Новости достоевский что писал

Книгоиздатель Алексей Суворин в своем «Дневнике» писал, по его утверждению, якобы со слов Достоевского, что последний. Достоевский возлагал на повести большие надежды, полагая, что универсальные характеры и комический элемент «провинциальных» повестей упрочат его литературное имя.

Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском

Скульптор договорился с Достоевским, что тот будет ему позировать, но Фёдор Михайлович через несколько дней скончался. Остальные заверяют, что Достоевский делал логические выводы, опираясь на исторические факты и происходящие в конце 19 века события. Достоевский стал одним из самых неоднозначных в современных оценках классиков русской литературы. Бесы Достоевского: что в жизни писателя современники не оценили бы лайком 11 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения великого Федора Достоевского.

ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика

Иными словами, в основе мифа — вера, а не рассудок, но ведь не одним рассудком жив человек! А там, где вера, там и святыни, они существуют даже у нигилистов. Так что проще и правильнее , по-моему, вести речь не о «мифологическом», а о священном в широком нецерковном смысле слова покойный академик А. Панченко в этой связи интересно писал о феномене светской святости в отечественной культуре последних двух столетий.

Впрочем, думаю, никакой служитель церкви не осудит строку из знаменитой песни: «Идет война народная, священная война». Сделав эти оговорки, нужно согласиться с тем, что главные сочинения Федора Михайловича Достоевского — не просто великая литература и яркая публицистика, они — наше национальное священное писание, а их автор — наш национальный пророк. Не в том смысле, что он создатель какой-то новой религии хотя так думали Рильке и Шпенглер , и не в том, что все его предсказания сбылись сбылось только то, чего он больше всего боялся, а надежды и упования пошли прахом , а в том, что он с наибольшей полнотой и ясностью выразил в своих творениях сущность русского самосознания.

В чем же эта сущность состоит? Ответ прост и сложен одновременно: в христианстве.

Расцвет творчества С 1861 года Фёдор Михайлович вместе со старшим братом Михаилом издавал литературные журналы: сначала «Время», затем «Эпоха». На их страницах, разумеется, появлялись и произведения писателя: «Униженные и оскорблённые», «Скверный анекдот», «Записки из подполья» и др. Опубликованные в 1861—1862 гг. Тема положения каторжан стала для русских читателей откровением. В 1862 и 1863 гг. После очередного разорительного проигрыша он, наконец, избавился от игромании. Впечатления этого периода, как и многие другие факты биографии Достоевского, нашли отражение в его творчестве — в сюжете романа «Игрок».

Фёдор Михайлович посетил Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию и Австрию, однако, в отличие от многих своих соотечественников, не влюбился в Европу и не принял распространённых на западе либерально-буржуазных ценностей и идей. В 1860-е гг. В 1864 году скончался старший брат писателя и его издатель Михаил Михайлович, и на плечи Фёдора Михайловича легли все долги журнала. Спустя год «Эпоху» пришлось закрыть, а писатель, остро нуждавшийся в деньгах, согласился на кабальные условия издателей и был вынужден писать много и быстро. В условиях жесточайшей нехватки времени, под страхом нищеты он создал романы «Преступление и наказание» и «Игрок» — последний писатель надиктовал за рекордные 26 дней. Достоевский не справился бы с такой задачей в одиночку: ему помогала одна из лучших стенографисток столицы Анна Григорьевна Сниткина, ставшая впоследствии супругой писателя. В 1867 году Достоевский бежал от кредиторов за границу и некоторое время жил в Швейцарии, Италии и Германии. Там он работал над такими романами, как «Идиот» и «Бесы». Вернуться на родину писатель смог только в 1871 году.

Не оставлял Достоевский и публицистическую деятельность. В 1870-х гг. В 1880 году Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине, приуроченную к открытию памятника в Москве. Речь эта, в которой Достоевский обратился не только к фигуре великого поэта, но и к общественно-политическим дискуссиям, вызвала восхищение современников, подействовала примиряюще на идеологических противников — западников и славянофилов. С произнесением, а позднее публикацией этой речи слава Достоевского достигла апогея. До смерти писателя оставалось чуть больше полугода. Значение творчества Достоевского Творчество Достоевского стало новаторским не только для русского, но и для всеевропейского романного жанра. Уже в самых ранних текстах — таких, как «Бедные люди» — автор разрушал принятые в ту эпоху каноны, обращался к разговорному слогу и обыденным сюжетам, в которых раскрывал глубокие философские и гуманистические истины. В романах так называемого «великого пятикнижия» «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» , наиболее важных произведениях Фёдора Достоевского, автор в полной мере раскрыл как свою особенную манеру повествования и новый тип романного сюжета, так и определённую общественно-политическую, нравственную и религиозную идеологию.

У каждого героя Достоевского видна своя идея, свой особый голос.

В 1860—80-х годах Федор Достоевский написал романы, которые потом назвали «великим пятикнижием» — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Все они, кроме «Подростка», вошли в список «100 лучших книг всех времен» по версии Норвежского книжного клуба и Норвежского института имени Нобеля. Роман «Братья Карамазовы», как его называли «житие великого грешника, стал последним произведением Достоевского. Он был дописан в ноябре 1880 года. В феврале 1881 года Федор Достоевский умер. Проститься с писателем пришли сотни людей. Похоронная процессия растянулась больше чем на километр.

Достоевского похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Это стало причиной духовного перерождения писателя, изменения убеждений. Достоевский стал глубоко религиозным человеком.

Воспоминания о каторге были использованы писателем при создании «Записок из Мертвого дома» и других рукописей. Вступление на престол Александра II принесло романисту помилование в 1857 году. Ему было разрешено публиковать свои произведения. Расцвет литературного таланта Новый этап в творчестве писателя связан с разочарованием в социалистической идее.

Его интересует философская составляющая социальных вопросов, проблемы духовного бытия человека. Он помогает брату Михаилу издавать альманах «Время», а после его закрытия в 1863 году — журнал «Эпоха». На страницах этих изданий появились романы Достоевского «Униженные и оскорбленные», «Скверный анекдот», «Записки из подполья». Писатель часто выезжал за границу в поисках новых тем, но завершалось все тем, что он проигрывал огромные суммы за рулеткой в Висбадене.

Драмы и переживания этого периода жизни Достоевского стали основной для нового романа «Игрок». Пытаясь выпутаться из финансовых проблем, писатель заключает крайне невыгодный для себя договор на публикацию всех своих произведений и садится за написание нового творения — романа «Преступление и наказание» 1865—1866. Главный герой — князь Мышкин — идеал писателя. Глубоко моральный, честный, добрый и искренний человек, воплощение христианского смирения и добродетели, герой романа похож на автора: их сближают взгляды на жизнь, религиозность и даже эпилепсия.

Федор Достоевский трудится над романом «Жития великого грешника». Произведение не было завершено, однако его материал автор использовал для создания «Бесов» и «Братьев Карамазовых», где осмысливал ростки радикальных и террористических убеждений интеллигенции. Жизненный путь Достоевского обрывает хронический бронхит, протекавший на фоне туберкулеза и эмфиземы легких. Уходит из жизни писатель на шестидесятом году жизни, в январе 1881 года.

Труд писателя ценился при жизни. Он был популярен и знаменит, однако настоящая слава пришла к нему после смерти. Читайте также: Судьба Александра Солженицына: от сталинских лагерей до Нобелевской премии Фёдор Достоевский: личная жизнь Федор Достоевский — сложный писатель и не менее сложный человек. Он обладал страстной, эмоциональной натурой, легко увлекался и не всегда мог контролировать свои действия и чувства.

Это отразилось на его личной жизни. Вот что известно о любимых женщинах Достоевского: Мария Исаева Фото: Википедия: UGC Мария Исаева, по происхождению француженка, на момент знакомства с Федором Михайловичем в начале 1854 года была женой начальника Астраханского таможенного округа, имела маленького сына. Двадцатидевятилетняя страстная и экзальтированная дама познакомилась с писателем в Семипалатинске, куда приехала с супругом. Она была хорошо образованна, любознательна, живая и впечатлительная, но несчастливая: муж страдал алкоголизмом, был слабовольным и нервным.

Мария же любила общество, танцы. Она тяготилась провинциальной жизнью и бедностью. Достоевский стал для нее «лучом света в темном царстве». Беззащитность и хрупкость женщины пробудили у писателя желание защищать ее и оберегать, как ребенка.

Некоторое время Мария сохраняла дружескую дистанцию с Федором Михайловичем. Испытанием для их чувств стала почти двухлетняя разлука: мужа Исаевой перевели служить за шестьсот верст от Семипалатинска.

ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика

А теперь хочу сказать: читалось на одном дыхании. Меня захватил вихрь мыслей, событий, чувств. О каждом персонаже тут можно отдельно роман написать Что же больше всего меня поразило, дак это психология. Ну кааааак можно быть таким гениальным? Самое смешное, что раньше я думала: "Зачем нам нужны эти уроки литературы.

Первый приступ эпилепсии у будущего гения русской литературы случился в возрасте семи лет. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, которым он с братом зачитывается с детства, год переезда в Петербург и поступления в военно-инженерное училище. В 1839 г. За год до оставления военной карьеры Достоевский впервые переводит и издает "Евгению Гранде" Бальзака 1843. Год спустя выходит в свет его первое произведение, "Бедные люди", и сразу для всех становится ясно - появился большой писатель. Но следующая книга, "Двойник", встречает неуспех. После публикации "Белых ночей" он был арестован 1849 в связи с "делом Петрашевского", в кружке которого, кроме разговоров и чтения письма Белинского Гоголю, ничего серьезного не происходило. Суд и суровый приговор к смертной казни скорее был похож на трагифарс. Только на эшафоте осужденным объявляют о помиловании, заменив смерть жизнью на каторге.

За что Достоевский невзлюбил Европу. Литературоведы часто говорят, что о России Фёдор Достоевский знал больше, чем кто-либо другой. А между тем, родной страны он почти не видел. Писатель совершил лишь одно вынужденное «путешествие» в Сибирь. Его ссылка продлилась 5 лет. Зато о Европе Достоевский знал много не понаслышке. Он побывал в 10 странах. Несколько лет он переезжал из города в город, каждый из которых его сильно разочаровывал. Его каторжные друзья-игроки с восторгом делились впечатлениями. И 1862 году он на поезде отправился в своё первое путешествие: Берлин, Лондон, Париж… «…я увижу, наконец, Европу... Так столицу Германии он окрестит "кислой". В этом городе ему не нравилось решительно всё "даже Липы". Лондон показался писателю достигшим идеального порядка и от того подозрительным, про него он писал: «…Не конец ли тут? Досталось характеристик "отвратительной Темзе", воздуху, погоде, паркам и скверам. Кёльн похож на "пресс-папье", а город Висбаден запомнится не достопримечательностями, а чудовищным проигрышем в казино. Но в 1867-м году он привёз с собой молодую жену — Анну Сниткину Достоевскую. То было свадебное путешествие, которое затянулось на 4 долгих и мучительных года. А по факту не медовый месяц, а бегство от кредиторов. Дом, в котором Достоевские снимали квартиру в Женеве фото: Nashagazeta.

Однако по воле Николая I казнь была заменена 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Об этом периоде рассказывается в статье А. Милюкова «Фёдор Михайлович Достоевский», опубликованной в одном из номеров исторического журнала «Русская старина» в 1881 году. Автор — писатель, историк литературы, критик — посетил Достоевского в крепости: «Брякнули приклады ружей, и в сопровождении офицера вошли Ф. Достоевский и С. Горячо пожали мы друг другу руки. Несмотря на восьмимесячное заключение в казематах, они почти не переменились: то же серьезное спокойствие на лицах… Ни малейшей жалобы не высказали ни тот, ни другой на строгость суда или суровость приговора». Каторга, отмечали друзья-литераторы, не ожесточила писателя, а лишь ускорила созревание гражданских качеств. В электронную коллекцию вошли также современные научные работы о литературном наследии классика. Среди них авторефераты диссертаций на темы «Евангельская притча в авторском дискурсе Ф. Достоевского» , «Исповедальность как принцип становления поэтики художественной прозы Ф. Достоевского» , «Художественная логика стыда в прозе Ф. Достоевского в контексте авторского мифа о богоборчестве» и многие другие.

Федор Достоевский

Но она, к сожалению, растворяется, разбегается. Нужно концентрировать эту мысль. То же самое касается «Бесов». По сути, это роман об иностранных агентах. Через такую современность и нужно смотреть на Достоевского.

Если этого не делать, то те же самые проблемы, озвученные в «Преступлении и наказании», в «Идиоте», в «Бесах», придут к нам, но уже в западных комиксах. Угроза Достоевскому — западные комиксы и плохое преподавание литературы», — сказал ForPost Марков. Заслуженный учитель России Лев Соболев также считает, что настало время менять методику преподавания литературы в школе. Однако вряд ли эти реформы приведут к желаемому результату, считает он: «Литература — предмет специфический, требующий серьёзных усилий и не имеющий отношения к прагматике.

Если ты будешь усиленно заниматься математикой, то у тебя больше шансов поступить в вуз, найти высокооплачиваемую работу. От того, что ты будешь знать все романы Достоевского, в твоей жизни, скорее всего, ничего не изменится. Поэтому я бы в старших классах преподавал литературу факультативно. Изучать этот предмет без обязаловки было бы куда интересней.

Реализовать эту реформу непросто. На всю Россию всего около полумиллиона словесников. Все изменения, не поддержанные реально, всегда заканчивались плохо». Читайте по теме: Нужна ли классика Поколению.

Как читать романы Достоевского? Но если считать всего Достоевского произошедшим из этого дня на плацу, как если бы ему подарили в тот день лишних тридцать лет жизни, а нам — несколько великих романов, которые, возможно, все есть один-единственный роман, то тут и кроется самый интересный вопрос: как его читать? Оставим в стороне неровности стиля или затянутость, в которых автора обвиняла критика его времени.

Достоевский писал из подсознания, его речь всегда обращена внутрь, рождается изнутри, а там, в черепной коробке, и не может быть никакой гладкости. Уже когда его «Бедных людей» ругали за стиль или излишнюю многословность, Достоевский писал в письме брату: «Во всем они публика и критика. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может.

Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет». Читайте также «У нас нет литературы»: Алиса Ганиева о Виссарионе Белинском Говорит ли Достоевский за своих героев или они говорят за него? Что правильно было бы складывать из его романов — разгадку устройства русской жизни вот мы, вот власть, вот смерть, вот Бог или разгадку устройства человеческого сознания?

Разве «Записки из подполья», герой которых не выходит из подпола, буквального, не революционного, погрузившись в мир своих идей, — это не о самом Достоевском? А «Игрок» — это разве не признание в любви к Аполлинарии Сусловой, с которой писатель провел одно лето в Висбадене, и собственной пагубной привычке к игре? Ну а «Бесы»-то про кружок революционеров, их харизматичного чудовищного лидера и совершенное ими нелепое, почти ритуальное убийство — это разве не воспоминания о годах петрашевства, просто несколько художественно преувеличенные?

Или же, наоборот, каждый роман Достоевского стоит читать как прозрение о состоянии мира. Эти книги остаются актуальны просто потому, что мы можем примерить их на общественное устройство вокруг нас и они будут впору. Одним очень морозным днем января 1850 года человек в белой рубахе стоял на плацу в ожидании расстрела — и вдруг все понял.

Если и говорить о «портретности» этого персонажа «Бесов» — то он, бесспорно, коллективный портрет деятелей 1840-х. Но и здесь необходима важная оговорка. Излагая на первых страницах романа биографию Степана Верховенского, Хроникер в самом начале сообщает, что тот, действительно, «некоторое время принадлежал к знаменитой плеяде иных прославленных деятелей нашего прошедшего поколения», но тут же оговаривается, что «одно время, — впрочем, всего только одну самую маленькую минуточку, — его имя многими тогдашними торопившимися людьми произносилось чуть не наряду с именами Чаадаева, Белинского, Грановского…». Уже в этой характеристике между Грановским и Верховенским проведена важная черта, обозначена иерархическая дистанция как между личностями разного исторического масштаба: первый представляет эпоху и поколение 1840-х годов, второму в этой эпохе принадлежит «одна самая маленькая минуточка». Достоевский собрал в образе Степана Трофимовича практически все исторические грехи, которые он традиционно инкриминировал западничеству.

Это оторванность от «почвы», незнание народа, отрицание русской национальной самобытности. Космополитизм и еще безбожие — вот два важнейших, взаимосвязанных, по Достоевскому, греха, во власти которых находится значительная часть русского образованного общества. Все другие многочисленные грехи всходят, по убеждению писателя, на поле, разрыхленном первыми двумя. И как с течением времени менялось читательское переосмысление этой книги? Понятно, как он оценил «Бесов».

Но и преобладающее массовое восприятие романа Достоевского было неблагоприятным для автора. То, что это художественный шедевр, оценили немногие. Смысл романа стал очевиден только с трагическим ходом отечественной истории, в XX веке. Глубину проблематики «Бесов», не сводимую к злобе дня, раскрыла или приоткрыла религиозно-философская критика Серебряного века. Значимым событием в общественной и культурной рецепции романа Достоевского явилась постановка в 1913 году Владимиром Немировичем-Данченко в МХТ спектакля «Николай Ставрогин».

Статьи Вячеслава Иванова, Николая Бердяева, Сергея Булгакова о «Бесах», опубликованные в 1914 году в связи с этой театральной постановкой, стали прорывом в раскрытии масштаба экзистенциальной проблематики «Бесов». В большей части XX века по понятным причинам серьезное изучение «Бесов» велось главным образом в русской эмиграции. Когда в 1983 году Международное общество Достоевского свой 5-й симпозиум посвятило обсуждению именно романа «Бесы», ни один отечественный ученый не получил от советских властей разрешения принять участие в этом научном форуме. В последнее десятилетие века минувшего и в первую четверть нынешнего столетия появились десятки глубоких исследований «Бесов», свободных от политической конъюнктуры. Обложка первого отдельного издания романаФото: Общественное достояние Поделиться — Тексты произведений Достоевского давно растащили на цитаты, причем не всегда верные.

Шатов предъявляет Ставрогину его же слова: «Но не вы ли говорили мне, что если бы математически доказали вам, что истина вне Христа, то вы бы согласились лучше остаться со Христом, нежели с истиной? Вот уже полтора столетия философы, богословы, литературоведы ломают голову над этой дилеммой: Христос или истина? Помня, что евангельский Спаситель сказал о Себе: «Азъ есмь путь и истина и жизнь». Но все-таки с формулировкой «Бесов» легче разобраться, нежели с признанием самого Достоевского, сделанным в письме 1854 года к Наталье Фонвизиной, где он писал о себе: «…если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной».

Официально причиной смерти стал апоплексический удар, но родственники были уверены, что Михаила Андреевича убили его крестьяне. Достоевский-старший был выходцем из духовенства, однако выслужил дворянство и отличался строгостью. Брат писателя Андрей вспоминал, что в последние годы жизни, после смерти супруги Марии Фёдоровны 27 февраля 1837 года , их отец много пил и становился всё более раздражительным. Дальше, по словам Андрея Достоевского, произошло следующее: …В деревне Черемошне на полях под опушкою леса работала артель мужиков, в десяток или полтора десятка человек; дело, значит, было вдали от жилья! Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а может быть, только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостию и вслед за тем, убоявшись последствия этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!.. Как стая коршунов, наехало из Каширы так называемое временное отделение. Первым его делом, конечно, было разъяснить, сколько мужики могут дать за сокрытие этого преступления! Не знаю, на какой сумме они порешили, и не знаю также, где крестьяне взяли вдруг, вероятно, немаловажную сумму денег, знаю только, что временное отделение было удовлетворено, труп отца был анатомирован, причём найдено, что смерть произошла от апоплексического удара, и тело было предано земле в церковном погосте села Моногарова». Смерть отца, безусловно, повлияла на будущего писателя. Фрейд в известной работе «Достоевский и отцеубийство» связывает эту трагедию с возможным Эдиповым комплексом у юного Достоевского и последующей разработкой мотива убийства отца в «Братьях Карамазовых». Виссарион Белинский Петербургский сборник, изданный Николаем Некрасовым, с первой публикацией романа «Бедные люди». Первый роман Достоевского пользовался большим успехом среди публики. Белинский оценил талант молодого писателя как необыкновенный, в литературных кругах имя Достоевского стало известным. По легенде, Некрасов, один из первых читателей романа, в восторге сообщил Белинскому: «Новый Гоголь явился! Впрочем, позже, похоже, именно Некрасов удалил из статей Белинского самые восторженные характеристики Достоевского. Далеко не все отзывы критики о нём были столь похвальны: в частности, «Северная пчела» несколько раз упрекала начинающего писателя в следовании идеям того же Белинского. Позже Белинский, недовольный повестью «Двойник», разочаруется в литературном даровании писателя, а Достоевский будет скептически отзываться о западнических и социалистических идеях критика. Михаил Петрашевский Журнал «Отечественные записки», издаваемый Андреем Краевским, с первой публикацией повести «Двойник». Вольфа и Т. По словам Достоевского, «мне показался он очень оригинальным человеком, но не пустым; я заметил его начитанность, знания». Молодой петербургский чиновник Петрашевский устраивал у себя на квартире собрания, где обсуждались, в частности, идеи французских утопических социалистов. Среди посетителей «пятниц» Петрашевского были и литераторы, среди них молодой Михаил Салтыков Щедрин и критик Валериан Майков. Эти авторы печатались в журнале «Отечественные записки», где Достоевский, в частности, опубликовал повести «Двойник» и «Хозяйка», которые многим современникам небезосновательно казались похожими на сочинения других членов кружка. Утопический социализм вскоре перестанет привлекать писателя, но образы идеалистов, желающих перестроить мир по законам справедливости, окажутся очень значимы для поздних произведений Достоевского. Обряд казни на Семёновском плацу. Рисунок Бориса Покровского 22 декабря 1849 года. Пять минут до расстрела На Семёновском плацу арестованным петрашевцам, включая Достоевского, зачитали смертный приговор, приготовили всё необходимое для расстрела, но в последний момент объявили о высочайшей милости. Казнь была инсценирована: Николай I заранее принял решение заменить её каторжными работами и ссылкой. Главным обвинением против писателя было чтение вслух знаменитого зальцбруннского письма Белинского Гоголю. Достоевский признался, что действительно читал его 15 апреля. Письмо Белинского, возмущённого православной и монархической книгой Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», действительно содержало очень резкие места. Впрочем, власти, судя по всему, реагировали не на чтение письма само по себе. После волны революций, прокатившихся по Европе в 1848 году, российское правительство очень опасалось тайных заговоров. В этой обстановке полиции и Третьему отделению очень хотелось раскрыть хоть какую-нибудь тайную организацию, и петрашевцы прекрасно подошли на эту роль. Вся сцена произвела на Достоевского сильнейшее впечатление. По воспоминаниям свидетелей, Достоевский «был несколько восторжен, вспоминал «Последний день осуждённого на смерть» Повесть французского писателя Виктора Гюго, опубликованная в 1829 году. Написана от лица человека, осуждённого на смерть. Вина приговорённого неизвестна, но по косвенным деталям можно предположить, что он отцеубийца. Произведение оказало большое влияние на Чарльза Диккенса и Фёдора Достоевского, исследователи подчёркивают параллели и с «Приглашением на казнь» Владимира Набокова. В 1846 году начал посещать собрания у Петрашевского и стал членом кружка Николая Кашкина. Оказал большое влияние на Фёдора Достоевского, которого тот называл «своим Мефистофелем». Подобно другим петрашевцам, был приговорён к смертной казни расстрелянием, но по императорской конфирмации отправлен в ссылку на каторжную работу в рудниках на 10 лет. Стал прототипом Николая Ставрогина, главного героя романа Достоевского «Бесы». Свой личный опыт и впечатления от чтения Гюго сольются в знаменитом монологе князя Мышкина : Выходило, что остаётся жить минут пять, не больше. Он говорил, что эти пять минут казались ему бесконечным сроком, огромным богатством; ему казалось, что в эти пять минут он проживёт столько жизней, что ещё сейчас нечего и думать о последнем мгновении, так что он ещё распоряжения разные сделал: рассчитал время, чтобы проститься с товарищами, на это положил минуты две, потом две минуты ещё положил, чтобы подумать в последний раз про себя, а потом, чтобы в последний раз кругом поглядеть. Что, если бы воротить жизнь, — какая бесконечность! И всё это было бы моё! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счётом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил! Мемориальный дом-музей Фёдора Достоевского в Семипалатинске 6 февраля 1857 года. С будущей женой он познакомился ещё весной 1854 года, вскоре после окончания своих каторжных работ и освобождения из острога. Мария Дмитриевна в это время жила со своим мужем в Семипалатинске, где Достоевский, согласно приговору, должен был служить рядовым. У неё был сын Павел, который станет пасынком писателя. Я походил на больного, который начинает выздоравливать после долгой болезни и, быв у смерти, ещё сильнее чувствует наслаждение жить в первые дни выздоровления. Надежды было у меня много. Я хотел жить. Что сказать тебе?

Достоевский стал самым издаваемым автором в России за первое полугодие

Достоевский стал самым издаваемым автором в России за первое полугодие | ВЕДОМОСТИ | Дзен Достоевский писал о другом – прежде всего, о возможности христианского братства и, поэтому, он далёк от многих молодых людей, подверженных влиянию внешней культуры.
Достоевский стал самым издаваемым автором в России за первое полугодие Остальные заверяют, что Достоевский делал логические выводы, опираясь на исторические факты и происходящие в конце 19 века события.
Разочарованный странник: За что Достоевский невзлюбил Европу и какую страну просто ненавидел Ницше писал, что Достоевский дал ему «ценнейший психологический материал» и был «единственным психологом», у которого ему было чему поучиться.

5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому

Читайте также «Анна Каренина»: почему роман Льва Толстого по-прежнему актуален Уже в ХХ веке исследователь Достоевского формалист Борис Томашевский предположит, и не без основания, что все романы Достоевского — это на самом деле попытка одного, большого романа. Мучительные духовные искания в связи с вопросом, ответа на который быть не может. Сам же писатель говорил, что прозрел и полюбил людей и бога, стоя в ожидании расстрела, и именно на каторге к нему пришли все его лучшие мысли и замыслы: «теперь они только возвращаются, да и то не так ясно». Через много лет после того дня на плацу он писал Всеволоду Соловьеву: «О! Говорят: ужас, озлобление, о законности какого-то озлобления говорят! Я только там и жил здоровой, счастливой жизнью, я там себя понял, голубчик… Христа понял… русского человека понял и почувствовал, что и я сам русский, что я один из русского народа». Как читать романы Достоевского? Но если считать всего Достоевского произошедшим из этого дня на плацу, как если бы ему подарили в тот день лишних тридцать лет жизни, а нам — несколько великих романов, которые, возможно, все есть один-единственный роман, то тут и кроется самый интересный вопрос: как его читать? Оставим в стороне неровности стиля или затянутость, в которых автора обвиняла критика его времени.

Достоевский писал из подсознания, его речь всегда обращена внутрь, рождается изнутри, а там, в черепной коробке, и не может быть никакой гладкости. Уже когда его «Бедных людей» ругали за стиль или излишнюю многословность, Достоевский писал в письме брату: «Во всем они публика и критика. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе и говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет». Читайте также «У нас нет литературы»: Алиса Ганиева о Виссарионе Белинском Говорит ли Достоевский за своих героев или они говорят за него? Что правильно было бы складывать из его романов — разгадку устройства русской жизни вот мы, вот власть, вот смерть, вот Бог или разгадку устройства человеческого сознания?

Михаил Бахтин, философ, культуролог и литературовед.

С старцы В мае 1878 года скончался младший сын Достоевского, Леша. Анна Достоевская вспоминала , что попросила Владимира Соловьева, друга семьи, поехать с Достоевским в Оптину пустынь. Ее посещение "было давнишнею мечтою Федора Михайловича". Оптина пустынь — старинный православный мужской монастырь. В нем возродился особый тип русского монашества — старчество. Достоевский ездил туда вместе с Соловьевым в 20-х числах июня 1878 года. По воспоминаниям жены, он вернулся "как бы умиротворенный и значительно успокоившийся".

Сказались встречи — в толпе и наедине — со знаменитым старцем отцом Амвросием. Правда, не все читатели романа соглашались с таким портретом знаменитого старца. Так, главный критик Достоевского среди консерваторов, Константин Леонтьев, писал философу Василию Розанову: Оптина пустынь — православный мужской монастырь в Калужской области. В июне 1867 года в Баден-Бадене произошла их ссора, приведшая к окончательному разрыву. Достоевский зашел в гости к Тургеневу на разговор. Разговор продлился всего час. Тургенев, как и прежде, говорил, что "есть одна общая всем дорога и неминуемая — это цивилизация и что все попытки русизма и самостоятельности — свинство и глупость", а также добавил, что "пишет большую статью на всех русофилов и славянофилов".

Раздраженный Достоевский ответил на слова Тургенева: "Я посоветовал ему, для удобства, выписать из Парижа телескоп. Тургенев ужасно рассердился. Видя его таким, Достоевский тотчас съязвил насчет неуспеха его романа "Дым" и добавил, что немцы как народ "гораздо хуже и бесчестнее нашего, а что глупее, то в этом сомнения нет" хотя именно среди немцев Достоевский укрывался от отечественных кредиторов. Тургенев возразил ему, что в таком случае "считает себя за немца, а не за русского, и гордится этим". После этой словесной перепалки они расстались. Мы поглядели друг на друга, но ни он, ни я не захотели друг другу поклониться". Тургенева", Василий Перов, 1872 год.

Но на замысел "Преступления и наказания" повлияли многие реальные убийства, о которых Достоевский узнавал из газетных криминальных сводок. Исследователи его творчества даже составляют перечни преступлений , которые могли повлиять на сюжет романа. Кстати, Достоевский написал "Преступление и наказание" в страшной спешке, всего за год, попутно написав еще "Игрока", и все из-за копившихся долгов; иногда кажется, что он всю свою жизнь прожил в такой же безумной, страшной спешке. Это, однако, не мешало ему хвастаться своим достижением и заодно поддевать Тургенева в одном из писем : "Я убежден, что ни единый из литераторов наших, бывших и живущих, не писал под такими условиями, под которыми я постоянно пишу. Тургенев умер бы от одной мысли". Георгий Тараторкин в роли Родиона Раскольникова в фильме "Преступление и наказание", 1969 год. Там они встретились с женами сосланных декабристов и получили от них по Евангелию с переплетенными внутри 10 рублями.

Все четыре года каторги Достоевский читал только Евангелие, а по освобождении бережно хранил этот экземпляр до конца жизни. Уже на свободе он написал письмо к той самой жене декабриста, Наталье Дмитриевне Фонвизиной, которая подарила ему Евангелие. В этом письме он не только выразил ей благодарность, но и впервые записал свою знаменитую христианскую аксиому: "Если б кто мне сказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной". Так, в романе "Братья Карамазовы" главные герои пьют чай именно в тех ситуациях, когда готовы к честному разговору или уже ведут его. А одну из самых знаменитых фраз о чае в русской литературе оставил главный герой "Записок из подполья": "Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Чаепитие", Николай Богданов-Бельский, 1913 год. Он продолжался 15 минут и сопровождался, по воспоминаниям , "вскрикиванием, потерею сознания, судорогами конечностей и лица, пеною перед ртом, хрипучим дыханием, с малым, скорым сокращенным пульсом".

Уже в Сибири один из врачей поставил Достоевскому диагноз "падучая" эпилепсия. Такие припадки сопровождали Достоевского до конца жизни. Многие исследователи считают, что эпилепсия также сказалась на его кончине. Самый знаменитый эпилептик в художественном мире Достоевского — князь Мышкин из романа "Идиот". А самый известный свидетель эпилептических припадков Достоевского — его жена Анна. Как пример запись из ее дневника от 13 августа 1867 года: "Ф. Достоевский на смертном одре", Николай Крамской, 1881 год.

Портрет, написанный с усопшего писателя. Или и я враг евреев? Так, по сей день приходится мириться с тем, что он был антисемитом. Многие исследователи предпочитают избегать столь резких формулировок и говорить скорее о проблемном отношении Достоевского к евреям вообще, или о "газетном антисемитизме".

Этот симптом проявляется, когда судорожный очаг в мозгу уже активен, но еще не настолько, чтобы гнать нейроны на скорости припадка. Во время приступа писатель не узнавал знакомых и общался со странными людьми, а после жаловался на нарушения речи. Взрывной характер, постоянное желание излить на собеседника свою желчь, придирчивость, тоска и страх смерти — тоже следствия болезни, сыгравшие значительную роль в его творчестве. Однако Достоевский также очень точно описывал психические состояния, в которых не бывал, что до сих пор ставит исследователей в тупик. Далеко не всегда речь идет о полноценной эпилепсии: героев, страдающих «падучей», не так много в произведениях писателя. Внимание привлекают особенности характера, которые в психиатрии носят название акцентуаций. Акцентуация — это не заболевание, но значимые проявления качеств, которые присущи людям с той или иной психопатологией. Акцентуаций существует ровно столько, сколько психических недугов, младшими здоровыми братьями которых они являются. Бывают истероидные, шизоидные, эпилептоидные и многие другие акцентуации. Далеко не всегда такие дополнительные психологические черты — это плохо. Более того, акцентуацию при благоприятно сложившихся обстоятельствах можно расценивать как удачу, «изюминку» человека, выделяющую его на фоне других в каком-то определенном виде деятельности. При этом в менее подходящей среде она способна сделать своего обладателя крайне уязвимым. Немецкий психиатр Карл Леонгард, впервые употребивший термин, писал: «Именно произведения Достоевского больше всего и лучше всего снабжают специалиста информацией о том, что собой представляют акцентуированные личности». Почему Достоевскому так хорошо удавались эти портреты?

Впервые в жизни Достоевскому действительно по-настоящему повезло. Эта женщина постепенно устроила ему нормальную жизнь, взяла на свои плечи все экономические заботы, и с 1871 г. В 1867 г. Последние годы жизни невероятно плодотворны: 1871 - "Бесы", 1873 - начало "Дневника писателя" серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня , 1874 - "Подросток", 1876 - "Кроткая", 1879 - "Братья Карамазовы". В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 г. Это, наконец, настоящий триумф. Он уверен, что теперь является первым писателем в России и победил-таки графа Льва Толстого. Несмотря на ту известность, которую Достоевский получил в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти.

ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика

Биография Федора Михайловича Достоевского Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в семье главного врача московской Мариинской больницы. В мае 1837 г. Достоевский учился в Инженерном училище, окончив его в чине подпоручика. По окончании училища Достоевский решил оставить службу и посвятить себя литературной деятельности. Первый роман «Бедные люди» 1844—45 принёс писателю успех после публикации в 1846 году. Тогда же Достоевский вошел в круг литераторов «натуральной школы», где подружился с Н. Некрасовым и В.

Белинским — идейным вдохновителем движения. Две последующие повести — «Двойник» 1846 и «Хозяйка» 1847 — вызвали критику Белинского, после чего Достоевский порвал со всем литературным кружком, объединившимся в это время вокруг журнала «Современник». В последующие два года он создал ряд рассказов и повестей, из которых самыми яркими являются «Белые ночи» 1848 и «Неточка Незванова» 1849. Тогда же Достоевский вошёл в революционный кружок М. Буташевича-Петрашевского и увлёкся социалистическими теориями Фурье. После внезапного ареста петрашевцев Достоевский был приговорён, в числе остальных участников кружка, сначала к «смертной казни расстрелянием», а затем, по «высочайшей амнистии» Николая I, к четырём годам каторжных работ, с последующей отдачей в солдаты.

С 1850 по 1854 г. Достоевский пробыл на каторге, после чего был зачислен рядовым в пехотный полк, размещённый в Семипалатинске. В 1857 г. Вернувшись к литературным трудам Достоевский работал сперва в комическом роде, чтобы избежать цензурных нареканий. Так в 1859 году им были созданы две комические «провинциальные» повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». За время пребывания в Сибири Достоевский пересмотрел свои взгляды, отказавшись от социалистических идей.

В Тобольске, следуя по этапу, Достоевский встретился с жёнами декабристов, которые подарили ему Новый Завет. Это была единственная книга, разрешённая на каторге. С той поры главным жизненным идеалом для Достоевского стал Христос. На каторге, общаясь с народом, Достоевский не только не озлобился, но, наоборот, убедился в необходимости «возврата к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного» для всей дворянской интеллигенции. В 1859 г. Достоевский получил разрешение вернуться в Петербург, где снова занялся литературным творчеством.

Для издаваемого им совместно с братом Михаилом журнала «Время» 1861—63 Достоевский написал роман «Униженные и оскорблённые» 1861 и произведение «Записки из мёртвого дома» 1860—61 , где он художественно осмыслил всё увиденное и пережитое на каторге.

Как никто из русских писателей, Достоевский считается пророком. Я не очень верю в пророчества. Пророчествами называется то, что сбылось, быть может, случайно. А о пророчествах, которые не сбылись, просто никто не помнит. Какие из предсказаний Федора Михайловича оправдались? Он меньше месяца не дожил до 1 марта 1881 года, дня убийства Александра II народовольцами, и это был бы день его, как ни странно звучит, торжества - ведь он об этом предупреждал в "Бесах"!

А в "Преступлении и наказании" впервые описал "теоретическое убийство", то есть такое, которое совершается не из корысти, не из ревности или мести, а "от головы", от "теории". Людмила Сараскина: Не думаю, что Достоевский, доживи он до гибели царя от бомбы террориста, испытал бы торжество - его жена Анна Григорьевна Достоевская писала, что сердце Федора Михайловича, обожавшего царя-освободителя, при этом известии разорвалось бы мгновенно... Но он и в самом деле знал за собой эту особенность - "своим идеализмом пророчить даже факты". Каракозов, признав убийство законным средством достижения политических изменений, как раз и открыл эпоху терроризма в России. Георгий Тараторкин в роли Родиона Раскольникова в "Преступлении и наказании" 1969. Фото: Киностудия им. Что сбылось и, возможно, еще сбудется?

Людмила Сараскина: В 1921 году, в столетний юбилей Достоевского в журнале "Печать и революция" появилась публикация, где утверждалось: все сбылось по Достоевскому. Переверзев, - все еще современный писатель; современность еще не изжила тех проблем, которые решаются в творчестве этого писателя. Говорить о Достоевском для нас все еще значит говорить о самых больных и глубоких вопросах нашей текущей жизни". Прошло еще сто лет, и мы можем видеть, сколь многое попадает в перечень "всё". Это и сценарий падения империи в лицах, и почерк политических убийств, и аристократы, пошедшие в демократию, и их инфернальные "подвиги". Оптика Достоевского, его способность предвидеть, помещая уже случившиеся события в горизонты предстоящего, была поразительной! Будущие итоги настоящих событий ему были ясны до подробностей.

Он чувствовал "химию и физику" грядущей революции, предвидел ее соблазны и последствия. Политические скандалы, болезненный абсурд, хаос, жизнь в стиле беспредела, все то, что принято называть "достоевщиной", станет обыденностью. Крушение нравственных и духовных основ человека, снятие всех законов и правил, норм, границ, запретов, сдерживающих начал, разрушительное торжество антиморали, насилие, вырвавшееся на свободу, изгнание истины - все эти знаковые явления современности в совокупности своей сложатся в антропологическую катастрофу. Иван Бунин, не будучи поклонником художественной манеры Достоевского, вынужден был вслед за ним с болью и тоской свидетельствовать о расчеловечивании людей в эпоху революционных бесчинств, о неизбежном переименовании добра и зла. Его дневник "Окаянные дни" стал проверкой на практике того, что автор "Бесов" предвидел, а он, Бунин, увидел и пережил. Порой кажется, что история "после Достоевского" продолжает дописывать его, выдвигая новые невиданные сюжеты. Пять его романов, "пятикнижие", обрели репутацию диагноза всего следующего столетия, многоликой бесовщины ХХ века.

Вряд ли можно усомниться, что история исчерпана и ей нет продолжения в XXI столетии. Несбывшееся из предвиденного не доказывает ошибочность того, кто предвидел. Несбывшееся не сбылось ПОКА. История, описанная Достоевским "на вырост", еще аукнется и откликнется. Реальность Достоевского остается открытой, и это ее фундаментальное свойство! Кто будет жить, тот увидит. Как в мире отмечается 200-летие Достоевского?

Пандемия сильно изменила планы и форматы? Людмила Сараскина: Одними из первых юбилейный марафон начали литераторы Японии, предложив достоевсковедам написать эссе для спецвыпуска журнала "Современная мысль". Одна из тем - "Достоевский во время пандемии". Кажется, будто специально для нас, сегодняшних, был написан сон Раскольникова, которому пригрезилось, как неслыханная и невиданная моровая язва, пришедшая из глубины Азии в Европу, поражает мозг и души людей, отнимает разум, обрекает человечество на гибель. Очевидно главное: именно во времена глобальных бедствий аукается нам Достоевский, подает сигналы тревоги. Его "указующий перст" и напоминает, и предостерегает...

Я себя убил. Преступление и наказание. Одна моя читающая одноклассница уговаривала прочитать, соответственно я и настроилась позитивно. Но когда все начали спрашивать: "что ты сейчас читаешь? А теперь хочу сказать: читалось на одном дыхании.

Прожить на «кормовые» деньги каторжники не могли. Судя по документам, в день на человека назначалось 9 коп. Хотя дополнительная работа, и деньги, и всё, что можно было на них купить, запрещалось, в остроге всегда работали, имели деньги, табак и даже вино. Начальство знало об этом, и ночные обыски были здесь обычным делом. Все запрещённое изымалось, виновный «бывал обыкновенно больно наказан». Единственной возможностью отдохнуть от острожной казармы для Достоевского оказалось пребывание в омском военном госпитале, в арестантскую палату которого он попадал несколько раз. В госпитале было легче, свободнее, нежели в остроге. Отношение части врачебного персонала было гуманное. Госпиталь находился за пределами крепости, в Бутырском форштадте. Писать в остроге было запрещено, поэтому основной творческой работой Достоевского в Омске стало обдумывание его будущих романов. Разнообразного материала вокруг было бесконечно много. Быт в Семипалатинске 23 января 1854 года заканчивался срок каторжных работ Достоевского. Дальше начиналась служба рядовым в ссылке. В марте этого же года он был зачислен в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске. Большую поддержку Достоевский получал от приехавшего служить в Семипалатинск барона А. Барон был членом прокурорского надзора, знал прежние сочинения писателя, присутствовал на Семеновском плацу, когда осуждённых петрашевцев вывели на казнь.

Ссылка Достоевского

Литературовед и историк литературы писал: «В арсенале писателя не просто много различных почерков, часто соседствующих на одной странице, но можно даже сказать, что Достоевский имел свой специальный почерк для каждой выражаемой им мысли. В конце дошло до того, что Достоевский сам уже не писал – просто наговаривал, а Анна Григорьевна стенографировала, потом расшифровывала, выписывала, и он уже правил. Остальные заверяют, что Достоевский делал логические выводы, опираясь на исторические факты и происходящие в конце 19 века события. Достоевский писал о другом – прежде всего, о возможности христианского братства и, поэтому, он далёк от многих молодых людей, подверженных влиянию внешней культуры. 17:00 — лекция «ДОСТОЕВСКИЙ-ПЕРЕВОДЧИК И ПЕРЕВОДЧИКИ ДОСТОЕВСКОГО» Альфред Бем назвал Достоевского «гениальным читателем».

Путеводитель ко Христу для не читавших Евангелия

Достоевский Фёдор | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов Достоевский не однажды писал, что в вопросах веры математические доказательства ничего не значат.
200 лет одиночества Достоевского: "Это о вечном и о проклятом" - МК Вид северного флигеля Мариинской больницы для бедных в Москве, в котором располагалась квартира Достоевского, и где Ф. М. Достоевский провел первые годы своей жизни с 1823 по 1837 годы / Фото П. Фокина.

Гений и злодеи. Кем был Фёдор Достоевский?

Достоевский: что мы о нем знаем и не знаем? Получил мировое признание как один из величайших романистов. Произведения Достоевского оказали большое влияние не только на развитие мировой литературы, но и на формирование многих философских идей.
Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь - Достоевский писал о другом – прежде всего, о возможности христианского братства и, поэтому, он далёк от многих молодых людей, подверженных влиянию внешней культуры.

ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика

17:00 — лекция «ДОСТОЕВСКИЙ-ПЕРЕВОДЧИК И ПЕРЕВОДЧИКИ ДОСТОЕВСКОГО» Альфред Бем назвал Достоевского «гениальным читателем». Ницше писал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он учился. Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) — знаменитый русский писатель-романист. Вид северного флигеля Мариинской больницы для бедных в Москве, в котором располагалась квартира Достоевского, и где Ф. М. Достоевский провел первые годы своей жизни с 1823 по 1837 годы / Фото П. Фокина. Сериал «Достоевский» был снят в 2010 году, он охватывает период жизни писателя с момента разгрома кружка петрашевцев (1849) до написания «Братьев Карамазовых» (1879).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий