Новости что значит камерный хор

Камерный хор – это специальный вид хорового ансамбля, отличающийся от других типов хоровых коллективов своими уникальными особенностями. В сезоне 2013/14 Московский камерный хор участвовал в концертном исполнении оперы «Русалка» Даргомыжского с Большим симфоническим оркестром под управлением В. Федосеева. Камерный хор имеет большое значение для музыкальных исполнений по нескольким причинам.

Комментировать

  • камерный хор что это | Дзен
  • Ответы : почему хор называется камерным?
  • камерный хор - что это? Значение слова "камерный хор"
  • О нас | Московский Государственный Академический Камерный Хор
  • МОСКО́ВСКИЙ КА́МЕРНЫЙ ХОР
  • О Московском Государственном академическом камерном хоре

Что значит камерный хор

Что такое камерный хор? Найдено ответов: 25 Камерное хоровое исполнительство имеет важное значение в развитии художественной самодеятельности.
Детская музыкальная хоровая школа № 1 | Новости Что значит камерный хор. Хор Гаудеамус МГТУ им Баумана.
Камерная музыка (хор) Камерный хор МГК — Камерный хор Московской консерватории был создан профессором Борисом Тевлиным в 1994 году.

Сообщение на тему: «Камерная музыка» - особенности, разновидности и жанры

Главная» Новости» Что значит камерный хор. стиль многоголосного церковного пения. это небольшой или средний хор примерно от 8 до 40 певцов (иногда называемые «камерные певцы»), обычно исполняющие классическую или религиозную музыку на. Подлинными событиями стали и их первые прочтения Московским камерным хором под управлением Владимира Минина. * * * Московский Государственный академический камерный хор был основан художественным руководителем и главным дирижером, народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии СССР, профессором Владимиром Николаевичем Мининым. Камерный хор — вокальный коллектив сравнительно небольшого состава (не более 30—40 человек), обладающий.

Камерный хор — организация, структура, принципы работы

Что такое камерный хор? Камерный хор Хорового общества Свердловской области (орг.
Что значит камерный хор ориентированное на меньшее пространство зала, где вы будете выступать и жанры не оперного свойства, где вам не надо перекрикивать оркестр б.

Государственный академический камерный оркестр России

Возможно и использование вокала. Прелюдия — это небольшая инструментальная пьеса, ее название с латыни переводится как вступление или предварительная игра. В 19 веке стала одним из самых популярных и распространенных жанров камерной музыки. Композиторы, которые работали в данном направлении, — Рахманинов, Шостакович, Дебюсси Этюд — от французского «учение», был предназначен для оттачивания технических навыков игры музыкантами. Сначала этюды предназначались для фортепьяно, а затем появились для скрипки, виолончели, позже — и для других инструментов. Европейские композиторы Паганини, Шуман, Мендельсон, а также многие русские и советские композиторы — Шостакович, Прокофьев, Кабалевский — сделали из этюда полноценное художественное произведение сложного исполнения.

Таким образом, значение этого жанра сохранилось этюд способствует оттачиванию мастерства музыкантов. Музыкальная форма связывается с содержанием текста. Самая распространенная авторская форма ее — куплетная. В этом жанре работали очень многие великие русские и зарубежные композиторы: Шуберт, Берлиоз, Массне, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов. Романс — вокальное произведение для голоса и инструмента.

Литературоведы обращают внимание на сходство романса с балладой.

Поэтому многие композиторы посвящают нам свои сочинения, и у них есть определенное предслышание того, как это будет звучать, в том числе и тембрально, в нашем исполнении. Внимая Щедрину Дружба с выдающимся композитором современности Родионом Константиновичем Щедриным передалась «по наследству» от Бориса Григорьевича Тевлина. Считаю Щедрина «небесным покровителем» на земле, не только своим, но и Камерного хора.

Родион Щедрин, Александр Соловьёв и Борис Тевлин Потому что все 25 лет его имя не только озаряет нашу деятельность, но он принимает активное и отеческое участие в жизни Камерного хора. У нас есть редкий по доверительности человеческий контакт, когда можно обратиться не только с творческими вопросами, но и попросить жизненного совета. Этот «пандемический» год оказался чрезвычайно плодотворным в нашем творческом союзе с Родионом Константиновичем. Я предложил ему составить сборник его хоровых сочинений, написанных после 2000 года.

Нашлось удачное название: «Век двадцать первый» — хор на одноименное стихотворение Вознесенского открывает «Диптих» Щедрина. Он горячо поддержал идею, тем более что в тот момент как раз создал новый опус «Вечер замедленный» на стихи Эдуарда Лимонова и дописывал цикл «Русских народных пословиц», которые, с гордостью могу сказать, посвящены мне и Камерному хору. Идея о подготовке сборника так увлекла, что Родион Константинович, воодушевившись, специально дописал «Триптих» на стихи Велимира Хлебникова, а также цикл «Два последних хора» и буквально на днях — «Бурлеску». Символичен выбор авторов литературного первоисточника — «Графоманам Москвы…» вновь на стихи Андрея Вознесенского, с которым он очень дружил; «Хочу быть понят» — на слова Маяковского, своего рода манифест, устремленный в будущее.

Причем это не точка, а многоточие, где содержится много загадок, которые предстоит разгадывать не только нам, исполнителям, имеющим счастливую возможность общаться с классиком, но и новым поколениям хормейстеров — тем, кто будет обращаться спустя десятилетия к музыке Щедрина и, уверен, будет находить всякий раз что-то новое и живительное для нашего хорового искусства. Вместе весело шагать Камерный хор стал центром, вокруг которого объединяются различные творческие силы. Так, в этом году композитор Александр Чайковский доверил нам подготовку своей хоровой оперы «Сказ о Борисе и Глебе». Для премьеры мы собрали сводный хор в 200 человек, пригласив шесть профессиональных коллективов из разных регионов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Нижнего Новгорода — и Абхазии.

Интересным опытом стало привлечение хора народного отделения РАМ имени Гнесиных. Это сочетание разнотембровых и разножанровых коллективов под эгидой Камерного хора — одна из отличительных черт моей деятельности на посту худрука Камерного хора. Консолидация единомышленников, музыкантов, которые устремлены в XXI век. Несколько лет назад Российский музыкальный союз пригласил меня возглавить Ассоциацию народных и хоровых коллективов.

Она стала платформой, позволяющей решать любые задачи в кратчайшие сроки. В этом году мы отмечали 75-летие Великой Победы, и перед 9 мая была поставлена задача оперативно собрать певцов со всей России для записи песни «День Победы» со Всероссийским юношеским симфоническим оркестром Юрия Башмета. Наша команда составила конкретные указания хормейстерам, содержащие около 30 уточнений, как нужно детализированно записать свою партию. То, как региональные коллективы откликнулись, и как каждый певец записал индивидуальный трек, который потом был сведен в общий хор, я бы тоже назвал серьезной творческой победой.

Мне иногда коллеги говорят: «У вас европейский подход к пению хора». С одной стороны, это происходит потому, что у молодых ребят еще неокрепшие голоса, они не могут петь, как «матерые» вокалисты. Но с другой стороны, технологически мы можем дать фору многим профессиональным коллективам. И если прибегнуть к аналогии из мира моды, то мы сами являемся дизайнерами той одежды, в которой потом выходим.

Что это значит? Ты знаешь и выбираешь авторов, готовых сочинить музыку для нашего состава и вокальных возможностей. Если говорить о выборе композиторских имен, то вновь процитирую Бориса Григорьевича: «Дирижирую ту музыку, которую люблю, а люблю ту, что сейчас дирижирую». Мы продолжаем следовать этому принципу.

В свое время мы достаточно много выступали с оркестрами — уместно вспомнить наши многочисленные контакты с Российским национальным оркестром. Михаил Плетнёв нас приглашал принять участие в записи Первой симфонии Скрябина, где в шестой части хор поет знаковые слова: «Слава искусству! Диск вышел на известном лейбле Pentatone, и это памятная работа. Нам очень дорого отношение, высокая оценка и приглашения от Маэстро Плетнёва.

Мы стараемся отбирать в свои программы тех авторов, язык которых ярко индивидуален. Например, в этом году отмечается 85-летие Арво Пярта, чью музыку мы много исполняем и, в частности, поддерживаем проведение международного фестиваля «Зеркало в зеркале», ибо его музыкальный язык и особая атмосфера звука не похожи ни на кого. Особое направление в нашей репертуарной политике — сочинения, которые могут вызвать «улыбку» у любителей авангарда. Однако мы не можем игнорировать то, что происходит в искусстве в XXI веке.

Я имею ввиду жанр кроссовера, который сейчас выходит на первый план. Меня привлекает в этом направлении возможность неожиданных сочетаний инструментов с хором, приглашение персоналий, на первый взгляд неожиданных для академического коллектива. Здесь бы я вспомнил программу «Дорогами Высоцкого»: мы не только сделали концерт с актером, режиссером Никитой Высоцким, но и записали диск. Сам Никита в разговоре отметил, что не мог предположить, что его отец, легендарный бард Владимир Семенович Высоцкий, «войдет» в стены Московской консерватории через парадную дверь.

А это случалось, и песни Высоцкого в хоровых аранжировках с органом звучат прекрасно благодаря умению наших молодых хормейстеров-аранжировщиков Алексея Лёвина, Нины Нижарадзе, Петра Фролова-Багреева делать деликатные обработки, со вкусом, не перегруженные, с разнообразными штриховыми нюансами — они достойны лучших филармонических залов.

Камерные хоры получили широкое распространение во второй половине XX века. Василий Быстров Мудрец 16592 10 лет назад Добавлю к ответу Майя Лаврик, что главным определяющим камерного состава является как раз его количество, любой состав ансамбля или малый состав хора и оркестра, когда группы голосов или инструментов не доукомплектованы или представлены малым составом и называется камерным. Существуют нормативы на голоса и инструменты, сколько каких должно быть в хоровой или оркестровой группе.

От слова камера "комната". Остальные ответы mayalavrik Гуру 4021 10 лет назад Камерный хор — вокальный коллектив сравнительно небольшого состава не более 30—40 человек , обладающий камерными качествами: «особой тонкостью, детализацией исполнения, динамической и ритмической гибкостью». Участники камерных хоров, как правило, имеют или получают музыкальное образование.

Главная — Филармония Кузбасса

Камерный хор – это одна из форм исполнения хоровой музыки, которая отличается своей особым характером и форматом. Камерные хоры начали появляться в СССР после приезда в Москву в 1962 году Американского Камерного хора ("Chamber Chorus") под управлением Роберта Шоу. Подлинными событиями стали и их первые прочтения Московским камерным хором под управлением Владимира Минина. КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ найдено 7 значений слова(музыкальный) группа исполнителей, выступающих совместно с исполнением произведений камерной музыки (См. Камерная музыка); см. Ансамбль. В сезоне 2013/14 Московский камерный хор участвовал в концертном исполнении оперы «Русалка» Даргомыжского с Большим симфоническим оркестром под управлением В. Федосеева. Камерный хор обычно состоит из небольшого количества певцов – от 8 до 16. в рамках Года народной культур, в гостях у обоянцев вновь побывал камерный хор.

Хор в музыке: какие виды бывают, дирижирование

Сводные массовые хоры создаются, как правило, для разового выступления по случаю какого-либо праздника, события, и могут состоять из нескольких сотен и даже тысяч человек. Например, на Красной площади в Москве, на певческом поле в Эстонии до 30. Вид хора, его понятие, связано с количественным содержанием хорового состава, который, как исполнительская форма, имеет обычно равночисленные хоровые партии и группы. Акколада, которая образует нотную систему партитурной записи количеством строк в начале произведения, сообщает вид хора. Вид хора носит название: одноголосный, двухголосный, трёхголосный и т.

Учитывая вышеизложенное, мы можем определить понятие хоровой партитуры. Нотные строки партитуры объединяются слева прямой акколадой в отличие от фигурной. При записи на нотной строке двух партий например — сопрано и альты, или соответственно — тенора и басы штили нот верхней партии направлены вверх, а штили нот нижней партии — вниз. Распространена запись смешанного хора на двух строках двухстрочная партитура.

В этом случае партия теноров нотируется, как и басовая, в басовом ключе. Такой вид партитуры удобен для прочтения её на инструменте. Для однородных хоров преимущественно сохраняется принцип записи каждой партии на отдельной строке. Двухстрочный способ написания хоровой партитуры можно сохранить и при трёхголосии, если оно возникает эпизодически divisi.

При развитом трёхголосии и четырёхголосии в однородном хоре, когда каждый из трёх или четырёх голосов играет самостоятельную роль, рекомендуется применение трёх- и четырёхголосных партитур. Иногда можно допускать запись однородного хора на одной строке. Расстановка хора имеет большое значение для успешной работы во время репетиций и концертных выступлений. Она должна быть привычна для дирижёра, певцов, и сохраняться как на репетициях, так и во время концертных выступлений.

Существует много вариантов расстановки хора. Обычно в размещении хора на сцене руководствуются устоявшимися традициями. Родственные партии должны стоять в одной группе. Хоровой коллектив целесообразно расположить в виде полукруга с учётом того, что по левую руку дирижёра находятся высокие голоса, по правую — низкие.

В смешанном хоре, как правило, слева от дирижёра размещаются сопрано, за ними — тенора; справа — альты, за ними — басы. Предпочтительна относительно широкая расстановка хористов, примерно в полушаге друг от друга. Более удалённое расположение певцов нарушает их контроль баланса звучности. Возможна также, так называемая смешанная расстановка хора — поквартетно или с чередованием однородных голосов.

Такая расстановка применяется в камерных хорах, она повышает ответственность певцов, требует от них высокой квалификации.

Лет четыреста назад, в конце XVI века, итальянские музыканты говорили: соната да кьеза и соната да камера. Что означало: инструментальное произведение для церкви и инструментальное произведение для комнаты. При этом комнатами — замечу — скромно именовались богатые апартаменты во дворцах, где знатные хозяева в уютной домашней обстановке любили в достойном обществе посвятить время музыке. Под словом камерное подразумевалось не слишком большое помещение, не очень многолюдное собрание. Что-то интимное.

Как правило, такой оркестр состоит из инструментов струнно-смычковой группы. В предыдущих публикациях мы говорили о скрипке, альте и виолончели. Не успели поговорить только о контрабасе — самом большом струнном инструменте с самым низким звучанием. Контрабас так велик, что играют на нём стоя.

Альт: это нижний женский голос, который обладает теплотой и глубиной звучания. Тенор: это высокий мужской голос, обладающий яркостью и пронзительностью. Баритон: это средний мужской голос, который часто присутствует и в других музыкальных коллективах. Бас: это самый низкий мужской голос, который придает хору глубину и силу. Вместе эти голоса создают гармоничное звучание камерного хора, которое отличается своей ясностью и детализацией. Это позволяет исполнителям выразить все нюансы музыкальных произведений и передать слушателям их эмоциональную суть. Отличия камерного хора от других музыкальных коллективов Камерный хор — это особый тип музыкального коллектива, который отличается от других музыкальных коллективов рядом характеристик: Размер коллектива: Камерный хор обычно состоит из 8-16 певцов, что делает его более компактным, чем большие хоровые ансамбли. Это позволяет членам коллектива более эффективно взаимодействовать друг с другом и поддерживать необходимую интонированность и баланс звучания. Тип исполняемой музыки: Камерный хор ориентирован на исполнение классической музыки, включая произведения Возрождения, Барокко, классицизма, романтизма и современных композиторов. Он часто исполняет а капелла т. Акцент на качестве исполнения: Камерный хор стремится к безупречности в исполнении. Исполнители должны иметь высокий уровень вокального мастерства и хорошую музыкальную грамотность. Каждый певец отвечает за чистоту интонации, дикцию и музыкальную интерпретацию своей партии. Интимная атмосфера: Камерный хор отличается близким контактом между певцами и зрителями. Исполнители нацелены на создание интимной атмосферы, где каждый звук можно услышать и оценить. Это отличает их от оркестров и больших хоровых ансамблей, где звук растворяется в многочисленности исполнителей.

Что такое камерный хор и чему он учит?

В рамках каждого концертного сезона коллектив исполняет премьеры или редко звучащие произведения. Орфа Catulli Carmina и концертную версию бродвейского мюзикла Л. Бернстайна Wonderful town, где главные роли исполнили американские и европейские звезды под управлением британского дирижера Уэйна Маршалла Большой зал Московской консерватории и Концертный зал Мариинского театра. Плетнёва, кантаты Carmina burana К. Орфа с Госоркестром России имени Е. Светланова, в абонементных и благотворительных концертах. Коллектив выступал в Новосибирске, Омске, Тюмени, Перми, Челябинске, Екатеринбурге, с успехом провел гастроли и мастер-классы в Японии. В январе 2014 года в Большом зале консерватории состоялся концерт «Русское сердце» в честь 85-летнего юбилея маэстро Владимира Минина.

Впервые в Москве прозвучала концертная версия оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина версия Э. Литтона, дирижер Уэйн Маршалл. После длительного перерыва была исполнена кантата «Колокола» С. Рахманинова с Российским национальным оркестром.

Партес партесное пение от позднелатинского partes — голоса - стиль многоголосного церковного пения. В России партесное пение начало распространяться с середины 17 века.

Для партесного пения нормой является четырёхголосие, хотя число голосов может достигать 16, 24 и даже 48. Партесное пение отличается концертностью, близостью к светской музыке. Сейчас оно является основной формой пения в храмах. Наш коллектив очень талантливый, мобильный и разноплановый. Он живёт очень насыщенной жизнью. Всего в нём работают и поют 37 человек: художественный руководитель и дирижёр - Татьяна Булгакова, хормейстеры — Татьяна Дрогалина и Антон Беэр, концертмейстеры Екатерина Иванова и Наталья Шалотенко, менеджер хора — Морозова Лариса и наши певцы.

Также, камерный хор обычно исполняет многоголосные произведения, аранжировки и полифоническую музыку, что добавляет сложности и глубины исполнению. Музыканты должны слушать друг друга, согласовывать свои голоса и создавать единое звучание.

В результате, музыка звучит более живой, насыщенной и выразительной. Важным элементом интимности и экспрессивности в исполнении камерных хоров является их визуальное выступление. Одежда, позы и движения исполнителей также создают особую атмосферу и усиливают эмоциональную связь с аудиторией. В итоге, камерный хор — это коллектив, способный передать наиболее глубокие эмоции и чувства через музыку. Он объединяет индивидуальные голоса и таланты певцов, образуя уникальное и удивительное звучание, которое особенно близко и понятно слушателю. Камерные хоры способны создать атмосферу, в которой каждый нотный символ обретает особый смысл и эмоциональную загадку. Широкий репертуар и эксперименты Одной из особенностей камерного хора является его широкий репертуар. Камерные хоры исполняют музыку разных эпох и стилей — от классической до современной.

Они могут исполнять вокальные произведения из опер, хоровые симфонические произведения и даже популярные композиции. Камерные хоры отличаются также своей готовностью к экспериментам. Они часто проводят концерты, посвященные разным жанрам музыки, таким как джаз, рок или этническая музыка. Камерные хоры нередко сотрудничают с другими музыкантами, как инструменталистами, так и солистами, для создания новых и уникальных аранжировок и композиций. Экспериментирование с музыкой позволяет камерным хорам проявлять свою творческую индивидуальность и разнообразить свою деятельность. Они могут использовать различные техники пения, такие как фальцет, шепот, различные виды ритмических и мелодических фразировок, чтобы создать особую атмосферу в исполняемой музыке.

Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется. Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия». Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия «Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС». Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово исконное, заимствованное , его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского familia , где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду. Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов?

Новое на сайте

  • Сообщение на тему: «Камерная музыка» - особенности, разновидности и жанры
  • МОСКОВСКИЙ КАМЕРНЫЙ ХОР • Большая российская энциклопедия - электронная версия
  • История возникновения
  • Камерный хор: важность и уникальность исполнения
  • Камерная музыка (хор)
  • Камерный хор: понятие и значение

Главная — Филармония Кузбасса

Камерный хор: что это значит Камерный хор Состав участников камерного хора варьируется от 20 до 50 человек.
Главная — Филармония Кузбасса Камерный хор Кузбасса тесно сотрудничает с Губернаторским симфоническим оркестром Кузбасса.
О нас | Московский Государственный Академический Камерный Хор В современном хоровом искусстве камерный хор по-прежнему остается очень значимым и любимым музыкантами и слушателями.

Значение «камерный хор»

Значение камерного хора заключается в его музыкальном выражении и способности передать эмоции и настроение произведений. В современном хоровом искусстве камерный хор по-прежнему остается очень значимым и любимым музыкантами и слушателями. Как правило камерные оркестры это струнные по составу оркестры, без громких, "не камерных" духовых и ударных инструментов. Термином «хоровая партия» называют группы участников хора, которые обладают голосами, схожими по тембру и диапазону. Камерный хор имеет большое значение для музыкальных исполнений по нескольким причинам.

Значение слова "камерный хор"

Кроме струнных, камерный оркестр может включать клавесин и некоторые духовые. Один из самых известных отечественных камерных оркестров был создан в 1979 году выдающимся скрипачом-виртуозом Владимиром Спиваковым и группой его друзей — творческих единомышленников — лауреатов международных конкурсов, солистов и концертмейстеров лучших симфонических и камерных оркестров столицы. Такой высокий уровень исполнителей позволил назвать этот оркестр «Виртуозы Москвы». Сегодня этот оркестр знаменит на весь мир, его концерты проходят не только в России, но и за рубежом.

В составе хора... Отвечает Татар Кондратьева Московский государственный академический камерный хор — один из самых знаменитых хоровых коллективов России, созданный профессором Владимиром Мининым. Московский камерный хор 1980 О Московском камерном хоре.

Интервью с художественным руководителем Владимиром Мининым, историком... Московский камерный хор. Моцарт Реквием. Дирижер - Владимир Минин. Георгий Свиридов. Хоровые произведения.

Московский государственный академический камерный хор В московском концертном зале Зарядье, на концерте Московского государственного академического камерного хора,... Полёт шмеля Н. Обработка Виктора Гончарова. Выступление на вечере хоровой музыки, посвященном 45-летию Ростовской государственной консерватории академии...

В некоторых случаях смешанный коллектив может петь в унисон, но это случается довольно редко. Кроме того, в зависимости от исполняемого произведения его могут разделить более чем на четыре голоса. Что такое хоровая партия Термином «хоровая партия» называют группы участников хора, которые обладают голосами, схожими по тембру и диапазону. Базовыми являются 4 типа таких партий. Это басы, тенора, альты и сопрано у детей дисканты. Внутри этих типовых партий имеется своя градация голосов.

К примеру, к басовой партии относятся баритоны, а к альтам — контральто. Кроме того, нередко случается, что голос певца нельзя чётко отнести к какой-либо одной партии. Например, его можно классифицировать и как тенор, и как баритон. В конечном итоге, тип голоса певца, а также его возможности и место в хоре определяет хормейстер. Дирижирование в хоре Руководителем хора является хоровой дирижёр, он же хормейстер. Дирижёр хора управляет подопечным коллективом на всех этапах творческого процесса: при разучивании новых музыкальных произведений; на репетициях; наконец, при концертном исполнении произведений, входящих в репертуар коллектива. Кроме того, хормейстер подбирает новых участников коллектива, прослушивает их, определяет их место в хоровом коллективе в зависимости от вокальных данных. В целом, хоровой дирижёр должен сочетать функции музыканта, организатора и педагога. У главного хормейстера круг обязанностей шире. В частности, он работает с композиторами и драматургами в рамках создания новых произведений, принимает участие в разработке репертуарных планов учреждений культуры, контролирует работу хормейстеров и при необходимости оказывает им профессиональную помощь.

Как подобрать репертуар Подбор репертуара для хорового коллектива является важной задачей, решением которой обычно занимается руководитель хора. При подборе композиций хормейстер, как правило, руководствуется не только своими предпочтениями, но и принимает во внимание ожидания слушателей, учитывает их вкусы. Кроме того, на репертуар накладывает отпечаток тематика концерта и место исполнения произведений. В самом деле, совершенно неуместным покажется исполнение каких-либо нескромных песен в православном храме или исполнение произведения современного автора на фестивале, посвящённом итальянской музыке эпохи барокко. Когда ограничения по репертуару отсутствуют, можно подобрать произведения для хора, относящиеся к различным жанрам.

С такой оценкой и поступил в коллектив… Помню, что первые полгода был серьезный фокус на музыке Р. Щедрина, отмечавшего тогда 65-летие. Велась детализированная проработка его поэмы «Казнь Пугачева», виртуозного фрагмента «Сольфеджио» из «Концертино», а также партитуры «Многия лета» для хора, фортепиано и трех групп ударных, которое произвело на меня особое впечатление. Поэма «Казнь Пугачёва» Щедрина на долгие годы стала визитной карточкой Камерного хора — в нем сложился тот прогрессивный подход к хоровому жанру, у истоков которого стоял Тевлин, — речь идет о формате хорового театра. И впоследствии приверженцами этого направления стали многие творческие коллективы, достаточно вспомнить Саратовский губернский театр хоровой музыки под управлением Людмилы Лицовой. Ныне визуализация — это неотъемлемая часть исполнительского мастерства хора. Сейчас уже невозможно просто статично стоять и петь по папкам. Конечно, чтобы применять элементы театрализации, нотный материал должен быть максимально впет, выучен наизусть. В 2000 году «Казнь Пугачёва» в постановке балетмейстера Бориса Ляпаева принесла Камерному хору абсолютную победу на Первых Всемирных хоровых играх тогда она называлась Олимпиадой в Линце. А когда наш коллектив, единственный из хоров России, представлял отечественное исполнительское искусство на VI Всемирном симпозиуме хоровой музыки в Миннеаполисе США , вновь вспоминается всех поразившая «Казнь Пугачёва». Понятно, что в этой партитуре велика роль слова, но даже не зная русского языка, благодаря постановке и актерской игре хористов западные слушатели понимали, о чем идет речь, что это за драма. Магический микст музыки совместно с визуальным представлением производит на людей очень сильное впечатление. Уже после того, как в 2012 году мне было доверено возглавить коллектив после безвременного ухода Бориса Григорьевича, мы должны были двигаться дальше, и помимо многочисленных постановок народных песен, а также хитового Libertango Пьяццоллы, мы решили вновь проиллюстрировать принципы хорового театра, выбрав произведение «Кунгула» австралийского композитора Стивена Лика в сценическом прочтении Натальи Набатовой. Камерный хор для нескольких десятков музыкантов стал профессиональной Школой и основой, позволившей занять лидирующие позиции в нашей отрасли. В 2005 году, к 10-летию Камерного хора мы сделали двуязычный буклет, где подробнейшим образом зафиксировали все достижения первого десятилетия. Сейчас, вновь листая этот буклет по прошествии еще пятнадцати лет, понимаешь, насколько многослойным и удивительным по насыщенности было и есть время, которое студенты проводят в Камерном хоре. Об этом свидетельствуют и комментарии выпускников о том, чем для них является Камерный хор. Процитирую дорогих коллег и свои слова, которые и спустя полтора десятилетия сказал бы вновь. Чистый звук Артистов Камерного хора я бы назвал гладиаторами хорового искусства. Потому что постоянно требуется самопожертвование и отказ от свободной, вольготной жизни: назначаются дополнительные репетиции, приходится гастролировать, много выступать. Что говорить, на протяжении последних 10 лет количество выступлений в сезон — больше 50-ти, что невероятно для студенческого хора. Цифра сравнима с деятельностью профессиональных коллективов. Но вопрос не только в цифрах, а с каким качеством и отношением мы подходим к каждому выступлению, вспоминая девиз Тевлина: «Каждый последующий концерт должен быть лучше предыдущего! В последние годы нам удалось издать целый ряд дисков в live-формате. И в беседах со звукорежиссерами приятно слышать их удивление от того, как можно в обычном концерте с такой «перфектностью» исполнять партитуры, чтобы это было эквивалентно студийной записи. Всегда настраиваю певцов: «Нет права на технический брак, должно быть безукоризненное отношение к нотному тексту». Что такое грамотная, достойная, качественная интерпретация? Это трепетное, точное отношение к авторскому тексту. Ты в первую очередь должен передать то, что хотел сказать композитор, быть «зеркалом партитуры». У нас всегда на первом плане воля автора. Поэтому многие композиторы посвящают нам свои сочинения, и у них есть определенное предслышание того, как это будет звучать, в том числе и тембрально, в нашем исполнении. Внимая Щедрину Дружба с выдающимся композитором современности Родионом Константиновичем Щедриным передалась «по наследству» от Бориса Григорьевича Тевлина. Считаю Щедрина «небесным покровителем» на земле, не только своим, но и Камерного хора. Родион Щедрин, Александр Соловьёв и Борис Тевлин Потому что все 25 лет его имя не только озаряет нашу деятельность, но он принимает активное и отеческое участие в жизни Камерного хора. У нас есть редкий по доверительности человеческий контакт, когда можно обратиться не только с творческими вопросами, но и попросить жизненного совета. Этот «пандемический» год оказался чрезвычайно плодотворным в нашем творческом союзе с Родионом Константиновичем. Я предложил ему составить сборник его хоровых сочинений, написанных после 2000 года. Нашлось удачное название: «Век двадцать первый» — хор на одноименное стихотворение Вознесенского открывает «Диптих» Щедрина. Он горячо поддержал идею, тем более что в тот момент как раз создал новый опус «Вечер замедленный» на стихи Эдуарда Лимонова и дописывал цикл «Русских народных пословиц», которые, с гордостью могу сказать, посвящены мне и Камерному хору. Идея о подготовке сборника так увлекла, что Родион Константинович, воодушевившись, специально дописал «Триптих» на стихи Велимира Хлебникова, а также цикл «Два последних хора» и буквально на днях — «Бурлеску». Символичен выбор авторов литературного первоисточника — «Графоманам Москвы…» вновь на стихи Андрея Вознесенского, с которым он очень дружил; «Хочу быть понят» — на слова Маяковского, своего рода манифест, устремленный в будущее. Причем это не точка, а многоточие, где содержится много загадок, которые предстоит разгадывать не только нам, исполнителям, имеющим счастливую возможность общаться с классиком, но и новым поколениям хормейстеров — тем, кто будет обращаться спустя десятилетия к музыке Щедрина и, уверен, будет находить всякий раз что-то новое и живительное для нашего хорового искусства. Вместе весело шагать Камерный хор стал центром, вокруг которого объединяются различные творческие силы. Так, в этом году композитор Александр Чайковский доверил нам подготовку своей хоровой оперы «Сказ о Борисе и Глебе».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий