В чем причины самоубийства Свидригайлова Аркадий Иванович Свидригайлов — один из центральных героев романа. «Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид. Свидригайлов заявляется в каморку Раскольникова и предлагает ему передать Дуне десять тысяч рублей в качестве компенсации за моральный ущерб. 1. Смерть Марфы Петровны Смерть жены Свидригайлова, Марфы Петровны Свидригайловой, по мнению нескольких героев романа, является делом рук самого Свидригайлова.
В чем причины самоубийства Свидригайлова — сочинение
Хитрый Свидригайлов решает использовать эту информацию в своих целях — чтобы шантажировать Дуню сестру Раскольников и таким образом добиться ее любви. Однако в конце концов Дуне удается уйти от шантажа Свидригайлова, после чего тот отступает и оставляет ее в покое. Хорошие поступки Аркадий Иванович, без любви к человечеству, причастен к поступкам-чудесам. Мужчина дал деньги на похороны Катерины Ивановны, обеспечил ее детям жизнь в пансионе и материально помог Соне отправиться за Раскольниковым на каторгу. Заслужил ли господин Свидригайлов искупления и преображения, как главный герой?
Так или иначе, Дуня не стала для Аркадия Ивановича условной Сонечкой. Ему пришлось найти другой выход — самоубийство «Свидригайлов спустил курок». Кончина человека, который «право имеет», стала потрясением для Раскольникова. Исходя из его теории, поступок богатого Свидригайлова со связями и без совести — бессмыслица.
Характеры, созданные Достоевским, в трафарет литературной традиции или социальной идеологии не вписываются так, как характеры, состоящие из крайностей, доведённых до предела. В Свидригайлове проявления низменности и благородства меняются местами: альтруизм не отличается от мизантропии, благородство проявляется через низость, высокое чувство любви выглядит вожделением греха содомского — и всё это как само собой разумеющееся, естественное положение вещей, обусловленное реальным состоянием действительности. Аркадий Иванович слишком хорошо знаком с её законами и поэтому легко добивается желаемого, когда желаемое этим законам не противоречит. Для него постыдная тёмная страсть настолько вписывается в систему социальных отношений, что даже не воспринимается как подлость, находя вполне разумное объяснение в научных и социальных теориях. В своём декларируемом бесстыдстве Свидригайлов парадоксально честен — в большей степени, чем сумевший себя надуть Раскольников. О его грязных домогательствах Дуни мы узнаём от Марфы Петровны, которая, естественно, ничем, кроме разврата, его поступки посторонним не может объяснить догадываясь о его искренних чувствах, что и приводит её в бешенство. На самом же деле Свидригайлов вначале всячески оберегал Дуню, намеренно сторонясь её и страшась собственной страсти. То, что Авдотья Романовна снизошла до него, погибающего, но, на её взгляд, не окончательно погибшего, поражает Свидригайлова до глубины души, чтобы тут же ввергнуть в отчаяние.
Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести. Если в прямодушии только одна сотая доли нотки фальшивая, то происходит тотчас диссонанс, а за ним — скандал. Испытывая чувство большее, чем привычная и сотни раз опробованная им похоть, зная те струны женской души, на которых он, как похабник и развратник, научился играть виртуозно, в какой-то момент Свидригайлов переживает его таким взрывом, что вызывает искреннее отвращение у Авдотьи Романовны, наслышанной о подвигах Аркадия Ивановича и поэтому ничего, кроме похоти, не способной увидеть в его страсти. В этом ужас его судьбы, преодолеваемый на какое-то время глумлением над окружающими и над собой. Ему легко признаваться в реальных и мнимых грехах, не делая между ними различия, потому что общество видит грех во всём, что бы он ни делал. Отсюда цинизм и полное безверие, которые, как ему кажется, оправдывают его образ жизни, основанный на представлениях об изначальной низменности человеческой природы. В конечном итоге идеалы буржуазной демократии освобождают человека от моральных запретов через называние желудочных или генитальных интересов естественными и незыблемыми правами свободной личности. Примирение с подлостью для Аркадия Ивановича — неизбежное следствие так называемых позитивных взглядов не только на человека, но и на мироздание в целом.
Бунт против мира, в котором уязвлённая страданием душа проявляет себя, осуществим и через духовное саморазрушение в разгуле тёмных страстей и инстинктов. Грех воспринимается как акт свободной воли, как вызов уродливой действительности… Но Свидригайлов, в отличие от Раскольникова, губит себя окончательно, без надежды на искупление и возрождение, — своей привычкой идти на поводу у страстей. Мнимое освобождение от нравственных критериев в самооценке неизбежно приводит к распаду личности: Свидригайлов обречён — его душа истлела в живом теле, и спасения ему нет, потому что возрождаться нечему. Пример, обнаруживающий главному герою поражение перед лицом зла, восторжествовать над которым он пытался. После исповеди Мармеладова письмо матери для Родиона — последний аргумент в пользу убийства старухи. В его понимании вопреки чувству! Мармеладов и Катерина Ивановна — подлецы, потому что пользуются жертвоприношением кроткой Сонечки, обречённой жить по жёлтому билету. Но наибольшим мерзавцем и подлецом для Раскольникова становится Свидригайлов, олицетворяющий состояние мира, из-за которого самопожертвование Сони оказывается напрасным: не будь спроса, не было бы предложения.
Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать! Не принимаю! Он готов разрушить свадьбу сестры ценой убийства, чтобы, сделав пробу на никчёмной старушонке, взять на себя право решать, жить ли таким, как Лужин и Свидригайлов. Потому что именно свидригайловы торжествуют над действительностью изощрённым умением заключать сделки с совестью, приобретая силу в разгуле, когда совестью можно пренебречь согласно «Физиологии» Льюиса или другим модным позитивистским теориям. Нет различий между вульгарным материализмом и материализмом научным, если речь идёт о сфере человеческих отношений. Здесь материализм вульгарен по определению, ибо рационален сугубо анатомическим объяснением человеческой природы и уподоблением социальных законов законам зоологическим. Признавая зло основой мироздания, он отменяет критерий его оценки, возможный только в системе нравственных координат, с точки зрения рационализма, якобы не существующих.
Был шулером. Женившись на Марфе Петровне, которая выкупила его из тюрьмы, семь лет жил в деревне. На его совести ряд тяжких преступлений: самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки, возможно, и отравление жены. В отличие от Раскольникова, Свидригайлов уже не испытывает сомнений. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости. Ему остается только мировая скука и пошлость. Свидригайлов развлекался как мог, пытаясь одолеть эту скуку. Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь. И тем не менее тянет к нему Раскольникова, как бы ищет он чего-то у Свидригайлова, объяснения, откровения какого-то. Это и понятно.
Свидригайлов — двойник Раскольникова, его оборотная сторона. К нему идет Раскольников накануне той роковой ночи разгула и борьбы стихий — на небе, на земле, в душах героев Достоевского, — ночи, проведенной Свидригайловым перед самоубийством в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым — над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов. Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова. Он не видит здесь никакой трагедии.
Он не смог справиться с накопившимися эмоциями и страхами, что привело к его трагической судьбе. Отсутствие надежды на прощение и искупление Свидригайлов не верил в возможность прощения и искупления своих грехов. Он ощущал, что его преступления непростительны и не подлежат исправлению, что окончательно лишило его надежды на спасение. В итоге, все эти причины и последствия привели к тому, что Свидригайлов принял решение застрелиться, чтобы избавиться от своих мук и страданий.
Его смерть стала не только результатом его собственных поступков, но и отражением проблем и недостатков общества, в котором он жил. Поделиться в социальных сетях.
Причины самоубийства Свидригайлова анализ главных факторов
По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной — отрицанию себя и своей жизни. По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной — отрицанию себя и своей жизни. Хотя мистически она в первую очередь была причиной самоубийства Свидригайлова., что видно из безумной сцены и то, что револьвер, из которого она хотела его застрелить оказался у Свидригайлова и именно из него был сделан роковой выстрел. В чем причины самоубийства Свидригайлова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание) Сочинение. Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову — «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек».
Почему свидригайлов покончил с собой. История персонажа
Тот с насмешкой отвечал, что ни один здравомыслящий человек не поверит, будто молодая девушка просто так пришла на квартиру к одинокому мужчине. Тогда Дуня вынула из кармана револьвер и взвела курок. Свидригайлов медленно начал приближаться к ней, говоря, что она сама в свое время была к нему неравнодушна. Дуня выстрелила. Пуля скользнула по волосам Свидригайлова и ударилась в стену. Да где это вы револьвер достали? Дуня смотрела на него в каком-то оцепенении, потом снова взвела курок и выстрелила. Он был уже в двух шагах от нее, и страстный взгляд его был полон решимости. Дуня поняла, что он скорее умрет, чем отпустит ее, приготовилась выстрелить еще раз и … вдруг отбросила револьвер. Свидригайлов подошел и обнял ее за талию.
Девушка не сопротивлялась, только глядела умоляющими глазами и просила отпустить. Он спросил, сможет ли она когда -нибудь полюбить его, н, получив отрицательный ответ, вынул из кармана ключ, положил его на стол и велел ей уходить. В его глазах было что-то страшное, Дуня схватила ключ, открыла дверь и, как безумная, выбежала на улицу. Свидригайлов Взял револьвер — оставалась еще одна пуля — подумал, положил оружие в карман и вышел. Весь этот вечер Свидригайлов провел по разным трактирам и кабакам, переходя из одного в другой. Он не выпил ни капли вина, только где-то попросил стакан чаю, да и то больше для порядка. Вечер был душный, к десяти часам надвинулись тучи И началась гроза. Лил дождь, сверкали молнии, гремел гром. Весь промокший.
Свидригайлов вернулся домой, хотел переодеться, но передумал, засунул в карман все свои деньги, взял шляпу и зашел к Соне. Ей он сказал, что, вероятно, уедет в Америку и хочет проститься.
Большою шельмой может быть со временем, когда вздор повыскочит, а теперь слишком уж жить ему хочется! А Свидригайлову, несмотря на боязнь смерти, жить уже не хочется.
Он отчаялся, разочаровался в жизни, потерял смысл существования. Познав все бездны тьмы, он подошел к тупику, выход из которого только один — смерть. Именно поэтому этот герой совершает самоубийство, не веря в возможность, да и не желая возродиться. И совсем неслучайно Достоевский в романе «сводит» Раскольникова и Свидригайлова.
Писатель стремится показать, к чему может привести мысль главного героя о возможности преступить нравственную черту. На примере Аркадия Ивановича мы видим, что подобная теория может полностью искалечить человека, лишить его смысла жизни и веры в будущее, уничтожить духовно и физически. И, учитывая этот посыл, можно сказать, что роман Достоевского «Преступление и наказание» чрезвычайно актуален и для современного читателя. Сегодняшняя жизнь предлагает множество искушений, манящих ощущением собственного превосходства, всесилия, исключительности.
Мало кто думает о том, что взамен нужно отдать самое дорогое — свою душу, что нужно преступить ту пресловутую нравственную черту, которая становится лейтмотивом всего произведения Достоевского. И в этом смысле путь, на который становится Раскольников в финале, должен помочь современному читателю найти свою правильную дорогу, ведущую к самосовершенствованию, а не разрушению.
Это усиливает его чувство одиночества и незащищенности. Причины социальной изоляции: Влияние на Свидригайлова: Отсутствие поддержки со стороны семьи и близких друзей Свидригайлов не имел семьи и близких друзей, которые могли бы поддерживать его и помогать в трудных моментах. Проблемы в общении с окружающими Свидригайлов испытывал трудности в общении с другими людьми, что приводило к его изоляции и несоответствию социальным нормам. Отсутствие поддержки со стороны общества Свидригайлов не получал поддержки и признания со стороны общества, что усиливало его чувство изоляции и одиночества. Социальная изоляция играла значительную роль в формировании психологических проблем Свидригайлова. Она усиливала его чувство отчужденности и ухудшала его психическое состояние.
Без поддержки и понимания общества Свидригайлов не нашел других выходов из своих проблем, что привело его к отчаянию и, в конечном счете, к самоубийству. Отсутствие семьи и близких друзей Свидригайлов не имеет круга близких людей, которые могли бы поддержать его эмоционально и помочь ему справиться с проблемами. Он остается без защиты и поддержки, что усиливает его чувство отчаяния. Отсутствие семьи и близких друзей также отражается на его способности установить и поддерживать здоровые отношения с окружающими. Он ощущает духовную пустоту, что приводит к еще большей изоляции и отчуждению от общества. Без семьи и друзей Свидригайлов сталкивается с трудностями и затруднениями в повседневной жизни. Он не имеет поддержки и помощи в решении проблем, что может привести к усилению его психологических трудностей. Исследования показывают, что наличие семьи и близких друзей является важным фактором для поддержания психического здоровья.
Они могут предоставить эмоциональную поддержку, помочь в поиске смысла жизни и дать ощущение принадлежности к сообществу. В случае Свидригайлова отсутствие семьи и близких друзей становится одной из причин его самоубийства. Это подчеркивает важность связей с окружающими и необходимость предоставления поддержки и помощи тем, кто испытывает одиночество и изоляцию. Проблемы в общении с окружающими Взаимодействие с другими людьми для Свидригайлова становится источником стресса и дискомфорта. Ему сложно находить общие темы для разговоров, и он испытывает трудности в своей коммуникативной компетенции. Это приводит к изоляции и чувству неприна Отсутствие поддержки со стороны общества Отсутствие поддержки со стороны общества может проявляться на разных уровнях. Во-первых, это может быть недостаток эмоциональной поддержки, когда человеку не хватает понимания и сострадания окружающих.
Свидригайлова удивляют трагические метания и вопросы Раскольникова, совершенно лишняя и просто глупая в его положении «шиллеровщина»: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственности, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Хе, хе! Затем, что все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться». Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову — «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек». Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом. Отсюда — тот равнодушный цинизм, та обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которыми формулирует Свидригайлов самую суть раскольниковской идеи. Свидригайлов признает эту идею и своей: «Тут… своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Просто и ясно. И нравственные вопросы, вопросы «человека и гражданина», тут лишние. Однако если нет у нас «вопросов человека и гражданина», то как же мы, с помощью каких критериев определим, хороша ли цель наша? Остается один критерий — моя личность, освобожденная от «вопросов человека и гражданина», никаких преград не признающая.
В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Самоубийство Свидригайлова Самоубийство Свидригайлова. 3.6 / 5. 7. В чем причины самоубийства Свидригайлова. Довольно пространный Иванович Свидригайлов — другой — и обчелся изо основных героев романа. Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом. В чем причины самоубийства Свидригайлова. Аркадий Иванович Свидригайлов — один из центральных героев романа. Реферат на тему В чем причины самоубийства Свидригайлова по предмету Литература и русский язык. Однако Свидригайлов не верит в возможность нравственного возрождения преступника, в то, что человек способен остановиться и возродиться, подобно библейскому Лазарю. В чем причины самоубийства Свидригайлова? по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание.
Реферат: В чем причины самоубийства Свидригайлова
В чем причины самоубийства Свидригайлова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание) Сочинение. Свидригайлов заявляется в каморку Раскольникова и предлагает ему передать Дуне десять тысяч рублей в качестве компенсации за моральный ущерб. Причина самоубийства Свидригайлова, персонажа из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», может быть объяснена несколькими факторами: 1. Внутренние конфликты и моральное расстройство: Свидригайлов страдает от внутренних противоречий и. Причина самоубийства Свидригайлова, персонажа из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», может быть объяснена несколькими факторами: 1. Внутренние конфликты и моральное расстройство: Свидригайлов страдает от внутренних противоречий и.
Смерть Свидригайлова (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)
Хотя мистически она в первую очередь была причиной самоубийства Свидригайлова., что видно из безумной сцены и то, что револьвер, из которого она хотела его застрелить оказался у Свидригайлова и именно из него был сделан роковой выстрел. Home ⇒ Новое ⇒ В чем причины самоубийства Свидригайлова? Однако Свидригайлов не верит в возможность нравственного возрождения преступника, в то, что человек способен остановиться и возродиться, подобно библейскому Лазарю. Самоубийство Свидригайлова Самоубийство Свидригайлова. 3.6 / 5. 7. В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
В чем причины самоубийства Свидригайлова — сочинение
Свидригайлов — дворянин. Служил два года в кавалерии. Потом, по его словам, «шлялся» в Петербурге. Был шулером. Женившись на Марфе Петровне, которая выкупила его из тюрьмы, семь лет жил в деревне. На его совести ряд тяжких преступлений: самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки, возможно, и отравление жены.
В отличие от Раскольникова, Свидригайлов уже не испытывает сомнений. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости. Ему остается только мировая скука и пошлость. Свидригайлов развлекался как мог, пытаясь одолеть эту скуку. Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь.
И тем не менее тянет к нему Раскольникова, как бы ищет он чего-то у Свидригайлова, объяснения, откровения какого-то. Это и понятно.
В отличие от Раскольникова, Свидригайлов уже не испытывает сомнений. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости. Ему остается только мировая скука и пошлость. Свидригайлов развлекался как мог, пытаясь одолеть эту скуку. Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь.
И тем не менее тянет к нему Раскольникова, как бы ищет он чего-то у Свидригайлова, объяснения, откровения какого-то. Это и понятно. Свидригайлов — двойник Раскольникова, его оборотная сторона. К нему идет Раскольников накануне той роковой ночи разгула и борьбы стихий — на небе, на земле, в душах героев Достоевского, — ночи, проведенной Свидригайловым перед самоубийством в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым — над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов. Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова. Он не видит здесь никакой трагедии. Беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением Раскольникова, он, так сказать, подбадривает, успокаивает, на «путь истинный» направляет.
И тогда-то обнаруживается самое глубокое различие этих двух «частных случаев» и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи. Свидригайлова удивляют трагические метания и вопросы Раскольникова, совершенно лишняя и просто глупая в его положении «шиллеровщина»: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственности, что ли?
Ему остается только мировая скука и пошлость. Свидригайлов развлекался как мог, пытаясь одолеть эту скуку. Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь. И тем не менее тянет к нему Раскольникова, как бы ищет он чего-то у Свидригайлова, объяснения, откровения какого-то. Это и понятно. Свидригайлов — двойник Раскольникова, его оборотная сторона.
К нему идет Раскольников накануне той роковой ночи разгула и борьбы стихий — на небе, на земле, в душах героев Достоевского, — ночи, проведенной Свидригайловым перед самоубийством в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым — над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов.
Затем, что все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться». Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову — «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек». Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом.
Отсюда — тот равнодушный цинизм, та обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которыми формулирует Свидригайлов самую суть раскольниковской идеи. Свидригайлов признает эту идею и своей: «Тут… своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Просто и ясно. И нравственные вопросы, вопросы «человека и гражданина», тут лишние. Однако если нет у нас «вопросов человека и гражданина», то как же мы, с помощью каких критериев определим, хороша ли цель наша?
Остается один критерий — моя личность, освобожденная от «вопросов человека и гражданина», никаких преград не признающая. Но оказывается, есть нечто, что не в состоянии перенести эта «личность без преград», есть то, что пугает и унижает зло, — это явная или тайная над собой насмешка. У героев Достоевского волосы поднимаются дыбом от смеха жертв их, которые приходят к ним во сне и наяву: «Бешенство одолело его: изо всех сил он начал бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота. Он бросился бежать…» Раскольников бросился бежать — ничего иного не остается, ибо это — приговор. Поступки Свидригайлова и Раскольникова не только ужасны; где-то в своей глубине они еще и смешны.
Сочинение В чем причины самоубийства Свидригайлова
Я не могу слышать, как оно шумит. Скажите мне: сделай то, и я сделаю! Я все сделаю. Я невозможное сделаю. Чему вы веруете, тому и я буду веровать.
Я все, все сделаю! Не смотрите, не смотрите на меня так! Знаете ли, что вы меня убиваете…" Мне кажется больше мужчине любить женщину невозможно. Он готов ради нее забыть все и рРодину, и веру.
Такой своеобразный гоголевский Андрий. А ведь он русский человек и любит Россию, хоть рассказывает о этой любви опять же с усмешкой. Не то, чтоб а вот заря занимается, залив Неаполитанский, море, смотришь, и как-то грустно. Всего противнее, что ведь действительно о чем-то грустишь!
Нет, на родине лучше: тут, по крайней мере, во всем других винишь, а себя оправдываешь Я бы, может, теперь в экспедицию на Северный полюс поехал, потому " я в пьяном виде нехорош франц. Также Свидригайлова оклеветали из-за смерти родственницы Ресслих. На Достоевского самого также клеветал Страхов. Свидригайлов также, как и сам Достоевский изображен натурой страстной Для всех прямо состовляет удовольствие подозревать Свидригайлова в разных мерзостях.
У тебя ничего не было своего в ее доме. Я взяла его, как стала подозревать, на что ты способен". Так при каких обстоятельств это сказано.... Что может не по наговорить женщина когда отбивается из последних сил.
Тем более по роману ясно, что Марфа Петровна умерла от удара. Но по-моему и Свидригайлову доставляет удовольствие , когда его подозревают в самых нелепых грехах. Я не духовник и не психолог, поэтому не могу сказать, какие личности любят чтобы их хулили и сочиняли по них гадости. Свидригайлову явно приятно, что его все считают злодеем.
Свидригайлов - фигура противоречивая. Плохие поступки: Свидригайлов имеет очень яркую биографию, за героем тянется целый шлейф "темных дел" и подозрений в самых разных преступлениях. Господин Свидригайлов является опасным, хитрым человеком, от которого стоит держаться подальше.
В биографии героя есть как просто некрасивые поступки, так и страшные, "криминальные" дела. Смерть Марфы Петровны Смерть жены Свидригайлова, Марфы Петровны Свидригайловой, по мнению нескольких героев романа, является делом рук самого Свидригайлова. Прямых доказательств этому нет, однако есть много подозрений.
В романе упоминается, что Свидригайлов как минимум планировал отравить жену, когда влюбился в Дуню Раскольникову. Об этом говорит сама Дуня. Воплотил ли Свидригайлов свою идею избавиться от жены или она умерла без его вмешательства — неизвестно.
Свидригайлов способен пойти на ложь, шантаж, даже на убийство не ради великой цели, а просто от скуки, от пустоты жизни. Осознание тупика и безнадежности такой жизни приводит Свидригайлова к самоубийству. Это - не только расплата за многие грехи, но и моральный крах. Свидригайлов уже давно перешагнул черту, отделяющую добро и зло. На первый взгляд кажется, что он не испытывает сомнений - смирился со своим "злодейским" существованием и даже находит в нем прелести. Казалось бы, такой неординарный герой не должен убивать себя.
Но - Свидригайлов покончил с жизнью. В чем же причины такого поступка? Причин самоубийства Свидригайлова множество.
Свидригайлов же преступает закон ради получения сомнительных удовольствий.
Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и то не сумел, оказывается... В нем просыпается совесть, которая не дает ему покоя.
Более того, Свидригайлов совершенно спокойно, даже хладнокровно воспринимает убийства, совершенные им. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, однако это не приносит ему счастья, ему остается лишь скука. Неразличимость добра и зла порождает бессмысленную жизнь.
Смерть Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»
Мошенничает при игре в карты шулер. Услышал разговор Дуни и Раскольникова. Раскольников сказал сестре о том, что он убил старуху. Свидригайлов решил использовать сведения , чтобы склонить Дуню " к любви". Но Дуне удалось не стать его женой, и шантажист больше не обращается к ней.
Затем, что все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться». Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольни- кову — «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек». Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом. Отсюда — тот равнодушный цинизм, та обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которыми формулирует Свидригайлов самую суть раскольниковской идеи. Свидригайлов признает эту идею и своей: «Тут… своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Просто и ясно. И нравственные вопросы, вопросы «человека и гражданина», тут лишние. Однако если нет у нас «вопросов человека и гражданина», то как же мы, с помощью каких критериев определим, хороша ли цель наша?
Остается один критерий — моя личность, освобожденная от «вопросов человека и гражданина», никаких преград не признающая. Но оказывается, есть нечто, что не в состоянии перенести эта «личность без преград», есть то, что пугает и унижает зло, — это явная или тайная над собой насмешка. У героев Достоевского волосы поднимаются дыбом от смеха жертв их, которые приходят к ним во сне и наяву: «Бешенство одолело его: изо всех сил он начал бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота. Он бросился бежать…» Раскольников бросился бежать— ничего иного не остается, ибо это — приговор. Поступки Свидригайлова и Раскольникова не только ужасны; где-то в своей глубине они еще и смешны.
В конечном итоге идеалы буржуазной демократии освобождают человека от моральных запретов через называние желудочных или генитальных интересов естественными и незыблемыми правами свободной личности.
Примирение с подлостью для Аркадия Ивановича — неизбежное следствие так называемых позитивных взглядов не только на человека, но и на мироздание в целом. Бунт против мира, в котором уязвлённая страданием душа проявляет себя, осуществим и через духовное саморазрушение в разгуле тёмных страстей и инстинктов. Грех воспринимается как акт свободной воли, как вызов уродливой действительности… Но Свидригайлов, в отличие от Раскольникова, губит себя окончательно, без надежды на искупление и возрождение, — своей привычкой идти на поводу у страстей. Мнимое освобождение от нравственных критериев в самооценке неизбежно приводит к распаду личности: Свидригайлов обречён — его душа истлела в живом теле, и спасения ему нет, потому что возрождаться нечему. Пример, обнаруживающий главному герою поражение перед лицом зла, восторжествовать над которым он пытался. После исповеди Мармеладова письмо матери для Родиона — последний аргумент в пользу убийства старухи.
В его понимании вопреки чувству! Мармеладов и Катерина Ивановна — подлецы, потому что пользуются жертвоприношением кроткой Сонечки, обречённой жить по жёлтому билету. Но наибольшим мерзавцем и подлецом для Раскольникова становится Свидригайлов, олицетворяющий состояние мира, из-за которого самопожертвование Сони оказывается напрасным: не будь спроса, не было бы предложения. Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать! Не принимаю!
Он готов разрушить свадьбу сестры ценой убийства, чтобы, сделав пробу на никчёмной старушонке, взять на себя право решать, жить ли таким, как Лужин и Свидригайлов. Потому что именно свидригайловы торжествуют над действительностью изощрённым умением заключать сделки с совестью, приобретая силу в разгуле, когда совестью можно пренебречь согласно «Физиологии» Льюиса или другим модным позитивистским теориям. Нет различий между вульгарным материализмом и материализмом научным, если речь идёт о сфере человеческих отношений. Здесь материализм вульгарен по определению, ибо рационален сугубо анатомическим объяснением человеческой природы и уподоблением социальных законов законам зоологическим. Признавая зло основой мироздания, он отменяет критерий его оценки, возможный только в системе нравственных координат, с точки зрения рационализма, якобы не существующих. Тогда и низменность человеческой природы объясняется естественностью и целесообразностью — то есть базисными понятиями в позитивистском методе, когда восприятие всего осуществляется через аналогию, исторический или эволюционный опыт, итог которого выражается конкретной формулой, цифрами — статистикой, против которой так страстно негодует Раскольников.
Но именно статистика человеческие отношения отождествляет с внутривидовой борьбой, где право на жизнь и потомство закрепляется за сильнейшим. Иначе говоря, каждый представитель вида вынужден выбирать место под солнцем — быть особью или тварью дрожащей. Все теории стоят одна другой. Преступивший из сострадания к людям ради обретения права по своему произволу распоряжаться жизнью всякой живущей в мире твари ей же во благо, Раскольников в Свидригайлове видит ту силу, благодаря которой в мироздании торжествует зло, и стремится занять его место, чтобы избавить мир от этого зла. Отсюда все сюжетные сближения событий жизни Раскольникова с событиями жизни Свидригайлова. Но не только Раскольникова.
Исповедь Мармеладова тоже воспроизводит обстоятельства жизни Свидригайлова с точностью до наоборот. Трагедия Семёна Захаровича во многом объясняется отсутствием если не любви, то хотя бы внимания, признательности и искреннего сострадания к нему со стороны Катерины Ивановны — он-то её взял за себя, когда ей пойти было некуда… Его пьяный срыв — своего рода бунт против того, что признательность и уважение к нему жены должны иметь материальное подтверждение. В аналогичной ситуации Мармеладов и Свидригайлов меняются местами: Марфа Петровна снизошла к Аркадию Ивановичу из жалости, но и по меркантильному расчёту тоже, недаром она хранит заёмные векселя. Раскольников и Свидригайлов — в равной степени причина Дунечкиных бед: оба они предмет приложения её неутолённого желания спасти погибающего человека. И если Раскольников, не принимая её жертвы, обрекает на роль жертвы себя, то и Свидригайлов готов на всё, чтобы расстроить свадьбу Дуни и Лужина. Неизвестные обстоятельства гибели Марфы Петровны делают вину Свидригайлова недоказуемой как недоказуема вина Раскольникова отсутствием прямых улик.
Это ровным счётом ничего не значит: он хотел её смерти и наверняка не раз убивал в мыслях, как сотни раз убивал старуху Раскольников, обдумывая преступление.
Отсюда — тот равнодушный цинизм, та обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которыми формулирует Свидригайлов самую суть раскольниковской идеи. Свидригайлов признает эту идею и своей: «Тут… своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Просто и ясно. И нравственные вопросы, вопросы «человека и гражданина», тут лишние. Однако если нет у нас «вопросов человека и гражданина», то как же мы, с помощью каких критериев определим, хороша ли цель наша? Остается один критерий — моя личность, освобожденная от «вопросов человека и гражданина», никаких преград не признающая. Но оказывается, есть нечто, что не в состоянии перенести эта «личность без преград», есть то, что пугает и унижает зло, — это явная или тайная над собой насмешка. У героев Достоевского волосы поднимаются дыбом от смеха жертв их, которые приходят к ним во сне и наяву: «Бешенство одолело его: изо всех сил он начал бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота.
Он бросился бежать…» Раскольников бросился бежать — ничего иного не остается, ибо это — приговор. Поступки Свидригайлова и Раскольникова не только ужасны; где-то в своей глубине они еще и смешны. Свидригайлову снится «кошмар во всю ночь»: он подбирает промокшего голодного ребенка, и ребенок этот засыпает у него в комнате. Однако сновидец уже не может совершать добрые поступки — даже во сне! И сон демонстрирует ему эту невозможность с убийственной силой.