Чтобы его опробовать и настроить, в Курск специально приехал лауреат всероссийских и международных конкурсов, органист Белгородской филармонии Тимур Халиуллин. уникальный и самый большой в России орган, мастерство игры на котором демонстрировал талантливый органист, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин. На инструменте играл лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин, по совместительству и владелец органа. Вот это общение, а также современный репертуар чуть-чуть приближают слушателей к органу и орган к слушателям", – считает солист Белгородской филармонии, лауреат международных конкурсов, лучший органист 2020 года Тимур Халиуллин. Мусульманин Тимур Халиуллин исполняет православную музыку в католических костёлах и не видит в этом ничего странного.
Приближённый «короля»
Мол, другое дело орган. Неужели орган с его историей — это не консервативно? Это все довлеющий груз традиций. Там всегда одна клавиатура, максимум три педали. Количество октав и нот традиционно одинаковое. Рояль не такой гибкий в плане экспериментов, каким оказался орган! Да и потом, нет ни одного похожего органа. У каждого свое расположение клавиш, глубина нажатия и даже расцветка. В Калининграде в Кафедральном соборе черных клавиш больше, чем белых. Так часто бывает на немецких старинных органах. Традиционна же белая клавиатура с черными клавишами.
И таких мелочей очень много. Одно и то же произведение будет по-разному звучать на разных органах. В России еще не сформировалась традиция исполнительства, какая есть у рояля и фортепиано. Орган сегодня в России находится в периоде ренессанса после долгих лет советского забвения, разрушения инструментов. Только сейчас начали активно строиться органы, много фестивалей, композиторов, появился конкурс на органные факультеты, чего раньше не было. На премию «Органист года» я подавал «Концерт для ног», когда играют только ноги, без участия рук. Это уже не из разряда церковно-академической музыки, а из разряда циркового шоу. Это не я изобрел, это американская традиция, где органы вообще устанавливаются не в церкви. Самый большой орган в мире стоит в торговом центре в Атлантик Сити! Так что не нужно на орган смотреть сквозь призму церкви.
В России мы еще не преодолели эту инерцию восприятия.
Тимур Халиуллин Лауреат международных конкурсов Халиуллин Тимур Ильясович — выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова по классам фортепиано 2011 и органа 2012 , магистр факультета искусств Санкт-Петербургского Государственного Университета, отделение исторического исполнительства на клавишных музыкальных инструментах, кафедра органа, клавесина и карильона 2013. По классу органа занимался у заслуженного артиста России, профессора Даниэля Зарецкого, по классу карильона — у профессора Йозефа Хаазена, клавесин — в классе профессора И. Розанова, композиция — в классе профессора А. Мнацаканяна, С 2011 г. С 2014 г.
Некая дерзость в том, что на органе возможно все. Некий протест, чтобы сказать, что нет, на органе будет не только Бах звучать. Орган — это инструмент с глубокой историей, я хочу ее показать и раскрыть во всей красе». Соседство с Полом Маккартни и Фредди Меркьюри помогает по-новому услышать классиков — разглядеть тонкую нить, что протянулась сквозь века. Тимур Халиуллин: «Эпоха барокко славилась экзальтированными чувствами, чувством тревоги, благоговением перед Богом, перед церковью. Это церковная музыка по большей части, но эта же самая эмоция, квинтэссенция ее и в 20 веке. Это чувство тревоги, это ощущение какого-то страха порой перед роком и судьбой». Тимур Халиуллин выступал в Курске и раньше. Например, в ноябре прошлого года, когда проходила презентация нового органа голландской фирмы Johannus.
Без партии органа не написана ни одна песня этой группы». Меломаны Курска услышали в исполнении органиста знаменитое «Палладио» Дженкинса, отрывки из известных рок-опер «Иисус Христос- суперзвезда» и «Призрак оперы». Но рок не может звучать без ударных. Зрители: — Мне кажется, такого еще не было! Ну это очень круто! Замечательные композиции! Особенно «Queen»!
От барокко до рока: орган и ударные
Без хорошей фортепианной подготовки органом овладеть невозможно. Если он оказывает столь сильное эмоциональное воздействие на публику, то каковы же ощущения того, кто им управляет? Контроль над великим множеством кнопок, рычагов, владение изощренной регистровкой, мануальной и педальной техникой — все, что на первый взгляд кажется самым сложным, в корне не так! Сверхзадача — скоординировать эти неисчерпаемые ресурсы для выражения глубинной сути исполняемого сочинения, перешагнув через все сложности, и… воспарить, создав музыку. Все они фанатично преданы инструменту и, срастаясь с ним, буквально становятся его продолжением. Их отличает целый набор качеств. Логическое мышление. Идеальная координация. Физическая выносливость.
На конкурсе поразило то, что, выступавшие юноши и девушки были хрупкого телосложения. А такие хрупкие мы именно потому, что много сил уходит! Я постоянно поддерживаю свою физическую форму. С гордостью скажу, что в Белгородской филармонии есть тренажерный зал, который я регулярно посещаю! Кроме того, у меня есть собственные «фишки», которыми я уже поделился со своими коллегами, и они взяли их на вооружение. Это катание на роликах, ориентированное специально на поддержание в тонусе мышц ног для дальнейшего совершенствования педальной техники! Я ввел некоторые элементы фигурного катания, слалома. Как насчет травм?
Не боитесь с «органной дистанции» сойти? Не забывайте, что у органистов хорошая координация! Еще очень люблю велосипед. Шесть километров до филармонии и обратно — каждый день, круглый год!
Здесь я всё-таки увидел в энциклопедии «Органы России» его внешний вид, видел, что пульт повёрнут, и понял, что, например, педальное соло брать для этой программы нет смысла, люди не увидят, как мы играем. Брать музыку романтического периода тоже не очень хорошо, потому что у этого органа нет швеллера. Швеллер — это створки, которые закрываются и открываются, делают звук громче и тише. Когда увидел, какого он года, то понял, что лучше сделать акцент на старинную музыку и на современную. Так мы и сделали. Многие до сих пор в России думают, что орган — это только старинная музыка и мне бы хотелось вот эту инерцию преодолеть, потому что орган возник во II веке до нашей эры. И до VI века орган озвучивал гладиаторские бои и лишь потом попал в церковь, развился там до тех размеров, что мы знаем, приобрёл вот эту красоту. И уже в эпоху романтизма снова вышел из церкви и попал на сцену. В XX веке он попал в кино, в рок-музыку. Но возникает другой вопрос. Ноги не имеют таких мелких мышц, ноги крупнее клавиатуры, обувь не позволяет чувствовать напрямую прикосновение, поэтому вы увидите, что на концерте я буду играть в специальных ботинках. Эти ботинки называются органными, они имеют мягкую кожаную подошву и обязательно расстояние между носком и каблуком, чтобы одной ногой взять два звука на расстоянии терции или кварты, ненужная нота остаётся как раз посередине в проёме. Мы даже специально растягиваем стопы в первую позицию, как в балете, чтобы можно было взять целый аккорд из четырёх звуков на педальной клавиатуре. Я экспериментирую и придумал свою фишку. Я придумал, что буду играть всё наизусть без ассистента и буду играть всё с виртуозными педальными соло. Я считаюсь в России на сегодня таким, можно сказать, шоуменом. Привлекаю таким образом внимание к органу. У меня есть целый концерт, который называется «Виртуозная педаль», где ноги солируют большую часть концерта — это и «Полёт шмеля» и вариации на тему Паганини… У меня была диссертация на тему «Педальное соло как особый приём музыкальной выразительности». К сожалению, в Тагиле нельзя сыграть педальное соло, у него маленькая узкая клавиатура и скрытая от взгляда. Но если честно, не принимайте это как серьёзное что-то, это оно хорошо привлекает внимание уже к серьёзному. Музыка стирает границы Я собрал по возможности все клавишные инструменты, которые относятся к этому типу.
Тимур также выражает сожаление, что не может продолжать играть концерты, вспоминая, что в свое время Дмитрий Шостакович писал Седьмую симфонию в блокадном Ленинграде, а сейчас Белгород находится не в таком тяжелом положении и жизнь должна продолжаться. Тимур Халиуллин — обладатель медали «Будущее России» и национальной общественной награды «Лучший молодой творческий деятель России», организатор международного фестиваля карильонной музыки «Белгородский звон» и Международного славянского органного фестиваля. По теме.
Как отметил директор Курской областной государственной филармонии Максим Шанин, контракт на изготовление цифрового органа филармония заключила с всемирно известной компанией в декабре 2019 года. Средства на его покупку были выделены из областного бюджета еще в прошлом году, стоимость составила более 2,5 млн рублей. Возможности нового инструмента впечатляют: 3 клавиатуры для рук, 32 педальные клавиши, удобное компьютерное управление, богатство регистров.
В канун Дня города Тимур Халиуллин впервые исполнил гимн Курска на органе
Мне хотелось познакомиться с музыкальными достопримечательностями — знаменитым храмом в скале и памятником финскому композитору Яну Сибелиусу. В церкви Темппелиаукио — феноменальная акустика, стены из гранита, много естественного света, проникающего через стеклянный купол, и орган, имеющий 4 мануала,54 регистра и 3001 трубу. Сооружение больше напоминает концертный зал, чем церковь. Памятник финскому классику и главному композитору страны установлен в парке. Автор Эйла Хилтунен трудилась над памятником несколько лет и создала ансамбль из нескольких сотен медных труб.
Мне он очень напомнил трубы органных фасадов, тем более, когда дует ветер, памятник поёт! Странно, потому что у Сибелиуса всего два органных сочинения. Но выглядит завораживающе: огромная голова композитора и летящая конструкция из 600 труб! Расскажите о вашем выступлении в рамках фестиваля.
Сам концерт в европейском соборе — это очень необычное для нас действо. Что такое концерт для нас? Это, прежде всего, праздник, торжество, познавательное путешествие в мир прекрасного, в конце концов — зрелище, и даже иногда шоу. У нас идёт активная рекламная компания, заблаговременно продаются билеты.
Люди приходят нарядные, приносят цветы для артистов. В зале с публикой работают администраторы, на сцене — музыковед. А как в Финляндии? Церковный органный концерт — это полная противоположность!
И в этом есть, конечно, своя прелесть. Во-первых, воскресный органный концерт — это нечто само собой разумеющееся, люди традиционно ходили, ходят и будут ходить на такие концерты, они совершенно не нуждаются в рекламе. Публика приходит в храм, садится лицом к алтарю, спиной к органу, и весь концерт слушают музыку, не глядя ни на орган, ни на органиста! Они не видят всех многочисленных кнопок и клавиатур, ни виртуозности, с которой органист должен с ними управляться, чтобы заставить величественный инструмент звучать.
Они слушают музыку. А орган будто бы звучит сам по себе. Традиционно в церквях не аплодируют исполнителю между произведениями.
Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по специальностям «фортепиано» класс Леонида Тамулевича и «орган» класс профессора Даниэля Зарецкого ; занимался композицией под руководством профессора Александра Мнацаканяна. В 2013 году окончил магистратуру Санкт-Петербургского университета, где обучался на кафедре органа, клавесина и карильона у профессоров Алексея Панова, Ивана Розанова, Йозефа Хаазена.
Ведёт активную концертную деятельность в России и странах Европы. Принимал участие в телевизионном проекте «Удивительные люди» 2020 и в таких крупных проектах, как «Органисты мира» Красноярск, 2013 , «Города-побратимы: Белгород и Херне» Германия, 2017 , 500-летие Реформации органный концерт в Бергеркирхе, Штутгарт, 2017 , инаугурация Большого концертного органа и органный марафон в Московском зале «Зарядье» 2020. Тимур Хадиуллин совмещает концертную деятельность с преподавательской в Белгородском институте искусств и культуры, где ведёт класс органа и клавесина. Участвует в просветительских проектах для детской и юношеской аудитории.
Пять клавиатур вместе с педальной , 57 регистровых рукояток, телевизор для трансляции с алтарной части церкви во время месс. Звучит орган прекрасно, особенно в такой «влажной» атмосфере и хрустальной акустике храма. Отзвук эха после снятия рук с клавиш тянется 7 секунд!
Это замечательно! Я смог убедиться, что это один из грандиозных и значимых в Европе органов наряду с теми, которые мне уже посчастливилось видеть и опробовать в Гронингене Martini kerk , Хаарлеме Bavo kerk , Копенгагене Frelser kirke , Амстердаме Concertgebouw … Органист оставил меня наедине с инструментом, сказав, что я могу заниматься до полуночи! А это — семь часов для знакомства с органом. Выйти из органных хоров можно только один раз — двери открываются только изнутри. Снаружи — туристы, потому что церковь открыта для свободного посещения. И кроме них и органиста в здании никого нет — так часто бывает в европейских соборах. Естественно, покинуть хоры и оставить орган не захотелось.
В рюкзаке — гамбургер и шоколадка… И семь часов «общения» с органом! Успел и регистровку сделать, и поимпровизировать! Очень красивые тембры флейт, а в педали есть даже 32-х футовый язычковый регистр! Первый раз столкнулся с таким! А город удалось посмотреть? Ещё в день первой репетиции, закончив работу с органом, вышел из собора в полночь, а на улице светло, как днём! Потому что в Финляндии сейчас период белых ночей.
И они ещё «белее», чем в Петербурге, потому что Финляндия — севернее! Улицы в это время ещё полны гуляющих, даже трамваи ходят. А вокруг — речь соотечественников. Русских туристов здесь очень много, наверное, поэтому все вывески на трёх языках — финском, английском и русском. В день концерта перед репетицией побывал на экскурсии в городе. Мне хотелось познакомиться с музыкальными достопримечательностями — знаменитым храмом в скале и памятником финскому композитору Яну Сибелиусу. В церкви Темппелиаукио — феноменальная акустика, стены из гранита, много естественного света, проникающего через стеклянный купол, и орган, имеющий 4 мануала,54 регистра и 3001 трубу.
Теперь авторские Вариации на татарскую народную мелодию «Эпипа» будут опубликованы в Казанском издательстве! Конкурс проходил при поддержке Гёте-Института в Москве и министерства культуры Российской Федерации в Казанской государственной консерватории им. Конкурс проходил в два тура. На первом — участник представлял партитуру ранее неизданного сочинения.
Приближённый «короля»
Почему Тимур Халиуллин ведет программу «Рок на органе» сам. Автор и ведущий рубрики «Новости органной жизни с Тимуром Халиуллиным» на Федеральной государственной радиостанции «Радио России» ВГТРК. Тимур Халиуллин, органист, лауреат всероссийских и международных конкурсов: «Не только мощь отличает этот инструмент, но и возможность играть разными тихими флейтовыми тембрами. Автор этого необычного проекта – российский органист Тимур Халиуллин, лауреат международных конкурсов, участник всероссийских и международных фестивалей, автор концертов-лекций для молодежи, ведущий «Новостей органной жизни» на «Радио России». уникальный и самый большой в России орган, мастерство игры на котором демонстрировал талантливый органист, солист Белгородской государственной филармонии Тимур Халиуллин.
Приближённый «короля»
Тимур Халиуллин входит в пятёрку самых востребованных молодых отечественных органистов. Автор и ведущий рубрики «Новости органной жизни с Тимуром Халиуллиным» на ВГТРК РАДИО РОССИИ. Халиуллин Тимур родился в Ижевске (республика Удмуртия), где окончил Республиканское музыкальное училище (колледж) по классу фортепиано (класс ва) и теории музыки. Победителем стал 27-летний Тимур Халиуллин – солист Белгородской государственной филармонии. Музыкант Тимур Халиуллин впервые представил новый голландский цифровой орган на территории замка Utark. лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин (орган) 21 июня принял участие в ежегодном Летнем органном фестивале Helsinki Organ Summer в Соборе Святого Николая (Кафедральном соборе Helsingin tuomiokirkko) в Хельсинки.
Уроженец Ижевска Тимур Халиуллин впервые сыграл на карильоне на фестивале Чайковского в Удмуртии
Следующий концерт «Рок на органе» Тимур Халиуллин и Олег Иванов сыграют уже сегодня 30 сентября в белгородской филармонии. Тимур Халиуллин – легенда органа. В концерте Тимура Халиуллина встречаются классика и современность, академическая и популярная культуры. Приглашенный солист Курской филармонии Тимур Халиуллин исполнил европейские классические хиты, произведения русских композиторов, мелодии современных авторов. Мусульманин Тимур Халиуллин исполняет православную музыку в католических костёлах и не видит в этом ничего странного.
УВАЖАЕМЫЕ ЗРИТЕЛИ!
- Важен не город, а инструмент
- Тимур Халиуллин. Органное шоу «Виртуозная педаль. Танцуя за органом»
- Тимур Халиуллин: «Карильон всегда был светским инструментом…»
- Тимур Халиуллин: Карильон всегда был светским инструментом
Самые читаемые
- Официальный сайт Губернатора и Правительства Курской области
- Виртуальный хостинг
- Смотрите также
- Тимур Халиуллин – легенда органа | Imperial Orchestra | Дзен
Добавить комментарий
- Тимур Халиуллин (орган) – Telegram
- «Не только церковный инструмент». Музыкант — об игре на органе
- Рассылка новостей
- Дневные дела
- Приближённый «короля»