Однако день церковного почитания Петра и Февронии не совпадает с днем смерти и выпадает на 8 июля по современному календарю. 8 июля, в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии, в поселке Катунки Чкаловского района, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, прошла праздничная литургия. В старости Петр и Феврония приняли монашеский постриг, и завещали, чтобы их положили в один, двойной каменный гроб с перегородкой. Что такое день Петра и Февронии и почему он стал Днем семьи, любви и верности. Петр и Феврония покинули город, но бояре не смогли править без князя и попросили его вернуться в Муром.
День семьи, любви и верности 8 июля 2023: Петр и Феврония, история и традиции праздника
А вскоре муромцы собрали без малого 20 тысяч подписей под призывом объявить 8 июля "Всероссийским днем супружеской любви и семейного счастья". Идея нашла поддержку, и с 2008 года день памяти святых начали отмечать как День семьи, любви и верности, а с 28 июня 2022 года, после подписания указа президентом Путиным, праздник стал официальным. То есть указ вернул и узаконил праздник, живущий в народе столетия. Почему из всего множества русских святых именно Петр и Феврония стали в народном сознании олицетворением семейного счастья? Отношения княжеского сына Петра и простой крестьянки Февронии - яркий пример любви, преданности и самопожертвования, тех качеств, без которых счастливой семьи не построить. Откуда мы знаем о жизни святых Петра и Февронии? Обычно о жизни святого и его духовном подвиге мы узнаем из его жития, но история Петра и Февронии исключение. Монашеское имя автора - Еразм, а вот фамилия его нам неизвестна: сам себя он называл Прегрешным. История Петра и Февронии, изустно ходившая в народе с XII века, вдохновила Еразма-Ермолая на настоящий бестселлер - повесть расходилась по России огромным количеством списков до наших дней их дошло более 300! При этом любовь, приключения и даже мистика - только верхний слой шедевра. Книга полна глубочайших богословских символов, которые для наших предков были очевидны.
Давайте и мы в них разберемся. Кем были святые Петр и Феврония? Итак, что же мы узнаем, прочитав нашу повесть? Петр был младшим братом князя Муромского Павла. Еразм начинает свой рассказ с того, что к жене Павла повадился ходить дьявол. Желая соблазнить ее, он каждый раз принимал обличье самого Павла, так что никто не мог понять, где Павел, а где дьявол.
Влюбленные покинули Муром на деревянной лодке, после чего в городе начались беспорядки и кровопролитные бои за престол. Бояре были вынуждены позвать князя обратно, и супруги вернулись к радости горожан, успевших полюбить благочестивую Февронью. В преклонном возрасте святые отправились в разные монастыри, моля Бога о том, чтобы встретиться в загробном мире. Дожив до глубокой старости, Петр и Феврония упокоились в один день, завещав, чтобы их похоронили в одной обители. Просьба чудотворцев не была исполнена, но их тела уже на следующее утро были найдены рядом, что сочли волей божьей.
Изделие выйдет некачественным, вовсе не получится, из-за чего вся работа будет проделана напрасно. Нельзя супругам одной ложкой пользоваться, а также одним полотенцем - это приведет к серьезному скандалу, который неожиданно возникнет на пустом месте. Пять очень важных дел в день Петра и Февронии, или в День семьи, любви и верности Все дела, которые супруги или влюбленные в этот день сделают вместе, принесут огромные благоприятные результаты. День считается прекрасным для встреч, свиданий, признаний в любви, прогулок. Прекрасным день является для проведения различных обрядов и ритуалов, для чтения заговоров, проведения присушек и приворотов - вся белая любовная магия в этот день не только разрешена, но в каком-то смысле даже обязательна. Верующим людям в эти сутки стоит посетить церковь, помолиться Петру и Февронии о благополучии брака, семьи, о здоровье детей и других благах.
Ермолай Еразм ни в коей мере не сомневается в святости Февронии, позже описывая чудеса, которые она в состоянии творить Божьей милостью, но этот элемент знакомства, характерный скорее для плутовской сказки про хитрую крестьянку делает Повесть произведением уникальным, и о многом заставляет задуматься. Повесть о Петре и Февронии — вопрос о жанре Вопрос о жанре Повести, наверное, один из самых широко обсуждаемых и интересных. Да, произведение не включено в Великие Четьи Минеи, но после канонизации Петра и Февронии в 1547 году за ней был признан агиографический характер. Первым исследователем, который отказал Повести вправе называться житием, был В. Он пишет: «Легенда о Петре… не может быть названа житием ни по литературной форме, ни по источникам, из которых почерпнуто ея содержание». Исследователь Я. Лурье, изучая Повесть, перенес на нее характеристики «плутовской повести», делая упор на образе Февронии как хитрой крестьянки, способной заполучить в мужья князя. Такой вывод является следствием сопоставления Повести с западноевропейской новеллой эпохи Возрождения. Существуют также трактовки Повести как средневековой литературной притчи и немалозаметный взгляд на нее как на богословско-аллегорическое житие, рассматривая союз Петра и Февронии как аллегорию христианской власти на Руси. Исторические прототипы образов Петра и Февронии В Повести нет никаких прямых или косвенных упоминаний, какие конкретно муромские князья имеются автором в виду. Но в работах В. Ключевского и Е. Что касается выбранной для празднования даты, она несколько расходится с историческими свидетельствами. Праздник семьи, любви и верности отмечается 25 июня по старому стилю, то есть 8 июля по-новому. В источнике XVII века «Книге глаголемой описание русских святых» эта дата указана как дата преставления чудотворцев. Но в сведениях касательно Давида Муромского, которые мы находим в летописи, сказано, что преставился он в апреле, да и даты отличаются на 1 год 1228-1227. Точка зрения на исторический прототип Петра, выраженная Н. Квашиным-Самариным вызвала некоторые сомнения у других исследователей, но мне она кажется весьма интересной. По его мнению, св. Петр - это муромский князь Петр, предок бояр Овцыных и Володимировых. Данный факт существования такого князя и его двух братьев подтверждается муромскими синодиками куда более позднего времени, но запись эта, скорее всего была сделана уже с Повести. Легенда о Василии Рязанском и Муромском дает новые сведения о предании, и определяет время жизни Петра и его супруги как более позднее, чем жизнь Давида Юрьевича. На основании этих данных можно сделать вывод, что время жизни исторических прототипов относится к концу XIII или началу XIV, и князья эти нам абсолютно не известны. Христианское и языческое в истории о Петре и Февронии Условно разделить повесть можно на 2 части — история об убийстве коварного змея-искусителя Петром, братом муромского князя Павла, и происходящие уже после свадьбы Петра и Февронии перипетии в судьбе новых муромских чудотворцев. Таким образом, в основе первой части лежат два не зависящих друг от друга фольклорных элемента: сказки о мудрых девах и сказание об огненном змее.
Что такое день Петра и Февронии и почему он стал Днем семьи, любви и верности
Вечер получился познавательным, интересным и принес много положительных эмоций. Информацию подготовила Ольга Васильева. Телефон для справок 77-35-06. Маршака, прошла праздничная семейная встреча "Где любовь и совет, там и горя нет!
Встреча открылась "Гимном семье", после чего ведущая поздравила присутствующих с праздником, отметив, что в этом году Дню семьи, любви и верности исполняется 10 лет. Гости встречи вспомнили и другой праздник - День святого Валентина, день влюбленных - столь популярный среди молодежи. Однако это праздник католический, пришедший к нам с Запада.
Но ведь у нас, на Руси, есть свои покровители влюбленных, брака и семейного счастья. Это святые Петр и Феврония. Их памяти и посвящен этот праздник.
Чтобы больше узнать об этих святых, присутствующие просмотрели видеофильм "Петр и Феврония. История вечной любви". Гости праздника читали стихи о семье, любви, семейном очаге, участвовали в конкурсе пословиц "Народная мудрость гласит", пели песню о ромашке "Ромашка белая, лепесточки нежные" - символе праздника.
Вечер закончился приятным чаепитием, за которым присутствующие больше узнали друг друга, делясь друг с другом семейным жизненным опытом. На мероприятии присутствовали 13 человек. Информацию подготовила Роза Бусаргина.
Телефон для справок: 74-88-33. Библиотекарь Нелли Сироткина рассказала малышам прекрасную легенду о святых супругах Петре и Февронии, издавна почитаемых на Руси как хранителей семьи и брака. Дети узнали, какие семейные обычаи существуют в разных уголках мира и почему ромашка в нашей стране считается символом любви.
Затем юные читатели приняли участие в играх и конкурсах: разгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины "Русские обычаи", вспоминали, как их ласково называют мама и бабушка. Интересно было познакомиться с пословицами и поговорками о семье. В завершение мероприятия дети приняли в мастер-классе, сделав ромашку в подарок своим любимым родителям.
Информацию подготовила Нелли Сироткина.
Имеет место быть "заказуха" образца 16 го века - сначала канонизировали, потом быстренько дописали то, что требовалось. Преставилась эта парочка в 13 веке, якобы даже в один день, но о них нет ни одного источника того времени, который бы их упомянул. Все же Петр это целый князь и он не мог не быть упомянут хоть где-то! Теперь перейдем к сюжету произведения - история "любви" начинается с того самого момента, когда князь Петр с помощью найденного в монастыре женском монастыре! Агрикова меча убивает змея, который прилетал "блудить" к его снохе. Почему его брат не был обеспокоен Змеем, что принимал его обличье и летал к жене - не совсем понятно. Так или иначе, согласно произведению, погибая, чешуйчатый Казанова окропил Петра своей кровью, вследствие чего все его тело покрылось незаживающими язвами. Ермолай Прегрешный скорее всего красочно на страницах своей книги описывает сифилис, как раз в 16 веке эта напасть добралась и до нас - через Великое Княжество Литовское, причем с не меньшим размахом, чем в Европе.
В лето от сотворения мира семь тысяч пятое, а после рождества Христова тысяча четыреста девяносто седьмое собрал король польский Альбрехт великое множество своего войска и со всеми силами Польского королевства, изготовившись и вооружившись, пошёл на конях против молдавского воеводы Стефана… В том же году в Литовской земле был большой голод и стали распространяться среди людей французские болезни… Эта болячка упоминается и в Домострое 16го века. Предположение выдвигается по той причине, что в то время сифилис считался Божьей карой- собственно это был для писателя один из примеров "божественного промысла", которым можно было "одарить" Петра. С этой болячкой он обратился к знахарке Февронии, но та не зря прослыла "премудрой" - сказала она изнемогающему князю, что исцелит она его , только если тот станет ее супругом.
Григорий Александрович Пономарев родился в 1914 году в городе Шадринске. Отец Григорий был осужден на 10 лет. Он попал в сталинскую «мясорубку» в 24 года, но не сломался ни физически, ни духовно. В тюрьме отец Григорий ослеп, и когда по его молитве Бог вернул ему зрение, дал обет принадлежать только Господу и даже с горячо любимой женой жить как брат и сестра. Из мест лишения свободы отец Григорий вернулся в 1953 году. Весной 1955 года он был реабилитирован.
В конечном счете князю удается найти Февронию, дочь древолазца и собирателя меда, которую описывают как скромную, но мудрую девушку. С этого момента начинаются отношения героев. При этом Феврония не хочет лечить князя просто из сочувствия к нему, даже когда узнает, что Петр убил самого Змея-дьявола. В большинстве сказок нашего детства герой должен выдержать испытание, чтобы получить прекрасную жену, но Петр уже прошел его, выйдя победителем из страшного боя. Для Февронии этого, судя по всему, недостаточно. Ей нужна награда, и не в виде денег. Женитьба на простолюдинке из леса совершенно не отвечает планам Петра. В итоге князь просто обманывает Февронию — принимает лечение, однако не исполняет своего обещания жениться на ней. История может показаться грустной, но реалистичной для того времени.
Однако, будущая святая оказывается умнее своего жениха и сама обманывает Петра. А один струп пусть оставит непомазанным. И будет здоров! Князь верит и уезжает, отправляет Февронии в благодарность подарки, но вскоре вновь покрывается струпьями из-за той раны, что не была обработана лекарством. Только после этого Петр, у которого не остается другого выхода, возвращается к девушке — та обещает, что он выздоровеет, когда возьмет ее в жены. Свадьба происходит, по сути, в результате двойного обмана и шантажа. Во второй части произведения автор рассказывает нам о супружеской жизни Петра и Февронии, упустив момент, как складывались их отношения после свадьбы в столь нездоровой атмосфере. Еразм повествует об испытаниях, которые вынуждена пройти бывшая крестьянка из-за зависти знатных женщин и подлых бояр.
Пётр и Феврония: как в регионе отметили День семьи, любви и верности
Оказалось, что бояре затеяли настоящую бойню за княжеский титул и началось кровопролитие и раздор. Народ, испуганный беспорядками, послал гонцов к князю Петру и велел молить его о возвращении. Петр и Феврония вернулись в Муром и много лет «правили народом, соблюдая все заповеди и наставления Господни беспорочно, молясь непреставнно и милостыню творя всем людям, под их властью бывшим, как чадолюбивые отец и мать». Когда Петр и Феврония достигли преклонных лет, он приняли монашество. Петр жил в мужской обители, Феврония — в женской. Гробница святых Петра и Февронии и в один час, а также завещали положить их тела в одном гробу, заранее приготовив соответствующую гробницу, имеющую между собой тонкую перегородку. Однажды Петр почувствовал, что умирает и послал послушника в соседний монастырь к жене.
В это время Феврония золотым шитьем вышивала воздух покрывало чаши для причастия. Через некоторое время опять прибежал послушник с сообщением, что умирает ее супруг. И опять просила Феврония подождать… И когда в третий раз посыльный сказал, что князь отходит, Феврония сделала последний стежок, воткнула иголку в шитье, обмотав иголку золотой нитью и умерла. Это случилось 8 июля по новому стилю 1228 года. Нарушив завещание, их похоронили в разных гробах — потому что побоялись хоронить монаха и монахиню в общем гробу. Но на следующий день их тела чудом оказались в одной гробнице.
Снова и снова пытались разлучить уже мертвых супругов — но После этого уже никто не дерзнул разлучить их. Через триста с лишним лет Московский собор причислил Петра и Февронию к лику святых.
Петр выздоровел, но, как это бывает, жениться не спешил. Тогда болезнь вернулась к нему снова.
Тут уж Петр медлить не стал, и супруги зажили счастливо. Вскоре умер Павел, и Петру предстояло стать князем. Но спесивые бояре не захотели, чтобы их княгиней была простая крестьянка, и поставили Петра перед выбором: либо найди себе княжну и садись на престол, либо не бывать тебе князем. Петр остался с Февронией, а та, обладая даром прозорливости, утешала мужа, говоря, что испытание ненадолго.
Действительно, чванливые бояре вскоре перессорились, так и не решив, кто же будет править Муромом, и позвали Петра назад. Петр и Феврония "управляли градом со справедливостью и кротостью, а жили с любовью и в счастии". Интересен такой эпизод, описанный Еразмом-Ермолаем. Как-то Феврония плавала по реке на лодке, и один боярин начал оказывать ей настойчивые знаки внимания.
Тогда Феврония предложила ему зачерпнуть пригоршню воды с правой стороны борта и с левой и отпить из каждой. Воспылавший страстью боярин отпил, а Феврония спросила его, есть ли в воде разница. В старости Петр и Феврония приняли монашеский постриг и завещали, чтобы их положили в один двойной каменный гроб с перегородкой. Вот как рассказывает Еразм-Ермолай об их кончине.
Почувствовав приближение смерти, Петр послал к Февронии гонца со словами: "Пришло время, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу". Феврония в это время вышивала для храма лики святых и сказала: "Подожди еще, не окончила я работы". Но Петр торопил: "Отхожу к Богу и не могу тебя более ждать…" Тогда, на третий раз, Феврония воткнула иголку в незаконченную работу и испустила дух: в один день и час с мужем.
Памятники благочестивой супружеской паре можно встретить и по всей России.
В 2002 году молодежь Муромского округа предложила возродить историческую традицию празднования Дня Петра и Февронии не только на родине святых, но и во всей России. В 2008 году этот проект получил поддержку общественных объединений, РПЦ и других религи озн ых организаций. По мнению тех, кто возродил праздник, идея Дня семьи, любви и верности не привязана к конфессии — его можно отмечать не только православным, но и мусульманам, буддистам, атеистам и всем остальным верующим. Позднее инициатива официального учреждения нового государственного праздника была единодушно одобрена Советом Федерации и Госдумой РФ. Симв оло м Дня семьи была выбрана ромашка — любимый полевой цветок россиян, который цветет в июле и символизирует чистоту, надежду на любовь и веру в будущее счастье. Кстати, оригинальное название произведения гораздо длиннее. Полный текст можно найти на сайте Института русской литературы РАН. Исследователи отмечают, что тек ст был написан в период серьезных изменений для культуры и церкви.
С одной стороны, церковь стала ближе к обычным людям, в святых книгах даже появились иллюстрации, а не только описания. С другой стороны, во время правления Ивана Грозного церковь строго требовала соблюдения канонов и отвергали любую ересь, включая литературную. Тем не менее, митрополит разрешил назвать произведение житием и распространять его, и уже через несколько лет повесть читали по всей стране. Муромские князья — образец христианского брака? Отметим, что сюжет повести о героях, в честь которых назвали День семьи, любви и верности, вызывает много вопросов после прочтении целиком в изначальном виде мы имеем в виду оригинал или перевод на сайте РАН. Непонятно, как подобные отношения могли считаться примером для подражания у христианских пар. В соответствии с текстом, отважный муромский князь Петр убивает мечом Змея, который принимает облик его брата Павла и посещает в таком виде его жену. Злобный дьявол погибает, но успевает забрызгать своей кровью Петра. В результате князь тяжело заболевает, на его коже появляются струпья.
Под сенью Петра и Февронии
"Республика" узнала, почему день памяти святых Петра и Февронии с недавних пор отмечают два раза в году. благоверных супругов князя Петра и княгини Февронии Муромских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения деревянного храма святых благоверных Петра и Февронии в поселке Солнечное Курортного района Санкт-Петербурга. Вечер начался с рассказа библиотекаря о появлении этого замечательного праздника, его символике, легендарной истории знакомства Петра и Февронии Муромских чудотворцев, православных покровителей брака на Руси.
8 июля — день Петра и Февронии в 2022 году
В День Петра и Февронии рекомендуется влюбленным парам быть друг к другу ближе и уделить больше времени вниманию. Есть свои противники и у дня Петра и Февронии. Заместитель руководителя Совбеза РФ Дмитрий Медведев передал в дар храму Петра и Февронии Муромских икону Божией Матери Нечаянная радость, передает РИА Новости. День Петра и Февронии в 2023 году.
8 июля — день Петра и Февронии в 2022 году
Когда в доме были трудности с едой, она всегда находила чудесный выход. Петр по-прежнему боготворил свою суженую и ни разу не упрекнул возлюбленную в том, что ради нее ему пришлось оставить высокий пост и жить в лишениях. Однако лишения княжеской пары длились недолго, вскоре муромские бояре поняли, что без грамотного правителя в городе будет сложно поддерживать порядок. Одумавшись, они послали за князем гонцов и попросили его вернуться вместе с женой в родной город и снова занять пост градоначальника. Петр посоветовался с Февронией и супруги, не став противиться, вернулись домой. Где находятся мощи святых В любви и согласии преданные супруги Петр и Феврония прожили до старости, а дожив до седых волос, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Будучи монахами, нежно любящие друг друга супруги молили Бога о том, чтобы уйти из жизни в один день. Мечтая о том, чтобы оказаться вместе на небесах, они приготовили себе один на двоих гроб, где два тела должна была разделять лишь тонкая перегородка.
Предание гласит, что пожилые монахи действительно отошли в иной мир в один день — это случилось 25 июня 1228 года по строму стилю, что соответствует 8 июля по действующему календарю. Живя, как и подобает монахам, в разных кельях, они умерли в один час. Монахи побоялись гнева Господа и не стали класть усопших в один гроб — никогда подобных захоронений не было в христианстве. Тела покойных находились в разных храмах, но каким-то чудесным образом они оказались рядом. После того как такое чудо свершилось во второй раз, монахи решили захоронить любящих супругов вместе вблизи соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Через 300 лет после кончины князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а мощи святых обрели покой в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме.
О чем молятся святым Петру и Февронии Муромским Прежде всего, обращаются к благоверным с просьбами о том, чтобы любовь длилась до гробовой доски. Супругов также просят о защите семьи от бесовских нападений, от деяний и мыслей злых людей, от всего, что может разрушить брак, уничтожить любовь. Также 8 июля святым молятся о том, чтобы супруг оставался верным в любви, и в дружбе. Найти вторую половинку. Те же, у кого пока нет второй половинки, молятся Петру и Февронии о ее скорейшем обретении.
Просьба чудотворцев не была исполнена, но их тела уже на следующее утро были найдены рядом, что сочли волей божьей. В честь Дня семьи, любви и верности была выпущена памятная медаль с цветными образами Петра и Февронии. Взгляд чудотворцев обращен к лику Господа, покрытому чистым золотом. Медаль отчеканена из серебра 999 пробы в премиальном качестве с зеркальной поверхностью «пруф-лайк».
Округлый свод в виде арки делает ее похожей на драгоценную икону.
Пётр тяжело заболел — фактически он находился при смерти. Исцелить его могла лишь крестьянка Феврония, которая потребовала, чтобы он женился на ней. Пётр поначалу не согласился, но в разлуке с ней снова заболел. Он пришёл к Февронии, и та исцелила его.
Пётр женился на девушке и стал править Муромом, но бояре и вся городская элита бунтовали против его власти. Они поставили условие: отречение от престола, изгнание и бедность или отречение от законной супруги и развод. Пётр выбрал брак с Февронией. Дожив до глубокой старости, супруги ушли в монастырь. Они жили в разных монастырях, но похоронить себя завещали в одном гробу.
Пётр и Феврония умерли в один день 25 июня — по старому стилю, 8 июля — по новому стилю 1228 года. Супругов пытались похоронить раздельно. Но их не получилось разлучить и после смерти.
Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Князь Давид правил в Муроме с 1205 по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно. Святые канонизированы Русской православной церковью в 1547 году. Вскоре после канонизации была составлена известная « Повесть о Петре и Февронии Муромских ». По мнению исследователей, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве [4]. С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии.
Жанр «Повести о Петре и Февронии Муромских» не находит соответствий ни с исторической повестью , ни с агиографической [5] [6]. Днём церковного почитания святых является 25 июня по юлианскому календарю , 8 июля по григорианскому. Указание летописей на то, что кончина князя Давида Петра и княгини и их погребение выпали на Светлую седмицу апрель 1228 года , вызывает вопрос несоответствия времени смерти и даты церковного почитания. Церковная практика канонизации святых говорит о двух датах установления поминовения святых — в день их кончины и в день перенесения их святых мощей. В связи с этим исследователи высказывают предположение, что с датой 25 июня связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в новопостроенный собор Рождества Богородицы , уже существовавший в XV веке обновлённый в XVI веке на Воеводской горе в Муроме, где мощи хранились до установления советской власти [7].
Святые Петр и Феврония
В старости Петр и Феврония приняли монашеский постриг, и завещали, чтобы их положили в один, двойной каменный гроб с перегородкой. Почитание святых Петра и Февронии – часть забытой традиции русского народа, которая стала возрождаться в 90-е годы. Реальная история Петра и Февронии такая, что в развязке своей могла бы замещать импортный Хэллоуин.
25 октября – день памяти зауральских Петра и Февронии
Главное, в день Петра и Февронии нельзя ругаться со своей второй половинкой. 8 июля — День семьи, любви и верности, праздник в честь святых Петра и Февронии. В День Петра и Февронии рекомендуется влюбленным парам быть друг к другу ближе и уделить больше времени вниманию. С праздником дня Петра и Февронии связано много обычаев и примет. Памятник благоверным князю Петру и княгине Февронии в Казани © Максим Богодвид/РИА Новости. Приметы на 8 июля.