На Великий пост в 2021 году Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий благословил верующим Украинской Православной Церкви особое молитвенное правило.
Великий пост: зачем он нужен
- Курсы валюты:
- Первая неделя Великого поста
- ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА… — Официальный сайт Альметьевской епархии
- "На вопрос: ответы православных священников христианам"
- Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск
- Новости по теме
Новости по теме
- Великий пост в 2024: даты, суть, что можно и нельзя, молитвы - Российская газета
- Великий пост 2024: календарь питания по дням, какого числа начинается и когда заканчивается
- Новости по теме
- Утреннее молитвенное правило в Великий пост. - Смотреть видео
Какие молитвы читают дома в Великий пост 2023 года
Всякая тягота, если она встречает с нашей стороны отчаянный протест, не является крестом. Крестом она становится тогда, когда мы стараемся нести ее «с согласием», если не добровольно. Иоанна Лествичника На духовной лестнице самое опасное — это оглядываться и проверять, далеко ли поднялся. Никакое «подведение итогов» здесь недопустимо. Ибо, если преуспел, то немедленно появляется самодовольство, которое тут же сводит на нет все усилия. Надо считать себя всегда на первой ступени: Бог в любой момент может перенести на десятую.
Симптомами полной неудачи являются постоянно подавленное настроение или резкие колебания от экстазов к упадку. Марии Египетской Св. Мария Египетская являет нам образ покаяния. Постараемся собраться и написать покаяние за всю жизнь. Будем строги к себе, ничего не пропустим, заглянем повсюду.
Лазареву субботу хорошо посвятить размышлению о смерти. Вот снова запели всеми нами любимое песнопение, которое начинается словами: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», — приближается время Великого поста. Как после долгой дороги путник чувствует близость воды, ощущает свежесть реки, так и мы с вами приближаемся к великому очистительному времени. И каждый пост мы должны встречать так, как будто он последний в нашей жизни. Но что же может сделать человек?
Какие усилия воли, какие старания могут избавить нас от греховности? Мы с вами уже не дети и хорошо понимаем, что они чаще всего бывают бесполезны. Мы обычно возвращаемся все к тем же мелким, нудным, повседневным грехам, и все так же нас пожирают раздражительность, уныние, мрачность, зависть, суетность, озлобленность. Кто же нас выведет из тупика, вытащит из болота, в котором душа наша погрязает и погибает? Нет у нас иной помощи и иного спасения, кроме Господа Иисуса Христа, кроме Его любви — второй любви.
Потому что первая нас создала, первая дала нам жизнь и мир; а вторая любовь Его, видя, что мы не способны этими дарами воспользоваться, что мы все доброе обращаем во зло и живем во зле, вторая Его любовь нам протягивает руку и говорит: «Встань, спящий, пробудись, пробудись! Я, Господь, к тебе пришел. Я умер, хотя бессмертен, Я все испытал твое, кроме греха, чтобы быть с тобой рядом и тебя очистить и оживотворить. Вот перед твоими глазами Мой Крест, на котором Я принимаю твои страдания и твои грехи, чтобы ты очистился Моею благодатью». Кто верует Христу — тот спасен, кто призывает имя Иисусово — тот спасен, кто идет за Господом — тот спасен.
Но для этого надо пойти за Ним, а для того, чтобы пойти, надо увидеть, что мы недостойны, что мы не можем сами себя спасти — а для этого надо постичь покаяние, то есть увидеть себя правдиво и честно. Поэтому мы молимся этой молитвой — «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», — ибо мы уже привыкли ко всему, и двери покаяния для нас закрыты. Нам кажется, что мы живем обычно, как и все, иногда, подобно фарисею из притчи [см. Об иисусовой молитве Между Творцом и тварью лежит бездна — как между абсолютным и условным; ее нельзя перепрыгнуть ни логически, ни бытийственно. Но есть мост, который перекинут над этой бездной.
И почувствовал этот мост Павел. Потому что он увидел Христа и внутренне с Ним соединился, бесконечной любовью был к Нему прикован — так, что ему казалось, что он носит раны Христовы на себе, что он с Ним вместе на кресте умирал и с Ним воскрес. Он так и говорит: «Уже не я живу, но живет во мне Христос… Вместе с Ним я умер и вместе с Ним я восстаю к жизни» [см. Если с Богом нельзя слиться, то с Богочеловеком можно, ибо Он принадлежит одновременно двум мирам: нашему и запредельному. И на этом построен весь путь христианских мистиков, от Павла до сегодняшнего дня.
Путь к Отцу — только через Сына. Я есть дверь, врата в небо. Повторяя различные молитвы, христианские подвижники могут быть уподоблены восточным, индийским, которые повторяют разные мантры. Здесь есть сходство и параллель. Но одна из главных молитв христианского подвижничества называется «Иисусовой молитвой», где повторяется постоянно имя Родившегося, Жившего на земле, Распятого и Воскресшего.
И вот эта христоцентричность главной христианской молитвы радикально отличает ее от всех остальных медитаций и мантр, потому что здесь происходит встреча: не просто концентрация мысли, не просто сосредоточение, не просто погружение в некий океан или бездну-духовность, а встреча личности с Иисусом Христом, Который стоит над миром и в мире. Мне вспоминается стихотворение в прозе, написанное Тургеневым, — когда он стоял в деревенском храме и вдруг почувствовал, что Христос стоит рядом. Повернувшись, он увидел обычного человека. И потом, когда отвернулся, он опять почувствовал, что Он здесь. Это правда, оно так и есть.
И Церковь Христова потому и существует и развивается, что Он стоит внутри нее. Все мы отпали от Бога, все мы пошли своими путями. Все мы находимся в непослушании, в самовольном блуждании, и все мы стоим перед Лицом Божественного милосердия. Как бы ни был грешен и слаб человек, если он захочет изменить свою жизнь, Господь пошлет ему для этого силы. Наша подготовка — в наших руках.
Господь Иисус говорит: «Если вы хотите, чтобы вас простил Отец Небесный, то и вы должны прощать тем, кто виноват перед вами» [ср. В самом деле, как это понятно, как это просто и логично! Можем ли мы говорить: «Господи, забудь, изгладь, вычеркни», когда у нас в сердце сидит злоба, оберегается и охраняется злопамятство? Нет, конечно. Поэтому сегодня Церковь призывает нас к прощению.
Мы не можем жить друг с другом без прощения, ибо каждый человек всегда виноват перед другими: муж перед женой, дети перед родителями, родители перед детьми, соседи перед соседями. Мы люди, живые люди, и если бы не умели прощать друг друга, то весь мир превратился бы в ад, хаос злобы. И давайте начнем сегодня. Давайте вспомним все то злое, что есть в нашей жизни, и оставим это за порогом Великого поста. Я, конечно, знаю, что это трудно, но ведь это дело Божие, это призыв Христов, ради этого стоит поступиться собой.
И научи меня каяться, научи меня видеть свои грехи, и не оставь меня тогда, когда я в отчаянии увижу, как велик их сонм, как велика их сила, как неодолима сила греха. Чтобы в тот момент, когда я скажу себе, что нет мне спасения, нет мне прощения, нет мне исцеления, — я узнал, что оно есть. Оно есть и даруется нам Духом Христовым, Христом Спасителем, невидимо присутствующим здесь, живущим среди нас, пришедшим в этот мир, чтобы ни один человек не погиб, но имел жизнь вечную [см. Ефрема Сирина Каждый день Великого поста, кроме субботы и воскресенья, читается молитва: «Господи и Владыко живота моего». Молитва эта написана, по преданию, в IV веке в Сирии подвижником Мар-Афремом, или, как мы привыкли его называть, Ефремом Сирином — сирианином.
Это был монах, поэт, богослов, один из славных сынов сирийской Церкви, вошедший в мировую литературу как знаменитый писатель. Слова молитвы, довольно точно переданные стихами Александра Сергеевича [Пушкина], в переводе с сирийского звучат так на церковно-славянском: «Господи и Владыко живота моего», то есть: Властелин моей жизни, Тот, Кто дал мне жизнь, Тот, Кто является центром и средоточием моей жизни. Невинная вроде вещь — леность, но она порождает очень много темного, черного. Это есть у каждого; не думайте, что такие вещи, как культ личности, — это только в политике: это может быть и в семье, и в любом малом сообществе. Каждый человек несет в себе зерна вот этих стремлений: подавить волю другого, задушить ее, подчинить себе.
Когда дети болтают, они учатся общению, они упражняют свой язык; но когда этим «детям» уже больше двадцати, а иногда — больше сорока… Это значит: быть беспощадным к своей жизни. Подумайте давайте будем честными перед собой : сколько нам осталось жить всем? Совсем немного.
Но, надеясь на Твою исполненную любви доброту, как Давид, я взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости».
Что это за молитва «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» — это общее название для трех покаянных тропарей, которые начинают звучать в храме еще за три недели до начала Великого поста, в первое из так называемых подготовительных воскресений по-церковнославянски — недель — в Неделю о мытаре и фарисее. Начиная с этого момента, покаянные тропари звучат на каждом воскресном богослужении вплоть до пятой недели Великого поста. Тропарь — самый краткий жанр церковного песнословия; строфа или несколько строф, как правило, излагающих суть праздника или иного события, подвига святого и т. Место этих тропарей — на воскресном всенощном бдении которое совершается в субботу вечером , после чтения Евангелия и пения «Воскресение Христово видевше…».
В обычное, непостное, время мы слышим в этом месте службы другие слова: «Молитвами апостолов, Милостиве, очисти множество согрешений наших. Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множество согрешений наших. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость».
Но с началом подготовки к Великому посту это песнопение заменяется на покаянные тропари. В некоторых храмах при их пении принято гасить свет и опускаться на колени. Можно сказать, что покаянные тропари утрени выражают основное настроение, в котором мы пребываем на протяжении всего Великого поста. Наше главное дело Великим постом — приносить покаяние Богу, то есть постараться увидеть свои грехи и сделать все от нас зависящее, чтобы отстать по крайней мере от части этих грехов, исправиться, измениться к лучшему.
В покаянных тропарях мы признаемся себе и Богу, что отчаянно нуждаемся в помощи свыше для того, чтобы принести такое деятельное покаяние, просим у Него для этого сил и молим о милости. Мы же, наоборот, ежедневно, если не ежечасно, оскверняем этот храм дурными мыслями, словами и поступками. Именно на этом суде — последнем и поэтому страшном — решится окончательная участь всякого человека: люди, любящие Бога и стремившиеся к Нему еще при земной жизни, будут жить с Ним вечно в радости и блаженстве, а все противники Бога наследуют вечную разлуку с Господом и нескончаемое страдание. Известен в том числе как автор нескольких десятков псалмов, воспевающих Бога и обращающихся к Нему с мольбами.
Один из этих псалмов, пятидесятый «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…» , — непревзойденный образец покаянного духа. Последний раз мы слышим покаянные тропари во время вечерней службы субботы на пятой неделе Великого поста. В следующую субботу уже будет праздноваться Вход Господень в Иерусалим: Великий пост остается позади, начинается Страстная седмица. В центре Страстной седмицы — уже не наши грехи и покаяние в них, а Сам Господь Иисус Христос, последние дни Его земной жизни и страдание на Кресте.
Именно этим событиям стоит уделить первоочередное внимание в неделю, предшествующую Пасхе, а покаянные тропари в эти дни уже неуместны. Кто и когда написал эту молитву Ни автор, ни время появления покаянных тропарей точно не известны. Но Церковь знает их по крайней мере с XIV века: именно к этому времени сложился состав Триоди постной — богослужебной книги, содержащей все основные тексты для чтения и пения в дни Великого поста. Молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Страдающим от каких-либо заболеваний и пожилым людям, детям и подросткам, беременным и кормящим женщинам отказ от полноценного рациона противопоказан. Но помимо гастрономических, есть еще немало искушений в жизни современного христианина — это и бесконечный сёрфинг в интернете, и многочисленные развлекательные шоу и телесериалы, и ссоры с окружающими, и многие еще другие бессмысленные способов тратить время. Великий пост — благодатное время для того, чтобы постараться хоть немного приблизить свой образ жизни к данным Христом заповедям. Преподобный Варсонофий Великий говорил: «…пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста».
Даже если поститься в еде получается в самой меньшей степени, необходимо направить свои усилия на добрые дела, молитву и покаяние. Какие молитвы нельзя читать в Великий пост? В Великий пост можно читать, а точнее молиться словами любых молитв. Нет никаких особых правил. Другое дело, что Великий пост — время особых молитв и богослужений.
В первую очередь — это покаянная молитва Ефрема Сирина. Ее можно читать каждый день. Также хорошо бы обратить внимание на тексты постных песнопений на богослужениях, понять для себя их смысл. Часто можно встретить мнение, что во время Великого поста нельзя читать акафисты, кроме одного или нескольких дней. В субботу пятой недели Четыредесятницы во всех православных храмах поется Акафист Пресвятой Богородице и звучит похвала Божьей Матери.
Также во время особенных великопостных богослужений — Пассий, которые служатся четыре раза за пост, читается Акафист Божественным Страстям Христовым. Мнение об ограничении чтения акафистов в другие дни поста связано с тем, что многим кажется неуместным радостный настрой молитвенного пения в период, когда христианину следует сокрушаться о своих грехах. Тем более, церковная богослужебная жизнь в это время и так очень насыщенная. Но как такового запрета на чтение тех или иных молитв в Великий пост в церковном уставе нет. Есть традиция уделять в Великий пост больше внимания покаянным молитвам.
Но христианин может читать акафисты келейно то есть дома. Ведь время поста — это не время уныния, а время стремления к Богу и усиленной молитвы. И если кто-то хочет добавить к своим обычным и к положенным для чтения во время поста молитвам еще и акафисты, то можно так сделать. Что нельзя есть в Великий пост? В Великий пост нельзя, по уставу, есть пищу животного происхождения, то есть мясо, молочные продукты, яйца и даже рыбу.
Но смысл поста не в отказе от скоромной пищи, а в ограничении себя. Не так-то легко бывает отказаться даже от любимого блюда, еще тяжелее бывает отказаться от своеволия в каких-то более серьезных действиях. Гастрономическое воздержание — это внешняя телесная составляющая поста, способствующая более активной работе души. Поститься, по словам святого праведного Иоанна Кронштадтского нужно, чтобы «прояснить ум, развить чувство, подвигнуть к благой деятельности волю». Ограничив себя в тяжелой пище, сладостях, деликатесах, отвлекаясь от увеселений и ежедневной суеты, христианин может сосредоточиться на молитве, покаянии и борьбе со своими грехами.
Но не нужно в Великий пост истязать себя голодом. Пищевой пост не должен вредить здоровью и выполнению ежедневных обязанностей. Что нельзя делать в Великий пост Что нельзя делать в Великий пост? Правильнее было бы спросить, что следует делать в Великий пост. Ведь это время дано нам специально как время усиленной работы над собой.
Как шанс изменить что-то в себе к лучшему. Сконцентрироваться на своей духовной, внутренней жизни. И те правила, которые Церковь предлагает нам соблюдать в Великий пост, нужны нам как подспорье в достижение этих целей. Так какие это правила? Пост в еде.
В Великий пост нельзя не только есть скоромную пищу мясо, яйца, молочные продукты , но и объедаться постной. В период поста нельзя также употреблять алкоголь, кроме некоторых дней, когда разрешается немного вина. Супругам следует по возможности и только по взаимному согласию воздерживаться от близости в Великий пост не совершаются венчания, соответственно верующим людям нельзя жениться в Великий пост. Разумное распределение времени. В Великий пост нужно сосредоточиться на своей духовной жизни, а потому не следует тратить время бесцельно.
Имеет смысл ограничить развлечения и увеселения, а посвятить время молитве и своему духовному развитию. Прощение обид. Нельзя в пост продолжать лелеять свои обиды на других, нужно постараться разрешить конфликты и по возможности примириться. Именно поэтому Великий пост начинается после Прощеного воскресенья. Усиленная молитва.
В пост нельзя пренебрегать богослужением и молитвой. Богослужения Великого поста совершенно особенные, они передают главное настроение Великого поста — покаяние. Есть службы канон Андрея Критскоо, Литургия Преждеосвященных даров, Пассии, богослужения Страстной недели на которых надо непременно побывать. Покаянная молитва Ефрема Сирина сопровождает православного христианина весь Великий пост. В Великий пост христианину нельзя продолжать жить в привычной суете, забывая о Боге.
Нужно находить время и возможности, чтобы делать пусть самые маленькие, но шажки к Господу. И провести их надо так, чтобы встретить Праздник с чистым сердцем. Как молиться дома: какие молитвы читать? Зачем молиться дома? Зачем нам нужны молитвы дома, если мы ходим в храм?
Как правильно молиться дома? Может ли молитва быть вменена человеку во грех, если он «неправильно» или «плохо» молится? Каждый христианин хочет, чтобы его молитва была услышана. В катехизисе для христиан мы читаем важные слова:«Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу». Разговор с Богом, молитвенный диалог — это естественная потребность верующего человека.
Можно ли молиться неподобающим образом? Скорее, человек может совершать ошибки, но мы постараемся кратко рассказать о том, как правильно молиться дома. Молитва — это не список требований. К кому нам обращаться с нашими просьбами, как не к Небесному Отцу. Часто мы просим о помощи в решении даже самых мелких бытовых проблем, и в этом нет ничего плохого!
Но, что, если они не исполняются? Не стоит таить обиду на Бога. Когда мы приводим маленького ребенка ко врачу, чтобы вылечить его и сделать болезненный укол, малыш плачет, мы жалеем его, но знаем — так будет лучше для него, хоть он в силу младенчества пока не может этого понять. Возможно, Господь так же смотрит на наши просьбы «помочь найти новую работу» или «познакомить с хорошим женихом». Господь видит тайное и для нашего же спасения не вмешивается в нашу историю.
Мы не можем сказать, что один текст молитвы лучше, а другой — хуже. Но иногда молитвы составлены с участием странных суеверий и со словами, совершенно далекими от жизни Церкви. Нередко можно увидеть такие парадоксальные сборники молитв, как «молитвы на удачу в казино», «молитвы для богатства и власти», «молитвы от лихого глаза и изгнания злых духов». Можно молиться и своими словами, но логично, что текст молитвы не противоречит христианскому вероучению, которое стоит хорошо изучить. Чтобы не ошибиться можно воспользоваться молитвословом, который составлен в Церкви.
Разнообразнее — не значит лучше. Вы произносите «Отче наш», знаете нашу главную — евхаристическую молитву и никогда не обращались к новым текстам? Душа знает, чего просит. Даже, если все вокруг ищут новые молитвословы для «келейной молитвы», верьте, что Господь ждет от нас не высот выдающегося красноречия, а искренней веры и покаяния. Не стоит ждать «особого состояния».
Да, молитва призвана помочь нам «достучаться до Неба», отвлечься от наших мирских сует, чтобы обратиться к самым важным для человека вопросам. Но не стоит ждать, что во время молитвы вы впадете в некий транс, увидите видения, обязательно станете свидетелями некого христианского чуда.
Всем известно, что ограничений в рационе верующих на протяжении этого семинедельного периода множество. Однако многие забывают, что, помимо отказа от определенных продуктов, в пост человек должен очиститься и духовно, тем самым стараясь «приблизиться» к Богу. Также в это время нужно совершать как можно больше добрых дел. Каждый верующий христианин должен посещать в эти дни церковь и усердно молиться. Молитвы на каждый день во время Великого поста В катехизисе для христиан есть важные слова: «Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу».
Существуют специальные молитвы в Великий пост 2023 года, которые важно читать дома регулярно, ежедневно. Можно взять себе за правило молиться утром и вечером в течение некоторого времени, например, по полчаса, но эти полчаса должны быть полностью отданы Богу. Основной в эти дни считается молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Боже, очисти мя грешного! Последние слова повторяют 12 раз, осеняя себя крестным знамением.
О Великом посте
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть | Великий пост в христианстве заканчивается Страстной неделей, когда верующие вспоминают Крестные страдания Христа перед Пасхой. |
Какие молитвы читают дома в Великий пост 2023 года - Копилочка Универсальная | О возможности совершения молебного пения в седмичные дни Великого поста. |
Уроки Великого поста: каких правил придерживаться, чтобы вырасти духовно и сохранить здоровье | 10. Увеличить молитвенное правило Увеличить молитвенное правило до полного варианта и не оставлять его даже по очень уважительным причинам. |
Молитвенное правило. Аудио | Великий пост – это особенное для каждого христианина время, которое необходимо провести в бдении, покаянной молитве и решимости в стремлении к духовному совершенствованию. |
Утренние молитвы в Великий пост 2023 года
- Главные молитвы на каждый день Великого поста для россиян – и молитва святому Ефрему Сирину тоже
- Какие молитвы читают дома в Великий пост 2023 года
- One moment, please...
- Чем отличается пятая неделя Великого поста, связанная с покаянием
- Великий пост: программа минимум | Православный журнал "Нескучный сад"
Вечернее молитвенное правило в Великий пост (читает архиепископ Верейский Амвросий)
Молитвы в Великий пост: на каждый день, утром и вечером | О молитвенном правиле и молитвах в пост. Вопрос: «Скажите, можно ли в утреннее и вечерние правило добавлять ещё молитвы на своё усмотрение? |
One moment, please... | То, какие молитвы читают в Великий пост, указано в Книге Пророка Исайи, где описано поведение человека в это время. |
О молитве в Великий пост | в вечернее время. |
О молитве в Великий пост | Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - |
Оптина пустынь | Утренние молитвы, которые обязательно нужно читать в Великий пост. |
Молитва которая читается в Великий Пост
в вечернее время. Рассказываем, сколько дней длится и когда заканчивается Великий пост в 2024 году. 10. Увеличить молитвенное правило Увеличить молитвенное правило до полного варианта и не оставлять его даже по очень уважительным причинам. Существуют специальные молитвы в Великий пост 2023 года, которые важно читать дома регулярно, ежедневно. Важность таких молитв перед Великим Постом объясняется тем, что молясь, человек подготавливается к тому очищению души, которое при соблюдении всех правил будет происходить в период перед Пасхой. Тщательнее исполнять молитвенное правило — выйти из-за компьютера на полчаса раньше и прочитать вечерние молитвы.
Утреннее молитвенное правило в Великий пост (читает архиепископ Верейский Амвросий)
Обязательные утренние молитвы во время Великого поста 2023 года Молитва первая «Господи, будь милостив к рабу своему (имя)! Молитва 5, святого Василия Великого. Во время Великого поста усиливается покаянная молитвенная составляющая, потому и в утренние, и в вечерние чтения включается молитва святого, жившего в Сирии в IV столетии, Ефрема Сирина. Важные молитвы Великого поста. Великий пост Великий пост для православных начинается в 2023 году 27 февраля и продлится до 15 апреля включительно. Тексты молитв перед началом Великого поста, правила чтения и в чем важность.
Вечернее молитвенное правило в Великий пост
Обязательные утренние молитвы во время Великого поста 2023 года Молитва первая «Господи, будь милостив к рабу своему (имя)! Ежедневное молитвенное правило на Великий пост 2023 о миреСкачать. Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - (По возможности молитву совершать ежедневно в 21:00 с 18 марта по 26 апреля). Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. Во время Великого поста верующие молятся каждый день, но это важно делать по особому молитвенному правилу.
10 правил Великого поста
Основной принцип такой молитвы создать защитный барьер вокруг ребенка. Такая защита не позволит попадать в неприятные жизненные ситуации и позволит направить свое чадо по праведному пути и жить по заповедям Божьим. Молитва может произноситься своими словами, но также можно воспользоваться следующим текстом: «Господи Иисусе Христе, Сыну Божий, услышь меня, грешную и недостойную рабу Твою. Спаси и сохрани моих чад, направь их по праведному пути. Прости все их прегрешения вольные и невольные, помоги им совершать только благие дела. Просвети, Господи, детей моих светом своим, во спасение души и исцеление тела. Благослови моих чад, Господи, на их жизненном пути везде: и в учебе, и в работе, и в дороге.
Защити детей от всех опасностей, которые им встретятся на жизненном пути. Она читается на всех богослужениях в Великий пост. Звучит на русском языке она так: «Господи и Владыка Всевышний всей жизни моей, не дай завладеть мной духу праздности, уныния, любоначалия и пустословия. Привлеки в душу мою дух целомудрия, смиренности, мудрости, терпения и любви. Прошу, Господи, Небесный Царь, простить мои прегрешения и не осудить меня за них. Аминь» Молитва, чтобы выдержать пост и не поддаться искушением Помочь избежать искушений и выдержать все требования Великого Поста может специальная молитва.
Ее рекомендуется проговаривать каждый день в ответственный период перед Пасхой. Текст ее простой: «Не допусти ко мне, Владыко Небесный, Господи, искушения, не позволь скорби захватить меня, обереги от недуга свыше силы моей. Избавь от страстей пагубных, даруй мне крепость перенести все испытания ниспосланные Тобой с благодарностью» Ежедневные молитвы в Великий пост Молитвы в Великий Пост должны проговариваться ежедневно. Для этого существуют самые разные тексты, но при этом следует вкладывать в них собственную душу и допускается видоизменять текст, не меняя общего смысла. Молитва перед началом дела Перед началом любого дела следует попросить благословления у Бога, выразить это можно такими словами: «Царю Небесный, услышь раба Божьего собственное имя приди и вселись в душу мою, очисти ее от всякой скверны. Благослови меня грешного и недостойного и помоги мне успешно свершить мое дело.
Припадаю к иконе Твоей и о благости молю. Молитва о смирении и прощении грехов Обязательно следует произносить молитву в Великий Пост о смирении и прощении грехов. Благодаря ей можно более правильно настроиться на все требования предпасхального периода. Избавившись от всех сторонних мыслей необходимо произнести такие слова: «Господи Боже, Всемилостивый и Всемогущий, Ты знаешь, что только ты являешься настоящим Спасителем для меня. Помоги мне, не позволь мне грешить пред Тобою. Не дай погибнуть во грехах, ибо немощен я, не позволь врагам моим навредить мне.
Как стало известно журналистам pronedra. На утренях полные каноны заменяют «трипеснцами». Литургию Преждеосвященных Даров проводят только в среду и пятницу. На первой неделе после каждого богослужения читают покаянную молитву Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему.
Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. С понедельника по четверг включительно исполняют канон св. Андрея Критского: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже.
Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже, и да глаголют выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое: аз же нищ есмь и убог, Боже, помози ми: Помощник мой и Избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни».
Или напомнить народу о том, что он «невежда в законе»? Беда наша в том, что мы не смотрим в самую суть поста как деяния свободной воли и любви к Богу. Мы вообще очень мало говорим о свободе воли, свободе в истине и любви, неоправданно мало! Мы должны почувствовать необходимость поста, должны захотеть поститься в покаянии, смирении и воздержании, не пеняя тем, кто в эти святые дни ведет себя иначе. Тогда вдруг понятными станут слова песнопений и молитв, обращаемых к нам. Почувствовать себя человеком духовным можно, ополчаясь и воинствуя против праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Против лености и вялости души. Против дебелости и расслабленности духа.
Это пассионарное действие, и на него решаются только те, кто хочет не по имени, а по делам быть христианином. Тут нам нужно все наше христианское мужество и наша воля. И если это не так, то, значит, мы миримся с нашим порабощением привычками, наклонностями и страстями и не осмеливаемся бросить им вызов. Пост сегодня — это открытый вызов гедонистической морали, потребленчеству, духовному индифферентизму, эгоизму. Это брань, борьба, испытание крепости нашей веры, твердости нашего упования, силы нашей любви. Кто из нас хочет быть борцом и добрым воином Христовым? Входите в эти открытые церковные двери и становитесь среди тех, чей дух бодрствует и радуется живительной святой четыредесятнице! Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета: — Великий пост — это великий дар Божий для спасения наших душ. Первая его неделя — сеяние добродетелей, весь пост — терпеливое и бережное их взращивание. Последняя неделя — собирание плодов, а праздник Пасхи Христовой — время вкушения плодов от телесных и духовных трудов, понесенных в пост.
Нельзя стать совершенным за один пост, но можно и нужно приближаться к совершенству хотя бы на один шаг во время каждого поста. Пост в пище по силам каждому христианину, но мера строгости его бывает различной. Одна мера для монахов и духовенства, другая — для мирян. Умение поститься приходит со временем от поста к посту. Пост не должен стать источником ссор в семье, когда один из супругов не пришел еще к необходимости поститься, а другой искренне этого желает. Пост должен принести радость, а не печаль. Молитва во время поста, соединенная с кротостью и терпением, может поднять супружеские отношения на качественно новый уровень. Посещение великопостных богослужений, столь трогательных и умилительных, является не столько долгом, сколько потребностью кающейся души. Но, конечно же, не должно быть из-за этого никаких конфликтов ни на работе, ни дома. И эпохи, сменяющие одна другую, накладывают на духовную жизнь свою характерную печать, превращая один и тот же духовный труд не в повторение того, что было раньше, а в нечто совершенно уникальное и особенное.
В чем современные особенности постного подвига? Первое, что бросается в глаза, это время, которое сегодня тратит обычный человек на перемещения. Чтобы попасть на работу, а после работы прийти в церковь и затем вернуться домой, человеку приходится не просто перейти улицу или пройти пару сот метров, а совершать привычные и длительные путешествия. Это изматывающее времяпрепровождение в городском транспорте, это ежедневная трата сил и карманных денег. В самом лучшем случае на работу — час, с работы в храм — час, со службы домой — час. Итого три часа тяжелой и специфической «работы», вытягивающей из человека остатки физических и психических сил. Между тем Устав церковный на такие перемещения не рассчитан. Он рассчитан на монастырь, где от кельи до места полслушания — рукой подать, а от места послушания до храма — пять минут ходьбы. Отсюда и возможность иметь несколько часов времени и запас сил для длинной молитвенной работы в храме. Сельская жизнь тоже предполагает близость дома, храма и места работы.
Вот поле, вот дом, а вот и звук близкого колокола, зовущий на службу. Кроме того, общежительный быт монастыря предполагает, что вернувшийся со службы человек найдет в трапезной готовую еду, пусть самую скромную ради поста, но все же готовую. А мирской богомолец чаще — женщина вынужден будет, приехав домой, становиться к плите и кормить домочадцев. Как видим, подвиг удваивается и даже утраивается. Мы не можем менять условия жизни радикальным способом. Но можем менять к ним отношение. В данном случае от духовников требуется чуткость и сострадание «маленькому прихожанину», который борется за жизнь, изнемогает от вязкого быта и пробует служить Богу. Он не все вычитывает, не все выстаивает, не все выслушивает. А из того, что выслушивает и вычитывает, не все понимает. Нужны терпение и снисхождение.
Недопустимы завышение планки требований и хмурый вид знатока, поучающего невежду. Нужно понимать, что врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней — усталость. И человеку приходится, быть может, учить наизусть молитвы и псалмы, чтобы, в вагоне метро прислонившись к окну, помолиться по памяти. Упрекать его за такой способ молитвы нельзя, скорее, наоборот, стоит подбодрить и утешить. Еще одно необходимое замечание касательно эпохи с ее особенностями — это смещение акцентов с пищи на информацию. Человек прежних эпох был здоровей и выносливей нашего современника. Пустой желудок был нужен ему для снижения биологической активности. Нужно было реально ослабеть, чтобы сдержать свою буйную страстность. Современный же человек — это сплошь и рядом дохляк и сущая немощь. Он не страдает от избытка физических сил и горы не переворачивает.
Он, напротив, просыпается уставшим и еле ноги передвигает в течение дня. Зато он перекормлен, напичкан информацией, которая льется ему в глаза и уши тропическим дождем, отчего многие похожи на пациентов психиатрической клиники, почему-то ночующих дома. Выключить телевизор и не включать его хотя бы на первой, Крестопоклонной и Страстной неделях будет намного полезней, чем исследовать этикетки на продуктах: дескать, нет ли там сухого молока или еще чего-нибудь не постного. Музыка, сплетни и праздная болтовня, телепередачи, «зависание» на любимых сайтах — это вещи более опасные, чем стакан молока, и требующие более строгого или даже беспощадного к себе отношения. Конечно, я не за то, чтобы человек вступил в «информационный пост» и продолжал есть, что хочет. Телесное воздержание, как сказали отцы, есть действительно «мать всего доброго». Нужно подсушить чрево и раздать милостыню, нужно поупражняться в чтении Святых Писаний и в коленопреклонениях. Но нужно понимать особенности мира, в котором мы живем, и не пытаться, как говорил святитель Филарет Московский, превратить Москву в Фиваиду, а век девятнадцатый — в век пятый. И современник Филарета, не менее чудный в житии и в разуме, святитель Игнатий повторял, как заповедь, слова: «Пойми время». Нетрезвое, лишенное рассуждения отношение к жизни плодит на каждом шагу ошибки и дискредитирует саму возможность проводить «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте».
Итак, нельзя набрасывать на всех один аршин, но разбираться с каждым человеком как с «отдельным случаем». Нельзя не учитывать фактическую суетность городов с их расстояниями, перемещением, усталостью. И нельзя не помнить, что пост и молитва есть умный труд внутреннего человека, а значит, врагом этого труда избыток информации является даже в большей степени, чем избыток пищевых килокалорий. Дальнейшее же подскажет опыт, ибо дорогу осиливает идущий, а не изучающий карту маршрута. Ответ, по опыту — церковному и своему, должен быть в «относительных» терминах, а не в абсолютных. Не требовать от человека: ешьте то-то, читайте такие-то молитвы, ходите в церковь тогда-то, но предложить следующее: — всей семьей если таковая имеется определить порядок питания для детей и взрослых на все время поста например, сладости только по субботам и воскресеньям и т. Чего делать не надо: давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда. Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку и встретите святую Пасху как свинья. Это период усиленной работы над своим внутренним состоянием. И воздержание в пище, и молитва — только условия, при которых наша цель — очищение души — достигается.
Если есть возможность, нужно прийти в храм помолиться. Особенно хорошо послушать канон преподобного Андрея Критского, который глубиной покаянных мыслей очень сильно воздействует на сердце и на разум. Если такой возможности нет, то отчаиваться не надо. Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста и т. Будьте приветливыми и спокойными.
Целомудрие и смиренномудрие Это — два очень дерзновенных прошения, ибо они посвящены изменению души и всей жизни: под целомудрием понимается не только хранение себя от плотского греха, а вообще цельность человека, твердость его убеждений, когда он не только не хочет, но, по своему внутреннему устроению, попросту не может пасть в грех, ибо это нарушит мир его души; стяжание этого мира — тяжелая задача, и немало слез прольет подвижник, прежде, чем его сердце, очищенное от страстей, насколько ему возможно, станет действительно целомудренным; смиренномудрие — связанная с целомудрием добродетель, когда человек предает себя, свою жизнь в руки Божии, понимая свою немощь, греховность, испорченность; древние иноки отдавали себя на послушание духоносному старцу — и полагали это коротким и очень легким путем спасения; вот только путь к нему — отказ от своего «эго», сознание своих немощей, часто — невозможное без тяжелых скорбей, смиряющих гордыню. Терпение и любовь Достигший цельности души и глубокого смирения имеет и эти две добродетели: терпение — не просто перенесение скорби «сжав зубы», но понимание: что бы Господь не делал, это делается для блага человека; Вот что разумно советовал скорбящим свт.
Феофан Затворник: «Держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, — надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, — все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански». В чем помогает молитва Внимательное чтение, осмысление каждого прошения, помогает: преодолеть страсти злости, гнева: недаром последнее прошение молитвы — о том, чтобы «зрети» свои грехи; а тот, кто скорбит о своей душе, не будет гневаться на ближнего — не до того! Как правильно читать Лучше всего так, как это делается в храме — с поклонами до земли, которые совершаются после каждого прошения — всего их три: после прошения о том, чтобы Господь удалил от души грехи «праздности, уныния, любоначалия и празднословия»; после просьбы к Нему о даровании «целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви»; после последнего прошения и благословения, завершающего молитву. Затем нужно 12 раз поклониться в пояс, с другой краткой молитвой: «Боже, очисти мя грешнаго грешную и помилуй мя». В заключение молитва прп. Ефрема читается полностью, и следует один земной поклон.
Земной поклон полагался и на каждую из кратких 12 молитв. К тому же в древности земных поклонов делали гораздо больше, чем сейчас. Сегодня мы кланяемся до земли только во время молитвы святого Ефрема Сирина и еще нескольких моментов богослужения, а в древности земной поклон делали при чтении Трисвятого, малого славословия, при троекратном повторении «Аллилуйя» и т. Всего совершалось за сутки около 300 поклонов. Такое количество связано с минимумом, который, по древним Уставам, должен делать монах. Следовательно, все, кто Великим постом постоянно были в храме монахи и особо ревностные миряне , выполняли правило о поклонах. В чем смысл Молитва настраивает человека на покаяние, неосуждение ближних.
Тот, кто читает ее с полным сознанием своей греховности и слабости без Господа, не останется без духовного плода. Читайте также: Сухоядение в Великий пост — что можно кушать, список продуктов и простые, но вкусные рецепты Кто такой Ефрем Сирин Подвижник жил в IV в. Узнайте детали: Преподобный Ефрем Сирин и все молитвы на каждый день Прп.