Церковь изо всех сил старалась вычеркнуть из народной памяти и календаря Масленицу, но не слишком в этом преуспела.
Масленица: история, обряды и обычаи
Масленица 2023: что категорически нельзя делать в праздничную неделю, чтобы год был счастливым | Знаток народных традиций ученый-этнограф Сергей Максимов утверждает, что веселье и обильные угощения Масленицы символизируют прощание с ними надолго, помогают подготовиться к Великому посту. |
Традиции Масленицы | Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2023 году и как отмечать ее по дням. |
Все про Масленицу: дата праздника, традиции и обычаи | Масленичные обряды – это целый сложный комплекс, связанный с несколькими направлениями. |
Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск | Общие запреты по дням масленичной недели. Для русской культуры неделя Масленицы — один из самых значимых событий. |
Масленица: история, обряды и обычаи
Начало масленичной недели зависит от Пасхи – большого весеннего праздника. По народным традициям всю неделю Масленицы люди ходили друг к другу в гости, а каждый из семи дней праздника имел своё значение и название. Наступила Масленичная неделя, и на Вологодчине ее отметят традиционными уличными программами, народными играми, старинными песнями и, конечно, вкусными угощениями. Яркая, шумная, веселая и сытная Масленица объединяет в себе народные традиции русской культуры и глубокий смысл христианской веры. Многие масленичные традиции связаны с темами семьи и брака: в эти дни чествовали молодые семейные пары, а юноши и девушки, не вступившие в брак в течение прошедшего года, претерпевали шуточные "наказания" в форме различных обрядов-испытаний.
Масленица: история, обряды и обычаи
Масленица 11 марта по 17 марта 2024: обычаи и традиции🥞 | Масленица является одним из самых ярких и весёлых народных праздников и отмечается в неделю перед началом Великого поста. |
Масленица – что это? | Правмир | Масленичная неделя делится на два периода: Узкая Масленица (первые три дня, когда традиционно можно было заниматься хозяйственными работами) и Широкая Масленица (последние четыре, когда все работы прекращались). |
Масленица: история, традиции, обряды, даты праздника | Традиции и обычаи Масленицы в России — это устоявшиеся народные деяния, которые народ делает в масленичную неделю. |
Масленница. История праздника и традиции. | Образовательная социальная сеть | Масленичная неделя делится на два периода: Узкая Масленица (первые три дня, когда традиционно можно было заниматься хозяйственными работами) и Широкая Масленица (последние четыре, когда все работы прекращались). |
Масленица 2024: какого числа начинается, что празднуется, какие традиции существуют | Все масленичные обряды были посвящены плодородию. |
Масленица на Руси: история и традиции
Яркая, шумная, веселая и сытная Масленица объединяет в себе народные традиции русской культуры и глубокий смысл христианской веры. Многие масленичные традиции связаны с темами семьи и брака: в эти дни чествовали молодые семейные пары, а юноши и девушки, не вступившие в брак в течение прошедшего года, претерпевали шуточные "наказания" в форме различных обрядов-испытаний. У каждого дня Масленицы есть свое особенное название, традиции и правила: церковные и народные. Масленица: что за праздник и как его отмечать. рассказывает, какого числа Масленица в 2024 году, что значит каждый день блинной недели, какие есть приметы и традиции.
Масленица 2023: традиции праздника, что можно и нельзя делать в масленичную неделю
Традиционный атрибут народного празднования — чучело Масленицы. Обычно его одевали в разные лохмотья, а в последний день сжигали, что символизировало долгожданное наступление весны. Главным угощением на Масленицу являются блины. Это связано с верой славян в Солнце как Бога, поэтому появилась традиция печь круглые лепешки, напоминающие по форме небесное светило. Со временем лепешки заменили блинами. Блинов на Масленицу нужно было печь побольше и готовить для них разные начинки: рыбу, капусту, мед и, конечно, приправить маслом и сметаной. В Томскстате посчитали стоимость продуктов для блинов к Масленице Масленичная неделя Каждый день масленичной недели имеет свое название и традиции, как его нужно проводить. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались. Понедельник, 20 февраля, «Встреча». В этот день заканчивали подготовку развлечений к празднику и выпекали первый блин, который было принято отдавать неимущим. В первый день люди готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни.
Вторник, 21 февраля, «Заигрыш». В этот день было принято устраивать народные гулянья — кататься на санях, ледяных горках, каруселях.
На Масленицу едят много блинов, сжигают соломенное чучело, танцуют и водят хороводы, прославляют Весну-красну, чтобы она как можно быстрее победила в схватке с зимой. Прошли столетия, но о Масленице не забывают и отмечают ее с большим размахом. Гулянья продолжаются целую неделю. Масленичная неделя 2024 по дням Масленица — это один из любимых русских праздников.
Ее преимущество заключается в том, что празднования идут целую неделю, причем каждый день имеет свои традиции и поверья. Конечно, в строгом смысле этого слова народные гуляния и ярмарки плохо совмещаются с церковным пониманием этой седмицы. Верующие знают, что с Масленицы уже не совершаются венчания, не употребляется в пищу мясо только молочные и рыбные продукты , а в среду и пятницу даже не совершаются литургии. Иными словами, Великий пост уже на пороге, следовательно, надо готовить душу к воздержанию. Впрочем, привычное масленичное времяпрепровождение все равно остается прежним: люди пекут блины, приглашают гостей, веселятся, наедаются, заговляются на пост. В 2024 году Масленицу празднуют с 11 по 17 марта.
Все Блинницы Каковы же традиции и поверья, связанные с Масленицей? В понедельник по деревням возили специально приготовленное для этого случая чучело Масленицы. Это самодельная фигура женщины: набитая соломой ритуальная одежда. Поэтому этот день назывался «встреча»: люди встречали самый народный праздник. Ставилось чучело на окраине села, но так, чтобы всем было его видно. Хозяйки с утра принимались печь блины и гадали на них: если получались тонкие и воздушные, то год предстоял легкий и счастливый.
Толстый блин символизировал тяжесть и потери. Вторник именовался «заигрышами»: парни знакомились с девушками, приглашали их погулять и отведать блинов. В богатых домах это был настоящий день открытых дверей: блинами угощали всех желающих, особенно потенциальных невесток и зятьев. С этого дня начинались визиты к соседям и родственникам. Днем чучело переносили на центральную улицу или площадь, возле него гуляли и веселились. По домам ходили ряженые со специальным веником, на который хозяева крепили ленты с заговорами от болезней и бед.
Делалось это за символическую плату обычно блинами. В среду, которая называлась «лакомкой», было принято есть, как говорится, без меры. Готовили много блинов, выносили их на улицу, делились с соседями и неимущими. Даже существовало гадание на «лакомку»: если беременная раздает блины и первым у нее берет мужчина, то родится мальчик. А если схватились сразу двое, то это или к двойне, или к скорой второй беременности. Четверг традиционно считался самым веселым днем, потому что народ разгуливался во всю ширь.
Не зря он именовался «широкой Масленицей»: приезжали гости из других деревень, устраивали настоящую братчину, по сути пировали всем селом. Молодежь каталась на тройках с бубенцами, дети пели песни и играли, работали ярмарки, где собирались толпы. Мужчины устраивали шутливые кулачные бои, а влюбленные пары скатывались с горок если таковые еще имелись, в зависимости от времени празднования. Пятница — «тещины вечерки». По этому поводу существовало две традиции. Согласно одной, теща сама приглашала к себе на блины семью дочери.
Что касается другой, то все наоборот: именно зять приезжал к теще и звал к себе на обед.
К ним относятся русские кулачные бои стенка на стенку, масленичная игра в мяч, взятие снежного городка. Символических значений у этого акта могло быть несколько: чучело либо олицетворяло «умирающий» старый год, либо символизировало смерть, а его сожжение означало торжество жизни. Филолог Владимир Пропп подчеркивал: чучело не просто сжигали. Золу от него предавали земле, чтобы подкрепить ее производительные силы и способствовать плодородию. Важно, что крестьяне проводили обряд на засеянном поле. Аналогичный ритуал проводили и в домах: небольшие куклы сжигали, а пепел бросали во двор к скоту, чтобы способствовать его плодовитости, пишет советский этнограф А. При этом масленицу ни в коем случае нельзя было оставлять целой на Великий пост.
Это только подчеркивает языческий характер этого праздника. Этой цели отвечал хоровод: круговой танец олицетворял процесс витья, кручения как метафоры зарождения жизни и был нацелен на получение хорошего урожая.
С сайта stranamam. Отдельного внимания заслуживает блюдо "Каймак" — сладкий соус, приготовленный путем уваривания пенок жирного топленого молока. С сайта obrazslova. По консистенции и по вкусу "Каймак" напоминает что-то среднее между сметаной и сладким творогом. Традиционным напитком на столе был "Варенец" — топленное молоко, приготовленное путем длительного выпаривания на низких температурах. С сайта gastronom. И конечно, ни один масленичный стол не обходился без творога и сырников, приготовленных из него.
Вот некоторые из них на Масленицу: - Сколько блинов напечешь, столько удачных деньков привлечешь. Свист свистулек в этот праздник предрекает скорую оттепель. На Масленичной неделе принято тратить деньги на еду, безделушки и развлечение. Не зря Масленицу называют щедрой. Так что если вы щедро встретите и проводите ее, то и год для вас будет щедрым. А если кататься всю неделю — весь год будешь как сыр в масле кататься. С сайта cdt-4. Если же хозяйка не обладала кулинарным талантом и первый блин получался испорченным, то избежать плохой приметы можно было, скормив его птицам за окном. Во всех храмах совершается особенный обряд — священнослужители и прихожане просят друг у друга прощения, чтобы с чистой и спокойной душой вступить в Великий пост.
В этот день принято обращаться к родным и близким с просьбой простить те обиды, которые мы им нанесли за последний год. С сайта multimama. В этот день прощаются все обиды. Принято ходить на кладбище и оставлять на могилах блины. Прощеное воскресенье — это день, когда нам всем дается возможность, не наступая на мозоли нашего самолюбия, не уязвляя нашу гордость, не задевая чувства ложного достоинства, попросить прощения у тех, кого мы обидели. И самим простить тех, кто причинил нам зло. По слову одного святого, мы "обновили в себе ощущение ближнего", и теперь, в Прощеное воскресенье, напоминая нам о необходимости повиниться и примириться с окружающими, деликатно, тактично, дают возможность это сделать. Нужно искренно произнести: "Прости меня, пожалуйста! И от всего сердца ответить: "Бог простит!
И я прощаю! Сейчас ритуал превратился всего лишь в завершающую точку торжества. А наши предки ко всему относились куда серьезнее, и обряд не только символизировал уход зимы и наступление весны, но был залогом нового урожая. Яркий пышный костер являлся предвестником удачного года. Первые упоминания о традиции сжигания страшной куклы относится к временам существования древнерусского государства.
Началась Масленица: народные обычаи и традиции
Традиции и обычаи Масленицы в России — это устоявшиеся народные деяния, которые народ делает в масленичную неделю. По традиции также запрещается сидеть дома в одиночестве, масленица — это праздник для общения, веселья и радости. Как проходит Масленичная неделя: традиции, обряды, что едят на Масленицу.
Масленица: история, обряды и обычаи
Причем полагалось начинать подготовку к этому событию заранее. Накануне вечером зять посещал дом родителей своей жены и лично приглашал в гости. Теща выдавала зятю сковороду и половник, а тесть снабжал маслом и мукой. А с утра друзья зятя, наряженные в праздничные одежды, приходили за ними и провожали в дом к товарищу. Суббота — золовкины посиделки Масленичная суббота проводилась в так называемых «золовкиных» посиделках. В этот день было принято звать в гости сестер и других родственниц мужа. Если родственницы были незамужние, в дом звали и других незамужних подружек. А замужние золовки приглашались в гости вместе со всей родней. День проходил в угощении блинами, разговорах, песнях и играх. Масленица еще служила временем, когда можно было гадать. Удобнее всего это было делать на «золовкиных посиделках».
Незамужние девушки гадали на жениха, а семейные — на количество детей. Прощеное воскресенье или проводы Самый важный день Масленицы. В этот день принято просить прощения у всех близких или просто знакомых людей. В ответ полагается произнести: «Бог простит и я прощаю». Еще в последний день Масленицы посещали могилы ушедших родственников, поминали их. Вечер воскресенья был посвящен сжиганию чучела Масленицы. Также старались доесть все блины и другие скоромные угощения, ведь наутро наступал Великий пост. Все, что не успевали съесть, раздавали нищим или сжигали. Еду, оставшуюся от Масленицы, никогда не выбрасывали, это считалось плохой приметой. Знаменитая картина Сурикова «Взятие снежного городка» Приметы и поверья Масленицы Как любой старинный праздник, Масленица имеет множество примет и поверий, в том числе: Дождь накануне Масленой недели — хороший урожай грибов осенью Заморозки под Масленицу обещают мягкое и урожайное лето.
Чем больше хозяйка испечет блинов, тем более богатым будет год.
Подавали блины со сметаной, вареньем, медом и, главное, маслом, творогом. Ведь в масленицу принято есть как модно больше молочных продуктов. Поэтому творог и масло, сыр и молоко, сметана и простокваша, ряженка и молочные кисели — постоянно присутствуют на столах.
И здесь сошлись как раз церковные традиции и народные обряды. Неделя по церковному календарю считается сырной. Фактически это подготовка к пищевому воздержанию. С самого начала масленичной недели употреблять любые мясные продукты категорически запрещено.
Но традиция налегать на молочную продукцию появилась задолго до Крещения Руси. И это связано с тем, что именно в конце зимы телились коровы. Значит, и молока было вдосталь. А вот мясные запасы подходили к концу.
Забивать же скот в то время, когда ожидается приплод, было глупо и нецелесообразно. Поэтому основой рациона и становились молочные продукты. Традиции прижились и перекочевали в церковную культуру русской православной церкви. Обряд «колодочной жизни» в большей степени происходит с территорий Украины, Белоруссии.
Его отголоски можно наблюдать и сегодня. Женщины на селе брали палку —«колоду» и рядили ее в бабу. На протяжении недели обряды были связаны с жизнью этой колоды, то есть фактически проходил весь жизненный цикл. Так, понедельник был посвящен ее «рождению», во вторник колядия «крестили».
Среда была связана со всеми жизненными моментами. И уже в четверг колодке предстояло умереть. В пятницу проходила церемония тризны — похорон с ритуальными песнями, обильными трапезами. В субботу «оплакивали» колодку.
А в воскресенье была кульминация праздника. На всем протяжении празднования Масленицы Колодку носили по деревне. Цель была привязать ряженую куклу к холостым да к незамужним. Но был вариант откупа.
Чтобы не позориться, юноши и девушки вешали на куклу бусы, ленты. А самим женщинам давали выпивку и закуску. Так и получалось, что к концу недели, когда устраивали проводы Масленицы, кукла была вся увешана бусами и украшена разноцветными лентами. Брачные и женские обряды на Масленицу Почему именно женские?
Да потому, что праздник исконно имел определенную «женскость». Даже в народе можно встретить название Масленицы как Бабская неделя. Большинство традиций и обрядов на Масленицу связаны именно с представительницами прекрасного пола. Считается хорошей приметой на Масленицу проводить сватовство.
Именно сватовство было принято проводить особенно весело с частушками и играми на Масленицу, с катанием на санях по деревне, да на санках с горок. В древние времена было принято в эту неделю и свадьбы гулять. Однако христианская церковь запрещает жениться на масленичной неделе. Связаны такие обряды с культом плодородия.
Именно поэтому внимание заострялось на женском бытие.
Считалось, что, насыщая себя, люди помогают передать яства и напитки в загробный мир, угощая умерших. Никто не хотел, чтобы его пращуры в праздник оставались голодными, поэтому все ели на Масленицу как никогда старательно. После пира наступало время массовых гуляний, в основе которых, опять же, лежали сакральные принципы. Все затеи, будь то хороводы или обливания талой водой, имели особый смысл и посвящались Велесу, весне и будущему урожаю. Точно так же как на Ивана Купала на Масленицу прыгали через костер и пели песни, посвященные пробуждению природы. Огромные горки для катания, которые строили для Масленицы, поражали воображение иностранцев Как и в Купальскую ночь на Масленицу парни и девушки искали себе пару.
Чтобы в толпе гуляющих свободная молодежь могла друг друга узнать, на руку повязывалась лента или шнурок. Чествовали в этот праздник и тех, кто уже нашел свое счастье и создал семью в минувшем году. Кульминационным моментом Масленицы был обряд пробуждения кома от зимней спячки. Для этого мужчину наряжали в медведя, облачая в шкуру или обвязывая соломой и помещали в «берлогу», построенную из веток. Изображавший зверя притворялся спящим, а празднующие водили вокруг хороводы и пели песни. Пробуждение кома-«хозяина» начиналось после того, как присутствующие начинали бросать в него снежки. Но для начала основного представления на ряженого должна была залезть девушка и попрыгать на нем.
Задачей проснувшегося медведя было догнать «обидчицу», бегавшую внутри большого хоровода и шутя «задушить». Кулачные бои были важной частью празднования Масленицы даже в начале XX века После пробуждения импровизированного медведя начинались массовые игрища. Если снега было достаточно, парни устраивали штурм снежной крепости, которую обороняли девушки. Первому, кто прорывал оборону, предоставлялся приз — он мог перецеловать всех защитниц цитадели.
Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела.
В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду.
Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г.
Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду.
В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями.
Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю.
А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н.
Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению.
Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование».
Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством.