Григоровичу же Достоевский доверил стать первым читателем «Бедных людей».
Предпосылки и история создания романа.
Достоевский бедные люди книга. Бедные люди Роман книга. Некрасов о бедных людях Достоевского. Альманах Петербургский сборник Некрасова. Петербургский сборник 1846 Некрасов. Альманах физиология Петербурга Некрасов. Петербургский сборник, изданный н. Федор Достоевский в инженерном училище. Достоевский в 1838.
Первые литературные публикации Достоевского. Первые литературные опыты Достоевского. День Достоевского. День Достоевского 4 июля. Газета день Достоевского. Достоевский фёдор Михайлович произведения. Ф М Достоевский произведения список. Известные романы Достоевского.
Последний Роман Достоевского название. Достоевский белые ночи. Повести и романы Достоевского. Книги ф м Достоевского белые ночи. Достоевский белые ночи обложка книги. Преступление и наказание прижизненное издание. Достоевский братья Карамазовы прижизненное издание. Достоевский ф.
Произведение двойник Достоевского. Произведения Достоевского бедные люди. Роман бедные люди Достоевский. Повесть бедные люди. Федор Достоевский братья Карамазовы. Федор Михайлович Достоевский буклет. Братья Карамазовы Федор Достоевский книга. Бедные люди презентация.
Роман Достоевского 1868. Ф М Достоевский преступление и наказание. Преступление и наказание 1866. Преступление и наказание бедные люди. Бедные люди Федор Достоевский книга. Фёдор Достоевский юбиляр. Творчество Достоевского. Достоевский книги.
Буклет к 200-летию ф. Достоевский - Роман «Униженные и оскорбленные». Достоевский 200 лет со дня рождения. Иллюстрации к произведениям Достоевского. Коллаж по произведениям Достоевского. Драматургия Достоевского. Достоевский преступление и наказание. Достоевский Униженные и оскорбленные.
Роман преступление и наказание. Униженные и оскорбленные Достоевский в преступление и наказание. Униженные и оскорбленные первое издание. Достоевский Униженные и оскорбленные иллюстрации. Достоевский изображение в виде книг. Достоевский идиот первое издание. Двойник» 1846 Федора Михайловича Достоевского. Достоевский в Омском Остроге каторга.
Достоевский на каторге в Омске. Достоевский в ссылке в Омске. Роман ф. Роман «преступление и наказание» 1866. Анализ романа ф.
Согласно прозвучавшему на презентации мнению, эти материалы например, талантливый отзыв Фридриха Фердинанда Леве, напечатанный в августе 1846 года немецкоязычной газетой St. Petersburgische Zeitung заслуживают большого внимания. Как отметил в своем вступительном слове Константин Баршт, это одна из немногих адекватных рецензий тех лет, ведь роман вызвал шквал критики со стороны презирающих "петербургскую литературу" московских славянофилов, а также многих писателей и критиков старшего поколения. Автор немецкого отзыва, полагая, что жесткая критика Достоевского, звучащая на страницах популярных печатных изданий, проживет недолго, "решительно подтверждает великую заслугу господина Достоевского перед родной литературой" и даже "без колебаний" ставит "Бедных людей" в один ряд с "Вертером" Гете. Более того, Леве считает необходимым подчеркнуть, что "с сим произведением в русскую литературу входит совершенно новый язык… это повседневная речь в лучшем и самом высоком смысле слова". Один из наиболее известных специалистов в области изучения раннего творчества Достоевского, сотрудник ИРЛИ Пушкинского дома РАН Ирина Якубович, честно призналась, что идея отдельного издания романа "Бедные люди" вначале вызвала у нее некоторое удивление. Творческая история произведения, изложенная в научном издании "Бедных людей" существенно отличается от версии, содержащейся в академическом собрании сочинений. Здесь присутствует свой взгляд, и история создания произведения предстает в ином, значительно расширенном виде. В связи с этим в книгу включены письма, относящиеся к довольно широкому периоду - начиная с 1838 года, времени, когда началась подготовительная работа к написанию дебютного романа Достоевского. Ирина Якубович нашла такой подход оправданным, поскольку до сих пор не утихают споры о том, каковы были обстоятельства, в которых происходил дебют классика мировой литературы. Ни мемуарные свидетельства, ни исторические документы, ни высказывания самого Достоевского не дают точного ответа на вопрос - что считать периодом работы над "Бедными людьми". Согласно концепции составителя книги, подготовительной работой над дебютным произведением Достоевского, написанным в эпистолярной форме, следует считать раннюю переписку с его братом Михаилом Михайловичем.
В пансионе Федор начинает задумываться о карьере литератора. Но отец категорически против! Достоевский привозит сыновей в Санкт-Петербург — поступать в инженерное училище. В училище Федор много читает и, конечно, пишет сам. Правда, от юношеских произведений сохранились только названия. Писательство настолько захлестнуло молодого человека, что по окончании училища он прослужил инженером только год. А затем уволился, решив посвятить себя литературе. Взлет, падение, взлет Известность пришла к Ф. Достоевскому почти сразу — в 1845 году он завершил свой первый роман «Бедные люди», и тут же о нем заговорили как о «новом Гоголе». Начинающий писатель заводит знакомства среди литераторов, критиков и общественных деятелей Петербурга. В частности, он знакомится с мыслителем М. Петрашевским и начинает посещать его «пятницы», где обсуждают свободу книгопечатания, перемену судопроизводства и освобождение крестьян. Самые радикальные петрашевцы объединились в тайное общество, которое ставило своей целью осуществление государственного переворота в России. И хотя дальше чтения запрещенной литературы Достоевский не заходил, в 1849 году он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Суд приговорил писателя к расстрелу, но позднее смертную казнь заменили каторгой. Причем Достоевскому и его товарищам пришлось пройти через инсценировку казни: им зачитали приговор, преломили над головой шпагу и только потом объявили о помиловании. Нервное напряжение оказалось настолько сильным, что один из приговоренных сошел с ума. Что помогло сохранить рассудок Достоевскому? Возможно, вера.
Под руководством Спешнева организуется особое тайное общество, куда вошли наиболее решительные петрашевцы: Достоевский, Н. Мордвинов, Н. Момбелли, П. Филиппов, Н. Григорьев, В. Достоевский предлагает А. Майкову вступить в «особое тайное общество с тайной типографией», во главе которого стоит Н. Спешнев 23 апреля 5 мая Рано утром проходят аресты членов кружка Петрашевского. Достоевского арестовывают в 4 часа утра. Всего в эту ночь арестовано «36 человек разного звания». Приговор рассмотрен генерал-аудиториатом.
«Преступлению и наказанию» 150 лет
Первое произведение Достоевского, первый роман и неизданные драмы. Вы здесь: Архив новостей Величайший роман Достоевского. Одной из первых публикаций произведений Достоевского на иностранном языке стал немецкий перевод Вильгельма Вольфсона (Wilhelm Wolfsohn, 1820—1865) отрывков из романа «Бедные люди», опубликованный в журнале Sankt-Petersburgische Zeitung в 1846—1847 годах.
В Петербурге представили научное издание первого романа Достоевского
Вы здесь: Архив новостей Величайший роман Достоевского. Первые произведения Достоевский начал писать еще будучи студентом инженерного училища, но, к сожалению, они не были изданы и не сохранились. Достоевский допускает также ошибку, когда утверждает в своих воспоминаниях, что роман «Бедные Люди» был его первым литературным произведением. Творческий и жизненный путь Первой напечатанной работой Федора Достоевского стал перевод с французского романа Оноре де Бальзака "Евгения Гранде", вышедший в 1844 г. в журнале "Репертуар и пантеон".
Первый роман Достоевского
Достоевский развивает тему «сострадания» в романе «Идиот» (1869 г.) – в своём важнейшем произведении после «Преступления и наказания». Отдельное издание романа вышло спустя год, став дебютной книгой Федора Михайловича Достоевского. «Бедные люди» — первый роман Фёдора Михайловича Достоевского, начатый им в1844 году и после многочисленных переделок законченный в мае1845 года. Первое произведение Ф.М. Достоевского, опубликованное в 1845 г. в“Петербургском сборнике”, принесшее автору славу “нового Гоголя” – повесть. Роман «Бедные люди» еще не был напечатан, а уже принес Достоевскому славу и знакомство с литературным бомондом Петербурга.
Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»
Это произведение печаталось в журнале с перерывами в течение всего года, а заключительные главы и эпилог появились в декабре. Обложка июньской книжки журнала «Русский вестник» за 1866 год с публикацией второй части романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Таким образом, весь 2016 год — это год 150-летия «Преступления и наказания», великого русского романа, который еще во время публикации взбудоражил общественное мнение и остается в центре идейных баталий и спустя полтора столетия. Роман Достоевского комментировали диктаторы и психоаналитики, революционеры и богословы, медиамагнаты и кинорежиссеры. Образ Родиона Раскольникова — бедного студента, оправдывающего убийство старухи-процентщицы никчемностью ее существования и своей потребностью в деньгах ради «свершения дел добрых», — остается самым узнаваемым и самым цитируемым образом русской литературы в мире, а сам роман прочно ассоциируется за рубежом с самим понятием русской литературной классики.
Приближалась «самая восхитительная минута во всей [его] жизни... Май 1845 г. Белая ночь, «чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель».
На втором этаже небольшого дома на углу Владимирского проспекта и Графского переулка у окна сидит молодой человек. У него крупные черты лица, большой широкий лоб, а над тонкими губами короткие, редкие светло-каштановые усы. В серых, исподлобья хмурящихся глазах — озабоченность.
Совсем недавно он закончил рукопись первого литературного произведения — романа «Бедные люди», а вчера дал ее молодому литератору, товарищу по Главному инженерному училищу Дмитрию Григоровичу , с которым они вместе снимают эту квартиру. Понравится ли Д. Поймет ли он, сколько здесь искреннего чувства и напряженной духовной работы?
Шум около входных дверей, и на пороге комнаты появляется Дмитрий Григорович вместе с незнакомым молодым человеком. Это поэт и издатель Николай Некрасов. Григорович и Н.
Некрасов, не отрываясь, прочли вслух всю рукопись, в четыре часа ночи прибежали к автору и в совершенном восторге, чуть не плача, бросились его обнимать. Через много лет Достоевский вспоминал об этом: «Они накануне вечером воротились рано домой, взяли мою рукопись и стали читать на пробу: "С десяти страниц видно будет". После ухода Григоровича и Некрасова Достоевский не мог заснуть.
Некрасов передал рукопись В. Белинскому , который пожелал познакомиться с начинающим писателем. Встреча состоялась.
Белинский «заговорил пламенно, с горящими глазами: "Да вы понимаете ль сами-то, — повторял он мне [Достоевскому] несколько раз и вскрикивая по своему обыкновению, — что вы такое написали! Не может быть, чтобы вы в ваши двадцать лет уж это понимали. Да ведь этот ваш несчастный чиновник — ведь он до того заслужился и до того довел себя уже сам, что даже и несчастным-то себя не смеет почесть от приниженности и почти за вольнодумство считает малейшую жалобу, даже права на несчастье за собой не смеет признать, и, когда добрый человек, его генерал, дает ему эти сто рублей — он раздроблен, уничтожен от изумления, что такого, как он, мог пожалеть "их превосходительство", не его превосходительство, а "их превосходительство", как он у вас выражается!
А эта оторвавшаяся пуговица, а эта минута целования генеральской ручки, — да ведь тут уже не сожаление к этому несчастному, а ужас, ужас! В этой благодарности-то его ужас! Это трагедия!
Вы до самой сути дела дотронулись, самое главное разом указали. Достоевский уходит от Белинского «в упоении»: «Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни. Я в каторге, вспоминая ее, укреплялся духом.
Теперь еще вспоминаю ее каждый раз с восторгом». Первое произведение Достоевского «Бедные люди», увидевшее свет 15 января 1846 г. Появлению шедевра предшествовала необычайно кропотливая и тщательная работа писателя.
Работа над переводом «Евгении Гранде» помогает Достоевскому отказаться от драматических планов: под впечатлением от повести Бальзака о несчастной девушке он задумывает свое первое произведение «Бедные люди». Достоевский сообщает брату: «У меня есть надежда. Я кончаю роман в объеме "Eugenie Grandet".
Роман довольно оригинальный. Я его уже переписываю, к 14-му я, наверно, уже и ответ получу за него. Я моей работой доволен.
Получу, может быть, руб. Григорович, свидетельствующий, что денег у них с Достоевским хватало только на первую половину месяца, а остальные две недели они питались булками и ячменным кофеем, вспоминает: «Когда я стал жить с Достоевским, он только что кончил перевод романа Бальзака "Евгения Гранде". Бальзак был нашим любимым писателем...
Достоевский между тем просиживал целые дни и часть ночи за письменным столом. Он слова не говорил о том, что пишет: на мои сообщения он отвечал неохотно и лаконически; зная его замкнутость, я перестал спрашивать. Я мог только видеть множество листов, исписанных тем почерком, который отличал Достоевского; буквы сыпались у него из-под пера точно бисер, точно нарисованные...
Как только Достоевский переставал писать, в его руках немедленно появлялась книга... Усиленная работа и упорное сидение дома крайне вредно действовали на его здоровье; они усиливали его болезнь, проявлявшуюся несколько раз еще в юности, в бытность его в училище. Несколько раз во время наших редких прогулок с ним случались припадки...
После таких припадков наступало обыкновенно угнетенное состояние духа, продолжавшееся дня два или три». Рукопись «Бедных людей» Достоевский закончил в 1844 г. Около половины марта я был готов и доволен».
Достоевский никак не может удовлетвориться формой, он хочет совершенства. Это стремление к совершенству осталось на всю жизнь. Бесконечная нужда, заставлявшая работать с чудовищной быстротой, чтобы получить скорее гонорар, была действительно трагедией его творческой работы: лишь два раза в жизни, когда Достоевский писал первое произведение «Бедные люди» и когда он через тридцать пять лет создавал последнее произведение «Братья Карамазовы» , он имел возможность спокойно поработать, не наспех, тщательно обдумав план и строго следя за языком и стилем.
Это наглядно подтверждает творческая работа над «Бедными людьми». Казалось, вторая переделка Достоевского удовлетворяет, когда он пишет брату: «Моим романом я серьезно доволен. Это вещь строгая и стройная», но тут же писатель добавляет: «Есть, впрочем, ужасные недостатки».
Взыскательная переработка первого романа — не только поиски его совершенной формы, но и начало творческой биографии будущего великого писателя, который уже предчувствует крестный путь в русской литературе и трагическую судьбу. На каждое свое произведение, в том числе и на «Бедных людей», Достоевский смотрел как на произведение, от которого зависит вся его жизнь, вся судьба, все творчество. Если же говорить о «Бедных людях», то к этому добавлялись еще запутанные денежные дела, грозящие полным разорением, подорванное здоровье и полная неясность литературных планов.
Вот почему с первым произведением Достоевский связывает вопрос о жизни и смерти: «Дело в том, что я все это хочу выкупить романом. Если мое дело не удастся, я, может быть, повешусь» из письма брату от 24 марта 1845 г. Жизнь или смерть, все или ничего, быть или не быть — вот последние, предельные вопросы, сопровождавшие рождение великого писателя.
И когда Достоевский сообщает брату, что он в «Инвалиде», в фельетоне только что прочел о немецких поэтах, умерших от голода, холода и в сумасшедших домах, и ему «до сих пор как-то страшно», то он связывает судьбу этих немецких поэтов с собственной литературной и жизненной судьбой в случае неудачи первого произведения «Бедные люди». Поэтому Достоевский упорно ищет подходящую художественную форму. Через полтора месяца после второй переделки, в апреле 1845 г.
Достоевский пишет брату: «Я до сей самой поры был чертовски занят. Этот мой роман, от которого я никак не могу отвязаться, задал мне такой работы, что если бы знал, так не начинал бы его совсем. Я вздумал его еще раз переправлять, и ей-Богу к лучшему; он чуть ли не вдвое выиграл.
Но уже теперь он кончен, и эта переправка была последняя. Я слово дал до него не дотрагиваться... Однако три переделки «Бедных людей» — это не только поиски адекватной художественной формы, но и свидетельство напряженной духовной работы автора, серьезного изменения в его мироощущении, о чем Достоевский доверительно дает понять брату: «Я страшно читаю, и чтение странно действует на меня.
Что-нибудь, давно перечитанное, прочитаю вновь и как будто напрягусь новыми силами, вникаю во все, отчетливо понимаю и сам извлекаю умение создавать. Тогда было ребячество, вздор.
А вскоре перед ехавшими открылась большая площадь — эспланада Омской крепости. Кругом вдали виднелись городские постройки, посреди площади — старая городская роща с кривыми, редко разбросанными березами и небольшим, занесённым снегом вокзалом. Тройки повернули к земляной второклассной крепости», — писал омский краевед А. Источник: wikipedia. Острог стоял на краю крепости и расположен был в её Степном бастионе.
Прибывших в острог петрашевцев Достоевского и Дурова отвели в кордегардию караульную , где им немедленно придали новое обличие арестантов. Достоевскому обрили голову, он был облачён в двухцветную куртку с жёлтым тузом на спине и покрыт мягкой бескозыркой. В таком виде он вступил в каторжный каземат. Как и все окружавшие его арестанты, Достоевский был закован в кандалы. Вместе со всеми заключёнными он ходил на работы. Их водили на кирпичный завод, расположенный на правом берегу вниз по Иртышу, верстах в трёх или четырёх от крепости. Работа на заводе была трудной.
В сарае, стоявшем на пустынном берегу Иртыша, Достоевский обжигал и толок алебастр. По приходе арестанты растапливали печь и укладывали в неё алебастр. Когда алебастр был уже совсем обожжён, его выгружали в ящики. Затем каждый арестант брал свой ящик и тяжёлой колотушкой дробил его.
В князе Мышкине соединились черты образа Христа и одновременно ребенка, умиротворенность, граничащая с беспечностью, и невозможность пройти мимо беды ближнего. В обществе «нормальных» людей, одержимых корыстью и разрушительными страстями, князь Мышкин — идиот. В мире, где красота замутнена нечистыми помыслами людей, такой герой беспомощен, хотя и прекрасен. Но «красота спасет мир!
Первое опубликованное произведение достоевского
Работа над романом «Преступление и наказание» проходила в условиях отчаянного безденежья. Именно тяжелая нужда заставила Достоевского летом 1865 года обратиться в ряд периодических изданий с просьбой купить у него еще не написанную вещь — повесть или роман. Получив отказ в «Отечественных записках», «Библиотеке для чтения» и «Современнике», он предложил ее издателю «Русского вестника» М. Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких подозрений на него нет и быть не может. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берут свое, и он кончает тем, что принужден на себя донести». Достоевский Ф. Преступление и наказание: В 2 т. СПб: Типография бр. Пантелеевых, 1877. Тираж 2000 экз.
В полукожаном пер. Крышки переплета оклеены «мраморной» бумагой, на корешке тисненное золотом заглавие. Блоки не обрезаны. На переднем форзаце экслибрис драматурга А. На передней обложке т. На шмуцтитулах, титульных листах и в тексте обоих томов многочисленные штемпельные экслибрисы: «Юрий Шубин». В тексте первого тома многочисленные пометы простым карандашом: вписанные названия глав, отчеркивания и т.
Но звезда под именем «Достоевский» зажглась. Сам автор в письме к своему брату Михаилу писал: …никогда, я думаю, слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное. Он почти полностью состоит из 54 писем, которыми обмениваются Макар Девушкин и Варвара Добросёлова. И лишь несколько страниц в нем посвящены дневнику о прошлом Варвары. Два главных героя — Макар и Варвара — «маленькие» люди. Они живут на грани нищеты в петербургских коммуналках.
Род Федора Михайловича имеет белорусские корни и известен с конца XV века. В 1506 году его предки получили грамоту на д. Достоево Ивановский район, Брестская область. С этого времени название этого селения стало родовым прозвищем предков писателя. Отец семейства, Михаил Андреевич Достоевский, работал в Мариинской больнице для бедных штаб-лекарем. Мать, Мария Федоровна Достоевская девичья фамилия Нечаева , происходила из купеческого рода. Будущий писатель получил хорошее домашнее образование, затем три года учился в престижном московском пансионе Л. В 1838-1843 годах Федор Достоевский учится в Инженерном училище. Окончив его, он поступает на службу в инженерный корпус. Однако в 1844 году уходит в отставку, чтобы посвятить себя литературе. В это же время он начинает писать роман "Бедные люди". Произведение было напечатано в 1846 году в альманахе "Петербургский сборник". Что примечательно, критик Виссарион Белинский и редактор альманаха Николай Некрасов прочли рукопись за одну ночь. С первым романом Достоевский становится знаменит в литературных кругах. Однако последующие повести "Двойник" и "Хозяйка" были неоднозначно воспринятыми "товарищами по цеху". Несмотря на то, что Белинский и его круг отмечали талант Достоевского, они упрекали его в затянутости, чрезмерной фантастичности этих произведений и в сильном подражании Гоголю, вплоть до заимствования.
Достоевский и раньше отличался азартностью и проигрывал немало денег в бильярд, но рулетка просто сводила его с ума при этом популярный тогда карточный преферанс он презирал и искренне недоумевал, как люди могут тратить время на подобную ерунду. Он был одержим идеей создать идеальную систему, которая позволит ему всегда выигрывать, и, как ему казалось, создал её. Однако система каждый раз давала сбой, но Достоевский винил в этом не саму систему, а себя, он считал, что он недостаточно хладнокровен, а система идеальна и работает. Нельзя сказать, что Достоевскому не везло, иногда он выигрывал очень внушительные суммы, но почти сразу же проигрывал их и даже залезал в долги, чтобы отыграться. В казино Висбадена Достоевский поначалу выиграл достаточно крупную сумму, но вскоре настолько проигрался, что задолжал даже хозяину отеля, в котором жил. В отчаянии писатель рассылал всем знакомым и друзьям письма с мольбами выслать денег, чтобы расплатиться хотя бы с хозяином отеля, который всё это время держал его на хлебе и воде. Чтобы расплатиться по многочисленным долгам, в том числе и умершего брата, чьи долги он по-братски принял на себя, Достоевский подписывает кабальный и унизительный контракт с издателем Стелловским, обязуясь в кратчайшие сроки написать роман. Так появляется "Игрок" — один из самых знаменитых романов Достоевского, отчасти биографический. Вероятно, это одна из самых необычных предысторий написания великого романа в истории литературы. Также благодаря этому роману Достоевский познакомился со своей второй женой — Анной Сниткиной, которую он нанял стенографисткой, чтобы ускорить написание романа, и влюбился в процессе работы. Именно этой женщине Достоевский обязан спасением из бездны игромании и некоторой финансовой стабилизацией. Игроманские запои продолжались и при новой жене. В 1867 году он снова проигрывается в пух и прах в одном из немецких казино и пишет жене слёзное письмо с просьбой выслать денег, чтобы расплатиться по долгам перед хозяином отеля. Он весьма убедительно описывает жене все свои ошибки и клянётся, что теперь-то уж точно не будет играть и возвращается домой. А через день шлёт новое отчаянное письмо, в котором сообщает, что он проиграл и те деньги, которые жена выслала ему на оплату долгов, и просит выслать новые. Однажды Достоевскому пришло в голову, что его система выигрышей не работает потому, что ему не хватает хладнокровия в ключевые моменты, поэтому его должен сопровождать более спокойный человек. Он стал брать в заграничные вояжи свою жену, которой пришлось сполна познать недуг мужа. Достоевский проигрывал все деньги, закладывал украшения и платья жены, чтобы расплатиться по долгам, после чего возвращался в слезах и признавался, что проиграл и те деньги, которые предназначались для возврата долгов. Достоевский 10 лет провёл в игроманском угаре, всё надеясь выиграть огромную сумму, чтобы расплатиться со всеми долгами, но после очередного проигрыша писателя внезапно "отпустило", о чём он с удовольствием написал жене. С апреля 1871 года Достоевский больше никогда не подходил к рулетке. Деньги играют важную роль во многих романах Достоевского. Они сводят героев с ума и толкают на самые страшные преступления. Они были важной темой и для самого Достоевского. Он играл в рулетку не потому, что ему нравился процесс, а потому, что был одержим навязчивой идеей выиграть крупную сумму. При этом Достоевский добился цели, которую себе ставил, он стал профессиональным литератором и зарабатывал только писательским трудом, что было относительно редким явлением в те времена, когда писателями были либо праздные богачи, либо высокопоставленные чиновники. Достоевский не был самым высокооплачиваемым писателем в стране, но зарабатывал достаточно. Сам он оценивал свой средний годовой доход в 8—10 тысяч рублей, что позволяло ему ни в чём себе не отказывать и содержать семью. При этом Достоевский совершенно не умел управляться с деньгами. Один его приятель вспоминал, что юный Достоевский в годы учёбы однажды получил из дома тысячу рублей сумму, которой студенту хватило бы почти на год жизни , но уже не следующий день вынужден был занимать у него 5 рублей. Несмотря на неплохой доход, Достоевский постоянно был в долгах, доходило до того, что он вынужден был скрываться от кредиторов. Своего племянника в письме, присланном из Москвы, он просил ни в коем случае не раскрывать его местонахождение кредиторам. Ситуация улучшилась только в 70-е, когда его жена взяла на себя все финансовые вопросы и стабилизировала бюджет, а сам Достоевский наконец отказался от игры в казино. Достоевский конкурировал за звание главного русского писателя с двумя выдающимися современниками: Тургеневым и Толстым. С Тургеневым конкуренция была особо острой, поскольку дополнялась ещё и личной враждой, возникшей ещё в молодые годы в литературных кружках столицы. Поначалу наиболее высоко котировался Тургенев, затем пальму первенства перехватил Толстой. Но к концу жизни Достоевский сравнялся с Толстым. Достоевского часто критиковали за бедность языка. Выдающийся художник слова Бунин морщился: "Знаете, почему у Достоевского нет описаний природы? Да потому что он не умеет писать! В "Бесах" он выступает уже не как писатель, а как пророк и визионер. В сцене бала, в описании одного из выступавших революционеров, ясно угадывается грядущий вождь пролетариата Ленин: "Улыбок не примерял, хотя часто и плотоядно улыбался. Ростом он был мал, лет сорока на вид, лысый и плешивый, с седоватою бородкой, одет прилично. Но всего интереснее было, что он с каждым поворотом подымал вверх свой правый кулак, мотал им в воздухе над головою и вдруг опускал его вниз, как будто разбивая в прах какого-то сопротивника". Достоевский признавал, что его язык нельзя оценить как вершину мастерства, но на это у него были вполне убедительные аргументы. И Тургенев потомственный миллионер , и Толстой аристократ-миллионер никогда ни в чём не нуждались и могли позволить себе потратить год на то, чтобы обдумать, как лучше сформулировать пару строк из произведения.