Новости календарь древних славян

Примечательно, что славянский календарь является самой совершенной системой летоисчисления: за время своего существования календарь не допустил ни одной разбежки. Календарь языческих праздников на древней Руси, славянские обряды и ритуалы, весенние, осенние, зимние и летние Дни Равноденствия: даты и значение традиций. Славянский календарь основан на 16-тиричной системе, т.е. 16 Лет – это один Круг, и проходя через 9 стихий, создают периодичность 144 Лета (Круг Жизни). Сетевые источники о календаре древних славян.

НАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Апрель богат водою. Вешние воды считаются целительными не только для человека, но и для растений и животных. Земля насыщается живой влагой и до летних дождей будет обеспечивать живой водой всё растущее. Каждый день апреля сотворяет бурные чудеса в природе: 1 -Дарья - грязные проруби, 4 - Василий-солнечник, парник, 7 - Благовещение - весна зиму поборола, Марья - зажги снега, заиграй овражки, Родион-ледолом, Арина - рассадника. На апрель приходится и Радуницкая неделя - 2-я неделя после Пасхи, на родительской неделе шло общение с умершими предками. Первое воскресенье после Воскресенья Христова долгое время на Руси справляли Красную горку.

День этот считался счастливым для вступающих в семейную жизнь. Именно в этот день девушки выбирали горку, освободившуюся от снега, украшали её цветами, наряжали Лелю и в обряде просили у неё любви и замужества. На Красной горке звучали самые красивые песни весне. Позже разрешалось приходить и парням, и тогда хороводы помогали энергетически, через сердце почувствовать свою судьбу. Май - праздник цветения, выхода хлебов в росток.

В эти дни новам необходимы дожди, потому и совершались обряды вызывания дождя. Наступало время активных посевов овощей. Крестьяне смачивали семена у колодца, читая молитвы и заговоры. Ходили на три утренние зари к реке, чтобы так же омыть зёрна. Первый день выгона скота в поле.

Провожали кормилицу веткой вербы, срезанной в Вербное воскресенье. Юрьев день считается праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле. Пастух с почетным на деревне дедом делал обход стада по кругу три раза с молитвами. Ребята празднуют эту ночь с лошадьми в поле. Разводятся костры, пируют, омывают водой лошадей с молитвами, а под утро приходят девки водить хороводы и песни петь.

Месяц зноя, солнцеворота, месяц молений, обращёных к солнцу и воде. День очищения, оздоровления, соединения со стихиями огня и воды. Достают косы и серпы. Начинают страдовать - сено ставить. Обряд последнего снопа - задаривания полю "Волосу на бородку".

Во время жатвы жницы старались найти стебель с двенадцатью колосьями. Такой колос оставляли для посева на следующий год, называли его "житной маткой". Знак этого месяца символизирует охоту на птиц. Сетка-перевес устанавливалась между высокими деревьями. На осеннее солнцестояние зажигался при помощи "живого огня" обрядовый костер 24-25 сентября на "именины Овина", то есть на том самом месте, где проводился культ огня-Сварожича, эти дни называют и днями Дажьбога или праздниками урожая.

Символика этого месяца в календаре имеет два плетеных узора, напоминающих о льняной и конопляной пряже. В октябре начинаются женские работы, и в первую очередь с обработки волокнистых растений, трепка льна. В конце октября дни Макоши - покровительницы женской судьбы и помощницы в женских рукоделиях. При христианстве этот день обрел имя святой Параскевы Пятницы.

Этот знак так же, как и Темный сох, наделен покровительством Высших сил. Для людей, рожденных под покровительством Векши, вся жизнь - игра. Они обладают высокой подвижностью, нередко лукавят и хитрят. Положительные качества: живой ум, благодаря которому они быстро приобретают новые навыки. Люди этого знака, способны быстро оценить обстановку и найти оптимальный выход из ситуации. Настроение человека может резко измениться.

Он не может контролировать его, поэтому близкие люди должны знать об этой особенности характера. Огненная Векша рассчитывает только на свои силы и не ждет помощи со стороны. Семью они создают рано. От 2-ой половинки они ждут искренность, заботу и надежность. Жемчужная щука рыба 1916 1932 1948 1964 1980 1996 2012 Покровитель тотема - Людям этого знака чуждо лицемерие. Они откровенно высказывают свои мысли, так как обладают непоколебимой уверенностью в своей правоте. По натуре они консерваторы, новшества воспринимают с трудом. Щуки самодостаточны, они не привыкли ждать помощи со стороны. Поэтому уже в подростковом возрасте они начинают работать и зарабатывают свои первые деньги. Свою 2-ую половинку встречают рано, свято верят в институт брака и нерушимость брачных клятв.

Бородатая Жаба 1917 1933 1949 1965 1981 1997 2013 Жабы очень мудрые, что позволяет им построить гармоничные взаимоотношения с окружающими. Они четко знают, чего хотят достичь в жизни, сомнения им несвойственны. Жабы очень хозяйственны, для них важно иметь собственный дом, в котором они будут чувствовать себя в безопасности. Они очень скромны, не любят хвастаться. Поэтому люди к ним тянутся, им приятно с ними общаться. В личной жизни они ценят любовь и уверенность в завтрашнем дне. Всегда с удовольствием принимают гостей в своем доме. Одно из лучших качеств Жаб - умение ценить то, что у них есть в жизни. Такие люди не гонятся за миражом и не строят воздушные замки.

В 33 лето наступает время Духовного совершенствования. А в 369 месяцев или в 41 лето начинается эпоха Духовного Озарения. Девушка могла выходить замуж только после 16 лет или 144 месяцев, что составляет Единый Круг Круголета. До этого срока она вестует — познаёт Весть, то есть обучается ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми, рукоделию, а в 16 лет — заканчивает вестовать и становится НеВестой. Повсеместное использование древнего Славянского Календаря прекратилось, к сожалению, когда Петр I ввел иностранный календарь. Соответственно современный календарь был усложнен в угоду политическим интересам. Неделя укоротилась до семи дней, в угоду почитателям лунного культа. Количество месяцев в году возросло и их названия изменились. В настоящее время, если мы пользуемся современным календарем, то правильнее будет его применять только для событий последних трехсот лет. А более древние события, для ясного понимания их сути, должны быть датированы в той системе летоисчисления, которая употреблялась до 1700 года.

Например, сегодня день памяти Марии Египетской православной церковью отмечается 14 апреля что соответствует 1-му апреля по старому стилю. То есть церковный праздник «ушел вперед» в пересчете на современный календарь. Но вот что интересно — касательно его народной составляющей — значительная часть народных обрядов на Марию Египетскую была связана с тем, что «просыпается домовой», поэтому, чтобы его запутать, люди символически обманывали друг друга в разных мелочах. Это сугубо обрядовое действие, связанное со встречей с потусторонним миром домовой — потустороннее существо , где все — наоборот. В этом совершенно отчетливо видятся истоки первоапрельских розыгрышей и, как мы видим, люди «по старой памяти» продолжают «отмечать» эту народную традицию именно 1 апреля так сказать в день, который соответствует числовой записи по «старому стилю» , хотя в пересчете на современный календарь церковный день Марии Египетской значительно отодвинулся. Астрономически 1 апреля ближе к тому дню, в который по народным преданиям «просыпался домовой». Какие даты считать более правильными для исторических событий? С церковными и солярными дохристианскими праздниками все более-менее ясно. Но как быть с историческими событиями до 1918 года — например, день победы в какой-либо войне? Стоит ли вспоминать это событие по новому стилю, по старому или как-то еще? Вопрос довольно сложный и спорный, при ответе на него может быть такая логика: - если нам важна историческая преемственность отметить событие в тот же день, когда его отмечали наши прапрадеды , то ориентироваться стоит на юлианский календарь, так как до 1918 года все даты записывались в нем, а следовательно и отмечались в циклах юлианского календаря. Чтобы продолжить этот цикл мы должны дату по старому стилю перевести в новый стиль обычно это и есть всем известная дата, которая уже "пересчитана" — тогда и отмечать. В этом случае переводить ее в григорианскую датировку по новому стилю НЕ стоит — дата по новому стилю НЕ имеет какого-то глубокого внутреннего смыла, это просто соответствие юлианской дате в новом григорианском календаре, которое получается «механическим» прибавлением нужного числа дней, необходимым для перевода одной системы временных координат в другую. Исходя из этого мы определяем каково было «отставание» юлианского календаря от «григорианского» на тот момент времени; Переводим юлианскую дату в григорианскую, добавляя столько дней, сколько нужно чтобы компенсировать данное отставание. Юлианский календарь отстает от григорианского или опережает его? Важно, что мы берем за точку отсчета. Из-за этого и возникает путаница. Например, Рождество по новому стилю приходится на 7 января, а по старому — на 25 декабря. При этом это один и тот же день. При этом юлианский календарь, а вместе с ним и церковные православные праздники «уходят» вперед от точек солнцестояний и равноденствий, то есть фактически перемещаются на следующие месяцы и более поздние даты. Соответственно некоторые церковные праздники у католиков отмечаемые по григорианскому календарю , а также дохристианские солнечные праздники наступают по временной шкале раньше, чем православные — православное Рождество позже католического на 14 дней, при этом дохристианская Коляда почти «совпадает» с католическим Рождеством по астрономическим причинам , но удаляется от православного с каждым столетием все дальше. Виктор Васнецов. Нестор летописец. До календарной реформы Петра в России использовался так называемый «Византийский календарь», который у нас также носил названия «Миротворный круг», «Церковный круг», «Великий индиктон». По продолжительности года он НЕ отличается от юлианского, однако Новый год в нем отсчитывается не от 1-го января, а от 1 сентября, а само летоисчисление ведется НЕ от Рождества Христова, а от Сотворения мира.

Славянский календарь: удивительные факты из жизни наших предков

Все, что было связано с водой, баней и купанием, нашло отражение в этот день. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника. День славления князя Святослава Игоревича около 942-972. У славян в этот день было принято проводить ритуальные поединки, воинские посвящения и славить Перуна. Русский историк Н. Карамзин назвал его «Александром Македонским нашей древней... Велес учил праотцев наших землю пахать, и злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и ставить сноп в жилище, и чтить Его как Отца божьего. С Велесова дня начинают косить,... Выборы жертвы Перуну Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян.

Его считают покровителем воинов и витязей и славят в дни победы и приносят жертвы, желая достижения военного успеха. Так же Перуну подвластны стихии природы. Во время зачина воины совершают торжественное шествие с песней. После славлений Перуну, воины приступают... Отсюда и название праздника - Спожинки дожинки, обжимки.... Имя его восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве» пт. Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Пушкин «Песнь о вещем Олеге » четв.

Связанные с Ладой, Род и Роженица - Этот славянский праздник, посвященный с емейному благополучию, приходится на 8 сентября. После зачина, на котором обязательны прославления Рода, Лады и Лели, начинается обряд «похороны мух». В этот день воздавалось Благодарение Матери-Земле. В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить... Он был рожден от связи Индрика-зверя и Матери Сырой Земли. У Волха была двойная природа: через Индрика он потомок Великого Черного Змея, владыки всех темных сил , а мать его... Закрытие Сварги Вырий Считали, что в этот день Землю покидает богиня Жива - олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека - то есть весны, и в свои владения постепенно вступают Мороз и Зима. Заканчивается уборка урожая - люди благодарят Живу... К этому времени уже прошли обряды закрытия Сварги прерывание живой связи между Небом и Землей.

Землю постепенно сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает. К этому дню печется огромный медовый пирог пятница. В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Макошь - богиня брака и родов, в ее ведении находится такое ремесло, как прядение. В славянском язычестве Макошь считается покровительницей женского начала, защитницей женщин и девушек. Издревле ее просили дать легкие роды и здоровых детей. Двадцать пятого ноября устанавливается премерзкая... Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович - русские богатыри, о которых сложено немало прославляющих былин. Среди богатырей земли русской известен еще один человек-великан - Святогор.

Святогор известен как богатырь русского былинного эпоса,... Когда-то на Руси существовал обычай в этот день приводить детей к учителю, которого почитали особо, считая его работу чрезвычайно... Считалось, что в этот день берет в свою власть грозный... Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший... С давних времен в этот день устраивался большой праздничный пир и повсюду слышатся щедровки щедровальные песни. Среди обильного праздничного угощения непременно находится место блюдам...

Языческий календарь Язычество не было полностью уничтожено с приходом христианской религии. Длительное время христианство было религией лишь княжеско-боярской элиты, а народные массы оставались верными своим родным Богам. Обращение в христианство растянулось на несколько столетий: известны случаи крещения язычников даже в XIX в. Сам термин Православие имеет языческое происхождение. Лишь с X в. Православием стали именовать восточнославянскую ветвь ортодоксального христианства. Христианская церковь, употребляя понятные для паствы слова, старалась привлечь людей к новой религии. Согласно этому принципу давались созвучные названия храмам напр. Можно утверждать, что этническая религия в Украине в скрытых формах существовала параллельно с христианством на протяжении всего последнего тысячелетия.

Несмотря на преследование государственной церковью народной обрядности: уничтожение волхвов служителей этнических культов , сожжение языческих книг, разорение капищ и вырубание священных рощ, потребность в них не исчезала. Народ хранил большее доверие к древним прадедовским обрядам, перенеся их в сферу семьи. Часто даже после христианской службы в церкви, отец семейства считал необходимым выполнить языческий обряд дома в кругу своей семьи: Рiздво, Великоднiй обiд, освящение огнем или водой дома или скота, двора, поля или зерна и т. Анализ научных исторических, фольклорных, этнографических данных об украинском язычестве свидетельствует, что синкретизация этнических элементов с мировыми в данном случае — христианскими состоялась в мировоззрении и обрядности украинцев не ранее ХVIII-ХIХ веков. Еще в начале XVII века христианский монах Иван Вышенский писал в поучениях к украинскому народу об уничтожении пысанок расписных яиц , колядок, щедривок, Купальских костров, поминальных трапез на могилках покойных родственников, указывая на их языческое содержание. Но уже в середине ХVIII века церковь, поняв бесполезность этой борьбы, изменяет тактику: придав языческим обрядам христианскую окраску, она включает их в свою практику. С этих пор происходит интенсивное смешивание двух религий: этнической и мировой. Эти попытки оказались малоэффективными, хотя и оказали определенное влияние на народные массы. Мировоззренческие основы Мировоззрение славян сформировалось еще во времена индоевропейской общности.

Общим для всех славянских народов является понятие Прави, идентичное также ведической Рите, и означает универсальный космический закон, по которому неупорядоченное состояние хаос превращается в гармонично упорядоченную Вселенную космос. Правь формирует порядок круговорота Вселенной. Этот порядок совпадает с истиной. Правь руководит Вселенной и ритуалом ср. Рита — ритуал, Правь — правило, обряд. Правь невидима смертным: "закон, укрытый законом" Ригведа, 5. Основополагающим принципом языческого мировоззрения славян является понятие трехмерности мира. Триединство бытия отображено в идее священного дерева Древа Жизни , корень которого достигает подземных глубин, мира Предков, прошлого времени , мира Нави Нав"я — это коренья нашего Рода. Ствол и ветви священного Дерева олицетворя ют проявленное бытие — мир живых людей, мир Яви настоя щее время.

Крона и листва священного дерева — это жиль Властителей высшего мира Прави, мира Богов, которые правя Вселенной, а также героев, ко торые погибли за свой народ и отошли к Небу Богов. При взаимодействии небесной и земной сил рождается третья — Сыновы сила. Так из триединства бытия является Род. Вера в божественное рождение народа основывается на легендах о кровной родственности русичей, Предков украинцев, с Богами. Там же находим выражения "русичи — внуки Сварога", "дети Перуна". Многопроявленность Божественной сущности нашла свое отображение в ипостасях многих Богов, которые должны рассматриваться как многоименная целостность или множественное единство, а не как абсолютный политеизм многобожие. Для славянина-язычника разные проявления Божьей силы должны быть названы конкретным словом: громовое Небо с молнией — Перуном, весеннее солнце - Ярилой, летнее - Даждьбо-гом, водная стихия — Даной, опекуны и создатели семьи — Родом и Рожаницами, плодородие поля — Русалками, Берегинями и т. До нашего времени дошли имена многих Богов, каждый из которых почитается в свое время согласно календарю Коло Сварожье , где Отец Сварог — небесный зодиак, а его сыновья Сва-рожичи — зодиакальные созвездия, числом тринадцать. Главнейшими в этом календаре являются праздники солнцестояния и равноденствия, а также промежуточные между ними всего восемь : Рождество Божича-Коляды, Колодий, Великдень Даж-божий, Русалии, Купайло, Боги-Спасы, Свитовид Осенний и Калита.

Временем, как и календарем вообще, руководит Числобог: "И Числобог считает дни наши, быть ли дню Сваро-жьему, быть ли ночи". Каждый из этих праздников связан с определенным этапом в сезонных хозяйственных занятиях земледельческого народа, и начинается специальными благословениями, молениями, жертвоприношениями.

Конец путанице положил Иван III, поступивший по принципу «ни нашим ни вашим». В 1492 году, который был 7000 годом от Сотворения мира, царь повелел своим указом перенести начало нового года на 1 сентября, объединив его с праздником сбора урожая и сроком сбора податей и оброка. Отголосок этой новогодней традиции дошёл до наших дней: начало нового учебного года в школах и вузах - 1 сентября.

Для перехода следовало от 7208 года от Сотворения мира отнять 5508 лет. В указе говорилось, что после 31 декабря 7208 года наступит 1 января 1700 года «от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа». Георгий Победоносец напоминает о войне с китайцами Сотворение мира после войны славян с китайцами было задолго до Рождества Христова, но передаваемые из уст в уста легенды о тех событиях нашли отражение во многих гораздо поздних сказаниях разных стран и народов. В том числе и религиозных. Например, в христианском «Чуде Георгия о змие».

Но это у католиков. На Руси же Георгий Победоносец, именуемый в старину Егорием Храбрым, на подавляющем большинстве православных икон поражает копьём не змея, а символ Китая — дракона. И именно святой Егорий считается покровителем русского воинства. Первым убивающего дракона всадника на московском гербе святым Георгием назвал Пётр I. Сейчас образ Георгия Победоносца с поверженным китайским драконом размещён в центре Государственного герба России.

Кстати, слово «копейка» появилось ещё при Иване Грозном и опять-таки благодаря воспоминаниям о победе над китайцами.

А главное, праславянский лунный календарь был наблюдательным, а не вычислительным. Как и в других древнейших индоевропейских календарных системах сравни др. Отправной точкой наблюдений было, как и у архаичных римлян, эллинов, персидских арийцев или ведийских арийцев, новолуние близ созвездия Волосынь Плеяд , которое приходилось в далёкой древности на весеннее равноденствие март. Отсюда происходит, в конечном счете, древнерусский мартовский и «ультрамартовский» новый год. Отмечались особо лишь полнолуния и новолуния, к которым приурочивались как начала всякого рода коллективных работ, так и общенародные праздники. Такой лунный календарь, хотя и соответствовал некоторым природным явлениям видимому движению луны по эклиптике, приливно-отливным колебаниям, вегетативному росту, женским месячным очищениям и т.

В самом конце славянского этногенеза в связи с распространением семибожья и позднеримской семеричной системы дней, у славянских племен сложилась семидневка.

Но нужно уметь видеть в этих датах и нечто иное. Быт славян был сакрален изначально, и теперь мы будем доставать эти тайны из прошлого.

Потому мы расскажем и о совершенно бытовых, ежедневных делах. Смысл в том, что совершение этих простых привычных действий, тоже можно подчинять традиции.

Годослов - календарь древних славян

Даты же кологодных праздников, напротив, берутся из юлианского церковного календаря. При этом существующее расхождение между юлианским и григорианским календарём не учитывается. Так как в юлианском "Иван Купала" 24 июня - день летнего солнцестояния, а 7 июля довольно далеко от солнцестояния, то логично было оставить эту дату 24 июня без изменений в современном календаре. Так же поступили со всеми другими церковными праздниками, считая что на момент принятия этого самого юлианского календаря расхождение было минимальным, и когда-то 24 июня по юлианскому календарю было близко к летнему солнцестоянию.

Получается, что Велесов День отмечается родноверами в день святого Власия 11 февраля по григорианскому календарю. В старину же день святого Власия праздновался 11 февраля по юлианскому календарю что соответствует 24 февраля по григорианскому календарю. Но оправдан ли подобный перенос?

Аналогичным образом современные родноверы определяют даты подавляющего большинства славянских праздников. Даты берутся из церковного месяцеслова, а христианские названия просто заменяются славянскими. Мы полагаем, что негоже родноверам пользоваться иноземным календарём, ведь сохранилось достаточно сведений для восстановления месяцеслова, который использовали наши предки.

Начало летоисчисления Вопрос о начале летоисчисления вряд ли был особенно важен для наших предков. В их глазах время было прежде всего цикличным, а потом уже линейным. Коло же, как известно, не имеет ни начала ни конца.

Использующееся в летописях летоисчисление «от сотворения мира» является иноземным, оно пришло из Византии вместе с христианством. Тем не менее, в древности всё же существовали некие опоры, позволяющие соотносить события с определёнными промежутками времени на линейной шкале. Арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан, описывая похороны руса, сообщает: «Потом они построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга белого тополя , написали на ней имя этого мужа и имя царя русов и удалились» 1.

Вероятно, имя царя русов служило для определения времени смерти. В летописях также используется схожий способ датировки событий: «Хронологические пометы в начальных статьях Повести временных лет расчет лет под 6360 г. В современном родноверии чаще всего используются две точки начала летоисчисления: от падения Арконы и от основания Словенска Великого.

Как видно из приведённых выше примеров, славяне соотносили события на линейной шкале времени с периодами правления князей 5 , поэтому мы считаем, что для соответствия славянскому обычаю можно выбрать точку отсчёта, связанную с жизнью и деяниями кого-либо из правителей Руси. Деление на месяцы Исследованием и попытками восстановления древнеславянского календаря в занимался ряд видных учёных, в частности: Д. Прозоровский, Н.

Степанов, Д. Святский, В. Шаур, В.

Предлагаемый нами для использования в родноверческих общинах месяцеслов основан на их работах. Год у наших предков делился на месяцы. Строго говоря, правильнее будет сказать «лето», а не «год», поскольку в древности понятие «год» означало не «период в 12 месяцев», как сейчас, а просто «промежуток времени» 6.

Само слово «месяц» подразумевает привязку к фазам луны, месяц — это период времени от новолуния до новолуния. Святский пишет: «Луна с ее фазами легче всего давала возможность вести календарный счет по неделям и месяцам.

При последующем случившемся важном событии счет обнулялся, и исчисление велось от нового события. Календарная символика у пращуров-славян обозначалась числами двенадцать, шесть, четыре и три, так как связаны с дневным небесным светилом. Тринадцать, семь, пять и четыре — с ночным небесным светилом, а девятка имела и дневное, и ночное значение, то есть связана с солнцем и луной одновременно.

В народном устном творчестве встречаются такие выражения, как «тридевять земель», «тридцать лет и три года», «тридевять» — все отголоски древнего календаря, где смешивались значения солнца и луны. Фрагмент из «Повести временных лет». Другие ученые в сделанных выводах опираются на «Повесть временных лет». В ней упоминаются понедельник и вторник один раз, среда — два, четверг — три, пятница — целых пять, субботние дни — девять, а «неделя», воскресение, — семнадцать. Каждому дню имена присвоили, в каком порядке они располагаются: вторник — день второй, четверг — четвертый, пятница — пятый.

Воскресенье, или «неделя», одним названием говорит о запрете на труд в этот день, поскольку он отводился для отдыха. Понедельник — первый день после минувшей недели. Суббота — название, что перекочевало из иврита, а перенято во времена массового крещения Руси. Среда имеет положение «срединное» — делит пять дней недели пополам. Уважением и почетом пользовались воскресенье и пятница.

У славян имелась народная традиция с древними истоками — праздновать дюжину пятниц года. Некоторые ученые считают, что славянский календарь пятидневный, а субботу и воскресенье позаимствовали от пришествия христиан на Русь. Полагается, что славяне не имели и единой системы счета, исчисление делилось на бытовое и церковное, каждое имело особенности. Также славяне посвящали дни недели богам. В этом они схожи с верованиями римлян, те соединяли семь планет и планетарных богов с днями недели и присовокупляли к этому халдейскую астрологию Месопотамии.

Славяне считали четвертый день Перуновым, пятый — Макоши , что превратился со временем в Параскеву пятницу.

Эта традиция восходит к погребальным культам Египта, сорок дней и сорок лет считались временем «приуготовления» очищения, жертвы, испытания в Библии и Коране. Сорок, как число полноты, совершенного множества, встречается не только в славянском, но и в армянском, тюркском, монгольском эпосах.

Следы почитания числа «сорок» имеются в архаическом счете двадцатками полусороками у французов и англичан. Но как же совмещался счет годового времени «сороками и девяностами» с восьмичастной конструкцией славянских святилищ-календарей? Поскольку в солнечном календаре должны были отмечаться четыре годовые фазы Солнца, для их определения вводился счет «девяностами» и лишь внутри каждого такого периода располагались циклы в 40 и 9 дней.

При этом нарушалась строгая симметрия древнего календаря, имевшего восемь равных частей по 45 дней, и вводилась новая, более сложная ритмика: к двум «сорокам», следующим подряд, добавлялась одна «девята», что равнялось 89-ти дням, последний, девяностый, был днем праздника, совпадавшего с наступлением очередной солнечной фазы. Очевидно, «девятый», священный «срок» года лишь постепенно составлялся на протяжении всего солнечного круга. Можно сделать вывод, что после отказа от прежнего восьмичастного солнечного года астрономический календарь индоевропейцев начал превращаться в обрядовый, а древняя наблюдательная астрономия постепенно заменялась вычислительной, сугубо ритуальной: не отсюда ли родство древнерусских понятий «считать» и «почитать», соединившихся в слове «чести»?

Для славянских племен, оказавшихся на бескрайних равнинах северо-востока Европы, в зоне повышенной облачности и скрытой линии горизонта, переход к такому календарю был, наверное, неизбежен и начался он, судя по данным астрономии, в IV веке. Ритмическая структура древнего солнечного календаря подтверждается, как это ни странно, Юлианским церковным календарем и связанными с ним народно-церковными средневековыми месяцесловами, святцами. В расположении важнейших христианских праздников, не связанных с подвижной лунно-солнечной пасхалией, наблюдается такое же чередование 40-дневных и 9-дневных периодов см.

Если точками отсчета брать астрономические дни равноденствий и солнцеворотов по состоянию на IV век , то с ритмическим модулем 40-40-9-1 внутри каждой четверти года совпадут даты более двух третей непереходных двунадесятых и великих церковных праздников, что не может быть случайностью. Схема 2. Реконструкция восточнославянского солнечного календаря IV—X века.

Деление его на восемь основных частей связано с годовыми фазами Солнца, днями равноденствий и солнцестояний. Обратимся к схеме реконструкции годового круга восточнославянских празднеств. Если в церковном, поделенном на 12 месяцев, календаре насчитывалось «дванадесять» важнейших праздников, то в дохристианском таковых было девять, по числу солнечных «сроков».

Одним из свидетельств тому является русская счетная поговорка: «Един Бог, два тавля Моисеевых, три патриарха на земле... Каковы же были, хотя бы по названию, эти «радости», когда они отмечались восточными славянами? Естественно предположить, что восемь из них оказывались приурочены к четырем фазам и четырем полуфазам Солнца.

Самыми главными, несомненно, являлись таинства Купалы — летнего солнцеворота 22 июня в настоящей статье все даты приводятся по новому стилю, почти совпадающему с астрономическими датами «староюлианского» и древнего солнечного календаря. Вторым по значению и сходным по смыслу был праздник зимнего солнцеворота 22 декабря — Коляда.

Всё больше информации появляется про гораздо более долгую историю славян, чем нам говорят об этом учёные и историки. К примеру, в 1944 году стало известно про славянский календарь Славяно-Арийские Веды , который насчитывает много тысяч лет сокрытого прошлого наших предков.

Славяно-Арийский календарь имеет название Каляды Даръ, что означает подарок Коляды — Светлого Иерарха, который разработал календарь для наших предков. И если рассматривать истоки происхождения слова календарь, то этот вариант гораздо более реалистичный, чем нам преподносит официальная наука с историей.

СЛАВЯНСКОЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ.

Большинство ученых полагают, что изначально Новый год был в день осеннего равноденствия, что помогало более точно настраивать календарь славянам от сотворения мира в Звездном Храме. ЯЗЫЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ У древних славян, без сомнения, существовали понятия о делении и исчислении времени. 17 октября - 43734302368 - Медиаплатформа МирТесен. Так что, как видите, календарь древних славян не так уж бесполезен, люди до сих пор интересуются им. Тем более, если учесть, сколько сот лет он пережил, сохранив знания, точность и актуальность до сегодняшнего дня.

Народный календарь восточных славян. Инфографика

Сегодня расскажу вам про славян, о народном календаре или славянском календаре наших предков, который сейчас можно назвать лунно солнечный календарь, самым точным и живым календарем древних славян. Сегодня древним славянским календарём (Круголетом Числобога или Даарийским Круголѣтом Числобога) пользуются только ПравоСлавные славяне (прошу не путать с христианами), Староверы-Инглинги и Ирландский Орден Друидов. Древние славяне, придумавшие славянский календарь животных, вели летоисчисление от сотворения мира. чертог. Понедельникъ. день недели. В данном видео речь пойдет о летоисчислении. В частности, затронуты такие темы, как Юлианский, Григорианский, славянский календарь.

Новости страны Северной

Новости страны Северной Сегодня расскажу вам про славян, о народном календаре или славянском календаре наших предков, который сейчас можно назвать лунно солнечный календарь, самым точным и живым календарем древних славян.
«СОЛНЕЧНОЕ КОЛО» ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Сетевые источники о календаре древних славян.

СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

чертог. Понедельникъ. день недели. Починки — один из праздников славянского календаря, который отмечался на следующий день после Сретения. Народный славянский календарь содержит в себе сведения о Народных Праздниках каждого месяца в течение календарного года. Праздник Живин день — Славянские Праздники Родноверов и Народные В ночь с 30.04 на 01.05 Живин день Живин день. Древний Славянский календарь, также как и скандинавский или кельтский, имел Руническую форму отображения, то есть изначально названия месяцев, чисел, дней недели и названия Лет записывались Рунами. когда отсчет велся "от сотворения мира"?

Славянские меры времени

И по летоисчислению славянский календарь является самым древним. Пронизанный мудростью предков и отголосками древних обычаев, славянский народный календарь олицетворяет собой удивительное путешествие по золотому кругу года. В основе народных календарей славян лежит церковный (православный или католический) календарь, определяющий состав, порядок, иерархию единиц годового времени (прежде всего праздников, постов и мясоедов), в значительной степени и их терминологию. Попытки реконструировать солнечный календарь у восточных славян или вообще у славян суетны. Все, что известно в славянских традициях по этому вопросу имеет черты лунного фенологического календаря, как и у других древних и.-е. народов. тотемный годослов У Славян в далекой древности, у наших предков, существовал свой гороскоп, который был основан на тотеме животных, на звериных характеристиках в соотношение черт к человеку.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий