Новости навруз что значит

Навруз был когда-то главным праздником огнепоклонников, календарь которых делился на два сезона, сменявших друг друга в дни весеннего и осеннего солнцестояния. Навруз в переводе с фарси означает "новый день". Навруз символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни. начало года и весны.

Мусульмане по всему миру отмечают древний праздник Навруз

Навруз (новруз, науруз, от перс. — «новый день») – праздник Нового года (21 марта 2023) по астрономическому солнечному календарю у кавказских иранских и тюркских народов, которые исповедывали зороастризм (до христианское религиозное учение). О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. НОВРУЗ — НОВРУЗ, НЕВРУЗ То же, что навруз.

Навруз-2024. Как мусульмане отмечают главный праздник весны

Свечи ставят по числу сидящих за столом, причём догореть свечи должны до самого конца. Ещё на стол ставят ёмкость с водой с плавающим зелёным листом и чашу с розовой водой. Сегодня это, скорее, просто дань традиции. Что едят в Навруз? На праздничном столе в Навруз обычно оказываются круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов.

Кушанья принято готовить из семи продуктов, преимущественно растительного происхождения. Их названия, по древней традиции, по-персидски должны начинаться на буквы «с» и «ш»: сумаляк, сипанд семена душистой травы руты , сирко уксус , сэмени проросшая пшеница , сабза зелень , себ яблоко , санджид дикая маслина , сир чеснок и другие. Казахи, татары и башкиры в обязательном порядке ставят на стол баурсаки — обжаренные в кипящем масле кусочки теста. Но и тут у каждого народа есть свои особенности.

Одни считают, что тесто должно быть сладким, другие поливают баурсаки мёдом и патокой. Тесто на баурсаки ставится за день до праздника, а готовить блюдо непременно должны только женщины семьи, как правило, под присмотром самой старшей — матери или жены главы семейства. Фото: Мария Козлова, nsknews. Так в Азербайджане на столе обязательно должна быть рыба с головой, зачастую фаршированная орехами и кишмишом.

Башкирские женщины готовят бешбармак: выкладывают на большой поднос варёную баранину или говядину, раскатанные листы теста, сваренные в мясном бульоне и тонко нарезанный лук. Кроме того, готовят плов. Чашу с ним ставят в центр стола и едят все вместе из одной ёмкости. На праздничном столе обязательны фрукты, орехи, крашеные яйца, миндаль, сыр и много сладостей, таких как чак-чак, пахлава, шекербура, бадамбура и многое другое.

В Азербайджане гостям желают, чтобы год был таким же сладким, как эти кушанья. Главными блюдами в Навруз также считаются сад аль-Ахбия салат из баранины и риса , тутрама колбаса из субпродуктов , тастира блюдо из перца, яиц и помидоров , хомшурба суп из мяса и овощей. Самое же известное празднично блюдо — это сумаляк, каша из пророщенных зёрен пшеницы, похожая на кисель.

Оно связано с культом Солнца и пророком Заратуштрой. Старейший источник, в котором говорится о празднике, — священная книга зороастрийцев "Авеста". Согласно писанию, каждую весну в этот день люди должны были отмечать появление жизни на земле. Традиции Навруза 5 Перед праздником нужно покаяться в грехах, простить долги, примириться с недругами и убрать в доме.

Считается, что ангелы-фаришта не принесут изобилие и благоденствие тем, кто не выполнил эти пункты. Согласно ритуалу, праздничный стол "хафт-син" должен состоять из семи продуктов, названия которых начинаются с буквы "С" персидского алфавита. Например, это может быть яблоко — себ, дикая маслина — санджид, чеснок — сир или уксус — сирке. Кроме того, не все "ингредиенты" обязательно должны быть съедобными.

Как национальный праздник Навруз отмечается 21 марта в некоторых национальных регионах России , таких как Дагестан , Татарстан , Башкирия и других. Навруз является началом года также по календарю бахаи. Решение о включении данных 76 элементов нематериального наследия было принято 24 государствами-участниками Межправительственного комитета по сохранению нематериального наследия.

Традиции праздника [ править править код ] Пророщенная трава — один из символов Навруза Новруз — первый день иранского календаря , начало весны, соответствующий дню Ураза месяца Фарвардин перс. Само слово «Навруз» с персидского языка переводится как «новый день». В Иране празднование длится обычно 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахръяран-Навруз шахский Навруз , а тринадцатый день как Сиздах-бе-дар перс. В Азербайджане в последние годы также целая неделя объявляется праздничной и нерабочей. Здесь есть такая традиция: нужно зажечь костёр, который называют «тонгал», и семь раз прыгнуть через него. В 2010 году Навруз отмечался в таджикском городе Дангара , в 2011 году в иранской столице Тегеране , в 2013 году в туркменском Ашхабаде [11].

Мечеть Хазрата Абдул-Азима, Тегеран , 2018 г. Праздничное оформление в Душанбе. Навруз имеет древнейшую историю. В поэме « Шахнаме » перс. Слово «Навруз» впервые появилось в персидских источниках во втором веке новой эры , однако само событие отмечалось уже во времена династии Ахеменидов примерно в 550—330 гг. В эти дни правители провинций Персидской империи приносили дары шахиншаху [12]. Назвали тот радостный день Новым днём.

То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин. Забыв о заботах, не помня кручин, Под говор струны, за ковшами вина, Вся знать пировала, веселья полна. И люди тот праздник святой сберегли, Как память о древних владыках земли. Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш , убитый туранцем Афрасиабом. Эта легенда упоминается в Авесте [13]. Более подробно она описана в «Шах-намэ» Фирдоуси. В день Навруза древние индоарии поклонялись так называемым «фраваши» — духам усопших предков.

Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков Навруз. Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия» [15].

Замачивают и дают возможность прорасти. Затем все это толкут в металлической посуде, смешивают с мукой и кладут в казан. Лакомство должно вариться около 12 часов, при этом его необходимо все время помешивать. После приготовления суманак принято раздать родным, близким и соседям. По легенде при помешивании суманака нужно загадывать желание. Считается, что если пожелать что-то от чистого сердца, то это обязательно сбудется. Также процесс готовки сопровождается песнями и зажигательными танцами.

А в некоторых семьях на стол помимо основных блюд ставят также зеркало и зажигают свечи. Огонь считается жизненной силой, поэтому нельзя гасить свечи, пока они не догорят до конца. А еще на Навруз потенциальные женихи устраивают смотрины будущей невесты. На празднике они выбирают свою «Малику» — принцессу торжества. Девушки в этот день пытаются предстать хорошей хозяйкой и выглядеть лучше всех. По канонам праздника в этот день отказывать нельзя - плохая примета.

Международный день Навруз

Но люди по ошибке часто все эти страны называют мусульманскими. Да, преимущество, население этих стран исповедует ислам, но происхождение праздника языческое. Хотя и оно уже утратило своё первоначальное значение. В России праздник тоже достаточно популярен, так как в нашей стране немало людей из вышеперечисленных стран и регионов. Официально отмечается в Татарстане, Башкортостане, Дагестане. Вместо чая пьют чешме — гранатовый сок с кинзой и пекмезом. Праздничный стол на Новруз выглядит примерно так Что обычно делают в Новруз Делают генеральную уборку и избавляются от старых вещей Рассчитываются с долгами Дарят деньги самым младшим в семье Ходят в гости, угощают друг друга, дарят подарки Мирятся, если с кем-то поссорились Какие древние традиции Новруза дошли до нас Прыгать через череду маленьких костров или ручей, чтобы избавиться от старых проблем.

Красить куриные яйца и бить их. Точно так же, как делают православные в Пасху. Зажигать свечей по количеству сидящих за столом.

Перетряхивают все подушки и чистят ковры, намывается и начищается посуда, перестирывается все, что только можно перестирать. В доме расставляются гиацинты, тюльпаны и нарциссы — как символ весны. Каждому члену семьи торжественно вручается новая одежда и минимум две пары новой обуви для праздника. Когда в Иране празднуют новый год, принято оказывать внимание не только живым, но и ушедшим членам семьи. По древней традиции зароастризма дом окуривается эсфандом и диким рутом. Считается, что это изгоняет злых духов и дает сигнал душам предков. Благовония служат приглашением в новый очищенный дом и сигналом, что скоро им будут оказаны почести.

Когда духи предков спускаются на землю в чистый красивый дом, полный счастливых людей, они могут не беспокоиться и вернуться на небеса спокойными. В Иране к новому году украшают не только дома, но и весь город. Вот только к Ноурузу в Иране используют не разноцветную иллюминацию, а цветочные гирлянды и ленты. По всему городу улицы украшаются пестрыми тканями, на деревья вешают яркие ленты, а во всех общественных местах появляются новогодние фигуры и большие расписные яйца. Да-да, как у нас на Пасху, в Иране принято раскрашивать яйца к новому году. И, конечно же, все утопает в зелени, цветах и везде чувствуется долгожданное приближение весны. Огненная среда Чахаршанбе Сури После того, как дом вычищен и прибран, в последнюю среду года иранцы отмечают Чахаршанбе-сури. Это еще одна традиция зароастризма со своими огненными ритуалами и поклонениями. Последний луч заходящего солнца является сигналом для начала празднования. Всюду зажигаются костры, вокруг которых собираются люди.

Знакомые, незнакомые — неважно. Самые отважные смело прыгают через огонь, прося пламя «забери мою болезненную желтизну и подари мне свой огонь». Из-за логичной опасности и нарушения общественного порядка, все больше молодежи отдают предпочтение фейерверкам. Ночь на Чахаршанбе-сури напоминает первые пару часов после нашего нового года, когда во всех дворах взрываются салюты и петарды. Гашог зани Есть и другая традиция на Чахаршанбе-сури. Называется она гашог-зани и напоминает Хеллоуин. Иранцы надевают разнообразные маски, прихватывают самую гулкую кастрюлю или таз и, стуча по ним ложкой, направляются к соседям. Соседи, видя эту шумную компанию, могут их заглушить лишь наполнив принесенную посуду орехами, традиционными сладостями или… знаменитым супом аш. Последний к огненной ночи перед ноурузом варят особенно много на случай шумных гостей. Еще на Чахаршанбе-сури принято съедать 7 разных орехов фисташки, жареный горох, миндаль, лесные орехи, рис, курага, изюм на удачу и для исполнения желаний.

Чтобы избавиться от полосы неудач, с крыши дома сбрасывают старый ненужный кувшин. Он как раз является символом невезения прошлого года, с которым в новом непременно нужно расстаться. Если же есть какая-то неразрешимая проблема, на Персидский Новый год нужно взять платок и завязать на одном его углу узелок. Положить его в карман и выйти на ближайшую дорогу в поисках первого встречного. Если первый встретившийся на пути прохожий сможет развязать узелок, это считается хорошим знаком, что в новом году решение обязательно найдется. Многие иранцы предпочитают в Чахаршанбе-сури купаться в природных источниках или хотя бы прыгать через них 3 или 7 раз. Считается, что это избавляет от болезней и оставляет все хвори в прошлом. Некоторые по традиции выливают всю воду из емкостей, выбрасывают или разбивают старую посуду, в которой хранилась вода, и заводят новые кувшины для свежей воды. Чтобы новый год был обильным и щедрым, на воде с ночи Чахаршанбе-сури нужно заварить чай и предложить всем домашним. Аму Навруз — иранский Дед Мороз Что действительно может напугать вас в ноуруз, так это иранский дед Мороз.

На самом деле, главных персонажей персидского нового года два: Аму Навруз в переводе «Дядюшка Навруз» и Хаджи Фируз — его помощник. Приходят они до нового года, а не после, как это принято у нас. Дядюшка Навруз еще как-то напоминает Дедушку Мороза. У него тоже есть длинная белая борода, внушительный волшебный посох, широкий кушак и высокая войлочная шапка с узорами. А еще добрый нрав и мешок подарков, которыми он щедро делится. Весь год они живут порознь и встречаются только раз в году в ночь на Иранский новый год. Это чень романтичная и символичная история любви. Историки до сих пор в недоумении, откуда берет начало этот фольклорный персонаж.

В то же время не было более парадоксального в мироощущении и мироутверждении, предельно далекого от рационализма, чем Нов-руз, главным принципом существования которого было жертвоприношение, то есть принудительное убийство как животных, так и человека. Через жертвоприношение решалось основное противоречие: противоречие жизни и смерти. Праздник равноденствия - Новруз -праздник возрастающего света, отмечался весной. Осуществлялся он во благо того, чтобы Солнце могло беспрепятственно преодолеть опасный пороговый участок Вселенной, разделяющий темное прошлое и светлое будущее. В ритуалах же Новруза актуализировалось настоящее, причем в этом настоящем сливались и прошлое и будущее. Именно с начала и на протяжении всего I тыс. Особую значимость в связи с рассматриваемой идеей «Новру-за» приобретает то, что тексты древнетюркской наскальной письменности непосредственно соотносятся с погребальной обрядностью и своим содержанием манифестируют жертвенность данной смерти через перечень недополученных при жизни благ в результате борьбы за счастье народа тюркского эля. Археологических артефактов, которые являются носителем информации о различных сферах духовной деятельности населения Же- тысу, достаточно. Комплекс предметов, распространенный на городищах Шуйской и Таласской долин и датируемый широко "У1-ХП вв. Этот комплекс состоит из дастарханов, подставок и крышек для кухонных котлов, светильников, а также оссуариев-костехранилищ Бернштам А. Появление и функционирование урбанизированных обществ на территории юга и юга-востока Казахстана в раннем средневековье объясняется наличием здесь антропоморфных, зооморфных и других предметов зороастрийских культов согдийско-иранских этносов. В 50-х гг. Бернштамом была выдвинута идея симбиоза тюркской и согдийской культур, однопорядковости представлений о мире, выработанных этими этносами, что и обусловило жизнеспособность идей зороастризма на новой тюркской почве. Однако детальное рассмотрение артефактов как тюркской, так и согдийской культур свидетельствует о различных позициях в их миропонимании. К характеристике комплекса дастарханов, скульптурных подставок под котлы, светильников и т. Рассматривая изображения на дастарханах в плане ритуала, носителями которых являлись племена с идеологическими представлениями круга Авесты, а в целом индоиранской культуры и ее памятника - Ригведы, следует остановиться на цифровой характеристике пространства и в связи с этим атрибуцией последнего. В Ригведе, в ман-дале, описывающей жертвоприношение человека - Пуруши, присутствует цифровая характеристика события: «Вокруг него положили семь поленьев, трижды семь поленьев было приготовлено, когда боги, совершая жертвоприношение, связали Пурушу как жертвенное животное». При ритуале ашвамедха, то есть принесения в жертву коня, устанавливался 21 жертвенный столб семь по три. Архаичность этого сюжета подтверждается античной мифопоэтической традицией в текстах о ритуальном убийстве Загрея-Диониса. Здесь также это событие маркируется числом семь: Загрей и Дионис растерзаны на семь частей Лосев А. Расчленение, разделение жертвы на определенное число частей, вербальное перечисление этих частей Елиза-ренкова Т. Попытки реанимации в раннем средневековье согдийцами-им-мигрантами древних культов, прижившихся в зороастрийских верованиях, связанных с новогодними ритуалами периода нахождения Солнца в дни весеннего равноденствия в созвездии Быка, не привели к действенным результатам и были окончательно утрачены. Новые волны кочевников тюрков в VI-X вв. Они владели Новым Новрузом и знали, в отличие от со-гдийцев, что прошел не только час Быка, но и Овна и уже более 500 лет длится эра Рыбы, такой же подвижной, как и они сами. И не случайно на каменных изваяниях тюрков, на поясах, пряжках и других предметах поясной фурнитуры, пластинах для лука и упряжи лошади царствует Рыба. На обширных территориях тюркской культуры I тыс. Две идеологии и культуры Старого и Нового Новруза столкнулись в пределах городов Жетысу, при этом без каких-либо попыток к симбиозу. В результате монументальные постройки согдийцев -замки и другие здания, утратившие свое идеологическое главенство, оказались заброшенными. На их развалинах, как на платформах, были возведены тюркские, хотя и не столь идеальные в плане строительной техники, но свои, отвечающие новым веяниям открытости, контактам со всем миром и многоязычию. Вместе со всеми инновациями обрел новый облик и Новруз. Из плана содержания он переходит в план выражения, приобретает научное обоснование. И не случайно Юсуф Баласагунский в своей поэме «Кутадгу билиг», то есть «Счастливое знание», описывает Новруз как появление Солнца в созвездии Рыбы. В то же время само описание этого праздника в поэме символизирует как начало года, так и начало книги, описывающей Вселенную как огромный, населенный многочисленным народом город. Однако уже у Ю. Баласагунского появляются первые грозные признаки представлений об апокалипсисе и конце времен, которые звучат в конце книги, что уравновешивает весеннее и осеннее равноденствие, примиряет жизнь со смертью. Это был веселый праздник, отмечавшийся в дни весеннего равноденствия. По преданию, Науруз понравился Пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили этот праздник в халифате, отмечая его очень пышно Лобачева Н. Науруз относится к празднествам, сложившимся на основе культа умирающего и возвращающегося божества. Причастность Науруза к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами - «праздник красной розы», связанный с древнейшим культом умирающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в кроваво-красных лепестках розы. Обряд восходит к первобытным мастерам, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы. Согласно материалам Р. Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М. Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов. Как пишет Омар Хайям 1965, с. Один из древнейших обрядов, отражающий архаичные черты праздничных обрядов, заключен в изготовлении посуды накануне Науруза. Эта традиция восходит к авестийским временам, хорошо описана письменными источниками и сохранилась до наших дней как пережиток среди земледельцев, частью которых являлись в средние века и тюрки, и казахи в Южном Казахстане и Жетысу. Вот так описывает этот своеобразный обряд этнограф Е. Пещерова приведенный в публикации Е. Кузьминой 1986, с. Каждая женщина делает по нескольку сосудов для своей семьи.

Наступила весна и люди стали праздновать Новый день и назвали праздник Навруз. Это часть большого Иранского исторического эпоса. Книга из самой известной серии древних Персидских сказаний по мотивам национального эпоса иранских народов «Шахнаме». Переводчик: Лахути С. Вы, конечно, бывали в Шекарестане, в «Сахарной стране»? Обязательно загляните! А еще лучше попасть туда в весенний праздник Нового года, когда распускаются листья, расцветают цветы, дети и взрослые веселятся и угощают друг друга сладостями, и дядюшка Навруз, двоюродный брат Деда Мороза, палит из новогодней пушки. В библиотеках: Детская библиотека 4-я Красноармейская ул. Непокоренных, 74 Центральная районная детская библиотека Ленинградская ул. Переводчик: Гибадуллин Исмагил Рустамович Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена древнему иранскому празднику Наврузу, а также анализу его роли и потенциала в процессах культурной интеграции и публичной дипломатии на территории иранского цивилизационного ареала. Автор выделяет целый комплекс обрядовых элементов, присущих традиции празднования Навруза в различных странах обширной зоны иранского культурного влияния, проводит анализ сходства и различия традиций встречи весны у разных народов и предлагает ряд решений в сфере реализации интеграционных процессов, базирующееся на культурной и исторической общности региона Ближнего Востока и Средней Азии. Предназначается для широкого круга читателей. Непокоренных, 74 Центральная городская публичная библиотека им. Фонтанки, 44 Автор: Сафаров Назир. Переводчик: Арбенов Э. В основу романа народного писателя Узбекистана Назира Сафарова легли подлинные исторические, события, очевидцем которых он был: Джизакское восстание 1916 года, Февральская и Октябрьская революции, гражданская война, становление Советской власти в Туркестане. Рубцова ул. Известен во всем мире как выдающийся поэт, автор цикла философских рубаи; считается национальным поэтом в Иране, Таджикистане и Афганистане. Дождем Навруза увлажнилось поле. Из сердца прочь гони и скорбь и боли.

Навруз – не исламский праздник

Как национальный — его также празднуют 21 марта в некоторых районах Индии, иракском Курдистане и Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. История возникновения самого древнего весеннего праздника Необычный по своей сути праздник тесно связан с астрономией. Считается, что когда еще не было календаря, люди жили в гармонии с природой, поэтому чтили те знания, которые давало им звездное небо. Первые записи о Наврузе появились еще в 7 веке до нашей эры. Писания гласят, что в этот день все торговцы закрывали свои лавки, ремесленники и работяги откладывали в сторону орудия труда и все вместе окунались в веселье, угощая друг друга вкусными блюдами. История гласит, что люди должны каждую весну встречать и отмечать с радостью начало жизни на земле, почитая главные его символы — небо, воду, землю, растения, животных и человека. Самый старый источник, упоминающий этот праздник — священная книга зороастрийцев «Авеста», там 21 марта связывают с культом солнца и именем древнеперсидского пророка Заратушры. Именно в этот день, по легенде, произошла цепочка важнейший событий, одним из которых было избрание пророком вышеупомянутого Заратушры. Также мифический царь Тахмурас в этот день избавился от злых людей дивов, заточив их в темницу.

C этими сутками связано пришедшее осознание мифического царя Джамшида, на чей трон упали лучи солнца, символизирующие огонь. По легенде, в этот день Тюрки вышли из территории Эргенекона, окруженного горами, поэтому у них он был принят как начало Нового года, и по сей день отмечается. Но не нужно путать Навруз с мусульманским Новым годом, как некоторые считают. Это большая ошибка. Мусульманский календарь исчисляется по циклу луны, и каждый год сдвигается на 11 дней вперед, а в основе Навруза лежит солнечный календарь, к которому мы все привыкли. У тюркских народностей этой очень важный и значимый праздник, хранящий в себе множество обрядов и обычаев, связанных с природой и силами огня и земли, культом начала жизни. Традиции праздника кто и как его отмечает Традиции праздника очень интересны и отличаются в зависимости от географической принадлежности народа. Приготовления обычно начинаются заранее Нужно вспомнить всех родственников и близких, посетить кладбища, почистить могилы.

Как и во многих мусульманских и православных праздниках, в этот день нельзя работать. Поэтому всю уборку, стирку и другие домашние дела необходимо завершить накануне. Также по традиции нужно постирать всю одежду и украсить дом веточками яблони и, если найдется, граната. С ветками цветов выходят и на улицу. В некоторых народах в первый день разжигают огонь. Это могут быть костры, свечи, факелы. Так, по поверьям, люди получают дополнительную силу для защиты своего жилища. Говорят, что если семь раз перепрыгнуть через горящий костер и через проточную воду, то можно очиститься от всех прошлогодних грехов.

Не запрещены в этот день и гадания. Молодые девушки, как водится, гадают на жениха, а пожилые — на успехи в делах, здоровье и урожай. Навруз, как мы уже говорили, празднуется во многих странах. И обычаи в каждой из них несколько отличаются. Так, у казахов он звучит как Наврыз и означает рождение весны. Второе его название — Улыс Куны, что переводится как Первый день нового года. Народ считает, что чем богаче будет стол и чем щедрее подарки, тем больше изобилия и богатства придет в дом в будущем году. Главным блюдом у казахов считается Наурыз-коже, состоящий из главных элементов жизни: вода, мясо, соль, мука, молоко, жир и какой-либо злак.

Согласно преданиям, эти ингредиенты дают божественную защиту и рост благосостояния. Цифра семь является основной. Она также означает 7 дней недели. Каждый человек должен посетить семь домов и принять у себя семь гостей. В Узбекистане Праздник отмечают 13 дней и считается, что поступки, совершенные им в эти 13 дней, будут с ним рядом весь год. Поэтому принято быть щедрым и ходить в гости. Хозяйки в этот день пекут пирожки с зеленью и готовят особый десерт нишалду, пекут самсу, готовят плов. Но главным на столе остается Сумаляк — блюдо из пророщенных зерен пшеницы, приготовленные на огне с добавлением пряностей и приправ.

В 2024 году Навруз приходится на 21 марта. Традиции Навруза Навруз — это семейный праздник, который отмечается с большим размахом. В этот день люди наряжаются в новую одежду, посещают могилы предков, а также собираются за праздничным столом. Традиционными блюдами на Навруз являются плов, самса, халва и другие блюда из свежих овощей и зелени.

Наурыз, уйг. Нооруз, тат. Nevruz, крымскотат.

Наврез, ног. Навруз, башк. Науруз, чуваш. В других языках встречаются и другие названия, в том числе местные. Ашуги на празднике Новруз в Баку В настоящее время Навруз отмечается 21 марта как официальное начало нового года по астрономическому солнечному календарю в Иране и Афганистане. Среди народов, отмечающих Навруз, повелось: чем щедрее праздник, тем благополучнее пройдёт год. Как национальный праздник Навруз отмечается 21 марта в некоторых национальных регионах России , таких как Дагестан , Татарстан , Башкортостан и других.

Навруз является началом года также по календарю бахаи. Решение о включении данных 76 элементов нематериального наследия было принято 24 государствами-участниками Межправительственного комитета по сохранению нематериального наследия. Традиции праздника Новруз — первый день иранского календаря , начало весны, соответствующий дню Ураза месяца Фарвардин перс. Само слово «Навруз» с персидского языка переводится как «новый день». В Иране празднование длится обычно 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахръяран-Навруз шахский Навруз , а тринадцатый день как Сиздах-бе-дар перс. В Азербайджане в последние годы также целая неделя объявляется праздничной и нерабочей.

Здесь есть такая традиция: нужно зажечь костёр, который называют «тонгал», и семь раз прыгнуть через него. В 2010 году Навруз отмечался в таджикском городе Дангара , в 2011 году в иранской столице Тегеране , в 2013 году в туркменском Ашхабаде [13]. Мечеть Хазрата Абдул-Азима, Тегеран , 2018 г. Праздничное оформление в Душанбе. Навруз имеет древнейшую историю. В поэме « Шахнаме » перс. Слово «Навруз» впервые появилось в персидских источниках во втором веке новой эры , однако само событие отмечалось уже во времена династии Ахеменидов примерно в 550—330 гг.

В эти дни правители провинций Персидской империи приносили дары шахиншаху [14]. Назвали тот радостный день Новым днём. То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин. Забыв о заботах, не помня кручин, Под говор струны, за ковшами вина, Вся знать пировала, веселья полна. И люди тот праздник святой сберегли, Как память о древних владыках земли.

Праздничное оформление в Душанбе. Навруз имеет древнейшую историю. В поэме « Шахнаме » перс. Слово «Навруз» впервые появилось в персидских источниках во втором веке новой эры , однако само событие отмечалось уже во времена династии Ахеменидов примерно в 550—330 гг. В эти дни правители провинций Персидской империи приносили дары шахиншаху [14]. Назвали тот радостный день Новым днём. То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин. Забыв о заботах, не помня кручин, Под говор струны, за ковшами вина, Вся знать пировала, веселья полна. И люди тот праздник святой сберегли, Как память о древних владыках земли. Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш , убитый туранцем Афрасиабом. Эта легенда упоминается в Авесте [15]. Более подробно она описана в «Шах-намэ» Фирдоуси. В день Навруза древние индоарии поклонялись так называемым «фраваши» — духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков Навруз. Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия» [17]. Курды в Стамбуле празднуют Навруз, 2006 г. Британская учёная М. Бойс отмечала, что, помимо всего этого, в зороастризме этот праздник был посвящён непосредственно огню, который древние зороастрийцы считали жизненной силой и поклонялись ему. Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года — лета — и отмечает ежегодное поражение Злого Духа. По зороастрийским обычаям, в полдень Нового дня приветствовали возвращение из-под земли полуденного духа Рапитвина , несущего тепло и свет. Посвящение этого праздника огню в более поздней зороастрийской традиции несомненно. В день Навруза ещё с Ахеменидского и Сасанидского периодов в храмах совершались поклонения огню. Иранские правители того периода принимали в этот день подарки от покоренных народов [19]. Огни разжигались повсюду, начиная с самого высокого места на крышах домов и кончая свечами на праздничных столах [20]. В настоящее время эти обычаи частично сохранились. Так, в некоторых районах Азербайджана «на всех холмах разжигаются костры» [21]. Люди становятся в круг вокруг огня и исполняют фольклорные песни [22]. Свечи также являются атрибутами праздничных столов в день «Навруза» и предшествующих ему дней приготовления к нему начинаются за несколько недель до праздника [23].

История возникновения самого древнего весеннего праздника

  • “Праздник Навруз”
  • Навруз 2024: точная дата праздника прихода весны и восточного Нового года – традиции
  • Навруз: что это за праздник и где его отмечают
  • Какой праздник отмечают мусульмане 21 марта: история и традиции Новруз-байрама

Да будет новый день, или что такое сумаляк

Общим сюжетом в различных изобразительных и пластических искусствах этих стран присутствует образ быка. Кроме того, короны правителей украшались бычьими рогами. Так, например, в сюжетах каменных круглых печатей из Суз, датированных 2500 г. В аккадской глиптике 2200 г. Особо примечательной является каменная древнесирийская печать, выполненная в «провинциальном вавилонском стиле, где впереди шествующих жрецов помещены фигуры быка, под ногами которого находится скорпион. Апофеозом события, несомненно, стало возведение ритуального города для празднования весеннего равноденствия - Новруза-Персеполя в Древнем Иране. Шедеврами монументального камнерезного искусства можно считать скульптурные изображения быков-щеду, помещенные по сторонам царских «ворот всех народов», а также парные скульптурные изображения протомов быков с изображением солнца между ними на капителях 20-метровых колонн Бонгард-Левин Г. Новруз, возникнув в необозримых глубинах времен, стал путеводной звездой на разноуровневых пространствах мировой культуры.

Пожалуй, это единственное феноменальное явление духовности, которое не прерывалось на протяжении тысячелетий. И не только не прерывалось, но являлось мощным корнем, от которого произрастали многочисленные ответвления: словесные и пластические искусства, мифологические и религиозные воззрения, логические и философские обоснования действительности, эмпирически-интуитивные критерии, осмысление возможного сосуществования человека и природы, представления о гармонии, непрерывности, превращениях, ценности жизни и проч. В то же время не было более парадоксального в мироощущении и мироутверждении, предельно далекого от рационализма, чем Нов-руз, главным принципом существования которого было жертвоприношение, то есть принудительное убийство как животных, так и человека. Через жертвоприношение решалось основное противоречие: противоречие жизни и смерти. Праздник равноденствия - Новруз -праздник возрастающего света, отмечался весной. Осуществлялся он во благо того, чтобы Солнце могло беспрепятственно преодолеть опасный пороговый участок Вселенной, разделяющий темное прошлое и светлое будущее. В ритуалах же Новруза актуализировалось настоящее, причем в этом настоящем сливались и прошлое и будущее.

Именно с начала и на протяжении всего I тыс. Особую значимость в связи с рассматриваемой идеей «Новру-за» приобретает то, что тексты древнетюркской наскальной письменности непосредственно соотносятся с погребальной обрядностью и своим содержанием манифестируют жертвенность данной смерти через перечень недополученных при жизни благ в результате борьбы за счастье народа тюркского эля. Археологических артефактов, которые являются носителем информации о различных сферах духовной деятельности населения Же- тысу, достаточно. Комплекс предметов, распространенный на городищах Шуйской и Таласской долин и датируемый широко "У1-ХП вв. Этот комплекс состоит из дастарханов, подставок и крышек для кухонных котлов, светильников, а также оссуариев-костехранилищ Бернштам А. Появление и функционирование урбанизированных обществ на территории юга и юга-востока Казахстана в раннем средневековье объясняется наличием здесь антропоморфных, зооморфных и других предметов зороастрийских культов согдийско-иранских этносов. В 50-х гг.

Бернштамом была выдвинута идея симбиоза тюркской и согдийской культур, однопорядковости представлений о мире, выработанных этими этносами, что и обусловило жизнеспособность идей зороастризма на новой тюркской почве. Однако детальное рассмотрение артефактов как тюркской, так и согдийской культур свидетельствует о различных позициях в их миропонимании. К характеристике комплекса дастарханов, скульптурных подставок под котлы, светильников и т. Рассматривая изображения на дастарханах в плане ритуала, носителями которых являлись племена с идеологическими представлениями круга Авесты, а в целом индоиранской культуры и ее памятника - Ригведы, следует остановиться на цифровой характеристике пространства и в связи с этим атрибуцией последнего. В Ригведе, в ман-дале, описывающей жертвоприношение человека - Пуруши, присутствует цифровая характеристика события: «Вокруг него положили семь поленьев, трижды семь поленьев было приготовлено, когда боги, совершая жертвоприношение, связали Пурушу как жертвенное животное». При ритуале ашвамедха, то есть принесения в жертву коня, устанавливался 21 жертвенный столб семь по три. Архаичность этого сюжета подтверждается античной мифопоэтической традицией в текстах о ритуальном убийстве Загрея-Диониса.

Здесь также это событие маркируется числом семь: Загрей и Дионис растерзаны на семь частей Лосев А. Расчленение, разделение жертвы на определенное число частей, вербальное перечисление этих частей Елиза-ренкова Т. Попытки реанимации в раннем средневековье согдийцами-им-мигрантами древних культов, прижившихся в зороастрийских верованиях, связанных с новогодними ритуалами периода нахождения Солнца в дни весеннего равноденствия в созвездии Быка, не привели к действенным результатам и были окончательно утрачены. Новые волны кочевников тюрков в VI-X вв. Они владели Новым Новрузом и знали, в отличие от со-гдийцев, что прошел не только час Быка, но и Овна и уже более 500 лет длится эра Рыбы, такой же подвижной, как и они сами. И не случайно на каменных изваяниях тюрков, на поясах, пряжках и других предметах поясной фурнитуры, пластинах для лука и упряжи лошади царствует Рыба. На обширных территориях тюркской культуры I тыс.

Две идеологии и культуры Старого и Нового Новруза столкнулись в пределах городов Жетысу, при этом без каких-либо попыток к симбиозу. В результате монументальные постройки согдийцев -замки и другие здания, утратившие свое идеологическое главенство, оказались заброшенными. На их развалинах, как на платформах, были возведены тюркские, хотя и не столь идеальные в плане строительной техники, но свои, отвечающие новым веяниям открытости, контактам со всем миром и многоязычию. Вместе со всеми инновациями обрел новый облик и Новруз. Из плана содержания он переходит в план выражения, приобретает научное обоснование. И не случайно Юсуф Баласагунский в своей поэме «Кутадгу билиг», то есть «Счастливое знание», описывает Новруз как появление Солнца в созвездии Рыбы. В то же время само описание этого праздника в поэме символизирует как начало года, так и начало книги, описывающей Вселенную как огромный, населенный многочисленным народом город.

Однако уже у Ю. Баласагунского появляются первые грозные признаки представлений об апокалипсисе и конце времен, которые звучат в конце книги, что уравновешивает весеннее и осеннее равноденствие, примиряет жизнь со смертью. Это был веселый праздник, отмечавшийся в дни весеннего равноденствия. По преданию, Науруз понравился Пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили этот праздник в халифате, отмечая его очень пышно Лобачева Н. Науруз относится к празднествам, сложившимся на основе культа умирающего и возвращающегося божества. Причастность Науруза к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами - «праздник красной розы», связанный с древнейшим культом умирающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в кроваво-красных лепестках розы. Обряд восходит к первобытным мастерам, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы.

Согласно материалам Р.

В современное время отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие. На территории Ближнего Востока Навруз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, распространения ислама и возникновения Арабского халифата. Соответственно, Навруз, например, не празднуется арабами. В Турции с 1925 года по 1991 год официально празднование Навруза было запрещено. В Сирии празднование Навруза запрещено до сих пор. Этимология [ править править код ] Новоперсидское название праздника — перс. Современное значение [ править править код ] Празднование Навруза под различными названиями широко распространено во многих культурах Передней и Средней Азии, входивших ранее в зону влияния Персидской империи и персидской культуры. Вот неполный список вариантов названия этого праздника на разных языках: перс.

Newroz, узб. Новруз, Nowruz, каз. Наурыз, уйг. Норуз, кирг. Нооруз, тат. Nevruz, крымскотат. Навруз, башк. Науруз, чуваш. В других языках встречаются и другие названия, в том числе местные.

Ашуги на празднике Новруз в Баку В настоящее время Навруз отмечается 21 марта как официальное начало нового года по астрономическому солнечному календарю в Иране и Афганистане. Среди народов, отмечающих Навруз, повелось: чем щедрее праздник, тем благополучнее пройдёт год. Как национальный праздник Навруз отмечается 21 марта в некоторых национальных регионах России , таких как Дагестан , Татарстан , Башкирия и других. Навруз является началом года также по календарю бахаи. Решение о включении данных 76 элементов нематериального наследия было принято 24 государствами-участниками Межправительственного комитета по сохранению нематериального наследия. Традиции праздника [ править править код ] Пророщенная трава — один из символов Навруза Новруз — первый день иранского календаря , начало весны, соответствующий дню Ураза месяца Фарвардин перс. Само слово «Навруз» с персидского языка переводится как «новый день». В Иране празднование длится обычно 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахръяран-Навруз шахский Навруз , а тринадцатый день как Сиздах-бе-дар перс.

В Азербайджане в последние годы также целая неделя объявляется праздничной и нерабочей.

Точно так же, как делают православные в Пасху. Зажигать свечей по количеству сидящих за столом. Задувать свечи нельзя, они должны догореть и потухнуть сами. Проращивать семена пшеницы. Это символизирует начало новой жизни, приход весны и оживление природы. В Азербайджане стучат в дверь и оставляют рядом шапку, чтобы хозяева положили туда угощения. Кто может праздновать Новруз Любой желающий человек.

Праздник не имеет отношения к какой-либо религии. Это ещё один повод собраться с друзьями, провести время с семьёй и сделать подарки близким.

Как утверждают историки, зародился Навруз не менее 5 тысяч лет тому назад. С чем же связан праздник? Какова его история? Какие традиции стали неотъемлемой частью Навруза? История Навруза Название праздника Навруз уже само по себе открывает суть этого торжества. Исследователи предполагают, что зародился Навруз ещё в период власти персидской династии Ахеменидов. В ту пору был распространён зороастризм, а некоторые традиции праздника связаны с почитанием Заратустры. Принципом религии была свобода выбора человеком своего пути и принципов, что влекло за собой соответствующие поступки. Одни из первых упоминаний о Наврузе можно встретить в священной книге зороастрийцев «Авесте». Накануне дня весеннего равноденствия персидские правители приносили дары солнцу, прося о плодородии своей земли и процветании страны. К ним принадлежат буддисты и незначительная часть христиан, однако в большинстве своём праздник отмечается мусульманами. Именно поэтому сложилось мнение, что Навруз принадлежит к исламским праздникам, хотя это предположение неверно. Навруз зародился в те времена, когда ислам ещё не распространился на землях, где сегодня отмечают торжество.

Навруз байрам — история возникновения и традиции самого древнего праздника весны

Ещё одна традиция, характерная как для Пасхи, так и для Навруза, — состязание по битью яиц. Повреждённое яйцо считается неудачным знаком на предстоящий год. Где ещё празднуют Навруз? Отмечают этот праздник во многих странах, например, в Азербайджане, там, что интересно, на стол кладут много сладостей, включая традиционные тюркские пахлаву и шакер-буру. Также его празднуют в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане, где, кстати, считается важным обмениваться приветственными словами: "С праздником Навруз! Какие народы России празднуют Навруз?

Навруз — это традиционный праздник для более чем двадцати коренных народов России, которые говорят на тюркских, кавказских и иранских языках. Среди этих народов есть татары, башкиры, крымские татары, кумыки, лезгины, лакцы, агулы, рутульцы, цахуры, табасаранцы, карачаевцы, балкарцы, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, чеченцы, ингуши, ногайцы, азербайджанцы, казахи, ставропольские и астраханские туркмены, тэты и другие.

Ежегодно именно 21 марта проходит праздничный день, который появился еще до прихода ислама. День недели 2023 году - это вторник. Традиции Мусульманам особенно важно заранее подготовиться к празднованию Навруза. Еще за несколько недель начинается подготовка к Восточному Новому году.

Традиционная религия не противоречит древним народным традициям соответственно мусульмане могут отмечать Навруз, который имеет зороастрийское «прошлое». Важно навести чистоту не только в собственном доме и на участке, но еще и в голове. Хозяйкам предстоит приготовить вкусные яства на праздничный стол.

Не религиозный, а национальный праздник Навруз или Наурыз, значения не имеет. Оба этих слова обозначают название первого весеннего месяца — март. Празднуется он восточными народами в день весеннего равноденствия 21 марта 2023 года , когда день равен ночи. Считается, что именно с этого дня начинается активное пробуждение природы от зимнего сна. А люди, благополучно пережив тяготы зимы и воздавая за это хвалу Всевышнему, сделали этот день истинным торжеством. Навруз Байрам очень похож на привычную нам Масленицу.

Также принято преподносить лепешки, хлеб, выпечку.

В Навруз стол наполняют многочисленными блюдами, поэтому их начинают готовить за неделю до застолья. Интересные обычаи Волшебная праздничная ночь — лучшее время погадать. Незамужние девушки перекидывают через забор ботинок и смотрят, куда показывает носок — если в сторону дома, значит жить ей еще год незамужней, если в противоположную сторону — ждать свадьбы. Один из самых удивительных обычаев — с наступлением Навруза люди начинают подслушивать соседские разговоры. Считается что то, что было услышано, случится в будущем году. Есть добрый и интересный обычай, связанный с природой — в день праздника люди высаживают деревья. Если есть сухое дерево, его не спиливают, а дают второй шанс. Вот такой Навруз — необычный и интересный праздник. Если вам хочется побывать в этой атмосфере и полностью проникнуться праздничным настроением, приглашаем отправиться в весенний тур в Узбекистан с нашим туроператором. Несколько счастливых дней в восточной сказке подарят вам массу приятных впечатлений и эмоций.

Сегодня Навруз или весенний Новый год. Что готовим и как отмечаем?

О том, почему праздник Навруз в культуре многих народов считается точкой отсчета Нового года и другие праздники, связанные с весенним равноденствием. Навруз, как олицетворение истинной души и живой традиции, представляет собой наиболее типичное явление арийской культуры. Слово Навруз (также Новруз, Нооруз, Невруз, Наурыз) означает «новый день», а его написание и произношение может варьироваться в зависимости от страны.

Когда отмечают Новруз?

  • Что такое «навруз» и откуда он берёт свои истоки?
  • Навруз 2023: какого числа
  • Правила комментирования
  • “Праздник Навруз” | Посольство Республики Таджикистан в Российской Федерации
  • Навруз-байрам — праздник весны у мусульман

Когда отмечают Новруз?

  • Туры в Казахстан
  • Что такое Навруз (Новруз), который отмечают 21 марта
  • Навруз: почему мусульмане Средней Азии празднуют языческий праздник
  • Навруз история и традиции самого древнего праздника весны

О весеннем празднике «Навруз» на русском языке

На Навруз на столах можно увидеть проросшие ростки пшеницы, которые перевязывают мусульмане красной ленточкой. Прочтите ещё несколько публикаций, например, что значит Презумция, как понять слово Превентивный, что такое Праймериз? Новый год далеко не для всех наступает зимой: древний праздник Навруз скоро отметят пышными торжествами во многих странах мира и в некоторых регионах России. О том, почему праздник Навруз в культуре многих народов считается точкой отсчета Нового года и другие праздники, связанные с весенним равноденствием. Слово "Навруз" представляет собой комбинацию персидских словوو (сейчас, что означает "новый") и روا (руз, "день").

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий