Новости Пикабу Помощь Кодекс Пикабу Реклама О компании.
Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде неочевиден
Тверское восстание | Насильственное смещение русского правителя федорчуковой ратью стало последним за годы монголо-татарского нашествия случаем силовой смена князя. |
Восстание в Твери 1327 года: причины, ход событий, итоги и последствия | На Руси поход известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего из христиан Федорчука. |
Бунт Твери против Орды
И, помимо этого, он присоединил Новгородскую вечевую республику, которая одна сама по себе была по территории больше, чем Московское княжество и чрезвычайно богата в ресурсном плане. Ну вот современному историку, Николаю Сергеевичу Борисову, принадлежит великолепная, чрезвычайно точная оценка того, чем был Новгород для русского средневековья: банк всея Руси. И вот после этого, к концу 70-х годов, Иван III мог иметь уверенность в том, что его ресурсов хватит для того, чтобы выйти против Орды и победить. Ну для того, чтобы впоследствии не возвращаться к этому вопросу, я хотел бы сейчас сказать, что процесс объединения был продолжен: в 1485 году Москва присоединила к себе Тверь, позднее Вятку, Пермскую и Угорскую земли на северо- и северо-востоке. И, конечно же, в больших войнах с Великим княжеством Литовским она присоединила к себе десятки городов, которые до того подчинялись великим князьям литовским и именовались совокупно словосочетанием: Литовская Русь. Но это все будет позже, это все будет через пять, десять, двадцать лет после стояния на Угре. А пока нужно было отстаивать ту политическую амбицию, которая была поставлена во главу угла. И Ахмат пришел на Русь, сжег город Алексин в 1472 году, но увидев войска Ивана III на выгодных оборонительных рубежах, не решился наращивать удар, прорываться в сердцевину русских земель, поскольку, видимо, с его точки зрения ну пятьдесят на пятьдесят, удалось бы это или нет. В 1480 году у Ивана III было сил гораздо больше, но и Ахмат также, очевидно, подготовился к этой военной компании.
Собственно, речь идет прежде всего о том, что он нашел себе могущественного союзника — польского короля и великого князя Литовского Казимира Ягеллончика. Собственно, по силе военно-политической тот был сравним с Ахматом, если только был не более могущественным правителем. Но Иван III это, собственно, гроссмейстер большой политики, это человек, который рассчитывал на много ходов вперед. И затевая какое-то крупное политическое преобразование, он должен был обеспечить себя поддержкой, иначе он просто не рисковал действовать. Ну а сейчас настало время напомнить, что это светлое радио, радио «Вера». И мы продолжаем разговор о стоянии на реке Угре. Но буквально на минуту прервемся и вскоре вновь встретимся в эфире. И мы обсуждаем историю событий великого стояния на Угре в 1480 году.
Настало время разобрать, собственно, ту последовательность событий, которая привела к вооруженному противостоянию на Угре. Прежде всего это не какое-то однодневное сражение и это вовсе не противостояние мирное. Это то, что в XX веке стали называть чрезвычайно, по-моему, красочным словосочетанием «фронтовая оборонительная операция». Задействованы были громадные силы, основные боевые силы Большой Орды и основные боевые силы юной России, то есть ратники не только московские, но и всей Северо-Восточной Руси, ресурсы Новгорода, ресурсы, ну во всяком случае часть ресурсов Тверского княжества, которое здесь выступило в качестве союзника, то есть, в общем, очень значительные силы. Началось с наступления Ахмата в районе реки Ока, там ему удалось пожечь и разорить волость Беспуту, но прорываться на этом рубеже Ахмат не стал, очевидно, и здесь здраво видя то, что силы Руси возросли, он все-таки оставил идею играть одной открытой силой, ему нужно было превосходство значительно более верное, скажем так, чем то, которым он на тот момент располагал. И ему надо было, конечно, прежде всего получить помощь от своего союзника, от Казимира Ягеллончика. Поэтому через некоторое время Ахмат поворачивает на север, северо-запад, выходит к берегам Угры. Здесь я хотел бы, чтобы одно парадоксальное обстоятельство политической ситуации тех времен было вполне ясно: Угра фактически была государственной границей юной России.
За Угрой простиралась Литовская Русь, еще не присоединенная, и города там, допустим, Хлепень, Залидов, Воротынск, Одоев — они находились на территории Великого княжества Литовского. Ахмат шел по русской земле, но он шел в то же время по земле своего союзника, и там ему оказывали, естественно, содействие — там он мог получить фураж, там он мог получить пищу для воинов. Насколько, конечно, эта часть Руси, не очень богатая, могла его обеспечить. Он выходит к берегам Угры и видит, что на той стороне стоит заслон из русских войск. Надо сказать, что Иван III колебался, принимать ему бой или все-таки отступить. И часть русской политической элиты — летопись называет бояр Ощеру и Мамона — приступала к нему с просьбами о том, чтобы он попытался договориться миром с Ахматом, о том чтобы он завел переговоры, если надо, подчинился, уступил, но не рисковал большой битвой — в этом был один резон. Вот достаточно сложная политическая игра, которую вел, как объединитель, Иван III, могла просто рухнуть, и все возведенное им до половины здание также бы было обращено в руины из-за того, что, как раньше случалось, очередная карательная экспедиция, ну просто как заложенный под здание пороховой заряд, подняла бы все это к небесам, а потом обрушила на землю. Действительно, очередная карательная экспедиция, очередное нашествие порой имело страшные результаты, и Русь годами и десятилетиями залечивала раны.
Конечно, этого боялись. Причем боялись те, кто должен был вести войска, те кто должен был обеспечивать эту войну. Это послание ростовского владыки стало чрезвычайно известным, вошло в русские летописи. Там Вассиан говорит: не слушай неблагих советников, великий князь, стоять надо крепко за святую веру и святые церкви. И ты, как православный государь, обязан это сделать. Если кто-то колеблется в воинстве твоем или ты сам — дай мне, старику, оружие, я сяду на коня и пойду сражаться. И Ахмат получил от него переговорщика, но этот переговорщик был настолько незнатен, настолько незначителен, что было понятно: Иван III ведет переговоры не для того, чтобы уступить, а для того, чтобы потянуть время. Ресурсы постоянно подходили, можно было добавлять войска.
А они находились вот в отдалении, у Великих Лук. Ссора между братьями тогда приняла катастрофический масштаб, и там где тысячу воинов этих двух удельных князей а повторяю, родных братьев Ивана III нужны были на Угре, их не было. Ну вот, скажем так. И отец, боясь за него, отправил войска приказ: верните мне сына, возвращайся назад. Сын ответил: лучше мне здесь умереть, чем домой уехать. Тогда Иван Васильевич, разгневавшись, старшему из русских воевод, князю Даниилу Дмитриевичу Холмскому, отправил грозное послание: хочет мой сын или нет, все равно отправить его в Москву, даже если придется это сделать силой. Холмский был полководцем испытанным, он уже в 1468 году разгромил казанцев у Мурома, впоследствии трижды наносил поражение новгородским ратям, когда происходило присоединение Новгородской вечевой республики к Москве. Он был испытанным политиком, ему Иван III доверял, и тем не менее, очевидно, для Холмского потребовалось ну чрезвычайно большое мужество, для того чтобы отказать самому государю.
Он сказал, что Ивана Молодого он в Москву не пришлет. И, наверное, в этом была большая человеческая правда, поскольку пока наследник престола в войсках, войска, что называется, укреплены сердцем: кровь государева рядом с нами, и мы рядом с нею будем стоять мужественно и крепко. Иван III на то и вошел в русскую историю с почетным прозвищем Великий, что он понимал такие вещи и, как говаривали о нем впоследствии, «встречу» любил. Это значит, что когда с ним спорили, когда ему отказывали в повиновении, но при этом какие-то важные аргументы, доводы приводили, он готов был выслушать и он готов был, будучи достаточно грозным и суровым правителем, принять эту правду, которая противоречит его мнению. Ни Холмский, ни Иван Молодой впоследствии наказаны не были, ничего подобного источники до нас не доносят. Но вот в тот момент критический, когда Ахмат оказался рядом с сердцевинными землями Московского государства, юной России, произошел целый каскад боев. Бои шли за перелазы и броды на Угре, они шли между 8-м и 11 октября 1480 года. И атаки ордынцев русские ратники отражали пищальным огнем, стрельбой из луков, совершали контратаки.
Поэтому все многочисленные попытки отыскать брешь в позициях русских войск, переправиться, нанести удар, который рассек бы русские войска, они не приводили к успеху. Не надо думать, что стояние на Угре — это стояние мирное, что войска постояли и разошлись. Нет, шла война, шли бои. И русские войска раз за разом выигрывали сражение на берегах Угры, отбивая натиска Ахматовых воинов. И, конечно же, здесь надо поклониться до земли тому же самому Даниилу Дмитриевичу Холмскому, потому что именно он отыскивал способы, как всякий раз предотвратить атаку ордынцев и мобильно отреагировать на попытку обойти русские войска, найти какой-то брод, перелаз, щель, условно говоря, в расположении его полков и все-таки просочиться туда и захватить какой-то плацдарм на другом берегу Угры. Ну что же, через некоторое время после этих боев Ахмат прекратил атаки, надеясь на то, что Угра встанет, покроется льдом, и тогда можно будет перейти на другой берег. Да, в конце октября Угра встала, а русские войска отошли на позиции около Кременца, чуть-чуть подальше. И они не были распущены, не отступили к Москве, они просто перешли на, скажем так, другую линию оборонительных позиций, поскольку оборонять Угру стало бессмысленно — она утратила, покрывшись льдом, значение выгодного оборонительного рубежа.
После тверского восстания московский князь Иван Калита поспешил в Орду, чтобы использовать удобный случай и погубить своего соперника. Хан Узбек выделил московскому князю около 50-тысяч воинов «Федорчукова рать» - по имени одного из темников. Огромное войско нагрянуло на Тверское княжество и разгромило его. Эти события лишили Тверское княжество политического главенства. Александр Михайлович вместе с братьями бежал.
На земли Тверского княжества пришла беда. Тверь сожгли, горели Кашин и другие города, убивали и уводили в плен мирных жителей. Заодно разграбили и новгородские предместья. Новгородцы от ордынцев откупорились, выплатив Узбеку 2000 гривен серебра.
На Руси этот поход получил название Федорчукова рать, по имени одного из татарских темников, по вероисповеданию христианина. Тверской князь Александр Михайлович бежал в Новгород, а затем в Псков. Новгородцы приютить опального князя не решились. Калита созвал князей с полками, и двинулся на Псков. В числе воинов, осаждавших Псков, были и родные братья Александра Михайловича - Константин и Василий 3. Псковичи Александра приняли хорошо, сделали его своим князем и всячески поддерживали. Есть сведения, что псковичи, привели в порядок крепость Изборск и собирались в ней умереть за князя Александра, если понадобится. По наущению Ивана Калиты митрополит Феогност пригрозил отлучить Александра и псковичей за непокорность от Церкви. Для людей той эпохи не было страшней кары, чем отлучение от Церкви.
Маломощный Псков не мог противостоять татарам, понимая это и жалея отважных псковичей, Александр Михайлович вынужден был бежать в Литву. В Литве все было чужим и немилым. Подрастали сыновья, и оставались без уделов, нужно было думать об их судьбе. Хан Узбек требовал возвращения Александра в Тверь и обещал его простить.
Карательное войско двинулось в поход зимой, по замёрзшему руслу Волги, что позволяло Ивану Даниловичу и князьям Суздальской земли уберечь свои владения от опустошительных действий ордынской конницы. Тверские князья с семьями бежали из города, а княжество покрылось дымом пожарищ. Вместе с ордынцами опустошали эту землю и дружины князей Москвы и Суздальщины. Летописи того времени удивительно кратко сообщают о походе Федорчюковой рати и участии москвичей в разорении Твери. Тверичи защищались отчаянно, но силы были не равны. Помимо Твери был также опустошен Кашин и другие города. Новгородцы, в землях которого укрылись братья великого князя Александра Тверского Константин и Василий, откупился от ордынцев, отправив к ним послов «со многими дары и 5000 рублёв новгородцких». Войско Золотой Орды возвращалось в степи, обременённое награбленным добром, уводя с собой многотысячный полон. Однако, в Сарае понимали, что Русь могла платить огромную дань только в условиях относительного покоя и порядка.
Иван Калита и Федорчукова рать
«На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего христианина Федорчука. Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже. Этому походу позже дали название «Федорчукова рать», так как татарами командовал христианин Федорчук.
Участие в подавлении тверского восстания. Когда произошло антиордынское восстание в городе твери
К ордынско-московскому войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси этот поход стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина. Началось бедствие. Москвичи и ордынцы пожгли города и сёла, людей повели в плен и, как сообщает летопись, «положили пусту всю землю Русскую». Тверской князь Александр бежал в Новгород, потом вПсков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года. Последствия Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси.
К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича». Живо деток одевай потеплее, ядь 24 в путь с запасом приготовь, вещицы свои дорогие бери. Запрягай Бурка в широкие сани, а Быстряну в малые, грузи, что мамка соберёт. Кабы только татарва, с ними московские и суздальские рати. Рады стараться ради татарского хана, да и себе наше прибрать не погнушаются.
Калита, тот только и мечтает Тверь под себя подмять. А знаешь ли, во главе войска кто? Христианин Федорчук! Вот бы послушать теперь, что крылошане 27 петь станут про божью кару от нехристей. Это как же их бог христиан с христианами стравил?
Скажут, вельзевел 28 попутал. Ну, им-то ничего не станется, а люд простой пострадает. Он-то наше войско поведёт? Давай-ка, сын собираться, да поживее. В ночь надо вам выехать.
Поехали с нами. Я же не израдец 30. Лучше слушай вот что. Поедете по Тверце в сторону Торжка. Если с закатом выедете, да ходко ехать будете, к рассвету на вечерней стороне 31 горку увидишь, сосною поросшую.
Перед тем разнолесье с берёзой, а то чистый сосняк, старый, стволы так и светят золотом. Туда дорога будет, только не промахнись, после берег высокий начинается. В том лесу отыщешь хуторок. Хозяин — свояк Первуша, мамкина сестра Улада жена его. Лет ему как мне, шрам у него на щеке вот так.
Мамка знает, что сказать. Не болтайте там языками, чужим говори, погостить приехали. Со временем видно станет, что делать. За мать с младшими отвечаешь! За старшего тебя назначаю.
Смотри у меня! Беги, запрягай. Да гляди, ночью в полынью не влети. Зимник-то добрый нынче, но всяко на реке случается. Ай, чуть не позабыл.
Во-первых, у Ивана Даниловича были не только политические, но и сугубо личные причины поквитаться с Тверью — в 1324 году его брат Юрий, будучи в Орде, был убит тверским князем Дмитрием Грозные Очи. Правда, после долгих колебаний хан Узбек всё-таки казнил убийцу, однако не исключено, что Иван Данилович этим не удовлетворился. Во-вторых, сами тверичи, если им предоставлялась такая возможность, действовали против Москвы решительно теми же методами, охотно прибегая к помощи и западных соседей-литовцев, и тех же татар. К примеру, в 1315 году тверской князь Михаил при помощи татарских отрядов разбил под Торжком московско-новгородскую армию, а в 50-х годах XIV века русские летописи отмечают как минимум три крупных похода «литовщины» и несколько менее масштабных набегов литовцев и тверичей на московские земли. И, наконец, а как ещё мог действовать Калита? Противостоять Орде даже в союзе с Тверью Москва тогда не могла. Так что если бы Иван Данилович поддержал восстание или даже просто уклонился от участия в «Федорчуковой рати», то результат был бы один — Московское княжество подверглось бы такому же разрушительному разорению, как и Тверь. Так что независимо от личных симпатий и политических интересов участие в карательной экспедиции было для Москвы единственным несамоубийственным решением.
Более того, как показал дальнейший ход событий, это «антипатриотичное» решение в конечном итоге ускорило освобождение Руси от ордынского ига. В результате уже внук Ивана Даниловича, Дмитрий Донской, смог на равных встретить рать Мамая на Куликовом поле и нанести ей сокрушительное поражение. Безусловно, выбор Калиты, который сначала участвует в карательном походе против своих соплеменников, а затем хитростью и обманом устраняет своего политического соперника, трудно назвать высокоморальным. Однако в исторической перспективе этот выбор оказался оправданным. Как выяснилось, именно этот путь вёл к той цели, к которой стремились тверичи, чьё восстание было столь жестоко подавлено объединёнными силами Москвы и Орды.
В 1327 году, двоюродный брат хана узбека, по имени Челхан Щелкан пришел в Тверь с войском, выгнал князя из его терема, где поселился сам, а в округе творил разбой и насилие. Жители Твери ужасались творимым бесчинствам и кротости своего князя, умоляли его защитить их, но тот лишь твердил о терпении...
По городу ползли слухи, что Щелкан не уйдет, а вскоре всех христиан они заставят обратиться в ислам. В один из летних дней, дьякон Дудко вел свою лошадь мимо татарских воинов, те решили отнять годного коня силой и начали бить священника, чтобы увести лошадь с собой. Терпение населения лопнуло - грянул бунт. Татар убивали повсюду и без разбора: пеших и конных, вооруженных и мирных купцов. Ни одного татарина не осталось в округе, включая ханских баскаков - неприкосновенных вельмож. Сам Щелкан заперся в тереме с отстатками рати и его в нем сожгли заживо. Это был шанс Москвы!
Иван Калита едет в Орду и просит хана Узбека дать ему воинов, чтобы помочь вразумить и наказать Тверь. Хан оценил душевный порыв московского князя и обещает ему великокняжеский ярлык, если все пройдет успешно. Федорчукова рать - так назвали это войско в летописях, по имени христианина-командующего. Тверское княжество запылало!
Москва vs Тверь: борьба за лидерство в 14-м веке
После «Федорчуковой рати» в Твери сел княжить третий сын Михаила Ярославича Константин. В ходе кровопролитного набега, известного как Федорчукова рать, объединённое русско-татарское войско уничтожило множество деревень и городов, дойдя даже до Пскова. Отчего ханские силы и получили название среди летописцев «Федорчукова рать». Новости Пикабу Помощь Кодекс Пикабу Реклама О компании. Восстание в Твери 1327 г. Федорчукова рать 1327. В результате военных действий «Федорчуковой рати» полному опустошению и сожжению подверглись Тверь, Кашин, другие города Тверского княжества, а также Новоторжская волость.
Пиар-технологии Древней Руси: как слухи об обращении в ислам сыграли на руку Ивану Калите
Федорчуковой рати. Федорчукова рать 1327. Рассмотрим две версии о участии в Федорчуковой рати князя московского Ивана Калиты. В результате военных действий «Федорчуковой рати» полному опустошению и сожжению подверглись Тверь, Кашин, другие города Тверского княжества, а также Новоторжская волость. Ответом на восстание стала страшная Федорчукова рать, направленная Узбеком на Русь. Однако вскоре татары организовали карательную экспедицию против тверичей, вошедшую в историю как «Федорчукова рать».
Последняя интрига Калиты
Тверичи убивали не только именитых ордынцев, но и простых членов посольства, а также татарских купцов. Спастись удалось лишь пастухам, которые накануне отбыли из города. План и этапы Краткая характеристика Антиордынские настроения «Щелкановщина» Бесчинства Чолхана и его свиты, грабёж и оскорбления местного населения. По городу ползли слухи о том, что Чолхан скоро сядет на Тверской престол и обратит всё население в ислам. Недовольство народа и позиция князя Александра Грабежи и насилие вызвали сильное недовольство среди населения. Люди обращались за защитой и помощью к князю, но он только советовал «терпеть». С другой стороны, князь и его приближённые способствовали распространению слухов о скором воцарении татаро-монгольского наместника.
Начало бунта 15 августа 1327 г Попытка татар отнять лошадь у дьяка вызвала сопротивление. Ударил набат, призывающий к борьбе. Массовое истребление захватчиков тверичами и гибель самого Чолхана. Обращение за помощью Оставшиеся в живых ордынские пастухи ускакали в Москву. Александр обратился за помощью к соседям, но никто не пожелал ему помочь. Разорение Твери Федорчукова рать Московский князь Иван Калита вместе с суздальским князем отправил карательную экспедицию в Тверь.
Их поддержал войсками хан Узбек. Тверь была полностью разорена и сожжена. Подавление восстания Московский правитель Иван Калита видел в Твери сильного соперника и стремился любыми путями ослабить его.
Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом « разделяй и властвуй ».
После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы. Основное соперничество шло теперь с князьями Суздальско-Нижегородскими. Федорчукова рать — последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя.
После успеха совместных действий двух княжеств и татар по подавлению антиордынского мятежа политика мирного отношения к Орде привела к ослаблению междоусобной борьбы и принесла на Русь определённое спокойствие. Нахождение московских правителей на великокняжеском столе было прервано лишь в годы малолетства Дмитрия Донского 1360-63 гг.
Всё это, разумеется, пронизано идеологией Нового времени, и к Средневековью никакого отношения не имеет. Возможно, правильнее было бы говорить о мире католицизма, но и он в целокупности был очень пестр, разнороден и раздроблен. Руси реально угрожал не «Запад», а Тевтонский орден, а также шведские завоеватели. И разбивали их на русской территории, а не у них дома в Германии или Швеции, и, стало быть, угроза, исходящая от них, являлась вполне реальной.
Мудрено увидеть в тевтонских рыцарях союзника для противостояния татарам — они в большей степени интересовались не ордынской проблемой, а захватом Пскова и приграничных областей Новгородчины. Существует один миф: «повернув» к Востоку, а не к Западу, князь Александр заложил основы будущего разгула деспотизма в стране. Его контакты с монголами сделали Русь азиатской державой. Это уже и вовсе беспочвенная публицистика. С Ордой контактировали тогда все русские князья. После 1240 года у них был выбор: умереть самим и подвергнуть новому разорению Русь или выжить и подготовить страну к новым битвам и в конечном итоге к освобождению.
Кто-то очертя голову ринулся в бой, но 90 процентов наших князей второй половины XIII века избрали иной путь. И тут Александр Невский ничем не отличается от подавляющего большинства наших государей того периода. Иными словами, неверна сама формулировка вопроса: никакого «исторического выбора» Александром Невским сделано не было. Он действовал в русле той политической ситуации, которая ему досталась в готовом виде. Что же касается «азиатской державы», то сегодня звучат разные точки зрения на сей счет. Правда же состоит в том, что Русь никогда ею не сделалась.
Она не являлась и не является частью Европы или Азии либо чем-то вроде смеси, где европейское и азиатское принимает разные пропорции в зависимости от обстоятельств. Русь представляет собой культурно-политическую суть, резко отличную и от Европы, и от Азии. В 1246 году, возвращаясь на Русь из поездки в Каракорум, к императору великой империи монголов, умер великий князь Ярослав Всеволодович. Тогда и его сыну Александру пришлось первый раз «поехать в татары». Визитом к Батыю его мытарства не закончились. Пришлось отправляться в Каракорум.
Вернулся князь, по разным свидетельствам, лишь в 1249-м или даже 1250 году, и «бысть радость велика в Новегороде». Вместе с ним возвратился и брат Андрей. Источники глухо доносят до нас отголоски борьбы за великокняжеский престол, разгоревшейся после кончины Ярослава. Недолгое время в стольном граде Владимире удерживался дядя Александра Невского — князь Святослав Всеволодович. Затем великим князем владимирским стал младший брат Александра, Михаил Хоробрит. Потом другой младший брат - Андрей Ярославич.
К верховной власти он пришел не по старшинству, минуя нескольких претендентов, которые имели больше прав на престол. Пока он распоряжался во Владимире, Александр Ярославич, получивший от монголов княжение в Киеве и Новгороде, планировал наладить дела в далеком Киеве.
Эта зависимость выражалась в необходимости князей ездить за ярлыками в ставку хана; в заложничестве, когда князья в знак покорности оставляли в Орде своих сыновей; в уплате дани; в подчинении ханскому суду. Соответственно ведущее место во внешней политике русских князей стали занимать отношения с Золотой Ордой. В начале XIV в.
Тверское княжество было одним из ведущих в Северо-Восточной Руси. Оно располагалось на важных торговых путях; занимало вы-годное стратегическое положение, находясь практически в центре бывшей Вла-димирской Руси; обладало мощным экономическим потенциалом, именно в Твери был заложен первый каменный храм после вторжения Батыя ; обладало военной мощью, которая позволяла ей зачастую в одиночку отражать атаки различных княжеских коалиций. Несмотря на всё это, Тверское княжество не смогло победить в противостоянии с Москвой. Определяющим фактором побе-ды являлась удачная внешняя политика. Ведь отдельное русское княжество XIV в.
И одно из ведущих мест во внешней по-литике русских князей занимали отношения с Золотой Ордой. Если отношениям Московского княжества и Золотой Орды в историогра-фии уделяется пристальное внимание , то взаимодействие Улуса Джучи и Твери всё ещё остаётся недостаточно изученным. Следует отметить, что данная тема до сих пор не была освещена в специальных работах. Подобное внимание объясняется поиском антиордынских движений на Руси: в «исторической науке распространено и фактически становится общим местом мнение, что тверские князья в первые десятилетия XIV в. Образование самостоятельного Тверского княжества относят к 1247 г.
В 1252 г. Начиная с В. Татищева в историографии утвердилась точка зрения, что этот поход был вызван происками Александра Невского, стремившегося утвер-дить свою власть во Владимирском княжестве и указавшего монголам на ан-тиордынскую направленность союза Даниила Галицкого и Андрея Ярославича. Клюг же отрицает возможный союз Андрея и Ярослава, указывая на недостаточность информации. Причину плена княжеской семьи исследователь объясняет результатом «грабительского набега татар, последовавшего за побе-дой при Переяславле».
Экземплярский , а поиском средств, чтобы вы-купить своих детей. Действительно, поход монгольских войск не был связан ни с происками Александра Невского, ни с антиордынскими переговорами с Даниилом Галиц-ким, а был вызван уклонением от ханского приказа по проведению переписи населения. Соответственно пострадало лишь территория Суздальской земли, которой владел Андрей. Впоследствии Ярослав смог наладить отношения с Золотой Ордой. В 1258 г.
Ярослав отправляется в ставку хана, видимо, для выкупа своих детей. Возможно, что эта поездка была для Ярослава первой. В 1269 г. Ярослав соби-рался использовать ордынцев для усмирения Новгорода, хотя митрополит Ки-рилл смог примирить враждующие стороны , при подписании договора между вольным городом и Ярославом Ярославичем присутствовали ханские послы с грамотой Менгу-Тимура «сажать Ярослава». Именно с княжения Ярослава Ярославича, по мнению В.
Каргалова, начинается «непосредственное участие татар в русских делах», выражаемое в посылке войск в поддержку тому или иному князю. Известны только две поездки Ярослава в Орду. Первая — в 1258 г. Хотя собственное восше-ствие на великое Владимирское княжение в 1263 г. Таким образом, из имеющихся летописных известий можно утверждать, что Ярослав Ярославич продолжил политику своего старшего брата Александра Невского: подчинение Золотой Орде.
После смерти Ярослава ему наследовал старший сын Святослав ум. Святослав Ярославич не был великим князем Владимирским, но прини-мал активное участие в княжеских междоусобицах. Великий князь Василий Ко-стромской, союзником которого выступал тверской князь, пользовался ханской помощью, соответственно с ордынцами приходилось контактировать и Свято-славу. Вместе с ордынским отрядом тверской князь в 1273 г. В 1281 г.
Это войско было приведено на Русь князем Андреем Александровичем Городецким, который пы-тался отобрать великокняжеский стол у своего старшего брата Дмитрия Перея-славского. Разорение окрестностей Твери можно объяснить, как кару за под-держку Дмитрия Александровича, однако о подобном союзе в летописях ничего не говорится. Скорее, наоборот, в 1282 г. Святослав в союзе с Даниилом Мос-ковским и новгородцами воевал против Дмитрия. Поэтому можно предполо-жить, что разорение окрестностей Твери было связано с обычным грабитель-ским набегом ордынцев, которые не разбирали, «кто прав, а кто виноват», а просто желали поживиться.
После смерти Святослава ему наследовал младший брат Михаил Яросла-вович. При нём Тверское княжество достигло своего наибольшего могущества. В 1293 г. Тверь в число этих городов не вошла, хотя в летописях содержится указание на то, что монголы собирались идти на город, но лишь приезд Михаила Ярославича, бывшего до этого в Золо-той Орде, остановил их. Поход Дюденя и поездка Михаила в Золотую Орду вызывают большие споры в историографии.
Часто «Дюденеву рать» связывают не только с русскими междоусобицами, но и с внутриордынскими делами. В Орде в это время правил хан Тохта ок. Сам Ногай в начале 1290-х гг. Подобное положение вещей не могло устраивать Тохту, который «старался сразиться с ним и хлопотал о войне с ним» , однако открытый вооруженный конфликт между Тохтой и Ногаем про-изошел в 1297 г. Исследователи предпринимали попытки соотнести борьбу между Ногаем и Тохтой с расстановкой сил в Северо-Восточной Руси.
Насонов было вы-сказано предположение, поддержанное рядом исследователей , что Андрей Го-родецкий искал поддержку у Тохты, в то время как Михаил вместе с Даниилом Московским и Дмитрием Переяславским ориентировались на Ногая, за что и были наказаны «Дюденевой ратью». Тверь спасло только возвращение Михаила Ярославича из ставки Ногая. Однако Э. Клюг, обративший внимание на отсутствие вооруженного кон-фликта Ногая и Тохты в 1293 г. Подобную версию ранее высказал В.
Борзаковский, утверждавший, что Михаил ездил в Золотую Орду для получения ярлыка от нового хана Тохты, а поход Дюденя был ответом на жалобы Андрея Городецко-го на Дмитрия Александровича. Однако в том же году на Тверь пришел «царь» Токтомер и «много тягости людемъ учинивъ». Как предполагал В. Борзаковский, возможно, Токтомер посещал Тверь для проведения переписи. Насонов высказал предположе-ние, что царевич был прислан Тохтой, дабы всё же покарать Тверь из-за неудачи Дюденя.
Горский отметил, что в Лаврентьевской летописи, самой ранней, где упомянут этот поход, не указывается на карательный характер экспедиции Токтомера, следовательно, царевич пришел из Орды Ногая. Целью же его похо-да было оказание военной помощи Михаилу, и именно благодаря его приходу, Дюдень отказался от атаки на Тверь, и в конечном счете ушёл с Руси. Таким образом, хотя Тверское княжество и пострадало от действий Ток-томера, но смогло избежать разорения от войска Дюденя и Андрея Городецко-го, что позволило Твери оставаться на ведущих ролях в Северо-Восточной Ру-си. Между 1296 и 1301 гг. Примечательно, что в договоре, скрепившем отношения между Михаилом и Новгородом был внесён пункт, по которому новгородцы должны были оказывать военную помощь тверскому князю даже в обороне от ордынцев.
Заключение этого соглашения можно расценивать в пользу теории об ориентации Твери и Москвы на Ногая, так как заключение со-юза русских княжеств для противоборства всей Золотой Орде на тот период времени не представляется возможным. Орда ещё была достаточно сильна, что-бы справиться с любым русским союзом. Поэтому вероятно, что соглашение было заключено в рамках борьбы между Ногаем и Тохтой, и направлено оно было против Орды Тохты. После смерти Андрея Городецкого в 1304 г. Михаил Ярославич стал главным претендентом на великокняжеский стол.
Однако его конкурентом стал Юрий Данилович Московский 1281—1325. Тохта отдал предпочтение Михаи-лу, за которым был старинный лествичный порядок. Как считал Р. Почекаев, именно этот фактор сыграл ведущую роль в выборе великого князя. Данное предположение связано с политикой Тохты, который пытался прекратить меж-доусобицы русских князей мирными способами.
Хотя, по мнению А. Экземплярского, Михаил получил великокняжеский титул, лишь благодаря большим финансовым возможностям. Это же предположение развивает Н. Борисов , который опирается на оригинально сообщение В. Татищева, не известное в других источниках, что в ханской ставке был устроен торг, на ко-тором Михаил пообещал такую сумму, что даже Юрий ужаснулся и отказался от торга лишь бы не допустить дальнейшего разорения Руси.
Конечно, чело-веколюбие московского князя ввиду дальнейшего его поведения выглядит со-мнительно, и скорее показывает промосковскую ориентацию автора данного из-вестия, стремящегося обелить Юрия Даниловича. Более правдоподобно выгля-дит предположение, что Юрий отказался от борьбы не из-за моральных прин-ципов, а из-за нехватки средств. Несмотря на получение ярлыка Михаилом, Юрий Данилович продолжил борьбу с тверским князем. Большим достижением для Юрия стал союз с митро-политом Петром, которого Михаил попытался сместить на церковном Соборе в Переяславле в 1309 г. Тверской князь отсутствовал на Соборе, так как, по всей видимости, находился в Орде.
Это предположение базируется на известии В. Татищева и «Сказании о смерти митрополита Петра». Однако сведения о поездке Михаила Ярославича в Орду разнятся: у В. Татищева он отправля-ется вместе с Петром, который после вернулся на Русь на Собор , а тверской князь ещё продолжал оставаться в Улусе Джучи; в «Сказании» говорится лишь об отсутствии Михаила во время Собора, так как князь находился в Орде.
«Федорчукова рать»
Однако, согласно Новгородской первой летописи, к своим подданным присоединился и сам князь со своей дружиной. Это решило исход уличных боёв: татары, оказавшиеся в городе, были перебиты, а сам посол и его свита были заживо сожжены в княжеской резиденции. Однако, подняв восстание против Орды, тверичи явно не рассчитали свои силы. Между тем хан Узбек действовал быстро и решительно. Против восставшего княжества была брошена 50-тысячная карательная армия во главе с темником Федорчуком. Противостоять такой силе Тверь не могла, и «Федорчукова рать» подвергла княжество чудовищному опустошению. По словам летописца, татары «людей множество погубиша, а иныя в плен поведоша, а Тверь и вся града огнем пожгоша».
Были опустошены Тверь, Кашин, Торжок и другие русские города. Оправиться от этого удара Тверь так и не смогла. Правда, княжество сохраняло независимость ещё почти 150 лет и даже временами играло видную роль в русской и восточноевропейской истории, однако при этом Тверь всё больше и больше уступала Москве, пока наконец не утратила окончательно своей независимости, став сначала уделом сына великого князя Ивана III, a затем и вовсе обычной московской территорией. Кстати, если уж речь зашла о противостоянии с Москвой, то тут нельзя не обойтись от небольшой порции неоднозначных фактов — в карательной экспедиции Федорчука участвовали не только татары, но и некоторые русские князья. И среди них — московский князь Иван Данилович Калита, которому, собственно, хан Узбек и поручил наказать восставших тверичей. От ханского поручения Иван Данилович не отказался: по словам тверского летописца, «Иван Московский вож то есть проводник им татарам на грады тверскыа бываше».
Тверской князь, разгневавший хана своеволием, был вызван в Орду, где принял смертную казнь. Важной вехой в соперничестве двух княжеств стала проблема расположения кафедры митрополита — фактического центра православия в условиях раздробленного русского государства. Безусловно, присутствие и поддержка главы церкви немало способствовало росту авторитета государственной власти. В 1299 году тогдашний митрополит Максим покинул Киев и переселился во Владимир. Такое решение связано с потерей лидирующих позиций среди русских княжеств вследствие упадка торговли на Днепре, хотя формально Киев оставался «старействующим градом» и «матерью городов». Поступок митрополита вызвал недовольство галицко-волынского князя Юрия Львовича, который, не желая мириться с подчинённым положением Владимирскому князю, отправил на посвящение в Константинополь своего представителя — иерарха Петра. Однако митрополит Максим неожиданно умер, византийский патриарх Афанасий рукоположил Петра в митрополиты. С подачи тверского князя Михаила, обладавшего титулом великого князя Владимирского, была написана жалоба в Константинополь. Пётр обвинялся в симонии раздаче церковных должностей и пренебрежении церковными обязательствами — факты, достаточные для низложения митрополита.
В качестве альтернативы предлагалась кандидатура тверского иерарха Геронтия. Вопросы церковной политики являлись прерогативой русского духовенства, а татаро-монгольские баскаки предоставили православной церкви особый статус, опиравшийся на использование ханами христианской идеи смирения. После смерти митрополита Петра его преемником стал грек Феогност, рукоположенный в 1327 году константинопольским патриархом Исайей. Новый митрополит начал активно утверждать свою власть в надежде объединить в единую епархию всю Северо-Восточную Русь. Он совершал путешествия по всей территории митрополии, занимался строительством белокаменных храмов и первого великокняжеского собора — Спасо-Преображенского монастыря в Москве. Показателен конфликт, возникший в 1342 году между Феогностом и ханом Джанибеком: баскаки распространили слух, что православный митрополит взимает повышенную плату с духовенства, удерживая излишек доходов у себя.
Но именно в 1327 году они сыграли на руку Ивану Калите. Освящение собора в Москве тоже было назначено на 15 августа 1327 года — Успение. Чин проводил ростовский епископ Прохор, который временно, до интронизации в 1328 году Феогноста, возглавлял Русскую Церковь. Да, епископ — это не митрополит, Прохор — не святитель Пётр. Но отсутствие митрополита-заступника уже «компенсировалось» в сознании народа освящением заложенного им престольного храма и продвигаемой книжниками Калиты идеей богоизбранности Москвы. Тверичи же находились лицом к лицу с угрозой обращения как из-за присутствия родственника хана с войском, так и из-за крушения «образа князя», который привёл из Орды «разорителя христиан». Для Ивана Калиты это был идеальный момент, чтобы совершить переворот в сознании жителей соперничающего княжества, отодвинув фигуру Александра Михайловича как предателя веры и, следовательно, своей земли на самый дальний план. Потому не исключено, что слухи об обращении разгорелись с новой силой не просто так. В Москве была митрополия и престольный собор, а от Твери «Бог отвернулся» — она не была угодна ни Ему татары как кара Божья , ни хану Узбеку, ни тем более Ивану Калите. Слухи о «басурманской вере», да ещё в день освящения престольного храма — лучше и придумать было нельзя. Тверское восстание с любой стороны было выгодно Москве, но Калите нужно было окончательно дискредитировать Александра Михайловича и примерить образ «идеального князя» на себя. Так и случилось: после нашествия Федорчуковой рати тверской князь и его княжество потеряли все шансы на первые роли в Русском государстве. Федорчукова рать, которую хан Узбек направил после убийства Чол-хана в Тверь — карательная экспедиция 50-тысячного ордынского войска с темниками «Федорчуком, Сюралыком, Сюгой и прочими». Но, согласно большинству источников, во главе рати стояли Иван Калита и Александр Васильевич Суздальский, которые взяли «Тверь и Кашин, а прочие города и волости опустошили». Итоги Об этической стороне участия Калиты в походе на Тверь с татарами до сих пор спорят историки, но расчёт московского князя был верным. Александр Михайлович биться не вышел и бежал в Псков. Рать не тронула Москву, и Иван Данилович выступил «спасителем веры и Отечества». После разгрома Твери Калита поехал в Орду за ярлыком на великое княжение. Но поначалу хан, опасаясь новых выступлений, поделил Владимирское княжество между Иваном Даниловичем и Александром Васильевичем Суздальским.
Восстание в Твери 1327 год. Разгром восстания и последствия Узнав, что в Твери произошло восстание, московский князь Иван Калита решил использовать его в своих интересах. Он ставил целью получить ярлык на великокняжеский престол во Владимире. Князь поехал в Золотую Орду к хану Узбеку и предложил свою помощь в подавлении бунта. Хан дал ему войско под командованием пяти темников. Следовательно, можно предположить, что численность его равнялась 50 тыс. Командующим стал крещеный татарин Федорчук, поэтому и карательный поход на Тверь получил название «Федорчукова рать». Войско Федорчука и двух князей разорило не только Тверь, но и все города и многие села Тверского княжества. Сам князь Александр скрылся в Новгороде Великом, а оттуда убежал в Псков. Результатом подавления восстания в Твери стало изменение расстановки сил в северо-восточных русских княжествах. Иван Калита получил от хана ярлык на великокняжеский престол во Владимире, а также до 1337 года стал новгородским князем.
Федорчуковой рати
Тверские рыцари | Этому походу позже дали название «Федорчукова рать», так как татарами командовал христианин Федорчук. |
Тверское восстание — Рувики | Восстание в Твери 1327 г. Федорчукова рать 1327. |
«Федорчукова рать» | Отчего ханские силы и получили название среди летописцев «Федорчукова рать». |
Антиордынское Тверское восстание
Пиар-технологии Древней Руси: как слухи об обращении в ислам сыграли на руку Ивану Калите | Новгородские рати и сын тверского князя с дружиной простояли против московского воинства несколько дней, а затем решили, что Новгород переходит к Москве. |
Светлан Голосеев – гвардеец монгольского императора | Так и случилось: после нашествия Федорчуковой рати тверской князь и его княжество потеряли все шансы на первые роли в Русском государстве. |
Тверское восстание против Золотой Орды
На Руси поход известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего из христиан Федорчука. по имени одного из темников). И наказал: была Федорчукова рать, по имени ордынского военачальника Федорчука, христианина, к слову. «Федорчукова рать» 1327 г. в миниатюре к «Повести о Сергие Радонежском» из Лицевого летописного свода. Федорчукова рать. Новость о жестоком убийстве племянника потрясла хана Узбека. Он решил, что вся Русь восстала против Орды. по имени одного из темников).
«Федорчукова рать»
Тут и августовский путч 1991-го, фактически похоронивший Советский Союз, и неудавшийся корниловский мятеж, послуживший прелюдией к Октябрьской революции. Но мало кто помнит, что в августе 1327-го также произошло событие, во многом предопределившее дальнейший ход отечественной истории — антитатарское восстание в Твери. Борьба эта шла с переменным успехом, однако к 20-м годам XIV века позиция Твери выглядела несколько предпочтительней. А в 1322 году Дмитрий Тверской, воспользовавшись жадностью Юрия вместо того чтобы отвезти тверскую дань в Орду, тот отвёз её к брату в Новгород , где, говоря современным языком, решил «прокрутить» с помощью купцов-посредников , получил в Орде ярлык на великое княжество Владимирское. Казалось бы, не за горами окончательное торжество Твери над Москвой. Однако в конце лета 1327 года в Тверь с большой свитой приехал ханский посол Шевкал Чолхан или Щелкан , двоюродный брат Узбека. Как убедительно показал историк Борисов, татары пришли в Тверь, скорее, в качестве союзников великого князя, тем не менее они повели себя, как в завоеванном городе. Сам посол поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда князя Александра и его семью. После чего, по словам летописца, татары «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». Согласно тверской летописи, обиженные и озлобленные горожане неоднократно обращались к князю, прося защиты, однако тот, «видя озлобление людей своих и не в силах их защитить, велел им терпеть».
Тверичи, однако, терпеть не захотели. Последней каплей, переполнившей «чашу народного гнева», стало нападение татар на местного дьякона Дудко, у которого они попытались отобрать приглянувшуюся им кобылу. Дьякон, однако, не пожелал расстаться с лошадью и стал громко звать на помощь.
Рады стараться ради татарского хана, да и себе наше прибрать не погнушаются. Калита, тот только и мечтает Тверь под себя подмять. А знаешь ли, во главе войска кто? Христианин Федорчук! Вот бы послушать теперь, что крылошане 27 петь станут про божью кару от нехристей. Это как же их бог христиан с христианами стравил? Скажут, вельзевел 28 попутал.
Ну, им-то ничего не станется, а люд простой пострадает. Он-то наше войско поведёт? Давай-ка, сын собираться, да поживее. В ночь надо вам выехать. Поехали с нами. Я же не израдец 30. Лучше слушай вот что. Поедете по Тверце в сторону Торжка. Если с закатом выедете, да ходко ехать будете, к рассвету на вечерней стороне 31 горку увидишь, сосною поросшую. Перед тем разнолесье с берёзой, а то чистый сосняк, старый, стволы так и светят золотом.
Туда дорога будет, только не промахнись, после берег высокий начинается. В том лесу отыщешь хуторок. Хозяин — свояк Первуша, мамкина сестра Улада жена его. Лет ему как мне, шрам у него на щеке вот так. Мамка знает, что сказать. Не болтайте там языками, чужим говори, погостить приехали. Со временем видно станет, что делать. За мать с младшими отвечаешь! За старшего тебя назначаю. Смотри у меня!
Беги, запрягай. Да гляди, ночью в полынью не влети. Зимник-то добрый нынче, но всяко на реке случается. Ай, чуть не позабыл. Липу ту великую помнишь на ручье, где в прошлый раз прятались? В самом верху в боковой ветви дуплецо у неё, снизу не видать, только сверху нащупать можно. В то дупло клад я схоронил, серебро наше. И никому даже глазом в ту сторону не моргни!
Иначе альтернативой, при поддержке такого бездумного популизма, было бы жестокое подавление бунта уже ханскими войсками с огромным количеством жертв и разрушением Новгорода.
Но Александр Тверской, увы, не унаследовал политический гений своего знаменитого прадеда, как, впрочем, и его полководческие таланты. Будь Александр Невский на месте своего потомка в 1327 году, с приближением 50-тысячной вражеской рати он не стал бы идти против неё в самоубийственную атаку. Этим, как раз, больше отличались братья Александра Невского. Потому значительную часть своей сознательной жизни и провели в эмиграции, после неудачных попыток свергнуть власть мощной монгольской державы своими крошечными силами, пока под влиянием своего куда более умного брата в Орде их не прощали, разрешая возвратиться домой. Александр Тверской предпочёл бежать на границу — сначала в Новгород, потом в Псков, а затем к литовскому князю Гедимину. Его княжество, закономерно, было изрядно опустошено Федорчуковой ратью, которой, правда, помогали дружины и Московского, и Суздальского князей. Но при этом стоит ещё раз напомнить, что на тот момент Руси как единого государства просто не существовало, а отношения Москвы и Твери были враждебными. Жизненный путь беглого тверского князя закончился в 1339 году после того, как хан Узбек поначалу вроде бы простил его, разрешив вернуться на родину, но потом всё равно казнил за измену. А поддержавшие противников своего давнего соперника, Твери, Московский и Суздальский князья получили от хана Узбека немалые преференции.
Статус его суздальского коллеги получился немногим ниже. Владыки Золотой Орды по-прежнему старались блюсти принцип «разделяй и властвуй», а также стремились «класть яйца в разные корзины». Последующая история показала, что победа Ивана Калиты в московско-тверском противостоянии была не просто победой одного князя над другим. Этот человек доказал, что является более умелым политиком, чем его соперники, причём политиком со стратегическим мышлением. Калита не стал растрачивать всё ещё несравнимо более слабые ресурсы своего княжества в напрасных попытках сбросить власть ордынцев. На помощь сомнительных союзников, вроде Литвы, уже тогда смотревшей на Запад, как те же тверские князья, Калита тоже опираться не хотел. Вместо этого московский князь, как сказали бы сейчас, взял курс на мирное строительство. На эти деньги строились новые соборы и крепости, платилось жалованье более многочисленным дружинам, что с каждым годом укрепляло мощь ядра будущей великой державы. А, главное, простые люди наслаждались миром, несмотря на то, что чванливые татарские вельможи никуда не исчезли.
Несколько раз Даниилу приходилось собирать войско, однако оно так и не приняло участие в братоубийственной войне: московскому князю удавалось мирить враждующие стороны. Даниил Московский, в отличие от старших братьев, не стал участвовать в борьбе за великокняжеский престол. Он старался укреплять собственное княжество. При нём в Москве были построены два в будущем знаменитых монастыря — Богоявленский и Свято-Данилов. В 1301 г. В итоге сражений под власть московского князя перешёл город Коломна с окрестными землями. Так произошло первое значительное расширение территории Московского княжества. Вскоре в 1302 г.
Даниил Московский получил эти владения по завещанию от бездетного переяславского князя. В итоге Даниил Московский к концу жизни расширил территорию своего княжества почти в два раза. Памятник князю Даниилу Московскому. Коровин, В. Начало борьбы Москвы и Твери Старший сын Даниила Московского Юрий Данилович 1303—1325 оценил силу княжества и стал активно бороться за власть с другими князьями. В 1303 г. Завоёванная ранее Коломна была расположена при впадении Москвы в Оку. Так важный торговый путь по реке Москве оказался под полным контролем Московского княжества.
Юрий Данилович вступил в борьбу за великое княжение владимирское с Михаилом Ярославичем Тверским. В 1305 г. Михаил Тверской стал сам, без помощи баскаков, собирать дань для ордынцев с земель Северо-Восточной Руси. Он несколько раз начинал конфликт с новгородцами, стараясь ограничить их вольности. Тверской князь постепенно становился общепризнанным лидером. Однако московский князь сумел изменить соотношение сил в свою пользу. Юрий Данилович отправился с богатыми дарами в Орду, где пробыл несколько лет в поиске союзников. Он вернулся на Русь в сопровождении ордынского отряда и сразу же начал войну против Михаила Тверского.
Московская рать совершила разорительный поход в тверские земли, но в решающем сражении Юрий Данилович потерпел поражение. Жена московского князя попала в плен к тверскому князю. В плену сестра хана умерла при неясных обстоятельствах. Юрий Данилович снова отправился в Орду. Он сумел убедить хана Узбека, что Михаил Тверской якобы отравил знатную пленницу, а также присвоил себе часть ордынской дани. Михаилу Тверскому пришлось ехать в Орду на ханский суд, где его признали виновным и убили. В дальнейшем русская церковь стала почитать его как святого. После смерти Михаила Тверского Юрий Данилович получил ярлык на великое княжение.
Он приложил большие усилия, чтобы укрепить свои позиции в Новгородской земле. Князь помог решить территориальный спор между Новгородом и Швецией. У новгородско-шведского приграничья на реке Неве возвели крепость Орешек. Современный вид на крепость Орешек Юрий Данилович не сумел сохранить великокняжеский ярлык, поскольку использовал ордынскую дань в своих корыстных интересах. В 1325 г. Хан Узбек возмутился самоуправству тверского князя и приказал казнить его. Прозвище «калита» по-древнерусски означает «кошель, денежная сумка», что, вероятно, отражало расчётливость и материальное благосостояние князя. Новый московский князь продолжил борьбу с Тверью.