Журналист «Вечёрки» поговорила с феминистками о том, что значит для них Международный женский день 8 Марта. Феминистки из Екатеринбурга считают, что изначальный смысл 8 марта, как международного дня борьбы за права женщин, не теряет своей актуальности.
С 8 Марта! Или грустная история опрокинутого феминизма
8 Марта – праздник феминисток? | Международный женский день неразрывно связан с именем политической деятельницы и феминистки Клары Цеткин. |
С 8 Марта! Или грустная история опрокинутого феминизма | Международный женский день 8 марта давно превратился в повод подарить женщинам цветы, конфеты и гель для душа, а также напомнить им о том, что они — «украшение коллектива». |
Во что Запад превратил 8 Марта и как нам не допустить подобного | В канун Международного Женского дня 8 марта участковые уполномоченные полиции городского округа Лобня встретились с женщинами старшего поколения своих административных участков. |
Россиянки-феминистки отпраздновали 8 Марта. Отнесли цветы к памятникам ВОВ и провели митинг за мир
Во что Запад превратил 8 Марта и как нам не допустить подобного | Международный женский день под лозунгом инвестиций КАРТ-БЛАНШ. |
С 8 Марта! Или грустная история опрокинутого феминизма | В канун Международного Женского дня 8 марта участковые уполномоченные полиции городского округа Лобня встретились с женщинами старшего поколения своих административных участков. |
8 марта – праздник феминисток? История самого женского праздника
А в Великобритании в Лондоне 8 марта 1914 года прошел марш от Боу до Трафальгарской площади в поддержку избирательного права женщин. В Австралии Международный женский день неофициально отмечается с начала 1920-х годов. В эти дни Международный женский день отмечается в Австралии разнообразными мероприятиями, включая марши, митинги и мероприятия по сбору средств. Готовитесь к празднику?
Просмотрите нашу подборку подарков: Д орогая, выбери сама!
Также надо говорить о сексуальном насилии, трудовой дискриминации, неравной оплате труда. Несправедливо, что есть список запрещенных для женщин профессий. Именно женщинам на собеседованиях задают вопросы о личной жизни!
Несправедливы неравные стандарты: женщина должна за собой ухаживать, тратить на это много времени и сил, а мужчины могут вообще не озадачиваться этими вопросами. Никто их к этому не обязывает и не будет осуждать, если они неправильно уложат бороду. А еще очень популярны сексистские шутки, они унижают женщин, но почему-то не для всех это очевидно. Второй год подряд я буду праздновать 8 Марта на акции «Не виновата».
В этом году буду вести лекцию и тренинг. Что касается поздравлений, то нормально поздравить я могу лишь своих соратниц по «Гербере». А те, кто не связан с феминизмом, вряд ли поймут слова «Желаю тебе успеха в борьбе за свои права». И я не против цветов, если мне подарят герберы — буду рада.
Гербера — это два в одном — и цветок, и феминизм. Вполне открыто говорю, что я феминистка. Но типичная реакция — высмеивание, непринятие. Это показывает, что люди не хотят разбираться в вопросе и поддерживают насилие.
Есть те, кто солидарен со мной, но мужчин среди них мало. Противники феминизма могут, например, опускаться до вопросов: «Могут ли женщины насиловать мужчин? Что было бы для меня подарком на 8 Марта? Закон о профилактике домашнего насилия.
Адекватная реакция на сексуальное насилие, отсутствие осуждения пострадавших от насилия со стороны общества. Все же изменения в обществе заметны. Я в «Гербере» с 2016 года и могу констатировать: информации стало больше, появились тематические блоги, статьи в Интернете, спектакли, митинги, акции, творческие проекты. Это для Тюмени круто.
Появились люди, которые поддерживают феминизм и понимают, что это не про мужененавистничество, а про права женщин. Все больше женщин осознает, что не нужно терпеть токсичные отношения или быть ведическими женщинами, носить юбки. Многие стали это понимать и быть такими, какими хотят быть. Гендерные стереотипы наблюдала уже в садике, с трех-четырех лет, просто тогда еще не могла сформулировать, что это такое.
Их нам старательно пытались привить. Это транслировалось не только взрослыми, но и в книгах. До сих пор помню эту ужасную книгу «для девочек» и как я не могла проидентифицировать себя с теми, для кого она якобы предназначалась. Протест cначала был внутренним, на уровне ощущений: «Что со мной нет так?
Со мной ли? Что не так со всем миром? Приблизительно такая цепочка рассуждений выходила в открытую конфронтацию. Со времен школы запомнилось неприятное разделение по гендерному признаку на уроках труда и иногда на физкультуре, программа по литературе, где героини представлялись безликими, безвольными.
Тогда я выражала протест открыто: спорила с учителями, делала так, как считала нужным. Позже я поняла, что учителя не виноваты — такова программа обучения. Тогда стала оспаривать решения департамента образования и заявляла, что обязательно изменю эту ситуацию, когда вырасту. Общество ожидало и до сих пор некоторые дождаться не могут , что я буду играть две роли: жены и матери.
Эти вопросы про «когда уже наконец» чаще всего звучат от дальних родственников или бывшего окружения.
Эту легенду как пример первого вызова женщины против своего бесправия в 1910 году на собрании социалисток в Копенгагене рассказала Клара Цеткин. В честь этой девушки - восьмой Марты - Клара Цеткин и ее подруга Роза Люксембург предложили учредить международный женский день, в который женщины всего мира будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам. В начале весны 1857 года на улицы Нью Йорка вышли толпы демонстранток с так называемым «Маршем Пустых Кастрюль» по Манхэттену прошлись нью-йоркские проститутки. Демонстрация была почти что благотворительная, ибо представительницы древнейшей профессии не просили ничего для себя, а требовали выдать зарплату морякам, которые им немало задолжали... Демонстрацию, естественно, разогнали, но шума она наделала изрядно.
Это событие даже стали называть Женским днем.
И сейчас даже празднование 8 марта проходит далеко от исторического контекста, с букетами и конфетами. За таким празднованием во многом стоит попытка уйти от истинного значения праздника. О том, что женщины, как и мужчины неотъемлемая часть полноценного стабильного общества. Последние четыре года 8 марта мы стараемся отметить в активистском кругу, вспомнить историю этого дня, больше говорить о правах женщин, что важно, что нужно. Обычно, 8 марта для меня — это пикет, который мы согласовываем заранее, и выходим с плакатами на актуальные для нас темы. Темы, к сожалению, не меняются в последние годы: домашнее насилие и требование отменить его декриминализацию, гендерное неравенство, сексизм, трудовая дискриминация.
Также мы организуем просветительские мероприятия: например, «Открытый микрофон», где женщины рассказывают о своих проблемах, смотрим документальные фильмы. Разница в уровне оплаты труда. Считается, что мужчина — кормилец семьи, поэтому он получает в разы больше женщины. При этом, женщины в той же самой мере вкладываются в быт, в детей материально и эмоционально, да еще и работают дома, что тоже является огромной затратой сил, нервов и времени. А время сейчас самый ценный ресурс. На больничный или в декрет с ребенком уходит именно женщина, хотя по закону такое же право есть и у мужчины.
8 марта – праздник феминисток? История самого женского праздника
Клара последовала за ним. Они счастливо прожили семь лет, но Осип умер от туберкулёза спинного мозга, оставив на руках безутешной вдовы дух малолетних мальчиков. Прошло более двадцати лет после смерти Осипа. Клара Цеткин стала к этому времени заметной фигурой в германском рабочем движении, одной из основательниц 2-го Интернационала Социнтерна. В 1910 году ее избрали делегатом на II Международную конференцию социалисток, которая проходила в Копенгагене и в которой принимали участие представительницы семнадцати стран. Они утвердили резолюцию, предложенную Кларой Цеткин: В полном согласии с классово-сознательными политическими и профсоюзными организациями пролетариата в каждой стране, социалистки всех стран ежегодно проводят женский день, который в первую очередь служит агитации за предоставление женщинам избирательного права. Это требование должно быть выдвинуто как составная часть всего женского вопроса в целом и в полном соответствии с социалистическими взглядами. Женскому дню следует повсеместно придавать международный характер, и он должен быть везде тщательно подготовлен». Из этой резолюции совершенно очевидно следует, что Международный женский день задумывался отнюдь не как праздник, но как чисто политическое мероприятие. Таковым он был и остается во всем мире по сей день, и только в СССР Указом Верховного Совета от 8 мая 1965 года был объявлен нерабочим днем, то есть праздником.
Официальное же название 8 Марта в календаре памятных дат ООН таково: «День за права женщин и международный мир». В этом году по инициативе Генерального секретаря ООН он проходит под лозунгом «Сообща покончим с насилием в отношении женщин». А в том далеком 1910-м датой Международного женского дня Конференция социалисток утвердила 19 марта! В честь победы берлинских рабочих во время революции 1848 года. Поэтому в 1911 году впервые Международный женский день отмечался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии именно в этот день.
В 1917 году выступление измученных войной и лишениями работниц в Петрограде стало сигналом к восстанию пролетариата и солдат: «Первый день революции — женский день, день женского рабочего Интернационала», — писали в «Правде». Это был сложный путь борьбы, когда женщины отвоевывали свою свободу. Никто не подал ее на блюдечке. Работницы сами завоевывали себе права: на баррикадах, на фронтах Гражданской войны, ликвидируя безграмотность и включаясь в производство… И сейчас Женский день снова обретает своей рабочий и революционный характер. По всему миру женщины требуют покончить раз и навсегда с угнетением.
Против дискриминации, наступлений на репродуктивные права, насилия в отношении женщин, неолиберальных реформ и самой основы любого угнетения — против капитализма. В наши дни продолжается борьба женщин, требовавших «хлеба и роз» — не только нормальной оплаты труда, но и достойной человеческой жизни. Права женщин нужно рассматривать в конкретных исторических обстоятельствах и учитывать классовую специфику. Оторванный от жизни, вопрос о женских правах превращается в пустую абстракцию. Доходит до борьбы за право женщин быть эксплуататорами наравне с мужчинами, идти воевать в АТО или прислуживать правым батальонам. Но принесет ли это настоящее освобождение большей части женщин? Нам нужна настоящая эмансипация, а не формальное уравнивание. Мы угнетены как женщины. Мы вынуждены продавать свою рабочую силу, чтобы выжить, — и здесь нас эксплуатируют как работниц. Но и на рабочем месте мы не забываем о своей женской «второсортности».
Напоминают об этом приставания от начальства, от коллег и унизительные предрассудки. И это не какая-то аномалия «неправильного капитализма». К тому же в сфере труда существует сегрегация по полу: «традиционно» женские профессии менее престижны и оплачиваются ниже, чем «традиционно» мужские. Наше положение, положение женщин Донбасса, осложняет война и экономическая блокада. Мы живем в тревоге и не уверены в завтрашнем дне. Кто-то потерял близких, кто-то лишился дома и теперь скитается по съемным квартирам. Кто-то вынужден оставаться там, где каждый день рвутся снаряды. Приходится сталкиваться с донбассофобией со стороны тех, кто ведет эту войну против нас. Война преуспевает в расчеловечивании, она обостряет все противоречия капитализма. Заботы о семье, лежащие на плечах женщин, становятся еще тяжелее.
Нужно думать о том, как сэкономить, как накормить всех дешево и вкусно, как обеспечить семью одеждой и необходимыми лекарствами. Но и в «нормальных» условиях труд по дому и уход за детьми и стариками удлиняет рабочий день. От этой работы — по воспроизводству рабочей силы — зависит все общество, вся система производства. Но ее, запертую в стенах отдельного домохозяйства, обычно не замечают. Это так укоренилось в общественном сознании, что даже некоторые «критические» левые высмеивают саму возможность обсуждать вопрос домашнего труда как элемента угнетения женщин. Может, 2—4 часа в день, тратящиеся на готовку, уборку и уход за детьми и стариками, — «сущий пустяк» после 8-часового рабочего дня? В Международной организации труда признают, что женщины тратят на неоплачиваемую домашнюю работу в три раза больше времени, чем мужчины. За год выходит 201 рабочий день, и такая нагрузка приводит к хронической усталости, переутомлениям, бессоннице и нервозности. Женщины на Донбассе становятся еще уязвимее и беззащитнее перед самыми жестокими формами эксплуатации — проституцией, суррогатным материнством и торговлей людьми. Повсюду объявления о «работе в массажном салоне», «Работе в сети для девушек до 21» или призывы «помочь европейской бездетной паре».
Нам не узнать, скольких нужда толкнула на такой отчаянный шаг, как продажа своего тела.
В 1917 году бастующие женщины столпились на улицах Петрограда, постепенно к ним примкнули мужчины, и огромное шествие в итоге вылилось в февральскую революцию. Да, зародилась она именно 8 марта, но ввиду расхождений между юлианским и грегорианским календарями, ее принято считать февральской. Спустя четыре дня последний русский царь отрекся от трона, и уже в 1921 году в Советском Союзе официально утвердили Женский день. Февральская революция 1917 года в России С тех пор 8 марта перекочевал и в другие страны: Китай, Куба, Вьетнам и страны Восточной Европы, став подлинно коммунистическим праздником. На западе он приобрел известность лишь в 1970-х годах — в 1977 году в ООН решили посвятить день правам женщин во всем мире. А во Франции официально ввели Женский день в 1982 году.
В детстве 8 Марта был для меня днем весны и матери. Помню открытки, цветы, которые мы делали в садике или начальной школе. Кажется, надо было пенопласт накрошить на клей, чтобы получился красивый цветочек. Одноклассники поздравляли одноклассниц. А до этого, на 23 февраля — наоборот. Такой неосознанный обмен бумагой. Смешанные ощущения фальши, глупости, бессмысленности. Вот уже много лет планировала свой отпуск так, чтобы избежать гендерных праздников. Но в этом году внесли предложение — вместо 23 февраля и 8 марта праздновать один общий праздник и назвать его «День коллеги». Это было что-то невероятное! Что-то из области фантастики, настолько нереальным оно мне казалось до этого. Но вот оно: происходит прямо сейчас, в моей жизни. Это отличный день, чтобы привлечь внимание к существующим проблемам, напомнить суть праздника или поздравить сотрудниц, активисток, подруг, сказав им еще раз, как я ими восхищаюсь, горжусь, и как они важны. Или написать в открытке с правильными словами: «Ты важна каждый день», «Ты все сможешь», «Свобода, равенство, сестринство». На 8 Марта я хочу, чтобы приняли закон о профилактике домашнего насилия. Пусть государство сделает мне такой подарок. Это тоже будет чудом. Раньше я рвалась в бой каждый раз, когда кто-то говорил или делал что-то сексистское. Теперь я понимаю, что не могу тратиться на каждого сексиста. Сейчас такой широкий доступ к информации и столько всяческих ресурсов на феминистские темы: читай, сколько хочешь, просвещайся. Есть такая позиция: «если надо объяснять, то не надо объяснять». Очень рада наблюдать, как мир меняется. Медленно, но верно. Это и фестивали типа «Ребра Евы» или «Не виновата», и такие книги как «Настоящая девчонка. Книга о тебе», которую написала Лена Климова, и статьи в онлайн-изданиях, поднимающие темы насилия и гендерного неравенства, и митинги, которые с каждым годом только растут в количестве и в объеме. Радостно быть частью этого изменения и понимать, что все это происходит с нами прямо сейчас. Нина Нестерова, младший научный сотрудник Я родилась и выросла в Москве, а в Тюмени оказалась по работе. Жила в благополучном районе, ходила в лучшую школу. Мою семью сложно назвать патриархальной, хотя, безусловно, с патриархальными элементами: папа работал, мама занималась воспитанием детей. В целом, очень многие мои феминистские взгляды были заложены именно мамой. Мама никогда не говорила именно о феминизме, поэтому это лично мое умозаключение после того, как я проанализировала генезис и эволюцию своих убеждений. К девочкам в моем детстве относились хорошо. Я помню, что мальчикам настрого запрещалось применять физическое насилие, и я знала, что всегда смогу обратиться за защитой к родителям, поэтому чувствовала себя в полной безопасности. Единственное, что всплывает в памяти — это особое отношение к опрятности. В вопросах чистоты и помощи по дому родители всегда обращались к гендеру, акцентируя, что плохую хозяйку свекровь не будет любить. Упоминание о теоретическом недовольстве теоретической свекрови моими способностями гладить мужские рубашки вызывало негодование. Мне совершенно не хотелось походить на условный идеал хозяюшки ради того, чтобы кому-то нравиться. Своим будущим детям я такое точно не буду говорить. Главной целью моих родителей было наше с сестрой счастье. Нас растили свободно, позволяя заниматься тем, что нравится, не навязывали свою волю.
О чём 8 Марта и при чём тут коммунисты?
- «Истинный смысл праздника — искоренение неравенства»
- 8 марта: как праздник феминизма стал днем традиционных ценностей - МК
- Содержание
- Международный женский день — Википедия
- 8 Марта: от борьбы за равноправие — к шабашам ведьм
- «День феминисток» наш народ сделал «Днём Жён и Матерей»
Во что Запад превратил 8 Марта и как нам не допустить подобного
Например, вы все знаете, как группа Femen пилила кресты накануне Майдана, мы помним все Pussy Riot и их выходки, вот сейчас, пожалуйста, убийство Владлена Татарского осуществлено феминисткой радикальной. Речь, я думаю, коснется просто их идеологии мужененавистничества. Защита прав женщин никуда не денется. Государство обязано защищать права граждан. Если кто-то занимается конкретно проблемами женщин без распространения какой-то идеологии, сеющей рознь, пропагандирующей чайлдфри, аборты и все на свете, то, мне кажется, вполне нормально эти организации и дальше будут существовать», — сказал депутат. Одной из целей была обозначена борьба за всеобщее избирательное право для женщин. Праздновать этот день в 1910 году предложила активистка, выступавшая за права женщин, Клара Цеткин.
Чтобы отфильтровать информацию, в которой до этого «плавала», девушка и пришла на прогрессивные лекции. По «общим меркам», у героини традиционная жизнь, есть муж и сын. Участницу никто не ущемляет, но ей интересны разные позиции, обоснованные наукой мнения. Мысль о «перегибах» в поведении феминисток продолжила приглашенная спикерка Наталья Гафизова: «С моей точки зрения, форсирования фем-темы нет. Скорее, набирает обороты обратный тренд — усиленная пропаганда традиционных, консервативных ценностей. Феминизм — разный, и в этом его фишка. Есть интерсекциональный, антирасистский, экофеминизм... Чем больше разных мнений, тем лучше! Так, участники соревновались в командной викторине-квизе. Победившая группа «Рок-Фем» получила билеты на следующий ивент в рамках фестиваля. А на десерт прошла лотерея призов, где разыграли «самое необходимое для современной женщины»: стимулятор эрогенных зон, набор менструальных чаш, книгу Эмили Нагоски «Как хочет женщина». Классно, что пришло много новых людей, аудитория расширяется — это очень приятно. На наши мероприятия заглядывают все больше женщин старше 35 лет, и это какая-то особенная радость для нас.
Огромное отличие — люди здесь открыто говорят о своих желаниях и чувствах. Возможно, дело в том, что в Америке принято ходить к психотерапевту и учиться выражать свои эмоции. Даже если женщине захочется, чтобы за нее оплатили счет, она открыто об этом скажет и в этом нет никакой проблемы. За оскорбление оплату счета американки точно не считают. Или женщины продолжают борьбу? Ситуация здесь лучше, чем в России, но это еще не финал. Сейчас борьба женщин с неравноправием на пике. Все не очень радужно, особенно в офисных структурах. Женщины протестуют против меньших зарплат, сексизма при назначении на руководящие позиции. Каким образом ведется борьба? В последний год в центре протестной повестки расовые аспекты, движение Black Lives Matter. Вопрос неравноправия женщин немного отошел на второй план. Каких-то пикетов, акций я не видела, но в интернете существуют много тематических групп. В музыкальной сфере, которая мне близка, для женщин проводятся отдельные тендеры, конкурсы, в поддержку их. Феминистки уже давно не кричат на улицах, они подходят с конструктивными предложениями, создают организации, обращаются к властям с идеями в своей области. Фото: Анастасия Автушенко В России женщины привыкли собираться в магазин как на подиум. Как выглядят американки?
Никаких цветов и подарков! Букеты, коробки конфет и комплименты не нужны. Сторонницы феминизма объяснили, как на самом деле нужно проводить Международный женский день. Но изначально этот день был символом борьбы женщин за свои права и свободы: право на образование, на публичную деятельность, на работу и на равно оплачиваемый труд. Сторонницы феминизма объясняют, что принимать подарки от мужчин в Международный женский день можно, но забывать о цели праздника нельзя. Как отмечать 8 Марта, по мнению феминисток?
«Международный женский день» превратился в «День глобального феминизма»
Сегодня, в Международный женский день, феминистки Петербурга собрались на Марсовом поле. Активисты движения «Сеть» неудачно поздравили феминисток с 8 Марта. Международный женский день отмечают уже 108 лет. Праздник исторически был посвящен солидарности женщин в борьбе за эмансипацию. В Международный женский день многие россиянки решили совместить традиционное празднование 8 Марта с феминистской акцией. Международный женский день был важной частью пропаганды нового образа советской женщины, поводом рассказать о результатах государства в достижении равноправия и вкладе женщин в экономику. В канун Международного Женского дня 8 марта участковые уполномоченные полиции городского округа Лобня встретились с женщинами старшего поколения своих административных участков.
«Мы не ожидали такой реакции». Активисты движения «Сеть» неудачно поздравили феминисток с 8 Марта
В Международный женский день многие россиянки решили совместить традиционное празднование 8 Марта с феминистской акцией. Как 8 марта стало праздником и выходным днём. Всемирно известная феминистка, она учредила Международный день 8 марта – праздник, который сегодня терпеть не могут последовательницы ее идей. тэги: 8 марта, феминизм. Фестиваль за два дня посетили более 80 человек, и удалось собрать 47 247 рублей в поддержку владимирского Отделения помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
8 Марта – праздник женственности или все-таки феминизма?
Феминистки Башкирии организовали фестиваль в честь Международного женского дня, который они считают своим главным праздником и символом борьбы за свои права. В Стамбуле ночью прошел марш феминисток. Протестующие пытались прорвать полицейские кордоны. Видная представительница движения за права женщин в Германии Алиса Шварцер призвала отменить Международный женский день 8 марта. Накануне Международного женского дня в Санкт-Петербурге произошел скандал. А изначально 8 Марта был днем суфражисток, феминисток и революционерок, которые боролись за права женщин. Видная представительница движения за права женщин в Германии Алиса Шварцер призвала отменить Международный женский день 8 марта.
Феминистки Тюмени - о 8 Марта
Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Демонстрантки на всем пути пели частушки и песни. По завершении мероприятия на Малой Садовой планируются сменяемые одиночные пикеты. Напоминаем, ранее gazeta.
Вполне открыто говорю, что я феминистка. Но типичная реакция — высмеивание, непринятие. Это показывает, что люди не хотят разбираться в вопросе и поддерживают насилие. Есть те, кто солидарен со мной, но мужчин среди них мало. Противники феминизма могут, например, опускаться до вопросов: «Могут ли женщины насиловать мужчин? Что было бы для меня подарком на 8 Марта? Закон о профилактике домашнего насилия. Адекватная реакция на сексуальное насилие, отсутствие осуждения пострадавших от насилия со стороны общества. Все же изменения в обществе заметны. Я в «Гербере» с 2016 года и могу констатировать: информации стало больше, появились тематические блоги, статьи в Интернете, спектакли, митинги, акции, творческие проекты. Это для Тюмени круто. Появились люди, которые поддерживают феминизм и понимают, что это не про мужененавистничество, а про права женщин. Все больше женщин осознает, что не нужно терпеть токсичные отношения или быть ведическими женщинами, носить юбки. Многие стали это понимать и быть такими, какими хотят быть. Гендерные стереотипы наблюдала уже в садике, с трех-четырех лет, просто тогда еще не могла сформулировать, что это такое. Их нам старательно пытались привить. Это транслировалось не только взрослыми, но и в книгах. До сих пор помню эту ужасную книгу «для девочек» и как я не могла проидентифицировать себя с теми, для кого она якобы предназначалась. Протест cначала был внутренним, на уровне ощущений: «Что со мной нет так? Со мной ли? Что не так со всем миром? Приблизительно такая цепочка рассуждений выходила в открытую конфронтацию. Со времен школы запомнилось неприятное разделение по гендерному признаку на уроках труда и иногда на физкультуре, программа по литературе, где героини представлялись безликими, безвольными. Тогда я выражала протест открыто: спорила с учителями, делала так, как считала нужным. Позже я поняла, что учителя не виноваты — такова программа обучения. Тогда стала оспаривать решения департамента образования и заявляла, что обязательно изменю эту ситуацию, когда вырасту. Общество ожидало и до сих пор некоторые дождаться не могут , что я буду играть две роли: жены и матери. Эти вопросы про «когда уже наконец» чаще всего звучат от дальних родственников или бывшего окружения. Сейчас вокруг меня либо близкие по духу люди, либо сотрудники, с которыми такие вопросы я не обсуждаю. Но все равно случается, когда люди «из прошлого», случайно со мной встретившись, задают мне такие вопросы. Про пересечение темы гендера и работы могу вспомнить случай, когда на собеседовании у меня спросили, когда я планирую уходить в декрет. Это было очень неприятно: личный вопрос был задан в тот момент, когда я была уязвима — искала работу. Когда я училась на математическом факультете, у нас был сексист-преподаватель, позволяющий себе высказывания типа «А девушки тут что забыли? Позже, в аспирантуре, был преподаватель, который выражался не так резко, но все же сексистки. Он «просто шутил», как он объяснял. Просто оскорблял своими «шутками» аспиранток, которые пришли получать образование. В детстве 8 Марта был для меня днем весны и матери. Помню открытки, цветы, которые мы делали в садике или начальной школе. Кажется, надо было пенопласт накрошить на клей, чтобы получился красивый цветочек. Одноклассники поздравляли одноклассниц.
В конце XIX века эти милые дамы в шляпках и перчатках боролись за свои права и за гражданские свободы женщин. Они приковывали себя к воротам, садились на рельсы и, бывало, взрывали бомбы. И кажется, за 100 с лишним лет эмансипация стала нормой жизни, но нет, современным суфражисткам этого недостаточно. Хелен Панкхурст, правнучка суфражистки Эммелины Панкхурст: «Мы могли бы добиться большего, если бы не существовало такого устаревшего разделения на мужчин и женщин и представления о том, что такое мужчина и что такое женщина». Суфражистки XIX века, мягко говоря, удивились бы, увидев своих духовных наследниц. Та же Клара Цеткин имела в виду совсем другое. Она считала, что женщина будущего должна работать, вести хозяйство и воспитывать детей — защитников революции. А сейчас женщины как раз борются за то, чтобы не быть ими. И дело не только в Харви Вайнштейне и в том, что приз за лучшую женскую роль на последней церемонии «Оскар» вручал не обладатель прошлогоднего приза за лучшую мужскую роль Кейси Аффлек, а Дженнифер Лоуренс и Джоди Фостер, чтобы не было скабрезных шуток и гендерной двусмысленности.