Поэтому день Обрезания Господня становится еще и напоминанием о борьбе со страстями для всех нас. Поэтому праздник Обрезания Господня стоит именно после Рождества не столько из-за того, что этот обряд проводится на восьмой день, а больше по смыслу цепочки событий: прежде всего Рождение, затем подтверждение начала Служения людям (Обрезание), а потом – Крещение.
История, традиции и приметы праздника Обрезание Господне, который отмечают 14 января 2023 года
Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом. Иконы праздника обыкновенно пишутся вместе с образом святителя Василия Великого , день чьей памяти также приходится на 1 января. Паремия праздника - Быт.
История праздника Праздник Обрезания Господня установлен в память о событии, описанном в Евангелии от Луки.
Иудейский закон повелевал всем новорожденным мальчикам в возрасте восьми дней обрезываться в знак заключения Завета с Богом и принадлежности иудейскому народу. Этот Завет, то есть договор, был заключен праотцем Авраамом с Богом задолго до рождения Христа и строго соблюдался всем еврейским народом. Так же по закону в момент обрезания Младенцу дали имя Иисус, что означает «Спаситель», «Бог спасает». Праздник Обрезания Господня в христианском календаре появился к IV веку и отмечается на восьмой день по Рождестве Христове , то есть 14 января.
Обрезание Господне — это единственный Господский праздник, у которого богослужение совмещается с празднованием памяти святого. Святитель Василий Великий , чья память совершается в один день с Обрезанием Господним, — величайший христианский святой, аскет, отец и учитель Церкви, богослов и творец Литургии. Обрезание Господне — праздник малоизвестный и не празднуется так широко как другие Господские праздники. Он приходится на время святок, и как бы теряется между двумя величайшими праздниками Рождества Христова 7 января и Крещения Господня 19 января.
Икона Иконы «Обрезание Господне» в восточно-христианском искусстве встречаются очень редко.
О язычниках же и говорить нечего было! И вот Господь несется «родителями» в храм и обрезанием Своим показывает, что нужно действительно восстановить завет, связь, жизнь с Богом. Это — первая задача; ее первую Он и исполняет. Вся остальная жизнь Его и служение являются осуществлением сей задачи. Смерть была лишь завершением дела Его. Я Тебя прославил.
Дело совершил 4. Я явил им имя Твое и еще явлю. Пусть любовь, которою Ты Меня возлюбил, будет и с ними. И я с ними» 26. Это исполнение — духовное обрезание. Завет с Богом восстановлен: единение, любовь, жизнь с Богом. А как это совершено?
Двумя путями. Учением и делами, с одной стороны, Господь привел Своих учеников как и нас теперь через Свое Евангелие приводит всегда к Отцу и «показал им» Его, или «явил… имя» Его. А кроме сего — «посвящением Себя за них», как Он Сам говорит. А посвятить себя за кого-либо — это значит отдать себя вместо них, то есть принести в жертву, искупить на Кресте 17, 19. Но это уже пути к Завету. А задание, цель были приняты Господом в самом начале Его появления на свет — в чине обрезания… И всякий христианин имеет ту же цель — единение с Богом. Ему имя — Иисус При обрезании давалось у евреев имя.
Теперь открылось и это. Необычайно важно. Как мы знаем из Евангелия Лк. Это делал обычно отец новорожденного в храме , а раньше чаще всего называла мать. И если вы по Библии просмотрите хотя бы эти случаи, то легко увидите, что имена давались не случайно, а со значением. Обычно означалось осуществление чего-либо ожидаемого или предназначение рожденного и т. Господь, как мы видели и знаем, пришел для того, чтобы восстановить порванный завет людей с Богом, живой завет — оживить людей, или, как мы обычно говорим, спасти людей.
Поэтому как же Его было иначе назвать, как не Спаситель? А по-еврейски Спаситель Иисус — греческое слово от еврейского — Иехошуа или сокращенно Иешуа, Иешу , что значит «Бог спасение его», или еще короче — «Бог Спаситель». К обычному человеку это прилагалось в том смысле, что носящий это имя находится под особым покровом Божиим. По отношению к Иисусу Христу также сие применимо. Но через эту любовь к Сыну восстанавливается любовь Отца и к людям; и таким образом, Он Сам, то есть Сын, сделается Искупителем, «Спасителем». Это имя дано было еще раньше рождения, при Благовещении, Архангелом Гавриилом, то есть по повелению Пресвятой Троицы Мф. Он спасет; не «сами» они спасутся… Следовательно, уже в этом имени указано все Его будущее: искупительное служение миру.
Или иначе сказать: в имени Его сокращенно, словом, наименовано то, что совершалось делом, чином, обрядом — обрезанием, как знамением установления связи Бога с людьми. Дело Господа Иисуса Христа — в одном имени: Спаситель. Иисус — имя Ему. Как это и отрадно, и важно, и понятно! День именин Отсюда теперь понятно, что день обрезания Господня есть и день Его имени, или «именины». А назван Он «Богом» — по Отцу Своему. И вообще у евреев было желание называть сыновей по имени отца; так и родственники советовали Елисавете называть Иоанна Крестителя Лк.
В имени уже указано все последующее дело Господа: в начале указано все остальное… Как в семени — будущее: и зелень, и колос, и зерна, и хлеб, и питание, и жизнь. Так новозаветное сплелось с ветхозаветным: пришел Спаситель «ветхого» человека, дабы сделать его «новым»; Ветхий Завет переходит в Новый. И теперь понятно, почему обрезание должно было быть первым праздником по Рождестве Христовом: здесь узел Ветхого и Нового Заветов, конец одного и начало другого. Это определение всей последующей задачи: это, следовательно, нужно было обозначить в самом начале. Потому и праздник пришелся между Рождеством и Крещением. Не оттого лишь, что обрезание должно было совершаться в восьмой день, но и по смыслу, взаимоотношению событий: сначала рождение, потом означение Его служения, и уже потом выступление на проповедь — крещение. Но сие именование, сии «именины» Господа Иисуса были сокровенны.
Никто и не подозревал тогда исполнения смысла имени Иисус, кроме Иосифа и Марии. При рождении хоть были пастухи, волхвы; узнал Ирод, книжники и т. При Сретении будут праведный Симеон, Анна и другие в храме; равно и всем ожидающим избавления в Иерусалиме Лк. А здесь — только Иосиф и Мария, да священник, совершивший обряд в храме… Именины Господни были тайны, сокровенны. И самый праздник — «спрятанный» между двумя другими великими событиями. Свои лишь… Так нам открывается, что нынешний праздник есть «день Иисусов». Ныне Господь принял на Себя человеческое имя как «Сын человеческий», ныне Он «вписался» в наше «гражданство» земное, чтобы потом приписать нас, при Вознесении, к гражданству Небесному.
Ныне особенно ясно, что Он — «наш», «нашего смешения», естества человеческого: Он и называется, как и все, Он еще Младенец — беспомощный, как и все, Он — видим пока именно как человек. Славы Божией не зрится еще в Нем. И обрезывается — плотски, человечески… Мне это обрезание плоти раньше казалось слишком уж человеческим. Но Он был именно совсем, совершенно, как и мы, Человеком. Невольно приходит сравнение с нашими именинами. В прежнее время имя давалось тоже в восьмой день. И у нас имя дается родителями или крестным отцом.
И у нас это «свой» семейный праздник. И у нас иногда давали имена по значению. А особенно — монашеские имена. А теперь вывод: в день именин Господа нужно просить милостей у «Именуемого», про Которого апостол Павел говорит, что Бог Отец по Вознесении даровал «имя выше всякого имени, дабы о имени Иисусове всяко колено поклонилось: небесных, и земных, и преисподних; и всяк язык исповедал, что Господь Иисус Христос есть Господь во славу Бога Отца» Фил. Значит, в сей день наречения имени Его и мы должны поклониться Ему как Господу, возблагодарить Его, что пришел ради нас, и просить главного, о чем говорит Его Имя и что делает Он в чине обрезания — спасти нас. Иисусе Спасителю — спаси нас! Иисусе Искупителю — к Отцу Твоему приведи нас!
Что такое обрезание?
Это день радости, любви и взаимопонимания. Еще в 4 веке, когда только началось празднование Обрезания Господнего, люди принимали этот день как возможность исправить ошибки прошлого и смыть свои грехи. Будьте рядом со своими близкими и дарите им любовь в этот день — это главная задача каждого верующего человека. Любовь — ключ к решению любой проблемы.
Молитесь Богу и любите ближнего своего, чтобы быть похожими на Создателя. Этот день не является одним из 12 главных праздников христианства , но его сила заключена в особом смысле. Важно ведь не только рождение Христа, его смерть и Воскресение, но и каждый земной шаг, ибо он наполнен любовью, светом и учит нас тому, как нужно идти по жизненному пути.
Почему в наше время празднуется Обрезание Господне?
Иудейское Рождество и обрезание Господне — это два взаимосвязанных праздника. Установлен праздник Обрезания Господня в память об историческом событии — на восьмой день после своего рождения Сын Марии, согласно Закону Моисееву, был обрезан и получил имя, предвозвещенное ангелом — Иисус, что значит "Бог спасает". Обрезание Господне отмечают православные верующие 14 января. В чем смысл праздника и что нужно делать в этот день — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости». Вербное воскресенье, или, в церковной традиции, Вход Господень в Иерусалим — это один из двунадесятых праздников, важнейших в православном календаре, поскольку они связаны с земной жизнью Иисуса Христа.
Обрезание Господне: почему православным важен этот праздник
Праздник Обрезания – это молитвенное воспоминание события, описанного в Евангелии от Луки. Праздник Обрезания Господня празднуется 14 январяСлово в день праздника Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого протоиерей Александр ШаргуновПроповедь за Литургией на праздник Обрезания Господня.О наречении имени Иисус. В субботу 14 января в России встречают старый Новый год, а христиане в этот же день отмечают праздник Обрезание Господне. Обрезание Господне считается великим праздником Православной Церкви.
14 января верующие отмечают большой праздник — Обрезание Господне
Сегодня, 14 января, православные отмечают большой церковный праздник – Обрезание Господне. Тропарь празднику Обрезания Господня, глас 1. 14 января православная церковь отмечает большой праздник — Обрезание Господне.
Обрезание Господне. История и традиции праздника
Так, Господь принял обрезание, подчинившись Закону, что символизирует смирение и необходимость следования законам Церкви и христианским заповедям. Еще один смысл — это "обрезание" греховных страстей. Как празднуют Обрезание Господне? Праздник Обрезания несколько теряется между двумя великими, двунадесятыми праздниками Рождества и Крещения Господня, поэтому отмечается не так пышно. В православных храмах после литургии служится молебен о Новолетии. По старому стилю празднование выпадало на 1 января, то есть после переноса Петром I Нового года с сентября на январь оно совпало с празднованием Новолетия. В Малороссии накануне 1 января было принято "щедровать": ходить по деревне под окнами, петь "щедривки" — "Щедрый вечер, добрый вечер добрым людям на здоровье!
В Центральной России и на Русском Севере канун праздника называли Васильевым вечером — в честь приближающегося дня памяти святого Василия Великого, подвижника, богослова, философа, написавшего текст одной из главных христианских молитв — Символа веры. Этот святой, прославившийся при жизни заботой о неимущих и обездоленных, стал в этой стране прообразом Деда Мороза: именно от святого Василия дети получают подарки в Новый Год. В настоящее время празднование этого события также совершается на восьмой день после праздника Рождества Христова — то есть 14 января по новому стилю. Обрезание Господне считается великим праздником Православной Церкви. Обрезание для древних иудеев определяло принадлежность к Богоизбранному народу. Необрезанный не был посвящен Единому Богу, Творцу и Создателю всех, считался иноверным, недостойным приносить Богу жертву, недостойным к Нему обращаться.
Ветхозаветное обрезание было прообразом христианского крещения. Пресвятая Богородица Мария и Ее обручник Иосиф, мнимый отец Иисуса, естественно, принесли младенца в храм для обрезания и там вместе с наречением имени — Иисус Спаситель — совершили этот обряд. Православным христианам особенно важно в этот праздник вспоминать о том, что и Пресвятая Богородица, и Иосиф были истинными иудеями, почитавшими Тору.
Христос показал нам Свое человечество и Свое Божество и во многих других случаях. Точнее всех говорит об этом святой Лев Великий. Он указывает, что свойства той и другой природы соединились во Христе таким образом, что каждая действовала, как ей свойственно, но при этом «Один и Тот же есть истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий. Что рождается плоть, — этим обнаруживается человеческая природа; что рождает Дева, — это доказывает божественное могущество. Смиренные пелены показывают младенчество дитяти; лики ангелов возвещают величие Всевышнего. Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно человеку. Но пять тысяч человек насытить пятью хлебами, но самарянке подать воду живую, но ходить непогружающимися стопами по поверхности моря, но заставить улечься вздымающиеся волны, запретить буре, — без сомнения, свойственно Богу.
И… как не одной и той же природе свойственно плакать от чувства жалости об умершем друге и властным словом вызвать его опять к жизни из четверодневного гроба, или висеть на дереве и, обратив свет в ночь, заставить содрогнуться все стихии, — так не одной и той же природе свойственно говорить: Я и Отец одно, и говорить: Отец Мой больше Меня«. Вот о чем напоминает нам праздник Обрезания. И мы, идя вслед за Христом и обращаясь к нашим святым, как и они, обрежем духовным мечем свои душевные и телесные страсти, прежде всего — нашу самость, гордыню и себялюбие, от которых берут начало и прочие. Только тогда мы сможем уразуметь, как пишет апостол, превосходящую разумение любовь Христову и исполниться полнотою Божией Ефес. Господь всех претерпел обрезание, чтобы обрезать наши грехи.
На восьмой день после Своего Рождества Богомладенец Иисус принял обрезание по обычаю народа, среди которого был рожден. Этот ветхозаветный закон был установлен для всех иудейских младенцев мужского пола как знак Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус, что значит Спаситель. Так было возвещено Пресвятой Богородице архангелом Гавриилом еще в день Благовещения. Как объясняют отцы Церкви, Господь принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления.
Что можно и нельзя делать в Вербное воскресенье В Вербное воскресенье, помимо посещения храма и освящения вербы, можно помогать тем, кто в этом нуждается, проявлять великодушие. Кроме того, можно собраться после литургии за праздничным столом — разумеется, в рамках послаблений Великого поста. Не возбраняется посетить кладбище, однако специально этого делать не стоит: Вербное воскресенье — всё же день радости, и грустить в это время не надо, визиты на кладбище лучше оставить для поминальных дней. Запрещается в этот день прежде всего выбрасывать освящённые вербные веточки — прошлогодние нужно или сплавить по реке, или отнести в церковь, или закопать в саду там, где никто не ходит. Кроме того, нельзя желать зла людям, злиться и сквернословить, в целом нельзя думать о плохом. Желательно воздержаться от тяжёлого физического труда, при этом обычные бытовые занятия разрешены. Не стоит устраивать свадьбы — они обычно сопровождаются шумными застольями, а это запрещено в преддверии Страстной седмицы. Приметы на Вербное воскресенье Вербное воскресенье связывали с большим количеством погодных примет. Так, если в этот день ветрено, лето предстоит прохладное, а если ударил мороз — не уродится пшеница. Хорошая же погода, напротив, предрекала хороший урожай. О том же говорили набухшие почки на деревьях и серёжки на берёзах. Если же съесть вербовую почку, это принесёт счастье. Кроме того, если перед тем как подарить в этот день вербовую веточку близкому человеку, трижды коснуться его ею, это принесёт ему счастье и радость в жизни. Картинки и поздравления на Вербное воскресенье На открытках и картинках, посвящённых Вербному воскресенью, обычно изображают вербовые веточки, а также христианские символы — храмы, кресты, купола. Также можно встретить изображения белых голубей и икон. Поздравлять принято во второй половине дня, когда пройдут церковные службы. Для этого можно выбрать стихотворные или прозаические строки. Например, так можно поздравить с Вербным воскресеньем в стихах: Веточка вербы — символ весны, Пусть в этот праздник подарит она Веру, которая всем нам нужна, Надежду на лучшее — греет она, Удачу, везенье во все времена. Счастья, спокойствия, много добра, Чтоб жизнь приносила радость всегда! Мечтою, надеждой одарит весна, И счастьем наполнится ваша душа!
Православный календарь 14 января. Обрезание Господне.
Что нужно делать на праздник Обрезания Господне Сходить в храм или помолиться дома. Помогать страждущим, нищим, нуждающимся в нашей помощи. Простить своих обидчиков и самим попросить у прощения у тех, кто виноват.
Они не понимали, что Христос не собирался быть царём в земном смысле — Его Царство «не от мира сего», оно невозможно без нравственного обновления. Это символизирует и то, как Он вошёл в Иерусалим, — не на коне, а на осле, который символизирует мир. Праздновать Вход Господень в Иерусалим начали ещё в III столетии: в этот день проводили торжественные шествия, крестные ходы, а также освящали веточки пальм — ваия. От этого слова произошло название всей предшествующей Вербному воскресенью шестой седмицы Великого поста — седмица ваий, а сам день Входа Господня в Иерусалим называется Неделей Ваий или Пальмовым воскресеньем. Из источников известен интересный обряд, который на Вербное воскресенье проводили в России XVII века, — он назывался «Шествие на осляти». Начиналось шествие от Царской площади у собора Василия Блаженного — здесь патриарх и царь надевали расшитые золотом и жемчугом ризы. На Лобном месте раздавали ветви вербы и даже пальмовые ветви, которые специально привозили из Персии.
Затем патриарх садился на лошадь, а царь пешком вёл её за красный повод в Кремль, при этом впереди них ехала повозка с искусственными деревьями, на ветвях которых сидели мальчики в ангельских нарядах и пели «осанна! Царя сопровождали стольники, бояре, окольничие и думные дворяне, патриарх во время шествия осенял народ крестом. Когда шествие приближалось к Спасским воротам, во всех московских церквях начинали звонить в колокола, и это продолжалось до того момента, пока царь и патриарх не вступали в Успенский собор. Обряд «Шествия на осляти» отменил Пётр I, считая его унизительным для себя. С тех пор его не проводилось. Отличие католического и православного Вербного воскресенья Вербное воскресенье отмечают не только православные христиане, но и католики, и некоторые протестанты. Однако у традиций этого праздника есть различия, прежде всего в датах — католическое Вербное воскресенье отмечается раньше. В 2024 году она приходилась на 31 марта, соответственно, Вербное воскресенье отмечалось за шесть дней до неё, 24 марта. Кроме того, есть различия в наименованиях: у католиков Вербное воскресенье открывает Великую неделю, которая предшествует Пасхе, и носит название Воскресенье Страстей Господних — с этого дня во время службы в храмах начинают упоминать о муках и смерти Спасителя. Различается и праздничная служба: перед ней в католичестве проходит шествие вокруг храма или в нём, при этом люди держат зажжённые свечи и пальмовые или вербные ветви, поют праздничные антифоны и гимн Христу-Царю.
Это шествие символизирует встречу Иисуса в Иерусалиме. Затем проводится месса, в ходе которой читают Страсти Господни. А вербные или пальмовые ветви хранят до следующего Великого поста и сжигают накануне него, в Пепельную среду.
В целом следует провести день в молитвах и размышлениях о Боге. Традиционных пышных празднований с богатыми столами в этот день не устраивают: во-первых, Вербное воскресенье — одновременно радостный и трагичный день, поскольку предрекает страдания Христа, а во-вторых, ещё идёт Великий пост. Однако для Вербного воскресенья есть послабления — основу рациона в этот день составляет рыба, кроме того, можно выпить немного вина, предпочтительно красного. Символ и значение вербы Верба в России заменяет пальмовые ветви, которыми встречали Христа в Иерусалиме. Пальмовые ветви символизируют царскую власть, однако у вербы такого значения нет. Изначально она была выбрана для празднования Входа Господня в Иерусалим просто потому, что это одно из первых растений, которое расцветает незадолго до Пасхи в северных регионах страны. Однако у вербы есть и другие значения, не менее важные.
Прежде всего она считалась в народе символом грядущей весны, а после принятия христианства её веточки стали и предвестниками Пасхи. Также верба считалась целебным растением — в праздник было принято легонько бить друг друга вербными прутиками, приговаривая: «Будь здоров, как верба». Освящённые ветви вербы, по поверью, могли ускорить исцеление больного и сберечь детей от сглаза, уберечь близких людей от зла. Впрочем, церковь эти традиции не одобряет и призывает им не следовать. Что можно и нельзя делать в Вербное воскресенье В Вербное воскресенье, помимо посещения храма и освящения вербы, можно помогать тем, кто в этом нуждается, проявлять великодушие. Кроме того, можно собраться после литургии за праздничным столом — разумеется, в рамках послаблений Великого поста. Не возбраняется посетить кладбище, однако специально этого делать не стоит: Вербное воскресенье — всё же день радости, и грустить в это время не надо, визиты на кладбище лучше оставить для поминальных дней. Запрещается в этот день прежде всего выбрасывать освящённые вербные веточки — прошлогодние нужно или сплавить по реке, или отнести в церковь, или закопать в саду там, где никто не ходит. Кроме того, нельзя желать зла людям, злиться и сквернословить, в целом нельзя думать о плохом. Желательно воздержаться от тяжёлого физического труда, при этом обычные бытовые занятия разрешены.
Не стоит устраивать свадьбы — они обычно сопровождаются шумными застольями, а это запрещено в преддверии Страстной седмицы. Приметы на Вербное воскресенье Вербное воскресенье связывали с большим количеством погодных примет. Так, если в этот день ветрено, лето предстоит прохладное, а если ударил мороз — не уродится пшеница.
В те времена обрезание было таким же таинством, как сегодня крещение, чтобы ребенок стал «Божьим», а не из числа язычников. Христос был евреем и тоже прошел обрезание. Во время обряда ему дали имя Иисус, означавшее «Спаситель». В Евангелии от Луки Лк.
Обрезание Господне внесли в календарь церковных праздников в IV столетии.