Новости режиссер илья хржановский

Мой первый собеседник – режиссер, продюсер грандиозных мемориальных проектов Илья Хржановский, с которым мы обсуждаем проблему памяти как терапии национальной травмы.

Режиссер Илья Хржановский ушел с поста худрука мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве

Нора Сын», «Дау. Саша Валера», объяснив это наличием в картинах материалов, пропагандирующих порнографию. Хржановский написал министру культуры Владимиру Мединскому открытое письмо с просьбой выдать прокатные удостоверения всем частям проекта. Министерство действует в рамках существующего правового поля, если создатели фильма полагают, что их права нарушены, то они, безусловно, вправе обратиться в суд, что отражено в ответе», — добавили в пресс-службе.

И ничего здесь не найти, даже при всем желании. Может, когда-то из этого и получится кино. Тогда и посмотрим. А так пока — гигантская профанация. Он как-то пронес в зал бутылочку коньяка и разлил нам в пластмассовые стаканчики. Мы напряженно выпили. Третьим с нами был известный журналист, русский, конечно же, оппозиционный: — Похоже на «Дом-2», — осторожно спросил он нас, — или нет? Потому что интеллигентный человек, русский, опять же, на прямой вопрос всегда отвечает общо, типа: «В нашей стране много озер и рек», — так он начинает отвечать. И боится, что бы такое лишнее не сказать, чтобы не прослыть неинтеллектуалом, чтобы не прослыть простачком… Вот спрашиваю продюсера и режиссера Александра Шейна после одной из серий: — Тебе понравилось? Потом мне удалось посмотреть «Возвращение блудного сына», которого сложил Анатолий Васильев.

Там противостояние двух философов-физиков — профессора Крупицы Капицы в невероятном исполнении самого Васильева и его ученика Дау Ландау в очень неплохом исполнении Теодора Курентзиса. Я не уверен, что это был игровой фильм. Может быть, документальный, может быть, видео-арт, может быть, видеопьеса. Но здесь было все: композиция, кульминация, финал. И главное — идея. Противостояние человека и толпы, тема власти и маленького человека. Не банально. Чего стоит отрывок, где Дау признается своему учителю, что написал на него донос. Даже не хочу описывать эти кадры, хочу, чтобы вы их когда-нибудь посмотрели. Потому что ни длинные диалоги, ни отсутствие физического действия не могут отвлечь нас от волшебства, если оно есть.

А вот здесь оно было. Даже больше. Печать гения. Еще долго русские бродили по ночному Парижу. И одна милая интеллигентная женщина, проживающая в Лондоне, сказала: — А ведь заметьте, мы все это обсуждаем. Почему-то обсуждаем это «Дау» без конца и края! Ведь мы уже не живем в одном городе, как раньше. Опять рассыпаны по разным странам. Так что приятно всех вас было увидеть. На этой грустной ноте мы отправились по гостиницам.

А западные коллеги Татьяны не отвернулись от неё и других аккредитованных на фестиваль отечественных журналистов. К примеру, Variety опубликовали их письмо на главной странице своего сайта. Поддержали критиков и те, от кого вряд ли можно было такого ждать: режиссёр Михаил Идов, который в 2011-м, после окончания проекта, хвалил Хржановского и команду, теперь осудил Илью за его версию осмысления тоталитаризма. Михаил Идов Даже в отрыве от всего остального, самый тупой, неизобретательный и неэффективный способ осмысления тоталитаризма — это воссоздать его в пробирке и давать лизнуть всем любопытным.

У самого Хржановского, конечно, другое мнение. В разговоре с IndieWire в Берлине автор и идейный вдохновитель «Дау» заявил, что резонанс вокруг его детища не стал для него сюрпризом. А единственное, что его смущает, так это возможное судебное разбирательство. Ничто в [протестных движениях] не удивило [меня], кроме того, что это может превратиться в уголовное дело.

Если вы предъявите обвинение в порнографии, это просто приглашение в суд. Если вы называете это пропагандой и порнографией, то это преступление. Это два года тюрьмы. Я подал заявку на 10 фильмов.

Я даже на Наташу не претендовал. Это волнующе. Илья Хржановский на фоне одной из декораций «Института» И наконец, Илья обозначил то, что его волнует больше, чем шум вокруг фильмов со съёмок жизни обитателей «Института».

Илья Хржановский: Во-первых, вначале произвести справедливую оценку происходящего. Должен быть процесс, который бы осудил и сделал бы объективные, легальные выводы, принял бы соответствующее решение относительно всех преступлений, которые были совершены за время советской власти, а как мы сейчас видим, и постсоветского времени. Это должно быть безусловно произведено. Не могут стоять памятники убийцам, не могут называться улицы их именами, не могут многие вещи и те нарративы, которые существуют, происходить так, как происходят. После этого изначального санитарного акта можно дальше думать о том, что должно делаться. Но очевидно, что это должны быть музеи в тюрьмах.

Я считаю, что на Лубянке должен быть самый большой музей преступлений. Гестапо же разрушено в Берлине, и на его месте есть музей. Когда ты берешь на себя ответственность за изменение знака, ты понимаешь, что гордиться можно не только подвигом, но и раскаянием, и покаянием, что покаяние — это более сильное и мощное чувство, большая сила, которая может тебя двигать и развивать, вести тебя к успеху, больше, чем гордость. Потому что гордость — это гордыня, она приводит к искажениям, к войнам и ко всему, что мы сейчас наблюдаем. Я во всех них был, по-моему, это совершенно необходимые места. Но я еще ни разу не смог никого из своих русских друзей уговорить туда пойти. Мне говорили: это все делается, чтобы обидеть русских. Но русские, возражаю, больше всего и пострадали от Сталина, от красного террора, да и сейчас — от Путина. Но мне никого не удалось переубедить, потому что прошлое — это гибкое понятие.

Чехов писал: "Русский человек любит вспоминать, но не любит жить". Действительно, сейчас Россия живет прошлым, а не будущим. Память о прошлом, причем прошлом вымышленном, играет гигантскую роль в том, что происходит сегодня. Считается, что война в Украине — продолжение Второй мировой войны, ее второй акт. Это безумие влияет на все, что происходит сегодня в Украине. Как такое может быть? Что же это за прошлое такое? Илья Хржановский: Во-первых, Россия живет в придуманном прошлом, надо сказать, что Россия живет в сказке. Мы знаем, что русские сказки вообще обычно довольно страшные.

Александр Генис: Ну, все сказки страшные. Братья Гримм — тоже страшные сказки. Сказка — это инициация кошмара, которая помогает ребенку стать взрослым. Илья Хржановский: У них есть разный жанр, потому что все основано на неких ментальных особенностях. Здесь вопрос не про сказку кошмара, в котором мы живем, а про сказку придуманной реальности прошлого, на которую ты опираешься, чтобы не видеть того кошмара, из которого мы происходим и плодами которого мы являемся. Прошлое для России, мне кажется, играет роль только потому, что ввиду невозможности с ним разобраться невозможно придумывать будущее. Вы живете уже много десятилетий в Америке, я нахожусь тоже в Нью-Йорке, я смотрю на то, как развивается эта страна, мне не все в ней нравится, я плохо ее знаю, но когда ты смотришь, что страна все время смотрит в будущее, все время что-то производит, это же делает Германия. То есть народы совершают свои акты и возмездия, и покаяния внутри своей истории, и это дает им капитал для того, чтобы придумать будущее. Россия сейчас выглядит как страна, у которой нет будущего, и мне это страшно говорить.

Потому что где бы я ни жил, какие бы паспорта у меня ни были, конечно, я люблю Россию и сопереживаю тому, что происходит в этой глубоко несчастной стране. Я бы относился к России как стране травмированной, изнасилованной, которая сама себя уничтожала. Десятки миллионов убитых самими собой, нищета, постоянно жизнь в страдании. При этом любовь и уважение к страданию — ты же не можешь быть радостным человеком, у тебя нет на это права, ты и должен страдать, умирать за других. Ты должен все время совершать какой-то подвиг вместо того, чтобы строить свою жизнь. Эта непройденность прошлого исключает возможность видеть какую-либо картину будущего, да и настоящего. Александр Генис: То есть у нас вместо настоящего и будущего осталось только одно время — прошедшее… Илья Хржановский: … придуманное прошедшее время. Потому что прошлое, которое является частью российской памяти, не имеет никакого отношения к тем подлинным событиям, которые происходили тогда: это все искажено. Результатом этого искажения стало закрытие музея в колонии в Перми, посадки таких людей, как Дмитриев, и террор относительно тех, кто пытается вызвать к памяти правду и может дать почувствовать людям что-то о них самих, дать возможность им выбирать, как жить.

Фиктивная картина уничтожает возможность выбора. Только между чем и чем ты можешь выбирать? Александр Генис: Как мастер памяти, как вы относитесь к войне памятников? Памятник — это в сущности воплощенная память, не так ли? Отсюда споры. Когда в Украине произошел "Ленинопад", то Войнович сказал: "Вандализмом было не сносить их, а ставить". Только что в моей Риге снесли памятник российским солдатам, который был в Латвии местом сбора путинской "пятой колонны". Его снесли, но в Риге были большие протесты по этому поводу. Дело в том еще, что мой товарищ, очень хороший скульптор Джеф Блумис как-то сказал мне: "Художник рисует картины, а скульптор создает богов".

Если памятник — это идол, тогда с ним можно бороться. И проблема идолоборчества чрезвычайно остра, в том числе и в Америке. Как вы, специалист по памяти, относитесь к этому процессу? Илья Хржановский: Лично я считаю, что это абсолютно правильная идея: все памятники Ленину, Дзержинскому и прочим преступникам против человечества должны быть снесены, но я не считаю, что они должны быть уничтожены. Из них нужно сделать отдельный музей, может быть, даже в каждом регионе.

Минюст признал иноагентами Улицкую и Хржановского

Писательницу Людмилу Улицкую и режиссера Илью Хржановского признали иноагентами Минюст внес в реестр иноагентов писательницу Людмилу Улицкую и режиссера Илью Хржановского.
Минкультуры России частично отказало в прокате фильма Ильи Хржановского «Дау» Министерство культуры России отказалось выдать прокатное удостоверение четырем из десяти эпизодов многосерийного фильма «Дау» режиссера Ильи Хржановского.
Илья Хржановский — о «Дау», интимности и этике Режиссер Илья Хржановский попросил министра культуры России Владимира Мединского выдать прокатные удостоверения всем десяти фильмам кинопроекта «Дау».
Хржановский покинул пост худрука мемориала «Бабий Яр» в Киеве 5 сен в 13:31. Пожаловаться. Режиссер Илья Хржановский сообщил, что покинул в начале этого лета пост художественного руководителя мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве, который он занимал с 2020 года.

После «Дау»: лучшая часть проекта Ильи Хржановского сделана Анатолием Васильевым

Все это сейчас перемешано. Ну и интересно, как люди быстро могут объединяться из-за ненависти. Понятно, что для суда у них ничего нет, понятно, что дело закроют в ближайшие дни или недели, все зависит от чисто технических обстоятельств и от степени активности заказчиков этой кампании. Но сам факт дает много новых тем для еще одного разговора. Не было ощущения, что «мы в ответе за тех, кого приручили»? Во-первых, я в ответе за всех, с кем работал, а не «приручал». Я вообще не верю в то, что кого-то можно «приручить», это манипуляция. У нас люди уходили по разным причинам: у кого-то завершались их истории, некоторые были, например, арестованы. Был у нас один сотрудник в газете, он не совсем подходил, это стало понятно в перерыве между съемками. А как в 1952-м убрать человека? Через арест.

На него написали донос, чекисты быстро все провернули, его увезли. Он пришел ко мне на студию в кабинет, сел и я ему говорю: «Константин, ну вы же понимаете, в те годы арестовывали самых интересных, прекрасных людей. Это же хорошо». А он: «Да нет, вы не понимаете, я же знаю, кто на меня написал донос. Я же на него первый написал, просто не успел отдать! Вы у меня в кабинете. О чем вы говорите? Такого рода вещи меня шокировали. Она должна была пройти по очереди в Берлине, Париже и Лондоне. И называлась «Свобода, равенство и братство».

Берлин был свободой, Париж — равенством и Лондон, соответственно, — братством. В Германии мы должны были в течение одной ночи возвести Берлинскую стену и закрыть девять блоков домов в центре города. Мы это делали с Berliner Festspiele и мэрией Берлина, так как такие больше проекты можно реализовывать только с властью. Там нас поддержал президент Франк-Вальтер Штайнмайер, очень, кстати, образованный человек, который знает, кто такой художник Филонов. Мы с ним минут пять о нем говорили. Но потом оказалось, что городская управа против — такая демократия. Проект был отменен и мы перешли сразу ко второй части «Равенство», которая проходила в двух легендарных театрах Парижа — Театре де ля Вилль и Шатле. Известных нам по Дягилевским сезонам и работам Сары Бернар. Между ними должен был быть построен мост, который из-за желтых жилетов тоже был отменен. Я хотел все перенести, но понял, что нужно открываться.

И мы это сделали, правда, в совершенно другом режиме, чем хотели изначально. Да, конечно. Идея была в том, что люди получали не билеты, а визы. Они должны стоять в очереди, писать бессмысленные бумажки, потом опять стоять и ждать. Мне хотелось сразу ввести понятие «очереди». Кстати, благодаря пандемии понятие «очередь» теперь знает весь мир, потому что весь Нью-Йорк стоит в очередях в магазинах. Все как в советские времена! Конечно, ты могла кого-то знать, кого-то не знать. Дальше ты входила в здание этих театров и единственный ответ, который ты могла получить на любой вопрос от персонала «Не знаю!

Контекст» Хржановский объясняет тем, что «Лозница — великий документалист и вытащил оттуда самую актуальную историю. Он десять лет работает над фильмом о Бабьем Яре, художественным. Есть потрясающий сценарий. Это будет строгая, серьёзная картина, стилизованная под хронику — и с элементами хроники».

Об этом сообщает Минюст России. Иностранные агенты в российском законодательстве. История статуса и его применение "Л.

Понятно, что для суда у них ничего нет, понятно, что дело закроют в ближайшие дни или недели, все зависит от чисто технических обстоятельств и от степени активности заказчиков этой кампании. Но сам факт дает много новых тем для еще одного разговора. Не было ощущения, что «мы в ответе за тех, кого приручили»? Во-первых, я в ответе за всех, с кем работал, а не «приручал». Я вообще не верю в то, что кого-то можно «приручить», это манипуляция. У нас люди уходили по разным причинам: у кого-то завершались их истории, некоторые были, например, арестованы. Был у нас один сотрудник в газете, он не совсем подходил, это стало понятно в перерыве между съемками. А как в 1952-м убрать человека? Через арест. На него написали донос, чекисты быстро все провернули, его увезли. Он пришел ко мне на студию в кабинет, сел и я ему говорю: «Константин, ну вы же понимаете, в те годы арестовывали самых интересных, прекрасных людей. Это же хорошо». А он: «Да нет, вы не понимаете, я же знаю, кто на меня написал донос. Я же на него первый написал, просто не успел отдать! Вы у меня в кабинете. О чем вы говорите? Такого рода вещи меня шокировали. Она должна была пройти по очереди в Берлине, Париже и Лондоне. И называлась «Свобода, равенство и братство». Берлин был свободой, Париж — равенством и Лондон, соответственно, — братством. В Германии мы должны были в течение одной ночи возвести Берлинскую стену и закрыть девять блоков домов в центре города. Мы это делали с Berliner Festspiele и мэрией Берлина, так как такие больше проекты можно реализовывать только с властью. Там нас поддержал президент Франк-Вальтер Штайнмайер, очень, кстати, образованный человек, который знает, кто такой художник Филонов. Мы с ним минут пять о нем говорили. Но потом оказалось, что городская управа против — такая демократия. Проект был отменен и мы перешли сразу ко второй части «Равенство», которая проходила в двух легендарных театрах Парижа — Театре де ля Вилль и Шатле. Известных нам по Дягилевским сезонам и работам Сары Бернар. Между ними должен был быть построен мост, который из-за желтых жилетов тоже был отменен. Я хотел все перенести, но понял, что нужно открываться. И мы это сделали, правда, в совершенно другом режиме, чем хотели изначально. Да, конечно. Идея была в том, что люди получали не билеты, а визы. Они должны стоять в очереди, писать бессмысленные бумажки, потом опять стоять и ждать. Мне хотелось сразу ввести понятие «очереди». Кстати, благодаря пандемии понятие «очередь» теперь знает весь мир, потому что весь Нью-Йорк стоит в очередях в магазинах. Все как в советские времена! Конечно, ты могла кого-то знать, кого-то не знать. Дальше ты входила в здание этих театров и единственный ответ, который ты могла получить на любой вопрос от персонала «Не знаю! Как-то резко пообщаться, куда без этого. Но главной их задачей было говорить «Не знаю», не давать никакой информации.

Улицкая* и Хржановский* — иноагенты

Интервью записано в Potsdamer Platz Arkaden, рядом с кассами Berlinale 1. Видео: Игорь Магрилов Всегда больше информации на сайте www.

Наташа» которому, к слову, совсем недавно не выдали в России прокатное удостоверение, обозвав «пропагандой порнографии» участвовал в основном конкурсе Берлинского фестиваля и даже получил награду за операторские достижения. А шестичасовое «ДАУ. Дегенерация» показывали в программе Berlinale Special. При этом оба фильма вызвали споры в прессе — как российской, так и зарубежной: в «Наташе» больше всего вопросов вызвала несимулированная сцена секса, а также эпизод, где героиню насилуют с помощью бутылки; в «Дегенерации» многие были возмущены моментом, где осуждённый неонацист Максим «Тесак» Марцинкевич на камеру отрезает голову свинье, напевая «С чего начинается родина».

Несколько отечественных критиков даже написали открытое письмо президенту фестиваля Карлу Шатриану с вопросом, этично ли показывать на одном из важнейших европейских киносмотров фильмы, на съёмках которых к непрофессиональным актёрам применяли вполне реальное психическое и, возможно, физическое насилие. Позже это письмо попало на главную страницу Variety, одного из главных киносайтов мира — теперь, по слухам, его журналисты собирают материал обо всех преступлениях Хржановского, совершённых на съёмочной площадке. Скандалы вокруг «ДАУ», который ещё недавно был предметом обсуждения только в узких киноведческих кругах, всё чаще проникают в широкое общественное поле. В связи с этим мы решили рассказать вам вкратце, что же это вообще за проект — и как из байопика про лауреата нобелевской премии выросло «Сталинское Шоу Трумана», где люди три года добровольно жили в условиях жёсткой диктатуры. Режиссёр Илья Хржановский, только-только выпустивший свой дебютный фильм «4» — артхаусную драму по сценарию Владимира Сорокина «День опричника», «Норма» — всего-то собирался экранизировать мемуары Коры Ландау, жены советского ядерного физика и лауреата Нобелевской премии Льва Ландау. Хржановский мало смыслил в физике, но его заворожило откровение Коры насчёт их с супругом сексуальной жизни: чета Ландау договорилась о «брачном пакте о ненападении», по сути, о свободных отношениях.

Что, понятно, для конца тридцатых годов было не слишком свойственно. Режиссёра заинтересовала эта двойственность — как человек, живущий в тоталитарном несвободном обществе, мог позволить себе такую личную свободу. Чтобы адаптировать мемуары для экрана, он позвал всё того же писателя Владимира Сорокина. В 2008 году, после долгого препродакшена, начались съёмки. Хржановский быстро понял , что не хочет снимать фильм с настоящими актёрами — от них, мол, никогда не добиться «документальной точности». В итоге из основного каста профессиональное образование имеет только Радмила Щеголёва — она играет жену Ландау.

На роль сына профессора взяли Николая Воронова, музыканта и автора песни «Белая стрекоза любви». А самого физика сыграл Теодор Курентзис, известный греческий дирижёр, давно работающий в России. Этот выбор Хржановский обосновал тем, что «гений — всегда иностранец». Греки, как и евреи, — народ, тысячи лет назад имевший отношения с богами, что отражено в античной литературе и в Ветхом Завете. Античные герои обманывают, врут, убивают, и одновременно это существа высочайшей морали, просто они живут по другим законам. Илья Хржановский, режиссёр «ДАУ» Сначала были отсняты сцены в Москве и Санкт-Петербурге, затем производство переместилось в Харьков — там снималась большая часть фильма.

Потому что, во-первых, это намного дешевле, а, во-вторых, в украинском городе осталось много нетронутых зданий в стиле конструктивизма, очень важного для передачи атмосферы тех лет. Он задумал нечто по-настоящему глобальное: построить свой маленький микромир, где обычные люди, не актёры, будут жить по правилам сталинского времени, и наблюдать за тем, как под гнётом диктатуры в них начнут проявляться самые низменные человеческие качества. Во-первых, режиссёр намеревается как и в прошлом году, впрочем запустить знаменитый фильм «Дау» в апреле. Во-вторых, актёров на главные роли он теперь отбирает следующим образом: десять Ландау и десять Кор поселятся в одном доме, и та пара, которая продемонстрирует наибольшую совместимость и пр. Построй свою любовь! Вот это я понимаю.

Станислав Зельвенский, кинокритик Институт Там же, в Харькове, на месте заброшенного бассейна съёмочная группа «ДАУ» построила Институт — самую большую декорацию в Европе. Величиной то ли 6, то ли 13 тысяч квадратных метров данные в разных источниках разнятся — это был полноценный маленький город со своими улочками, квартирами и, конечно, лабораториями. Изначально Институт должен был выступать «в роли» Украинского физико-технического институте УФТИ , в котором реальный Ландау жил и работал на протяжении пяти лет в довоенное время. Но в итоге декорация, как и всё в этом фильме, переросла свой замысел — превратилась в гипертрофированный образец сталинской архитектуры с торчащими из стен руками с серпами. Институт Хржановский заселил людьми — обычными харковчанами и приезжими, которые работали в нём уборщиками, буфетчиками, обслуживающим персоналом или, например, сотрудниками милиции. На места учёных режиссёр позвал настоящих деятелей науки, которые действительно работали и проводили эксперименты внутри его огромной декорации впрочем, сам Хржановский слово «декорация» очень не любит.

Также у Института был собственный отдел НКВД, преимущественно составленный из реальных бывших «кэгэбэшников». В таком виде здание просуществовало с 2009-го по 2011-й, и каждый месяц жизни в нём приравнивался к кинематографическому году. Так «ДАУ» охватил три десятилетия — от середины 30-х до середины 60-х. Внутри Института действовали свои строгие правила. Расплачиваться в местном аутентичном буфете можно было только старыми советскими рублями, зарплата выдавалась ими же. Все работники на входе проходили анкетирование, после чего их реальную биографию адаптировали под время действия фильма, им выдавали одежду советского образца вплоть до нижнего белья, ходить в современном было строго запрещено и отбирали все гаджеты.

Ни одно устройство из современного мира — кроме тех, которыми пользовались кинематографисты — не могло попасть в Институт. К тому же, людей штрафовали, если они в беседах использовали выражения, которых не могло быть в речи тех годов. В некоторых комнатах стояли двусторонние зеркала, через которые операторы могли снимать находящихся там людей. Весь фильм он снял на 35-миллиметровую плёнку, недешёвую и сложную в обращении. Также специально для фильма Юргес разработал систему освещения, которая позволяла оператору снимать в любой момент, не тратя время на установку светового оборудования. При этом, если вдруг к человеку заходили люди с шумной плёночной камерой и начинали его снимать, он обязан был не обращать на них внимания и заниматься своими делами.

Первоначальная история Ландау в таких реалиях, конечно же, ушла далеко на второй план — хотя и сам герой тоже жил в Институте. Хржановский захотел зафиксировать жизнь каждого маленького человека в тиранической системе и то, как людей меняет существование в условиях постоянного гнёта. Чтобы подчеркнуть эту альтернативность, режиссёр даже сменил героям имена: Ландау превратился просто в Дау, его жена из Коры стала Норой, а коллега профессор Капица — Крупицей. Кроме обычных работников Институт посещали и различные знаменитости — как от мира науки, так и искусства. Например, на несколько дней в Институт приезжал Дейвид Гросс, лауреат Нобелевской премии по физике. А профессор тоже физики Андрей Лосев жил там с семьёй несколько лет подряд.

Побывала на съёмках легендарная сербская перформанс-художница Марина Абрамович и её бизнесмен-однофамилец, кстати, тоже , оперный режиссёр Питер Селлерс и театральный режиссёр Анатолий Васильев, исполнивший одну из центральных ролей, академика Крупицы. Этим людям платили гораздо больше, чем простым работникам, и содержали в гораздо лучших условиях — «пролетариат», по рассказам очевидцев, так вообще откровенно унижали. Впрочем, за «звёздами» также пристально следили, и любое их действие — включая те, что обычно не демонстрируют широкой публике — могло попасть на камеру. К слову о «платили». Изначально бюджет «ДАУ» составлял всего 5 миллионов долларов — частично это были деньги от российского и украинского министерств, частично от разных европейских фондов, поддерживающих авторское кино. Но деньги эти кончились ещё до начала непосредственной работы, и российский Минкульт тогда отозвал все выделенные средства.

Долгое время циркулировало огромное количество слухов — кто же всё-таки спонсирует этот безумный проект. В итоге бюджет «ДАУ», по некоторым данным, составил что-то около 57 миллионов долларов. Невероятные для российского кино деньги — для примера, даже блокбастеры типа «Вторжения» у нас снимают максимум миллионов за 10. Михаил Идов, режиссёр «Юмориста» и сценарист фильма «Лето», а на тот момент главный редактор российского GQ, в 2011-м побывал на съёмках в качестве репортёра и написал большой материал про внутреннюю кухню «ДАУ». Кто-то говорил, что весь проект — культ, и люди там работают бесплатно. Хржановский оккупировал весь город, говорили они, и закрыл аэропорт.

Нет-нет, настаивали другие, всё это — тюремный эксперимент, снятый скрытыми камерами. Михаил Идов, журналист, режиссёр, сценарист Он описал, как тщательно его обыскивали при входе в Институт и меняли внешность для большего соответствия эпохе. Идов был восхищён размерами съёмочной площадки, на которой он не увидел ни одной камеры — но люди все равно продолжали жить своей альтернативной, советской жизнью. Когда же он, общаясь с режиссёром, спросил будут ли для «достройки» декорации использовать CGI, тот одёрнул журналиста и попросил не говорить слов, не имеющих смысла в сеттинге «ДАУ». Ведь тогда его, как человека, пригласившего Идова, оштрафуют охранники — и не посмотрят на то, что он здесь босс. Вся декорация размером примерно с два футбольных поля, окружённая пятиэтажной фантазией на тему конструктивистской архитектуры.

Есть одно здание, похожее на мавзолей Ленина, такой странный зиккурат. Подобный Колизею стадион нависает над двумя серыми жилыми зданиями. По всему городу шумит атональная виолончельная музыка, исходящая из громкоговорителей, установленных на шесте. Единственная цель этого, кажется, в том, чтобы напрягать людей, держать их на грани. Михаил Идов, журналист, режиссёр, сценарист Хржановский был явно горд за своё творение — показывал журналисту холодильники, набитые совершенно свежей едой, но со сроком годности, истекающим в 1952 году. И хвалился звуком смыва в туалете — чтобы получить необходимый тон и тембр, режиссёр попросил установить по всему зданию водопровод конкретной ширины.

Идов также рассказал, что кинематографисты составили базу данных из 210 тыс. На интервью кандидатов расспрашивали на самые разные темы, включая самые откровенные, и часто задавали абстрактные вопросы вроде «Что для вас значит счастье?

По словам представителя Berliner Festspiele, организация намерена возвести копию Берлинской стены в исторически значимых местах города и снести её 9 ноября, так как именно тогда в немецкой истории произошли окончательная ликвидация монархии в 1918 году, а также события «Пивного путча» 1923 года, еврейских погромов «Хрустальной ночи» 1938 года и падения Берлинской стены в 1989 году. Ошибка в тексте?

Для этого и возят туда европейских детей, чтобы они были не только немцами или французами, а европейцами. В этом смысле война за память очень важна для Европы.

Илья Хржановский: Я хочу добавить про "можем повторить". Если ты воспитан в понимании, что война — это исключительно подвиг и победа, радость победы, только вознаграждение за нее, то тогда тебе очень хочется "повторить". Но если ты понимаешь, что война — это кошмар, гибель, боль, нищета, страдание, психологическая травма, то идея идти и повторить не возникнет. Надо отметить, кстати, что в России нет ни одного центра Холокоста. Еврейский музей есть, а про Холокост ничего нет. Прекрасный еврейский музей, но эта часть истории не обсуждена. А Украина была готова к сложному разговору об этой теме.

Собственно, мы искали язык для этого разговора, в этом была моя задача: как говорить о прошлом так, чтобы оно отзывалось в настоящем. Тогда, еще буквально два года назад, в страшном сне себе невозможно было представить то, что происходит сейчас наяву. Но, тем не менее, было понятно, что мы говорим про человека вообще и про то зло в большом смысле, которое проникает и растекается внутри войны в определенных моментах времени или обстоятельствах, в котором может оказаться каждый человек. Как его распознать, как не допустить, чтобы оно в тебе случилось? В этом была практическая задача этого проекта, решаемая через художественную форму. В процессе работы мы, в частности, использовали современные технологии так называемой Forensic Architecture. Есть такая компания английская, которой руководит Эйял Вайзман, которая производит расследование военных преступлений, современных военных преступлений по всему миру, используя различные технологии, связанные с анализом публичной даты, которая расположена в сети.

И анализируя эту дату, как выяснилось сейчас, даже отправляясь на 80 лет назад, что мы и сделали с Бабьим Яром, можно выяснить, например, где на самом деле происходили расстрелы, как на самом деле это происходило. Мы нашли сразу же, довольно быстро еще тысячи имен погибших, которые были неизвестны. И в Украине такая возникла группа, эта технология Forensic Architecture была развита, прогрессивно осмыслена замечательным украинским архитектором и нашим коллегой Максимом Рохманийко, который работал для Бабьего Яра. Новость заключается в том, что когда началась война, эта война уже, то выяснилось, что вся система расследований, исследований, анализа информации абсолютно актуальна для того, чтобы документировать, причем определенным образом, чтобы это было пригодно в суде, преступления настоящего. В этом смысле это был бесшовный переход от 1941 года в 2022-й. Так же, как и работа католического священника Патрика Дебуа, человека, который нашел тысячи общих могил расстрелянных в Украине и в Польше евреев. Он автор термина "Холокост".

Он нашел больше полутора миллиона человек. Это связано с его личной историей, с его отцом, дедом. Он не еврей, но тем не менее он сделал такой подвиг. А дальше он занимался уже преступлениями, массовыми убийствами в Ираке, в Сирии, в Африке и так далее. Как выяснилось, технику массовых расстрелов Холокоста используют по-прежнему современные массовые убийцы. И есть абсолютный протокол, как это делается. То есть массовые убийцы выяснили, что строить газовые камеры не нужно, потому что Холокост ассоциируется с газовыми камерами, так делать нельзя.

Но весь протокол, как приходят и сколько времени едят расстрельные команды, как они отдыхают — это всегда один и тот же протокол, вне зависимости от ментальности и страны. Мы сейчас наблюдаем это же в Бабьем Яру. Вы знаете, что в первые дни войны там была сожжена семья с детьми. Собственно, страна Украина стала превращаться в Бабий Яр. Александр Генис: Мы никогда не забудем страшные трагедии, ведь и Варфоломеевскую ночь помним до сих пор, а сколько веков прошло. Илья, вы говорите о том, что память важна для излечения травмы национального сознания. Каким вы видите этот процесс?

Илья Хржановский: Я считаю, что незамечание травмы, делание вида, что ее не существует, перепрыгивание ее — все это приводит к таким страшным искажениям, которые уже невозможно исправить. Я вырос в России, прожил там очень много лет, я знаю этих прекрасных людей, замечательных, я знаю людей и знаменитых, и талантливых, и простых людей, много замечательных людей, но мы же видим, что происходит. Как сказано у вашего друга Довлатова: "Кто же написал эти четыре миллиона доносов? Если это не отрефлексировано, если на площади перед Кремлем лежит Сталин, ему можно положить цветы, то о чем мы можем говорить? Как можно иметь дело с собою, если ты живешь в мире, и я в нем жил, допуская как норму то, что там лежит Сталин, и Ленин, и другие убийцы массовые? И Коммунистическая партия существует. Как это может быть?

Но выясняется, что так может быть. Как с этим иметь дело? Через простое упражнение: удержание в памяти, как в реальной жизни, того, что происходило с местом, в котором ты живешь, с местом, с которым ты связан корнями. Нужно понимать, куда идет и как устроена корневая система. Александр Генис: И какой инструмент вы видите для этого? Школа, пресса, телевидение? Как можно создать эту память?

Что вообще создает национальную память? Илья Хржановский: Во-первых, вначале произвести справедливую оценку происходящего. Должен быть процесс, который бы осудил и сделал бы объективные, легальные выводы, принял бы соответствующее решение относительно всех преступлений, которые были совершены за время советской власти, а как мы сейчас видим, и постсоветского времени. Это должно быть безусловно произведено. Не могут стоять памятники убийцам, не могут называться улицы их именами, не могут многие вещи и те нарративы, которые существуют, происходить так, как происходят.

Как Хржановский делал «Дау»

  • Минюст обновил списки иноагентов. В реестре — знаменитая писательница, режиссер и экс-депутат
  • Людмилу Улицкую и Илью Хржановского признали иноагентами - 1 марта 2024 - МСК1.ру
  • Илья Хржановский: «Человеку дан адский дар пандемии»
  • Режиссер Илья Хржановский попросил Мединского разрешить прокат всех частей «Дау»
  • Кто такой Илья Хржановский?
  • Улицкая* и Хржановский* — иноагенты

Минюст внес в реестр иноагентов писательницу Людмилу Улицкую и режиссера Илью Хржановского

Начинался в 2006 году как полнометражный художественный фильм о жизни гения в тоталитарную эпоху, сюжет которого был вдохновлен биографией советского физика Льва Ландау [12] [13] [14]. В 2009 году, после постройки в Харькове самой большой в Европе съемочной локации Институт, площадью 12 тысяч квадратных метров, [15] , [12] процесс съемок превратился в «тотальный перформанс» [16]. Принцип функционирования объекта и способ съемки послужил основанием для сравнения «Дау» с « Синекдоха Нью-Йорк » и « Шоу Трумана ». В кастинге приняло участие 392 тысячи человек [20] , в съемках — около 300 человек [13] , среди них учёные, художники, музыканты, философы, религиозные деятели, мистики, наряду с поварами, официантами, уборщиками, медсёстрами, парикмахерами и сотрудниками органов безопасности [13]. Все, кроме Дау дирижёр Теодор Курентзис , его жены актриса Радмила Щёголева , их сына в старшем возрасте — музыкант Николай Воронов и директора «Института» с 1938 по 1953 годы Крупицы театральный режиссёр Анатолий Васильев , жили в «Институте» под своими именами.

О чем вы говорите? Такого рода вещи меня шокировали. Она должна была пройти по очереди в Берлине, Париже и Лондоне. И называлась «Свобода, равенство и братство». Берлин был свободой, Париж — равенством и Лондон, соответственно, — братством.

В Германии мы должны были в течение одной ночи возвести Берлинскую стену и закрыть девять блоков домов в центре города. Мы это делали с Berliner Festspiele и мэрией Берлина, так как такие больше проекты можно реализовывать только с властью. Там нас поддержал президент Франк-Вальтер Штайнмайер, очень, кстати, образованный человек, который знает, кто такой художник Филонов. Мы с ним минут пять о нем говорили. Но потом оказалось, что городская управа против — такая демократия.

Проект был отменен и мы перешли сразу ко второй части «Равенство», которая проходила в двух легендарных театрах Парижа — Театре де ля Вилль и Шатле. Известных нам по Дягилевским сезонам и работам Сары Бернар. Между ними должен был быть построен мост, который из-за желтых жилетов тоже был отменен. Я хотел все перенести, но понял, что нужно открываться. И мы это сделали, правда, в совершенно другом режиме, чем хотели изначально.

Да, конечно. Идея была в том, что люди получали не билеты, а визы. Они должны стоять в очереди, писать бессмысленные бумажки, потом опять стоять и ждать. Мне хотелось сразу ввести понятие «очереди». Кстати, благодаря пандемии понятие «очередь» теперь знает весь мир, потому что весь Нью-Йорк стоит в очередях в магазинах.

Все как в советские времена! Конечно, ты могла кого-то знать, кого-то не знать. Дальше ты входила в здание этих театров и единственный ответ, который ты могла получить на любой вопрос от персонала «Не знаю! Как-то резко пообщаться, куда без этого. Но главной их задачей было говорить «Не знаю», не давать никакой информации.

Не было известно, какой фильм идет в каком зале, цены в буфете менялись несколько раз в день, то есть водка могла стоить то 2 евро, то 15. Ко мне подходили и возмущались: «Водка стоит 15 евро! Это справедливо? Смеется Все было всегда в движении, и ты сам должен был открывать себе этот мир, если ты хотел. Ведь можно было сразу развернуться и уйти.

Но если ты все-таки решался, в какой-то момент вливался в эту сплошную историю. Это был абсолютно уникальный опыт. Потому что когда ты создаешь какой-то условный мир, пространство, там дальше образуются свои законы, это не значит, что ты берешь на себя позицию творца, ты просто предлагаешь обстоятельства, а дальше все зависит от участников. Возникает экосистема жизни. Я представлял его себе не раз, но это сложная история.

Для этого нужно иметь все разрешения, учитывая некий радикализм «Дау». Мы про это думали, но до практической части никогда не доходило. К сожалению, Министерство культуры уже не дало разрешения на показы некоторых наших фильмов и обвинило нас в пропаганде порнографии. Что, разумеется, мы будем оспаривать в суде. Еще один вопрос от читателей: было ли тебе страшно во время съемок или перед их началом?

В течение всего периода, вне зависимости от съемок, на площадке не допускались современные предметы, современная речь, попасть туда можно было только в костюме и с исторической прической — таким образом любой посетитель площадки гость, член съемочной группы при попадании на нее становился персонаже [27] [24] [31]. Сценария не было, персонажи реагировали, взаимодействовали, совершали поступки в предложенных обстоятельствах, иногда подолгу живя в декорациях [12] [32] [24]. Длительность отснятого материала составила 700 часов [12] [13] [33]. Смонтированные из этого объема 13 фильмов различных жанров [33] были представлены на премьере проекта в Париже в 2019 году. Жанр проекта критики определяют как «жанр культуры 30-х-60-х» [36] , «самый масштабный эксперимент в области театра» [37] , «тотальный эксперимент» [16].

Мир «Дау» выстроен как тотальная инсталляция именно для того, чтобы населяющие ее люди имели возможность свободно передвигаться, выстраивать индивидуальные траектории и судьбы, самостоятельно управлять тем, что они говорят и делают. Режиссер — тот, кто придумал правила. А дальше подчиняется им сам, наравне с остальными что-то подобное Триер делал в «Догме 95». Но свобода, данная им исполнителям, поистине беспрецедентна. Возможно, поэтому мифологии вовне проекта — о тоталитарном ужасе Института, об унижениях его обитателей — противостоит внутренняя мифология: многочисленные истории людей, которые прошли через опыт «Дау» и полностью изменили свои жизни: сменили профессии, нашли любовь, вышли замуж или женились, вышли из полосы неудач, преобразились. Форма отвечает содержанию. В воспоминаниях Коры Ландау режиссера поразил парадокс: немыслимая свобода мысли и тела внутри сталинской системы. Примерно то же самое происходит в Институте «Дау». Это не только масштабный аттракцион по воссозданию советского ада со всеведущими и всевластными спецслужбистами, но и алхимическая лаборатория по выплавлению человека нового образца, который научится игнорировать социальные ограничения и превратится в нечто большее. Сможет любить, мыслить, творить, не обращая внимания на контекст. Марина Абрамович. Фотограф: Jorg Gruber Неверно считать, будто Хржановский не осознает опасности этой фаустовской амбиции. Подытоживающий фильм «Дау», самый длинный в проекте у него есть короткая шестичасовая версия и полная, десятичасовая , показывает крах утопического проекта и завершается разрушением Института. На дворе 1960-е, время массовых репрессий позади. Молодежь с модными прическами танцует под рок-н-ролл и украдкой покуривает травку. Сначала в Институте происходит путч: сластолюбивого директора ловят с очередной секретаршей и смещают, его кресло занимает главный особист Владимир Ажиппо настоящий испытанный тюремщик и, вне конкуренции, самый страшный персонаж «Дау». Потом молодых ученых отлавливают по одному, угрожают, прессуют, насильно бреют наголо. И они вдруг исчезают, будто испаряются. Вместо них появляются другие бритоголовые ребята: крепкие, оптимистичные, с радостью принимающие участие в экспериментах евгенического толка: в Институте будто в голливудском боевике пытаются создать «универсальных солдат». Эти роли играют неонацист Максим Марцинкевич, он же Тесак, и его единомышленники-подручные. Они и уничтожат Институт в финале, исполняя прямой приказ генерала КГБ. Их анархическая оргия разрушения — еще одна форма свободы, пугающая. И дверь, открытая в сегодняшний день; тут 1960-е уже явно ни при чем. Можно бесконечно спорить и сомневаться, о чем «Дау», есть ли за абсолютно новаторской формой столь же глубокое и актуальное содержание. Очевидно, каждый зритель увидит здесь что-то свое и никто не увидит одного и того же, материала слишком много, чтобы допустить синхронизацию ощущений и выводов. Но центральная идея кажется слишком прозрачной, чтобы ее не заметить.

Режиссер Илья Хржановский попросил Мединского разрешить прокат всех частей «Дау»

В свою очередь режиссер фильма «Дау» Илья Хржановский отказался показывать в кинотеатрах только те части картины, которые допустили в прокат. Минюст РФ внес в реестр иностранных агентов писательницу Людмилу Улицкую и режиссера Илью Хржановского, которые проживают за пределами России. Создатели фильма «Дау» режиссера Ильи Хржановского обратились в Арбитражный суд с требованием признать незаконным решение Минкультуры РФ о частичном отказе в выдаче прокатного удостоверения этой картине. Писатель Дмитрий Быков взял большое интервью у режиссёра Ильи Хржановского, автора масштабного проекта «Дау», который в 2019 году также стал художественным руководителем мемориала Холокоста в Бабьем Яру. Наташа» Ильи Хржановского наградили на Берлинале за операторскую работу. Мой первый собеседник – режиссер, продюсер грандиозных мемориальных проектов Илья Хржановский, с которым мы обсуждаем проблему памяти как терапии национальной травмы.

Минюст РФ признал иноагентами писательницу Улицкую и режиссера Хржановского

Дегенерация» снимал как часть проекта кинокартин о физике Льве Ландау российский режиссер Илья Хржановский. Российский режиссер Илья Хржановский ушел с поста художественного руководителя Мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве. Биография режиссера Ильи Хржановского: личная жизнь, развод с женой, отец Андрей Хржановский. Так появилась должность художественного руководителя, которую занял Илья Хржановский — российский режиссер и автор «Дау». Российского режиссера Илью Хржановского обвиняют в злоупотреблении властью.

Минюст РФ признал писательницу Людмилу Улицкую* и режиссера Илью Хржановского* иноагентами

Илья Хржановский режиссёр — все новости по теме на сайте издания Илья Хржановский на съемках «Дау». Я должен создать человеку, исполняющему ту или другую роль, такие условия, чтобы он вошел в кадр всей, собственно, своей жизнью, которая была до меня. Наташа» Ильи Хржановского наградили на Берлинале за операторскую работу. Режиссер Илья Хржановский стал худруком мемориального центра «Бабий Яр».

Писательница Улицкая и режиссер Хржановский пополнили ряды иноагентов

В Париже состоялся трехнедельный марафон проекта Ильи Хржановского «Дау», который был задуман как байопик физика Льва Ландау, а превратился в огромное и дорогое авторское высказывание. Режиссер Илья Хржановский рассказал Даше Веледеевой, как превратить игру в реальность и почему пандемия – самый масштабный проект всех времен. Корреспондент телеканала «Кино ТВ» встретился в Берлине с автором проекта «Дау» Ильей Хржановским, чтобы поговорить с ним о фильмах «Дау. Биография режиссера Ильи Хржановского: личная жизнь, развод с женой, отец Андрей Хржановский.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий