3-Благовещение, оборот иконы «Богоматерь Психосострия». Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы создавались, как правило, для праздничного ряда иконостасов. Канон празднику Благовещения написан в VIII веке святым Иоанном Дамаскиным и Феофаном, митрополитом Никейским. благословляющий ее. Традиционно в православной церкви икона Благовещения размещается на Царских вратах в окружении четырех евангелистов.
Икона Богородицы «Благовещение» Московская
Век: 15 Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Иконография, категория: Праздники Тип изображения: Сюжетная композиция Иконографическая справка На фоне двух высоких палат с колонной посередине представлены благословляющий архангел Гавриил и сидящая на престоле Богоматерь с веретеном в руках. Голова Ее склонена, а правая рука поднята в жесте обращения. Согласно апокрифу, Мария в числе семи дев из рода Давидова была призвана священниками Иерусалимского храма прясть нити для храмовой завесы. Получив пурпур и багрянец, Она возвратилась в Свой дом и начала работу. Здесь Ей явился архангел Гавриил с благовестием о рождении Спасителя.
В правой руке Мария держит клубок шёлку, простирая левую к ангелу. Между обеими фигурами может стоять какой-то ярко выраженный разделительный элемент, например, колонна или ваза с высоким побегом лилии в таком случае она становится центральной точкой картины как символ девственности. Также они могут быть разделены даже физически: на разных створках диптиха работа Боттичелли в ГМИИ им.
Пушкина , Царских врат или на тимпанах арки, разделённые проёмом например, фрески Джотто в капелле Скровеньи , столбах храма Киевская София. В некоторых древних манускриптах фигуры располагались напротив друг друга по обе стороны текста. Практически полное отзеркаливание архангелом позы Девы и придание ему как можно более женственных черт — результат стремления ликвидировать какой-либо сексуальный аспект диалога «мужчина-женщина» и придать сцене максимально спиритуальное наполнение. Изображение Святого Духа и Бога-Отца[ править править код ] Обычно присутствует также Святой Дух в образе голубя и луча света, в котором птица спускается. Голубь может быть в золотом вращающемся диске. На иконах в месте соприкосновения луча с телом Богоматери может быть изображена фигурка младенца в мандорле , символизирующая Воплощение. В средневековых произведениях встречаются также изображения Бога-Отца, иногда в виде десницы в облаках или лица, глядящего с небес [47].
Встречались и изображения Святого Духа в виде младенца Младенца Христа , слетающего к Деве Марии и несущего крест, с голубем или без него. Но позже эта иконография была признана еретической, так как Мария должна была зачать младенца, а не получить его с небес [48]. В архитектурное окружение могут быть вписаны медальоны с изображением пророка Исаии. Место действия[ править править код ] Канонические и апокрифические тексты разделили место действия на два эпизода: протоблаговещение, происходившее у колодца, снаружи дома, и собственно Благовещение — внутри, в доме. Иконография Марии у колодца известна с VII века , но постепенно исчезает [49]. Чаще всего действие разворачивается в интерьере. В западной живописи с XV века появляются спальня и в особенности кровать.
Также может происходить совмещение двух мест действия, с прорывом пространства наружу, чтобы продемонстрировать зрителю место предшествующего события — Марию, слышащую голос у колодца. Некоторые произведения содержат второстепенную сцену на заднем плане — изображение Иосифа Обручника , занятого работой или же выслушивающего повеление ангела не отпускать свою жену Мф. Пейзаж, в особенности в иконописи, может быть не изображением реального дома плотника в Назарете, а ирреальным: образом Небесного Иерусалима [50]. В этом случае пишутся трон-алтарь Марии, золотая стена и храм-дворец, райский сад. Изображение конструкций дома также является знаком того, что Дева стала Богоносной палатой: началось человеческое воплощение Бога [51]. Сама Богоматерь прославляется как «одушевлённый храм», где обитает Господь. Для обозначения интерьера в иконописи часто используется велум , перекинутый с одного строения на другое, трактуемый также как символ связи Ветхого и Нового Заветов.
Со временем пейзаж практически полностью вытесняется интерьером.
Мария не просто проявила покорность воле Господа, она осознанно вручила ему свою судьбу, приняв роль Богоматери. Без ее свободного согласия воплощение Спасителя на земле было бы невозможно. В 2024 году праздник Вход Господень в Иерусалим отмечают 28 апреля Первые иконы и фрески, посвященные Благовещению, появились уже в I—II веках нашей эры. Однако как особый церковный праздник это евангельское событие не отмечали. В церковный календарь торжество вошло в VI веке и уже к концу следующего столетия стало одним из важнейших как в Византийской, так и в Римской церквях. При этом в католической церкви его долгое время причисляли к «празднествам» festum , которые были на ранг ниже самых главных дат — «торжеств» solemnitas. Эта «несправедливость» была устранена только в 1895 году. Благовещение в 2024 году — смысл Благовещение имеет особое значение как для православных, так и для католиков.
Это событие считается началом земного пути Иисуса Христа и первой ступенькой на пути к спасению человечества. В тот момент, когда Мария согласилась стать Богородицей, над пропастью, возникшей между людьми и Богом после падения Адама и Евы, появился мост, по которому мог пройти каждый, кто искренне верит и следует духовно-нравственным законам. Благовещение в 2024 году — традиции В день Благовещения по всей России проходят торжественные богослужения. Священники надевают облачения голубого цвета, который ассоциируется с чистотой и непорочностью Богородицы. После литургии исполняются тропарь и кондак праздника. В некоторых храмах существует традиция после службы отпускать в небо белых голубей. Этот обычай зародился еще до Крещения Руси и когда-то был связан со славянским празднованием прихода весны.
Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной. История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
Образ Благовещения
Молитвы перед иконой «Благовещение» помогут в вашем выздоровлении, в освобождении из заключения, и вообще — получить «благую» (хорошую) весть о чем-либо. Sputnik Беларусь, 1920, 04.04.2023. – Ее присутствие – главная особенность этого музейного образа, потому что изображение служанки очень редко встречается на иконах Благовещения. Знаменитая икона Благовещение Пресвятой Богородицы, принадлежащая кисти известного православного иконописца, находится в иконостасе Благовещенского собора Московского.
Священник рассказал, в каком случае нельзя целовать иконы на Благовещение
Совет превечный: иконография Благовещения Пресвятой Богородицы | Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы создавались, как правило, для праздничного ряда иконостасов. |
В Кирилло-Белозерском музее в Благовещение представили уникальную икону 1696 года | Новейшая история Тиноса связана с чудотворной иконой Евангелистрии, то есть Благовещения. |
Благовещение в 2024 году: дата, традиции, что можно и нельзя делать | – Ее присутствие – главная особенность этого музейного образа, потому что изображение служанки очень редко встречается на иконах Благовещения. |
В "Александровской слободе" хранится редкая икона "Благовещенье"
Средневековому армянскому храму Гандзасар возвращена чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Икона Благовещения: Навстречу восходящему солнцу Евангелия. Благовещение Пресвятой Богородице Сцена, Работы. В великий праздник Благовещения храм убирают в праздничные голубые ризы, а в центре храма на аналое мы увидим праздничную икону, на которой изображены Пресвятая.
Храм Святителя Николая Чудотворца
Выделяется детальным повествованием о Благовещении и других сценах земной жизни Богородицы. В верхней части композиции изображен Господь Саваоф, отсылающий архангела Гавриила с благой вестью к Деве Марии. На переднем плане представлен иконографический вариант Благовещения, где архангел застал Марию за чтением. Необычно показан сюжет беседы Марии и Иосифа - персонажи этой сцены часто предстают в иконописи стоящими друг напротив друга. Здесь же представлен переработанный иконописцем традиционный сюжет Благовещения с пряжей.
Архангел Гавриил в охряном с золотым ассистом хитоне и голубоватом гиматии, сквозь прозрачную ткань которого проступает оранжевый тон нижней одежды, приподняв голову с золотыми волосами, обращается с ораторским жестом к Марии. К концу его перекинутого через плечо гиматия прикреплено грузило, придающее отчетливость складкам. Пресвятая Богородица в винно-красном мафории и темно-синем хитоне стоит перед троном, застланным орнаментированной золотой тканью; как бы прислушиваясь, Она склонила голову к вестнику. Поверх мафория на Ее груди изображается Младенец Христос в темном нимбе, с зеленоватой повязкой на бедрах. В опущенной левой руке Богоматери — моток киноварно-красной пряжи, нить которой поддерживается Ее поднятой к груди правой рукой.
Волосы Архангела исполнены золотым ассистом по темно-коричневой охре. При этом в соответствии с композиционными приемами XVI века были искажены контуры: головы уменьшены и фигуры сделаны более тонкими. Фрагменты древнего золотого фона уцелели вверху, у полусферы неба, и в нижней части, около фигур и у стоп Архангела. Позема не было. Фрагмент охры оранжевого оттенка цвета хитона над правой рукой Архангела Гавриила позволяет предположить, что первоначально он был изображен без крыльев, написанных на левкасе XVI века, лежащем также на нимбах и полях. Возможно также, что левое крыло Архангела было представлено поднятым. Икона выполнена на липовой доске, с тремя поперечными и двумя накрест лежащими набивными шпонками. Первоначальный размер доски — 229 x 144 см. Позже икона надставлена со всех сторон сосновыми досками, увеличившими размер до 238 x 168 см.
В композиции такой иконы, как правило, воплощается идея заступничества святых за людей перед Христом. Фигуры располагаются в строго определенном порядке. Бывают деисусы оглавные изображение одних голов , оплечные, поясные и во весь рост. Деисусные иконы, в большинстве случаев из трех фигур, располагались над царскими вратами алтарных преград в XII—XIV веках. Кроме того, деисусы помещались над входными дверями и воротами церковных и гражданских зданий.
После обручения Мария покинула храм, где провела одиннадцать лет, и святое семейство отправилось жить в Назарет. Для Марии жизнь на новом месте практически не отличалось от жизни при храме. Она также много времени проводила в молитвах, читала священные книги и занималась рукоделием. Прошло несколько лет. Мария часто перечитывала пророчество Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит сына…» и размышляла об Этой Преблагословенной Деве, от Которой произойдет такое величайшее чудо. Неожиданно в ее комнате случилось чудо — она увидела явившегося ей Архангела Гавриила, который принес букет белых лилий, которые символизируют непорочность и чистоту. Протянув их Марии, Гавриил сказал: «Радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Посему и рождаемое наречется Сыном Божиим» Гавриил ждал ответа от Марии, от Нее сейчас зависела судьба мира.
Согласно апокрифу, Мария в числе семи дев из рода Давидова была призвана священниками Иерусалимского храма прясть нити для храмовой завесы. Получив пурпур и багрянец, Она возвратилась в Свой дом и начала работу. Здесь Ей явился архангел Гавриил с благовестием о рождении Спасителя. Изображения Благовещения известны в искусстве с раннехристианского времени. Композиция кирилловской иконы воспроизводит иконографическую схему, которая появилась в искусстве Византии XIV века, а в XV веке получила широкое распространение на Руси.
Икона Благовещение Пресвятой Богородицы
Служанка, образ которой довольно редко встречается на иконах Благовещения. Хотя торжественное празднование дня Благовещения началось в IV веке, но иконы, отображающие это событие, появились в христианской церкви несравненно раньше. Церковь Благовещения на Житном дворе вместе с её иконой была разрушена в 1932 году. «Устюжское Благовещение» — икона Благовещения Богородицы, написанная в 20-30-е годы XII века в Великом Новгороде. Благовещение икона – купить или заказать на Ярмарке Мастеров с доставкой по России и СНГ. Икона: БЛАГОВЕЩЕНИЕ Датировка: 19 век Размер: 130х107 мм Степень редкости: R9.
Икона "Благовещение"
После этого Архангел Гавриил исчез, а Мария все продолжала переживать, она с кем-то хотела поделиться своей радостью. Из родственников у Нее осталась только двоюродная сестра, Елизавета, которая к тому времени уже шесть месяцев носила под сердцем будущего пророка Иоанна Крестителя. Мария отправилась к ней. Только Мария показалась на пороге дома родственницы, как Дух Святой оповестил Елизавету — перед ней Богоматерь и она , первая из людей, сказала: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего! Время шло, облик Марии менялся, как и положено перед родами. Ее супруг, Иосиф, конечно, заподозрил супругу в измене и решил расстаться с Ней. Мария понимала, что Она не имела права открыть святую тайну и поэтому во всем положилась на Господа. Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившейся в Ней есть от Духа Святого, Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их…» Безоговорочно поверил Иосиф Божиему посланнику, он был настолько поражен такой вестью, что долго не мог прийти в себя после пробуждения.
Непорочность Марии больше не вызывала у него сомнения, теперь он стал относиться к Ней с трепетом, как к Матери Сына Божиего.
Перед началом прочтения и по окончании нужно обязательно креститься, класть поясные поклоны. Если молитва читается в день самого Благовещения, то поклоны должны быть земные до пола.
Обращение к Царице Небесной произносится вполголоса, слегка распевным тоном, вдали от посторонних глаз. Исключение составляет обращение к иконе непосредственно в церкви. Рис 4 Для чтения молитвы Благовещение Пресвятой Богородицы нужно посещать церковь по воскресеньям.
Священнослужители советуют приходить на верчение субботние службы Всенощные Бдения. Они помогают приобщиться к духовной жизни верующих, в результате чего налаживается семейный уклад, восстанавливается здоровье, исчезают проблемы с детьми. Верующие, постоянно присутствующие в храмах на главных молитвенных службах высоко ценят нравственную сторону жизни и не настолько близко принимают к сердцу материальные неурядицы и проблемы.
В храме рекомендуется ставить несколько свечей к иконе Благовещения, за здравие своих близких и родных людей. Сердечные молитвы к иконе Благовещения Пресвятой Богородицы помогают наладить отношения с детьми, супругой супругой , улучшают благосостояние, добробыт. Благодаря искреннему прочтению можно получить покровительство Небесной Царицы и избавиться от проблем на работе и в личной жизни.
Где правильно вешать икону В квартире для изображений Святых должно отводится обособленное место. У православных принято создавать «красный угол» место хранения иконостаса в восточной части самой большой и светлой комнаты в доме. Современные священники советуют при отсутствии возможности повесить иконы в гостиной или зале, использовать с этими целями любое другое помещение.
Нельзя размещать иконы: вместе с фото умерших родных; возле музыкальной или видеотехники; на полках вместе с сувенирами и иконами, идолами других религий. Место лучше выбирать просторное, чтобы в любое время был доступ к иконостасу с целью прочтения молитвы. Рис 5 Дома икону Благовещение Пресвятой Богородицы можно помещать в любом месте.
Важно, чтобы оно всегда было доступно для молитвы и не находилось рядом с другими предметами современного интерьера или бытовой техникой. В домашнем «красном угле» может быть сколько угодно икон. У священников не существует по этому поводу никаких ограничений.
Главное требование — это почитание каждого образа, в соответствии с церковными канонами. При оформлении иконостаса у домашних условиях рекомендуется ознакомить всех домочадцев с изображениями Святых. Близкеи5е должны знать, когда и к какой иконе можно обращаться за помощью.
Необходимо объяснить детям, что нельзя брать иконы в руки, переносить их, а тем более умышленно наносить им дефекты. Истинные освещенные изображения Святых можно приобрести в церковных лавках или специализированных магазинах при монастырях и храмах.
Она является точным образом ветхого мира, что был в летах преклонных и неплоден, не приносил урожая и плода, алкал и жаждал; образом иссохшего мира, который, подобно старому и иссохшему древу, мог еще каким-то чудом зазеленеть, сообщая о наступлении весны, - но никак не дать плод. В то время, как и во все времена, неплодная женщина чувствовала свое поношение, стыдясь и Бога, и людей, и самой себя.
К чему брак, если у супругов нет детей? И Рай может стать для бездетных местом искушения и погибели, кольми паче земля. Бездетные супруги более всего стыдятся друг друга. В очах друг друга они выглядят как покрытые зеленою листвой смоковницы без плодов и в глубине души своей боязливо и тайно ощущают на себе проклятие.
И что самое горькое, как и в наши дни, они обычно подозревают друг друга в похоти и нечистоте, оба, вольно или невольно, считая свой брак узаконенною похотливостью и нечистотой, особенно если они еще и не ведают о Боге и не чувствуют на себе руки Божией. Потому бездетные браки коротки, а счастье в них - еще короче. Ибо ничто в мире не разочаровывает людей более, нежели бесплодное желание, уже удовлетворенное с избытком. Первоначальная заповедь Божия: плодитесь и размножайтесь Быт.
Хотя бы они ее и не знали разумом, чрез учение - они не могут не знать ее сердцем, чрез чувство, поставленное неизгладимой печатью на всякую душу человеческую, как и все основные заповеди Божии. О скорби неплодных супругов достаточно известно как из Священного Писания, так и из повседневного опыта всех народов и всех времен. Однако чудом в те чудесные дни Елисавета зачала в своих летах преклонных. Те, кои и сами душою ощущают и языком исповедуют, что мир сей не может быть спасен иначе, кроме как чудом Божиим, обычно, когда чудо Божие явится, качают головами и не признают его, спрашивая себя: "Как это может быть?
Тогда не могла бы родить ни плодовитая женщина, ни неплодная. Но раз есть живый и всемогущий Бог, значит, все возможно; тем паче, что Бога не связывают законы природы, Им данные. Да свяжет ими не Себя, а других, не для того, чтобы ограничить Свое могущество, но чтобы сделать необходимой Свою милость. Точно так же орудие, которое человек смастерил своими руками, не ограничивает свободы человека работать так или иначе, используя орудие сие или не используя, - вот, и Богом сотворенный мир со своим законным устроением не ограничивает свободы Бога поступать так или иначе, в соответствии с Его милосердием и людскими потребностями.
Будто рождающие рождают своею силой, а не Божией! Бог есть сугубый Ревнитель, когда речь идет о жизни, и Он наделяет ею, как хочет; жизнь зачинается, где Он хочет, и не зачинается, где Он не хочет. Оттого и бывает, что иногда молодые супруги, при исполнении всех законов природы, не имеют детей; иногда же престарелые супруги, вопреки законам природы, имеют детей. Живый Бог является единственным Владыкою жизни; и над тем, над чем Он властвует, не имеют силы ни природа, ни ее законы, а еще менее - знахари и колдуны, к которым часто обращаются за помощью неплодные женщины, не ведающие, что знахари и колдуны - служители не светлой Божественной силы, но темной силы бесовской.
Человек ожидает чуда от Бога, а когда чудо приходит, не верует в него. Природа стала для человека древом искушения. Скрывшийся по причине наготы своей в тени природы, человек и хотел бы, чтобы посетил его Бог, и боится Божия посещения. Когда Бог его не посещает, он жалуется, а когда посетит, он этого не признает.
Как в Раю Адам был поставлен меж двух древ: жизни и познания - так потомки Адамовы снова поставлены меж двух древ: Бога как Древа Жизни и природы как древа познания. Да будет и ныне, как и тогда, испытана свобода человека, его послушание и его смирение. Да будет искушена мудрость человека. Да будет искушено сердце человека.
Да будет искушена воля человека. Ибо, если бы не было искушений, не было бы и свободы. А не было бы свободы - не было бы и людей как людей, но было бы в мире лишь два вида камней: неподвижные камни и движущиеся камни. Все сии простые и ясные истины, которых души с земным разумом не ведают и не могут ведать из-за помраченности духовного зрения грехом, знала одна простая, но праведная старица, Елисавета.
Потому она и не удивилась, зачав в старости своей, а сразу же привела готовое и единственное разумное объяснение своей неожиданной беременности: так сотворил мне Господь во дни сии. А почему? Она еще и не ведает, а по смирению своему и не дерзает помыслить, сколь редкостен и велик будет плод чрева ее. Она не знает о той львиной роли в истории человеческого спасения, кою имеет сыграть ее сын: Пророк, Предтеча и Креститель.
И не знает она глубинных смотрений Божиих, просчитанных до конца времен, и не проникает еще в то, как Бог бесшумно изводит эти смотрения чрез рабов и рабынь Своих, бесшумно и неспешно, но беспрепятственно и неудержимо. Ей известна лишь одна скромная и умилительная причина Божия благоволения к ней: так сотворил мне Господь во дни сии, - глаголет она, - в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. Чудо Божие она истолковала как знак Божией милости к себе. И это правда - но не вся.
Если бы она истолковала чудо сие как знак Божией милости ко всему ветхому миру, бывшему неплодным, - тогда она сказала бы все. Се, этим чудом Бог приуготовлял другое, большее чудо, которым хотел снять поношение между ангелами со всего неплодного рода человеческого. В шестой же месяц послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Здесь имеется в виду шестой месяц чревоношения Елисаветы, или шестой месяц от зачатия Иоанна Предтечи.
Почему именно в шестой месяц? Почему не в третий, или пятый, или седьмой? Потому что сотворение человека было в день шестой, после сотворения всей природы. Христос есть Обновитель всей твари.
Он приходит как Новый Сотворитель и как Новый Человек. В Нем все новое. При сем новом творении Иоанн является предтечею Христа примерно так же, как при первом творении Божием вся природа была предтечею ветхого Адама. Иоанн представляет пред Господом Иисусом Христом всю земную тварь вкупе с ветхим человеком, только в нем покаявшимся.
От имени рода человеческого он предыдет пред Господом как покаянник и проповедник покаяния. Еще этот шестой месяц, в который младенец Иоанн взыграл во чреве матери своей, соответствует шестому периоду времен, когда родился Спаситель, и шестой печати из Откровения апостола Иоанна Богослова Откр. Итак, в шестой месяц послан был ангел Гавриил от Бога. В великой драме первого творения прежде всего появляются ангелы: Вначале сотворил Бог небо и землю Быт.
Под небом разумеются ангелы всех чинов небесной иерархии. Вот, и в самом начале великой драмы нового творения снова первыми появляются ангелы. Ангел устами пророка Даниила предопределил время, когда родится Царь царствующих; ангел устами пророка Исаии и иных пророков изрек, как Он родится; ангел известил первосвященника Захарию о рождении Предтечи; ангел извещает ныне и о рождении Самого Богочеловека. Когда же родится Богочеловек, ангельские лики воспоют над вертепом вифлеемским.
Бдети к песни укрепи, уныния сон отягощающи. Связана пленницами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто. В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляюще мя. Жизнедателя Бога рождшая, умервщлена мя страстьми оживи. Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми, сподоби. Пресвятая Дево, услыши глас непотребнаго раба Твоего. Струю давай мне слезам. Пречистая, души своея скверну очищающи. Стенания от сердца приношу.