В фильме «РенеSSанс» — воспоминания узниц немецкого лагеря смерти, рассуждения легионера войск СС и комментарии историков. В фильме «РенеSSанс» — воспоминания узниц немецкого лагеря смерти, рассуждения легионера войск СС и комментарии историков. Небольшой документальный фильм об концентрационном лагере Освенцим. короткометражный документальный фильм о финских концентрационных лагерях, которые были организованы в Петрозаводске в период с 1941 по 1944 годы. Истории узников лагерей смерти в документальном фильме МТРК «МИР».
«Зона интересов»: жуткий фильм об ужасах Освенцима без единой сцены насилия
Выстрелы, приказы на немецком, вопли боли. Иногда они сливаются с веселыми криками и разговорами детей Хессов, да так, что порой не определить, кто кричит — ребенок или жертва насилия. Формально на экране не происходит никаких ужасов, но мы все равно находимся в пространстве хоррора. Сынишка Хессов играется у себя в комнате с человеческой челюстью, садовник удобряет землю прахом, а служанки и Хедвиг разбирают вещи несчастных из Освенцима. Картина шокирует сильнее, чем многие фильмы о холокосте, упивающиеся насилием и убийствами. Хессы живут в маленьком раю и усердно закрывают глаза на ад под боком: к клубам дыма и наверняка невыносимому запаху едва ли легко привыкнуть. Приехавшая погостить теща в ужасе сбегает на следующий же день. Однако супруги демонстрируют чудеса адаптации: нужно чаще стирать покрывающиеся сажей занавески и тщательнее мыться после купаний в реке, куда смывает прах и останки узников. Рудольф — ответственный исполнитель, не задающий лишних вопросов. Хедвиг — дочь уборщицы, которая всегда мечтала о просторном доме и большой семье. Было бы куда проще, представь Глейзер этих персонажей чудовищами.
Сам он признавался, что в какой-то момент хотел бросить проект: не мог больше «вариться» в одном доме с нацистами. Тогда ему помогла маленькая второстепенная линия. Основное действие фильма прерывается появлением в кадре девочки на велосипеде — зрители наблюдают за ней через специальную военную камеру с низким разрешением. Изображение похоже на негатив. По ночам девочка пробирается к месту, где работают узники, и прячет в канавах яблоки. Глейзер изредка дает зрителю перевести дух: даже в нечеловеческих условиях найдется свет надежды.
В неволе мужчину гитлеровцы заставили работать в крематории, а именно заниматься уборкой сожженных трупов и их захоронением. И вот однажды в очередной тележке трупов он замечает тело маленького мальчика, которого Саул принимает за своего давно потерявшегося сына. Недолго думая узник решает спасти тело ребенка и похоронить его по-человечески не, сжигая…. Из пепла 2003 Сюжет данного драматического кинофильма также как и предыдущий разворачивается в Освенциме, только теперь события показывают так называемую женскую часть лагеря. Девушки и женщины, оказавшиеся в лагере наравне с мужчинами, выполняли повинности, работали в публичном доме и, в конце концов, отправлялись в газовые камеры. К сожалению, избежать последней участи удавалось лишь немногим. К счастью для определенной части женщин они были спасены таинственным и загадочным одновременно доктором Жизеллой Перл работающей в лагере и делающей все лишь бы, спасти от печей крематория несчастных узниц… Жизнь прекрасна 1997 Действие данного трагикомического кинофильма разворачивается в Италии времен 2-й мировой войны. Главные герои картины в лице добропорядочного еврея и его супруги с сыном оказываются в концлагере. Любимая супруга героя хоть и была итальянкой по происхождению, тем не менее, не бросила семью и отправилась за ней в лагерь. К сожалению, их мальчик начал переживать насчет всего происходящего и тогда, чтобы сынок успокоился его отец, убеждает отпрыска, что это все игра итоговым призом, которой будет настоящий танк.
Только победив собственные страхи, сомнения, неверие, можно победить в тех нечеловеческих условиях, в которые поставлены узники «Собибора». О исторической точности и художественной достоверности Декорации и интерьеры лагеря воспроизводили в Литве по сохранившимся чертежам. Но архивы лагеря были уничтожены после побега заключенных, а сам лагерь — стерт с лица земли, чтобы не осталось никаких напоминаний об этом подвиге. Самая сильная сцена в фильме одновременно и самая спорная — вечеринка, которую устраивают эсэсовцы в лагере. Выморочный мир, в котором работа — убийство и отдых тоже — убийство. Но его орудия — не серая, наводящая ужас масса, они — персонифицированы. Чудовищнее всего, что для этих конкретных человеческих индивидуумов уничтожение другого человеческого существа — естественная форма существования. Сцена вечеринки вызывает вопросы, и первый — насколько это может соответствовать действительности? Глава Фонда Александра Печерского Илья Васильев: «Благодаря восстанию лагерь был фактически уничтожен и никаких архивов не сохранилось, но в распоряжении съемочной группы были воспоминания тех людей, их более пятидесяти, которые сумели выжить после побега из лагеря и оставили свои воспоминания, среди которых есть упоминания об этой страшной ночи, без каких-либо конкретных подробностей». Свидетельств того, что вечеринка была именно такой, как показано в фильме, в архивах нет, как нет и самого архива этого лагеря. Но действительность была еще страшнее. Поэтому ход был выбран правильный — придумать сцену, которая бы передавала суть, мифологию, стала метафорой происходившего в этом лагере и еще многих других. Словосочетание «миф» и «рейх» неизбежно отсылает к мифу о превосходстве арийской расы и новому миропорядку, который эта раса пыталась создать. Лагерь в фильме «Собибор» — микромир, живущий по своим законам, пропускающий через себя человеческие судьбы, превращая их в дым и пепел. Этот микромир — модель и порождение «арийского » мифа. И если проследить судьбу одного из героев, то увидим историю, достойную отдельного фильма, видим рождение нового героя-мстителя, руки которого обагрены кровью. В фильме звучит горькая фраза: «Научили евреев убивать». По словам режиссера, ответ насилием на насилие — это «честно», но совершенно очевидно, что война и конкретно это место — лагерь «Собибор» не могут породить ничего чистого, светлого и созидательного.
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 22 декабря 2021, 14:24 В Брянской области сняли документальный фильм о жизни узников концлагеря "Дулаг-142" Режиссером стал работавший в National Geographic кинодокументалист Олег Алиев ТАСС, 22 декабря. Короткометражный документальный фильм об истории фашистского концлагеря "Дулаг-142" и судьбе некоторых из его узников сняли в Брянской области. Об этом в среду сообщил ТАСС автор проекта, руководитель реготделения национального комитета Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест Руслан Прокопишин. Это первый российский документальный фильм, снятый в формате Cinema 6k с применением компьютерной графики. Кинокартина ориентирована на молодежь, и мы планируем отправлять его также на международные кинофестивали", - сказал Прокопишин.
Освобождение нацистских лагерей - Документальные киноматериалы
Список лучших фильмов про концлагеря, отобранные посетителями нашего сайта: Жизнь прекрасна, Пианист, Список Шиндлера, Наступит ночь, Дара из Ясеноваца, Остров проклятых, Помнить, Пепел в снегу, Фальшивомонетчики, Где соприкасаются руки. так вот, в фильме показано как солдаты СС из числа охраны концлагеря, методично собирают тела, чтобы захоронить их. так вот, в фильме показано как солдаты СС из числа охраны концлагеря, методично собирают тела, чтобы захоронить их. Фильмы про концлагеря, представленные в этой подборке, рассказывают о людях, которые смогли выжить в нечеловеческих условиях, об их стойкости духа и героизме.
Документальные фильмы про концлагеря в польше
В 1943 году прервала карьеру и три года выступала с концертами в войсках союзников. Песня «Лили Марлен» в ее исполнении была популярна и у американцев, и у солдат вермахта, причем для последних текст изменили, наделив пацифистским воздействием. Сразу после войны в 1945 году ненадолго посетила Германию. Есть версия, что Дитрих побывала на Нюрнбергском процессе. В 1947 году получила высшую награду американского военного министерства для гражданских лиц — медаль Свободы. В 1950 году стала кавалером ордена Почетного легиона, а позже — командором ордена.
В 1960 году на гастролях ФБР столкнулась с травлей из-за антигерманской «предательской» позиции в военное время — ее забрасывали яйцами и плевали в лицо. Премьера фильма совпала с приговором по делу Адольфа Эйхмана, которое рассматривалось в Иерусалиме. Героиня Дитрих вдова казненного нацистского генерала, прототипа Вильгельма Кейтеля произносила монолог о том, что немцы не знали о преступлениях нацизма. Дитрих не могла заставить себя проговорить эту реплику и в итоге просто сыграла свою мать, которую отличала именно такая осознанная лживая «слепота» по отношению к Третьему рейху. Воевал в Первую мировую на Западном фронте, был ранен, награжден Железным крестом I степени, от ордена и почетного знака отказался.
То, что видел и пережил на войне, описал в романе «На Западном фронте без перемен», сразу после выхода ставшем мировой сенсацией. Германской премьере голливудского фильма по этой книге в 1930 году активно и массово пытались помешать национал-социалисты, в 1931 году Союз германских офицеров протестовал против присуждения Ремарку Нобелевской премии, заявляя, что он очернил германскую армию и солдат. А в 1933 году нацисты уже сжигали роман на кострах вместе с другими «антинародными» книгами, крича: «Предаем огню за литературное предательство солдат, во имя воспитания боевого духа немецкого народа». По поручению Геббельса распространили слухи, что Ремарк не был на фронте, что он еврей по фамилии Крамер так читается в обратном порядке «ремарк» , и что рукопись он украл у погибшего товарища. На родине его лишили гражданства.
Сестру Ремарка Эльфриду нацисты казнили на гильотине в 1943 году по обвинению в антигитлеровских высказываниях. Судья сказал ей прилюдно: «Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти». Старшей сестре Эрне Ремарк выставили счет на 495 марок и 80 пфеннингов за тюремное содержание Эльфриды, судопроизводство и казнь. Брат узнал об этом только после войны и посвятил Эльфриде роман «Искра жизни». Целый ряд произведений Ремарк посвятил осмыслению природы нацизма.
В Германию он никогда не вернулся — до самой смерти в 1970 году. Марлен Дитрих Марсель Марсо Марсель Марсо Легендарный французский мим, автор образа белого клоуна Бипа и родоначальник французской школы пантомимы. Родился в еврейской семье в Страсбурге, на границе Франции и Германии. В начале войны Марселю было 16 семья бежала в Лимож. С 17 лет Марсель стал членом Сопротивления, а после освобождения Парижа вступил в Армию Свободной Франции де Голля, служил офицером связи с частями генерала Паттона.
Урожденный Манжель, он взял псевдоним «Марсо» в честь генерала Марсо-Дегравье. Сам Марсо в Сопротивлении участвовал в спасении 70 еврейских приютских детей-сирот — при этом используя свой актерский талант. Детей переправляли в Швейцарию через Альпы под видом туристов, а Марсель изображал проводника, и каждый раз, когда он проходил мимо часовых, они его не узнавали и принимали за «другого человека». Вторым его подвигом было взятие в плен немецкого подразделения: исключительно актерской игрой он убедил немцев, что его маленький отряд — лишь авангард крупной французской дивизией, и нацисты сдались. Среди прочих наград Марсо вручили и высшую государственную награду Франции — орден Почетного легиона.
В 2002 году стал Послом доброй воли ООН. После смерти в 2007 году похоронен на легендарном парижском кладбище Пер-Лашез. На фронте с декабря 1939 года и до конца войны. Служил во флоте, в разведке, в спецназе, выполнял секретные дипломатические поручения. Показал себя храбрецом — мобилизовался до призыва новобранцев его возраста, все время старался попасть в передовые отряды, в частности служил в роте «коммандос» для вылазок на оккупированную территорию Франции.
Участвовал в операции прикрытия английской эвакуации с Крита. Славился отвагой и гордыней — неоднократно ходил в полный рост во время немецких бомбардировок. Командиров так раздражало его нежелание подчиняться, что в наказание Во все время направляли в части, не предназначенные к отправке на фронт, куда он так стремился. В 1944 году был офицером связи у партизан Тито в Югославии вместе с ним служил сын Уинстона Черчилля Рандольф. Потом шутки ради мистифицировал англичан доподлинными рассказами, что Тито — женщина.
Отобразил особенности воюющей Англии в сатирическом романе «Офицеры и джентльмены» и своей лучшей книге«Возвращение в Брайдсхед». Марсель Марсо Жан Габен Жан Габен Великий французский актер служил во французской армии под своим настоящим именем — Жан АлексиМонкорже и был самым пожилым танкистом девятой роты Второй танковой дивизии генерала Леклерка, командовал самоходной противотанковой установкой М-10. Воевал в Северной Африке, участвовал в Нормандской операции, освобождал Париж.
Фильм про концлагеря с кадрами убитых там людей показали детям в Доме офицеров Забайкалья Руслан Симушин 8 сентября 2022 Документальный фильм про концлагеря времён Второй мировой войны с кадрами тел погибших там людей показали 7 сентября юнармейцам в Доме офицеров Забайкальского края в Чите на уроке памяти «Нет фашизму». Об этом сообщил корреспондент ИА ZabNews. После просмотра фильма перед детьми выступили вернувшиеся со спецоперации на Украине военные, а также уполномоченный по правам человека в Забайкальском крае Николай Хлызов.
Документальное кино содержит уникальные архивные кадры, которые передают весь ужас преступлений, происходящих в период фашистской оккупации Крыма в самом крупном на его территории лагере смерти, сообщили в пресс-службе Государственного Совета Республики Крым. Раньше теме концлагерей не уделяли особого внимание, считает глава крымского парламента Владимир Константинов. Когда прошли первые свидетельства о том, через какой ад прошли люди, мир испытал настоящий шок. В послевоенное время государство не оказывало должной поддержки для расследования таких преступлений, но сейчас эта тема особенно актуальна.
Только посмертно. Сначала наши наступающие части решили, что напоролись на какой-то завод или фабрику. И оказались отчасти правы: это и была фабрика — фабрика смерти. До сих пор историки спорят о том, сколько людей уничтожили фашисты в лагерях Аушвиц и Аушвиц-Биркенау. Так немцы называли лагеря смерти возле польского города Освенцим. Кто-то говорит о миллионе человек, кто-то - о пяти миллионах...
Фильмы о Холокосте и Второй Мировой войне
Рудольф Хесс, комендант концентрационного лагеря, нежно называет супругу Хедвиг «королевой Освенцима». Документальные фильмы про концлагеря беспристрастно и ёмко расскажут обо всем, что происходило в этих жутких местах. В итоге фильм получил откровенно фарсовые вставные эпизоды с Гитлером, который, среди прочего, вступает в перепалку с Евой Браун — сильно нетрезвой и уставшей от заезженного Вагнера.
Документальные фильмы про концлагеря в польше
Его режиссером стал Стивен Спилберг, что уже само по себе обещало успех картине. Самое интересно, что в ленте рассказана история реального человека — Оскара Шиндлера. Состоятельный преуспевающий бизнесмен, член нацисткой партии, за свою жизнь спас от смерти более тысячи евреев. Интересно, что в начале Оскал искренне поддерживал политику Гитлера, а евреев брал работать на свое предприятие как дешевую рабсилу. Но, увидев, какие ужасы творятся вокруг на самом деле, находчивый фабрикант превратился в гуманиста и на протяжении всей войны помогал людям без какой-либо выгоды для себя. За свой подвиг Оскар и его жена получили почетное звание «Праведник мира». Бизнесмена, спасшего от гибели огромное количество узников концлагеря, до сих пор почитает весь еврейский народ. Жанр ленты: драма.
Действие картины переносится в оккупированную Европу 1942 года. В концлагеря попадают люди разного возраста, профессии, национальности. Оказался здесь и бельгиец с еврейскими корнями Жиль. Чтобы остаться живым ему приходится врать и придумывать себе иную историю происхождения. Например, выдавать себя за перса. Нового обитателя концлагеря приводят к повару, мечтающему выучить язык фарси. Здесь начинается совместная история еврея и немца, учителя и ученика.
Она получилась по-настоящему трогательной и душещипательной. Зритель своими глазами сможет увидеть весь ужас жизни в концлагере. Августовский туман Австрия, Германия, 2016 Действия картины разворачиваются во время Второй мировой войны на территории Германии. Мальчик попадает в психиатрическую больницу, где нацисты ставят опыты над маленькими пациентами. Ребенок прилагает нечеловеческие усилия, чтобы выживать в ужасных условиях. Он даже находит здесь друзей среди других пациентов. У мальчика есть важная цель, которая помогает ему пережить весь ужас происходящего — он хочет спастись.
И обязательно помочь своим новым друзьям. Мальчик в полосатой пижаме Великобритания, США, 2008 Трагичная события Второй мировой войны показываются зрителям глазами маленького мальчика. Его отец — комендант концлагеря, а сам 8-летний Бруно ничего не подозревает о происходящем за его пределами. Однажды он случайно знакомится с мальчиком в полосатой пижаме, проживающим по ту сторону забора. Дружба сына смотрителя концлагеря и маленького заключенного приводит к невероятным последствиям. А каким именно — зрители узнают из этого интересного фильма. Жизнь прекрасна Италия, 1997 Сюжет картины рассказывает про отца и сына, евреев, попавших вместе в концлагерь.
Мама-итальянка также отправилась за семьей по собственному желанию. Мужчина решает представить ребенку происходящее как загадочную игру, в которой в конце можно получить прекрасный приз. Главная задача для мальчика — избегать встречи с надзирателями.
Использованы переданные советскими операторами плёнки из концлагеря Освенцим Аушвиц в Польше. То, что творилось внутри, шокировало всех. Никто раньше подобного не видел. Например, при освобождении концлагеря Дахау увиденное настолько подействовало на американских солдат, что те на месте убивают 122 пленных немцев, большинство из которых — офицеры СС. Позже в тот день расстреливают ещё несколько сотен немцев. Всех тех американцев потом оправдали, и правильно сделали. Особенно поражает практичность, проявленная немцами при массовом истреблении людей. Всё, что могло быть использовано, аккуратно и скрупулёзно размещалось на складах, по соседству с жилыми бараками. Например, целый склад с женскими волосами в мешках, всё педантично рассортировано и взвешено. Или склад с детской обувью. Эти звери собирали и хранили даже пепел из крематория. Хотя концентрационные лагеря были раскиданы повсеместно, гражданские «не знали», что там происходит.
Было, правда, в народе какое-то недоумение: для нормальной фантастики слишком раздумчиво и дэвид-линчевато. Не то притча, не то очередной клип. Теперь, кажется, прояснилось. Глейзер снова просит нас нацепить чужую шкуру. Только на этот раз эксперимент, пожалуй, куда экстремальней. Вместо довольно гуманной инопланетянки пожалуйте внутрь того, кто ушёл намного дальше, оставаясь при этом по всем формальным признакам — человеком. От переработанных остаётся полезное: одежда, ценности. И немного пепла. Под чутким руководством Хёсса Аушвиц, самый крупный из всех концлагерей, перемолол более миллиона человек: евреев, цыган, поляков, советских пленных. Это здесь был впервые испытан «Циклон-Б», эффектом от которого Хёсс остался очень доволен. В конце войны комендант бежал, скрывался, был пойман, свидетельствовал на Нюрнбергском процессе, был передан польским властям, судим и повешен — здесь же, в Аушвице, рядом с крематорием. Но пока до этого ещё далеко. Иногда война, конечно, докатывается и сюда: уже есть объявления о бомбежках, уже назначена панихида по погибшим из летного училища, трансфер до кладбища во столько-то. Но самих драм нам не покажут. Это кино о крепкой дружной семье, которая просто хочет жить нормальной жизнью и старается не сосредотачиваться на негативе. Вообще термином «зона интересов СС» официально называлась территория отчуждения, установленная вокруг лагеря — чтоб не было ненужных свидетельств и слухов. Но это второстепенно.
Стив Маккуин показал четырехчасовой документальный фильм «Оккупированный город» о захваченном Амстердаме. И даже в развлекательном «Индиана Джонс и колесо судьбы» знаменитый археолог снова борется с нацистами. Британец Джонатан Глейзер, в свою очередь, решил показать холокост с новой стороны. Формально фильм основан на одноименном романе английского писателя Мартина Эмиса, но, как и в случае с предыдущей работой Глейзера «Побудь в моей шкуре», тоже вдохновленной книгой, эта связь чисто символическая. В фильме практически нет сюжета. Глейзера интересуют исключительно будни зажиточной семьи, которая по воле истории также оказывается причастна к смерти миллионов людей. Камера статична, максимально отстранена и ограничивается средними и дальними планам. Жизнерадостный зеленый газон и цветы, любовно выращенные хозяйкой дома, купаются в солнечном свете. Хедвиг в пугающе хладнокровном исполнении блестящей Сандры Хюллер хлопочет с многочисленными служанками по дому и примеряет наряды, оставшиеся от заключенных в лагере евреев.
Память о лагерях (Обзор немецких концентрационных лагерей). — Video
Премьерный показ документального фильма о концлагере «Красный» состоится 28 апреля в 19.20 в эфире телеканала «Первый крымский». Решил в состоянии несостояния посмотреть The Zone of Interest (2023), фильм про жизнь коменданта концлагеря Хёсса и его семьи у самой стены Аушвица. ТОП фильмы отмеченные тегом "концентрационный лагерь": Потерянное время (2011), Дара из Ясеноваца (2020), Оборотень (2018), Из пепла. 1945 Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков – 181 просмотр, продолжительность: 26:01 мин., нравится: 1. Смотреть бесплатно видеоальбом Елены Козиной в социальной сети Мой Мир. короткометражный документальный фильм о финских концентрационных лагерях, которые были организованы в Петрозаводске в период с 1941 по 1944 годы.
Концлагеря
Побег из лагеря смерти». Новый документальный фильм рассказывает, кому из бежавших узников концлагере «Собибор» удалось пережить войну, где скрывались и предстали ли перед военным трибуналом палачи лагеря смерти и кто сделал все, чтобы о восстании в «Собиборе» узнали миллионы. В фильме были использованы новые документы из российских, белорусских и зарубежных архивов, а также из собрания «Фонда Александра Печерского». Многие архивные документы были рассекречены специально для съемок этого проекта. На премьере документального фильма «Собибор. Лагерь смерти «Собибор» Das Vernichtungslager Sobibor был создан нацистами в рамках операции «Рейнхард» на юго-востоке Польши. Лагерь был расположен в лесу рядом с полустанком Собибор.
Позднее в интервью « КиноПоиска » Хабенский опровергал информацию, что первоначально режиссёром был назначен Малюков, объясняя это тем, что изначально Константина пригласили в картину как актёра, а режиссёр на тот момент не был окончательно утверждён. Хабенский пошутил: «Если не найдёте кого-то достойного, картину сниму я», что впоследствии было воспринято продюсерами всерьёз. Хабенский изначально отказался от режиссёрского кресла, но потом дал согласие.
Малюков же остался художественным руководителем картины. Для Хабенского его советы оказались полезны как для дебютанта в режиссуре. Основные съёмки прошли в Литве, где были выстроены декорации концлагеря по чертежам, сделанным участниками археологических раскопок в Собиборе [4].
Именно этот лагерь стал началом всех тех ужасов, которых пришлось пережить главному герою. Освенцим 2011 Действие остросюжетного, драматического и заставляющего задуматься кинофильма разворачивается в самом известном лагере смерти времен 2-й мировой войны — Освенциме, либо Аушивц дословный перевод с немецкого языка.
Режиссер картины Уве Болл, применяя документальные и ужасающие одновременно приемы в художественном стиле, показывает все те ужасы, которые на протяжении многих лет переживали узники концлагеря Освенцим расположенного близ одноименного польского города…. Сын Саула 2015 Саул — молодой человек, писатель в ходе облавы очередной облавы нацистов и их прихлебателей оказывается в лагере смерти под названием «Освенцим». В неволе мужчину гитлеровцы заставили работать в крематории, а именно заниматься уборкой сожженных трупов и их захоронением. И вот однажды в очередной тележке трупов он замечает тело маленького мальчика, которого Саул принимает за своего давно потерявшегося сына. Недолго думая узник решает спасти тело ребенка и похоронить его по-человечески не, сжигая….
Из пепла 2003 Сюжет данного драматического кинофильма также как и предыдущий разворачивается в Освенциме, только теперь события показывают так называемую женскую часть лагеря. Девушки и женщины, оказавшиеся в лагере наравне с мужчинами, выполняли повинности, работали в публичном доме и, в конце концов, отправлялись в газовые камеры. К сожалению, избежать последней участи удавалось лишь немногим.
Фабрика смерти" Просмотр фильма "Освенцим. Страшные названия, как и надписи над воротами. В Бухенвальде - «Каждому свое». В Освенциме - «Труд освобождает». Он и освобождал.
Только посмертно.