Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Жестоко подавлено Золотой Ордой при участии Москвы и Суздаля. Нашествие получило название «Федорчукова рать» — и это было последний случай, когда хан Золотой Орды силой устранял неугодного ему великого князя. Отчего ханские силы и получили название среди летописцев «Федорчукова рать».
Тверское восстание 15 августа 1327 года - Архивы Тверской области
В 1257 году Александр Невский привёл татар для переписи податного населения Новгорода. Есть смутные свидетельства, что местами татарам было оказано сопротивление битва на Туговой горе под Ярославлем , и эта полицейская акция имела характер нашествия. В 1293 году состоялось полномасштабное вторжение татарских сил под предводительством Тудана Дюденя в Северо-Восточную Русь — «Дюденева рать». В ходе его было разорено 14 городов Владимиро-Суздальского и Муромского княжеств. В составе ордынских войск были дружины нескольких русских князей. Цель похода точно неизвестна. Во всяком случае, он был использован одними русскими князьями против других. Такая же русская усобица привела в 1328 году к вторжению татарских войск в Тверское княжество. В этом нашествии вместе с татарами участвовали московские войска князя Ивана Калиты, а одним из орд ынских полководцев был, по-видимому, принявший ислам русский, по имени которого это нашествие вошло в историю как «Федорчукова рать». С XIV века участились битвы отдельных русских с отдельными силами татар на пограничье Руси. Такие столкновения уже вряд ли подходят под определение «нашествия».
Нашествием, наверное, следовало бы считать вторжение крупных татарских сил, в результате которого был взят или подвергнут осаде хотя бы один крупный город. Исключение могут составлять действия темника Мамая 1380 и хана Ахмата 1480.
Искореним шпионов и диверсантов! И вот недавно Ифань, писатель, автор фэнтези-произведений, решил поискать творческого вдохновения в исторических событиях и обратился для этого к китайской Википедии. И прочитал там о таких захватывающих дух событиях, перед которыми и значительная часть фэнтези блекнет. Кому из нас не известно со школьной скамьи о борьбе между Московским и Тверским княжествами в средневековой Руси во времена ордынского ига? Пожалуй, об этом сюжете помнят даже те, кто после окончания школы обходил историю десятой дорогой. Но о том, что увидел в китайской Википедии Ифань, слыхом не слыхивали даже люди, защищавшие диссертации о противостоянии Москвы и Твери.
Оказалось, что яблоком раздора между двумя средневековыми русскими княжествами послужил серебряный рудник Кашен, обнаруженный на изначально подконтрольной тверским князьям земле. Рудник этот оказался потрясающе богатым, на добыче серебра в нем трудилось около 30 тысяч рабов и 10 тысяч вольноотпущенников. И естественно, подобный кладезь не мог не привлечь внимания московских князей, которые и начали череду войн, длившихся аж 180 лет, с 1305 по 1485 год куда там Столетней войне между Англией и Францией! И этот рудник продолжал еще многие столетия обеспечивать казну Русской державы, исчерпавшись только в середине XVIII века — воистину, за такой приз стоило бороться два века. Все больше и больше он узнавал нового о сечах злых и великих, о разных личностях, так или иначе связанных с Кашенским рудником и борьбой за него.
Можно отметить лишь тот факт, что обычно в помощь князьям отправлялись войска под предводительством ханских родственников-«царевичей» Неврюя, Дюденя, Токтомера, позже Чо-лхана, но относительно Кавгадыя таких сведений не имеется. После освобожде-ния ханский посланник, видимо, вернулся в Москву к Юрию и вместе с ним от-правился на суд к Узбеку , на котором должна была решиться судьба Юрия и Михаила. В Золотую Орду раньше прибыли Юрий и Кавгадый. Именно бывший ханский посланник и выступил главным обвинителем Михаила перед Узбеком. Кавгадый обвинял тверского князя в желании вместе с собранной данью бежать к немцам.
На Русь был отправлен посол Ахмыл, который предупредил Михаила, что, если тот не поедет в Золотую Орду, на Тверь будет организован карательный поход. Князь отправился в ставку Узбека, где над ним состоялся суд. Судьей и обвинителем на нем выступил Кавгадый. Михаилу были выдвину-ты следующие обвинения: «цесаревы дани не далъ еси, противу посла бился еси, княгиню великого князя Юрья уморилъ еси». Суд вынес обвинительный при-говор тверскому князю, однако казнь была отложена на два месяца. Подобная задержка, по мнению Э. Клюга, была вызвана борьбой внутри ханского окруже-ния. Однако партия сторонников Юрия одержала верх, и Михаил Ярославич был казнен. Во главе Тверского княжества стал Дмитрий Ми-хайлович 1298—1326. Между Тверью и Москвой состоялись переговоры, в ре-зультате которых установился мир, а тело Михаила было возвращено в родной город.
Константин Михайлович оставался в Москве, где вступил в 1320 г. В 1321 г. По всей видимости, посольство было направлено, чтобы собрать задолженность тверичей по дани. Напряженность в московско-тверских отношений сохранялась. В 1322 г. Юрий, находив-шийся в Новгороде, попытался встретиться с послом Узбека , но по дороге был разбит Александром Михайловичем, который смог захватить казну с выходом. Юрий отправился к Узбеку лишь спустя два года в 1324 г. Следом за ним в Золотую Орду устремился и Дмитрий, где в итоге и убил московского князя «без цесарева слова» , за что и был сам казнён. Помимо самоуправства, про-явленного тверским князем, по мнению Р. Почекаева, свою роль могли сыг-рать ордынские суеверия, по которым «пролитие крови в ханской ставке могло навлечь гнев Неба на того, в чьем доме она пролилась».
Узбек продержал Дмитрия в заточении 10 месяцев, прежде чем казнить. Чем была вызвана эта за-держка, неизвестно: связано ли это было с борьбой ордынских группировок или же размышлениями самого Узбека о роли Дмитрия в своей политике. После казни Дмитрия хан Узбек в 1326 г. Обычно это решение трактуется как ми-нимум «спорным»: «несмотря на все просчёты и провалы тверских князей» , Узбек продолжал поддерживать тверских князей. Однако, как справедливо от-метил А. Горский , политика Дмитрия каких-либо явных антиордынских признаков не несла. Пожалуй, наоборот, именно тверской князь смог продемон-стрировать себя настоящим слугой хана, в отличие от Юрия, который не выпла-тил ордынский выход. По всей видимости, во время суда над Дмитрием в Орде находился и его брат Александр. По возвращению из ставки хана вместе с ним прибыл ордын-ский отряд, который учинил много «тягот» Низовской земле. В летописях име-ются разногласия по этому событию.
В Новгородских 1 и 4 летописях Алек-сандр вернулся из Орды ещё до поездки Дмитрия. В тверском летописании не упоминается об ордынском отряде, учинившем тяжелые «тяготы». В ряде других летописей делается акцент на том, что разорение постигло только Твер-скую землю. Вероятно, что Александр оставался в Твери, когда Дмитрий от-правился в Орду, но после гибели Юрия он последовал в ханскую ставку, дабы повлиять на судебное решение. С этой же целью, но желая обернуть ситуацию в свою пользу, в Орду последовал Иван Калита. Как известно, хан Узбек при-нял решение частично удовлетворившее каждую сторону: Александр получил великое княжение, а московский князь добился смерти убийцы своего брата. Можно предположить, что Александр Михайлович, пытаясь добиться освобож-дения своего брата, наделал много долгов. В связи с этим на Русь прибыли «та-тарове должници». Скорее всего, Александр пытался минимизировать потери Тверского княжества и как великий князь Владимирский позволил ордынцам грабить всю Низовскую землю, тем самым оберегая свою отчину. В 1327 г.
Посольство Чолхана обычно не связывают с антитверской политикой хана Узбека. Чолхана считают послом, прибывшего на Русь, чтобы собрать дань. Также существует точка зрения, что посольство было направлено с целью уста-новления контроля над тверским князем. Также возможно, что Чолхан про-должил собирать с тверичей прошлые задолженности за время суда над Дмит-рием. Попытки Александра успокоить население были неудачными. Князь также принял участие в восстании. Именно его новгородские и мос-ковские летописи называют предводителем восставших тверичей. Однако ви-деть Александра зачинщиком восстания не представляется возможным, ввиду его «примиренческой» позиции до уничтожения отряда. Восстание в Твери не могло быть оставлено безнаказанным. Союзники «взяша градъ Тферь и Кашинъ, а прочая грады и волости пусты сотвориша, а людеи изсекоша, а иныхъ в полонъ поведоша», помимо тверских территорий пострадали также и новгородские земли.
Александр Михайлович вместе с семьёй бежал в Псков. В 1328 г. Кон-стантин «нача княжити тоды тихо и мирно» , тем самым стремясь восстано-вить свои земли после разорения. Тверскому князю постоянно приходилось ориентироваться на Орду и Москву. В 1332 г. Константин ходил в Орду вместе Иваном Даниловичем , по всей видимости, чтобы подтвердить свой ярлык. Александр Михайлович не желал оставаться в Литве. В 1335 г. Александр отправляет в Золотую Орду своего сына Фёдора, а в 1337 г. Хан Узбек простил князя и разрешил ему снова сесть в Твери.
Однако Тверской земле дорого далось возвращение князя: в 1335 г. Возвращение на тверской стол Александра Михайловича не устраивало Ивана Даниловича. Московский князь отправился в Орду и в результате интриг смог добиться перемены в позиции Узбека. К Александру было направлено по-сольство с требованием явиться в Орду. Тверской князь сначала отправил сына Фёдора, а затем поехал и сам. Как и перед казнями Михаила Ярославича и Дмитрия Грозные Очи в ханской ставке происходила борьба между группиров-ками, поддерживающими, с одной стороны, Ивана Калиту, а, с другой, — Алек-сандра Михайловича. С этим связано летописное упоминание: «и инiи глагола-хоу: княженiе ти великое даетъ царь, а инiи глаголахоу; оубиту ти быти». Существует предположение, что столь сильные перемены в отношении Узбека к Александру Михайловичу связаны с желанием хана через посредниче-ство тверского князя урегулировать отношения с набирающей силы Литвой. Ко-гда же тверской князь не оправдал себя в роли посредника, то он был казнён. Учитывая, что в это время литовцы вышли к границам Орды, версия о попытки использовать связи Александра с Гедимином выглядит вполне жизнеспособной.
После казни Александра ярлык на Тверское княжение снова получил Кон-стантин Михайлович. Князь продолжил свою политику по избеганию активных действий во внешней политике. Лишь однажды, можно предположить, Констан-тин попытался использовать Золотую Орду против Москвы. В 1340 г. Однако это был единичный случай. В связи с усилени-ем Московского и Литовского княжеств для тверских князей именно отношения с этими государствами выходят на первый план. К тому же к концу правления Константина в Тверском княжестве развернулись междоусобицы. В ханскую ставку князья ездят для получения ярлыка и определения прав наследования. Так, в 1346 г. По мнению Р.
Почекаева, какой-либо дальновидной политики со стороны хана не было, а данное решение было продиктовано сложившимся в Золотой Орде обычаем наследования от отца к сыну. Хотя следует отметить, что данная традиция наследования не была обычна для монголов. Подобное решение вызвало междоусобицу в Твери, которая закончилась в 1349 г. Од-нако в скором времени она возобновилась в результате передачи ярлыка Васи-лию Михайловичу, что привело к нарушению устоявшегося равновесия и вы-звало новый виток борьбы между двумя тверскими князьями. Очередная по-пытка Всеволода в 1358 г. Следует отметить, что после смерти Узбека Золотая Орда стала терять свою мощь и былое влияние, всё сильнее погрязая в непрерывных смутах. За междоусобицами были «практически забыты внешнеполитические интересы Зо-лотой Орды.
Он отправился в Орду и предложил помочь восстановить власть над взбунтовавшимся княжеством. Интересы двух сторон совпали, и Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников [1] и велел идти на Александра Михайловича. К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина. Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту» [5]. Тверской князь Александр бежал в Новгород , потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви.
Кожевки: что было в Твери на месте огромного пустыря
Тверская легенда повествует следующее: ранним утром 15 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, некий дьяк Дудко повел на водопой свою кобылицу. Татары увидели молодую, справную лошадь и стали ее отнимать, дьяк поднял крик. Возмущенные горожане за дьяка вступились, завязалась драка. Тверичи ударили в вечевой колокол, схватились за ножи и топоры. Вспыхнуло стихийное восстание, в исторической литературе получившее название «замятня» 1.
Татарский отряд был полностью уничтожен. Шевкала и его приближенных, разгневанные горожане сожгли вместе с княжеским дворцом. Заодно были избиты татарские купцы, проживавшие в Твери. Удивительно, какой живучей может быть народная память.
В Твери до сих пор существует уголок, называемый Татарскими горками, а рядом находится улочка, носящая название Татарский переулок. В далеком XIV веке это была городская окраина. На Татарских горках жили ордынские баскаки и табунщики. Когда, в 1327 г.
Они добрались до Москвы и известили о случившемся в Твери московского князя Ивана Калиту, который не преминул воспользоваться создавшейся ситуацией для ослабления Твери. Калита тут же отправился в Орду и предложил хану Узбеку содействие в усмирении непокорной Твери. Хан обещал московскому князю Владимирское княжение и выделил большой отряд в 50 000 воинов под командованием пяти темников. К отряду москвичей и ордынцев присоединилась рать князя Александра Васильевича Суздальского 2.
В этом нашествии вместе с татарами участвовали московские войска князя Ивана Калиты, а одним из орд ынских полководцев был, по-видимому, принявший ислам русский, по имени которого это нашествие вошло в историю как «Федорчукова рать». С XIV века участились битвы отдельных русских с отдельными силами татар на пограничье Руси. Такие столкновения уже вряд ли подходят под определение «нашествия».
Нашествием, наверное, следовало бы считать вторжение крупных татарских сил, в результате которого был взят или подвергнут осаде хотя бы один крупный город. Исключение могут составлять действия темника Мамая 1380 и хана Ахмата 1480. Хотя они и не привели к разорению обширных областей Руси Мамай вообще до Руси не дошёл , но вызвали мобилизацию против себя крупных русских сил.
Это были предотвращённые нашествия. В 1340 году татары вместе с русскими князьями, включая московского Ивана Калиту, безуспешно осаждали Смоленск, отказавшийся платить дань Орде. В 1377 году, после разгрома русских войск на реке Пьяне, татары взяли Рязань и разорили часть Нижегородского княжества.
Впрочем, это сражение следует рассматривать как первое столкновение в рамках длительной войны против Мамая. В 1382 году Москва и многие русские города были взяты ханом Тохтамышем. В 1445 году татары Казанского царства разгромили московское войско князя Василия II под Суздалем, причём сам князь был взят в плен и отпущен только за большой выкуп.
Эта битва венчала двухлетнюю войну, в ходе которой татары длительное время оккупировали Нижний Новгород и разорили Суздаль.
Столь краткие справки способствуют возникновению у многих читателей своего рода чёрно-белого восприятия тех давних событий и их основных действующих лиц. На самом деле ситуация тогда была куда более сложной и многогранной. Первопричиной всех неурядиц Древней Руси, включая и завоевание войсками Батыя, была её раздробленность на отдельные княжества с регулярным выяснением отношений между возглавлявшими их князьями и княжескими кланами. Междоусобицы между сыновьями Ярослава Мудрого, начавшиеся спустя десяток с лишним лет после смерти последнего действительно Великого Киевского князя, правившего единой Русью, очень быстро вылились в то, что века спустя английский философ Джон Гоббс назвал «войной всех против всех».
В итоге тумены Батыя достаточно легко разбили дружины отдельных русских князей поодиночке. Причём ещё не разбитые Рюриковичи нередко даже радовались, что их соперников разгромили чужими руками, пока очередь на разгром не доходила уже до них самих. Впрочем, как это ни печально, но нет худа без добра. Монгольское завоевание, по крайней мере, помешало экспансии католического Запада. Ведь европейские короли и князья были отнюдь не прочь прирастить свои владения землями «восточных схизматиков», как они именовали православных.
Невская битва и битва на Чудском озере, блестяще выигранные военным гением великого Александра Невского — только верхушка айсберга этой экспансии. Жертвами агрессии Запада, увы, уже к середине XIII века стали земли Юго-Западной Руси, которые удалось воссоединить с материнской цивилизацией лишь спустя четыре столетия, после восстания Богдана Хмельницкого и помощи восставшим со стороны уже окрепшего Московского царства. Впрочем, в действительно единой и мощной, пусть и подконтрольной Руси не были заинтересованы и монголы тоже. А потому, хотя и санкционировали власть Великого князя часто не только в одном крупном княжестве , на что и выдавали претендентам ярлык, документ на княжение, но, в целом, исповедовали известный ещё с Древнего Рима принцип «разделяй и властвуй», не препятствуя вновь и вновь возникающим княжеским междоусобицам да ещё и принимая сторону то одного, то другого соперника. Зато ханам Золотой Орды практически не приходилось держать на русских землях постоянных наместников, обходясь посылкой баскаков — сборщиков дани.
Эту работу нередко соглашались выполнять сами князья, под предлогом сбора дани для хана собиравших с населения куда большие суммы, разницу оставляя себе. На таком фоне в Северо-Восточных княжествах Древней Руси и возникло к концу XIII века соперничество между основными претендентами на великокняжескую власть — княжескими родами Твери и Москвы, которые являлись близкими родственниками. Даниил Московский, ставший фактическим родоначальником самостоятельной династии московских князей, являлся внуком знаменитого Александра Невского, а Ярослав Ярославович Тверской — его братом. Увы, довольно скоро «родичи-Рюриковичи», враждуя между собой, дошли и до смертоубийства. Только в начале XIV века между тверичами и москвичами состоялось несколько битв — с переменным успехом.
Вспыхнуло стихийное восстание, в исторической литературе получившее название «замятня» 1. Татарский отряд был полностью уничтожен. Шевкала и его приближенных, разгневанные горожане сожгли вместе с княжеским дворцом. Заодно были избиты татарские купцы, проживавшие в Твери. Удивительно, какой живучей может быть народная память. В Твери до сих пор существует уголок, называемый Татарскими горками, а рядом находится улочка, носящая название Татарский переулок. В далеком XIV веке это была городская окраина. На Татарских горках жили ордынские баскаки и табунщики. Когда, в 1327 г. Они добрались до Москвы и известили о случившемся в Твери московского князя Ивана Калиту, который не преминул воспользоваться создавшейся ситуацией для ослабления Твери.
Калита тут же отправился в Орду и предложил хану Узбеку содействие в усмирении непокорной Твери. Хан обещал московскому князю Владимирское княжение и выделил большой отряд в 50 000 воинов под командованием пяти темников. К отряду москвичей и ордынцев присоединилась рать князя Александра Васильевича Суздальского 2. На земли Тверского княжества пришла беда. Тверь сожгли, горели Кашин и другие города, убивали и уводили в плен мирных жителей. Заодно разграбили и новгородские предместья. Новгородцы от ордынцев откупорились, выплатив Узбеку 2000 гривен серебра.
Первая попытка: как Тверь попыталась сбросить иго Золотой Орды
Однако вскоре татары организовали карательную экспедицию против тверичей, вошедшую в историю как «Федорчукова рать». Этот опустошительный поход остался в истории как Федорчукова рать (или еще Туралыкова). «Федорчукова рать». Этот этап назван в связи с управлением княжества Щелканом Дудентьевичем. Этот погром получил название Федорчукова рать. В результате военных действий «Федорчуковой рати» полному опустошению и сожжению подверглись Тверь, Кашин, другие города Тверского княжества, а также Новоторжская волость. В летописях это войско получило название Федорчукова рать, по имени командующего-христианина.
Первая попытка: как Тверь попыталась сбросить иго Золотой Орды
Однако все это главным образом эмоции потрясенных горем людей. Нет нужды идеализировать князя Ивана. Он был сыном своего жестокого века, и не просто сыном, а правителем, то есть человеком, заранее обреченным на грех. Автор заведующий кафедрой, профессор, доктор исторических наук 1998 год , тема диссертации: "Политика московских князей конец XIII—первая половина XIV вв. В состав рати вошли и полки Ивана Даниловича Калиты, а также суздальских князей Александра Васильевича и его дяди Василия Александровича. Видимо, суздальские князья, как и Иван Данилович, имели претензии к тверским князьям и держались московской ориентации. Согласно Никоновской летописи, "Федорчукова рать" страшно разорила русские земли, прежде всего, тверские: "Татарове возвратишася... Убиша тогда и князя Ивана Ярославича Рязанскаго, и много христиан избиша и плениша". Тогда же повелением Узбека был убит в Орде рязанский князь Василий. Видимо, рязанские князья выразили какую-то солидарность с восставшей Тверью.
И только Москва счастливо избежала разорения. В данном случае, Никоновская летопись, как и Тверской сборник, говорит о Божием заступничестве за Москву: "Точию съблюде и заступи Господь Бог князя Ивана Даниловичя, и его град Москву и всю его отчину от пленения и кровопролития татарскаго". Справка Кузьмин А. В начале 1960-х годов по приглашению своего учителя академика М. Затем в конце 1960-х годов по рекомендации академиков Б. Рыбакова и И. Ковальченко Кузьмин стал заместителем главного редактора журнала «Вопросы истории», совмещая эту должность с работой на кафедре истории феодализма исторического факультета МГУ». Спицина «Узнав о восстании в Твери, разъяренный хан Узбек послал на Русь карательную рать темника Федорчука. Расправившись с рязанским князем Иваном Ярославичем, заподозренным в связях с тверским князем, ордынцы двинулись к Коломне, где их ряды пополнили полки московского и суздальских князей.
Затем объединенная русско-ордынская рать двинулась к Твери, где учинила страшный погром и «бысть велиа тягость, и томление, и кровопролитие от татар по всей русской земле» ….
Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов. Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы [1] [2] [3] [4].
Федорчукова рать Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси. Он отправился в Орду и предложил помочь восстановить власть над взбунтовавшимся княжеством. Интересы двух сторон совпали, и Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников [1] и велел идти на Александра Михайловича.
К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина. Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту» [5].
Фото: Сергей Савинов Жители Затьмачья селились в основном вдоль берегов рек, а места ближе к центру посада были заняты пашнями. Иронично, но именно туда потом переместится основная застройка по регулярному плану. Как мы уже знаем, Тверь фактически получила второе рождение после опустошительного пожара 1763 года, но «красный петух» приносил беды и раньше. Так, например, настоящая катастрофа случилась в 1449-м, когда огонь уничтожил практически все строения, как утверждается в летописях, и кое-где Тверь даже называется «бывшим градом». Однако посады вновь быстро застраивались, и жизнь продолжалась. Волны нашествий Вообще, Тверь большое количество раз подвергалась разорению, и самой известной трагедией, пожалуй, является восстание 1327 года. Напомню, что оно тесно связано с татаро-монгольским наместником Чолханом в летописях он зовется Щелканом , который выгнал со двора князя Александра.
Баскаки же принялись творить в городе бесчинства, и тверитяне восстали. Щелкана сожгли живьем, а рассеянных по улицам ордынцев также убивали — дубина народного гнева никого не щадила. Спасшиеся принесли весть о восстании в ханскую столицу, и вскоре последовало возмездие. Восстание против Щелкана в Твери, 1327 год. Источник: миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в. Этот опустошительный поход остался в истории как Федорчукова рать или еще Туралыкова. Примечательно, что союзником Золотой Орды выступил московский князь Иван Калита.
Объединенное войско разгромило и разорило Тверское княжество, причем пострадал не только стольный град на Волге, но и окрестности, в том числе Кашин. Вот только и после окончания ордынского ига беды нашего города не закончились. Возможно, вы слышали словосочетание «Государев разгром». Последнюю царские опричники разорили в декабре 1569 года, и описания зверств, ими чинимых, даже сейчас вызывают оторопь. Грабежи, массовые казни, уничтожение церквей и монастырей — счет погибших шел на многие тысячи. Когда-то здесь кипела жизнь. Фото: Сергей Савинов После «Государева разгрома» в Затьмачье, как и в других частях города, появилось множество пустых мест и пустых дворов.
Оправиться Тверь не успела — пришло Смутное время. Череда бедствий вроде голода и польско-литовской интервенции отбросили город назад в развитии.
Ну вот, скажем так. И отец, боясь за него, отправил войска приказ: верните мне сына, возвращайся назад. Сын ответил: лучше мне здесь умереть, чем домой уехать. Тогда Иван Васильевич, разгневавшись, старшему из русских воевод, князю Даниилу Дмитриевичу Холмскому, отправил грозное послание: хочет мой сын или нет, все равно отправить его в Москву, даже если придется это сделать силой. Холмский был полководцем испытанным, он уже в 1468 году разгромил казанцев у Мурома, впоследствии трижды наносил поражение новгородским ратям, когда происходило присоединение Новгородской вечевой республики к Москве. Он был испытанным политиком, ему Иван III доверял, и тем не менее, очевидно, для Холмского потребовалось ну чрезвычайно большое мужество, для того чтобы отказать самому государю. Он сказал, что Ивана Молодого он в Москву не пришлет.
И, наверное, в этом была большая человеческая правда, поскольку пока наследник престола в войсках, войска, что называется, укреплены сердцем: кровь государева рядом с нами, и мы рядом с нею будем стоять мужественно и крепко. Иван III на то и вошел в русскую историю с почетным прозвищем Великий, что он понимал такие вещи и, как говаривали о нем впоследствии, «встречу» любил. Это значит, что когда с ним спорили, когда ему отказывали в повиновении, но при этом какие-то важные аргументы, доводы приводили, он готов был выслушать и он готов был, будучи достаточно грозным и суровым правителем, принять эту правду, которая противоречит его мнению. Ни Холмский, ни Иван Молодой впоследствии наказаны не были, ничего подобного источники до нас не доносят. Но вот в тот момент критический, когда Ахмат оказался рядом с сердцевинными землями Московского государства, юной России, произошел целый каскад боев. Бои шли за перелазы и броды на Угре, они шли между 8-м и 11 октября 1480 года. И атаки ордынцев русские ратники отражали пищальным огнем, стрельбой из луков, совершали контратаки. Поэтому все многочисленные попытки отыскать брешь в позициях русских войск, переправиться, нанести удар, который рассек бы русские войска, они не приводили к успеху. Не надо думать, что стояние на Угре — это стояние мирное, что войска постояли и разошлись.
Нет, шла война, шли бои. И русские войска раз за разом выигрывали сражение на берегах Угры, отбивая натиска Ахматовых воинов. И, конечно же, здесь надо поклониться до земли тому же самому Даниилу Дмитриевичу Холмскому, потому что именно он отыскивал способы, как всякий раз предотвратить атаку ордынцев и мобильно отреагировать на попытку обойти русские войска, найти какой-то брод, перелаз, щель, условно говоря, в расположении его полков и все-таки просочиться туда и захватить какой-то плацдарм на другом берегу Угры. Ну что же, через некоторое время после этих боев Ахмат прекратил атаки, надеясь на то, что Угра встанет, покроется льдом, и тогда можно будет перейти на другой берег. Да, в конце октября Угра встала, а русские войска отошли на позиции около Кременца, чуть-чуть подальше. И они не были распущены, не отступили к Москве, они просто перешли на, скажем так, другую линию оборонительных позиций, поскольку оборонять Угру стало бессмысленно — она утратила, покрывшись льдом, значение выгодного оборонительного рубежа. И в этот момент Ахмату надо было ударить, сокрушить московскую мощь — вот, казалось бы, шанс, лучший за всю военную компанию — а он не ударил. Он какое-то время топтался на месте, а потом уже, в ноябре 1480 года, отступил, разоряя земли собственного союзника, разоряя русские города, мимо которых он выходил на Угру. Ну что же, прежде чем продолжить рассказ обо всех этих событиях, мне хотелось бы, чтобы в эфире прозвучала музыка Михаила Ивановича Глинки к театральной постановке Нестора Кукольника «Князь Холмский».
И я рад после этой героической музыки объяснить, что мы продолжаем разговор об одном из величайших военных триумфов в истории Древней Руси, да и России в целом — о стоянии на Угре 1480 года. Итак, Ахмат отступает. С чем это связано, почему это происходит? Это в значительной степени загадка даже и для современных историков, хотя собрано немало материала, существуют источники летописные, существуют источники, которые, скажем так, относится уже к сочинениям церковных авторов, существуют кое-какие документы, правда, относительно небольшие. Тем не менее на этот вопрос даются разные ответы. Итак, один из ответов состоит в том, что вот ну по некоторым более или менее достоверным, по некоторым подвергаемым сомнению источникам, в тыл к Ахмату вышла русская экспедиция князя Ноздроватого, ударила по его столице Сараю, нанесла ущерб. И Ахмат понял, что надо возвращаться, иначе, собственно, русские ратники в его тылу так разгромят его владения, как он сам мечтал поступить со срединной коренной Русью. Но это один из вариантов. Другой вариант, более, на мой взгляд, основательный.
Собственно, чего ждал-то Ахмат на Угре? Прорывался, не мог прорваться, но не уходил. Если бы они обрушились вместе — ох, у Ивана III возникла бы чудовищная проблема. Но он переиграл их обоих заранее, поскольку договорился о том, что крымский хан Менгли-Гирей в этот момент ударит по южным землям великого княжества Литовского и оттянет на себя силы Казимира Ягеллончика, что и произошло. Действительно, литовские польские войска так и не пришли на Угру, и некому оказалось поддержать Ахмата, некому оказалось вселить в него уверенность, что он абсолютно превосходит в силах Москву. Это один из аспектов, собственно, почему он не попробовал решить проблему, используя современную терминологию, собственными силами. И здесь, очевидно, стоит вглядеться в летописные источники, воспользоваться, кроме того, здравым смыслом. Октябрь и ноябрь на территории Северо-Восточной Руси — это, в общем, время не сахар. Ударили морозы, и от этих морозов изменилась не только Угра, изменилось положение тех, кто встал на ее берегах для того, чтобы сразиться.
А ведь надо было стоять в поле — под холодными ветрами, под снегом, в условиях морозов. И действительно, ударили морозы. А между тем ордынское воинство находилось на территории Руси в походе уже много месяцев, с лета: оно, что называется, поистрепалось, оно выело — вот, наверное, это точное, правильное слово — выело вокруг себя все пищевые запасы округи. Уже очень сложно было добыть фураж для коней, а ордынцы воевали в конном строю. И получалось так, что воинство, в общем, устало, не добилось никакого успеха, лишилось пищи, а должно воевать в сложных условиях, в условиях морозов, да еще, кроме того, очевидно, начинается конский падеж. В силу чего все это происходит? Ну в силу того, что у Ахмата нет надежного тыла: те небольшие небогатые русские городки, которые должны были его обеспечить, конечно, не могли это долго делать. А у Ивана III такой тыл был: собственно, вся Русь за его спиной могла кормить его воинов, обеспечить их деньгами. С братьями удалось договориться, их полки все-таки двинулись на юг, и они впоследствии присоединятся к армии Ивана III, благо, в общем, соглашение было достигнуто.
В общем, он еще может выставить свежих воинов в поле. Конечно, русская армия тоже устала, конечно, ей тоже было не сахар и не мед драться на Угре. Ордынцы — серьезный противник, они никогда не отступали, не испробовав всех возможностей. Но давайте взглянем на эту ситуацию с точки зрения тех, кто сражался тогда на берегах этой русской реки, а ее иногда называют Поясом Богородицы. Для русских, для православных людей, не пропустить Ахмата было делом веры, чести и выживания. Все прекрасно знали, какой страшный, смертоносный вихрь обрушится тогда на Русь, какой смерч будет сметать города и деревни, Русь лишится мира и покоя. А она ведь жила достаточно долго, десятилетия в состоянии, когда могла не испытывать этих самых нашествий, она привыкла к этому. И теперь все опять сгорит, будет уничтожено. То есть они, в общем, стояли насмерть за землю и за веру.
А для воинов Ахмата претензия их правителя на восстановление ордынской власти над Русью — это была задача, которая их самих не касается. Вот есть хан Ахмат, у него есть такая политическая амбиция: он хочет улусника Ивана поставить на колени, может быть, снести ему голову, поставить другого улусника и весь улус присоединить к своим землям. Ну что же, хороший правитель, человек, который долгое время удерживал Большую Орду в состоянии боеспособности и стабильности, почему бы не пойти вместе с ним в поход? Но основная задача ратников ордынских — это все-таки не то что осуществление мечты Ахмата, это добыча, которую можно получить на Руси — это пленники, это угон скота, это ограбление городов, сел — это, короче говоря, захват всего того ценного, что может попасть им в руки в ходе боевых действий.
Федорчуковой рати - фото сборник
Чаще всего это цифровые, традиционные рисунки, на ткани или иных носителях. Слабые работы часто отклоняем, ибо они провоцируют негатив у зрителей. Просим выкладывать картинки в хорошем качестве; на одном изображении только один рисунок; не под углом или наклоном; хотя бы в разрешении 700px; свои работы, а не себя или объекты вокруг. Воздержитесь от публикации недоделок отдельным постом. Этап или фрагмент рисунка можно показать с законченной работой. Как сделать пост заметнее?
Тверское восстание против Золотой Орды Авг 2023 By admin 15 августа 1327 года в Твери произошло одно из самых крупных восстаний против Орды, ставшее первым из открытых выступлений против монголо-татарского гнёта на Руси. В ответ на тверские земли двинулась Федорчюкова рать. В том же 1327 году в Сарай по приказу хана явились русские князья. Хан приказал собрать конное войско численностью около 50 тысяч всадников. Во главе стояли пять «темников великих». Летопись донесла до нас имена трёх из них — «Федорчюк, Туралык, Сюга». По имени первого из них летописцы и назвали этот поход Орды Федорчюковой ратью. Хан повелел идти на Тверь войной и дружинам русских князей — московскому, суздальским и другим. Уклонение от расправы над мятежниками ордынцы могли расценить только как измену их великому хану.
А за стеной острога кипела жизнь — основу средневекового Затьмачья составляли ремесленники. Примерная граница острога могла проходить здесь. Улица Карла Маркса на пересечении с Советским валом. Справа находится храм Иоанна Предтечи. Апрель 2024 года. Фото: Сергей Савинов В большинстве своем это были кузнецы и литейщики, однако известно также о псарях и слободе «ловчего пути», то есть охоты. А вдоль берега Волги, как раз там, где сегодня пустырь, была Кожевая слобода, она же Кожевки. Как следует из названия, жители ее занимались выделкой кож и селились традиционно в отдалении от других людей. Причина проста — резкий и неприятный запах, сопровождавший этот промысел. Еще известно о так называемом Татарском гостином дворе, где останавливались восточные купцы, он тоже располагался на территории Затьмацкого посада. Однако упоминается он уже в более поздних источниках, ближе к началу Смуты. Но о ней чуть дальше. Пустырь на месте одной из средневековых слобод Затьмачья. Фото: Сергей Савинов Жители Затьмачья селились в основном вдоль берегов рек, а места ближе к центру посада были заняты пашнями. Иронично, но именно туда потом переместится основная застройка по регулярному плану. Как мы уже знаем, Тверь фактически получила второе рождение после опустошительного пожара 1763 года, но «красный петух» приносил беды и раньше. Так, например, настоящая катастрофа случилась в 1449-м, когда огонь уничтожил практически все строения, как утверждается в летописях, и кое-где Тверь даже называется «бывшим градом». Однако посады вновь быстро застраивались, и жизнь продолжалась. Волны нашествий Вообще, Тверь большое количество раз подвергалась разорению, и самой известной трагедией, пожалуй, является восстание 1327 года. Напомню, что оно тесно связано с татаро-монгольским наместником Чолханом в летописях он зовется Щелканом , который выгнал со двора князя Александра. Баскаки же принялись творить в городе бесчинства, и тверитяне восстали. Щелкана сожгли живьем, а рассеянных по улицам ордынцев также убивали — дубина народного гнева никого не щадила. Спасшиеся принесли весть о восстании в ханскую столицу, и вскоре последовало возмездие.
Существует две летописных традиции тверская и новгородская , по-разному интерпретирующие события в Твери того времени. Тверской летописец обозначает причиной восстания насилия, творимые Чолханом, а зачинщиками — тверичей, стихийно сплотившихся в отпоре людям ордынского посла. Новгородская версия указывает на первостепенную роль в начале восстания великого князя Александра Михайловича. Крупный конфликт развязался после того как дьякон по прозвищу Дюдко попросил окружающих помочь отстоять его лошадь, которую пытались отнять татары. На помощь начал сбегаться народ, зазвонили колокола, множество татар было убито.
Антиордынское Тверское восстание
Оно выражалось в вассальном подчинении русских князей ханам Золотой Орды. Зависимость от ордынцев проявлялась в следующих формах: Политическая — необходимо было утверждать ярлык на княжение у великого хана. Экономическая — выражалась в выплате огромной ежегодной дани. Административная — из ставки хана присылались ордынские чиновники — баскаки. Они участвовали наряду с местными властями в управлении, занимались переписью и сбором налогов. Военная — княжеские дружины заставляли участвовать в военных акциях ордынцев, родственников великих князей силой принуждали служить в дневной охране хана. Судебная — высшим считался ханский суд в Золотой Орде. Монголо-татарское иго тяготило русские земли. Оно способствовало отставанию в развитии производительных сил, вело к потере политического суверенитета. Тверское восстание явилось закономерным итогом накопленного недовольства как правящей элиты, так и простого народа всевластием и произволом ордынцев. Причины и повод Причиной восстания в Твери в 1327 году стал конфликт между местными жителями и ордынским ставленником Щелканом.
В сентябре 1326 в Орде был казнен тверской князь Дмитрий Грозные Очи, а ярлык на княжение передан следующему по старшинству брату — князю Александру Михайловичу. Около года он смог править относительно благополучно. Но летом 1327 года в Тверь приехал с огромной свитой двоюродный брат хана Узбека Чол-хан. В русских источниках чаще всего в его отношении используют имя Щелкан, но встречаются и другие варианты: Шевкал, Чолхан, Щелкан Дудентьевич или Дюденевич. Монгольский Хан Щелкан со своими помощниками поселились в княжеском дворце, вели себя вызывающе, грабили и избивали местное население. По городу распространились слухи, что Щелкан хочет сместить тверского князя, а сам занять его место. Кроме того, местные жители опасались, что их силой начнут переводить в ислам.
Ярлык на великое княжение, однако, все равно достался Твери.
Вероятно, хану были симпатичны тверские рыцари чести, в отличие от московских дипломатов и интриганов. Старшим в роду тверских князей был Александр Михайлович. Поначалу все складывалось благополучно, но в конце лета 1327 года в Тверь с большой свитой приехал двоюродный брат хана Узбека — ханский посол Щелкан. Он поселился в княжеском дворце, после чего «сотворил великое гонение на христиан: насилие, грабеж, избиение и поругание». Пошел даже слух, будто Щелкан собирался перебить русских князей и самому сесть на тверской престол, а русский народ обратить в ислам. Все ожидали, что это случится на праздник Успения. Однако 15 августа спонтанно вспыхнуло восстание, которое началось вот с чего. Татары из свиты Щелкана пытались отнять лошадь у дьякона Дудко, и народ вступился за него.
После этого мужики кинулись громить татар по всему городу. Щелкан со свитой пытался спрятаться в резиденции, но был сожжен заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая ордынских купцов.
Иван Калита распространил свое влияние и на Тверское княжество. Тверитяне в знак своего повиновения отослали в Москву большой соборный колокол. Ханы Орды в дальнейшем отказались от попыток прямого управления через своих послов русскими землями в дальнейшем они собирали дань только через русских князей и попыток исламизации русских княжеств. Это, собственно, и сделало возможным сохранение русского народа. Во многом это спасло и Западную Европу и от столкновения с Ордой.
Само древнее русское православие, которое в новой христианской форме сохраняло древнейшее ведические знания, после этого просуществовало еще несколько сот лет. Это дало шанс русским на будущее… Впоследствии Александр Михайлович и его сын Федор были канонизированы Православной церковью в лике святых мучеников. Памятник святому князю Александру Михайловичу, который задумал воплотить тверской скульптор Дмитрий Мамонов, архитектурно представляет собой раскрытую книгу, на страницах которой изображены динамичные сцены битвы жителей Твери с оккупантами. Монумент планируется установить в Заволжском районе Твери в сквере у храма Трех исповедников. Это очень актуально сегодня, когда жителям так не хватает единства и ответственности за судьбу своего города.
Колеблющийся, сомневающийся княжич Василий немедленно отправился на Владимирщину, а те, кто давал ему советы, жестоко поплатились: «Овому носа урезаша, а иному очи выимаша, кто Василья на зло повел». С новгородцами, увидевшими силу, князь договорился миром, дал им другого сына — Дмитрия, и получил от них дары для хана. Полтора года спустя Александр Ярославич все-таки заставил горделивых вечевиков «дать число». Им пригрозили: «Аже не иметеся по число, то уже полкы на Низовской земле». И новгородцы покорились. Когда к ним приехали татарские «численники», город полыхнул было новым мятежом. Но им противустало местное боярство: знать лучше понимала, чем грозит городу неповиновение. Численники получили охрану. Так Новгород превратился в данника Орды… Горько, грустно. Но прежде всего, город остался цел. Головешки Новгорода — куда более печальный вариант развития событий, нежели Новгород, согласившийся платить татарские налоги. Силы для отпора монгольской власти копились исподволь, под прикрытием безоговорочного подчинения ханам. В начале 60-х годов XIII века подошло время для пробного удара. В городах Северо-Восточной Руси бесчинствовали откупщики даней — магометане бухарцы или выходцы из Волжской Булгарии , названные в источниках «бесерменами». От их поборов русские испытывали, как сказано в летописи, «лютое томление». В Ярославле у представителя ордынцев Кутлубия служил некий приспешник - бывший монах Зосима Изосима , перешедший в ислам «пьяница» и «кощунник». Который особенно свирепствовал вместе со своим хозяином. Однако ордынская власть над Русью в те годы заколебалась: между ханами начались кровавые распри, затянувшиеся на несколько лет. Именно тогда, в 1262 году, и вспыхнуло восстание, разом охватившее огромную территорию. Откупщиков перебили или изгнали из городов, Кутлубий и Зосима также погибли, а тела их ярославцы «повергоша псом на снедение», то есть бросили на корм «псам и воронам». О поддержке, оказанной восставшим Александром Невским если только не о координирующей роли князя , свидетельствует строка в Устюжской летописи, где сообщается о посылке от его имени грамот, «что татар бити». В других летописях это сообщение отсутствует, поэтому историки относятся к нему с большой осторожностью. После восстания великий князь Александр отправился в Орду «за христианы с погаными… перемогаться», вымаливать мир своей земле. То ли благодаря его усилиям, то ли из-за напряженной внешнеполитической ситуации, то ли ожидая встретить на Руси серьезное сопротивление, золотоордынский хан Берке не стал посылать карательную экспедицию. По одной из версий, Берке даже был заинтересован в изгнании откупщиков из русских городов, поскольку доход от откупов шел не ему непосредственно, а великому хану в далекую Монголию… Однако его вряд ли устраивало усиление одного из русских князей. В этом виделась излишняя, с ордынской точки зрения, самостоятельность «улуса». Александр Ярославич был надолго им задержан. Князь заболел, или, возможно, его отравили, уже на обратной дороге. Видно ли во всем этом «Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде»? На мой взгляд, нет.
Почему Золотая Орда не обратила Русь в ислам
По имени одного из темников этот поход был назван «Федорчукова рать». последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. Нашествие получило название «Федорчукова рать» — и это было последний случай, когда хан Золотой Орды силой устранял неугодного ему великого князя. Стадии Тверского восстания: Расправа над ордынцами «Федорчукова рать» Этот этап назван в связи с управлением княжества Щелканом Дудентьевичем. Его княжество, закономерно, было изрядно опустошено Федорчуковой ратью, которой, правда, помогали дружины и Московского, и Суздальского князей.
"Летопись" - Поход на Тверь. Федорчукова рать.
по имени одного из темников). «Федорчукова рать». Этот этап назван в связи с управлением княжества Щелканом Дудентьевичем. Восстание в Твери 1327 г. Федорчукова рать 1327.
Тверское восстание
Однако вскоре татары организовали карательную экспедицию против тверичей, вошедшую в историю как «Федорчукова рать». Федорчукова рать — последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. Нашествие получило название "Федорчукова рать" — и это было последний случай, когда хан Золотой Орды силой устранял неугодного ему великого князя. Этому походу позже дали название «Федорчукова рать», так как татарами командовал христианин Федорчук.
Светлан Голосеев – гвардеец монгольского императора
Насильственное смещение русского правителя федорчуковой ратью стало последним за годы монголо-татарского нашествия случаем силовой смена князя. Не так скоро, ввиду трудностей в распространении новостей, но неотвратимо. Ответом на восстание стала страшная Федорчукова рать, направленная Узбеком на Русь. Каждое новое вторжение оставалось в народной памяти в виде сочетания из двух слов: «Неврюева рать», «Дюденева рать», «Ахмылова рать», «Федорчукова рать».