Куртуазность проявляется в множестве мелочей, которые могут казаться незначительными, но при этом имеют глубокое значение. Куртуазность – это своеобразный свод правил поведения, изобретенный еще во времена Средневековья. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. Пытаешься разобраться, что такое куртуазный?
Что такое куртуазная любовь?
Опубликовано 3 июля 2023 г. Последнее обновление 7 июля 2023 г. Связаться с редакцией.
Снаряжение рыцаря и коня стоило весьма дорого — «ещё в конце первого тысячелетия, когда счёт вёлся не на деньги, а на крупный рогатый скот, комплект вооружения, тогда ещё не столь обильного и сложного, вместе с конём стоил 45 коров или 15 кобылиц. А это величина стада или табуна целой деревни» [ 6 , с. Но мало было взять в руки оружие — им надо уметь отлично пользоваться. А этого можно было достичь только беспрестанными и весьма утомительными тренировками с самого юного возраста мальчиков из рыцарских семей с детства приучали носить доспех — известны полные комплекты для 6 — 8-летних детей. Крупные владетели могли содержать при дворе лишь небольшое число таких воинов.
Выход нашёлся: мелкие землевладельцы обязывались королём работать определённое время на крупного, снабжать его нужным количеством продуктов и изделий ремесла, а тот должен быть готовым служить королю в качестве тяжеловооружённого всадника оговоренное количество дней в году. На подобных отношениях в Европе выстроилась сложная феодальная система. Доступ в это привилегированное сословие становился всё более трудным, основанным уже на родовитости, которая подтверждалась грамотами и гербами. За клятву верности сеньору оммаж рыцарь получал землю фьеф с работающими на него крестьянами и право суда над ними, право сбора и присвоения налогов, право охоты, право первой ночи и прочие привилегии. В обязанности входило же в военное время служить «со своим харчем» сеньору около месяца в году. За дополнительную службу шло жалование. В остальное время рыцарь мог наняться к другому сеньору, ездить по дворам владык и городам. И, как утверждает в своей статье кандидат искусствоведения М.
Горелик [ 6 , с. Ну, а как рыцари воевали? Сравнить их с кем-то трудно, так как они в Европе были в военном отношении предоставлены самим себе. Разумеется, в сражениях участвовала и пехота — каждый рыцарь приводил с собой слуг, вооружённых копьями и топорами, а также луками и арбалетами. Но до XIV века исход сражения всегда определяли немногие господа рыцари. Вот тут то и происходил «настоящий» бой — два закованных в железо всадника, закрытые щитами, выставив вперёд длинные копья, сшибаются в таранном ударе. При малейшем признаке победы рыцарь брался грабить лагерь своего врага, забывая обо всём, — и ради этого тоже жили рыцари. Недаром некоторые короли перед боем запрещали бойцам ломать боевой порядок при наступлении и ход битвы из-за грабежа, для наглядности строили виселицы для несдержанных вассалов» [ 6 , с.
Бой мог быть довольно долгим, ведь он распадался на нескончаемое количество поединков достойных противников. Какое же место в бою занимала пресловутая рыцарская честь? Но рыцарей было мало. Например, во всей Англии в 1270-х годах было 2 750 рыцарей. В боях участвовали обычно несколько десятков рыцарей, и лишь в больших сражениях они исчислялись сотнями, редко переваливали за тысячу» [ 6 , с. Поистине слабой стороной рыцарства была воинская дисциплина. Ибо рыцарь — индивидуальный боец, привилегированный воин с болезненно-острым чувством собственного достоинства. Он в своём деле которому обучался почти с рождения — военном — равен любому своего сословия, вплоть до короля.
В бою он зависит только от себя и быть первым может, только показав свою храбрость, добротность своих доспехов и резвость коня. Такое самосознание рыцаря прекрасно знали и чувствовали полководцы, государственные деятели — мирские и церковные. И с конца XI века, во время крестовых походов, стали возникать духовно-рыцарские ордена со строгими уставами, регламентирующими их боевые и не только действия. То есть строгость была, но требования были самыми общими: не покидать и не ломать строй, стараться в разумных пределах, обороняться при неудаче, а не сразу бежать, и до победы лагерь противника не грабить. Они должны были и хотели только побеждать. Этому и служило их вооружение и доспехи. Рыцари умирали весьма неохотно. Они предпочитали бежать или сдаваться в плен в случае неудач.
В обычных войнах гибло их единицы, и лишь в крупных битвах, решавших судьбы стран, несколько сотен» [ 6 , с. И дело тут не только в доспехах. Рыцари к XIII веку ощутили себя неким всемирным орденом, кастой, для которой не важны никакие территориальные границы, никакое подданство. И убивать собрата, кто бы и откуда он ни был, становилось неприличным. Вот одолеть его — сбить с коня, взять в плен, получить выкуп — это победа. Из труда Й. Договорённость о месте и времени битвы формирует кардинальную черту отношения к битве, как к честному состязанию, одновременно являющемуся правовым разрешением спора. Влияние церкви на создание образа идеального благородного рыцаря.
Рыцарские ордена М. Марион в «Истории ордена Тамплиеров» пишет, что после того, как все обозримые земли были переданы в наследное владение, а доходы с них не удовлетворяли все возраставшие потребности людей, не знавших иного ремесла, кроме военного, взоры европейцев обратились к Востоку. Баснословные богатства Востока поражали воображение, возбуждали зависть и ненависть к тем, кто как казалось, несправедливо наслаждался этим богатством. Взяв на себя обязательство освободить всех участников похода на Иерусалим не только от мук ада, но и от вполне земны долгов, Урбан II удивительным образом объединил в понятии людей низкое и высокое, суетные, даже греховные побуждения и искреннюю веру в грядущее спасение, страсть к золоту и чистую любовь к Богу религия тогда уже занимала главенствующее место в жизни и сознании людей , желание получить свою часть добычи и желание справедливой, спокойной, красивой жизни» [ 7 , с. Как видим, с жестокими нравами соседствовали тяга к изящному, стремление к красоте и возвышенные чувства не так уж редко вытесняли жестокость. Часть рыцарей, участвовавших в крестовых походах и, надо думать, что всё-таки, не худшая часть, объединилась под эгидой церкви в различные общины, ордена, устав которых мало чем отличался от монастырского. Рыцари — члены духовных орденов — отрекались от семьи, имущества, собственной воли, отдавая себя во власть римского первосвященника. Почти одновременно в первой четверти XII века в Палестине возникли ордены иоаннитов, или госпитальеров, и тамплиеров-храмовников 1128 г.
В конце XII века в Святой земле был основан ещё один могущественный духовно-рыцарский союз, получивший название «Братья немецкого дома», или Тевтонский орден. Полумонашеские рыцарские союзы оказали огромное воздействие на формирование представлений о предназначении благородного воина, о рыцарской чести и совершенствах истинного рыцаря. Эти представления постепенно стали привычными для тех, кто принадлежал к высшему сословию. В эпоху всё развивающейся куртуазности светской культуры сложились представления об идеальном рыцаре, воине. Христианский рыцарь — это прежде всего борец за веру Христову, но рыцарь — это и верный вассал своего сюзерена. Верность — одна из наиболее ценимых добродетелей этой эпохи. Для рыцаря считались обязательными такие моральные нормы, как смелость, благородство, верность долгу; рыцарь — защитник слабых и обиженных. Со временем стали появляться даже особые уставы, регламентирующие поведение рыцаря в различных сферах жизни и призывающие их к благородству, верности, милосердии, чести см.
Однако реальность не всегда совпадала с идеальным образом благородного рыцаря. Проповедываемые церковью нормы морали не могли быть полностью приняты всеми рыцарями с детства привыкавшими к крови и насилию , более того, они распространялись лишь на равных себе по социальному положению. Тем не менее, частичное обуздание их неистовства существовало. В частности, система рыцарского воспитания с X века стремилась привить молодым людям тягу к прекрасному, общественные нормы морали и способность к приятному обхождению. Особенности воспитания и образования юных рыцарей В трудах многих авторов по истории педагогической мысли [ 1 , 14 , 20 , 31 , 41 ] мы находим следующее описание образовательно-воспитательной системы в рыцарской среде. Основу содержания образования сыновей феодалов составляли так называемые «7 рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение мечом и щитом, копьём, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. Постепенно в систему рыцарского образования и воспитания наряду с военно-спортивными дисциплинами включаются музыкально-поэтические: стихосложение, пение, игра на лютне как правило , риторика — искусство правильно и красиво изъясняться, умение вести светскую беседу с дамами. Игра в шахматы рассматривалась как средство воспитания настойчивости и способности правильно ориентироваться в ситуации стратегии.
Кроме того, с X века юные рыцари обучались этикету, изысканному обхождению, то есть всему тому, что было необходимой составной частью куртуазной культуры. Так, чтение и письмо не были поначалу обязательными для рыцарей, но куртуазность, по счастью, и сюда внесла свои коррективы. Огромное место в жизни и сознании любого человека эпохи расцвета Средневековья занимала церковь. Младший сын феодала мог избрать для себя иной путь, в частности, стать священнослужителем. Церемония посвящения в рыцари До церемонии посвящения в рыцари многие молодые люди уже успевали всласть повоевать, повидать свет, заручиться необходимой поддержкой сильных мира сего. Для отпрысков знатных семей и носителей громких титулов возрастной ценз на право стать рыцарем был снижен с 21 года до 14 лет. Горбачёва Л. Ночь накануне посвящения молодой воин проводил в одиночестве, бодрствуя в храме и смиренно вознося свои молитвы к престолу Всевышнего.
На рассвете его мыли, умащали благовонием волосы, наряжали в белоснежную сорочку. Обряд облачения должны были совершать уже посвящённые рыцари, но зачастую эти роли поручали доверенным слугам. Затем на будущего рыцаря надевали алую тунику, символизирующую кровь, которую он будет проливать, коричневые чулки — шоссы, цветом, напоминавшим о мраке могилы, узкий белый пояс — знак презрения к роскоши. Голову покрывали белым чепцом, символизирующем чистоту души и помыслов, к ногам цепляли шпоры — знак рыцаря. В последний момент юноше вручался обоюдосторонний меч почти всегда нежными руками благородных дам и девиц. Сам неофит натягивал кольчугу с капюшоном обер и повязывал на рукава шёлковые ленты, имевшие «цвет избранницы сердца». Сверху накидывалось военное платье, украшенное настолько богато, насколько позволял достаток [ 7 , с. Сюзерен, касаясь мечом плеч и головы мужчины, стоящего на колене, провозглашал его рыцарем.
При необходимости посвящение в рыцари могло быть исполнено лишь касанием меча сюзерена без предварительной подготовки. Став рыцарем, мужчина совершал оммаж: приносил клятву верности своему сюзерену, вышестоящему сеньору, которому обязывался служить до конца своей жизни. Исследуя ритуал оммажа, Жак ле Гофф в своей книге «Другое Средневековье» [ 32 ] утверждает, что общество средневекового Запада, как общество христианское, было богато ритуалами и символами, поэтому естественно найти отражение господствующей идеологии в ритуале одного из фундаментальных институтов. Однако надо помнить, что институт рыцарства использует эту символику через собственную, «светскую», призму. Описанные обряды были ключевыми как в жизни каждого рыцаря, так и в контексте целой эпохи, породив систему идеализированных представлений о благородстве и верности, дошедшей до нас через тысячелетие см.
Дама, добавляет Ж. Дюби, руководила «состязаниями», сталкивавшими между собой всех придворных холостых мужчин и не имевших надежды завоевать любовь хозяина. Но тогда непонятно, почему это состязание, предназначенное для того, чтобы добиться от сеньора жены и владений — путем брака с девушкой его двора, обязательно должно было включать эмоциональное, чувственное или даже сексуальное покорение его супруги. Утверждение Ж. Дюби о том, что в данном случае, как и в случае поклонения Деве Марии, любовь молодых людей «дала бы рикошет» от женщины-посредницы к сеньору, кажется мне более фигурой речи и уступкой моде, чем рациональным объяснением[715]. Тем более что, сопоставляя турнир и куртуазные любовные игры, автор подчеркивает, что куртуазность — это обучение мастерству, не имеющее ничего общего с платонической любовью: возлюбленный должен контролировать свои чувства точнее, свои импульсы и не прибегать к грубому захвату, похищению или насилию. Он должен предпочесть всему этому этапы, определенные двором и предназначенные для того, чтобы завоевывать женщин из хорошего общества. Это игра, исход которой, утверждает Ж. Дюби, неизбежен: рыцаря подвергнут испытанию, как на турнире кстати, Церковь осуждала и турниры за их аморальность. Он обязательно встретит сопротивление со стороны своей «партнерши» — следовательно, женщина занимает в этой «игре» господствующую позицию, выходя за привычные рамки инертного и покорного поведения для того, чтобы сыграть свою роль «приманки» и воздать должное победителю. Однако победа эта в некотором роде «запрограмированна». Женщина в конце концов «учтиво» поддается. Таким образом, куртуазная любовь могла служить уроком и женщинам. Непонятно только, почему эта идеология была принята сеньорами — выгодная для женщин и девушек их двора, она прежде всего подвергала опасности целомудрие их собственных жен, особенно в то время, когда принцип наследования титулов и званий требовал строгого надзора за женским поведением. На мой взгляд, такая идеология, напротив, придает женщине большую значимость, что Ж. Дюби, впрочем, вновь отрицает: эта любовная игра, говорит он, ни в коей мере не нарушала иерархической субординации мужчины и женщины. Действительно, как только «игра» заканчивалась и все возвращались к «серьезной жизни», женщина вновь оказывалась под строгим контролем мужчины, от которого она зависела. Но и эта интерпретация дает повод к критике, подчеркивая неизменную двусмысленность авторской концепции, ибо не совсем понятно, почему речь идет о некой игре, принятой в обществе и имеющей свои правила и коды, о «партии», которую владелец двора объявляет открытой и завершает по своему желанию, о чем свидетельствует замечание автора. Речь идет скорее об образе действий, о «ментальном и культурном климате», порождающем свои правила поведения, которые накладывают отпечаток на менталитет и сознание человека, если не на реальную жизнь; но его нельзя назвать игрой, ограниченной пространственно-временными рамками и подробно изложенной сеньором, который становится в ней арбитром. Наконец, нет ли во всех социологических интерпретациях, предлагаемых до сих пор, чрезмерного тяготения к парадоксу? Почему любовное поклонение рыцаря даме и свободный выбор последней, описанные в литературе, объясняются упорным стремлением сеньора манипулировать своей супругой? Почему страстная любовь мужчины к женщине маскируется желанием угодить ее мужу получающему вдобавок прозвище ревнивца и презираемому за это[717] или стремлением утаить или передать гомосексуальную любовь? Куртуазная любовь, другими словами, действительно ли выражает устремления и чаяния мужчин и еще в большей степени женщин, почему бы и нет? Между мечтой и действительностью, конечно, большая разница, но разве мы не пытаемся осуществить наши мечты, даже и особенно если для этого нужно нарушить социальные и моральные законы? Напротив, анализ Жоржа Дюби кажется мне абсолютно приемлемым в том случае, когда автор утверждает, что Плантагенеты, и в частности Генрих II, «супруг Алиеноры, пышные дворы которого задавали тон всем остальным», способствовали, несмотря на суровый характер капетингской монархии и церковные ограничения, распространению этой светской культуры, созданной или поддержанной разработкой ритуалов куртуазной любви. Был ли ответственен за это лишь Генрих II? Нельзя ли предположить также, что Алиенора, внучка Гильома Трубадура, тоже играла главную роль в распространении идеологии, которая, как бы ее ни называли, предоставляла женщине главенствующую позицию, пусть даже предположительно? Разве поведение Алиеноры, как и поведение дамы в куртуазной «игре», не нарушало социальных законов светской аристократии и моральных правил, вменяемых Церковью? Коренное противоречие между куртуазной идеологией и моралью той эпохи заставило многих эрудитов поставить вопрос о ее «реальности». Мнения ученых по этому вопросу расходятся. Те, кто допускает существование куртуазной любви, подчеркивают, что ее обязательным условием был добровольный дар каждого из «партнеров», а в ее основе лежали красота и достоинства влюбленных. Но браки того времени, заключенные в силу неких соглашений и политических и династических уловок, никоим образом не могли отвечать этим требованиям. А потому нормой, компенсацией подобных браков без любви, становился «любовный треугольник»[719], отражающий реальное положение вещей, по крайней мере, на уровне идеологии[720]. К тому же, как замечает К. Для других толкователей подобная апология любви, зачастую прелюбодейной, настолько немыслима в рамках христианского общества XII в. С этим можно поспорить — настолько очевидно, даже и, возможно, особенно в окситанской лирике, стремление к полной, завершенной любви. То же самое можно сказать и о старофранцузской литературе, несмотря на стремление некоторых ученых доказать, что романы, подобные «Тристану и Изольде», описывали пламенную любовь, не выходящую, однако, за границы целомудрия[724]. По их мнению, это романы фрустрации, плод обмирщения христианской любви, отрицание плотской страсти и восхваление брака без интимных отношений, но и без любви, под ирландским влиянием[725]. Чтобы разрешить это явное противоречие между куртуазной любовью и существующей моралью, некоторые толкователи выдвинули идею о том, что куртуазная любовь не была ни изложением доктрины, бытовавшей в то время, ни принятой идеологией, — она была лишь воплощением мечты или даже воображения. Чистейшей игрой ума[726]. Исходя из этого, работы, описывающие куртуазную любовь как нечто существовавшее в действительности, остаются без объекта исследования и даже становятся ловушкой для толкователей литературных текстов[727]. В недавнем времени этот вопрос был тщательно изучен в новаторской статье М. Отсюда автор, используя в своем анализе категории, установленные Ж. Но, вопреки очевидному, вопреки общепринятым гипотезам, Кретьен де Труа ни в коей мере не является певцом прелюбодейной любви. Даже та сцена, в которой Ланселот приходит к Гвиневере в ее покои ради пламенной ночи любви, по сути является обманом, мечтой, поскольку «никто никогда не поверит в то, что ярый защитник брака мог допустить саму идею о плотской связи Гвиневеры и Ланселота, которая низвела бы их до уровня корнуэльских любовников, чье безнравственное поведение он не переставал изобличать»[729]. На первый план в этом случае выходит сексуальное влечение, находя свое выражение в насилии и захвате, «основных формах любви в средневековой цивилизации». И все же эти грубые и жестокие нравы смягчает куртуазная атмосфера; отныне феодальное общество, отказываясь от христианских моральных ограничений, но не порывая с ними полностью, допускает в свою повседневную жизнь сексуальность. Женщина вновь занимает свое естественное положение сексуального объекта и искусительницы, которое она, впрочем, никогда не покидала, оставаясь таковой в идеале и в воображении. Заметим, что литературная модель на самом деле многозначна и многообразна.
В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Сегодня такую любовь за её смирение и культ Любви назвали бы мазохизмом. Клайв Стейплз Льюис в «Куртуазной любви» пишет: «Влюблённый всегда жалок. Покорно удовлетворять малейшие прихоти дамы, хотя бы самые фантастические, молчаливо сносить её упреки, хотя бы несправедливые, — единственное, на что он может отважиться. Такое любовное служение берёт пример с вассала, почтительно служащего своему господину. Влюбленный — это «человек» дамы. Он обращается к ней midons, что этимологически восходит к обращению «мой господин», а не «моя госпожа». Все эти отношения верно описаны как «феодализация любви». Такой любовный ритуал ощущается неотъемлемой частью куртуазной любви, возможной только для того, кто учтив. Куртуазная любовь не легкомысленна; «она представлена как трагическое, безнадёжное чувство, или почти безнадёжное, ибо от полного отчаяния влюблённого спасает вера в божество Любви, которое никогда не предает своих служителей и способно покорить самых неприступных красавиц». В духе куртуазной любви Овидий давал такой совет начинающему любовнику: Коли прикажет тебе госпожа явиться на площадь — Раньше срока предстань, самым последним уйди. Если велит бежать по делам — беги, не замедли, Чтоб никакая толпа не задержала тебя. Ночью ли, с пира домой собираясь, раба себе кликнет — Будь ей вместо раба, первым являйся на зов. Шлет ли, уехав, письмо «Приезжай! И да не будут помехой тебе ни снега на дорогах, Ни в нестерпимые дни дышащий жаждою Пес. Воинской службе подобна любовь. Отойдите, ленивцы!
Curtesy: Что это значит, как это работает, история
Конечно же, от рыцарей ожидались и красивые подвиги, посвященные избраннице, которые позволяли ему завоевать ее расположение. Считалось, что необходима преграда, которая мешает влюбленным соединиться, поэтому юноши предпочитали играть в эту игру с замужними женщинами. Интересно, что вовсе не близость была главной целью куртуазной любви, игроки наслаждались самим процессом завоевания. Куртуазная литература Нельзя не упомянуть и куртуазную поэзию, которая была создана трубадурами. Любимой темой странствующих певцов, конечно же, оставалась куртуазная любовь. Персонажи всегда готовы были на любые жертвы для того, чтобы завоевать свою даму, привлечь к себе ее внимание. Невозможно забыть и о сонетах, которые Франческо Петрарка посвятил прекрасной Лауре, в которую был влюблен на протяжении всей жизни. Наши дни Куртуазность поведения в наши дни нередко вызывает насмешку, становится объектом пародий.
Однако и жители современного мира согласны с тем, что необходимо проявлять учтивость и галантность по отношению к пожилым людям, женщинам, помнить о соблюдении правил этикета. Все это до сих пор считается показателем культурного развития, пусть в наши дни уже и не существует культа Прекрасной Дамы и рыцарских турниров. Какие существуют синонимы.
В основе кодекса рыцарского благородства лежит куртуазность. Это значит, что настоящий рыцарь должен быть не только храбрым, но и вежливым, учтивым, воспитанным, грамотным. Должен уметь слагать стихи в честь дамы и проявлять галантность.
Тонко чувствовать и трепетать при виде своей возлюбленной. Чтоб вам почет повсюду воздавали, Лишь вы одна — похвал моих предмет. Гильом де Кабестань Такой кодекс рыцарского благородства ознаменовал зарождение новой формы отношений между женщиной и мужчиной. Ее называют "куртуазная любовь". Современники ее называли "fine amour", т. Как правило, это любовь неженатого мужчины юноши к замужней женщине или женщине высшего сословия, возможно, жене сеньора. Пылкий юноша томится в любви и делает вид, что во всем подчиняется избраннице, отдавая свою свободу ей ради достижения своей цели.
Однако, дама принадлежит уже своему мужу и, если она будет замечена в нарушении правил поведения, то ее вместе с сообщником могут подвергнуть суровому наказанию. Причем зачастую настоящих чувств ни у рыцаря, ни у дамы и в помине не было, и отношения напоминали опасную игру, в которой главное не результат достижение благосклонности Дамы , а переживание и ожидание. То есть игра ради игры. Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы прославить ее имя через свое и добиться ее расположения. Обязательным условием такой любви является непреодолимая преграда. Именно поэтому в качестве своей избранницы рыцари выбирали замужних дам или дам, стоящих выше на сословной лестнице. Стремление к Даме бесконечно: целью куртуазной любви является не обладание объектом поклонения, а трудное, но радостное духовное совершенствование мужчины.
Это были роскошные зрелища, на которые собирались толпы народа, в том числе и знатные дамы. Как правило, это были поединки конных рыцарей в доспехах, суть которых заключалась в том, чтобы выбить противника из седла затупленным копьем. Победа в таком турнире сулила рыцарю расположение его дамы. Подаренная улыбка, ленточка по окончании турнира было безмерным счастьем для влюбленного. И, наряду с церковно-христианскими строгими произведениями и патриотическим эпосом о древних героях, стали появляться романы о рыцарской любви с обязательным культом дамы например, "Тристан и Изольда" Готфрида Страсбургского. Героические патриотические произведения, где герой отстаивал честь рода, господина или страны уступили место романтическим. В центре куртуазного романа стоит героическая личность — мудрый, утонченный и галантный рыцарь, совершающий в далеких полусказочных странах небывалые подвиги во славу своей дамы.
Рыцарская литература не отражала действительность, а воплощала лишь идеальные представления о рыцаре. Рыцарь сражался с драконами, колдунами, великанами и феями и другими мифическими существами. Создателями же куртуазной поэзии считаются трубадуры поэты и певцы , в Германии - миннезингеры. Первым трубадуром считается Гильем Аквитанский. Стихи трубадуров посвящались рыцарским доблестям, но главная тема - куртуазная любовь, от которой герой страдает, но не откладывает попыток добиться своей избранницы. Многие стихи трубадуры перекладывали на музыку баллады и зачастую исполняли сами. Наиболее известными произведения куртуазной литературы были "Артурианский цикл", "Роман о Розе" Гильома де Лориса и другие.
В Италии в 13-14 вв. Таким образом, центральное место в творчестве трубадуров занимала та "утонченная любовь" с куртуазными ценностями: героическая личность, куртуазное поведение и радость от куртуазного служения. Заключение Таким образом, понятие куртуазности тесно связано с идеалами средневекового рыцарства. Идеалы благородства и верности, самоотверженности и бескорыстия, обходительности с женщинами оказали огромное влияние на людей той эпохи и не утратили своего значения и в наши дни. Куртуазная личность - это "человек чести". Рыцарь, обладающий всеми мыслимыми добродетелями, такими, как: великодушие, вежливость, отвага, привлекательность и красноречие, утонченность и изысканность, проницательность и скромность. Идеи куртуазной любви нашли свое отражение в литературе в виде стихов и баллад трубадуров и рыцарских романов.
И, несмотря на то, что со временем куртуазность стала объектом насмешек и пародий, она продолжает занимать молодые умы и в наше время. Ибо соблюдение этикета, галантное и учтивое отношение к женщинам, пожилым людям - это признак если и не рыцарской личности в современном мире, то, по крайней мере, показатель культурного развития и воспитания. Куртуазность - это своеобразный свод правил поведения, изобретенный еще во времена Средневековья. Его должен был изучить каждый придворный, мечтавший добиться успеха, иметь хорошую репутацию. Изначально данная система регулировала в основном взаимоотношения представителей противоположных полов, но постепенно понятие расширилось. Итак, что же скрывает загадочное слово «куртуазность», что подразумевалось под ним тогда и сейчас?
В словарных статьях большое внимание уделено аллюзиям и коннотациям употребляемых писателем слов. Словарными статьями помимо художественных произведений охвачены также литературоведческие и философские труды автора. Цитаты для словаря отобраны таким образом, чтобы максимально полно продемонстрировать употребление Лемом того или иного слова. Словарь и путеводитель будут полезны всем интересующимся творчеством фантаста.
Не успели познакомиться. Она говорит: — Ко мне пойдём или к тебе? Проблемная ты какая-то! Между порядочностью и благородством, с одной стороны, и куртуазностью языка и манер, с другой, зачастую нет никакой связи. Подонок может быть аристократически утончённым, изысканно любезным, то есть будет казаться на все сто куртуазным, и лишь опытный взгляд увидит в его поведении фальшь за показным рыцарством и напускной куртуазностью. Куртуазность превратила изысканную вежливость и учтивость в набор своих инструментов общения. Анекдот в тему. По тёмной улочке, где-то на задворках Лондона идёт приличный пожилой джентльмен. Вдруг его догоняет здоровенный бугай, аккуратно трогает за рукав пиджака и, поклонившись, говорит: — Сэр, вы не могли бы мне помочь? Так чем я могу вам помочь? Не имея в своём инструментарии куртуазность, правдивый и честный человек рисковал приобрести репутацию грубияна, задеть прямолинейными высказываниями чью-то честь и достоинство. Осторожный, осмотрительный и благоразумный человек без куртуазности в контексте учтивости мог выглядеть в глазах окружающих трусливым, робким и застенчивым. Даже испытывая уважение и симпатию к другому человеку, но, не проявляя куртуазности, можно в общении поставить его в неловкое положение и получить от общества ярлык пакостника и провокатора. Когда общество стремительно деградирует, людям не до куртуазности, то есть учтивости, утончённости и изысканной вежливости. В век разнузданности, распущенности и деградации куртуазные манеры превращают человека в чудака. Куртуазный стиль с его изысканной вежливостью и любезностью кажется нынешнему поколению атавизмом и отстоем. Кто сегодня ведёт себя куртуазно, выглядит, чуть ли не сумасшедшим.
Что такое куртуазность 6 класс история кратко
Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский) — система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен был обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. учтивый, рыцарский), система. Рассказ о самом понятии куртуазности, про куртуазность как основу рыцарской культуры, о куртуазной любви, куртуазной литературе и о рыцарских боях за девушек. Что такое куртуазность: 1) правила поведения рыцаря при дворе, 2) взаимоотношения между землевладельцем и зависимыми крестьянами, 3) главная обязанность вассала по отношению к своему сеньору? учтивый, вежливый и обозначает, собственно, то же самое - изысканно вежливый, любезный, учтивый. Основные характеристики куртуазности включают в себя такие качества, как вежливость, воспитанность, тактичность, умение общаться и приспосабливаться к различным обстоятельствам.
Куртуазность: что это значит?
Куртуазность – это особый стиль поведения, характерный для высшего общества и определяемый особыми этикетными нормами. Что такое куртуазность? Curtesy — это юридический термин, обозначающий право мужа по общему праву на наследство и имущество умершей жены. Смотреть что такое «КУРТУАЗНОСТЬ» в других словарях. Куртуазность проявляется в множестве мелочей, которые могут казаться незначительными, но при этом имеют глубокое значение. Куртуазная литература возникла на юге Франции, в Провансе, в обстановке экономического и культурного подъема конца 11 века, а в следующем столетии появилась в Северной Франции и в Германии.
Маньеризм и куртуазность
Все мы помним легенды Средневековья о Прекрасной Даме и её верном слуге – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, куртуазная любовь, прекрасная дама на развлекательном портале Что такое куртуазность? Куртуазность. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. Пытаешься разобраться, что такое куртуазный? Что такое куртуазность? Curtesy — это юридический термин, обозначающий право мужа по общему праву на наследство и имущество умершей жены.
Куртуазия: элегантность и изящество в мире культуры
Куртуазность как основа рыцарской культуры. Куртуазность - это что такое | Куртуазная любовь способствовала также и утверждению существующего порядка, проповедуя мораль, основанную на двух добродетелях: выдержке и дружбе. |
Куртуазность: что это значит? | Куртуазная литература (от франц. сourtois – учтивый, вежливый), лирические и повествовательные произведения западноевропейской литературы 11–15 вв., которые опираются на представление о куртуазности как основе поведения рыцаря и отражают. |
Истори про историю. Куртуазность. | Blackwood history | Дзен | Куртуазность, куртуазное поведение, куртуазная любовь, куртуазность в средневековой культуре, определение куртуазности. |
Что такое куртуазность. | Что такое куртуазность 6 класс история кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. |
Значение слова «Куртуазный» | Пытаешься разобраться, что такое куртуазный? |
Что такое куртуазность 6 класс история кратко
«Куртуазность» любви появилась намного позже: активно термин стали использовать уже в 20-м столетии, который включал в себя несколько значений. Обобщая, можно сказать, что «куртуазная любовь» — любовь, в основе которой лежит принцип преклонения перед дамой. Куртуазность — это понятие, имеющее ряд толкований и связанных с ним понятий. Куртуазность проявляется в множестве мелочей, которые могут казаться незначительными, но при этом имеют глубокое значение. Куртуазная любовь способствовала также и утверждению существующего порядка, проповедуя мораль, основанную на двух добродетелях: выдержке и дружбе. Куртуазность – это качество, которое отличает истинного джентльмена или леди от других людей.
Что такое куртуазность 6 класс история кратко
Куртуазность — ж. отвлеч. сущ. по прил. куртуазный Толковый словарь Ефремовой. Куртуазность — это понятие, которое описывает особый стиль поведения и манеры общения, характерные для рыцарской эпохи и культуры. Лексическое значение слова куртуазность включает в себя несколько аспектов. Куртуазный это: нно вежливый; любезный, галантный, учтивый. это способ ведения себя, который подразумевает уважение и заботу о. что такое куртуазность. Куртуазная литература (от франц. сourtois – учтивый, вежливый), лирические и повествовательные произведения западноевропейской литературы 11–15 вв., которые опираются на представление о куртуазности как основе поведения рыцаря и отражают. Куртуазность — это понятие, имеющее ряд толкований и связанных с ним понятий.