Valery Sudachok. БАЛЕТ. «Коппелия» (полное название «Коппелия, или Красавица с голубыми глазами» — комический балет французского композитора Лео Делиба. «Коппелия» (полное название «Коппелия, или Красавица с голубыми глазами» — комический балет французского композитора Лео Делиба. В этой ситуации "Коппелия" в сценической версии и постановке Михаила Мессерера предстает идеальным балетом с массой достоинств.
Михайловский театр открыл сезон балетом "Коппелия" в постановке Мессерера
Дело в том, что среди кинувшихся после революции врассыпную артистов Императорских театров был Николай Сергеев, помощник Мариуса Петипа, записавший в особой нотации многие его работы. После смерти хранителя его архив попал на аукционы и был приобретен Гарвардским университетом - понятно, что родине было не до него. Ларец открылся, к исторически достоверной ценности прибавился нормальный интерес публики. Гарвардский архив стал манком для реставраторов и гарантией интриги для публики. Первым преуспел Мариинский театр: и потому, что менеджмент там быстрее чувствует конъюнктуру, и потому, что пресловутая историческая справедливость рано или поздно торжествует - пропавшее с петербургской сцены должно было на нее вернуться. Дом Петипа всего лишь восстанавливал утраченное, дополняя представление о нем забытыми раритетами, - здесь искали афиши, разработки для машинистов сцены, эскизы костюмов и декораций. В Москве на том же поле работает Юрий Бурлака, ныне художественный руководитель балетной труппы Большого театра.
На его счету уже три реставрации в Большом, включающие капитального "Корсара" и недавнюю "Пахиту". Бурлака пользуется документами того же Гарвардского архива и, хотя отстаивает реставраторские ценности без жара петербургских коллег, имеет очень четкое представление о своих задачах. Желания Петербурга и Москвы уже легонько столкнулись на "Пробуждении Флоры" - ею Бурлака занимался камерно и автономно от мариинцев. Смелее, чем петербуржцы, он говорит о несовершенстве гарвардских записей и выводимых из них трактовок. Дальше соперничество-сотрудничество будет только усугубляться. С одной стороны, Большой театр и худрук его балета создали все условия для нынешнего успеха "Коппелии", поставленной в Москве петербуржцами.
С другой - у Большого были и остаются амбиции на восстановление балетов ученика Мариуса Петипа - Александра Горского. Наследие этого "Петипа Большого театра" остается в запасниках и ждет своего часа. И все-таки, как бы ни сталкивались интересы, реставраторы работают на одну цель - сохранение подлинной классики, не замусоренной временем и пылом редакторов. Труд их будет востребован. Какое-то время мы по инерции кивали на сложность постсоветской ситуации, когда в результате многолетней замкнутости оторвались от мирового развития и не смогли вырастить новых балетмейстеров, дающих театрам свежий репертуар. Но быстро обнаружилось, что и мировая ситуация ненамного лучше.
Выражаясь модно, с бэкграундом там порядок, а вот с креативом тоже не густо. На этом фоне при всех поправках на разность жанров страсть к балетной старине сродни моде на аутентизм в классической музыке, на винтаж в расхожей одежде, на бесконечную книжную серию " Повседневная жизнь ", наконец, на исторические ролевые игры. Тяга к старине - объяснимая реакция на социальные проблемы , и классический балет в этом контексте выглядит идеальным способом эскапизма. Однако штучка из XIX века на музыку Делиба, в которой девушки мимируют и лукаво порхают на пуантах, а кордебалет выстукивает галицийские по французским представлениям мазурку и чардаш, выглядит много современнее подавляющего числа сегодняшних балетов. Вот в чем парадокс. Не иначе присутствующий в "Коппелии" бог времени Хронос что-то напутал в расчетах.
НГ , 16 марта 2009 года Наталия Звенигородская Обязательства на пятилетку "Коппелия" в Большом театре Только что Москва увидела очередной результат реставраторской работы Сергея Вихарева — номинированный на «Золотую маску» балет Михаила Фокина «Карнавал», а уж выяснилось: все подарки бывшего солиста Мариинки любимой труппе — не раз оспоренные и возвеличенные «Спящая красавица», «Баядерка», «Пробуждение Флоры» — исключены из репертуара Мариинского балета новым руководством. Как бы то ни было, а в результате от новой метлы и порфироносной вдове перепало: очередной эксперимент по реконструкции классики Вихарев предпринял в Большом театре. Отныне главному театру страны на пять лет принадлежит эксклюзивное право на реанимированную «Коппелию». Впервые балет «Коппелия, или Красавица с эмалевыми глазами» по мотивам новеллы Гофмана «Песочный человек» был поставлен на сцене Парижской оперы в мае 1870 года. Одна из немногих комедий на балетной сцене, история о легкомысленном юноше, чуть было не сменявшем живую невесту на автоматическую красавицу, с тех пор не сходит с афиш самых знаменитых театров мира. А в 1884-м свою версию представил Мариус Петипа в Петербурге.
В программке нынешнего спектакля в Большом значатся два хореографа — Петипа и Чекетти. В Петербурге балет шел до 1926 года и в начале века был записан танцовщиком и режиссером Николаем Сергеевым в системе хореографической нотации Степанова. Записи Сергеева, хранящиеся в Театральной коллекции Гарвардского университета, не в первый раз служат благородному делу возвращения шедевров, которым вот уже более десяти лет занимается Сергей Вихарев. Он утверждает: в его новой хореографической редакции «принципиально нет ничего нового». Вообще-то аутентизм в балете — тема скользкая. В музыке хотя бы сохраняются инструменты эпохи.
А в балете инструмент — человеческое тело. Попробуйте представить сегодня на сцене танцовщицу комплекции Пьерины Леньяни. С костюмами тоже проблемы. Художник Татьяна Ногинова собирала их с бору по сосенке. Отдельные эскизы Петра Григорьева и Евгения Пономарева остались от версий 1884 и 1894 годов. В чем-то пришлось опереться на эскизы Адольфа Шарлеманя времен создания «Коппелии».
Но как приладить былые фасоны к совершенно иной фактуре современных тел , как приспособиться к нынешним тканям и краскам? Их высокотехнологичный цвет, признается Татьяна, поначалу «немного покрикивал». Зато сценографу Борису Каминскому о колорите пришлось позаботиться самому, ведь от декораций Петра Ламбина и Генриха Левота к различным постановкам «Коппелии» ему достались лишь два фото и один эскиз. Полагался на опыт и чутье. Они не подвели. Так как же аутентизм?
И есть ли смысл в бесконечных реставрациях, если подлинности все равно не добиться? Думается, есть. И смысл этот не столько в цели, сколько в изначальном подсознательном импульсе. Декларируемое Сергеем Вихаревым и идеологом нынешней редакции Павлом Гершензоном стремление к «идеальному художественному порядку » есть не что иное, как свойственная человеку вообще жажда вновь обрести потерянный рай, попытка приобщения к утраченному идеалу. Между тем в сакральные дебри создатели спектакля вряд ли углублялись. Решали более насущные задачи.
Да и чего, в самом деле, стесняться, если получается. Но кто воистину неподражаем, так это Геннадий Янин Коппелиус.
А 19 июля Франция объявила войну Германии. Театры еще какое-то время работают, и 31 августа Джузеппина в 18-й - и последний - раз танцует Сванильду. Ему было 48 лет. А в ноябре, в день своего 17летия, умерла от оспы, эпидемия которой пришла вместе с войной, Джузеппина Боззаччи. Адель Гранцова вернулась на сцену, но Сванильдой уже никогда не стала - она умерла в 32 года, пережив Сен-Леона и Боззаччи на семь лет. Через год балет вернулся на сцену Парижской оперы - но это была уже совсем другая история.
По иронии судьбы его спектакль вытеснил работу Сен-Леона с мировой сцены так же, как, в свое время, сам Петипа вытеснил соперника из России. Впрочем, работа самого Петипа так же подвергалась корректировке - через десять лет после премьеры, в 1894 году, когда Петипа тяжело болел, спектакль почистил и дополнил Энрико Чекетти. Автоматы из "Коппелии" Автоматы из "Коппелии" Следующее обновление случилось в 1904 году. А в 1903м директору Императорских театров поступило предложение записать спектакли по системе Степанова. Артист Николай Сергеев создал уникальный архив нотаций, который сейчас хранится в Гарварде - именно на нем основывается сейчас большинство реконструкций балетов. Вместо 8 подруг Сванильды - 6, в вальсе часов вместо 24 балерин - 8. Гуляла даже такая шутка, мол, это 8 рабочих часов.
Исаева , Коппелия — В. Розенберг , Франц — Н. Виноградов , художник М. Соколова , дирижёр В. В Ролях: Коппелиус — Г. Замуэль, С. Соколов, Коппелия — Л. Филина , Сванильда — Т. Фесенко , B. Муханова, Франц — Н. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, балетмейстер Чичинадзе , сценарий А. Чичинадзе и А. Агамирова, художник Э. Стенберг , дирижёр — Г. Жемчужин ; В ролях: Сванильда — М. Дроздова , Франц — В. Тедеев , Коппелиус — А. Домашёв , В. Радунский возобновили постановку А. Горского, художник В.
Продолжительность 1 час 30 минут один антракт «Коппелию» часто называют «последним французским романтическим балетом». Знаменитый балетмейстер Джордж Баланчин заметил, что если «Жизель» признана величайшей трагедией в истории балета, то «Коппелия» - величайшая балетная комедия. Сюжет основан на новелле Гофмана. Это история о молодом человеке, который влюбился в механическую куклу. Кстати, эта история особенно актуальна в наши дни - искусственные эталоны красоты так популярны во всем мире. Танец в этом балете объединил традиции французской, итальянской и русской классической хореографии. Как всегда в постановках Натальи Касаткиной и Владимира Василева, красивый старинный балет обретает новый облик, становится динамичным и захватывающим. Винтажная хореография не только бережно сохранена, но и грамотно адаптирована. А новые танцы яркие и изобретательные. Содержание спектакля Мастерская профессора Коппелиуса «Ой, она красавица! Я вложил свою жизнь в создание ее. Заводной механизм, механизм, голубые эмалевые глазки - все мои! Она движется и бежит. Она слишком быстро бежит. Коппелиус бросается за ней.
Третья молодость многострадальной «Коппелии»
«Коппелия» — один из немногих балетов, оставшихся от западноевропейской хореографии XIX столетия. Жан-Кристоф Майо представил в Монако новую версию «Коппелии», поставленную специально для Балета Монте-Карло – труппы, которой он руководит уже 27 лет. В новосибирском театре оперы и балета сыграли премьеру – балет «Коппелия». Краткое содержание балета Лео Делиба «Коппелия» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Балет Коппелия
Девушка - Коппелия, которая сидит на балконе доктора Коппелиуса, занимающегося игрушками, и читает весь день, не обращая внимания и не заботясь о том, чтобы кто-то пытался общаться с ней. Франц загипнотизирован ее красотой и полон решимости привлечь ее внимание. Сванильда глубоко ранена своими отвлечениями и чувствует, что не любит ее, несмотря на свои ответы Поскольку она не доверяет его словам, Сванильда решает обратиться к сказке старой жены за советом. Она подносит к уху колосья пшеницы; если она гремит, когда она встряхивает, то она узнает, что он любит ее. Она яростно встряхивает пшеницу, но не слышно ни звука. Смущенная и расстроенная, она заставляет Франца сделать то же самое. Он говорит ей, что это гремит. Она не верит ему и убегает с разбитым сердцем.
Когда доктор Коппелиус покидает свой дом, его преследует группа маленьких мальчиков. Отогнав их, он наконец отправляется в путь, не зная, что бросил ключи в процессе преследования мальчиков. Сванильда находит свои ключи и полна решимости узнать больше о Коппелии.
С тех пор «Коппелия» стала одним из самых репертуарных балетов, а роль решительной героини Сванильды, побеждавшей безмозглую куклу, — любимой для многих прима-балерин. В Петербурге через десять лет после премьеры спектакль восстановил Энрико Чекетти. Но именно благодаря этой популярности «Коппелия», шедшая от Москвы до Иркутска и Вильнюса, обросла невероятным количеством напластований. Имя Петипа неизменно украшало афишу как гарант качества, но следов подлинного Петипа в этих спектаклях найти было уже невозможно. Сергей Вихарев, ведущий солист, позже балетмейстер Мариинского театра и главный российский идеолог балетного аутентизма, инициатор знаменитого возвращения на сцену «Спящей красавицы» образца 1890 года, обнаружил документы, которые позволили ему восстановить и другой популярный балет той эпохи — «Коппелию» в редакции 1894 года.
Первое представление балета на сцене нашего театра состоялось в 1949 г.
В центре истории — пара Сванильда Б. Цыбикова, Е. Хишиктуева, У. Мидзуки и Франц Б.
В окне дома старого доктора Коппелиуса видна сидящая красивая девушка, время от времени раскланивающаяся с прохожими.
Все жители городка между собой называют ее Коппелией — хотя она никогда не появляется на улице и с ней никто не разговаривал, ее красота привлекает многих юношей, пытающихся разглядеть девушку через окно. Обратил внимание на таинственную красавицу и жених героини балета Сванильды — юноша Франц. Сванильда с этим не может смириться. А уж когда Франц приколол к себе на шапку пойманную бабочку, она принимает почти твердое решение — такой Франц ей не нужен. Она даже заявляет Бургомистру, что не будет никакой свадьбы — вот никакой и всё тут.
А тем временем подруги Сванильды случайно находят ключ от дома доктора Коппелиуса и решают проникнуть внутрь и все разузнать. Проникнув в дом ученого, они увидели множество необычных инструментов, механизмов и выясняют, что красавица Коппелия — это заводная кукла, механизм. И тогда шаловливая Сванильда решила переодеться в одежду куклы и разыграть своего жениха. Появившийся хозяин прогоняет подруг, но в доме присутствует не сразу замеченный им Франц, а на него у ученого старика свои планы. Усыпив Франца, Коппелиус хочет передать силу и жизнь Франца кукле, которую он так долго создавал.
И кукла действительно оживает. Она начинает двигаться, танцевать, хватать всё подряд — и бедный старик уже не знает, как успокоить свое разбушевавшееся детище. Он будит Франца и выставляет его из дома, а из-за занавески появляется затаившаяся там Сванильда и убегает вместе с возлюбленным. А кукла — эта поломанная красавица — валяется на полу среди других механизмов, так и не став человеком. Это проказница Сванильда под видом куклы танцевала и устраивала погром в квартире старика.
На городской площади веселье, в городе праздник.
Премьера комедийного балета «Коппелия» по повести Гофмана «Песочный человек» состоялась в Музтеатре
«Коппелия» — комический балет французского композитора Лео Делиба. Либретто написано по новелле Э. Гофмана «Песочный человек» Ш. Нюитером (Charles Nuitter). Коппелия Балет в двух актах. Главная» Новости» Коппелия 21 января.
Коппелия - Coppélia
В этой ситуации "Коппелия" в сценической версии и постановке Михаила Мессерера предстает идеальным балетом с массой достоинств. Балет «Коппелия» Лео Делиба в постановке Сергея Вихарева на Новой сцене Большого театра, 12-14 апреля 2024, Москва. Предлагаем Вашему вниманию либретто балета "Коппелия". Балет "Коппелия" в трех действиях.
Балет "Коппелия", Большой театр 2011 (Наталья Осипова)
В новосибирском театре оперы и балета сыграли премьеру – балет «Коппелия». «Коппелия, или Красавица с голубыми глазами» – балет французского композитора Лео Делиба, который принадлежит к легендам мирового балетного репертуара. Спектаклем «Коппелия» в исполнении Венского балета мы продолжили традицию фестиваля знакомить петербуржцев с реконструкциями легендарных балетов XIX века.
Оглавление:
- Балет «Коппелия» в Большом театре
- «Коппелия» балет в 3-х действиях
- Балерины и танцовщики
- Общее кол-во просмотров страниц блога
- Третья молодость многострадальной «Коппелии»
- Краткое содержание
Балет "Коппелия", Большой театр 2011 (Наталья Осипова)
Коппелия балет краткое содержание в театре новосибирск | Либретто балета "Коппелия" лишь в общих чертах повторяет сюжет "Песочного человека" Гофмана, этой жутенькой сказки с двойными-тройными смыслами, населенной фантасмагорическими образами. |
Коппелия подлинный французский балет Сен-Леона и П (Мари Козлова) / Проза.ру | Содержание балета. |
Балет Коппелия, либретто | Балет Л. Делиба "Коппелия" – спектакль Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. |
Предостережение | Первой премьерой сезона в Новосибирском театре оперы и балета стала "Коппелия". |
Написать нам письмо
- КОППЕЛИЯ - Театр Балета Классической Хореографии "La Classique"
- В Михайловский театр вернулась озорная «Коппелия»
- Билеты на Театры Коппелия, Казань, ТГАТОиБ им. М.Джалиля
- "Коппелия": тень Гофмана, великий неудачник и смех сквозь слёзы | TheatreHD | Дзен
- Коппелия - видео