностью, знанием и чистотой сердца. Спрашивайте меня! Спрашивайте меня о Книге Аллаха! Клянусь Аллахом, какой бы аят не был ниспослан, я знаю был ли ниспослан он днем или ночью».

Коран полон предупреждений об этом ужасном событии, для его изображения используется очень выразительный язык. Оно описывается как «покрывающий исход» сура 88:1 : ад предстанет перед людьми сура 89:23 , и ни единая душа не сможет помочь другой, поскольку приказывать в этот день дано одному Аллаху сура 82:19. Участь неверующих будет ужасна: В тот День униженными будут лица у одних, на них и тяжкий труд и утомленье, когда в пылающий Огонь они вступают, когда кипящею струей дают им жажду утолить, и никакой еды у них не будет, помимо горького дари, которое дородства не дает, как и от голода не избавляет. Сура 88:2—7 Но правоверные будут благословлены в этот День. Окружающие их предметы, озаренные светом красоты и радостью, будут такими удобными, какими они только пожелают их видеть сура 76:11 , а одежды будут щедро украшены. Праведники будут пить чистое и святое вино сура 76:21 и смеяться над неверными сура 83:34. Большинство коранических концепций небес следует библейским, но, по всей видимости, упор в них делается в большей степени на удовольствиях спасенных от адских мук людей, чем на познании ими совершенного характера Бога. В качестве контраста ужасам ада в отрывке рассказывается о легкости положения обитателей рая: Другие ж лица в этот День исполнятся блаженства, довольствием в стремлении своем, в саду возвышенном, лишенном пустословья, с источником проточных вод. В нем высятся седалища для них, поставлены пред ними чаши, подушки сложены рядами, у ног разостланы ковры. Сура 88:8—16 Среди всего сказанного пророк напоминает, что он — только вестник для тех, кто с благоговейным страхом ожидает этого Дня сура 79:45. Но как только Мухаммад утвердился в Медине, тон стихов начал меняться. Если в Мекке Коран обращался непосредственно к посланнику или его соотечественникам, то в Медине большинство отрывков адресуется к коммуне верующих и начинаются с фразы Йа айухаллазина аману «О те, которые уверовали». Текст, что следует за этими словами, зачастую имеет законодательную природу и составляет большую часть мусульманских законов, из них составлен шариат. Упор в этих стихах делается в основном на социальную этику мусульманской уммы религиозной общины , проведение кампаний и сражений, общие обычаи и эталоны поведения, а также религиозную совесть. Обсуждаются также брак и смерть. Мединские суры рассматривают отмену ростовщичества и взимание процентов сура 2:278 , законы наследования сура 4:11—12 , запреты, связанные со степенями родства сура 4:23 , имущество сирот сура 4:6—10 , запреты на вино и азартные игры сура 5:93—94 и тому подобные вещи. Одной из главных тем этих сур является фигура пророка ислама Мухаммада. Несмотря на то, что в мекканских сурах к нему часто обращаются лично, его позиция остается не более чем позицией человека, передающего откровения Аллаха. Однако в Медине он выдвигается чуть ли не на первую роль, и в более поздних отрывках Корана людям предписывается подчиняться Аллаху и его посланнику сура 48:17 , так как верность одному становится неотделимой от преданности другому. В мединских сурах о Дне Страшного суда и судьбе человечества Коран преподносит новые откровения, имеющие отношение к личности пророка и его частной жизни. Например, ему предоставлено особое разрешение брать в жены любую верующую женщину, согласную посвятить себя пророку разрешение было дано исключительно пророку и не распространялось на остальных верующих, «чтобы не было стеснения тебе» сура 33:50. В другом стихе приводится высказывание о том, что якобы на особой табличке, хранящейся на небесах, записано, что Мухаммад может оставаться с любой из своих жен по своему выбору и что он не совершит ничего предосудительного, если отдаст предпочтение одной из них, игнорируя других. Верующим предписывается призывать на него свои благословения и приветствовать его с большим уважением, так как Аллах и его ангелы делают это сура 33:56. Более того, все те, кто надоедает пророку или раздражает его и волей-неволей самого Аллаха , будут прокляты Аллахом как в этой жизни, так и в последующей сура 33:57. Сподвижники пророка получают четкие предписания этикета, которые должны неукоснительно соблюдаться ими при приближении к его апартаментам: О вы, кто верует! В дома пророка не входите, пока вам не позволят к трапезе прийти, но и тогда не приходите раньше , чтоб вам не дожидаться и не стеснять хозяев. Когда вас позовут, входите. Откушав же сполна, старайтесь поскорее разойтись, бесцеремонно не входя в беседу с теми, кто вас в нее не приглашает. Подобный ход вещей пророка удручает, и он стыдится отказать в общеньи вам , Аллах же не стыдится правды. Сура 33:53 Расположение глав Корана, когда ранние мекканские суры оказались в конце книги, а поздние мединские — в начале, таково, что случайный читатель перестает улавливать смысл происходящих событий, теряя связь между ними, но именно в этом, как полагают, и проявляется четкая осведомленность Корана в вечных вопросах бытия, дающих дорогу делам более практичной, земной природы. Теория отмены в Коране Одной из уникальных особенностей Корана является его учение о том, что Аллах может отменить или аннулировать ранее изложенные догмы Священного Писания, просто заменив их какими-то другими. Эта тенденция имеет отношение не только к Священным Писаниям, существовавшим до возникновения ислама, но и к самому Корану. В Коране можно найти совершенно четкое заявление о том, что некоторые из ранних стихов были заменены более поздними откровениями. Мухаммад всегда рассматривал Аллаха как полновластного повелителя вселенной, и то, что он может отменять свои указания, вносить в них изменения или заменять их другими, в полной мере гармонирует с характером его верховного правления. Пророк не видел причин подвергать это право сомнению. Ниже приведен один из наиболее известных стихов Корана, подтверждающих это: Мы не отменим ни одного айата и вам не повелим забыть его, пока на смену лучший или схожий не дадим. Ужель не знаешь ты, что Всемогущ Аллах над всем! Сура 2:106 На заре ислама этот стих не вызывал споров. Все просто восприняли смысл данного высказывания, который заключается в том, что определенные стихи и отрывки Корана могут быть заменены более поздними. В связи с этим был составлен список отрывков текста, замещенных более поздними откровениями. Например, в одном из отрывков Коран учит, что употребление вина может иметь как положительный, так и отрицательный эффект сура 2:219 , а когда Мухаммад возглавил в Медине коммуну верующих, его последователям было сказано не приступать к молитве в нетрезвом состоянии сура 4:43. Позже употребление алкоголя было полностью запрещено сура 5:93—94. Два великих толкователя Корана Байдави и Замахшари пытались раскрыть смысл подобных откровений Корана в контексте замещений одного отрывка другим. Замахшари говорил, что сура 2:106 была открыта с целью противодействия несогласию арабов-язычников с тем, что Мухаммад мог приказывать своим последователям делать какие-то определенные вещи, а затем запрещал их, давая совершенно противоположные поручения. В отличие от других толкователей, придерживающихся мнения, что отмененные стихи остались в Коране, он считал, что Аллах намеренно убирал азала один отрывок, чтобы вставить на его место другой, приказывая архангелу Джибрилу, ведающему передачей откровений, объявлять, что тот или иной отрывок удален с целью замены его другим. Байдави также полагал, что стих мансух «отмененный» больше не имеет никакой силы. Он утерял свои религиозные качества, соответственно нет никакого смысла читать его, и никакой закон, основанный на этом отрывке, больше не действует. Байдави утверждал, что стихи насх, т. Законы, сформулированные Аллахом для того, чтобы нести человечеству добро, а также для принятия людьми решений в определенных ситуациях, с течением времени менялись, и человек должен принимать их, поскольку в новых обстоятельствах они становятся более необходимыми и важными. То, что было выгодно в одно время, может принести вред в другое. Поэтому Аллах оставляет за собою право изменять свои откровения так, как считает это нужным. Совершенно невозможно определить, какие отрывки были удалены из текста Корана в результате их аннулирования и заменены другими для чтения их во время молитвы по ночам. В Мекке обычно чтение и молитва совершались в предутренние часы — первые мусульмане не были тогда обременены житейскими проблемами. В самых ранних отрывках им предписывалось молиться приблизительно половину ночи и в это же время читать Коран сура 73:2—4. После того как новообращенные утвердились в Медине, ежедневные дела, связанные с удовлетворением потребностей растущей мусульманской общины, чрезвычайно усложняли их долгие ночные бдения, и в результате распоряжение было смягчено. В той же самой суре, но в более позднем отрывке говорится, что Аллах осведомлен о том, что его последователи встают во второй половине ночи для молитвы, он знает, что они не могут вести учет своей занятости, поэтому он ожидает от них чтения Корана и молитв в удобное для них время. Он знает, что некоторые из них больны, другие утомлены путешествием, а третьи принимают участие в кампаниях и сражаются сура 73:20. Поэтому распоряжения, данные в ранних отрывках насчет четко установленного времени чтения и молитвы, аннулируются. В Коране можно найти еще несколько стихов, недвусмысленно заявляющих, что Аллах может изменить свои откровения, заменив одно другим: Когда одно знамение Корана другим Мы заменить изволим — ведь, истинно, Аллаху лучше знать, что Он ниспосылает — то говорят они: «Ты — выдумщик, и только! Большинство из них не знает. Сура 16:101 Аллах Своим желанием стирает заветы прошлого, изжившие себя , и утверждает мудростью Своей те из Своих установлений, что надлежит по строгости блюсти. Ведь у Него — Мать Вечной Книги. Сура 13:39 Существовало совершенно четкое учение об отмене некоторых стихов Корана, которое даже было закреплено первыми правоведами ислама. И несмотря на это современные мусульманские ученые, которые говорят, что Коран не может считаться совершенным Священным Писанием, если какие-то части его текста были заменены другими или совсем удалены из Книги, пытаются доказать, что на самом деле Аллах отменял некоторые из предшествующих Корану писаний каждое из которых в Коране называют китаб книга , а не отрывки самого Корана. Этот логический вывод не может быть принят, так как в Коране никогда не говорилось об удалении из его структуры каких-либо книг — наоборот, Аллах замещал одни аяты другими сура 16:101. Слово аят часто используют в значении «свидетельство» как одно из чудес Иисуса , но в тексте Корана оно также относится к стихам самой Книги. Аллах посылал Мухаммаду свои откровения или стихи — аяты , которые были всем чем угодно, только не порочным, подлежащим уничтожению текстом сура 2:99. Просто было принято решение отменять стихи или переписывать их содержание на более поздние откровения, что, впрочем, давало повод оппонентам пророка обвинять его в фальсификации текста. Сура 2:106 повествует не только об отмене откровений Аллаха, но и о том, что они были им забыты. Вряд ли это можно отнести на счет предыдущих писаний, которые были хорошо известны и сохранены наряду со знаменитыми на весь мир тысячами других рукописей. Это, скорее, имеет отношение к стихам самого Корана, которые с течением времени должны были забыться или проигнорироваться Мухаммадом и его сподвижниками. Глава 2. Основные доктрины и учения Корана Догматы исламской веры При отсутствии хронологической последовательности событий, описываемых в Коране, весьма существенным может показаться обнаружение в начале Книги Адама и Евы, а также истории их падения. Повествование о них очень схоже с рассказом в Книге Бытия о том, как Бог дал Адаму власть над землей. По Корану, первый человек был халифом представителем Аллаха. Более того, Аллах поселил Адама в чудесном саду и приказал ему не есть плодов с одного дерева. Однако сатана убедил Адама и его жену ее имя в Коране не сообщается ослушаться Аллаха. За это ослушание они и были изгнаны из сада. Им было сказано, что с этого момента их домом станет ал-ард земля и что их потомки будут враждовать друг с другом. Однако Коран добавляет, что Господь повернулся к Адаму в сострадании сура 2:30—39. Поскольку в Коране дважды используется слово хабата посылать вниз в описании божественного наказания, мусульмане верят, что изначально сад находился на небесах и людей сослали на землю за совершенный грех. Вера мусульман в то, что все описываемые события происходили на небесах, в раю, подтверждается словами фи Джаннати Адн в суре 9:72 джанна по-арабски означает «сад»; это одно из названий рая в исламе. Мусульмане верят, что речь идет об Эдемском саде, где жили Адам и Ева. Однако в корректном переводе это выражение означает просто Сады блаженства. Но в Коране в начале повествования Аллах совершенно однозначно говорит ангелам, что создаст своего представителя фи-л-ард, на земле сура 2:30. Это приводит к мысли о том, что изгнание первых людей произошло, скорее всего, не с небес, а из состояния блаженства. В одном из отрывков Корана сообщается, что сатана обольстил Адама и Еву и обманом подвел их к падению. Они испытали чувство стыда и признались Аллаху в том, что обесчестили свои души, сказав при этом, что если он не простит их и не проявит к ним сострадания, то они, несомненно, погибнут сура 7:20—23. Аллах не менее трех раз обращается непосредственно к человеческому роду по поводу случившегося, например в стихах Бани Адам «Дети Адама». В них говорится, что люди не должны стыдиться того, что смогли позволить сатане соблазнить себя. Мусульмане верят, что Адам был пророком хотя он никогда не удостаивался такой чести в Коране , поскольку имел калам слово от Господа сура 2:37 и ему было ниспослано наитие, как другим пророкам. По той причине, что пророки в учении ислама были безгрешны, мусульмане стремились свести к нулю Адамово непослушание, называя его «ошибкой» и аргументируя это тем, что он просто «забыл» о приказе не есть плодов с запретного древа. Достаточно сложно усмотреть здесь простую забывчивость, если иметь в виду, что сатана напомнил Адаму о приказе, когда убеждал съесть запретный плод сура 7:20. Интересно было бы узнать, каким иным образом грех мог проникнуть в мир, если не через это изначальное неподчинение, и кто иной, если не Адам, мог принести его людям. Коран следует Библии в утверждении, что люди совершали дурные поступки со времени своего появления на свет, и рассматривает проступок Адама и Евы как первородный грех. Тем не менее, в отличие от Библии, Коран не считает, что люди склонны ко греху и их греховная сущность должна быть изменена. При этом он рассматривает грех как огромную проблему во взаимоотношениях человека с Богом. Поэтому Коран, как и Библия, считает поиски спасения души высшей целью человеческой жизни. Однако этот груз лежит на плечах каждого человека, который лично, своими действиями, должен заслужить одобрение Аллаха. О чьем-либо заступничестве не может быть и речи: И бойтесь Дня, в который ни одна душа грехи другой души не понесет — заступничества за нее Господь не примет, и возмещения в оплату за грехи Он не возьмет, и ни одной из грешных душ оказана не будет помощь. Сура 2:48 Для обозначения греха в Коране используются три различных слова. Нарушение церемониальных законов и установленных образцов поведения обычно определяется словами исм и замб. Акты серьезного неповиновения Аллаху и нежелание следовать установленным им стандартам жизни — словом хатиа. Все, кто упорствует в своих грехах, будут наказаны как в этой, так и в последующей жизни. Все, кто верит в торжество тщеславия и обмана, будут также осуждены сура 47:3. Эти два титула появляются в тексте Корана не менее шестидесяти шести раз. Единственный непростительный грех в исламе — это ширк, т. И кроме этого греха простит Он все и всем, кому желает. Но тот, кто в сотоварищи Аллаху другие измышляет божества , творит наивысший грех и никогда прощен не будет. Сура 4:48 Нет никакого прощения тому, кто умер в неверии, не стоит ожидать никакой помощи тому, кто творил зло, пока смерть не пришла за ним и он не раскаялся сура 4:18 ; но все те, кто грешил по неведению, кто покаялся перед Аллахом, получат прощение, поскольку Аллах повернется к ним в сострадании сура 4:17. Тема спасения в Коране, пожалуй, лучше всего отражена в приведенном ниже стихе: Помимо тех, которые раскаются и в Господа уверят, и будут доброе творить. Они войдут в Сады Эдема и им обид не причинят ни в чем… Сура 19:60 Люди склонны ко греху, и это главная причина, по которой они не увидят рая. Однако в Коране человек не обладает греховной природой и не отстраняется от Аллаха полностью. Он будет прощен и обретет рай при условии, что покается в прегрешениях, поверит в Аллаха и будет совершать добрые дела. Из приведенного отрывка суры 19 совершенно очевидно, что истинно верующими могут быть только те мусульмане, которые подчиняются Аллаху. Причем не те, кто только верует и творит добрые дела, но именно те, «кто… верит в то, что Мухаммаду в откровении дано» сура 47:2. Слово «спасение» наджат дважды встречается в Коране сура 40:41 в контексте избавления от адского пламени ан-Нар. Однако тема спасения в тексте Книги трактуется как цель всего человечества. Верующий, который исповедует свою веру на практике, оставляет свой дом, чтобы сражаться на пути, указанном Аллахом, и помогать своему пророку сура 8:75. Он не причиняет вреда другим и делает все возможное, чтобы придерживаться заповедей Аллаха, а посему имеет хорошие шансы на признание своих заслуг и милость. Аллах простит ему все самые страшные грехи и вознаградит его за добрые дела, и верующий будет принят им. Прощение остается прерогативой исключительно Аллаха, и он пожалует его всем, кто действительно стремится к нему. День Страшного суда и вечные вопросы в Коране Подобно Библии, Коран смотрит на историю человечества как на неумолимое движение к наивысшей точке развития, когда весь человеческий род будет призван держать ответ. Человечество разделится на две группы: первая последует в рай, другая — в ад. В этот День воскреснут мертвые, дабы пройти через судилище на равных с живыми. Все события произойдут неожиданно и непременно будут сопровождаться особыми знамениями. Для неверующих этот День станет временем Страшного суда Аллаха, который будет вершить абсолютное правосудие. Каждый человек представит о себе полный отчет, и все его добрые и злые дела будут взвешены на мизане весах. Тот, кто отрицает этот День и отвергает свидетельства Аллаха, найдет записи о себе в Сиджжиле, книге, регистрирующей все дела грешника и отправляющей его в ад. Верующие, прожившие праведную жизнь с Аллахом в сердце, обнаружат записи о себе в Иллийуне, книге, направляющей праведника в райские Сады наслаждения сура 83:7—28. Хотя в названии этого события присутствует слово «день», к такому понятию, как время, оно не имеет никакого отношения. В одном местописании говорится, что День Страшного суда будет продолжаться, в соответствии с человеческим летосчислением, «тысячу лет» сура 32:5. Другой отрывок называет цифру «пятьдесят тысяч лет» сура 70:4. Мусульманские толкователи предлагают в качестве объяснения данного несоответствия три варианта. Первый вариант: это противоречие является показателем того, что никто в действительности не знает, каким временем руководствовался Аллах, определяя продолжительность Дня. Второй: это не реальные значения, а фигуральные, и их нельзя воспринимать буквально. И, наконец, третий: использование временных величин служит выразительным средством для демонстрации длительности ужаса, которым наполнен День Страшного суда. Большинство людей не проживет достаточно долго в этот День, он попросту прервет их жизни. Высшим проявлением ужаса для них станет лик смерти, Ал-Маут. В Коране момент встречи с ним носит название Ал-Йакин «Неизбежность» сура 15:99. Каждой душе предназначено быть испытанной им, и от него нет спасения сура 2:185. Что бы ни предпринимали неверующие, желая избежать встречи с ликом смерти или спрятаться от расплаты, они непременно будут обнаружены в должное время сура 4:78. Правоверным же не стоит бояться этого Дня. Кораническая концепция рая заключается в великом блаженстве. Обитатели Сада вечности будут утолять жажду чистым вином из сосудов, опечатанных мускусом, смешанным с таснимом — нектаром с тончайшим вкусом сура 83:25—27. Их жилища будут окружены садами, в супруги будут даны «черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому» гурии, которых не коснулся «ни человек, ни джинн». Они будут вечными девственницами — верхом желаний суры 56, 22:36—37 , и когда праведники возлягут на ложа, гурии и слуги, обладающие вечной юностью, будут исполнять все их желания. В Коране ничего не сказано о вознаграждении в раю добродетельных женщин, и, похоже, эта Книга концентрируется исключительно на мужских удовольствиях. В любом из описаний рая акцент делается на поистине райских условиях существования правоверного на небесах, а не на совершенствовании его характера и познании им Бога. Очевидно, по учению Корана, одна из ключевых потребностей человека в будущей жизни — это потребность в плотских наслаждениях. И, следовательно, все прелести рая, описанные в Коране, — восхитительные напитки, красивая обстановка и прекрасные женщины — заключаются в удовлетворении прихотей. Коран проецирует существующее на земле различие между мужчинами и женщинами на небеса. С другой стороны, ад в Коране — это кипящая жидкость и всепоглощающее дьявольское пламя, в котором грешники, закованные в цепи, будут мучиться вечно. Еще никогда и никому не было позволено покинуть ад или избежать его ужаса сура 74:28—29. Некоторое время несчастные жертвы будут утолять жажду кипящей водой, затем — густой ледяной жидкостью темного цвета cура 38:57. И хотя они никогда больше не вернутся к жизни, в смерти им тоже будет отказано. Они будут умолять охраняющего их ангела прекратить их страдания: «О Малик! Вам оставаться здесь навечно! Огонь обожжет их лица, и они будут гримасничать обожженными губами, взывая к Аллаху с просьбой вывести их из ада, обещая никогда больше не творить зла cура 23:103—108. Неутолимое желание огня — поглощать все больше и больше — очень образно представлено в следующем стихе: В тот День Мы Ад воспросим: «Сполна ль наполнен ты? Готов всегда принять я ». Сура 50:30 Во многом догматы коранического учения о взаимоотношениях человечества с Богом, поисках спасения души и определении правоверных и неверных в рай и ад имеют аналогию с библейскими. Но в Коране ничего не говорится об Искупителе людей, некогда являвшихся врагами Господа по природе своей, от кабалы греха и духовной смерти. И поэтому в конечном счете ислам и христианство являются двумя совершенно различными по своей сути религиями. Одна стоит на позиции спасения, основанного на благих делах и соблюдении обрядов, другая учит о спасении по благодати. Пророки Ветхого Завета и другие пророки Значительной темой Корана является пророческая деятельность назначенных Аллахом посланников. Пророк на арабском языке называется наби, хотя в книге обычно используется множественное число этого существительного — анбийа или набийун. Также пророка называют расул вестник, посланник. Иисус и Мухаммад оба имеют этот титул. Пророки — это представители Аллаха, призванные привести человечество к познанию Бога и истине: Ведь некогда одной общиной жили люди, и посылал Господь пророков к ним, чтобы, неся благую весть, могли предостеречь они людей, и с ними Книгу истины послал, чтоб рассудили меж собою то, в чем разошлись… Сура 2:213 Мусульманам было заповедано верить во всех истинных пророков Аллаха, не делая между ними различия. Ислам воспринял весь ряд пророков иудео-христианского наследия. Многие коранические истории об этих пророках до известной степени следуют библейским сказаниям с добавлением еврейского фольклора. В целом записи в Коране весьма отрывочны, и, как уже говорилось, читатели, не знакомые с Библией, вряд ли получат точное представление о том, что говорится в нем о пророках. На фоне многочисленных рассказов о великих патриархах ранней израильской истории в Коране ни слова не говорится о не менее великих пророках, таких как Исаия, Иезекииль и Иеремия. Единственная фигура, заимствованная из более поздней истории, о которой упоминает Коран, — это Иона, чей краткий биографический очерк имеет место в Библии. Другим значительным упущением Корана в изложении истории пророков Ветхого Завета является отсутствие упоминаний о жертвоприношениях как неотъемлемой части израильской религии. Исчерпывающие указания, данные Моисею по поводу жертвоприношений всесожжения, жертвоприношений за грех и других, приукрашены в Коране. Ничего конкретного не говорится о древнем иерусалимском храме — он упоминается лишь как центр ритуала жертвоприношений сура 17:7. Хотя Коран и признает, что Иисус Христос был пророком, он даже отдаленно не упоминает о Его великой искупительной миссии — единственной огромной жертве за примирение человечества с Богом. Похоже, знания Мухаммада о библейских пророках росли по мере его общения с иудеями и просвещенными людьми своей нации. Однако без доступа к непосредственным источникам знания он был не в состоянии вполне овладеть данным предметом. Точность его сообщений возрастала с увеличением объема получаемой им информации. Хорошим примером этому может послужить история Лута пророка Лота , описываемая в Коране. Простой факт внесения его в список истинных пророков указывает на христианское влияние, которому подвергся Мухаммад, поскольку упоминание о пророке можно найти только в более поздних иудаистских документах. В Библии Лот описывается во Втором послании Петра 2:7—8 как «праведная» фигура одного уровня с Ноем, Авраамом и другими великими патриархами. В ранних записях Корана нет ни слова о бегстве Лота из Содома, не упоминается и разрушение города. В них рассказывается только о том, как Лот вместе со своей семьей был спасен, а его народ из-за противодействия, оказываемого Лоту, был уничтожен.

КОРАН. ИЗУЧЕНИЕ. НУМЕРАЦИЯ. ЧТО ТАКОЕ ДЖУЗ И АЯТ? КОЛИЧЕСТВО АЯТОВ. ХИЗБ

Глава 2 Священный Коран: первый основной источник Шариата Каждое предложение в Священном Коране также называется аятом, так как в арабском оригинале является словом Творца и знаменует собой чудо.
КОРАН. ИЗУЧЕНИЕ. НУМЕРАЦИЯ. ЧТО ТАКОЕ ДЖУЗ И АЯТ? КОЛИЧЕСТВО АЯТОВ. ХИЗБ Коран переведен на многие языки в простом и удобном интерфейсе.
Священный Коран: читать и слушать онлайн — Священный Коран состоит из аятов, которые объединены в 114 сур.
Глава 2 Священный Коран: первый основной источник Шариата Уважаемые создатели сайта «Смысловой перевод Корана на русском языке (Э. Кулиев)» при копировании не копируются номера аятов, исправьте пожалуста.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий