Илья Хржановский — автор проекта «Дау», который включает в себя 13 фильмов и несколько сериалов о сотрудниках научного института, живущих в советском безвременье.
Минюст РФ признал писательницу Людмилу Улицкую* и режиссера Илью Хржановского* иноагентами
Только в реальности Щеголева и Воронов — не мать и сын, они за время съемок и правда сблизились и стали любовниками. Есть ли в этом что-то недопустимое? Здесь уже каждый зритель решать будет сам. Определенно можно сказать одно. Секс в кино всегда — или имитация чаще всего , или, в редких случаях, насилие возьмем «Последнее танго в Париже». В любом случае в кадре мы видим, как правило, чужих друг другу людей, которые выполняют свою работу. То же самое касается порнографии. Такого секса вы не видели на экране никогда в жизни, и не в откровенности съемки секрет: любовью занимаются те, кто являются партнерами и за пределами кинокадра. Эти чувства — реальные. Как и встреча Норы жена Дау, прототипа звали Кора с матерью.
Та упрекает дочь в безразличии, эгоизме, неспособности удержать мужа. Дочь плачет, припоминает матери былые обиды. Душераздирающее зрелище, сопоставимое с «Осенней сонатой». В кадре — настоящая мать Щеголевой. Но при этом муж сыгравший Дау дирижер Теодор Курентзис — не настоящий муж, а сын — не настоящий сын. Это игра, условность, роль. Чувства подлинные. Диалоги сымпровизированные. Но мы — по-прежнему в условной вселенной кино.
Невероятно, но факт. Таким образом «Дау» кардинально переосмысляет роль актера в кино. С одной стороны, вскрывает актерский потенциал в каждом и наглядно демонстрирует, как «неестественное» на самом деле является неподдельным, а то, что наш глаз опознает как «убедительное», — имитация, наигрыш. С другой стороны, вовсе отменяет профессию актера за ненадобностью. По меньшей мере в рамках конкретного эксперимента. Радмила Щеголева. Илья Хржановский предстает в фантазиях репортеров как тиран, выстроивший империю подавления и насилия, чтобы над ней властвовать.
Касательно Хржановского сообщается, что он распространял недостоверную информацию об органах публичной власти РФ и выступал против спецоперации. RU Андрей Юрьевич Хржановский про внесение своего сына в реестр иноагентов. RU эту новость: «Я знаю об этом, спасибо».
Все новости о спецоперации на Украине мы собираем в специальном разделе.
В список также попали писательница Людмила Улицкая и благотворительный фонд «Нужна помощь». Масштабный биографический проект «Дау» дебютировал в 2019 году и рассказывал о жизни советского физика Льва Ландау Теодор Курентзис. В 2020-м один из фильмов «Дау», « Наташа », показали на Берлинском кинофестивале, где он получил приз за операторскую работу.
Иностранные агенты в российском законодательстве. История статуса и его применение "Л. Улицкая участвовала в качестве респондента на информационных площадках, предоставляемых иностранными агентами и иностранными СМИ, выступала против специальной военной операции на Украине.
Режиссёр Илья Хржановский воссоздаст Берлинскую стену
Сценарий фильма основан на мемуарах Конкордии Терентьевны Дробанцевой, жены Льва Ландау, опубликованных в 1999 году в виде книги "Академик Ландау: Как мы жили". Авторами сценария выступили: Хржановский и писатель Владимир Сорокин. Съемки начались еще в апреле 2008 года в Санкт-Петербурге. За годы съемок идея преобразовалась в неожиданный проект, который имеет весьма отдаленное отношение к судьбе выдающегося физика. Получилось почти 700-часовое шоу. В процессе съемок факты отошли на второй план, а съемочная площадка стала полем для экспериментов.
Место действия - Институт, его построили в Харькове в 2008 году на месте открытого бассейна "Динамо". Действие происходит с 1938 по 1968, авторы детально воссоздали советский быт. Участники проекта не могли выходить за пределы съемочной площадки.
Их фильмы редко доходят до нашего проката и остаются многими незамеченными. В нашей стране арт-хаус также начинает набирать популярность. В 21-м веке стало появляться всё больше молодых режиссёров, которым есть что сказать. Одной из самых неординарных личностей российского кино можно смело считать режиссёра по имени Илья Хржановский. О его творчестве и пойдет речь в нашей сегодняшней статье. Биография режиссёра Илья Хржановский родился 11 августа 1975 года в столице России - Москве. Он является внуком достаточно известного в прошлом художника и артиста Юрия Хржановского.
Так что нет ничего удивительного, что Илья в итоге также решил избрать творческий путь. Ещё в молодые годы Илья Хржановский понял, с чем хочет связать свою жизнь. Изначально он пошёл в местное учебное заведение, в котором обучался живописи. Но вскоре Илья понял, что его больше тянет к кинематографу, который в те годы уже имел серьёзный успех, хоть и находился во временном упадке. Свои первые работы он стал снимать ещё в далекие 90-е. Но особого успеха они Илье не принесли. Далее мы поговорим о его более знаменитых фильмах. Фильмография Фильмография Ильи Хржановского крайне скромна. Она насчитывает всего несколько фильмов. Причём некоторые из них найти в Сети или на носителях невероятно сложно.
Всё это связано с нестандартным почерком режиссёра и неординарными историями, рассказанными в его авторских кинофильмах.
Такого секса вы не видели на экране никогда в жизни, и не в откровенности съемки секрет: любовью занимаются те, кто являются партнерами и за пределами кинокадра. Эти чувства — реальные. Как и встреча Норы жена Дау, прототипа звали Кора с матерью. Та упрекает дочь в безразличии, эгоизме, неспособности удержать мужа. Дочь плачет, припоминает матери былые обиды. Душераздирающее зрелище, сопоставимое с «Осенней сонатой».
В кадре — настоящая мать Щеголевой. Но при этом муж сыгравший Дау дирижер Теодор Курентзис — не настоящий муж, а сын — не настоящий сын. Это игра, условность, роль. Чувства подлинные. Диалоги сымпровизированные. Но мы — по-прежнему в условной вселенной кино. Невероятно, но факт.
Таким образом «Дау» кардинально переосмысляет роль актера в кино. С одной стороны, вскрывает актерский потенциал в каждом и наглядно демонстрирует, как «неестественное» на самом деле является неподдельным, а то, что наш глаз опознает как «убедительное», — имитация, наигрыш. С другой стороны, вовсе отменяет профессию актера за ненадобностью. По меньшей мере в рамках конкретного эксперимента. Радмила Щеголева. Илья Хржановский предстает в фантазиях репортеров как тиран, выстроивший империю подавления и насилия, чтобы над ней властвовать. Эта игра Хржановскому, можно не сомневаться, по душе.
Но экранная реальность ее отрицает. Мир «Дау» выстроен как тотальная инсталляция именно для того, чтобы населяющие ее люди имели возможность свободно передвигаться, выстраивать индивидуальные траектории и судьбы, самостоятельно управлять тем, что они говорят и делают. Режиссер — тот, кто придумал правила. А дальше подчиняется им сам, наравне с остальными что-то подобное Триер делал в «Догме 95». Но свобода, данная им исполнителям, поистине беспрецедентна. Возможно, поэтому мифологии вовне проекта — о тоталитарном ужасе Института, об унижениях его обитателей — противостоит внутренняя мифология: многочисленные истории людей, которые прошли через опыт «Дау» и полностью изменили свои жизни: сменили профессии, нашли любовь, вышли замуж или женились, вышли из полосы неудач, преобразились.
Ни одно устройство из современного мира — кроме тех, которыми пользовались кинематографисты — не могло попасть в Институт. К тому же, людей штрафовали, если они в беседах использовали выражения, которых не могло быть в речи тех годов. В некоторых комнатах стояли двусторонние зеркала, через которые операторы могли снимать находящихся там людей. Весь фильм он снял на 35-миллиметровую плёнку, недешёвую и сложную в обращении.
Также специально для фильма Юргес разработал систему освещения, которая позволяла оператору снимать в любой момент, не тратя время на установку светового оборудования. При этом, если вдруг к человеку заходили люди с шумной плёночной камерой и начинали его снимать, он обязан был не обращать на них внимания и заниматься своими делами. Первоначальная история Ландау в таких реалиях, конечно же, ушла далеко на второй план — хотя и сам герой тоже жил в Институте. Хржановский захотел зафиксировать жизнь каждого маленького человека в тиранической системе и то, как людей меняет существование в условиях постоянного гнёта. Чтобы подчеркнуть эту альтернативность, режиссёр даже сменил героям имена: Ландау превратился просто в Дау, его жена из Коры стала Норой, а коллега профессор Капица — Крупицей. Кроме обычных работников Институт посещали и различные знаменитости — как от мира науки, так и искусства. Например, на несколько дней в Институт приезжал Дейвид Гросс, лауреат Нобелевской премии по физике. А профессор тоже физики Андрей Лосев жил там с семьёй несколько лет подряд. Побывала на съёмках легендарная сербская перформанс-художница Марина Абрамович и её бизнесмен-однофамилец, кстати, тоже , оперный режиссёр Питер Селлерс и театральный режиссёр Анатолий Васильев, исполнивший одну из центральных ролей, академика Крупицы. Этим людям платили гораздо больше, чем простым работникам, и содержали в гораздо лучших условиях — «пролетариат», по рассказам очевидцев, так вообще откровенно унижали.
Впрочем, за «звёздами» также пристально следили, и любое их действие — включая те, что обычно не демонстрируют широкой публике — могло попасть на камеру. К слову о «платили». Изначально бюджет «ДАУ» составлял всего 5 миллионов долларов — частично это были деньги от российского и украинского министерств, частично от разных европейских фондов, поддерживающих авторское кино. Но деньги эти кончились ещё до начала непосредственной работы, и российский Минкульт тогда отозвал все выделенные средства. Долгое время циркулировало огромное количество слухов — кто же всё-таки спонсирует этот безумный проект. В итоге бюджет «ДАУ», по некоторым данным, составил что-то около 57 миллионов долларов. Невероятные для российского кино деньги — для примера, даже блокбастеры типа «Вторжения» у нас снимают максимум миллионов за 10. Михаил Идов, режиссёр «Юмориста» и сценарист фильма «Лето», а на тот момент главный редактор российского GQ, в 2011-м побывал на съёмках в качестве репортёра и написал большой материал про внутреннюю кухню «ДАУ». Кто-то говорил, что весь проект — культ, и люди там работают бесплатно. Хржановский оккупировал весь город, говорили они, и закрыл аэропорт.
Нет-нет, настаивали другие, всё это — тюремный эксперимент, снятый скрытыми камерами. Михаил Идов, журналист, режиссёр, сценарист Он описал, как тщательно его обыскивали при входе в Институт и меняли внешность для большего соответствия эпохе. Идов был восхищён размерами съёмочной площадки, на которой он не увидел ни одной камеры — но люди все равно продолжали жить своей альтернативной, советской жизнью. Когда же он, общаясь с режиссёром, спросил будут ли для «достройки» декорации использовать CGI, тот одёрнул журналиста и попросил не говорить слов, не имеющих смысла в сеттинге «ДАУ». Ведь тогда его, как человека, пригласившего Идова, оштрафуют охранники — и не посмотрят на то, что он здесь босс. Вся декорация размером примерно с два футбольных поля, окружённая пятиэтажной фантазией на тему конструктивистской архитектуры. Есть одно здание, похожее на мавзолей Ленина, такой странный зиккурат. Подобный Колизею стадион нависает над двумя серыми жилыми зданиями. По всему городу шумит атональная виолончельная музыка, исходящая из громкоговорителей, установленных на шесте. Единственная цель этого, кажется, в том, чтобы напрягать людей, держать их на грани.
Михаил Идов, журналист, режиссёр, сценарист Хржановский был явно горд за своё творение — показывал журналисту холодильники, набитые совершенно свежей едой, но со сроком годности, истекающим в 1952 году. И хвалился звуком смыва в туалете — чтобы получить необходимый тон и тембр, режиссёр попросил установить по всему зданию водопровод конкретной ширины. Идов также рассказал, что кинематографисты составили базу данных из 210 тыс. На интервью кандидатов расспрашивали на самые разные темы, включая самые откровенные, и часто задавали абстрактные вопросы вроде «Что для вас значит счастье? По отдельности, эти детали могут выглядеть безумством. Но вместе они образуют до этого невозможную глубину. Когда тебе платят этими деньгами, и ты знаешь, что они чего-то стоят, ты начинаешь иначе обращаться с ними на камеру. Когда уборщице приходится два года чистить один и тот же унитаз, на плёнке это выглядит совсем иначе. Илья Хржановский, режиссёр «ДАУ» Журналист отметил, что созданная в Институте система с штрафами и реальными сотрудниками НКВД привела к тому, что люди — которых к этому, в общем, никто не обязывал — начали массово «стучать» друг на друга. И это, кажется, радовало Хржановского больше всего.
В тоталитарном режиме механизмы угнетения запускают механизмы предательства. Мне это очень интересно. Илья Хржановский, режиссёр «ДАУ» Так, близняшки-костюмеры, облачившие Идова в одежду советских времён, доложили режиссёру, что журналист был недоволен костюмом. Другой сотрудник «настучал» за то, что репортёру не показалась интересной галерея фотографий канализационных люков 30-50-х годов. Вскоре и сам Идов почувствовал на себе странную силу этого места, где люди начинали вести себя совсем не так, как привыкли во «внешнем мире». Когда приехавшего вместе с ним фотографа выгнали за то, что он заставлял работников Института позировать, сам журналист, чисто инстинктивно, начал объяснять — мол, я этого человека знать не знаю. Да, всего за дня я превратился в советского стукача. Может, из-за костюма. Из-за штанов. Еды буфете.
Не знаю. Внезапно, Хржановский улыбается. Я тоже. Это очень странный момент. Мы оба знаем, что произошло. Он подарил мне аккуратно сделанный автопортрет тиранического гения. Я подарил ему удовольствие видеть моё полное самоунижение. Мы квиты. Михаил Идов, журналист, режиссёр, сценарист Кроме того, Идов рассказал, как на одной из встреч с режиссёром в Институте с ним познакомилась буфетчица Ольга и начала довольно навязчиво приглашать его «увидеться попозже». Поняв, что это, скорее всего, подстроенная Хржановским ситуация, журналист отказался.
Похожую историю позже рассказывала девушка, недолго проработавшая на съёмках переводчиком. По её словам, работодатели настаивали, чтобы она больше времени проводила с иностранным оператором — явно с целью сблизить их. И никого совершенно не волновало, что у этого оператора совсем недавно родился ребёнок. Методами Хржановского ещё тогда многие возмущались. Например, в его адрес было много обвинений в том, что он особенно внимание на интервью уделял молодым девушкам. Осматривал их с ног до головы и задавал странные вопросы. Иногда — интимного характера, иногда просто неприятные, вроде «Вы уже прикасались к трупу? На интервью постановщик быстро перешёл от темы искусства к вопросам вроде «Когда ты потеряла девственность? Юлия дала понять, что ей разговор неприятен, и на следующий день её попросили со съёмочной площадки. Сказали, что «у вас с Ильёй слишком разные взгляды на жизнь».
Другая работница, назвавшаяся Адель имя не настоящее , рассказала похожую историю. По её словам, «вопросы были туманные, иногда неприличные», а режиссёр её, кажется, вообще не слушал. По мнению Адель, Хржановскому нужны были не работники. Он собирал вокруг себя секту.
Илья Хржановский: «Человеку дан адский дар пандемии»
Создателей «Дау» подозревают в пытках детей-сирот | Режиссер Илья Хржановский** распространял недостоверную информацию о решениях органов российской власти. |
После «Дау»: лучшая часть проекта Ильи Хржановского сделана Анатолием Васильевым | Байопик «Дау» о физике Льве Ландау режиссера Ильи Хржановского выйдет в российский прокат в 2019 году. |
Критики рассказали, почему проект «Дау» никогда не покажут в России | Осенью 2019 года режиссер Илья Хржановский был назначен художественным руководителем мемориального центра «Бабий Яр», созданного для увековечивания памяти жертв нацистских преступлений в Киеве в годы Великой Отечественной войны. |
Минюст обновил списки иноагентов. В реестре — знаменитая писательница, режиссер и экс-депутат | Минюст РФ внес в реестр иностранных агентов писательницу Людмилу Улицкую и режиссера Илью Хржановского, которые проживают за пределами России. |
Минюст признал иноагентами Улицкую и Хржановского | Илья Хржановский – талантливый кинорежиссёр, продюсер, а также сценарист. Фильмография Ильи на сегодня состоит более чем из 10 разножанровых киноработ. |
Что еще известно:
- Читайте также
- Кто такой Илья Хржановский?
- Минюст РФ признал писательницу Людмилу Улицкую* и режиссера Илью Хржановского* иноагентами
- Хржановский подал на Минкультуры в суд из-за «Дау»
Илья Хржановский: «Я снимаю не про Ландау, а про ученого Дау, вымышленный персонаж»
Вот это актер, а это не актер. Как вы определите? Чем это определяется? Вот человек мучается или не мучается? Можно ли испытывать сильные эмоции? И можно ли — внутри договора? А это вопрос сговора.
Даже есть такое понятие в режиссуре, когда говорят про работу с актером, — сговариваться. Вы с ним сговариваетесь об определенных правилах, внутри этих правил актеры всегда идут далеко в эмоциональном плане. Чем лучше и бесстрашнее актер, тем дальше он идет в эмоциях. Если мы не говорим про театр «Но» или театр «Кабуки», в которых другие правила. Если говорим про театр или кино психологическое, буквальное, предельное. Здесь, мне кажется, лучше бы люди, включая киноведов и кинокритиков, и других деятелей культуры, переживали не о продуктах художественных, а о том, как они общаются, как живут свою жизнь.
Мы же мучаем людей в жизни намного больше. Так устроены люди. Мы вступаем с ними в отношения, на кого-то обижаемся, переживаем. За этим очень сложно следить. Очень сложно отрефлексировать собственную жизнь. Но очень легко, как выясняется, отрефлексировать жизнь чужую, особенно жизнь в художественном продукте.
И здесь, мне кажется, важно разделять жизнь и искусство и не забывать, что это предмет искусства и культуры, этот проект является фактом этого мира, а не другого. Что это значит? Что законы, по которым он создается, другие. Что такое процесс съемки на кинопленку, как он устроен? Кинопленка означает, что есть грим, костюмы, есть камера, у нее заканчивается кассета, ее меняют, есть фокус-пуллер, есть оператор. Камера находится близко, двигается, шумит, шуршит.
То есть некий очень сложный технологический процесс, который не совсем имеет отношения к реальности, хотя он фиксирует вот эту построенную субреальность. И пускай снимался он на пленку, но снимался совершенно иначе, это не то что «камера, мотор, поехали». Это же технологический процесс, ну как, я всегда был на площадке. За территорией института были построены комнаты, группа передвигалась по периметру. В этих комнатах стоял плейбэк, работала группа, сидели гримеры, ассистенты, лоудеры и так далее. Через секретные двери мы могли входить внутрь территории и передвигаться.
Кстати, как правильнее их называть? Но актеры — лучше. Они всегда знали, что камера включена? Знали, когда они попадают в кадр? Мы разговаривали в Париже с Юргеном Юргесом, и он говорил, что в его карьере прежде не было подобного метода съемки. Поэтому то, что я видел на съемочных площадках, явно отличалось от вашего метода.
Один — это метод работы с актером, со светом, с камерой. Они, конечно, абсолютно другие. Не такие, как в стандартном кино. Если говорить о том, как устроено кино как таковое, то есть на уровне вашего вопроса не про метод, а про выяснение этических норм, то разговор будет не профессиональный, а этический. Он не будет иметь прямого отношения к профессии в кино. Я поэтому к такому разговору не иду.
Неужели я буду вам рассказывать, как Юрген Юргес изобрел другую систему расстановки света? Это не значит, что разговор, который мы ведем, не должен быть, просто в нем другие правила. Вот как мы говорим, что одни правила в мире, в котором существовал «Дау» в Париже, и другие правила здесь. В Берлине есть правило, которое заключается в том, что если фильм в конкурсе, нужно давать пресс-конференции и интервью, и я очень законопослушный человек, я по этим правилам действую — даю интервью, например. Когда мы рассказываем про этику, есть одна вещь, связанная с тем, что перемешано понимание реальности и художественного процесса. И этики в реальности и в художественном процессе.
Дальше, естественно, возникает вопрос про этику как таковую, этику современную. Но здесь, мне кажется, я вам по одной части ответил. А если говорить о том, насколько эмоционально можно говорить с людьми... Мы всегда на собеседовании говорили про смерть, про секс, про любовь, про страдания, то есть заходили, исходя из новой парадигмы, в общем, на личную территорию. Но искусство и занимается территорий личной, которая часто намного более интимна, территория души, чем территория тела. И она, конечно, очень хрупкая эта территория.
Потому что все, что я знал и что я думал о «Дау», сводилось к тому, что его идея — смешать искусство с жизнью. Чтобы жизнь перетекала в искусство, чтобы они перестали отделяться друг от друга. Мы говорим на разных уровнях, как бы находясь на разных этажах. Есть этаж профессиональный, где мы можем говорить о тех уникальных кинематографических, профессиональных открытиях а это факт , которые мы сделали с этим проектом. Есть этаж, где мы обсуждаем этику, то есть что можно делать, что нельзя на территории искусства и территории жизни. Третий этаж — что такое жизнь и что такое искусство в более высоком, сложном смысле, где эти границы.
Четвертый — что человек вообще может жертвовать и отдавать, и где граница его включенности, и что такое время. Это все разные типы. Так же, как с бюджетом — вот у вас огромный бюджет, он огромный с одной точки зрения, но совершенно небольшой с другой. Представления об этике изменились за те десять лет, сколько живет проект «Дау».
Нору впервые за время замужества навещает мать, которая пристально наблюдает за атмосферой в доме супругов, чтобы понять, счастлива ли ее дочь. В искренних беседах между матерью и дочерью открывается сложность и противоречивость их отношений. На сайте платформы ДАУ уже доступны фильмы «Дау. Наташа», а также «Дау. Дегенерация» реж.
Политика, которую проводил господин Мединский, привела к тому, что выдача прокатных удостоверений из технической процедуры превратилась в жупел, которым стращают кинематографистов и убирают неугодных», - заявил он. Шнейдеров добавил, что 30 картин, профинансированных Минкультом, посмотрели меньше 30 тысяч зрителей. Однако, деньги были выделены, освоены, кино, вроде как, было снято и сдано в Госфильмофонд. А уж что будет с прокатом … Да с каких пор российских продюсеров волнует прокат? Их волнуют деньги, которые выделят Минкульт и Фонд кино», - констатировал Давид Шнейдеров.
Вся декорация размером примерно с два футбольных поля, окружённая пятиэтажной фантазией на тему конструктивистской архитектуры. Есть одно здание, похожее на мавзолей Ленина, такой странный зиккурат. Подобный Колизею стадион нависает над двумя серыми жилыми зданиями. По всему городу шумит атональная виолончельная музыка, исходящая из громкоговорителей, установленных на шесте. Единственная цель этого, кажется, в том, чтобы напрягать людей, держать их на грани. Михаил Идов, журналист, режиссёр, сценарист Хржановский был явно горд за своё творение — показывал журналисту холодильники, набитые совершенно свежей едой, но со сроком годности, истекающим в 1952 году. И хвалился звуком смыва в туалете — чтобы получить необходимый тон и тембр, режиссёр попросил установить по всему зданию водопровод конкретной ширины. Идов также рассказал, что кинематографисты составили базу данных из 210 тыс. На интервью кандидатов расспрашивали на самые разные темы, включая самые откровенные, и часто задавали абстрактные вопросы вроде «Что для вас значит счастье? По отдельности, эти детали могут выглядеть безумством. Но вместе они образуют до этого невозможную глубину. Когда тебе платят этими деньгами, и ты знаешь, что они чего-то стоят, ты начинаешь иначе обращаться с ними на камеру. Когда уборщице приходится два года чистить один и тот же унитаз, на плёнке это выглядит совсем иначе. Илья Хржановский, режиссёр «ДАУ» Журналист отметил, что созданная в Институте система с штрафами и реальными сотрудниками НКВД привела к тому, что люди — которых к этому, в общем, никто не обязывал — начали массово «стучать» друг на друга. И это, кажется, радовало Хржановского больше всего. В тоталитарном режиме механизмы угнетения запускают механизмы предательства. Мне это очень интересно. Илья Хржановский, режиссёр «ДАУ» Так, близняшки-костюмеры, облачившие Идова в одежду советских времён, доложили режиссёру, что журналист был недоволен костюмом. Другой сотрудник «настучал» за то, что репортёру не показалась интересной галерея фотографий канализационных люков 30-50-х годов. Вскоре и сам Идов почувствовал на себе странную силу этого места, где люди начинали вести себя совсем не так, как привыкли во «внешнем мире». Когда приехавшего вместе с ним фотографа выгнали за то, что он заставлял работников Института позировать, сам журналист, чисто инстинктивно, начал объяснять — мол, я этого человека знать не знаю. Да, всего за дня я превратился в советского стукача. Может, из-за костюма. Из-за штанов. Еды буфете. Не знаю. Внезапно, Хржановский улыбается. Я тоже. Это очень странный момент. Мы оба знаем, что произошло. Он подарил мне аккуратно сделанный автопортрет тиранического гения. Я подарил ему удовольствие видеть моё полное самоунижение. Мы квиты. Михаил Идов, журналист, режиссёр, сценарист Кроме того, Идов рассказал, как на одной из встреч с режиссёром в Институте с ним познакомилась буфетчица Ольга и начала довольно навязчиво приглашать его «увидеться попозже». Поняв, что это, скорее всего, подстроенная Хржановским ситуация, журналист отказался. Похожую историю позже рассказывала девушка, недолго проработавшая на съёмках переводчиком. По её словам, работодатели настаивали, чтобы она больше времени проводила с иностранным оператором — явно с целью сблизить их. И никого совершенно не волновало, что у этого оператора совсем недавно родился ребёнок. Методами Хржановского ещё тогда многие возмущались. Например, в его адрес было много обвинений в том, что он особенно внимание на интервью уделял молодым девушкам. Осматривал их с ног до головы и задавал странные вопросы. Иногда — интимного характера, иногда просто неприятные, вроде «Вы уже прикасались к трупу? На интервью постановщик быстро перешёл от темы искусства к вопросам вроде «Когда ты потеряла девственность? Юлия дала понять, что ей разговор неприятен, и на следующий день её попросили со съёмочной площадки. Сказали, что «у вас с Ильёй слишком разные взгляды на жизнь». Другая работница, назвавшаяся Адель имя не настоящее , рассказала похожую историю. По её словам, «вопросы были туманные, иногда неприличные», а режиссёр её, кажется, вообще не слушал. По мнению Адель, Хржановскому нужны были не работники. Он собирал вокруг себя секту. При этом те, кто всё же попадал на работу в «ДАУ», часто жаловались на невыносимые условия. Работать приходилось по ненормированному графику почти без выходных, и часто сложно было понять, чего от тебя вообще требуют. В итоге поселение Института постоянно обновлялось, и на долгий срок в нём оставались только самые стойкие. Или, может, безумные — авантюристы, которым, по словам анонимных работников «ДАУ», было «нечего терять», и они вскрывали перед камерой все самые потаённые комплексы. На площадке царил хаос по крайней мере, со стороны приезжих — постоянная текучка кадров, всеобщая неразбериха и море алкоголя, в котором Хржановский работников Института совершенно не ограничивал. Даже наоборот — одним из частых вопросов на интервью было «Любите ли вы выпить? Видимо, от пьяных людей проще добиться искомой «искренности». Не знаю, как точно назвать то, чем я занимался, потому что я носился по всей площадке и всё время решал самые разные вопросы, но это и не важно, потому что в должностной иерархии, как и во всём остальном, было своё безумие — кого угодно могли назначить кем угодно, тридцать седьмые ассистенты вдруг становились директорами и продюсерами. Александр Григорьев, администратор на площадке «ДАУ» В Институт в те годы массово съезжалась российская интеллигенция, которая хотела стать частью «великого творения». Многие тогда считали, что режиссёр уже и не собирается снимать никакое кино — он просто построил себе маленький огорождённый мирок, где он сам демиург и вершитель судеб, а большего ему не надо. И «ДАУ» — уже не фильм, а его личная секта. Другие же защищали Хржановского, считая, что, создав на площадке атмосферу подлинной диктатуры, он всего лишь хочет достоверно показать то, до чего людей доводит тираническая власть. В пользу того мнения, что режиссёр всё-таки «заигрался», говорит один случай, о котором Хржановский сам, улыбаясь, рассказывает в одном из интервью. В один день ему в студию позвонила домработница, ухаживавшая за «старым Дау» — действительно больным и пожилым актёром, «игравшим» больного и пожилого физика. И сказала, что тот, мол, умирает. И я понимаю, что это нельзя снимать — человек всё-таки умирает. А с другой стороны, а как это не снимать? Раз уж так складывается. Это мой долг в каком-то смысле. Илья Хржановский, режиссёр Кинематографисты, разумеется, вызвали скорую, но даже врачей к умирающему человеку они не собирались пускать в современной одежде. И начали быстро готовить для медиков соответствующие костюмы. Впрочем, всё обошлось: оказалось, что домработница напилась и решила подшутить над режиссёром — старик на самом деле не умирал. Со временем авторов начали обвинять в невыполнении обязательств перед работниками. Около Института собирались пикеты из артистов массовки, которым не выплатили полагающиеся деньги. Часто специалистов «кидали», пользуясь, по мнению уволенных, тем, что в Харькове тех лет не было работы, и люди были готовы пойти на что угодно. Увольнение специалистов кино действительно происходило пачками, причем с неприятным киданием на деньги за уже сделанную работу. Если бы не всеобщий кризис и безработица, в Харькове, например, было бы трудно найти людей, согласившихся работать в картине. Олег Сильвестров, бутафор А ещё авторы «ДАУ» зачастую не возвращали людям «одолженный» на время реквизит, разные реликвии советских времён. Просто забывали о них или случайно а может и специально уничтожали.
Состоялась светская премьера ДАУ. НОРА МАМА Ильи Хржановского в ZOOM
Режиссер Илья Хржановский** распространял недостоверную информацию о решениях органов российской власти. Илья Хржановский дал интервью Катерине Гордеевой*. Во время беседы 48-летний режиссёр, прославившийся благодаря скандальному проекту "Дау", высказался о спецоперации, политике, своём творчестве, сложных временах и не только. В проекте «Дау» российского кинорежиссера Ильи Хржановского приняли участие Брайан Ино, Марина Абрамович и Massive Attack. Коротко рассказываем о том, что из себя представляет монументальный долгострой российского режиссера Ильи Хржановского. Ряды иноагентов пополнили писательница Людмила Улицкая*, режиссер Илья Хржановский*, журналист Сергей Медведев*, незарегистрированное общественное объединение Центр защиты прав человека "Мемориал"*, благотворительный фонд "Нужна помощь"*. Режиссера Илью Хржановского, получившего всемирную известность после скандального фильма «Дау», теперь обвиняют чуть ли не в пытках детей.
Илья Хржановский назвал дату выхода главного фильма «Дау»
Как поясняет ведомство, бывший депутат Медведев высказывался против СВО, распространял материалы и сообщения других иностранных агентов, принимал участие в создании этих материалов, а также «распространял недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа РФ, а также Вооруженных Сил РФ». Вы читали произведения Людмилы Улицкой?
Писательница Людмила Улицкая и режиссер Илья Хржановский внесены в реестр иноагентов. Об этом сообщает Минюст России. Иностранные агенты в российском законодательстве.
Из чернового варианта концепции музея выяснилось, что посетителям будут предлагать ролевые маршруты в виртуальной реальности — они смогут оказаться «в роли жертв, коллаборационистов, нацистов и узников войны». Часть команды мемориального комплекса после прихода режиссера уволилась. Однако Илья Хржановский настаивает: музей — это место, где ты можешь что-то пережить и прожить, чтобы лучше узнать себя и других.
Часть команды мемориального комплекса после прихода режиссера уволилась. Однако Илья Хржановский настаивает: музей — это место, где ты можешь что-то пережить и прожить, чтобы лучше узнать себя и других. Дата создания: 18.
Минюст обновил списки иноагентов. В реестре — знаменитая писательница, режиссер и экс-депутат
Политика, физика, физиология, психология, быт, метафизика, любовь, дружба, счастье, не-счастье, карьера, великие открытия, дар как благословение, дар как проклятие в проклятые времена, проблема выбора… Судьба во времени. Эскиз к проекту «Дау». Опубликован в 2009 году «Илья, ты безумец все-таки» Если бы я не знала тебя какое-то количество лет, одного того, что ты сказал сейчас, было бы достаточно, чтобы счесть тебя по-настоящему сумасшедшим. Рядом с этим меркнут стройка Физинститута, десятки тысяч костюмов, эскизов и макетов, все 9 тысяч кирпичей, изготовленных и вручную расписанных для питерской съемки и даже запланированное строительство города Москва на крышах города Харькова. Я все-таки вынуждена тебя спросить: из чего ты исходил и на что ты рассчитываешь? Я исходил из поступательности и рассчитываю на себя. Я просто очень честно всматриваюсь и иду за тем, как развивается проект. По мере развития, он становится намного больше, чем я. Он существует в своем ритме, но я ответственен за него. Поэтому я живу в Харькове уже несколько лет. Это не экспедиция.
Экспедиции я совершаю, когда уезжаю отсюда. Все, что здесь происходит, — происходит как будто вне всякой логики. Но ты же понимаешь, что логика есть, просто она другая. Знаешь, на журнальные страницы довольно трудно будет перенести твою энергетику, жесты, интонации, репризы, взгляды и обсценную, прости господи, лексику. Мы говорим много часов, и я многое поняла именно благодаря всему вышеперечисленному. А все-таки ты можешь именно коротко сформулировать: в чем твой метод? В сверхусилии на всех уровнях. Опубликован в 2011 году Доказательства от противного Давай начнем сначала. Я прочитал книжку Коры. Эта книжка написана женщиной — такой, сякой, умной или не очень, честной или не во всем.
Она отдавала себе отчет в том, что прожила жизнь с гением. И описала эту жизнь с той или иной мерой точности, с той или иной примесью собственного мифотворчества, с тем или иным разумением, как именно следует запечатлеть для вечности этот двойной портрет: какие детали подзабыть, а какие припомнить; какие придумать с нуля, а какие немного перетолковать. Сколько в ней правды, в этой книжке? Я стал читать книжки другие, четвертые и десятые — и вскоре понял, что правды этой уже не сыщешь днем с огнем. А потом понял, что сколь бы ни были откровенны и добросовестны пишущие соглядатаи и соучастники этой судьбы — ее в любом случае будет не отыскать. Но главным для меня на этом этапе работы было внезапно пришедшее понимание, что объективной реальности нет и быть не может, а даже если она есть, ее по-настоящему знает лишь тот, кого в консультанты позвать не получится. По известным и хорошо понятным причинам. Эта необходимость совокупности всех слоев — она откуда возникла? Потому что если все связано со всем, а это именно так, мне неинтересен сам процесс расчленения и отсечения. В этих оборванных взаимосвязях всего со всем для меня изначально была бы заложена ущербность.
Теодор Курентзис на съемках «Дау» Как ты в этом случае представлял себе литературный сценарий? Представлял себе смутно, с трудом. И начал работать над сценарием с Володей Сорокиным, с которым до этого делал «4». Он взялся, ему было интересно. Я изучал материал, встречался с людьми, Володя сочинял первый вариант. В итоге он написал пять вариантов, и ни один из них меня не устроил. Самое ужасное, что у меня не было внятных аргументов, все возражения на мутном уровне «не то». А что — «не то»? Я не режиссер, я менеджер этого проекта. Я вообще не понимаю, что такое режиссер сегодня.
Причем, чем умнее была концепция и чем изобретательнее структура, тем отчетливее проступала система тупиков, в которой я окажусь на съемках. Любой поворот судьбы моего героя, залученный в определенную драматургическую схему; любой его поступок, закрепленный определенным набором мотиваций; любой его выбор, маркированный с позиции социальной, политической, психологической, эротической, бытовой, психофизической, медицинской, реалистической, романтической, метафизической, — вызывал ту самую реакцию «НЕ ТО». В результате я остановился на классической структуре последовательного рассказа истории жизни героя: от рождения до смерти. Выбор драматических событий на территории судьбы героя и системы их взаимодействия жестко закреплены. Диалоги и дополнительные линии, которые невозможно обеспечить через драматургию, — свободны. Но это и есть линейная структура. Или ты не договариваешь. Когда Теллер разрабатывал водородную бомбу, принцип действия ее был основан на столкновении разных веществ, находящихся в противоположных частях устройства. Это потенциально была очень мощная бомба. Сахаров разработал намного более мощную бомбу.
Он расположил эти вещества слоями, что многократно увеличивало силу взрыва. А математический расчет этой «слойки»-бомбы сделал наш герой. Так вот я понял, что «слойка» это и есть принцип устройства проекта под названием «Дау». Важно до точки разработать каждый слой на каждом уровне. А на каждом уровне у каждого слоя есть своя система проявления. Илья Хржановский на съемках «Дау» В случае с «Дау» теоретический расчет этой «слойки» ты взял на себя. Как я понимаю, мощность взрыва зависит от точности расчета. Есть набор исходных ситуаций, каждая из которых подробнейшим образом разрабатывается отдельными творческими и административными группами. Съемочный процесс — блоками. Отсняли блок — из готового материала прорастают пунктиры к новым поворотам, хвостики новых смыслов, которые нельзя упустить и которым нужно довериться.
Можно ли было все это понять и предвидеть в жестком литературном сценарии, написанном раз и навсегда?
Их реальные биографии были адаптированы под советские реалии. Для съемок было произведено и закуплено 40 000 элементов костюма [28]. Архитектура декорации, костюмы, предметный мир создавали фантасмагорическую реконструкцию советского времени 1930-х — 1960-х годов [29] , [30]. Съемки продолжались с перерывами до ноября 2011 года [12]. В течение всего периода, вне зависимости от съемок, на площадке не допускались современные предметы, современная речь, попасть туда можно было только в костюме и с исторической прической — таким образом любой посетитель площадки гость, член съемочной группы при попадании на нее становился персонаже [27] [24] [31].
Причиной стало «распространение недостоверной информации о принимаемых органами публичной власти России решениях».
Режиссёр является сыном мультипликатора Андрея Хржановского и с 2007 года проживает за пределами России. В список также попали писательница Людмила Улицкая и благотворительный фонд «Нужна помощь».
Но честолюбие не унималось. Я была в пылу работы и ничего не замечала. В фильме, который показывается на Берлинском кинофестивале, можно увидеть, как к проекту подключались настоящие неонацисты. Я спрашивала команду: люди, как вы на это соглашаетесь? Это действительно опасно. И тогда тоже все только смеялись и не отвечали.
Всем промыли мозги. Я спросила себя: неужели я единственная, кто это замечает? Они все знали Я не одобряю то, что происходит в отдельных частях фильма. Прежде всего это идет вразрез с моими принципами как женщины. Неясно, что реально, а что нет. Это не актеры. Это нельзя оправдывать искусством, это по другую сторону добра и зла. После всего, что произошло, было важно сказать: я должна уйти.
Я сказала, что все, с меня хватит. Тогда мне сказали, что дело во мне. Я — ошибка системы. Если ты с этим не справляешься, это место не для тебя. Меня разозлило, что эти фильмы оказались на Берлинском кинофестивале. Берлинале делает вид, будто поддерживает права женщин и меньшинств. Это все болтовня, пиар. Все знают, что происходило во время съемок и за кулисами, какие были условия, как обращались с женщинами.
Несмотря на это, фильму предоставляется такая большая площадка. Меня приводит в ярость, что такое возможно в Германии в 2020 году. Компания по поддержке СМИ и киноиндустрии Берлина и Бранденбурга софинансировала фильм, организацией руководит женщина. И в проекте «Дау» среди руководства было несколько женщин. Как они могли не замечать всего этого?
Илья Хржановский
Минюст внес в реестр иноагентов писательницу Людмилу Улицкую и режиссера Илью Хржановского | Писательница Людмила Улицкая и режиссер Илья Хржановский внесены в реестр иноагентов, передает со ссылкой на Минюст России. |
Минюст РФ внес в реестр иноагентов писательницу Улицкую* и режиссера Хржановского* | Осенью 2019 года режиссер Илья Хржановский был назначен художественным руководителем мемориального центра «Бабий Яр», созданного для увековечивания памяти жертв нацистских преступлений в Киеве в годы Великой Отечественной войны. |
Писательница Улицкая и режиссер Хржановский пополнили ряды иноагентов | В 2005 году Илья Хржановский стал соучредителем компании «Феномен-Филмз». |
Хржановский покинул пост худрука мемориала «Бабий Яр» в Киеве | Режиссер Илья Хржановский** распространял недостоверную информацию о решениях органов российской власти. |
Минюст РФ признал иноагентами писательницу Улицкую и режиссера Хржановского
Berlinale режиссёр Илья Хржановский представил свой скандальный проект "Дау". Писательница Людмила Улицкая и режиссер Илья Хржановский внесены в реестр иноагентов. Авторы просят отстранить скандального российского режиссера Илью Хржановского от художественного руководства центром.
Улицкая* и Хржановский* — иноагенты
«Логика есть, просто она другая» | «» публикует интервью с режиссером Ильей Хржановским, взятое почти 9 лет он всеми силами добивался того, чтобы участники съемок ощущали себя не лицедеями. |
Хржановский подал на Минкультуры в суд из-за «Дау» | Канал специализируется на передачах о русской и всемирной истории, науке, литературе, музыке, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и т.д. В программах канала новости культуры, встречи с интересными людьми, документальные сериалы, лекции. |
Минюст РФ внес в реестр иноагентов писательницу Улицкую* и режиссера Хржановского* | В 2005 году Илья Хржановский стал соучредителем компании «Феномен-Филмз». |
Режиссёра «Дау» Илью Хржановского признали иноагентом
Режиссер Хржановский ушел с поста худрука "Бабьего Яра" в Киеве. В свою очередь режиссер фильма «Дау» Илья Хржановский отказался показывать в кинотеатрах только те части картины, которые допустили в прокат. Писатель Дмитрий Быков взял большое интервью у режиссёра Ильи Хржановского, автора масштабного проекта «Дау», который в 2019 году также стал художественным руководителем мемориала Холокоста в Бабьем Яру. Министерство юстиции РФ включило в список иноагентов писательницу Людмилу Улицкую* и режиссёра Илью Хржановского*, передает Минюст РФ объявил «иноагентами» писательницу Людмилу Улицкую и режиссёра Илью Хржановского.
В Берлине воссоздадут Берлинскую стену и атмосферу советского времени
Осенью 2019 года режиссер Илья Хржановский был назначен художественным руководителем мемориального центра «Бабий Яр», созданного для увековечивания памяти жертв нацистских преступлений в Киеве в годы Великой Отечественной войны. В проекте «Дау» российского кинорежиссера Ильи Хржановского приняли участие Брайан Ино, Марина Абрамович и Massive Attack. Минюст РФ внес в реестр иностранных агентов писательницу Людмилу Улицкую и режиссера Илью Хржановского, которые проживают за пределами России. Российскому режиссеру Илье Хржановскому запретили восстанавливать Берлинскую стену городские власти. Министерство юстиции РФ включило в список иноагентов писательницу Людмилу Улицкую* и режиссёра Илью Хржановского*, передает Одной из самых неординарных личностей российского кино можно смело считать режиссёра по имени Илья Хржановский.
Дау-таун. Как Харьков стал центром самого безумного проекта в истории кино
В списки попали писательница Людмила Улицкая, режиссер Илья Хржановский, экс-депутат Перми Сергей Медведев, центр защиты прав человека «Мемориал» и благотворительный фонд «Нужна помощь». Фото: РИА Новости / Евгения Новоженина. Писательница Людмила Улицкая* и режиссер Илья Хржановский* внесены в реестр иноагентов. Российский режиссёр Илья Хржановский в рамках цикла мероприятий под лозунгом «Свобода, равенство, братство» заново возведёт и разрушит Берлинскую стену.