Новости устав великого поста

– Какие правила для Великого поста предписывает Церковный устав? 18 марта у православных христиан начинается Великий пост, который продлится по 4 мая, – он предшествует одному из главных церковных праздников, Пасхе. Великий пост со Страстной седмицей длится 48 дней.

В чём смысл Великого поста?

Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи».

Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт.

Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия.

Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла». Пост — это диета, или вообще он не о еде? Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть?

Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания. Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти. То же подтверждают святые отцы. Например, св.

Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств». А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным. Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве. Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха.

Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды». Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап. Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» 1 Кор. Аскеза полезна для осознания того, кем на самом деле является человек: творением Божиим, которому суждена вечная жизнь, а не «потребительский рай». Подробнее об аскезе в статье: Простыми словами об аскетизме Изменить себя, стать лучше Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием.

Никодим Святогорец советовал: «Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?! Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее». Так человек, видя свое бессилие, приходит к единственно возможному варианту: просить помощи свыше. Немало также таких, кто приходит к покаянию впервые в жизни именно в эти святые дни. О Таинстве покаяния подробнее можно почитать здесь: Особенности женской исповеди: полный перечень грехов Общая исповедь Иногда она предваряет частную.

Перед началом Таинства священник произносит проповедь, перечисляя основные грехи, давая советы в борьбе с ними. К числу лучших таких опытов принадлежат слова архимандрита Иоанна Крестьянкина , не раз изданные под заголовком «Опыт построения исповеди». Точный разбор духовного состояния, сделанный опытным старцем, помог не одной душе прийти в себя, подобно блудному сыну из Евангельской притчи. И все же общая исповедь не заменяет частной, приносимой индивидуально перед священником. Причастие Великим Постом эти два Таинства связаны особенно тесно: ведь в Евхаристии верующий соединяется непосредственно с Богом, получает помощь для самоизменения, преодоления грехов.

Именно поэтому исповедь предваряет Причастие. Календарь: все недели с названиями и пояснениями За три недели до начала Великого Поста за богослужениями появляются песнопения из книги, именуемой Триодью Постной. Ее название происходит от греческого «Триодион», или «троичный»: так как здесь содержатся особые покаянные каноны всего из трех песней, или «Трипеснцы». Интересный факт Богословы обращают внимание на то, что количество богослужебных дней, когда читаются молитвословия Постной Триоди — от подготовки к Посту до конца Страстной Седмицы, составляет 70 — как бы по числу лет пребывания в плену Вавилона древних Иудеев, которым это было попущено как наказание за отступление от Истинного Бога. Поэтому отличительный признак служб подготовительных к посту недель — пение псалма 136, песни, сложенной евреями, удаленными от родины: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…».

Подобно страдает душа всякого, разлученного со своим Создателем, Его Царством. Подготовительные недели По церковной традиции собственно «неделями» воскресные дни, с которых начинается богослужебная седмица — 7 дней. Таких воскресений, готовящих верных к Четыредесятнице — три. Им предшествует праздник Богоявления, когда Иисус крестился на реке Иордан от руки св. Иоанна Предтечи.

Подобно тому, как, по слову Евангелиста, «немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню» Мк. Но, ради человеческой немощи, не «немедленно»: Церковь мудро помогает своим чадам постепенно отрешаться от суеты в течение целых трех седмиц, которые открываются неделями воскресными днями : о мытаре и фарисее; словами св. Луки Лк. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия Сплошные недели Так именуются седмицы, во время которых отменяется постное воздержание в среду традиционный день, воспоминание предательства Христа одним из апостолов, Иудой и пятницу память о Распятии Господа. Таких седмиц, следующих за подготовительными воскресными днями, две, они следуют: сплошная седмица за Неделей о мытаре и фарисее с 6 по 11 февраля; отмена постных дней на этой седмице учит христиан не абсолютизировать телесное воздержание подобно фарисею , которое само по себе, без должного смирения, ведет не к покаянию, а к развитию гордыни; за Неделей о Страшном Суде; сырная седмица масленица с 20 по 25 февраля мудро, постепенно выводит верующего на подвиг телесного воздержания; хотя здесь нет постных дней, но начиная с понедельника — до самой Пасхи, уже не благословляется вкушать мясо; христиане пока еще употребляют рыбу, молочные продукты, но уже звучит— впервые в году — Великопостная покаянная молитва св.

Ефрема Сирина, предвещая наступление времени духовного подвига. Праздник накануне На этот воскресный день приходится, по церковному Уставу, «воспоминание Адамова изгнания», когда прародители рода человеческого из-за своего отступления от Господа лишились Рая. Предание говорит, что праотец Адам, сидя против его, каждый день плакал о потерянной радости. А вот как обращается к своей душе при воспоминании о грехопадении прародителя иеромонах Роман Матюшин : «О, Адаме, первый человече, Пал в раю и плакал без конца. О, душе, с тобою будем где мы, Все преступая многие года?!

Здесь имеются ввиду не только лично нанесенные обиды, но также невольные, которые мы причиняем ближним по неведению, недопониманию, небрежности. Традиция испрашивать прощения — древняя, идущая от монашества. В первые века христианства во многих монастырях был обычай, когда иноки уходили на время Четыредесятницы в пустыню на уединенный подвиг. Отправляясь из обители, они не знали, приведет ли Господь увидеться вновь, а потому, как пред кончиной, желали получить прощение от братий. Жизнь современного мирянина, проводящего дни среди житейской суеты, кажется, отличается от пустынного подвижничества и вроде бы не сопряжена с опасностями от диких зверей, разбойников, стихий, как у древних иноков.

Но, положа руку на сердце, точно ли мы знаем, когда окончится наш земной путь? Потому звучит в храмах: «Прости меня, грешного! И ответ: «Господь простит, и я прощаю! Настоящее прощение, когда обида от ближнего «вменяется как не бывшая», точно ее не было — настоящий духовный подвиг. Но мы верим словам Господа, в притче о блудном сыне говорящего, что Отец ждет от нас даже простого желания простить, вменяет намерение как самое дело, помогает измениться.

Заговенье на Прощенное воскресение Прощеное воскресенье в 2023 году 26 февраля Что касается питания, то канун поста — последний по Уставу день, когда можно есть молочное, рыбное. Русские крестьяне имели благочестивый обычай по завершении Чина прощения, придя домой, тщательно убирать скоромные продукты, даже «выжигать» их остатки из кастрюль, котелков, нагревая их на огне. К вечеру шли в баню, омывая к посту не только душу, но и тело. Затем наступало время молчания, ожидания наступления особого благодатного времени. Начало поста 2023 года: первая седмица С 27 февраля по 4 марта Это время вхождения в Великий пост 2023 года, когда душа, уже подготовленная во время трех предыдущих седмиц, особенно просит молитвы, покаяния.

В дореволюционной России во время первой седмицы старались по возможности удаляться от дел, даже от мирских трудов добывания хлеба насущного: например, особо благочестивые купцы нередко закрывали лавки, давали сотрудникам выходные, дабы они могли невозбранно посещать службы. Сейчас во время первой седмицы приостанавливают занятия только духовные учебные заведения. Но большинство верующих, обремененных светской работой, такой возможности не имеют. Однако, по мере сил многие стараются посетить особо важные службы этих дней, хотя все они отличаются большой продолжительностью. Особенной любовью церковного народа пользуется Великий Покаянный Канон свт.

Андрея Критского, который, разделенный на четыре части, читается вечером, с понедельника по четверг. Первый день Великого поста — 27 февраля 2023 года До революции он назывался «Чистым Понедельником», когда хозяйки старались сделать особенно тщательную уборку дома, что знаменовало наступление дней, когда такая же «уборка», очищение, предстоит также душе. Однако обычай этот — не уставный, это лишь благочестивая традиция. Устав же предписывает по возможности бывать: на длительной утренней службе, соединяющей Утреню и Вечерню; желающие отстоять все богослужение должны рассчитывать на продолжительное время около 4 чаще всего — немного более часов; вечером — на чтении Великого Покаянного Канона свт. Андрея Критского; многие храмы начинают вечерние службы часом позже обычного, чтобы верующие могли попасть на них после рабочего дня.

Второй В этот день службы также совершаются утром и вечером, когда читается вторая часть Великого Канона. Третий Среда — особый день первой седмицы, когда многие стремятся попасть на утреннюю службу. Ведь в этот день впервые в году служится Литургия Преждеосвященных Даров, особое богослужение, поучаствовать в котором можно только Великим Постом. Вечером читается третья часть Канона свт. Четвертый В этот день вечером чтение покаянного Канона завершается.

Еще раз услышать его можно будет теперь только на пятой седмице поста во время особой службы — Стояния Марии Египетской , когда Канон прочитают уже «сполна», то есть не по частям, а полностью. Пятый Вечерня этого дня, соединенная с Утреней и Преждеосвященной литургией содержит особые моления к вмч. Феодору Тирону, память которого издревле отмечалась в этот день. Это связано с тем, что однажды Византийский император Юлиан 361-363 гг. Он сообщил о повелении царя, заповедал христианам вместо продуктов с рынка есть коливо — пшеницу, вареную с медом.

С тех пор в храмах в пятницу первой седмицы читается канон святому, после чего освящается коливо. Верующие подкрепляют им силы после богослужения. Во все дни первой седмицы поста Устав заповедует сухоядение, то есть невареную пищу. Верующие, могущие понести такой подвиг, воздерживаются от пищи, питья с утра до конца вечерней службы. Другие же постятся по силам, но все же стараются особым образом ограничить себя именно на эти дни.

Торжество Православия 5 марта Первый воскресный день поста называется Неделей Торжества Православия, посвященной историческому событию — утверждению почитания Церковью икон. По окончании литургии служится особый Чин Торжества Православия. В некоторых храмах, монастырях следуют древнему предписанию — произносить анафему отлучение на не почитающих иконы, как это было установлено после VII Вселенского Собора. Вторая седмица С 5 по 11 марта 2023 года Ее завершают особые воскресные службы, посвященные свт. Григорию Паламе, жившему в XIV в.

Его трудами, живым примером утвердилась молитвенная практика, называемая «умным деланием», или непрестанным творением Иисусовой молитвы. Третья: крестопоклонная С 12 по 18 марта 2023 года Третий воскресный день Четередесятницы именуется «средокрестным»: это «преполовение», середина поста, когда для духовного укрепления постящихся на средину церкви торжественно износится Крест. Он напоминает о страданиях Господа, ободряет тех, кто начал изнемогать от постного подвига. Дерево, левкас, темпера; медный сплав, литье, эмаль. Иоанн Лествичник, поминается Церковью на четвертое воскресенье поста.

Святой — автор «настольной книги» большинства иноков, «Лествицы райской». Она описывает духовное восхождение на 33 по числу лет Христа ступени. На вершине этой «лествицы» лестницы подвижник достигает святости. Пятая С 26 марта по 1 апреля 2023 года Вся седмица посвящена памяти прп.

Он считается самым строгим из всех православных постов: длится целых 48 дней и подразумевает довольно серьезные ограничения как в еде, так и просто в быту. Общие правила Во время Великого поста нужно молиться чем чаще, чем лучше. В идеале — находить время на поход в церковь даже в будни. Есть можно только один раз в день. Нельзя — мясо, рыбу, яйца, молоко.

Крепкое спиртное тоже под запретом. Масло и вино — только в субботу и воскресенье, тогда же можно позволить себе поесть дважды в день. Рыба разрешена лишь в Благовещение — 7 апреля и Вербное воскресенье. В его канун можно есть рыбную икру. Реклама Но это еще не все. Для первой и последней недель поста — седмицы и Страстной седмицы — ограничения еще более строгие. Например, в первые два дня первой седмицы церковный устав предписывает вообще воздержаться от пищи. В Страстную седмицу пищу не варят и не жарят, а в пятницу и субботу также не едят вовсе. Но и это еще не все.

Вместе с духовником а не самостоятельно человек определяет, как ему поститься — более или менее строго. Послабление поста разрешается беременным, больным, путешествующим, служащим и так далее — Церковь находит для человека много оправдательных моментов. Однако важно помнить, что определять и соблюдать меру поста мы с вами должны по совести. Главный смысл поста не в голодании, а в труде души. А еда должна быть простой, но достаточной для сохранения сил и на молитву, и на повседневные дела. Важно также не осуждать тех, кто поститься менее строго. А гордость за свои «постные подвиги» так и вовсе сводит все старания к нулю.

Нужно стараться не обижать окружающих, внимательно следить за своей жизнью и стараться избавиться от грехов и вредных привычек. Господь слышит тех, кто кается, искренне хочет измениться и обращается к Нему за помощью в этом. Поэтому по возможности следует чаще исповедоваться и причащаться хотя бы в дни Великого поста. На нужный лад настраивают и особенные богослужения этого периода. Поэтому важно не только внимательно отнестись к гастрономическому посту, но и распределить свои силы и время так, чтобы чаще бывать в храме на неповторимых великопостных службах и молиться дома. Великий пост: что запрещается делать? Так как пост совершается, в первую очередь, не ради воздержания от пищи, а ради возрастания в духовном делании, мы стараемся поститься постом благоприятным, угодным Богу.

А это значит, что мы должны воздерживаться от злых дел, от телесных и душевных скверн, которым мы постоянно подвержены. В пост нужно максимально отстраниться от гнева, обид, осуждения и попытаться делать еще больше добра, чем в другое время — таким образом мы подготовим себя к встрече Светлого Христова Воскресения. Легко было бы сказать: в Великий пост запрещается грешить! Но ведь бежать от греха, который разрушает наши души и наши жизни, нужно всегда, а не только в определенные для этого календарные периоды. Было бы здорово, если бы можно было выкинуть грех из нашей жизни, как ненужный мусор, одним волевым усилием. Но он коварен, и борьбу с ним человек вынужден вести каждый день. В дни поста Церковь призывает верующих уделять этому труду больше внимания, больше сил.

Слово «запрещается», пожалуй, не совсем верно характеризует правила Великого поста. И, наверное, применимо оно может быть вот в каком контексте: запрещается не обращать внимания на пост, не замечать его. В остальном, ответственность за то, в какой мере и в каком качестве будет проявляться его соблюдение, лежит в первую очередь на самом верующем. Христианство — это религия любви, а не запретов. Оступившийся, ошибающийся, не справившийся, но кающийся человек получает не наказание, а прощение. Но только в том случае, когда он сам имеет стремление быть ближе к Богу. Великий пост: кто может не соблюдать?

Послабление поста в гастрономическом плане разрешается беременным, больным, путешествующим, служащим, трудящимся и так далее — Церковь находит для нас много оправдательных моментов. Как поститься, более или менее строго, человек определяет вместе со своим духовником. Однако важно помнить, что помимо гастрономического воздержания пост — это время усиленной молитвы, покаяния, доброделания. В этом отношении пост должен соблюдать каждый. Бывает довольно много ситуаций и обстоятельств, в которых человек вынужден съесть что-то непостное. Но часто ли бывают ситуации, когда мы обидели кого-то и у нас были веские причины не извиняться? Посещение богослужения в храме может быть доступно не каждому, но возможность келейной домашней, индивидуальной молитвы есть у всех.

Таким образом, в той или иной мере соблюдать пост может любой. Надо лишь внимательнее относиться к своей жизни и глубже вникать в смысл поста, не ограничивая его понимание лишь соблюдением гастрономических правил. Отказ от определенной еды, развлечений и увеселений нужен не для того, чтобы изнурить и вогнать в тоску человека, а для того, чтобы он мог сосредоточиться на главном. Нужно питаться так, чтобы не навредить здоровью, чтобы сил хватало на выполнение повседневных дел и своих обязательств, чтобы вопросы питания не становились основными в эти дни, а энергии и времени хватало на молитву, посещение богослужения, душеполезное чтение. Но в то же время, решая вопрос о послаблениях в посте, нужно смотреть на вещи реально и позволять лишь то, что действительно необходимо, а не выискивать себе оправдания, когда просто чего-то очень хочется. Почему Великий пост начинается в разное время? Великий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному.

Поэтому и Великий пост христиане считают неким передвижным Праздником. Праздником — потому что это не время для уныния, а время для пробуждения души. Недаром же Великий пост, всегда приходящийся на весну, называют еще «весной духовной». И потому часто в начале поста верующие поздравляют друг друга: «С постом! Если Пасха ранняя, то и пост начинается в феврале, если поздняя — то в марте. То есть дата начала поста ограничена временным промежутком с 15 февраля по 21 марта. Кстати, дата начала Великого поста не влияет на его продолжительность, но влияет на продолжительность другого многодневного поста.

Чем позже начало Четыредесятницы, тем короче летний Петров пост. Все дело в том, что его начало привязано к дню Пасхи, а вот оканчивается он всегда в один и тот же день, 12 июля. Дата Пасхи с древности высчитывается по определенному правилу с учетом даты первого после дня весеннего равноденствия полнолуния. И всегда Пасха — воскресный день. Так что, хоть даты начала Великого поста каждый год разные, неизменно одно: начинается он в Православной Церкви всегда с понедельника в Католической — со среды , а заканчивается — в воскресенье. Между его началом и концом семь недель, в которые верующие воздержанием, молитвой и покаянием должны подготовиться к встрече самого главного христианского праздника. Почему Великий пост длится 49 дней?

Великий пост состоит из двух периодов — Святой Четыредесятницы, символизирующей сорокадневный пост Спасителя в пустыне оканчивается накануне Лазаревой Субботы и Вербного Воскресения и Страстной седмицы. Последняя неделя Великого поста — это отдельное событие раньше ее даже называли крестной, страстной Пасхой , когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Эти семь недель и приуготовляют нас к встрече Светлого Христова Воскресения. Первые сорок дней поста принято посвящать покаянию.

В отношении количества трапез во все дни, кроме среды и пятка положено две трапезы. В среду и пяток положена одна трапеза вечером «в 9-й час» глава 35 , то есть около 15. В Неделю сыропустную Прощеное Воскресение совершается заговенье. Положено две трапезы и «по вечерни же в трапезе бывает утешение братии» лист 407, стр. Устав предлагает два варианта поста на этой седмице — основной палестинский и афонский.

Первый чин предполагает следующий порядок трапезы: Понедельник и вторник — полное воздержание от пищи и пития. Лист 415, стр. В четверг — полное воздержание от пищи и пития. Произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду» лист 424об, стр. Также Типикон указывает на традицию монастыря св. Саввы Освященного вкушать в сей день ради памяти св. Феодора Тирона вино и елей. Однако эта традиция обозначается как отвергнутая: «но не творим сего ныне за честность дне» Там же. В специальной главе Типикона, посвященной Великому Посту глава 32 , приводится первый чин Палестинского монастыря св.

Саввы Освященного , но чуть подробнее относительно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых возрастом, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни то есть после 9-го часом дня по Византийскому времяисчислению, что примерно соответствует с 14. Второй чин Афонский предполагает следующее: Понедельник — полное воздержание от пищи. Указания даются только для одной трапезы, вторая не упоминается. Однако общий строй Богослужения назначает первую трапезу днем, после Литургии, что предполагает наличие вечерней трапезы. Отсутствие особых указаний означает, что действует ранее сформулированный общий принцип, а именно, что вторая трапеза во всем подобна первой. Такой принцип «действия по умолчанию» в принципе характерен для Типикона. В отношении качества пищи в субботу Первой седмицы разрешена вареная пища с растительным маслом и вином. В Неделю первую Великого Поста, то есть в Воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином — по две чаши.

Это же правило действует для всех остальных Воскресных дней Великого Поста. В прочих седмицах Типикон глава 32 предписывает в будние дни с понедельника по пятницу воздерживаться от пищи и пития до вечера, что означает вкушение пищи в 9-й час дня, то есть около 15. В субботние и Воскресные дни вкушать вареную пищу с растительным маслом и вином дважды в день. Хотя относительно количества трапез в субботу прямо не говориться, но весь строй Богослужения субботних дней, как и дней воскресных, предполагает первую трапезу после Литургии днем, а значит, положена и вечерняя трапеза. Когда Типикон предписывает одну трапезу в день, она совершается после вечерни в 9-й час. В Праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи, случившийся в Великий Пост, положена одна трапеза после вечерни, но на ней предлагается два блюда горячей вареной пищи с елеем и вином. Если же выпадает на среду или пятницу, то два блюда вареной пищи без елея; вино же дозволяется. В предпраздненство Благовещения накануне праздника , если оно приходится до Лазаревой субботы, разрешается вареная пища с вином и елеем.

Если же на Страстную седмицу, то пост не послабляется. Трапеза полагается одна. В сам Праздник Благовещения, если он не приходится на субботу или воскресенье, также положена одна трапеза, но дозволяется вкушение рыбы. Однако в случае, если Благовещение выпадает на Страстную седмицу, рыба уже не вкушается. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случиться Благовещение, дозволяется вино и елей трапеза полагается одна. Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино. В четверг пятой седмицы Великого Поста Стояние преп. Марии Египетской положена одна трапеза в 9-й час около 15. Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается там же В пятницу той же седмицы перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы разрешается вино «Труда ради бденного, хотящего быти» стр.

Трапеза же полагается одна в 9-й час. Устав Святой Горы Афон разрешает два блюда на трапезе и вкушение вина и елея не только на праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи причем безотносительно дня недели , но также на память 40 мчч. Севастийских, В Крестопоклонную среду на преполовение Поста , в четверг и пятницу пятой седмицы на Стояние преп. Марии Египетской и на Похвалу Богородицы. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей. На Страстной седмице Типикон в первые три дня, то есть в Понедельник, Вторник и Среду предписывает сухоядение, при этом указывает: «якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста, сице и в сия дни, в великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» Глава 49, стр. Здесь очевидно противоречие, так как для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», то есть вареная пища. Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение глава 35.

Попробуем разъяснить это противоречие.

Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?

седмице поста. В этом сказывается глубокое отличие Страстной седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений. Русские иноки Древней Руси с доскональной точностью исполняли предписания Студийского устава относительно Великого поста. Каковы правила питания в Великий пост, как надо молиться, как ходить в храм, что нужно делать, чтобы провести Великий пост с Господом и Его учениками, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты. Во время Великого поста по монастырскому уставу можно добавлять в блюда растительное масло в ограниченном количестве: это разрешается по субботам и воскресеньям. Церковный устав о Великом посте Великий пост составляет сорок дней, так называемую Великую Четыредесятницу. Он является образом сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне.

Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле

Великий пост со Страстной седмицей длится 48 дней. Во время Великого поста по монастырскому уставу можно добавлять в блюда растительное масло в ограниченном количестве: это разрешается по субботам и воскресеньям. Великий пост в 2024: когда начинается и заканчивается, календарь питания. В Неделю 1-ю Великого поста, т.е. в воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши. – Великий пост как 40-дневный появился уже значительно позже.

Великий пост — время самоотречения, очищения и стремления к Богу

седмице поста. В этом сказывается глубокое отличие Страстной седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений. Первые четыре дня Великого поста (понедельник-четверг) вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Великий русский писатель Валентин Распутин так отзывался о староверах: «Старовер не курил, не пил вина, а в Сибири и чай пили лишь из трав и кореньев, строго соблюдали посты и моральные уставы, и лишь в одном не знал воздержания — в работе. Если говорить о еде во время Великого поста, то многие православные питаются по монастырскому уставу – это довольно жёсткое меню со строгими ограничениями.

Секс и алкоголь во время Великого Поста 2023: священник назвал главный грех для верующих

Это время является своеобразным разгоном для всего Поста, и опытные христиане стараются на этой неделе не просто чаще бывать в храме, но посещать службы каждый день. На вечерних богослужениях 1-й Седмицы Великого поста служится Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это самое большое в православном богослужении последование разделяется на четыре части и читается с понедельника по четверг. Тот, кто хотя бы раз в жизни слушал или читал этот Великий канон, ждет его с особым нетерпением, поскольку он является неким камертоном, задающим духовную ноту на весь предстоящий Великий пост. Завершается 1-я Седмица воскресеньем, которое называется Неделя Торжества Православия. На службах этого дня Церковь благодарит Бога за возможность обращаться к Нему, за то, что святость как подражание Богу в любви стала обычным, хотя и весьма трудным для людей делом. Но вот прошла 1-я Седмица, и Великий пост входит в свой, если так можно сказать, обычный повседневный богослужебный ритм.

Если по какой-то причине кто-то замешкался и, что называется, проморгал «разгонную» первую неделю, не надо думать, что теперь можно махнуть рукой на весь Великий пост. Все еще только начинается, и более того, начать поститься как в телесном, так и в духовном смысле можно в любой момент. Для этого нужно встроиться в богослужебную жизнь Церкви, почувствовать особое молитвенное настроение обычных повседневных великопостных служб. Как спрятаться в храме Те, кто уже много лет ходит в храм, знают, что главное, присутствуя на церковном богослужении, найти укромный уголок в храме, спрятаться там, например за колонной, и прочувствовать свое личное предстояние перед Богом — только Бог и душа. Конечно же, это важно, но немного несерьезно, ведь никуда не спрячешься от самого себя, от бесконечного потока мыслей, не обязательно греховных, а просто суетных. Никакой темный уголок не поможет, а его может и не быть в маленьком храме; никакое «свое» место в храме не избавит от ветра в голове, если нет нужного настроения души.

Великопостные будничные богослужения как раз помогают обрести такое настроение, не прятаться в темном углу храма, а стоя прямо напротив иконостаса, найти укромный уголок внутри собственного сердца. Особенно ценится знатоками православного богослужения Великое повечерие, которое совершается каждый будний вечер в течение всего Великого поста. На этой службе есть и чтение умилительных покаянных псалмов, и бодрые, даже духовно-воинственные песнопения «С нами Бог» и «Господи Сил, с нами буди», и, конечно, земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина. У Великого повечерия действительно свой особый настрой вечернего молитвенного приношения Богу.

На Сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В постные дни, среду и пятницу, не служится Литургия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие», — добавил иеромонах Иов Гумеров. К Святой Четыредесятнице присоединяется еще и Страстная седмица последняя неделя перед Пасхой. Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы и пост Страстной седмицы», — рассказал иеромонах Иов Гумеров. Период поста делится на: Святую Четыредесятницу пять седмиц и пять дней ; Лазареву субботу; Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье ; Страстную седмицу длится шесть дней, на седьмой наступает Пасха — Светлое Христово воскресение. Суть Великого поста У многих пост ассоциируется в первую очередь с ограничениями в пище и некоторых действиях, которые должен выдержать человек. Однако на самом деле суть заключается в очищении тела и души от всего, что может помешать приблизиться к духовному началу. В IV-V веках тех, кто не соблюдал Великий пост, отлучали от церкви на некоторое время Вероучение говорит, что видеть свои грехи — это не обыкновенная способность человека, а дар Божий. И в пост люди становятся способными к восприятию дара. Пост для верующего — время, когда можно ослабить тело воздержанием и сделать душу более восприимчивой к общению с Богом. В эту неделю православные чтят победу в иконоборчестве. Особое почтение воздают византийской императрице Феодоре Константинопольской, которая восстановила почитание икон в церкви после их запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы. Он объяснил связь между Богом и миром. Церковь почитает этого святого за его учение и победу в богословских спорах. Третья неделя — Крестопоклонная. В это время поклоняются кресту. Четвертая неделя — преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой — пример постнической и духовной жизни. Пятая неделя — преподобной Марии Египетской. Святую почитают за ее избавление от развратной жизни с помощью усиленного поста. Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим. Неделя Ваий — иное название Вербного воскресенья, происходящее от слова «вайи», пальмовых ветвей, которыми устилали путь Христа перед въездом в Иерусалим. В славянских странах альтернативой пальмовых ветвей являются ветки вербы. Седьмая неделя — Страстная седмица. В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. Как подготовить организм к посту Во время Великого поста православные ограничивают привычный рацион.

Что мы заметим Регент, практик в отправлении служб, Илья Красовицкий говорит, что предстоящая уставная богослужебная ситуация, на сей раз необычная: «Благовещение чаще попадает в будничный день Поста, чем в воскресный. В Типиконе так называется книга, содержащая Устав богослужения есть специальные Марковы главы, названные так по имени известного гимнографа X века Марка, епископа итальянского города Отранта. Эти главы как раз описывают такие необычные случаи. В этом году, при совершении службы на вечер субботы 6-го и утра воскресенья и 7-го апреля , мы будем пользоваться одной из таких глав. Всенощное бдение будет обычное по своему порядку, но совершенно необычное по наполнению, потому что оно будет состоять из песнопений трех видов, взятых из трех разных богослужебных книг: воскресные песнопения, песнопения, посвященные Крестопоклонной неделе и Благовещенские. Воскресные песнопения мы возьмем из Октоиха книга воскресных и седмичных песнопений , на тему Креста -- из Постной Триоди книга песнопений Великого поста, Пасхи и периода Пятидесятницы , а для Благовещения — из Минеи книга песнопений годового неподвижного круга праздников. Таким образом, мы получим редкую ситуацию, когда нам придется для составления службы задействовать все три гимнографические богослужебные книги. Услышать и почувствовать это можно, если вслушиваться в смысл и содержание того, что поется. Великим постом на Благовещение как правило должна совершаться литургия Иоанна Златоуста, но ради воскресного Великопостного дня, когда по уставу положено совершать литургию Василия Великого, правила чина литургии для Благовещения изменятся. Утром в воскресенье — Благовещение мы будем совершать литургию Василия Великого, как и положено в воскресенье Великого поста. Это редкая и торжественная служба.

И христианину тяжело совершать какие-то молитвенные упражнения, посещать богослужения, готовиться к причастию. Обязательно положен внешний пост. Но не менее важен и внутренний — это борьба со своими греховными помыслами, наклонностями. Чтобы противостоять некому злу, человеку нужно, прежде всего, уединиться. То есть отойти от источника искушений. В современном мире таких источников может быть большое количество. Это и просмотр телевизора, и прослушивание музыки, и посещение каких-то мероприятий, в том числе увеселительных. Потому что эти дни верующий должен проводить в тишине, воздержании, немногословии, чтобы достойно подготовиться к празднику Пасхи. Конечно же, когда мы посещаем такие вот места, где происходит какое-то веселье, шутки там, под час, может быть, даже какие-то греховные дела совершаются, ни о каком воздержании, ни о какой чистоте душевных помыслов даже речи не идет. С какого возраста можно привлекать детей к посту? Поэтому если, конечно, как младенцы, так и взрослые, например, болеют чем-нибудь, то церковь в плане аскезы относится к этим людям снисходительно. Это связано с тем, что недуг уже вменяется в пост человеку. Аскеза призвана смирить движения душевные, греховные, страстные. Но их ограничивают и болезни. Если ребенок не здоров, то родители могут подойти поговорить со священником, батюшка определит ему ту меру, в соответствии с которой следует поститься несовершеннолетнему. Это же касается и болеющих взрослых. Опять же, если дети только приходят в храм, только начинают воцерковляться, требовать от них сухоедения или какого-то крайнего воздержания тоже будет не совсем разумно. Это связано с тем, что человек должен сначала осознанно прийти к Богу и понять, что он делает. В церкви одной из самых главных добродетелей является рассуждение. То есть, прежде чем отказаться от чего-либо, человеку нужно размыслить о том, как будет, например, то или иное воздержание полезно для его телесного здоровья. Это очень индивидуальный вопрос. А так, конечно же, если ребенку уже есть 5 лет, думаю, его нужно приучать, что причастие требует подготовки: с утра, например, ничего не кушать и не пить. Читать вместе с ним Евангелие, объяснять ему, что причастие является великой святыней. Дети не совсем понимают, что значит тело Христова и кровь Христова. Плохо, когда родители говорят, что это мед, компот или водичка, это же кощунственно. Для ребенка теряется смысл самого причащения, ведь зачем ему придавать большое значение тому, что дают в храме, если это есть и дома. В таком случае можно просто сказать, что вкушаемое — это Великая Святыня. Если младенец этого сейчас не осознает, он подрастет и все поймет. Однако фактически он идет 48 дней.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий