«Челове́к-амфи́бия» — советский художественный фильм 1961 года, поставленный на студии «Ленфильм» режиссёрами Владимиром Чеботарёвым и Геннадием Казанским по. актеры фильма с фото. Узнайте кто играет главную и другие роли. Актер. Популярные работы: Человек-амфибия (1961), Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Охота на тигра (1980), Свадьба в Малиновке (1967).
Владимир Коренев (Ихтиандр)
- Впереди Голливуда
- Небесные глаза ихтиандра: в него были влюблены все женщины СССР, но он всю жизнь обожал свою Алю
- Исполнитель главной роли в "Человеке-амфибии" Коренев умер от COVID
- Что осталось за кадром советского фильма «Человек-амфибия»: интересные факты
Как советский «морской дьявол» утер нос Голливуду
Ихтиандр освободился от пут. Помощник, который тоже находился под водой, протянул Кореневу загубник акваланга, и тут выяснилось, что акваланг почему-то не работает. Реакция Рэма Стукалова была молниеносной: он мгновенно протянул актеру свой акваланг. О том, что произошло во время съемок, Кореневу расскажут позже, опасаясь, что у него пропадет кураж. Судьба картины после съемок Премьера фильма «Человек-амфибия» состоялась 28 декабря 1961 года. В 1962 году фильм «Человек-амфибия» стал лидером проката, его посмотрели 65 млн зрителей. Однако критики не скупились на хлесткие выражения, ругая фильм «за красивость» и отсутствие вкуса. Одна из статей, как позже вспоминал Владимир Чеботарев, называлась «Плачь по Ихтиандру». Кадр из фильма Досталось и нарядам, в которых снимались Вертинская и Коренев.
Ее платья были точной копией коллекции Диора и стоили наверняка недешево. Прошлись по белым брюкам, в которых ходил по «Буэнос-Айресу» длинноволосый красавец Ихтиандр. Недоброжелатели и завистники успокоились только тогда, когда фильм «Человек-амфибия» получил один из главных призов — «Серебряный парус» — на первом международном фестивале фантастических фильмов в итальянском городе Триесте. Эдуард Розовский вместо наград и похвалы был исключен из партии. Оператора обвинили в ущербе государству. Режиссера — в увеличении сметы. О том, что причиной простоя были плохие погодные условия, никто и слышать не хотел. К счастью, у фильмов есть свои «судьи» — зрители.
Киноленту с удовольствием смотрят и сейчас, 60 лет спустя. Известный американский режиссер Квентин Тарантино однажды признался, что любимым русским фильмом для него является картина «Человек-амфибия». Любопытные факты Купить билеты на премьерные показы фильма «Человек-амфибия» было непросто. Очевидцы вспоминают, что штурмуя кассы, очередь нечаянно продавила витрины кинотеатра «Россия», где проходила презентация картины. В качестве консультанта для съемок драмы Чеботарев и Розовский планировали пригласить французского исследователя Мирового океана Жака-Ива Кусто, обладавшего уникальным мастерством подводных съемок. Но денег на это не выделили. Песню к кинофильму «Эй, моряк, ты слишком много плавал…» написал молодой композитор из Ленинграда Андрей Петров. Исполнила ее джазовая певица Нонна Суханова.
А роль певицы сыграла манекенщица Нина Большакова. На конкурсе фильмов 1962 года, который проводил журнал «Советский экран», зрители назвали «Человека-амфибию» среди пяти лучших картин.
Его спас матрос, который вовремя заметил, что Эдуард Александрович задыхается.
Последствия, вызванные недостатком кислорода, мучили всю жизнь. В другом эпизоде Анастасии Вертинской необходимо было «утонуть». Для достижения необходимого эффекта к спине привязали свинцовый пояс, который утянул артистку на девятиметровую глубину.
Михаил Козаков признался, что завидовал коллегам, так как роль Зуриты «исключительно земная» и проходила в латиноамериканском городе, который сняли в Баку. Джазовые и латиноамериканские мотивы ранее не звучали в советском кино. Роль ресторанной певицы досталась манекенщице Нине Большаковой.
Согласно первоначальному замыслу, её персонажу требовалось раздеться во время музыкального номера и остаться в трико. Студийные цензоры потребовали вырезать песню о «Морском дьяволе», но режиссёр и композитор сократили эпизод на один припев, заменив остальные кадры другими планами. Ольга Петрова, дочь композитора, говорила: «Отец ценил реакцию зрителей и слушателей, а не цензоров.
Если песня «ушла в народ», то стала классикой». Голос персонажу подарила Нонна Суханова. Певица оказалась единственной способной исполнить партию и восемь раз записала песню о «Морском дьяволе» пока не охрипла.
Девятый дубль вошёл в финальную версию фильма. Премьера состоялась в январе 1962 года. В кинотеатре «Россия» зрители, желающие попасть на сеанс, выдавили витрину.
Фильм посмотрел каждый третий житель Советского Союза, но критики разгромили картину за банальный любовный сюжет и «красивость вместо красивого». Эдуарда Розовского обвинили в «ущербе государству» и исключили из партии. Ещё на стадии съёмок смета росла из-за простаивания вследствие погодных условий, но студийное руководство считало виновным неопытного режиссёра.
По этой причине Владимира Чеботарёва заменили Геннадием Казанским «Старик Хоттабыч» , который закончил работу над картиной. Екатерина Фурцева, министр культуры СССР, назвала ленту «подарком министерству финансов» и отправила на кинофестиваль в Италию. Беляев Биографический очерк — 1964; Ляпунов Б.
Человек в морских глубинах… это фантастично и поэтично. Режиссерская экспликация к фильму «Человек-амфибия»; Кадр.
Учась на последнем курсе Коренев обратил на себя внимание режиссера Владимира Чеботарева. Тот искал на роль Ихтиандра в новом фильме актера, который не был бы известен зрителю. Бездонные голубые глаза молодого актера покорили не только советские сердца. Квентин Тарантино как-то признался, что еще в детстве полюбил этот фильм, но даже не догадывался, что он советский. Лента принесла Кореневу всемирную славу и любовь толп поклонниц.
Более подробную информацию о фильме, включая имена операторов, монтажеров, рейтинги, видеоматериалы можно найти на сайтах Википедии и «Кинопоиска». Доктор Сальватор Ученого Сальватора сыграл один из самых именитых и заслуженных актеров того времени — Николай Симонов, лауреат сразу трех Сталинских премий, Народный и Заслуженный артист, обладатель трех Орденов Ленина, Герой труда и Великой Отечественной Войны. Он родился в Самаре осенью 1901 года, в семье зажиточного мельника, окончил всего 6 классов гимназии и поступил в художественное училище.
После Революции учился в Петроградском институте живописи, а затем в институте сценических искусств. Бросив живопись, активно занялся театральной деятельностью и уже в 1031 году стал директором Самарского драматического театра. В кино Симонов появился еще в «немую» эпоху, в 1924 году и сыграл в десятке черно-белых немых фильмов.
Основные роли он играл все же на театральной сцене, но в его насыщенном творчестве нашлось место для 39-ти ролей в кино и нескольких режиссерских работ. Скончался известный актер в 1973 году в Ленинграде. Он родился в 1940 году в Севастополе, с детства занимался в театральном кружке известного педагога Россомахина, поступил в ГИТИС в 1957 году.
Уже на втором курсе дебютировал в кино, снявшись в драме Басова «Жизнь прошла мимо». В 1961 году женился на однокурснице, Алле Константиновой, и уже более полувека они вместе. Дочь Ирина тоже стала актрисой и подарила знаменитому отцу внука.
На последнем курсе Владимира выбрали на роль Ихтиандра — режиссеру нужен был никому не известный молодой актер. Участие в фильме «Человек - амфибия» сделало Коренева самым популярным артистом того времени. По окончанию ГИТИСа стал работать в московском театре Станиславского, стал профессором, преподавал театральное искусство, активно снимался в кино.
На его счету 48 ролей и парочка почетных званий. Пока последняя его работа — роль Немировича-Данченко в многосерийной российской драме «Орлова и Александр». Кстати, «голосом» Ихтиандра в культовом фильме «Человек-амфибия», стал совсем другой, не менее знаменитый актер — Юрий Родионов.
Гуттиэре Прекрасную дочь Бальтазара озвучила Нина Гуляева, а сыграла незабвенная российская актриса Анастасия Вертинская, дочь легендарного Александра Вертинского. Настя родилась в столице в самом конце 1944 года. У великого поэта было две дочери, и обе они воспитывались в уникальной творческой среде.
Анастасия хотела стать балериной, но не подошла по физическим параметрам, и тогда решила посвятить свою жизнь иностранным языкам.
Где снимали кинофильм “Человек-амфибия”: режиссер, кто сыграл ихтиандра
Владимир Коренев и Анастасия Вертинская в фильме «Человек-амфибия», 1961г. Все образы, созданные актёрами в фильме 1961 года, и для меня являлись точным воплощением героев романа. Фото: Владимир Коренев в фильме «Человек-амфибия». Не всем известно, но «Человек-амфибия» — это вовсе не первый кинофильм Владимира Коренева.
Человек-амфибия (1961) — актёры и создатели
Владимир Борисович Коренев | Фильм «Человек-амфибия», снятый на «Ленфильме» в 1961 году, стал шедевром своего времени. |
Кто на самом деле исполнял песню «Эй, моряк», и почему певица осталась за кадром | Экранизация романа а «Человек-амфибия» (1961) стала одной из первых ласточек жанра «экологической фантастики» российского экрана. |
Человек-амфибия (фильм 1961)
Фильм Человек-амфибия (1961) смотрите онлайн на Триколор Кино и ТВ: Советский художественный фантастический фильм «Человек-амфибия» поставлен режиссёрами Владимиром Чеботарёвым и Геннадием Казанским в 1961 году по одноимённому. Интервью с режиссёром фильма, Владимиром Александровичем Чеботарёвым – Самые лучшие и интересные новости по теме: СССР, истории, кино на развлекательном портале Фильм Человек-амфибия был выпущен в 1961 году на студии Ленфильм режиссёрами В. Чеботарёвым и Г. Казанским по одноимённому научно-фантастическому роману Александра Беляева. За год до премьеры актер фильма «Человек-амфибия» женился на однокурснице Алевтине Константиновой.
79-летний Ихтиандр из «Человека-амфибии». Как выглядит сегодня Владимир Коренев
Наибольшую известность он получил после фильма 1961 года «Человек-амфибия», в котором сыграл Ихтиандра. Фильм Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского «Человек-Амфибия» в 2021-м отмечает свое 60-летие. Фото: Владимир Коренев в фильме «Человек-амфибия». Не всем известно, но «Человек-амфибия» — это вовсе не первый кинофильм Владимира Коренева.
Человек-амфибия и ведущий актер театра. Каким запомнят Владимира Коренева
Но писать фельетон не хочется: фильм нравится зрителям. И даже будит чувства добрые». Всё-таки даже самых замечательных технических новшеств мало для того, чтобы создать художественное произведение» — заключал критик [23]. Успех этот заставляет призадуматься о судьбах жанра» [24]. В течение 1962—1963 годов, пока фильм «Человек-амфибия» победно шёл по экранам страны, в центральных изданиях … печатались статьи, основной тезис которых сводился к утверждению мнения, что содержание картины Казанского — Чеботарёва уводит советских людей от действительности, предлагает ему соблазны западной жизни… [25]. Критика фильма продолжалась и в последующие годы. Специализировавшийся на научной фантастике критик Всеволод Ревич написал, что политические идеи фильма «сведены к удручающей прямолинейности, художественные — к мелодраматическому любовному треугольнику и безвкусным, тарзаньим прогулкам Ихтиандра по крышам» [26]. Экранизация «Человека-амфибии» стала первым суперблокбастером послесталинской эры. Такого обвала киносеть ещё не видывала… Случись грамотному продюсеру увидеть тот океан золота, что принёс фильм об амфибии… Но Чеботарёв с Казанским жили в диком, уродливом, безжалостном мире свободы, равенства и братства, где прибыль ничто, а штучное мастерство не ко двору. У дуэта поэтов-фантастов отняли лёгкие, посмеялись над жабрами и выплеснули вместе с их рыбой-ребенком в мировой океан.
Критика выбранила их за легковесность и аттракционность в святой теме борьбы с капиталом… [27] — Горелов Д. Первый ряд-61: «Человек-амфибия», 2001. Киновед Олег Ковалов обратил внимание на то, что самую знаменитую «разносную» статью о фильме написал не догматик, а яркий «шестидесятник» и автор самого этого термина Станислав Рассадин. Это казалось не просто дурновкусием, а стратегически опасным отступлением от жизненной правды…» [28]. Несмотря на то, что советское кинематографическое руководство отнеслось к фильму с большим скепсисом это была вторая полнометражная картина в кино молодого режиссёра Чеботарёва , картину ждал прокатный успех и долгая зрительская память [19]. Немало способствовала успеху фильма и новаторская для советских зрителей того времени электронная музыка молодого композитора Андрея Петрова. Меж тем — cамо содержание фильма было не слишком далеким от ведущих мотивов искусства «оттепели». Фильм «Человек-амфибия», снятый в жанре фантастической феерии, по-своему и самым неожиданным образом выразил этот ведущий мотив советского искусства конца 1950-х — начала 1960-х годов…" [29]. К вопросу об Ихтиандре.
Киновед и кинокритик А. Фёдоров написал, что успеху фильма помогли «не только уникальные для своего времени подводные съёмки и обаятельный дуэт В. Коренева и А. Вертинской», но и то, что он стал символом эпохи «оттепели» [30]. Фёдоров дал также следующую оценку фильму: «Экранизация романа А. В весьма зрелищной форме здесь была заявлена тема ответственности учёного за свои открытия. В итоге Ихтиандр — юноша с пересаженными рыбьими жабрами — становился жертвой жестокого буржуазного общества, падкого на сенсации. В картине сложился замечательный любовный дуэт юных положительных персонажей в исполнении В. Козакова» [32].
В книге «Великие советские фильмы» 2011 картина отмечена как «единственная среди беляевских экранизаций несомненная удача в художественном и постановочном отношении» [33]. Признание и награды На конкурсе фильмов 1962 года, проведённом журналом «Советский экран» , зрители назвали фильм среди пяти лучших, в десятку лучших актеров вошли А.
Горбачева, где он провел в заточении несколько августовских дней 91-го года. Там снимались морские и подводные эпизоды.
Во время съемок на воде были использованы самые различные хитрости. Например, чтобы в кадр не заплывали случайные люди, место съемок огораживали сеткой. На эту территорию запускали рыб, устанавливали декорации: морские звезды были из стеклоткани, водоросли — из поролона. Под водой обычно работали восемь человек, но иногда, когда сцена была несложной, оператор Розовский снимал актера в одиночку.
При этом Коренев долго находиться под водой не мог и ему специально устраивали тайники: спрячут под каким-нибудь предметом акваланги, он делает остановку, глотнет воздуху и поплывет дальше… А однажды он чуть не погиб. Рассказывает В. Чеботарев: «Мы привязали Коренева к якорю и стали спускать вниз. Помните, Ихтиандр лежит на морском дне, привязанный к якорю.
Но неожиданно якорь не зацепился за гребень подводной горы, а стал скользить в ущелье между скалами. Для нас, киношников, это, конечно, находка — показать подводные горы и ущелья. А для актера, хотя и тренированного, но еще недостаточно опытного подводника? Решили рискнуть… И в тот момент, когда у Володи меняли аппарат, акваланг не сработал.
На такой глубине — это смерть. Тогда Рэм делает глубокий вдох, набирая воздух из своего акваланга, снимает его и надевает на Коренева. А сам мгновенно уходит вверх. У меня все оборвалось внутри: Стукалов всплывал без остановки, а ведь перепад давления достигал нескольких атмосфер.
Что будет с ним наверху? Останется ли жив? Не разорвутся ли ушные перепонки? Когда Рэм Стукалов появился на поверхности воды, из его ушей хлестала кровь.
Вот такова цена лишь одного кадра на грани риска, лишь одного мгновения из 260 часов, проведенных под водой». После этого случая к якорю решили привязывать муляж Отмечу, что таких экстремальных ситуаций на протяжении всех съемок было еще несколько, причем гибель могла поджидать любого из съемочной группы в самом неожиданном месте и самым невероятным способом. Например, от удара током. Рассказывает Э.
Розовский: «Нужно было создать весь комплекс осветительной аппаратуры, и то, что мы делали тогда, сейчас даже трудно представить.
Ведь свадьбу мы сыграли 2 апреля 1961 года, а съемки велись тем же летом», — вспоминал позже Владимир Борисович. Не обошлось в их семейной истории и без ревности.
Так, сцены заграничного портового города снимали в Баку, и Михаил Козаков, вернувшись оттуда, намекнул Константиновой, что ей нужно срочно ехать присматривать за мужем. Мол, Вертинская явно положила глаз на молодого коллегу-красавцу. А потом я прихожу на площадку, а там Настя Вертинская в моих солнечных очках.
Вышедший на большие экраны фильм произвел фурор, в Ленинграде поклонницы раскачали киоск, в котором продавались открытки с Кореневым. Своего кумира дамы поджидали возле института, осаждали на улице, караулили возле дома. Почтальон однажды в сердцах заявил, что не будет больше таскать мешки писем Кореневым, сил больше нет тягать такие тяжести.
Одна из поклонниц однажды прислала часть своей фотографии актеру, подписав, что все остальные фрагменты, где она обнажена, она будет присылать ему в течение месяца. Исполнитель роли ихтиандра отправил письмо адресату с припиской, что у него подобных фото нет, поэтому и чужих ему не надо. Не мог спокойно играть Коренев и в театре — стоило ему появиться на сцене, поклонницы рвались к нему с букетами, а зал начинал аплодировать.
Владимир Коренев В какой-то момент актер попал в ловушку своего образа героя-любовника, новые роли ему предлагали только в рамках этого амплуа. Тогда Коренев последовал совету Ивана Пырьева и перевоплотился в картине «Свет далекой звезды» в негодяя Виктора, бросившего беременную девушку. Поклонницы были разочарованы, и градус безусловного обожания актера снизился.
Коренев сам не раз признавался, о раннем браке он не пожалел ни разу: слава могла вскружить голову, но супруга спасла его от нападок поклонниц. Актер даже шутил по этому поводу: без присмотра жены он бы пошел по рукам. Но она очень мудрая, и она меня спасла, потому что можно было пойти по рукам и спиться.
Конечно, я этот фильм очень люблю. А какие чудесные воспоминания о съемках! Хотя я дважды чуть не лишился жизни… «Пока меня отвяжут, пока поднимут, я кончусь!
Настя тогда даже держаться на воде не умела. На подготовку артистов в Ленинградском институте физкультуры ушло три месяца. А потом тренеры — аквалангист Владлен Кебкало и первый чемпион СССР по подводному спорту Рэм Стукалов, вместе со съемочной группой отправились в бухту Ласпи под Севастополем, где вода была самой прозрачной.
Опускались под воду в аквалангах с инструктором-подводником, — рассказывал режиссер. После этого инструктор вынимал загубник изо рта, брал акваланг и уходил из поля видимости камеры. Примерно минуту Вертинская и Коренев держали воздух и работали.
Точнее, сколько мог актер не дышать, столько мы и снимали. Потом я давал сигнал «стоп», им засовывали в рот загубник. После этого Володя и Настя отдыхали до следующего эпизода.
Конечно, не обошлось без инцидентов. Вот я начинаю вырываться из пут. Режиссер кивает, мол, снято.
Мне дают загубник акваланга, но воздух не идет! Что-то сломалось… А я же привязан!
Фильм Человек-амфибия актеры и роли / 1961
1961 год Кадр из фильма «Человек-амфибия». Кто снимался в фильме Человек-амфибия (1961)? Полный список актёров и участников съемочной группы на портале о кино Киноафиша. Съемки фильма «Человек-амфибия» стали прорывом в мировой кинематографии. советский научно-фантастический романтический фильм 1962 года режиссеров Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского с Владимиром Кореневым в главных ролях. Фильм «Человек-амфибия» также стал вторым в его карьере. Когда Коренев учился на последнем курсе, на него обратил внимание ассистент по актерам, искавший кандидата на главную роль в фильме «Человек-амфибия».
Контртенор Люсьен Сур раскрыл секреты формирования уникального голоса вокалиста
- Анастасия Вертинская и бакинские тайны фильма «Человек — амфибия», трагедии за кадром
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- "Человек-амфибия"... Анастасия Вертинская и Владимир Коренев в фильме...
- Ежедневный риск и чешуйки из кинопленки: опасные съемки легендарного "Человека-амфибии"
- Владимир Коренев (Ихтиандр)
"Человек-амфибия"... Анастасия Вертинская и Владимир Коренев в фильме...
- Коренев несколько раз едва не погиб на съемках фильма "Человек-амфибия"
- Человек-амфибия (1962) - актеры и роли фильма
- Главные герои: актеры
- Человек-амфибия (фильм, 1961) — Википедия с видео // WIKI 2
Человек - амфибия. (1961). 4к 2023 — Video
Однако союз распался как раз из-за успешного фильма «Человека-амфибии»: экранному злодею не давали покоя поклонницы. Скандалы звезд фильма «Человек-амфибия». Широкую известность он приобрел в 1961 году, сыграв главную роль в киноленте «Человек-амфибия». Скандалы звезд фильма «Человек-амфибия». Человек-амфибия: актеры и создатели фильма.
Анастасия Вертинская и бакинские тайны фильма «Человек — амфибия», трагедии за кадром
Эдуард Розовский качал головой: не то. Им оказался 20-летний Владимир Коренев — невероятный красавец, любимец всех студенток вуза и доброй половины жительниц Москвы. После выхода картины на экран его назовут секс-символом страны. Михаил Козаков. Несмотря на молодость, он был очень популярен. За четыре года до съемок «Человека-амфибии» Козаков сыграл Гамлета в Театре имени Владимира Маяковского и вошел в труппу легендарного «Современника». И все-таки судьба есть, и это не миф.
Владимир Коренев не раз рассказывал, как будучи пятилетним мальчиком, слушал по ночам роман Беляева «Человек-амфибия». Его «читал» пальцами слепой родственник, приехавший в гости к родителям. Как морское дно превратилось в съемочный павильон Фантастическая история разворачивается в Буэнос-Айресе — эту роль в картине сыграли старые кварталы Баку. Мечту режиссера и оператора снять морские сцены в Саргассовом море реализовать не удалось — бюджет фильма был очень скромным. В результате остановились на бухте Ласпи, которая находится в Крыму. Группа работала в поселке Кастрополь и возле скалы Ифигения.
Дельфинам и рыбам построили вольер, для этого находчивый Розовский, прозвавший бухту «морским павильоном», придумал сетчатую конструкцию в виде аквариума. Купили рыболовецкую шхуну, и началась работа. Кадр из фильма Позже Владимир Чеботарев рассказывал, что все 25 членов съемочной группы, в том числе актеры, прошли шестимесячное обучение, сдали экзамен на звание «легкого водолаза», получили профессиональные права и водолазные книжки, где было сказано, что допуск погружения составляет до 40 метров. Страх можно преодолеть До съемок Анастасия Вертинская совершенно не умела плавать, но в процессе работы настолько увлеклась, что отказалась от дублеров. Правда, актриса долго не могла решиться на прыжки в воду. Но когда увидела дублершу, оценила ее пышные формы, представила, как это будет выглядеть на экране, категорически отказалась от помощи.
В сцене с акулой Вертинская исполнила невероятно сложный трюк — не двигаясь, опустилась на дно. Правда, это удалось сделать с помощью 10-килограмового пояса, который тянул вниз. Риск был огромен, но актриса решительно отвергла статистов. Кадр из фильма Консультантами картины являлись аквалангист Владлен Кебкало и чемпион страны по подводному спорту Рэм Стукалов. Съемки были невероятно сложными. Основная часть группы провела под водой, температура которой не превышала 15 градусов, около 300 часов.
Розовский и того больше — около 400. Коренев дважды был в опасности У Владимира Коренева был дублер — чемпион по подводному спорту Анатолий Иванов.
Так бывает всегда, когда заканчиваются съёмки картины и приходится расставаться с полюбившимися героями и местами [14]. Где прозвучат вновь такие знакомые и каждый раз неизменно волнующие слова: «Внимание! Во всяком случае, мы хотим превратить морское дно в киносъёмочный павильон. Остаётся доказать реальность замысла… К тому времени сценарий фильма «Человек-амфибия» 10 лет пролежал невостребованным на киностудии «Ленфильм»: читать его читали, и многие, но никто из режиссёров не хотел браться за постановку из-за технологической сложности самих съёмок.
Кроме того, было известно, что в конце 40-х годов идею экранизации романа Александра Беляева вынашивали в Голливуде [15] , однако отказались от постановки, ввиду невозможности её осуществления, поскольку опыта подобных масштабных игровых подводных съёмок в открытой воде в то время ещё не было. Не было этого опыта и в 1958 году. Однако Владимиру Чеботарёву, успевшему к этому времени поработать в научно-популярном кино, и имевшему кое-какой опыт подводных съёмок, пришла в голову идея разделить съёмку на небольшие эпизоды с задержкой дыхания на минуту-две , в перерыве между которыми актёры могли бы отдохнуть, дыша воздухом из аквалангов [16]. Но одно дело догадка, а другое — её воплощение. Поэтому, прежде чем подать заявку на экранизацию, он и оператор Эдуард Розовский обратились за консультацией к подводникам, к чемпиону СССР по подводному плаванию Рэму Стукалову и другим специалистам. Вывод оказался обнадёживающим: снять фильм будет очень трудно, но возможно.
Заявка была подана, однако сценарий утвердили с большим трудом, поскольку многие работники студии считали подобную затею полнейшей авантюрой [17]. Точно так же думали и американцы. Когда это известие дошло до них, в газете Нью-Йорк таймс появилась статья, в которой подняли на смех будущих создателей фильма, предрекая им «полный провал». В публикации отмечалось, что «сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе». Чеботареву нужен был на роль Ихтиандра артист, которого никто не знает это ведь был фантастический мир, где живёт существо необычное, выросшее в море. На главную женскую роль выбрали 16-летнюю Настю Вертинскую она уже была звездой после роли Ассоль в « Алых парусах ».
Как позже говорил режиссёр — ему нужен был парень, у которого в глазах море, и девушка, у которой в глазах небо. Но из-за недостатка финансов пришлось удовлетвориться Крымом и Чёрным морем, очень скудным в плане живности. И тогда главный оператор Эдуард Розовский придумал сделать большой аквариум в форме раструба, посадить туда редких рыб и закрепить перед подводной камерой. Была куплена старая рыболовецкая шхуна и организован вольер для дельфинов. Кроме того, часть съёмок проведена в крымском посёлке Кастрополь и под склоном скалы Ифигения. Сцены заграничного портового города — по книге Буэнос-Айреса — снимали в Баку позже в этом районе Баку, в фильме « Бриллиантовая рука », снимут сцены другого заграничного портового города — Стамбула.
Актёры Владимир Коренев и Анастасия Вертинская прошли обучение подводному плаванию в Ленинградском институте физкультуры, и затем начались съёмки. Тем не менее съёмочная группа не раз подвергалась опасности из-за сложности работы под водой. В эпизоде, когда Ихтиандр опускается под воду на цепи, матрос не уследил за ней, выпустил из рук, и шестидесятиметровая железная цепь чуть не утащила Коренева ко дну, но, к счастью, его подстраховали. Для Коренева было создано два костюма Ихтиандра — трико из эластичного полотна с рядами нашитых на него вручную полимерных «чешуек». В одном он снимался в подводных сценах, другой надевал для надводных сцен на суше. Был ещё один опасный эпизод — сцена, когда Ихтиандра прячут от Сальватора под водой, привязав его к якорю.
Эпизод снимался на глубине 20 метров, в паузе Кореневу дают загубник акваланга , а тот не срабатывает. Находившийся рядом Рэм Стукалов сбрасывает свой акваланг и отдаёт его актёру, а сам без остановок всплывает.
Казанский, В. Чеботарёв В кинокругах затею считали полнейшей авантюрой, а узнавшая о начале работы газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала статью, в которой создателям фильма предрекали пролный провал. Руководители студии считали, что это будет детский приключенческий фильм, который обойдется небольшим бюджетом. Чеботарёв Режиссёр поставил ассистентам поэтичную задачу: найти таких актёров, чтобы у Гуттиэре в глазах было небо, а у Ихтиандра — море. При этом они должны быть с южной внешностью, не известные зрителям и чтобы он выглядел роковым красавцем, а она была ослепительно юной… Именно ассистенты подарили советскому кино одну из самых красивых и романтичных экранных пар — 21-летнего Владимира Коренева и 17-летнюю Анастасию Вертинскую. Для каждого из них это был всего лишь второй фильм. Чеботарёв Оператору Эдуарду Розовскому хотелось создать «особенный взгляд» Ихтиандра и Гуттиэре и подчеркнуть необыкновенный цвет глаз.
Для этого справа и слева от актёров ставились специальные лампы с голубыми и зелёными фильтрами. Они подсвечивали цвет радужки, делали взгляд глубоким и почти прозрачным. Чеботарёв В качестве консультанта планировалось привлечь знаменитого Жака-Ива Кусто.
В основу фильма «Человек-амфибия» был положен одноименный роман Александра Беляева, который американцы хотели экранизировать еще в конце 40-х годов.
Но они от этой идеи быстро отказались, поскольку у них тогда еще не было опыта масштабных глубоководных съемок. Не было его и у советских кинематографистов в начале 60-х годов, что тоже едва не поставило крест на этом проекте. Когда режиссер Владимир Чеботарев пришел в большой кинематограф в 1960 году, дебютировав историко-биографическим фильмом «Сын Иристона» и оператор Эдуард Розовский дебют в кино состоялся в 1959 году — фильм «Юлюс Янонис» только заикнулись о создании подобного фильма на студии «Ленфильм», тамошнее руководство замахало на них руками: дескать, это же подводные съемки, всякие эффекты, на которые уйдет уйма денег! А результат?
Кто, мол, вам сказал, что у вас что-то получится? Однако режиссер с оператором оказались людьми упертыми и пробили-таки свой проект. Когда об этом узнали американцы, они покрутили пальцем у виска. В газете «Нью-Йорк таймс» даже была помещена статья на эту тему, где над будущими создателями фильма откровенно потешались и предрекали им полный провал.
В публикации отмечалось, что сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съемок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе. Что из этого получилось, мы теперь знаем: наши кинематографисты утерли нос янки. Поскольку у Чеботарева и Розовского киношного опыта было, как говорится, кот наплакал, а будущий фильм проходил по разряду «сложнопостановочных», руководство «Ленфильма» отрядило к ним в помощь опытного профессионала — 51-летнего режиссера Геннадия Казанского, который, пришел в кино еще в начале 30-х годов дебютировал как режиссер в 37-м и с тех пор снял более десятка различных картин, в том числе и трюковой фильм «Старик Хоттабыч» 1957. Как только был утвержден съемочный коллектив картины, тут же поступило распоряжение всем участникам будущих съемок отправляться на учебу в одну из ленинградских водолазных школ.
И в то время как актеры, режиссеры, операторы и другие члены съемочной группы учились работать под водой, остальные их коллеги тоже не сидели сложа руки. Например, гримеры и бутафоры ломали головы над, казалось бы, неразрешимыми проблемами: как сделать так, чтобы грим не смывался водой, какой костюм должен быть у Ихтиандра, как возводить декорации на воде и под водой и т. Короче, пота было пролито море. Взять, к примеру, историю с костюмом Ихтиандра.
Его шили из различных материалов, но ни один из них не выдерживал долгого пребывания под водой: один материал разбухал, другой — растягивался. Наконец нашли выход: взяли ткань от колготок и нашили на нее 10 тысяч чешуек, которые предварительно вручную выкрасили в перламутровую краску. Таких костюмов, на всякий случай, сделали четыре. Тем временем оператор Розовский и его помощник Мирон Темиряев отправились на пару недель в Судак, чтобы проверить, каково снимать под водой.
Выполнив нужный объем работ, киношники вернулись в Ленинград. Здесь отснятое было показано руководству, которое до сего момента все еще сомневалось в том, что отечественная техника сможет осилить глубоководные съемки. Но увиденное развеяло последние сомнения: снимать было можно. Наконец, предварительный этап работы был завершен, и в начале мая 1961 года съемочная группа отправилась к своему первому месту съемок — в город Баку.
Там в течение нескольких недель были отсняты городские эпизоды. Затем киношники сменили съемочную площадку и передислоцировались на Черноморское побережье, в бухту Ласпи, что в 25 км от Севастополя сейчас там высится бывшая дача М.