Воскрешение Христа означает, что после того, как Иисус был распят и похоронен, Он воскрес из мертвых на третий день. «» рассказывает, какого числа этот праздник отмечают в 2024 году и чем христианская Пасха отличается от католической. Воскресение Иисуса Христа — одно из наиболее известных событий. Какого числа Христос воскресает в 2024 году: точная дата и пасхальный расчет.
Что произошло с Иисусом Христом после смерти?
Сын Божий встретился с Марфой и Марией через четыре дня после кончины их брата. Вместе с ними в окружении учеников и жителей города он пришел на гору, где был похоронен Лазарь, и велел сдвинуть камень, закрывающий вход в гробницу. Затем Иисус приказал покойнику «Лазарь, выйди вон! Праздник Входа Господня в Иерусалим отмечается 28 апреля Весть о чудесном воскрешении быстро распространилась среди иудеев. Поэтому, когда Иисус прибыл в Иерусалим, его встречали как мессию, царя, победившего смерть. Люди ликовали и устилали его путь пальмовыми листьями, которые со временем стали важным атрибутом другого праздника — Входа Господня в Иерусалим. В России из-за особенностей климата это растение заменили на вербу. Так появилось народное название торжества — Вербное воскресенье. По преданию, Лазарь прожил еще 30 лет. Спасаясь от гонений, он уехал на Кипр, где был возведен в сан епископа и до конца жизни проповедовал христианство.
Его мощи были обретены в IX веке в городе Ларнака. После этого их перевезли в Константинополь, а над могилой святого возвели храм Праведного Лазаря.
Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою.
Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых» Ин.
Вновь мы видим, как ученики не сразу узнают Иисуса, и в конце повествования слышим глухой намек на сомнения в том, что это Он: они не смеют спросить Его: «кто Ты? Можно было бы предположить, что ученики поначалу не узнали Иисуса по той причине, что Он стоял на берегу, а они были в лодке, однако Евангелист специально отмечает, что расстояние до берега было небольшое 200 локтей составляет около 90 м. Другое объяснение подчеркивает человеческую слабость: Петр и другие ученики были слишком усталыми и разочарованными после бесплодных усилий целой ночи. Однако наиболее очевидное объяснение вытекает из сопоставления этого явления с другими явлениями Воскресшего: изменился Его внешний вид. То, что Иисус уже ранее являлся им дважды и что они услышали Его голос с берега, не помогло им узнать Его. Каким образом Иоанн узнал Учителя? Вероятно, не столько по голосу или внешнему виду, сколько благодаря тому же внутреннему чувству, которое охватило двух учеников из Евангелия от Луки, когда они встретили Иисуса на пути в Эммаус.
Ел ли Иисус вместе с учениками или только угощал их? Тот факт, что воскресший Иисус ел с учениками, а не просто наблюдал, как они едят, находит наиболее прямое подтверждение в словах Петра из книги Деяний: «Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых» Деян. Для Петра тот факт, что воскресший Иисус был способен есть и пить с учениками, является доказательством того, что явившийся им не был ангелом или призраком: Он воскрес в человеческом теле. Это тело, как мы видели, приобрело особые свойства, и даже внешний его облик изменился. Однако способность есть и пить воскресший Иисус не утратил. Послание на проповедь Являясь ученикам после Своего воскресения, Иисус говорил им об ожидающей их миссии. Тема послания учеников на проповедь присутствует во всех четырех Евангелиях.
У Иоанна она вправлена в повествование о явлении Иисуса одиннадцати ученикам вечером первого дня недели: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» Ин. Вселенский характер миссии, ожидающей апостолов, в полной мере отражен в наставлениях, которые ученики получают от воскресшего Учителя в Евангелии от Матфея: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» Мф. Несмотря на торжественный характер этого эпизода, Евангелист не считает нужным умалчивать о том, что не все ученики поклонились Воскресшему.
Некоторых все еще терзают сомнения: Он или не Он? Ученики все еще на пути от неверия к вере и все еще ближе к начальной точке пути, чем к конечной. Об этом прямо говорится в Евангелии от Марка: «Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» Мр. Сравнение двух отрывков показывает, что речь идет о двух разных явлениях.
У Матфея дело происходит на горе в Галилее, у Марка — в закрытом помещении, когда ученики возлежат на вечери. Вознесение Чреда явлений воскресшего Иисуса ученикам завершается Его вознесением на небо. Марк говорит об этом кратко, не обозначая место действия: «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» Мр. Лука уточняет, что вознесение произошло в Вифании — селении близ Иерусалима, куда Иисус неоднократно приходил при жизни Мф. Таким образом, если Евангелия от Матфея и Иоанна заканчиваются в Галилее, а от Марка в необозначенном месте, то действие Евангелия от Луки завершается близ Иерусалима: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь» Лк. Свою вторую книгу Лука начинает прологом, в котором говорит о том, что Иисус «явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» Деян. Именно из этого упоминания мы узнаем, что вознесение произошло на сороковой день после воскресения. Рассказ о вознесении в Деяниях содержит дополнительные подробности по сравнению с рассказом из Евангелия от Луки: «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». В каком-то смысле именно этот рассказ, распадающийся на четыре самостоятельных тематических сегмента, может служит эпилогом ко всей истории жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа. В первом сегменте Лука возвращается к завершающим словам беседы Иисуса с учениками, в которых Он говорил о том, что пошлет им обетование Отца Лк.
Во втором сегменте вводится новая тема: ученики спрашивают о «временах и сроках»; здесь же Иисус повторяет обетование и говорит о предстоящей им миссии. В третьем сегменте Иисус возносится на небо. Сколько раз воскресший Иисус являлся ученикам? Как мы видели, в Евангелии от Матфея упоминались два явления воскресшего Иисуса: женщинам, которые шли от гроба, и ученикам на горе в Галилее. У Марка говорится о трех явлениях: Марии Магдалине, двум ученикам на дороге и одиннадцати, возлежавшим на вечере. Лука описывает явление двум ученикам на пути в Эммаус, кратко упоминает о явлении Симону и затем подробно рассказывает о явлении «одиннадцати и бывшим с ними» — итого три эпизода. Наконец, Иоанн описывает четыре явления: Марии Магдалине, ученикам без Фомы вечером первого дня недели, ученикам с Фомой на восьмой день и ученикам на море Тивериадском.
Следует также обратить внимание на свидетельство апостола Павла, важность которого определяется тем, что он писал раньше, чем евангельские повествования приобрели окончательную форму и сложились в единый корпус из четырех свидетельств. В отличие от Августина, он не имел возможности сличить письменные источники и основывается исключительно на устном предании. Павел упоминает пять явлений: Кифе; двенадцати; пятистам братьям; Иакову; всем апостолам 1 Кор. О явлении Кифе Симону упоминает Лука; о явлениях двенадцати точнее, одиннадцати упоминают все четыре Евангелиста; о явлениях пятистам братьям и Иакову мы не знаем из Евангелий ничего; явление «всем апостолам» можно считать за отдельный эпизод или отождествить с описанным у Луки явлением «одиннадцати и бывшим с ними». Итоговый список явлений воскресшего Иисуса включает не менее двенадцати эпизодов, однако, судя по упоминаниям в Книге Деяний, их могло быть и больше. Во всяком случае, их было достаточно для того, чтобы у апостолов исчезли всякие сомнения в достоверности воскресения Христа и чтобы они могли говорить о нем как о неопровержимом факте. Альтернативные версии воскресения История воскресения из мертвых Иисуса Христа, Сына Божьего и Сына Человеческого, лежит в самой сердцевине христианства.
Если вынуть из него эту историю, оно перестает быть самим собой. Не случайно противники христианства на протяжении веков главным объектом своих нападок делали именно эту историю, объявляя ее вымышленной и предлагая различные альтернативные версии того, что могло произойти с Иисусом и Его общиной после смерти. Вот лишь несколько таких версий: 1 В основе легенды о воскресении Иисуса лежит мистификация. Его тело было украдено из могилы учениками, которые объявили, что Он воскрес. Это, похоже, самая ранняя из известных альтернативных версий: она зафиксирована в Евангелии от Матфея Мф. В XIX веке подобную же версию мы находим у Ренана, по словам которого, в возникновении мифа о воскресении Христа «играла видную роль сильная фантазия Марии Магдалины... Страстное чувство галлюцинирующей женщины дало миру воскресшего Бога»[9].
С течением времени «рассказы о явлениях Воскресшего писались, переписывались и еще раз переписывались». Так появились те истории о явлениях Воскресшего, которые вошли в Евангелия[10]. Эту версию озвучивает ряд авторов из числа скептиков и рационалистов. После Его смерти ученики «пережили некий опыт, который породил в них убеждение, что Иисус присутствует в нынешнем времени»[12]. Истории о явлениях Воскресшего возникли вследствие того, что пораженные скорбью ученики «ощутили Его незримое присутствие, преодолели чувство вины, найдя в Его трагической смерти смысл, идеализировали и интернализировали своего Учителя, бережно храня в памяти Его слова и дела»[13]. Эта версия также озвучивается целым рядом современных авторов. А Иисус, впавший в дремоту, был вознесен Аллахом на небеса.
Эта версия содержится в Коране[14]. После того, как Его тело было положено в пещеру, прохладный воздух и запах благовоний помогли Ему очнуться, а благодаря землетрясению от гробницы отвалился камень. Сбросив погребальные пелены, Иисус переоделся в лежавшую там одежду садовника. Эта версия была выдвинута в XIX веке некоторыми теологами-рационалистами[15]. После того, как Иисус был распят, брат-близнец явился Марии Магдалине, а затем другим ученикам Иисуса, заставив их поверить в то, что Иисус воскрес. Эта недавно озвученная версия принадлежит американскому автору Ф. К перечисленным версиям можно было бы добавить много других, выдвигавшихся в разные эпохи разными авторами.
Самые фантастичные и маргинальные можно отбросить без комментариев. В частности, гипотеза Пулмана о брате-близнеце «настолько натянута и так вольно обращается с фактами, что теряет даже внешнее правдоподобие. Величайшую из когда-либо рассказанных историй он превращает в величайшую нескладицу, какую только можно вообразить... Принимать такую басню всерьез могут только самые легковерные читатели»[17]. Теория о том, что в основе всей христианской проповеди лежит мистификация ученики украли тело Иисуса, а потом объявили Его воскресшим , казалась не требующей комментариев уже евангелисту Матфею, включившему ее в свое повествование без какой бы то ни было оценки. Учитывая, что Иисус оставил после себя группу последователей, состоявшую, как минимум, из ста двадцати человек Деян. Теория, изложенная в Коране, противоречит ясному и недвусмысленному свидетельству четырех Евангелий о смерти Иисуса на кресте, Его погребении и воскресении.
Теория глубокого обморока или летаргического сна, в который якобы впал Иисус, затем сумевший собственными силами выбраться из гробницы, вызвала критику вскоре после своего появления даже в среде теологов-рационалистов. Штраус писал по этому поводу: «Вышедший из гроба полуживым, ходящий в болезненном виде, нуждающийся во врачебных пособиях и уходе, и, наконец, изнемогающий от томительных страданий, Иисус Христос никак не мог бы произвести на учеников то впечатление победителя смерти и владыки жизни, которое послужило основанием всей дальнейшей их деятельности. Такое возвращение к жизни только ослабило бы впечатление, какое Иисус производил на учеников при своей жизни и смерти, исторгло бы у них плачевные вопли, но никак не могло бы их скорбь превратить в воодушевление, их почитание к Нему довести до обожания»[18]. Теорию о том, что в основе всех рассказов о явлениях воскресшего Иисуса ученикам лежит свидетельство одной экзальтированной женщины — Марии Магдалины, — еще в III веке убедительно опроверг Ориген. Он показал, что рассказы о явлениях Воскресшего слишком разнообразны и многочисленны, чтобы их можно было свести к одному источнику[19]. Попутно Ориген опроверг мнение Цельса о том, что, если бы Иисус воскрес, «Он должен был бы явиться Своим врагам и судье, который Его осудил, вообще всем без исключения», а не только группе учеников[20]. Если Иисус при жизни отказывался совершить чудо для доказательства Своего всемогущества Мф.
О них Он сказал в притче о богаче и Лазаре: «... Теория, согласно которой рассказы о воскресении Иисуса многократно переписывались, не находит никакого подтверждения в текстологической традиции четырех Евангелий. Несмотря на то, что в поиск их более ранних прототипов были вложены колоссальные человеческие и финансовые ресурсы, этот поиск дал нулевой результат. Самые разнообразные домыслы относительно гипотетических первоисточников евангельских повествований высказывались учеными на протяжении XIX-XX столетий, но ни один такой первоисточник так и не был найден. Пожалуй, наиболее живучими оказались теории, согласно которым повествования Евангелий о воскресении Христа следует понимать метафорически — как свидетельства о том, что память об Иисусе бережно хранилась в сердцах Его последователей. В той или иной степени эти теории восприняты многими современными авторами из либерального лагеря, в том числе теми, что входили в печально известный «семинар по Иисусу», предпринявший грандиозный сизифов труд по демонтажу евангельского текста с целью доказать отсутствие исторического зерна в большинстве евангельских повествований. Один из этих авторов, Дж.
Кроссан, считает, что изначальное «Евангелие креста», лежавшее в основе Евангелия от Марка, не содержало в себе описаний явлений воскресшего Иисуса. Богословие Марка основывалось на диаде Страстей и парусии второго пришествия , предвкушением которого было Преображение: места для воскресения в этом богословии якобы не было. Хотя в Евангелиях от Матфея, Луки и Иоанна явления Воскресшего описываются, сами Евангелисты не одобряли эти рассказы[21]. Хромая логика неизбежно приводит к кривым выводам. Основанная на голословных утверждениях и подкрепленная лишь гипотетическими источниками[22] замысловатая и искусственная конструкция, созданная ученым, призвана доказать, что никакого воскресения не было. Подобной же хромой логике следует другой сторонник метафорического прочтения воскресения — Р. Аслан, представляющий Иисуса зилотом, который боролся за независимость Израиля от римлян, но потерпел поражение в этой борьбе и был распят на кресте.
Чтобы восстановить его репутацию мессии, понадобилась история о воскресении, сформулированная раннехристианской общиной в качестве основного вероучительного постулата: на нем Павел в середине 50-х годов I века построил все здание христианского богословия. Когда же в середине 90-х годов того же столетия евангелисты создавали рассказы о явлениях воскресшего Иисуса, это делалось для того, чтобы «облечь плотью и костями уже сложившийся символ веры, создать повествования из уже сложившегося вероучения и в особенности — чтобы опровергнуть обвинения критиков». К тому времени «прошло шесть десятилетий с момента распятия», и евангелисты, наслышанные обо всех возможных возражениях против воскресения, смогли создать такие рассказы, которые опровергали каждое из них в отдельности[23]. Эту теорию с некоторыми модификациями воспроизводит Юлия Латынина[24], выдавая свою книгу о жизни Христа за какое-то новое «расследование», основанное на новых, полученных ею в ходе путешествия в Израиль, данных. Книга Латыниной вся от начала до конца построена на подтасовке одних очевидных фактов и игнорировании других. Если воскресение не было историческим событием, — а именно это пытаются доказать авторы все новых и новых «революционных биографий» Иисуса, — то откуда взялась та уверенность в воскресении, которой пронизана вся раннехристианская проповедь? Действительно, вера в воскресение Христа была частью христианского символа веры с самого начала, и именно на этой вере была построена вся церковная жизнь первых христиан.
Но также можно узнать дату и самостоятельно — надо помнить, что праздник наступает после весеннего равноденствия 20 марта, а также после первого полнолуния, следующего за ним. При этом Пасха обязательно приходится на воскресенье. Пасхальная неделя в 2024 году В 2024 году Пасхальная неделя начнется 5 мая — на Пасху — и закончится 12 мая — на Красную горку. Расскажем подробно о днях пасхальной недели: Светлый "Поливальный", "Мокрый" понедельник В первый день Пасхальной недели принято встречаться с родными и близкими, обмениваясь куличами и крашеными яйцами, принимать гостей. А "Мокрым" его прозвали из-за того, что девушки дарили своим возлюбленным яйца-крашенки, а те, в свою очередь, водили их к воде и обливали, чтобы любимая была красивой и здоровой. Было принято, что службы в храме в светлый вторник посещают только женщины, а мужчины в это время помогают по хозяйству и управляются с детьми. Светлая среда "Хороводница", "Градовая" Девушки собирались группами и водили хороводы, пели песни, устраивали различные забавы и игры. Помимо этого, считалось, что если посадить саженцы в этот день, то рассада может погибнуть из-за града. Особенно важна среда для незамужних девушек. Они просят Бога о хорошем муже и семье.
Также в этот день вспоминали умерших, но ни в коем случае нельзя было скорбеть. Для них оставляли открытыми двери, вывешивали полотенца на окна, чтобы усопшие могли навестить родных. Именно поэтому день называется "навским". Не постятся. Светлая пятница Прощеный день Вспоминают и почитают икону Божией Матери "Живоносный источник", освящают воду, которой верующие могут окроплять огороды, чтобы собрать в будущем хороший урожай.
Духа на апостолов в 50-й день после Пасхи и установление Нового Завета Деян. Вкушение чудесно посылаемой Богом манны Исх. Жизненные испытания, которые должен каждый христианин перенести. Водружение медного змия, глядя на которого евреи спасались от укусов ядовитых змей Чис 21:9.
Избавление от угрызений духовного змия - дьявола силою Креста Ин. Вступление евреев в обещанную их отцам землю Ис Нав 4. Обещание нового неба и новой земли, на которых будет обитать правда 2 Птр. Из этого сопоставления пасхальных событий мы видим, как события ветхозаветной Пасхи служили прообразом новозаветной и возвещали о больших духовных переменах, которые должны произойти в жизни человечества после воскресения Мессии. Вот почему апостолы, празднуя новозаветную Пасху, утверждали: "Пасха наша - Христос, закланный за нас! Пророчества о воскресении Мессии О воскресении Мессии свидетельствуют многие ветхозаветные пророчества. Среди них надо упомянуть те, которые предсказывали, что Мессия будет не только человек, но и Бог , и следовательно, будет бессмертным по Своему божескому естеству. Смотри, например: Псалмы 2-й, 44-й и 109-й, Ис. О воскресении Мессии также косвенно свидетельствуют пророчества, говорящие о Его вечномЦарстве , например: Быт 49:10, 2 Цар.
Среди прямых предсказаний о воскресении Христа самым ясным является пророчество Исаии , занимающее всю 53-ю главу его книги. Пророк Исаия, который жил более 700 лет до Р. Но Господу было угодно поразить Его, и Он предал Его мучению. Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он увидит потомство долговечное. И воля Господня успешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством. Поэтому Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу. О воскресении Христа предсказал также царь Давид в 15-м псалме, в котором от лица Христа Давид говорит: "Всегда Я видел пред Собою Господа, ибо Он одесную по правую руку Меня, не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце Мое и возвеселился язык Мой.
Даже и плоть Моя упокоится в уповании надежде. Ибо Ты не оставишь души Моей в аду и не дашь Святому Твоему видеть тление. Ты укажешь Мне путь жизни; полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек" Пс. Таким образом, пророки заложили в своем народе основу веры в пришествие и воскресение Мессии. Вот почему апостолы с таким успехом распространяли среди еврейского народа веру в воскресшего Христа, несмотря на препятствия, со стороны религиозных вождей еврейского народа. Эти апостольские слова говорят не только о физическом воскресении людей, но, первую очередь, о духовном возрождении. Как смерть бывает двоякая - духовная и физическая, так и воскресение бывает двоякое - духовное и физическое. Духовная смерть Адама, состоявшая в утрате общения с Богом, предшествовала его физической смерти. От Адама смерть, как результат нравственного повреждения, перешла на всех людей.
Воскресение Христово является началом нашего духовного воскресения, пробуждения в нас духовных стремлений, а также нравственного возрождения. Об этом духовном воскресении верующих Господь говорил: "Наступает время, и насталоуже , когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышав - оживут" Ин. Это есть то "первое" воскресение, о котором говорится в книге Апокалипсис Откр. Заключается оно в том, что люди, уверовав в Сына Божия, в таинстве крещения рождаются для духовной жизни, становятся способными жить высшими интересами и воспринимать высшие ощущения. Благодать Божия помогает христианам совершенствоваться в добродетелях, духовно расти. Поэтому апостолы утешали христиан напоминанием о том, что они, в противоположность неверующим язычникам, уже "воскресли с Христом" Кол. Духовное воскресение в этой жизни послужит фундаментом для физического воскресения, которое силой всемогущего Бога произойдет в последний день существования этого мира. Тогда души всех умерших вернутся в их тела, и все люди оживут, независимо от того, где и как они умерли. Но вид воскресших будет отображать их внутреннее состояние: одни будут выглядеть светлыми и радостными, другие - страшными, как ходячие мертвецы.
О всеобщем воскресении Господь предсказал в таких словах: "Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас голос Сына Божия; и пойдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресениеосуждения" Ин. При этом, предстоящее всеобщее воскресение мертвых надо отличать от временных воскрешений умерших, которые Господь Иисус Христос и его ученики совершали, согласно Евангелию и книге Деяний Апостолов. Например: воскрешение дочери Иаира, сына Наинской вдовы и Лазаря, лежавшего в гробу четыре дня, и другие. То было временным пробуждением от смерти, так что после определенного времени воскрешенные снова умерли, как и все люди. Но всеобщее воскресение из мертвых будет вечным воскресением, в котором души людей навсегда соединятся с их нетленными телами. При всеобщем воскресении праведные люди восстанут преображенными, одухотворенными и бессмертными. Первым воскресшим с таким обновленным и одухотворенным телом был Господь Иисус Христос, Которого Апостол называет "Первенцем умерших" 1 Кор. Праздник христианской Пасхи встречается православными христианами так радостно потому, что они в пасхальные дни более, чем в другое время года, ощущают возрождающую силу воскресения Христова, - ту силу, которая низложила власть тьмы, освободила души из ада, открыла двери в рай, победила узы смерти, влила жизнь и свет в души верующих. Замечательно еще, что пасхальная радость распространяется на такое большое количество людей, - не только на глубоко-верующих, но и на теплохладных и далеких от Бога.
На Пасху весь мир и даже, кажется, бездушная природа радуются победе жизни над смертью. Пасхальное богослужение Нет богослужения более светлого и радостного, чем православная Пасха. Служба на Пасху начинается крестным ходом вокруг храма, с зажженными свечами в руках всех собравшихся и с пением: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех: и нас на земли сподоби удостой чистым сердцем Тебе славити. Обойдя храм, крестный ход останавливается перед затворенными главными дверями, и священник начинает утреню возгласом: "Слава Святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице. Затем старший священник возглашает пророческие стихи псалма: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его. Во время пения канона священнослужители повторно совершают полное каждение храма и приветствуют богомольцев словами: "Христос воскресе! Иоанна Златоустого, которая начинается словами: "Если аще кто благочестив. Литургия совершается сразу после заутрени. Вместо обычных псалмов, поются особые антифоны: короткие молитвы со стихами; вместо "Святый Боже," поется "Елицы во Христа крестистеся.
Когда служат несколько священников, то Евангелие читается на разных языках в знак того, что о воскресении Христа апостолы проповедовали разным народам на их родных языках. Вместо "Достойно есть," поется следующий задостойник в русском переводе : "Ангел восклицал благодатной: чистая Дева, радуйся! Твой Сын восстал из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых: люди веселитесь! Ты же, Чистая, радуйся о воскресении Рожденного Тобою. На одном из последующих богослужений артос раздробляется и раздается верующим в память явления воскресшего Христа апостолам Луке и Клеопе которые Его узнали после преломления Им хлеба. В первый же день св. Пасхи освящаются яйца, сыр и масло, а также куличи, которыми разговляются верующие. В день св. Пасхи верующие приветствуют друг друга братским лобзанием со словами: "Христос воскресе" христосуются и обмениваются крашеными яйцами, которые служат символом воскресения.
Во все дни пасхальной недели царские врата остаются открытыми в знак того, что воскресением Христовым всем людям открыт доступ на Небо. Начиная с первого дня св. Пасхи до вечерни праздника Св. Троицы в течение 50-ти дней делать земные поклоны не следует. Пасхальный канон в русском переводе Песнь 1-я Ирмос : Воскресения день. Просветимся, люди! Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли на небо Христос Бог привел нас, поющих победную песнь. Очистим чувства и увидим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и "радуйтесь" ясно услышим от Него, воспевая победную песнь.
Небеса достойно да веселятся, земля да радуется. Да празднует весь мир, видимый и невидимый; ибо восстал Христос - веселье вечное. Песнь 3-я Ирмос : Придите, станем пить новое питие, не из камня бесплодного чудесно изводимое, но из источника нетления - гроба Христова, на Котором утверждаемся Исх. Теперь всё наполнилось светом - небо, земля и места преисподние; да празднует вся тварь восстание Христа, на Котором утверждаемся. Песнь 4-я Ирмос : Возвещавший о Боге Аввакум да станет с нами на Божественной страже и покажет нам светоносного Ангела, ясно восклицающего: ныне спасение миру, потому что воскрес Христос, как всесильный Аввакум 2:1, Ис. Наша Пасха - Христос явился мужеским полом, как сын разверзший девственную утробу; назван Агнцем, как предлагаемый в пищу, - непорочным, как непричастный скверны, а как истинный Бог - наречен совершенным Исх. Благословляемый нами венец - Христос, как однолетний агнец добровольно заклался за всех в очистительную Пасху, и опять из гроба нам воссиял Он, прекрасное Солнце правды. Богоотец Давид в восторге скакал пред прообразовательным ковчегом; мы же, святой народ Божий, видя исполнение прообразов, да возвеселимся священно; ибо воскрес Христос, как всесильный 2 Цар. Песнь 5-я Ирмос : Восстанем глубоким утром, и вместо мира принесем песнь Владыке, и узрим Христа - Солнце правды, всех жизнью просвещающего.
Увидев безмерное милосердие Твое, Христе, содержимые в адовых оковах, радостно поспешили к свету, прославляя вечную Пасху. Со светильниками в руках пойдем навстречу Христу, исходящему из гроба, как жениху, и с радостно празднующими чинами Ангелов будем праздновать спасительную Божию Пасху. Песнь 6-я Ирмос : Сошел Ты, Христе, в преисподние места земли и сокрушил вечные заклепы, содержащие узников и в третий день, как Иона из кита, вышел из гроба Иона 2:11. Не повредив заключенной утробы Девы в рождении Твоем, Христе, Ты восстал из гроба, сохранив целыми печати, и отверз нам двери рая. Спаситель мой, живая и, как Бог, незакалаемая Жертва! Добровольно приведя Себя к Отцу, Ты, восстав из гроба, воскресил вместе и родоначальника Адама. Песнь 7-я Ирмос : Спасший отроков из печи, сделавшись человеком, страдает, как смертный, и Своим страданием облекает смертное в красоту бессмертия, единый Бог отцов, благословенный и препрославленный. Богомудрые жены вслед за Тобою спешили с благовонными мастями; но Кого они, как мертвого, искали со слезами, Тому поклонились с радостью, как живому Богу, и Твоим ученикам, Христе, возвестили таинственную Пасху. Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой, вечной жизни и в восторге воспеваем Виновника сего, единого Бога отцов, благословенного и препрославленного Осия 13:14.
По истине священна и достойна всякого торжества сия спасительная и светозарная ночь, предвозвестница светоносного дня воскресения, в которую вечный Свет во плоти для всех воссиял из гроба. Песнь 8-я Ирмос : Сей именитый и священный день, единственный, царь и господь среди суббот, - праздник из праздников и торжество из торжеств; в этот день благословим Христа во веки. Придите, в славный день воскресения, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселья, Царства Христова, воспевая Его, как Бога, во веки. Возведи взоры твои, Сион, и посмотри вокруг себя: вот стеклись к тебе - как богосветлые светила от запада, севера, моря и востока - дети твои, благословляющие в Тебе Христа во веки Ис.
You are here
- Пасха 2024. Какого числа, дата Пасхи | Правмир
- Что такое Лазарева суббота?
- Лазарева суббота. Что можно и нельзя делать 27 апреля 2024 года
- Воскресение Иисуса Христа — Википедия
- Лазарева суббота. Что можно и нельзя делать 27 апреля 2024 года - Погода
- И. Моторин: Явления воскресшего Иисуса Христа - Союз ЕХБ
Как отметить Лазареву субботу 27 апреля: главные традиции церковного праздника
Господь не обманул и вернулся к верующим, но как незаметно пестующий их Наставник, невидимо присутствующий на Земле. Евангелист Марк прямо указывает на Его дальнейшее участие в земной жизни апостолов и учеников, что пошли они по миру с проповедями «…при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» [Мк. Русский ученый-хирург Н. Пирогов писал: «Учиться и жить есть одно и то же». Вся жизнь человека — это непрерывное обучение через телесное, душевное и духовное совершенствование себя и своего окружения. В таком трудном деле Христос действует как постоянно находящийся рядом Учитель. Используя педагогическую технологию имитации критических ситуаций, Христос предстает в разных лицах, проверяя праведность поведения людей. Так, в Судный День Он станет благодарить праведных, по правую руку от Него, за оказанную Ему помощь, «…ибо алкал Я и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» [Мф.
Праведники изумятся, поскольку не видели в этих людях Христа [Мф. Но Он был — в преображенном виде. А неправедным, по левую руку, Он скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Не оказавшие помощь в перечисленных ситуациях неправедные тоже удивятся, ибо и они не узнали Его [Мф. Но Он был — в образах страждущих. Распространено мнение, что Царство Божие должно прийти сразу по всей планете. В действительности же Христос избрал другую тактику — постепенного наращивания территории «не от мира сего».
Первый зафиксированный на Земле божественный «островок» — создание локального Христова царства среди двенадцати апостолов: «Не бойся, малое племя! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» [Л. О втором «островке» говорит евангелист Лука в Деяниях апостолов, описывая появление в Иерусалиме через их миссионерские действия христианских общин, где все «…верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, и хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к церкви» [Деяния 2:47]. Увеличение суммарной площади землян, стремящихся жить по Божеским законам, происходит с разных точек планеты, с многочисленных плацдармов разной величины.
Подобным образом заживает обожженная кожа человеческого тела с островков здоровой ткани. Возможность локального здоровья в больном организме многократно научно обоснована. Распространение Царства Божия может осуществляться двумя способами: добровольным и насильственным. В первом случае воля Всевышнего реализуется творческими усилиями живущих людей. Осуществление социального прогресса реализуется под контролем Учителя, незримо присутствующего в гуще событий, незаметно помогая в решении трудных задач. Об этом Он говорит многократно. Священник П.
Воздвиженский написал об этом в «Детской Библии»: «Не подумайте, однако, что если Христос вознесся на Небо, то Его нет больше у нас на земле. Нет, Он в одно и то же время может быть и на Небе, и на земле. Он…вездесущ… Он и здесь и везде присутствует невидимо …». Детская Библия по мотивам священника П. Воздвиженского, 1899 г. Значит, обращаясь к Нему в молитве, взгляд надо направлять не только вверх, но и вокруг. Он — рядом, являясь единственным представителем на Земле триединой ипостаси Бога.
Если тебе трудно, обратись за советом — и Господь подскажет: «Тот, кто ищет, найдет, и тот, кто стучит, ему откроют» [Фома 98]. В результате Евангелие Царства распространится «…по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» [Мф. Мк, 13:10]. Придет конец мира зла и начнется мир добра: «Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти» [Фома 19]. Христос однозначно заявляет: «…Я пришел … спасти мир» [И. Этим закончится второй этап становления Царства Божия, и свершится «…суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» [И.
И тогда пошлет Он Ангелов своих и соберет избранных своих от четырех ветров, от края земли до края неба…» [Мк. Соберет соль Земли, которым говорится: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» [Мф.
Начало трансляций в 09-00 и в 17-00. Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через врата смерти, объявляет Себя ее победителем». Христианское богословие рассматривает это чудо как зримый символ власти Христа над жизнью и смертью, как уверение учеников в своем Воскресении и будущем воскрешении мертвых.
Иисус Христос сказал о Себе: «Я есть воскресение и жизнь» Ин. В этих словах можно выделить несколько смысловых аспектов. Он является Богом , а Бог, как известно, является Источником жизни для всех живущих.
Он, как вочеловечившийся Сын Божий, страдавший и умерший на Кресте, победил смерть и воскрес. Он не просто воскрес: Он — первенец из умерших 1Кор. Через приобщение к Нему, к Его Церкви , грешники воскресают духовно. Те, кто следует по стопам Христовым, наследуют вечную блаженную жизнь. Почему Христос умер, страдая на Кресте, разве Он не мог избежать такой смерти, дожить до преклонных лет, умереть и воскреснуть без страданий? Сын Божий стал Человеком не ради того, чтобы просто пожить на земле и умереть, как бы естественной смертью, положим, от немощи или от старости. Крестные Страдания и смерть Господа Иисуса Христа носили добровольный, жертвенный, искупительный характер. Не случайно, когда Он стал говорить Своим ученикам о том, что Ему «много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» Мк.
Подробнее об основных аспектах Искупления см. Почему оно совершено через Крестные страдания и смерть воплотившегося Сына Божьего? Да, и после победы Христа над адом и смертью люди продолжают умирать телесно. Однако в силу этой победы и в ад теперь попадают далеко не все умершие, и все мертвые воскреснут. Многие же не просто воскреснут, но воскреснут в вечную блаженную жизнь. Как пишет свт. Иоанн Златоуст , хотя «мы и теперь все еще умираем прежней смертью, но не остаемся в ней; а это не значит умирать… Власть смерти и истинная смерть есть та, когда умерший уже не имеет возможности возвратиться к жизни.
Афанасий Великий. Григорий Нисский. Говорится ли в Ветхом Завете о Воскресении Христовом? О воскресении Мессии свидетельствуют многие ветхозаветные пророчества. Среди прямых пророчеств о воскресении Христа можно выделить следующие: 1 «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» Быт. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» Ис. Кроме того, Воскресение Христово было предсказано во времена Ветхого Завета через прообразы. В частности, о том, что нахождение ветхозаветного пророка Ионы прообразует нахождение во гробе Спасителя, говорит Сам Спаситель Мф. Если Иисус Христос был распят в пятницу, то как Он провел три дня в гробнице, воскреснув из мертвых в день воскресный? В Священном Писании говорится о том, что Иисус Христос воскреснет не через трое суток, а именно в третий день: день первый — пятница, второй — суббота, третий — воскресенье. Он умер в пятницу — это один день; субботу лежал в гробу мертвым, вот и другой день; ночь на воскресенье застала Его еще мертвым. Так насчитывается трое неполных дней и ночей.
Что такое Пасха и в чём смысл главного христианского праздника. Простыми словами
"Она символизирует гроб Христов, из которого воскрес Спаситель", — объяснил Сергей Муравьёв. Воскресение Иисуса Христа — одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскресение из мёртвых Иисуса является краеугольным камнем христианства. Когда же они уверовали, что Иисус физически воскрес из мёртвых, все они рисковали жизнью ради имени Господа Иисуса Христа. Это была первая весть Ангелов женщинам о воскресении Иисуса Христа, но не самое явление Воскресшего. В каком году воскрес Иисус Христос? Евангелия сообщают, что Христос начал свое служение, будучи примерно 30 лет, и оно продолжалось три года, следовательно Распятие и Воскресение произошло в 33 году нашей эры.
Фактические данные, свидетельствующие о Воскресении Иисуса Христа
Чудо воскресения Лазаря из мертвых служит кульминацией всей предыдущей серии чудес, с помощью которых через Иисуса Христа была явлена Божия слава. Чудо воскрешения Господа нашего Иисуса Христа воспевается ежегодно в праздновании Святой Пасхи. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью. Расскажем, кто такой Лазарь, почему его воскрешение привело к распятию Иисуса Христа и как нужно отмечать торжество.
Дата празднования Пасхи, особенности ее определения
- Пасхальная неделя в 2024 году
- Вход Господень в Иерусалим | 27.04.2024 | Московский Данилов монастырь
- Предыдущие выпуски
- И. Моторин: Явления воскресшего Иисуса Христа - Союз ЕХБ
Пасха: почему главный христианский праздник каждый год отмечается в разный день
Но застать в живых Иисусу друга не удалось — когда Он добрался до Вифании, Лазарь уже четыре дня покоился в могиле. У Марии и Марфы собрались многие иудеи, чтобы их утешить, а когда пришёл Христос, Марфа сказала, что если бы Он был рядом, Лазарь бы не умер. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли ты в это? Узнав, где был похоронен Лазарь, Иисус прослезился от скорби и отправился к гробнице. Там Он попросил отвалить камень, который закрывал вход в пещеру, где лежало тело Лазаря, но Ему возразили: поскольку тело провело там уже четыре дня, оно уже должно было начать разлагаться и «смердеть». Однако Христос был непреклонен, и пещеру отворили. Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. И умерший, замотанный по рукам и ногам в погребальные пелена и с платком на лице, действительно вышел из пещеры. Это событие заставило многих, кто при нём присутствовал, искренне уверовать в Спасителя. Фото: wikimedia.
Когда он скончался, его мощи положили в мраморный ковчег с надписью «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В IX веке по распоряжению византийского императора Льва Мудрого его мощи перенесли в Константинополь, а в Китионе на месте его гробницы построили храм во имя праведного Лазаря. Суть и значение праздника Лазарева суббота Воскрешение Лазаря — это последнее чудо Христа в земной жизни и одно из самых значимых, недаром его начали использовать в изобразительном искусстве одним из первых. Это связано с надеждой людей на вечную жизнь, на воскрешение после смерти — пусть не такое чудесное, но неизбежное, когда настанут последние времена. Кроме того, воскрешение Лазаря является большим событием в земной жизни Христа, которое непосредственно сказалось на Его дальнейшем пути — ради Лазаря Он вернулся в Иудею, а после чуда воскрешения и из-за Его растущего влияния на паству первосвященники окончательно решили Иисуса убить. Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
Еще по теме Кому благословение, кому швабру в руки: журналист «ФедералПресс» прожила один день в нижегородском монастыре По прибытии Иисус узнал, что Лазарь уже четыре дня как мертв и похоронен в пещере, плотно закрытой камнем.
Он велел открыть пещеру и «воззвал громким голосом: Лазарь! И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет». Эти события верующие вспоминают каждый год на Лазареву субботу. Ее отмечают за неделю до Пасхи и перед Вербным воскресеньем — по этой причине праздник в народе иногда называют Вербной субботой. В 2024 году Лазарева выпадает на 27 апреля. В чем смысл Лазаревой субботы С эпизодом с воскрешением тесно связаны события, которые выпали на последнюю неделю земной жизни Христа, полную страданий и завершившуюся гибелью Иисуса на кресте, — в православной традиции этот период знают как Страстную неделю. Как следует из Евангелия от Иоанна, фарисеи и первосвященники сильно испугались произошедшего с Лазарем, опасались, что еще больше людей уверуют в Иисуса.
С того дня Христа было велено схватить и задержать.
То есть все умирающие люди «автоматически» попадали в Ад. Иного посмертия не было ни у кого. Иисус был ниспослан на землю как последний шанс, данный человечеству, чтобы исправить это. Однако, сплошь и рядом люди лицемерили, притворялись, что уверовали. Однако, те несколько учеников Иисуса, а также раскаявшийся Дисмас показали Богу, что не все души людские черны как ночь. Человечество заблудилось в собственных грехах, и не было того света, который мог бы направить людей на Путь Истинный. Но как же быть со Словом Божьим? Иисус пообещал Дисмасу, что тот станет первым человеком, попавшим в Рай, но… Врата Рая мог пройти только человек крещённый, коим обычный разбойник, конечно же, не являлся. Возможно, это прозвучит кощунственно, но более точной фразы я подобрать попросту не могу.
Как известно, крестины положено проводить в «Крови Божьей», которую заменяет святая вода. Помните, какая жидкость полилась из раны, нанесённой безымянным легионером Иисусу? Именно вода, смешанная с маслом. Достоверных сведений о том, как именно произошло крещение Дисмаса, мне найти так и не удалось. Очевидно, что каким-то образом «Кровь Божья» попала на тело разбойника, но вот каким именно, в Писании не поясняется. На мой взгляд, имеют место быть два варианта развития событий: Вариант первый К телу распятых слетались вороны. Да, они не трогали Иисуса, но, согласно всё тому же Писанию, последние слова Гестаса слишком дорого ему обошлись - падальщики в ту же секунду выклевали глаза разбойнику. Думаю, пора сделать ещё одно лирическое отступление. Дело в том, что ворон — грешная птица. Именно он сидел не верхушке дерева в тот момент, когда Адам и Ева вкусили Запретный Плод.
Ворон же, наблюдая за гневом Божьим, даром времени терять не стал, и поспешил попробовать Яблоко Эдема. Не трудно предположить, что было дальше: ворон из рая изгнали, великолепные четырёхцветные перья сменились чёрными, а сладкий голос превратился в хриплое карканье. Согласно этой легенде, в ту минуту Иисусом были спасены две души: не только человеческая, но и птичья. Именно ворон, напившись «Крови Божьей», окропил ею разбойника. Вариант второй В нём тоже замешана птица. Только на этот раз главной героиней является белоснежная голубка, прилетевшая оплакать смерть Божью. Иисус повелел ей перенести часть своей «Крови» на Дисмаса, и душа бандита всё равно отправилась в рай. Так или иначе, Дисмас стал первым человеком, чья душа отправилась в Рай после смерти. Грехи его простил сам Господь, и с последними солнечными лучами дух разбойника покинул тело. Но куда же отправился сам Иисус Христос?
Путешествие в Ад Иисус следовал человеческим путём до конца. И едва Он испустил последний вздох, душа Его отправилась в Ад. То, что произошло дальше, иначе как Чудом, назвать было нельзя. И узрел Господь Вездесущий многие тысячи душ грешных. А силы нечистые, вместе с Ангелами Падшими и самим Диаволом, попрятались куда только смогли, дабы не видеть лика Его, Светом озарённого». Бог милостив. Он готов был простить всех, кто находился в Аду на момент Пришествия. Иисус сказал только одно: «Уверуйте». Лишь одному человеку не был предоставлен выбор и не было даровано прощение. Этим человеком являлся удавившийся Иуда.
Когда Господь спустился в Ад, самый грешный из людей находился в цепких лапах Диавола, испытывая невероятные мучения. Впрочем, за Спасителем последовали далеко не все: одни остались, боясь неизвестности, другие, осознав свои грехи и узрев Господа, раскаялись, и добровольно приняли муки Ада… Так или иначе, смертная жизнь Сына Божьего окончилась в Аду, откуда он ценой частички себя извлёк множество раскаявшихся душ.
О сошествии Христа в ад верующие вспоминают на богослужениях в последнюю неделю перед Пасхой Страсти Христовы. Иконография В византийской и древнерусской иконографии не изображается сам момент воскрешения, описания которого нет в новозаветных текстах. Для православной традиции каноническим является сюжет, связанный с сошествием Христа в ад и освобождением душ праведников и первых людей.
Именно он отражает суть христианского учения о победе над смертью. Пасхальные иконы условно делят на три типа: "Анастасис", "Сошествие во ад" и "Воскресение Христово". Иконография образа "Анастасис" сложилась к Х веку: на иконах изображен Христос, стоящий на двух преломленных створках адских ворот, в окружении душ, которых он вывел из преисподней. В XI веке в западноевропейском искусстве возникло изображение "Сошествие во ад", на котором Спаситель спускается в черную бездну, протягивая руки людям, находящимся там. Реже встречается другой тип иконы - "Воскресение Христово", заимствованный из западноевропейской традиции XIV века.
На ней изображен Христос, выходящий со знаменем в руке из открытой погребальной пещеры. Однако этот сюжет не является каноническим для Русской православной церкви. Обычно образ Христа, выходящего из гробницы, является составной частью более сложных композиций, которые включают в себя и сюжет о сошествии Спасителя в ад.
Сколько раз воскрес Христос : Интересное
проект Помни Всегда. На Пасху принято приветствие — обмен тремя поцелуями с фразой «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!». Если теперь гробница была покинутой, поскольку ученики были убеждены, что Иисус воскрес из мертвых, то встал очень важный вопрос: какими теперь должны быть отношения между учениками и воскресшим Христом? Христос Воскрес!