Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве. Интересная биография великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, философа и публициста. Сегодня исполняется ровно 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского — русского Данте, пророка и вдохновителя Скорсезе. Федор Михайлович Достоевский родился в Москве в холодный день 11 ноября 1821 года.
Родители. Детство. Воспитание.
В это же время он начинает писать роман "Бедные люди". Произведение было напечатано в 1846 году в альманахе "Петербургский сборник". Что примечательно, критик Виссарион Белинский и редактор альманаха Николай Некрасов прочли рукопись за одну ночь. С первым романом Достоевский становится знаменит в литературных кругах. Однако последующие повести "Двойник" и "Хозяйка" были неоднозначно воспринятыми "товарищами по цеху". Несмотря на то, что Белинский и его круг отмечали талант Достоевского, они упрекали его в затянутости, чрезмерной фантастичности этих произведений и в сильном подражании Гоголю, вплоть до заимствования.
Дело петрашевцев и казнь В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. Там обсуждали проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читали трактаты французских социалистов, статьи Александра Герцена. В 1848 году Достоевский идейно сблизился с радикально настроенным петрашевцем Николаем Спешневым. Молодые люди читали запрещенные иностранные книги и горячо спорили о справедливом устройстве общества, смело критиковали николаевский режим. Весной 1849 года в числе других петрашевцев Достоевский был арестован и заключен в Петропавловской крепости.
Федор Михайлович находился под следствием восемь месяцев, затем был приговорен к смертной казни. Приговор был связан именно с петрашевцами, о радикальном кружке Спешнева следствие ничего не узнало. В последний момент по распоряжению императора Николая I петрашевцам объявили о замене расстрела различными сроками каторги. Достоевский был отправлен на четырехлетнюю каторгу с последующей воинской службой в звании рядового. После каторги С января 1854 года он служил в Семипалатинске.
А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно. He Бога я не принимаю, Алёша, а только билет Ему почтительнейше возвращаю» 23. Но если пережить до конца, вместе с его героями их муку, как пережил её Достоевский, то не к отчаянию придёшь, а к «гимну», к осанне! Это не будет «самодовольная» религия обычного христианства, — это будет религия христианства голгофского. Гимн и осанна не будут приятно услаждать слух, — пройдя через «горнило сомнений», они будут подымать душу на великий жизненный подвиг. Пусть человек «из подполья» обозлился на жизнь и оплевал всё самое светлое в человеческом сердце. Пусть Раскольников пролил кровь, чтобы стать человекобогом, пусть Иван Карамазов «билет свой почтительнейше возвращает».
Все они и десятки других, измученных и страшных героев Достоевского, взятые в целом, поют хвалу Богу, ибо в страдании их лучшее и неопровержимейшее свидетельство — о живом Боге. He задыхался бы от тоски человек, превративший мир в подполье, если бы не было в душе его бессмертной души; не измучила бы «преступника» Раскольникова совесть, если бы не было неправды в его гордом посягательстве на обожествление личности; не восставал бы на Бога, не «бунтовал» бы Иван Карамазов, если бы не любил людей и не верил в правду. Голгофским страданием своим поют они гимн Богу, думая, что хулят его. И их мученическая песнь сливается с светлой и радостной песнью других, светлых образов Достоевского: кн. Мышкина, старца Зосимы и Алёши Карамазова. А в общем получается гимн полнозвучный, получается именно то всеобъемлющее содержание, которое и должно быть в настоящем христианстве, где мука Голгофы соединяется с радостью Воскресения. И услышал эту великую песнь Достоевский, потому что как никто глубоко заглянул в человеческую душу.
Об его творчестве можно сказать его же собственными словами: «При полном реализме найти в человеке человека. Это русская черта по преимуществу, и в этом смысле я конечно народен ибо направление моё истекает из глубины христианского духа народного , хотя и неизвестен русскому народу теперешнему, но буду известен будущему. Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т. Но ему хотелось не только разгадать душу человеческую, ему хотелось схватить судьбы человеческие в целом. Ему хотелось осмыслить ход мировых событий и уяснить, какая роль в них принадлежит русскому народу. Отсюда публицистика Достоевского, органически связанная с его общим религиозным миропониманием. Достоевского принято считать «консерватором».
Какое грубейшее недоразумение! He в ту монархическую форму, какой она фактически является в истории, а в идеализованную, где между царём и народом, как между отцом и детьми, нет никаких «средостений». Эта вера в царя вытекла у Достоевского из религиозных начал и из желания согласовать свои взгляды с духом народным. А он убеждён был, что народ только такую форму правления и согласится признать. Но только эта идея и была в нём «консервативной». Все же остальные черты общественных идеалов, вполне ужившиеся в нём с монархизмом, до того резко расходятся с обычными консервативными взглядами, что, я думаю, уж скорей можно называть его «революционером», чем «консерватором». Хотя, конечно, Достоевский не был ни тем, ни другим.
Недаром в «Дневнике писателя» он говорит о себе: «Вообще, скажу, что считаю себя всех либеральнее, хотя бы по тому одному, что совсем не желаю успокоиваться» 25. И действительно, «одного этого» было бы вполне достаточно, чтобы раз навсегда освободиться от нелепых обвинений в «консерватизме». Консерватор тот, кто хочет остановить жизнь в одном положении, кто хочет, чтобы она застыла, «консервировалась», потому что не верит в её движение. Достоевский же весь стремление вперёд. Перед ним рисовались такие широкие, такие несбыточные перспективы человеческого счастья, что ни одному, самому радикальному реформатору жизни без Бога, на почве социализма, и во сне не снилось. Посмотрим же, каковы были общественные идеалы «консерватора» Достоевского. Прежде всего Достоевского занимал вопрос религиозный.
И вот что пишет он о «свободе совести»: «Полная свобода вероисповедания и свобода совести есть дух настоящего христианства. Уверуй свободно — вот наша формула. He сошёл Господь с креста, чтобы насильно уверить внешним чудом, а хотел именно свободы совести. Вот дух народа и христианства, если же есть уклонения, то мы их оплакиваем» 26. Едва ли хоть один из наших современных консерваторов подписался бы под этими словами! С глубоким и подлинно религиозным негодованием относился Достоевский ко всякому деспотизму, и тем более к деспотизму религиозному. Сожигающего еретиков я не могу признать нравственным человеком, ибо не признаю тезис, что нравственность есть согласие с внутренними убеждениями.
Это лишь честность русский язык богат , но не нравственность. Нравственный образец и идеал есть у меня — Христос. Спрашиваю: сжёг ли бы Он еретиков? Ну, так значит, сжигать еретиков есть поступок безнравственный. Инквизитор уже тем одним безнравственен, что в сердце его, в совести его могла ужиться идея о необходимости сожигать людей» 27. Таким образом, «консерватор» Достоевский прежде всего требовал религиозной свободы. Но мало освободить совесть.
Надо дать просвещение. И вот опять-таки Достоевский является, как и должен истинный христианин, самым передовым человеком. У него есть даже «набросок» плана первоначальной школы. Кто грамотен, тот уже двинулся, тот уже пошёл и поехал, тот уже вооружился, и увидите, как в несколько лет у вас уже сами собой явятся школы для крестьян повыше: потребность вырастет, охота родится и школы сами произойдут». Религиозная свобода, просвещение, — и третье, что нужно для народа, это — кусок хлеба. Надо, чтобы народ перестал голодать. И Достоевский говорит: «Облегчить народ...
Где взять денег? Для этого непременно и неотложно обложить налогом высшие богатые классы и тем снять тягость с бедного класса... Аксиома, что там и благосостояние, где твёрдо стоит земледелие... He будет земледелия — не будет и финансов». He придут ли в ужас ото всех этих требований Достоевского настоящие консерваторы? Но это ещё не всё. Достоевский верил в народную правду.
Он был убеждён, что настоящее, живое религиозное чувство живёт только у простого народа. А оно и есть высшая человеческая мудрость. Народ — вор, пьяница, груб, не развит, но в страданиях своих, в терпении своём, — он познал сердцем живого Христа. Достоевский призывал интеллигенцию выслушать эту народную правду. Трудно найти в нашей литературе что-либо более «демократическое», в смысле истинной любви и доверия к народу, чем эти замечательные строки из «Дневника писателя». Позовите серые зипуны и спросите их самих об их нуждах, о том, чего им надо, и они скажут вам правду, и мы все в первый раз, может быть, услышим настоящую правду. И не нужно никаких великих подъёмов и сборов; народ можно спросить по местам, по уездам, по хижинам.
Ибо народ наш, и по местам сидя, скажет точь-в-точь всё то же, что сказал бы и весь вкупе,... Надо только соблюсти, чтобы высказался пока именно только мужик, один только заправский мужик. О, не из каких-либо политических целей я предложил бы устранить на время нашу интеллигенцию, — не приписывайте мне их, пожалуйста, — но предложил бы я это уж извините, пожалуйста из целей лишь чисто педагогических. Да, пускай в сторонке пока постоим и послушаем, как ясно и толково сумеет народ свою правду сказать, совсем без нашей помощи, и об деле, именно об заправском деле, в самую точку попадёт, да и нас не обидит, коли об нас речь зайдёт. Пусть постоим и поучимся у народа, как надо правду говорить. Я желал бы только, чтоб поняли беспристрастно, что я лишь за народ стою прежде всего, в его душу, в его великие силы, которых никто ещё из нас не знает во всём объёме и величии их, — как в святыню верую, главное, в спасительное их назначение, в великий народный охранительный и зиждительный дух, и жажду лишь одного: да узрят их все. Только что узрят, тотчас же начнут понимать и всё остальное» 28.
В чём же эта народная правда? Как понимал её сам Достоевский? Ответ на этот вопрос тесно связан с его всемирно-историческими идеалами. Идея католическая, идея протестантская и идея славянская. Сущность католической идеи, которая владеет всеми католическими странами и народами, как бы ни были они атеистичны, заключается в насильственности. Это основной нерв папства. И какие бы учения о «счастье человечества» ни возникали в католических странах, они отравлены этой католической идеей насильственного, принудительного благополучия.
Какие бы свободы и равенства ни провозглашались, самая свобода и равенство будут вводиться и осуществляться принуительным способом. Какое бы «единение» ни проповедовал французский социализм — и единение это будет насильственным, принудительным. Другая идея протестантская, отрицательная. Она тесно связана с католической, ибо всё основано на протесте против католичества. Исчезнет католичество, исчезнет и протестантство, ибо не будет против чего протестовать. Носители этой идеи — германцы, которые твёрдо убеждены, что они призваны решать судьбы всех стран и народов. Немцу «смешно даже предположить, что есть хоть что-нибудь в мире, даже в зародыше только, что могло бы заключать в себе хоть что-нибудь такое, чего бы не могла заключать в себе предназначенная к руководству мира Германия».
И наконец, идея славянская, только зарождающаяся, неясная, но явно несущая с собой нечто совершенно новое в мировую историю. О том, в каком смысле может славянство и Россия разрешить судьбы мировой истории и куда должна в дальнейшем направиться мировая жизнь, — со всей определённостью Достоевский высказал через несколько лет на пушкинском празднике в Москве. Это и есть ответ на вопрос, как сам Достоевский понимал народную правду. Разбирая произведения Пушкина, Достоевский доказывает изумительную способность русского гения «перевоплощаться», понимать дух и сущность самых чуждых России народностей. В «Дон Жуане» Пушкин настоящий «испанец», в «Пире во время чумы» — англичанин, в «Подражании Корану» становится мусульманином, в «Египетских ночах» — древним египтянином. В этой способности перевоплощаться, по Достоевскому, выражается самая основная черта русского национального духа: всемирность. И из неё вытекает историческая роль России.
Эту роль бессознательно знает народ, и в этом его правда. Он знает, что «назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только... Вот какую широкую, захватывающую перспективу дальнейшего исторического призвания русского народа показывает Достоевский. Эти восторженные, пророческие слова произвели на слушателей, без различия «партий», беспримерное по силе своей впечатление. И какими маленькими и ничтожными кажутся «этикетки» — «либерализм», «консерватизм», когда теперь вчитываешься и вдумываешься в них. Я говорю...
Пусть наша земля нищая, но эту нищую землю «в рабском виде исходил благословляя» Христос. Почему же нам не вместить последнего слова Его? Да и сам Он не в яслях ли родился? Повторяю: по крайней мере, мы уже можем указать на Пушкина, на всемирность и всечеловечность его гения. Ведь мог же он вместить чужие гении в душе своей, как родные. В искусстве, по крайней мере, в художественном творчестве, он проявил эту всемирность стремления русского духа неоспоримо, а в этом уже великое указание» 30. И когда он произносил своим слабым, задыхающимся голосом, в котором звучала особенная покоряющая напряжённая искренность: И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».
Достоевский — явление пророческое. Он не принадлежит определённой эпохе, шестидесятым или семидесятым годам. Он «вне времени». И не потому только, что он писал хорошие романы, которые будут читаться десятки, может быть, сотни лет, — а потому, что он прозревал такие конечные дали, какие открываются только очам пророков Божиих. Вот почему «значение» Достоевского не может быть измерено тем или иным влиянием его на современников, или на литературу, или на христианскую мысль, — его значение так же неизмеримо, как те вечные начала, которые он раскрывал людям. Можно сказать только, что если правда, что миру суждено «обновиться» и начать новую, заключительную главу истории, если правда, что многострадальная земля в конце концов принесёт спасение и преображение всей вселенной, если правда, что голгофскому, народному христианству принадлежит великая победная роль в этом последнем историческом движении, — то имя Фёдора Михайловича Достоевского будет сопричислено к именам подлинных служителей Божиих. Ибо совесть, сердце, мысль, гений Достоевского — всё было положено им к ногам Христа.
Он совершил громадную духовную работу, которая даст руководящее направление и грядущему христианству — голгофскому, до сих пор ещё скрытому в сердце народном 31. Как Достоевский жил, творил и писал, так он и умер. Вот какие подробности рассказывают о его кончине. В ночь на 26 января эмфизема осложнилась разрывом лёгочной артерии.
Новая жизнь давалась ему с великим напряжением сил, нервов, честолюбия. Но была и другая жизнь — внутренняя, сокровенная, неизвестная окружающим. В 1839 неожиданно умирает отец. Это известие потрясло Достоевского и спровоцировало тяжелый нервный припадок — предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная предрасположенность. Окончил училище в 1843 и был зачислен на службу в чертежную инженерного департамента. Через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание — литература.
Первый роман Достоевского «Бедные люди» был написан в 1845, опубликован Некрасовым в «Петербургском сборнике» 1846. Белинский провозгласил «появление... Повести «Двойник» 1846 и «Хозяйка» 1847 Белинский оценил ниже, отметив растянутость повествования, но Достоевский продолжал писать по-своему, не согласившись с оценкой критика. Позднее вышли «Белые ночи» 1848 и «Неточка Незванова» 1849 , в которых обнаруживались черты реализма Достоевского, выделявшие его из среды писателей «натуральной школы»: углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций. Удачно начавшаяся литературная деятельность трагически обрывается. Достоевский был одним из членов кружка Петрашевского, объединявшего приверженцев французского утопического социализма Фурье, Сен-Симон. В 1849 за участие в этом кружке писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, замененной затем четырьмя годами каторги и поселением в Сибири. После смерти Николая I и начала либерального царствования Александра II участь Достоевского, как и многих политических преступников, была смягчена. Ему возвратили дворянские права, и в отставку в 1859 он вышел уже в чине подпоручика в 1849, стоя у эшафота, услышал рескрипт: «... В 1859 Достоевский получил разрешение жить в Твери, затем в Петербурге.
В это время он опубликовал повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» 1859 , роман «Униженные и оскорбленные» 1861.
У Достоевского возникают серьезные финансовые проблемы в связи со смертью его брата Михаила. Игра в рулетку в Висбадене, Поездка в Копенгаген. Чтобы ускорить процесс, он диктует текст романа стенографистке А. Сниткиной своей будущей жене. Начало публикации "Дневника писателя", представляющего собой статьи Достоевского на различные темы. Писатель погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Такова хронология жизни и творчества Ф. Достоевского, основные события и важные этапы из биографии писателя.
Федор Достоевский
Достоевский твёрдо намерен стать профессиональным писателем, то есть зарабатывать литературным трудом. В то время это было не очень распространённым явлением. Литература была уделом богатых людей. Более того, не только богатых, но и праздных. Поскольку требовала массы свободного времени и наличия больших капиталов, чтобы не беспокоиться о хлебе насущном. Почти все писатели прежних лет — выходцы из богатых аристократических семей или наследники огромных состояний. Достоевский одним из первых превращает ремесло писателя в средство к существованию. Поначалу дела у братьев идут хорошо. Достоевский отправляется в путешествие по Европе, где его, как трясина, затягивает страсть к игре. Достоевский и раньше отличался азартностью и проигрывал немало денег в бильярд, но рулетка просто сводила его с ума при этом популярный тогда карточный преферанс он презирал и искренне недоумевал, как люди могут тратить время на подобную ерунду. Он был одержим идеей создать идеальную систему, которая позволит ему всегда выигрывать, и, как ему казалось, создал её.
Однако система каждый раз давала сбой, но Достоевский винил в этом не саму систему, а себя, он считал, что он недостаточно хладнокровен, а система идеальна и работает. Нельзя сказать, что Достоевскому не везло, иногда он выигрывал очень внушительные суммы, но почти сразу же проигрывал их и даже залезал в долги, чтобы отыграться. В казино Висбадена Достоевский поначалу выиграл достаточно крупную сумму, но вскоре настолько проигрался, что задолжал даже хозяину отеля, в котором жил. В отчаянии писатель рассылал всем знакомым и друзьям письма с мольбами выслать денег, чтобы расплатиться хотя бы с хозяином отеля, который всё это время держал его на хлебе и воде. Чтобы расплатиться по многочисленным долгам, в том числе и умершего брата, чьи долги он по-братски принял на себя, Достоевский подписывает кабальный и унизительный контракт с издателем Стелловским, обязуясь в кратчайшие сроки написать роман. Так появляется "Игрок" — один из самых знаменитых романов Достоевского, отчасти биографический. Вероятно, это одна из самых необычных предысторий написания великого романа в истории литературы. Также благодаря этому роману Достоевский познакомился со своей второй женой — Анной Сниткиной, которую он нанял стенографисткой, чтобы ускорить написание романа, и влюбился в процессе работы. Именно этой женщине Достоевский обязан спасением из бездны игромании и некоторой финансовой стабилизацией. Игроманские запои продолжались и при новой жене.
В 1867 году он снова проигрывается в пух и прах в одном из немецких казино и пишет жене слёзное письмо с просьбой выслать денег, чтобы расплатиться по долгам перед хозяином отеля. Он весьма убедительно описывает жене все свои ошибки и клянётся, что теперь-то уж точно не будет играть и возвращается домой. А через день шлёт новое отчаянное письмо, в котором сообщает, что он проиграл и те деньги, которые жена выслала ему на оплату долгов, и просит выслать новые. Однажды Достоевскому пришло в голову, что его система выигрышей не работает потому, что ему не хватает хладнокровия в ключевые моменты, поэтому его должен сопровождать более спокойный человек. Он стал брать в заграничные вояжи свою жену, которой пришлось сполна познать недуг мужа. Достоевский проигрывал все деньги, закладывал украшения и платья жены, чтобы расплатиться по долгам, после чего возвращался в слезах и признавался, что проиграл и те деньги, которые предназначались для возврата долгов. Достоевский 10 лет провёл в игроманском угаре, всё надеясь выиграть огромную сумму, чтобы расплатиться со всеми долгами, но после очередного проигрыша писателя внезапно "отпустило", о чём он с удовольствием написал жене. С апреля 1871 года Достоевский больше никогда не подходил к рулетке. Деньги играют важную роль во многих романах Достоевского. Они сводят героев с ума и толкают на самые страшные преступления.
Они были важной темой и для самого Достоевского. Он играл в рулетку не потому, что ему нравился процесс, а потому, что был одержим навязчивой идеей выиграть крупную сумму. При этом Достоевский добился цели, которую себе ставил, он стал профессиональным литератором и зарабатывал только писательским трудом, что было относительно редким явлением в те времена, когда писателями были либо праздные богачи, либо высокопоставленные чиновники. Достоевский не был самым высокооплачиваемым писателем в стране, но зарабатывал достаточно. Сам он оценивал свой средний годовой доход в 8—10 тысяч рублей, что позволяло ему ни в чём себе не отказывать и содержать семью. При этом Достоевский совершенно не умел управляться с деньгами. Один его приятель вспоминал, что юный Достоевский в годы учёбы однажды получил из дома тысячу рублей сумму, которой студенту хватило бы почти на год жизни , но уже не следующий день вынужден был занимать у него 5 рублей. Несмотря на неплохой доход, Достоевский постоянно был в долгах, доходило до того, что он вынужден был скрываться от кредиторов. Своего племянника в письме, присланном из Москвы, он просил ни в коем случае не раскрывать его местонахождение кредиторам. Ситуация улучшилась только в 70-е, когда его жена взяла на себя все финансовые вопросы и стабилизировала бюджет, а сам Достоевский наконец отказался от игры в казино.
Достоевский конкурировал за звание главного русского писателя с двумя выдающимися современниками: Тургеневым и Толстым. С Тургеневым конкуренция была особо острой, поскольку дополнялась ещё и личной враждой, возникшей ещё в молодые годы в литературных кружках столицы. Поначалу наиболее высоко котировался Тургенев, затем пальму первенства перехватил Толстой. Но к концу жизни Достоевский сравнялся с Толстым.
Момбелли, П. Филиппов, Н. Григорьев, В. Достоевский предлагает А. Майкову вступить в «особое тайное общество с тайной типографией», во главе которого стоит Н.
Спешнев 23 апреля 5 мая Рано утром проходят аресты членов кружка Петрашевского. Достоевского арестовывают в 4 часа утра. Всего в эту ночь арестовано «36 человек разного звания». Приговор рассмотрен генерал-аудиториатом. Утверждение Николаем I приговора, измененного генерал-аудиториатом: Достоевскому — четыре года каторги, потом рядовым. Но помилование должно быть объявлено «лишь в ту минуту, когда все уже будет готово к исполнению казни» 22 декабря 2 января Казнь на Семеновском плацу.
Между тем за кружком давно следили. Генерал Липранди, служивший чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел, давно уже внедрил в общество агента, который сообщал ему обо всех крамольных разговорах, ведущихся в кружке. Надо добавить, что царствование императора Николая началось с выступления декабристов, но следующие 20 лет никаких значимых политических тайных обществ практически не возникало, и, по сути, петрашевцы стали вторым значимым явлением в политическом подполье со времён декабристов. Вполне возможно, что за обществом так и продолжали бы следить и дальше, содержание крамольных разговоров ложилось бы на стол к Липранди и никто бы не пострадал, но неожиданно случилась "Весна народов" — мощные революционные процессы, по принципу домино охватившие всю континентальную Европу. Кроме того, беспокойство вызывало наличие в кружке некоторого количества молодых офицеров, поскольку всем ещё памятны были события декабристского восстания. В конечном счёте император принял решение прекратить деятельность кружка. Арестованы были не все, лишь самые активные участники, входившие в состав "тайного общества", а не просто приходившие поболтать по пятницам. В их числе оказался Достоевский. Группа самых активных петрашевцев, включая Достоевского, была приговорена к расстрелу. Правда, почти сразу же смертная казнь была заменена всем каторгой на различные сроки, а затем император ещё смягчил наказание почти всем осуждённым. Однако они об этом не знали. Вероятно, император, смягчая им приговор, решил заодно припугнуть их. И в историю петрашевцы вошли в первую очередь благодаря инсценировке казни. В зимний день осуждённых вывели на Семёновский плац и объявили смертный приговор, а про помилование сообщили в самый последний момент, когда уже были взведены ружья расстрельной команды. Вероятно, этот экзистенциальный предсмертный опыт оказал огромное влияние на всё будущее творчество Достоевского. Правда, самого Достоевского к расстрельному столбу не привязывали, "расстреливать" должны были по трое, и Достоевский был во второй тройке по списку, но к тому моменту уже стало известно, что всех помиловали. Вместо смертной казни он был приговорён к 4 годам каторги и отдаче в солдаты то есть он лишался звания поручика. Каторга в те времена очень сильно отличалась от современной тюрьмы. За мелкие преступления на каторгу не отправляли, нужно было совершить действительно большое злодейство или государственное преступление, чтобы угодить туда. Но если уж человек попадал на каторгу, возврата не было. И вовсе не потому, что каторга была бессрочной. Просто после освобождения человек превращался в ссыльнопоселенца и всю последующую жизнь волен был заниматься чем угодно, но только в пределах Сибири. В столицу и губернские города европейской части России он уже не мог вернуться. Отправка на каторгу означала вычёркивание человека из его прежнего общества: его лишали всех сословных званий, чинов и привилегий, его автоматически разводили с супругом и т. Теоретически, вернуться было можно, но для этого требовалось обратиться с ходатайством к самому императору. Достоевскому удалось невозможное. Он подружился в Семипалатинске с работавшим там бароном Александром Врангелем, который попросил своего знакомого, знаменитого тогда генерала Тотлебена, лично ходатайствовать у нового императора Александра II прощения для Достоевского. Прощение Достоевскому и группе других петрашевцев было даровано. Через 10 лет после ареста Достоевский вновь возвращается в Петербург, ему возвращают дворянский титул, а сам он возвращается как мученик, пострадавший за "народную правду". Достоевский уехал из Петербурга в 40-х, а вернулся в Петербург в 60-х. Это были совершенно разные эпохи, отличавшиеся друг от друга так же сильно, как советские 70-е и российские 90-е. В воздухе витал ветер перемен, Россия вставала на капиталистические рельсы и стремительно менялась, новый император в сравнении с предыдущим был почти вольнодумцем. Общество жило ожиданием грядущих грандиозных реформ. После возвращения Достоевский уговаривает старшего брата открыть журнал. В те времена не было принято печатать отдельные книги, как это делается сейчас. Книжный рынок почти отсутствовал, печатать свои сочинения могли себе позволить только самые-самые знаменитые авторы. Большинство произведений печаталось в различных журналах, распространявшихся по подписке среди узкой аудитории. Издатели журналов были царями и богами, они решали, сколько платить авторам, они решали, что печатать, они договаривались с цензурными ведомствами по поводу возможных щекотливых моментов. Достоевские открывают журнал "Время", в котором они печатают "Записки из мёртвого дома", которые произвели эффект разорвавшейся бомбы. Это было первое в истории русской литературы произведение, героями которого были каторжане. Более того, Достоевский стал первым русским писателем, побывавшим на каторге. Это уникальное произведение вмиг вернуло писателю утраченные за предыдущие годы позиции. Достоевский твёрдо намерен стать профессиональным писателем, то есть зарабатывать литературным трудом. В то время это было не очень распространённым явлением. Литература была уделом богатых людей.
Дочь Достоевского, Любовь, была писательницей. Мемуары из жизни Достоевского - самая известная ее работа. Эпитафия на надгробии писателя содержит слова из "Братьев Карамазовых". Это высказывание из Евангелия от Иоанна, 12:24: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода". Первые пьесы Достоевского потеряны. Они были написаны для театров и выходили малым тиражом. Федор Михайлович всю жизнь находился под наблюдением полиции. Даже после каторги интерес к писателю со стороны государственных органов не утихал.
«Величайший среди русских гигантов». 11 ноября родился Фёдор Достоевский
Хотя известность Федор Михайлович Достоевский, биографию и интересные факты о жизни которого мы разобрали в этой статье, приобрел еще при жизни, настоящая, грандиозная слава пришла к нему лишь после его смерти. Федор Михайлович Достоевский — известнейший не только в России, но и за рубежом писатель, литератор, мыслитель. Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни.
Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»
Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве. Подписывайтесь на канал Лекторий Dостоевский:?sub_confirmation=111 ноября 1821 года родился Федор Мих. Брату Фёдора Достоевского Михаилу Михайловичу удалось получить лицензию на выпуск нового журнала – «Эпоха».
Достоевский Федор Михайлович: биография, семья, творчество, интересные факты из жизни
Родился Фёдор Михайлович Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве. Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве в се. Федор Михайлович Достоевский несомненно оставил неизгладимый след в мировой литературе. Федор Михайлович Достоевский несомненно оставил неизгладимый след в мировой литературе. В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка.
Достоевский Фёдор Михайлович
Обучение происходило на дому. С его помощью мальчики изучали французский язык. Сыновья преподавателя Драшусова занимались с Михаилом и Федором математикой и словесностью. Позднее в период с 1834 по 1837 годы Федор и Михаил продолжили обучение в столичном пансионе Л. Чермака, который тогда был весьма престижным учебным заведением. К сожалению, зимой 1835 года, предположительно, у Достоевского случился первый припадок падучей. В 1837 году в семье произошла трагедия: Мария Федоровна Достоевская скончалась от чахотки. Федору в момент смерти матери было всего 16 лет. Отец хотел, чтобы мальчики впоследствии поступили в Главное инженерное училище. Интересно, что оба старших сына Достоевского на тот момент увлекались литературой и хотели посвятить ей свою жизнь, но отец не воспринимал их увлечение всерьез.
Перечить воле отца мальчики не смели. Федор Михайлович успешно прошел обучение в пансионе, поступил в училище и окончил его, однако все свободное время он посвящал чтению. Произведения всех этих прославленных авторов он предпочитал инженерной науке. В 1838 году Федор Достоевский вместе с приятелями даже организовали в Главном инженерном училище собственный литературный кружок, в который, помимо Федора Михайловича, вошли Григорович, Бекетов, Витковский, Бережецкий. Уже тогда писатель начал создавать свои первые произведения, но все же не решался окончательно встать на путь литератора. После смерти матери отец уехал в Даровое, где было их имение. Однако долго там не прожил. В 1839 году Михаил Достоевский скончался при невыясненных обстоятельствах. После выпуска он получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго.
В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку. Ещё во время учебы в училище Федор Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», отрывки из которых читал брату в 1841 году. К сожалению, эти первые юношеские произведения не сохранились. Однако переводы его не удовлетворяли, он их так и не завершил. В то же время он одновременно начал работу над собственным романом «Бедные люди». Тогда же Достоевский писал рассказы, потом опять занялся переводами. В 1844 году он окончил перевод на русский язык романа «Евгения Гранде» Бальзака, опубликованного в журнале «Репертуар и пантеон» без указания имени переводчика. В конце мая 1845 года Достоевский завершил свой первый роман «Бедные люди». При посредничестве Григоровича с рукописью ознакомились Некрасов и Белинский.
Достоевский радушно был принят в кружок Белинского и стал знаменитым еще до публикации романа. Все заговорили о «новом Гоголе». Через много лет Достоевский вспоминал слова Белинского в «Дневнике писателя»: «Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!.. По словам Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики «натуральной школы» писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника». Кроме «неистового Виссариона», положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик Майков.
Эх, хотя бы один роман написать, как Толстой или Тургенев, — не наскоро и не наспех», — пишет он в тот драматичный момент своему брату Михаилу и приступает к «Игроку», в котором отражает свои непростые отношения с Аполлинарией Сусловой женой Василия Розанова и рулеткой. Записать роман ему помогает профессиональная стенографистка Анна Сниткина, а в следующем году она становится его супругой, будучи на 25 лет моложе писателя. В 1868 году Достоевский завершает работу над «Идиотом», где пытается изобразить положительно прекрасного человека. Задача оказывается непростой, так как, по замечанию самого писателя, идеал ни в России, ни в Европе еще не выработался и «на свете есть только одно положительно прекрасное лицо — Христос». В 70-е годы Достоевский по предложению Н. Некрасова публикует в журнале «Отечественные записки» роман «Подросток». А в 1876 году самостоятельно издает «Дневник писателя», после чего полностью посвящает себя работе над «Братьями Карамазовыми». Фотография Н. В эти дни популярность писателя достигает апогея. Он становится «властителем умов» своего поколения. И каждое его появление на концертах и чтениях сопровождается овациями. Достоевский планирует восстановить работу над «Дневником писателя» и написать продолжение «Братьев Карамазовых». Но 26 января 1881 года он умирает от давней болезни — эмфиземы легких. Фотография К. Достоевскому К 150-летию со дня рождения писателя в 1977 году в СССР отчеканили настольную медаль весом 30 г при диаметре 35 мм. На обороте представлены инициалы писателя и годы жизни. Медаль «150-летие со дня рождения Ф. Достоевского», 1977 год Следующий юбилей — 175 -летие со дня рождения Ф.
После отбывания срока Достоевский служит в Семипалатинске, где единственной отрадой стала первая влюбленность — Мария Дмитриевна Исаева. Отношения эти были нежными, чем-то напоминающими отношения матери с сыном. Останавливало писателя от того, чтобы сделать женщине предложение, лишь наличие у нее мужа. Чуть позднее он скончался. В 1857 году Достоевский, наконец, добивается Марии Исаевой, они венчаются. После заключения брака отношения несколько изменились, сам литератор отзывается о них как о «несчастных». Достоевский снова пишет, с братом открывает журнал «Время». Брат Михаил ведет бизнес неумело, влезает в долги, погибает. Разбираться с долгами приходится Федору Михайловичу. Ему приходится писать быстро, чтобы получить возможность оплатить все накопленные задолженности. Но даже в такой спешке были созданы сложнейшие произведения Федора Михайловича Достоевского. В 1860 году Достоевский влюбляется в молодую Аполлинарию Суслову, совсем не похожую на жену Марию. Отношения сложились также иные — страстные, яркие, длились три года. Тогда же увлекается Федор Михайлович игрой в рулетку, много проигрывает. Этот период жизни нашел отражение в романе «Игрок». В писателе Федоре Михайловиче Достоевском будто что-то сломалось. Отношения с Сусловой сходят на нет, писатель чувствует себя потерянным, одиноким в мире. Он пытается бежать от самого себя за границу, отвлечься, но тоска не оставляет. Учащаются эпилептические припадки. Таким Достоевского узнала и полюбила Анна Сниткина, молодая стенографистка. Мужчина поделился с девушкой историей своей жизни, ему нужно было выговориться. Постепенно они сблизились, хотя разница в возрасте составляла 24 года. Анна приняла предложение Достоевского выйти за него искренне, ведь Федор Михайлович вызывал в ней самые светлые, восторженные чувства. Брак был воспринят негативно обществом, приемным сыном Достоевского Павлом. Молодожены уезжают в Германию. Отношения со Сниткиной повлияли на писателя благотворно: он избавился от пристрастия к рулетке, стал спокойнее. В 1868 году рождается Софья, но умирает через три месяца. После сложного периода общих переживаний Анна и Федор Михайлович продолжают попытки зачать ребенка. Им это удается: рождаются Любовь 1869 год , Федор 1871 г.
Карамзина , а также произведения М. Ломоносова , Г. Державина , В. Жуковского , А. В 1833 г. Достоевский был отдан в полупансион Н. Драшусова; с осени 1834 г. Достоевский и его старший брат Михаил посещали частный пансион Л. Чермака, где их кумиром стал учитель русской словесности Н. Билевич: под его влиянием они стали думать о литературе как о профессии. Потеряв в 1837 г. С января 1838 г. Достоевский учился в Главном инженерном училище, однако тяготился специальными предметами — артиллерией, фортификацией и т. Дружеское общение в узком кругу в том числе с воспитанником Д. Григоровичем и художником К. Трутовским проходило под знаком романтической поэзии, творчества Ф. Шиллера , У. В 1839 г. Достоевский сформулировал своё творческое кредо: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» Полное собрание сочинений: В 30 т. Ленинград, 1985. В начале 1841 г. Достоевский читал друзьям отрывки из двух своих драм — «Борис Годунов» и «Мария Стюарт»; в 1844 г. Рукописи драм не сохранились, но их названия дают представление о литературных ориентирах Достоевского: А. Пушкин, Ф. Шиллер, Н. По окончании курса 1843 и после кратковременной службы полевым инженером-подпоручиком Петербургской инженерной команды в 1844 г. Живя в Санкт-Петербурге как «литературный пролетарий», Достоевский познал хроническое безденежье, сопутствовавшее ему до конца жизни, унизительную зависимость от издателей. Дебютировал в печати в 1844 г. В 1846 г. Некрасова «Петербургский сборник» опубликовал роман в письмах «Бедные люди», вобравший в себя опыт повестей о «бедном чиновнике» в русле традиций натуральной школы прежде всего «Шинели» Н. Гоголя , но радикально его переосмысливший: эпистолярная форма позволила Достоевскому перенести акцент с изображения внешней жизни персонажа на раскрытие его самосознания, утвердить внутреннее, человеческое достоинство «маленького человека». Речевой стиль, выработанный Достоевским в этом первом произведении, отличающийся «напряжённым предвосхищением чужого слова» М. Бахтин , станет отныне характерной приметой творчества писателя. Роман был восторженно встречен В. Белинским , определившим талант автора как необыкновенный и самобытный, а его произведение — как первую попытку русского социального романа. Однако уже в 1846 г. Вместе с тем оригинальность Достоевского как глубокого психолога оценил В. Майков , заметивший, что у Достоевского изображения действительности составляют лишь «фон картины и обозначаются большею частию такими тонкими штрихами, что совершенно поглощаются огромностью психологического интереса» «Нечто о русской литературе в 1846 году», 1847. Среди произведений этого периода: комическая переписка двух шулеров «Роман в девяти письмах», 1846 , рассказ «Господин Прохарчин» 1846 о чиновнике-скопидоме, фантастическая повесть «Хозяйка» 1847 , рассказ-очерк о шуте по доброй воле «Ползунков», 1848 , сентиментальная повесть о жизни петербургской бедноты «Слабое сердце», 1848 , водевильный рассказ об обманутом муже «Чужая жена и муж под кроватью», 1848 , очерк-фельетон «Честный вор» 1848 , фельетон «Ёлка и свадьба» 1848 , а также повесть о мечтателях «Белые ночи» 1848 и незавершённый роман «Неточка Незванова» 1849 , в которых наметились черты, получившие развитие в дальнейшем творчестве писателя: исключительность характеров и ситуаций, углублённый психологический анализ противоречивых чувств и мыслей персонажей. Конфликт с В. Белинским и его кругом вынуждал Достоевского искать новые литературные связи. Бекетова, А.
Ф.М. Достоевский: Биография. Интересные факты
Федор Михайлович Достоевский учился в Военно-инженерной академии в Санкт-Петербурге, где он изучал литературу и начал карьеру писателя после того как закончил академию в 1844 году. Федор Михайлович Достоевский — известнейший не только в России, но и за рубежом писатель, литератор, мыслитель. Происхождение По линии отца Фёдор Михайлович происходил из дворянского рода Достоевских, ведущего своё начало с 1506 года.
Достоевский за 30 минут
Фёдор Михайлович Достоевский страдал от эпилепсии, первый приступ которой произошёл с ним, вероятно, ещё в подростковом возрасте, а медицинское подтверждение болезнь получила в годы заключения и каторги. Классик русской литературы, писатель и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года. В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. Фёдор Достоевский уже в раннем детстве отличался живостью характера и изобретательностью ума.