Главная» Новости» Леонид борткевич биография личная жизнь и последние новости. Леонид Борткевич родился 25 мая 1949 года, в 2021-м ему могло исполниться 72 года. Путь экс-солиста «Песняров» Леонида Борткевича.
Леонид Борткевич: любовь и трагедия легендарного «Песняра»
У нас у обоих случались романы на стороне, и мы относились к этому нормально». Леонид Борткевич и Ольга Корбут, фото: sport. Любимым местом для встреч стало Минское море, но близких отношений между нами не было. Зато все девять лет моего пребывания в Америке мы переписывались. Я часто звонил Свете, особенно в минуты депрессии. Возвращаясь в Минск в 1999 году, я думал, Света уже замужем, но она оказалась свободна. В третий раз Борткевич женился на модели Татьяне Родянко, которая на 36 лет была младше его. Встретились они в 2002 году на одном из концертов «Песняров». Леонид Борткевич и Татьяна Родянко, фото: souzveche.
В 2005 году на свет появился их сын Кристиан. В 2015 году музыкант признался, что у него есть внебрачный сын Алексей, которого в 1980 году родила актриса Ирина Померанцева. Устоять невозможно. И всё время говорила: «Хочу от тебя ребёнка! Но в известность о беременности она меня не поставила. К тому времени мы уже расстались, и о том, что у меня родился сын, я узнал только через год. Я тогда вместе со своей второй женой Ольгой Корбут гостил в Москве, позвонил Ире, попросил показать сына. Музыкант несколько дня пролежал в реанимационном отделении, но его сердце не выдержало.
За 2 дня до смерти с ним виделась его подруга Антонина Саврасова. Леонид проживал в Минске в квартире-студии площадью 60 квадратных метров. Он купил жильё в новостройке за 150 тыс. У Борткевича было множество хронических заболеваний, среди них — диабет, рак, цирроз печени. Он жаловался, что на старости лет оказался никому не нужен.
Частная жизнь Любимец публики имел три официальных брака, в которых у него появилось трое детей. У супругов родился сын Алексей 1973.
Через 5 лет супруги разошлись. Со второй женой, Ольгой Корбут, Леонид вступил в брак в 1977. В следующем году в семье появился сын Ричард, у которого в настоящее время имеется трое детей. В 1989 году Борткевич вместе с женой и сыном уехал в Америку. Вокалисту любимого на родине ансамбля было скучно в стране, где он не был востребован. С Ольгой Корбут расстался после 22 лет совместной жизни. Разведясь, бывшие супруги остались друзьями.
С третьей супругой — моделью Татьяной Родянко, которая была на 36 лет младше вокалиста, легенда «Песняров» зарегистрировал брак по возвращении из Штатов. В 2005 у супругов появился сын Кристиан. Кроме троих детей, рожденных в браке, у артиста имеется еще один внебрачный сын Алексей 1980 от актрисы Ирины Померанцевой.
Когда все закончилось, оставил свою даму на несколько минут и побежал через дорогу купить цветов. Но наши отношения с Валентиной быстро сошли на нет. Она уехала по распределению в какую-то деревню.
А меня быстро захватил водоворот творчества во время учебы я впервые выступил в самодеятельности , и уже скоро Владимир Мулявин пригласил меня в «Песняры». С первых гастролей вернулся с огромной суммой денег - заработал 3900 рублей. К слову, автомашина «Волга» стоила тогда четыре тысячи. Разменял их по трешкам и перед приходом мамы с работы выложил горкой на диване. Та чуть в обморок не упала: «Сыночек, да как же это?! Ведь у нас всегда деньги на полочке лежали, я тебя ни в чем не ограничивала.
Зачем же ты воровать стал?! Не все, правда, а только хорошие. Мы сразу купили приличную мебель и цветной телевизор «Рубин». И я отправился на следующие гастроли. В прихожей, на диване - Работа в «Песнярах» помогала с девушками знакомиться? Мы выходили и, тыкая в понравившихся девчонок, говорили: «Ты, ты и ты, поедете с нами в гостиницу».
С первой женой я познакомился на концерте в Краснодаре. Билетерша оказалась подружкой ее мамы, и она провела Ольгу на концерт, посадив чуть ли не на сцене. Увидел ее и обалдел - красавица нереальная! Пригласила она меня домой, мы потусовались, и я уехал, записав телефончик. А перед Новым годом пригласил к себе в Минск. Я с мамой жил в крохотной «однушке».
Мама спала в комнате, а я частенько околачивался в прихожей на диване. Короче, в первый раз у нас с Олей все случилось именно на этом диване в вечер ее приезда. После развода Леонид свел ее со своим минским приятелем Алексом, а теперь гимнастка увлечена американским медиа-магнатом - Прямо при маме? Этой же ночью я уговорил Олю поехать в колхоз к моему знакомому, чтобы он зарегистрировал наш брак. Так и сделали. Словом, мама первое время даже не подозревала, что я женился.
Об этом она узнала от моей тети, которую я просветил раньше. Бедная мамочка, конечно, оказалась в шоке. Мало того что жене едва исполнилось 18 Оля на пять лет моложе меня , так еще в бытовом плане - никакая. Стирать и готовить не умела. Покупала тортики, ими и питалась. А я с гастролей привозил ей бриллианты.
Вскоре нам дали новую двухкомнатную квартиру, обстановку в которой мы меняли чуть ли не каждый месяц. Меня любили директора мебельных магазинов. А потом у нас родился сын Алексей. Все шло гладко: жена с ребенком дома, я - на гастролях. Так я ездил лет пять, пока не вернулся из очередной поездки из ГДР и не узнал неприятную новость. Из Германии приволок роскошный ковер и люстру, которые купил по случаю в военторге для офицеров Западной группы войск.
Едва распаковал подарки, пришел мой друг. Жены и сынишки дома не было. Я выхлопотал им путевку в сочинский санаторий «Беларусь». Приятель стал мне рассказывать, что у моей благоверной появился хлопец, который ее охаживает. Именно с ним она и укатила на море. И об этом, дескать, знают уже все вокруг.
Средний сын Ричард несколько месяцев назад стал папой - Вот те на! А все говорили, что это вы изменяли жене! Но это другое, соседи-то об этом не знали, и не шептались во дворе старухи. Узнав о коварстве супруги, я ушел в трехдневный загул. Выпивал с друзьями, куролесил, по голубям на крыше стрелял. А примерно за год до этого, в самолете, летящем в Америку, я познакомился с гимнасткой Ольгой Корбут.
Она направлялась на показательные выступления. И вдруг во время того загула Корбут мне позвонила и спросила, можно ли ко мне зайти. Я с радостью согласился. Правда, уже через час забыл, что у меня ожидается гостья.
В советское время без шлягеров «Олеся», «Беловежская пуща» и «Березовый сок» в исполнении Борткевича не обходился ни один серьезный концерт. Пел Леонид с детства — солировал то в хоре, то в оркестре. Но после 8-го класса словно бес попутал — поступил вдруг в архитектурный техникум.
И даже успел подарить минчанам кинотеатр «Октябрь» — здание проектировалось по его дипломной работе. Однако мечта о музыке все же взяла верх. В «Песняры» Борткевич попал в 1970 году. И понеслась гастрольная жизнь со всеми вытекающими. В каждом городе музыкантов одолевали толпы поклонниц. Только пальцем помани — и с любой можно укатить в гостиницу. Борткевич отрывался, как никто другой.
Ведь он однажды признался, что стал мужчиной поздно, лишь в 20 лет. Рос без отца — тот умер от фронтовых ран за два месяца до рождения наследника. Мама замуж больше не вышла, из последних сил тянула себя и сына, чрезмерно опекала. Какие уж тут девушки? И лишь во время учебы в техникуме Леня почувствовал свободу. Из заведения выпускался не только с дипломом, но и с первым сексуальным опытом. Видимо, «позднее зажигание» он впоследствии и наверстывал на гастролях.
Признавался, что женщин было столько — хоть сериал снимай!
Борткевич Леонид Леонидович биография
Леонид Леонидович Борткевич — чем известен, биография, достижения и успехи в музыке — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Леонид Борткевич умер в апреле. Леонид Борткевич умер в апреле. Любовница исполнителя хита «Березовый сок» позвонила Саврасовой-Абрамовой через несколько дней после кончины избранника. Леонид Борткевич, уже женатый на олимпийской чемпионке по гимнастике Ольге Корбут, ушел из «Песняров» в 1980 году, потому что мечтал учиться в ГИТИСе.
«Хотела отдать ему почку»: тайная любовница Борткевича пыталась спасти «песняра»
Словом, мама первое время даже не подозревала, что я женился. Об этом она узнала от моей тети, которую я просветил раньше. Бедная мамочка, конечно, оказалась в шоке. Мало того что жене едва исполнилось 18 Оля на пять лет моложе меня , так еще в бытовом плане - никакая. Стирать и готовить не умела. Покупала тортики, ими и питалась. А я с гастролей привозил ей бриллианты. Вскоре нам дали новую двухкомнатную квартиру, обстановку в которой мы меняли чуть ли не каждый месяц.
Меня любили директора мебельных магазинов. А потом у нас родился сын Алексей. Все шло гладко: жена с ребенком дома, я - на гастролях. Так я ездил лет пять, пока не вернулся из очередной поездки из ГДР и не узнал неприятную новость. Из Германии приволок роскошный ковер и люстру, которые купил по случаю в военторге для офицеров Западной группы войск. Едва распаковал подарки, пришел мой друг. Жены и сынишки дома не было.
Я выхлопотал им путевку в сочинский санаторий «Беларусь». Приятель стал мне рассказывать, что у моей благоверной появился хлопец, который ее охаживает. Именно с ним она и укатила на море. И об этом, дескать, знают уже все вокруг. Средний сын Ричард несколько месяцев назад стал папой - Вот те на! А все говорили, что это вы изменяли жене! Но это другое, соседи-то об этом не знали, и не шептались во дворе старухи.
Узнав о коварстве супруги, я ушел в трехдневный загул. Выпивал с друзьями, куролесил, по голубям на крыше стрелял. А примерно за год до этого, в самолете, летящем в Америку, я познакомился с гимнасткой Ольгой Корбут. Она направлялась на показательные выступления. И вдруг во время того загула Корбут мне позвонила и спросила, можно ли ко мне зайти. Я с радостью согласился. Правда, уже через час забыл, что у меня ожидается гостья.
И когда та появилась на пороге, я уже был в дым пьяным. Но Оля меня быстро откачала, напоив куриным бульончиком. Корбут ушла к себе в «Интурист», но предложила следующим вечером вместе сходить в баню. А я с другом снова так наклюкался, что очнулся, когда назначенное время прошло. И все-таки, несмотря на поздний час, мы отправились в Олину гостиницу. Корбут обрадовалась приходу. Мой приятель оставил нас наедине...
А через 20 минут вернулся с ящиком шампанского, заявив: «Ребята, вы прекрасная пара! Я вас друг без друга не представляю». Утром я позвонил маме и сказал, что женюсь. Наверное, эти телефонные разговоры подслушали спецслужбы, и скоро нам предложили сыграть свадьбу под шефством правительства республики Белоруссия. Субботние вечера с Элтоном Джоном - Жену быстро в известность поставили, что полюбили другую? Та, схватив сына в охапку, срочно вернулась в Минск. Когда маленький Леша первым забежал домой, его встретила гимнастка в мамином халате.
Я тут же поинтересовался у ребенка, с кем они отдыхали. А Корбут, которая сидела в соседней комнате, постучалась к нам в спальню и начала выговаривать сопернице: «Кто ты такая? Приехала из своего Краснодара, нигде не работаешь. А Леня должен на тебя вкалывать». Моя, почти что бывшая, в слезы! Впервые увидел ее ревущей. Выяснив отношения, мы поняли, что надо срочно разводиться.
Тем более что моя первая Оля без ума от своего любовника. Этот «дядя Володя» оказался летчиком-штурманом, сыном директора конного завода. Позже Ольга вышла за него замуж, родила. Но потом Владимир, к тому времени занявшийся бизнесом, ее бросил. Ушел с одним чемоданчиком.
Я часто звонил Свете, особенно в минуты депрессии. Возвращаясь в Минск в 1999 году, я думал, Света уже замужем, но она оказалась свободна. В третий раз Борткевич женился на модели Татьяне Родянко, которая на 36 лет была младше его. Встретились они в 2002 году на одном из концертов «Песняров». Леонид Борткевич и Татьяна Родянко, фото: souzveche. В 2005 году на свет появился их сын Кристиан. В 2015 году музыкант признался, что у него есть внебрачный сын Алексей, которого в 1980 году родила актриса Ирина Померанцева. Устоять невозможно. И всё время говорила: «Хочу от тебя ребёнка! Но в известность о беременности она меня не поставила. К тому времени мы уже расстались, и о том, что у меня родился сын, я узнал только через год. Я тогда вместе со своей второй женой Ольгой Корбут гостил в Москве, позвонил Ире, попросил показать сына. Музыкант несколько дня пролежал в реанимационном отделении, но его сердце не выдержало. За 2 дня до смерти с ним виделась его подруга Антонина Саврасова. Леонид проживал в Минске в квартире-студии площадью 60 квадратных метров. Он купил жильё в новостройке за 150 тыс. У Борткевича было множество хронических заболеваний, среди них — диабет, рак, цирроз печени. Он жаловался, что на старости лет оказался никому не нужен. Небольшие заработки иссякли во время пандемии. Из близких была только подружка-бутылка. С последней женой Татьяной Борткевич расстался. Леонида Борткевича похоронили в Минске на Восточном кладбище.
Такие великие шлягеры, как "Березовый сок", "Александрина" и "Белоруссия", в исполнении Борткевича стали абсолютной классикой и получили культовый статус на всей территории Советского Союза. Что касается личной жизни артиста, то Леонид Борткевич был три раза женат. Первой супругой певца стала Ольга Шумакова из Краснодара. В 1973 году у супружеской пары родился сын Алексей, но прожив вместе всего пять лет, Леонид решил развестись с Ольгой. Со слов Леонида Борткевича, у него был короткий роман с Аллой Пугачёвой. Их знакомство произошло в самолете, когда "Песняры" в первый раз в жизни летели на гастроли в Америку. До этого у них было несколько встреч. В 1978 году у них родился сын Ричард и в январе 1979 года Борткевич и Корбут поженились. На закате я опускал ножки в наш огромный бассейн и грезил, когда же это всё закончится. И вот однажды к нам приехал Мулявин с семьей. И позвал меня выступить в концерте.
Я уже предчувствовала что-то страшное. В ту же минуту раздался повторный звонок, и мне сообщили о смерти Лени. Раньше число 13 не вызывало у меня каких-либо предубеждений... Вторая супруга певца , гимнастка Ольга Корбут, на похороны не приехала из-за карантинных ограничений, но попросила заказать венок. Мне непросто, потому что я потеряла родного и близкого мне человека. Сыновья потеряли отца. Нам вместе надо как-то пережить этот период. Ричард сейчас поедет к себе в Питер, у него там жена и сын, которому 10 лет», — добавляет Татьяна.
Биография Леонида Борткевича
Читайте полезные материалы по теме Борткевич, Леонид Леонидович на портале «». Самая большая онлайн энциклопедия со статьями по всем областям знаний! биография, новости, личная жизнь, фото, видео. В Крыму проводят концерты разные группы "Леонида Борткевича" без участия самого заслуженного артиста БССР. Леонид Леонидович Борткевич – эстрадный певец, Заслуженный артист БССР. Леонид Леонидович Борткевич – эстрадный певец, Заслуженный артист БССР.
Кто такой Леонид Борткевич?
Биография и творчество Леонида Борткевича. Путь экс-солиста «Песняров» Леонида Борткевича. биография, новости, личная жизнь Леонид Борткевич Леонид Леонидович Борткевич. Родился 25 мая 1949 года в Минске - умер 13 апреля 2021. Путь экс-солиста «Песняров» Леонида Борткевича. Бывший солист ансамбля «Песняры» Леонид Борткевич умер чуть больше месяца назад (он скончался 13 апреля от почечной недостаточности), а его родные уже обсуждают, кому достанется наследство артиста.
Три любви, эмиграция, роман с Пугачевой. Путь экс-солиста «Песняров» Леонида Борткевича
Причиной возмущения поклонников Леонида Борткевича стало место захоронения заслуженного артиста Белорусской ССР. Последние новости о персоне Леонид Борткевич новости онлайн, личная жизнь, сплетни, биография, события, факты, карьера, слухи, информация, фото, видео. Биография и творчество Леонида Борткевича. биография, новости, личная жизнь Леонид Борткевич Леонид Леонидович Борткевич. Родился 25 мая 1949 года в Минске - умер 13 апреля 2021.
«Тайный любовник» Аллы Пугачёвой умирал в нищете и одиночестве
Во время учёбы в техникуме был солистом местного оркестра, в дальнейшем стал вокалистом созданного вокально-инструментального ансамбля "Золотые яблоки". Работал архитектором в "Белгипросельстрое". Следующим местом работы в 1970г. В 1977г.
По словам Борткевича, именно невозможность совмещать активную гастрольную деятельность с учёбой в ГИТИСе и стало причиной его ухода из ансамбля.
С этого момента началась творческая биография будущей звезды эстрады и солиста ансамбля. На тот момент Борткевичу исполнился 21 год, и судьба действительно подарила ему счастливый случай, который повлиял на всю его дальнейшую жизнь.
Вместе с «Песнярами» Борткевич уже через несколько дней отправился на свои первые гастроли в столицу. Мулявин написал для солиста несколько новых песен, с которыми он и вышел на сцену. Успех был огромный, певца сразу заметили и полюбили зрители.
После столичных гастролей ансамбль отправился в музыкальное путешествие по городам Советского Союза и в каждом из них покорял публику своими мелодиями, профессионализмом и удивительными голосами. После первых гастрольных выступлений Леонид привез домой огромную сумму заработанных денег. Вспоминая о своих первых успехах, Леонид рассказывал, что разменял первые заработанные им деньги на мелкие купюры и разложил их дома на диване, чтобы удивить свою маму.
Увидев огромное количество денег, а заработал он первый раз около 4000 рублей, мама была в шоковом состоянии, и Леониду с большим трудом удалось ее убедить в том, что эти деньги он действительно заработал. Этой суммы вполне могло хватить на покупку новой машины, но семья решила сделать ремонт, поменять мебель, купить самый лучший телевизор и обеспечить себе безбедную жизнь. Борткевич и «Песняры» Вместе с коллективом Леонид выступал на многочисленных фестивалях и конкурсах.
Их приглашали с концертами не только в города нашей страны, но и за рубеж. В 1976 году «Песняры» выступили в США, где дали около 150 концертов. Музыкальные критики и публика с восторгом принимали русских музыкантов, это был настоящий успех для молодых музыкантов.
Им был предложен контракт и мировой тур, но, в связи с политической обстановкой тех лет, «Песняров» и Леонида Борткевича так и не выпустили из страны. Тираж пластинок коллектива приближался к 45 миллионам.
И действительно, вскоре он пришел к нам в отдел и в ходе беседы с начальником убедил, что я больше пользы принесу как музыкант, нежели как архитектор.
Объективно говоря, это еще большой вопрос, ведь мой дипломный проект — здание минского кинотеатра «Октябрь», который успешно работает и поныне. Но дело в том, что в пении я действительно находил больше творчества, чем в проектировании. Словом, директор меня отпустил, и после этого на долгие годы моя жизнь была неразрывно связана с «Песнярами».
У Мулявина мы, кстати, все были как солдаты. Владимир Георгиевич — чрезвычайно деятельный, шустрый и организованный человек. Проведу параллель с собой.
Бывало, просыпался и начинал прикидывать план на предстоящий день: чем бы сегодня заняться? А у Володи таких вопросов не возникало — он вставал рано и был как заведенный до позднего вечера. Единственное, чего ему не хватало — времени.
Он был необычайно требовательным руководителем. Если, допустим, какая-то песня, на его взгляд, получала недостаточно радушный прием у слушателя мол, аплодисменты не те , то безжалостно с ней расставался. Причем порой, как мне казалось, довольно опрометчиво.
Потому что частенько отсеивались и настоящие жемчужины. Вы даже не представляете, сколько у меня в голове шикарного музыкального материала, написанного Мулявиным, но до сих пор не реализованного… Ведь очень многие идеи в рамках «Песняров» так и остались не воплощенными в жизнь. Хотя, уверен, ряд программ был бы встречен на ура не только в нашей стране, но и за рубежом.
Помню, когда я был в гостях у Харрисона… — У Харрисона?
Как он сам говорил, основной причиной был Чернобыль - опасались последствий радиации. Леонид Борткевич с женой Ольгой Корбут и сыном Ричардом.
Фото: личный архив Если олимпийская чемпионка Ольга Корбут была в Америке звездой, ее там хорошо знали, то Борткевич из популярного артиста, любимца женщин, за океаном стал превращаться в ее тень. Меня называли «каким-то музыкантишкой, мужем Тэтчер», - сетовал Борткевич. Он с трудом переживал забвение и отсутствие концертов.
Ребенок умер в утробе матери Супруги как-то признались, что у них должен были родиться еще один сын, даже имя ему придумали уже - Ваня. Но накануне родов врачи сказали, что ребенок умер в утробе матери. Причиной стали, скорее всего, разные резус-факторы крови Леонида и Ольги.
Конечно, это была трагедия, которую пара пережила с трудом. А после Ольге Корбут сделали операцию и поставили неутешительный диагноз — бесплодие, - рассказал Леонид Борткевич российскому 5 каналу. Вторая жена Ольга Корбут.
Фото: личный архив Долгое время не знал о внебрачном сыне от поклонницы Увы, это было не первое испытание — позже Корбут узнала, что у Леонида растет внебрачный сын. Это прошло мимо меня. Поклонница Ирина скрывала это.
Она все время бегала за мной, говорила, что хочет от меня ребенка. Как-то она пришла ко мне на концерт и предложила поехать к ней. Там был маленький мальчик Алексей.
Он был настолько похож на меня! Ирочка сказала, что это мой сын. Тогда я был в браке с Олей...
Леонид Борткевич и Ирина в начале отношений. Фото: личный архив На одном из телешоу, когда Алексей был уже совсем взрослым, они встретились. Но Леша сказал, что у него все есть, он женат, растит дочку Веронику», - рассказывал Леонид Борткевич «Комсомолке».
Поклонница Ирина и Алексей, внебрачный сын Леонида Борткевича. Фото: личный архив Развелся с Корбут после 22 лет брака В 1999 году в Америку приехал Владимир Мулявин, чтобы пригласить Борткевича обратно в ансамбль «Песняры» после раскола в нем.
Детство без отца, внебрачный сын, развод после 22 лет брака: превратности судьбы Леонида Борткевича
Мальчик не очень жаловал отца и встретился с ним лишь однажды. В 2000 году Владимир Мулявин позвал Борткевича обратно в «Песняры». Вокалист согласился, сказав Ольге, что скоро вернется за ней. Отъезд был ошибкой. Пока Леонид налаживал старые связи, Ольга нашла другого мужчину. Ричард закончил Стэнфорд, организовал рекламное агентство. Со своей первой любовью он встретился еще в школе. К сожалению, девушка трагически погибла. Помочь пережить утрату ему помог отец. Чуть позже Борткевича-младшего обвинили в подделке банкнот, которые он всего лишь разработал для игры в «Монополию».
Его приговорили к трем годам исправительных работ в колонии. Позже он назвал пребывание в этом учреждении для одаренных преступников чем-то средним между службой в армии и отдыхом на курорте. После освобождения Ричард уехал в Минск к отцу. Он ведет закрытый образ жизни, женат, воспитывает ребенка. Последние годы жизни Леонид Борткевич женился в третий раз в 2004 году. Его избранницей стала белорусская модель Татьяна Родянко. Разница в возрасте 36 лет нисколько не смутила обоих, и в 2005 году в семье родился сын Кристиан. История их отношений обросла слухами и сплетнями, но артист был действительно счастлив со своей молодой женой. Они познакомились, когда музыкант приехал с концертом в Мозырь.
Для него это был не очень легкий период. Ушел из жизни Владимир Мулявин, руководство прославленным коллективом «Песняры» отдали не ему, а Валерию Скорожонку. Борткевич и группа «старожилов» покинули ансамбль и создали свой проект. Они гастролировали по странам СНГ. Стоит отдать должное, что именно этот состав полностью сохранял традиции, введенные Мулявиным. Все жены, кроме первой, до последнего дня оставались с Леонидом в хороших отношениях. Ритчард какое-то время даже проживал в третьей семье отца после переезда из США. С Ольгой Корбут он встречался, когда она приезжала в Москву. Татьяна, как гостеприимная хозяйка, принимала сына от первого брака Алексея с его семьей, когда тот приезжал навестить отца.
Даже после официального развода Татьяна и Леонид продолжали общаться, поддерживать отношения и заботиться друг о друге. Леонид, Кристиан и Татьяна Концерты у Борткевича были всегда. Только пандеймийный 2020 год немного подкосил финансовое положение артиста. Супругам пришлось продать загородный дом, который был куплен в кредит.
Очень рано Леонид Леонидович остался без отца.
Поэтому его воспитанием занималась мама. Она работала бухгалтером. О том, что у Борткевича отличный слух, узнали еще в детстве. Его взяли петь в Дом пионеров. При чем, он быстро стал солистом.
В юности также продолжил заниматься любимым делом. Однако и там продолжал петь. Преуспел артист и в роли архитектора. Ведь по его проекты был построен кинотеатр в родном городе. Борткевичу удавалось совмещать 2 занятия.
Ведь он и пел в группе и успевал работать архитектором. В «Песняры» Леонид Леонидович попал совершенно случайно. На одном из концертов его заметили, и сделали выгодное предложение. Борткевич согласился. Практически через пару дней он уже стоял на сцене в столице России.
После этого его карьера полетела вверх. С участниками группы артист объездил всю планету. На концертах зал просто ломался от аплодисментов и криков фанатов.
Умер 13 апреля 2023 года от сахарного диабета [4] [5]. Личная жизнь Первой женой Борткевича была Ольга Шумакова, в браке, продлившемся 5 лет, родился сын Алексей. Его второй женой стала знаменитая советская гимнастка, олимпийская чемпионка Ольга Корбут. В браке у них родился сын Ричард. Прожив вместе 22 года супруги развелись. Вернувшись из эмиграции, Леонид Борткевич женился на модели Татьяне Родянко, в 2005 году родился сын Кристиан [2].
Альбомы «Песняры».
В 1995 году в издательстве Госконцерт вышла его книжка под названием «На полпути от эстрады к театру», в основу которой легла его диссертация на степень кандидата искусствоведения. В ней автор исследовал эволюцию жанров и стилей песенной эстрады 70-80-х годов, связав ее с социально-культурным движением того переломного для музыки времени. Определенное место здесь заняли и «Песняры» с их песнями и композициями на национальные белорусские темы. В частности, большое внимание Яшкин уделил опере-притче «Песня о доле».
Эту книжку Валерий подарил Мулявину с дарственной надписью: «Володя! Друг мой, брат мой как хочешь…. Самые вдохновенные строки в этой книжке — о нашей с тобой совместной работе. И вот — целые фрагменты из этих «вдохновенных строк», без ссылок на автора, перекочевали в книгу Борткевича. Приведу пару примеров.
У Яшкина: «Поэтому музыкальный сюжетный спектакль речь идет о «Песне о доле», автором либретто которой являлся Яшкин. Что касается психологических актерских планов, то их роль сознательно сведена к минимуму. Ведь перед нами не просто оперный спектакль, а его эстрадная версия…И эта условность постоянно дает о себе знать: аппаратура, колонки динамиков, инструменту «у» — типографская опечатка. У Борткевича: «Музыкальный сюжетный спектакль выглядел одновременно концертным, он был нами не столько сыгран, сколько спет, не столько прожит на сцене, сколько представлен. Что касается психологических актерских планов, то их роль, по замыслу Мулявина, была сознательно сведена к минимуму.
Ведь это не оперный спектакль, а его эстрадная версия, и условность эстрады постоянно давала о себе знать: аппаратура, колонки динамиков, инструменты, микрофонные стойки, микрофоны в руках героев…». А вот такая интересная «трансформация» Борткевичем одного фрагмента яшкинского текста. У Яшкина: «В каждой сцене…незримо присутствует Янка Купала, словно слышится его голос: то задушевный и ласковый, то грозный и обличительный…». У Борткевича: «В «Песне о доле» зрители впервые услышали голос Мулявина-чтеца — то задушевный и ласковый, то грозный и обличительный». И еще один пример «правки» яшкинского текста.
У Яшкина: «В оформлении «Песни о доле» художник Л. Бартлов сказалась конкретность, отвечающая стилю исполнения эстрадной оперы. Скупо и лаконично решено пространство сцены, лишенной декораций. Все действие сконцентрировано на крестообразном деревянном помосте — подиуме, трансформирующимся то в дорогу, то в пашню, то в мужицкую хату, то в свадебный стол, то в мужицкую «Голгофу»…». А вот как «переосмысливает» этот фрагмент Борткевич: «Декорации «Песни о доле» художника Бартлова вполне отвечали эстрадному стилю исполнения.
Все действие было сконцентрировано на крестообразном деревянном помосте — подиуме, трансформирующемся то в дорогу, то в пашню, то в свадебный стол, то в Голгофу». Подобных примеров «заимствований» можно было бы привести еще, но не буду; думаю, и так все ясно. Интересно, а чтобы сказал на этот счет сам Валерий Яшкин, будь он сегодня жив? В последние годы, живя у себя на родине, на Вологодчине, он серьезно болел. Тем не менее написал мемуары под названием «Записки песняра» с подзаголовком «Фрагменты неизвестной жизни самого известного ансамбля», которые в прошлом году были опубликованы в вологодской газете «Русский Север».
Мы выкачали их на сайте pesnyary. Нота судьбы», разумеется, с соответствующими ссылками на источник. Леонид Борткевич и здесь нас «опередил», успев-таки кардинально «поработать» с николаевским текстом и изъять из него для своей книги не то что фрагменты, но буквально целые главы, даже не меняя их названия. И опять же — без единой ссылки на источник! О мемуарах Владимира Николаева, о самом их существовании в книге Борткевича вообще не упоминается ни единым словом!
Честно говоря, в своей искусствоведческой и журналистской практике я впервые встречаюсь с таким беспардонным «заимствованием» хотел сказать «плагиатом» чужих текстов, выстраданных в непростых раздумьях и, возможно, муках их создателями, тем более и покойный Яшкин, и ныне больной Николаев были когда-то близкими друзьями-товарищами Борткевича. Или я ошибаюсь? Так вот, три главы под теми же, николаевскими, названиями «Как мы впервые жили в капитализме», «Как мы не поехали в Японию, но побывали на Байконуре», «Как «Песняры» учили «да» и «нет» по-болгарски, фрагменты из глав «Как я стал «крестным отцом»…» и «Как «Песняры» покоряли Канны» У Борткевича «Бесплатные Канны» — целиком или с небольшой редактурой. И даже ошибка Николаева в дате «1969», когда «Песняры» впервые вышли на сцену в Москве в новом качестве на самом деле это было в 1970 году перекочевала на 93-ю страницу книжки Борткевича. Объективности ради, должен сказать, что однажды Борткевич «поправил» Николаева, который по ошибке вместо фамилии канцлера ФРГ Вилли Брандта, который на момент описываемых событий являлся канцлером ФРГ, привел фамилию Хельмута Колля, ставшего канцлером только в 1982 году.
Но повторяю, все, что повествует Николаев от своего, первого лица, в книге Борткевича рассказано как бы от лица автора книги «Песняры» и Ольга». И притом — теми же словами! И еще. У Николаева: «Но вышли они в купальниках, а откуда в сауне их взяли, до сих пор для меня остается тайной. Эти купальники больше походили на набедренные повязочки».
У Борткевича: «Но вышли женщины в купальниках, а откуда в сауне их взяли, до сих пор для меня остается тайной. У Николаева: «Ничего себе эффект! У Борткевича точь-в-точь тоже самое, вплоть до «не успел подумать я»… У Николаева: «На следующее утро я и наш певец Леня Борткевич решили съездить в центр Софии — посмотреть кое-какие товары и прикинуть, что можно приобрести на наши «миллионы». Мы так увлеклись походом по магазинам, что не заметили, как пролетело время. Взглянули на часы и поняли, что к началу концерта не успеваем.
Что делать? Ехать на такси, тратя драгоценные левы». У Борткевича: «На следующее утро мы с Володей Николаевым решили съездить в центр Софии — посмотреть кое-какие товары и прикинуть, что можно приобрести на наши «миллионы». Мы увлеклись походом по магазинам, взглянули на часы и поняли, что к началу концерта не успеваем. Ехать на такси, тратя драгоценные левы?
Интересно, сколько отличий в текстах может здесь найти привередливый читатель? Не буду больше приводить «параллели» прямых заимствований или заимствований, близких к оригиналу — такие примеры могли бы составить отдельную книжку, эдакое учебное пособие для начинающих так называемых литературных редакторов и пиар-менеджеров, «помогающих» писать мемуары популярным «звездам» эстрады, кино и театра. Сейчас стало это очень модно — рассказывать всему миру о себе, любимых. Книжные полки просто валятся от таких мемуаров «любимцев публики» — значит, они, при соответствующей раскрутке, кому-то нужны? Даже если они порой написаны топорным языком или скомпилированы за неимением грамотного литературного помощника.
Правда, многие «мемуаристы» почему-то предпочитают не указывать в выходных данных своих книг имена этих «помощников», «литературных редакторов», говоря попросту, «литературных негров». Пусть, мол, читатель думает, что, кроме всех других талантов, автор-мемуарист является и выдающимся писателем. У Леонида Борткевича в его книге в выходных данных тоже нет таких «помощников», значит, ответственность за свою книгу несет только он один… А теперь снова про ликбез. В интервью «Белорусской газете» А. Сайфулин, — человек, который, оказывается, имеет полное отношение к появлению опуса Борткевича, сообщил, что «сигнальный тираж» — это 5000 экземпляров.
Но существует только понятие «сигнальный экземпляр» — что означает первый экземпляр книги, поступающий на утверждение в издательство.
Леонид Борткевич: Роман с Пугачевой я придумал
Тем не менее сердце артиста продолжало тянуться к искусству, и в 1970-м он вошел в ВИА «Песняры», где блестяще проявил себя. Отказаться от группы Леонид решился спустя 10 лет, когда поступил в ГИТИС на режиссерский факультет: учеба занимала много времени и сил, да и от гастролей вокалист подустал. Когда же случилось триумфальное возвращение, и как события в личной жизни повлияли на дальнейшую судьбу музыканта? Обо всем этом — в нашем материале.
Первые чувства Коллектив собирал аншлаги и мог похвастаться армией поклонниц В техникуме я крепко влюбился в сокурсницу по имени Валя, - признавался Борткевич в интервью. А потом наши отношения с Валентиной быстро сошли на нет. А меня захватил водоворот творчества во время учебы я впервые выступил в самодеятельности , и уже скоро Владимир Мулявин пригласил меня в «Песняры».
С первых же гастролей Леонид вернулся с огромным гонораром в 3900 рублей, в то время как «Волга» стоила четыре тысячи. Мама певца ужаснулась, решив, что сын начал воровать. С трудом вокалист убедил родительницу, что так получают артисты — не все, а только хорошие.
В семье вскоре появилась приличная мебель и телевизор «Рубин». Поклонниц у музыканта было хоть отбавляй, а на концерте в Краснодаре 22-летний артист познакомился с 18-летней Олей Шумаковой. Красавица так очаровала Борткевича, что он пригласил ее в Минск на Новый год.
Шумакова говорила, что пятилетний брак распался, когда она нашла новую любовь, ну а Борткевич встретил Корбут «В нашей крохотной однушке мама спала в комнате, а я частенько околачивался в прихожей на диване. Короче, в первый раз у нас с Олей все случилось именно на этом диване в вечер ее приезда. Этой же ночью уговорил Олю поехать в колхоз к моему знакомому, чтобы он зарегистрировал наш брак.
Бедная мамочка, конечно, оказалась в шоке. Оля в бытовом плане была никакая. Стирать и готовить не умела.
Покупала тортики, ими и питалась. А я с гастролей привозил ей бриллианты», - отмечал музыкант.
Романтические отношения длились около года, но после окончания техникума молодые люди расстались. Услышав прекрасный голос Леонида, Владимир сразу пригласил талантливого певца приехать к нему на прослушивание.
Спев несколько музыкальных композиций написанных Мулявиным, Леонид был сразу принят в состав легендарной группы. С этого момента началась творческая биография будущей звезды эстрады и солиста ансамбля. На тот момент Борткевичу исполнился 21 год, и судьба действительно подарила ему счастливый случай, который повлиял на всю его дальнейшую жизнь. Вместе с «Песнярами» Борткевич уже через несколько дней отправился на свои первые гастроли в столицу.
Мулявин написал для солиста несколько новых песен, с которыми он и вышел на сцену. Успех был огромный, певца сразу заметили и полюбили зрители. После столичных гастролей ансамбль отправился в музыкальное путешествие по городам Советского Союза и в каждом из них покорял публику своими мелодиями, профессионализмом и удивительными голосами. После первых гастрольных выступлений Леонид привез домой огромную сумму заработанных денег.
Вспоминая о своих первых успехах, Леонид рассказывал, что разменял первые заработанные им деньги на мелкие купюры и разложил их дома на диване, чтобы удивить свою маму. Увидев огромное количество денег, а заработал он первый раз около 4000 рублей, мама была в шоковом состоянии, и Леониду с большим трудом удалось ее убедить в том, что эти деньги он действительно заработал. Этой суммы вполне могло хватить на покупку новой машины, но семья решила сделать ремонт, поменять мебель, купить самый лучший телевизор и обеспечить себе безбедную жизнь. Борткевич и «Песняры» Вместе с коллективом Леонид выступал на многочисленных фестивалях и конкурсах.
Их приглашали с концертами не только в города нашей страны, но и за рубеж. В 1976 году «Песняры» выступили в США, где дали около 150 концертов.
Но когда увидел, что публика его не забыла и до сих пор любит, решил туда не возвращаться, окончательно вернулся в Беларусь и снова стал работать в «Песнярах».
Это дорогого стоит. В 2003-м, после смерти Мулявина, Борткевич ушел из ансамбля и создал свой коллектив. Спрашиваем Скорожонка, стали ли они конкурентами.
У нас [у наших ансамблей] была конкуренция, но мы не были конкурентами. Все равно встречались на фестивалях, общались, переодевались в одной гримерке и всегда были в хороших отношениях. По словам Валерия, причиной смерти Борткевича был сахарный диабет.
Это был очень жизнерадостный человек. Я нахожусь в 200 км от Минска, но собираюсь приехать и проводить его в последний путь. Фото: личная страница на facebook.
После смерти Мулявина работал в «Песнярах под руководством Леонида Борткевича», затем в «Песнярах под руководством Игоря Свечкина», затем — снова у Борткевича. После его смерти продолжили работать с Леонидом Леонидовичем. Это был замечательный, по-настоящему заслуженный артист, голос которого знало несколько поколений.
Самые известные песни, благодаря которым «Песняры» стали известными, — «Березовый сок», «Александрына» и другие — исполнял именно Борткевич, это был его голос. Недавно мы ездили с коллективом на гастроли в Москву и Санкт-Петербург. Несмотря на ковид, люди принимали нас с большим удовольствием, соскучились.
У нас были планы, но теперь все оборвалось. Спрашиваем, каким руководителем был Борткевич: либералом или в хорошем смысле слова диктатором. Просто он корректировал некоторые вещи, верстал программы, подбирал песни.
Музыканты у нас прекрасные, особых указаний у него не было.
И назвал бы его, не задумываясь, и двадцать пять лет назад, и сейчас: Владимир Мулявин, руководитель ансамбля «Песняры». Вообще, гений на эстраде — событие не из рядовых. Талант такого масштаба, который можно назвать гениальным, обычно проявляется в более серъезных и авторитетных сферах. Ну, кто же с этим не согласится! И сказано красиво, со знанием дела. Но — стоп!
Я где-то это уже читал. Посмотрим… Открываю А. Вейценфельда: «Если меня спросят, есть ли, или был в нашей эстрадной музыке…человек, которого можно было всеръез назвать гениальным, я бы назвал только одно имя. Назвал бы не задумываясь, и двадцать пять лет назад, и десять, и сегодня. Это Владимир Мулявин, руководитель ансамбля «Песняры». Вообще-то гений на эстраде — явление противоестественное. Дарование такого масштаба, который можно назвать гениальным, обычно реализует себя в более серъезных и достойных сферах…Таковы в джазе Армстронг, Гершвин, Эллингтон и Паркер, в рок-музыке — «Битлз».
Может, это редкостное, почти мистическое, зеркальное совпадение мыслей двух людей, живущих в разных странах? Где-то я слышал, что такое возможно…Читаю дальше… У Борткевича: «Гения возможно выявить исключительно по количеству и качеству того нового, что он привнес в искусство: насколько много этого нового и насколько оно новое, насколько оторвалось от стандартов своего времени и открыло новые горизонты. Гениальность Мулявина не в том, что он придумал объединить фольклор с элементами рок-музыки, — кто только и до и после «Песняров» не пытался соединять фольклор самых народов с роком. Кое-что получалось. Но не более того. По-моему то есть, по убеждению Борткевича. Ну, а что полагал на этот счет еще четыре года назад А.
А вот что: «…Гений можно определить как по количеству, так и по качеству того нового, что он принес в искусство: сколь много этого нового, и насколько оно новое, насколько оторвалось от стандартов своего времени и открыло новые горизонты». И далее: гениальность Мулявина «не в том, что он придумал соединить фольклор с элементами рок-музыки. И до, и после «Песняров» кто только не соединял фольклор самых разных народов с роком. Но дарование выражается не столько в том, что делается, а в том — как». Комментарии, как говорится, излишни… Объективности ради замечу, что Борткевич дважды ссылается на Вейценфельда, хотя делает это не совсем точно. Он пишет: «А вот еще одна оценка жизни и творчества Мулявина — оценка профессионала, главного редактора журнала «Звукорежиссер» Анатолия Вейценфельда: «Невозможно выяснить тип творческого дарования Владимира Мулявина. Я все больше склоняюсь к мысли, что единственным аналогом для него в музыке ХХ столетия является Дюк Эллингтон…».
И дальше по тексту. Сразу замечу, что и здесь ссылка на музыковеда вызывает, мягко говоря, сомнение, ибо у Вейценфельда первая фраза все же звучит иначе даже по смыслу: «Пытаясь определить тип творческого дарования Владимира Мулявина, я все больше склоняюсь к мысли…». Надеюсь, господин Борткевич учтет на будущее, что нельзя произвольно «редактировать» закавыченные цитаты, даже если в них не меняется суть содержания авторской идеи. А уж выдавать чужие мысли, слово в слово, или почти слово в слово, за свои — нонсенс! Второй раз Вейценфельд упоминается, так сказать, в качестве рассказчика стр. Сначала почитаем Вейценфельда: «Да, основу репертуара Песняров составляли белорусские народные песни, но подход к их обработке был совершенно иным. Именно в силу широты музыкального кругозора, внутренней творческой свободы, «незашоренности» взгляда Мулявин создавал песни, не вписывающиеся ни в рамки фолк-рока, ни любого другого стиля или направления.
Мулявин широко использовал элементы музыкального языка, присущие таким стилям, как арт-рок, барокко-рок, прогрессив-рок, джаз-рок, — иначе говоря, что он считал нужным использовать для раскрытия образа той или иной песни, то и использовал. Тем не менее западные исследователи, привыкшие непременно все расставлять по жанрово-стилевым полочкам, определили творчество «Песняров» — видимо, по небольшому числу работ — как прогрессив-рок…». Дальше Борткевич пишет: «Известный музыковед Анатолий Вейценфельд рассказывал, что видел «Песняров» в списке музыкантов, работавших в этом стиле». Идет небольшая цитата из статьи составителя этого списка Ф. Трэфтона о «Гусляре». А дальше — большой кусок текста, позаимствованный, разумеется, без ссылки на автора статьи «Песняры»: попытка постижения феномена». В другом месте у Вейценфельда: «По-моему, главным было следующее: Мулявин, может быть, невольно, противопоставил свои собственные эстетические принципы тем, что были повсеместно распространены тогда.
И главным его принципом было — служение красоте». Борткевич убирает вводное слово «по-моему» и следующие за ним три слова и пишет в главе «Прокрустово ложе» жанра» стр. Главный его принцип — служение красоте». Это ж надо, и тут — полное совпадение мыслей, кроме одной запятой, не поставленной после слова «невольно». А вот еще интересный «пассаж». Вейценфельд пишет: «Недавно мне довелось прочитать в одной статье, что такие эксперименты с крупной формой, как «Песня о доле» и «Гусляр», не прибавили ансамблю популярности и вообще были чуть ли не неудачными. Будучи абсолютно не согласен с этой оценкой, я позволю себе подробнее остановиться на теме крупной формы в творчестве «Песняров»…».
А теперь почитаем у Борткевича: «…Недавно я прочитал в одной статье, что такие эксперименты с крупной формой, как «Песня о доле» и «Гусляр», не прибавили ансамблю популярности и вообще были чуть ли не неудачными. Как участник этих экспериментов заявляю — это неправда…». Последнее предложение можно смело считать авторской находкой, ибо точно — не заимствовано. Следующий пример использования нашего редакционного материала и так называемого авторского «редактирования». У Вейценфельда: «Не припоминаю у «Песняров» ни одного случая, когда бы эти «отсылы» к музыке других жанров, народов и эпох казались бы неестественными и неуместными — нет, никогда ничего не «выпирало»! У Борткевича: «Не припоминаю у «Песняров» ни одного случая, когда бы эти отсылы без кавычек — прим. Короче говоря, почти вся глава Борткевича «Прокрустово ложе» жанра» название, вероятнее всего тоже выужено из строки Вейценфельда «другое стилевое «прокрустово ложе» , за исключением одной, видно, все же самостоятельной страницы 247 про Добрынина и фонограммы, и последних двух 244-245 , являющимися, как указывает Борткевич — редкий случай!
Без сомнения, статья А. Вейценфельда как принадлежащее «Культуре» эксклюзивное эссе, будетнапечатана в книге «Владимир Мулявин. Естественно, возникает вопрос: как эта неопубликованная статья попала в руки Борткевича? Когда редакция «Культуры» только начинала подготовку книги о Мулявине, одним из первых в списке авторов, разумеется, был Борткевич, много лет проработавший рядом с Владимиром Георгиевичем. Он должен был написать свои воспоминания для этой книги и участвовать в качестве консультанта. Замечу, что авторами этой книги дали согласие свыше 50 человек из стран ближнего и дальнего зарубежья, которые встречались с Мулявиным на жизненных и творческих путях-дорогах. Так случилось, что в моей библиотеке сохранился московский журнал «Звукорежиссер», подаренный мне Мулявиным еще в 1999 году.
В этом журнале была опубликована блестящая статья А. Вейценфельда «Мне не забыть той песни…» — к 30-летию «Песняров». Сразу же после кончины Володи редакция «Культуры» выпустила специальный номер, посвященный памяти Первого Песняра, ставший уникальным.